Сказка о жабе и розе читать смотреть. В. М. Гаршин - Сказка о жабе и розе. Жаба остается не у дел, а Роза выполняет великую миссию

Всеволод Михайлович Гаршин

Сказка о жабе и розе

Жили на свете роза и жаба.

Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которые уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решетка с колышками, обделанными в виде четырехгранных пик, когда-то выкрашенная зеленой масляной краской, теперь совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игры в солдаты деревенские мальчишки и, чтобы отбиваться от сердитого барбоса с компаниею прочих собак, подходившие к дому мужики.

А цветник от этого разрушения стал нисколько не хуже. Остатки решетки заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший целыми бледно-зелеными кучками, с разбросанными кое-где бледно-лиловыми кисточками цветов. Колючие чертополохи на жирной и влажной почве цветника (вокруг него был большой тенистый сад) достигали таких больших размеров, что казались чуть не деревьями. Желтые коровяки подымали свои усаженные цветами стрелки еще выше их. Крапива занимала целый угол цветника; она, конечно, жглась, но можно было и издали любоваться ее темною зеленью, особенно когда эта зелень служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы.

Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, пронизавшего ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами и молитвой.

А внизу, между корнями куста, на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная старая жаба, которая проохотилась целую ночь за червяками и мошками и под утро уселась отдыхать от трудов, выбрав местечко потенистее и посырее. Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону: ей было лень подвинуть ее к брюху. Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдыхать.

Но когда ветерок на минуту стихал и запах розы не уносился в сторону, жаба чувствовала его, и это причиняло ей смутное беспокойство; однако она долго ленилась посмотреть, откуда несется этот запах.

В цветник, где роза росла и где сидела жаба, уже давно никто не ходил. Еще в прошлом году осенью, в тот самый день, когда жаба, отыскав себе хорошую щель под одним из камней фундамента дома, собиралась залезть туда на зимнюю спячку, в цветник в последний раз зашел маленький мальчик, который целое лето сидел в нем каждый ясный день под окном дома. Взрослая девушка, его сестра, сидела у окна; она читала книгу или шила что-нибудь и изредка поглядывала на брата. Он был маленький мальчик лет семи, с большими глазами и большой головой на худеньком теле. Он очень любил свой цветник (это был его цветник, потому что, кроме него, почти никто не ходил в это заброшенное местечко) и, придя в него, садился на солнышке, на старую деревянную скамейку, стоявшую на сухой песчаной дорожке, уцелевшей около дома, потому что по ней ходили закрывать ставни, и начинал читать принесенную с собой книжку.

– Вася, хочешь, я тебе брошу мячик? – спрашивает из окна сестра. – Может быть, ты с ним побегаешь?

– Нет, Маша, я лучше так, с книжкой.

И он сидел долго и читал. А когда ему надоедало читать о робинзонах, и диких странах, и морских разбойниках, он оставлял раскрытую книжку и забирался в чащу цветника. Тут ему был знаком каждый куст и чуть ли не каждый стебель. Он садился на корточки перед толстым, окруженным мохнатыми беловатыми листьями стеблем коровяка, который был втрое выше его, и подолгу смотрел, как муравьиный народ бегает вверх к своим коровам – травяным тлям, как муравей деликатно трогает тонкие трубочки, торчащие у тлей на спине, и подбирает чистые капельки сладкой жидкости, показывавшиеся на кончиках трубочек. Он смотрел, как навозный жук хлопотливо и усердно тащит куда-то свой шар, как паук, раскинув хитрую радужную сеть, сторожит мух, как ящерица, раскрыв тупую мордочку, сидит на солнце, блестя зелеными щитиками своей спины; а один раз, под вечер, он увидел живого ежа! Тут и он не мог удержаться от радости и чуть было не закричал и не захлопал руками, но, боясь спугнуть колючего зверька, притаил дыхание и, широко раскрыв счастливые глаза, в восторге смотрел, как тот, фыркая, обнюхивал своим свиным рыльцем корни розового куста, ища между ними червей, и смешно перебирал толстенькими лапами, похожими на медвежьи.

– Вася, милый, иди домой, сыро становится, – громко сказала сестра.

И ежик, испугавшись человеческого голоса, живо надвинул себе на лоб и на задние лапы колючую шубу и превратился в шар. Мальчик тихонько коснулся его колючек; зверек еще больше съежился и глухо-торопливо запыхтел, как маленькая паровая машина.

Потом он немного познакомился с этим ежиком. Он был такой слабый, тихий и кроткий мальчик, что даже разная звериная мелкота как будто понимала это и скоро привыкала к нему. Какая была радость, когда еж попробовал молока из принесенного хозяином цветника блюдечка!

