Состав российской военной группировки в арктике. Холодный расчёт: как Россия обходит Запад в военном освоении Арктики. Северный рубеж: как развивается арктическая группировка российских войск

Основной задачей арктических войск России является обеспечение безопасности в северных регионах страны. Область их действия простирается от города Мурманска, который находится за полярным кругом, до Анадыря, что на северо-востоке страны.

Появление

Указом президента России в апреле 2014 года была создана система базирования кораблей и подводных лодок нового поколения, а также создан новый орган для исполнения политической воли в этих регионах. Он и развернул масштабный проект по созданию и внедрению аэродромов в шести основных регионах.

Фото арктических войск России вы можете увидеть ниже.

В состав арктической группировки войск России входят регионы:

Земля Франца-Иосифа;

Мыс Отто Шмидта;

Северная земля;

Новая Земля.

Постройке, реконструкции и модернизации подлежат тринадцать аэродромов в различных регионах северной части страны. Группы войск в составе шести областей объединены в одну тактическую. Сухопутные военные силы составляют две бригады.

Оружие и техника арктических войск России

С начала мая 2015 года действующим инструментом мониторинга Чукотского автономного округа стал отряд беспилотных летающих аппаратов под названием «Орлан-10». Помимо военных нужд они используются для слежения за экологической обстановкой и формированием ледниковых масс в прибрежной морской зоне.

В 2017 году на очередном параде в Москве были показаны современные образцы военной техники, предназначенной для защиты районов с суровым Среди них такие как ЗРК «Панцирь-СА» — зенитно-ракетный комплекс ближнего действия; гусеничный ЗРК «ТОР». Основной их особенностью является способность работать в морозы при температуре -40 о С градусов и ураганных ветрах, достигающих 40 м/с. Задачей комплексов является защита и прикрытие баз в основных северных регионах.

Радиолокационный комплекс «СОПКА» сконструирован специально для суровых условий Заполярья, и активно используется арктическими войсками России. Мощная антенна комплекса способна различить отдельные объекты, летящие одной группой. Усиленная конструкция РЛС позволяет работать при морозах до -40 о С градусов и ветре более 35 м/с, что очень важно в суровых погодных условиях работы.

Комплексом противовоздушных средств обороны арктической части страны являются зенитные ракетные системы на базе ракет С-400 и С-300.

Для эффективного передвижения по снегу и льду армейские подразделения оснащены вездеходами «Трекол» и ДТ-30ПМ.

Патрулирование акваторий обеспечивают боевые катера. В настоящее время активно внедряются технологии «Стелс». Специальное покрытие боевого корабля гарантирует полную невидимость для радаров противника, а универсальность конструкции делает возможным использование его в качестве буксира и ледокола. Установленные артиллерийские орудия на борту превратят любое судно в могучую боевую машину, способную атаковать как морские, так и сухопутные цели, повышая эффективность группировки арктических войск России.

Подобные боевые единицы отлично работают и в условиях жарких тропиков, и во льдах, толщиной до 1,5 м.

Воздушная техника

Арктические войска России применяют вертолёт Ми-8АМТШ-ВА. Экипаж данного аппарата будет чувствовать себя вполне комфортно даже при температуре за окном иллюминатора -50...-40 о С градусов. Вертолёт одинаково хорош как для перевозки военнослужащих, так и для длительных спасательных операций. Особенностью винтокрылой машины является то, что управлять им можно в полной темноте. Для этих целей конструкторы спроектировали очки ночного видения. При порывах ветра до 15 м/с встроенный автопилот может самостоятельно посадить арктический вертолёт. Дальность полёта на одной заправке составляет до 1300 км.

Для сравнения, стандартный вертолёт Ми-8 способен пролететь всего 500 км без дозаправки, что почти в 2,5 раза меньше, чем арктическая модификация. Усиленный вариант двигателя и движущихся частей позволяет справляться с манёврами в условиях непогоды.

Инфраструктура

Специально для солдат арктических войск военные технологии разработали «умную» одежду со встроенным компьютерным модулем, оснащённым медицинскими датчиками. В зависимости от погодных условий он обеспечивает комфорт солдату и включает подогрев одежды, если это необходимо. Данные передаются в командный центр, что позволяет отслеживать состояние подчинённых.

Для повышения боеспособности и выносливости в комплекте с формой идут инновационные усилители, помогающие быстрее бегать, переносить большие грузы и т.п. Высокие технологии позволяют встраивать их непосредственно в ткань униформы. Серьезной проблемой суровых арктических будней является изнурительная однообразность и монотонность - полярная ночь длится 6 месяцев, военнослужащим очень сложно нести службу в таких условиях. Именно поэтому на военных базах строятся развлекательные сооружения (спортивные площадки, бассейны, кинозалы и т.п.).

Обмундирование

Комплект формы арктических войск России состоит из тринадцати различных предметов. Среди них: нательное бельё с эффектом отведения влаги, флисовое термобельё, маска для защиты лица от сильного ветра, тёплая зимняя шапка, утеплённые рукавицы, куртка и штаны, сумка для переноса вещей, разгрузка, бронежилет, каска и другие.

Особое внимание уделено маскировке арктических войск России. Для маскировки в снегах используется традиционный белый камуфляж. Для смешанных областей используется маскировка с рисунком из мелких серых квадратиков - подобная расцветка ткани военной формы служит идеальной защитой от обнаружения в условиях Арктики.

Задачи и цели

Освоение и милитаризация Арктики со стороны не случайны. По оценкам экспертов здесь содержится по самым скромным подсчётам пятая часть мирового запаса нефти и газа. По мере истощения ресурсов из основных источников рано или поздно возникнет интерес к добыче полезных ископаемых и в арктическом регионе.

Спор за эти территории может возникнуть ещё у трёх стран, претендующих на часть Арктики.

