Дворянские дома франции. Это модно или нелепо

С лёгкой руки режиссёра Якина из кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию» это выражение, что называется, ушло в народ. Хотя вряд ли многие точно знают, что оно означает. О профессиональной этике с известными людьми Рязани побеседовал обозреватель «ВР» Михаил Колкер.

Но для начала объясним: «profession de foi» переводится всё же не как «профессиональная этика», и уж точно не как «профессиональная обязанность», что утверждал Якин.

К «этике» всё же чуть ближе. Дословный перевод - «исповедание веры», что трактуется как «совокупность взглядов, представляющих мировоззрение».

Ещё несколько веков назад свой кодекс профессиональной чести существовал практически в любой профессии. Повара, портные и цирюльники могли подвергнуть остракизму своего собрата по ремеслу, нарушившего корпоративные правила поведения.

Сегодня многие «цеховые» строгости забыты. И всё же в некоторых профессиях основные положения профессиональной этики сохранились до дня сегодняшнего. Назову навскидку: учитель, врач, наш брат – журналист…

К известным представителям этих «ремёсел» мы и решили обратиться, для того чтобы понять, насколько, по их мнению, важна сегодня профессиональная этика.

Правда, есть ещё профессия, которая сразу приходит на ум, когда начинаешь размышлять на эту тему. Чиновник. Без него картина будет неполной. Увы, представители этого сообщества сегодня загружены делами серьёзными, сами понимаете, выборы. Тут уж не до размышлений на морально-этические темы…

Главное – не обмануть доверие!

Поэтому начнём с учителя. Моя собеседница – преподаватель английского языка рязанской школы № 5, учитель высшей категории, Почётный работник образования РФ Елена Ерхова.

– Елена Леонидовна, начну с такого вопроса: в какой мере учитель должен соблюдать дистанцию со своими учениками и, соответственно, их родителями?

– Тут многое зависит от мастерства педагога, от его профессионального опыта. Молодые учителя часто нарушают эту границу. Им кажется, что, если они будут с классом на дружеской ноге, это даст возможность эффективней работать. К сожалению, это не всегда так. И грань тут очень тонкая, всякий раз определяемая индивидуально. С кем-то можно быть в более доверительных отношениях, с кем-то это совершенно противопоказано. С родителями же это ещё опаснее. Мамы и папы нередко пытаются каким-то образом влиять на учителя. И вполне могут использовать «неформальные» отношения в этих целях.

– У вас есть друзья среди бывших учеников?

– Да, и немало. Правда, дистанция «учитель-ученик» всё равно остаётся, и, думаю, это правильно. Хотя я всегда старалась говорить с учениками на их языке. Говорить о том, что им интересно. На мой взгляд, отличный пример отношений учителя и класса продемонстрирован в фильме «Доживём до понедельника».

– Елена Леонидовна, вы становитесь учителем для подростков в самый сложный период их взросления. Тут и гормональный взрыв, и противопоставление себя всему остальному миру, и первая любовь. Предположу, что ученики, и особенно девочки, делятся с вами какими-то своими тайнами…

– Да, и тут порой чувствуешь себя, как на исповеди… Но не дай бог обмануть доверие ученика! Вернуть его практически невозможно.

Кто без греха?

Определиться по выбранной теме с собеседником в журналистском сообществе было, пожалуй, сложнее всего. В конце концов ваш покорный решил обратиться к многолетнему главному редактору газеты «Дом. Строй», а ныне редактору раздела портала rzn.info Денису Абракову…

– Денис, как ты думаешь, почему нашу профессию порой называют «второй древнейшей»?

– Самый простой ответ: потому что многие наши коллеги забывают об элементарных правилах поведения журналиста. О том, что называется корпоративной этикой. Если журналист начинает обслуживать чьи-то коммерческие или политические интересы, он неизбежно становится перед выбором: говорить читателям правду или убеждать в том, что выгодно заказчикам.

– Но разве почти каждый из нас в той или иной степени не переступал эту черту?

