Причины создания ордена доминиканцев. Доминиканцы. Последние годы жизни

Гянджа – второй по площади населенный пункт Азербайджана. Возможно поэтому, а может из-за гордого звания «культурной столицы», но мои ожидания оказались несколько завышенными. В культурном плане в Гяндже все отлично, однако создалось впечатление, что на фоне Баку город недополучает заслуженных нефтедолларов. За пределами центра все запущено и ободрано, что при доходах республики и богатстве столицы смотрится странно. Тем не менее, день, проведенный здесь, оказался интересным и насыщенным (надеюсь мои фотографии смогут передать это), и посещение этого города я могу смело рекомендовать тем, кто собирается в Азербайджан.
1.

Из аэропорта таксист привез меня в самый центр в отель «Гянджа». Отсюда я и начал свое знакомство с городом. «Гянджу» хоть и называют отелем, но внутри пока еще все на уровне средней областной гостиницы, хотя снаружи выглядит пафосно. Реально хороший отель в Гяндже принадлежит известной сети Рамада (в гостиницах этой сети я жил в Катаре, Дубае и в Москве), но цена там слишком высокая для такого города.
2. Здание с колоннами – мой отель.

Через дорогу от гостиницы главная площадь Гянджи им. Гейдара Алиева с длинным советским зданием Администрации.
3.

Если посмотреть направо, то можно увидеть памятник Алиеву, где-то за ним спрятан музей Алиева.
4.

5.

Реконструкцию площади только что завершили. Осталось нанести последние штрихи и расставить по городу новые урны, ожидающие своего часа рядом с памятником Алиеву. По уже опробованной традиции на старый безликий советский корпус здесь прилепили новый каменный фасад, разнообразив его всевозможными архитектурными элементами. Кто-то критикует такой подход, но однозначно можно сказать, что в таком виде советские хрущевки выглядят гораздо привлекательней. По такой же схеме велась реставрация центральных улиц Батуми, Кутаиси и Тбилиси.
6.

Поймал в кадр девушку в короткой юбке, но уже позже догадался, что это школьница – по характерному клетчатому материалу, из которого здесь делают школьную форму. Та же самая ткань используется для школьной формы и в Грузии. Причем, всё как в советское время: фасон можно выбрать самому, главное, чтобы была соблюдена цветовая гамма.
7.

Гянджа – древний город и есть несколько версий о времени его основания, самая распространенная из них гласит, что город основан в 859 году, а имя основателя – Мохаммад бен Халед из арабского рода Йазидидов. К слову, в тот момент он был амиром Тифлиса. Город был заложен как крепость для контроля и охраны Великого шелкового пути – её остатки были найдены на территории Старого города. Несколько столетий город рос и процветал, превратившись в важный культурный и экономический центр. В 11-м веке на Гянджу неоднократно нападали сельджуки, а в 12-м – грузины. В частности в 1139 году грузинский царь Деметре I (1125-1254 гг.) захватил город и в качестве трофея увез ворота Гянджи, одна из створок которых и по сей день хранится в монастыре Гелати. Позже здесь проходили войска татаро-монголов. Об этом периоде лучше всего сказал армянский историк Киракос Гандзакеци: Когда жители увидели, что город захвачен врагом, заперлись каждый в своём доме и подожгли свои жилища вместе с собой, чтобы только не попасть в руки врага; другие сожгли все, что можно было сжечь, оставшись сами [в живых]. При виде этого враги ещё более разъярились, пустили в ход мечи и всех предали мечу: и мужчин, и женщин, и детей. К концу 18-го века здесь существовало Гянджинское ханство, самостоятельность которого мешала России, вступившей в войну с Персией. Городская крепость была взята генералом Цициановым в январе 1804-го года, на ее стенах сложил голову правитель Джавад-хан, его ханство присоединено к Российской империи, а сама Гянджа в 1804 году была переименована в Елизаветполь (в честь императрицы Елизаветы Алексеевны - супруги Александра I). Такое название город проносил до 1918-го года, потом ему ненадолго вернули историческое название Гянджа, но уже в 1935-м году вновь переименовали в Кировабад (в честь Сергея Кирова). С 1989-го года Гянджа снова Гянджа. В советское время город стал вторым после Баку промышленным центром Азербайджана.
По левую руку от Администрации находится небольшая парковая зона, которая неожиданно заканчивается интересным историко-архитектурным комплексом 17 века, созданным Шейхом Бахауддином: Джума-мечеть (мечеть Шаха Аббаса), Чекяк-Хамам (средневековая баня) и караван-сарай.
8. Мавзолей Джавад-хана – новодел, останки правителя перенесли сюда с городского кладбища в 90-е годы.

Баня Чеяк-Хамам. На макушке больших куполов расположены полукупола, которые играли роль вентилятора: от них вентиляционные трубы расходились по пространству внутри стен, зимой там было жарко, а летом - прохладно. Баня отапливалась дровами. В подвале находилось два паровых котла. Пар подавался в залы по керамическим трубам, проходящим также в стенах и в полу бани. Эта уникальная система 400-летней бани идеально проработала до 1963 года. С 2002 года Чеяк-Хамам приобрел статус памятника культуры международного значения и сейчас находится под охраной ЮНЕСКО.
9.

Джума мечеть в Гяндже построена в 1606 году. Также часто называется «Мечеть шах Аббаса», так как была построена по поручению персидского шаха Аббаса I Великого в годы его правления. В 1776 году к зданию мечети были пристроены два минарета. Мечеть построена из традиционного для Гянджи красного кирпича. В 2008 году здание мечети было капитально отреставрировано. В ходе ремонтных работ были найдены вложенные в конверт старые российские царские купюры столетней давности.
10. Окно мечети:

11.

Стилизованный ларек, теперь в центре можно встретить только такие ларьки:
12.

От центра я свернул на второстепенные улочки и погрузился в неприкрытую городскую жизнь:
13. Множество торговцев лотерейными билетами напоминает о том, что люди здесь живут небогато. Бедняки всегда верят в счастливый случай.

14. Даже в престижном районе можно заметить дырки для труб печек-буржуек. Это значит, что не все могут позволить себе отапливаться газом.

15. Увидев эту вывеску, я испытал лёгкий когнитивный диссонанс:

16. Сколько же лет этим воротам, спрятавшимся в невзрачном переулке?

Гянджинцы:
17.

18.

19. Когда я спросил, можно ли вас сфотографировать, бабушка промолчала, а когда я сделал кадр, начала тыкать в мою сторону палкой и что-то недовольно говорить.

Улица Гусейна Джавида привела меня к одной из достопримечательностей Гянджи – бутылочному дому. На фасаде можно увидеть дату постройки здания – 1966 год. Из под карниза на прохожих смотрит портрет основателя дома Ибрагима Джафарова. Вопреки ожиданиям, дом не весь построен из бутылок, бутылки использованы скорее как декор, но смотрится все равно необычно.
20.

21.

Два красивых здания. Одно современное:
22.

А другое времен, когда Елизаветполь был уездным городом в составе Грузинско-Имеретийской губернии:
23.

Кинотеатр «Низами», похоже, довоенной постройки:
24.

Дома вокруг соответствующие:
25.

Вскоре я вышел к парку им. Джавад Хана (Xan Bagi или Ханский сад) – это большой облагороженный зеленый оазис в южной части города.
26.

27.

С одной из сторон парка можно встретить вот такой кусок стены, на котором написано, что это крепость Гянджа, 16-й век. На пояснительной табличке отмечается, что крепость четыреста лет назад имела протяженность 13,7 км при высоте 12 м. До наших дней сохранилась лишь маленькая часть, называемая Shirali Bay Tower. Сооружение это не понятное – если это кусок стены, то с какой стороны были бругие части? В общем, без хорошего экскурсовода понять что-то сложно, а в интернете даже постфактум информации не нашлось.
28.

Я вышел из парка в районе старого (еще царского) здания Азербайджанского Национального совета (красное на заднем плане), мое внимание привлекла необычная скульптура, я ее снял не меньше десятка раз, пытаясь подобрать хороший ракурс. Закончив с фотосъемкой, я пошел в сторону центра, но вскоре меня нагнал человек в гражданской одежде, который вежливо представился и спросил меня, что я снимал. Я ответил. Человек сказал, что здание за забором – это КГБ (ну или как оно там у них называется) и, к сожалению, он вынужден меня попросить удалить фотографии. Я что-то там поумничал на тему, что все это глупо, за что будь это в Москве давно бы уже получил по башке, но часть фотографий все же стер. Человек в черном поблагодарил и исчез. Его вежливость глубоко отложилась в моей памяти. Во-первых, приятно, когда представитель органов общается с тобой вежливо. Во-вторых, приятно, когда вежливо с тобой общается представитель органов, имеющих очень дурную репутацию среди путешественников.
29.

Еще один мини-парк (Cirtdan parki):
30.. Клуб ветеранов:

31.

32. Аттракционы:

Постепенно я вернулся к центру города. Неожиданно я оказался во дворе старого дома, получившего новый фасад с уличной стороны. Здесь можно было полюбоваться всей этой потемкинской деревней без прикрасс:
33.

