Образ матери из повести детство. Л.н.толстой сочинение о маме

Цели: учить анализировать текст, продолжать знакомить учащихся с работой Национального корпуса русского языка, учить использовать возможности НКРЯ в исследовательской деятельности, собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления цитатного плана.

  • Личностные УУД. Личностное самоопределение. Умение работать самостоятельно и демонстрировать результат деятельности.
  • Познавательные УУД. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Построение устного речевого высказывания. Умение опознавать и сравнивать явления.
  • Коммуникативные УУД. Умение эффективно взаимодействовать с учителем и сверстниками в процессе учебной деятельности.

Оборудование: ПК для учителя и учеников, Интернет, мультимедиапроектор с экраном, фоторепродукции Л.Н.Толстого и др., различные издания его книг, портрет Л.Н.Толстого.

Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.
Ю.Энтин.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие.

Учитель: Здравствуйте! Мы друг другу сказали.

Просто “здравствуйте”, больше ведь мы ничего не сказали.
Почему же на капельку солнца прибавилось в мире?
Почему же на капельку счастья прибавилось в мире?
Почему же на капельку радостней сделалась жизнь?
В.Солоухин

2. Подготовка к восприятию.

Звучит песня Олега Газманова “Мама”

Чтение стихотворения Ласточкиной Надежды “Сына мать качала...”

Сына мать качала... баюшки - баю,
Вырастешь сыночек... помни мать свою.
Ночь уже проходит и встает заря,
Мать качала сына... думала - не зря.
Все плохие мысли от себя гнала,
И с какою гордостью в первый класс вела.
Годы пролетели - вниз с горы, рекой,
В жизни у мальчишки - первый выпускной.
Далее учеба в городе большом,
А потом сыночек в армию ушел.
Мать переживала... ночи не спала,
Каждую копейку сыну берегла.
Господа просила... все слова, как стон,
О здоровье сына у святых икон.
Свадьба отшумела... “Дым стоял столбом”
И сынок покинул старый отчий дом.
Жизнь его кружила в карусели дней,
Не звонит... не пишет матери своей,
А она все плачет сидя у окна,
Серенькая кошка... да она - одна.
И душа рыдает и под сердцем жжет,
Что же сын не едет... внуков не везет?
Все у сына в общем в жизни хорошо,
Жизнь свою устроил, сам себя нашел.
Для семьи трудился не жалея сил
...А о ней не вспомнил... а о ней забыл.
И никак до сына это не дойдет,
Что молитвой мамы, он вот так живет.
Плачет сын у гроба... “Мамочка, прости”
Ношу эту тяжкую до конца нести.
Помнить о родителях - жизненный закон,
Он об этом вспомнил после похорон.
На глаза попались в тайном уголке,
Сбереженья мамы в носовом платке.
Рядышком записка... “Я тебя ждала,
Здесь насобирала, что, сынок смогла”
Плакал над деньгами сам себя кляня,
Он такие деньги делал за полдня.
И душа рыдает... и прощенья нет,
Мать их собирала целых десять лет...

Определение темы урока.

Учитель: Какое главное ключевое слово объединяет песню и стихотворение, прозвучавшие на уроке?

Учащиеся: Мама.

Учитель: Итак, как вы думаете, о ком пойдёт сегодня речь на уроке?

Учащиеся: О матери Николеньки Иртеньева.

Учитель: Конечно, о маме. Мы продолжаем изучение повести Л.Н. Толстого “Детство”, и тема урока: “Образ матери в повести Л.Н.Толстого “Детство”. (Учащиеся записывают тему урока)

Учитель: Эпиграфом к нашему уроку могут служить слова Юрия Энтина. Прочитаем их.

Учитель: Согласны ли вы с поэтом?

Учащиеся высказывают своё мнение.

Учитель: В “Детстве” Толстого все погружено в море любви, разлитой вокруг Николеньки: все любят его и он любит всех. Пребывание ребенка в состоянии счастья, радости, любви ко всему, находящемуся рядом с ним, проистекает из абсолютного согласия маленького человека с собой и окружающим миром.

Составление цитатного плана.

Учитель: В тексте повести Л.Н.Толстого “Детство” с помощью НКРЯ необходимо найти цитаты, которые отражают чувства Николеньки к матери. Сделать выводы о роли матери в жизни Николеньки Иртеньева. (Поиск делим на две части: сначала проводится поиск учащимися всех трёх групп по словоформам “мам*” и “пап*”, затем каждой из групп по словам и словоформам “любовь, счаст*, рад*”)

1. Создание подкорпуса в НКРЯ.

2. Сохраняем подкорпус и переходим к поиску.

3. Поиск в повести по словоформам “мам*” и “пап*”

3.1. Результаты поиска по словоформе “мам*” . Всего 10 вхождений.

3.2. Поиск в повести по словоформе “пап*”.

3.2.2. Результаты поиска по словоформе “пап*” . Всего 68 вхождений.

Учитель: Почему мы получили такие разные результаты?

Учащиеся: Мама Николеньки умерла, когда ему было 10 лет, поэтому о матери 10 вхождений.

4. Поиск в повести каждой из групп по словам и словоформам “любовь, счаст*, рад*”

4.1.Поиск в повести по слову “любовь”(1 группа)

4.1.1.Результаты-42 вхождения.

4.1.2.Учащиеся отбирают высказывания, относящиеся к матери Николеньки. В результате остаётся 19 цитат.

4.2.1. Поиск в повести по словоформе “счаст*”(2 группа)

4.2.2.Результаты-21 вхождение.

4.2.3. Учащиеся отбирают высказывания, относящиеся к матери Николеньки. В результате остаётся 5 цитат.

4.3.1. Поиск в повести по словоформе “рад*”(3 группа)

4.3.2.Результаты-20 вхождений.

4.3.3. Учащиеся отбирают высказывания, относящиеся к матери Николеньки. В результате остаётся 8 цитат.

Учащиеся зачитывают получившиеся цитаты.

Учитель: Что в облике матери больше всего запомнилось главному герою - маленькому Николеньке Иртеньеву?

Учащиеся: “...её карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь”, “нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала”)

Учитель: В какой момент матушка вся преображалась и её лицо становилось просто прекрасным?

Учащиеся: Когда матушка улыбалась

Учитель: Какая атмосфера царит в доме Иртеньевых за завтраком?

Учащиеся: Семейная, тёплая, дружественная.

Учитель: Кто из домашних формирует такую атмосферу?

Учащиеся: Матушка.