В эту весну мальчик не мог выйти в свой любимый уголок. По-прежнему около него сидела сестра, но уже не у окна, а у его постели; она читала книгу, но не для себя, а вслух ему, потому что ему было трудно поднять свою исхудалую голову с белых подушек и трудно держать в тощих руках даже самый маленький томик, да и глаза его скоро утомлялись от чтения. Должно быть, он уже больше никогда не выйдет в свой любимый уголок.

– Маша! – вдруг шепчет он сестре.

– Что, милый?

– Что, в садике теперь хорошо? Розы расцвели?

Сестра наклоняется, целует его в бледную щеку и при этом незаметно стирает слезинку.

– Хорошо, голубчик, очень хорошо. И розы расцвели. Вот в понедельник мы пойдем туда вместе. Доктор позволит тебе выйти.

Мальчик не отвечает и глубоко вздыхает. Сестра начинает снова читать.

– Уже будет. Я устал. Я лучше посплю.

Сестра поправила ему подушки и белое одеяльце, он с трудом повернулся к стенке и замолчал. Солнце светило сквозь окно, выходившее на цветник, и кидало яркие лучи на постель и на лежавшее на ней маленькое тельце, освещая подушки и одеяло и золотя коротко остриженные волосы и худенькую шею ребенка.

Нечасто бывает так, что автор может совместить, с одной стороны, небольшой объем, а с другой стороны, глубокий смысл. Не все рассказы соответствуют сразу двум этим параметрам. В этом смысле особенным наслаждением представляется чтение сказок, например, Андерсена или Гаршина. «Сказка о жабе и розе» привлекла сегодня наше внимание. О ней и поговорим.

Роза среди общего запустения

Сказка сразу же начинается как притча. В небольшом цветнике перед деревенским домом расцвела прекрасная Роза. Это было удивительно еще и потому, что цветником уже никто давно не занимался. И такого неожиданного появления столь прекрасного растения никто не ожидал.

Одна из главных героинь произведения «Сказка о жабе и розе» родилась на свет в мае. Желание жить переполняло ее, и если бы вновь прибывшая в мир могла каким-то образом выказывать свои чувства, то она бы плакала от полноты и радости бытия.

Разумеется, никакая трогающая сердце история не обходится без некоторого противостояния добра и зла. В нашей сказке добро - это Роза, а зло - это Жаба.

Жаба замечает Розу

Вернемся к сюжету. Конечно, как мы знаем, что в местах запустения разводится много всякой мерзости. Вот и здесь роза не была оставлена в одиночестве автором. Ей пару (или антипару) составила жаба. Некоторое время в произведении «Сказка о жабе и розе» противное животное не замечает прекрасного цветка, и всем живется неплохо. Но вот Жаба увидела Розу и… влюбилась. И самым нежным своим голоском она сказала: «Я тебя слопаю». Это она таким образом выказала предмету своего обожания предельную степень любви и преданности. Роза, конечно, не предполагала, сколь глубоки чувства Жабы, и поэтому испугалась, что ее действительно съедят и пропадет она просто так.

Попытки Жабы завладеть цветком

Для Жабы обладание прекрасным созданием стало настоящей идеей фикс. Она пыталась добраться до Розы. На счастье, у растения, помимо цветка, были еще острые шипы, которые служили «охранной системой». Они-то и сбросили мерзкую тварь с прекрасного создания божьего. Но Жаба не оставила попыток, она просто на время затаилась и решила достать цветок другим путем.

Те, кто читали сочинение Гаршина («Сказка о жабе и розе» имеется в виду), скажут: «А где же мальчик? Был ведь мальчик?». Да, так и есть. Переходим к нему, тем более что это очень важная часть повествования.

Мальчик и цветник

Цветник не всегда был таким беспросветно одиноким и заброшенным. Еще в прошлом году его навещал мальчик, сидел там и читал книжку, наслаждаясь чудесным обществом растений и насекомых. Однажды даже в цветник забрел ежик. Он сначала боялся мальчика, но потом привык к его обществу и даже попил молока из хозяйского блюдечка. Молодой человек очень радовался тому, что колючий зверь принял его, как своего собрата. Вообще, мальчик считал цветник принадлежащим ему, потому что никому он больше был не нужен.

Когда сестра Маша предлагала брату поиграть с мячом, вместо того чтобы читать книжки в цветнике, он ей говорил, что он лучше здесь побудет. А теперь, спустя год, он лежал в постели тяжело больной. По прогнозам врачей, ему оставалось недолго. Теперь сестра читала ему вслух книжку, когда он не спал. Еще девушка тихонько плакала о судьбе своего несчастного младшего брата, когда мальчик ее не видел. Такую вот историю написал В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе» очень печальным произведением получилась.

