Сочинение на тему: Образ Христа и загадка финала поэмы Блока «Двенадцать. Готовимся к сочинению

Интерпретация поэмы А. А. Блока «Двенадцать», особенно ее финала, - один из самых интересных и загадочных вопросов в творчестве поэта. Вышедшая вскоре после статьи «Интеллигенция и революция», написанная словно на одном дыхании в течение января 1918 года, поэма вызвала двойственное к себе отношение. По воспоминаниям В. Маяковского, поэмой зачитывались и белые, и красные. Но, как тогда же отмечала критика, появление Христа в финальной главе поэмы озадачило всех: для белых это было богохульством, для красных - досадным религиозным мистицизмом. Отсюда разные точки зрения - Христос ли с двенадцатью апостолами идет по заснеженным улицам? Или это Антихрист? Что несет его образ людям? Что принесла им революция?

В мировоззрении Блока немалое место занимает идея революции как возмездие за грехи отцов. Поэтому неизбежны и «гримасы революции» - случайные жертвы, разгул насилия, стихия террора. Такой случайной жертвой в поэме является Катька, погибшая нечаянно, в суматохе преследования «буржуя» Ваньки. Но так ли случайна ее гибель? Революция разрушает традиционные устои, прежние нравственные ценности, христианскую мораль:

Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!

Разрушена старая вера, разрушена Россия - «Святая Русь», «кондовая», «избяная». Следующая цель - мировая революция:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем…

И вульгарный образ «толстоморденькой» Катьки, сближающийся с образом «толстозадой» Руси, - это тот же образ Вечной Женственности, Женского начала, но поруганный, оскверненный. Любовь должна очистить мир, создать его заново, спасти - но спасает ли? Отрекшийся от любви, от революции, от памяти Петруха, подобно апостолу Петру, трижды, до рассвета, отрекшемуся от Христа, - что несет этот образ? Революционный патруль уподоблен двенадцати апостолам, но эти люди, которым «на спину б надо бубновый туз» идут вперед «без имени святого», «ко всему готовы, ничего не жаль», это скорее бандиты, но идут они «державным шагом», а значит, служат власти. За ними - старый мир, безродный пес. «Разрушая, мы все те же рабы старого мира», - писал А. А. Блок В. Маяковскому.

Разрушив скверну, революция не принесла очищения, и если двенадцать апостолов по своей деятельности не являются апостолами, то кто же во главе их? Блок рисует контраст цвета в образе Христа: белизна чистоты и счастья и алый цвет кровавого флага. Что раскрывает такой противоречивый образ?

Впереди - с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим

И от пули невредим

Нежной поступью надвьюжной

Снежной россыпью жемчужной

В белом венчике из роз -

Впереди - Иисус Христос.

Господь должен благословить пролитие крови, но чьей? Иисус проливал свою, революционные «апостолы» - чужую. А если посчитать и идущего за ними пса, то получается, что позади Христа идут тринадцать - лжеапостолы и лжепророк. Такая версия тоже существовала, и нельзя безоговорочно ее отметать, ведь не мог Христос возглавлять людей, идущих «без имени святого». Несомненно одно - возлагаемые на революцию надежды о переделке всего мира, всей жизни не оправдались, и нравственное очищение через страдания - удел лишь тех людей, кто не потерял Бога в своей душе, для кого так же важны и значимы нравственные ценности христианской морали.

Другие работы по теме:

И была роковая отрада В попиранъи заветных святынь... А. Блок В январе 1918 года А. Блок создает самую знаменитую свою поэму - создает за несколько дней, в едином вдохновенном порыве. Обычно требовательный к себе, он, оценивая свое творение, пишет: “Сегодня я гений”. Напечатанная в феврале поэма вызвала бурные и противоречивые отклики.

Гюльнар англ. Gulnare героиня восточной поэмы повести Д. Г. Байрона Корсар Образ Г. опровергает известное высказывание А. С. Пушкина о том что. Байрон создал всего навсего один характер у женщин нет характера у них alignjustifyгюльнар англ Gulnare героиня восточной поэмы повести.

Как мы понимаем идею художественного произведения. Ведь ни один авторне высказывает ее напрямую как например в публицистике. Понять то что хотел сказать автор помогает весь строй художественного произведения и система образов и развитие сюжета Еще один художественный прием кольцевая композиция поэмы.