Рядом в заброшенном кузове от Рафика обедали строители. Увидев меня, они пригласили разделить с ними трапезу. Очень кстати, кроме самолетной булки в этот день я еще ничего не ел.
34.

Центр Гянджи. Улица шаха Исмаила Хатаи. Здание государственной академии наук:
35.

Немного передохнув, я взял такси и попросил отвезти меня за город к мавзолею классика персидской поэзии Низами Гянджеви. Дорога проходит мимо военного полигона:
36.

И открытого всего год назад аллюминиевого завода:
37.

Низами Гянджеви, родившийся в 1141 году был одним из образованнейших людей своего времени. Всемирную известность он получил как автор «Хамсе» (Пятерицы), в которой были объединены пять поэм, отобразившие не только высокое мастерство пера поэта, но и его этические и философские взгляды. Большая часть лирики Низами посвящена любви. По сей день мавзолей остается местом паломничества. Усыпальница представляет собой современное монументальное сооружение цилиндрической формы из красного гранита, обтесанное на манер полукруглых граней. Внизу находится вход, кажущийся просто крохотным на фоне величия всей постройки. Имя Низами высечено золотом прямо над входом. Мавзолей построен в 1947-м году. (См. еще один вид.)
38.

К сожалению подойти близко к мавзолею не получилось, шли какие-то восстановительные работы, охранник отказался меня пустить даже за бакшиш. Пришлось возвращаться. На обратном пути на въезде в город снял вот такие ворота. Таксист сказал, что это новодел.
39.

Еще я попросил таксиста показать мне сохранившиеся здания армянских церквей, если таковые имеются в городе, он привез меня на старую армянскую улицу.
От Гянджи относительно недалеко до Нагорного Карабаха. Исторически город никогда не был заселен какой-то одной нацией. По данным на 1892 год, в Елисаветполе насчитывалось 25 758 жителей, из них татар-мусульман (азербайджанцев) 13 392, армян 10 524. В городе функционировали 13 мечетей, 6 армянских церквей и 2 русские православные церкви. Осенью 1905 года в городе произошли кровавые столкновения между армянами и азербайджанцами, называвшимися в то время татарами, в результате которых население разделилось: мусульмане сосредоточились на левом, армяне - на правом берегу реки. Межэтнические столкновения были и в 1918-1920 гг. После начала конфликта вокруг Нагорного Карабаха 21 ноября 1988 года в городе начались армянские погромы. Местные армяне, используя компактность проживания, организовали двухнедельную оборону. Усилиями Советской армии масштабное кровопролитие было прекращено, но армянское население было вынуждено покинуть город. При этом население города не уменьшилось, а наоборот выросло за счет азербайджанцев – беженцев из Нагорного Карабаха.
По дороге я услышал от таксиста рассказ о том, что во время карабахской войны некоторые местные жители помогали своим армянским друзьям покинуть город, а азербайджанские беженцы рассказывали ему о помощи, которую им оказали армяне. Такие же истории мне рассказывали когда-то и с «той стороны» линии фронта. На фоне открытой обоюдной ненависти эти небольшие (хотя, как сказать) проявления человечности, оставшиеся в памяти пострадавших с обоих сторон – единственное, что связывает две нации. Подрастает поколение, у которого таких воспоминаний уже нет…
Храм оказался во дворе какого-то учреждения. Дверь не поддавалась и я долго пытался открыть ее. На шум из здания напротив вышел мужчина, я спросил можно ли проникнуть в храм, Он ответил, что проблем не видит. Правда, после добавил, что это не армянский храм, а киприотский. «Ну-ну,» – подумалось мне.
40.

В храм я все же попал. Конечно, сейчас это всего лишь здание, с облезжими стенами и заваленное обвалившейся штукатуркой. Но надо отдать должное, что если здесь кто и гадит, то только голуби. Отмечу, что в городе еще есть церковь Святого Иоанна (Ованеса) , основанная в 1633 году и являющаяся в Гяндже одним из старейших зданий, но о ее существовании я узнал уже после поездки.
41.

Еще немного покатался по городу.
42. Расширять свою жилплощадь здесь можно до бесконечности.

43. Стелла в память о событиях 20 января 1990 года , когда войска Советской армии, подавляя митинги убили более ста человек.

44. Река Гянджачай, один из притоков Куры:

45. Плотина на реке. Все страшно замусорено:

46. Советский артефакт – мозаика на торце здания. Если бы авторы переусердствовали с советской символикой, то да наших дней она едва бы дотянула, а так вроде бы нейтральная картинка по сей день украшает город.

47. На улице Низами есть памятник этому поэту, вокруг него еще несколько каких-то памятных сооружений. У меня сначала разбежались глаза. Такое ощущение, что городские памятники собрали на одной площади. Интересное место. Особенно мне понравилось мозаичное панно.

48. Гянджинский государственный театр кукол расположен в здании немецкой церкви, построенной в позапрошлом веке:

49. Еще один памятник Низами возле гостиницы Капаз:

Я уже было решил, что изучил все, что только можно в этом славном городе и направлялся в сторону гостиницы, как неожиданно вышел на улочку Джавад-хана. И был приятно удивлен: настоящая пешеходная зона, с магазинчиками, кафешками, скамейками и прочими туристическими приятностями. Прогулка по этой улицей стала хорошим окончанием моего пребывания в Гяндже.
50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

___________________________________________________________________________
Бонус. Привычные нам слова, написанные латиницей выглядят забавно:
59.

60.

http://vartumashvili.com/ganja#sthash.5ysP3osU.dpuf
61.

За город, в котором встречаются такие трафареты, можно не волноваться.
62.

Гянджа – второй по величине город Азербайджана, центр исторической области Арран и древняя столица Гянджинского ханства, через которую следовали караваны Великого шелкового пути. Исторические памятники Гянджи – мавзолеи и мечети хранят память о персидском господстве, в то время как новые этапы в жизни города отражены в изящных скульптурах и музейных коллекциях. От других городов страны Гянджу выгодно отличает природа. Горизонт затмевают хребты Малого Кавказа, по склонам которых простерлись дубовые и буковые леса, через город торопливо бежит горная река, а улицы укрыты в тени многовековых деревьев-чинаров.

В наши Гянджа переживает второе рождение. Город облагораживают, восстанавливают парки и скульптуры, площади с фонтанами, возводят современные торгово-развлекательные комплексы и уютные рестораны, без которых город так и оставался бы музеем под открытым небом, а никак не местом для полноценного отдыха и знакомства скультурой Азербайджана.

Географическое положение

Гянджа – город в северо-западной части Азербайджана, являющийся центром историко-географической области Арран. Город располагается в 360 км к западу от Баку.

Гянджа лежит на Гянджинско-Казахской низменности, подле северо-восточных склонов Малого Кавказа. Из любой точки города видна гряда Муровдага с вершиной Гямыш. Гянджу делит на две части каменистое русло реки Гянджачай, принадлежащей бассейну Куры. К югу от города простерся Гейгельский заповедник с каменной стеной горы Кяпаз, озером Гейгель, воды которого имеют красивый сапфировый цвет.

Ландшафты в окрестностях города – холмистое предгорье, укрытые пологом трав. По склонам Малого Кавказа зеленой волной спускаются хвойные и широколиственные леса. Растительный мир в черте города – это субтропическая флора парков и скверов, фруктовые сады. Одним из символов Гянджи считаются чинары – деревья семейства платановых, более двух сотен лет украшающие улицы и бульвары города.

Климат

Климат Гянджи континентальный зоны полупустынь, характеризующийся высокими температурами и низкой влажностью.

Зима теплая и короткая. Средняя температура самого холодного месяца, января составляет 3,2 °С. Снежный покров не образуется, однако бывают осадки в виде снега.

Лето жаркое, солнечное и продолжительное. Средняя температура самого теплого месяца, июля, составляет 26,2 °С. При этом днем столбик термометра поднимается до значений в 30 °С и выше.

Среднегодовое количество осадков в Гяндже – 240 мм. Наибольшее их количество приходится на период с апреля по июнь.

Число часов солнечного сияния – порядка 2100-2200 в год.

Наиболее благоприятными периодами для отдыха в Гяндже считаются май-июнь и сентябрь-октябрь. В это время дневные температуры комфортные, на уровне 20-26 °С, а погода стоит ясная и солнечная.

Связь

Услуги сотовой связи и мобильного интернета в Гяндже предоставляют мобильные операторы «Bakcell», «Azercell» и «Azerfon». Сим-карты местных операторов можно приобрести в аэропорту или на железнодорожном вокзале, а также в салонах связи. В режиме международного роуминга действуют сим-карты российских операторов.

В некоторых кафе и ресторанах Гянджи, а также в большинстве курортных отелей предоставляют услугу бесплатного Wi-Fi доступа в интернет.

Телефонный код Гянджи – 22.
Для звонка из России следует набирать 8-994-22-номер абонента.

