Очарованный странник сколько читать по времени. Главы десятая - четырнадцатая. Встреча с Грушенькой

В повести «Очарованный странник» автор предпринял попытку религиозного истолкования российской действительности. В образе Ивана Флягина Лесков изобразил подлинно русский характер, раскрыв основу ментальности нашего народа, тесно связанную с православием. В современные реалии он облачил притчу о блудном сыне и тем самым вновь поднял вечные вопросы, которыми человечество задается не первое столетие.

Николай Семенович Лесков создавал свою повесть на одном дыхании. На всю работу ушло меньше года. Летом 1872 года писатель путешествовал на Ладожском озере, том самом месте, где происходит действие в «Очарованном страннике». Автор не случайно выбрал именно эти заповедные края, ведь там располагаются острова Валаам и Корелу, старинные обиталища монахов. В этой поездке и родился замысел произведения.

Уже к концу года работа была закончена и приобрела заглавие «Чернозёмный Телемак». Автор вкладывал в название отсылку к древнегреческой мифологии и привязку к месту действия. Телемак – сын царя Итаки Одиссея и Пенелопы, героев поэмы Гомера. Он известен тем, что бесстрашно отправился на поиски пропавшего родителя. Так и персонаж Лескова пустился в долгий и опасный путь в поисках своего предназначения. Однако редактор «Русского вестника» М.Н. Катков отказался печатать повесть, ссылаясь на «сырость» материала и указывая на несоответствие названия и содержания книги. Флягин – апологет православия, а писатель сравнивает его с язычником. Поэтому литератор меняет заглавие, но относит рукопись в другое издание, газету «Русский мир». Там она и была опубликована в 1873 году.

Смысл названия

Если с первым вариантом названия все ясно, то возникает вопрос, в чем заключается смысл заглавия «Очарованный странник»? Лесков вкладывал в него не менее интересную мысль. Во-первых, оно указывает на насыщенную жизнь героя, его странствия, как на земле, так в пределах своего внутреннего мира. В течение всего жизненного пути он шел к осознанию своей миссии на земле, в этом состоял его главный поиск – поиск своего места в жизни. Во-вторых, прилагательное указывает на способность Ивана ценить красоту окружающего мира, очаровываться ею. В-третьих, писатель использует значение «колдовские чары», ведь нередко персонаж поступает неосознанно, как будто не по своей воле. Его ведут мистические силы, видения и знаки судьбы, а не разум.

Повесть называется так еще и потому, что автор указывает финал уже в заглавии, как будто исполняя предначертание. Мать предрекла сыну будущее, пообещав его Богу еще до рождения. С тех пор над ним довлеют чары судьбы, направленные на то, чтобы исполнить предназначение. Странник идет не самостоятельно, а под действием предопределения.

Композиция

Структура книги – не что иное, как модернизированная и композиция сказа (фольклорного произведения, которое подразумевает устный импровизированный рассказ с определенными жанровыми особенностями). В рамках сказа всегда есть пролог и экспозиция, которые мы видим и в «Очарованном страннике», в сцене на судне, где путешественники знакомятся между собой. Далее следуют воспоминания рассказчика, каждое из которых имеет свою сюжетную канву. Флягин повествует сказание о своей жизни в той стилистике, которая свойственна людям его сословия, более того, он передает даже речевые характеристики других людей, что являются героями его историй.

Всего в повести 20 глав, каждая из которых следует, не повинуясь хронологии событий. Рассказчик выстраивает их по своему усмотрению, основываясь на случайных ассоциациях героя. Так автор подчеркивает, что всю жизнь Флягин прожил также стихийно, как и рассказывает о ней. Все, что произошло с ним, — череда взаимосвязанных случайностей, как и его повествование – вереница историй, связанных смутными воспоминаниями.

Лесков не случайно добавил книгу в цикл легенд о русских праведниках, ведь его творение написано по канонам жития – религиозного жанра, в основе которого лежит биография святого. Композиция «Очарованного странника» это подтверждает: сначала мы узнаем об особенном детстве героя, наполненном знаками судьбы и знамениями свыше. Потом описывается его жизнь, наполненная аллегорическим смыслом. В качестве кульминации выступает сражение с искушением и бесами. В финале Бог помогает праведнику выстоять.

О чем повесть?

Два путешественника беседуют на палубе о дьячке-самоубийце и знакомятся с монахом, который едет по святым местам спасаться от искушения. Людям становится интересна жизнь этого «богатыря», и он охотно делится с ними своей историей. В этой биографии и заключается суть повести «Очарованный странник». Герой родом из крепостных крестьян, служил кучером. Его мать с трудом выносила дитя и в молитвах пообещала Богу, что ребенок будет ему служить, если родится. Сама же она умерла в родах. Но сын не хотел идти в монастырь, хоть его и преследовали видения, призывающие выполнить обещание. Пока Иван упрямился, с ним случилось много бед. Он стал виновником смерти монаха, который приснился ему и предвещал несколько «погибелей», прежде чем Флягин придет в монастырь. Но и этот прогноз не заставил задуматься молодого человека, который хотел жить для себя.

Сначала он едва не погиб в аварии, потом лишился барской милости и согрешил, украв коней у хозяина. За грех он толком ничего не получил и, сделал фальшивые документы, нанялся в няньки к поляку. Но и там он долго не задержался, снова нарушив господскую волю. Потом в бою за коня он случайно убил человека, и во избежание тюрьмы уехал жить с татарами. Там он работал врачом. Татары не желали его опускать, поэтому насильно пленили, хотя там он обзавелся семьей и детьми. Позже пришлые люди принесли фейерверки, ими герой отпугнул татар и сбежал. По милости жандармов он, как беглый крестьянин, оказался в родном имении, откуда его выгнали, как грешника. Потом он три года прожил у князя, которому помогал выбирать хороших коней для армии. В один вечер он решил напиться и промотал казенные деньги на цыганку Грушу. Ее же полюбил и выкупил князь, а позже разлюбил и прогнал. Она попросила героя сжалиться над ней и убить, он столкнул ее в воду. Потом он пошел вместо единственного сына бедных крестьян на войну, совершил подвиг, приобрел чин офицера, пошел в отставку, но не смог устроиться в мирной жизни, поэтому пришел в монастырь, где ему очень понравилось. Вот, про что написана повесть «Очарованный странник».

Главные герои и их характеристика

Повесть богата действующими лицами из самых разных сословий и даже национальностей. Образы героев в произведении «Очарованный странник» столь же многогранны, сколь их пестрый, неоднородный состав.