Не слышно шуму городскогоНад невской башней тишинаЯ больше нет городового. Наступала переломная эпоха. Рушился старый привычный и ненавистный мир и Блок мастерски сумел отразить это в поэме. Двенадцать.

Отношение Александра Блока к Октябрьской революции было неоднозначным. Он воспринимал ее скорее не как историческое событие, повлекшее за собой смену общественного уклада, а как событие, наполненное мистикой. Как борьбу нового мира со старым. И в поэме «Двенадцать» революционная борьба показана с помощью контраста Блоком.

Александр Блок - поэт XX века, поэт своей страны. После революции поэт остался дома, любя Родину, он не мог расстаться с тем, что ему дорого, У него не возникало мысли покинуть Россию, Революция несла перемены. Блок принял ее, так как поэта влекло все новое, неизведанное.

Исус Христос Блока, идущий впереди отряда красногвардейцев, состоявшего из двенадцати человек, остается одной из загадок мировой литературы. Ведь сам Христос ведет один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией.

Федеральное Агентство по образованию Российской Федерации Байкальский государственный университет экономики и права Сочинение. «Чем более я вглядывался, тем яснее видел Христа»

Блок писал в 1920 году: «…те, кто видит в «Двенадцати» политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, – будь они враги или друзья моей поэмы». Поэт утверждал подчиненность политического элемента поэтическому, говорил о «капле политики» в поэме и возмущался, что именно эта «капля» оказалась в центре внимания литературных критиков. «Посмотрим, что сделает с этим время», – замечал Блок, надеясь на другое понимание художественного произведения в другие времена, когда «капля политики» не станет убивать «смысла поэмы», но «окажется бродилом, благодаря которому «Двенадцать» прочтут…».

Поэма "Двенадцать" - одно из самых сильных и современных произведений русской поэзии начала XX века. Это объективный дневник революционных событий.

Поэма Александра Блока “Двенадцать” была написана в первую зиму после октябрьского переворота. В стране постепенно устанавливается власть большевиков, между представителями различных слоев общества возникают новые, совершенно недопустимые ранее отношения.

Почему поэма называется "Двенадцать"? Почему именно Иисус Христос у Блока предваряет шествие отряда красногвардейцев? Какова роль контраста в художественном строе поэмы?

Центральный сюжет поэмы “Двенадцать” очень прост: красногвардейский патруль идет по зимней ночной улице революционного Петрограда. Но эта ночь, эта метель и пурга, в которой теряются встречные фигуры, невольно напоминают “Зимнюю ночь” Пастернака.

«Сегодня я – гений» – такую запись сделал А. Блок, когда родилась его поэма «Двенадцать». Поэт давно уже высказал убеждение, что «гений прежде всего – народен».

Александр Александрович Блок - гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи «музыку революции». В поэме «Двенадцать» Блок пытался запечатлеть время такое необычное, бурное и интересное.

Блок восторженно принял Октябрьскую революцию. Октябрьская революция открыла Блока как художника, вдохновила его на создание “12” -лучшего его произведения, закончив которое он обычно беспощадно строгий к себе, сказал: “Сегодня я- гений!”

Разговор о поэме «Двенадцать» следует начать с дневниковой записи Блока, где он пишет: «В январе 1918 года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 или в марте 1914 года».

Пожалуй, в творчестве А.Блока нет другого произведения, вызвавшего столь бурную реакцию современников, как поэма «Двенадцать». Это - одно из самых сильных и современных произведений русской поэзии начала 20 века.

Александр Александрович Блок, своей поэзией воспевавший патриотические чувства и настроения, создавший восхитительнейший образ Прекрасной Дамы, получивший грандиозное признание при жизни и имевший громкий успех у представительниц слабого пола.

В поэме «Двенадцать» Блок хотел добиться правдивого изображения послереволюционного времени со всеми его контрастами, сумятицей, неразберихой. В 12-й главе смешение интонаций достигает своего апогея: здесь присутствуют отголоски всех звучавших в поэме ритмов, обобщенных литературным, книжным по стилю финалом.

Поэма Александра Блока “Двенадцать” достаточно богата символикой, что вообще характерно для лирики серебряного века, и далее мы попытаемся собрать эти символы в некую единую систему.

