Что такое ложь в обществознании. Виды лжи. Зачем быть правдивым

Ложь – обман, намеренное искажение правды, . По объяснению святых отцов, ложь может быть мыслью, словом или жизнью.

Лжец – враг души. Он приходит, как обманщик на базаре, с фальшивым счётом на ваше имя. Некоторым можно верить только до тех пор, пока вы их видите, новая компания меняет их. Подобно воде, они кипят или замерзают в зависимости от окружающей температуры. Многие поступают так вследствие отсутствия принципов. Они подобны флюгеру, вращаются по ветру.

Узнать их настоящее лицо также трудно, как снять мерку с луны. Они верят в то, что выгоднее. Они плывут всегда по ветру, откуда бы он ни дул… Им очень хочется стать хорошими товарищами, поэтому они приветливы, вступают в общение со всеми. Опытные люди советуют беречься тех, чьё отечество в царстве лжи. Они подобны гребцам, которые смотрят в одну сторону, а едут в другую.

Диавол заставил поверить, что богатство и собственность делают человека счастливыми, что успех определяется машинами и домами, что свобода – это возможность делать желаемое.

Делать, что хочешь! Это навязывается. Распутство, жизнь без пут, без ограничений, без комплексов. Всё это – повторение прошлого. История знает такое поведение и последствия. Апостол Павел описывает нравственную жизнь, не закрывая её картинами лесов и африканских джунглей. Он говорит о действительной жизни культурных центров того времени, нравственном облике цивилизованных людей.

Задолго до апостола Павла около Ефеса появились первые философы, стали думать, что пробудился разум, и открылась страна неограниченных возможностей. Но цветок опал, плод созрел, содержание оказалось горьким.

Какой была могучая Римская империя, которая, завоевав Грецию, обещала закон, порядок, зажиточность. Пали и Рим, и Греция, снедаемые неправдой, моральным разложением.

«Мерзость пред Господом уста лживые» (). Тот, кто близок к Богу, ходит непорочно, делает правду, говорит истину в сердце своем, кто не клевещет языком, не делает искреннему своему зла, не принимает поношений на людей ().

Любое ложное показание, наносящее вред невинным называется «лжесвидетельством». Упражняющийся в этом, не останется ненаказанным, «кто говорит ложь, не спасется» (). Этим средством Диавол хочет обратить человека в оружие, наносящее ущерб славе Божией. Некто сказал, что у греха много инструментов, но ложь- это рычаг, приводящий их в действие.

Это надо чаще приводить на память, потому что человек постоянно находится в обстановке ложных выводов и заключений. Обманывать – значит заблуждаться и вводить в заблуждение. Сеется недоверие, сомнение и непоправимый вред репутации. Во всех случаях надо учиться воздерживаться от преждевременных заключений до появления окончательной информации.

Множество страданий понесли люди от поспешных решений и обещаний. Ещё живы те, кто помнят, когда идеологи коммунизма внушали, что Сталин был одновременно великим политиком, самым большим стратегом, величайшим лингвистом, учёным и философом. Люди верили, что простой человек, в прошлом сидевший в тюрьме за грабёж, был «непогрешим». После его смерти тем же людям сказали, что Сталин был величайшим массовым убийцей в истории.

Эта ложь пошла дальше. В 1959 году партия без партнёров заявила, что через пять лет СССР догонит и перегонит высокий материальный стандарт США. Генсек Хрущёв заявил, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Он обещал по телевизору показать «последнего попа» в стране. Обманным путем обещалось создание коммунистами братства среди народов.

Говорить правду – лучшая политика. Человек может быть интеллектуально развитым, культурным, понимающим искусство, живопись, музыку, но иметь приглушённую совесть и быть слепым. Культура не освобождает от грехов. Первое требование, которое апостол Павел предлагает – отвергнуть ложь. Обязанность православного – говорить истину. Ложь следует преодолеть, помня, что софизм, изворотливость не приносят пользы. Христос – Победитель лжи. Он искупил человечество от греха и нам нужно подвизаться в умножении правды.

Несмотря на недостатки мира, в людях осталось стремление к добру. Ещё никому не удалось воспрепятствовать проникновению в мир добрых божественных мыслей. Отчуждение происходит по причине невежества и ожесточения. Невежество надо лечить не с головы, а с сердца. Невежество и ожесточение идут вместе.

С греческого языка ожесточение означает: «затвердевшая кожа». Сердце, много грешившее, становится чёрствым, нечувственным.

Известны случаи, когда люди лгут с ненасытностью и не замечают этого, делая грех ревностно и с интересом, часто ссылаясь на пушкинского Германа, что «наша жизнь – игра», человек ищет возможности солгать. Для этого он увлекает других, соблазняя и, если нужно, угрожая.

К сожалению, приходится наблюдать, что некоторые интеллектуалы помрачены в разуме. Жизнь, считавших себя просвещёнными, бывает бессодержательной, с неудовлетворёнными поисками. Становится понятным необходимость молитв в утренние часы. Пока ум не занят неправдами жизни, надо обратиться к Богу за помощью, ясно понять вечные божественные планы. Тогда будет меньше ссор из-за мелочей, преткновений, падений. Когда человек не читает утренних молитв, он как бы говорит: «Господи, сегодня днём я обойдусь без Тебя», и здесь сквозит ложь. Невозможно обойтись без Бога. Молясь утром, человек составляет программу на весь день, поднимая взор горе: «Отче наш, иже еси на небесех», потом выражает свои нужды: «хлеб наш насущный даждь нам днесь», старается подумать о себе и других: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». В конце молитвы просим о нашей защите: «избави нас от лукаваго».