  1. Иван Флягин главный герой книги. Ему 53 года. Это седовласый старец огромного роста со смуглым открытым лицом. Так описывает его Лесков: «Он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого». Это добрый, наивный и простодушный человек, обладающий незаурядной физической силой и смелостью, но лишенный бахвальства и развязности. Он откровенен и чистосердечен. Несмотря на низкое происхождение, он обладает достоинством и гордостью. Так он говорит о своей честности: «Только я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам». В плену Иван не предает родину, так как сердце его принадлежит России, он - патриот. Однако даже при всех своих положительных качествах мужчина совершил множество глупых, случайных поступков, которые стояли жизни другим людям. Так писатель показал противоречивость русского национального характера. Может быть, поэтому история жизни персонажа сложна и богата событиями: 10 лет был в плену у татар (с 23 лет). Спустя какое-то время он поступает в армию и служит на Кавказе в течение 15 лет. За подвиг он заслужил награду (Георгиевский крест) и звание офицера. Таким образом, герой приобретает статус дворянина. В возрасте 50 лет он уходит в монастырь и получает имя отец Измаил. Но и на церковной службе ищущий правду скиталец не обретает покоя: к нему приходят бесы, у него появляется дар пророчества. Изгнание бесов не дало результата, и его отпускают из монастыря в странствие по святым местам в надежде, что ему это поможет.
  2. Груша – страстная и глубокая натура, покоряющая всех своей томной красотой. При этом ее сердце верно одному лишь князю, что выдает в ней силу характера, преданность и честь. Героиня настолько горда и непреклонна, что просит убить себя, ведь она не хочет мешать счастью вероломного возлюбленного, но и принадлежать другому не в силах. Исключительная добродетель контрастирует в ней с бесовкой очаровательностью, которая губит мужчин. Даже Флягин совершает бесчестный поступок ради нее. Женщина, сочетая в себе положительную и отрицательную силы, после смерти принимает облик то ангела, то беса: то защищает Ивана от пуль, то смущает его покой в монастыре. Так автор подчеркивает двойственность женской природы, в которой уживаются мать и искусительница, жена и любовница, порок и святость.
  3. Персонажи дворянского происхождения представлены карикатурно, отрицательно. Так, хозяин Флягина предстает перед читателем самодуром и жестокосердным человеком, которому не жаль крепостных. Князь – легкомысленным и эгоистичным мерзавцем, готовым продать себя за богатое приданое. Также Лесков замечает, что само по себе дворянство не дает привилегий. Их в этом иерархичном обществе дают только деньги и связи, поэтому герой и не может устроиться, будучи офицером. Это важная характеристика дворянского сословия.
  4. Иноверцы и иностранцы тоже имеет своеобразную характеристику. Например, татары живут, как придется, у них несколько жен, много детей, но настоящей семьи нет, а, значит, и настоящей любви тоже. Неслучайно герой даже не вспоминает о своих детях, оставшихся там, никаких чувств между ними не возникает. Автор демонстративно характеризует не отдельных личностей, а народ в целом, чтобы подчеркнуть отсутствие в нем индивидуальности, которая не возможно без единой культуры, социальных институтов – всего того, что дает русским православная вера. От писателя досталось и цыганам, бесчестным и вороватым людям, и полякам, чья нравственность дает трещину. Знакомясь с бытом и нравами других народов, очарованный странник понимает, что он – другой, ему с ними не по пути. Показательно и то, что у него не складываются отношения с женщинами других национальностей.
  5. Персонажи духовного звания суровы, но не безразличны к судьбе Ивана. Они стали для него настоящей семьей, братством, которое переживает за него. Конечно, они не сразу принимают его. Например, отец Илья отказался исповедовать беглого крестьянина после порочной жизни у татар, но и эта строгость была оправдана тем, что герой не был готов к посвящению и еще должен был пройти мирские испытания.

Тема

  • В повести «Очарованный странник» основной является тема праведничества. Книга заставляет задуматься о том, что праведник – это не тот, кто не грешит, а тот, кто искренне раскаивается в грехах и желает искупить их ценой самоотречения. Иван искал правду, оступался, ошибался, страдал, но Богу, как известно из притчи о Блудном сыне, дороже тот, кто вернулся домой после долгих странствий в поисках истины, а не тот, кто не уходил и все принимал на веру. Герой праведен в том смысле, что все воспринимал, как должное, не противился судьбе, шел, не роняя достоинства и не жалуясь на тяжелую ношу. В поисках правды он не сворачивал ни к выгоде, ни к страсти, а в финале пришел к истинной гармонии с собой. Он понял, что высшее его предназначение – пострадать за народ, «за веру умереть», то есть стать чем-то большим, чем он сам. В его жизни появился великий смысл – служение родине, вере и людям.
  • Тема любви раскрывается во взаимоотношениях Флягина с татарками и Грушей. Очевидно, что автор не представляет себе этого чувства без единодушия, обусловленного одной верой, культурой, парадигмой мышления. Хоть героя и облагодетельствовали женами, он не смог полюбить их даже после рождения совместных детей. Груша тоже не стала для него любимой женщиной, потому что его в ней увлекла лишь внешняя оболочка, которую он сразу же захотел купить, бросив казенные деньги к ногам красавицы. Таким образом, все чувства героя обратились не к земной женщине, а к абстрактным образам родины, веры и народа.
  • Тема патриотизма. Иван не раз хотел умереть за народ, вот и в финале произведения он уже готовился к будущим войнам. Кроме того, его любовь к родине воплотилась в трепетной тоске по отечеству на чужбине, где он жил в комфорте и достатке.
  • Вера. Огромное влияние на героя оказала православная вера, которой пронизано все произведение. Она проявила себя и в форме, и в содержании, ведь книга напоминает житие святого, как композиционно, так и в идейно-тематическом плане. Лесков считает православие фактором, определяющим многие свойства русского народного характера.

Проблемы

Богатая проблематика в повести «Очарованный странник» вмещает в себя социальные, духовные и морально-этические проблемы личности и целого народа.

  • Поиск правды. В стремлении обрести свое место в жизни герой натыкается на препятствия и не все из них преодолевает достойно. Прегрешения, ставшие средством для преодоления пути, становятся тяжелой ношей на совести, ведь он не выдерживает некоторые испытания и ошибается в выборе направления. Однако без ошибок нет опыта, который привел его к осознанию собственной принадлежности к духовному братству. Без испытаний он не выстрадал бы своей правды, которая никогда не дается легко. Однако цена за откровение неизменно велика: Иван стал своеобразным мучеником и пережил настоящие духовные терзания.
  • Социальное неравенство. Тяжелая судьба крепостных крестьян становится проблемой гигантского масштаба. Автор не только живописует печальную участь Флягина, которого барин довел до увечья, посылая на каменоломню, но и отдельные фрагменты жизни других простых людей. Горька доля стариков, едва не лишившихся единственного кормильца, которого забирали в рекруты. Ужасна кончина матери героя, ведь она умирала в муках без медицинской помощи и какой-либо помощи вообще. Отношение к крепостным было хуже, чем к животным. К примеру, лошади волновали барина больше, чем люди.
  • Невежество. Иван мог бы осознать свою миссию быстрее, но его образованием никто не занимался. У него, как и у всего его сословия, не было шанса выйти в люди, даже приобретая вольную. Эта неприкаянность демонстрируется на примере попытки Флягина устроиться в городе даже при наличии дворянства. Даже с этой привилегией он не смог найти себе места в обществе, так как ни одна рекомендация не заменит воспитания, образования и манер, которые постигались не в конюшне и не на каменоломне. То есть, даже вольный крестьянин становился жертвой своего рабского происхождения.
  • Искушение. Любой праведник страдает от напасти бесовской силы. Если перевести этот иносказательный термин на повседневный язык, то получается, что очарованный странник боролся со своими темными сторонами – эгоизмом, желанием плотских утех и т.д. Не зря в образе искусителя ему видится Груша. Желание, когда-то испытанное по отношению к ней, не давало ему покоя в его праведной жизни. Возможно, он, привыкший к скитаниям, не мог стать заурядным монахом и смириться с рутинным существованием, и эту тягу к активным действиям, новым поискам он облекал в форму «беса». Флягин – вечный скиталец, который не удовлетворяется пассивным служением – ему нужна мука, подвиг, своя Голгофа, куда он взойдет за народ.
  • Тоска по родине. Герой мучился и томился в неволе в неизъяснимом желании вернуться домой, которое было сильнее страха смерти, сильнее жажды комфорта, которым его окружали. Из-за своего побега он пережил настоящую пытку – ему в ступни зашили конский волос, поэтому он не мог сбежать все эти 10 лет плена.
  • Проблема веры. Мимоходом автор рассказал, как гибли православные миссионеры в попытках крестить татар.

Основная идея

Перед нами отрывается душа простого русского мужика, которая нелогична, а иногда даже легкомысленна в своих действиях и поступках, а страшнее всего, что она непредсказуема. Поступки героя объяснить невозможно, ведь внутренний мир этого, казалось бы, простолюдина - это лабиринт, в котором можно и заблудиться. Но, чтобы не происходило, всегда есть свет, который выведет на правильный путь. Этот свет для народа – вера, непоколебимая вера в спасение души, даже если жизнь омрачила ее грехопадениями. Таким образом, главная мысль в повести «Очарованный странник» заключается в том, что праведником может стать каждый человек, нужно лишь впустить в свое сердце Бога, раскаявшись в злых поступках. Николай Лесков, как ни кто другой из писателей, смог понять и выразить русский дух, о котором иносказательно и туманно говорил еще А.С. Пушкин. Писатель видит простом мужике, который воплотил в себе весь русский народ, веру, которую многие отрицают. Несмотря на это кажущееся отрицание, русский народ не перестает верить. Его душа всегда открыта для чуда и спасения. Она до последнего ищет что-то святое, непостижимое, духовное в своем существовании.

