Классный час как быть толерантным. III. Игра «Наши плюсы и минусы». Упражнения на закрепление понятия «толерантность»

Ч. 1
Сценарий классного часа

«Толерантность спасёт мир»
"Теперь, когда мы научились летать по

воздуху, как птицы, плавать под водой,

как рыбы нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди."

Цели и задачи:

1.Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.

2. Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

3. Формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.

4. Сформировать представление о толерантном отношении.

Основные понятия: толерантность, интолерантность, терпение.


Оборудование:

1. Компьютер, телевизор, презентация «Толерантность спасёт мир» (авторская разработка); Видеоклип «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith); видеоролики на тему толерантности;

2. Распечатка памятных закладок для книг для каждого воспитанника и гостей классного часа.

Ход мероприятия

I. Вступление(фон)

Ученик читает стихотворение Е. Евтушенко «С. Преображенскому».

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самой неинтересностью своей.

У каждого свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это все неведомо для нас;

И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй, и первый бой

Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

Машины и художников холсты,

Да, многому остаться суждено,

Но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры:

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных,

А что мы знаем, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного, своего мы,

Зная все, не знаем ничего.

Уходят люди.

Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

От этой невозвратности кричать.
Учитель: Какое пронзительное стихотворение! Надеюсь, вам, ребята, понятна его основная мысль: поэт говорит о самоценности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих нас людей. Нам не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу. Теперь это понятие носит название «толерантность».

Знаете, существует такое красивое слово «толерантность». Описать его трудно из-за того, что в разных языках она определяется по-разному

Что такое толерантность?

tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;

терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революци­онном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно мини­стром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, не­сомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважитель­но к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стре­миться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельст­вам.

С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовно­го и интеллектуального развития

Мир- это вселенная. Мир – это наша Земля. Это наша страна. Наш город. Наша школа. Наш класс. Класс - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и понимание. Что же для этого нужно? Давайте послушаем притчу « Ладная семья»

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

*любовь;(слайд)

*прощение;

*терпение.

Обсуждение притчи:
Учитель. : О чем же притча, ребята?

(Ответы учеников: об уважении друг друга, умении избегать ссор, считаться с мнением других.)

Как вы думаете, ребята, прав был старик?

Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

Сценка «Перед вами две дороги, выбирайте…»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в гла­зах стояли слезы.

Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

А нам-то что? Он сам виноват.

Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, во­рует, пьянствует. Зачем ему помогать?

Я все равно подойду. - Девушка вырвала руку.

Я тебя не пушу. Ты - моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем от­сюда, - он попытался увести ее.

Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удер­жать ее. Она решительно одернула руку.

Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

Я сломал ее... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

Спасибо, леди, спасибо...

Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувство­вала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и при­близилась к парню.

Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпи­те, - она быстро пошла к телефонному автомату.

Девушка! - окликнул ее мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбну­лась. - Вы обязательно найдете себе счастье.

Вопросы к учащимся:

Почему молодой человек отказался помочь?

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Сейчас вам, дорогие ребята, я предлагаю просмотреть видеоклип «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith). Вы изучаете английский язык со второго класса, и поэтому всё, о чём поёт мальчик, вам будет понятно. Хочу обратить ваше внимание на фон видеоклипа. Это является важным для полного восприятия видеоклипа.

(просмотр видео клипа «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith) с помощью Adobe Media Player 1.7, презентация на некоторое время сворачивается)

Учитель:

Ребята, я понимаю вас, без слёз сострадания и сочувствия этот клип смотреть нельзя.

Какие эмоции вы испытали?

Какова основная идея видеоклипа?