Население

По оценке 201 года в Гяндже проживает 322900 человек. Подавляющее большинство населения – азербайджанцы, также в городе проживают цахуры, лезгины, русские, курды, удины и татары.

Транспортная составляющая

Авиатранспорт . В Гяндже действует международный аэропорт, связанный прямыми авиарейсами с Москвой, Стамбулом и Баку. Аэропорт расположен всего в 7 км от центра города. Преодолеть это расстояние без труда можно на рейсовом автобусе, маршрутке или такси.

Порядка 350 км отделяет Гянджу от международного аэропорт Баку, который принимает воздушные суда из Москвы, Санкт-Петербург, Екатеринбурга, Новосибирска и других городов России, а также Минска, Тбилиси, Праги, Вены, Лондона, Милана и других европейских столиц. Чтобы добраться от аэропорта до Гянджи нужно сначала на рейсовом автобусе №116 или такси доехать до Баку, а оттуда на электропоезде или на междугороднем автобусе до Гянджи.

Железнодорожный транспорт . Непосредственно в черте города находится железнодорожный вокзал, однако на платформе делают остановку в основном пригородные поезда из Баку и поезда дальнего следования по маршруту Баку-Тбилиси.

Поезда из Москвы, Оренбурга, Тюмени, Ростова-на-Дону приходят на железнодорожный вокзал Баку. Из столицы в Гянджу курсируют междугородние автобусы и электрички.

Автотранспорт . В центральной части города располагается автовокзал, на который пребывают междугородние автобусы из Баку, а также пригородные автобусы, следующие из ближайших населенных пунктов.

Общественный транспорт Гянджи – автобусы и маршрутные такси, охватывающие все городские районы. Кроме того, по улицам города курсирует несколько пассажирских электромобилей. В Гяндже работают официальные и неофициальные таксисты, в среднем, поездка по городу стоит в пределах 2-3 манат.

Туризм

В Гяндже наибольшее развитие имеют такие сферы туризма как экскурсионный туризм и активный отдых.

Экскурсионный туризм . Именно древняя история города, средневековый комплекс Шейха Бахауддина, богатая коллекция Историко-краеведческого музея обусловили туристическую привлекательность Гянджи. В город приезжают туристы из Баку и других курортов Азербайджана, чтобы увидеть старинные мечети, мавзолеи и караван-сараи. Гянджа известен и как город, лежащий на Великом шелковом пути – средневековом торговом тракте, соединяющим Среднюю Азию и Средиземноморье. В наши дни ведется проект по возрождению Великого шелкового пути, в котором наряду с городами Китая, Средней Азии и Ирана принимает участие и Гянджа.

Город оплетают маршруты тематических экскурсий, а за его пределами пролегают экскурсии в Гейгельский заповедник и на курорт Нафталан. Кроме того, Гянджа – родина великого азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гянджеви, с именем которого связано множество проводимых в городе культурных мероприятий.

Активный отдых и эко-туризм в Гяндже взаимосвязаны. К югу от города лежит Гейгельский заповедник, главным украшением которого является озеро Гейгель. Воды высокогорного озера даже летом едва прогреваются до 17 °С, поэтому искупаться в них решится не каждый, зато туристам предлагают лодочные прогулки и прогулки верхом по туристическим тропам природного парка.

Оздоровительный отдых в Гяндже не самое приоритетное направление, так как всего в 50 км располагается знаменитый курорт Нафталан. Однако в городе действует санаторий, в котором реализованы лечебные программы с применением «лечебной нефти» – нафлатана, аппаратной физиотерапии и других методик курортной медицины. Кроме того, многие отели и гостиницы Гянджи рады предложить своим гостям такие оздоровительные процедуры как посещение хаммама или сауны, массаж, косметологические услуги.

Важные телефоны

Телефоны экстренных служб в Нафталане:

Достопримечательности

Гянджа – город многовековой историей, которому есть что показать даже искушенным путешественникам. При въезде в город туристов встречает мавзолей поэта Низами Гянджеви – высокое цилиндрическое здание из красного гранита. Над небольшим по сравнению с размерами мавзолея входом золотом высечено имя Низами. Под самым сводом здания находятся окна с пестрой мозаикой витражей. Строение окружают целые скульптурные композиции, иллюстрирующие сцены из произведений поэта. При мавзолее действует Театр поэзии.

В самом центре Гянджи находится ансамбль Шейха Бахауддина. В центре комплекса находится мечеть шаха Аббаса – приземистое здание из красного кирпича с массивными воротами и двумя высокими башнями минаретами. Окна мечети украшены узорными решетками-шебеке. На площади перед мечетью установлен фонтан и усыпальница защитника Гянджи – Джаватхана.

Рядом с мечетью расположена баня Чекяк-Хамам. Кирпичное здание представляет собой два соединяющихся зала с купольными крышами. Один предназначался для отдыха – в нем был фонтан и бассейн, другой – для купания. Уникальна система отопления бани – из паровых котлов по керамическим трубам тепло поступало во все помещения Чекяк-Хамам. Данная система исправно работала более четырех столетий вплоть до 1963 года. В наши дни баня является памятником истории всемирного значения и взята под охрану ЮНЕСКО.

Третье здание ансамбля Шейха Бахауддина – караван-сарай. Приземистое здание, также возведенное из красного кирпича с традиционными для восточной архитектуры сводчатыми окнами и открытым двором. Ныне караван-сарай занимает Храм знаний.

Немалый интерес представляют для гостей Гянджи и другие ее достопримечательности – единственный в городе православный храм, Александро-Невская церковь, возведенная в 1887 году в византийском стиле, немецкая кирха и армянская церковь Святого Ованеса, которая в наши дни выступает в качестве концертного зала.

За пределами Гянджи туристы могут посетить Гейгельский заповедник, известный как один из самых живописных природных уголков Азербайджана. Район горы Кяпаз нередко называют Семиозерьем – в результате разрушительного землетрясения, обломки горы образовали высокогорные озера Гейгель, Залигель, Аггель, Шамлыггель, Джейрангель, Ордакгель и Каратель. Над водоемами высятся горные хребты, поросшие густыми буковыми лесами, сменяемыми зарослями можжевельника и жимолости. По берегам озер бродят олень, рысь и косуля.

Досуг на курорте

Рестораны. В Гяндже действуют рестораны, кафе, кофейни и небольшие пекарни, предлагающие выпечку на вынос. В большинстве заведений подают блюда национальной кухни. Считается, что в Гяндже работают лучшие повара и именно здесь можно проникнуться кулинарными традициями Азербайджана.

Одно из самых популярных заведений города – ресторан «SahSarayi», стоящий на берегу реки. Заведение объединяет барную зону, несколько залов, каждый из которых выполнен в собственном стиле – в одних мягкий рассеянный свет и классические столики, в других – восточные диваны завешанные палантинами. К набережной ресторан выходит небольшим закрытым двориком с деревянными беседками и столиками. Всюду в виде украшений национальные музыкальные инструменты и предметы быта. В меню «Sah Sarayi» кебабы, бастурма, испеченные в тандыре лепешки, мясные бульоны, а также блюда международной кухни.

Наряду с азербайджанской кухней популярностью в Гянджи пользуются турецкие гастрономические традиции. Отведать суп из йогурта, пастуший салат, пилав и пахлаву можно в ресторане «Elegance».

Парки. Гянджа – зеленый город, здесь много парков, небольших скверов, прогулочных аллей и бульваров, укромных садов. Совсем недавно инфраструктуру города пополнил парк имени Гейдара Алиева, расположенный на западной окраине города. При входе в парк гостей встречает триумфальная арка, за которой тянется широкая аллея с зеленым ковром лужаек и стройными рядами уличных фонарей по бокам. По парку проложены велосипедные дорожки, работает пункт проката велосипедов, несколько детских каруселей.

Главный украшением Гянджи является Ханский сад или Хан Багы, являющийся одним из старейших в Азербайджане – парк был заложен еще в XVII веке. Ханский сад – очень красивое место. Аллеи парка обрамляют многовековые чинары, хранящие воспоминания о персидском владычестве, пальмы, ели. В ханском саду создана система каналов, по водам которых скользят изящные лебеди. Через небольшие родники дугой перекинуты мостики, повсюду установлены скульптуры – фигура девочки, кормящей лебедя, овитая плющом скульптура играющего на рояле музыканта. Есть в саду и площадка с колоннадой, летний театр и причудливой формы фонтаны.

Театры и кинотеатры. В Гяндже действует Государственный драматический театр и Театр кукол, расположенный в здании немецкой церкви позапрошлого века, а также Театр поэзии имени Низами, на сцене которого проходят спектакли по произведениям великого поэта и философа.

Согласно проекту развития города планируется строительство Гянджинской Государственной Филармонии.

Музеи. В центральной части города, в двухэтажном историческом особняке располагается Исторический музей Гянджи. Коллекция музея насчитывает свыше 30000 экспонатов, среди которых археологические находки, датируемые бронзовым веком, искусные изделия местных мастеров – керамическая расписная посуда, ювелирные украшения, миниатюры времен Гянджинского ханства.