Говорят, история человечества - это прежде всего история войн. Действительно, сколько разрушительны войн, вооруженных столкновений было хотя бы за прошлое столетие, и сколько смертей, искалеченных судеб сколько боли принесли они людям! Но, по-моему, ни одна война не имела для России столько последствий, не принесла столько несчастий, сколько принесла их Октябрьская революция.

Автор: Блок А.А. И вечный бой. Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль... А. А. Блок Тему сочинения я выбираю вполне осознанно, потому что считаю ее очень актуальной, интересной, хотя и небезопасной. Писать о революции в наши дни трудно, потому что в оценке этого явления человеческой истории сейчас наблюдается полная неопределенность.

Автор: Блок А.А. Поэма Александра Блока «Двенадцать», в которой поэт принял недавно свершившуюся Октябрьскую революцию, вызвала резкую критику со стороны противников большевиков, в частности, из-за кощунственного, по их мнению, употребления христианской символики в поэме. Действительно, главные герои, патруль из двенадцати красногвардейцев, явно уподобляются двенадцати апостолам Иисуса Христа, а сам он возникает в финале «в белом венчике из роз», как бы освящая миссию двенадцати и революцию, которую они олицетворяют.

Место великого русского поэта и ярчайшего символиста А.А. Блока в русской литературе ХХ века. Анализ смысловой нагрузки и значения символов и ассоциаций как способов скрытого сравнения в поэме "Двенадцать", а также ее взаимосвязь с библейской историей.

Интерпретация поэмы А. Блока "Двенадцать", особенно ее открытого финала, как одного из самых загадочных вопросов в творчестве поэта. Полемический характер поэмы: контрастное изображение двух миров, мирового пожара, революционного переустройства жизни.

Поэма А. Блока "Двенадцать" была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков, наконец разгон Учредительного собрания, первого российского парламента. Интеллигентами того круга, к которому относился А.

Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего "розовое облако грез" и "милого воина", "одетого в серебро", до создателя поэмы "Двенадцать", с огромной силой выразившего страшную " музыку разрушения" и тоску по другой музыке, музыке "нового века", который "взойдет средь всех несчастных поколений".

ПОЧАТКОВА МОЛИТВА (перед тетраподом) + В ім я Отця, і Сина, і Святого Духа. Амінь (3 рази). І стація ІСУСА ХРИСТА ЗАСУДЖУЮТЬ НА СМЕРТЬ ІІ стація ІСУСА ХРИСТА ОБТЯЖУЮТЬ ХРЕСТОМ

Поэма Александра Блока «Двенадцать», в которой поэт принял недавно свершившуюся Октябрьскую революцию, вызвала резкую критику со стороны противников большевиков, в частности, из-за кощунственного, по их мнению, употребления христианской символики в поэме. Действительно, главные герои, патруль из двенадцати красногвардейцев, явно уподобляются двенадцати апостолам Иисуса Христа, а сам он возникает в финале «в белом венчике из роз», как бы освящая миссию двенадцати и революцию, которую они олицетворяют. Между тем двенадцать красногвардейцев как будто законченные атеисты и недаром предлагают: «Пальнем-ка пулей в святую Русь...» И в момент работы над «Двенадцатью» подобные богоборческие мотивы были свойственны самому Блоку. Вспоминает Корней Чуковский: «Как-то в начале января 1918 года Блок был у знакомых и в шумном споре защищал революцию октябрьских дней. Его друзья никогда не видели его таким возбужденным. Прежде спорил он спокойно, истово, а здесь жестикулировал и даже кричал. Вскоре он сказал между прочим: «А я у каждого красногвардейца вижу ангельские крылья за плечами»». Так зародился замысел знаменитой поэмы.
Блок отвергал православную церковь. Поэтому одна из сатирических зарисовок в «Двенадцати» - православный священник:
А вон и долгополый -
Сторонкой за сугроб…
Что нынче невеселый.
Товарищ поп?
Помнишь, как бывали
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?
Для поэта существовало другое, мистическое христианство. И в революции он видел возможность наступления чаемого Царства Божия на земле. В статье «Интеллигенции и Революция»
Блок писал: «России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и - по-новому - великой». И заключал: «Душа кровь притягивает. Бороться с ужасами может лишь дух. К чему загораживать душевностью пути к духовности? Прекрасное и без того трудно. А дух есть музыка. Демон некогда повелел Сократу слушаться духа музыки. Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию». Поэт услышал музыку Революции и решил, что впереди двенадцати апостолов веры должен идти Иисус Христос «с кровавым флагом, и за вьюгой невидим, и от пули невредим, нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной...». Несмотря на то, что двенадцать красногвардейцев ведут себя, точно двенадцать разбойников легендарного Кудеяра из поэмы Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», несмотря на то, что они убивают невинного человека - Катьку, бывшую любовницу одного из них, Блок все равно готов освятить дело революции образом Иисуса Христа, взявшего в руки «кровавый флаг». Поэт надеялся, что ужасы революции в конце концов будут преодолены путем достижения гармонии красоты. Он писал через два года после создания поэмы: «Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией: например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг - шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира)… Правда заключается в том, что поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях - природы, жизни и искусства; в море человеческой жизни есть и такая небольшая заводь, вроде Маркизовой лужи, которая называется политикой; и в этом стакане воды тоже происходила тогда буря - легко сказать: говорили об уничтожении дипломатии, о новой юстиции, о прекращении войны, тогда уже четырехлетней! Моря природы, жизни и искусства разбушевались, брызги встали радугой над нами.