(выслушать ответы воспитанников и перейти к просмотру слайдов презентации)

Видеоролик мальчик

Учитель:

Толерантность вовсе не отменяет собственного мнения. Скорее наоборот, лишь обладая сформировавшимся взглядом на многие окружающие вещи и системой жизненных принципов, можно определить границу, переход которой окажется малоприятной. Можно ли вас считать обладателем этого качества? Или вам еще предстоит набраться опыта, чтобы его приобрести? На эти вопросы нам помог ответить следующий тест, который мы с вами проводили на классном часе, посвящённом дню «Толерантности» «Проявляешь ли ты толерантность?»

(обсуждение результатов тестирования)
Предлагаю вашему вниманию ещё один видеоролик

Видеоролик «Цветок толерантности»

У толерантности должно быть лицо! У толерантности должны быть какие-то свои качества. Давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением, а для этого вырастим свой Цветок толерантности. Для начала мы с вами разделимся на три группы.

(работа в группах).

Учитель: Итак, давайте попробуем. У вас на столах для каждой группы лежит конверт с различными качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют толерантному человеку (на группы класс разбивается по рядам, конверт кладет на первую парту каждого ряда-группы).

Конверт№1 .доброта, уважение прав других, сострадание,

Злорадство, бессердечность, конфликт,

Конверт№2 .прощение, сотрудничество, уважение человеческого достоинства

Хвастовство, грубость, зазнайство,

Конверт№3 .милосердие, пригятие другого таким какой он есть, терпимость

Вспыльчивость, раздражение, злость.


Учитель

Ребята! Давайте проверим, что у нас с вами получилось (представитель каждой группы зачитывает ответ своей группы, затем карточки с качествами, которые чаще всего встречаются, крепятся на доску).

Таким образом, ребята, мы с вами вырастили свой цветок «Толерантности»

Интолерантный человек – характеризуется представлением человека о собственной исключительности низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности.

Конверт интолерантность
Ученик:

Толерантность - это не простое чувство,

Его не в раз приобретешь:

Сколько надо проявить благородства и сочувствия,

Только тогда сам все это поймешь.

Толерантным быть – это искусство,

Твердо в этом мы убеждены:

В дружбе и согласии жить должны

Русские и украинцы, башкиры и татары

Ответим друг другу чувством высоким-

(авт. Александров П.)

Видеоролик «Спільного у нас більше ніж ми думаємо»(про национальности)

Творческая работа «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ».

Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки на­клеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе или рекреации. Учителя и ученики, читая надписи на листьях «ДЕРЕВА ТОЛЕРАНТНОСТИ», узнают о проблемах в своей школе и не забывают о «Дне то­лерантности». Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Украина всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.



(Звучит тихая музыка.)

Молитва о встрече

Я пришел в этот мир

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в это мир

не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

не для того, чтобы отвечать моим интересам,

не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.

Учитель : Мы все такие разные: взрослые и дети, брюнеты и блондины, добрые и злые, толстенькие и худые, с хвостиками и без них… И все же мы должны жить и понимать друг друга.

Вот и наш класс – это единое целое, а каждый ученик в нём – пазл, составляющая, без которой нет единого целого. Каждый из вас по-своему важен и интересен. Но мы все разные.

МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ, НО ВСЕ - ТАКИ МЫ ВМЕСТЕ!

Учитель:

1.Что же означает толерантность?

Может это к бабушке любовь?

2. А быть может это то, что маме

Я на день рождения принес?

3. Понял я, что это – уважение

К мнению не только своему.

4.Видеть огорченье, боль чужую

Я всегда спокойно не могу.

5.Дам монетку нищему бродяге,

Пожилым охотно помогу.

6.Товарища в беде никак не брошу,

Злобу в класс, друзья, я не пущу.

7. Если ты к товарищам терпим,

Выслушать всегда любого сможешь.

8.Если трудно другу, тяжело,

Ты всегда готов прийти на помощь.

9. Веришь в чудо, счастье, доброту.

Взрослых непременно уважаешь,

10.Маме с папой ты не нагрубишь,

Младших никогда не обижаешь.

11.Значит, не случайно говорят,

Что ты дружелюбен, толерантен.