Развлекательные и торговые центры. Самым крупным торгово-развлекательным центром в Гяндже является комплекс «Aura Park», объединивший магазины одежды и аксессуаров, ювелирные салоны, парфюмерные магазины, развлекательную зону ля детей с игровыми автоматами и лабиринтом, фуд-корт. Для туристов, несомненно, представляют интерес сувенирные лавки, в которых можно приобрести изделия местного фарфорового завода – сервизы расписанные в национальном стиле, а также шелковые платки и ковры, ювелирные изделия.

В кафе и ресторанах Гянджи по вечерам играет живая музыка, проходят дискотеки, концерты. При крупных городских отелях действуют досуговые центры, как правило, включающие танцзал, бильярдную и боулинг-клуб.

Парки аттракционов. Специализированных парков аттракционов в Гяндже нет. Детские карусели, горки, прокат электромобилей и велосипедов есть в нескольких городских парках.

Афиша

Гянджа, как культурный центр Западного Азербайджана, является местом проведения фестивалей, праздников, масштабных культурных и спортивных мероприятий. Ежегодно в городе проходит Международный фестиваль вина, в котором принимают участие виноделы из Франции, Германии, Италии, России, Молдовы и Грузии. В рамках мероприятия проходят дегустации, ярмарки, концертная программа и театрализованные представления.

Ареной праздничных мероприятий в дни празднования юбилеев Низами Гянджеви становится Театр поэзии при мавзолее азербайджанского поэта и философа. Программа мероприятий включает поэтические чтения, семинары, книжный форум и спектакли по произведениям Низами.

Кроме того, в Гяндже проводятся праздники граната и винограда, литературные форумы, приуроченные к праздничным датам, художественные выставки, фестивали искусств.

Динамика роста населения:

  • 1897 - 33,6 тыс.
  • 1939 - 99 тыс.
  • 1959 - 136 тыс.
  • 1972 - 195 тыс.
  • 2003 - 302 тыс.
  • 2004 - 320 тыс.
  • 2008 - 397 тыс.

Национальный состав: азербайджанцы составляют около 98% населения, русские, украинцы, татары и др. - 2%

История

Возникновение города
Как и другие города современного Азербайджана (Нахичевань, Шеки, Шемаха), Гянджа возникла как поселение благодаря своему благоприятному географическому расположению на пересечении древних караванных дорог.

Согласно анонимной «Истории Дербента», Гянджа была основана в 859 г. Мохаммадом бен Халедом бен Йазидом бен Мазьядомом из рода Йазидидов Ширвана, управлявших Адурбадганом, Арраном и Арменией во времена халифа аль-Мутавакиля, и так назван из-за находившейся там сокровищницы. Мохаммад как основатель Гянджи упомянут и в «Истории страны Алаунк» Мовсеса Каланкатуаци:

«Спустя еще два года пришел хазр патгос, человек беспощадный и свирепый, но и сдох в том же году. Но пришел сын его и покорил страну мечом, предал огню множество церквей, жителей взял в полон и ушел в Багдад. Затем он вновь пришел оттуда по царскому повелению и на средства казны построил в гаваре (округе) Аршакашен город Гандзак в двести девяносто пятом году (армянского летосчисления).»

В Гандзаке долгое время была резиденция католикоса Кавказской Албании (Агванка).

Одним из свидетельств возраста Гянджи можно считать мавзолей Джомард Гассаба, жившего в период правления четвертого Халифа Али ибн АбуТалиба (656-661). На древней территории города (Старая Гянджа) обнаружены остатки крепостных стен, башен, мостов (XII - начала XIII вв.). К северо-востоку от Старой Гянджи находится культовый комплекс Гёй-Имам (или Имамзаде: мавзолей XIV-XVII вв., обстроенный в XVII в. зданиями мечетей и гробниц). На территории города сохранились Джума-мечеть (1606, зодчий Бахааддин), купольные жилые дома (XVII-XVIII вв.).

В начале VII в и в VIII в. Восточное Закавказье неоднократно подвергалось набегам, в результате чего значительно пострадала и Гянджа. В первой половине VII в. Гянджа была разрушена персами, а во второй половине - арабами. В конце VII в. город был превращен в арену битв между арабами и хазарами.

Гянджа начинает играть важную роль в международной торговле, общественно-экономической и культурной жизни страны. В жизни города торговля и ремесло занимали важное место. Для развития ремесла здесь имелся экономический потенциал. Железные, медные, квасцовые и другие рудники, находящиеся недалеко от Гянджи, снабжали ремесленников сырьем.

По мере формирования Гянджи как столицы страны особое внимание уделяли и укреплению военной мощи города. Уже в этот период были построены крепостные стены, вырыты рвы.

В IX-X вв. в связи с ослаблением арабского халифата территория современного Азербайджана входила в феодальные государства Ширваншахов, Саджидов, Салларидов, Раввадидов.

В середине Х в. Гянджа, находившаяся под властью Саларидитов, стала столицей Шададитов. Во времена правления Фадлуна I (895-1030) Гянджа окрепла еще больше. Шаддадиды построили здесь крепость, дворцы, мосты, караван-сараи и начали чеканить деньги. Вокруг города построили новую, более прочную крепость.

В 1063 были созданы знаменитые врата Гянджи.

По мере превращения Гянджи в крупный центр расширялась и её территория, строились новые торгово-промышленные кварталы. Шёлк и изделия из него завоевали симпатии покупателей не только местных базаров, но и зарубежных. С 1918 г. город оказался в составе республики Азербайджан.

Турки-сельджуки
В середине ХI в. Азербайджан подвергся нашествиям сельджуков. После захвата Тебриза Тогрул I (1038-1068) в 1054 двинулся в сторону Гянджи. Повелитель Гянджи Шавир согласился стать вассалом Тогрул бека. Однако нашествия сельджуков не прекращались. В 70-е годы XI в. Фадлун III, правитель шададитов, видя бессмысленность войны, сдался, однако через некоторое время, воспользовавшись удобным моментом, вновь вернулся к власти. В 1086 г. сельджукский правитель Малик шах (1072-1092) послал своего полководца Бугая на Гянджу. Несмотря на ожесточённое сопротивление местного населения, сельджуки захватили город. Во время войны правитель Гянджи Фадлун III был пленён и, таким образом, был положен конец царствованию династии Шададитов, которые правили более 100 лет.

Правление Гянджой Малик шах возложил на своего сына Гияса ад-дина Тапара. Гияс ад-дин Мухаммед Тапар и после избрания его султаном (1105-1117) всё ещё оставался одним из основных резидентов сельджукских правителей Гянджи.

В первой половине XII в. Гянджа несколько раз подвергалась нашествиям грузин, в ответ на это сельджукские войска вторглись в Грузию и ограбили ее.

Другим событием, связанным с Гянджой, было огромной силы землетрясение, которое произошло 25 сентября 1139 года и разрушило город, который в связи с этим был перенесён в другое место. В результате землетрясения в этом районе образовался ряд завальных озёр - Гек-гель, Марал-гель, Джейран-гель, Ордек-гель, Залигелю, Аггель, Гарагель и Шамлыгель. Развалины древней Гянджи находятся в семи километрах от современного города, ниже по течению реки.

Воспользовавшись разрушением города и отсутствием правителя, грузинский царь Деметрий напал на город, захватили много трофеев и забрал с собой знаменитые врата Гянджи, которые поныне хранятся во дворе Келатского монастыря в Грузии.

С образованием государства атабеков (см. Иранский Азербайджан, Гянджа стала резиденцией атабекского правителя Аррана.

Начало XII-XIII вв. можно назвать периодом расцвета Гянджи - второй столицы государства Атабеков, ибо благодаря тому, что ее изделия стали известны далеко за пределами страны, она поднялась до уровня «матери Арранских городов». Ткань, которая изготовлялась здесь и называлась «гянджинский шелк», получила высокую оценку на рынках соседних стран и Среднего Востока.

Между Россией и Ираном
В XVIII в. Гянджа - центр Гянджинского ханства.

В конце 1803 г. против Гянджи вступил русский отряд князя П.Д. Цицианова (до 2 тыс. чел.). На требование Цицианова покориться Джавад-хан Гянджинский ответил отказом. На подступах к Гяндже он дал русским бой, но был разбит и бежал в крепость, потреяв 250 чел. убитыми; русские потеряли 70 чел.

3 января 1804 г. в 5 часов 30 минут утра войска Цицианова двумя колоннами пошли на приступ Гянджи. В штурме, помимо русских, участвовало до 700 азербайджанских ополченцев и добровольцев из других ханств - противников Джавад-хана. Гянджа представляла собой весьма мощную крепость. Ее окружали двойные стены (внешняя - глинобитная и внутренняя - каменная), высота которых достигала 8 метров. Стены были усилены 6 башнями. С третьей попытки русским удалось преодолеть стены и ворваться в крепость, при чем в бою на стенах погиб Джавад-хан. К полудню Гянджа была взята. Гянджинское ханство было присоединено к России, а сама Гянджа переименована в Елизаветполь (в честь императрицы Елизаветы Алексеевны - супруги Александра I.

