Задания по дифференциации звуков и ы. Дифференциация гласных звуков Ы –И. Урок логопедии во втором классе. Мы ладонь к глазам приставим

    Закреплять у учащихся умение различать гласные Ы-И в устной и письменной речи.

    Закреплять умение дифференцировать согласные звуки перед гласными Ы-И.

    Обогащать словарный запас за счет слов, образованных с помощью изменения числа.

    Развивать и совершенствовать грамматический строй речи.

    Развивать фонематическое восприятие, звукобуквенный анализ слов.

    Развивать зрительное восприятие.

    Развивать общую и мелкую моторику.

    Формировать положительную мотивацию учащихся через использование игровых и занимательных упражнений.

Оборудование: экран, компьютер, проектор, конверты с индивидуальными карточками, палочки, зеркала.

Ход занятия.

Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок…

Как назвать одним словом:

воробей, ласточка, сорока, ворона (птицы)

подберезовик, сыроежка, лисичка (грибы)

Какие гласные мы подчеркнем в этих словах:

Как вы догадались, тема сегодняшнего урока: различение гласных звуков ы, и.

Игра "Определи на ощупь".

Дети подходят к столу, на котором находятся объемные буквы и с закрытыми глазами находят одну из изучаемых букв среди букв П, Н, Б, М, Л, Ы, И.

Прослушайте слоги. Скажите какой гласный вы слышите.

Пы, ты, мы, сы, ры, ды, бы, кы

Игра «Наоборот»

пы - пи кы-ки

ты - ти ны-ни

мы - ми ды-ди

1. Задание на компьютере. Вставить пропущенные буквы в слова.

Р…С, М…Р, С…Р, К…Т, Р…СЬ, М…ЛО, К…НО, С…РО, С…ЛА, Р…БА, Л…ДА, Р…ТА, В...Л..., М...Л..., Л...С... .

3. Игра «Один -много»

Например: сад – сады.

Коза – козы
сова – совы
игра – игры
роза – розы
сапог – сапоги
стакан – стаканы
рысь – рыси
стол – столы.

– Какие звуки появлялись, когда мы меняли слова?

Дифференциация Ы-И в словосочетаниях.

4. Исправь ошибки в словосочетаниях.

БЕЛИЕ ПУШЫНКИ

ДУШИСТЫЕ ЛАНДИШИ

ОСТРИЕ КЛИКИ

ЛЁГКЫЕ СНЕЖЫНКИ

ДРУЖНИЕ МАЛИШИ

ВЕСЁЛИЕ КАНЫКУЛЫ

5.Физкультминутка

Вот Незнайкина зарядка.
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
А теперь еще присядем
И на место тихо сядем.

6.Дифференциация Ы-И в предложениях.

Индивидуальная работа по карточкам.

Я в походе (был – бил).
В барабан я (был – бил).
Я веревочку (выл – вил).
Волк в лесу (выл – вил).
Малыш был очень (мил – мыл).
Он руки с мылом (мил – мыл).

– После выполнения задания выполните взаимопроверку.

Итог урока.

– Вам было интересно на уроке?

– Что показалось вам наиболее трудным?

Цели и задачи:

Оборудование:

  1. Ход занятия.
  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок…

Как назвать одним словом:

И Ы

Игра "Определи на ощупь".

Игра «Наоборот»

пы - пи кы-ки

ты - ти ны-ни

мы - ми ды-ди

3. Игра «Один -много»

Например: сад – сады.

Коза – козы
сова – совы
игра – игры
роза – розы
сапог – сапоги
стакан – стаканы
рысь – рыси
стол – столы.

БЕЛИЕ ПУШЫНКИ

ДУШИСТЫЕ ЛАНДИШИ

ОСТРИЕ КЛИКИ

ЛЁГКЫЕ СНЕЖЫНКИ

ДРУЖНИЕ МАЛИШИ

ВЕСЁЛИЕ КАНЫКУЛЫ

5.Физкультминутка

Вот Незнайкина зарядка.
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
А теперь еще присядем
И на место тихо сядем.

Я в походе (был – бил).
В барабан я (был – бил).
Я веревочку (выл – вил).
Волк в лесу (выл – вил).
Малыш был очень (мил – мыл).
Он руки с мылом (мил – мыл).

