Судиславский информационный портал

Судиславль - поселок городского типа в Костромской области, обладающий запоминающимся архитектурным обликом, благодаря выразительному ландшафту и высокому архитектурно-художественному уровню сохранившейся исторической застройки. Судиславль претендует на звание одного из древнейших поселений в области. По одной из легенд он мог быть основан уже в 11 веке сыном князя Владимира — Красное Солнышко Судиславом.

Судиславль – город древний

Первым достоверным упоминанием о древнерусском городе Судиславле принято считать запись в летописи Солигаличского Воскресенского монастыря в 1360 году. Однако там он упоминается уже как совершенно сложившийся город.

О времени основания Судиславля точных данных не сохранилось. Очевидно, он носил иное наименование. По одной из легенд Судиславль мог быть основан уже в 11 веке.

На старых документах сохранился оттиск герба Судиславской городской ратуши. На этом гербе изображён боевой щит, вверху его большой остров-холм, окружённый водой, а внизу якорь с цепью и человек. По краям щита колосья ржи.

Доказательством служит также духовное завещание киевского князя Владимира - былинного князя Красное Солнышко. По данным Софийской первой летописи, младший сын его Судислав, рождённый от болгарочки Адель, прозванный за красоту «милолика», получил от отца в удел Плёсков. Так как сыновья Борис и Глеб, как и Судислав, были от одной матери, князь Владимир Борису дал в удел Ростов, а Глебу - Муром. Тем самым он думал укрепить восточную границу Киевской Руси, утихомирить не раз делающих набеги волжских болгар.

Первые годы своей жизни Судислав вместе с младшими братьями Станиславом и Позвиздом находился при отце в Киеве. А когда князь Судислав немного подрос, Владимир послал его в Суздальскую землю. Тогда князья по обычаю с юных лет приучались к правлению, имели права наместников, воевод.

Судиславль - старая форма притяжательного прилагательного. Она означает, что город принадлежит Судиславу. Население сохранило его название как протест против насилия, против несправедливости, как память о своём первом князе.

Судиславль средневековый

Поселок Судиславль, Советская площадь.

Второе упоминание о Судиславле содержится в «духовной грамоте царя Ивана Васильевича IV» (Грозного), составленной в 1572 году, где царь перечисляет города и сёла, назначенные им в наследство сыну Фёдору. Вместе с Плёсом, Костромой, Буем и другими царь называет и «город Судиславль».

Средневековый Судиславль состоял из крепости, возведённой на высокой Бутырской горе, представляющей собой останец левого берега реки Корбы, и посада, развивавшегося в восточном направлении от крепости. Крепость была обнесена невысоким земляным валом и имела деревянные укрепления.

Долгое время Судиславль был и одновременно и крепостью, защищавшей край от набегов татаро-монгол. До сих пор на Северной горе можно различить места, где стояли крепостные стены, башни, въездные ворота.

В 1552 году после ликвидации Казанского ханства, крепость утратила свое значение.

Судиславль купеческий

В 1708 году Судиславль вместе с Костромой, Галичем и другими городами вошел в Московскую губернию. С 1719 по 1778 год город – уездный центр Костромской провинции Московской губернии. При введении в период царствования Екатерины Второй губернского деления Судиславль стал «заштатным» городом Костромского уезда.

Выгодное географическое расположение Судиславля - на перекрёстке торговых дорог (Судиславль располагался на большом Вятском тракте) - определило его развитие как купеческого и торгового города. Торговлей занимались и во многих селах и в деревнях в окрестностях Судиславля. Самые большие доходы купцам приносила торговля грибами. С середины лета, когда обычно начинался сбор грибов, в населенных пунктах вокруг Судиславля нельзя было найти ни одной живой души, потому что местные жители уходили на грибные заработки в лес, заколотив свои дома. К тому времени на эти грибные ярмарки съезжались скупщики из крупных городов. В словаре Брокгауза и Эфрона Судиславль недаром называется центром грибной торговли в России. Целые лагеря разбивались на опушках лесов, устанавливались большие котлы, в которых варили и мариновали собранные грибы. В то время в грибных местах вряд ли можно было найти более выгодный промысел потому, что даже небольшая семья за 2-3 недели зарабатывала не менее 150 рублей - весьма немалую сумму для крестьянского сословия.

