Тяжёлые тучи обложили небо

Варила,
гладила,
читала о мышах,
сменила то,
что названо постелью,
умыла фикус,
чтобы не зачах,
кормила мужа —
в общем, с той же целью.

Купила сахар,
масло и вино,
искала фото,
вспомнила из детства…

В окно смотрела —
чёрт, уже темно!
И в зеркало —
из чистого эстетства.

Крутила кудри
на карандашах,
сменила мысль
с практичной —
на шальную,
вновь
перед сном
читала о мышах
летучих —
где живут
и как зимуют.

А ночь за окном
движется,
мерцает,
блестит в лужицах.
Деревья стоят — ижицы.
И тучи висят — тужатся.
И вот уже ночь
крапает,
по стёклам течет
слёзками.
По чёрному
процарапаны
пунктиры пути
берёзками.

Это касание
через ты
через тысячу километров
в небесах
в небе ах
ни единого облака блоком ему
я южнее
оно же нежнее
листа в конверте
слов листа
словно птах
в небе сам
в поле сам
и по тайным местам
по лесам
тень его
пролетит
приземлится
прикасанием тихим
уже не круженьем-птицей
будет
перьев нежнее
опавших
бледней лепестков
под порывом
не ветра
руки
по касанью висков
это знак
это знание что
прикоснуться смогу
уходя
уходящего поздно
ко сну
на снегу
так устал
и такого устало
уютно так спящего
без меня
безмятежно
у жизни
о жизни
просящего
не в тщете
нищете
не пропавшего
насовсем
не со мной
не совсем же
пропащего
между
тем

серым снегом
белым светом
начат день

думы лета
в руки веток
тонко вдень

Жизнь прореха
кто уехал
кто ушёл

Не до плача
не до смеха
хорошо

снегу таять
ветру веять
солнцу греть

Спать до марта
жить до мая

не стареть

Хорошего — понемножку,
а прочего — выше крыши!
На выбор есть крылья, рожки...
А Бог — ной, не ной! — не слышит.

Ковчег, на волне качаясь,
баюкает спящих тварей.
Им всем для тепла ночами —
ах, счастье! — дано по паре.

Иное — для человеков.
Да с них и побольше спроса.
Им мелочи есть — в утеху,
а судьбы даны — торосы.

Поэту несут морошку,
полковнику кто-то пишет...
Хорошего — понемножку,
а прочего — выше крыши!

…а быт и суета несокрушимы
так трудится стиральная машина
как будто в стирке — помыслы мои
висят прищепки
сохнут соловьи
и в сумерках коньячного оттенка
из пены дня рождается нетленка

Забытые Богом,
но им береженые
вы снова сидите
за круглым столом —
пришли в гости дети
с мужьями и жёнами.
Бывало так раньше,
и будет потом.

Ты скрутишь лошадку
из проволоки внуку,
ты выпьешь немного,
немного поешь,
улыбку наденешь...
Жизнь — странная штука:
даря вдохновенья,
не дарит надежд.

А дети устанут,
начнут собираться,
и сонны их жены,
и сыты мужья.
Часов двадцать два,
да и лет уж — за двадцать,
как ты наблюдаешь,
явленье "семья".

И кошка, спасаясь
от бойкого внука,
запрячется в угол,
в уютный бедлам...
Жизнь — взрослая штука,
жизнь — странная штука,
в ней быта и света
всегда пополам.

плывущие рыбы
не знают о ветре —
ведь он над водой

молчащие люди
забыли о ветре —
есть чай и костёр

лишь помнят о ветре
сидящие птицы —
им скоро лететь

упасть на белое, льняное
упасть в траву
уйти в дневное как в ночное
живу

Алёна Самсонова. Сценарист, драматург, редактор. Состоит в Гильдии сценаристов кино и телевидения и в Союзе кинематографистов России. В настоящее время пишет сценарии анимационных фильмов для Анимационной студии "Паровоз" (Москва) и Студии анимации Петербург" (Спб). Публиковалась в изданиях Самары, Краснодара, Санкт-Петербурга, Москвы. Автор трёх пьес, поставлены в театре "СамАрт" (г.Самара). В 2015 году выпустила стихотворный сборник "Несносная осень" и книгу с текстами пьес "Принц Хохолок и другие". В 2017 году выпустила стихотворный сборник "Обетованная зима".

ТУЧА, -и, ж. 1. Большое, обычно темное густое облако, несущее дождь, снег или град. Грозовая то. Тучи собрались (сгустились, нависли) над кем-н. (перен.: о грозящей беде, неприятности). Как то. кто-н. (мрачен, гневен). 2. перен., чего. Множество, густая движущаяся масса. Т. стрел. Тучи мух. Саранча налетела тучей. * Туча тучей (разг.) - о человеке: мрачен и гневен. || уменьш. тучка, -и, ж. (к 1 знач.). || прил. тучевой, -ая, -ое (к 1 знач.).