Учитель: Какое чувство из детства главный герой пронёс через всю свою жизнь?

Учащиеся: Слитая воедино любовь к матери и к Богу.

Учащиеся: Самой счастливой в жизни человека.

Учитель: Как вы понимаете слова: “Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе”?

Учащиеся: Мальчик видел улыбку своей матери. Как становится хорошо на душе от живительной и чудодейственной по силе материнской улыбки, когда любимый и родной человек счастлив и улыбается!

Учитель: Сделаем выводы о роли матери в жизни Николеньки Иртеньева.

Учащиеся: Мальчика окружают дорогие и любимые люди, которые составляют его семью – отец, няня, братья и сестры, учитель, дворовые. К каждому из них у Николеньки свое отношение, каждого из них мальчик любит. Но, несомненно, на первом месте для героя стоит его мама. В повести не дается ее точный портрет, описаны лишь отельные штрихи, воспоминания о которых Николенька пронес через многие года. Главными среди них была “постоянная доброта и любовь в глазах”.

Учитель: Мать – самый важный человек в жизни маленького ребенка.

Учащиеся: Герой подчеркивает, что его матушка была очень светлым человеком: “Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело”. В этих словах – не только характеристика Натальи Николаевны. Толстой тонко подметил тесную связь матери с ребенком: когда матушке было хорошо, то радостнее на душе становилось и у Николеньки.

Учитель: Перед нами идеальный образ матери, которая всю себя, свою любовь и нежность отдаёт детям. Мать тонко чувствует своих детей. Как и всякая мать, наша героиня боится оставить своих детей сиротами. Горячая любовь к матери исторгает из души ребёнка чистую молитву. Мы с вами убедились в том, что Николенька очень любит свою мать. Автор показывает, как в детский мир приходит смерть. У Николеньки умирает мать. Это событие кажется мальчику невероятным, так как мир для него - это место, где все живет и исполнено радости. Поэтому сознание Николеньки отказывается соотнести лицо матери с тем “бледно-желтоватым прозрачным предметом”, который он видит на том месте, где находилось лицо: “я не мог верить, чтобы это было ее лицо”. И когда в видимом “предмете” начинают проступать “знакомые, милые черты”, мальчик переживает состояние ужаса. Поэтому смерть мамы - сильнейшее душевное потрясение для ребёнка.

Итак, мы сегодня поговорили о самом дорогом на земле человеке – о маме.

Что лично для себя вы взяли из обсуждения на этом уроке

Учащиеся: Всё, что нам дорого, что свято, связано с именем мамы. По отношению к матери судят, каков человек.

Рефлексия: Закончи предложение.

  • Сегодня на уроке я понял....
  • Сегодня я запомнил.....
  • Сегодня на уроке мне понравилось....
  • Сегодня на уроке я чувствовал себя....

Домашнее задание: с. 115 – 118, выполнить задание в “Рабочей тетради”, с.33.

Интернет-ресурсы.

  • http://www.ruscorpora.ru

Список литературы.

  1. Ахмадуллина Р. Г. Литература. Рабочая тетрадь. 7 класс. В 2-х частях (Комплект). - М. : Просвещение, 2016
  2. Беляева Н. В.Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки. - М. : Просвещение, 2016
  3. Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим... : 7 класс: Дидактические материалы по литературе. - М. : Просвещение, 2016
  4. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/В.Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - 5-е изд. - М. : Просвещение, 2016

Дополнительная литература для учащихся.

  1. Андроников И. Я хочу рассказать вам. М., 1971
  2. Капитанова Л. А. Толстой в жизни и творчестве. М., 2001
  3. Смольников. И. Середина столетия. Л.,1977

Халимова Гульнара

Женские образы: образ матери, Натальи Савишны, которые сыграли немаловажную роль в духовном развитии героя

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Биюрганская основная общеобразовательная школа»

Тукаевского муниципального района РТ

Женские образы в духовном развитии героя

В повести Л.Н.Толстого

«Детство»

Выполнила:

обучающаяся 9 класса

Халимова Гульнара Р.

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

Маннанова Рафиня Фанировна

д. Биюрган

2013 г.

Повесть Л.Н. Толстого «Детство» стала началом трилогии, которую продолжили повести «Отрочество» и «Юность». Повесть «Детство» о становлении человека, о разных вехах развития в человеческой жизни. Она была напечатана в самом передовом журнале того времени- в «Современнике» в 1852 году и получила восторженный отклик у читателей. Редактор этого журнала великий поэт Н.А. Некрасов отметил, что у автора повести есть талант, что повесть отличается простотой и правдивостью содержания.

Произведение Л.Н. Толстого «Детство» относится к жанру автобиографической повести. Автобиография - повествование писателя о собственной жизни, основанное на реальных фактах биографии. Многие действующие лица повести напоминают людей, окружавших Толстого в детстве.

Повествование в повести ведётся от первого лица. Три повести Толстого - не последовательная история воспитания и взросления главного героя и рассказчика, Николеньки Иртеньева. Это описание ряда эпизодов его жизни - детских игр, первой охоты и первой влюбленности в Сонечку Валахину, смерти матери, отношений с друзьями, балов и учебы. То, что окружающим кажется мелким, недостойным вниманиями то, что для других является действительными событиями жизни Николеньки, в сознании самого героя-ребёнка занимают равное место. Толстой подробно описывает чувства ребёнка. Изображение чувств в «Детстве», «Отрочестве» и «Юности» напоминает анализ собственных переживаний в дневниках Толстого.

Центральным образом является образ Николеньки Иртеньева. Николенька добр, любит мать, привязан к слугам.

В первой своей повести «Детство» Л.Н. Толстой сделал открытие, которое потом принял навсегда: он пишет маленькими главами- каждая глава имеет своих действующих лиц, свою законченную историю и обычно новое место действия.

С первых страниц повести Николенька предстаёт перед читателем вдумчивым, впечатлительным мальчиком. В первой автобиографической повести Толстого «Детство» её герой, Николенька Иртеньев, во многом биографически и душевно близкий автору, говорит о ранних годах своей жизни: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Родные и близкие Николеньки жили в довольстве и даже в роскоши за счет трудов крепостных крестьян, которые обрабатывали земли в имениях своих господ и обеспечивали их всем необходимым. Николеньку воспитывали в убеждении, что он - барин, господин. Слуги и крестьяне почтительно называют его, маленького мальчика, по имени отчеству - ведь он сын их господина и будет владеть ими, когда вырастет. Даже старая заслуженная экономка, которая пользовалась почетом в доме, которую любил Николенька, не смеет, по его мнению, не только наказывать его за шалость, но и сказать ему «ты». Николенька с детства знает, что он не ровня не только дворовым мальчикам, но и любым детям из небогатых семей.