– Отвечу цитатой: «Кто без греха, пусть первый бросит камень». В современном медиапространстве соблазны возникают очень часто. Интернет, как многим кажется, позволяет снимать с себя всякую ответственность за то, что ты говоришь. Хотя в итоге всё равно рано или поздно приходит время собирать камни…

Но при этом могу сказать уверенно: я знаю немало журналистов, которые вполне достойно и честно выполняют свою работу.

– О чём бы ты не стал писать ни в коем случае?

– Не стал бы пропагандировать национализм, религиозную исключительность, социальное превосходство, копаться в интимной жизни героев, в историях, связанных с жестокостью и насилием. Понимаю, у многих может возникнуть вопрос: а как же тогда писать на военную тему? Вот тут, на мой взгляд, и проявляется журналистское понимание того, что называется профессиональной этикой. Можно и нужно говорить правду. Иногда очень жёсткую. Но спекулировать на человеческом горе, смаковать эту тематику недопустимо!

– У медиков есть такое понятие, как врачебная тайна…

– У журналистов тоже. Никогда не употреблю полученную мною информацию во вред человеку, с которым работаю. Ну и, естественно, свои контакты журналист может раскрывать лишь по требованию суда.

Врачебное слово

Третий мой собеседник уже знаком читателям «Вечёрки». Михаил Мастбаум с 1985 года возглавлял 2-е стационарное отделение Областного кожно-венерологического диспансера. Кандидат медицинских наук. Врач высшей категории. Сегодня работает в одном из частных центров репродуктивной медицины.

– Михаил Давидович, как, по вашему мнению, врач должен говорить больному о смертельном диагнозе, о неизлечимой болезни?

– Думаю, что многое тут зависит от индивидуального контакта с больным. От понимания его жизненной ситуации. И врачу для этого нужно располагать всей требуемой информацией, и не только медицинского характера. Надо знать, какая семейная ситуация у больного, какое у него психологическое состояние. Причём собрать эту информацию следует так, чтобы твой пациент понимал: это не праздное любопытство, а профессиональная необходимость.

– И всё же, говорить ли больному, к примеру, о запущенном онкозаболевании, или нет? Во Франции, Германии, США это делают уже давно, объясняя тем, что человек должен успеть подготовиться к уходу – составить завещание, оплатить долги, завершить дела…

– Признаюсь честно, я к такому рациональному подходу отношусь без одобрения. А если мой пациент – человек настолько эмоциональный, что такое известие его лишит даже того времени, которое у него осталось? Значит, я должен найти другой, «мягкий» способ…

Вообще, я всегда считал, что главный принцип профессиональной этики врача был прекрасно сформулирован ещё Гиппократом: «primum non nocere» – прежде всего, не навреди. Казалось бы, так просто, и в то же время требует огромных усилий, постоянного самообразования. Требует понимания, что от ошибок никто не застрахован. Поэтому сто раз проверь и перепроверь свой диагноз, и лишь потом говори его больному. Иногда слово может нанести больше вреда, чем самая страшная болезнь…

– Михаил Давидович, корпоративные традиции медицинского сообщества берут своё начало ещё в Античности. Некоторые из них почти без изменений дошли до наших дней. По-вашему, хорошо это или плохо?

– Трудно ответить однозначно. С одной стороны, многие века эти традиции уберегали медицину от наплыва дилетантов. С другой, сегодня, в век интернета, глупо ратовать за какую-ту цеховую закрытость. А дилетантов, к огромному моему сожалению, в сегодняшней российской медицине столько, что ни один Гиппократ не справится!

– Врачебная тайна?

– Безусловно, остаётся важнейшим принципом врачебной этики. Всё, что сказано пациентом в моём кабинете, умерло и похоронено для всех, кроме нас с ним.

– Гонорары?