Жаба остается не у дел, а Роза выполняет великую миссию

Если читатель помнит, то мы оставили Жабу тогда, когда она, вся израненная после очередной попытки добраться до цветка, свалилась на землю. Противный зверь не сдался и решил добраться до прекрасного создания по другим, соседним растениям. При этом Роза, которая была слегка наивна и легкомысленна, подумала, что Жаба отстала от нее, и совсем о ней позабыла.

Однако в один прекрасный солнечный день, когда прелесть Розы стала почти слепящей, она увидела на соседней ветке Жабу. Настырному зверю оставалось подать рукой (то есть лапой) до вожделенной красоты. Здесь, конечно, произведение Гаршина «Сказка о жабе и розе» заставляет читателя понервничать и задаться вопросом: «Ну неужели зло победит, и Жаба своего добьется?». Спокойней, дорогой читатель, вспомните жанр сочинения и не волнуйтесь. В реальном мире может побеждать зло, а в сказке - никогда!

Когда Жаба уже готова была совершить последний прыжок, неожиданно проснулся мальчик и позвал девушку Машу:

Сестрица, ты говорила, что розы расцвели. Можно ли мне одну?

Конечно, голубчик, конечно, - отозвалась молодая женщина.

Маша выглянула в окно и увидела замечательную розу в цветнике. Вооружившись ножницами, девушка пошла на улицу. Подойдя к цветку, она быстро обнаружила жабу, стряхнула ее на землю и пнула носком башмака. Хотелось бы сказать, что Жаба, как и зло вообще, улетела в другую галактику, но этого не случилось. Она улетела достаточно далеко, чтобы о ней больше не вспоминать. Роза же, в свою очередь, была срезана и послужила благому делу: когда мальчик ее увидел, он последний раз в жизни искренне улыбнулся, а затем затих навсегда.

На похоронах страдальца было много цветов, но всеобщее внимание привлекала только роза из цветника. Именно ее окропляла своими слезами сестра недавно усопшего. А цветок, даже несмотря на то что его срезали, чувствовал себя как никогда прекрасно.

Далее автор сообщает, что растение сохранили в толстой книге, а затем розу подарили ему. Именно так он и узнал всю эту историю. Такая вот сказка о жабе и розе. Краткое содержание было явлено читателю. Теперь нам остается его как следует проанализировать. Начнем, пожалуй, с героев.

Главные и второстепенные герои

Главная интрига произведения закручивается в пространстве между жабой и розой. Да простят нас читатели, но мы сразу, дабы не терять понапрасну времени, ринемся в пучину анализа произведения.

Роза означает в сказке светлую триаду Добра-Красоты-Истины. Жаба же - это персонифицированное зло. Мальчик - это воля к жизни или воля жизни. А сестра Маша - это судьба. Таким образом, если перевести на язык символов текст, то выйдет, что устраивает битву между добром и злом в своем произведении В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе» (краткое изложение так же подтверждает эту мысль) говорит нам примерно следующее. Несмотря на то, что зло лучше снаряжено в мире, у него более совершенные приспособления, добро все равно побеждает. И это удивительно, ибо у него нет ничего, кроме красоты. На самом деле добро побеждает еще и потому, что на его стороне воюет Высшая сила (Бог, Судьба) и сама жизнь.

Если рассматривать произведение через призму такого толкования, то получается следующее: главные герои здесь - это Жаба и Роза, а второстепенные - больной, но хороший мальчик и его сестра Маша. Важно, что интерпретации могут быть разными, но герои «Сказки о жабе и розе» останутся все те же.

Народная мудрость и произведения Гаршина

На самом деле, как и в любой сказке, здесь есть совершенный простор для фантазии того, кто читает. Поэтому у каждого арсенал пословиц может быть свой. Но мало кто из читателей будет спорить, что когда наблюдаешь за противоборством главных персонажей, сразу приходит на ум пословица (к «Сказке о жабе и розе») «Не по Сеньке шапка». Она означает, что человек ввязывается не в свое дело, начинает что-либо, не имея к этому особенных способностей.

Например, допустим, Жаба действительно полюбила всем сердцем Розу. Читатель видит, что из этого ничего хорошего не выходит. Все потому, что у Жабы (в произведении Гаршина) нет сердца, у нее есть только желудок. Она может только «слопать», но не полюбить.

«Не рой другому яму»

Нельзя сказать, что такой сценарий невозможен в жизни. Например, человек всеми силами хочет «утопить» другого, а в итоге сам попадает в свою собственную ловушку. Тогда люди говорят: «Не рой другому яму». Так произошло и с многострадальной злой Жабой в сочинении Гаршина. Она лезла и лезла к Розе. Шипы ее искололи до крови, но она все равно хотела «слопать» цветок, во что бы то ни стало. Потом пришла Маша и пнула ее башмаком очень далеко. Если кто-то читателя спросит, какую можно мораль извлечь и какая пословица к «Сказке о жабе и розе» лучше всего иллюстрирует нравственный посыл истории, он ответит: «Не рой другому яму!»

