Тема дружбы в поэзии. Тема дружбы в лирике Пушкина: общая характеристика

Тема дружбы и образы друзей в лирике Пушкина.

Лирика занимает значительное положение в творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Писать лирические стихотворения он начал в Царскосельском Лицее, куда был отдан на обучение возрасте двенадцати лет. Здесь, в Лицее, из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Все в лицее его вдохновляло. И впечатления от искусства и природы Царского Села, и веселые студенческие пирушки, и общение со своими верными друзьями. Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба для него была той силой, которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь.

Почти во всех стихотворениях, которые относят к лирике дружбы, можно увидеть образы друзей Пушкина, которые оставались верны ему и не забывали о нем в течение всей жизни. Это И.И. Пущин, А.А. Дельвиг и В.К. Кюхельбекер.

Иван Иванович Пущин – первый лицейский друг Пушкина, сам прекрасный человек, умный добрый, справедливый, общительный, честный и мужественный. Пущин навсегда остался для поэта таким -- “первым”, “бесценным”. Именно ему посвящены многие известные стихи Пушкина. Так пишет он о посещении его в Михайловском Пущиным

Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его лицея превратил.

Вместе с Пущиным как бы приходят к Пушкину воспоминания о лицее.

Пущину же посвящены стихотворения, написанные поэтом в Лицее, например, “Воспоминание”, в котором поэт называет его “мой брат по чаше”, описывает веселую студенческую пирушку. Истинно дружеские чувства к Пущину выражает поэт в стихотворении-поздравлении, которое так и называется “К Пущину” и которое было написано к его дню рождения. “Любезный именинник”, “О Пущин дорогой”, “Друг сердечный” – вот эпитеты которыми характеризует друга Пушкин. Это не просто стихотворение-поздравление, здесь поэт показал свои взаимоотношения с Пущиным.

…Прибрел к тебе пустынник

С открытою душой;

С пришельцем обнимися –

Но доброго певца

Встречать не суетися

С парадного крыльца.

Он гость без этикета,

Не требует привета

Прими ж его лобзанья

И чистые желанья

Сердечной простоты!

Они давно и крепко дружны, поэтому Пушкин не просит для себя парадного приема: “он гость без этикета, не требует привета”, ему этого не нужно, он и так знает, как к нему относится Пущин, да и кроме того, суетливые, парадные приемы часто бывают неискренними…

Однако Пушкин и его друзья все совершенно разные, так что же объединяет друзей? Стихотворение “Пирующие студенты” содержит в себе ответ на этот вопрос. В нем дружба воспевается как счастливый, но минутный союз вольности, радости, освобождения от всех уз, в том числе и от тягот учения, от “холодных мудрецов”. Юному поэту важно, чтобы все его друзья объединились в порыве беззаботной радости. Энергия брызжет из него, он подтрунивает над друзьями, рисуя их шутливые образы, здесь показан и Пущин: “Товарищ милый, друг прямой”, и Дельвиг:

Дай руку Дельвиг, что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой лежишь,

Латынью усыпленный.

И Кюхельбекер:

Писатель, за свои грехи

Ты с виду всех трезвее;

Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее!

Лицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как "лицейская республика", сплотившая лицеистов в “святое братство”. Да, именно “Святое братство” -- вот что для Пушкина дружба в лицейские годы, а чем же она стала для него по прошествии лет?

