Резонансная полость. Интегрированный урок (биология, физика, информатика) "Способы передвижения животных. Полости тела": Физика

Отдел образования Прикубанского внутригородского округа

Городская выставка педагогического мастерства

«Педагогический марафон-2008»

Решение задач повышенного уровня по физике

Подготовка учащихся к ЕГЭ

Кочегорова Тамара Вениаминовна

учитель физики МОУ СОШ №68

Краснодар 2008

I. Введение

II. Обучение решению задач повышенного уровня

2.1 Взаимодействие тел

2.1.1 Механическое движение

Задачи №1,2

2.1.2 Масса и плотность тел

Задачи №3-5

2.2 Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

2.2.1 Сообщающиеся сосуды. Гидравлический пресс

Задачи № 6,7

2.2.2 Архимедова сила. Условия плавания тел

Задачи №8-10

2.3 Механическая работа. Мощность. Энергия. Рычаги. Блоки

2.3.1 Механическая работа. Мощность. Энергия.

Задачи №11-13

2.3.2 Рычаги. Блоки. Момент силы

Задачи №14-17

2.4 Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества

Задачи №18-21

2.5 Электрические явления. Работа, мощность, энергия тока

Задачи №22-24

      Кинематика материальной точки. Относительность

механического движения

Задачи №25-28

2.7 Законы сохранения в механике

Задачи№29,30

2.8 Оптика

2.8.1 Геометрическая оптика

Задачи №31,32

2.8.2 Волновая оптика

Задача №33

2.9 Квантовая механика

Задачи №34-36

3.0 Электродинамика

Задачи №37,38

III. Заключение

Литература

Преподавание физики отличается от других предметов разнообразием форм обучения. Это и лекционные занятия, и практические, и лабораторные работы. Отдельным пунктом в обучении физики стоит умение учителя научит учеников решению физических задач.

Задача учителя - физика состоит в том, чтобы научить видеть окружающий мир, окружающие нас явления глазами аналитика, способного выявить взаимосвязь, найти причину и объяснить следствие. Т.е., сформировать у ученика физическое мышление. Для того, чтобы юный физик мог решать задачи (и особенно повышенного уровня), необходимо развивать у него навыки описания данного физического явления формулами и законами физики. Как музыкант извлекает из инструмента нужные ему звуки, так и ученик должен из своего небольшого ещё багажа законов и формул подобрать необходимые, чтобы описать то или иное явление.

Каждая задача по физике – это модель какого-либо физического явления. И необходимо, чтобы ученик образно представлял это явление в виде упрощённой физической модели, которую он способен описать математически. Когда составлена система уравнений, полностью описывающая данную физическую модель явления, дальше дело за математикой. Однако, методы решения систем уравнений, составленных из законов и формул физики и из заданных в условии задачи соотношений, зачастую выходят за рамки тех навыков, которые даёт школьная математика. Поэтому ещё одной задачей учителя физики является обучение специальным математическим приёмам при решении физических задач.

II . Обучение решению задач повышенного уровня

2.1 Взаимодействие тел.

2.1.1 Механическое движение

Задача №1

Катер идёт по течению реки из пункта А в пункт В 3 часа, обратно – 6 часов.

Сколько времени потребовалось бы этому катеру для того, чтобы проплыть расстояние АВ по течению при выключенном моторе?

Дано: Решение

t 1 = 3ч Выразим пройденные пути для всех 3-х случаев:

t 2 = 6ч из А в В по течению реки (1)

S 1 = S 2 = из В в А против течения реки (2)

= S 3 = S из А в В по течению с выключенным мотором (3)

Обозначим V р - скорость течения реки

t 3 - ? V - скорость катера

Получаем систему уравнений:

S=(V+V р ) t 1 (1)

S=(V-V р ) t 2 (2)

S = V р t 3 (3)

и решаем её относительно V , V р и t 3 методом подстановки.