Да, без молитвы жизнь в опасности. Молитва вводит в небесную сферу, очищает мысли, укрепляет веру, избавляет от лжи. Очень важно закрепить такое настроение надолго.

Сатана внушает, что самоволие должно заменить все авторитеты. Господство Бога отвергается, как не соответствующее духу времени. Отсюда причины нестроений. Некоторые отдают жизнь за деньги, за собственность, за множество подобных вещей. Некоторые просто изощряются, стараясь достичь «высоты». Не случайно пёсик из детского мультфильма советует: «если у тебя нет хвоста, виляй улыбкой».

Но в людях всё-таки остаётся стремление к добру. Находятся люди, которые способны видеть, распознавать лукавство духов злобы. Враг старается поколебать взгляды православного верующего. Одним он говорит, что учение слишком ограниченно, примитивно; другим – чересчур строго и неприменимо в жизни.

Господь помогает обнаруживать ложь и лукавство и защищает православного в борьбе с неверными взглядами. Любое предательство и обман разрушают доверие в людях, распадается семья, рабочий коллектив, прекращается партнерство. Некоторые так лгут, что не замечают этого, а когда опомнятся, то новую фразу начинают со вставки: «честно говоря», показывая, что сказанное до этого было не совсем правдиво.

Рассуждая о важной теме – о судьбе внеземной души, вспомнился афоризм Монтеня: «Смерти учит, кто учит жить».

Дождь разлуки из смерти тучи
Хлещет в дверь каждой души.
Тот умирать людей научит,
Кто научит их верно жить.

В день, когда на белом свете
Упадёт на нас смерти тень,
Учит жизни, кто учит смерти,
Утверждает Мишель Монтень.

К Богу ближе, будет лучше
От отца удалимся лжи.
Только тот умирать научит,
Кто научит православно жить.

Часто жизнь обрывает случай,
Потому ко Христу спеши.
Тот людей умирать научит,
Кто научит их верой жить!

Жить для Бога, трудясь для ближних,
Чтоб не страшен был грядущий день,
Смерти учит, кто учит жизни!
Прав мыслитель Мишель Монтень.

Ложь и лукавство не имеют цены и цели, кроме одной – проводить сатанинские замыслы в жизнь, отстраняя любую мысль о вечности, о Боге, о порядочности вообще.

А люди верующие и думающие говорят о земной жизни и о переходе в вечность.

«Вестник Александро-Невской Лавры» № 7-8 (40-41) 2007

Большинства истин. Связана с неизбежной аберрацией действительности в процессе ее умножения и суперпозиции. Человеческое в?иденье, мирочувствование, искусство, основаны на Л. обязано по самой своей сути. При искусство выступает не как действительности, но как обмана, извращения, подспудной психического. В науке Л. оговаривается под видом тех или иных посылок и искусственных приемов, либо остается неявной как в виде методологической лжи, так и в виде разности научным мировоззрением и предполагаемым кардинально-истин-ным мировоззрением. Казалось бы, задачей философии является мировоззрения от Л., мировоззрения, соответствующего "действительному положению вещей", но философии показывает всех дошедших до нас философских учений. Тем не , очистка мировоззрения от Л. - главная философии и цели - изначально ориентированного философствования. естественной и искусственной, непреднамеренной и преднамеренной Л. не облегчает каких-либо этических разграничений. У различных человеческих психотипов и та же (однородная) Л. на различных умственных уровнях, по-разному с явлениями забывания и контаминации. Аналогично неоднозначно разделения грубость-тонкость, где негативно могли бы и "грубая ", и "грубая ложь ". Религиозная Л. может связана с психотехниками и дешевыми аффектами, которые предоставляет и . Онтологически Л. выглядит как вычлененностей, неполноценных бытийностей. Постсубъективное лжи - начатого процесса. Будучи необъективной, Л. реальна.

2) Ложь - см. Истинностное значение.

3) Ложь - - намеренно недобросовестное искажение истины, далекое от честного выражения сомнения; "в отличие от заблуждения и ошибки - обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине" (Вл.Соловьев). В логике ложный вывод - просто ошибочный вывод в рассуждениях, способный ввести в заблуждение как самого рассуждающего, так и других людей. В этике есть проблема "лжи необходимой", нравственной позволительности, напр., ради спасения чьей-то жизни заявлять нечто, заведомо не соответствующее реальному положению дел. По Соловьеву, " человек, по природе добрый, не колебаться нравственным интересом спасти ближнего и нравственным интересом соблюдать фактическую точность в своих показаниях; добрая натура исключает склонность ко лжи или лживость, но в данном случае лживость не играет никакой роли". Но по большому счету религиозный человек лжецом не может: ложь противорелигиозна, человек начинает от слабости духа и разрушает не только свою личную духовную жизнь, делая себя в глубине неискренним, но совершает "измену Центру", вторгается в "главное измерение вещей, людей и отношений. Ее опасность и гибельность состоят в том, что она нарушает или прямо разрушает божественную ткань в человеческой жизни. Когда человек лжет, то он лжет: или Богу о себе; или другим людям о Боге; или другим людям о себе перед лицом Божиим; или о себе и другим о других в их божественном измерении" (И.Ильин).