12.Оставайся им всегда, везде

Да к тому же будь еще галантен.

13.Что же означает толерантность?

Доброта, любовь, улыбки, смех.

14.Что же означает толерантность?

Счастье, дружба и во всём успех.
Все вместе:

Только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

Техасские объятья!

Все вместе: Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
ПЕСНЯ КЛИП

(раздача памятных закладок «Условия для реализации принципа толерантности» для книг всем участникам классного часа.

Учитель: Спасибо за внимание!

Список литературы:

1. Ванюшкина Л.В. Формирование толерантного мировоззрения / Л.В.Ванюшкина // Народная школа.-2010.- № 2.

2. Гаркуша Н.С. Мир толерантности / Н.С.Гаркуша // Классный руководитель.-2010.-№8.

3.Летяга Д.С., Панова Т.А. Воспитание толерантности / Д.С.Летяга, Т.А.Панова // Справочник классного руководителя.-2008.-№3.

4.Никулина О.В. Формирование основ толерантного сознания /О.В.Никулина//Справочник классного руководителя.-2008.-№10.

5.Панченко С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе / С.Панченко // Воспитание школьников.-2008.-№7.

6.Попова Л.В. Я в мире…мир во мне…толерантность – путь к миру/ Л.В.Попова // Завуч начальной школы.-2007.-№7.-с.105-109
ч. 1

Толерантность в нынешнее время - это очень перспективное и, что немаловажно, современное понятие. Хотя тот же буддизм еще много лет назад ввел этот принцип в свое учение, в нынешнее время оно оторвалось от религиозного контекста. сейчас считается разумным.

И действительно, человек порой много теряет, если не принимает чужую точку зрения. В качестве понимания этого существует праздник, отмечаемый проводимый в это время, должен рассказать подробно о том, что подается в этой статье. Ведь именно толерантность лежит в основе любого взаимопонимания. В данной статье будут рассмотрены рекомендации на тему того, как составлять классный час на эту тему.

Что такое толерантность?

Толерантность - это принятие чужой точки зрения. Важно понимать, что это не означает необходимости жить так, как другой человек. Вообще, данное определение достаточно упрощенное. В переводе данное Что же можно терпеть?

  1. Мнение другого человека.
  2. Образ его жизни.
  3. Стиль воспитания.
  4. Негативные черты личности.

И много чего еще. Как видим, толерантность - это действительно признак здоровой личности. И классный час на тему "Толерантность" должен агитировать детей за то, насколько это хорошо.

Признаки толерантности

Толерантность - это явление, которое имеет определенные свойства, по наличию которых можно определить ее наличие и то, не перешагивает ли планку данный показатель. Вот эти признаки:

  • безоценочное отношение или такое, которое не сказывается на отношениях с другим человеком;
  • стремление понять мотивы другого человека вместо анализа поведения сквозь свои;
  • высокий уровень эмпатии по отношению к собеседнику;
  • умение отстаивать свои личные границы и не наступать на чужие.

Это основные признаки, по которым можно определить, что человек толерантный к другим людям. И когда вы будете проводить классный час на тему "Толерантность", вам нужно разъяснить детям не только, каким должен быть человек, чтобы его считали толерантным, но и чем отличается принятие мнения другого человека от согласия с ним.

Отличие толерантности от отсутствия личной позиции

Дети принимают чужие мнения. Более того, они это делают даже в тех случаях, когда они несовместимы. У них нет собственной позиции и отношения к жизни. Именно поэтому они соглашаются с тем, что делают взрослые. В отличие от детей, зрелые люди имеют собственную систему оценок поведения других людей. Толерантность не подразумевает одобрение.

Человек может и плохо относиться к тому, что другой делает. Но при этом он не заставляет других поступать так, как он считает правильным. Это ему попросту не нужно. Он понимает, что другие люди вольны поступать так, как считают нужными.

Итак, давайте набросаем тезисно, какие отличия толерантности от согласия с мнением другого.