Месторасположение Арктики довольно выгодно: путь в Европу и Азию отсюда самый короткий, а значит самый экономически выгодный. В будущем его начнут эксплуатировать для перевозки добытой нефти и газа в страны Европы и Азии. Кроме добычи нефти и газа успешно развивается рыбный промысел.

Российская Федерация владеет половиной всей территории Арктики, остальную половину между собой разделили Соединённые Штаты, Канада, Норвегия, Дания, Исландия.

Спорные территории

Согласно постановлению ООН от 1982 года разграничение территории происходит по закону о морском праве. Кроме Соединённых Штатов все страны признали этот документ. Он говорит о том, что если у страны есть граница с Арктикой, то она может претендовать на 370-километровую зону с возможностью расширения ещё на 270 км, если сумеет доказать принадлежность своей территории.

В настоящее время спорной территорией является хребет Ломоносова. За него ведут спор сразу три страны (Россия, Канада и Дания), каждая из которых считает его продолжением своего материка. Спор за территорию, имеющую в своих недрах нефть и газ, может со временем перерасти в вооружённый конфликт.

Заключение

Проблемой Арктики на сегодняшний день является загрязнение материка техногенными отходами. Правительство России выделило более двух миллиардов рублей на очистку земли Иосифа Франца от залежей мусора и других отходов - это важно для экологии планеты в целом.

Военное присутствие и наращивание потенциала в северных регионах страны минимизирует вероятность начала вооружённого конфликта.

Россия готовится воевать в Арктике. Минобороны должно завершить там формирование группировки войск в 2014 году, согласно поручению верховного главнокомандующего Владимира Путина. На создание арктических войск потребуются десятки миллиардов рублей. Но затраты оправданы: арктический шельф – последняя на Земле неосвоенная кладовая нефти и газа.

Президент Владимир Путин поручил Минобороны в 2014 году закончить формирование воинских частей и развертывание необходимой инфраструктуры в Арктике.

«Россия все активнее осваивает этот перспективный регион, возвращается в него и должна располагать здесь всеми рычагами для защиты своей безопасности и национальных интересов», - заявил Путин на расширенном заседании коллегии Минобороны во вторник.

По его словам, уже начато восстановление аэродромов в арктической зоне. «До конца года планируется заключить госконтракт на разработку документации на развитие, а по сути на возрождение аэродрома Тикси и выполнение строительно-монтажных работ на аэродроме Североморск-1», - добавил Путин.

Он поблагодарил военнослужащих и специалистов, которые восстанавливали военную базу на Новосибирских островах, которые, по словам Путина, имеют «ключевое значение для контроля над ситуацией во всем арктическом регионе».

На земле Франца-Иосифа и Новосибирских островах уже начато восстановление аэродромов и причальных сооружений, а также отремонтирован и введен в эксплуатацию аэродром «Темп». В будущем, по словам министра обороны Сергея Шойгу, планируется восстановить еще как минимум семь северных аэродромов в городах Нарьян-Мар, Алыкель, Амдерма, Анадырь и в упомянутом Путиным городе Тикси, а также в поселке Рогачево и на погранзаставе Нагурское.

В последние несколько лет Арктика упоминалась в основном с проблемами экологии, и эти проблемы в публичное пространство вывел именно Путин. В 2010 году он посетил Землю Франца-Иосифа и был впечатлен огромной свалкой мусора, накопившегося с предвоенных времен прошлого века. Путин решил выделить из бюджета на уборку Арктики 2,3 млрд руб, о чем и заявил на Первом арктическом международном форуме «Арктика – территория диалога».

Большинство пугающих предсказаний, связанных с соперничеством за Арктику, не имеет под собой никаких оснований, заявлял в 2010 году Путин (тогда он занимал пост премьер-министра).

«Приходится сталкиваться с разного рода футуристическими предсказаниями о грядущей битве за Арктику. Мы внимательно следим за развитием ситуации в регионе. Ясно видим, что большинство подобных пугающих сценариев в Арктике не имеет под собой реальной почвы», - говорил Путин на арктическом форуме в Москве.

По словам премьера, негативные сценарии рассчитаны на то, чтобы «столкнуть, рассорить государства региона, а затем попробовать поживиться на этом, половить, как у нас говорят, рыбу в этой мутной воде».

В то же время он признал, что в Арктике пересекаются серьезные геополитические и экономические интересы. «Но у меня абсолютно нет сомнений, что существующие арктические проблемы, включая вопросы континентального шельфа, могут быть решены в духе партнерства, путем переговоров, на основе действующих международно-правовых норм», - отмечал Путин.

Но на коллегии Минобороны 27 февраля этого года Путин предложил взглянуть на Арктику под другим углом. Он предупредил об опасности «милитаризации Арктики». И поставил задачу создать полноценные военные группировки «на всех стратегических направлениях». Теперь Арктика становится территорией противостояния экономических интересов сопредельных стран. А раз так, то необходимо вооружаться, следует из заявлений военного руководства России.

Арктические войска будут оснащены самыми современными образцами вооружения и техники. Уже в этом году вооруженные силы получили 56 самолетов, 122 вертолета, 6 кораблей и катеров, одну подводную лодку. Завершаются испытания ракетной подводной лодки стратегического назначения «Александр Невский». Часть этого вооружения будет задействована в Арктике. Минобороны планирует в 2014 году довести оснащенность армии современными образцами вооружения и техники до уровня 30%, заявил во вторник министр обороны Шойгу.

В Арктике действительно есть за что бороться. По данным Управления энергетической информации США, в Арктике может содержаться до 58 млрд тонн нефтяного эквивалента, то есть примерно 22% мировых запасов. Причем 78% этих ресурсов составляет природный газ и большая его часть находится в российском секторе Северного Ледовитого океана.