Стихотворение “19 октября”, посвящено дню открытия лицея. Пушкин написал его потому, что в 1925 году находился в южной ссылке и не смог приехать и встретиться с друзьями. Восемь лет прошло с того момента, как Пушкин вышел из ворот Лицея, но не забыл он своих друзей, он грустит о том, что не смог отпраздновать с ними эту знаменательную дату: “Печален я: со мною друга нет…” И здесь поэт дает характеристики своим друзьям, схожие с теми, которые можно увидеть в его лицейских стихотворениях: Дельвиг – “…сын лени вдохновенный…”, Кюхельбекер – “…брат родной по музе, по судьбе…”. Как не забыл Пушкин каждого из своих друзей в отдельности, так не забыл он и их компанию:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, не разделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Куда бы нас не бросила судьбина,

И счастие куда б не повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Но время не проходит бесследно, редеет круг лицеистов, их все меньше и меньше: “…увы, наш круг час от часу редеет…”, и Пушкин начинает размышлять уже и о смерти:

Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;

Невидимо склоняясь и хладея,

Мы близимся к началу своему…

Последняя для Пушкина лицейская годовщина отмечена сти­хотворением “Была пора: Наш праздник молодой Сиял, шумел и розами венчался...” (1836). В сущ­ности, начало его - это обобщен­ный образ стихотворения “Пирую­щие студенты”, но написан он уже свободной рукой мастера. В сти­хотворении сопоставлены начало и конец жизни, одушевление и ти­шина. Время меняет и чувства, и облик людей. Но поэт утверждает, что “недаром... промчалась чет­верть века”. Стихотворение, про­низанное рефреном “Вы помни­те. ..”, восстанавливает историче­скую панораму века.

Припомните, о други, с той поры,

Когда наш круг судьбы соединили,

Чему, чему свидетели мы были!

Игралища таинственной игры,

Металися смущенные народы;

И высились и падали цари;

И кровь людей то Славы, то Свободы,

То Гордости багрила алтари.

Дружба в этом стихотворении - единство поколения перед лицом истории, совместно прожитый век, с его тревогами, победами, иллюзиями, падениями и взлетами.

Наиболее подходящими для заключения здесь, я считаю слова В.Г. Маранцмана: “Итак, дружба для поэта оказывается спасительной потому, что при всей суровости судьбы возможны “дни соединений”. Дружба – это признание другого человеческого характера, другого пути, это душевная щедрость, а не самоутверждение”.

Стихотворения, посвященные дружбе, занимают огромное место в творческом наследии Пушкина. Они относятся к интимной лирике. Поэтому неразрывна их связь с обстоятельствами личной жизни поэта, с его счастливыми и беззаботными лицейскими годами. И во вступительной части сочинения следует акцентировать внимание на том, как много значила для Пушкина дружба, назвать нескольких самых близких его друзей.

В сочинении на эту тему можно развить мысль о том, как дружба не раз спасала поэта от одиночества и тоски, как именно она поддерживала его веру в людей, делала окружающий мир щедрее и прекраснее.

Кроме того, в главной части сочинения необходимо сказать о том, что Пушкин понимал дружбу как прочный братский союз не просто симпатичных друг другу людей, но и единомышленников, объединенных общими благородными целями и идеями.

Построить сочинение на эту тему можно по-разному. Например, начать разговор с того, какое представление о дружбе было у Пушкина в лицейские годы, как оно непосредственно и остроумно отразилось в шутливом стихотворении "Пирующие студенты", написанном пятнадцатилетним поэтом. Затем проследить, как постепенно менялось его отношение к дружбе, как оно становилось глубже и серьезнее. В этой связи можно проанализировать стихотворения "Чаадаеву", "19 октября", "И. И. Пущину", "Была пора: наш праздник молодой сиял, шумел и розами венчался".

Завершить сочинение на данную тему можно размышлениями о том, какое воздействие на читателя любого времени оказывают пушкинские стихи о дружбе, как они помогают формировать нравственный облик человека, учат его высоко ценить одно из самых светлых и сильных человеческих чувств.

Примерный текст сочинения

Читая стихи Пушкина, мы невольно попадаем под обаяние не только его изумительного поэтического дара, но и других высоких и прекрасных талантов, среди которых есть особый - талант дружбы. Вся его поэзия воспринимается как восторженный гимн этому прекрасному чувству.