  1. Контроль своих и чужих границ.
  2. Ищутся компромиссы вместо войны за психологическое пространство.
  3. Человек старается посмотреть и на свою точку зрения под другим углом.
  4. Возможно даже построение общего мнения, которое будет более качественным, чем индивидуальные.

Теперь вы знаете, что детям при проведении такого мероприятия, как классный час на тему "Толерантность" нужно говорить, чтобы они не путали понятия и развивались в правильном направлении.

Виды толерантности

Также важно рассказать более старшим детям и о видах толерантности. Насколько данная информация будет подробна, зависит от возраста. Вот, какие виды толерантности могут быть высветлены в классный час "Толерантность":

  • 2 класс - половая терпимость, расовая, национальная, религиозная, межклассовая;
  • 7 класс - добавляем политическую;
  • 10 класс - добавляем сексуально-ориентационную толерантность.

Очень важно акцентировать свое внимание на том, что человек может иметь свое мнение и не одобрять какие-то действия. Но при нельзя.

Формы толерантности

Толерантность имеет множество форм. Классный час "Толерантность" 10 класс в себя должен включать данный пункт с тщательным описанием достоинств и недостатков каждой формы толерантности. Всего их выделяют четыре:

  • безразличие;
  • равноправие мнений, но их одобрение проявляется не всегда;
  • снисхождение к слабости другого человека, имеющее определенное количество презрения;
  • расширение опыта.

Каждая форма толерантности хороша в своих случаях. Это важно понимать. Все зависит от того, с каким человеком имеется дело. В принципе, в данный материал также можно, когда вы проводите классный час "Толерантность", 7 класс. В 13-14 лет подростки уже достаточно неплохо усваивают абстрактный материал. При этом не забывайте, что по базовым законам дидактики должно быть как можно больше наглядного материала.

Почему толерантность - это хорошо?

Толерантность является прекрасным качеством личности. Не просто так был введен в классный час на эту тему. Давайте более подробно разберемся в тех преимуществах, которые имеет толерантность.

  • Она позволяет быстро адаптироваться к новым условиям.
  • Благодаря толерантности проще устанавливать контакты с людьми.
  • Эффективный бизнес.
  • Влияние на людей.

И много чего еще положительного приносит человеку толерантность. Именно поэтому нужно в день толерантности классный час проводить. Эта информация должна быть в игровой или серьезной, обязательно наглядной форме быть подана детям. Именно показ многочисленных преимуществ толерантности позволит выполнить основую задачу - обеспечить толерантность в школе. Классный час должен быть эффективным.

Как развить толерантность

Развитие толерантности - вопрос нелегкий. Особенно это касается детей. Как можно это сделать? Разработка классного часа "Толерантность" обязательно должна быть направлена на тренировку этого мировоззрения у детей. Впрочем, все зависит от возраста.

Усложняет ситуацию то, что для развития любого психологического качества одного классного часа будет недостаточно. Поэтому учитель должен направлять детей в нужное русло все время обучения, в течение 11 классов. Но поскольку каждый ребенок индивидуален, то нужен отдельный подход. А это всегда сопряжено с трудностями. Поэтому инструкции по развитию толерантности могут использоваться только в полноценно. Или хотя бы в 9 классе.

Как воспитать толерантность в детях?

Но какими же должны быть инструкции по развитию толерантности? Вообще, жизнь полна уникальных случаев. Поэтому все под шаблон не может быть подогнано. Тем не менее универсальные советы есть в любом случае. Итак, вот они.

  1. Выработайте привычку.
  2. Поставьте себе правило: хоть раз в день принять право на существование чужой точки зрения.
  3. Не давайте другим людям доказать вам что-то, но при этом не старайтесь никого переубедить.
  4. Уважайте как свои личные границы, так и чужие.
  5. Ищите компромисы.

Вот пять советов, которые помогут стать более толерантными по отношению к другим людям.