Это привело к русско-иранской войне 1804-1813. Иранская армия в несколько раз превосходила численностью русское войско в Закавказье, но значительно уступала им в военном искусстве, боевой выучке и организации. Основные боевые действия происходили по обе стороны озера Севан на двух направлениях - эриванском и гянджинском, где проходили основные дороги на Тифлис (Тбилиси).

В октябре 1813 Иран был вынужден заключить Гюлистанский мирный договор, по которому признал присоединение к России Дагестана и Северного Азербайджана.

С 1868 Елизаветполь - центр Елизаветпольской губернии.

В 1883 связан железной дорогой с Баку, Тбилиси и Батуми.

XX век
По данным на 1892 год, в Гяндже насчитывалось 25758 жителей (из них татар-мусульман (азербайджанцев) 13392, армян 10524). В городе функционировали 13 мечетей, 6 армянских церквей и 2 русские православные церкви. Главная Мечеть Джумаа (Джаами Гянджи), построенная Шахом-Аббасом в 1620 г., увенчана огромным куполом и окружена многими кельями и помещениями для учащихся мусульман. Из церквей самая старая - церковь Сурб Ованес Мкртич (Св. Иоанна Крестителя) - 1633 г.; армянский собор высотой 20 м. был закончен в 1869 г.

В начале XX века в городе функционировали 6 армяно-апостольских церквей, 2 русские православные церкви и 13 мечетей. Из сохранившихся армянских апостольских церквей наиболее почтенный возраст имеет церковь святого Ованеса Мкртича, на южной стене которой под солнечными часами была высечена надпись, удостоверяющая, что при католикосе Ованесе в 1633 году построена сия церковь святого Ованеса Мкртича (Иоанна Крестителя).

Гянджа первой половины ХХ века - необыкновенно красивый город с широкими распланированными улицами, осеняемыми известными на всем Кавказе гянджинскими чинарами. Из-за развесистых многовековых гигантов со стволами в несколько человеческих обхватов выглядывала своеобразная архитектура домов. Дома в Гяндже были преимущественно двухэтажные, с обязательными арочными воротами, в которых вырезана арочной же формы калитка. Наличие приусадебных двориков также являлось обязательным атрибутом гянджинских домов. В садах росли практически все известные на Кавказе виды фруктов, но особенной славой пользовались гянджинские хурма и гранат.

Осенью 1905 г. в городе произошли кровавые столкновения между армянами и татарами (см. Армяно-татарская резня 1905-1906, в результате которых население разделилось: мусульмане сосредоточились на левом, армяне - на правом берегу реки. Межэтнические столкновения были и в 1918-1920 гг.

22 января 1918 у станции Шамхор, недалеко от Гянджи вооруженными бандами националистов были убиты и ранены тысячи солдат российской армии возвращавшихся с Кавказского фронта в Россию.

В июне 1918 Гянджу переехало из Тифлиса первое мусаватистское правительство Азербайджана, в частности, восстановившее историческое название города; оно находилось в Гяндже до сентября, когда переместилось во взятый турками Баку.

В ночь с 25 на 26 мая 1920 здесь был поднят мятеж мусаватистов, который был ликвидирован в течение недели.

В советское время Гянджа (Кировабад) превратилась во второй после Баку промышленный и культурный центр Азербайджана.

22 ноября 1988 г. в городе начались армянские погромы, сопроводжавшиеся настоящими сражениями на границах армянского квартала. После этого многотысячное этническое армянское население города было полностью эвакуировано в Армению, их дома и имущество - разграблены.

Климат

  • Среднегодовая температура - +13,4 C°
  • Среднегодовая скорость ветра - 2,5 м/с
  • Среднегодовая влажность воздуха - 68 %

Доминиканцы - орден братьев-проповедников (ordo fratrum praedicatorum), основанный святым Домиником в Тулузе, в 1216 году утвержден папой Гонорием III, предоставившим новому ордену ряд привилегий. Быстро распространился во Франции (здесь доминиканцы нередко назывались якобитами, потому что первое их местожительство было в Париже, при церкви святого Иакова), Испании и Италии. Важнейшим направлением деятельности доминиканцев было углубленное изучение теологии с целью подготовки грамотных проповедников. Центрами ордена стали Париж и Болонья - два крупнейших университетских города Европы.

На первом генеральном капитуле в Болонье, в 1220 году, доминиканский орден был объявлен нищенским: на его членов возложена обязанность отказаться от всяких имуществ и доходов и жить подаяниями. Это постановление соблюдалось не вполне, и в 1425 году было отменено папой Мартином V. Третий великий магистр ордена, святой Раймунд де Панне-форте, издал в 1238 году собрание его статутов.

Во главе ордена стоит избиравшийся сначала пожизненно, а потом на 6 лет великий магистр. В каждой стране есть провинциальный приор, в каждом отдельном общежитии, имеющем не менее 12 человек - конвентуальный приор. Над этими начальствующими лицами стоит капитул, т.е. общее собрание, созываемое каждые три года. Главная задача нового ордена состояла в миссионерской деятельности между неверными; но вместе с тем он ревностно занимался церковной проповедью и богословием. Альберт Великий и Фома Аквинский - замечательнейшие ученые, вышедшие из ордена; к нему же принадлежали Эккерд, Таулер, Савонарола, Викентий Бовэский.

При самом основании своем обратившиеся к помощи меча для борьбы против альбигойцев, доминиканцы продолжали быть внешними охранителями правоверия. Magister sacri palatii, всегда избиравшийся из доминиканцев, заведывал высшею цензурою. В 1233 году папа Григорий IX передал им инквизицию. В эпоху наибольшего процветания орден доминиканцев насчитывал до 150000 членов в 45 провинциях (из них II вне Европы) и 12 конгрегаций, под управлением самостоятельных генерал-викариев. Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности. На конец XIX столетия они существовали в Италии, Испании, Австрии, миссии их были в Америке и Ост-Индии.

Одежда доминиканцев состоит из белой рясы с белым капюшоном. Выходя на улицу, они надевают сверху черную мантию с черным капюшоном. Герб ордена изображает собаку, которая несет во рту горящий факел (отсюда и название их «Псы господни»), чтобы выразить двойное назначение ордена: охранять церковь от ереси и просвещать мир проповедью истины.

Женские доминиканские монастыри, числом до 300, на конец XIX столетия существовали в Италии, Австрии, Бельгии, Америке. Монахини занимались рукоделием. Одежда их белая, с черным плащом и вуалем. Значительнейшая из сестер этого ордена - святая Екатерина Сиенская.

Доминиканский орден имеет еще и третью ветвь. Сам Доминик основал под именем «Милиции Иисуса Христа» союз светских людей обоего пола для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству. После его смерти они стали называться братьями и сестрами «Покаяния святого Доминика». Они не произносят обетов, остаются в свете и по мере сил содействуют целям ордена.

На конец XX века в мире существуют 634 доминиканских монастыря, в которых находятся около 7000 монахов.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880

Большая советская энциклопедия. М. 1930, 1970 Советская историческая энциклопедия. М, 1970

В начале XIII века вместе со своим епископом, папскими легатами и двенадцатью аббатами цистерцианского ордена получивший хорошее богословское образование испанский каноник Доминик обсуждал в Лангедоке меры борьбы с альбигойцами. Он думал, что для успеха дела церкви необходимо усилить энергию и экстенсивность проповеди и соединить ее с апостольскою жизнью. Проповедники должны отказаться от большой свиты и внешнего блеска своей миссии; по примеру апостолов должны они скитаться с места на место и воздействовать на альбигойцев не только проповедью, но и апостольским образом жизни. Доминик не отрицал и других способов борьбы: истребления закоренелых еретиков и деятельности церковных судилищ, еще не переродившихся в инквизиционные, но уже посылавших на костер врагов церкви. Новый орден, мысль о котором зрела в уме Доминика, должен был стать новым могущественным орудием борьбы наряду с уже испытанными. Члены его противоставлялись в уме основателя проповедникам-альбигойцам как проповедники католической истины, словом, примером и молитвою побеждающие противников. Необходимые для достижения личной святости молитва, созерцание и аскеза, приспособленные к задачам борьбы, скитальчество и бедность должны быть соединены с глубоким и католическим знанием.

Два тулузских горожанина были первыми учениками Доминика. К ним примкнуло еще четверо. Архиепископ Тулузы и стоявший во главе крестоносного воинства, боровшегося с еретиками, граф Симон де Монфор оказали святому энергичное содействие. Осенью 1215 года Доминик появился на Латеранском соборе, надеясь получить от папы утверждение своего ордена. Еще ранее принявший под свое покровительство католических бедняков, Иннокентий III одобрил план Доминика, но, согласно с постановлением собора, запретившим основание новых орденов, предложил святому принять один из утвержденных уже уставов. Вернувшись в Тулузу, Доминик вместе с товарищами своими решил положить в основание своего ордена устав Августина, дополненный некоторыми постановлениями премонстранского, и, таким образом, сумел создать форму жизни, удобную для осуществления намеченных им задач. В том же 1216 году орден был утвержден папою Гонорием III.

Доминиканцы ближе стояли к традиционным монашеским формам жизни, чем минориты. Уже в 1216 году Доминик основал свой первый монастырь, за которым последовали другие. В этом первом монастыре (около Тулузы), служившем образцом для последующих, у каждого брата была своя келья, чем обеспечивалась возможность научных занятий. Жизнь не отличалась существенно от жизни августинцев или премонстрантов, и доминиканцы были такими же «уставными католиками». Но в соответствии с планом Доминика и отчасти под влиянием францисканства в 1220 году на общем соборе в Болонье было провозглашено отречение от всякой собственности, и орден вошел в число нищенствующих. Однако ввиду особенных задач ордена бедность не могла быть доведена до таких пределов, как у ранних миноритов. Для борьбы с еретиками и за догму церкви требовались знания. Для приобретения знаний - обучение братьев, немыслимое без относительной оседлости, без библиотек, трудно осуществимое без отдельных келий, предполагавших большой и благоустроенный монастырь, хотя бы и расположенный в центре города. Идеал добровольной нищеты и скитальчества приспособляется к целям ордена, смягчаясь, с одной стороны, приобретая значение орудия борьбы - с другой. Отсутствие безусловной оседлости и бродячесть способствовали расширению сферы деятельности ордена и необходимой для этого свободе передвижения доминиканских проповедников. Отсутствие личной и общей (в последнем случае только формальное) собственности придавало ордену удобоподвижность и сосредоточенность его на одной цели - заботе о душе ближних. Точно так же целям доминиканцев соответствовали и внесенные ими в жизнь каноников изменения. Отсутствие предписаний о необходимости физического труда позволяло посвятить более времени обучению братьев, аскеза и молчание содействовали внутренней подготовке проповедника. Существование монастырей, лишь формально примиримое с идеалом абсолютной бедности, сделало возможным систематическое обучение братьев и организацию преподавания. Позднее в каждом доминиканском монастыре была своя школа средней ступени, для завершения же образования служили введенные с 1248 года школы верхней ступени в Монпелье для Прованса, Болонье для Италии, Кельне для Германии и Оксфорде для Англии. Это делало ненужною посылку доминиканцев в университеты и возможным желательное направление преподавания. Организация самого преподавания была завершена общим собором 1259 года, на котором присутствовали такие светила доминиканской науки, как Альберт Великий и его ученик Фома Аквинский. Курс обучения, имевшего главною целью подготовку проповедников, был рассчитан на 6-8 лет. Первые два года посвящались философии, вторые два - основному богословию, церковной истории и праву. Последние два - углубленному изучению богословия, руководством для чего служила «Теологическая сумма» Фомы Аквинского. Наиболее способные ученики по окончании этого шестилетнего курса делались лекторами, а через семь лет магистрами. Через тринадцать лет, пройдя степень бакалавра, они могли стать магистрами богословия - высший сан ордена, рядом с которым стоит сан «общего проповедника», получаемый после успешной двадцатипятилетней проповеднической деятельности.

В первой четверти XIII века окончательно сложилась и организация ордена, развивавшаяся - что объясняется составом ордена - более планомерно и спокойно, чем миноритская. Подчиненные приорам монастыри объединялись в находящиеся под властью провинциалов провинции. Во главе ордена стоял избираемый провинциалами и особыми избирателями (по два на провинцию) пожизненный генеральный магистр, власть которого была ограничена ежегодным (позже каждые два года) генеральным собором, причем законодательная инициатива собора была умеряема необходимостью для действенности той или иной меры принятия ее последовательно тремя соборами. Состав ордена не вполне однороден: наряду с братьями-клириками существовали еще братья-миряне. И это естественно сложившееся и у францисканцев деление обеспечивало деление функций внутри ордена и, следовательно, возможность для клириков, возложивших все материальные заботы на мирян, всецело отдаться своей ученой и проповеднической деятельности.

Л.П.Карсавин. Монашество в средние века. СПб, 1912

Когда в 1221 году Доминик, в качестве генерала, председательствовал на 2-м общем собрании ордена в Болонье, орден уже насчитывал 60 монастырей и был разделен на 8 провинций - Испанию, Прованс, Францию, Англию, Германию, Венгрию, Ломбардию и Романью.

Мнение, что Доминик был основателем инквизиции и первым генерал-инквизитором, неразрывно связано с католической традицией; его подтвердили все историки ордена и все понегиристы инквизиции; оно было санкционировано Сикстом V в булле Invictarum, а чтобы устранить всякое сомнение, приводят буллу Иннокентия III, возлагающую на Доминика обязанности генерал-инквизитора. Но мы можем сказать, что ни одно церковное предание не покоится на более шатком основании. Несомненно, Доминик лучшие годы своей жизни посвятил борьбе с еретиками. Вполне достоверно также, что он как и все остальные ревностные миссионеры того времени, если не удавалось ему убедить еретика, с радостью являлся у пылающего костра. Но в этом он не отличался от других фанатиков, и он не сделал никакой особой попытки организовать правильное преследование. Мы видим, что только через 10 лет после его смерти можно говорить о папской инквизиции как о правильном учреждении.

Не менее страдает преувеличением и легендарным характером утверждение, что организация инквизиции и ее упрочение было делом одного ордена.

В сущности Рим никогда не возлагал официально на доминиканцев инквизиторских обязанностей. Не было также, говоря строго, никакого официального постановления об учреждении инквизиции. Доминиканцы были только наиболее подходящим и лучше подготовленным орудием для розыска скрывающихся еретиков, тем более, что их главной обязанностью была проповедь и обращение. Когда же обращение отступило на второй план, а на первый план стало преследование, то не менее полезными оказались и францисканцы, которые разделили с доминиканцами сомнительную честь и все труды по организации инквизиции.

Г.Ч.Ли. История инквизиции в средние века в 2 томах. СПб, 1911

Далее читайте:

Папы римские и антипапы (по векам в хронологическом порядке):| I-IV | V-IX | X-XIV | XV-XIX | XIX-XXI |

Латинские религиозные термины (краткий фразеологический словарь).

Каждую монашескую общину - конвентуальный приор. Они несут ответственность перед общим собранием - конвентуальным, провинциальным или генеральным капитулом .

Доминиканский орден имеет третью ветвь - терциариев , людей приносящих обеты, но остающихся в миру и живущих духовной жизнью ордена. Сам Доминик основал, под именем «Ополчения Иисуса Христа», союз светских людей обоего пола, для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству.

Девиз ордена - «Восхвалять, благословлять, проповедовать» (лат. Laudare, Benedicere, Praedicare )

История

Символика и облачение

Герб ордена изображает собаку, которая несёт в пасти горящий факел (этим, и созвучностью с лат. Domini canes , обусловлено распространение неофициального названия ордена «Псы Господни»), чтобы выразить двойное назначение ордена: преданно охранять веру Церкви от ереси и просвещать мир проповедью Божественной Истины.

Облачение (хабит) - белая туника, кожаный пояс с чётками, белый скапулярий, белая пелерина с капюшоном и чёрный плащ с чёрной пелериной с капюшоном.

Святые и блаженные доминиканцы

  • Св. Доминик (1170-1221) - основатель ордена проповедников
  • Св. Раймунд де Пеньяфорт (1175-1275) - богослов и канонист
  • Св. Яцек (Гиацинт) Одровонж (1183/1185-1257) - миссионер, согласно преданию, достигавший в ходе миссии берегов Днепра (г. Киева)
  • Св. Альберт Великий (ок. 1193-1280) - философ -схоласт , богослов
  • Св. Фома Аквинский (1225/1226-1274) - средневековый философ и богослов
  • Бл. Иннокентий V (ок. 1225-1276) - папа римский
  • Св. Маргарита Венгерская (1242-1270) - принцесса из династии Арпадов
  • Бл. Бенедикт XI (1240-1304) - папа римский
  • Бл. Генрих Сузо (1295/1297-1366) - поэт и философ-мистик
  • Св. Екатерина Сиенская (1347-1398) - Учитель Церкви , терциарка
  • Св. Викентий Феррер (1350-1419) - философ, богослов и проповедник
  • Бл. Фра Анджелико (1400-1455) - выдающийся художник эпохи Раннего Возрождения
  • Св. Пий V (папа римский) (1504-1572) - папа римский
  • Св. Мартин де Поррес (1579-1639) - врач, первый темнокожий американец, канонизированный католической церковью (в 1962г).