«Где родился, там пригодился»

Оставим на время бедную злую необразованную Жабу в покое и поговорим о Розе. Когда главная героиня сказки родилась в столько непрезентабельном месте, у нее было мало надежды на то, что она сможет чего-то добиться в жизни. Но по велению судьбы Роза сделала головокружительную карьеру, хотя и повод, надо признать, был достаточно грустный. К тому же эта самая «карьера» помогла цветку не пропасть в пасти прожорливой жабы.

Люди говорят «Где родился, там и пригодился» с разными интонациями. Сейчас, когда нужно быть «мобильным» и «эффективным», эта народная мудрость воспринимается, скорее, негативно, нежели позитивно, хотя в ней нет ничего плохого. Она просто констатирует тот факт, что человек нашел себе дело по душе в том месте, в котором ему посчастливилось родиться. То же самое произошло и с Розой, о которой написал Гаршин («Сказка о жабе и розе»). Пословица, приведенная нами ранее, кажется, вполне отражает некоторый смысл сочинения русского классика. Переходим к отзыву на сказку.

Отзыв

Около одного дома был цветник, за которым никто не ухаживал. Но он все равно сохранил своё очарование. В мае среди сорняков расцвела прекрасная роза. А внизу цветника сидела старая и жирная жаба. Она объелась и теперь отдыхала.

Летом и осенью каждый день к цветнику приходил семилетний мальчик со своей старшей сестрой. Девушка шила или читала, а мальчик тихо сидел и любовался природой. Он не хотел бегать и играть. Лишь изредка мальчик пробирался в середину цветника и рассматривал насекомых. Иногда он видел юркую ящерицу. Однажды в цветник заполз ёж, и малыш долго наблюдал за ним. Мальчик был так тих и кроток, что его не боялись ни насекомые, ни ящерицы, ни ёжик. Весной мальчик уже не выходил в цветник. Больной он лежал в своей кроватке, а сестра сидела около него.

Прекрасную розу увидела отвратительная жаба и захотела слопать её. Первый раз ей это не удалось, жаба только поранила себе брюшко об острые шипы.

Мальчик сказал сестре, что наверно в цветнике расцвела роза и попросил принести её. Отвратительна жаба снова подбиралась к розе, но девушка успела сорвать прекрасный цветок. Мальчик посмотрел последний раз на розу и умер. Эта роза была самым красивым цветком около гробика мальчика.

Произведение учит видеть прекрасное вокруг.

Подробнее

В старом запущенном цветнике майским утром расцвела роза. Аромат ее разносился далеко вокруг, и не было здесь цветка прекраснее.

Внизу, на сырой земле сидела старая жаба. Иногда ветер доносил до нее тонкий приятный запах, но жабе было лень открывать глаза и искать, что его издает. За ночь она вдоволь наловила насекомых, наелась и дремала в корнях.

Цветник был заброшен уже давно. Раньше сюда приходил семилетний Вася, худой и болезненный. Он читал книжку, сидя на единственной уцелевшей лавочке или наблюдал за муравьями, жуками, ящерицами. За мальчиком приглядывала старшая сестра Маша из окна.

Однажды он обнаружил ежа и очень радовался, когда тот стал пить принесенное молоко. Голос сестры напугал зверька, хотя тихого и кроткого ребенка не боялась звериная мелочь.

В этом году мальчик еще ни разу не был в саду. Да и сестра сидела уже не возле окна, а рядом с постелью Васи. Ребенку уже тяжело было держать в руках даже маленький том книги, он быстро уставал от чтения и едва поднимал голову от подушки. Говорил он теперь шепотом, редко интересуясь чем-то.

Но сейчас мальчика беспокоил сад. Расцвели ли в нем розы? Спросив у сестры, он получил утвердительный ответ и, успокоенный, уснул.

А цветок тем временем вступал в свою полную силу. Подходила к концу недолгая пора его жизни, но невзирая на кратковременность, здесь были и страх, и горе.

Розу заметила жаба.

Странные чувства возникли в жабьем сердце. Цветок был так прекрасен и душист, что ей захотелось быть ближе к этому созданию. Охваченная эмоциями, жаба прохрипела, что слопает розу.

Повторяя эти слова, жаба полезла по ветвям куста, все ближе и ближе к цветку. Роза дрожала и мечтала погибнуть другой смертью. Но ветки ее были не так уж беззащитны: на молодых побегах красовались острые и крепкие шипы, об которые жаба исколола себе лапы и брюхо и свалилась в итоге на землю

Но от идеи своей она не отказалась. На следующее утро, отдохнув и наевшись, жаба вновь полезла на приступ непокорного прекрасного цветка. Охваченная ненавистью и восхищением, она уже не обращала внимания на колючки, раздиравшие ее тело. Вот она уже рядом с цветком, протягивает безобразную лапу к его лепесткам...