Истоки такого понимания дружбы берут начало в счастливых лицейских годах, когда он впервые проникся духом братства и товарищества, когда встретил близких по духу людей, дружбу с которыми пронес через всю жизнь. Это И. Пущин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер и многие другие. С годами круг друзей расширяется. Это поэты, писатели, воины, художники, музыканты и, конечно же, лучшие люди эпохи с трагической и славной судьбой - декабристы.

Одно из первых стихотворений, посвященных дружбе, - "Пирующие студенты". Когда читаешь эти искрящиеся юмором и весельем строчки, с трудом веришь, что они принадлежат пятнадцатилетнему поэту. С удивительной легкостью набрасывает он шутливые портреты друзей, собравшихся у праздничного стола, акцентируя внимание на смешных черточках их характера. Причем эти подтрунивания далеко не всегда безобидны. Немало огорчений доставляют чувствительному и неуклюжему Кюхле такие строки:

Писатель, за свои грехи

Ты с виду всех трезвее;

Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее.

Юный поэт явно испытывает наслаждение от собственного поэтического дара, воспринимая дружбу как счастливый, но случайный союз радости и свободы. Значит друзей объединяют здесь веселое застолье, взаимные шутки и освобождение на какое-то время от "холодных мудрецов" и "ученых дураков".

Через год после окончания лицея в стихотворении "Чаадаеву" Пушкин будет с легкой грустью вспоминать об этой беззаботной поре.

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман.

Пушкин замечательно передает здесь ощущения, которые испытывает человек в пору взросления, когда приходится расставаться с наивными мечтами и иллюзиями детства. Но эти естественные утраты заменяются новым, широким взглядом на мир, который заставляет поэта почувствовать свою ответственность за то, что происходит с его страной, и обратиться с прекрасным призывом не только к своему другу, но и ко всей свободомыслящей молодежи России.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Отзвуки славных лицейских лет мы слышим во многих пушкинских стихотворениях о дружбе. Его поэтический шедевр "19 октября", написанный в 1825 году, посвящен годовщине открытия лицея. Начальные строки стихотворения овеяны грустью. И это естественно. Осень - это пора увядания природы, которую особенно тонко чувствовал поэт. Это настроение усугубляется мрачными личными обстоятельствами: поэт находится в ссылке, он несвободен и даже лишен возможности встретиться с друзьями в знаменательный день их жизни. Но мыслями, душой он был с ними.

Воображение поэта рисует облик милых и дорогих его сердцу людей, которые сейчас, конечно же, вспоминают о нем. Воспоминания о них наполняют его душу радостью. Поэт больше не одинок. Дружба спасает его от "сетей судьбы суровой", помогает преодолеть мучительность ссылки, дает ему надежду на будущую встречу с друзьями, веру в то, что их союз ничто не в состоянии разрушить.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен, -

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Последней для Пушкина 25-летней годовщине лицея посвящено стихотворение "Была пора: наш праздник молодой..." Начало стихотворения возвращает поэта к беззаботной лицейской поре, запечатленной им много лет назад в "Пирующих студентах". Но как переменились участники праздничного застолья!

Теперь не то: разгульный праздник наш

С приходом лет, как мы, перебесился,

Он присмирел, утих, остепенился,

Стал глуше звон его заздравных чаш;

Меж нами речь не так игриво льется,

Просторнее, грустнее мы сидим,

И реже смех средь песен раздается,

И чаще мы вздыхаем и молчим.

Пушкин сопоставляет здесь начало жизни с ее беспечностью и наивностью и зрелость с ее горьким опытом. Время неумолимо. Оно меняет и чувства, и мысли, и внешний облик человека, но не в состоянии разрушить те узы дружбы, которые четверть века связывают этих уже немолодых людей. Ведь они вместе пережили те грозные события, которые ураганом пронеслись над Россией: Отечественная война 1812 года, декабристское восстание на Сенатской площади... Дружба в этом стихотворении предстает как совместно прожитая жизнь людей одного поколения, сумевших сохранить единство перед лицом истории.