Идейно-художественное своеобразие книги заключается в том, что она переносит библейскую притчу о Блудном сыне в современные автору реалии и показывает, что христианская мораль не знает времени, она актуальна в каждом столетии. Иван тоже осерчал на привычный уклад вещей и покинул отчий дом, только вот его домом с самого начала была церковь, поэтому его возвращение в родную усадьбу не принесло ему покоя. Он ушел от Бога, предаваясь грешным увеселениям (алкоголь, смертельные бои, воровство) и все глубже увязая в трясине порочности. Его путь был нагромождением случайностей, в нем Н. С. Лесков показал, как пуста и нелепа жизнь без веры, как бесцельно ее течение, что всегда заносит человека не туда, где бы он хотел оказаться. В результате, как и его библейский прототип, герой возвращается к истокам, в обитель, которую ему завещала мать. Смысл произведения «Очарованный странник» кроется в обретении смысла бытия, который призывает Флягина к бескорыстному служению своему народу, к самоотречению ради высшей цели. Иван не мог сделать ничего более масштабного и правильного, чем это посвящение себя всему человечеству. В этом его праведность, в этом его счастье.

Критика

Мнения критиков о повести Лескова, как всегда, разделились из-за идеологических разногласий рецензентов. Они высказывали свои соображения в зависимости от журнала, в котором публиковались, ведь редакционная политика СМИ тех лет была подчинена определенной направленности издания, его главной идее. Были западники, славянофилы, почвенники, толстовцы и т.д. Кому-то из них, конечно, нравился «Очарованный странник» по причине того, что их взгляды нашли в книге свое обоснование, а кто-то был категорически не согласен с миропониманием автора и тем, что тот именовал «русским духом». Например, в журнале «Русское богатство» критик Н. К. Михайловский выразил свое одобрение писателю.

В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведений Лескова, но в нем же особенно бросается в глаза отсутствие какого бы то ни было центра, так что и фабулы в нем, собственно говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку.

Столь же восторженно отозвался о книге критик из журнала «Русская мысль»:

Поистине чудное, способное растрогать самую черствую душу собрание высоких приме­ров добродетелей, которыми крепка земля русская и благодаря которым «стоит град»…

Н. А. Любимов, один из издателей «Русского вестника», напротив, отказался печатать рукопись и обосновал отказ в публикации тем, что «вся вещь кажется ему скорее сырым материалом для выделки фигур, теперь весьма туманных, чем выделанным описанием чего-либо в действительности возможного и происходящего». На эту реплику красноречиво ответил Б. М. Маркевич, который был первым слушателем этой книги и видел, какое хорошее впечатление она произвела на публику. Он считал произведение чем-то «в высшей степени поэтическим». Особенно ему понравились описания степи. В своем послании Любимову он написал следующие строки: «Интерес его все время поддерживается равно, и когда рассказ кон­чается, жаль становится, что он кончился. Мне кажется, лучшей похвалы нет для художественного произведения».

В газете «Варшавский дневник» рецензент сделал акцент на том, что произведение близко к фольклорной традиции и имеет истинно народное происхождение. Герой, по его мнению, обладает феноменальной, типично русской выдержкой. О своих бедах он повествует отстраненно, как о чужих несчастьях:

Физически герой рассказа — родной брат Илье Муромцу: он выносит такие пытки у номадов, такую обстановку и условия жизни, что не уступает ни одному богатырю древности. В нравственном мире героя преобладает то благодушие, которое так свойственно русскому простому человеку, в силу которого он делится последней коркой хлеба со своим недругом, и на войне, после сражения, подает помощь раненому врагу наравне со своим.

Об особенности русского менталитета, изображённого в образе Ивана Флягина, писал рецензент Р. Дистерло. Он подчеркнул, что Лескову удалось понять и отобразить простодушную и покорную судьбе натуру нашего народа. Иван, по его мнению, не отвечал за свои поступки, его жизнь как бы была дана ему свыше, а он смирился с нею, как с тяжестью креста. Также очарованного странника охарактеризовал Л. А. Анненский: «Герои Лескова — люди вдохновенные, очарованные, загадочные, опьяненные, отуманенные, безумные, хотя по внутренней самооценке всегда «невиноватые», всегда – праведники».

О художественном своеобразии прозы Лескова высказался литературный критик Меньшиков, подчеркнув наряду со своеобразием недостатки стилистики писателя:

Стиль его неправилен, но богат и даже страдает пороком богатства: пресыщенностью.

Нельзя от картин требовать того, что Вы требуете. Это жанр, а жанр надо брать на одну мерку: искусен он или нет? Какие же тут проводить направления? Этак оно обратится в ярмо для искусства и удавит его, как быка давит веревка, привязанная к колесу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

По дороге к Валааму на Ладожском озере встречаются несколько путников. Один из них, одетый в послушничий подрясник и по виду «типический богатырь», рассказывает, что, имея «Божий дар» к приручиванию лошадей, он, по родительскому обещанию, всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть. По просьбе путников бывший конэсер («Я конэсер-с, […] я в лошадях знаток и при ремонтерах состоял для их руководствования», - говорит о себе сам герой) Иван Северьяныч, господин Флягин, рассказывает свою жизнь.

Происходя родом из дворовых людей графа К. из Орловской губернии, Иван Северьяныч с детства пристращается к лошадям и однажды «смеха ради» забивает до смерти монаха на возу. Монах является ему ночью и корит за лишение жизни без покаяния. Он же рассказывает Ивану Северьянычу, что тот - «обещанный» Богу сын, и дает «знамение», что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, до того как придет настоящая «погибель» и Иван Северьяныч пойдет в чернецы. Вскоре Иван Северьяныч по прозвищу Голован спасает своих хозяев от неминуемой гибели в страшной пропасти и впадает в милость. Но отрубает хвост хозяйской кошке, которая таскает у него голубей, и в наказание его жестоко порют, а потом отсылают в «аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить». Последнее наказание Ивана Северьяныча «домучило», и он решается покончить с жизнью. Уготовленную для смерти веревку обрезает цыган, с которым Иван Северьяныч уходит от графа, прихватив с собой лошадей. С цыганом Иван Северьяныч расстается, и, продав чиновнику серебряный крест, он получает отпускной вид и нанимается «нянькой» к маленькой дочери одного барина. За этой работой Иван Северьяныч сильно скучает, водит девочку и козу на берег реки и спит над лиманом. Здесь он встречает барыню, мать девочки, которая умоляет Ивана Северьяныча отдать ей ребенка, но он неумолим и даже дерется с нынешним мужем барыни офицером-уланом. Но когда видит разгневанного приближающегося хозяина, отдает ребенка матери и бежит вместе с ними. Офицер отсылает беспаспортного Ивана Северьяныча прочь, и он идет в степь, куда татары пригоняют конские косяки.

Хан Джанкар продает своих лошадей, а татары назначают цены и за коней борются: садятся друг напротив друга и друг друга плетьми стегут. Когда на продажу выставляют нового красавца коня, Иван Северьяныч не сдерживается и, выступая за одного из ремонтеров, запарывает татарина до смерти. По «христианскому обычаю», его отводят за убийство в полицию, но он убегает от жандармов в самые «Рынь-пески». Татары «подщетинивают» ноги Ивана Северьяныча, чтобы не убежал. Иван Северьяныч передвигается лишь ползком, служит у татар лекарем, тоскует и мечтает о возвращении на родину. У него несколько жен «Наташ» и детей «Колек», которых он жалеет, но слушателям признается, что полюбить их не смог, потому как они «некрещеные». Иван Северьяныч совсем отчаивается попасть домой, но в степь приходят русские миссионеры «свою веру уставлять». Они проповедуют, но отказываются платить за Ивана Северьяныча выкуп, утверждая, что перед Богом «все равны и все равно». Спустя некоторое время одного из них убивают, Иван Северьяныч хоронит его по православному обычаю. Слушателям он объясняет, что «азията в веру надо приводить со страхом», потому как они «смирного бога без угрозы ни за что не уважат». Татары пригоняют из Хивы двух человек, которые приходят коней закупать, чтобы «войну делать». В надежде запугать татар они демонстрируют могущество своего огненного бога Талафы, но Иван Северьяныч обнаруживает ящик с фейерверком, сам представляется Талафой, обращает татар в христианскую веру и, найдя в ящиках «едкую землю», вылечивает ноги.