Сначала из уравнения (1) выражаем V и подставляем это значение в уравнение (2):

,
(4)

Теперь выражение V р (4) подставляем в уравнение (3) и получаем отсюда t 3 - время по течению с выключенным мотором:

Ответ: t 3 = 12 ч

Задача №2

Теплоход по течению двигался со скоростью 15км/ч, а против течения – со скоростью 10 км/ч. С какой средней скоростью теплоход прошёл весь путь туда и обратно, если расстояние между двумя пристанями равно 8км.?

При решении задач на определение средней скорости движения необходимо помнить формулу

Дано: Решение

V 1 = 15км/ч

V 2 = 10км/ч
(1)

S = S 1 = S 2 = Необходимо найти t 1 и t 2 :

= 8км
,

V ср - ? Подставляем значения t 1 и t 2 в уравнение (1)


Ответ: V ср = 12км/ч

2.1.2 Масса и плотность тел.

Задача №3

Найдите объём полости чугунного шара массой 2,8 кг. Объём шара равен 500 см 3 .

Дано: СИ Решение

т = 2,8кг Для нахождения объёма полости в шаре V пол

V ш = 500см 3 0,0005м 3 необходимо найти объём чугуна V ч ,

= 7000 кг/м 3 и из объёма шара V ш вычесть объём

Чугуна V ч :

V пол - ?

Ответ: V пол = 0,0001 м 3

Задача №4

Какова масса правой тележки, если она приобрела в 0,5 раза большую скорость, чем левая тележка, масса которой с грузом составляет 450 г?

Дано: СИ Решение

т л = 450г 0,45кг Для решения данной задачи используется закон

V п = 0,5 V л взаимодействия тел:

т п -?
(1)

Из уравнения (1) находим т п :

Ответ: т п = 0,9 кг

Задача №5

Каково должно быть отношение объёмов воды и спирта для того, чтобы их смесь имела плотность
= 0,9г/см 3 ? При смешивании спирта с водой происходит уменьшение объёма смеси. Объём смеси составляет 0,97 от первоначального объёма воды и спирта. Плотность воды = 1г/см 3 , плотность спирта
= 0,8г/см 3 .

Дано: Решение

= 0,9г/см 3 Напишем уравнение, связывающее компоненты

V см = 0,97 (V сп + V в ) смеси до смешивания и после их смешивания,

= 1,0 г/см 3 учитывая условие задачи:

= 0,8 г/см 3

(1)

Разделим уравнение (1) на выражение

и находим искомое соотношение:

Т.о.,

, т.е. для приготовления смеси плотностью 0,9 г/см 3 необходимо взять 58 частей воды и 100 частей спирта.

Ответ:
= 0,58

2.2 Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.

2.2.1 Сообщающиеся сосуды. Гидравлический пресс

Задача №6

В цилиндрических сообщающихся сосудах с одинаковыми диаметрами и одинаковой высоты находится ртуть.

В одном из сосудов поверх ртути налит столб воды высотой = 32 см.

Как будут расположены друг относительно друга уровни ртути в обоих сосудах, если оба сосуда доверху будут залиты керосином?

Плотность воды = 1г/см 3 , ртути
= 13,6 г/см 3 , керосина

=0,8 г/см 3

Дано: Решение

= 32см Для решения данной задачи необходимо на рисунке

= 1,0 г/см 3 показать, как будут располагаться жидкости в коленах

= 13,6 г/см 3 сообщающихся сосудов, когда до верху в них налит

= 0,8 г/см 3 керосин. Давление, создаваемое в левом колене,

Уравновешено давлением, создаваемым в правом

- ? колене.

Следовательно, мы можем написать

уравнение равновесия в данных сосудах:

Делим все члены уравнения на q ,

получаем: (1)

Подставим в (1) выражения:
и

(2)

Решаем уравнение (2) относительно
:


Т.о., высота ртути в правом колене сообщающихся сосудов больше, чем в левом на 0,5см

Ответ: = 0 ,5см

Задача №7

Малый поршень гидравлического пресса под действием силы 0,5кН опустился на 30см. При этом большой поршень поднялся на 6 см. Какая сила действует на большой поршень?