  1. Итог урока.
  1. Домашнее задание.

Спасибо за урок.

Предварительный просмотр:

  1. Дифференциация звуков ы – и в слогах, словах, предложениях.

Цели и задачи:

  1. Закреплять у учащихся умение различать гласные Ы-И в устной и письменной речи.
  2. Закреплять умение дифференцировать согласные звуки перед гласными Ы-И.
  3. Обогащать словарный запас за счет слов, образованных с помощью изменения числа.
  4. Развивать и совершенствовать грамматический строй речи.
  5. Развивать фонематическое восприятие, звукобуквенный анализ слов.
  6. Развивать зрительное восприятие.
  7. Развивать общую и мелкую моторику.
  8. Формировать положительную мотивацию учащихся через использование игровых и занимательных упражнений.

Оборудование: экран, компьютер, проектор, конверты с индивидуальными карточками, палочки, зеркала.

  1. Ход занятия.
  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок…

Как назвать одним словом:

воробей, ласточка, сорока, ворона (птицы)

подберезовик, сыроежка, лисичка (грибы)

Какие гласные мы подчеркнем в этих словах:

И Ы

Как вы догадались, тема сегодняшнего урока: различение гласных звуков ы, и.

Игра "Определи на ощупь".

Дети подходят к столу, на котором находятся объемные буквы и с закрытыми глазами находят одну из изучаемых букв среди букв П, Н, Б, М, Л, Ы, И.

Прослушайте слоги. Скажите какой гласный вы слышите.

Пы, ты, мы, сы, ры, ды, бы, кы

Игра «Наоборот»

пы - пи кы-ки

ты - ти ны-ни

мы - ми ды-ди

1. Задание на компьютере. Вставить пропущенные буквы в слова.

Р…С, М…Р, С…Р, К…Т, Р…СЬ, М…ЛО, К…НО, С…РО, С…ЛА, Р…БА, Л…ДА, Р…ТА, В...Л..., М...Л..., Л...С... .

3. Игра «Один -много»

Например: сад – сады.

Коза – козы
сова – совы
игра – игры
роза – розы
сапог – сапоги
стакан – стаканы
рысь – рыси
стол – столы.

– Какие звуки появлялись, когда мы меняли слова?

Дифференциация Ы-И в словосочетаниях.

4. Исправь ошибки в словосочетаниях.

БЕЛИЕ ПУШЫНКИ

ДУШИСТЫЕ ЛАНДИШИ

ОСТРИЕ КЛИКИ

ЛЁГКЫЕ СНЕЖЫНКИ

ДРУЖНИЕ МАЛИШИ

ВЕСЁЛИЕ КАНЫКУЛЫ

5.Физкультминутка

Вот Незнайкина зарядка.
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
А теперь еще присядем
И на место тихо сядем.

6.Дифференциация Ы-И в предложениях.

Индивидуальная работа по карточкам.

Я в походе (был – бил).
В барабан я (был – бил).
Я веревочку (выл – вил).
Волк в лесу (выл – вил).
Малыш был очень (мил – мыл).
Он руки с мылом (мил – мыл).

– После выполнения задания выполните взаимопроверку.

  1. Итог урока.

– Вам было интересно на уроке?

– Что показалось вам наиболее трудным?

  1. Домашнее задание.

Спасибо за урок.


II Всероссийский конкурс для логопедов на лучшую методическую разработку «Дифференциация звуков» «Дифференциация гласных Ы - И»

Открытое занятие с учащимися 2 класса,

имеющими недостатки письма и чтения,

обусловленные общим недоразвитием речи.

(с использованием ИКТ, здоровьесберегающих технологий)

учитель-логопед Сахарова Н.А.

Тема: «Дифференциация гласных Ы- И»

Цель занятия: Учить детей различать гласные Ы, И в устной и письменной речи.

Предметные УУД . Создание условий для развития умений различать буквы «И» - «Ы» на материале слогов и слов.Формирование основы системы научных знаний по теме: «Правописание слов с жи и ши».

Метапредметные УУД.

Познавательные:

уточнение артикуляции звуков [И], [Ы], установление сходства и различия;

сопоставление звуков с их графическим изображением;

совершенствование навыка работы с информацией;

нахождение общих схем решения;

совершенствование навыков сравнения, анализа, обобщения, классификации;

совершенствование грамматического строя речи.