В степи Иван Северьяныч встречает чувашина, но отказывается с ним идти, потому как тот одновременно почитает и мордовского Керемети, и русского Николая Чудотворца. На пути попадаются русские, они крестятся и пьют водку, но прогоняют «беспаспортного» Ивана Северьяныча. В Астрахани странник попадает в острог, откуда его доставляют в родной город. Отец Илья отлучает его на три года от причастия, но сделавшийся богомольным граф отпускает «на оброк», и Иван Северьяныч устраивается по конской части. После того как он помогает мужикам выбрать хорошую лошадь, о нем идет слава как о чародее, и каждый требует рассказать «секрет». В том числе и один князь, берущий Ивана Северьяныча к себе на должность конэсера. Иван Северьяныч покупает для князя лошадей, но периодически у него случаются пьяные «выходы», перед которыми он отдает князю на сохранность все деньги для покупок. Когда князь продает прекрасную лошадь Дидону, Иван Северьяныч сильно печалится, «делает выход», но на этот раз оставляет деньги при себе. Он молится в церкви и отправляется в трактир, где встречает «препус-тейши-пустого» человека, утверждающего, что пьет, потому как «добровольно на себя слабость взял», чтобы другим легче было, и бросить пить ему христианские чувства не позволяют. Новый знакомый накладывает на Ивана Северьяныча магнетизм для освобождения от «усердного пьянства», а с тем чрезвычайно его поит. Ночью Иван Северьяныч попадает в другой трактир, где тратит все деньги на прекрасную певунью цыганку Грушеньку. Повинившись князю, он узнает, что хозяин и сам за Грушеньку полсотни тысяч отдал, выкупил её из табора и поселил в своем доме. Но князь - человек переменчивый, ему надоедает «любовное слово», от «изумрудов яхонтовых» в сон клонит, к тому же кончаются все деньги.

Отправившись в город, Иван Северьяныч подслушивает разговор князя с бывшей любовницей Евгенией Семеновной и узнает, что его хозяин собирается жениться, а несчастную и искренне полюбившую его Грушеньку хочет выдать замуж за Ивана Северьяныча. Вернувшись домой, он не застает цыганку, которую князь тайно отвозит в лес на пчельню. Но Груша сбегает от своих охранниц и, грозя, что станет «стыдною женщиной», просит Ивана Северьяныча её утопить. Иван Северьяныч просьбу исполняет, а сам в поисках скорой смерти выдает себя за крестьянского сына и, отдав все деньги монастырю как «вклад за Грушину душу», идет на войну. Он мечтает погибнуть, но «ни земля, ни вода принимать не хочет», а отличившись в деле, рассказывает полковнику об убийстве цыганки. Но слова эти не подтверждаются направленным запросом, его производят в офицеры и отправляют в отставку с орденом святого Георгия. Воспользовавшись рекомендательным письмом полковника, Иван Северьяныч устраивается «справщиком» в адресный стол, но попадает на ничтожную букву «фиту», служба не ладится, и он уходит в артисты. Но репетиции проходят на страстной неделе, Ивану Северьянычу достается изображать «трудную роль» демона, да к тому же, заступись за бедную «дворяночку», он «треплет за вихры» одного из артистов и уходит из театра в монастырь.

По словам Ивана Северьяныча, монастырская жизнь его не тяготит, он и там остается при лошадях, но принимать старший постриг не считает для себя достойным и живет в послушании. На вопрос одного из путников он рассказывает, что вначале ему являлся бес в «соблазнительном женском образе», но после усердных молитв остались только маленькие бесы, «дети». Однажды Иван Северьяныч зарубает беса топором, но он оказывается коровой. А за другое избавление от бесов его на целое лето сажают в пустой погреб, где Иван Северьяныч открывает в себе дар пророчества. На корабле Иван Северьяныч оказывается потому, что монахи отпускают его на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию. Странник признается, что ожидает близкой смерти, потому как дух внушает ополчаться и идти на войну, а ему «за народ умереть хочется». Закончив рассказ, Иван Северьяныч впадает в тихую сосредоточенность, вновь ощущая в себе наитие таинственного вещательного духа, открывающегося лишь младенцам.

Год издания книги: 1873

Повесть была написана в 1872-1873 годах и экранизирована дважды в 1963 году и в 1990 году. Изначально она имела название «Черноземный Телемак». Также произведение входит в цикл легенд о русских праведниках. Мотив путешествий главного героя напоминает «Одиссею» Гомера.

Повести «Очарованный странник» краткое содержание

Глава 1

В повести Лескова «Очарованный странник» повествование ведется от первого лица. Путешествуя, главный герой становится свидетелем спора соседей по лодке о ссылках в Корелу. И в спор вступает неизвестный пассажир, которого ранее никто не заметил. Это был дюжий мужчина с открытым, смуглым лицом и густыми волосами цвета свинца. Одетый в послушничий подрясник с широким монастырским поясом и в высокий черный колпачок. Незнакомец держался самоуверенно и смело. Разговор шел о прощении самоубийцам их грехов. Богатырь — послушник говорит, что знает человека, который может исправить положение семьи самоубийцы одним манером, а после рассказывает историю о том, как происходит прощение. В ходе разговоры выясняется, что неизвестный пассажир инок и кон эсер (знаток в лошадях), и в доказательство рассказывает, как укрощал самую подлую лошадь, которая чуть не съела «бешеного укротителя» — англичанина Рарея. И далее пассажиры просят неизвестного собеседника рассказать им историю его жизни.

Глава 2

Иван Флягин в повести «Очарованный» странник начинает рассказывать свою историю с самого начала. Родился крепостным в подчинении у графа К. и звали его не Иван Флягин, а Голован, потому, как родился он с необыкновенно большой головой. Жил на кучерском дворе с отцом, Северьяном Иванычем, и именно там научился обращаться с конями. Упоминает о том, как полоснул кнутом спящего на возе послушника, тот выпал с воза, зацепился ногами за вожжи и лошади тащили его по земле. Когда остановились и подошли ближе, старик был мертв. Флягин говорит будто умерший послушник приходил к нему во сне в тот день.

Рассказывает, как вместе с экипажем упал в пропасть, но ему необычайно повезло остаться в живых и еще спасти своего хозяина и его жену. И как его нашел здоровый мужик, который позже отвез Голована в Воронеж к графу. А граф в благодарность за спасение был готов на все что угодно, да Иван выбрал лишь губную гармонь, на которой не умел играть.

Глава 3

В третьей главе Лескова «Очарованный странник» кратком содержании вы узнаете, как после возвращения из Воронежа у Ивана в конюшне завелись голубь с голубкой, а вскоре и голубята. Была лишь одна проблема: кошка все время крала голубят. И Флягин решил проучить кошку, поймал ее, построив на окне силок, после выпорол отрубил топориком хвост. И так он был горд собой, что этот хвост приколотил у своего окна. Вскоре на конюшню забегает горничная и кричит что, то была ее кошка. Флягин растерялся, схватил метлу и ударил ее по талии. Судили его строго: выпороли и отправили бить камни для дорожки. Думал Голован, как покончить с мучениями и нашел лишь один выход — покончить с жизнью. Только повеситься ему не удалось, спас его цыган и позвал с ними жить. Так и стал Иван как главный герой разбойником.

