Героями шукшина оказываются так называемые чудики. Деревенские мечтатели: «Чудики» Василия Шукшина в поисках смысла жизни

Одним из авторов, которые проповедовали в своих произведениях доброту и отзывчивость, был Василий Макарович Шукшин. Это был человек с разносторонним талантом: актер, режиссер, писатель. От всех его творений идут душевная теплота, искренность, любовь к людям. Однажды Шукшин сказал: «Каждый настоящий писатель, конечно, психолог, но сам больной». Вот этой-то болью за людей, за их порой пустую и никчемную жизнь проникнуты рассказы Шукшина.

Мне нравятся рассказы Шукшина. Они короткие, понятные, интересные, в них много точных и красочных высказываний. Рассказы «Чудик» и «Срезал» входят в сборник «Беседы при ясной луне». Само название сборника говорит о некоей дружеской беседе о жизни, любви, природе. Рассказы Шукшина написаны простым разговорным языком, который передает особенности речи персонажей. В своих произведениях Шукшин продолжает традиции русской классической литературы: Толстого, Гоголя, Горького. Его герои из народа, простые люди, но в них есть какая-то изюминка.

Так Шукшин показывает нам новый тип героя. Это «чудик» (в сборнике даже есть рассказ с таким названием). Эти чудики похожи на героев Горького, но они ближе нам, потому что жили не так давно. Чудики Шукшина - это люди, которые создают «праздник души», живут просто, естественно, не делая другим зла. Окружающие воспринимают их как ненормальных, потому что они могут выкинуть какой-нибудь фокус. Таковы герои рассказов «Чудик», «Микроскоп», «Срезал». Но их стремление сделать «людям как лучше» постоянно натыкается на стену непонимания, отчужденность, даже враждебность. Я думаю, что это происходит потому, что каждый по-своему понимает, «как лучше». Им вот кажется, что так будет лучше, а другим людям - нет. Вот поэтому «чудиков» так и зовут. Таково, например, столкновение в рассказе «Чудик» главного героя с женой брата Зоей Ивановной, за что-то невзлюбившей Чудика. А ведь он просто добрый и веселый человек. Шукшин хочет нам показать, что люди равнодушны друг к другу, они чужие друг к другу, черствы и не хотят помочь. Те же, кто пытается объединить людей, становятся «чудиками», почти сумасшедшими.

Но «чудики» могут быть не только добрыми. Например, главный герой рассказа «Срезал» Глеб Капустин. Он недобрый, потому что ему всегда хочется унизить другого человека, особенно приезжего, показать, что тот дурак и т. д. Рассказ начинается с того, что Константин Иванович - городской интеллигент - приезжает в деревню. Он образованный человек, и это не нравится мужикам. Они зовут Глеба, потому что он среди них слывет самым ученым. Глеб же заранее хочет «срезать» городского гостя, то есть победить в их споре. Здесь Шукшин показывает, с одной стороны, надменность городского гостя, который считает, что приехал в глухую деревню, а с другой - злобу деревенского мужика, который хочет доказать, что он «тоже кое-что микитит». Обычная сначала беседа о последних достижениях науки превращается в выяснение отношений. Шукшин не вмешивается в происходящее. Он как будто бы один из слушателей спора - он просто передает его содержание нам. Но он смотрит на Глеба с грустной улыбкой, ведь эта злоба разрушает его самого.

В этом рассказе Шукшин показывает очень давнее противостояние интеллигенции и народа. Даже сейчас, когда есть телевизоры, компьютеры, оно сохранилось. Шукшин любит своего героя, он, вообще, любит всех своих героев, потому что они такие же простые люди, как и он. Но это не мешает ему указывать на их недостатки, показывать, что они делают что-то неправильно: мужики сами начинают обрывать Глеба, они уже и не рады, что завязался этот спор. В конце рассказа у всех остается какое-то неприятное впечатление от спора Глеба и Константина Ивановича. Ведь Глеба Капустина жалко. Вся цель его жизни - «срезать» проезжающих людей, то есть оправдать свое прозябание в этой деревне, доказать им, что он живет не напрасно. Хотя, как мне кажется, он доказывает это себе самому. Ведь он и злится потому, что его жизнь - напрасная, проходит вхолостую, что он не сделал ничего хорошего или стоящего. Такие мысли характерны для многих героев прозы Шукшина.