Вася тихонько позвал сестру и попросил сорвать одну розу из сада.

Маша стряхнула с куста жабу, которая в гневе попыталась на нее броситься и тут же была отброшена башмаком.

Вася сжал розу, вдыхая ее аромат. Мгновение спустя он умер.

Никто не должен жить только для самого себя.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гаршин. Все произведения

  • Attalea princeps
  • Сказка о жабе и розе
  • Четыре дня

Сказка о жабе и розе. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Бедные люди Толстого

    Безрадостен быт бедной рыбацкой семьи, где муж основной кормилец, а жена-хозяйка, которая создает уют, чистоту и тепло в семейном очаге. Поздний вечер, хозяйка-ее зовут Жанна перед огнем сидит и ждет мужа штопая старый парус.

  • Краткое содержание Ю-ю Куприна

    В произведении «Ю-ю», написанном русским писателем Александром Ивановичем Куприным, повествуется о кошке по кличке Ю-ю, которая жила в одной семье. Имя зверьку придумал четырёхлетний сын

  • Краткое содержание Солоухин Мочёные яблоки

    В произведении «Мочёные яблоки», созданном Владимиром Алексеевичем Солоухиным, повествуется о том, как один шофёр на своём автомобиле попал в огромную лужу и какие выводы из этой ситуации мужчина сделал.

  • Краткое содержание Драйзер Американская трагедия

    Одним летним вечером многодетная семья распевала религиозную песню и раздавала брошюру. Старшему сыну совсем не нравилась раздача брошюры. А родители испытывали моральное удовлетворение от религиозных дел

Жили на свете роза и жаба. Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которых уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решетка с колышками, обделанными в виде четырехгранных пик, когда-то выкрашенная зеленой масляной краской, теперь совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игры в солдаты деревенские мальчики и, чтобы отбиваться от сердитого барбоса с компаниею прочих собак, подходившие к дому мужики.

А цветник от этого разрушения стал нисколько не хуже. Остатки решетки заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший целыми бледно-зелеными кучками, с разбросанными кое-где бледно-лиловыми кисточками цветов. Колючие чертополохи на жирной и влажной почве цветника (вокруг него был большой тенистый сад) достигали таких больших размеров, что казались чуть не деревьями. Желтые коровьяки подымали свои усаженные цветами стрелки ещё выше их. Крапива занимала целый угол цветника; она, конечно, жглась, но можно было и издали любоваться ее темною зеленью, особенно когда эта зелень служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы.

Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой.

А внизу, между корнями куста, на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная старая жаба, которая проохотилась целую ночь за червяками и мошками и под утро уселась отдыхать от трудов, выбрав местечко потенистее и посырее. Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону: ей было лень подвинуть ее к брюху. Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдыхать.

Но когда ветерок на минуту стихал и запах розы не уносился в сторону, жаба чувствовала его, и это причиняло ей смутное беспокойство; однако она долго ленилась посмотреть, откуда несется этот запах.

В цветник, где росла роза и где сидела жаба, уже давно никто не ходил. Еще в прошлом году осенью, в тот самый день, когда жаба, отыскав себе хорошую щель под одним из камней фундамента дома, собиралась залезть туда на зимнюю спячку, в цветник в последний раз зашел маленький мальчик, который целое лето сидел в нем каждый ясный день под окном дома. Взрослая девушка, его сестра, сидела у окна; она читала книгу или шила что-нибудь и изредка поглядывала на брата. Он был маленький мальчик лет семи, с большими глазами и большой головой на худеньком теле. Он очень любил свой цветник (это был его цветник, потому что, кроме него, почти никто не ходил в это заброшенное местечко) и, придя в него, садился на солнышке, на старую деревянную скамейку, стоявшую на сухой песчаной дорожке, уцелевшей около самого дома, потому что по ней ходили закрывать ставни, и начинал читать принесенную с собой книжку.

– Вася, хочешь, я тебе брошу мячик? – спрашивает из окна сестра. – Может быть, ты с ним побегаешь?

– Нет, Маша, я лучше так, с книжкой.