– Врач должен получать достойно. Так происходит во всех странах мира. Естественно, если это хороший врач. А выдумка с, якобы, бесплатной советской медициной привела к тому, что многие граждане и по сей день считают, что работа врача ничего не стоит, а значит, и лечит он соответственно…

МЕЖДУ ТЕМ: Хоть мы и не стали в этой публикации затрагивать этику поведения чиновников, всё же приведём один любопытный факт.Впервые кодекс поведения «Царёвых людей, на государевой службе подвизающихся» был принят во времена государя Алексея Михайловича. Позже ещё трижды цари-батюшки пытались привести чиновничью братию к какому-то единому этическому ранжиру. Интересно, что во все три кодекса входила статья «О мздоимстве». В последней редакции, при Николае I, за нарушение этого правила предполагалась ссылка на каторжные работы на срок до 25 лет с лишением всех прав и дворянского титула.

Фуа - историческая провинция Франции до 1790 года, в настоящее время образует департамент Арьеж. Эта территория присоединена к Франции в 1607 году Генрихом IV. Главный город имеет одноименное название: Фуа.

Город Фуа

Административным центром департамента Арьеж является город Фуа, самая маленькая французская провинциальная столица. Он живописно расположился у самого подножия Пиренеев на реке Ариеж. Население более 10 тыс. человек.

Этот небольшой городок состоит из узеньки улочек и полукаменных построек XVI-XVII веков с каркасными стенами и выступами на фасадах. Возвышаются над старинным кварталом несколько башенок замка Комт-де-Фуа.

Посещая Фуа летом, вы сможете стать свидетелем различных средневековых праздников. С названием того города перекликается изысканнейшее блюдо французской кухни - Фуа-гра. Это жирная гусиная печень, приправленная черным трюфелем. То блюдо придумал молодой повар Жан-Пьер Клоз, получивший за изобретение от Людовика XVI в знак благодарности двадцать роскошных пистолетов в подарок.

Фуа-гра - это блюдо, крайне богатое ненасыщенными жирными кислотами, крайне полезными для организма. Благодаря ним в крови снижается уровень «плохого» холестерина. Считается, что именно регулярное употребление этого блюда способствует долгожительству населения региона. Этот феномен специалисты окрестили французским парадоксом.

Замок Фуа

Построенный в X веке, этот замок принадлежал графам Фуа, знаменитым в Средние века. За всю историю его многократно осаждали, однако завоеван замок был лишь однажды, в 1272 г. Сделать это удалось Филиппу III. Замок был окончательно достроен в XV веке, а в XIX веке была проведена его реставрация.

Зубчатые стены круглой башни крепости, а также квадратная башня и донжон хорошо видны на фоне гористой местности. Начиная с 1930 года в этом великолепном замке находится Музей Арьежа, представляющий собой коллекцию произведений мастеров, работавших в 15-18 веках, а также множества археологических и палеонтологических экспонатов, которые были найдены в окрестных пещерах на местах доисторических стоянок. В донжоне действует музей, который посвящен знаменитым гостям замка, в числе которых значится и де Тревиль, капитан королевских мушкетеров из известного романа Дюма.

Одной из достопримечательностей замка является церковь Сен Волюзьен, украшенная красивым готическим нефом. В ее усыпальнице хранятся мощи Святого Волюзьена, а скамьи и кафедры когда-то находились в соборе Сен-Сернен в Тулузе.

***

В шести километрах северо-западнее от Фуа находится самая длинная подземная река, по которой осуществляется судоходство - Лабюиш. Совершить экскурсию по ней можно всего за 7,5 евро. В 25 км на запад от города расположены пещеры Мас-д"Азиль, относящиеся к средневековому периоду, главной достопримечательностью которых является естественный туннель длиной 500 метров. Эта крупная пещера с промытым рекой Ариз сквозным проходом расположилась в горных породах пиренейского массива Планторель. Протяженность этого подземного комплекса составляет 12 км, в XIV-XVI веках он использовался протестантами и альбигойцами в качестве убежища.