Кроме того, здесь добывается почти шестая часть рыбной продукции страны. А Северный морской путь является самой короткой трассой из Европы в Америку и Азию и может быть использован для транспортировки нефти и газа с арктических месторождений.


Приблизительно половина территории арктического побережья - это земли Российской Федерации, около одной четверти побережья приходится на долю Канады, 15% - на США и 10% - на Норвегию, Данию и Исландию. Тем не менее международно-правовой режим Арктики до сих пор является неопределенным. Большинство арктических держав все-таки признает, что разграничение территорий должно опираться на Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года.

Согласно данному документу, который ратифицировали все арктические державы, кроме США, государство, имеющее границу с Арктикой, имеет право претендовать на 200-мильную исключительную экономическую зону (ИЭЗ), которая может быть расширена до 350 миль в том случае, если арктическая держава может убедить Комиссию ООН по границам континентального шельфа, что дно, простирающееся за 200-мильной зоной, является продолжением материкового шельфа данной страны.

«Таким образом, многие страны стремятся доказать то, что дно, расположенное дальше 200-мильной зоны является продолжением их континентального шельфа», - говорит старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Илья Усов.

По его словам, самые горячие споры вызывает подводный хребет Ломоносова, на который предъявили свои права сразу три государства: Россия, Канада и Дания. Здесь могут возникнуть очаги военного противостояния.

Канада считает, что трансарктический хребет Ломоносова является продолжением Американского материка, Дания полагает, что он является затонувшей частью острова Гренландии, которая принадлежит Дании. А Москва еще в 2001 году подала заявку на 1,2 млн кв. км шельфа, считая, что хребет Ломоносова является соответственно продолжением российского шельфа.

Власти Канады в понедельник подали в ООН заявление о расширении границ арктического шельфа: официальная Оттава считает, что имеет право на 1,2 млн кв. км территории, а значит и право на разведку и добычу углеводородных ресурсов на этой территории. Помимо членов «арктического клуба» интерес к Арктике проявляют Великобритания, Германия, Южная Корея, Франция, Швеция, Нидерланды и, конечно, Китай.

Арктику сейчас защищает одна бригада российских войск, укомплектованная для ведения в Заполярье классических военных действий, и по этой причине ее эффективность не высока, отмечает член общественного совета при Минобороны Игорь Коротченко. «Нужна еще одна небольшая по численности, но мобильная бригада, которая будет отслеживать передвижения потенциального противника с помощью РЛС. Способная оперативно перебросить войска по воздуху в любую точку Арктики. А также имеющая на вооружении подводные лодки и ледоколы», - говорит Коротченко.

Если дело дойдет до применения силы, то воевать придется не с отдельными странами, например, Евросоюзом или с Канадой, а с НАТО. «Несмотря на то что отдельные члены Альянса конкурируют и с Россией, и друг с другом за доступ к Арктике, воевать между собой они не будут», - предупреждает Коротченко.

«Не думаю, что дойдет до военных действий, но российское руководство исходит из того, что чем мощнее военный потенциал России в Арктике, тем меньше будет поводов для военного конфликта», - говорит заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. Хотя, по его мнению, уже сейчас военный потенциал России в Арктике в разы больше, чем военный потенциал наших соседей по заполярным территориям Норвегии, Дании и Канады вместе взятых.

По словам советника Центра политических исследований России Дмитрия Евстафьева, Арктика - это территория, где традиционно проверяется уровень боеготовности, военной мощи любого государства. «Было время, в 20-30-х годах прошлого века, когда норвежские моряки ловили рыбу прямо в территориальных водах России. Ловили до тех пор, пока туда не направили флот», - говорит Евстафьев.


По его словам, Россия должна была жестко заявить о себе в Арктике еще 3-4 года назад, но погрязла в дискуссии о необходимости усиливать контроль в этом направлении. Сейчас точка в дискуссии поставлена. «Если не заявить о создании арктических войск сейчас, то лет через пять в Арктике будет Майдан, двоевластие», - иронизирует Евстафьев.

Эксперты затруднились оценить предполагаемые расходы на создание арктических войск. «Речь о десятках миллиардов рублей. Но не дороже олимпиады в Сочи», - уверен Евстафьев.


Со временем покорения Арктики минуло, без малого, сто лет. Для арктических исследователей прошлого, дело изучения Арктики, было делом, лишенным политической подоплеки. Для того, чтобы крупные государства обратили свое внимание на этот безжизненный ледяной регион, понадобилось несколько десятков лет и Холодная война. Именно с её началом интерес к Арктике, начал расти по экспоненте. Траектории баллистических ракет, направленных в сторону противника, на долгое время заменили в Арктике реальные границы, сделав дискуссию о международном разграничении региона невозможной.

Сейчас Арктика воспринимается мировым сообществом не как безжизненные ледяные просторы, представляющие ценность лишь для деятелей науки и военных. Арктика сейчас – это сокровищница, скрытая в ледяном саркофаге. И неудивительно, что в последнее время, многие страны, некоторые из которых весьма далеки от объекта своего вожделения, все глубже втягиваются в противостояние за обладание своим куском «ледяного пирога».