Большое место в повести занимает описание чувства любви в людям. Детский мир Николеньки, ограниченный пределами патриархальной дворянской семьи и наследственной усадьбы, действительно полон для него тепла и очарования. Нежная любовь к матери и почтительное обожание отца, привязанность к чудаковатому добряку Карлу Ивановичу, к Наталье Савишне, убеждение, что все окружающее существует только для того, чтобы "мне" и "нам" было хорошо, детская дружба и беспечные детские игры, безотчетная детская любознательность все это вместе взятое окрашивает для Николеньки окружающий его мир в самые светлые, радужные тона. Но в то же время Толстой дает почувствовать, что в действительности этот мир полон неблагополучия, горя и страдания.

Я хочу остановиться именно на моментах, связанных с потерями в жизни маленького героя.

В душе Николеньки сохранились воспоминания. Он задается вопросом: неужели провидение для того только соединило его с этими двумя существами, чтобы вечно заставить сожалеть о них?.. О ком же эти сожаления?

Что в облике матери больше всего запомнилось главному герою - маленькому Николеньке Иртеньеву? Это «её карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь», «нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала»; когда матушка улыбалась, вся преображалась, и её лицо становилось просто прекрасным; семейная, тёплая, дружественная атмосфера, царившая в доме Иртеньевых за завтраком, которую формировала матушка. Внешность матери Николеньки показана в повести менее конкретно по сравнению с внешностью отца. Мы не можем представить себе ее лица, ее одежду, походку. Толстой в какой-то степени передал с помощью этого образа свои собственные воспоминания о матери. Но зато внутренний мир матери Николеньки раскрыт с большой глубиной. Ее горячая любовь к детям, к мужу, ее нежность к ним, доброе ласковое отношение к окружающим, к слугам создают трогательный, идеальный образ женщины и матери.

Чувство, которое мальчик испытал при отъезде из деревни в Москву, описано в следующих выражениях: «Мне стало очень, очень жалко оставить maman; вместе с тем мысль, что мы стали большие и что я могу утешить maman, приятно пощекотала мое тщеславие». Такие же сложные чувства испытал мальчик и при известии о смерти матери. «Меня занимало и как-то доставляло удовольствие, что я плачу о maman, что я - чувствительный ребенок» Такие же тщеславные мысли приходят ему в голову и на похоронах матери. То он беспокоится о том, что дьячок может принять его за бесчувственного мальчика; то ему неприятно, что дворовые девушки плачут об умершей барыне так же, как и он, «и что нет мне никакого средства показать им, что я огорчен больше всех их»

Описание смерти матери - одно из тех двух мест во всей повести, которые переходят нетронутыми из первой редакции во вторую. (Автор несколько раз переписывал повесть) К изображению обстоятельств смерти матери прибавляется лишь описание того, как эта смерть подействовала на окружающих. Психологический анализ молодого Толстого становится здесь беспощадным. Рассказчик вспоминает свои собственные переживания во время похорон матери: как он впал в почти бессознательное состояние, и как только эти «две минуты» и представляются ему теперь, когда он вспоминает все пережитое, «настоящим горем». «Не испытывая исключительно одного чувства горести, я старался скрывать другие чувства - не столько от других, сколько от самого себя, - мне хотелось думать, что я ничего, кроме этой горести, в первые дни чувствовать не могу, и от этого самое чувство было натянуто, неестественно: эгоистическое чувство, которое больше всех других заглушало во мне чувство исключительной печали, было наслаждение, которое я испытывал, зная, что я несчастлив, - я старался убедить себя, что это несчастие еще больше, чем оно действительно было».

Не исключена возможность того, что Толстой до известной степени описывает здесь свои собственные переживания во время похорон отца.

Особое место среди лиц, изображенных в повести «Детство», занимает Наталья Савишна. Она отчасти напоминает Прасковью Исаевну - экономку в яснополянском доме Толстых. С большой любовью и симпатией рассказывает Толстой о Наталье Савишне. Простая крестьянка, она по своим моральным качествам стоит выше дворян. На Николеньку Наталья Савишна оказывает такое же благотворное влияние, как и его мать.

В последней главе повести, посвященной описанию последних дней и смерти Натальи Савишны, Толстой, как бы предвидя возражения против идеализации им этого образа, - возражения, состоящие в том, что эта суеверная женщина, ставившая себе в жизни одну только цель - всеми силами охранять барское добро от возможных хищений и растраты, не заслуживает такой высокой оценки, какую дает ей автор, - как бы предвидя эти возражения, делает оговорку: «Что ж! ежели ее верования могли бы быть возвышеннее, ее жизнь направлена к более высокой цели, разве эта чистая душа от этого меньше достойна любви и удивления? Она совершила лучшее и величайшее дело в этой жизни - она умерла без сожаления и страха. Какое же нам дело до ее привычки и верования? Довольно того, что она умерла прекрасно». И, решительно отвергая возможные возражения относительно идеализации им образа Натальи Савишны, Толстой восклицает: «Боже великий! Пошли мне такие же мелочные заботы, такое же суеверие, такие же заблуждения и такую же смерть».

Автор заканчивает свое повествование рассказом о том, что, бывая на кладбище, где Наталья Савишна похоронена недалеко от часовни, которая стоит на могиле матушки, он никогда не забывает положить земной поклон на ее могиле. Иногда ему приходит мысль, что он никогда уже не встретит в жизни «такой нежной любящей души». «И несмотря на то, что прихожане с удивлением смотрят на меня, я молча останавливаюсь около черной решетки, и горькие слезы капают из моих глаз».

В конце своего выступления хочу привести отрывок из последнего письма матери «Душа моя не может существовать без любви к вам: а я знаю, что она будет существовать вечно, уже по одному тому, что такое чувство, как моя любовь, не могло бы возникнуть, если бы оно должно было когда-нибудь прекратиться.

Меня не будет с вами; но я твердо уверена, что любовь моя никогда не оставит вас, и эта мысль так отрадна для моего сердца, что я спокойно и без страха ожидаю приближающейся смерти…»

Литература:

  1. К.Н. Ломунов. Лев Толстой. Очерк жизни и творчества. М.: “Детская литература” 1984
  2. Толстой Л.Н. Путь жизни.- Волгоград: Республика, 1993.
  3. Толстой Л.Н. Детство /Вступ. Ст. А. Поповкина. – М.:Детгиз,1957.