Как проводить классный час на эту тему в разных классах?

Итак, какие особенности должен иметь проводимый в день толерантности классный час? Каждому ребенку нужно по-своему объяснять. Чтобы не было такого: родители сказали ребенку, что чего-то нельзя, а последний обвинил их в нетолерантности. Это принципиально неправильная позиция. Итак, какие особенности проведения в разных классах подобных занятий?

  • Младшие классы. Дети здесь еще маленькие. Поэтому не нужно им рассказывать во всех подробностях о дискриминации. Незачем травмировать нежную психику. Более того, им может захотеться повторить все то, что им расскажут, в силу своей детской наивности. Поэтому о толерантности здесь нужно рассказывать достаточно обобщенно.
  • Средние и старшие классы. Здесь уже можно посвящать детей и подростков в подробности. Только это не нужно слишком сильно делать и рассказывать в максимальных подробностях, как происходит дискриминация. Они это все равно смогут почерпнуть из интернета.

Структура классного часа

В этой статье было вкратце рассказано, что такое толерантность. Теперь следует уделить внимание структуре классного часа. В принципе, вы можете самостоятельно подобрать тот вариант, который вам нравится. Тем не менее изложение должно проводиться по четко заданной структуре. Вот приблизительный варинант того, что должно быть.

  • Вступление. Здесь нужно рассказать о том, что такое толерантность.
  • История. В данном пункте нужно объяснить детям и подросткам, почему толерантность - это современно. Для учеников более старших классов можно сделать небольшой экскурс в прошлое, наполненный деталями. Можно также подобрать фотографии документального характера.
  • Что значит быть толерантным? Данный пункт включает в себя признаки, которые описывались в этой статье.
  • "Толерантность - это..." В данном разделе подаются формы толерантности, то есть то, какие у нее разновидности по способу проявления бывают.
  • Виды толерантности.
  • Преимущества толерантности. Данный пункт должен агитировать детей и подростков за терпимый образ жизни.
  • Как развить толерантность. Это советы для учеников средних и старших классов, которые также приводились здесь.
  • Выводы. Вы можете сделать их как итог всему, что рассказывалось.

Итак, мы разобрались в том, как желательно проводить классный час на тему "Толерантность". А далее можете решить только вы. План, приведенный в данной статье, касается учеников в целом. Вам же нужно его адаптировать под вашу аудиторию. Эта задача очень сложная. Но почему бы не попробовать вам это сделать. Как понять, что классный час был проведен хорошо?

Поскольку невозможно проверить изменения в личности школьников, то об эффективности данного мероприятия можно судить по количеству заинтересованных лиц. Нужно из этого выступления сделать не банальную скучную лекцию, а что-то захватывающее. Тогда задача агитации за толерантный образ жизни с большей вероятностью будет выполнена.

Классный руководитель : Кузьменко А.В.

Дата проведения: 15.11.2016 г.

Единый урок на тему:

«Международный день толерантности »

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать

традиции и продолжать историю Планеты Толерантности.

Цели:

Образовательные:

    познакомить с понятием «толерантность»;

    выявить основные черты толерантности;

    сформировать правильное представление о толерантном поведении.

Воспитательные:

    воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

    воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание.

Развивающие:

    продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;

    способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;

    развивать терпимость к различиям между людьми.

Оборудование:

    Учитель:

    Теперь попрошу всех встать в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором весело скажем:

    Если каждый друг к другу будет терпим,

    То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

    (раздача памятных закладок «Условия для реализации принципа толерантности» для книг всем участникам классного часа. (Приложение 4.)

    Учитель:

    Благодарю всех за активное участие. Вижу, что классный час понравился, и я надеюсь, что он оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

    Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш посёлок и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

    Слайд 22.

    Спасибо за внимание!

    (Звучит песня «Дети Солнца» («Deti_solntsa», группа «Непоседы», альбом «10 лет – Лучшее», 2001г.)