Южнее Тараскона находится деревня Ньо с весьма интересным музеем Пирене. В его собрании уникаьная коллекция инструментов, предметов интерьера и фотографий, иллюстрирующих традиции региона. На северной окраине деревни находится величественный комплекс пещер Грот-де-Ньо. Это около 4 км галерей, расположенных под землей и украшенных наскальной живописью, а также русло подземной реки и выход к другому подземному городу - интереснейшему Грот-де-Ваш. Эта пещера удивительна еще и тем, что здесь можно увидеть артефакты палеолитического периода, например, инструменты и очаги.

Третьей, не менее интересной пещерой области является пещера Грот-де-Бедильяк. Она расположена в одноименной деревне всего нескольких километрах от Тараскона и содержит в себе интереснейшие примеры искусства Палеолита. Здесь огромное количество сталактитов, а также множество неисследованных узких лазов.

В двадцати шести километрах юго-восточнее Тараскона находится курорт Акс-ле-Терм, который окружен высокими лесистыми горами. Сам город относительно небольшой и в нем нет особенных достопримечательностей, а истиной причиной поездки в этот город является посещение более чем сорока термальных источников. Основанная здесь в 1260 году святым Луи лечебница Басен-дез-Ладр, предназначалась для ухода за солдатами, которые были ранены в крестовых походах, привлекает туристов и сегодня.

В долине Арьеж существует еще несколько мест, которые заслуживают ваше внимание. К ним относятся руины замка Мильо, перевал Пор-де-Лер, небольшая деревушка-курорт Олюз-ле-Бен, а также городок Сен-Лизье, который славится своими соборами и великолепным романским монастырем. Обязательно посетите и замки Рокфиксад и Монсегур, ущелье Ла-Фро с утесами километровой высоты, который в полдень пропускают солнечный день на самое дно, а также полюбуйтесь на расположенные на рыночной площади города Мирепо аркады XIII-XV веков.

Замков во Франции огромное количество. Свой рассказ о них я решил начать с замка Фуа , потому что это один из моих любимых замков. Кроме того, он сравнительно мало известен туристам, потому что находится в отрогах Пиренеев и следовательно выбивается из треугольника Париж-Нормандия-Лазурный берег. На самом деле, Фуа - достаточно важный город, центр департамента Арьеж. Кроме того, Фуа стал инициатором системы городов-побратимов и сейчас поддерживает отношения с двумя из них: это Лерида в Испании и столица Андорры Андорра-Ла-Велья.

Замок присматривает за городом с небольшого скалистого холма.

Под ним расходятся в разные стороны широкие и узкие улицы городского лабиринта.

На холм к замку ведёт пешеходная дорожка, постепенно поднимающаяся над крышами домов. Становится заметно, в каком замечательном месте был основан город. Особенно живописно выглядит заострённый пик в центре кадра.

Кроме того, определённый шарм городу придают оранжевые черепичные крыши домов, контрастируя с низкими облаками, которые преследовали нас в течение всей недели нашего пребывания в Пиренеях.

На этой лавочке, наверное, очень здорово устраивать пикники в тёплые дни. Я так думаю, что это самая знаменитая скамейка в городе, судя по тому, как часто она оказывается на фотографиях, изображающих Фуа.

Подобные одинокие пики очень часто называют "Сахарная голова" (вспомните гору в Рио де Жанейро). Возможно местные так его и кличут - Pain de Sucre.

Здесь тропинка ведёт нас между внешними укреплениями и стеной замка. Крепость была построена на рубеже десятого и одинадцатого веков, для обороны столицы графства Фуа.

Панорама города. Внизу слева видно небольшую крытую площадь с красными зонтиками кафе. Под навесом играла музыка, а туристы спасались от дождя, от которого мы с тем же успехом укрылись в донжоне.

Здесь очень хорошо видны плотные белые облака, которые точно ватой укрывали холмы и горы. В это же время, с испанской стороны Пиреней (до которой отсюда ещё километров пятьдесят) ярко светило солнце.

Все три башни в замке Фуа отличаются друг от друга. Северная квадратная башня является самой древней, хотя выглядит новее.