Дано: СИ Решение

= 0,5кН 500Н Формула гидравлического пресса:

= 30см 0,3м
(1)

= 6см 0,06м Объём жидкости, который перетекает из малого

Колена гидравлического пресса в большое при

-? его работе, равен объёму жидкости, которая

прибывает в большое колено:

, а
(2) и
(3)

Выразим из уравнений (2) и (3) и и подставим в уравнение (1):

;
;
(4)

Выражаем из (4):

Ответ: = 2500Н

2.2.2 Архимедова сила. Условия плавания тел

Задача №8

Медный шар с внутренней полостью весит в воздухе
= 0,264Н, в воде
= 0,221Н.

Определить объём внутренней полости шара. Плотность меди принять равной = 8,8 г/см 3 .

Дано: СИ Решение

q = 10Н/кг Выразим объём меди через массу т

= 0,264Н и плотность меди :

= 0,221Н Выразим массу меди т из веса шара

= 8,8 г/см 3 8800 кг/м 3 в воздухе:


Готовые работы

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ

Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге

МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге

ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ

После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.

Посмотрим теперь, что даст наше решение для электрического поля между обкладками конденсатора, если продолжать увеличивать частоту все выше и выше. При больших ω параметр х=ωr/с тоже становится большим, и первые несколько слагаемых ряда для J 0 от х быстро возрастают. Это означает, что парабола, которую мы начертили на фиг. 23.5, на больших частотах изгибается книзу круче.

В самом деле, она выглядит так, как будто поле на высокой частоте все время старается обратиться в нуль где-то при с/ω, примерно равном половине а. Давайте посмотрим, действительно ли функция J 0 проходит через нуль и становится отрицательной. Сперва испытаем х=2:

Это еще не нуль; но попробуем число побольше, скажем x=2,5. Подстановка дает

В точке х=2,5 функция J 0 уже перешла через нуль. Результаты при x=2 и при x=2,5 выглядят так, как будто J 0 прошла через нуль на одной пятой пути от 2,5 до 2. Поэтому надо проверить число 2,4:

С точностью до двух знаков после запятой получился нуль. Если рассчитывать точнее (или, поскольку функция J 0 известна, если разыскать ответ в книжке), то обнаружится, что J 0 проходит через нуль при x=2,405. Мы провели расчет собственноручно, чтобы показать вам, что вы тоже способны открывать подобные вещи, а не заимствовать их из книг.

А если уж вы посмотрели про J 0 в книжке, то интересно выяснить, как она идет при больших значениях x; она напоминает кривую на фиг. 23.6. Когда х возрастает, J 0 (x ) колеблется от положительных значений к отрицательным и обратно, постепенно уменьшая размах колебаний.

Мы получили интересный результат: если достаточно увеличить частоту, то электрические поля в центре конденсатора и у его края могут быть направлены в противоположные стороны. Например, пусть ω так велико, что х=ωr/с на внешнем краю конденсатора равно 4; тогда на фиг. 23.6 краю конденсатора отвечает абсцисса х=4. Это означает, что наш конденсатор работает при частоте ω=4с/а. И на краю обкладок электрическое поле будет довольно велико, но направлено не туда, куда можно было ожидать, а в обратную сторону. Эта ужасная вещь может произойти с конденсатором на больших частотах. При переходе к очень большим частотам электрическое поле по мере удаления от центра конденсатора много раз меняет свое направление. Кроме того, имеется еще связанное с этими электрическими полями магнитное поле. Не удивительно, что наш конденсатор при высоких частотах уже не напоминает идеальной емкости. Можно даже задуматься над тем, на что похож он сильнее: на емкость или на индуктивность. Надо к тому же подчеркнуть, что на краях конденсатора происходят и более сложные эффекты, которыми мы пренебрегли. Например, там происходит еще излучение волн за края конденсатора, так что настоящие поля куда сложнее тех, которые мы рассчитали. Впрочем, мы не будем сейчас заниматься этими эффектами.