Повесть Л.Н. Толстого «Детство» является первой частью задуманной писателем тетралогии. В ней автор хотел описать четыре поры жизни человека, влияющих на формирование его характера, его личности. В каждой из частей своего произведения Толстой задумал отразить «коренные» чувства, свойственные каждой поре. Так, для детства, по мнению писателя, характерны теплота и верность чувству.

Эти качества в полной мере проявляются в главном герое повести – Николеньке Иртеньеве. Мальчика окружают дорогие и любимые люди, которые составляют его семью – отец, няня, братья и сестры, учитель, дворовые. К каждому из них у Николеньки свое отношение, каждого из них мальчик любит. Но, несомненно, на первом месте для героя стоит его мама, maman, как он называет ее на французский лад.

В повести не дается ее точный портрет, описаны лишь отельные штрихи, воспоминания о которых Николенька пронес через многие года. Главными среди них была «постоянная доброта и любовь в глазах». Кроме того, рассказчик помнит родинку на шее, мягкий завиток волос, нежную сухую руку, которая так часто ласкала Николеньку.

Герой подчеркивает, что его матушка была очень светлым человеком: «Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело». В этих словах – не только характеристика Натальи Николаевны. Толстой тонко подметил тесную связь матери с ребенком: когда матушке было хорошо, то радостнее на душе становилось и у Николеньки.

В повести маленький герой разлучается с маменькой – он едет в Москву учиться. Николенька испытывает противоречивые чувства: с одной стороны, ему ужасно не хочется покидать maman, а с другой, он рад это сделать, ведь учеба в Москве – признак его взросления. Такое по-детски противоречивое отношение к матушке проявляется у маленького героя почти всегда. Вспомним сон, который Николенька выдумал, чтобы объяснить свои слезы Карлу Ивановичу. Он нафантазировал самое страшное – смерть матери. И когда осознал то, о чем рассказал учителю, то залился еще большими слезами.

Маменьке героя посвящена отдельная глава повести, которая называется «Детство». Мы понимаем, что именно с матерью рассказчик связывает эту пору своей жизни. Он говорит о том, что мать – самый важный человек в жизни маленького ребенка: «Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!»

Детство Николеньки было наполнено любовью, лаской, теплом матери: «…это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос!».

Больше того, герой говорит, что в его душе любовь в маме сливалась и была подобна любви к Богу.

Повесть заканчивается страшным событием – смертью матери. Герой говорит, что с этой трагедией «окончилась моя счастливая пора детства и началась новая эпоха», эпоха взросления.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Детство / Отношение героя-рассказчика к maman (по повести Л.Н. Толстого «Детство»)

Смотрите также по произведению "Детство":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

л.н.толстой сочинение о маме

LITERATURUS: Мир русской литературы

Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений

Образ и характеристика матери в повести "Детство" Толстого: описание внешности и характера, портрет героини

Художник К. Клементьева

Образ и характеристика матери в повести "Детство"

Имя матери Николеньки - Наталья Николаевна:

". Вы меня извините, Наталья Николаевна. "

". выглянешь в ту сторону, видишь черную головку матушки. "

". мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал. "

". своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам. "

". Ветер поднимал голубенькую косыночку, которою была повязана ее голова. "

". старого барина — вашего дедушку, вечная память, князя Николая Михайловича. "

". Вы знаете, какая это ангельская доброта — она ему во всем верит. "

". Он затем и взял ее, что она достойна была, а ему добрых и там нужно. "

". Да кого она и не любила, правду сказать! Да, батюшка, вашу маменьку вам забывать нельзя; это не человек был, а ангел небесный. "

". которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал. "

". Ничьи равнодушные взоры не стесняют ее: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. "

". Она еще нежнее целует меня. "

". Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю. "

". голубчик мой, душечка моя! — вскрикиваю я, целуя ее колени, и слезы ручьями льются из моих глаз — слезы любви и восторга. "

У Натальи Николаевны прекрасная улыбка:

". Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело. "

". Она улыбается своей грустной, очаровательной улыбкой, берет обеими руками мою голову. "

". да что она. ее воля в этом доме все равно, что вот это, — при этом он с выразительным жестом кинул на пол обрезок кожи. "

". я имел случай изучить эту породу людей — их столько к тебе ходит, — все на один покрой. Вечно одна и та же история…"

". Она поцеловала меня в глаза и по-немецки спросила <. > Когда она разговаривала с нами дружески, она всегда говорила на этом языке, который знала в совершенстве. "

". встала и подошла к пяльцам, которые стояли у окна. "

". Maman села за рояль. "

". Она заиграла патетическую сонату Бетховена, и я вспоминал что-то грустное, тяжелое и мрачное. Maman часто играла эти две пьесы. "

". после чаю села играть с Любочкой в четыре руки. "

". Maman играла второй концерт Фильда — своего учителя. "

". мне кажется, что все это отговорки, для того только, чтобы ему жить здесь одному, шляться по клубам, по обедам и бог знает что делать; а она ничего не подозревает. Вы знаете, какая это ангельская доброта — она ему во всем верит. Он уверил ее, что детей нужно везти в Москву, а ей одной, с глупой гувернанткой, оставаться в деревне, — она поверила. "

". несмотря на всю ее доброту, любовь к нему. "

". поезжай и возвращайся поскорее. Нам всем без тебя так скучно. "

". я догадываюсь: верно, ты проиграл очень много, и нисколько, божусь тебе, не огорчаюсь этим; поэтому, если только дело это можно поправить, пожалуйста, много не думай о нем и не мучь себя напрасно. "

". Прощай же, милый друг, не беспокойся, пожалуйста, ни о моей болезни, ни о своем проигрыше. "

". До сих пор господь исполнял мою молитву: ты не переходил одной черты, после которой мы должны будем или жертвовать состоянием, которое принадлежит уже не нам, а нашим детям, или… и подумать страшно, а ужасное несчастие это всегда угрожает нам. Да, это тяжелый крест, который послал нам обоим господь. "

". я часто думаю, что он не может ни ценить, ни понимать ее и что, несмотря на всю ее доброту, любовь к нему и старание скрыть свое горе — я очень хорошо знаю это, — она не может быть с ним счастлива. "

". с тою, на которой столько лет была сосредоточена вся сила ее любви. "

". Да, мой батюшка, давно ли, кажется, я ее еще нянчила, пеленала и она меня Нашей называла. Бывало, прибежит ко мне, обхватит ручонками и начнет целовать и приговаривать. "

". уж так любить, как я ее любила, никого не любила, да и не могу любить. "

". И любила же она меня, покойница. "

". Maman скончалась в ужасных страданиях. "

Урок-экскурсия с использованием мультимедийных технологий по чтению по теме "Л.Н. Толстой. «Детство»" (по программе "Школа России", 4-й класс)

  • продолжить знакомство с биографией и творчеством Л.Н.Толстого, историей появления автобиографической трилогии “Детство”, “Отрочество”, “Юность”; с содержанием отрывка “Детство”;
  • отрабатывать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения;
  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • учить анализировать прочитанный рассказ, с целью выявления мотивов и причин поступков героев;
  • воспитывать любовь и уважение, теплое и бережное отношение к самому дорогому человеку – матери.