4) Ложь - - в отличие от заблуждения и ошибки - обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине. Из прилагательных от этого слова безусловно дурное значение сохраняет лишь форма лживый, тогда как ложный употребляется также в смысле объективного несовпадения данного положения с истиною, хотя бы без намерения и вины субъекта; так лживый вывод есть тот, который делается с намерением обмануть других, тогда как ложным выводом и , который, делается по ошибке, вводя в обман самого ошибающегося. В нравственной философии имеет значение вопрос о Л. необходимой, т.е. о том, позволительно или непозволительно делать сознательно несогласные с фактическою действительностью заявления в крайних случаях, напр. для спасения чьей-нибудь жизни. Этот вопрос неосновательно смешивается иногда с вопросом о позволительности худых средств для хороших целей, с которым он имеет только кажущуюся связь. Вопрос о необходимости Л. может быть правильно решен на следующем основании. Нравственность не есть механический свод различных предписаний, безотносительно обязательных в своей отдельности. С материальной стороны нравственность есть проявление доброй природы; но человек, по природе добрый, не может колебаться нравственным интересом спасти ближнего и нравственным интересом соблюдать фактическую точность в своих показаниях; добрая натура исключает склонность ко Л. или лживость, но в данном случае лживость не играет никакой роли. Со стороны формальной, нравственность есть выражение чистой воли; но соблюдение внешнего соответствия между словом и фактом в каждом единичном случае, независимо от его жизненного смысла и с пожертвованием действительных нравственных обязанностей, вытекающих из данного положения - есть выражение не чистой воли, а только бездушного буквализма. Наконец, со стороны окончательной цели нравственность есть путь к истинной жизни, и ее предписания даются человеку для того, "чтобы он жив был ими"; следовательно, жертвовать человеческою жизнью для точного исполнения отдельного предписания - есть внутреннее противоречие и не может быть нравственным. Вл. С.

5) Ложь - - высказывание, искажающее действительное положение вещей. По Аристотелю структура лжи следующая: если суждение соединяет то, что разъединено в действительности или разъединяет то, что в действительности соединено, то оно ложно. От лжи следует отличать бессмыслицу, или абсурд . Ложь - одно из основополагающих понятий общей теории информационных систем, не раскрывая понятия лжи, бессмысленно говорить об информации и связанных с нею понятиях. Ложь - вещь, противоположная правде, но связанная с последней неразрывными узами: если соединить большую правду с маленькой ложью, то получим большую ложь. (cм. структура лжи). Ложь - основополагающая категория философии, этики, политики, экономики и остальных областей деятельности человеческого бытия и бытия человечества. В связи с тем, что она является основополагающей, в обществе предпочитают делать вид, что ее не существует. В древности говорили: "Не упоминай имя Бога всуе!" Точно такое же положение складывается и с институтом лжи - этого слова нет в словаре редактора "ЛЕКСИКОН", на котором набран вариант текста настоящего толкователя (по крайней мере, он его не склоняет), его избегают политики, придумывая эквиваленты " лукавство ", " интеллектуальная недобросовестность " и т.п. То есть люди подсознательно и сознательно понимают, что, идя по дороге лжи, они неизбежно дойдут сами и доведут других до пропасти. Понимают и тем не делают, так как ложь позволяет, как кажется лгущему, во многих случаях достигнуть цели с минимальными временными, моральными и энергетическими издержками. В то же время показывает, что этические уравнения действуют и в конечном итоге торжествуют , возмездие. Другое дело, что часто задается вопрос "за что?" это возмездие наступило. Ассоциативный блок. Описан случай, когда над Африкой потерпел катастрофу самолет (разломился на куски). Люди падали вместе с креслами и девочка кричала в рацию, которой эти кресла были оборудованы, по-видимому, на случай приводнения: "Боженька, я ведь всегда была такая хорошая и послушная. За что ты наказал именно меня?" Эфир слышал все это, но ничем помочь ей не мог.

6) Ложь - – заявление, рассчитанное на обман, когда говорящий умалчивает или искажает то, что он знает о рассматриваемом положении вещей, когда он знает нечто другое и о чем он не говорит. С точки зрения этики ложь подлежит осуждению, если обман вызван стремлением нанести вред человеку или добиться для себя преимущества перед другим. В софийном познании необходимо научиться различать правдивость или ложь и поступать во имя правды.

7) Ложь - - намеренное искажение истины, не , обман.

8) Ложь - - осознанное искажение истины; утверждение, несовместимое с истинным высказыванием.

9) Ложь - - заявление, рассчитанное на обман, когда говорящий умалчивает или искажает то, что он знает о рассматриваемом положении вещей, когда он знает нечто другое, чем то, что он говорит. С точки зрения этики ложь подлежит осуждению, если обман вызван стремлением нанести вред др. человеку или добиться для себя преимущества перед другим. Как бы это ни выглядело, позитивно ложь оценена только из вежливости или из жалости. Много лжи возникает при вопросах: спрашиваемый воспринимает вопрос как принуждение к ответу (соответствующему истине), которого он стремится избежать с помощью лжи (нар я пословица: "Не спрашивай меня, тогда мне не нужно будет тебе "), - вот почему уважаемому лицу не нужно задавать никаких вопросов; чаще всего полное молчание недейственно, т. к. оно оставляет слишком много простора для догадок и не предотвращает нес я (напр., при допросе военнопленного или при вопросах, которые намекают на коммерческую тайну). В подобных ситуациях необходимо в зависимости от случая или по чистой совести различать, что служит высшей этической ценности - правдивость или ложь.

10) Ложь - - искаженное отражение действительности, такое познавательное содержание, к-рое не соответствует объективной природе вещей. Сознательная Л. является нарочитой дезинформацией. Непреднамеренная Л. совпадает с заблуждением, включающим объективно-истинностные моменты. От Л. следует отличать бессмыслицу, или абсурд.