Можно было бы, конечно, попробовать представить себе для конденсатора эквивалентную цепь, но, вероятно, будет лучше, если мы просто примем, что тот конденсатор, который мы сконструировали для низкочастотных полей, больше не годится, когда частоты слишком велики. И если мы хотим изучить, как действует такой объект на высоких частотах, нам нужно оставить те приближения к уравнениям Максвелла, которые мы делали, изучая цепи, и вернуться к полной системе уравнений, полностью описывающей поля в пространстве. Вместо того чтобы манипулировать о идеализированными элементами цепи, надо оперировать с реальными проводниками, с такими, какие они есть на самом деле, учитывая все поля в пространстве между ними. Например, если нам нужен резонансный контур на высокие частоты, то не нужно пытаться его сконструировать с помощью одной катушки и плоского конденсатора.

Мы уже упомянули, что плоский конденсатор, который мы рассматривали, похож, с одной стороны, на емкость, а с другой— на индуктивность. От электрического поля возникают заряды на поверхностях обкладок, а от магнитного — обратные э.д.с. Не может ли оказаться, что перед нами уже готовый резонансный контур? Оказывается, да. Представьте, что мы выбрали такую частоту, при которой картина электрического поля падает до нуля на каком-то расстоянии от края диска; иначе говоря, мы выбрали ωa/с большим, чем 2,405. Всюду на окружности, центр которой лежит на оси обкладок, электрическое поле обратится в нуль. Возьмем кусок жести и вырежем полоску такой ширины, чтобы она как раз поместилась между плоскими обкладками конденсатора. Затем изогнем ее в форме цилиндра такого радиуса, на котором электрическое поле равно нулю. Раз там нет электрического поля, то по вставленному в конденсатор цилиндру никаких токов не потечет, и ни электрические, ни магнитные поля не изменятся. Мы, стало быть, смогли закоротить друг на друга обкладки конденсатора, ничего не изменив в нем. И посмотрите, что получилось: вышла настоящая цилиндрическая банка с электрическим и магнитным полями внутри, причем никак не связанная с внешним миром. Поля внутри не изменятся, даже если отрезать выступающие края обкладок и провода, ведущие к конденсатору. Останется только закрытая банка с электрическим и магнитным полями внутри нее (фиг. 23,7,а). Электрические поля колеблются то вперед, то назад с частотой ω, которая, не забывайте, определила собою диаметр банки. Амплитуда колеблющегося поля Е меняется с расстоянием от оси банки так, как показано на фиг. 23.7,б. Кривая эта — просто первая дуга функции Бесселя нулевого порядка. В банке есть еще и круговое магнитное поле, которое колеблется во времени со сдвигом по фазе на 90° относительно электрического поля.

Магнитное поле можно тоже разложить в ряд и изобразить на графике, как это сделано на фиг. 23.7,в.

Но как же это получается, что внутри банки могут существовать электрические и магнитные поля, не соединенные с внешним миром? Оттого, что электрическое и магнитное поля сами себя поддерживают: изменение Е создает В, а изменение В создает Е,— все в согласии с уравнениями Максвелла. Магнитное поле ответственно за индуктивность, электрическое — за емкость; вместе они создают нечто, похожее на резонансный контур. Заметьте, что описанные нами условия возникают лишь тогда, когда радиус банки в точности равен 2,405 с/ω. В банке заданного радиуса колеблющиеся электрическое и магнитное поля будут поддерживать друг друга (описанным способом) лишь при этой определенной частоте. Итак, цилиндрическая банка радиуса r резонирует при частоте