Оборудование:

  • портрет Л.Н.Толстого;
  • мультимедийная система;
  • презентация “Л. Н. Толстой” (Приложение 1);
  • выставка книг с произведениями Л.Н. Толстого;
  • иллюстрации к произведениям Л.Н.Толстого.

I. Организация начала урока.

II. Вступительная часть.

Сегодня на уроке мы подробнее поговорим о его жизни и творчестве Л.Н.Толстого, познакомимся с отрывком из его повести “Детство”, отправимся на экскурсию в Ясную Поляну.

III. Сообщения детей.

Отец - Николай Ильич Толстой, отставной полковник, помещик Тульской губернии Крапивенского узда.

“Мать - Мария Николаевна, была образованной женщиной, знала английский, немецкий, французский и итальянский языки. Была чутка к художеству…, была большая мастерица рассказывать завлекательные сказки.

Я не помню своей матери. Она умерла в 1830 г., когда мне было полтора года. Это, говорят, ее любимое место. Идя утром по березовой роще, подходя к ореховой, увидел следок по грязи женской ноги, подумал о ней… Вспомнил о матери, о “маменьке”, которую совсем не помню, но осталась для меня идеалом. Не могу без слез говорить о моей матери”,- вспоминал Л.Н.Толстой.

В 1837 г. умер отец. Воспитанием детей занялась дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. В 1841 г. дети переехали в Казань к тетушке – опекунше Пелагее Ильиничне Юшковой.

В 1844 г. Толстой поступил в Казанский университет, а в 1847 г. подал прошение об увольнении его из числа слушателей.

В 1851 г. с братом Николаем поступил на военную службу.

В 1859 г. Л.Н.Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крепостных детей и больницу для народа, а потом помог открыть более 200 школ в окрестных деревнях. Он сам обучал ребят грамоте. Составил “Азбуку”, “Книгу для чтения”. Написал рассказы, сказки и басни для детей. Создание этих книг он считал одним из самых важных дел в своей жизни.

IV. Проверка домашнего задания.

а) Чтение отрывков . (Учащиеся читают приготовленные дома отрывки и свои ответы сопровождают иллюстрациями).

Большая часть жизни Л.Н.Толстого протекала в Ясной поляне, в живописном уголке нашей родины, недалеко от Тулы. Сохранился дом, в котором жил Л.Н.Толстой. Любимыми занятиями Льва Николаевича были: езда верхом на лошади, прогулка на велосипеде, его можно было увидеть на берегу реки или просто прогуливающегося по дорожке парка.

Остановимся у скамьи Толстого и послушаем “уроки жизни”, которые дал Лев Николаевич своему внуку.

б) 10 “уроков жизни”.

1) Делай все по возможности сам, не будь “барином”.

2) Не будь назойлив.

3) Будь внимательным.

4) Не надо жадничать.

5) Не нервничай, держи себя в руках.

6) Будь тверд и стоек.

7) В игре, спорте, в труде - будь разумен.

8) Будь организованным.

9) Глубоко вникай в то, что тебе преподается

10) Имей свое мнение.

Л.Н.Толстой много работал. Он не боялся физической работы. Его можно было увидеть на пашне, с косой на полоске.

Но большую часть времени он проводил в своем рабочем кабинете.

V. Знакомство с новым произведением.

1. История появления повести “Детство”.

Будучи семилетним мальчиком он записал в своей тетради первые маленькие рассказы.

Заслуженную славу принесла Толстому трилогия “Детство”, “Отрочество”, “Юность”. Под названием “История моего детства” была напечатана первая повесть в журнале “Современник” и по желанию автора подписана только инициалами “Л.Н.”. Четвертая часть “Молодость” осталась так и не написана.

2. Речевая разминка.

Прежде чем приступим к чтению, проведем речевую разминку, которая поможет нам подготовить артикуляционный аппарат к работе. Разминка называется так же, как и наш рассказ “Детство”.

  • Выразительное чтение учителем.
  • Чтение выделенных слов.
  • Чтение про себя.
  • Хоровое чтение в умеренном темпе.

В чудетство откроешь окошки-

Счастливень стучит по дорожке,

Цветет веселютик у речки,

И звонко поют соловечки.

А где-то по дальним дорогам

Бредут носомот с бегерогом…

Мы с ними в чудетство скорее пойдем-

Спешит торопинка под самым окном,

Зовет нас глядеть – заглядеться:

Что там за окошком?

(Речевая разминка взята из конспекта урока участника фестиваля “Открытый урок 2006/2007” Наумушкиной Ж. Л.)

Мы с вами познакомимся с отрывком из первой повести. Создавая образы героев, писатель использовал свои личные впечатления и переживания, но повесть автобиографичная лишь отчасти. Толстой утверждал, что писал, не только о своем детстве, но и о детстве каждого человека.

3. Словарная работа.

Maman – читается “маман” на французский манер.

4. Комбинированное чтение: учитель – хорошо читающие ученики.

5. Анализ отрывка

Назовите действующих лиц рассказа.

Мать, мама, мамочка!

Слово это - зов и заклинанье,

В этом слове – сущего душа.

Это – искра первого сознанья,

Первая улыбка малыша.

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо,

В нем - исток всего. Ему конца нет.

Я произношу его:

Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого, единственного человека. Это одно из самых древних слов на Земле и оно почти одинаково звучит на разных языках.

Теперь, ребята, послушаем, какие добрые слова о своей маме скажете вы.

Дети читают свои стихи о маме.

Какие события описывает Л.Н.Толстой в главе “Детство”?

Л.Н.Толстой вспоминает в этой главе о своём счастливом детстве.