Арктические льды могут полностью растаять к 2030 году. Активное таяние арктического льда началось в 90-х годах прошлого века, а пик сокращения ледяного покрова пришелся на 2012 год. За этот период площадь арктических ледников уменьшилась в два раза и сейчас составляет 3,37 миллиона квадратных километров. Благодаря этому северный морской путь стал более доступным для грузоперевозок, что существенно увеличило трафик проходящих по нему судов. Прогнозируют, что уже к 2021 году грузовые перевозки по Северному морскому пути увеличатся в десять раз, с полутора миллионов тонн до пятнадцати миллионов тонн в год. И большую часть этого пути, контролирует Россия. А это в свою очередь новые порты, новая инфраструктура и иностранные капиталы, привлеченные в наши северные регионы прямой выгодой от сотрудничества с нашей страной. А ко всему прочему это и стремительное развитие наших северных территорий, превращение их из сырьевой периферии в реальные центры международной торговли. Все это вместе создаст условия лучшей жизни не только для бизнеса, но и для простых граждан. Кроме этого, только Россия обладает атомным ледокольным флотом, а стоимость (от $850 млн до $1 млрд) и время постройки (8-10 лет) ледоколов неатомного типа представляют объективные трудности в освоении Арктики другими странами, включая США.

А ведь прямые выгоды от увеличения судоходного трафика, это лишь верхушка арктического айсберга. Большую часть своих богатств Арктика скрывает под толщей льда и соленых вод Северного ледовитого океана. Уже сейчас началась нешуточная гонка за право обладания запасами углеводородов покоящихся на дне океана. Одни только запасы Охотского моря, в марте этого года, полностью переданного под юрисдикцию Российской Федерации, могут достигать трех миллиардов баррелей.

В сентябре этого года, компания «Роснефть» открыла новое месторождение сверхлегкой нефти, запасы которого, по словам ученых, сопоставимы со всей ресурсной базой Саудовской Аравии. И когда в августе компания запускала на платформе WestAlphaразведывательное бурение, мало кто верил в успешный результат. Сейчас это месторождение носит имя «Победа».

Но, как и любую победу, эту, арктическую «Победу», тоже необходимо защищать. Ведь благодаря спорной политике наших западных партнеров и торжеству ценностей демократии по всей планете, мир вновь вернулся к пресловутой парадигме «Права сильного». И значит, Россия должна напомнить всем, кто желает претендовать на наши земли в Арктике, что наша страна не так слаба, как некоторым хотелось бы. Исходя их этих, сугубо оборонительных, соображений, Россия сейчас, наряду с экономическим, наращивает и свое военное присутствие в Арктике.

Для защиты национальных интересов России в Арктике по указанию министра обороны Сергея Шойгу Генштаб разворачивает за Полярным кругом полноценную войсковую группировку и создает там военную инфраструктуру. В марте и апреле в арктических широтах были проведены две десантные высадки частей ВДВ. 14 марта на Новосибирских островах высадился батальон из 350 человек - это первые арктические учения такого масштаба в мире, заявлял командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов. Через месяц свыше 50 десантников на парашютах спустились на дрейфующие льды Северного Ледовитого океана рядом с Землей Франца-Иосифа. Парашютно-десантная операция такого рода - первая в истории освоения Арктики.

Не случайно в рамках наращивания военного присутствия ведутся работы по восстановлению заброшенных советских аэродромов и причалов на Земле Франца-Иосифа и Новосибирских островах. Щитом России в Арктике призваны стать авиация и флот. Сухопутные войска будут относительно небольшими по численности, преимущественно несколькими бригадами, подготовленными для действий в экстремальных арктических условиях. Главком Сухопутных войск генерал-полковник Александр Постников отмечал, что первая бригада будет создана не ранее 2015 года, когда армия примет на вооружение специальную технику, «отвечающую всем требованиям».

Арктика для России это залог успеха в будущем страны. Оставить этот регион на милость других претендентов, можно расценивать как преступление не только против государства, но и будущего всего российского народа. И если в Советском Союзе, Арктика была в первую очередь рубежом обороны, то в наше время ей уготована роль моста, который свяжет экономическими узами Европу, Азию и Америку. И благодаря своевременной и умелой политике наших властей, контроль над этим мостом, будет в руках нашей страны.

РОССИЙСКАЯ АРМИЯ ВОЗВРАЩАЕТСЯ В АРКТИКУ

В Арктике в последнее время появляется все больше солдат. Канада, Россия, Соединенные Штаты, Норвегия и Дания надеются на освоение огромных запасов нефти и природного газа под тающими льдами и намерены защищать свою часть полезных ископаемых от чужих загребущих рук.

Об этом было прямо заявлено на состоявшемся недавно «круглом столе» «Арктика и интересы национальной безопасности России». Его участники в присутствии журналистов обсуждали среди прочего, насколько реальны угрозы безопасности для нашей страны на ее северных рубежах. Вроде бы с той стороны никто на нас никогда не нападал, но теперь ситуация меняется. Тают арктические льды, а под ними уже разведано большое количество углеводородов, которые привлекают к региону всеобщее внимание. На этом фоне было бы неплохо восстановить там наше военное присутствие, свернутое пару десятилетий назад. Чтобы и за себя постоять, и за наши энергоносители.

Глава Минобороны Сергей Шойгу в соответствии с указаниями президента Владимира Путина вплотную занялся этой проблемой: Генштаб уже докладывает о первых успехах в развертывании частей и подразделений, а также о создании за Северным полярным кругом.

При этом очевидно, что такие задачи потребуют больших затрат. Нужно восстановить брошенные несколько десятилетий назад военные аэродромы, построить военные городки и создавать береговую инфраструктуру вдоль Северного морского пути.

Восстановление аэродромов , Нарьян-Мар, Алыкель, Амаерма, Нагурская, Анадырь и Рогачево, а также ряда других влетит в немалую копеечку, поскольку ремонтные работы обходятся в условиях Заполярья раз в пять дороже, чем где-нибудь в средней полосе России.

Впрочем, есть надежда, что затраты в будущем себя оправдают. Те же аэродромы и базы послужат не только военным, но и могут быть использованы научными организациями, торговым флотом, рыбаками и МЧС. А постоянное патрулирование ледоколов в перспективе обеспечит регулярную навигацию для российских и иностранных судов по Северному морскому пути.