И он сидел долго и читал. А когда ему надоедало читать о Робинзонах, и диких странах, и морских разбойниках, он оставлял раскрытую книжку и забирался в чащу цветника. Тут ему был знаком каждый куст и чуть ли не каждый стебель. Он садился на корточки перед толстым, окруженным мохнатыми беловатыми листьями стеблем коровьяка, который был втрое выше его, и подолгу смотрел, как муравьиный народ бегает вверх к своим коровам – травяным тлям, как муравей деликатно трогает тонкие трубочки, торчащие у тлей на спине, и подбирает чистые капельки сладкой жидкости, показывавшиеся на кончиках трубочек. Он смотрел, как навозный жук хлопотливо и усердно тащит куда-то свой шар, как паук, раскинув хитрую радужную сеть, сторожит мух, как ящерица, раскрыв тупую мордочку, сидит на солнце, блестя зелеными щитиками своей спины; а один раз, под вечер, он увидел живого ежа! Тут и он не мог удержаться от радости и чуть было не закричал и не захлопал руками, но боясь спугнуть колючего зверька, притаил дыхание и, широко раскрыв счастливые глаза, в восторге смотрел, как тот, фыркая, обнюхивал своим свиным рыльцем корни розового куста, ища между ними червей, и смешно перебирал толстенькими лапами, похожими на медвежьи.

– Вася, милый, иди домой, сыро становится, – громко сказала сестра.

И ежик, испугавшись человеческого голоса, живо надвинул себе на лоб и на задние лапы колючую шубу и превратился в шар. Мальчик тихонько коснулся его колючек; зверек еще больше съежился и глухо и торопливо запыхтел, как маленькая паровая машина.

Потом он немного познакомился с этим ежиком. Он был такой слабый, тихий и кроткий мальчик, что даже разная звериная мелкота как будто понимала это и скоро привыкала к нему. Какая была радость, когда еж попробовал молока из принесенного хозяином цветника блюдечка!

В эту весну мальчик не мог выйти в свой любимый уголок. По-прежнему около него сидела сестра, но уже не у окна, а у его постели; она читала книгу, но не для себя, а вслух ему, потому что ему было трудно поднять свою исхудалую голову с белых подушек и трудно держать в тощих руках даже самый маленький томик, да и глаза его скоро утомлялись от чтения. Должно быть, он уже больше никогда не выйдет в свой любимый уголок.

– Маша! – вдруг шепчет он сестре.

– Что, милый?

– Что, в садике теперь хорошо? Розы расцвели?

Сестра наклоняется, целует его в бледную щеку и при этом незаметно стирает слезинку.

– Хорошо, голубчик, очень хорошо. И розы расцвели. Вот в понедельник мы пойдем туда вместе. Доктор позволит тебе выйти.

Мальчик не отвечает и глубоко вздыхает. Сестра начинает снова читать.

– Уже будет. Я устал. Я лучше посплю.

Сестра поправила ему подушки и белое одеяльце, он с трудом повернулся к стенке и замолчал. Солнце светило сквозь окно, выходившее на цветник, и кидало яркие лучи на постель и на лежавшее на ней маленькое тельце, освещая подушки и одеяло и золотя коротко остриженные волосы и худенькую шею ребенка.

Роза ничего этого не знала; она росла и красовалась; на другой день она должна была распуститься полным цветом, а на третий начать вянуть и осыпаться. Вот и вся розовая жизнь! Но и в эту короткую жизнь ей довелось испытать немало страха и горя.

Ее заметила жаба.

Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми и безобразными глазами, что-то странное зашевелилось в жабьем сердце. Она не могла оторваться от нежных розовых лепестков и все смотрела и смотрела. Ей очень понравилась роза, она чувствовала желание быть поближе к такому душистому и прекрасному созданию. И чтобы выразить свои нежные чувства, она не придумала ничего лучше таких слов:

– Постой, – прохрипела она, – я тебя слопаю!

Роза содрогнулась. Зачем она была прикреплена к своему стебельку? Вольные птички, щебетавшие вокруг нее, перепрыгивали и перелетали с ветки на ветку; иногда они уносились куда-то далеко, куда – не знала роза. Бабочки тоже были свободны. Как она завидовала им! Будь она такою, как они, она вспорхнула бы и улетела от злых глаз, преследовавших ее своим пристальным взглядом. Роза не знала, что жабы подстерегают иногда и бабочек.

Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». «Сказка о жабе и розе» Мир природы и мир души человека в сказке. Изображение столкновения красоты и уродства, добра и зла, представлений о счастье и смысле жизни. Волшебные элементы в сказке.

Теория литературы. Литературная сказка (развитие представлений). Героическое и обыденное. Пафос произведения (начальные представления).

Цель : рассказать о писателе, познакомить с произведением «Сказка о жабе и розе» ;

Выявление основной идеи сказки; формирование навыка работы с иллюстрациями и лексической работы, выразительного чтения, чтения по ролям и художественного пересказа; воспитание интереса к произведениям писателя, формирование представлений о подлинных ценностях.

Ход урока

I. Организационный момент

II Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания .

III. Целеполагание и мотивация

Кто доброе сеет - добро его плод,

Кто злое посеет - злодейство пожнет.

Саади

1. Работа с эпиграфом.

    Согласны ли с высказыванием персидского поэта Саади ? Прокомментируйте.