Регулятивные:

развитие мелкой моторики и подвижности органов артикуляции;

совершенствование общей моторики и пространственной ориентировки;

развитие фонематического анализа и синтеза;

развитие зрительного и слухового внимания;

развитие смекалки, мышления;

расширение пассивного и активного словаря;

развитие навыка словоизменения;

развитие связной речи.

Личностные:

● формирование положительной учебной мотивации;

● формирование понимания и определение границы собственного знания и незнания;

● формирование самостоятельной контролирующей деятельности.

Коммуникативные:

● формирование коммуникативных навыков через речевую деятельность.

Развивающая среда: зеркала (на каждого ребёнка); буквы Ы, И, символические изображения гласных, согласных твердых и мягких звуков; скрепки; фасоль; тетради, зеленые и синие ручки; домики с буквами И, Ы, И Ы; слоговые таблицы; предметные картинки; слова-паронимы (для доски); антистрессовая подушечка; текст стихотворения Сергея Васильевича Погореловского «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»; интерактивная доска; презентация; звёздочки для самооценки работы обучающихся.

Учебно-методическая литература:

1. Краузе Е. Логопедия. 3-е изд. СПб: КОРОНА принт, 2006.

2. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. М.: Аквариум, 1995

3. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е изд. М.: Издательство Гном и Д, 2007.

4. Триггер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения - что это? Учебник-тетрадь

для индивидуальных и групповых коррекционных занятий: В 3 тетр.- Тетр.1. Смоленск:

Изд-во «Ассоциация ХХI век», 1998.

5. Черошникова Г.С. Логопедические занятия в начальной школе II часть (учебное пособие). Иркутск, 2001.

Этапы урока

Ход занятия

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность учеников

I . Организа-ционный

этап

1. Мобилизация внимания. Пробуждение интереса к познанию нового материала. Создание положительного настроя на учение.

Логопед читает стихотворение:

Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром труд,

Знанья пользу принесут.

Дети внимательно слушают.

2. Совершенствование работы артикуляционного аппарата через артикуляционную гимнастику.

Ребята, чтобы громко и чётко отвечать на вопросы в ходе занятия, сделаем гимнастику для губ и язычка:

Улыбочка - трубочка

Лопаточка

Блинчик

Киска сердится

Чистим зубы

Дети у зеркал выполняют артикуляционную гимнастику.

II . Основной этап

3. Знакомство с парой гласных на материале стихотворения.

Развитие смекалки, мышления.

Расширение пассивного и активного словаря.

Послушайте стихотворение.

Что глядишь, корова, строго и сурово?

Мишка - лодырь, через А написал КАРОВА,

Напишите вы Мишку через Ы

Проучите М и шку - превратите в М ы шку .

Кошка мышку хвать! Будет лодырь знать.

Сравните слова МИШКА и МЫШКА по смыслу и написанию, какими звуками и буквами отличаются эти слова?

Мишка слышим гласный

звук [И]. Какую букву

Мышка слышим гласный

звук [Ы]. Какую букву

Дети внимательно слушают. Отвечают на вопросы логопеда.

В слове мишка гласный

[И], а в слове мышка гласный [Ы].

Букву И.

Букву Ы.

4. Определение темы занятия.

Сделаем вывод о теме

Чему сегодня учимся?

Зачем нам нужно уметь их различать?

Различать звуки и буквы И-Ы.

Чтобы правильно писать в словах.

5. Сопоставление звуков с их графическим изображением (мнемонический приём).

Молоток я раздобыл

Из дощечек букву сбил

Сколько здесь дощечек?

Три? А какая буква? И .

А бедняжка Ы

Бродит с палочкой увы!

Дети внимательно рассматривают гласные буквы.

6. Развитие мелкой моторики. Крупотерапия.

Ребята, выложите из фасоли буквы Ы-И

Дети выкладывают буквы из фасоли.

7. Закрепление знаний норм артикуляции звуков [И] - [Ы]

Дайте характеристику звуку [И].

Произнесите перед зеркалом звук [И].

Дайте характеристику звуку [Ы].

