Разряды имен прилагательных по значению примеры. Понятие об имени прилагательном. Морфологические признаки имён прилагательных. Разряды имён прилагательных в русском языке. Все ли прилагательные изменяются по падежам



















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование знаний учащихся о разрядах имён прилагательных.

Образовательная: познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных и их отличительными особенностями.

Развивающая: продолжить отрабатывать навыки сравнения, сопоставления прилагательных, учиться распознавать их разряды.

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к получению знаний, интерес к русскому языку.

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, учебник, шаблон таблицы.

Структура урока

1. Организационный момент. Психологический настрой на урок

3. Сообщение урока. Обозначение цели урока.

4. Изучение нового материала.

5. Закрепление.

1) определение разряда прилагательных

2) физминутка

3) кроссворд

4) работа с текстом

5) исключи лишнее

6. Итог урока.

7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Здравствуйте. Сядьте на своих местах удобнее, успокойтесь, прислушайтесь к тишине. Наш урок мне хотелось бы начать с прочтения эпиграфа: “Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”. - Ребята, как вы думаете, какую мысль хотел выразить французский писатель Франс Анатоль в этих строках?

Вы с ним согласны?

Так давайте сегодня на уроке мы проявим интерес к новому материалу. А чтобы разогреть ваш аппетит, мы проведём соревнование между рядами, проверив тем самым пройденный материал.

2. Повторение пройденного материала.

На доске три столбика слов для каждого ряда. Нужно быстро и безошибочно от прилагательных образовать степени сравнения, если это возможно.

Дети поочерёдно ведут диалог между рядами, образуя цепочки прилагательных. (Правильные ответы оцениваются)

3. Сообщение темы урока. Обозначение цели урока.

Слайд № 1. Сегодня, ребята, мы продолжаем с вами знакомиться с прилагательным. А именно с разрядами прилагательного по значению. Объяснять вам материал мне будет помогать мудрая сова.

Откройте тетради, запишите число, тему урока.

Давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока. О чём мы будем говорить? Что должны “вынести” из сегодняшнего урока? (Дети отвечают)

4. Изучение нового материала.

(На столах у учеников шаблоны таблиц. При объяснении материала дети заполняют её.)

Слайд №2. Прилагательные имеют три разряда: качественные, относительные и притяжательные. Можете ли вы предположить, почему так названы разряды прилагательных?

Как же мы будем их распознавать? У каждого разряда есть свои отличительные особенности.

Слайд №3. Начнем заполнять таблицу.

Слайд №4. Качественные прилагательные обозначают признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени.

Слайд №6. Только качественные прилагательные образуют сравнительную и превосходную степень сравнения.

Слайд №7. Кукла красива – эта кукла красивее – а эта кукла красивейшая.

Слайд №8. Качественные прилагательные имеют краткую и полную форму.

Слайд №9. Высокий – высок, красивый – красив, добрый – добр.

Слайд №10. Качественные прилагательные могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и другими.

Слайд №12. Относительные прилагательные обозначают признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени.

Слайд №13. Деревянная ложка. Другая ложка тоже будет ДЕРЕВЯННАЯ, но не ДЕРЕВЯННее.

Слайд №14. Относительные прилагательные могут указывать на материал. Глиняный кувшин. Кувшин слеплен из глины.

Слайд №15. Относительные прилагательные могут указывать на время. Осенний день. Мы видим на фото один из дней осени.

Слайд №16. Относительные прилагательные могут указывать место. Домашнее животное. Кошка живёт в доме.

Слайд №17. Относительные прилагательные могут указывать на действие. Беговая дорожка. Дорожка предназначена для бега.

Слайд №18. Притяжательные прилагательные отвечают на вопрос ЧЕЙ? Могут указывать на принадлежность предмета человеку или животному.

Слайд №19. Яйцо ЧЬЁ? КУРИНОЕ яйцо.

Слайд №20. Притяжательные прилагательные имеют суффиксы -ин- (-ын-), -нин, -ий, -ов, -ев, -ск. Например, папина шляпа, заячий след.

Слайд №21. Давайте, ребята, сравним ваши заполненные таблички с моей.

5. Закрепление.

1) Определи разряд прилагательных.

Слайд № 22-33. Давайте, ребята, вместе определим разряд прилагательного. Один ученик читает словосочетание, другой отвечает, рассуждая.

Садовое яблоко, вкусный торт, волчья пасть, удобное кресло, бабушкины тапочки, железная дорога.

2) Физминутка.

Для предупреждения зрительного утомления использован комплекс упражнений Аветисова Э.С.

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох. Наклониться вперёд, к крышке стола - выдох. Повторить 5-6 раз.

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза. При закрытых глазах открыть веки, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.

И.п. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.

И.п. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.

3) Кроссворд.

Ребята, перед вами кроссворд. Давайте попробуем угадать прилагательные, которые обозначают качество. А как называются такие прилагательные?

Слайд №34.

Слайд № 35. Находящийся в состоянии покоя. (Спокойный)

Слайд № 36. Существующий с давнего времени. (Старый)

Слайд № 37. Совершенно верный ответ. (Точный)

Слайд № 38. Любящий безделье. (Ленивый)

Слайд № 39. Не знающий страха. (Смелый)

Слайд № 40. Доставляющий удовольствие. (Приятный)

Слайд № 41. Сохраняющийся на очень долгое время. (Вечный)

Слайд № 42. Полный злобы. (Злой)

Пирог из яблок (Яблочный)

Ребята, а будет ли прилагательное ЯБЛОЧНЫЙ качественным? Почему? Как мы будем рассуждать, определяя разряд относительных прилагательных? (Отвечают)

4) Работа с текстом.