I V . Пояснение нового материала

1. Слово учителя.

Все́волод Миха́йлович Га́ршин (2 (14) февраля 1855, имение Приятная Долина, Бахмутский уезд, Екатеринославская губерния, Российская империя - 24 марта (5 апреля) 1888, Санкт-Петербург, Российская империя) - русский писатель, поэт, художественный критик.

Детство провёл в военной среде (отец Михаил Егорович Гаршин (1817-1870) был офицером). Детство у него было не таким уж и счастливым. По каким-то причинам мать ушла из семьи, когда мальчику было 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание с матерью, поэтому он старался хорошо учиться и много читать. Он был внимательным читателем, очень наблюдательным мальчиком. Когда он повзрослел, то стал глубоко сострадать людям. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю!

С 1864 года он учился в петербургской 7-й гимназии, в 1872 г. преобразованной в реальное училище. В 1874 году Гаршин окончил училище и поступил в Горный институт, но не закончил его. Война с Османской империей прервала его занятия: он поступил вольноопределяющимся в действующую армию, был в делах, получил ранение в ногу. После войны был произведён в офицерский чин и вышел в отставку.

Уже ребёнком Гаршин был крайне нервным и впечатлительным, чему способствовало слишком раннее умственное развитие. Впоследствии он страдал приступами нервного расстройства и в возрасте 33 лет совершил самоубийство, бросившись в лестничный пролёт (т.к. падение было с небольшой высоты, смерть наступила лишь после нескольких дней агонии). Писатель похоронен на «Литераторских мостках», музее-некрополе Санкт-Петербурга.

Гаршин дебютировал в 1877 году с рассказом «Четыре дня», сразу создавшим ему известность. В этом произведении ярко выражен протест против войны, против истребления человека человеком. Этому же мотиву посвящён целый ряд рассказов: «Денщик и офицер», «Аяслярское дело», «Из воспоминаний рядового Иванова» и «Трус».

2. Выразительное чтение сказки.

3. Анализ

1. История создания.

В.А. Фаусека, был эпизод на концерте А.Г.Рубинштейна, игравшего в доме поэта Я.П.Полонского. Гаршин заметил, как пианиста пожирал глазами «неприятного вида чиновный старик», похожий на жабу. Это и дало повод писателю рассказать детям о красоте человеческой души.

2. Тематику этого произведения определяют также сопоставления, как описания прекрасной розы, распустившейся в майское утро и описание старой жабы, сидящей между корней куста розы, т.е. - о прекрасном и уродливом (безобразном).

3. Проблематика: красота человеческой души.

4. Идейная направленность произведения заключается в том, что автор хотел передать детям любовь к прекрасному. В его сказке содержится аллегорически переданная борьба добра и зла, красота природы и человеческого сердца, подлинно высокие духом и «болотные» жители, играющие в подвиг.

5. Жанр-сказка.

6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях. Главная роль в произведении отведена резе - олицетворению прекрасного, и жабе - герой безобразный, вызывающий отвращение.

7. Характеристика центральных персонажей.

Роза - нежная, роскошная. «...Она распустилась в хорошее майское утро; ...она раскрывала свои лепестки, и, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Лучи солнца точно пронизывали ее тонкие лепестки розовым светом... Она не могла говорить; она могла только, склонив голову, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот аромат был её словами, слезами и молитвой...»

Жаба. «...А внизу, между корнями куста, на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная старая жаба, которая проохотилась целую ночь за червяками и мошками и под утро уселась отдыхать от трудов, выбрав местечко потенистее и посырее. Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону: ей было лень подвинуть ее к брюху. Она не радовалась ни утру, ни солнцу...»

Вася - мальчик лет семи, с большими глазами и большой головой на худеньком теле. Он любил цветник и любил читать приключенческие романы в этом цветнике.

Маша - его сестра - девушка, заботливая, сидит у изголовья больного брата, любит читать книги... «спасает» розу от жабы..

8. Сюжет. Развитие действий происходит в заброшенном цветнике - роза, жаба; и в комнате - умирающий мальчик, сестра, срезавшая в последующем цветок.

Основной конфликт. Безобразная жаба хочет съесть розу, т.е. зло хочет погубить прекрасное. Автор разворачивает события так, что прекрасное во имя добра, всегда побеждающая зло, спасает прекрасное (розу).

9. Пейзаж (описание цветника, вид из окна), портрет (описание мальчика), диалог розы и жабы («-Я тебя слопаю..»), интерьер в доме мальчика - все помогает нам проникнуться в то время действия и глубже ощутить смысл происходящего: переживания розы, отношение сестры к брату, желание жабы слопать розу, эмоции сестры и мальчика, доброту близких людей и т.д.....