Однако когда начнется интенсивное движение, встанет вопрос защиты границ. Причем не в одной безопасности дело. Мощным стимулом для восстановления военной инфраструктуры являются и экономические интересы. По данным ООН, разведанные запасы арктической нефти составляют 100 млрд. кубометров, газа - 50 трлн. Наши оценки еще выше. Глава «Роснефти» Игорь Сечин говорит, что запасы газа на континентальном шельфе РФ превышают 80 триллионов кубометров. Все это стоит весьма немало...

Правда, ложкой дегтя в этой большой бочке арктического меда пока является то, что стоимость добычи углеводородов в тех широтах очень высока. «Если представить, что добыча ведется уже сейчас, то при нынешних ценах эти нефть и газ невозможно продать с прибылью. Именно по этой причине разработку Штокмановского месторождения отложили в долгий ящик», - говорит эксперт Михаил Кругихин. К тому же сроки реализации проектов на континентальном шельфе составляют 8-10 лет, и никто не знает, какие цены на углеводороды сложатся к тому времени.

Но все равно готовиться к активной разработке полезных ископаемых в нужно. «Россия должна располагать в Арктическом регионе всеми возможностями для защиты своих экономических интересов и обеспечения национальной безопасности», - заявил на том же «круглом столе» первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Николай Федоряк.


Он напомнил, что в 90-х годах от нашей арктической группировки вооруженных сил не осталось практически ничего. «Подразделения и части, истребительная авиация были расформированы, аэродромы заброшены. От Мурманска до не было практически ни одной боевой единицы. Радиолокационное поле, истребительное авиационное и зенитно-ракетное прикрытие прекратили существование. Наши арктические земли остались без охраны и обороны» сказал он.

Доведение российской группировки до уровня, обеспечивающего отражение существующих и будущих угроз, будет сложным, длительным и дорогостоящим процессом. «От начала поставок кораблей, самолетов, радиотехнических средств до достижения боеготовности подразделений проходит от трех до пяти лет, - отметил Федоряк. - В условиях, когда конкуренты превосходят Россию по экономическим возможностям, наш выход - работать на опережение», - заключил он.

Таким образом, за последние сто лет наша страна третий раз пытается создать систему обороны северных рубежей. Первый раз оборонялись от германцев, второй г- от американцев. Сейчас опасность может прийти с совершенно неожиданной стороны. И нужно быть готовым к возможным неприятностям.


Именно поэтому с 16 по 21 марта 2015 года прошла внезапная проверка боеготовности Северного флота и недавно образованного на его базе Объединенного стратегического командования (ОСК) «Север»; В военных учениях поначалу приняли участие 38 тысяч военных, около 4000 единиц военной техники, свыше 55 боевых кораблей и подлодок, 100 самолетов и вертолетов. К середине недели количество военнослужащих и боевой техники фактически удвоилось, потому как к «битве за Арктику» подключились соединения из других округов.

Например, разведывательные подразделения Ивановского соединения Воздушно-десантных войск были впервые десантированы в районе архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа . В их переброске, по сообщению пресс-службы Министерства обороны, было задействовано более десятка тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76. Военно-воздушные силы, в свою очередь, за это время перебросили на запасные аэродромы - поближе к Северному Ледовитому океану - из других районов страны почти сотню ударных самолетов и вертолетов.


Расстояние переброски - от 400до 4000 километров от места постоянного базирования. Российская ударная авиация в условиях Арктики успешно отработала все поставленные задачи, начиная от уничтожения на земле колонн условного противника, заканчивая воздушными боями с «вражескими» крылатыми ракетами.

Северный флот, в свою очередь, успешно уничтожил несколько «вражеских» военно-морских группировок в акватории Баренцева моря, высадил десант на необорудованное побережье, а недавно образованная в его структуре первая отдельная арктическая мотострелковая бригада «прикрыла» от нежелательного проникновения сухопутную границу Российской Федерации на северном направлении.


Учения подобного размаха, при котором задействовались даже военнослужащие с юга России (бригада специального назначения ЮВО), в Арктике не проводились даже в советские времена. Проведение подобных маневров сейчас российское Министерство обороны объясняет необходимостью «проверить в деле» новое Объединенное стратегическое командование.

Эти учения должны были показать силу нашей страны в условиях обострения отношений между Западом и Российской Федерацией. «Арктика - это регион, откуда в перспективе может быть материализован целый ряд военных угроз, которые создаются там странами НАТО. Поэтому нам надо быть готовыми к быстрому их парированию» сказал по этому поводу главный редактор журнала «Национальная оборона», член Общественного совета при Минобороны Игорь Коротченко.


Между тем война в Арктике может быть совсем не такой, какой ее j себе представляли 15-20 лет назад. И связано это с меняющимся местом этого макрорегиона в мировой политике и экономике.

Первый раз Россия в лице Советского Союза с фашистской Германией по времена Великой Отечественной войны. Эго была война за территорию и ресурсы, которые через нее проходили, потому как арктические конвои считались самым быстрым способом доставить союзническую помощь в СССР. Но и самым опасным. Не менее 15% всех грузов оказывались на дне из-за атак на транспорты представителей кригсмарине и люфтваффе. Поэтому в северо-западной части Советского Заполярья в 1941-1944годах развернулась, как мы уже говорили, жестокая схватка между советскими и германскими моряками.

Во второй раз российская часть Арктики стала театром военных действий во времена холодной войны между СССР и США. Полет через Северный полюс считался наиболее эффективной траекторией движения межконтинентальных баллистических ракет шахтного (на суше) базирования для обеих стран.


Кроме того, у советских берегов постоянно дежурили атомные американские субмарины, также вооруженные ядерным оружием. Один раз дело дошло даже до прямого, правда, случайного столкновения.