«Главный предмет промышленности жителей состоит, кроме производства кожевенных товаров, торговлей холстом, пряжей, схими грибами и коровьим маслом. Все эти продукты скупаются у обывателей в самом городе и в окрестностях и доставляются большими партиями в столицы». .

Начиная с 19 века, в Судиславле начинает расти количество богатых купцов, таких как Папулин, Третьяков, Кокарев, Гусевы, Захаровы, Москвины, Мухины. По сведениям Костромского земского правления в 20-30-х гг. 19 века в Судиславле насчитывалось 126 купцов.

В 18-19 вв. бурное развитие получает промышленность: возникают кожевенные, табачные, полотняные и деревообрабатывающие предприятия. Торговый и промышленный подъём второй половины 19 века был во многом связан с деятельностью купца Третьякова. От того времени до нас дошли кварталы купеческих особняков в стиле модерна и классицизма, торговые ряды.

В конце 19 – начале 20 века в Судиславле и его округе было 4 кожевенных завода, сыроваренный и винокуренный заводы, красильное заведение, мукомольные мельницы, 3 кирпичных завода, костеобжигательный завод. Учебные заведения Судиславля: 2 приходских и городское училища, мужская гимназия. Кроме этого: полицейское управление, гостиницы, почтовая контора по перевозке пассажиров и почт, торговые лавки.

Промыслы судиславцев были связаны также и с лесом: производство саней, дуг и оглобель. Судиславские плотники возводили изящные и прочные деревянные церкви.

Широко было развито отходничество. Мужчины уходили на заработки в большие города: Петербург, Кострому, Нижний Новгород. Так, в 1856 году, мужчин в Судиславле было втрое меньше, чем женщин.

На протяжении 19 столетия Судиславль постепенно преображался: на месте небольшого деревянного посада вырос довольно крупный провинциальный городок с богатыми торговыми традициями и неповторимым укладом жизни.

Судиславские старообрядцы

Поселок Судиславль, ул.Комсомольская

Наивысший расцвет города Судиславля, его «золотой век» пришёлся на первую половину 19 века. Он неразделимо связан с именем Н.А. Папулина, который родился в старинной купеческой семье, известной в Судиславле с середины 18 века. По переписи начала 18 века фамилии Папулиных в числе известных четырёх в городе не значилась. С начала 19 века Н.А. Папулин является признанным главой судиславских старообрядцев. Под его руководством Судиславль становится одним из главных староверческих центров России. Почта каждый день доставляла ему крупные денежные суммы от староверов со всей страны. Старовер Захаров на месте деревянной в 1808 г. построил каменную полотняную фабрику, содержал старообрядческое кладбище и церковь на нём. Староверами были купцы Дубовы и многие другие. Судиславль стремительно рос. Ещё в конце 17 века в нем в 29 дворах жило чуть более девяноста человек, а в середине 19 века здесь уже полторы тысячи жителей. Причём интересно, что в начале века было всего 600 человек. Тогда Судиславль получает генеральный план и застраивается новыми зданиями, большей частью в два этажа. Каждый десятый дом строился из кирпича. Папулин и другие купцы-староверы составляют огромные капиталы.

Судиславцы, по примеру костромских купцов, просили Екатерину II разрешить им покупать крепостных. Полотняные, кожевенные, табачные фабрики, крупная торговля требовали наличия свободных рук. В городе их не хватало. Многие, несмотря на жёстокие законы, укрывали беглых и использовали их дешёвый труд. Некоторые, как мельник Москвин, были разоблачены и осуждены. Сопротивление крепостничеству рядилось в России в форму старообрядчества. Оно было выгодным для «третьего сословия» - нарождающейся буржуазии, и поэтому было в нём очень популярно. Папулин, по сведениям Николая I, содержал в своей богадельне, а фактически раскольничьем ските, сотни беглых крестьян. Они создавали ему огромный капитал. Силами богадельни собиралось, скупалось по базарам, обрабатывалось большое количество грибов. На продаже этой продукции Папулин ежегодно имел до 100 000 рублей серебром. Беглые чеканили ему фальшивые золотые монеты. Одна из них недавно найдена в Судиславле на бывшем огороде Папулина.

Предприятия и учреждения Судиславля

Градообразующими предприятиями поселка Судиславля являются сегодня ЗАО «КС-Среда» и ООО «Судиславский завод сварочных материалов». Судиславцы гордятся меховой продукцией ЗАО «Судиславль». Большой популярностью не только в районе, но и за его пределами пользуется валяная обувь, производимая ООО «Руно».

Когда-то Русский Мир состоял из посадов, вылепленных пращурами из смолистого воздуха высоченных боров. О времени их появления знает только ветер, сдувающий пыль с княжеского плаща, подбитого шкурой волка-трехлетки, да мишка-медведь, наблюдавший из малинника за дюжими мужиками, тесавшими бревна. Падали, стеная, стволы, и вот из их крепких тел уже стоит частокол, потом - терем, потом - храм, а далее - кузня, избы. Так начиналась Северная Русь, забывшая киевский говор, смешавшая, как в целебном отваре, десятки племен и наречий...

Судиславль - именно такой городок.

Доведись вам путешествовать по Костромскому краю в поисках доли и природных красот - правьте прямиком на восток. И в тридцати верстах от областного центра вы откроете дверь в самобытную жизнь русской провинциальной старины.

На территории Судиславского района обнаружена стоянка древнего человека-II тысячелетие до н.э. В окрестностях Судиславля имеются и другие памятники археологии, в основном это курганные могильники XII - XIII веков, которые еще раз доказывают, что изначально Судиславль был крепостью, и ее защитники сражались с татаро-монгольскими ратями, защищая Кострому и Галич от их набегов.

Судиславль - золотые ворота области, которые открывал, по преданиям, Владимир Красно Солнышко со своими сыновьями Ярославом и Судиславом, да Грозный царь Иван, отдавший эти земли в кормление сыну Федору. Так это или не так - пусть спорят историки. Ясно одно: многовековая история Судиславля знавала и боль княжеских усобиц домонгольской Руси, и дышала дымом пожарищ Смутного времени, и ежилась от окрика Петра, и млела от духов Екатерины, и одевалась в камень при Александре, и ходила под Красным знаменем под фашистские пули.

И если зачиналась Россия волею князей да царей, то жила и строилась мужицким потом. Так было и с Судиславлем.

Первым достоверным упоминанием древнерусском городе Судиславле принято считать запись в летописи Солигаличского Воскресенского монастыря в 1360 году. Однако там он упоминается уже как совершенно сложившийся город. Значит, не зря возникновение Судиславля связывают с XI веком и именем младшего сына Владимира Святославовича? По всей видимости - не зря.

А первое общерусское упоминание о городе датируется 1572 годом: Иван Грозный в своем завещании называет его в числе городов, переданных сыну Федору.

В конце XVIII века, в пылу Екатерининских реформ, Судиславль становится всероссийским центром старообрядчества и пробудет таковым почти весь XIX век.

В 1990 году, на излете Советского века, Судиславль включен в список исторических поселений России.

Время меняло все: порядки, правителей, статус Судиславля (был он и крепостью, и уездным городом, и слободой, и селом) и его облик. Но не менялась суть.

Судиславль есть малая, но славная частичка Родины, чей путь от прошлого в будущее измеряется не верстами и годами, а взрослением и мужанием непостижимой Русской Судьбы.

Судиславский район образован в 1928 году, с 1944 г. является районом Костромской области. Занимаемая площадь 1,53 тыс. кв. км. В состав муниципального образования входят городское поселение п. Судиславль, который является центром района, десять сельских поселений, 171 населенный пункт.

Численность населения почти 15 тыс. человек. Район граничит на западе - Костромским, северо-западе - Сусанинским, на востоке - Островским, на юге - Красносельским, на севере - Галичским районами Костромской области, а также с Ивановской областью.

Облик древних русских городов - таких, как Судиславль - формировался не стилями и умениями зодчих, а напевностью природы, душевным напором и теплотой людей, живших здесь.

Русский Дом - как и Русский Быт - незамысловат, но прост.