В.М. Шукшин писал свои произведения в годы застоя, и он очень остро чувствовал настроения людей того времени. Он показал, как они пытаются вырваться из тусклой и привычной жизни, как они борются с обыденностью и ненужностью жизни. Мне нравятся герои Шукшина, потому что в них есть природная сила, необычность, жажда яркой жизни. Рассказы этого прекрасного писателя до сих пор не утратили своего значения.

«То, что идёт от сердца до сердца и доходит».

Дж. Пиэтт

«Чудики» - главные герои рассказов В. Шукшина. Для литературы 70-х годов характерна глубокая постановка нрав­ственных проблем. В этом русле развивается и творчество В. М. Шукшина, полное веры в неисчерпаемые возможности чело­веческой личности. Любимые герои Шукшина чаще всего живут и действуют в селе. Это люди разных профессий: колхозники и сель­ские механизаторы, плотники и печники, шофёры и продавцы, учи­теля и врачи. Они люди простые, но не примитивные. Всю слож­ность человеческой души умел показать Шукшин в любом человеке. Обычная жизнь обыкновенных людей… Но под покровом повсед­невности он умеет видеть те черты, которые создавали русский ха­рактер. Это прежде всего: честность, трудолюбие, совестливость, доб­рота. Несмотря на кажущуюся обычность, герои Шукшина люди неординарные, с «особинкой», говоря по-шукшински - «чудики».

Одним из таких «чудиков» предстаёт перед нами шофёр Сер­гей Духанин. В рассказе «Сапожки» нет замысловатой фабулы. Но с такой психологической точностью выписаны персонажи и отно­шения между ними, так важна заложенная в нём мысль о необхо­димости доброты и участия в общении между собой людей. Сергей купил жене сапожки, каких она и «во сне не носила». Не остано­вили его ни цена, ни презрение и хамство продавщицы. Перетер­пел Сергей и насмешки своих товарищей, которые считали, что он по глупости выбросил деньги, заработанные тяжким трудом. Для чего эти сапожки, если на улице грязь по колено, да и не налезут они на Клавкину ногу. Расстроился Сергей и решил их бросить в колодец. Но писатель-оптимист не может так закончить рассказ. Выясняется, что подарок всё-таки остался в семье: поносит их ко всеобщей радости Клавкина дочь. «Спешите делать добро, прино­сите радость своим близким!» - хочет нам сказать Василий Шук­шин.

Мысли о душе, о совести, о смысле жизни посещают многих шукшинских героев. Не этим ли привлекает внимание писателя фигура деревенского философа Алёши Бесконвойного? Перед нами хороший человек и безотказный работник, но вот почему- то категорически не желающий работать по субботам. Никакие уговоры на него не действовали. «В субботу он просыпался… и сразу распускалась в душе тихая радость. Он даже лицом свет­лел». В этот день он спокойно-медлителен, задумчив, неспешно топит баньку и наслаждается ею. И узнаём мы, что Алёша фи­лософствует о смысле жизни и в результате своих размышлений приходит к выводу: «Нет, жить, конечно, имеет смысл. Другое дело, что мы не всегда умеем».

Я прочитала рассказ, и у меня осталось очень приятное впе­чатление об этом простом сельском труженике, который пони­мает, что не только работа должна поглощать человеческое су­ществование, ведь и душе праздник нужен. Так в рассказе о «чуд­ном» человеке раскрыта проблема социальная и вполне совре­менная.

Ещё один «Чудик» предстаёт перед нами - это Андрей Ерин из рассказа «Микроскоп». Герой тратит всю зарплату на то, что­бы купить микроскоп. Неделю Андрей жил, как во сне. Ночью он по два раза вставал, смотрел в микроскоп. Приходя с работы, он тщательно умывался^ наскоро ужинал, садился за микроскоп. Он рассматривал всё: капли дождя, воду из колодца, капли пота, кровь. Его мучила мысль, что микробы, которые нас окружают, сокращают нам жизнь! Андрея захватила идея: уничтожить мик­робов, чтобы продлить жизнь. Но финал печальный. Жена уз­наёт об обмане, и Андрей лишается микроскопа, а горе заливает водкой. Без мечты и великой идеи жизнь теряет для него смысл.

В великом современном споре о человеке Василий Шукшин всегда оптимистичен. Он беспощаден ко всему злому, тёмному, что пятнает человеческую душу.

Рассказ «Срезал» уникален. Он отличается новизной пробле­мы и остротой её разработки. Глеб Капустин - своего рода дере­венский интеллектуал. Во всяком случае, такая у него репутация среди односельчан. Когда в деревню приезжает кто-нибудь из знатных земляков, Глеб приходит к нему и подлавливает на ка­ком-нибудь газетно-книжном пустяке. Этим самым ставит чело­века в неловкое положение, унижает его. С первых же слов дис­пута, в который Капустин втянул простодушного Константина Ивановича, выясняется, что это типичный демагог, да ещё и оз­лобленный. Он просто нашпигован различными отрывочными сведениями из газет и журналов, но пользуется он ими, чтобы напакостить. В. Шукшин так поясняет поведение этого человека: «А в общем - это злая месть за то, что на пиршестве, так сказать, обойдён чарой полной».

И ещё одно. Не могу не согласиться с выводом В. Шукши­на: глебов Капустиных нужно изживать, чтобы они не портили нам жизнь.

В конце хочу сказать, что Василий Макарович Шукшин изоб­ражает своих героев как художник, открывая их душу, неординар­ность, многогранность. Он ставит перед нами вопросы: Для чего живём? В чём смысл жизни? Герои Шукшина редко приходят к определённым ответам на эти вопросы. Ещё менее склонен да­вать советы и рекомендации сам

В своих произведениях Шукшин часто использовал образы простых людей. Их он искал среди народа. Чаще всего его интересовали необычные образы. Несмотря на то, что многим они были понятны не сразу, их отличала близость к русскому человеку. Именно этот образ мы смогли увидеть, изучая рассказ Шукшина Чудик. А чтобы познакомиться со его смыслом и понять, чему учит рассказ Василия Шукшина, предлагаем его и .

Краткий пересказ сюжета

Если говорить вкратце о сюжете, то в самом начале мы знакомимся с Василием Егоровичем Князевым. Однако жена Князева часто называет мужа просто — Чудик. Особенность этого человека — вечные истории, в которые он попадал. С Чудиком постоянно что-то приключается, и вот он решает ехать к брату на Урал. Эту поездку Чудик давно планировал, ведь целых двенадцать лет он не видел родную кровь. Поездка осуществилась, но и она не обошлась без приключений.

Так, вначале своего путешествия Чудик решает купить своим племянникам подарки. Там в магазине он увидел купюру в пятьдесят рублей, и считает, что ее кто-то выронил. Но поднять чужие деньги он не решился. Вот только беда, деньги оказались его. Не сумев себя пересилить, дабы забрать деньги, он идет домой, чтобы вновь снять деньги с книжки. Естественно, дома он получает нагоняй от жены.

Следующая ситуация произошла с героем, когда он летел в самолете. По определенным причинам, самолету приходится садиться не на взлетной полосе, а в чистом поле. Здесь у соседа, что сидел рядом с Чудиком, от переживания и от тряски, выпадает челюсть. Герой хочет помочь и поднимает вставную челюсть, за что получает не благодарность, а высказывание. Другой бы ответил или обиделся, а наш Чудик еще и к брату в гости своего соседа по поездке приглашает, чтобы там прокипятить челюсть. Такой реакции не ожидал этот самоуверенный человек, а тут еще и телеграфистка приказывает поменять текст телеграммы, которую Чудик хочет отправить жене.

В доме брата Василий чувствует враждебность, что идет от снохи. Она презирает деревенских, хоть сама родом из села. Однако желает всячески забыть все деревенское, чтобы полностью считаться городской. Вот и относится к сельскому жителю Василию с враждебностью. Братьям приходится идти на улицу и там предаваться воспоминаниям.

С утра Чудик обнаружил, что дома он остался один. Чтобы хоть как-то смягчить жену брата, тот решает украсить коляску, разрисовав ее. После пошел гулять по городу. Вернулся только к вечеру и увидел, как ругается муж с женой. Причиной был он и разрисованная коляска. Чтобы больше не раздражать сноху, Чудик отправляется обратно домой. Это причинило душевную боль герою, и чтобы хоть как-то обрести душевное спокойствие, ему захотелось пройтись босиком по земле, которая промокла от парного дождя.

Главные герои рассказа Чудик

Главным героем рассказа Шукшина является тридцати девятилетний Чудик. Именно так его зовет жена, хоть от рождения его имя Василий. Образ героя бесхитростный и простой. Это человек, который не решился забрать свои деньги, считая их чужими, и положил их на прилавок. А когда обнаружил, что это его купюра, не решается за ними вернуться. Боится, что в очереди сочтут, будто он берет чужое.

Для него было странным, что он вызывал всегда неоднозначную реакцию у людей своей искренностью и открытостью, хоть по его мнению, он вел всегда себя естественно. Но беда была в том, что люди давно уже стали закрыты и к такому не привыкли. Главный герой Чудик всегда поступает, как подсказывает ему сердце и это решение он считает правильным. Кстати, образ сельского жителя автор использует не просто так, ведь автор уверен, только людям из глубинки присущи такие качества, как наивность, доброта, искренность, о которых давно позабыли городские жители.

В искусство В. М. Шукшин пришел поздно. Сначала его судьба не отличалась от судеб множества таких же, как он, жителей деревни. Вырос вдали от столиц, на Алтае, получил образование в школе, затем работал в колхозе в годы войны, служил на флоте, рабочим в городе... Медленно, с трудом, но упрямый талант Шукшина пробил себе дорогу. Режиссер, актер, писатель — Василий Макарович, будто наверстывая упущенное время, спешил сделать больше и больше...

В своем последнем фильме «Калина красная» Шукшин был режиссером, автором сценария и сыграл главную роль. Герой фильма Егор Прокудин, вернувшись из заключения, решает порвать с воровским миром, трудиться на земле, жить небогато, но честно... «Он всегда был мужиком», — презрительно говорит о нем его бывший приятель, убивший Егора в отместку за отступничество от воровского закона.

Для Шукшина в слове «мужик» нет ничего обидного. Наоборот, на мужика, на его вечной черной работе держалась и держится Россия.

Интерес, внимание, любовь к человеку из народа — великая традиция русского реализма. Не герой и не злодей, не гений и не важная персона, а обыкновенный, простой человек, его душа — вот главный персонаж произведений Шукшина. Герои рассказов Шукшина —человек из толпы, «маленький человек». Но характер его— совсем не простой. Это человек, который всегда чувствует неудовлетворенность своей жизнью. Его мучит мысль, что живет он неправильно, что не совершил он чего-то важного. Писатель находит точное имя своему герою — «чудик». (Так называется и один из рассказов.) Чудик живет обыкновенной, как многие, ничем не примечательной жизнью, работает много, честно и незаметно — механизатором в деревне, шофером, рабочим... Но есть у него "пунктик", "чудинка", которая делает обычного человека и его характер — необычными, неповторимыми. Например, у шорника Антона Калачикова (рассказ «Одни») свой «пунктик» — балалайка. С тринадцати лет, всю жизнь, изо дня в день он делает сбруи, уздечки, хомуты, а на стене висит заветный инструмент. Редко берет он его в руки, но это — минуты настоящего счастья!

Балалайка, микроскоп, вечный двигатель... Для жизни и работы героев рассказов Шукшина эти вещи не нужны. Они нужны для души. Значит, душа человека — больше того места, которое занимает человек. Герой Шукшина— «маленький человек» с большой душой.