Почему Толстому так дороги воспоминания? Подтвердите словами из текста.

Эти воспоминания дороги ему потому, что это самые беззаботные счастливые годы жизни. К сожалению, их вернуть невозможно. Чтение 1 абзаца.

Что здесь важнее: описание событий или внутренний мир героя?

Здесь важней внутренний мир героя.

Какими чувствами переполнен отрывок?

Отрывок переполнен чувством душевного переживания, огромной любви.

Найдите в тексте слова, с которыми Николенька обращается к матери, как он ее называет?

(-Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю.)

7. Работа в тетради. Заполнение таблицы.

Выделите из текста характерные черты для каждого героя.

  1. Обращение к сыну.
  2. Милый, звонкий голос.
  3. Очаровательная улыбка.
  4. Нежная рука.
  5. Не боится излить всю свою любовь и нежность.

2. Целует руки, колени.

3. Льются слезы любви и восторга.

4.Он молится за родителей, Карла Ивановича. Просит счастья.

О каких двух добродетелях, присущих герою, с сожалением вспоминает автор?

Найдите и прочитайте отрывок, который можно отнести к рисунку.

В чем главная мысль рассказа?

Главная мысль этого рассказа в том, что нужно любить своих родителей, близких.

Разделяете ли вы его чувства?

Как вы относитесь к своей маме?

VI. Итог урока. Рефлексия.

Какие уроки жизни из нашего урока вы взяли для себя?

Нужно всегда любить своих родителей;

Ценить и уважать их;

Заботиться о них;

Утешать их в трудную минуту;

Не обижать и не огорчать их;

Всегда помнить, что родители самые близкие и дорогие нам люди.

Л.Н.Толстой прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений – 90 томов.

У нас есть уникальная возможность увидеть Л.Н.Толстого живым. Сохранились документальные кадры его жизни.

Л.Н.Толстого похоронили, как он и завещал, на краю яснополянского оврага Старый Заказ. В том самом месте, где будто бы брат Николенька зарыл зеленую палочку с тайной человеческого счастья.

С именем этого удивительного человека связана история нашего края. В 1894 г. Л.Н.Толстой гостил у графа Черткова на х. Ржевск. Дружба Черткова и Толстого с самого начала была скреплена их совместной деятельностью по созданию книжного издательства для народа.

На этом наш урок закончен. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение отрывка, ответить на вопрос № 7 стр. 186.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Детство — это повесть Толстого, которая является частью его большого недописанного романа. Каждая часть романа — это определенный этап в жизни героя и вот как раз повесть Детство, которую писатель написал в 1852 году, ведает нам о детстве. Здесь же мы знакомимся с второстепенной героиней, матерью Николеньки Иртеньева. О ней мы и поговорим в нашем , давая характеристику образа матери Николеньки из повести Детство Толстого.

Образ и характеристика матери в повести Детство

В жизни любого человека главными ключами является образ матери и ее добрые, душевные характеристики. Мама — это тот человек, который на протяжении всей жизни сопутствует нам, является опорой и поддержкой каждому человеку.

Какой же образ матери создает Толстой в своем произведении? На этот вопрос мы найдем ответ в самой повести. И здесь мы видим только светлые воспоминания героя. Николенька вспоминает маму с любовью и нежностью. Ее голос нежный, спокойный, ласковый запомнился навсегда. Ее взгляд полный нежности и любви, и нежные руки будут помниться всегда. Мама для Николеньки стала источником всего прекрасного.

Автор в повести создает добрый, чуткий, любящий образ матери, где передал все черты своей мамы. Из работы Толстого мы знаем, что по происхождению это была княжна Наталья Николаевна. Она была воплощением ангела, добрым, ласковым человеком с искренней улыбкой. Она была робкой и уступчивой, отзывчивой, поэтому всегда помогала бродягам, нуждающимся и юродивым. Мать Николеньки увлекалась вышиванием, любила играть на рояле. Эта женщина, хоть и была несчастна в браке, любит мужа и все ему прощает.

Изучив повесть Детство, мы узнаем, что жизнь ее была недолгой. Мать героя умирает в муках, когда Николеньке было всего десять. С ее смертью мальчик вмиг повзрослел.

Типичной для дворянской семьи является речь матери Николеньки Натальи Николаевны. Вторая глава, которая так и называется "Maman" (французское слово), посвящена этой героине. Но на этой главе не заканчивается ее характеристика. "С этой ранимой женщиной мы знакомимся на протяжении всей повести "Детство" .

Наталью Николаевну Николенька называет либо "maman", либо "матушка", либо "мамаша" (в минуты особой любви). Герою очень запомнились такие ее черты: "когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело". У матушки "милый знакомый голос", "чудесная нежная ручка". "Мaman говорит с кем-нибудь, и звуки ее голоса так сладки, так приветливы", - читаем мы на страницах повести. Исходя из этого описания, мы видим перед собой, "истинную женщину и мать, нежную, любящую, чувствительную". .

Наталья Николаевна знает несколько иностранных языков (французский, немецкий). Как настоящая аристократка она получила хорошее воспитание и образование. Но с детьми и учителем Карлом Иванычем Наталья Николаевна предпочитает разговаривать по-немецки:

Ich danke, lieber Благодарю, милый (нем. ). Карл Иваныч, - и, продолжая говорить по-немецки, она спросила: - Хорошо ли спали дети? .

Здесь мы видим, что Наталья Николаевна с искренней симпатией относится к Карлу Иванычу. Ей также небезразлично и то, как спали дети. Она буквально допытывается про то, что случилось с Николенькой. При этом интонация ее голоса повысилась только тогда, когда и без того глуховатый учитель из-за музыки не услышал ее вопроса. Попросив Мими подождать минутку, она продолжает говорить мягко, спокойно и приветливо:

"Наденьте, Карл Иваныч... Я вас спрашиваю, хорошо ли спали дети?" - сказала maman, подвинувшись к нему и довольно громко.

"Постойте на минутку, Мими, - сказала maman Марье Ивановне с улыбкой, - ничего не слышно" .

Для языка мамы главного героя характерно в большей степени наличие мягких и глухих согласных. "Данная тенденция обусловлена желанием создать атмосферу спокойствия, психологического комфорта в семье", - поясняет Л. А. Капанадзе .

Обращаясь к Николеньке, Наталья Николаевна спрашивает опять же по-немецки:

Ты плакал сегодня?

Я не отвечал. Она поцеловала меня в глаза и по-немецки спросила:

О чем ты плакал?