Глава 4

Цыган оказался хитрым, попросил Ивана, в доказательство своей верности, украсть пару лошадей. Лошадей они продали, деньги разделили, но не поровну. Из-за этого поругались Голован с цыганом и разошлись. После герой решил объявится и пошел к заседателю, но на месте его не застал. Рассказал свою историю писарю, а тот, назвав Ивана дураком, выписал ему отпускной вид в Николаев, взамен на рубль, сережку и крест серебряный. В городе взяли его в няньки. Нянчился он с девочкой год, а к лету Иван заметил, что ножки у нее колесом идут. Отвел к врачу. Не нравилась ему его работа, скучно было. Однажды уснул нянька на пляже, просыпается, а девочку неизвестная дама держит, и говорит, что она мать ребенка и просит отдать ее. Иван не согласился, но разрешил тайно нянчить девочку на пляже, а барину своему об этом не сказал. Дальше автор описывает, как Флягин решает спровоцировать офицера, который был мужем барыни, на драку.

Глава 5

Офицер предлагал Ивану за ребенка деньги, тот отказался. А после толкнул офицера, который хоть и был военным не смог победить дюжего героя. В этот момент прибежал барин с криками: «Держи их!». Видя страдания молодой женщины, Флягин отдал дитя матери. Эта история закончилась тем, то барыня с офицером и Иваном сбежали в Пензу, далее их дороги разошлись. Герой пошел в трактир, выпил чаю, а после увидел, как татары торгуют лошадьми. Иван стал свидетелем дуэли между двумя татарами, которые стали нагайками стегать друг друга. Победителю доставалась невероятной красивая, статная кобылка.

Глава 6

На продажу был выставлен дорогой породистый жеребенок, который скачет, словно птица летит. Стали господа за него торговаться. Офицер, которому Иван ребенка отдал, тоже был свидетелем лошадиных торгов и очень хотел этого коня. Флягин решил помочь ремонтеру, вступил в дуэль с татарином. Во время битвы с батыром Ивану помог грош, который тот держал во рту, чтоб не чувствовать боли. В итоге победил и убил татарина. Полиция судить его хотела, да только Иван Северьяныч спрятался за татар и ушел с ними в степь и десять лет там провел. Далее рассказывает герой повести «Очарованный странник», как его «подщетинили» — на ступнях кожу подрезали и рубленного конного волоса насыпали, чтобы не сбежал.

Глава 7

Спустя какое-то пошел Иван жить в другое племя татарское. Говорит Северьяныч, что десять лет провел в степи, обзавелся женами и детьми, которых не признавал, так как они были не крещенные. Тосковал по родным землям, молился много и плакал. А дальше посыпались вопросы на рассказчика, как удалось ему сбежать из татарской степи.

Глава 8

Главный герой совсем уж было отчаялся вернутся на родину. Но тут в их поселение явились два муллы, божьему слову татар учить. Иван умолял их забрать его с собой, да те все отказывались. А после Иван одного из миссионеров мертвым нашел. Упомянул также Иван в своем рассказе о Талафе – его спасителе.

Глава 9

Прошел год, как татары избавились от христианских миссионеров и в лагерь приехали двое мужчин. Одетые в непонятную одежду, они говорили на странном языке и хотели купить лошадей. Сказали, что их бог -Талафа, прислал с путниками огонь. Ночью Иван проснулся от неизвестных звуков, которые до смерти пугали татар. В то время, прибывшие в лагерь иностранцы, выпустили коней и скрылись. Приезжие люди забыли ящик, в котором были фейерверки. Через несколько дней герой пустил самый большой фейерверк и под его прикрытием сбежал. Все пешком шел, через несколько дней встретил русских, поговорил с ними, водки выпил, а когда те заснули, ушел в Астрахань. Заработал немного денег и запил, очнулся уже в своей губернии. Его высекли и доставили графу К., а тот не захотел держать Ивана при себе, выдал ему паспорт и отпустил.

Глава 10

Иван Северьяныч отправился на ярмарку. Стал разным людям помогать, лошадей покупать и этим себе на жизнь зарабатывать. Один князь разглядел в нем особый дар и предложил герою стать конэсером и работать на него, Иван согласился. Они прожили вместе три года и зарабатывали достаточно, а главное — доверяли друг другу. Лишь одна проблема была Флягин пил, и в эти тяжелые дни князь лишал его денег, а в свою очередь Иван забирал деньги у князя, когда тот проигрывал в карты.

Глава 11

Далее в повести Лескова «Очарованный странник» содержании по главам Иван Флягин рассказывает историю о своем последнем выходе (запое). Положение Ивана было затруднительным, так как при себе он имел деньги князя. Денег было много и опасаясь за их сохранность, решил Иван спрятал деньги в стене с рисунком Страшного суда в церкви. После отправился в трактир, где он познакомился с нищим, который мог есть стекло, и уверял что обладаем «магнетизмом». К вечеру оба напились до беспамятства.

Глава 12

Когда Ивана выставили за дверь, он первым делом проверил кошелек. Все подозревал нового знакомого в воровстве. А «магнитизер» все нашептывал какие-то заклинания, а потом сунул в рот Флягину сахар со словами, что этот сахар волшебный. После довел Ивана до дома из которого играла музыка и исчез. Сквозь пелену опьянения Флягин видел, как цыган давал нищему деньги.

Глава 13

Флягин заслушался на крыльце того дома, так прекрасно пел кто-то внутри. Цыган и пригласил его зайти. В зале находилось много богатых ремонтеров, уже знакомых герою. Иван был так поражен красотой цыганки — Груши, что ему весть ум отняло. Цыганка ходила по залу с подносом и пела грустный романс. Иван кинул ей сторублевку, и девушка поцеловала его. Никогда в жизни не видел герой никого более прекрасного, стал деньги из-за пазухи доставать и бросать ей под ноги, так потратил все на Грушеньку.

Глава 14

В 14 главе повести Лескова «Очарованный странник» читать можете о дальнейшей судьбе Ивана Флягина. С тех пор Иван ни одной рюмки не выпил. Поначалу Князь разозлился, что Иван все его деньги истратил, а потом признал, что он такой же беспутный, как и Флягин. На утро герой проснулся с белой горячкой в лазарете, а как выздоровел пошел к князю отрабатывать деньги. И узнал, что тот полсотни тысяч отдал, лишь бы Грушу из табора выкупить.

Глава 15

Однако Груша быстро надоела переменчивому князю, который все чаще где-то пропадал. Ее съедала ревность, своими терзаниями Груша делилась с Голованом. Вскоре она попросила Флягина проследить за ее возлюбленным. Иван отправился в город якобы купить лекарства для лошадей, и остановился в доме Евгении Семеновны — прошлой любви князя. Пока герой пил чай, приезжает князь и Иван прячется в гардеробной. Князь просит няньку и свою дочку покататься в карете.

Глава 16

Тем временем князь просит барыню заложить свой дом, чтобы одолжить ему денег на фабрику. Также в разговоре упоминает, что купит Ивану дом и женит на Грушеньке. После князь отправил Голована на ярмарку, где герой понабирал заказов для фабрики. Вернулся, а Груша пропала, Флягин очень переживал за нее и боялся, как бы князь не погубил цыганку. В день свадьбы князя, Иван был совсем подавлен, скучал за Грушей. Пошел на берег и стал звать свою возлюбленную, и даже стало ему казаться словно к нему кто-то бежит, то была Груша.

Глава 17

Иван увидел, как она переменилась, что красота ее пропала, одни глаза остались. Девушка выглядела очень плохо и была в отчаянии из-за безразличия князя. Груша говорит, что умирать пришла. Рассказывает, что князь ее под охрану засадил, и цыганка грозится перерезать его невесте горло.

Глава 18

Молодая цыганка рассказала, как князь увез ее в лесную чащу и приказал трем девкам-однодворкам следить за ней. Вот только Груше удалось обмануть их во время игры и сбежать. Девушка просила Ивана убить ее, и тем самым доказать свою любовь и преданность. Груша говорит, что у нее нет сил жить и мучиться, видя измену князя и над ней надругательство. А если она сама себя решит, то навеки погубит свою душу…От переживания его трясла крупная дрожь и Флягин не смог ножом ее ударить. Но в реку с крутизны спихнул, и цыганка утонула.

Глава 19

Флягин в страхе бежал в неизвестном для себя направлении и встретил старушку со старичком. Они рассказали, что их сына хотят в армию забрать. Иван, желая искупить свои грех, соглашается пойти вместо него и кличут его теперь Петр Сердюков. Долго герой служил на Кавказе, лет пятнадцать. В одном сражении Иван переплыл реку под татарскими пулями и навел мост. За это ему вручили офицерский чин, но карьера офицера не сложилась. И Иван Северьяныч отправился в монастырь кучером.