Пушкинские стихи о дружбе даровали этому поколению бессмертие, создали идеал, к которому мы невольно стремимся, может быть, впервые в жизни задумавшись о том, как много значит в жизни человека дружба, каким щедрым и терпимым ты должен быть, чтобы и твою жизнь озарило такое сильное и прекрасное чувство.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен...
А. С. Пушкин

Величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин получил образование в привилегированном учебном заведении - Царскосельском лицее. Молодые люди из знатных дворянских семей не только изучали там разнообразные науки и готовились к службе на благо родины. В Лицее проходило становление их личностей, характеров, формирование мировоззрения, взглядов, идеалов. Именно в Царском Селе у Пушкина завязались те дружеские отношения, которые он пронёс через всю свою жизнь. В Лицее Пушкин познакомился с И. И. Пущиным, который стал его лучшим другом. Ему посвящены многие известные произведения поэта.
Стихотворение «Товарищам» - одно из ранних творений Пушкина, посвящённых теме дружбы. Лирический герой обращается к товарищам по Лицею. Перед каждым из них открыты разнообразные жизненные дороги. Будущее представляется прекрасным и беспечным. Но эта радость омрачена скорым расставанием.
Разлука ждёт нас у порогу,
Зовёт нас света дальний шум,
И всякий смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.
Кого-то ждёт карьера военного, кого-то - государственного деятеля. Лирический же герой просит друзей не торопиться, он хочет, насколько это возможно, продлить моменты юности. Торжественность происходящего подчёркивает «высокая» лексика, (слова «кров», «думы», «почести» и т. д.). Однако это не лишает произведение лёгкого авторского юмора.
Иной, под кивер спрятав ум,
Красиво мёрзнет на параде,
А греться едет в караул...
Сам же лирический герой выбирает поэтическую стезю, чтобы воспевать свободу.
Одно из самых известных произведений Пушкина, посвящённых лучшему другу, - стихотворение «И. И. Пущину», созданное в 1826 году. Его появление связано со ссылкой поэта в село Михайловское. Находясь в деревне, практически в одиночестве, вдали от литературной и общественной жизни, Пушкин особенно скучал по своим друзьям. Пущин оказался первым, кто навестил опального поэта в его изгнании. Для Пушкина эта встреча очень много значила. В результате явились знаменитые строки.
Стихотворение написано в жанре послания, поэтому его отличают повышенная эмоциональность, выразительные эпитеты, обращения к адресату.
Мой первый друг, мой друг бесценный!
Ссылка стала для лирического героя тюрьмой, «заточеньем». Однако стихотворение, несмотря на грустную предысторию, окрашено радостным и светлым настроением. Чувства одиночества и отчаяния изгнанного поэта сменяются радостью от встречи с близким человеком. В его сознании проносятся воспоминания о счастливых, безмятежных лицейских днях.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он затонете
Лучом лицейских ясных дней!
Конец стихотворения вселяет надежду на скорую встречу старых друзей.
Друзья всегда занимали особое место в сердце Пушкина. Дружба помогала поэту не потерять надежду даже в самых трудных жизненных ситуациях.

«И.И. Пущину» А.С. Пушкин

Мой первый друг,

Мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.

Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют...
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?

Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.

Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!

Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой...

С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.



И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе - фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.

Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил…

Обращаясь к теме дружбы в поэзии Александра Сергеевича Пушкина, нельзя не отметить, что истоки понимания поэтом этого чувства берут начало в его счастливых лицейских годах. Именно во время учебы в Царскосельском лицее поэт проникся духом товарищества и братства. Своим друзьям он посвятил немало произведений, одно из которых - «19 октября». Поэт с тоской вспоминает о своих товарищах, которые в этот день «пируют» «на брегах Невы», размышляет о том, «еще кого не досчитались» его лицейские друзья. В его воспоминаниях друзья, которых он обрел в Царскосельском лицее, предстают как единственно надежные и верные, а сам Лицей - как «отечество», родной дом. Горечь одиночества смягчается, когда в воображении поэта возникают образы милых его сердцу людей. Дружба спасает его от ―сетей судьбы суровой‖, помогает преодолеть мучительность ссылки и дарит ему надежду на встречу в будущем.

