Мои воспоминания о русской революции. Ольга Валериановна Палей: биография. История жизни Ольги Палей

Обстоятельства настоящего дела таковы. Вечером 16 мая 1894 г. в гостиницу «Европа» (Петербург) пришел студент Института путей сообщения и потребовал комнату. Получив номер, студент вышел к ожидавшей его у подъезда даме, лицо которой было прикрыто густой вуалью, провел ее в гостиницу, где они поужинали, и вскоре закрылись в номере на ключ. На другой день утром по звонку студента в номер был принесен чай, после чего дверь снова была закрыта на ключ. Примерно до часа из номера не было слышно никаких звуков. Около часа вдруг раздались два выстрела, из номера выбежала окровавленная женщина и с криками: «Спасите! Я совершила убийство и ранила себя. Скорее доктора и полицию - я все разъясню» и «Я убила его и себя», - упала на пол.

Прибывшими на место происшествия следственными чиновниками и полицейскими агентами было установлено, что убитый оказался Александром Довнаром - студентом Института путей сообщения.
Ольга Палем и Александр Довнар долгие годы поддерживали между собой интимные отношения, причем вначале Довнар собирался жениться на ней, но впоследствии отказался от этой мысли. Ольга Палем страстно любила Довнара и не могла отказаться от мысли быть с ним вместе всю жизнь. На вопрос о причине убийства Довнара Ольга Палем показала, что она хотела убить и себя, и его, но, убив его, только ранила себя, о чем очень сожалеет.

На основе собранных по делу доказательств было сформулировано обвинительное заключение, которое квалифицировало деяние подсудимой как преднамеренное, заранее обдуманное убийство. Защита настаивала на переквалификации действий Ольги Палем, как совершенных в состоянии крайнего умоисступления, запальчивости и раздражительности, и просила о ее оправдании. Защитником приводится много фактов, показывающих неизбежность данной катастрофы и виновность в этом пострадавшего. Защищал Ольгу Палем Н. П. Карабчевский.

Я сократила речь адвоката вдвое, но все равно предупреждаю - текст достаточно длинный. Впрочем, именно детали, на мой взгляд, придают повестовованию особенное очарование. Поскольку текст большой, я разбила его на 2 части.

В Симферополе родилась девочка, по имени Меня, по фамилии Палем. Если верить точности справки о рождении ребенка, это было в конце 1865 года. Отец ее, Мордка Палем, был в то время зажиточный человек. Торговля его шла бойко, и, несмотря на то, что семья его была довольно значительная, он имел возможность дать ей вполне приличную обстановку, окружив ее всеми условиями материального довольства. Меня, обожаемая матерью, росла живым, бойким, приветливым и. ласковым ребенком. В семье ее любили и только всегда опасались за ее здоровье.
Она была непохожа на других детей. То задумчивая и грустная, то безумно шаловливая и веселая, она нередко разражалась истерическими слезами и даже впадала в обморочные состояния.

Заботливо перешептываясь между собой, родители решали, что ее «не надо раздражать». Они давали ей свободу. Без всяких учителей девочка умудрилась как-то научиться читать и писать по-русски, хотя все остальные дети в семье учились только по-еврейски. Годам к 13 стройную и грациозную, одетую прилично, «как барышня». Меню Палем часто можно было видеть на бульваре и в городском саду в обществе подростков-гимназисток. Сначала игры, потом беседы и, наконец, самая тесная дружба со многими девочками местной интеллигентной среды. …Так продолжалось года три.

На пятнадцатом году жизни, согласно ее показанию, ей запала мысль принять православие. Образ распятого «за всех» Христа и торжественная обстановка православного богослужения тронули ее сердце, смутили ее воображение. Таясь от родителей, она задумала «переменить веру». С точки зрения ветхозаветной еврейской семьи, это было страшным грехом, за который не прощает Адонай, бог-мститель, до седьмого колена. И теперь, в своем показании, данном судебному следователю в Симферополе, старик Мордка Палем с сокрушением добавляет: «И действительно, с тех пор счастье меня покинуло. Я рассорился и впал в нищету со всей своей семьей».

Старики не проклинали свою некогда любимую Меню, но не хотели жить с вновь нареченной Ольгой. От своего крестного отца, генерал-майора Василия Попова, известного крымского богача - лица, судя по отзыву местной хроники, весьма самобытного и своеобразного, - она получила «на зубок» 50 рублей и право именоваться если не его фамилией «Поповой», то во всяком случае его отчеством «Васильевной».

С таким легковесным багажом отправилась она в Одессу. Оставаться в Симферополе, в той же еврейской, отныне враждебной ей среде, было уже немыслимо. В Одессе у нее не было ни родных, ни знакомых. На первых порах она пыталась пристроиться к какой-нибудь, хотя бы черной, хотя бы тяжелой работе. Она поступила в горничные. Пробыла несколько дней и была отпущена, так как оказалось, что она не умела ни за что взяться, была белоручкой. Потом мы видим ее некоторое время продавщицей в табачной лавочке. По отзыву полицейского пристава Чабанова, в то время она была бедно одета, зато отличалась цветущим здоровьем, была энергична и весела. В ее поведении нельзя было отметить ничего предосудительного.

Потом, спустя некоторое время, в 1887 году, тот же пристав Чабанов стал встречать ее уже «хорошо одетой». Он заметил, что она с тех пор очень изменилась и физически, и нравственно: похудела, осунулась, побледнела, стала капризной, нервной и раздражительной. Поговаривали, что она «сошлась» с неким Кандинским, лицом «солидным», занимавшим в городе довольно видное общественное положение. Она жила на отдельной квартире, но он навещал ее. Так продолжалось два года, до лета 1889 года. Она томилась, скучала. Положение «содержанки» и сожительство с пожилым человеком, начавшим «с отеческих ласк» и попечительного к ней отношения и кончившим тем, что взял ее к себе в любовницы, не удовлетворяли ее. Она нервничала, болела; ее тянуло прочь из этой искусственно налаженной, гаремно-филантропической обстановки.

В лице Палем Кандинский, разумеется, не нашел и не мог найти того, чего искал. Ему, деловому и занятому человеку, заезжавшему «отдохнуть» к своей возлюбленной между двумя комиссейскими заседаниями или по дороге из конторы на биржу, требовалось совсем иное. Своим постоянным нравственным беспокойством, своими нервными приступами и чувством неудовлетворенности она и его «расстраивала», делала его нервным, беспокойным, чуть не больным. На выручку пришел его добрый приятель, открытая и честная душа, - полковник Калемин. Он порешил, что это надо «уладить» и действительно уладил все ко взаимному удовольствию. По его словам, с «Ольгой Васильевной» (Палем), которую он хорошо узнал за эти два года, «добрым и ласковым словом можно было проделать решительно все, что угодно».

Решено было, что в интересах здоровья и общего нравственного благополучия Палем и Кандинский должны расстаться. При этом бравый полковник порешил, что его приятель должен «навсегда обеспечить» молодую, одинокую, брошенную на произвол житейских превратностей девушку. Он вручил некоторую сумму денег, на первых порах что-то около двух тысяч.

После разрыва той любовной связи, которая только тяготила обоих, между Палем и Кандинским установились, по-видимому, гораздо более дружеские, более человеческие отношения. Письма их дышат непринужденной нежностью и приязнью. Она называет его «милым котом», иногда «котом сибирским»; он ее - «милым Марусенком» или просто «Марусенком», а то еще, по ее еврейскому имени «Меня» или «Мариама», которое ему больше нравилось.