Классный час по теме "Что такое толерантность?"

Цель: воспитывать уважение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.

Задачи :

    Образовательные :

    • познакомить воспитанников с понятием «толерантность»;

      выявить основные черты толерантности;

      сформировать правильное представление о толерантном поведении.

    Воспитательные :

    • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

      воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание.

    Развивающие :

    • формирование толерантного отношения одноклассников между собой;

      способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;

      развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Оборудование: персональныйкомпьютер, проектор, экран.

Материалы к классному часу: презентация, методическая разработка мероприятия, памятки.

Ход классного часа

Учитель: (слайд 1) Здравствуйте ребята! Мы приветствуем гостей нашего мероприятия! Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга. В начале, я хотела бы рассказать вам одну легенду:

(слайд 2)

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

- Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!

Черный презрительно сощурился и сказал:

- Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:

- Посмотри, как красив твой черный брат. Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его…

Затем мудрец обратился к чернокожему:

- А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его – цвета солнца…

Негр и белый устыдились своего спора и помирились.

А мудрец думал о будущем. И представлялась ему такая картина… Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей – то молодой голос: (слайд 3)

- как хорошо, что все мы здесь разные! А то жить было бы так скучно!

Учитель: Вам понравилась эта легенда? А о чем она? Чему учит? Все эти понятия можно объединить одним словом. Именно эти слова и относятся к понятию - толерантность . (Слайд 4)

Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы ещё не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии.
И вы, наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова. Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках?

(Слайд 5)

    tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;

    tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;

    tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;

    tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;

    толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.

    tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;

    kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;

Все мы разные: толстые и худые, блондины и брюнеты, отличники и двоечники. Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим. Для человека нет более страшного наказания, чем находиться в обществе и быть незамечаемым другими людьми. Насмешка, осуждение, неприятие – все эти формы социального наказания болезненны, невыносимы. Они разрушительны для личности. Но мы сегодня с вам попробуем не разрушить, а построить. Построить отношения с теми, кто не похож на нас.

(Слайд 6)

Упражнение «Изгой»

Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка) Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило самому озорному, сообщается слово ворона.

Задание детям: Не говоря того слова, что я вам сказала, а произнося лишь звуки которые издают эти животные, найдите «своих».

Вопросы для обсуждения:

    Как вы узнали где ваша группа?

    Легко ли было найти своих?

Обращаясь к вороне:

    Почему никто не обращал на тебя внимания?

    Как ты себя чувствовал?

Обращаясь к ребятам:

    Ребята, почему вы не обращали на него внимания?

    Вам знакомо выражение белая ворона?

    Что оно обозначает?

    Легко ли быть белой вороной, человеком непохожим на других?

    Хотели ли вы быть на месте вороны?

    Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку?

Упражнение “Волшебная лавка”

Ведущий даёт участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные “вещи”: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Принимают участие все желающие. Вызывается участник. Он может выбрать одну или несколько “вещей”, которых у него нет. (Это те качества, которые, слабо выражены у данного участника). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.

Упражнение «Чем мы похожи?»

Инструкция: обучающиеся обращаясь к соседу по парте говорят, например: «Света мы не похожи с тобой, потому что у нас разный цвет волос, и похожи тем, что мы сидим за одной партой» и т.д. по очереди до последнего ученика.

(Слайд 7)

Учитель: Ежегодно 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.

Учитель: Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости.

(Слайд 8)

Учитель: Понятие толерантность очень широкое, на одном уроке мы не сможем говорить обо всех видах, но давайте хотя бы посмотрим, какие виды толерантности бывают.

(Слайд 9)

Учитель: Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?

Упражнение. “Основные черты толерантной и интолерантной личности”

Командам выдаются конверты с заданием.

Перед вами два дерева одно представляет собой дерево толерантности, второе – интолерантности. Из этих конвертов одной команде необходимо выбрать черты соответствующие толерантной личности, а друго – интолерантной, т.е противоположной толерантной.