Стихотворение «По улице моей который год…» Б. Ахмадулина.

По улице моей который год

звучат шаги - мои друзья уходят.

Друзей моих медлительный уход



той темноте за окнами угоден.

Запущены моих друзей дела,

нет в их домах ни музыки, ни пенья,

и лишь, как прежде, девочки Дега

голубенькие оправляют перья.

Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх

вас, беззащитных, среди этой ночи.

К предательству таинственная страсть,

друзья мои, туманит ваши очи.

О, одиночество, как твой характер крут!

Посверкивая циркулем железным,

как холодно ты замыкаешь круг,

не внемля увереньям бесполезным.

Так призови меня и награди!

Твой баловень, обласканный тобою,

утешусь, прислонясь к твоей груди,

умоюсь твоей стужей голубою.

Дай стать на цыпочки в твоем лесу,

на том конце замедленного жеста

найти листву, и поднести к лицу,

и ощутить сиротство, как блаженство.

Даруй мне тишь твоих библиотек,

твоих концертов строгие мотивы,

и - мудрая - я позабуду тех,

кто умерли или доселе живы.

И я познаю мудрость и печаль,

свой тайный смысл доверят мне предметы.

Природа, прислонясь к моим плечам,

объявит свои детские секреты.

И вот тогда - из слез, из темноты,

из бедного невежества былого

друзей моих прекрасные черты

появятся и растворятся снова.

Этот же мотив можно заметить и в стихотворении Б. Ахмадулиной. Люди взрослеют, у них остаётся мало времени на общение друг с другом. У каждого свои дела и заботы. И лишь изредка они ненадолго встречаются и «растворяются снова». В молодости люди больше времени проводят с друзьями, заводят какие-то новые знакомств. А в зрелом возрасте они иногда встречаются с самыми близкими, прощая им многое и дорожа их памятью:

"Если друг оказался вдруг» В. Высоцкий

Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а - так,

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош,-

Парня в горы тяни - рискни!

Не бросай одного его,

Пусть он в связке в одной с тобой

Там поймешь, кто такой.

Если парень в горах - не ах,

Если сразу раскис и - вниз,

Шаг ступил на ледник и - сник,

Оступился - и в крик,-

Значит, рядом с тобой - чужой,

Ты его не брани - гони:

Вверх таких не берут, и тут

Про таких не поют.

Если ж он не скулил, не ныл,

Пусть он хмур был и зол, но - шел,

А когда ты упал со скал,

Он стонал, но - держал,

Если шел за тобой, как в бой,

На вершине стоял хмельной,-

Значит, как на себя самого,

Положись на него.

«Песня о друге» - одно из наиболее ярких произведений в творчестве B. Высоцкого, посвященное теме дружбы как наивысшей нравственной категории. В этом стихотворении поэт рисует образ настоящего друга, который не предаст никогда.

А. Блок

Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух.
Да, таким я и буду с тобой:
Не для ласковых слов я выковывал дух,
Не для дружб я боролся с судьбой.
Ты и сам был когда-то мрачней и смелей,
По звездам прочитать ты умел,
Что грядущие ночи - темней и темней,
Что ночам неизвестен предел.
Вот - свершилось. Весь мир одичал, и окрест
Ни один не мерцает маяк.
И тому, кто не понял вещания звезд,-
Нестерпим окружающий мрак.
И у тех, кто не знал, что прошедшее есть,
Что грядущего ночь не пуста,-
Затуманила сердце усталость и месть,
Отвращенье скривило уста...
Было время надежды и веры большой
Был я прост и доверчив, как ты.
Шел я к людям с открытой и детской душой,
Не пугаясь людской клеветы...
А теперь - тех надежд не отыщешь следа,
Всё к далеким звездам унеслось.
И к кому шел с открытой душою тогда,
От того отвернуться пришлось.
И сама та душа, что, пылая, ждала,
Треволненьям отдаться спеша,-
И враждой, и любовью она изошла,
И сгорела она, та душа.
И остались - улыбкой сведенная бровь,
Сжатый рот и печальная власть
Бунтовать ненасытную женскую кровь,
Зажигая звериную страсть...
Не стучись же напрасно у плотных дверей,
Тщетным стоном себя не томи:
Ты не встретишь участья у бедных зверей
Называвшихся прежде людьми.
Ты - железною маской лицо закрывай,
Поклоняясь священным гробам,
Охраняя железом до времени рай,
Недоступный безумным рабам.

В русской лирике есть множество стихов, славящих и воспевающих дружбу как одно из самых прекрасных чувств, связывающих людей между собой. Резким диссонансом в поток этих стихов врывается лирика Блока, в которой дружба предстает в совершенно ином свете и почти каждое слово о ней словно облито злостью, горечью, желчью, пронизано духом сарказма. Пожалуй, нет другого поэта, в творчестве которого дружба подвергалась бы таким ожесточенным нападкам, как это мы видим в лирике Блока. Лишь только в ней заходит речь о дружбе – кажется, что горло поэта перехватывает судорога боли и гнева и он не может найти иных слов, кроме самых резких и язвительных. Для того чтобы уяснить характер стихов Блока о дружбе, нам следует принять во внимание то, что их порождало, отношения поэта с окружающей его средой, с людьми, которые становились ему на какой-то период наиболее близкими и в конце концов переходившими (как это обычно бывало) в стан его ожесточенных и непримиримых врагов.

ТЕМА ПАМЯТНИКА

Личность в лирике Пушкина и индивидуальна, неповторима, и несет в себе черты общенациональные, явственно тяготеет к общим, объединительным началам. Поэтому тема дружбы, столь традиционная для лирики в целом, в творчестве Пушкина приобретает свой, по-особому значимый смысл. Она появляется уже в лицейский период и вначале довольно тесно связана с темой творчества. «К другу-стихотворцу » — одно из первых стихотворений Пушкина. Дружество дарит и поддерживает чувство свободы, праздника жизни, поэтической лени, веселого единомыслия. Пушкин любит жанр дружеского послания, в котором жизнь берется на грани быта и поэзии. Он создает поэтические образы своих реальных друзей.

Его стихи позволяют видеть, что Пушкин улавливает в человеческом характере сокровенное, обычно незаметное для чужого взгляда, что он умеет ценить разнородные душевные миры, несходные друг с другом. В этом смысле показательно, что А. Дельвиг и П. Чаадаев занимают равное место в сознании поэта. Он пишет несколько посланий к Чаадаеву и в них создает, по существу, образ идеального друга. Пушкин стремится «в просвещении стать с веком наравне» и учится этому у Чаадаева. Чаадаев же писал Пушкину: «Мое пламеннейшее желание, мой друг, видеть вас посвященным в тайну времени». Но и Александр Сергеевич понял философа тоньше, мудрее, чем другие его современники, угадав не только силу ума, но и поэтическую природу его философской мысли:

...Увижу кабинет,

Где ты всегда мудрец, а иногда мечтатель...

Одновременно Пушкину необходим был Дельвиг — их соединяло ощущение поэтического дара, неразрывно связанного со свободой. Лицейский товарищ поддерживает, культивирует в Дельвиге состояние творческой незаданности:

Любовью, дружеством и ленью

Укрытый от забот и бед,

Живи под их надежной сенью;

В уединении ты счастлив: ты поэт.