Глава 20

Повесть «Очарованный странник» заканчивается рассказом Ивана Флягина о том, как часто в монастыре ему докучали бесы, и как герой с ними боролся молитвами да суровым постом. Через некоторое время Игумен отправил Ивана в Соловки богомольцем. В этом путешествии и рассказал Флягин, пассажирам лодки, историю всей своей жизни.

Повесть «Очарованный странник» на сайте Топ книг

Повесть Лескова «Очарованный странник» читать настолько популярно, что это позволило ей попасть в наш рейтинг . Кроме того, она заняла высокое место среди . И если учитывать, что произведение Н. С. Лескова «Очарованный странник» представлено в школьной программе, то это далеко не предел и мы его еще не раз увидим среди в рейтингах нашего сайта.

Повесть Лескова «Очарованный странник» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете .

Краткое содержание Очарованный странник

По дороге к Валааму по Ладожскому озеру на корабле встретились несколько путников. Когда судно причалило у Корелы, пассажиры поехали на лошадях, рассуждая о том, зачем неугодных людей так далеко ссылать, если есть такие пустынные места, где апатия одолевает всякое свободомыслие. Одного из них звали Флягин Иван Сверьяныч . Одет он был в послушничий подрясник и с виду был похож на настоящего богатыря. Он уверял своих спутников, что является знатоком всех лошадей и всю жизнь погибал, но по воле Божьей никак не мог погибнуть. Затем он стал рассказывать историю своей жизни.

Был Иван Северьяныч родом из Орловской губернии. Он с детства жил на кучерском дворе и рано пристрастился к лошадям. В одиннадцать лет он уже стал форейтором, хотя физически был пока слаб. Как и любой форейтор, он стегал по дороге кнутом тех, кто становился у него на пути. Однажды по дороге в монастырь он так убил старика-монаха, спавшего с возу. Граф, у которого он служил, уладил это дело, но ночью Ивану во сне явился этот старик и корил его. При этом он сказал Флягину, что тот «обещанный» Богу сын, оттого будет много раз погибать, но так ни разу не погибнет, пока не придет настоящая погибель. Вот тогда он и пойдет в чернецы. С этими словами монах и исчез.

Вскоре граф со всей семьей поехали в Воронеж. В селе Крутом ему опять привиделся этот монах, но Иван слушать его не стал. Когда они проезжали через опасный обрыв, где погибло немало людей, с ними приключилась беда. Лопнул тормоз, а лошади понеслись к обрыву. Иван спрыгнул с козел и всеми силами затормозил экипаж. Граф с графиней и их дочерью чудом остались живых. Ивану, которого прозвали Голован, они обещали подарить все, что он захочет. Но он дурак попросил только гармошку. С тех пор он был в милости господ. Однажды он отрубил хозяйской кошке хвост за то, что она таскала у него голубей. За это его приказали сечь, а затем отправили в сад бить камешки молотком.

Это его так расстроило, что он хотел было покончить с жизнью. Но и тут ему не повезло. Веревку, которую он приготовил для смерти, обрезал цыган. С ним он и ушел от графа, но по дороге расстался и пошел в «няньки» к маленькой дочке одного барина. Там он тоже долго не задержался. Вышло так, что он подрался с офицером-уланом и разгневанный хозяин погнался за ним. Отослали его без паспорта прочь, и пришлось ему идти по степи, где проходят татарские торги коней. Там ему понравился один красавец-конь, из-за которого он не выдержал и запорол одного татарина до смерти. Как и полагается его отвели в полицию, но он и оттуда сбежал. Тогда татары поймали его и оставили у себя лекарем.

Много лет он прожил у татар, даже женился несколько раз и имел много детей. Но он своих жен «Наташ» и детей «Колек» не любил, так как были они «некрещеными». Иван уже совсем потерял веру попасть домой. Через некоторое время в степи появились русские миссионеры, но Ивана с собой брать не хотели. Когда одного из них убили, Иван похоронил его по православным обычаям и сказал, что «азият» надо насильно превращать в христиан. Сам он переоделся в огненного бога Талафу и крестил татар. Далее, по дороге ему встретились русские, пьющие водку, но они его «беспаспартного» прогнали. Побывав в Астрахани в остроге, он вернулся, наконец, домой.

Там он устроился по конской части, помогал выбирать хороших лошадей. Его взял к себе на работу один князь. Иван Северьяныч периодически напивался, перед этим оставляя деньги у князя. После продажи красивой лошади Дидоны он отправился в трактир, где встретил человека, которому «бросить пить христианские чувства не позволяли». Пытаясь освободить Ивана от пьянства, он чрезвычайно споил его. За ночь он перемещался из одного трактира в другой и случайно познакомился с прекрасной цыганкой Грушенькой . Все деньги он спустил на то, чтобы послушать ее пение. Хозяин Ивана и сам немало денег потратил, чтобы выкупить ее из табора.

Поначалу она ему нравилась, а потом у него остыли чувства, а Груша теперь мучилась ревностью. Князь вскоре собрался жениться, а несчастную Грушеньку хотел выдать за нелюбимого Ивана Северьяныча. Более того, он хотел ее отправить в изгнание. От всего этого у Груши сил больше не было жить дальше. Она стала просить Ивана убить ее одним ударом в сердце, иначе она сама хотела на себя руки наложить. При этом добавила, что если не умрет, то станет «самою стыдной женщиной». Иван Северьяныч колоть ее не стал, а велел молиться и потом спихнул с крутого обрыва в реку.

По дороге обратно он узнал, что крестьянских сыновей забирали в армию. Прикинувшись крестьянским сыном, он попросился на войну, хотел найти быструю погибель. Перед отъездом он отдал все свои деньги в монастырь, как вклад за Грушину душу. На войне он мечтал погибнуть, но остался невредим. Тогда рассказал он про Грушину убийство, но доказательств нет, оттого никто ему не поверил. Вскоре его отправили домой с орденом святого Георгия и рекомендательным письмом. Сначла он недолго работал в адресном столе, потом подался в актеры. Но и там он долго не задержался. Ему выпала роль демона, а как раз была Страстная неделя. Играть такую роль было грех, тогда ушел он в монастырь.

Монастырская жизнь ему была по душе. Там и лошади были, и жизнь в послушании. Однажды ему явился бес в женском образе. После этого он стал усердно молиться, остались только маленькие бесы. Одного беса он зарубил топором. Как потом оказалось, это была корова. После очередной такой выходки посадили его в погреб, где у него открылся дар пророчества. Но и монастырь не стал для него последним пристанищем. Теперь на корабле он отправлялся молиться в Соловки. Внутренний голос предвещал ему скорую смерть и отправлял на войну, а за свой народ и умереть было не жаль.