При этом герой подчеркивает такую особенность речи матушки:

"Когда она разговаривала с нами дружески, она всегда говорила на этом [немецком] языке, который знала в совершенстве" .

Как уже упоминалось ранее, Наталья Николаевна также владеет французским языком. Слово "папа" она произносит на французский манер, с ударением на последнем слоге, что было довольно актуально в то время. Определить это нам также помогает отсутствие в Д.п. соответствующего окончания в этом слове ("папе"):

Ну, ступайте теперь к папа, дети, да скажите ему, чтобы он непременно ко мне зашел, прежде чем пойдет на гумно. .

С Марьей Ивановной (на тот же манер "Мими") она говорит по-французски. Наглядного примера диалога этих двух женщин в повести нет. Однако имя "Мими" вместо "Марья Ивановна" и постоянное требование самой гувернантки девочек говорить по-французски демонстрируют нам то, что из уважения к этой женщине мать Николеньки общается с ней именно на этом языке. В целом отдельные обрывки фраз дают понять нам о наличии знания Натальей Николаевной французского:

"...Насчет предсказаний, - прибавила она со вздохом и, помолчав немного, - je suis payee pour y croire; я верю в них недаром (франц. ). я тебе рассказывала, кажется, как Кирюша день в день, час в час предсказал покойнику папеньке его кончину" (глава "Юродивый" ).

"La belle Flamande Красавица фламандка (франц. )., как ты называешь ее..." (глава "Письмо" ) .

Глава "Детство" проникнута особым лиризмом. Герой вновь вспоминает лучшие моменты жизни, связанные с матушкой. В этой главе можно увидеть, что в минуты особой нежности Наталья Николаевна разговаривает с Николенькой по-русски:

"Ты опять заснешь, Николенька, - говорит мне maman, - ты бы лучше шел на верх".

"...maman сказала, что она сама разбудит меня... и над ухом мои звучит милый знакомый голос: "Вставай, моя душечка: пора идти спать".

"Вставай же, мой ангел".

Внимание и доброта ее описываются на многих страницах повести, но вот только один эпизод, который касается юродивого Гриши (глава "Юродивый" ). Наталья Николаевна просит мужа не выпускать собак, чтобы

они не причинили вреда юродивому:

Вели, пожалуйста, запирать своих страшных собак, а то они чуть не закусали бедного Гришу, когда он проходил по двору. Они этак и на детей могут броситься

По дальнейшему поведению отца Николеньки можно понять, что он негативно относится к странникам вроде Гриши. Н. В. Кудрявая отмечает: "Наталья Николаевна - женщина набожная, религиозная. Она верит разным предсказаниям, в том числе и тому, что говорит Гриша" . Назревает родительская ссора. Однако мать Николеньки пытается ее избежать:

Видно было, что матушка на этот счет была совершенно другого мнения и не хотела спорить.

Передай мне, пожалуйста, пирожок, - сказала она. - Что, хороши ли они нынче? .

Первая фраза героини выражает ее недовольство. Голос ее строг, однако на крик она не переходит. Здесь мы даже можем увидеть просторечное слово "этак", что выражает своеобразную демократичность ее языка. То есть можно сказать, что "Наталья Николаевна так расстроена, что ее обычный литературный язык приобретает некоторые разговорные черты" .

Второй фразой мать Николеньки миролюбиво пытается сменить тему. Она, как всегда, мила и вежлива. Возвращается ее правильная речь.

Следует отметить также, что Наталья Николаевна употребляет в своей речи и такие простонародные слова и выражения, как "почем знать", "позовите-ка", "покуда".

"Ах, не говори этого, мой друг, - прервала его maman, как будто испугавшись чего-нибудь, - почем ты знаешь?" (глава "Юродивый" )

"Позовите-ка Наталью Савишну, чтобы она порадовалась на своего любимчика", - сказала maman (глава "Наталья Савишна" ).

"День был прекрасный, и мне вздумалось пройтись пешком до большой дороги, покуда вытаскивали коляску" (глава "Письмо" ) .

Присутствует в повести и образец эпистолярного стиля героини (глава "Письмо" ). Это предсмертное письмо, адресованное мужу, с рассказом о своем состоянии здоровья и просьбой привезти детей попрощаться. Письмо длинное, обстоятельно написанное на двух языках - русском и французском, содержит множество подробностей. Такие письма были типичны для дворянского круга. Дети и муж были достаточно долго разлучены с maman, она сообщала им в письме о ходе дел в имении, о гостях, советовалась и обсуждала с мужем деловые вопросы:

"На другой день у меня был жар довольно сильный и приехал наш

добрый, старый Иван Васильич, который до сих пор живет у нас и обещается скоро выпустить меня на свет божий... La belle Flamande, как ты называешь ее, гостит у меня уже вторую неделю... Теперь поговорим о серьезном: ты мне пишешь, что дела твои идут нехорошо эту зиму и что тебе необходимо будет взять хабаровские деньги. Мне даже странно, что ты спрашиваешь на это моего согласия. Разве то, что принадлежит мне, не принадлежит столько же и тебе?.." .

Далее Наталья Николаевна не упрекает мужа в том, что он азартный человек. Она пишет лишь о том, что игра отнимает у нее "часть нежной привязанности", и беспокоится о будущем материальном благополучии детей. Наконец, просит его поскорее вернуться домой:

"Христос с тобой, мой дружок, поезжай и возвращайся поскорее. Нам всем без тебя так скучно!" .

Эта часть письма, как отмечает рассказчик, была написана на русском языке. Тон письма спокойный. Но вместе с тем в нем присутствуют восклицательные предложения, которыми женщина подчеркивает то, что особенно ее волнует:

"...(Ты не узнаешь ее [Любочку]: такие она сделала успехи!)... Чудесный старик этот Иван Васильич!.. Меня так же мало радует твой выигрыш, как огорчает проигрыш; меня огорчает только твоя несчастная страсть к игре, которая отнимает у меня часть твоей нежной привязанности и заставляет говорить тебе такие горькие истины, как теперь, а богу известно, как мне это больно!.. Да, это тяжелый крест, который послал нам обоим господь!.." .