Синонимы: брехня, враки, вранье, лганье, ложь, неправда, обман

Ложь

Фундаментальный первообразующий элемент (сеть элементов) восприятия и коммуникации, составная часть большинства истин. Связана с неизбежной аберрацией действительности в процессе ее умножения и суперпозиции. Человеческое в?иденье, мирочувствование, искусство, науки фактически основаны на Л. Искусство обязано лгать по самой своей сути. При этом искусство выступает не как подделка действительности, но более как средство обмана, извращения, подспудной модификации психического. В науке Л. либо специально оговаривается под видом тех или иных посылок и искусственных приемов, либо остается неявной как в виде методологической лжи, так и в виде разности между научным мировоззрением и предполагаемым кардинально-истин-ным мировоззрением. Казалось бы, задачей философии является очистка мировоззрения от Л., представление мировоззрения, соответствующего "действительному положению вещей", но история философии показывает ложность всех дошедших до нас философских учений. Тем не менее, очистка мировоззрения от Л. - главная цель философии и наличие такой цели - критерий изначально верно ориентированного философствования. Различение естественной и искусственной, непреднамеренной и преднамеренной Л. нисколько не облегчает каких-либо этических разграничений. У различных человеческих психотипов одна и та же (однородная) Л. может возникать на различных умственных уровнях, по-разному связываться с явлениями забывания и контаминации. Аналогично неоднозначно проведение разделения грубость-тонкость, где одинаково негативно могли бы оцениваться и "грубая правда ", и "грубая ложь ". Религиозная Л. может быть связана с психотехниками и теми дешевыми аффектами, которые предоставляет наивность и конформизм. Онтологически Л. выглядит как конгломерат вычлененностей, связность неполноценных бытийностей. Постсубъективное творение лжи - продолжение заблаговременно начатого процесса. Будучи необъективной, Л. реальна.

см. Истинностное значение.

Намеренно недобросовестное искажение истины, далекое от честного выражения сомнения; "в отличие от заблуждения и ошибки - обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине" (Вл.Соловьев). В логике ложный вывод - просто ошибочный вывод в рассуждениях, способный ввести в заблуждение как самого рассуждающего, так и других людей. В этике есть проблема "лжи необходимой", нравственной позволительности, напр., ради спасения чьей-то жизни заявлять нечто, заведомо не соответствующее реальному положению дел. По Соловьеву, " человек, по природе добрый, не может колебаться между нравственным интересом спасти ближнего и нравственным интересом соблюдать фактическую точность в своих показаниях; добрая натура исключает склонность ко лжи или лживость, но в данном случае лживость не играет никакой роли". Но по большому счету религиозный человек лжецом быть не может: ложь противорелигиозна, человек начинает лгать от слабости духа и разрушает не только свою личную духовную жизнь, делая себя в глубине неискренним, но совершает "измену Центру", вторгается в "главное измерение вещей, людей и отношений. Ее опасность и гибельность состоят в том, что она нарушает или прямо разрушает божественную ткань в человеческой жизни. Когда человек лжет, то он лжет: или Богу о себе; или другим людям о Боге; или другим людям о себе перед лицом Божиим; или о себе и другим о других в их божественном измерении" (И.Ильин).

В отличие от заблуждения и ошибки - обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине. Из прилагательных от этого слова безусловно дурное значение сохраняет лишь форма лживый, тогда как ложный употребляется также в смысле объективного несовпадения данного положения с истиною, хотя бы без намерения и вины субъекта; так лживый вывод есть тот, который делается с намерением обмануть других, тогда как ложным выводом может быть и такой, который, делается по ошибке, вводя в обман самого ошибающегося. В нравственной философии имеет значение вопрос о Л. необходимой, т.е. о том, позволительно или непозволительно делать сознательно несогласные с фактическою действительностью заявления в крайних случаях, напр. для спасения чьей-нибудь жизни. Этот вопрос неосновательно смешивается иногда с вопросом о позволительности худых средств для хороших целей, с которым он имеет только кажущуюся связь. Вопрос о необходимости Л. может быть правильно решен на следующем основании. Нравственность не есть механический свод различных предписаний, безотносительно обязательных в своей отдельности. С материальной стороны нравственность есть проявление доброй природы; но человек, по природе добрый, не может колебаться между нравственным интересом спасти ближнего и нравственным интересом соблюдать фактическую точность в своих показаниях; добрая натура исключает склонность ко Л. или лживость, но в данном случае лживость не играет никакой роли. Со стороны формальной, нравственность есть выражение чистой воли; но соблюдение внешнего соответствия между словом и фактом в каждом единичном случае, независимо от его жизненного смысла и с пожертвованием действительных нравственных обязанностей, вытекающих из данного положения - есть выражение не чистой воли, а только бездушного буквализма. Наконец, со стороны окончательной цели нравственность есть путь к истинной жизни, и ее предписания даются человеку для того, "чтобы он жив был ими"; следовательно, жертвовать человеческою жизнью для точного исполнения отдельного предписания - есть внутреннее противоречие и не может быть нравственным. Вл. С.