Хотите знать, почему сейчас арабы проституток называют Наташами и как татары издевались над своими пленными – смотрите это видео. Самое известное произведение Николая Лескова – это «Левша». Но кроме «Левши» есть ещё ряд других. Среди них повесть «Очарованный странник». Написал её Лесков в середине 19-го века. Друзья, если у вас нет возможности (времени, желания, сил) читать повесть «Очарованный странник», смотрите это видео и будете знать об этом страннике столько же, сколько и человек, который прочитал Лескова. Повесть «Очарованный странник» состоит из множества коротких историй из жизни главного героя Ивана Флягина. Он – обычный русский мужик, который рассказывает свои истории случайным попутчикам. Хоть он и священник, но считает себя грешником. Священником он стал совсем недавно. Потому что всю жизнь искал своё призвание. С самого рождения находился рядом с лошадьми, потому с легкостью умел с ними ладить. Даже с самыми неуправляемыми. Первая история была о том, как в Россию вызвали одного хваленого специалиста-англичанина, чтобы он усмирил одного коня. Тот не справился. А Иван – смог. После этого англичанин хотел взять его к себе на работу, но испугался самого Ивана. Потом Флягин начал рассказ с самого детства. Как он родился, как на четвереньках ходил между лошадей, которые его не трогали. Когда подрос, то по дурости одного мужика жизни лишил. Тот сонный ехал на возу с сеном. А Иван его плёткой огрел. От неожиданности мужик свалился под колёса своего же воза и… улетел на небо. А мужик тот монахом был. И стал во сне приходить к Ивану. Рассказал, что на небесах общался с его матерью, которая просила передать ему, что он от рождения был обещан Богу, т.е. должен стать священником. - А что, мать сама мне не может об этом во сне сказать? Почему я тебе должен верить? - Мать не может. Правила такие. Но доказательства я тебе предоставлю. Много раз будешь на волосок от смерти, и всякий раз будешь выживать. А когда станет совсем худо, так вспомнишь обо мне и желании служить Богу. Уже очень скоро Иван впервые чуть не умер. Вёз он однажды одного графа из Воронежа. И тут кони к оврагу помчались. В самый последний момент запрыгнул на коней, чтобы остановить их и с ними полетел вниз, а пассажиры остались перед оврагом. Когда Иван пришёл в себя, узнал, что граф его к себе в Воронеж позвал. - Чего хочешь от меня за спасение? - спрашивает граф. - Не знаю. Гармонь хочу. - М-да… Желание. Будет тебе гармонь… На следующий день Иван её и закинул, т.к. играть на ней не умел. Затем Иван рассказал, как злодеем стал. Ухаживал он в барском доме за голубями – голубем и голубкой. Родились у них птенцы. И тут местная кошка стала их тягать. Поймал он как-то ту кошку и избил её. А чтобы убедиться, не сдохла ли она, хвост ей отрубил. Оказалось, что это была хозяйская кошка. Наказали Ивана за это: избили и как Золушку поставили камешки перебирать. Не выдержал парень лихой доли: взял верёвку, пошёл в лес вешаться. Уже в петлю впрыгнул, но упал на землю – какой-то цыган верёвку перерезал. - Ты лучше к нам иди, чем дурака валять. - А вы небось воры? - Ага. - Мошенники? - Ага. - Людей убиваете? - Бывает. - Тогда я с вами. - Хорошо. Проверить тебя надо. Укради барских коней. Не хотелось Ивану этого делать, но… сделал. Проскакали они 100 вёрст до города Карачева. Здесь следует сказать, что я чего-то не понял. От Воронежа до Карачева Брянской области только по прямой 300 км. А верста – это 1 км. Потому… Хрен его знает… Продали там за 300 рублей двух коней. Стали делить. 1 рубль Ивану, 299 – цыгану. Как-то несправедливо. Потому ушёл Иван от этого цыгана. Куда деваться беглому рабу? Пошел к местному чиновнику. Тот говорит: «Дашь хоть немного и я тебе помогу в другой город перебраться». Помог. Оказался Иван в Торжке. Там с рабами было туго. Потому Ивана один барин сразу забрал. Честно рассказал барину всё о себе. Тот говорит: - Лучше тебя мне никого и не надо. Нянькой будешь для моей дочурки. Жена ушла к любовнику, а дочку мне оставила. - Так я же это… не баба… - Выбирай: или здесь нянькой или обратно в Воронеж – камешки перебирать. Привязался очень быстро Иван к этой девочке – всё время вместе проводили, пока барин в карты играл. Однажды, когда Иван был с девочкой, появилась какая-то барыня. Сказала, что её мать. Это та, которая к любовнику от мужа сбежала. Заверила, что её насилу выдали замуж и мужа она никогда не любила. Попросила Ивана отдать ей ребенка. Иван послал её подальше с такими просьбами. Но приходить днём играть с девочкой разрешил и барину о ней не сказал. Еще через несколько дней появился любовник её. Предложил Ивану 1000 рублей за ребёнка. Иван плюнул на эти деньги и кинул их на пол. За такое оскорбление офицер-любовник набросился на Ивана. А Иван-то мужиком здоровым был – быстро скрутил офицерика. Понял парень, что не справится и отступил. Барыня – то к нему, то – к ребёнку. Разрывается. А тут и барин с пистолетом бежит вдалеке. Перемкнуло Ивана – он и отдал им ребёнка и попросил его с собой взять. Взяли. Поехали они в Пензу. Только там офицер говорит, что нельзя беспаспортному Ивану оставаться с ним. Дал ему 200 рублей, поцеловались на прощание, и пошел Иван, куда глаза глядели. Решил пойти в полицию и сдаться. Вот только там все деньги заберут – надо их на себя потратить. «Пойду, - думает, - на ярмарку: чай с крендельками попью». Увидел на ярмарке татар, которые с конями забавлялись, а среди них (татар) – хана Джангара, местного авторитета. Была у этого хана одна кобылица – красавица! Иван сразу заценил. Да и не только Иван. Стали мужики торговаться, чтобы её купить. Двое татар вообще с ума сошли, стараясь перебить цену друг друга. Даже своих дочерей ставили в оплату. Спор решили по-своему – по-татарски. Схватились левыми руками, в правые взяли хлысты и стали друг друга бить по спине, пока один из них обессиленный не упал. А потом хан Джангар еще краше коня выставил на продажу. Заполучить его все хотели, в том числе и офицер-любовник той мамаши. Чтобы долго не торговаться, сразу устроили бой на хлыстах. Кто победит, тот и получит право коня купить за цену, предложенную ханом. Когда бились предыдущие два татарина, Иван внимательно наблюдал. И мужика одного слушал, который ему всё рассказывал о технике боя. Понял Иван, что теперь готов и сам биться. Принял вызов одного татарина. И стали пацаны лупить друг друга по спине. Ударов через 300 не выдержал татарин и свалился мёртвым. Выиграл Иван право для своего офицера коня купить. А сам в бега, т.к. человека всё-таки убил. И убежал он в степи с татарами. 10 лет с ними провел. 34 года ему исполнилось после татарского периода. Лекарем Иван был у них: животных, людей – всех лечил. Как-то хотел Иван уйти от татар – не отпустили. Более того (приготовьтесь неприятное услышать), после попытки побега, чтобы он больше этого не делал, ему разрезали пятки и конскую гриву туда затолкали, а потом зашили. После такого Иван уже не мог нормально ходить – только на коленях передвигался. Да на щиколотках приноровился ковылять. Т.к. татары сделали из него инвалида, стали за ним ухаживать. 