лючается в том, что поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях - природы, жизни и искусства; в море человеческой жизни есть и такая небольшая заводь, вроде Маркизовой лужи, которая называется политикой; и в этом стакане воды тоже происходила тогда буря - легко сказать: говорили об уничтожении дипломатии, о новой юстиции, о прекращении войны, тогда уже четырехлетней! Моря природы, жизни и искусства разбушевались, брызги встали радугой над нами. Я смотрел на радугу, когда писал «Двенадцать»; оттого в поэме осталась капля политики. Посмотрим, что сделает с этим время. Может быть, всякая политика так грязна, что одна капля ее замутит и разложит все остальное; может быть, она не убьет смысла моей поэмы; может быть, наконец, - кто знает - она окажется бродилом, благодаря которому «Двенадцать» прочтут когда-нибудь в не наши времена. Сам я теперь могу говорить об этом только с иронией; но - не будем сейчас брать на себя решительного суда».
В 1918 г. Блок верил, что Революцию можно будет совместить с каким-то новым христианством, преодолев тем самым связанные с ней насилие и кровь. Художнику Ю.П. Анненкову, иллюстрировавшему «Двенадцать», поэт так объяснил свое понимание образа Христа в финале: «Самое конкретное, что могу сказать о Христе, белое пятно впереди, белое, как снег, и оно маячит впереди, полумерещится - неотвязно; и там же бьется красный флаг.