10. Авторские описания и повествования позволяют глубже понять смысл произведения, и то, что писатель решил поставить рядом такие контрастные картины (описание розы (прекрасного) и жабы (безобразного)) очень уместно, я думаю, для того, чтобы читатель смог прочувствовать красоту человеческой души...

11. Композиция сюжета и отдельных образов.

12. «Сказка о жабе и розе» в творчестве В.М.Гаршина занимает не последнее место, так как это произведение он адресовал детям...

13. Творчество В.М.Гаршина было высоко оценено Л.Н.Толстым, И.С.Тургеневым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, А.П.Чеховым и другими писателями. Тургенев писал Гаршину: «Каждый стареющий писатель, искренне любящий своё дело, радуется, когда он открывает в себе наследников: Вы из их числа».

4. Беседа

Какие чувства у вас вызвала сказка? (Чувство грусти).
– Назовите главных героев сказки. (Роза, жаба, сестра, мальчик).
– Что вы можете сказать о розе? (Найдите в тексте).

Где росла роза?
– Какие чувства испытывает роза?
– О чем могла молиться роза?
– Какой цветник был?
– Давайте прочитаем про эти растения.
– Только что мы говорили о полном запустении цветника. (Цветник от разрушения стал нисколько не хуже. Он приобрел свою индивидуальность) .
– Каким он сейчас предстал перед вами?
– Что придало красоту и индивидуальность этому запустению?
– Что нового из сказки узнали о розе? (Роза цветет не более 3 дней – на 1 день растет и красуется – на 2 день распускается – на 3 день вянет)
– Какой вы представляете себе жабу?

Каким вы увидели мальчика?

Почему он любил такой заброшенный цветник?

Какие слова выбрала жаба для выражения своих чувств?
– Являются ли эти слова выражением чувств?
– Отчего роза содрогнулась?
– О чем пожалела роза в тот момент? (Что она прикреплена к стеблю и не может как вольные птички и свободные бабочки улететь от опасности).

Обратите внимание на то, как выражает жаба свое отношение к розе. (Она повторяет одни и те же слова. У нее бедная речь).
– Как автор показывает розу? (Бледное создание).
– Можно ли сравнить розу с кем-нибудь? (С мальчиком, его автор показывает бледным от болезни).
– Почему роза тогда «бледное создание»? (От страха).
– Какую смерть предпочла бы себе роза? (Чтобы принести кому-нибудь радость, даже срезанной – просто умереть после цветения, осыпав лепестки).

Есть ли у нее желание продолжать подъем к цветку еще раз? (Да, но желание набить брюхо пересилило желание добраться до розы).
– Что произошло с розой за прошедшую ночь? (Она забыла о враге. Распустилась и стала самым красивым цветком в цветнике).
– Принесла ли роза кому-нибудь радость? Сожалеет ли она о чем-либо? (Она принесла радость окружавшим ее птицам, бабочкам, пчелам, соловью. Она не может принести радость мальчику).

Что случилось с мальчиком?

Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом? (Роза почувствовала, что срезали ее не зря. Роза помогла мальчику, она сделала его счастливым. – Она принесла тишину и покой в этот дом).
– Что олицетворяет собой роза? (Свет, доброту, красоту).
– Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Среди всех цветов, выделили именно ее. Девушка поцеловала розу, слезинка упала со щеки девушки на розу).
– Можем ли мы сказать, что молитва розы осталась неуслышанной?(Нет, Господь исполнил просьбу розы принести пользу людям).
– Забыли ли розу после этого случая? (Нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые глядя на этот цветок вспоминали о мальчике, ушедшем от них).

5. Теория литературы.

V. Закрепление нового материала

1. Игра «Я – учитель» (дети сами составляют вопросы, на которые отвечают их одноклассники).

2. Словесное рисование.

Какую иллюстрацию к сказке вы бы нарисовали? (Самостоятельное создание микротекста на заданную тему).

Подведение итогов урока

1.Обобщение.

Добрые поступки, дела никогда не забываются, а остаются в памяти других людей на долгие годы. Лучше делать добро людям. Быть добрее, не портить красоту, всегда бороться со всем уродливым и злым

VI. Домашнее задание

Подготовить пересказ сказки.

Индивидуальное задание. Нарисовать иллюстрации к сказке.

Дополнительное задание ВУ : Написать сочинение – миниатюру на тему «Какой урок извлек я из сказки «Сказке о жабе и розе».

Дежурный учитель! (составить самостоятельную работу)

Список литературы

1. https://ru.wikipedia.org/wiki ВикипедиЯ. Гаршин, Всеволод Михайлович

2. Урок литературного чтения. В.М. Гаршин "Сказка о Жабе и розе". 4-й класс. Никишова Марина Вячеславовна, учитель начальных классов

3. Тема «Анализ произведения В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе»