Кто родился в 1 году нашей эры. Смотреть что такое "1 год до н. э." в других словарях. Люди начали осваивать современные книги

«Вследствие излишества в пище и сладкопитании (стакан чаю сладкого с сухими кренделями на пароходе «Любезный») и сна на пароходе я удобно подвергся искушению раздражения на ездившую со мной Веру Ивановну…».

Поэтому нельзя недооценивать опасность этой страсти для души. В этой статье коснёмся объедения.

Мы всё время суетимся, спешим куда-то. Поэтому зачастую приём пищи происходит у нас очень быстро: проглотив, например, с утра тарелку каши за 3 минуты и запив чаем, побежали дальше. Но зато вечером, придя с работы, мы можем позволить себе посидеть за столом подольше…

Приведу высказывание преподавателя биохимии медицинского училища о правильном пищеварении:

«Для того, чтобы происходило хоть какое-то пищеварение, еду необходимо тщательно пережёвывать около 32 раз. Употребление жидкости должно происходить не ранее, чем через 30 минут после приёма пищи.»

А теперь давайте припомним, сколько раз мы пережёвываем каждый кусочек блюда? Честно отвечу за себя: в основном, не более 3-5 раз, особенно при спешке. И почему-то, мне думается, так у многих.

Почему же нужно долго пережёвывать еду?

Во-первых, процесс пищеварения начинается уже во рту: еда обрабатывается нужными ферментами. Ввиду этого, даже картофельное пюре и супы необходимо хорошо пережёвывать.

Во-вторых, пища должна стать хорошо измельчённой перед поступлением в желудок.

В-третьих, когда мы тщательно пережёвываем, сигнал о насыщении успевает поступить в мозг прежде, чем мы переели. Часто случается, что человек наскоро заглатывает большое количество пищи, а всё продолжает ощущать голод, затем встает из-за стола и чувствует тяжесть в желудке — объелся. Просто информация о насыщении не успела добежать до места обработки. Вот так и получается, что мы переедаем и переедаем.

Далее о традиции попить чаю после завтрака/обеда/ужина. Мало того, что мы жадно заглотили еду и уже ощущаем тяжесть, но ведь традиция же — надо попить чаю. В результате мы ещё больше растягиваем свой многострадальный желудок, влив в него жидкость. В следующий раз нам потребуется больше пищи… Кроме этого, мы изрядно разбавляем желудочный сок, необходимый для переваривания еды, тем самым нарушая пищеварение. И так день за днём!

Надо сказать, что при нарушении пищеварения в кишечнике начинаются процессы брожения, вызывающие дискомфортные состояния (например, метеоризм). Подобная длительная «атака» на желудочно-кишечный тракт способствует развитию многих заболеваний последнего.

Как выйти из этого замкнутого круга — 5 правил:

  1. Заранее продумайте, сколько необходимо пищи для того, чтобы Вам насытиться, и придерживайтесь этой нормы. Специалисты утверждают, что человеку на 1 приём, необходимо столько пищи, сколько помещается в двух его сложенных ладонях. Но не стремитесь сразу урезать количество пищи, если вы к этому не привыкли. Постепенно уменьшайте объём порции, очень скоро желудок примет свой нормальный размер и не будет требовать больше.
  2. Положив ложку с едой в рот, начинаем жевать и считать: 1, 2, 3… 32 (по количеству зубов во рту). По своему опыту могу сказать, очень быстро к этому привыкаешь.
  3. В процессе поглощения пищи мысленно анализируем — не насытился ли я ещё? Если уже есть ощущение, что голод утолили, но пока не переели, встаньте из-за стола. Просто возьмите и встаньте.
  4. Пейте чистую воду не позднее, чем за 30 минут до еды и через 30 минут после еды . Во время приёма пищи можно попить, но немного (100 мл – это около половины стакана), чтобы не сильно разбавлять кислую среду желудка и не растянуть его. В первые дни соблюдения этого пункта вы может ощутить небольшую изжогу, т.к. желудок не привык. С этим поможет справиться соблюдение между приёмами пищи.
  5. Старайтесь не разговаривать и не отвлекаться за столом, контроль за собой будет утерян.

Что это даст:

  1. Вы перестанете объедаться;
  2. Пропадёт чувство «осоловелости» и неспособности ни на что после еды;
  3. Вы будете ощущать бодрость и легкость в теле;
  4. Наладится пищеварение;
  5. Выполнение этих правил неуклонно будет способствовать снижению веса.

Сколько раз в день нужно кушать

Очень часто в наше время люди имеют заболевания, при которых противопоказаны редкие приёмы пищи. Например, употребление пищи 2 раза в день способствует застою желчи у тех людей, которые к этому склонны. Это может вызвать серьёзные нарушения –холестаз, холецистит, камни в желчном пузыре.

В большинстве случаев человеку достаточно кушать 3-4 раза в день. Но есть заболевания, при которых, например, нужен 6-кратный приём небольшими порциями. Самое главное, вкушать пищу со смирением, потому как известны многие случаи духовного падения постников, которые возгордились своим воздержанием. Поэтому нет единого правила по этому поводу. Здесь надо обращаться к совести, собственным ощущениям и духовнику.

Молитва перед едой

Несмотря на указания медиков о том, что пища должна быть разнообразной, качественной и полезной, мы с вами знаем из святоотеческого учения, что только благодать Божия делает пищу полезной. Можно кушать самую лучшую и дорогую еду, и она не будет в пользу. Поэтому очень важно просить у Бога благословения пищи перед её приёмом и по окончании благодарить.

Только пища, освященная молитвой, приносит пользу телу и душе.

В борьбе с чревоугодием мы не можем полагаться только на собственную волю, на свои силы. Опытные в духовной жизни люди подсказывают, что без молитвы, без обращения за помощью к Богу, мы не можем соблюсти даже простейшие правила питания. А вот если мы будем искренне каяться в своём объедении и просить об избавлении, осознавая всю опасность этого греха, нам окажется под силу эта борьба.

Экология потребления. Лайфхак: Мудрые люди в ведической цивилизации знали эти правила и следовали им...

Мудрые люди в ведической цивилизации знали эти правила и следовали им.

1. Никогда не есть без чувства голода. Это значит, если правило не будет выполняться, то пища остается не переваренной, а непереваренная пища является ядом для организма.

2. Никогда не есть при утомлении, гневе, раздражении, страхе. При любых эмоциях возникает нарушение Агни и циркуляции Праны в желудке и кишечнике, поэтому пища превращается в яд.

3. Перед едой прополоскать рот, глаза, вымыть стопы холодной водой, а еще лучше принять полное омовение.

4. Принимать пищу нужно лицом на восток, но не на север, т.к. если мы принимаем пищу лицом на север, запад, то энергия уходит от нас, и уменьшается Оджас в теле.

5. Пища должна быть приготовлена с любовью. Пищу надо готовить для Бога, и после предложения ее Богу можно есть самим. Поэтому пищу всегда надо готовить в добром расположении духа с приятным умонастроением, тогда пища будет легко перевариваться. Если пища приготовлена вами в плохом настроении, в состоянии раздражения, злобы, тревоги и уныния, такая пища не должна предлагаться Богу, т.к. она приготовлена без любви к нему, такая пища не принесет и вам пользы. Умонастроение, с которым готовилась пища, сделает ее такой же некачественной, и поэтому такая пища тоже считается нечистой и ядовитой.

6. Пищу необходимо принимать, когда работает правая ноздря, так говорит нам Аюрведа. Если при приеме пищи не работает правая ноздря, необходимо подышать через правую ноздрю, закрыв при этом левую. При работе левой ноздри огонь пищеварения ослаблен, поэтому пища будет плохо перевариваться. Для того, чтобы заработала правая ноздря, можно полежать на левом боку.

7. Перед принятием пищи необходимо всегда молиться, т.к. принятие пищи есть священный процесс. И поэтому, когда мы читаем молитву, мы психологически настраиваемся.

8. Пища, предложенная Богу, является «прасадом». Нужно положить себе на тарелку ровно столько, сколько вы сможете съесть. Прасад нельзя выбрасывать, поэтому нужно все съесть, что находится на вашей тарелке. Если есть животные, то остаток прасада можно отдать им. Нельзя перекладывать Прасад с тарелки на тарелку, чтобы члены семьи доедали за кем-то остатки пищи. Необходимо пользоваться металлической посудой, она считается чистой и не передает карму. У каждого члена семьи должна быть своя собственная посуда. Это правило должно выполняться повседневно, а не только тогда, когда кто-то из членов семьи болен.

9. Прежде, чем есть самому, необходимо накормить других. Раньше, в древние ведические времена, существовал обычай для семейных людей: когда был приготовлен прасад, то хозяева выходили на улицу и предлагали пищу голодным.

10. Для улучшения пищеварения рекомендуется перед едой прожевать имбирь с кусочком лимона и щепоткой соли, это даст сигнал желудку, чтобы заработали пищеварительные железы.

11. Нельзя разговаривать во время еды. Пустые разговоры распыляют энергию и ухудшают циркуляцию воздуха.

12. Зубы даны нам не для украшения, а для тщательного пережевывания пищи, поэтому пищу нужно тщательно пережевывать, а не глотать быстро. Пищу надо принимать спокойно. Если вы торопитесь, то лучше будет для вас, если вы пропустите еду, нежели чем вы ее съедите.

13. Пища должна воздействовать на все 5 органов чувств, она должна радовать глаз, должна веселить наше сердце, должна быть красивой на вид и источать приятный аромат.

14. Никогда не ешьте пищу, которая источает неприятный запах, или пищу, которая приготовлена более 3,5 часов назад. Если пища была предложена Богу, то ее можно хранить и больше 3,5 часов.

15. После еды необходимо прополоскать рот, вымыть стопы ног холодной водой, ополоснуть глаза холодной водой.

16. Сразу после еды нельзя спать. Спать можно после еды через час или полтора. Вообще, Аюрведа не рекомендует спать днем, т.к. это ведет к ослаблению всех процессов, протекающих в теле, и сон не способствует усвоению пищи, т.к. замедляется течение Праны в теле. Сон небольшой 15-20 минут рекомендуется лишь для конституции Вата, т.к. она – самая беспокойная натура. Также, если вы утомились, то перед едой можно 15-20 минут отдохнуть, лежать нужно на левой стороне тела, это усилит огонь пищеварения и откроет правую ноздрю.

17. Не есть кислых фруктов на ночь и не пить кисломолочных продуктов.

18. Никогда не есть до восхода солнца и после его заката, особенно в сумерки.

19. Нельзя перекусывать между едой и есть стоя.

20. Нельзя пить воду сразу после еды и до еды. Если вы хотите похудеть, то воду пейте до еды, если вы хотите сохранить вес, то пейте воду во время еды. Но не увлекайтесь этим способом, т.к. он ослабляет пищеварение. Если конституция Пита очень сильно проголодалась, то ей необходимо выпить перед едой несколько глотков воды для того, чтобы снизить аппетит.

21. Если вам потребуется опорожнить кишечник, то это, по возможности, следует сделать не раньше 3-х часов после еды.

22. Никогда не надо принимать пищу до тех пор, пока не освободился кишечник. опубликовано

Присоединяйтесь к нам в

6 591

Как известно, наша эра началась с большим запозданием. Только через два столетия после утверждения христианства в Римской империи монах Дионисий Малый сумел, по заказу папы, вычислить дату Рождества Христова. Он предложил сменить очередной 241 год эры Диоклетиана — языческого императора, гонителя христиан — на 525 год новой христианской эры. Предложение было принято не сразу и не всеми, но нам сейчас важнее другое: как жили люди Земли за пять веков до Дионисия, в начале неведомой им самим эры — полагая, что живут в 754 году от основания Рима, или в первом году 195 Олимпиады, или в 543 году от воплощения Будды?

Окинем «космическим» взглядом тогдашнюю Землю — покрытую в основном лесами и степями, но населенную уже тремя сотнями миллионов людей. По берегам Нила, Евфрата, Хуанхэ плотность населения достигла сотен человек на квадратный километр.

Население многих городов исчисляется десятками тысяч, а великие столицы — Рим и Александрия в Средиземноморье, Антиохия и Ктесифон на Ближнем Востоке, Паталипутра в Индии, Саньян и Чанъань в Китае — уже перешагнули полумиллионный рубеж. Такая населенность говорит о высокоразвитой экономике. Действительно — на рубеже новой эры античные общества имеют в своем активе не только совершенную технологию земледелия и ирригации, богатейший набор разнообразных ремесел, но и широко разветвленную систему товарного производства, а вместе с нею — высокую культуру финансового дела.

Знаменитая формула «Деньги — Товар — Деньги» широко применялась вавилонскими финансистами еще за 7 веков до новой эры. Двумя веками позже эта формула проникла в Элладу, где относительная перенаселенность вынуждала многочисленные полисы к межгородскому разделению труда и интенсивной торговле. Рим перешел к товарному хозяйству позже — во время долгой изнурительной войны с Ганнибалом, когда отток рабочих рук в армию и быстрый рост военной промышленности взвинтили цены на продукты питания.

Одновременно сходные процессы шли в Китае, разделенном на десятки враждующих княжеств. Здесь дальновидный купец Люй Бу-вэй выступил пионером новой формулы: «Деньги — Власть — Деньги». Своими средствами он помог взойти на трон царства Цинь малолетнему принцу Чжену — и пожал стократные плоды этой инвестиции, когда принц стал владыкой всего Китая, императором Цинь Ши хуанди.

С тех пор прошло два столетия. В начале новой эры экономика античных обществ кажется такой же процветающей — с точки зрения тех, кто пожинает и распределяет плоды этого процветания. Правда, есть еще рабы; их много местами больше, чем свободных. Но ведь это же не люди! В сельскохозяйственном трактате римского экономиста Колумеллы раб классифицирован как «говорящее орудие» — в отличие от плуга, который молчит, и от вола, который мычит. Раб так же необходим для античного способа производства, как плуг и вол.

Но класс рабов не воспроизводится с достаточной интенсивностью. Значит, нужны постоянные войны для обращения свободных людей в рабство, и полезные люди — пираты, поставляющие рабов на рынок во время мира… Так рассуждают представители правящих слоев всех античных государств. Поэтому агрессивные войны — неотъемлемая часть античной политики, неизбежное следствие интенсивного рабовладельческого хозяйства.

Вглядимся в политическую карту мира, какою она была в начале новой эры. Начнем с той полосы цивилизаций, которая протянулась поперек Евразии от Геркулесовых столпов через все Средиземноморье, Ближний Восток и Иран, а дальше делится Гималаями на две ветви: «индийскую» на юге и «китайскую» на севере.

В этой зоне обитало более 80 процентов человечества; здесь располагались все крупные города, все значительные государства Земли. Впрочем, великих держав в ту пору было немного: колоссальная Римская империя на западе, столь же огромная империя Хань на востоке, да их гораздо менее могучие соседи-соперники: Парфянское царство в Иране и кочевая держава Хунну в степях Монголии. Все четыре державы — почти ровесницы: они сложились во второй половине 3 века до н.э. Но структура и судьбы у них разные, и рассматривать их стоит попарно: Рим — Парфия и Хань — Хунну.

Первая пара держав охватила так называемый «Эллинистический мир». Здесь давным-давно сформировались первые земледельческие цивилизации; здесь сложились первые государства шумеров и египтян. Политическое наследие этих древнейших народов позволило персам создать в этом районе первую в мире устойчивую многоэтническую империю. Другие пришельцы — эллины — создали под влиянием древней критской культуры такую замечательную структуру, как полис — самоуправляемый республиканский город. Александр Македонский попытался соединить эти два достижения — персидскую державность и эллинскую муниципальность — в единый жизнеспособный организм, охватывающий всю Западную ойкумену.

Эта попытка не удалась: не было экономической основы для устойчивой «вселенской» державы. Но македонский опыт экспорта греческого полиса на Ближний Восток прошел успешно. Через три века после Александра погибли уже все царства, основанные его преемниками — а полисы процветают в Египте и Сирии, в Иране и Средней Азии. Даже парфянские цари признают самоуправление полисов в пределах своей державы.

Но главный полис Запада — это Рим. Дорого стоило римлянам их первенство. Город сложился, как лагерь изгоев и беглецов из разных полисов Средней Италии. Конфликты в этой пестрой массе были часты и остры, а соседи враждебно относились к новой слободе гулящих людей. Объединенные недоброй судьбой, римляне поневоле развили в себе редкую гражданскую зрелость и политическую гибкость. Рим оформился как республика, сочетающая высокий уровень предприимчивости граждан со столь же высокой самодисциплиной, с сильной властью выборной администрации и авторитетным наследственным сенатом. Все это скреплялось почти непрерывным военным положением в республике: если римляне не оборонялись от кого-то, то по инерции на кого-то нападали, и, по словам греческого историка Полибия, «опаснее всего они были тогда, когда им самим более всего приходилось опасаться».

Однако вершиной политических достижений римлян стала их многоступенчатая система союзничества и гражданства. Чем больше услуг оказывало Риму то или иное племя, тем большую долю прав и привилегий римского гражданина получали члены этого племени. Привилегии были значительны: право на военную помощь при нападении извне, доля в совместной военной добыче и страховка на случай военного разорения, допуск на контролируемые Римом рынки, облегчение торговых пошлин и т.п. Такая умная щедрость римлян к союзникам в сочетании с хладнокровной беспощадностью к побежденным привела Рим к господству над всей Италией.

Побежден был и Карфаген — торговая аристократическая республика финикийцев на африканском континенте, с отличным флотом и профессиональной наемной армией, но без больших людских ресурсов. Одолев грозного Ганнибала, римляне обнаружили вдруг, что ни одна держава в Средиземноморье не может устоять против их военно-государственной машины, против римского сплава отваги, алчности и упорства. Тогда римлянам впервые стало нечего опасаться извне. И сразу же в их державе начались внутренние распри, затянувшиеся на целый век — от Гракхов до Августа.

Отчего так получилось? Во имя чего владыки Средиземноморья убивали друг друга под знаменами Мария и Суллы, Помпея и Цезаря, Антония и Октавиана? В сущности, борьба шла за тот или иной способ навести порядок в великой державе, которая переросла рамки старого полиса и требовала иных политических учреждений, соответствующих новым производительным силам общества.

Первыми поднялись малоземельные крестьяне, вытесняемые латифундиями «всадников» — новых римских богачей-рабовладельцев — и не желавшие превращаться в лишних людей — «пролетариев». Это движение, возглавленное братьями Гракхами, было подавлено военной силой. Но нужно было создать новую сферу занятости для пролетариев — и военная реформа Мария открыла им путь в армию. Так армия стала новым (и последним) оплотом демократии в римской державе.

Следующий шаг сделали италики — те подданные Рима, которые не успели добиться гражданского полноправия до победы над Карфагеном и которым сенат теперь отказывал в их требованиях. Италики восстали с оружием в руках; с огромным трудом легионеры Мария и Суллы одолели их, а потом правители Рима все же пошли навстречу требованиям италиков. Уже не сенат, а военные диктаторы Рима распространили римское гражданство на всю Италию и на те земли, где они вербовали своих легионеров. Так было восстановлено социальное единство державы. Оставалось политически оформить обновленный социум, уравновесив претензии новых классовых сил: легионеров — «демократов от меча», и всадников — «аристократов от кошелька». Долгий процесс остывания и кристаллизации этого кипящего хаоса мы называем установлением Римской империи; начало ей положил в канун новой эры Октавиан Август.

Каков он — первый римлянин своей эпохи? Невзрачный человек с неярким характером… Однако Цезарь усыновил его, назначил главным наследником и девятнадцатилетний юнец из провинции явился в Рим, спокойно предъявил всевластному Антонию свои права на великое наследство. Не обладая политическим опытом, Октавиан сумел, однако, сперва заключить союз с Цицероном и сенатом против Антония — а затем, укрепившись, породнился с Антонием и предал вчерашних союзников, легко согласился на убийство Цицерона. Не отличаясь ни полководческим даром, ни особой храбростью, Октавиан одолел в гражданской войне талантливого и популярного полководца Антония. Будучи слабого здоровья, он дожил до 76 лет и полвека простоял на вершине власти, работая обычно по 14 часов в день.

Какие особые таланты нужны для такой карьеры? Огромное честолюбие, железная воля, великий дар администратора… и еще — чрезвычайно развитое чувство долга, ответственности за исполняемую должность. Похоже, что Октавиан смолоду привык глядеть на весь мир как на театр, где главное для актера — безупречно сыграть роль длиною во всю жизнь, ни разу не сбившись и сделав все, чего потребует Судьба. Такая работа требует постоянного насилия над своей личностью. Видимо, Октавиан созательно превращался с годами в идеального политического робота, играющего роли Императора, Консула, Трибуна, Цезаря, Августа, Верховного Жреца, Отца Отечества, Наилучшего Правителя — все эти титулы были ему даны послушным сенатом.

В начале новой эры Августу исполнилось 63 года. Правит он уже 30 лет, и главное дело жизни сделано: Римская держава обрела внутренний мир и порядок. Согласно переписи, в государстве насчитывается более 4 миллионов полноправных граждан. Прочих подданных Рима не перечесть но их, по крайней мере, вдесятеро больше. Август продолжает распространять гражданство в осторожном темпе — но реальное содержание привилегий римского гражданина неуклонно падает. Два века спустя император Каракалла «дарует» римское гражданство всем своим подданным; этот эдикт не будет иметь большого значения.

Фактически Римская держава превратилась в монархию. Но на официальном жаргоне ее еще долго будут именовать республикой, ибо сенат действует (под руководством Августа). Сенаторы управляют провинциями — но лишь теми, где нет легионов; губернаторов пограничных провинций назначает император. Он — верховный главнокомандующий 30 легионов; он назначает префекта, управляющего Городом в отсутствие Августа. Прошли времена, когда городские и государственные дела решались на Форуме — голосованием, или схваткой между гражданами. Теперь все текущие вопросы решаются в канцелярии Августа: там вершат дела вольноотпущенники императора из числа ученых рабов — греки или сирийцы, не имеющие даже гражданских прав.

Важнейшие проблемы державы обсуждает Государственный Совет, составленный из сенаторов — но сенату не подвластный. Наоборот — сенат подвластен императору, который решает вопросы о пополнении сената новыми членами или об исключении провинившихся сенаторов. Август контролирует и состав «второго сословия» — всадников, поставляющих кадры для офицерского состава армии и администраторов в римские провинции. Для вступления в привилегированные сословия требуется довольно высокий имущественный ценз; однако при наличии достаточных средств, или знатного происхождения и деловой хватки римлянину имперской эпохи нетрудно сделать карьеру в рамках государственной машины.

Но только в этих рамках! Политической самодеятельности в Риме больше нет: такова цена, уплаченная за прекращение гражданских усобиц. Подавляющее большинство современников Августа не считает эту цену чрезмерной: ведь римляне перестали убивать друг друга, экономика процветает, а внешняя политика успешна. Город Рим регулярно снабжается хлебом из Египта, подвластного лично императору. Парфянский царь под угрозой римского вторжения освободил всех пленных римлян и вернул Августу знамена легионов Марка Красса, разгромленных полвека назад в битве при Каррах. Римская цивилизация укоренилась в Галлии; довольно успешно идет завоевание Германии. Римские легионы прошли всю Испанию и Северную Африку, укрепились на Рейне и на Балканах, побывали в Британии и на Евфрате — и почти всюду были непобедимы.

Все это — бесспорные успехи; но успехи государственной машины, а не общества в целом. Римский социум вступил в эпоху кризиса, и отчуждение имперской власти от управляемых масс — не причина, а следствие глубоких экономических процессов. Произошел переход от фермерского сельского хозяйства к латифундиям; народное ополчение превратилось в профессиональную армию, пожирающую чужие народы и истощающую свой этнос… Это явный шаг назад — от производящей экономики к присваивающей!

Отныне римская держава обречена на деградацию — экономическую и политическую. Медленнее всего будет деградировать военная машина, постепенно превращаясь из национальной армии в «иностранный легион», набираемый из окрестных варваров. Но стоит такой армии ослабеть — и империя рухнет от ударов тех варваров, с которыми она еще вчера легко справлялась.

Столь же печальна судьба римского народа в начале новой эры. Отчуждение основной массы граждан от развития экономики и державы разрушило привычную систему ценностей — тех идеалов, которые объединяют толпу людей в единый этнос, позволяют им ощущать себя частями великого целого. Республиканские римляне поклонялись многим богам, но самой важной богиней была Рома — символ Города вместе с народом, его населяющим. Империя — не замена Роме. Она служит божеством только для своих жрецов — немногих администраторов и военачальников, чьи личности вполне самовыражаются в служении государственному механизму.

А простые грваждане Рима чувствуют себя осиротевшими, духовно ограбленными. Отсюда — жадный поиск новых ценностей, новой веры и новых богов, дающих прочную основу для душевного спокойствия, для уверенности, что ты правильно живешь, и для надежды на лучшую долю в загробном мире. Чего только не перепробуют римляне в первые века новой эры: «все культы в гости будут к ним», кроме разве что буддизма. Окончательный выбор будет сделан в пользу христианства — самой «личностной» из ближневосточных религий. Имперская машина не одобряет новую веру — но противопоставить ей она ничего не может. В конце концов император Константин объявит Христа равноправным с богами-олимпийцами, чтобы крепче привязать обновленный народ к старой державе. Но державу это не спасет…

К 1 году нашей эры Рим, чье население составляло где-то между 800 000 и 1 миллионом жителей, был самым крупным и могущественным городом мира. Большая часть из того, что мы знаем о цивилизации этой древней эпохи, известна нам по истории, записанной во время римского правления.

Население Земли насчитывало около 231 миллиона людей

Практически невозможно узнать точную цифру, но по некоторым оценкам, население Земли составляло около 200 миллионов людей. Наиболее населенными областями были общины, основанные около реки Ганг, Тигр, Янцзы, Нил и По.

Было распространено раннее замужество

Еврейские девушки, к примеру, выходили замуж, когда им исполнялось 12,5 лет. В те времена, брак заключали в два этапа. Формальная помолвка согласовывалась между мужем и отцом девочки. Через несколько месяцев, девочка переезжала в дом мужа. Только после переезда брак считался официальным.

У женщин вовсе не было или были, но очень ограниченные юридические и экономические права

Женщина редко была экономически независима. Заработки женщины переходили непосредственно ее отцу или мужу, в зависимости от ее семейного положения. Юридически женщины не имели права подать на развод, в то время как мужчины могли распорядится об отказе от жены. С другой стороны мужчина должен был быть уверен в том, что сможет выкупить свою жену в случае, если он окажется в плену.

Перепись Китая во втором веке насчитывает 57 671 400 людей

Считающаяся древнейшей из сохранившихся в мире перепись населения, сделанная династией Хань, была нацелена на то, чтобы подсчитать своих людей для того, чтобы определить доходы и военную мощь в каждом регионе. И даже в первом веке, на долю Китая приходилась огромная часть общего населения земного шара.

Первые торговые аппараты продавали священную воду

Торговые аппараты были изобретены в первом веке нашей эры в городе Александрия. Однако, жители этого города покупали не чипсы и газированную воду, а священную воду. Когда монетка попадала в щель, ее вес вытягивал пробку из крана, и аппарат подавал священную воду.

Люди начали осваивать современные книги

До первого века, большая часть из того, что было написано, можно было найти на свитках пергамента. Но с началом первого века, зародилась практика нанизывания деревянных табличек в кодекс. Будучи предшественником книги, кодекс стал популярным, как только он был использован для того, чтобы переписать Библию, что и сделала новая религиозная группа – христиане.

Экономика города и страны была совершенно разной

Конечно, до сих пор существуют различия в ценах между городскими и сельскими областями, но такая разница не сравниться с той, что была в первом веке. Например, фрукты были в 3-6 раз дороже в Иерусалиме, чем в окружающей его сельской местности. Домашний скот также был дороже в городе, а голуби для жертвоприношения продавались с большой выгодой.

Вы могли работать погонщиком верблюдов, организатором соревнований голубей или собирателем собачьего навоза

В первом веке были довольно странные виды работ. Перечень профессий, на которые большая часть населения смотрели с презрением, включал в себя работу пастуха, мясника и врача.

После работы мужчины проводили время в общественных банях

Общественные бани были основной частью римской культуры и повседневной жизни. К концу рабочего дня мужчины всех возрастов и социальных классов собирались в местных банях для того, чтобы обсудить дела и расслабится. Также на территории, где располагались бани, были площадки для спорта и покупки продуктов.

Гладиаторы были кем-то вроде нынешних кинозвезд

Несмотря на крайнюю жестокость, были популярной формой общественного развлечения в первом веке в Риме. Несмотря на то, что многие гладиаторы были преступниками, рабами или пленными, успешные участники завоевывали большую славу и богатство.

Вместо футбола люди посещали гонки на колесницах

Как и в случае с гладиаторскими боями, гонки на колесницах были опасным и кровавым спортом, который часто приводил к смерти наездника или лошади. Однако, все это делало состязание еще более популярным. Так, на одном из древнейших стадионов в Риме — Большом цирке, собиралось около 200 000 фанатов гонок на колеснице.

Уже тогда существовал терроризм

Террористы ранних времен — сикарии или как их еще называли «кинжальщики» были экстремистской группой, которые выступали против римского руководства над евреями и хотели вернуть Иерусалим.

В моде были туники и тоги

Большинство мужчин и женщин в Древнем Риме носили туники, которые они завязывали поясом на талии. Длина и дизайн туники определяли социальный статус человека. Принадлежавшие к элите римляне носили длинные туники в полоску, в то время как рабы и рабочие носили туники, которые были выше колена для того, чтобы одежда не стесняла движения. Только мужчинам разрешалось носить тоги, которые драпировались вокруг тела поверх туники.

Детская смертность была очень высока

В первом веке, только 75 процентов детей доживали до года, а половина всех детей умирала до 10 лет. Именно отец решал оставлять ли новорожденного ребенка в доме. Если ребенок имел изъяны, или семья не могла содержать ребенка, его оставляли на улице, где кто-то другой мог подобрать его в качестве раба или слуги.

В этот период человек начинает развиваться. Заканчивается кризис новорждённости. В годовалом возрасте начинается непосредственно эмоциональное общение с окружающими.

В этом возрасте ребенок уже очень хорошо узнает свою маму. К окончанию первого года жизни он не только знает «своих» людей, но и настораживается, когда к нему подходит кто-то чужой.

Почти для всех детей в возрасте 1 года характерны эмоциональные взрывы. Возникает первый переломный момент - кризис первого года. Ребенок начинает что-то требовать. Вполне очевидно, что ребенок, который начал получать отказ на определенные свои желания, начнет проявлять недовольство. Он может бросаться на пол, заливаться слезами, однако, ничего экстраординарного здесь нет. Очень часто запрещенные вещи служат мотивационными стимулами для маленького ребенка. Так психологи описывают случаи, когда малыши пытаются проникнуть в комнату, которая для них закрыта, или настойчиво требуют какую-либо вещь. При этом мотивацию ребенка в таких случаях характеризует то, что он часто повторяет слово «дай». Оно может относиться не только к предмету, но и в целом к ситуации. Так, если ребенок, к примеру, хочет попасть в ванную комнату, а дверь туда закрыта, то, дергая за ручку, он может повторять слово «дай». В ответ на материнское «нельзя» ребенок такого возраста может говорить «няй-няй», а иногда даже включать эти звуки в плач или же недовольство. Таким образом, происходит познавание окружающего мира, людей и себя. Ребенок ищет свое место с учетом новоприобретенных знаний, невербально говорит родителям, что им следует поменять линию поведения и расширить границы дозволенного.

Так же в этот период очень важно внимание взрослых. По исследованиям ученых, неуверенные в себе и агрессивные взрослые выросли в семье, которая «не долюбила» его ребенком. В первый год формируется личность ребенка, которая основывается на врожденных особенностях нервной системы и взаимодействии с близкими людьми.

У некоторых в 1 год наблюдаются нарушения различного спектра: у многих сбиваются биоритмы, начинаются некоторые аномалии эмоционального плана. Примером может быть чрезмерная плаксивость или обидчивость.

Физиология возраста

Установить морфологический возраст можно с точностью до 1 месяца, а в первые 1-2 месяца еще более точно.

К моменту рождения у ребенка относительно хорошо развиты мышцы губ, языка, щек, обеспечивающие ему процессы сосания. Слабо развиты мышцы туловища, ребенок первые месяцы не в состоянии держать вертикально голову. Интенсивно развивается головной мозг. Желудок с момента рождения до конца первого года увеличивается в 10 раз. Организм растёт.

Примерно в 1 год у него начинает появляться первый словарный запас, малыш учится выговаривать слова, понятные только близким и родным. И хотя для взрослых такая манера общения является причудливой и забавной, для малыша формирование первого словарного запаса – очень важный этап развития.

Основной «победой» ребенка в этом возрасте можно назвать его умение самостоятельно перемещаться и говорить свои первые слова!

Статистика возраста

Численность населения РФ в этом возрастном периоде (1-4 года) составляет приблизительно 7223 тысяч человек. Из них мальчиков – 3708 тысяччеловек,девочек – 3515 тысяч человек.