Следующая часть письма была написана по-французски, связным и неровным почерком, на другом клочке бумаги. В нем героиня говорит о своем истинном состоянии здоровья. Она предчувствует скорую смерть. Это письмо содержит много риторических вопросов, касающихся ее и семьи:

"Не верь тому, что я писала тебе о моей болезни; никто не подозревает, до какой степени она серьезна... Кончится ли вместе с жизнию моя любовь к тебе и детям?.. Я спокойна, и богу известно, что всегда смотрела и смотрю на смерть как на переход к жизни лучшей; но отчего ж слезы давят меня?.. Зачем лишать детей любимой матери? Зачем наносить тебе такой тяжелый, неожиданный удар? Зачем мне умирать, когда ваша любовь делала для меня жизнь беспредельно счастливою?.. Неужели они [дети] когда-нибудь забудут меня?!" .

"Это прощальное письмо - крик души умирающего человека, беспокоящегося за будущее близких людей после его смерти, - отмечает Р. Р. Чайковский. - Две части этого письма противоположны не только по своей сути, хотя и касаются практически одних и тех же вещей и людей, но и по своему написанию: на русском языке - первая часть, на французском - вторая" . К тому же обращают на себя внимание различные интонации, характеризующие эти части: спокойная - в первой, повышенная - во второй. Таким образом, это письмо характеризует мать Николеньки как личность, способную в письменной речи выражать свои мысли и чувства так же полно и правильно, как и в устной.

Следует также сказать еще о некоторых особенностях речи Натальи Николаевны. В области словообразования у нее встречается много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: "душечка", "голубушка", "пирожок", "дружок" и другие.

"Что с вами, голубушка Наталья Савишна?" - спросила maman, взяв ее за руку (глава "Наталья Савишна" ).

"Вставай, моя душечка: пора идти спать" (глава "Детство" ).

"Я тебя просила передать мне пирожок", - повторили она, протягивая руку (глава "Юродивый" ).

"Христос с тобой, мой дружок, поезжай и возвращайся поскорее" (глава "Письмо" ).

Детей Наталья Николаевна также называет ласково: "Любочка", "Катенька", "Николенька".

"Любочка сама хотела писать тебе... Катенька все так же мила..." (глава "Письмо" ).

Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь ее? не забудешь, Николенька? (глава "Детство" ) .

Кроме того, у маменьки во многих словах встречается приставка за- в значении "начало действия": "заснешь", "зашел", "забудешь", "закусали".

"Ты опять заснешь, Николенька, - говорит мне maman, - ты бы лучше шел на верх" (глава "Детство" ).

"Ну, ступайте теперь к папа, дети, да скажите ему, чтобы он непременно ко мне зашел, прежде чем пойдет на гумно" (глава "Maman" ). .

Наталья Николаевна чаще других использует слова религиозного характера: "бог мой", "Христос с тобой", "богу известно", "его святая воля", "матерь божия" - что говорит не только о ее вероисповедании, но и о нравственных ценностях. Эти выражения мы наблюдаем уже в последних главах, где героиня чувствует свою близость к Богу:

"Христос с тобой, мой дружок, поезжай и возвращайся поскорее".

"Покоримся воле его".

"Да будет его святая воля".

"Матерь божия, не оставь их!.." .

На наш взгляд, лексический уровень Натальи Николаевны наиболее показателен, так как отражает ее богатый индивидуальный словарный запас. "Именно на лексическом уровне, - пишет А. Л. Чернявский, - хорошо прослеживаются характер и внутренний мир этой героини" .

Также интересны обращения maman, которых так много в ее речи ("мой ангел", "моя душечка", "мой друг"). Разумеется, такого рода обращения выполняют не только контактно-устанавливающую функцию, но и оценочную. Например, "мой друг" Наталья Николаевна использует по отношению к мужу, причем употребляет довольно часто. Это обращение говорит о привязанности и уважении героини к супругу. К Николеньке же она испытывает искренние теплые материнские чувства.

Вставай же, мой ангел (глава "Детство" ).

"Вот тебе, мой друг, подробный отчет в том, как я занемогла и как сама в том виновата" (глава "Письмо" ). .

В речи матери так же, как и в речи Николеньки, часто звучит междометие "ах" (глава "Юродивый" ). Это лишний раз подчеркивает ее эмоциональную, чувствительную натуру.

"Ах да, я было и забыла попросить тебя об одной вещи..."

"Ах, не говори этого, мой друг..." .

Наталья Николаевна употребляет очень много прилагательных: "славный старик", "доброе письмо", "жизнь беспредельно счастливая", "чудные планы", "апрельское солнышко". Это не просто прилагательные - это эпитеты, которые делают речь маменьки выразительной, образной. Ни у одного из героев мы такого количества прилагательных больше не видели.

"Я очень рада, - сказала maman, - за детей, за него [Карла Иваныча]: он славный старик" (глава "Занятия в кабинете и гостиной" ).

"Сейчас только, в десять часов вечера, получила я твое доброе письмо... Доктор говорит, что дня через три я буду совсем здорова и мне можно будет подышать свежим воздухом и погреться на апрельском солнышке... Я делаю чудные планы о том, как мы проведем его, и недостает только тебя, чтобы им осуществиться" (глава "Письмо" ) .

Жанроведческий подход к языку Натальи Николаевны позволяет указать следующее. В ее речи доминируют оценочные речевые жанры (и, причем с положительной оценочностью): просьба, похвала, благодарность, обращение и приветствие, пожелания, а также информативные жанры: совет, предупреждение, сообщение.

"Ich danke, lieber Карл Иваныч. Хорошо ли спали дети?" (глава "Maman" )

"Вели, пожалуйста, запирать своих страшных собак, а то они чуть не закусали бедного Гришу..." (глава "Юродивый" ).

"Ты это знай, Николенька, что за твое лицо тебя никто не будет любить; поэтому ты должен стараться быть умным и добрым мальчиком" (глава "Княгиня Корнакова" ).

"Ты опять заснешь, Николенька, ты бы лучше шел наверх" (глава "Детство" ) .

Ее речевые жанры всегда личностно ориентированы на доброжелательное отношение к собеседнику.

Таким образом, язык Натальи Николаевны более мягок, певуч, "ласкателен", "религиозен". Это обусловлено и социальной ролью матери в семье, и ее мировоззрением, и ее характером. "Исходя из речевых характеристик главного героя и его матери, можно утверждать, что Николенька подражает своей матери во всем: употребляет в речи те же слова, те же интонации" . Такой языковой феномен объясняется, прежде всего, сложившимися взаимоотношениями в семье.

Наконец, речь этой героини позволяет нам увидеть в ней чувствительную, любящую, ранимую и одновременно сильную женщину. Поэтому неудивительно ее огромное влияние на формирование личности младшего сына.