Осенью 1889 года мы застаем Палем по-прежнему в Одессе, живущей в доме Вагнера, в том самом доме, где во дворе занимала квартиру семья Довнар, или (по второму мужу Александры Михайловны) Шмидт.

Жизнь Поповой, или Палем, была в то время вся на виду у семейства Довнаров. Прислуга Шмидт, Шваркова, скоро с разрешения своей хозяйки перешла в услужение к Палем на лучшее жалованье. Благодаря молодости, красоте, независимому и самостоятельному образу жизни Ольги Васильевны, все в доме скоро на нее обратили внимание. И надо отметить, что это «общее внимание» было к ней в ту пору весьма благосклонным. Маленькие дети Шмидт подходили к балкону элегантной дамы и, называя ее «милой мадам Поповочкой», выпрашивали у нее сладости и игрушки.

Скоро познакомился с Ольгой Васильевной и Александр Довнар, в то время студент первого курса математического факультета, молодой человек 21 года. Он явился «с визитом», благодарить за внимание, оказанное его младшим братьям. Знакомство началось. Александр Довнар стал франтить и заботиться о своей наружности. Он подстриг себе каким-то особенным фасоном бороду и говорил товарищам, что «Ольге Васильевне так нравится лучше».

У Ольги Васильевны была страсть, приобретенная ею еще в Крыму. Она до безумия любила лошадей и обожала верховую езду. Александр Довнар тотчас же почувствовал неодолимое влечение к манежу и выезженным под мундштук наемным скакунам. Осенью, когда стояли чудные, ласкаемые южным солнцем дни, они стали ездить за город. Мать Довнара, со всеми своими присными, выходила на крыльцо и любовалась, пока кавалькада во дворе готовилась к отъезду. «Затянутую в рюмочку», грациозную и изящную амазонку, вскакивавшую на лошадь в своем черном, элегантном наряде, она приветствовала поощрительной улыбкой, обменивалась с ней несколькими фразами провожала дружеским кивком головы. По замечанию свидетеля Иляшевского, местного околоточного надзирателя, на глазах которого все это происходило, Александра Михайловна Шмидт вообще всеми мерами «Поощряла сближение своего сына с Палем». Так прошло несколько месяцев.

Наконец, однажды Александр Довнар, взволнованный, точно окрыленный какою-то неслыханной радостью, разыскивает своего приятеля Матеранского и изливается перед ним. До сих пор он знал только продажных женщин; наконец и у него - роман. Он старается казаться немножко равнодушным, немножко фатом, но из всех его молодых пор, помимо его воли, так и бьет живая и светлая радость «торжества любви». Начинается между приятелями обмен мыслей и под конец, по обычаю всех молодых людей, пикантное смакование подробностей. Сначала она его отвергла, даже «рассердилась», но он обнимал ее колена и... Конечно, он «вовсе ее не любит» (как же, не на таковского напала!); но она интересна, очень интересна... как женщина особенно... что-то удивительное... При том, это ровно ничего ему не будет стоить. Во всяком случае клад, сущий клад! И приятель, нервно потягиваясь и тревожно потирая свои отчего-то похолодевшие руки, не сразу но все же под конец соглашается, что это точно - «клад».

Около двух лет в Одессе, сначала в доме Вагнера, потом в доме Горелина и, наконец, на даче продолжается бессменно связь Палем с Александрой Довнаром. Все это происходит на глазах Александры Михайловны Шмидт и ее семьи. Александр Довнар всюду публично показывается под руку с Ольгой Васильевной, раскланивается со своими знакомыми мужчинами и дамами, нимало не стесняясь. Встретив в театре Ольгу Васильевну со студентом Довнаром, Чабанов, потерявший было ее из виду, раскланивается с ней и спрашивает: «Как поживаете, как ваше здоровье, Ольга Васильевна?» «Отлично, - весело и оживленно отвечает та, - вот мой жених!».

И знакомит его с Довнаром. Кандинскому Палем представляет Александра Довнара также в качестве жениха. Они заходят иногда к нему в гости, вместе провожают его на пароход. Родственники и товарищи Довнара, Шелейко, Матерайский, - свои люди в квартире Палем. Они у нее обедают, завтракают, заходят, не стесняясь, когда вздумается. Все это делается в том же доме, где проживает и Шмидт (сначала в доме Вагнера, а потом опять вместе в доме Горелина). Прислуга, все домашние, весь двор знают об этой связи. Каждая ссора между любовниками, каждая «вспышка у домашнего очага» обсуждается сообща; мать вставляет свое авторитетное слово, высказывает свое мнение. Однажды Палем, приревновав своего «Сашу» к двоюродной сестре его, Круссер, устроила ему целую публичную «сцену» на катке. С ней был револьвер, которым она ему пригрозила. Полиция всполошилась, затеяла составлять протокол о «покушении на убийство», но Шмидт вмешалась в дело и, как дважды два, доказала слишком бдительным властям, что это была простая «вспышка ревности со стороны г-жи Палем». Отобранный у нее револьвер оказался даже незаряженным.

Наступила осень 1891 года. Довнару предстояло поступить в Медицинскую академию; надо было ехать в Петербург. Он уехал. Месяца два-три спустя, Ольга Васильевна Палем, продав тому же Кандинскому всю свою обстановку, стоившую ей больше 5 тысяч рублей, за 1400 рублей, катит также в Петербург. В одном из первых писем Довнара матери из Петербурга он, между прочим, вскользь о ней упоминает: «Ольги Васильевны в Петербурге нет. Что ей за охота переселяться с благодатного юга в это туманное болото». Звучит как бы досадное сожаление, что ее с ним нет. Петербург вообще ему не нравится; он на первых порах чувствует себя в нем одиноко и не по себе. Между тем Ольга Васильевна, разметав свое так или иначе свитое на благодатном юге гнездо, летит зимовать на туманное болото.

Они поселяются вместе на Кирочной, занимают одну общую небольшую квартиру. Отныне начинается та совместная жизнь, которую мы проследили во время судебного следствия, благодаря удостоверениям и справкам адресного стола. Прислуге, швейцару, дворникам Довнар выдавал Палем за свою жену. Тайна под сурдинку открывается лишь в тех случаях, когда ей приходится предъявлять свой документ. Там она значится «симферопольская мещанка Ольга Васильевна Палем». Письма, получаемые ею, адресуются: «Ольге Васильевне Довнар». Во время своих отлучек сам Александр Довнар ей пишет не иначе. Ежемесячные присылки денег от Кандинского адресуются Довнару «с передачей Ольге Васильевне Довнар». Прислуга их зовет «барином» и «барыней». Жалованье ей платит «барыня», на расход дает «барыня», за квартиру делают взносы дворникам (как случится) то «барин», то «барыня». Словом, если не брак форменный, то во всяком случае нечто большее «ограждения себя от случайного заболевания», полный конкубинат, сожительство самое тесное.

В эту первую зиму 1891- 1892 годов живут они довольно ладно. Ссоры и даже драки бывают, но зато примирения следуют бурные, страстные, совсем как у влюбленных. То приревнует она его и расцарапает ему лицо, то не сдержится он и форменно ее поколотит. При людях всегда сдержанный и скромный, наедине он доходил до неистовства и иногда пускал в ход швабру, ножны старой шашки и т. п.

К весне 1892 года они оба несколько расшатали свое здоровье. Особенно поддалась она. Стала кашлять, чувствовать боль в груди и недомогать. Он очень стал беспокоиться. Тотчас повел ее сам по докторам, выдавая всюду за жену, советовался, оставался с доктором наедине, прося «открыть ему всю правду», вообще очень тревожился. Пришлось исследовать мокроту, являлось даже предположение, не чахотка ли? К счастью, коховских бацилл не открыли. Все врачи единогласно констатировали чрезмерно развившееся малокровие и значительное расстройство нервов, граничащее с форменной истерией. Советовали пить кумыс, набраться сил, пожить в деревне, съездить в Крым, вообще набрать сил и здоровья.