«Никто на свете не был мне дороже Дельвига»,— скажет Александр Сергеевич после его смерти. Пушкинский дар вмещал в себя мудрость Чаадаева и «беспечность» Дельвига; стихотворения, в которых звучат их имена, незримо связаны друг с другом, и в результате оказывается, что дружба привносит в мир то доброе чувство единения, которое может противостоять раздробленности и разобщенности, неизбежно порождаемым цивилизацией. Вероятно, потому столь значима для поэта и тема лицейского братства.

Стихотворения, посвященные лицейским годовщинам, были созданы в разные годы, существенно отличаются друг от друга и вместе с тем друг другу не противоречат. В стихотворении 1825 года («19 октября ») память и воображение поэта воссоздают образы лицейских друзей. Пушкин — вне лицейского круга, в изгнании, но именно чувство дружбы, которым поэт одарен, дает ему возможность не только вспомнить каждого из друзей, но и сказать о нем лучшее. Автор оказывается чуть выше реальности, которая может разочаровать; поэтическим словом он преображает реальную встречу с Горчаковым, предоставляя тому возможность в дальнейшем подтвердить свою духовную принадлежность к лицейскому братству. В поэтический текст он не позволяет проникнуть даже легкой иронии, когда упоминает Вильгельма Кюхельбекера, несмотря на то что постоянные подшучивания над тем были приняты в лицейском кругу. Протекшие годы и перенесенные испытания подтвердили, что Кюхельбекер — «брат родной по музе, по судьбам». Поэзия способна преображать жизнь, не идеализируя ее, но высвечивая в земном бытии лучшие его начала.

Мотив осени, звучащий в начале стихотворения, задает тему осмысления опыта, приобретенного по завершении определенного этапа жизненного пути. Осени сопутствует мотив одиночества («Печален я: со мною друга нет...»), и как неизбежный итог печальных размышлений — воспоминание о тех, «кого меж нами нет». Но поэтическое слово воскрешает «кудрявого певца» «с огнем в очах», закрепляет летучие, мгновенные чувства, придавая им устойчивость, спасительное постоянство. Пушкин не только прославляет, но и творит лицейский «союз», который «неколебим, свободен и беспечен» уже в новую, послелицейскую эпоху именно благодаря пушкинскому слову. В каждом из своих друзей поэт словно соединяет прошлое и настоящее — лицейскую беспечность и стойкость в нынешних испытаниях, он закрепляет словом лучшие их черты, не позволяя «фортуне», «гневу судьбины» затмить чистоту юной души. Слова: «Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво» — становятся поэтической самохарактеристикой. Способность поэта приподняться над невзгодами и холодом жизни открывает ему духовную свободу и великодушие.

Уже в этом стихотворении Пушкин запечатлевает неостановимое движение времени, и сквозь чувство радости и благословения бытия просвечивает понимание подлинной его печали. В заключительной строфе мысль поэта устремляется к последнему лицеисту, которому когда-то, «под старость вдень лицея Торжествовать придется одному».

Тема утрат продолжена в стихотворениях 1831 и 1836 годов («Чем чаще празднует лицей... » и «Была пора: наш праздник молодой... »). Но в последнем неслучайно своеобразным рефреном через весь поэтический текст проходит восклицание: «Припомните, о други...», «Вы помните...», «Вы помните...». Здесь Пушкин не обращается к конкретным судьбам своих друзей. Еще в стихотворении 1831 года было замечено: «Шесть мест упраздненных стоят, Шести друзей не узрим боле...».

В 1836 году вновь создается лицейское единство как своеобразный аналог единства национального, заявляющего себя во всех сферах жизни — в просвещении, искусстве, воинской славе. Многоточие в конце стихотворения «Была пора... », незавершенность фразы означают открытость текста. Стихотворение подводит итоги не только лицейской жизни, но целой эпохи; поэтический текст оказывается в преддверии нового времени, когда национальное единство, братское общение становятся уже проблематичными. Но тем более важен этот рефрен — «Вы помните». Он позволяет думать, что и в новую эпоху сохраняются начала братства и единения, какие бы изменения они ни претерпевали, ибо: «Недаром — нет! — промчалась четверть века!»