Произнесите перед зеркалом звук [Ы].

Как работает наш речевой аппарат?

Гласный.

Губы в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам. Спинка языка сильно выгнута. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Гласный.

Губы немного растянуты. Язык глубоко во рту поднялся горкой, он гласный во рту нет преград, он поётся).

8. Работа над новым материалом. Соотнесение звука и буквы на материале игры «Симофор».

Игра «Симофор»

Внимательно слушайте слоги.

Поднимите букву И если

услышите звук [И]

Букву Ы если услышите

Бы, би, ри, ны, ни, сы, вы, ги, гы, лы.

Дети внимательно слушают слоги и поднимают соответствующую букву.

9. Развитие фонематического анализа и синтеза через работу со слоговыми таблицами.

Как звучат согласные перед Ы?

Твёрдость согласного как обозначаем на письме?

Как звучат согласные перед И?

Мягкость согласного как обозначаем на письме?

Дети читают хором.

мы-ми вы-ви зы-зи

ми-мы ви-вы зи-зы

Твёрдо. - Синим цветом.

Зелёным цветом.

10 . Развитие слухового внимания и фонематического анализа на материале упражнения со слогами.

Открыли тетради. Записали число.

Запишем слоги в две строки.

Каким цветом обозначим твёрдость согласного? Поставим на первой строке синюю точку. Какую букву будем писать после твёрдого согласного?

Каким цветом обозначим мягкость согласного? Поставим на второй строке зелёную точку. - Какую букву будем писать после мягкого согласного звука?

Спинки держим ровно.

Слушаем внимательно.

Слоги: пи - пы, ты - ти, ры - ри, ми - мы, ни - ны, кы - ки, ви - вы.

Теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

Возвращаем тетради.

Зачитайте слоги 1-й строки. Зачитайте слоги 2-й строки.

Посмотрите, где в слогах спрятались слова?

Зелёным.

Взаимопроверка.

Читают сначала слоги 1 строки, затем второй строки.

Мы, вы, ты. Рядом слоги ки+ви=киви

11. Совершенствование общей моторики и пространственной ориентировки.

Физкультминутка

Ребята, а сейчас мы с вами можем встать. Давайте немного отдохнем. Повторяйте за мной движения.

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце - руки в боки

Поклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Ученики смотрят на экран интерактивной доски и повторяют предлагаемые движения за логопедом.

12 . Развитие зрительного и слухового внимания на материале игры «Добавь словечко» (слова -

Паронимы).

Игра «Добавь словечко».

Подберите подходящее слово, записанное на доске и дополните предложение.

Я в походе … (был).

В барабан я … (бил).

Чем различаются

написанные слова?

Волк в долине … (выл)

Я верёвки … (вил).

Чем различаются

написанные слова?

Малыш был очень... (мил)

Он руки мылом … (мыл).

Чем различаются

написанные слова?

Что происходит со словом, если заменить гласный Ы на И? (Замена буквы Ы-И меняет звучание и значение слова).

Вам известно значение слова мил (привлекательный на вид, хорошенький).

Значение слова вил (плёл, делал).

Буквами Ы-И.

По смыслу.

Буквами Ы-И и по смыслу.

В одних словах пишется Ы, в других пишется И.

Согласный перед Ы звучит твёрдо, а перед И мягко.

Замена буквы Ы-И меняет звучание и значение слова.

13 . Развитие навыка словоизменения через игру «Один - много» (с перекидыванием мяча).

Игра «Один-много». Встали из-за парт.

Я кидаю вам подушечка и называю предмет в единственном числе. Вы, возвращая её, называете то же слово во множественном числе и выделяете последний звук - [Ы] или [И].

Образец: стол - столы, конь - кони.

Кость - …

Стена - …

Яблоко - …

Комар - …

Спичка-…

Обратите внимание на место звука [Ы] в словах.

А в предыдущем задании где стоит?

Ы на вид весьма сурова,

Но характером скромна:

Никогда в начале слова

Не становится она.

Звук [Ы] никогда не стоит первым. Поэтому заглавной буквы Ы у нас нет.

Звук [Ы] находится в конце слова.

В середине слова.

14 .Закрепление умения различать звуки [И] и [Ы] на материале игры «Рассели слова».