Иногда это человек, когда-то уехавший из деревни в город (как и миллионы наших россиян). Горожанином он так и не стал — образования не хватает, культуры. А в деревню тоже не вернется: он слишком хорошо знает, как жили его родители и деды. Вся их жизнь, с утра до ночи, до кровавого пота, до смерти была сплошной беспросветной работой, с которой ни богатства, ни славы не наживешь. Такой жизни он не хочет. А в новой жизни чего-то не хватает. Вот и задумываются герои рассказов Шукшина о своей и чужой жизни, тоскуют.

На эти вопросы: как жить? что значит «жить хорошо»? — всегда пыталась ответить русская литература. Рассказы Василия Макаровича Шукшина — тоже попытка ответа и продолжение этой традиции.

Т.Г. Свербилова

Рассказы Василия Шукшина (1929-1974), актера, режиссера, сценариста, писателя, уроженца сибирской глубинки, знавшего русскую деревню не по описаниям, обычно относят к так называемой «деревенской прозе». Однако странные герои Шукшина, чудаки и философы, только по своему месту жительства отвечают параметрам «деревенской прозы».

«Чудик» - так и называется один из рассказов писателя. Он вечно выдумывает какие-то истории, которые, по его мнению, могут хоть как-то расцветить серые будни. Будучи в городе, в гостях, разрисовывает акварелью новую детскую коляску, чтобы было веселее. Мать ребенка, погруженная в этот «злой» быт, естественно, недовольна. Приходится «чудику» раньше времени возвращаться домой в деревню.

Или вот столяр Семка из рассказа «Мастер», которого поразила красота старинной церковки в соседнем селе. Неведомый зодчий семнадцатого века не ради славы ставил ее в неприметном месте, а ради того чувства красоты, которое и объединило его с Семкой. И едет шукшинский чудак уговаривать церковные и государственные инстанции реставрировать, починить замечательную церковку. Чудака, как и всегда в рассказах Шукшина, подводило отсутствие образования. Оказывается, церковка исторической и художественной ценности не имеет, поскольку является лишь более поздним повторением владимирских храмов ХП века. А об этих храмах Семка, конечно, не знал.

Трагедия шукшинского «чудика» в том, что волею судьбы он оторван от мировой человеческой цивилизации, с нею просто не знаком и ему приходится «изобретать велосипед», потому что жить одним хлебом насущным, как его соседи и родичи, не хочет. Вот и бьется его ищущий ум над секретом вечного двигателя («Упорный») или над созданием средства для уничтожения всех «микробов («Микроскоп»). А то и всю жизнь деревенский «чудик» пишет трактат «О государстве», который никто и никогда не оценит («Штрихи к портрету»). «Чудик» - это взрослый ребенок, хотя по условиям своей жизни такой же грубый, как все. Но когда у него появляется «идея», он становится непосредственным и любознательным, как дети. Андрей Ерин из рассказа «Микроскоп» бросает пить и вместе со своим сыном-пятиклассником часами рассматривает под микроскопом все подряд, не доверяя ученым. Когда разбивается мечта «чудика» о переустройстве мира, он обычно возвращается назад - на избитую дорогу физического отупляющего труда и общей бездуховной жизни. Разоблаченный Андрей Ерин опять напивается, так как решение жены продать микроскоп, чтобы вернуть в семью потраченные, по ее мнению, даром деньги, убивает мечту о какой-то другой жизни, осмысленной и духовной. Какая это жизнь, герой не знает, но он чувствует, что есть в мире и иные интересы, кроме заботы о физическом выживании. Но он безропотно возвращается к своим привычным, скучным будням.

Иногда мечта «чудика» не идет дальше хорошей бани по субботам («Алеша Бесконвойный»), но и в ней может быть сосредоточен смысл его жизни. Ведь сущность мечты не меняется от того, какая она - большая или маленькая. Важно, чтобы человек отдавался ей всей душой. Для Алеши Бесконвойного баня - это священнодействие, ритуал, обряд, магия. Он подобен первобытному человеку, который поклоняется воде и огню. Все, что в нем осталось от ненужной ему цивилизации - это поклонение бане.