Это случилось 11 февраля 1992 года. Американская атомная подводная лодка типа «Лос-Анджелес», вооруженная крылатыми ракетами «Томагавк», в тот день занималась сбором разведывательных данных о деятельности ВМФ СССР в районе . Причем делала она это в территориальных водах нашей страны. В это время, вернувшись из похода, из глубины на поверхность в этом месте начала всплывать советская АПЛ К-276 под командованием капитана 2-ого ранга Игоря Локтя.

По стечению обстоятельств К-276 ударила американскую лодку передней частью боевой рубки в прочный корпус, от чего в нем образовалось несколько пробоин. Субмарина все же смогла самостоятельно дойти до своей базы, но вскоре была списана из боевого состава ВМС США, поскольку ремонту уже не подлежала. К-276 ремонт потребовался, но сейчас эта лодка под названием «Кострома» продолжает нести службу.


К сожалению, и ныне субмарины США по-прежнему несут боевое дежурство в северных морях, осуществляют здесь разведку. Вспомним хотя бы случай в августе 2014 года, когда российские моряки обнаружили в акватории Баренцева моря американскую подводную лодку типа «Вирджиния». Субмарину шуганули, но, очевидно, она была и будет не единственным «непрошеным гостем» у российского арктического побережья.

По решению президента России Владимира Путина на базе Объединенного стратегического командования Северного флота создано Объединенное стратегическое командование «Север», которое сейчас приобретает черты нового военного округа. В Заполярье началось интенсивное восстановление разрушенной в постсоветское время военной инфраструктуры и создание новой.

Это не только военные аэродромы. Растет и инфраструктура для личного состава. В 2014 году, например, Спецстрой ввел в эксплуатацию блочно-модульные здания для военнослужащих на Земле Александры, острове Врангеля и на мысе Шмидта.


В декабре того же 2014 года сформирована отдельная арктическая мотострелковая бригада Северного флота, дислоцированная в поселке Алакургти Мурманской области. Вторая арктическая бригада в 2015 году размещается в Ямало-Ненецком автономном округе.

А Дальневосточное высшее военное командное училище с 2013 года начало готовить к службе в Заполярье молодых офицеров. Курсанты училища по спецпрограмме проходят лыжную подготовку, учатся прыгать с парашютом в северных широтах, управлять снегоходами и другой спецтехникой, выживать в экстремальных условиях, ночевать в снегу и строить времянки из снега и льда.

В 2015 году, по словам начальника российского Генштаба Валерия Герасимова, начнет работу специальный центр для подготовки военных, проходящих службу в Арктике, Одна из главных составляющих этой подготовки-умение обращаться с новой техникой. Российские ученые и инженеры предлагают военным новые разработки, приспособленные к условиям Заполярья.


«Все корабли и самолеты, которые мы сейчас создаем, будут адаптированы к арктическим условиям. Например, разрабатываем систему посадки самолетов, которая будет давать точность около метра. Если будут отработаны автоматические заходы на посадку, то мы многие вопросы преодолеем», - цитирует ТАСС начальника Морской авиации ВМФ РФ генерал-майора Игоря Кожина.

«Объединенная приборостроительная корпорация» (ОПК) разрабатывает универсальные комплексы связи шестого поколения, которые смогут устойчиво работать на Крайнем Севере. Они не только должны обеспечивать надежную связь в условиях постановки помех, но и призваны обеспечить ее скрытность.

На вооружение начали поступать радиолокационные станции (РЛС) «Подсолнух». Об этом сообщило ТАСС со ссылкой на генерального директора ОАО «РТИ» Сергея Боева (он с 2012 года является генеральным конструктором национальной системы предупреждения о ракетном нападении).

Это одна из самых малоизвестных отечественных военных разработок. Она была создана уже в нынешнем веке Научно-исследовательским институтом дальней радиосвязи (входит в РТИ) для непрерывного круглосуточного контроля надводной и воздушной обстановки в пределах 200-мильной экономической зоны России. Однако на самом деле «Подсолнух» может также «заглянуть» за радиогоризонт и «поймать» морской надводный или воздушный объект на расстоянии до 450 километров. Экспортные варианты станции могут одновременно сопровождать до 300 морских и 100 воздушных объектов одновременно и выдавать целеуказания на поражение.


Причем предусматривается создание специального варианта конструкции для работы в Арктике. И дело не только в том, что аппаратуру РЛС надо будет более тщательно защитить от мороза. В Заполярье возмущенная ионосфера, которая сильно влияет на распространение радиоволн. Плюс за счет ледовой шапки поверхностная радиоволна преломляется и отражается так, что не всегда можно традиционными методами понять, что перед вами: , корабль или что-то другое, пояснил заместитель гендиректора РТИ Игорь Бевзюк.

Военным, проходящим службу в Заполярье, также начали поступать бронетранспортеры БТР-82АМ (их огневая мощь почти вдвое превосходит традиционный БТР-80) и снегоходы «Буран» с отапливаемой кабиной. Заправляется арктическая бронетехника специальным дизельным топливом и маслом, что, по словам замминистра обороны генерала армии Дмитрия Булгакова, позволяет без каких-либо дополнительных приспособлений запускать двигатели в 60-градусный мороз.

Булгаков также заверил журналистов, что до конца года все военнослужащие, служба которых проходит на территории Арктики будут обеспечены специальной формой одежды, способной выдерживать температуры до -57 °С.


Помимо этого, Военно-медицинской академией разработаны нормы арктического рационного питания для военных, проходящих службу на Крайнем Севере. Не исключено, что в них войдут и продукты питания, приготовленные из местного сырья. Например, появились информация, что специалисты норильского филиала НИИ сельского хозяйства Крайнего Севера разработали технологию приготовления «арктических» макарон. Один рецепт - для вегетарианцев - с добавлением рябины и кипрея. Другой - с перемолотым мясом северного оленя. «Диетическое мясо северного оленя уникально и по усвояемости превосходит все виды мясной продукции», - утверждает заместитель директора НИИ Андрей Кайзер.