Более восьмидесяти лет назад услышал А. Блок "музыку революции". Что чувствовал Блок, что испытывал в те непростые и тяжелые для страны времена? Считается, что он встретил революцию 1917 года восторженно, принял ее всем сердцем и душой. Стремясь объективно и всесторонне рассмотреть революционные события, "защитников" революции, Блок создал свою знаменитую поэму "Двенадцать". Она явилась своеобразной летописью, дневником революции. Многие современники, писатели и поэты не поняли Блока, посчитали предательством его взгляды. Но так ли правы те, кто утверждает, что Блок выступал "певцом революции"? В основе композиции произведения лежит идея двоемирия, параллельного существования двух миров: "мира старого" и "мира нового", прошлого и будущего, темного и светлого. Для максимально полной передачи своих ощущений и мыслей Блок создал галерею символичных образов. "Старый мир" - мир патриархально-помещичьей России - Блок представил барыней в каракулях, старушкой, "товарищем попом" и писателем. Все они являются представителями тех сословий, которые ранее занимали привилегированное положение в обществе. Общим, собирательным образом всех вышеперечисленных фигур является голодный, бездомный "шелудивый пес": Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос, И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост... Все они - осколки прошлого, будущее которых черно и непонятно. Скорее это гибель - духовная или физическая. Но кто же противопоставлен им? Кто является олицетворением "нового" мира, проводником в новую жизнь, новую эпоху? Это двенадцать патрулирующих ночные улицы красногвардейцев. Но присмотримся к ним поближе: Блок как раз таки не идеализирует их, не приукрашивает существующее положение вещей: В зубах - цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз! Выражение "бубновый туз" - устаревшее. Раньше оно понималось как знак каторжника, преступника. Следовательно, автор обращает внимание на их не совсем лицеприятное прошлое: так оно и получается далее. Красногвардейцы идут "раздувать мировой пожар революции", открывать новую эпоху, а в результате они совершают убийство и грабежи: Эх, эх! Позабавиться не грех! Отпирайте етажи - Скоро будут грабежи! Отпирайте погреба - Гуляет нынче голотьба! Тем более в этих людях нет ничего святого, а в груди кипит "черная, черная злоба". Злоба - вот, что движет двенадцатью. Символичен и цвет поэмы - черный. Обилие этого цвета в произведении, надо понимать, указывает на пустоту, бездуховность, нравственное и моральное разложение двенадцати:...И идут без имени святого Все двенадцать - вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль. Вот они, защитники революции! Жестокие, грубые, бездуховные каторжники и преступники. Но в финале поэмы появляется самый загадочный образ, который "облагораживает" всю шайку: Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз - Впереди - Исус Христос. Он, судя по контексту, возглавляет отряд красногвардейцев. Можно предположить, что этим автор придал бывшим преступникам ореол святости, и теперь это уже не "голотьба", а новый, революционный народ. Некоторые исследователи творчества поэта предложили трактовать эту идею шире. Двенадцать - это апостолы, возглавляемые Петром. Но на каких основаниях строится эта идея? Лишь по их количеству, сходного с числом апостолов? Или потому, что среди них выделен лишь один - Петр? А может потому, что в финале их возглавляет Иисус Христос? Да, поэтому. Но они - апостолы нового времени, новой эпохи, предпочитающих вместо смирения борьбу. Но сам Блок предостерегал от скоропалительных выводов: не следует недооценивать политические мотивы в поэме "12"; она более символична, чем может показаться на первый взгляд. Разберемся же с основным, самым загадочным образом поэмы - с образом Христа. Литературоведы предлагали множество трактовок этого образа, а споры по этому вопросу продолжаются и по сей день. В. Орлов рассматривал Христа как вождя угнетенных и обиженных, защитника бедных и обездоленных. Л. Долгополов предполагал, что образ Иисуса символизирует собой начало новой эры, будущее России - светлое и одухотворенное. Не менее интересны и иные точки зрения, противоположные выше обозначенным. Рассмотрим две из них - наиболее интересные. М. Волошин предложил, на мой взгляд, очень оригинальную идею. По его мнению, Христос не возглавляет отряд, а убегает от него, спасая свою жизнь. Может быть его даже ведут на расстрел, на казнь или на Голгофу. И "кровавый" флаг в его руках - это не знак революции и ее победы, это кровь Христа на белом флаге - символе примирения и капитуляции. Вторая точка зрения - точка зрения П. Флоренского, на мой взгляд, - самая удачная. Его идея основывается на опечатке, допущенной Блоком в имени Христа - Исус (пропущена одна буква "и"). Случайным или необходимым назвать это сложно. Что этим хотел сказать автор? Может быть то, что возглавлял отряд не сын Божий, а самый настоящий антихрист. Именно он впереди красногвардейцев и всей революции в целом. Он как и Бог может быть "...и за вьюгой невидим" и "от пули невредим". Вполне обоснованная теория. Те, кто приемлет насилие и террор, движим лишь жестокостью и злобой, не может возглавляться чистым и светлым. Такие люди не могут быть названы ни апостолами, ни святыми. Само собой, точки зрения выдвинуты людьми. Каждый человек, в силу своих жизненных позиций, убеждений и приоритетов, видит то, что хочет видеть. Так, ярые поборники революции - А. Горелов, В. Орлов, Л. Долгополов - предпочли увидеть в этом образе символ светлого будущего России. Флоренский же, к примеру, был вынужден покинуть Россию, точнее его "выкинули" из нее "философским пароходом". Потому и точка зрения противоположна. Эволюционный путь развития всегда наиболее эффективен нежели революционный. Не следует словно двенадцать разрушать все старое, не создавая ничего взамен. Гораздо лучше перенять достижения прошлого и именно на их базе усовершенствовать то, что вызывало недовольство.