Смотреть значение ТУЧА в других словарях

Туча — ж. (тук, тучный) что-либо огромное, пухлое, тучное, громоздкое, объемистое и рыхлое, составное, сборное; куча. Стога, скирды, клади тучами стоят. Трава в лугах туча тучей.........
Толковый словарь Даля

Туча — Чаще употр. во мн. числе.
О размере, отдаленности от земли, положении в пространстве.
Большая, быстрая, высокая, громадная, крутая, летучая, нависшая, неподвижная,........
Словарь эпитетов

Туча Ж. — 1. Большое, густое, темное облако, приносящее дождь, град, снег. // Летучая масса чего-л., видом напоминающая такое облако. 2. разг..Употр. при указании на неопределенно большое........
Толковый словарь Ефремовой

Туча-тучей Прил. — 1. Очень мрачный, хмурый.
Толковый словарь Ефремовой

Туча — -и; ж.
1. Большое, обычно тёмное облако, несущее дождь, град, снег. Тяжёлые, свинцовые тучи. Тучи обложили небо. Грозовая т. Тучи скрыли солнце. Спустились, собрались тучи........
Толковый словарь Кузнецова

Туча — ТУЧИН ТУЧКОВ ТУЧНОЛОБОВ ТУШИН ТУШНОВ ТУШЕВ ТУШОВ
, Тучко, Туша - так называли тучных, полных людей. Тушной (тучной) - тучный. (Ф) Тушин. Первоначально - отчество от........
Словарь русских фамилий

«Мягкий знак после шипящих» - У существительных 2 и 3 склонения на конце слова мягкий знак не пишется. Контрольная работа. С плеч (2 скл., мн.ч., Р.п.). Дочь – 3 скл. Жилищ – 2 скл., ср.р., мн.ч., Р.п. Распределительный диктант. Рожь (3 скл.), много туч (туча 1 скл.). Вещь – 3 скл. С крыш (1 скл., мн.ч. Р.л.). Мягкий знак на конце слова пишется у существительных только 3 склонения.

«Смягчающий и разделительный мягкий знак» - Вставьте ь, где это следует. Проверь себя. Измените слова по данному образцу. Весёлые рифмы. Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука. К двум данным словам допишите подходящее по смыслу третье. Выборочное списывание. Мягкий знак- хитрый знак. Загадки. Разделите слова на две группы. Измените выделенные слова так, чтобы они обозначали признак предмета.

«Мягкий знак в конце слова» - На конце слова мягкость согласного звука обозначается «Ь». Рыбак. Зимой спит, летом ульи ворошит. По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит. Отгадать загадку. Никого она не обижает, а все ее толкают. Написание слов с мягким знаком на конце. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец. Гвоздь, дверь, лось, гусь, медведь.

«Ъ и Ь знаки» - Ручьи. Бельё. Пьеса. Я от бабушки ушёл и от дедушки ушёл. Пьёт. Объём. Подъём. Муравьи. Объявление. Воробьи. Съёмка. Объезд. Чутьё. Правописание Ъ и Ь знаков. Подъезд. Объяснит. Серьёзный. Семья. Ъ пишется перед корнем, который начинается на гласные: е, ё… Вьюга. Польёт. Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный звук.

«Разделительный твёрдый знак» - Подъём. Крыл…я. Подъ. Льдина. Под…ём. Воробьи. Здоровье. После, оканчивающихся на согласную, Колосья. Об..Явление. Крылья. Езд ёжился явление юбилейный. Запиши имена существительные во множественном числе. Здоров…е. Соловьи. Пред. Предъ. Объявление. Объ. Выдели приставки. Разделительный твердый знак.

«Мягкий знак» - Исчезла зима: декабрь, январь, февраль. V. Продолжение темы урока. 1.Работа с «Прописью» 2. Чтение слов с ь VI. Люди прекратили учиться и учить, есть, думать, говорить и ходить. Остановилась жизнь… А.Шибаев. Составьте предложения по картинкам. И всё снова стало хорошо, когда «ь» вернулся. А работать и читать!

Всего в теме 23 презентации

Цель: вторичное осмысление и повторение изученного по теме “Склонения имен существительных”.

Задачи:

  1. Образовательные:
обучение определению склонения имен существительных, опираясь на содержание таблицы и схемы; уточнение понятия “склонение имен существительных”; определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи.
  • Коррекционно-развивающие:
  • развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с учебниками, текстами упражнений; коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.
  • Воспитательные:
  • способствовать воспитанию любви к родному языку, интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремленность.

    Оборудование: электронная презентация (Приложение), ПК.

    План урока

    I. Организационный момент

    Основная часть.

    1. Сообщение целей и задач урока.
    2. Актуализация имеющихся знаний.
    3. Словарная работа.
    4. Объявление темы урока.
    5. Заполнение таблицы по теме.
    6. Отгадать ребусы.
    7. Физкультминутка.
    8. Закрепление изученного материала, отработка полученных умений.
    9. Индивидуальные задания.