Очевидно, что Арктика, так же как и , прочно стала в центр внимания российского военного ведомства. Тем не менее мы не собираемся заниматься милитаризацией Арктики. Наши действия в этом регионе носят сдержанный и разумный по масштабам характер, необходимый д ля обеспечения обороноспособности России. Так сказал в конце 2014 года на расширенном заседании коллегии Минобороны РФ президент России Владимир Путин.

Между тем обстановка в Арктике все усложняется. Продолжают барражировать в Северном Ледовитом океане атомные субмарины с ядерным оружием на борту. Обостряется, несмотря на мировой финансовый кризис, и спор за арктические месторождения нефти и газа. Да, часть проектов, особенно по нефти, отложена. Но совсем отказываться никто не хочет. Между тем львиная доля арктического газа и 40 % арктической нефти находятся на берегах или у берегов России. И наша страна будет защищать эти ресурсы всеми имеющимися у нее средствами.


Кроме того, российская Арктика - это опять-таки еще и Северный морской путь. По кратчайшей морской дороге между Европой и Юго-Восточной Азией уже через 10- 15 лет любое судно сможет прейти летом без сопровождения ледокола. И от того, как наша страна к этому времени сможет регулировать движение по этой международной дороге, зависит не только порядок и чистота у российских арктических берегов, но и пополнение государственной казны.

По мере повышения интенсивности движения нарастает и риск аварий. Что означает крушение танкера с нефтью во льдах Заполярья, объяснять, думаю, никому не нужно. Однако США и ряд его союзников настаивают на том, чтобы движение кораблей и судов по Севморпути осуществлялось без всякого контроля со стороны России.

Да и Китай прозрачно намекает на то, что для его судов должны быть созданы «особые условия» при их прохождении через Северный Ледовитый океан. Более того, для сопровождения своих торговых судов китайцы начали проектировать военные корабли, конструкция которых позволит им двигаться во льдах без помощи российских ледоколов. А это значит, что со временем и КНР, при всех нынешних хороших отношениях с Россией, может в качестве аргумента опереться на свою военную силу.

Поэтому очевидно, что нынешние военные учения в Арктике - далеко не последние. Российские военные вернулись в всерьез и надолго. Как говаривали в свое время поморы, земляки Ломоносова: «Нам чужого не надо. Но и своего мы не упустим»...


Три года назад было создано Объединённое стратегическое командование (ОСК) «Север» со штабом в Североморске. Главной задачей формирования является защита экономических интересов России в Арктическом регионе - от Мурманска до Анадыря. Минобороны РФ сосредоточило усилия на обновлении корабельной группировки, восстановлении сети военных аэродромов и усилении войск ПВО. Результаты и перспективы развития ОСК «Север» - в материале RT.

  • Бойцы 80-й отдельной мотострелковой бригады
  • Пресс-служба Минобороны РФ

Три года назад, 1 декабря 2014 года, было создано Объединённое стратегическое командование (ОСК) «Север».

Президент России Владимир Путин в апреле 2014 года поручил Минобороны создать в Арктике единую систему базирования надводных кораблей и подлодок нового поколения, укрепить границу, а также образовать новый государственный орган для реализации политики РФ в этом стратегически важном регионе.

Помимо корабельной группировки в новую структуру были включены части морской авиации, сухопутных сил, ВКС и ПВО. В СМИ ОСК «Север» принято называть арктической группировкой. С апреля 2016 года командует ОСК «Север» и Северным флотом вице-адмирал Николай Евменов.

Президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков пояснил RT, что ОСК было сформировано на базе Северного флота и сил нескольких военных округов. Территория, за которую несёт ответственность «Север», простирается от Мурманска до Анадыря. Штаб ОСК находится в Североморске — там же, где и штаб Северного флота.

  • Командующий Северным флотом и ОСК «Север» Николай Евменов
  • РИА Новости

По словам Сивкова, специфика «Севера» заключается в том, что он де-факто осуществляет государственную политику по освоению Заполярья. Цель арктической группировки — надёжная защита природных богатств этого региона и обеспечение безопасности Северного морского пути (СМП).

Военное присутствие

До конца 2018 года вблизи Мурманска должно завершиться строительство радиолокационной станции «Воронеж», которая заменит советскую РЛС «Днепр». Новая станция станет северным форпостом национальной системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН).

Одним из вызовов для «Севера» является грядущее усиление в регионе боевой авиации стран— членов НАТО. До 2024 года норвежские ВВС полностью завершат перевооружение на истребители пятого поколения F-35. В общей сложности Осло получит 52 самолёта, которые по ударным возможностям будут превосходить F-16.

Канада способна развернуть в Арктике более 70 истребителей F-18 и планирует пополнить эскадрильи беспилотными аппаратами. США намерены после 2020 года обновить авиапарк 11-й воздушной армии, дислоцированной на Аляске. Все F-16 на базе Эйельсон будут заменены на F-35.

В планах России — восстановить к 2020 году 13 военных аэродромов, которые использовались в советский период. В ближайшее время должны завершиться работы по реконструкции и последующей модернизации 10 объектов. Все аэродромы расположены за полярным кругом.

На аэродромах разместятся бомбардировщики Су-24, истребители-бомбардировщики Су-34, штурмовики Су-25, истребители-перехватчики МиГ-31, вертолёты различного типа. Ожидается, что восстановленными взлётно-посадочными полосами будут пользоваться для дозаправки стратегические бомбардировщики Ту-22, Ту-95 и Ту-160.