Высказывание, искажающее действительное положение вещей. По Аристотелю структура лжи следующая: если суждение соединяет то, что разъединено в действительности или разъединяет то, что в действительности соединено, то оно ложно. От лжи следует отличать бессмыслицу, или абсурд . Ложь - одно из основополагающих понятий общей теории информационных систем, не раскрывая понятия лжи, бессмысленно говорить об информации и связанных с нею понятиях. Ложь - вещь, противоположная правде, но связанная с последней неразрывными узами: если соединить большую правду с маленькой ложью, то получим большую ложь. (cм. структура лжи). Ложь - основополагающая категория философии, этики, политики, экономики и остальных областей деятельности человеческого бытия и бытия человечества. В связи с тем, что она является основополагающей, в обществе предпочитают делать вид, что ее не существует. В древности говорили: "Не упоминай имя Бога всуе!" Точно такое же положение складывается и с институтом лжи - этого слова нет в словаре редактора "ЛЕКСИКОН", на котором набран вариант текста настоящего толкователя (по крайней мере, он его не склоняет), его избегают политики, придумывая эквиваленты " лукавство ", " интеллектуальная недобросовестность " и т.п. То есть люди подсознательно и сознательно понимают, что, идя по дороге лжи, они неизбежно дойдут сами и доведут других до пропасти. Понимают и тем не менее делают, так как ложь позволяет, как кажется лгущему, во многих случаях достигнуть цели с минимальными временными, моральными и энергетическими издержками. В то же время история показывает, что этические уравнения действуют и в конечном итоге торжествуют правда, либо возмездие. Другое дело, что часто задается вопрос "за что?" это возмездие наступило. Ассоциативный блок. Описан случай, когда над Африкой потерпел катастрофу самолет (разломился на куски). Люди падали вместе с креслами и одна девочка кричала в рацию, которой эти кресла были оборудованы, по-видимому, на случай приводнения: "Боженька, я ведь всегда была такая хорошая и послушная. За что ты наказал именно меня?" Эфир слышал все это, но ничем помочь ей не мог.

– заявление, рассчитанное на обман, когда говорящий умалчивает или искажает то, что он знает о рассматриваемом положении вещей, либо когда он знает нечто другое и о чем он не говорит. С точки зрения этики ложь подлежит осуждению, если обман вызван стремлением нанести вред человеку или добиться для себя преимущества перед другим. В софийном познании необходимо научиться различать правдивость или ложь и поступать во имя правды.

Намеренное искажение истины, не правда, обман.

Осознанное искажение истины; утверждение, несовместимое с истинным высказыванием.

Заявление, рассчитанное на обман, когда говорящий умалчивает или искажает то, что он знает о рассматриваемом положении вещей, либо когда он знает нечто другое, чем то, что он говорит. С точки зрения этики ложь подлежит осуждению, если обман вызван стремлением нанести вред др. человеку или добиться для себя преимущества перед другим. Как бы это ни выглядело, позитивно ложь может быть оценена только из вежливости или из жалости. Много лжи возникает при вопросах: спрашиваемый воспринимает вопрос как принуждение к ответу (соответствующему истине), которого он стремится избежать с помощью лжи (нар одна я пословица: "Не спрашивай меня, тогда мне не нужно будет тебе лгать "), - вот почему уважаемому лицу не нужно задавать никаких вопросов; чаще всего полное молчание недейственно, т. к. оно оставляет слишком много простора для догадок и не предотвращает нес часть я (напр., при допросе военнопленного или при вопросах, которые намекают на коммерческую тайну). В подобных ситуациях необходимо в зависимости от случая или по чистой совести различать, что служит высшей этической ценности - правдивость или ложь.

Искаженное отражение действительности, такое познавательное содержание, к-рое не соответствует объективной природе вещей. Сознательная Л. является нарочитой дезинформацией. Непреднамеренная Л. совпадает с заблуждением, включающим объективно-истинностные моменты. От Л. следует отличать бессмыслицу, или абсурд.

феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей; чаще всего выражается в содержании речевых сообщений, немедленная проверка коих затруднительна или невозможна. Представляет собой осознанный продукт деятельности речевой, имеющий целью ввести реципиентов (слушателей) в заблуждение.

Обычно ложь вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях. Характерно, что индивид неосознанно расценивает свою ложь как нечто неустойчивое и временное; отсюда вытекает интенция первоначально измышлять ей новые подтверждения, а позже - полностью замалчивать. Если социально-психологически ложь всегда является средством, то в сфере психопатологии она выступает как цель мифоманов-психопатов, испытывающих удовлетворение от самого процесса введения окружающих в заблуждение.

Ложь

феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей; Л. чаще всего находит выражение в содержании речевых сообщений, немедленная проверка которых затруднительна или невозможна. Л. представляет собой осознанный продукт речевой деятельности, имеющий целью ввести реципиентов в заблуждение. Как правило, Л. вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях. Характерно, что индивид неосознанно расценивает свою Л. как нечто неустойчивое и временное; отсюда интенция первоначально измышлять ей новые подтверждения, а позже - полностью замалчивать. Если социально-психологически Л. всегда является средством, то в сфере психопатологии она выступает как цель мифоманов-психопатов, испытывающих чувство удовлетворения от самого процесса введения окружающих в заблуждение. А.А. Брудный

ЛОЖЬ

осознанное и намеренное сообщение информации, содержание которой не соответствует действительности. Л. чаще всего допускается в отношении тех сведений, немедленная проверка достоверности которых затруднительна или невозможна. Как правило, Л. вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретной ситуации. Характерно, что сам индивид расценивает свою Л. как нечто неустойчивое и временное; отсюда стремление периодически придумывать ей новые подтверждения, а позже – полностью замалчивать. Бескорыстная Л. – Л. без намерения получить выгоду от нее. Л. различается по масштабам, степени несоответствия действительности, потенциальному ущербу, который она может нанести, и др. содержательным и формальным характеристикам. Л. часто используется оппонентами в конфликтах в интересах усиления своей позиции и введения в заблуждение противника. В конфликтах Л. реализуется в виде блефа, дискредитации оппонента, замалчивании, искажении фактов и др. Одним из видов Л. является дезинформация, используемая в конфликтах всех уровней. Л. широко используется в информационно-психологических войнах.