Поэма Александра Блока «Двенадцать» - в высшей степени загадочное и таинственное произведение. Как только не пытались его трактовать! Какие дискуссии разворачивались о нем! Кто-то кричал, что «Двенадцать» - долгожданная поэма революции. Кто-то придерживался диаметрально противоположного мнения, как, например, Троцкий. Даже сам автор, как известно, не мог точно объяснить значение некоторых образов или смысл финала. Неудивительно, что различные критики по-разному истолковывали все произведение в целом и финал в частности.

Сложность темы сочинения состоит в том, что нельзя категорично утверждать что-либо. Все утверждения следовало бы предварять фразой «возможно» или «можно предположить». Ведь кто знает, какова идея поэмы на самом деле? Сам Блок не знал в точности.

Нужно отметить, что финал поэмы «Двенадцать» полон трагических контрастов. Красногвардейцы одновременно являются двенадцатью апостолами. Они идут в строю, «державным шагом», но при этом цель их неясна ни нам, читателям, ни им самим. Они идут в пустоту. Ради чего, куда? Неизвестно. У красногвардейцев (или лучше назвать их апостолами?) нет никаких высоких человеческих порывов, по крайней мере эти порывы никак не проявляются. Зато они совершают действие, которое опускает апостолов до обычных хулиганов - убивают Катьку. В результате революция воспринимается как губительный смерч, сметающий все на своем пути и ничем не объяснимый. Подхваченные ледяным ветром красноармейцы превращаются в убийц.

Христос появляется в поэме, как чудо. Но даже этот чистый образ раздвоен:

Впереди с кровавым флагом,
И за оыогой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвыоленой,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди - Исус Христос.

Как это сочетается с образом Христа - «белый венчик из роз»! И каким странным, страшным и непривычным кажется «кровавый флаг» в руках того, кто проповедовал смирение и милосердие! Чьей кровью обагрен флаг? Никто не может с уверенностью сказать этого. Может быть, это кровь жертв революции, а может быть, самого Христа. Каждый волен трактовать художественное произведение по своему разумению, если только не делает ложной главную идею автора.

В образе Христа валено оценить контраст: чистота в грязном разрушенном мире, нежность среди грубости и убийств, розы в пронизывающий холод. Следует ли понимать эти символы как оправдание революции, провозглашение ее чистых идей, несмотря на грязную видимость? Кто-то воспринимал явление Христа в последней главе именно так. Революция - это грязь, кровь, убийства и грабежи, но она оправдана, в ней есть справедливость, раз сам Христос несет в руках ее кровавое знамя.

Безусловно, самой интересной загадкой поэмы «Двенадцать» является вопрос: почему именно Христос? Он - впереди движения, одной из основ которого был атеизм? Известно, что Блок сам был неудовлетворен выбором именно этого образа. Это - характерный случай расхождения писательского сознания и художественной интуиции. Очень часто великие художники (под словом «художники» имеются в виду все творческие люди) признавались в том, что их произведения не следовали первоначальному замыслу. Бывает, что герой действительно гениального литературного произведения начинает жить собственной жизнью, не подчиняясь воле писателя. Так произошло, например, с Татьяной Лариной и Анной Карениной. Авторы позже признавались, что не хотели, чтобы судьба их героинь решилась именно таким образом. Подобная ситуация повторилась и в поэме «Двенадцать», только автор даже не знал, что персонажем поэмы станет Иисус Христос.

Блок сам удивлялся, почему именно Христос. Но отказаться от этого образа уже не мог. Он писал потом так: «к сожалению, Христос». Также писал Блок в своем дневнике и о том, как страшно, что именно Сын Божий идет с красногвардейцами, а надо, чтобы шел другой, не он. История должна была породить новый идеал, а остался прежний. В этом заключается дисгармония.

Блок ощущал русскую революцию как поворот мировой истории, причем поворот не меньшей значимости, чем явление на землю Христа. Поэт жил современностью, не мог отрешиться от ее реалий, поэтому так близко к сердцу воспринял революцию. В то же время в подсознании его жил образ Христа. Сознание и подсознание его как бы объединились в поэме «Двенадцать». Иисус - вовсе не идеал для Блока, автор ни в коей мере не умиляется им, но понимает, что без него нельзя обойтись.