Игра «Рассели слова».

Нужно предметы расселить по домикам. Слова со звуком [И] в домик с буквой И, слова со звуком [Ы] в домик с буквой Ы.

А также разделите слово на слоги, найдите место буквы Ы или И в нем.

Предметы: бусы, шишка, мишка, телевизор, мышка, бык, машина, ласты, корзина, очки, шахматы, волосы, копилка, усы, шина, лыжи, тыква.

Какие слова подчиняются правилу? Припомните это правило.

Как звучат в этих словах согласные звуки перед И?

Но писать мы будем после твёрдых Ж и Ш какую гласную?

Дети по очереди складывают в домики подходящие картинки.

В слове телевизор 4 слога, в середине слышим И, отправляем в домик где живёт И.

В слове бусы 2 слога, в конце слышим Ы, отправляем в домик где живёт Ы.

В слове лыжи 2 слога, 2 гласных звука [Ы]-[И], в 3 домик.

Шишка, машина, шина, лыжи

ЖИ-ШИ - пиши с гласной И.

Потому, что это правило.

15. Дифференциация звуков в словосочетаниях.

а) Внимательно прочитайте словосочетания. Найдите слова, в которых пропущены буквы. Групповая работа.

БЕЛЫЕ СНЕЖНКИ

ДУШСТЫЕ ЛАНДЫШИ

ЛЁГКИЕ ПУШНКИ

ДРУЖНЫЕ МАЛШИ

ВЕСЁЛЫЕ КАНКУЛЫ

б) Работа с перфокартами. Индивидуальная работа.

Вставить пропущенные буквы Ы-И:

З…мой р…бы ушли на дно реки.

Дет… …скали жёлуди.

Кур… р…ли грядки.

Ночью в…ли волк…

Ребята исправляют ошибки, вставляя пропущенные буквы.

III . Заключи-тельный этап

16 .Уточнить, проанализировать полученные знания

Наше занятие подошло к концу.

Давайте вместе вспомним:

Чему мы учились на уроке?

Скажите, с какими согласными звуками «дружит» гласная И, а с какими Ы.

Ребята, чтобы вы очёнь чётко проговаривали эти звуки, предлагаю вам чистоговорку, дома её выучите.

Вы малину мыли ли?

Мыли, но не мылили.

Учились различать звуки и буквы Ы - И.

Гласная И дружит с мягкими согласными.

Гласная Ы с твёрдыми согласными.

17. Рефлексия

Кому, какое задание понравилось?

С каким настроением уходите с урока?

Как бы вы оценили свою работу?

Все работали хорошо, всем спасибо, урок закончен.

Называют понравившиеся задания.

Говорят о настроении.

Оценивают свою работу с помощью «пяти звёзд».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Дифференциация гласных Ы – И.

Открытое занятие с учащимися 2 класса,

имеющими недостатки письма и чтения,

обусловленные общим недоразвитием речи.

(С использованием ИКТ.)

(Городское методическое объединение

учителей-логопедов)

Гусева Наталья Николаевна

учитель-логопед

г. Радужный

2013 год

Тема: «Дифференциация гласных Ы- И.»

Предметные УУД . Создание условий для развития умений различать буквы «И» - «Ы» на материале слогов и слов. Формирование основы системы научных знаний по теме: «Правописание слов с жи и ши».

Метапредметные УУД.

Познавательные:

  • совершенствование навыка работы с информацией;
  • нахождение общих схем решения;
  • совершенствование навыков сравнения, анализа, обобщения, классификации;
  • совершенствование грамматического строя речи.

Регулятивные:

развитие мелкой моторики кисти и подвижности органов

Артикуляции;

● развитие всех видов восприятия;

  • развитие связной речи.

Личностные:

● формирование положительной учебной мотивации.

● формирование понимания и определение границы собственного знания и незнания;

● формирование самостоятельной контролирующей деятельности;

Коммуникативные:

● формирование коммуникативных навыков через речевую деятельность.

Развивающая среда: зеркала (на каждого ребёнка); изображение мальчика Мишки и маленькой мышки; буквы Ы,И, слова-паронимы (для доски), ромашки для записи слов, тетради, домики с буквами И, Ы, ИЫ; карточки с чистоговорками; мультимедийная аппаратура для презентации; звёздочки для самооценки работы учащихся.