Ложь

намеренное введение кого-либо в заблуждение путем сообщения не соответствующих действительности сведений. В тех случаях, когда ложь причиняет кому-то, включая самого индивида, вред, рассматривается как патология, особенно свойственная некоторым типам психопатической личности (антисоциальной, параноидной, истерической и др.).

Ложь

общеславянск. лъгати) - неправда, обман, намеренное и контролируемое искажение истины, обычно сопровождается осознанием побуждающей лгать потребности и определенного мотива искажать действительное положение вещей, а также стремлением представить при необходимости правдоподобное оправдание лживости. Признак незрелой личности или ее нравственной деградации, незрелости. Сознательную ложь следует отличать от болезненного фантазирования, особенно часто встречающегося у детей и подростков и, кроме того, от лживости, которая служит способом преодоления внутренних, психологических проблем, то есть является признаком гиперкомпенсации чувства неполноценности. См. Фантазии детские патологические, Гиперкомпенсация, Лживость.

Ложь

сознательное, намеренное введение в заблуждение др. лица с помощью вербальных и/или невербальных средств О.; преследующее, как правило, опр. цели. Л. может являться прямой противоположностью правде, частичным отступлением от нее или же ее сокрытием (умолчание, бездействие). Истоки изучения проблемы Л. можно найти в филос. трудах Аристотеля и Платона. В совр. зарубеж. психологии проблема Л. активно разрабатывается в трудах П. Экмана, определяющего Л. как действие, с помощью к-рого один человек вводит в заблуждение другого, и к-рое характеризуется при этом след. особенностями: а) умышленностью; б) отсутствием предварительного уведомления партнера о своих целях; в) отсутствием отчетливо выраженной просьбы со стороны партнера не раскрывать правды. В отеч. психологии теме Л. посвящен ряд работ В. В. Знакова, к-рый предлагает отличать Л. от неправды и обмана. Определяя Л. как умышленную передачу сведений, не соответствующих действительности, он выделяет 3 ее осн. признака: 1) несоответствие утверждения истинным фактам; 2) отсутствие веры самого лжеца в истинность утверждения; 3. наличие у лжеца желания ввести в заблуждение др. человека. В. В. Знаков называет русское понимание феномена Л. субъективно-нравственным и отличает его от морально-правового понимания, характерного для традиций зап. культуры. По мнению Б. С. Шалютина, Л. - не просто коммуникативный акт, а специфическое воздействие через коммуникацию непосредственно на адресата Л. При этом лжец может преследовать разные цели: формирование опр. отношения к чему-либо, воздействие на поведение др. лица, на его текущее состояние или на устойчивые характеристики. Одним из направлений изучения проблемы Л. в совр. психологии является выделение невербальных признаков ложности-правдивости сообщения, для лучшего распознавания Л. в процессе межличностного О. (А. Пиз, В. А. Лабунская, С. И. Симоненко и др.). Среди поведенческих признаков Л. называют следующие: фальшивую (несвоевременную, несимметричную) улыбку; застывшее на длительное время выражение лица; покраснение лица; заикание; смех; потирание носа; прятанье ладоней; избегание визуального контакта и т. п. Др. направлением исследования Л. является изучение ее мотивов, проявлений и возможных последствий. При исследовании Л. как одной из форм деструктивного взаимодействия возникает проблема дифференциации ее видов. Большинство зарубеж. исследователей разделяют в этом вопросе взгляд П. Экмана, обозначившего 2 осн. вида Л.: умолчание (лжец скрывает истинную информацию, но не передает ложной) и искажение (лжец не просто скрывает правдивую информацию, а передает вместо нее ложную, выдавая последнюю за истину). Умолчание характеризуется выбором пассивной позиции, поэтому оно более выгодно для субъекта и менее осуждаемо социумом. С. Бок (S. Bok), придерживаясь такой же классификации, при этом акцентирует внимание на том, что искажение всегда имеет отрицательный смысл, в то время как умолчание в нек-рых случаях может иметь важное моральное значение, становясь «тайной». В. В. Знаков различает добродетельную и эгоцентрическую Л. Считается, что склонность к Л. формируется в процессе онтогенетического развития человека, при этом большое влияние имеют как индивидуально-психол. особенности, так и воздействие социума. Для каждой возрастной группы характерно доминирование опр. мотивов Л. Детская и подростковая Л. является актуальной темой для исследования в пед. и юрид. психологии. Считается, что способность лгать впервые проявляется в возрасте 3-4 лет. С возрастом дети лгут чаще и более изощренно. Среди возможных мотивов детской Л. психологи, в т. ч. П. Экман, называют следующие: стремление избежать наказания или неприятных последствий; желание получить что-то, чего нельзя добиться иным способом (напр., внимание или похвалу окружающих); стремление к самозащите, защите своих друзей и близких; желание доказать свое превосходство, вызвать чувство зависти; охрана личной жизни. Согласно исследованиям В. В. Знакова, русские реже, чем американцы, прибегают к Л. для защиты приватности. Различают 2 наиболее распространенных приема Л.: преувеличение и приуменьшение информации. Оба этих приема могут основываться на изменении как позитивных, так и негативных характеристик субъекта или объекта. Психологами установлено, что чаще лгут невротики, тревожные люди, экстерналы, лица с низкой стрессоустойчивостью. Многие психологи согласны с мнением о том, что повседневные формы Л. выступают неотъемлемой частью процесса О. любого человека. На основе 3 ключевых признаков: характера искажения информации, мотивации субъекта Л. и негативных последствий для его партнера (др. человека) - И. П. Шкуратова предлагает различать след. виды Л.: 1) Л.