Он скроен из Веры, Любви и Надежды. Недаром старинные города возвышают храмы и соборы, устремленные своими колокольнями ввысь как ерихонка былинного богатыря, крушившего палицей нечисть. Без Веры нет России.

Судиславль, конечно, не исключение. Вот он мирно, как в детской ладошке, лежит меж высоких холмов.

На ближнем, левом, прозванном Бутырским, стоит Преображенский Собор, осиянный православной Верой еще с елисаветинских времен. Тогда и весь девятнадцатый век городок активно строился, хотя в ансамбле центра Судиславля сохранились здания с XVI века.

Наиболее ценная и сохранившаяся часть архитектурного наследия города располагается тут же - в центральной части: рыночная площадь и торговые ряды, еще помнящие крики сыроваров и кожемяк, скорняков и грибосборов.

Уютные купеческие особнячки, на века пропахшие стеарином и вишневым вареньем, дома мещан и разночинцев, укутанные в шали и романсы.

Кружева наличников как деревянные рюши на избах-модницах. И все это - Судиславль.

Вот и сегодня радуют глаз усадьба миллионщика Третьякова, дом Невского и прочие трогательные творения рук человеческих, приземленные, тихие, но от этого не перестающие быть нашим культурным наследием.

Вода, лес и небо - три Русские Стихии, издревле складывавшие нашу судьбу. Нет местечка в России, где бы эти стихии не проявили своей первозданной силы. Для Судиславля это Лобанка - рукотворное озеро. Могучие сосны, задевающие кронами небо, и гладь вoды, насыщаемая родниками! Вдохни полной грудью воздух и посмотри в небо увидишь вечность.

Лето на Лобанке знойное, пряное от трав и земляничников, осень - в ожерельях кленов "в красном", зима - в роскошных, как собольи хвосты, сугробах, а весна - в черемухах и птицах.

Достаньте с полки знаменитый словарь Брокгауза и Эфрона и откройте на букву "С". Судиславль здесь назван центром грибной торговли. Но дары леса - не единый судиславский "бренд". Да, начиная с XVI века здешний гриб действительно красовался на трапезной столешнице в царски палатах Кремля, масляно-золотистым бочком оттесняя балыки и молочных поросят.

Но уже к XI веку здесь живут и методично сколачивав состояние именитые российские купцы: Третьяков, Папулин, отец и сыновья Кокаревы, Москвины, Гусевы и Мухины. По сведениям Костромской Земского управления, в 20 - 30-х годах XIX века в Судиславле проживало 126 купцов. Кроме того, развивались извоз, содержание чайной, трактиров, гостиниц, лесной промысел, ткачество, гончарный, бондарный промыслы, выделка и покраска кож овчин.

В деревнях катали известные по всей округе валенки.

Когда попадаешь в Судиславль из столицы, кажется, что попадаешь в иной мир. Мирный покой,

на перекрестке дорог - дороги не видно,

памятник вождю на центральной площади,

дискотека в клубе -

все вызывает ощущение заснувшего глубОка.

Но здесь слово "глубинка" трактуют не как "глухомань": "глубинка" - от слова "глубокО". Ведь провинция есть корневище не только великорусских укладов, но и интеллигенции, народной культуры, традиций, исторической памяти. В этом смысле и работают здесь люди; возрождая, укрепляя, совершенствуя культуру, образование.

Судиславский краеведческий музей - не только хранитель древностей, но и действующий, как принято говорить, очаг культуры.

Музей пополняется всё новыми и новыми экспонатами, здесь постоянно проводятся выставки, презентации, встречи.

Словом, за пурпурным мерцаньем одежд прошлого, в каждой складочке которых остался жасминовый аромат удивительных палисадников, видится сегодня и завтра Судиславля.

Музей неизменно привлекает к себе туристов, и их восторженные записи утверждают судиславских краеведов в необходимости ежедневного служения культуре. Музей хранит множество исторических раритетов и предметов искусства. И если вы действительно хотите увидеть прошлое края - пристально вглядитесь в лики на старинных портретах: утонченные профили и одухотворенные глаза предков, выписанные точными мазками, как никто, нежно-загадочно приоткроют вам дверцу времен.

Июнь 2010 г.

В подготовке использованы материалы С.Попова