Учебно-методическая литература:

1. Краузе Е. Логопедия. – 3-е изд. – СПб: КОРОНА принт, 2006. – 208 с., ил.

2. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для

Логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.-384 с., ил.

3. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В.

Мазанова – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Гном и Д, 2007. – 184 с.

4. Триггер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения – что это? Учебник-тетрадь

Для индивидуальных и групповых коррекционных занятий: В 3 тетр.- Тетр.1. – Смоленск:

Изд-во «Ассоциация ХХI век», 1998. – 72 с.: ил.

Этапы урока

Ход занятия

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность учеников

I. организационный этап

1. Мобилизация внимания. Пробуждение интереса к познанию нового материала. Создание положительного настроя на учение.

(Слайд № 1)

Логопед читает стихотворение:

Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром

Труд,

Знанья пользу принесут .

Дети внимательно слушают.

2. Совершенствование работы артикуляционного аппарата через артикуляционную гимнастику.

Ребята, чтобы подготовить свой артикуляционный аппарат к работе, а также громко и чётко отвечать сделаем гимнастику для язычка:

Лягушка-хоботок

Лопаточка

Накажем непослушный

Язычок

Киска сердится

Упрямый ослик

Трубочка

Чистим нижние зубы

Качели

Молодцы!

Дети у зеркал выполняют артикуляционную гимнастику.

3. Совершенствование движений кистей и пальцев рук через пальчиковую гимнастику.

Мы хотим, чтобы не только наш язычок работал хорошо, но и наши пальчики:

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

Брызги - вправо, брызги -

Влево!

Стало мокрым наше тело!

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень

Быстро.

Хорошо. Молодцы.

Дети выполняют ритмичные движения кистями и пальцами рук с голосовым сопровождением.

II. Основной этап

4. Знакомство с парой гласных на материале загадок.

Развитие смекалки, мышления.

Расширение пассивного и активного словаря.

А сейчас послушайте

пожалуйста загадки и

Отгадайте их:

- В подполье, в каморке

Живёт она в норке,

Серая малышка,

Кто же это?

(Слайд № 2)

Вторая загадка:

Зверь забавный

Сшит из плюша,

Есть и лапы,

Есть и уши.

Мёду зверю дай немного.

И устрой ему берлогу.

(Слайд № 3)

Молодцы отгадали загадки: мышка и мишка.

Ребята, эти слова

Похожи?

А чем они различаются?

Мишка слышим гласный

Звук И. Какую букву

Напишем?

(Слайд № 4)

Мышка слышим гласный

Звук Ы. Какую букву

Напишем?

(Слайд № 5)

Хорошо.

Дети слушают загадки и отгадывают их.

Мышка.

Мишка.

Похожи.

В слове мишка гласный

И, а в слове мышка гласный Ы.

Букву И.

Букву Ы.

5. Определение темы занятия.

Сделаем вывод о теме

Занятия.

Чему сегодня учимся?

(Слайд № 6)

Зачем нам нужно уметь их различать?

Какой буквой обозначается звук Ы?

Какой буквой обозначается звук И?

Молодцы. Хорошо.

Различать звуки и буквы И-Ы.

Чтобы правильно писатьв словах.

Буквой Ы.

Буквой И.

6. Закрепление знаний норм артикуляции звука И и звука Ы

Произнесите перед зеркалом звук И.

Дайте характеристику

Звуку Ы.

Произнесите перед зеркалом звук Ы.

Как работает наш речевой аппарат?

Узнайте изолированные звуки по беззвучному артикулированию.

Логопед показывает.

Губы в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам. Спинка языка сильно выгнута.Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Гласный.

Губы немного растянуты. Язык глубоко во рту поднялся горкой, он гласный во рту нет преград, он поётся).

Дети узнают по показу.

Называют звуки.

7. Работа над новым материалом . Соотнесение звука и буквы на материале игры «Симофор».

Мишка и мышка предлагают вам поиграть со звуками и буквами. Игра «Симофор»

Внимательно слушайте слоги.

Поднимите букву И если

Услышите звук И

Букву Ы если услышите

Звук Ы.