В одном из писем своих к Матеранскому Александр Довнар с беспокойством говорит о расшатанном здоровье Ольги Васильевны. Ей самой, когда она уехала пить кумыс в Славуту, он шлет восторженные и нежные послания. «Он теряет голову» от беспокойства, он «без ужаса не может подумать о неблагоприятном исходе ее болезни», он умоляет, заклинает, требует, чтобы она пила кумыс исправно, чтобы оставалась, как можно, дольше в сосновом лесу на чистом воздухе, и вообще вся, и духом и телом, ушла бы в заботу о своем здоровье. Нельзя представить себе более нежных, более пламенных и вместе более трогательных посланий!

Нужно ли прибавлять, что всю эту «музыку» или, если хотите, весь этот «яд» любви она жадно впивает под тенью старых, живительных сосен, предварительно срывая с каждого такого послания конверт, на котором почерком любимого человека твердо и четко начертано: «Ольге Васильевне Довнар». Гордая и счастливая, она пробегает строку за строкой, слово за словом, но и между строками и между словами находит только одно: «Он любит, он мой!» Я думаю, что она была права: он действительно любил ее и сам думал в то время, что принадлежит ей навсегда.

К весне того же 1892 года, кроме ее болезни, у него была еще и другая большая забота. Мы знаем, что именно к этому времени он твердо порешил бросить медицинскую карьеру и во что бы то ни стало поступить в Институт инженеров путей сообщения. Достигнуть этого можно было только с большим трудом и при вполне благоприятствующих обстоятельствах. Желающих держать конкурсный экзамен в августе 1892 года записалось семьсот человек, вакансий же было только семьдесят.

Быть зачисленным сверх комплекта возможно было только по усмотрению высшего начальства и притом при чрезвычайных и особенных обстоятельствах. Ольга Васильевна живо разделяла опасения и тревоги своего возлюбленного. Уже с весны стали подумывать, как бы «похлопотать», «заручиться» обставить возможно благоприятнее шансы на успех. Между Кандинским и Довнаром затевается по атому поводу оживленная переписка. Мать молодого человека, Александра Михайловна Шмидт, делает Кандинскому визит в его конторе и советуется с ним, как лучше обставить дело. Кандинский добывает рекомендательные письма к институтскому начальству от князя Юрия Гагарина, известного в Одессе, доступного и обаятельного аристократа, сверх того добывает письмо известного на юге инженера-строителя Шевцова.

Этого оказывается мало. Тогда Ольга Васильевна Палем, надев свой самый скромный и вместе парадный, наряд, отправляется к «одному высокопоставленному лицу», знавшему ее несколько по Одессе. Она просит «за своего мужа», с которым «тайно обвенчана», так как студентам не позволяют жениться. Против собственного ее ожидания, ее смиренная и скромная просьба и «маленькая ложь» имеют громадный успех. Вслед за этим сам Довнар представляется «высокопоставленному лицу» и получает весьма веское рекомендательное письмо, о котором нам говорил здесь инспектор института Кухарский. Подробности же мы знаем из письма самого Довнара.
Почти все лето прошло для Александра Довнара в страшной тревоге о здоровье Ольги Васильевны и еще больше о результатах предстоящего ему конкурсного экзамена. Тревога эта сказывается в каждом его письме к ней. Письма эти полны каким-то заразительным, действующим на нервы читателя волнением. Надежда попасть в институт и страсть к ней, этой, может быть, тяжко больной, может быть, умирающей вдали от него женщине, сплетаются в его душе как-то непостижимо цепко, словно два ухватившихся друг за друга бойца, собирающихся биться насмерть. Никогда еще письма к ней не были так оживленны, так жгучи, так выразительны и, вместе, так полны сожаления. Он осыпает ее самыми страстными, самыми жгучими ласками: «Олик мохнатик», «кошечка-Оля», «дорогой котик», «дорогой жучок мохнатый», «дружок мой Оля» - так и пестрят через две строки в третью. На все её заботы и опасения он отвечает одно: «Дурочка, как ты можешь вообразить себе, чтобы я тебя бросил!» В припадке малодушных опасений за исход конкурсных экзаменов, он в одном письме ей откровенно пишет: «Если порежусь, приезжай похлопотать. Только и надежды!»

Экзамены прошли благополучно. К Ольге Васильевне Довнар (я не обмолвился - Довнар, а не Палем) стали долетать из Петербурга краткие, но тем более выразительные телеграммы: «Математика- 5. Саша». «Физика - 4» и т. д. Наконец, и последняя ликующая телеграмма: «Принят, зачислен в комплект». Тогда уже пошел общий радостный обмен телеграфных приветствий. Кандинский поздравлял Довнара, Довнар - Кандинского; Шмидт благодарила всех, Ольга Васильевна ликовала и принимала поздравления.

Словно очнувшись от тяжкого кошмара, взяв из своего капитала несколько денег, чувствуя, что настоящая гора свалилась у него с плеч, Довнар из Петербурга мчится прямо в Славуту к своей «кошечке Оле», которая тем временем набралась сил и здоровья на средства, ассигнованные ей на лечение Кандинским. Отсюда они едут в Крым, совершают настоящей свадебное путешествие, на обратном пути съезжаются с Матеранским, который просит Ольгу Васильевну «похлопотать» в Петербурге о предоставлении ему права поступить в Киевский университет; в Курске сидят несколько дней без денег, пока их не выручает переводом по телеграфу Кандинский, и, наконец, возвращаются в Петербург на зимние квартиры.

Квартира, разумеется, нанимается общая, хозяйство идет опять по-прежнему. Самочувствие Довнара прекрасное. Он добился желанной цели. Прикладные науки, преподаваемые в институте, ему необыкновенно нравятся; он как бы предчувствует заранее полный успех, полную победу на вновь избранном им поприще. Закадычного друга своего Матеранского, как бы в туманном провидении своего светлого будущего, он наставительно вразумляет: «Свет уважает только успех и, пожалуй, хорошо делает!» Матеранский в это время, как-то странно выбитый из колеи, оставшись не «у дел», был весьма пессимистически настроен и мечтал убраться из Одессы, «хотя бы на Сахалин». Так начался академический 1892 - 1893 год для вновь испеченного студента Института инженеров путей сообщения Александра Довнара.

Теперь события уже пойдут быстрее. Всю зиму Довнар и Ольга Васильевна по-прежнему вместе. Он знакомит с ней некоторых своих новых товарищей. Из них выделяется Милицер, приобретающий в конце концов над Довнаром огромное влияние. Ему Ольгу Васильевну он и не пытается выдавать за свою жену, он откровенно объясняет, что «живет с барынькой». Палем чувствует себя несколько растерянной, как бы выбитой из колеи; она тревожно прислушивается к происходящим вокруг нее новым разговорам, к тону, который пытается принимать с ней иногда «Саша», и все, как будто, чего-то понять не может. Не то, чтобы Довнар вовсе охладел к ней, - нет; но какая-то не то пренебрежительная, не то равнодушная нотка начинает звучать. Она прислушивается и не верит своим ушам. Желая возбудить его ревность и, вместе, быть может, поймать на удочку «коварного друга», чтобы открыть на него «Саше» глаза, она начинает грубо заигрывать и кокетничать с Милицером в присутствии самого Довнара. Последний остается равнодушным и только вызывающе посмеивается.

Иногда молодость, впрочем, берет свое. На Александра Довнара вдруг находят снова приступы влюбления, он снова зовет ее «жучком мохнатым», снова нежит, ласкает и страстно целует. Тогда она, в свою очередь, начинает приступать к нему: «Женись на мне... женись, ты обещал... Ты увидишь, какая я буду тогда, увидишь!» Он или отделывался шуткой; или ссылался на то, что студентам вступать в законный брак не дозволяется. Так проходит зима. Они ссорятся, дерутся.

Каждый раз, когда он, по случаю совместных занятий для подготовления к репетициям, засиживается подолгу у Милицера, она подкарауливает его и делает ему сцены тут же, на улице. Раз с визгом и воплями она гонится за ним по всей Николаевской улице, крича, что не пустит его больше к этому «поляку», который вооружает его против России и желает отнять его у нее - Палем. На другой день Довнар оправдывался перед Милицером в своем постыдном для мужчины бегстве: «Поневоле побежишь. Моя Ольга Васильевна добиралась вчера до моей физиономии».

В марте 1893 года произошло одно обстоятельство, на первый взгляд и не бог знает какой важности, однако хлынувшее настоящей целебной волной на порядком-таки истерзанную душу Ольги Васильевны. После удачного поступления Александра Довнара в Институт инженеров путей сообщения и так удачно добытого ею для этой цели рекомендательного письма, к ней от времени до времени стали обращаться родственники Довнара с просьбами оказать то ту, то другую услугу. О том, что она «хлопотала» о разрешении поступить Матеранскому в Киевский университет, мы уже знаем: другой родственник, также свидетель по настоящему делу, Шелейко, желая перейти на службу в пограничную стражу, тоже рассчитывал на ее содействие. Но теперь через сына к ней обращалась с просьбой сама мать Довнара, Александра Михайловна Шмидт.

Дело заключалось в следующем. Младшего сына - Виктора, или попросту «Виву», как звали его в семье, задумали определить в Морской корпус. Для этого его нужно было взять в Одессе, довезти мальчика до Петербурга, здесь сперва подготовить за лето, а потом похлопотать, и об определении его в корпус. Александра Михайловна Шмидт почему-то рассудила, что всего удачнее это может выполнить сожительница ее сына, Ольга Васильевна Палем. Надо ли говорить, с какой готовностью, с каким искренним, неподдельным самоотвержением Палем взялась исполнить с таким доверием возложенную на нее миссию. Она на свои собственные средства тотчас же полетела в Одессу.

По двум уцелевшим случайно и бумагах покорного Довнара письмам Шмидт к Ольге Васильевне Палем мы можем восстановить даже общий характер их взаимных в то время отношений. Мать пишет гласной сожительнице своего сына: «Милая Ольга Васильевна» и подписывается: «Уважающая Вас Александра Шмидт». В одном письме она благодарит Ольгу Васильевну за выполненное ею поручение, в другом просит: «Балуйте моего Виву, заботьтесь о бедном мальчике».

Летнее житье на даче прошло сравнительно мирно и счастливо для Александра Довнара и для Палем. Последняя перед летними вакациями сделала, впрочем, первую бестактную вылазку перед институтским начальством по адресу Милицера. Она упросила не посылать Довнара на практические занятия в одной группе с Милицером, и эта просьба была уважена. Она ссылалась на то, что Довнар не говорит по-польски, а Милицер его за это преследует, стыдит, заставляет изучать польский язык и к тому же расстраивает их семейное счастье. Довнар попал в одну группу с Пановым и, по-видимому, был даже несколько рад отдохнуть от дружеской опеки Милицера. По единогласному отзыву дворника дачи, дачной хозяйки и прислуги, «молодые господа» на этот раз жили так дружно и согласно, что ни разу не подрались и даже ссорились «редко».

Раз, впрочем, он ее приревновал к какому-то дачному дон-жуану, и она была в восторге. На глазах свидетельницы Власовой он ухватил ее за горло, как бы собираясь задушить. Она упала перед ним на колени, даже не защищаясь, и в каком-то блаженном исступлении твердила: «Мой! мой!.. Люблю тебя, Саша, люблю!..». Она убедилась, что он все еще любит ее, и была на седьмом небе.

История жизни Ольги Палей

Дворец носит имя своей хозяйки Ольги Валериановны Палей - долго не признаваемой жены великого князя Павла Александровича. Об Ольге Валериановне Палей (в девичестве Карнович) написаны книги и изданы мемуары о ее жизни. Ольга Палей дочь действительного статского советника и камергера В. Г. Карновича. В двадцать лет она выходит замуж за поручика конной гвардии Эриха-Герхарда фон Пистолькорса. Их семья ведет обычную светскую жизнь: делает визиты, устраивает приемы. Ольга Валериановна умела быстро сходиться с людьми, вокруг нее образовался круг поклонников, в который стал входить и овдовевший великий князь Павел Александрович. Павел Александрович долго скрывал связь с Ольгой от своей семьи. Скрывал даже тогда, когда у них в 1876 году родился сын Владимир. Потом появились две дочери - Ирина и Натали. Все они носили фамилию Пистолькорс.


Только в 1901 году Ольга Валериановна смогла получить развод. С этого времени она и князь везде бывали вместе. Вскоре после публичного скандала император Николай II осудил дядю за недостойное поведение. И Павел Александрович со своей пассией и детьми уезжает за границу. Там они «сходятся» с баварским королем Леопольдом, и он жалует Ольге Карнович первый пышный титул - графини Гогенфельзен. В октябре 1902 года в Италии пара обвенчалась. Об этом событии узнает российский император и лишает своего дядю всех званий и должностей, а также запрещает приезжать в Россию.


История дворца

В 1911 году их прощают и разрешают вернуться на родину. В этом же году начинаются работы по возведению их нового семейного гнезда.Предшественницей дворца княгини Палей была усадьба, построенная в 1820-е годы для статского советника И. Д. Черткова. В 1839 году усадьба отошла к вдове генерал-лейтенанта Пашкова, в связи с этим и переулок стал именоваться Пашковским. С 1868 по 1910 год домом владела жена сенатора Н. М. Половцева и ее наследники.


В 1911 году старый дом разбирают и к 1914 году строят ныне существующее здание в стиле раннего французского классицизма. Дворец представлял собой сложное трехэтажное здание. Первый этаж был парадным, на втором располагались жилые комнаты, на третьем, мансардном этаже были комнаты для прислуги. Внутренняя отделка и мебель изготавливались на заказ во Франции, в подражание Версальскому дворцу. Дом имел все самые современные коммуникации: собственную электростанцию и водопровод.


Начало 20 века в истории семьи Палей

Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, резко изменила ход жизни страны и семьи Романовых. Павел Александрович с сыном Владимиром уходят на войну, а Ольга Валериановна размещает в одном из корпусов своего дворца лазарет для раненых. Жертвует крупные суммы госпиталям, активно оказывает помощь всем нуждающимся. Палей известный украинский род, находился в родстве с Карновичами.


Своей добротой и активностью мадам Гогенфельзен сумела расположить к себе императорскую семью, и в 1915 году она и ее дети от брака с великим князем получили родовую фамилию Палей и русский княжеский титул, передающийся по наследству. С этого момента она становится официально признанной княгиней Ольгой Палей. Вскоре началась революция. Семью Палей взяли под домашний арест. Павла Александровича арестовали и поместили в Петропавловскую крепость. Через две недели их сына Владимира отправляют в ссылку на Урал, где он будет убит. А в январе 1919 года и великого князя Павла Александровича расстреляют. После смерти мужа княгиня бежала в Финляндию к своим дочерям, затем жить они переехали в Париж.


Современное время

  • С 1952 года здесь находится строительное училище Военно-морских сил, впоследствии ПВВИСУ и ВИТУ.
  • С 1919 по 1926 годы в здании находился музей, в котором хранились Царскосельские коллекции В. П. Кочубея, Вавельберга и других.
  • В 1926 году часть коллекций вернули владельцам, часть распродали, часть передали в Эрмитаж, а книги - в библиотеку.


  • В 1926 году по инициативе Кирова здесь открыли Дом партийного просвещения.
  • В годы Второй мировой войны во дворце располагались немецкие захватчики и здание сильно пострадало.
  • В 1952 году дворец передали Военно-морскому министерству.


  • После реконструкции дворца в 1954 году под нужды учащихся здание приобрело характерные черты русского классицизма рубежа 18-19 веков.
  • Сейчас дворец находится в запущении и реставрационные работы по его восстановлению не ведутся.


Редакция сайта Пушкин.ру

Натали Палей - французская манекенщица и голливудская артистка. Является княжной из рода Романовых. Одна из самых популярных моделей своего времени. В статье будет описана биография манекенщицы.

Родители

Наталья Павловна Палей появилась на свет в Париже в 1905 году. Дело в том, что родители девочки были «изгнанниками». Им запретили въезд в Россию. А началось всё с того, что отец Натали - Великий князь Павел Александрович - рано овдовел. Спустя некоторое время он полюбил обаятельную, красивую и умную Ольгу Пистолькорс. Девушка происходила из семьи незнатного и небогатого петербургского чиновника. К тому же она была замужем. Для семьи Романовых это стало весьма скандальной историей. Когда Ольга развелась, Павел Александрович тайно обвенчался с ней в Италии. После этого император лишил сына всех званий. Тем не менее у князя никто не отобрал его немалое состояние. Оно позволило паре вести в Европе беззаботную светскую жизнь. Их история любви, а также обаяние и красота Ольги постоянно привлекали общественное внимание.

Революция

Официальное прощение Павел получил только спустя десять лет. Супруги с детьми приехали в Россию. Князя восстановили на службе и вернули ему все звания. Ольга Палей стала законной супругой Павла и получила княжеский титул. Казалось, что теперь всё будет отлично, но в стране назревала революция. В 1917 году политический строй полностью изменился. Теперь княгиня Ольга Палей и князь Павел не сильно радовались возвращённым званиям и приобретённым титулам. Супруги теряли абсолютно всё. В марте Павла арестовали вместе с сыном Владимиром. Красные комиссары поступили с ними так же, как и с большинством членов царской семьи, - убили. Отец Натальи был расстрелян в Петропавловской крепости. А живого Владимира комиссары сбросили в шахту.

Ольга Палей прекрасно понимала, что её с дочерьми ждёт та же участь. Поэтому в спешном порядке она покинула Россию вместе с Натали и Ириной. Благодаря состоянию, которое Павел предусмотрительно оставил во Франции, Ольга с дочерьми вела весьма комфортную жизнь. Она обучала Ирину и Натали манерам, прививая девочкам безупречный вкус.

На новом месте

Как оказалось, во Франции находилось довольно много эмигрантов из России. И условия их жизни были существенно хуже, чем у Ольги Палей с дочерьми. Покинувшие пределы родной страны, избалованные когда-то роскошью дамы искали возможности для дальнейшего существования. Графини и княгини начинали работать манекенщицами, портнихами, вышивальщицами. Русская красота, дополненная умением преподнести себя, шармом и аристократическим воспитанием, приносила местным домам моды огромный доход.

Наталья Палей и её сестра Ирина даже не планировали получать дальнейшее образование. Им вполне хватало того, что передала им мать. Девочкам было сложно адаптироваться в новой стране. На их лицах читалась какая-то затаившаяся печаль и озабоченность. Ирина и Наталья отличались замкнутостью и не стремились общаться со знакомыми. Конечно, причиной тому были трагические события, случившиеся в России. Воспоминания о потере любимого брата и отца постоянно преследовали сестёр.

Ольга Палей регулярно общалась с модными портными французских домов. Княжна делала это для того, чтобы возобновить связи в высшем светском обществе. Многие высокопоставленные изгнанники из России стали открывать модные дома. Например, Ольги - Мария Павловна - основала «Китмир», специализирующийся на вышивке. Феликс и открыли «ИРФЕ». Вскоре сводный брат Ольги - князь Дмитрий - близко познакомился с модельером Коко Шанель. У француженки уже работали русские эмигрантки. Тем самым семья Палей становилась более известной в мире высокой моды. Через какое-то время Ирина вышла замуж за Фёдора Александровича (брат Юсуповой).

Начало карьеры

Княжна Наталья Палей выбрала другой путь. От рождения независимая, своенравная, изяществом и красотой похожая на мать, девушка решила стать моделью. Она начала работать сразу в двух модных домах - «ИРФЕ» и «Итеб». Вскоре Наталья завоевала Париж и стала королевой Франции. Ею очаровывались и восхищались, её любили, ей подражали. Но всё же признание было неполным, ведь Палей выступала в домах своих соотечественников-изгнанников. Через какое-то время манекенщицей заинтересовалась сама Коко Шанель. По рекомендации знаменитой француженки Натали удалось попасть в престижный модный дом Люсьена Лелонга. Последний просто не устоял перед грацией и изысканной красотой русской княжны. В 1927 году Палей и Лелонг обвенчались. Девушка стала лицом его модного дома. Родственники Натальи были очень недовольны. Они не одобрял этот неравный брак - портной и внучка императора Александра II.

Поклонники

Люсьен Лелонг полностью находился во власти красоты Палей. Он шил для неё лучшие модели одежды, а лицо манекенщицы не сходило с обложек популярных журналов. Натали были посвящены духи компании "Лелонг" - Indiskret, Mon Image, Elle…Elle. Однако одарённая и яркая Палей предпочитала, чтобы рядом с ней находились такие же мужчины. Поклонниками модели были: Сальвадор Дали, Серж Лифарь (танцовщик), Павел Челищев (художник), граф де Бомон и другие. Для этих мужчин, немалая часть которых являлась гомосексуальной, княгиня олицетворяла красоту - умную, бесстрастную и несущую свет. Где бы Натали ни находилась, её окружали яркие и интересные личности. И вполне естественно, что княгиня чувствовала себя звездой, которой все поклонялись.

Жан Кокто

В 1932 году безнадёжно влюблённый в модель Лифарь познакомил её с этим французским режиссёром. Между Кокто и Палей сразу вспыхнул роман. Жан был гомосексуалистом, и Натали стала единственной женщиной в его жизни. В манекенщице Кокто привлекала сила духа, совершенная красота, точность и острота суждений, а также умение понимать. Роман влюблённых продолжался несколько месяцев и закончился весьма трагично.

По воспоминаниям самого Жана, Палей от него забеременела, но была вынуждена пойти на аборт. Па некоторым данным, такое требования выдвинула Мари-Лор де Ноай (покровительница Кокто). Она боялась, что из-за Натали потеряет свою власть над Жаном. После этого чувствительный Кокто расстался с княжной и возненавидел всех женщин. Его многолетний любовник Жан Маре писал в своих воспоминаниях, что режиссёр не выносил даже случайного прикосновения. Тем не менее о манекенщице Кокто сохранил самые тёплые воспоминания. В его фильме «Орфей» милосердная и прекрасная Смерть имеет черты Палей.

Кинематограф

В 1933 году режиссёр Марсель л’Эрбье пригласил Наталью в свою картину «Ястреб». Партнёром девушки был Спустя год Палей снялась в фильме «Принц Жан». Обе картины имели успех. Нельзя сказать, что у модели присутствовал актёрский талант - скорее, дело было в умении подать себя публике. Да и роли Натали нельзя назвать особо глубокими. Палей играла эксцентричных, элегантных женщин, влюбляющих в себя мужчин.

Переезд в США

Брак с Лелонгом продлился недолго. Палей потеряла к Люсьену интерес. После первых успехов в кино девушка решила сосредоточиться именно на этой деятельности. Фотогеничность и красота Натали в совокупности с потрясающими нарядами Лелонга сразу же привлекли всеобщее внимание. И что более важно - Палей заметили в Голливуде. В 1937 году княгиня развелась с Люсьеном и уехала в США. Опечаленный фактом разрыва Лелонг придумал новый - Le N. Модницы 30-40-х восторженно о них отзывались.

Экзюпери

Вскоре Наталья Палей вышла замуж за режиссёра и продюсера Джона Уилсона. Княжна не оставила модельный бизнес. Она стала самой преуспевающей и востребованной манекенщицей в американской компании «Линчбойчер». Также Натали открыла салон, в котором бывали известные художники, музыканты и актёры. В гости к Палей часто захаживал Эрих Ремарк и

В 1942 году героиня этой статьи встретила известного писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Сложно сказать, как много значил данный роман для Натали, но для француза он был чрезвычайно важен. Об этом говорят любовные письма Антуана, посвящённые Палей.

По темпераменту писатель был меланхоликом и часто впадал в депрессии. Он нуждался в регулярном утешении. В лице Натали Антуан нашёл не только возлюбленную, но и друга, умеющего поддержать в трудную минуту. Но их роман был недолгим. В 1943 году Антуан вернулся во Францию. Он вёл с княгиней переписку вплоть до своей гибели.

Ремарк

У Эриха есть роман под названием «Тени в раю». Там он рассказывает историю любви двух главных героев. Те, кто знает биографию писателя, может увидеть сходство с его реальной жизнью. Встретив Натали, Ремарк сразу пленился её умом и красотой. Долгих одиннадцать лет княгиня держала его под своим магическим влиянием. Её умение очаровывать, блестящий ум, улыбка, стройная фигура, нежная кожа и завораживающие серые глаза пленили писателя.

Ремарк и Палей познакомились в Америке. Во время их одиннадцатилетнего романа были и частые ссоры, и страстные примирения. При этом никто из окружения писателя и манекенщицы не сомневался в том, что их любовь настоящая и искренняя. Ради княгини Эрих даже расстался с великой Марлен Дитрих. Ремарк встречался с актрисой до знакомства с героиней данной статьи.

Возвращение в Америку

В 1947 году после нескольких лет путешествий Эрих решил поехать домой, в Европу. Наталья Палей составила ему компанию. И вот здесь-то их роман подошёл к концу. Ремарк остался в Швейцарии, где у него был собственный дом. А княгиня всё чаще и чаще его покидала. Натали не могла смириться с безмятежной и тихой жизнью. Палей нужны были новые друзья, встречи, перемены, яркий и насыщенный досуг. Постепенно чувства Эриха угасли. И тут писатель встретил новую любовь - Полетт Годдар. Вскоре актриса стала его женой.

Сразу после расставания Палей вернулась к Джону Уилсону в Америку. К тому времени режиссёр уже сильно пил и отличался агрессивным поведением. Натали просто не могла пригласить кого-то домой. Так её наполненная яркими и бурными событиями жизнь со временем угасла. Количество друзей княжны с каждым месяцем уменьшалось.

Депрессия

В 1961 г. Джон Уилсон скончался от цирроза печени. Наталья Палей впала в тяжёлую депрессию. Она уже не чувствовала себя ослепительной звездой. Бывшая манекенщица осталась совсем одна. От неё неожиданно отвернулось близкое окружение. Даже сестра больше не общалась с Натали. Почему это случилось? Как? Возможно, в круговерти событий Палей просто не заметила потери близких. Всю жизнь она искала ярких личностей, забыв о том, что обычным людям нужна только эмоциональная близость. Была ли она счастлива теперь? Вполне вероятно, что именно эти вопросы задавала себе когда-то успешная и красивая женщина.

Смерть

В итоге Наталья Палей, биография которой представлена выше, осознала закат собственной карьеры. Звезда княжны погасла. Она была просто стареющей женщиной. Следующие двадцать лет жизни Наталья находилась в тяжёлой депрессии. Бывшая манекенщица жила одна и ни с кем не общалась. Палей много пила и практически ослепла. В декабре 1981 года она упала, сломав шейку бедра. Доктора поставили страшный диагноз - неподвижность до конца жизни. Наталье было 76 лет, и она ни для кого не хотела стать обузой. Приняв огромную дозу снотворного, Палей добровольно ушла из этой жизни.

"Одна, но истинная роль..." княгиня Ольга Валериановна Палей


Война 1914 года перевернула жизнь и России и всего романовского семейства вверх дном. Вскоре после начала Первой Мировой Великий князь Павел Александрович вновь поступил на военную службу - командиром Первого гвардейского корпуса, затем инспектором войск гвардии, а его супруга принялась деятельно хлопотать о размещении в одном из этажей своего дворца большого лазарета для раненых.

Пушкин (Царское село). Советский пер., 3. Дворец О. В. Палей. 1911—1914. Архитектор Карл Шмидт

Пушкин (Царское село). Советский пер., 3. Дворец О. В. Палей. Вестибюль. 1911—1914. Архитектор Карл Шмидт

Кроме того, она неустанно жертвовала крупные суммы госпиталям и санаториям, носящим имя Ее Императорского Величества; на свои же личные средства снабдила хирургическим инструментом несколько санитарных поездов; исправно посещала все заседания «Комитета помощи жертвам войны и перемещенным лицам», который возглавляла Ее Императорское Высочество Цесаревна и Великая княжна Татьяна Николаевна, и там тоже щедро, усердно и неустанно оказывала помощь всем, кто только в ней нуждался.

Своей сердечностью и неуемной энергией мадам Карнович - Гогенфельзен сильно расположила к себе юную Цесаревну Татьяну, и та, видимо, как то сумела повлиять на Царственных родителей и Августейшую бабушку.

Не успокаивались в просьбах об опальном семействе и родственники Ольги Валериановны - графы Головины. Окруженные неумолчными «призывами к милосердию» со всех сторон, даже - и от горячо любимой дочери и внучки! - и непреклонная Императрица - вдова Мария Феодоровна, и строгий Государь Николай Александрович, взваливший на себя бремя «чести рода»; и всегда прежде яростно непримиримая ко всякого рода «брачным аферисткам»,Императрица Александра Феодоровна, - все они как -то вдруг разом - уступили и - смягчились.

Благодаря сему обширному «умягчению сердец», в длинной светской эпопее с прощениями и прошениями, а, значит - и в судьбе «брачного мятежника» Павла Романова и его непризнанной семьи, наконец, наступил желанный перелом.

18 августа 1915 года Ольга Валериановна Карнович - Пистолькорс, графиня Гогенфельзен и ее дети от морганатического брака с Великим князем Павлом Александровичем, получили именным указом Государя Императора Николая Второго родовую фамилию Палей и русский княжеский титул, передающийся по наследству.


Цель всей жизни мадам Карнович была достигнута. Темная сторона истории жизни легендарной когда-то полковой дамы «Мамы Лели» осталась навсегда осталась в прошлом. На сцене появилась блистательная княгиня Ольга Палей . О, теперь она с полным правом могла сказать о себе, что следовала всегда и всюду лишь своему любимому девизу: «Настоящая Женщина никогда не отступает и поражений не признает!» - и победно осуществила его, воплотила в рисунке свой судьбы, в постановке пьесы по собственной жизни.


Вскоре после пышного титулования и получения жалованной княжеской грамоты Ее Светлость княгиня Ольга Валериановна была впервые приглашена в Аничков дворец, на семейное чаепитие к Вдовствующей Государыне, а через несколько дней ее приняла и молодая Императрица.

Императрица Александра Федоровна, цесаревич Алексей иИмператор Николай II

О чем они говорили, на долгожданной аудиенции? Вероятно - о детях. Умница княгиня Палей рассчитала все очень верно: она сделала высокую ставку на трепетные материнские чувства Александры Феодоровны, употребила всю мощь своего невыразимого обаяния, с чуть наивным и пылким восторгом выспрашивая у Императрицы милые, детские подробности о Цесаревнах, выражая восхищение их воспитанием и изяществом манер, выразила чисто материнское, непритворное беспокойство хрупкостью здоровья «бесценного Наследника Цесаревича» и, конечно же, рассказала Императрице о своих милых чадах, в особенности, о сыне о дорогом Володеньке, которым безумно гордилась.

Княжны Ирина и Наталия, сестры Князя Владимiра Палея. 1916 г.

Великий Князь Владимир Палей в детстве

Гордиться счастливой матери было чем. Князь Владимир Палей, два года назад* (*в 1913 году. - С. М.) окончивший Пажеский корпус, унаследовал тонкую артистическую натуру отца, увлекался музыкой, делал сильные поэтические переводы, отлично рисовал и писал великолепные стихи.

Во время учебы в Пажеском корпусе

Да, тут еще надо сказать особо, что царственный дядюшка - поэт, знаменитый в России «К. Р.» - Константин Романов - прочил юному пииту славу своего преемника, но Володя, по пылким уверениям матери - княгини, всему - всему предпочел сражения на полях войны, во славу Отечества и Императора… Он ведь просто обожает своего Государя!

В конце аудиенции княгиня Ольга Валериановна трепетно преподнесла Ее Величеству на память о встрече тоненький сборник стихов своего лейб - гусара, «милого Ботьки»* (*домашнее имя В. А. Палей - С. М.), в изящном переплете.

Князь В. Палей (1913, 1914гг.)

Через несколько дней Императрица написала супругу на фронт, что очарована прелестью строк юного князя - стихотворца, и часто перечитывает подаренную ей книгу, но при этом добавила с легкою усмешкой: «Жена Павла была очень мила, но так надоедала мне своею манерою говорить о том, как она преданна и так далее..» Государыня Александра с детства не очень - то доверяла пышно - театральному многословию, предпочитая ему - молчаливое, естественное действие.


Владимир Палей и его стихи

ЧЕРНЫЕ РИЗЫ

Черные ризы...Тихое пенье...
Ласковый отблеск синих лампад
Боже всесильный! Дай мне терпенья:
Борются в сердце небо и ад...
Шепот молитвы... Строгие лики...
Звонких кадильниц дым голубой...
Дай мне растаять, Боже великий,
Ладаном синим перед Тобой!
Выйду из храма —снова нарушу
Святость обетов, данных Тебе, —
Боже, очисти грешную душу,
Дай ей окрепнуть в вечной борьбе!
В цепких объятьях жизненных терний
Дай мне отвагу смелых речей.
Черные ризы... Сумрак вечерний...
Скорбные очи желтых свечей...

Владимир Палей 1917


Но как бы то ни было, а все же, в дальнейшем, при обеих Дворах Империи, «сиятельная мадам», добросердечная, энергичная, отменно тактичная Ольга Палей встречала весьма и весьма любезный прием, в отличие от другой своей золовки, графини Натали Брасовой* (*которая о своем единственном сыне Жорже от другого царственного брата, Михаила, говорить с внешне чопорной порфироносной «невесткой» Аликс никогда не решалась, да и не хотела!).

Ольга Валериановна и теперь могла торжествовать по праву. Она взяла верную ноту и в этой игре. И заслужила бурные аплодисменты зрительного зала.

Автору этих строк доподлинно неизвестно, была ли Ее Величество Государыня Императрица впоследствии лично знакома с юным князем Владимиром Павловичем Палей. Вероятнее всего - да, потому что в одном из писем мужу - Императору Ее Величество упоминает о тронувшем ее воображение, выразительном взгляде князя Владимира и проницательно замечает далее, что «натуры, подобные ему, поэтические, благородные, тонко чувствующие, быстрее иных покидают этот мир»..(*Цитируется дословно, по смыслу фразы. - С. М.)


Владимир Палей 1910(?)


Владимир Палей 1916

Государыня совсем не ошиблась в своих трагических предчувствиях: поручика - адъютанта, князя Палей ждала страшная судьба! Еще в дни февральской бури он был арестован по приказу А. Ф. Керенского за злостную карикатуру и эпиграмму в его адрес, и арест этот так и не закончился. В марте 1918 года, уже по приказу Петроградской ЧК, за подписью Урицкого, он был арестован и вместе с другими членами семьи Романовых выслан в Вятку, оттуда в Алапаевск, где вместе с родственниками -- кузенами Ионном и Константином Константиновичами и милою тетушкою - настоятельницей Эллой Романовой был заживо сброшен в шахту и погребен под кучами известняка.


Великiй Князь Константинъ Константиновичь «К.Р.» Святые великокняжеские мученики, сыновья Константина Константиновича Слѣва направо: Игорь, Iоаннъ, Константинъ Константиновичъ

Великая Княгиня Елисавета Феодоровна

Урицкий перед самой высылкой членов семьи Романовых в Вятку, лично предлагал князю Владимиру отрешиться от своего отца и этим - получить полную свободу, но юный потомок древнего боярского рода, даже и помыслить не мог о чем - либо подобном! Он с презрением отказался от сей сомнительной «чести», гордо швырнув пресловутое отречение на стол «красного комиссара» чем, собственно, и предопределил свою горькую участь.

Получив из десятых рук путанное, противоречивое известие о страшной смерти сына - к осени 1918 года - княгиня Ольга Валериановна была безутешна. Она непременно сошла бы с ума, предавшись горю и отчаянию, но было ей в тот горький момент, совсем не до смертной тоски: ее супруг, Великий князь Павел Александрович, в августе 1918 года тоже был арестован.

Ольга и Павел с дочерью в 1912

Больной, с обострившимся туберкулезным процессом в обеих легких, он содержался в каземате Петропавловской крепости, а вместе с ним и прочие царственные узники, дяди, и кузены, и племянники Романовы: Гавриил Константинович, Николай Михайлович.. Семейный клан был огромен, но у кровожадной ЧК как то хватило пыла и пуль на всех!

Но о самой Ольге Валериановне и двух ее дочерях каким то чудом не вспомнили,*

Ирина и Натали, дочери Ольги Валериановны и Павла Александровича

(*Из - за другой фамилии? - С. М.) хотя княгиня и появлялась перед полупьяными стражами нового порядка почти ежедневно: носила передачи, писала прошения о даровании свободы и свиданий, подкупала охрану, чтобы передать больному мужу и родным лишний кусок хлеба, горсть монет, лекарства и чистое белье. Княгиня Ольга надеялась спасти хотя бы его! Хотя бы…


Княгиня Ольга Палей и великий князь Павел Александрович

О себе она не думала совершенно, хотя давно уже скиталась по знакомым, лишившись и дома и большей части имущества. *(*Все было давно национализировано большевиками) . Отправив двух дочерей, Ирину и Натали, с превеликими трудностями в Финляндию - они перешли границу по тонкому льду озера, рискуя ежеминутно уйти ко дну! - сама княгиня осталась в России - ждать решения участи своего любимого Князя Павла.


Потеряв счет времени, часами бродила она вокруг крепости смотрела на окна, в надежде увидеть дорогое, любимое лицо.. Она не знала, что Павел Александрович от слабости почти не встает с тюремного ложа. И что к месту расстрела в декабре 1918 года его просто вынесли на носилках..

Княгиня Ольга Валериановна услышала о смерти обожаемого супруга в январе 1919 года. Лишь тогда, с большим трудом, через леса и непроходимые болота, решилась переправиться в Финляндию, к давно ожидающим ее дочерям. Подводя печальный итог всей своей жизни, именно оттуда, из Финляндии, она писала давней светской знакомой, княжне Марии Васильчиковой:

Дорогая и добрая Мария Александровна! Я благодарю Вас от всего моего разбитого сердца за Вашу сердечную и теплую симпатию! Никакие слова, ничто на свете не может облегчить мою двойную страшную, душераздирающую печаль!

Вы знаете, что всю мою жизнь - в течении двадцати шести лет - я просто обожала Великого Князя со всею женскою нежностью; в том же, что касается нашего мальчика, это была наша радость, наша гордость; такой он был хороший, способный и добрый!

Во всей этой жуткой печали для меня есть лишь один луч утешения, что мой любимый Великий Князь не знал о страданиях мальчика. Я же покинула Петроград 10 января, после отвратительного и подлого убийства четырех Великих Князей. Меня больше ничего там не удерживало, а обе малышки уже с мучительным беспокойством ожидали нас с отцом в Финляндии. Я приехала одна, и сообщила им, как только могла мягко, страшную правду.. Многие утверждают, что Константин Константинович и мой сын как - то могли спастись! Я в это не верю, потому что вот уже 14 месяцев я не имею от него никаких известий, а страшное письмо генерала Кноу (*Неустановленное лицо, возможно дипломат, светский знакомый О. В. Палей. - С.М.) содержит все детали ужасных страданий..

Ну и как Вы думаете, могу я при таких двух жертвах спокойно прожить хотя бы день или час?! И тем не менее, я должна жить ради двух девочек, которых Великий Князь обожал больше всего на свете! Ирина похожа на него или даже больше на Императрицу Марию Александровну, как две капли воды, а Натали больше похожа на моих двух старших девочек (* Дочерей О. В. Палей от Э - Г. фон Пистолькорса. - С.М.).

Вы спрашиваете меня, дорогая, где могила Великого Князя! Увы! Именно из - за этого я нахожусь в двух шагах от границы. Они все четверо были расстреляны в Петропавловской крепости (вместе с 10 или 12 злоумышленниками, казненными в то же время) во рву, и сверх навалили еще дрова! Вот уже восемь месяцев я жду освобождения

Петрограда от палачей, которые его угнетают, чтобы явиться туда и похоронить тело моего любимого по христиански.. А если бы еще была возможность, то привезти с Урала тело моего мальчика, объединить их в общей могиле и приготовить себе самой место между ними..»

Мы все таим в душе свой мир необычайный,
Где сказка и любовь сплетаются в одно,
Где счастье не дивит нас, словно гость случайный,
Тот мир, где быть царем невольнику дано.
Все то, что попрано насмешкою людской,
В тот мир перенесли мы грустною рукой.

Как светел этот край, заветный наш алмаз!
Как этот уголок хорош в своей печали!
В нем все правдивое, за что отвергли нас,
В нем все прекрасное, о чем мы умолчали...
И там, над жертвами людей, плывете вы,
О, грезы — облака душевной синевы!

Так, угнетенная, душа светлей и чище
Становится подчас лишь для самой себя,
И каждый человек — незримое кладбище
Того, с чем он пришел, надеясь и любя.

Владимир Палей 1916

Эпилог.

Но это самое заветное желание сиятельной княгини Ольги Палей не исполнилось, увы, никогда. Она умерла на чужбине, в Париже, 2 ноября 1929 года и похоронена вдали от дорогих ей близких на маленьком кладбище Colombe.

Перед смертью Ольга Валериановна более всего сожалела о том, что не сумела сберечь в пожаре революций, переворотов и разграблений более шестисот писем к ней Великого князя Павла Александровича, написанных за двадцать пять лет их совместной жизни.


Похороны княгини Ольги Палей 1929

В этом предсмертном сожалении совершенно измученной потрясениями и потерями разного рода, старой усталой женщины, бывшей блистательной княгини Палей, совсем не было никакого позерства и игры. Она уже давно ни перед кем и ничего - не играла. Она просто - жила. Памятью верной Любящей и Возлюбленной. И эта «роль - жизнь», наверное, удалась ей больше всех остальных ее ролей: матери, дочери, сестры, светской дамы, благотворительницы, миссионерки. В этой роли она сумела взять самую верную, истинно свою, ноту. И беспредельный любовный жар ее сердца, ее горячая, искренняя, нежная женская преданность Любимому человеку, как раз, думается, и стала окончательным искуплением того смертельно разрушительного начала, который она (вольно или невольно, из каприза или - по тщеславию женскому «вечной дочери Евы», или все же - по Великой любви своей - неведомо никому!) внесла однажды в царственное семейство и гордый род, войдя туда в качестве невенчанной, непризнанной супруги Павла Александровича Романова, родного дяди последнего Императора России….

Ольга Валериановна была женой российского генерала из остзейских немцев Эриха Герхарда фон Пистолькорса (1853-1935), которому родила четырёх детей; младшая дочь, Марианна (1890-1976), предположительно входила в компанию князя Феликса Юсупова во время убийства Григория Распутина .

Затем, однако, у Ольги фон Пистолькорс начался роман с великим князем Павлом Александровичем , от которого она в 1897 г. родила сына Владимира . В конце концов это привело к разводу с мужем. Павел Александрович не получил разрешения Николая II на брак с Пистолькорс и 10 октября 1902 года обвенчался с ней в Ливорно , после чего супруги остались жить за пределами России. В 1904 г. баварский принц-регент Луитпольд даровал Ольге Пистолькорс, её сыну Владимиру и новорождённой дочери Ирине (1903-1990) титул графов фон Гогенфельзен. Позднее смягчился и Николай II, в 1908 г. разрешивший всей семье вернуться в Россию, а в 1915 г. пожаловавший графине Гогенфельзен и уже трём её детям от великого князя (к этому времени родилась ещё и дочь Наталья) княжеский титул под фамилией Палей (украинский род Палій, известный в истории Запорожской Сечи, находился в родстве с Карновичами).

В 1911 г. в Царском Селе началось строительство дворца для княгини и ее супруга по проекту архитектора Карла Шмидта. Здание, известное ныне как дворец Ольги Палей было закончено в 1914 году.

Во время Первой мировой войны она активно занималась благотворительностью, будучи, в частности, Председательницей Совета Всероссийского общества помощи военнопленным (1915-1917).

Княгиня Палей жила в собственном дворце в Царском Селе до января 1919 г. В 1918 г. на первом этаже дворца был устроен музей, и экскурсии по нему (дважды в неделю) водила сама Ольга Валериановна.

Пережив арест и казнь мужа и сына (Павел Александрович был расстрелян в январе 1919 г. в Петропавловской крепости, а Владимир Палей за полгода до этого убит в Алапаевске - сброшен в шахту), она, как и две её дочери, бежала в Финляндию и в дальнейшем обосновалась в Париже. Здесь она опубликовала книгу воспоминаний о жизни в России в 1916-1919 гг. (фр. Souvenirs de Russie), в 2005 г. переизданную в России.