Мы сказали, что если банка совершенно закрыта, то поля продолжают колебаться так же, как и раньше. Это не совсем так. Это было бы так, если бы стенки банки были идеальными проводниками. В реальной банке, однако, колеблющиеся токи, текущие по стенкам, могут из-за сопротивления материала терять энергию. Колебания полей постепенно замрут. Из фиг. 23.7 ясно, что там должны существовать сильные токи, связанные с электрическими и магнитными полями внутри полости. Из-за того, что вертикальное электрическое поле внезапно исчезает на верхнем и нижнем торцах банки, у него возникает там сильная дивергенция; значит, на внутренней поверхности банки должны появляться положительные и отрицательные заряды (фиг. 23.7, а). Когда электрическое поле меняет направление на обратное, должны менять знак и заряды, так что между верхним и нижним торцами банки должен течь переменный ток. Он будет течь по боковой поверхности банки, как показано на рисунке. То, что по бокам банки должны течь токи, можно понять еще, рассмотрев то, что происходит в магнитном поле. Кривая на фиг. 23.7, в сообщает нам, что магнитное поле на краю банки внезапно обращается в нуль. Такое внезапное изменение магнитного поля может произойти лишь от того, что по стенке течет ток. Этот ток как раз и создает переменные электрические заряды на верхней и нижней обкладках банки.

Вас может удивить наше открытие — обнаружение токов на боковых сторонах банки. А как же с нашим прежним утверждением, что ничего не изменится, если в области, где электрическое поле равно нулю, поставить эти боковые стенки? Вспомните, однако, что, когда мы впервые вставляли в конденсатор эти боковые стенки, верхняя и нижняя обкладки выступали за них, так что магнитные поля оказывались и снаружи нашей банки. И только когда мы отрезали выступающие за края банки части конденсатора, на внутренней части боковых стенок появились какие-то токи.

Хоть электрические и магнитные поля в абсолютно закрытой банке из-за потерь энергии постепенно исчезнут, можно сделать так, чтобы этого не было. Для этого надо провертеть в банке сбоку дырочку и понемножку подбавлять энергию, чтобы возмещать потери. Надо взять проволочку, просунуть ее через дырочку в банке и припаять ее к внутренней части стенки, чтобы получилась петля (фиг. 23.8). Если подсоединить эту проволочку к источнику высокочастотного переменного тока, то этот ток будет снабжать энергией электрическое и магнитное поля полости и поддерживать колебания. Это произойдет, конечно, лишь в том случае, если частота источника энергии совпадет с резонансной частотой банки. Если частота у источника не та, то электрические и магнитные поля резонировать не будут и поля в банке окажутся слабенькими.

Резонансное поведение легко наблюдать, если в банке проделать другую дырку и продеть в нее другую петлю (фиг. 23.8). Изменяющееся магнитное поле, проходящее через эту вторую петлю, будет генерировать в ней э. д. с. индукции. Если теперь эту петлю соединить с внешним измерительным контуром, то токи в нем будут пропорциональными напряженности полей в полости. Представьте теперь, что входная петля нашей полости соединена с радиочастотным сигнал-генератором (фиг. 23.9). Сигнал-генератор состоит из источника переменного тока, частоту которого можно менять, поворачивая ручку на панели генератора.

Соединим затем выходную петлю полости с «детектором» — прибором, измеряющим ток от выходной петли. Отсчеты на его шкале пропорциональны этому току. Если затем измерить ток на выходе как функцию частоты сигнал-генератора, то получится кривая, похожая на изображенную на фиг. 23.10. Ток на выходе невелик на всех частотах, кроме тех, которые близки к ω 0 — резонансной частоте полости. Резонансная кривая очень похожа на ту, о которой говорилось в гл. 23 (вып. 2). Однако ширина резонанса меньше, нежели обычно получается в резонансных контурах, составленных из индуктивностей и емкостей; иначе говоря, Q (добротность) полости очень высока. Зачастую встречаются даже Q порядка 100 000 и выше, особенно если внутренние стенки полости сделаны из очень хорошо проводящего материала, например из серебра.