    Заключительная часть

    1. Итоги урока.
    2. Домашнее задание.

    II. Сообщение целей и задач урока

    На море-окияне, на острове буяне,
    Стоит град велик, о себе знать велит.
    В граде том живет властитель-
    Языка он повелитель

    Много мы приложим сил, чтобы в город он пустил.
    Чтоб до города доплыть – очень умным надо быть.
    Одолеем все преграды и заслужим мы награду!

    Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по океану Знаний к острову, название которого узнаем позже. Давайте познакомимся с картой нашего путешествия.

    Знакомство с картой “путешествия”.

    III. Актуализация имеющихся знаний. Остров “Припоминай-ка”

    Цель: активизировать знания учащихся о грамматических категориях имени существительного. Развитие связной письменной речи через составление предложений.

    1. Соединить слова с грамматическими характеристиками.
    2. Составить с этими существительными предложения.

    IV. Словарная работа. Остров “Вспоминай-ка”

    Цель: отработать умение детей писать правильно слова с безударными гласными в корне слова. Учить мыслить логически.

    Заполнить кроссворд со словарными словами, изученными ранее. Из ключевых букв составить слово (склонение).

    По горизонтали:

    2.И попались нам в садки.
    Только шустрые....

    5. Учит в школе нас не зря
    ... первая.

    6. Крутится – вертится ветряная …

    7. Принес хлопот немало
    Подарок Скоропеи:
    …. жена украла,
    Мартын в тюрьме за дверью.

    По вертикали:

    1. Мы возьмем с собой ….
    И отправимся гулять,
    Нам ребята предложили
    В хоккей с ними поиграть.

    2. Держись, мой….
    На свете два раза не умирать…

    3. Вдаль бежит дорога,
    …. без конца,
    Поезду осталось
    Ехать два часа

    4. Стал натягивать гамаши,
    Говорят ему: “Не ваши!”.
    Одевать он стал …,
    Говорят ему: “Не то!”.

    Какое слово у нас получилось? Как выдумаете, зачем оно здесь появилось?

    V. Объявление темы урока

    До берегов мы добрались, к воротам дружно собрались,
    Но стоит за ними в ряд повелителя отряд.
    Три защитника, без сомнения, называются – склонения.
    Защитить владыку рад – и проверить всех ребят.
    Отвечайте дружно – вот и все что нужно!

    VI. Заполнение таблицы по теме

    Цель: на примере заполнения таблицы повторить понятие склонения имени существительного, вспомнить какие слова к какому склонению относятся, подобрать самостоятельные примеры.

    Определите, какие существительные к какому склонению относятся, сделайте краткие выводы.

    Заполните перфокарты (по вариантам).

    Цель: закрепить полученные знания, определить учащихся, которые затрудняются в определении склонения имени существительного.

    1 вариант.

    1 скл. 2 скл. 3 скл.
    капуста
    ночь
    зверь
    мышь
    дерево

    2 вариант.

    VII. А теперь давайте с вами немного поиграем и покажем “защитникам”, что в игре тоже можно проявить свои знания. Отгадать ребусы (см. Приложение).

    VIII. Физкультминутка

    Дружно встали.
    Раз! Два! Три!
    Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

    Мы ладонь к глазам приставим,
    Ноги крепкие расставим.
    Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо.)

    Оглядимся величаво,
    И налево надо тоже (Поворот влево.)

    Поглядеть из-под ладошек.
    И направо, и еще (Поворот вправо.)

    Через левое плечо. (Поворот влево.)

    IX. Закрепление изученного материала, отработка полученных умений

    Цель: закрепить и отработать на практике умению актуализированные и полученные во время урока. Работать над развитием мыслительных операций детей.

    1) (Устная работа с компьютером.) Прочитайте группы существительных. В каждом столбике найдите ошибку. Правильно запиши существительные по склонениям. Что обозначают эти существительные?

    2) (Письменная работа в тетрадях). Прочитай имена существительные. Подумай, что общего у существительных каждого ряда. Выпиши имена существительные в три столбика (учитывая склонение) .

    Помощь, помощник, помощница;
    Злость, зло, злоба;
    Медведь, медведица, медвежонок;
    Лень, лентяй, ленивица;
    Пень, пенек, опенок;
    Дождь, дождинка, дождевик;
    Лошадь, лошадник, лошадка;
    Огонь, огонек, огниво.

    X. Индивидуальные задания (письменная работа учащихся)

    XI. Итоги урока

    1. Сколько склонений существительных имеется в русском языке?
    2. Какие существительные относятся к 1 склонению?
    3. Какие существительные относятся ко 2 склонению?
    4. Какие существительные относятся к 3 склонению?

    XII. Домашнее задание

    Выполнить упражнение в учебнике, провести грамматический разбор выделенных слов.

    3 дифференцированная группа: выполнение индивидуальных заданий, аналогичных выполненным в классе.