Деревенскую жизнь обычно противопоставляют городской как естественную, здоровую и полную. Шукшин одним из первых осмелился показать весь ужас отупляющего, тяжелого физического труда, лишенного какой-либо духовной основы. Жизнь в глубинке ломает даже больших оптимистов. Рассказ «Шире шаг, маэстро!» написан в традиции булгаковских «Записок юного врача». Молодой хирург районной больницы, выпускник столичного мединститута, мечтает о профессиональной карьере, о блестящих операциях, но изматывающие будни провинции перемелют и его. Герою Булгакова, деревенскому врачу, в конце концов удается перебраться в город, поэтому рассказы «Записок юного врача» не только юмористичны, но и светлы. Шукшин же показывает, как сельский быт губит лучшие намерения человека.

Писателю удалось в своих рассказах изобразить и то извечное враждебное отношение деревни к городу, о котором не принято было говорить в литературе его времени. В рассказе «Срезал» образ деревенского чудака претерпевает трансформацию: лишается обаяния симпатичного мечтателя. Это демагог, которого специально держат для того, чтобы он посрамлял, «срезал» приезжих горожан, выбившихся «в люди» и навсегда оставивших деревню. Его эрудиция - это начетничество и набор громких фраз, лишенных смысла. По своей структуре (комбинация тривиальных суждений, высказываемых с невероятным апломбом) речевые экзерсисы «эрудита» восходят к «сочинениям» вождей большевиков. Это «советский язык» как особая форма, недоступная пониманию нормальным человеком языка абсурда. Вот почему два кандидата наук в рассказе Шукшина оказываются «срезанными». Но, несмотря на это, любовью односельчан демагог не пользуется: «В голосе мужиков слышалось даже как бы жалость к кандидатам, сочувствие. Глеб же Капустин по-прежнему неизменно удивлял. Изумлял. Восхищал даже. Хоть любви, положим, тут не было. Нет, любви не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил еще».

Хотя некоторые иллюзии в отношении деревенского бытия остаются и у Шукшина. В сравнении с его традиционной тысячелетней культурой более молодая городская культура явно проигрывает. Так, в рассказе «Охота жить» старик-охотник, который пригрел беглого убийцу, в своем мировоззрении опускается на более древнюю и более человечную народную традицию, чем этот парень, рвущийся в город и не останавливающийся перед убийством своего спасителя. Но, вместе с тем, доверчивость героя выглядит беспомощностью, слабостью, хотя он, выносливый сибирский охотник, способен физически превзойти молодого.

В рассказе «Как помирал старик» Шукшин опирается на традицию Льва Толстого, который в своей повести «Три смерти» противопоставляет эгоистичную смерть барыни естественной и спокойной смерти дерева и мужика. Старик у Шукшина умирает с большим достоинством, которое заслуживает преклонения.

Однако вовсе не все шукшинские старики так близки к мифологическому, первоначальному человеческому сознанию. В одном из лучших рассказов писателя - «Осенью» - старик-паромщик провожает в последний путь свою бывшую невесту, первую любовь. По глупости героя, связавшегося с активистами-атеистами, его невеста вышла замуж за другого. Прошла вся жизнь, и теперь, когда «ничего не воротишь», бестолково выглядит ссора двух стариков-соперников у гроба. Здесь по своим изначальным раздумьям о смысле человеческой жизни проза писателя тоже приближается к мифу: прослеживается аналогия с сюжетом о Хароне, который перевозит души умерших на лодке через реку Стикс. В одноименном рассказе писателя Тимофей Худяков, кладовщик на базе, спьяну принявший собственного тестя за Николая Угодника, просит «родить его еще раз»: «Прожил, как песню спел, а спел плоха. Жалко - песня-то была хорошая».

Сожаления о плохо прожитой жизни возникают не только у деревенских жителей, но и у горожан, вышедших из деревни и сделавших карьеру. В рассказе «Два письма» перед нами ночное и дневное письмо заводского начальника другу детства. В первом - тоска и боль, а во втором - попытка представить свою настоящую жизнь благополучной, без сожалений.

Где герой настоящий, искренний?