Бы, би, ри, ны, ни, сы, вы,

Ги,гы, лы, пи.

Молодцы.

Дети внимательно слушают слоги и поднимают соответствующую букву.

8. Развитие фонематического анализа и синтеза через работу со слоговыми таблицами.

А теперь наши герои предлагают вслух прочитать пары слогов.

Первый раз читаем по горизонтали, а второй – по вертикали.

(Слайд № 7).

Как звучат согласные перед Ы?

Твёрдость согласного как обозначаем на письме?

Как звучат согласные перед И?

Мягкость согласного как обозначаем на письме?

Молодцы правильно.

Дети читают хором.

мы-ми вы-ви зы-зи

ми-мы ви-вы зи-зы

Твёрдо.

Синим цветом.

Мягко.

Зелёным цветом.

9. Развитие слухового внимания и фонематического анализа на материале упражнения со слогами.

Мишка и мышка ещё хотят поиграть с вами. Для этого открыли тетради. Записали число.

Запишим слоги в две строки.

Каким цветом обозначим твёрдость согласного?

Поставим на первой строке синюю точку.

(Слайд № 8) Какую букву будем писать после твёрдого согласного?

Каким цветом обозначим мягкость согласного? (Слайд № 9)

Поставим на второй строке зелёную точку.

Какую букву будем писать после мягкого согласного звука?

Спинки держим ровно. (Слайд № 10)

Слушаем внимательно. Запишите слоги в две строки

Слоги: пи – пы, ты – ти, ры – ри, ми – мы, ни - ны, кы – ки, ви – вы.

Теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

Возвращаем тетради.

Зачитайте слоги 1-й строки. Зачитайте слоги 2-й строки.

Посмотрите, где в слогах спрятались слова?

Молодцы справились с заданием.

Синим.

Зелёным.

Взаимопроверка.

Читают сначала слоги 1 строки, затем второй строки.

Мы, вы, ты.

10. Совершенствование общей моторики и пространственной ориентировки.

Физкультминутка

Ребята, а сейчас мы с вами можем встать. Друг наших героев Малик предлагает вместе с ним немного подвигаться. Будем повторять движения.

Логопед включает физкультминутку с музыкальным сопровождением и показывает на экране мультимедийной установки.

Ученики смотрят на экран и повторяют предлагаемые движения.

11 .Развитие зрительного и слухового внимания на материале игры «Добавь словечко» (слова –

Паронимы).

Ребята, мишка и мышка предлагают вам поиграть в игру «Добавь словечко».

Подберите подходящее слово, записанное на доске и дополните предложение.

Я в походе … (был).

В барабан я … (бил).

Чем различаются

Написанные слова?

Волк в долине … (выл)

Я верёвки … (вил).

Чем различаются

Написанные слова?

Малыш был очень..(мил)

Он руки мылом … (мыл).

Чем различаются

Написанные слова?

Что происходит со словом, если заменить гласный Ы на И? (Замена буквы Ы-И меняет звучание и значение слова).

Вам известно значение слова мил (привлекательный на вид, хорошенький).

Значение слова вил (плёл, делал).

Хорошо.

Был.

Бил.

Буквами Ы-И.

По смыслу.

Выл.

Вил.

Буквами Ы-И и по смыслу.

Мил.

Мыл.

В одних словах пишется Ы, в других пишется И.

Согласный перед Ы звучит твёрдо, а перед И мягко.

Замена буквы Ы-И меняет звучание и значение слова.

12 . Развитие навыка словоизменения через игру «Один – много» (с перекидыванием мяча).

Наши герои хотят с вами немного поиграть в знакомую нам игру «Один-много». Встали из-за парт.

Я кидаю вам мяч и называю предмет в единственном числе. Вы, возвращая мяч, называете то же слово во множественном числе и выделяете последний звук – Ы или И..

Образец: стол – столы, конь – кони.

Кость – …

Стена – …

Зуб – …

Яблоко – …

Зонт – ….

Нос – ….

Комар - …

Книга- …

Слива- …

Спичка-…

Обратите внимание на место звука Ы в словах.

А в предыдущем задании где стоит?

Звук Ы никогда не стоит первым. Поэтому заглавной буквы Ы у нас нет.

Ы на вид весьма сурова,

Но характером скромна:

Никогда в начале слова

Не становится она.