4 жены Ивану организовали. Нарожали те ему много детей. Но своими их не считал – некрещёные ведь. Однажды к татарам пришли два русских миссионера – христианскую веру проповедовали. Иван к ним: «Помогите пацаны. Заберите отсюда». - Э-не. Мы для тебя не русские – мы миссионеры. Ты уже христианин – значит ты нам неинтересен. В общем, очень скоро завалили татары этих двоих – не хер был свою веру сюда нести. - Наверное зря они хорошо одетые, с драгоценностями и с деньгами к татарам пришли? – спросили Ивана слушатели. - Нет. Вообще зря пришли. Тут недавно один жид приходил в лохмотьях, веру свою проповедовал. Так татары его пытать стали: «Где мол деньги спрятал?». А когда дышать перестал от пыток, то закопали его по шею в песок. А когда голова почернела, то отрубили её. - Ну а сам-то, как от татар ушел? - Чудом ушел. Талафа помог. Пришли как-то зимой двое индусов к татарам – сделку заключить. Те носом крутят. - Вы, друзья, носом не крутите. А то наш бог Талафа покажет вам свою силу. – говорят индусы. -Ну-ну. Пусть покажет. И ночью началось: искры, огонь в небе, взрывы. От испуга кони сорвались, убежали в степь – татары за ними. Иван понял, что это фейерверк и давай стращать оставшихся татар. Те в штаны наложили, сразу признали Иванова бога Иисуса Христа. Не отходя от кассы Иван в реке татар и покрестил. И понял: сейчас лучшее время, чтобы свалить. В коробке с фейерверками Иван нашел какую-то хитрую землю. Если этой землей втирать в тело, то оно начинало жечь. Иван этой землёй натёр свои больные ноги. Они загноились, и с гноем вышла вся конская щетина. Только об этом он татарам не сказал. Свалил от них и по степи пришёл в Астрахань. Там он много бухал и неизвестно как оказался в другом городе. А оттуда его переслали к барину, хозяину того кота, которому Иван хвост отрубил. Высекли его, паспорт отдали, и рад он этому был безмерно. Пошёл с паспортом по ярмаркам консультировать мужиков при покупке коней. Слава об Иване пошла вокруг. Однажды князь дал ему 100 рублей, чтобы научил с конями обращаться. - Да без проблем. Только здесь дар нужен! Всё, что знал Иван, рассказал этому князю. А только при следующей покупке князь накупил ненужных кляч. Иван рассказал свои впечатления о такой покупке. Предложил тогда князь Ивану стать у него коносэром, т.е. специалистом по коням. Три года мужик честно работал на своего хозяина. В хороших отношениях с князем был. Вот только бухать Иван любил – в запои иногда уходил. Перед такими запоями он все свои сбережения отдавал на сохранение князю. Но однажды князя рядом не оказалось. Тогда Иван стал искать места, где можно было бы спрятать деньги. Всякий раз, когда находил такое место, возвращался к нему, чтобы перепрятать. Понял, что это бес его искушает. И пошёл в трактир! Там он встретил одного лузера – мужика, который раньше был барином, а потом стал нищим, спустив всё в карты. Иван угостил его вином и водкой. Тот сказал, что обладает особым даром – может людей от страсти к алкоголю избавлять. Иван говорит: - Давай! Избавь меня! Напоил он Ивана, загипнотизировал, привёл в какой-то дом. В доме – цыган, его дочка и много гостей. Цыганка танцует и поёт. Вскружила красавица голову Ивану, околдовала его. За каждую её песню по 100 рублей давал. За каждый поцелуй – столько же. И спустил все свои деньги – 5 тысяч. Правда пить перестал с того дня. На следующий день, когда пришёл в себя, рассказал своему князю, что отдал цыганке Груше (Груша – имя такое цыганки) 5 косарей. - Много. А я отдал за неё 50 косарей. Купил её у отца. Теперь цыганка (не хочу её Грушей называть) стала жить с князем. Влюблялась в него потихоньку. Пела песни ему и Ивану. Надолго князя не хватило – натрахался. А дальше что? А ничего. Стал князь часто уезжать в город. Согласен с автором полностью. Отношения, основанные только на сексе, будущего не имеют. Страсть быстро проходит. А находиться рядом с человеком, с которым и поговорить не о чем, долго не получится. Цыганка к Ивану: - Скажи, у него кто-то есть? - Не знаю, - правду сказал Иван. А сам нашёл время, чтобы в город съездить и узнать, где князь пропадает. Приехал к его бывшей – Евгении Семёновне. У князя с ней даже дочурка была. Но он её после родов бросил, когда Евгения раскоровела. Она Ивану и сказала, что бизнес у князя в городе – суконную фабрику купить хочет. И к ней зайти обещал – дочку проведать. Приходит. Няня девочки Ивана к себе в комнату зовёт, чтобы послушать, о чём говорить будут князь с хозяйкой. Князь взглянул на дочку и отправил её с няней в карете покататься. Остались князь с Евгенией вдвоём. Смотрит на неё он и говорит: - Дай денег. 20 тысяч. Куплю фабрику – миллионером стану. - А может тебе надо на бумагах фабрикантом стать, чтобы богатую невесту получить? - Ох ты ж и умная. Может быть. - А с цыганкой как? Ведь любит тебя. - Из Ивана купца сделаю, куплю им дом. Пусть живут вместе. Заложила свой дом Евгения (кстати, который князь подарил ей), чтобы деньги ему дать. Стал Иван ездить по заказчикам договоры заключать. Когда вернулся, то цыганки дома не застал. Все вокруг морозятся – никто ничего рассказывать не хочет. Только одна бабка шепнула, что дней 10 назад князь уехал с ней куда-то, а вернулся уже без неё. «Завалил где-нибудь», - подумал Иван. «Мешала она его свадьбе с богатой дамой». В день свадьбы князя ушел Иван в лес – авось, думает, тело найдёт. Сел на берегу реки и стал звать цыганку. И тут на него из темноты кто-то как наскочит. Это была она – цыганка. Она тоже искала встречи с Иваном. Рассказала ему о поездке с князем. Приехал он из города, посадил её в карету (мол, давай покатаемся) и отвёз далеко в лес. Оставил её там на попечение трём каким-то бабам, а сам свалил. Смогла убежать цыганка от них. Иван говорит: - Давай уедем вместе. А она: - Нет. Люблю я этого, мерзавца. И попросила кое о чём Ивана: - Поклянись, что сделаешь для меня то, о чём я попрошу. - Клянусь! - Убей меня. Не хочу жить. А себя убивать грешно. М-да… Просьба… Любимый человек просит убить себя. Цыганка достала его нож, приставила к сердцу… Толкнул её Иван с обрыва в реку и… всё… Идёт Иван по лесу сам не свой. Встречает деда с бабой, которые ехали на телеге: «Садись, подвезём». - А у нас горе – сына в армию забирают. Помогать некому. (Напомню, что тогда срок службы в армии был 25 лет). Фактически сына своего они уже никогда не увидят. - А хотите я вам помогать буду? Без денег. - Хорошо. Только звать мы тебя будем, как сына – Петром Сердюковым. - Да зовите, как хотите. Дали Ивану 25 рублей и отправили служить на Кавказ вместо своего сына под его именем. Иван был только за: «Авось убьют побыстрее – цыганку снова встречу тогда». 15 лет служил Иван своему государю. Живой… Как-то его отряду нужно было перебраться на другой берег реки, где татары засели. Полковник поручил двум парням в реку прыгнуть с канатом, чтобы его закрепить на другом берегу и потом мост соорудить. Татары из-за камней сразу их положили. За ними и вторую пару солдатиков, и третью. Стало ясно, что миссия невыполнима. Тогда полковник говорит: - Пацаны, кто смертный грех имеет, идите искупите! Иван подумал о цыганке, взял канат в зубы и пошёл в реку. Не задели его пули татарские. Перебрался на другой берег, канат закрепил, татар разбили. Полковник говорит: - Офицером сделаю. - Да не заслуживаю я. Много душ невинных погубил – ни земля, ни вода брать меня не хотят. Сделали Ивана офицером и ушёл он сразу в отставку. Поехал с рекомендательным письмом в Петербург. Устроился на офисную работу – не выдержал долго. Хотел пойти как раньше – кучером. Не берут. Мол, какой же ты кучер? Ты – офицер с орденом. Тебя ни обматерить, ни ударить… Пошёл Иван в артисты – дьявола играл. И в актерстве себя не нашёл. Побил одного жлоба-актёра, который к девушке приставал. И выгнали за это Ивана из труппы, т.к. заступников много было у того актёришки. И пошёл Иван в монастырь. Вот, где ему нравилось – и одет, и обут, и накормлен, и лошадьми занимался. Дали ему там новое имя – отец Измаил. Ну а в монастыре у Ивана крышу сорвало. Бесы к нему по ночам стали приходить. Он их топором убивал. А на утро эти бесы вдруг в корову монастырскую обернулись. Его в погреб спустили – в наказание. Там он пророчествовать стал. Начитался газет о деяниях каких-то монахов и вдруг понял, что война скоро начнётся. И стал об этом говорить. Его из погреба вывели, в избу поселили, лекаря позвали, чтобы сказал, не помешался ли тот. Лекарь говорит: «А хрен его знает. Отпустите его проветриться – пусть погуляет». И вот в этих гуляниях он и встретил слушателей, которым рассказал историю своей жизни. Всё! Когда Иван рассказывал о своих приключениях во время татарского плена, то всех своих жен Наташками называл, а детей – Кольками. Слушатели спросили его: «Почему так?». - А это по-татарски. У них, если взрослый человек – так Иван, а женщина – Наташа, а мальчиков они Кольками кличут. Так и моих жен, хоть они и татарки были, но по мне их все уже русскими числили и Наташками звали. Думаю, вы знаете, что сейчас в арабоязычных странах проституток называют Наташами. Может быть с тех времен еще повелось это.