-умолчание; 2) Л.-сокрытие; 3) этикетная Л.; 4) Л. во благо; 5) Л.-заблуждение; 6) Л.-фантазия; 7) Л.-самопрезентация; 8) Л.-розыгрыш; 9) Л.-оправдание; 10) Л.-сплетня, наговор; 11) Л.-мошенничество; 12) Л.-предательство; 13) Л. как атрибут профессии. Как при Л.-умолчании, так и при Л.-сокрытии человек говорит не всю правду, утаивает отдельные важные подробности. Однако в первом случае его мотивом является сохранение позитивных межличностных отношений, в то время как во втором - преим. стремление скрыть что-то плохое, осуждаемое окружающими (неблаговидные поступки и действия, свои слабости или пороки). Последствия умолчания более серьезны, чем последствия сокрытия. Этикетная Л. отличается своей безобидностью. Она осуществляется на основе всеобщего договора о соблюдении правил этикета и предполагает приукрашивание своего отношения к партнеру из-за желания выглядеть воспитанным. В кач. примеров такой Л. можно назвать восхваление юбиляра, неискренние комплименты подчиненного в адрес начальника, выражение своего позитивного расположения врагу в ситуации переговоров и пр. Л.-фантазия то же, что и вранье. Л. во благо («Л. во спасение») основана на приукрашивании ситуации, при этом доминирующим мотивом субъекта становится желание оградить партнера от «горькой» правды путем ее сокрытия (напр., утаивание имеющейся информации об измене супруга или о возможном смертельном исходе заболевания). Следствием такой Л. становится потеря важной для партнера информации. Кроме того, возникают постоянные дискуссии о правомерности данного вида Л. Л.-заблуждение базируется на ошибках интерпретации. При этом субъект может как сомневаться в истинности сообщаемой им информации, так и полностью верить в ее абсолютную истинность. Мотивом такой Л., к-рая вводит обманываемого человека в заблуждение, выступает желание субъекта проявить себя экспертом в той или иной области знаний: политических, религиозных, медицинских, психологических и др. Мотивом Л.-самопрезентации является формирование у окружающих опр. впечатления о себе. При этом субъект может преувеличивать (чаще всего) или же приуменьшать свои достоинства, возможности и пр., создавая тем самым выгодный для себя образ. Чаще всего такой вид Л. проявляется в О. с незнакомыми или малознакомыми людьми. Такая Л. может быть как безобидной, так и связанной с мошенничеством и попыткой получить власть. Л.-мошенничество можно рассматривать как разновидность обмана. Л.-розыгрыш (шутка) может быть вызвана желанием рассмешить или проверить чувства др. человека, выявить его скрытые качества. Она предполагает разработку и проигрывание специального сценария разл. степени сложности, направленного на создание искаженного представления о чем-либо или о ком-либо. Заканчивается обязательным саморазоблачением. Л.-наговор довольно часто используется людьми в повседневной жизни и связана с распространением субъектом (СМИ) заведомо ложной информации о каком-нибудь человеке. Мотивами могут выступать как желание причинить вред этому лицу путем снижения его статуса в глазах окружающих, так и стремление получить личную выгоду (денежное вознаграждение, устранение конкурента и т. д.). К Л.-оправданию субъект прибегает при разоблачении его неблаговидных действий с целью смягчения последующего наказания. Этот вид Л. наиболее распространен, он связан с действием психол. защит личности. Л.-предательство И. П. Шкуратова называет самым аморальным ее видом, при к-ром человек добивается моральной или материальной выгоды, нарушая при этом доверительные отношения с др. людьми. При этом близкий человек приносится им в жертву собственным интересам. Л. как необходимый атрибут нек-рых профессий связана с важностью неразглашения профессиональной информации, сохранения профессиональных тайн и др. (напр., в профессии разведчика, оперативного работника, врача, психолога и др.). Психологи выделяют также патологическую Л. как склонность человека к рассказам о вымышленных событиях и несуществующих отношениях. Патологические лжецы испытывают постоянную потребность в обмане, привлечении внимания окружающих. В психодиагностике с целью предотвращения искажения респондентом сообщаемой им о себе информации и повышения надежности результатов исследования в вербальные опросники вводится специальная шкала Л. Лит.: Экман П. Психология лжи. СПб., 2003; Шкуратова И. П., Крикало Е. Л. Отношение студентов к разным видам своей и чужой лжи // Индивидуальные различия в познании и общении. Ростовн/Д, 2007; Шалютин Б. С. Человек лгущий // Человек. 1996. № 5. Е. В. Зинченко

Каждый человек стремится сделать свою жизнь лучше. Однако о том, как достичь благополучия, представление у каждого свое. Всюду, где начинается взаимодействие людей, имеет место ложь и обман.

Понятия философские

Вопросу "что такое ложь" в философии и психологии уделяется немало внимания. Ответ на этот вопрос начинается с анализа ключевых понятий, объясняющих данный феномен. По мнению многих ученых, истина - это отображение окружающей нас реальности.

Однако в силу индивидуальных особенностей человека эта реальность может восприниматься искаженно. Тогда мы говорим, что человек заблуждается относительно своей реальности. Но если он намеренно высказывает то, что не соответствует истине, с целью создать убеждение в другом человеке - это ложь.