А вот в рассказе «Как зайка летал на воздушных шариках» городскому начальнику приходится срочно самолетом вызывать из провинции своего брата, чтобы тот напомнил ему забытую сказочку для тяжело больной маленькой дочки. Но девочке и без дядиной сказочки стало лучше. Вот и сидят братья на кухне. Жизнь прошла, а радости большой и не было. Только это внутреннее неблагополучие герой тщательно скрывает и в своей ночной откровенности утром раскаивается.

Пожалуй, самый оптимистический рассказ писателя написан на тему о преодолении одиночества. Это «Космос, нервная система и шмат сала». Внешняя канва рассказа - беседы прижимистого старика и его молодого квартиранта-десятиклассника Юрки. Жизнь Юрки довольно голодная, и благополучия в ней нет. Но его поддерживает и делает оптимистом изучение наук. Он большой рационалист и верит в прогресс. Как Юрка рассказывает хозяину историю академика Павлова, который диктовал студентам свои ощущения в момент собственного умирания. История эта поразила старика настолько, что он выделил вечно голодному Юрке шмат сала из своих запасов. На первый взгляд - это рассказ о благотворном влиянии на человека позитивного знания, науки: вот ведь даже жадный старик растрогался. На самом же деле это рассказ о преодолении одиночества. Юрка - одинокий подросток из неблагополучной семьи, живущий вдали от дома. Но он по молодости легко справляется со своими трудностями с помощью учебы. Старик же, хотя уступает Юрке в образованности, все же превосходит его житейским опытом, прожитой жизнью. И вывод этой жизни - «одному плохо». Даже академик Павлов, по мнению старика, не смог бы диктовать, как он умирает, если бы у него не было родных людей. Получилось смешно: из истории с Павловым старик извлек совсем не традиционный урок. Вместо вывода: «Наука облагораживает человеческую жизнь» он сделал вывод: «Одинокому плохо». И был прав.

Шукшин более, чем достижения науки, ценил способность людей к преодолению одиночества, к установлению взаимопонимания, диалога. Но на пути к диалогу у Шукшина всегда стоят хамы, такие, как вахтер в больнице, избивающий больного, не пускающий к нему мать («Ванька Тепляшин»). Точно такой же вахтер омрачил последние дни самого писателя, не пустив к нему в больницу друзей. Такие хамы, как продавщица в рассказе «Обида» или как теща, подающая в суд на зятя в рассказе «Мой зять украл машину дров», страшны тем, что уверены в своем праве оскорбить, унизить достоинство другого человека. Шукшинский герой всегда очень уязвим, легко поддается на провокацию со стороны хамов. В этом его слабость, как и слабость того государственного устройства, при котором на всех уровнях жизни торжествуют хамы.

Василий Шукшин известен как кинорежиссер, автор киносценариев «Печки-лавочки», «Калина красная», «Я пришел дать вам волю» (о Степане Разине). В «Калине красной» герой также попадает под власть хамов, отнимающих у него жизнь. В этом своем фильме Шукшин едва ли не первым откровенно сказал правду об уголовном мире, представляющем альтернативу миру правовому. Круговая порука не позволяет человеку выйти из мафиозного клана. Хотя смерть героя выглядит достаточно случайной, условной, мы понимаем, что зло играет в нашей жизни не менее важную роль, чем свет и добро. Этого открытия, вероятно, и не выдержал сам художник. Но он сумел лучше других сказать о пограничной культуре того слоя населения страны, который разделяет город и деревню, - горожан в первом поколении, бывших деревенских жителей.

В одном из последних своих рассказов «Дядя Ермолай» автор думает о простых деревенских тружениках, добрых и честных людях. Был ли в их жизни какой-то большой смысл, или же была одна работа? Их дети, получившие образование, живущие в городе, свою жизнь понимают иначе. Но кто из них прав? Автор о том не говорит.

Ключевые слова: Василий Шукшин, критика на творчество Василия Шукшина, критика на произведения Василия Шукшина, анализ рассказов Василия Шукшина, скачать критику, скачать анализ, скачать бесплатно, русская литература 20 в.