Известные доминиканцы

  • Аудифреди, Джиамбаттиста (1714 −1794) - астроном и библиограф
  • Винсент из Бове (1190-1264) - теолог, энциклопедист, философ и педагог
  • Маргарета Эбнер - (ок. 1291-1351) - визионерка и мистическая писательница
  • Майстер Экхарт (1260-1328) - теолог и философ, один из крупнейших христианских мистиков
  • Иаков Ворагинский (1230-1298) - духовный писатель
  • Петрус де Дация (1235-1289)- первый шведский писатель
  • Андре де Лонжюмо (XIII век) - дипломат
  • Иоганн Таулер (1300-1361) - мистик и проповедник
  • Томас Торквемада (1420-1498) - первый великий инквизитор Испании
  • Якоб Шпренгер (1436-1495) - считается соавтором книги «Молот ведьм »
  • Феликс Фабер (1441-1502) - путешественник, историк
  • Джироламо Савонарола (1452-1498) - флорентийский проповедник и общественный реформатор
  • Иоганн Тецель (ок. 1465-1519) - приобрел известность распространением индульгенций , выступил с опровержением 95 тезисов Лютера
  • Антонио де Монтесинос (англ. Antonio de Montesinos (Dominican friar) ) - монах, который был первым из духовенства, публично осудившим все формы порабощения коренных народов Америки.
  • Педро де Кордова (англ. Pedro de Cordova ) (1460-1525) - приор доминиканского монастыря, который поддерживал деятельность Лас Касаса и Монтесиноса
  • Фра Бартоломео (1469-1517) - художник, один из представителей флорентийской школы живописи
  • Бартоломе де Лас Касас (1484-1566) - защитник прав индейцев, противник рабства; епископ
  • Себастьян де Фуэнлеаль (ок. 1490-1547) - епископ Санто-Доминго , исполнял обязанности председателя Второй Аудиенсии
  • Луис де Гранада (1504-1588) - богослов и один из великих мистиков Испании
  • Гашпар да Круш (ок. 1520-1570) - миссионер, автор первой европейской книги о Китае
  • Луис де Леон (1528-1591) - поэт-мистик, религиозный писатель, переводчик священных текстов и литературных сочинений
  • Джордано Бруно (1548-1600) - учёный и поэт, позднее ушёл из ордена
  • Жак Клеман (1565-1589) - убийца французского короля Генриха III Валуа
  • Томазо Кампанелла (1568-1639) - философ, писатель-утопист
  • Бенедикт XIII (1649-1730) - папа римский
  • Жан Батист Лаба (1663-1738) - миссионер и путешественник
  • Анри-Доминик Лакордер (1802-1861) - писатель и богослов, много сделавший для возрождения Ордена в 19 веке
  • Мари-Жозе Лагранж (1855-1938) - богослов
  • Анна Ивановна Абрикосова (1882-1936) - активистка русского католического движения, настоятельница московской общины доминиканцев-терциариев
  • Конгар, Ив (Congar, Yves) (1904-1995) - французский католический теолог, представитель «новой теологии» (Nouvelle théologie); один из экспертов Второго Ватиканского собора .
  • Жорж-Доминик Пир (1910-1969) - лауреат Нобелевской премии мира ()
  • Бруно Хуссар (1911-1996) - основатель Неве-Шалом (Оазис Мира)
  • Луго, Бернардо де - лингвист, составитель первой грамматики языка чибча -муисков.
  • Марсель Дюбуа (1920-2006) - богослов, преподаватель Еврейского университета в Иерусалиме , настоятель ивритоязычной католической общины.
  • Жорж Коттье (1922) - кардинал, теолог и философ
  • Наталья Леонидовна Трауберг (1928-2009) - терциарка, переводчик и публицист
  • Кристоф Шёнборн (1945) - кардинал, архиепископ Венский, теолог

См. также

  • Папский университет святого Фомы Аквинского (Ангеликум)

Напишите отзыв о статье "Доминиканцы"

Примечания

Литература

  • Анри Лакордер.
  • Lacordaire. Memoire pour le retablissement de l’ordre des Freres precheurs. 1840.
  • Danzas. Etude sur les temps primitifs de l’ordre de St. Dominique. Пар., 1874-1875.
  • Douais. Essai sur l’organisation des etudes dans lordre des Freres precheurs etc. 1884.

Ссылки

  • (англ.) (исп.) (фр.)
  • (укр.)
  • (рус.) на hrono.info

Отрывок, характеризующий Доминиканцы

– Нет, это не может быть! – проговорил он вслух. Не в силах сидеть на месте, он с письмом в руках, читая его. стал ходить по комнате. Он пробежал письмо, потом прочел его раз, другой, и, подняв плечи и разведя руками, он остановился посреди комнаты с открытым ртом и остановившимися глазами. То, о чем он только что молился, с уверенностью, что бог исполнит его молитву, было исполнено; но Николай был удивлен этим так, как будто это было что то необыкновенное, и как будто он никогда не ожидал этого, и как будто именно то, что это так быстро совершилось, доказывало то, что это происходило не от бога, которого он просил, а от обыкновенной случайности.
Тот, казавшийся неразрешимым, узел, который связывал свободу Ростова, был разрешен этим неожиданным (как казалось Николаю), ничем не вызванным письмом Сони. Она писала, что последние несчастные обстоятельства, потеря почти всего имущества Ростовых в Москве, и не раз высказываемые желания графини о том, чтобы Николай женился на княжне Болконской, и его молчание и холодность за последнее время – все это вместе заставило ее решиться отречься от его обещаний и дать ему полную свободу.
«Мне слишком тяжело было думать, что я могу быть причиной горя или раздора в семействе, которое меня облагодетельствовало, – писала она, – и любовь моя имеет одною целью счастье тех, кого я люблю; и потому я умоляю вас, Nicolas, считать себя свободным и знать, что несмотря ни на что, никто сильнее не может вас любить, как ваша Соня».
Оба письма были из Троицы. Другое письмо было от графини. В письме этом описывались последние дни в Москве, выезд, пожар и погибель всего состояния. В письме этом, между прочим, графиня писала о том, что князь Андрей в числе раненых ехал вместе с ними. Положение его было очень опасно, но теперь доктор говорит, что есть больше надежды. Соня и Наташа, как сиделки, ухаживают за ним.
С этим письмом на другой день Николай поехал к княжне Марье. Ни Николай, ни княжна Марья ни слова не сказали о том, что могли означать слова: «Наташа ухаживает за ним»; но благодаря этому письму Николай вдруг сблизился с княжной в почти родственные отношения.
На другой день Ростов проводил княжну Марью в Ярославль и через несколько дней сам уехал в полк.