Для лучшего осмысления следует рассмотреть еще и понятие "правда". Она по своему содержанию шире истины и означает не только адекватность знаний, но и их осмысленность для субъекта. Лучше разобраться в том, что такое правда и ложь, можно обратившись к Академическому словарю русского языка. Там говорится, что намеренное искажение истины; обман".

Ложь: от античности до современности

Пожалуй, впервые вопрос "что такое ложь" задавали еще античные философы Платон и Аристотель, и они сходились во мнении, что это нечто негативное, вызывающее неодобрение других людей. Однако со временем взгляды разделились, и возникли два совершенно противоположных подхода к допустимости лжи.

Одни объясняли, что такое ложь, основываясь на христианской морали. Они утверждали, что ложь - то, что подрывает доверие между людьми и разрушает ценности. То, что человек умышленно искажает реальность, пытаясь извлечь из этого выгоду, называется в христианстве грехом.

Представители другого подхода придерживались мнения о том, что некоторая доля ложных высказываний не только приемлема, но и желательна. По их мнению, государственным деятелям необходимо прибегать ко лжи для обеспечения безопасности и поддержания порядка. Право намеренно искажать истину они еще оставляют и врачам из соображения гуманности. Таким образом появилось новое толкование понятия - ложь во благо или во спасение.

Современная позиция

Современные исследователи также не дают однозначного ответа на вопрос "что такое ложь". Вернее, само понятие не изменилось, а вот отношение к нему по-прежнему остается различным. Поэтому сегодня принято искать и обосновывать причины, по которым люди прибегают ко лжи.

Во-первых, ее можно рассматривать с точки зрения нравственности. Например, когда человек пытается скрыть или приукрасить негативные поступки. Такой формой часто пользуются дети. Но всегда ли мы осуждаем их за это? Скорее, порицаем, разъясняем, почему так делать не нужно и что все нехорошее можно осознать и исправить.

Во-вторых, ложь может быть использована как инструмент при стремлении получить определенный результат. А это уже совсем иной формат лжи. Если человек намеренно искажает информацию, чтобы дезориентировать в ситуации другого и таким образом получить для себя выгоду, это уже характеризует ложь как волевое деяние.

И в-третьих, это может представать в форме простого искажения фактов. Проще говоря, человек может просто не сказать всей правды, утаив лишь ее часть. Это также делается индивидом намеренно, для достижения своих целей.

Таким образом, мы приблизились к объяснению того, что такое ложь и обман. На первый взгляд, эти понятия являются синонимами. Но все же это не так. Ложь, как говорилось выше - это сознательное искажение истины. А обман - это намеренное введение другого в заблуждение. Обман может трактоваться как одна из форм социальных противоречий. Он может помочь не только в достижении корыстных целей, но и, например, в сохранении тайны.

Ложь и ее признаки

Западные психологи сегодня все чаще сходятся во мнении, что ложь в большинстве случаев вызывает моральное осуждение. Но если ее заменить на "обман" или "неправду", то отношение к искаженной истине становится нейтральным. Хотя, если разобраться, ложь подразумевает всего лишь искажение истины или ее утаивание. В то время как обман - это умышленное действие.

Пытаясь разобраться в том, что такое ложь, можно выделить несколько ее признаков:

  • во-первых, ложь всегда используется с целью получить определенную выгоду;
  • во-вторых, человек осознает ложность высказывания;
  • в-третьих, искажение информации приобретает значение, когда высказывается.

Но с точки зрения позитивной психологии, ложь - это признак слабости. К ней прибегает только тот, кто не уверен в своих силах. И, используя ложь на пути к своей цели, человек должен понимать, что она не укрепляет, а ослабляет его позиции.

Ложь - это способность обмануть другого человека. Хотя никто не любит быть обманутым, все мы становились жертвами этого, не дающего повода для гордости, навыка. К удивлению, ложь довольно распознать. Просто внимательно следите за языком тела вашего собеседника.

Что такое ложь

Ложь - это преднамеренное утаивание истины. С точки зрения психологии ложь - это устное высказывание, содержащее информацию, несовместимую с фактическими событиями. Определение лжи, следовательно, показывает её как сознательное, преднамеренное действие, направленное на обман получателя информации.

И хотя многие люди считают, что обман близких, в делах мало важных, то есть так называемая маленькая ложь во спасение, - это совершенно нормальная и невинная вещь, но, в соответствии с определением лжи, она всегда является мошенничеством, то есть проявлением нечестности и неискренности по отношению к другим.

Как понять, что кто-то лжет

Когда Вы лжете, наш организм имеет задачу скрыть правду, что вызывает в нас чувство дискомфорта и напряжения. В связи с этим своим языком тела мы раскрывает скрытые намерения.

Вот симптомы лжи :

  • Покраснения на лице.
  • Желание почесать тело.
  • Отсутствие зрительного контакта с собеседником.
  • Суженные зрачки.
  • Чрезмерная экспрессия тела.
  • Скованная мимика лица.

Ложь также может выдать способ высказывания . В стрессовых ситуациях вырастает темп речи, громкость и тон голоса . Лгущий человек очень часто не заканчивает предложений и сталкивается с проблемой выражения мыслей - говорит хаотично и невнятно.

Зачем мы врем другим людям

Лжем, чтобы достичь определенной цели. По-простому говоря, люди лгут, чтобы добиться определенной пользы - например, материальной, социальной или политической.

По мнению психологов, ко лжи часто прибегают люди с низкой самооценкой , которые пытаются поднять свою значимость в глазах окружающих. Бывает, что Вы лжете из благородных соображений, например, мы не говорим ребенку о тяжелой болезни, потому что таким образом хотим защитить его от огромных страданий психического характера.