Кости

Стены

Зубы

Яблоки

Зонты

Носы

Комары

Книги

Сливы

Спички

Звук Ы находится в

Конце слова.

В середине слова.

13. Развитие фонематического восприятия и слухового внимания на материале игры «Шифровальщики».

А теперь наши герои хотят поиграть в игру «Шифровальщики».

Зашифруйте слова.

Запишите слово графически, разделите слово на слоги, найдите место буквы Ы или И в слове, и запишите соответствующую букву.

Слова: такси, рысь, павлин, плитка, снежинки, вилы, коты, малыши, тигры, звери.

Какие слова подчиняются правилу? Припомните это правило.

Как звучат в этих словах согласные звуки перед И?

Но писать мы будем после твёрдых Ж и Ш какую гласную?

Почему?

Сне жи нки, малы ши

ЖИ-ШИ – пиши с гласной И.

Твёрдо!

Потому, что это правило.

14 . Закрепление умения различать звуки С и Ш на материале игры «Рассели слова».

Ребята, мишка и мышка приготовили для вас ещё одну игру «Рассели слова».

Нужно предметы расселить по домикам. Слова со звуком И в домик с буквой И, слова со звуком Ы в домик с буквой Ы.

Назови предметы и «рассели» их по домикам.

Предметы: плита, носки, пуговицы, малина, дыни, мыло и т.д.

Дети по очереди берут картинки и выставляют на доску под изображением домиков.

В слове носк и слышим И, отправляем в домик где живёт И.

В слове м ы ло слышим Ы, отправляем в домик где живёт Ы.

В слове малина слышим Ы и И, отправляем в третий домик.

III . Заключительный этап

15 .Уточнить, проанализировать полученные знания

К сожалению, наше занятие подошло к концу.

Давайте вместе вспомним:

Чему мы учились на

Уроке?

Скажите, с какими согласными «дружит» гласная И, а с какими Ы.

Ребята, мишка и мышка хотят, чтобы вы очёнь чётко проговаривали эти звуки. Поэтому они предлагают вам чистоговорку, чтобы вы дома её выучили.

(Слайд № 11)

Послушайте:

(Слайд № 12)

– Вы малину мыли ли?

– Мыли, но не мылили.

Учились различать звуки и буквы Ы – И.

Гласная И дружит с мягкими согласными.

Гласная Ы с твёрдыми согласными.

Звуки Ы – И.

16. Рефлексия

Кому, какое задание понравилось?

С каким настроением уходите с урока?

Как бы вы оценили свою работу? (Слайд № 13)

Все работали хорошо,

Всем спасибо, урок

Закончен.

Называют понравившиеся задания.

Говорят о настроении.

Оценивают свою работу с помощью «пяти звёзд».

ВОЛК И ЖЕРЕБЕНОК

Так волку и не удалось поймать козленка. Но он не успокоился. Он был голоден и ночью опять вышел из леса. На лугу паслись лошади. В табуне был маленький жеребенок. Волк выждал, когда жеребенок отбежал далеко от матери, и, сердито рыча «ы-ы-ы!» бросился на него. Но жеребенок не растерялся. Он громко заржал «и-и-и» и побежал к матери. Мать заслонила собой жеребенка, громко заржала и подставила волку копыта. Тут и люди подоспели, и волку опять пришлось убраться в лес ни с чем.

Как зарычал волк? (Дети отвечают: «ы-ы-ы».)

Как заржал жеребенок? (Дети отвечают: «и-и-и».)

После этого проводится инсценировка рассказа, а потом игра, в которой часть детей рычит, как волк, или ржет, как жеребенок, а другая часть детей отгадывает, чей это голос - волка или жеребенка.

Дифференциация звуков И-Ы в словах

Послушайте внимательно и запомните, что я скажу:

В лесу мишка.

В норке мышка.

А теперь я начну говорить, а вы закончите.

В лесу... (дети дополняют: мишка).

В норке... (дети дополняют: мышка).

Так же прорабатываются предложения:

Собака начала выть. Ласточки стали гнездо вить.

Митя ключи забыл. Витя гвоздь забил.

В лесу рычит рысь. Мы сварили рис.

В саду осы. У телеги оси.