Круглая башня, часть которой видна на фото, наоборот, построена последней и снабжена аркой.

Внутри одной из башен сохранились древние двери - металлическая...

И деревянная, с целой системой засовов и запоров.

Двери поставили, когда крепость перепрофилировалась в тюрьму в 18-ом веке. В то же время окна на башнях обзавелись решёткой. А на стенах остались вырезанные узниками изображения и надписи. Хотя я не знаю, кто оставил данную "наскальную живопись", в которой упоминается какая-то битва 1091 года, если я правильно понял. Возможно, речь идёт о захвате Нормандии королём Англии Вильгельмом Рыжим.

На следующей фотографии мы находимся на круглой башне и наблюдаем две остальных - квадратную северную и квадратную среднюю. От одной до другой, в общем-то, рукой подать.

А здесь мы уже переместились в среднюю башню и смотрим на северную. Насколько я помню, в нёе входа не было, да и мы уже устали карабкаться по узким винтовым лестницам.

Кстати о лестницах - вот и одна из них. Конечно же, закручивается так, что бы её было легко оборонять с мечом в правой руке и наоборот, чтобы затруднить действия захватчика снизу.

Побродив по замку и насладившись видами, мы перенеслись на ту самую площадь с красными зонтиками, откуда и делаем заключительный кадр этой фотоистории. Можно было бы конечно рассказать о графах Фуа или о

Она участвовала в создании школ для девочек и больниц в Окситании. Она учредила Дом Чистых в пиренейском Дуне, который функционировал как альбигойский дом престарелых и школа для девочек.

«Великая» - так благодарные потомки запечатлели в веках ее заслуги. В этом ряду рядом с грузинской царицей Тамарой, русской императрицей Екатериной II и другими славными именами по праву находится француженка Эсклармонда, графиня де Фуа. Хранительница чаши святого Грааля, символ сражающейся Окситании, - так величали героическую женщину, о которой трубадуры сложили красивейшие сказания. Народ, населявший в XIII веке южную Францию, боготворил свою соотечественницу. Ее пылающее огнем сердце ярко освещало мрачный период средневековья, известный сегодня под названием «альбигойские войны». А несокрушимая воля и преданность делу истины и красоты вдохновили на подвиг сотни людей, защищавших последний оплот своей веры - замок на горе Монсегюр.

Эсклармонда известная также Эсклармонда Великая. Она была дочерью Роже Бернара I Толстого, графа де Фуа, и Сесилии де Безье Тренкавель, сестрой Раймона Роже де Фуа. Катары, или альбигойцы, как они себя называли по названию города Альби, на Третьем Латеранском соборе в 1179 г были заклеймены как еретики. Однако они составляли собой сплочённую группу и встречали поддержку в том числе среди окситанской знати. Раймон Роже был католиком, а не альбигойцем, однако относился к катарам очень терпимо и не препятствовал их распространению в своих владениях. Но его близкие родственники открыто сочувствовали альбигойцам. В их числе была мать, Сесилия, происходившая из рода Тренкавелей, во владениях которых концентрация катаров была наивысшей, и жена Филиппа, а Эсклармонда де Фуа открыто перешла в стан альбигойцев. Она играла огромную роль в движении катаров. Враги часто называли её «женщиной-папой», а принадлежавшая ей крепость Монсегюр стала одним из центров альбигойцев.

Она вышла замуж за Журдена III де Л’Иль-Журдена. У них было несколько детей. Она овдовела в 1200 г, после чего и обратилась в альбигойство. В 1204 г в Фанжо она получила альбигойское посвящение, Consolamentum, из рук епископа катаров Гильяберта де Кастра, вместе с тремя другими женщинами высокого положения, Од де Фанжо, Фейс де Дюрфор и Раймондой Сен-Жермен, и была вместе с ними причислена к Чистым (Parfaite), то есть членам избранного круга катаров. Церемония проходила в присутствии её брата, Раймона Роже.