Прикрытием авиации и защитой неба над просторами Арктики займётся , которая будет развёрнута в 2018 году на архипелаге Новая Земля, в посёлках Тикси и Диксон. К 2019 году Минобороны РФ рассчитывает завершить формирование щита противовоздушной обороны от Новой Земли до Чукотки.

Активное освоение Заполярья начали с уборки мусора, накопившегося ещё в советское время. Основную часть отходов в Арктике составляют 200-литровые бочки из-под нефтепродуктов. Экологические взводы Северного флота прессуют цистерны, погружают их в транспортные контейнеры и отправляют на материк для утилизации. За три года свыше 10 тыс. тонн металлолома.

В течение 2017 года запланировано вывезти с бывших советских баз и передать на утилизацию около 600 тонн металлолома. На данный момент уборка мусора осуществляется на островах Кильдин и Котельный, где в скором времени должна разместиться 99-я тактическая бригада Северного флота.

Титаны флота

«Север» располагает самой многочисленной и мощной корабельной группировкой. Северный флот насчитывает 41 подводную лодку и 38 надводных кораблей, включая тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». В состав СФ входят 8 субмарин с баллистическими ракетами.

Северный флот обладает самой большой подлодкой в мире — крейсером «Дмитрий Донской» проекта 941 «Акула». Длина атомохода — 172 м, ширина — 23,3 м, осадка в надводном положении — около 11 м, подводное водоизмещение — 49,8 тыс. тонн.

  • Подводная лодка «Дмитрий Донской»
  • РИА Новости

«Дмитрий Донской» был спроектирован и построен в 1980 году для вооружения 20 баллистическими ракетами Р-39, но с 2002 года субмарина участвует в испытаниях баллистических ракет «Булава». Подлодку планируется сохранить в составе Северного флота как минимум до 2020 года.

В 1980-е годы конструкторское бюро «Рубин» начало разрабатывать атомные подводные лодки проекта 955 «Борей», которые должны прийти на смену «Акулам». Первый крейсер — «Юрий Долгорукий» — СФ получил в 2013 году. Вторым атомоходом проекта 955 стал «Князь Владимир», который 17 ноября 2017 года.

До 2020 года Северный флот должен пополниться двумя крейсерами «Князь Олег» и «Князь Пожарский». «Бореи» отличаются улучшенной бесшумностью и манёвренностью хода по сравнению с проектами третьего поколения. Субмарина вооружена 16 баллистическими ракетами «Булава», а также торпедами и крылатыми ракетами «Калибр» и «Оникс».

В декабре 2017 года Северному флоту планируется передать большой десантный корабль (БДК) «Иван Грен» проекта 11711. Корабль предназначен для перевозки и десантирования усиленного батальона морской пехоты. Он может совершать 30-дневные рейды дальностью до 3500 миль, перевозить до 200 морских пехотинцев, 36 бронетранспортёров или 13 танков.

  • Большой десантный корабль «Иван Грен»
  • РИА Новости

Водоизмещение «Ивана Грена» — 5 тыс. тонн, экипаж — 100 человек. БДК способен обеспечивать неконтактную выгрузку десанта и техники на необорудованное побережье с помощью понтонов.

Корабль будет вооружён двумя системами залпового огня «Град-М», 76-мм артиллерийской установкой и АК-176М, а также двумя 30-мм шестиствольными автоматическими орудиями АК-630. На борту может базироваться два транспортно-десантных вертолёта Ка-29.

До конца 2017 года Северному флоту планируется передать ракетный фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Это будет головной корабль проекта 22350. 29 сентября 2017 года Северный флот начал финальный этап испытаний.

Длина фрегата — 135 м, ширина — 16 м, осадка — 4,5 м, водоизмещение — 4,5 тыс. тонн. Фрегат может совершать автономное плавание длительностью до 30 суток и дальностью до 4,5 тыс. миль. Экипаж корабля — от 180 до 210 человек.

На вооружении фрегата будут стоять 130-мм орудие А-192 «Армат», два зенитно-артиллерийских комплекса «Палаш», а также комплекс «Полимент-Редут». «Адмирал Горшков» может нести до 16 противокорабельных ракет «Оникс» или крылатых ракет «Калибр-НК». На палубе «Адмирала Горшкова» располагается площадка противолодочного вертолёта Ка-27ПЛ. В 2018 году Северному флоту планируется передать второй корабль проекта 22350 — «Адмирал Касатонов».

Стратегически важный регион

В на 2018—2027 годы основной упор сделан на сухопутные войска и ядерные силы. Доля флота в финансировании Вооружённых сил будет урезана. Однако основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев не считает, что это кардинальным образом повлияет на программу военного освоения Арктического региона.

«У России уже есть материально-технический задел для освоения Арктики и укрепления своих северных рубежей. В дальнейшем будет постепенное наращивание количественных показателей техники и вооружений всех родов войск — не только флота, но и ПВО и сухопутной составляющей ОСК», — сказал в беседе с RT Корнев.

Эксперт полагает, что ключевой задачей ОСК «Север» является охрана природных ресурсов Заполярья. По разным оценкам, в регионе сконцентрировано до 25% мировых запасов углеводородов. Первая партия арктической нефти сорта ARCO (Arctic oil) была отгружена в апреле 2014 года, а в сентябре 2014 года на нефтяной платформе «Приразломная» был добыт миллионный баррель нефти.

«В интересах Главного управления глубоководных исследований Минобороны идёт строительство атомных глубоководных станций и системы автономных эхолотов и гидролокаторов. Разумеется, экономически важный регион должен быть под надёжной охраной, поэтому и подчёркивается особая роль ОСК в защите Арктики, тем более что некоторые территории региона являются спорными и на них претендуют скандинавские страны, США и Канада», — отметил Корнев.