Письмо Сони к Николаю, бывшее осуществлением его молитвы, было написано из Троицы. Вот чем оно было вызвано. Мысль о женитьбе Николая на богатой невесте все больше и больше занимала старую графиню. Она знала, что Соня была главным препятствием для этого. И жизнь Сони последнее время, в особенности после письма Николая, описывавшего свою встречу в Богучарове с княжной Марьей, становилась тяжелее и тяжелее в доме графини. Графиня не пропускала ни одного случая для оскорбительного или жестокого намека Соне.
Но несколько дней перед выездом из Москвы, растроганная и взволнованная всем тем, что происходило, графиня, призвав к себе Соню, вместо упреков и требований, со слезами обратилась к ней с мольбой о том, чтобы она, пожертвовав собою, отплатила бы за все, что было для нее сделано, тем, чтобы разорвала свои связи с Николаем.
– Я не буду покойна до тех пор, пока ты мне не дашь этого обещания.
Соня разрыдалась истерически, отвечала сквозь рыдания, что она сделает все, что она на все готова, но не дала прямого обещания и в душе своей не могла решиться на то, чего от нее требовали. Надо было жертвовать собой для счастья семьи, которая вскормила и воспитала ее. Жертвовать собой для счастья других было привычкой Сони. Ее положение в доме было таково, что только на пути жертвованья она могла выказывать свои достоинства, и она привыкла и любила жертвовать собой. Но прежде во всех действиях самопожертвованья она с радостью сознавала, что она, жертвуя собой, этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, которого она любила больше всего в жизни; но теперь жертва ее должна была состоять в том, чтобы отказаться от того, что для нее составляло всю награду жертвы, весь смысл жизни. И в первый раз в жизни она почувствовала горечь к тем людям, которые облагодетельствовали ее для того, чтобы больнее замучить; почувствовала зависть к Наташе, никогда не испытывавшей ничего подобного, никогда не нуждавшейся в жертвах и заставлявшей других жертвовать себе и все таки всеми любимой. И в первый раз Соня почувствовала, как из ее тихой, чистой любви к Nicolas вдруг начинало вырастать страстное чувство, которое стояло выше и правил, и добродетели, и религии; и под влиянием этого чувства Соня невольно, выученная своею зависимою жизнью скрытности, в общих неопределенных словах ответив графине, избегала с ней разговоров и решилась ждать свидания с Николаем с тем, чтобы в этом свидании не освободить, но, напротив, навсегда связать себя с ним.
Хлопоты и ужас последних дней пребывания Ростовых в Москве заглушили в Соне тяготившие ее мрачные мысли. Она рада была находить спасение от них в практической деятельности. Но когда она узнала о присутствии в их доме князя Андрея, несмотря на всю искреннюю жалость, которую она испытала к нему и к Наташе, радостное и суеверное чувство того, что бог не хочет того, чтобы она была разлучена с Nicolas, охватило ее. Она знала, что Наташа любила одного князя Андрея и не переставала любить его. Она знала, что теперь, сведенные вместе в таких страшных условиях, они снова полюбят друг друга и что тогда Николаю вследствие родства, которое будет между ними, нельзя будет жениться на княжне Марье. Несмотря на весь ужас всего происходившего в последние дни и во время первых дней путешествия, это чувство, это сознание вмешательства провидения в ее личные дела радовало Соню.
В Троицкой лавре Ростовы сделали первую дневку в своем путешествии.
В гостинице лавры Ростовым были отведены три большие комнаты, из которых одну занимал князь Андрей. Раненому было в этот день гораздо лучше. Наташа сидела с ним. В соседней комнате сидели граф и графиня, почтительно беседуя с настоятелем, посетившим своих давнишних знакомых и вкладчиков. Соня сидела тут же, и ее мучило любопытство о том, о чем говорили князь Андрей с Наташей. Она из за двери слушала звуки их голосов. Дверь комнаты князя Андрея отворилась. Наташа с взволнованным лицом вышла оттуда и, не замечая приподнявшегося ей навстречу и взявшегося за широкий рукав правой руки монаха, подошла к Соне и взяла ее за руку.
– Наташа, что ты? Поди сюда, – сказала графиня.
Наташа подошла под благословенье, и настоятель посоветовал обратиться за помощью к богу и его угоднику.
Тотчас после ухода настоятеля Нашата взяла за руку свою подругу и пошла с ней в пустую комнату.
– Соня, да? он будет жив? – сказала она. – Соня, как я счастлива и как я несчастна! Соня, голубчик, – все по старому. Только бы он был жив. Он не может… потому что, потому… что… – И Наташа расплакалась.
– Так! Я знала это! Слава богу, – проговорила Соня. – Он будет жив!
Соня была взволнована не меньше своей подруги – и ее страхом и горем, и своими личными, никому не высказанными мыслями. Она, рыдая, целовала, утешала Наташу. «Только бы он был жив!» – думала она. Поплакав, поговорив и отерев слезы, обе подруги подошли к двери князя Андрея. Наташа, осторожно отворив двери, заглянула в комнату. Соня рядом с ней стояла у полуотворенной двери.
Князь Андрей лежал высоко на трех подушках. Бледное лицо его было покойно, глаза закрыты, и видно было, как он ровно дышал.
– Ах, Наташа! – вдруг почти вскрикнула Соня, хватаясь за руку своей кузины и отступая от двери.
– Что? что? – спросила Наташа.
– Это то, то, вот… – сказала Соня с бледным лицом и дрожащими губами.
Наташа тихо затворила дверь и отошла с Соней к окну, не понимая еще того, что ей говорили.
– Помнишь ты, – с испуганным и торжественным лицом говорила Соня, – помнишь, когда я за тебя в зеркало смотрела… В Отрадном, на святках… Помнишь, что я видела?..
– Да, да! – широко раскрывая глаза, сказала Наташа, смутно вспоминая, что тогда Соня сказала что то о князе Андрее, которого она видела лежащим.
– Помнишь? – продолжала Соня. – Я видела тогда и сказала всем, и тебе, и Дуняше. Я видела, что он лежит на постели, – говорила она, при каждой подробности делая жест рукою с поднятым пальцем, – и что он закрыл глаза, и что он покрыт именно розовым одеялом, и что он сложил руки, – говорила Соня, убеждаясь, по мере того как она описывала виденные ею сейчас подробности, что эти самые подробности она видела тогда. Тогда она ничего не видела, но рассказала, что видела то, что ей пришло в голову; но то, что она придумала тогда, представлялось ей столь же действительным, как и всякое другое воспоминание. То, что она тогда сказала, что он оглянулся на нее и улыбнулся и был покрыт чем то красным, она не только помнила, но твердо была убеждена, что еще тогда она сказала и видела, что он был покрыт розовым, именно розовым одеялом, и что глаза его были закрыты.
– Да, да, именно розовым, – сказала Наташа, которая тоже теперь, казалось, помнила, что было сказано розовым, и в этом самом видела главную необычайность и таинственность предсказания.
– Но что же это значит? – задумчиво сказала Наташа.
– Ах, я не знаю, как все это необычайно! – сказала Соня, хватаясь за голову.
Через несколько минут князь Андрей позвонил, и Наташа вошла к нему; а Соня, испытывая редко испытанное ею волнение и умиление, осталась у окна, обдумывая всю необычайность случившегося.
В этот день был случай отправить письма в армию, и графиня писала письмо сыну.
– Соня, – сказала графиня, поднимая голову от письма, когда племянница проходила мимо нее. – Соня, ты не напишешь Николеньке? – сказала графиня тихим, дрогнувшим голосом, и во взгляде ее усталых, смотревших через очки глаз Соня прочла все, что разумела графиня этими словами. В этом взгляде выражались и мольба, и страх отказа, и стыд за то, что надо было просить, и готовность на непримиримую ненависть в случае отказа.
Соня подошла к графине и, став на колени, поцеловала ее руку.
– Я напишу, maman, – сказала она.
Соня была размягчена, взволнована и умилена всем тем, что происходило в этот день, в особенности тем таинственным совершением гаданья, которое она сейчас видела. Теперь, когда она знала, что по случаю возобновления отношений Наташи с князем Андреем Николай не мог жениться на княжне Марье, она с радостью почувствовала возвращение того настроения самопожертвования, в котором она любила и привыкла жить. И со слезами на глазах и с радостью сознания совершения великодушного поступка она, несколько раз прерываясь от слез, которые отуманивали ее бархатные черные глаза, написала то трогательное письмо, получение которого так поразило Николая.

На гауптвахте, куда был отведен Пьер, офицер и солдаты, взявшие его, обращались с ним враждебно, но вместе с тем и уважительно. Еще чувствовалось в их отношении к нему и сомнение о том, кто он такой (не очень ли важный человек), и враждебность вследствие еще свежей их личной борьбы с ним.
Но когда, в утро другого дня, пришла смена, то Пьер почувствовал, что для нового караула – для офицеров и солдат – он уже не имел того смысла, который имел для тех, которые его взяли. И действительно, в этом большом, толстом человеке в мужицком кафтане караульные другого дня уже не видели того живого человека, который так отчаянно дрался с мародером и с конвойными солдатами и сказал торжественную фразу о спасении ребенка, а видели только семнадцатого из содержащихся зачем то, по приказанию высшего начальства, взятых русских. Ежели и было что нибудь особенное в Пьере, то только его неробкий, сосредоточенно задумчивый вид и французский язык, на котором он, удивительно для французов, хорошо изъяснялся. Несмотря на то, в тот же день Пьера соединили с другими взятыми подозрительными, так как отдельная комната, которую он занимал, понадобилась офицеру.
Все русские, содержавшиеся с Пьером, были люди самого низкого звания. И все они, узнав в Пьере барина, чуждались его, тем более что он говорил по французски. Пьер с грустью слышал над собою насмешки.
На другой день вечером Пьер узнал, что все эти содержащиеся (и, вероятно, он в том же числе) должны были быть судимы за поджигательство. На третий день Пьера водили с другими в какой то дом, где сидели французский генерал с белыми усами, два полковника и другие французы с шарфами на руках. Пьеру, наравне с другими, делали с той, мнимо превышающею человеческие слабости, точностью и определительностью, с которой обыкновенно обращаются с подсудимыми, вопросы о том, кто он? где он был? с какою целью? и т. п.
Вопросы эти, оставляя в стороне сущность жизненного дела и исключая возможность раскрытия этой сущности, как и все вопросы, делаемые на судах, имели целью только подставление того желобка, по которому судящие желали, чтобы потекли ответы подсудимого и привели его к желаемой цели, то есть к обвинению. Как только он начинал говорить что нибудь такое, что не удовлетворяло цели обвинения, так принимали желобок, и вода могла течь куда ей угодно. Кроме того, Пьер испытал то же, что во всех судах испытывает подсудимый: недоумение, для чего делали ему все эти вопросы. Ему чувствовалось, что только из снисходительности или как бы из учтивости употреблялась эта уловка подставляемого желобка. Он знал, что находился во власти этих людей, что только власть привела его сюда, что только власть давала им право требовать ответы на вопросы, что единственная цель этого собрания состояла в том, чтоб обвинить его. И поэтому, так как была власть и было желание обвинить, то не нужно было и уловки вопросов и суда. Очевидно было, что все ответы должны были привести к виновности. На вопрос, что он делал, когда его взяли, Пьер отвечал с некоторою трагичностью, что он нес к родителям ребенка, qu"il avait sauve des flammes [которого он спас из пламени]. – Для чего он дрался с мародером? Пьер отвечал, что он защищал женщину, что защита оскорбляемой женщины есть обязанность каждого человека, что… Его остановили: это не шло к делу. Для чего он был на дворе загоревшегося дома, на котором его видели свидетели? Он отвечал, что шел посмотреть, что делалось в Москве. Его опять остановили: у него не спрашивали, куда он шел, а для чего он находился подле пожара? Кто он? повторили ему первый вопрос, на который он сказал, что не хочет отвечать. Опять он отвечал, что не может сказать этого.