Она поселилась в Памье и стала одним из инициаторов восстановления крепости Монсегюр. Она присутствовала на собрании в Памье в 1207 г, известном также как «монреальское собрание». Это был последний диспут между катарами и Римско-католической церковью в лице Доминика Гусмана. В следующем году папа Иннокентий III объявил крестовый поход против альбигойцев, который возглавил Симон IV де Монфор и который вскоре перерос в феодальную войну. Симон де Монфор старался завоевать в Окситании для себя как можно больше владений, в результате чего против него выступили многие феодалы, которые не были альбигойцами. В их числе оказался и Раймон Роже, который оказался недоволен тем, что в Памье Симон заменил Раймона в договоре о совместном правлении, после чего Раймон объявил о поддержке своего сюзерена, графа Раймона VI Тулузского. В ответ армия Симона вторглась и во владения Роже.

Для того чтобы более-менее сдержанно характеризовать далеко не сдержанные образы или стиль поведения не похожих на других людей, вероятно, и был введен термин «эпатажность». Широкое распространение он приобрел еще в 19-м веке, когда яркие личности уже начинали выходить за рамки общепринятого.

Лингвистам, отлично знающим французский язык, нетрудно определить буквальное значение термина и изумить всех, расшифровав слово "эпатаж". Что это означает? Жестокое действие, дословно - «лишить ноги».

Но, адаптировав французский глагол к русскому языку, приходим к выводу, что ничего кровожадного в нем нет и слово "эпатировать" приобретает значения «перевернуть с ног на голову», «ошеломить».

Чем и как эпатировали в 19-м веке?

Термин придумали и ввели в обиход решившие своими работами несколько растормошить публику, привыкшую к

И хоть смешением стилей «баловались» еще античные мастера, именно представители французской богемы в 1830 году вызвали огромный резонанс и представили настоящий эпатаж. Что это совершенно точно заденет общество, никто из них даже не сомневался.

Революционное смешение высокого и низкого стилей, запретные темы, поднятые на поверхность посредством кисти или пера, а то и откровенно неадекватное поведение маэстро - такого старая Европа еще не видела. А поэтому и негодовала, возмущалась, удивлялась и немного (совсем чуть-чуть) восторгалась смелостью авторов.

Это модно или нелепо?

Далеко не каждый осмелится продемонстрировать широкой или даже ограниченной аудитории что-то из ряда вон выходящее. Одеваться «не так», думать «не так», вести себя «не так» и при этом не испытывать дискомфорта способны только очень сильные и яркие люди, которым в качестве награды или хулы присваивают статус «эпатажная личность».

Что уж говорить о розово-зеленой прическе, платье из компьютерных дисков или босоножках из папье-маше (элемент концертного костюма Жанны Агузаровой, помните?), если даже обычное здравомыслие или несогласие с заведомо неправильным (глупым - давайте называть вещи своими именами) решением «начальства» воспринимается не просто как дерзость, а считается эпатажным - не меньше.

Массы на такое не пойдут, хотя розовенькие и бирюзовенькие парики многие женщины все же носят «для настроения». В остальном - извините. Лучше придерживаться общепринятых стандартов. Так оно жить спокойнее.

Первая эпатажная кукла

Поговорим о всеобщей любимице Мальвине. Эпатажная ведь была девочка, зря, что с фарфоровой головой. Легкое поведение за ней замечено не было (очень правильная кукла), а ведь сбежала из театра. Но это было второе проявление непокорной эпатажности Мальвины.

А первое - цвет ее волос. Ведь до Мальвины в мировом сказочном пространстве не было одни только златовласки и обычные принцессы. Кукла стала первой и породила моду на разноцветноволосых героинь в кино и в жизни.

«Я убью вас своим поведением»

Возраст тоже многое значит в проявлении эпатажности человека. Более остальных склонны «убивать» родителей и окружающих своим нестандартным поведением подростки.

И это не значит, что «молодежь совсем негодящая», как сообщают все бабушки, сидящие у всех подъездов. Тинейджеры не просто так применяют эпатаж. Что этотакое: внимания им уделяют мало, все заняты на работе, поговорить не с кем, их проблемы взрослые не считают слишком важными! Вот и получите в таком случае ответ в виде разрисованных рожиц, рваной неаккуратной одежды или пошловатого тату на самом видном месте. Ну и плюс вызывающее поведение.

Элегантный эпатаж

Как взбудоражить окружение, если вы благовоспитанная барышня, всегда одетая с иголочки, знающая несколько языков, ни при каких обстоятельствах не повышающая тон и никогда не бегающая за мужчинами?

Не выходя за рамки приличия? Как, если легкое поведение несовместимо с вашим образом? Вопрос имеет положительный ответ и кроется он в том, что женщины могут сделать в лучшем виде из ничего. Нет. Не скандал… Хотя некоторые прибегают к этому способу.

Шляпка! Необыкновенная шляпка, благодаря которой можно вызвать пристальное внимание мужчин и зависть женщин. Шляпка, которая удачнее всего подчеркнет вашу индивидуальность и при этом не будет выглядеть вульгарно.

Шляпка, которая станет вашего настроения и душевного состояния. Шляпка, совершенно не похожая на другие скучные головные уборы, шляпка, о хозяйке которой долго еще будут судачить с различными оттенками восхищения или негодования. Но не равнодушно! Вывод: хорошая шляпка исключает равнодушное отношение.

Профессион де фуа

Вообще-то эта фраза означает «исповедание веры, совокупность взглядов, представляющих мировоззрение», но все поклонники «Ивана Васильевича» знают, что «профессион де фуа», по версии режиссера Якина, - профессиональная обязанность.

Кстати, фильм по роману эпатажного писателя Булгакова тоже получился не без «эпатажинки», тем и любим, тем и популярен вот уже на протяжении десятилетий.

Так вот, касательно профессиональных обязанностей: многие эпатажные звездышоу-бизнеса ежедневно ставят перед собой задачу кардинально отличаться от остальных, завоевывать зрителя не только талантом, но и нестандартным внешним видом.

Среди звездной молодежи самой неординарной позиционирует себя Леди Гага, представая перед публикой то в «мясном платье», то с неимоверными конструкциями на голове и на теле. Неизвестно, в курсе ли Леди, что в Украине у нее появилась конкурентка - Оля Полякова, которая «сшила» себе платье из сала. Да и на голове девушка носит и в праздник, и в будни такие «башни», что не каждая голова выдержит.

А среди украинских телеведущих пальму первенства по эпатажу удерживает Только ленивый не делал пародию на ее стиль ведения передачи и на ее шляпки. Но Катя поражает воображение не только внешностью. Ее вопросы известным людям настолько смелые, что некоторые оценивают их как оскорбительные.

А вот могут ли сами яркие и нестандартные звезды ответить на один интересный вопрос? Для них эпатаж - что это: способ самовыражения или способ провоцирования публики?

Про Пугачеву - отдельно

Даже в стандартизованные советские семидесятые эта женщина умела показать характер. Обладая огромным талантом, Алла Борисовна при всей своей остроте ума никак не могла понять, почему она должна быть такой, как все, почему она обязана загонять себя в какие-то рамки и замыкать свою неуемную творческую натуру в очень тесном пространстве, не позволяющем расти и развиваться?

Кто ввел это в обязанности и где такое написано? И почему должны сдерживать себя смелые и яркие натуры, способные запросто украсить этот мир?

Пугачева всегда отличалась неординарностью, а потому достигла вершин, о которых заурядный человек может только мечтать. Она пела, курила, ругалась, одевалась в странные для советской сцены балахоны, вызывала ликование и непонимание. Одним словом - жила полной жизнью. Как, впрочем, и сейчас: не боясь, не прося, не раскаиваясь. Эпатаж и талант сделали свое дело. Очень положительное дело. Она - звезда всех времен и народов.