Конверт 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, благосклонность, уважение.

Конверт 2: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие, поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, доброта.

(Слайд 10)

Учитель: Ваш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор. А что же для этого нужно?

Сейчас я каждому раздам по ладошке. На пальцах напишите свои 5 хороших качеств, а на ладошке – что, по-вашему, надо сделать, чтобы наш класс стал пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в нем стали как можно более толерантными. (Ученики наклеиваются свои ладошки на лист бумаги и он вывешивается в классе.) То, что написано на пальцах вы сможете прочитать чуть позже, а сейчас я хочу прочитать то, что вы считаете важным.

(Слайд 11)

Учитель: Итак, как же вы поняли, что означает быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Все – мы разные, все мы – равные!

(Слайд 14)

Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, религиозных, этнических и иных особенностей.

Учитель: Немецкий художник Хельмут Лангер создал эмблему Толерантности: (слайд 13)

    Толерантность – это прощение.

    Толерантность – это сострадание.

    Толерантность – это уважение прав других.

    Толерантность – это сотрудничество.

    Толерантность – это уважение человеческого достоинства.

    Толерантность – это дружба.

    Толерантность – это гармония в многообразии.

    Толерантность – мир и согласие.

    Толерантность – милосердие.

И чтобы вы не забывали, что значит быть толерантным я хочу подарить вам цветок толерантности.

Рефлексия: (слайд 14) Теперь попрошу всех встать в ровный круг очень тесно друг к другу, положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором весело скажем: Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир !(3 р.)

Спасибо вам за участие, до свидания! (слайд 16).

Беседа, посвящённая Международному дню толерантности

Цель: Познакомить детей с понятием толерантности, содействовать распространению идей и социальных образцов толерантности, уважению к людям различных национальностей и религий, дать возможность получить информацию друг о друге, создать атмосферу доброжелательности и самораскрытия.

Задачи:

  • дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
  • развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
  • воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Предварительная работа : учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара).

Ход классного часа

Сегодня наш разговор посвящён толерантности . 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми. Определение слова « толерантность » на разных языках земного шара звучит по-разному:

  • В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;
  • Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
  • В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
  • В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
  • В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
  • В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Вопросы к учащимся:

  1. Какое из определений вам импонирует более всего?
  2. Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
  3. А что же объединяет эти определения?

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. Послушайте историю (читает учитель)

«Перед вами две дороги, выбирайте»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы. - Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка. - Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку. - Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине. - А нам-то что? Он сам виноват. - Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь. - Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать? - Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку. - Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее. - Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку. - Что с вами? – спросила она мужчину. – Что с вашей ногой. - Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно. - Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую». - Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»? Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню. - Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу. - Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом. Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь. - У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.

Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдете себе счастье.

Вопросы к учащимся:

  1. Почему молодой человек отказался помочь?
  2. Как бы вы поступили в этом случае?
  3. Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Есть два пути развития личности: толерантный и интолерантный

Работа учащихся по группам

Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Сказочка о счастье

На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!» -
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?

И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета быстро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.

О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.

О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.

Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…

А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
Из дома довезешь дрова,
Распилишь и уложишь…»

Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!

Вопросы к учащимся:

  1. Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
  2. Как вы думаете, почему изменился король?
  3. Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

Чему нас учит эта сказка?

Вывод . Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

Составить с учащимися правила толерантного общения. Например:

  1. Уважай собеседника.
  2. Старайся понять то, о чем говорят другие, учитывай их интересы.
  3. Отстаивай свое мнение тактично.
  4. Ищи лучшие аргументы.
  5. Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

  • любовь;
  • прощение;
  • терпение.

Классный час в 10 – б классе, посвящённый Международному дню толерантности

открытый классный час

для МО классных руководителей

Подготовила и провела

классный руководитель

10-б класса

Костерева Е.Н.