До сегодняшнего дня поэма Александра Блока «Двенадцать» вызывает разные толкования и споры. В годы великих потрясений и перемен поэт сумел точно оценить и предвидеть сложность событий. В этом - несомненная ценность его поэмы, единственное, о чем можно не спорить.

В «Двенадцать» есть и вера в революцию, и сомнения в нравственности ее идеалов, и убеждение в ее неизбежности, справедливости. Все это заключительным аккордом прозвучало в последней, двенадцатой по счету, главе поэмы. Пусть в финале слышится смятение, но, как ни парадоксально, в нем же звучит убежденность, вера в революцию. Блок гордился поэмой, говоря, что это лучшее произведение, написанное им. Сложно спорить с автором. Поэма - действительно сильная и глубокая вещь. Но главное - своей таинственностью она до сих пор интригует и привлекает множество читателей. А для любой книги очень важно, чтобы она не пылилась на полке.

Интерпретация поэмы А. А. Блока «Двенадцать», особенно ее финала, - один из самых интересных и загадочных вопросов в творчестве поэта. Вышедшая вскоре после статьи «Интеллигенция и революция», написанная словно на одном дыхании в течение января 1918 года, поэма вызвала двойственное к себе отношение. По воспоминаниям В. Маяковского, поэмой зачитывались и белые, и красные. Но, как тогда же отмечала критика, появление Христа в финальной главе поэмы озадачило всех: для белых это было богохульством, для красных - досадным религиозным мистицизмом. Отсюда разные точки зрения - Христос ли с двенадцатью апостолами идет по заснеженным улицам? Или это Антихрист? Что несет его образ людям? Что принесла им революция?

В мировоззрении Блока немалое место занимает идея революции как возмездие за грехи отцов. Поэтому неизбежны и «гримасы революции» - случайные жертвы, разгул насилия, стихия террора. Такой случайной жертвой в поэме является Катька, погибшая нечаянно, в суматохе преследования «буржуя» Ваньки. Но так ли случайна ее гибель? Революция разрушает традиционные устои, прежние нравственные ценности, христианскую мораль:

Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!

Разрушена старая вера, разрушена Россия - «Святая Русь», «кондовая», «избяная». Следующая цель - мировая революция:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем…

И вульгарный образ «толстоморденькой» Катьки, сближающийся с образом «толстозадой» Руси, - это тот же образ Вечной Женственности, Женского начала, но поруганный, оскверненный. Любовь должна очистить мир, создать его заново, спасти - но спасает ли? Отрекшийся от любви, от революции, от памяти Петруха, подобно апостолу Петру, трижды, до рассвета, отрекшемуся от Христа, - что несет этот образ? Революционный патруль уподоблен двенадцати апостолам, но эти люди, которым «на спину б надо бубновый туз» идут вперед «без имени святого», «ко всему готовы, ничего не жаль», это скорее бандиты, но идут они «державным шагом», а значит, служат власти. За ними - старый мир, безродный пес. «Разрушая, мы все те же рабы старого мира», - писал А. А. Блок В. Маяковскому.

Разрушив скверну, революция не принесла очищения, и если двенадцать апостолов по своей деятельности не являются апостолами, то кто же во главе их? Блок рисует контраст цвета в образе Христа: белизна чистоты и счастья и алый цвет кровавого флага. Что раскрывает такой противоречивый образ?

Впереди - с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим

И от пули невредим

Нежной поступью надвьюжной

Снежной россыпью жемчужной

В белом венчике из роз -

Впереди - Иисус Христос.

Господь должен благословить пролитие крови, но чьей? Иисус проливал свою, революционные «апостолы» - чужую. А если посчитать и идущего за ними пса, то получается, что позади Христа идут тринадцать - лжеапостолы и лжепророк. Такая версия тоже существовала, и нельзя безоговорочно ее отметать, ведь не мог Христос возглавлять людей, идущих «без имени святого». Несомненно одно - возлагаемые на революцию надежды о переделке всего мира, всей жизни не оправдались, и нравственное очищение через страдания - удел лишь тех людей, кто не потерял Бога в своей душе, для кого так же важны и значимы нравственные ценности христианской морали.