Запишите текст, вставляя вместо точек относительные прилагательные. Укажите значение прилагательных. (Время, место, материал и т.д.)

В (летние) дни хорошо бродить в (березовой) роще. Теплый ветер шелестит над головой зеленой листвою. Пахнет (лесными) грибами, спелой душистой земляникой. Сквозь густую листву прорываются (солнечные) лучи. Хорошо лежать в (цветочной) поляне, закинув под голову руки, смотреть в высоту, где над вершинами берез по голубому небу плывут и плывут, точно белые лебеди, высокие облака.

5) Исключи лишнее.

Среди пар картинок выберите ту, к которой можно было бы применить данное сочетание слов как притяжательное прилаг.+сущ.

Ребята, при поиске притяжательного прилагательного как вы будете рассуждать? Что означают данные сочетания слов в другом варианте?

Слайд № 43-48. Крокодиловы слёзы, анютины глазки, воронье гнездо, мышиные глазки, волчий аппетит, конский хвост.

Выражение "крокодиловы слезы" означает лицемерное сожаление, лживость, обман. Оно применимо к людям, притворяющимися огорченными несчастьями тех, кому готовят уж если не погибель, то основательную гадость. Возникло сие выражение в связи с древним поверьем, что у крокодила перед сытным обедом текут слезы, коими он оплакивает грядущую кончину невинно съедаемой жертвы. По другой версии, крокодил жалобным плачем зазывает жертву, после чего хватает ее и пожирает. Еще считалось, что рыдать крокодил начинал уже под конец обеда, когда от жертвы оставалась лишь голова. Так или иначе, крокодил был символом вероломства, хитрости и коварства. Крокодилий плач оказался чисто физиологическим процессом – таким образом животное избавляется от избытка соли в организме, только и всего.

Воронье гнездо – волосы у человека торчат в разные стороны, объем не держится.

Волчий аппетит – поедание человеком необычайно больших количеств пищевых продуктов.

Анютины глазки – цветы.

Мышиные глазки – очень маленькие глаза, как у мыши.

Конский хвост – причёска, волосы завязаны в хвост. Хвост похож на конский.

6. Итог урока.

С какими разрядами по значению мы познакомились сегодня на уроке?

Соответствуют ли названия значениям прилагательных?

Что обозначает каждый разряд прилагательных?

Молодцы! Все, кто работал на уроке, получили оценки.

7. Задание на дом.

Сравните таблицу, которую заполнили на уроке с теоретическим материалом § 50-52. Слайд № 49. Придумайте прилагательные и расселите их по квартирам-столбикам в тетради.

Попробуйте догадаться, в какой домик нужно поселить качественные прилагательные? Относительные и притяжательные? Почему?

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-1.jpg" alt="> Разряды прилагательных по значению ">

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-2.jpg" alt="> По значению прилагательные бывают: 1. качественные 2. относительные 3."> По значению прилагательные бывают: 1. качественные 2. относительные 3. притяжательные

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-3.jpg" alt=">Качественные прилагательные Обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей"> Качественные прилагательные Обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени (добрый, грустный, злой, смешной, храбрый) * * * Сочетаются с наречиями очень, необыкновенно, чрезвычайно, недостаточно, слишком (очень добрый, недостаточно смешной, слишком злой, недостаточно храбрый)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-4.jpg" alt=">Качественные прилагательные Отвечают на вопрос какой? (какой? – добрый, милый) "> Качественные прилагательные Отвечают на вопрос какой? (какой? – добрый, милый) *** Могут иметь краткую форму (добрый – добр, злой – зол) и степень сравнения (Добрый – очень добрый – слишком добрый – добрее – добрейший – добр)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-5.jpg" alt=">Качественные прилагательные От качественных прилагательных образуются сложные прилагательные путём повтора (добрый-предобрый, смешной-пресмешной) "> Качественные прилагательные От качественных прилагательных образуются сложные прилагательные путём повтора (добрый-предобрый, смешной-пресмешной) *** Образуют прилагательные с НЕ (несмешной, некрасивый, незлой, невоспитанный)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-6.jpg" alt=">Докажите, что это качественные прилагательные ранн. . м утром на свеж."> Докажите, что это качественные прилагательные ранн. . м утром на свеж. . м воздухе по низк. . му небу лёгк. . ми облаками син. . Полоска далёк. . го леса тонк. . ми ветвями

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-7.jpg" alt="> Вставьте буквы, подчеркните качественные прилагательные: Лес ут. . нул в"> Вставьте буквы, подчеркните качественные прилагательные: Лес ут. . нул в дремуч. . х сугробах. Вместе со снегом нал. . тели в лес д. . ковинные существа. У бел. . й реки грустит о братц. . Алёнушка. Тут вылез из сугроба л. . сной человеч. . к в снежн. . й шапк. . .

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-8.jpg" alt=">Относительные прилагательные Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей"> Относительные прилагательные Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени (каменный, стеклянный, кожаный) (!Нельзя: очень каменный, более кожаный и т. д.) *** Отвечают на вопрос какой? (какой? – кожаный, деревянный)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-9.jpg" alt=">Относительные прилагательные Могут обозначать достоинство предмета (золотой, песочный, деревянный) и"> Относительные прилагательные Могут обозначать достоинство предмета (золотой, песочный, деревянный) и близость предмета к чему-либо (пришкольный, прибрежный) *** Не имеют краткой формы и степени сравнения (!Нельзя: более золотой, менее песочный, очень стеклянный и т. д.)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-10.jpg" alt=">Относительные прилагательные Обозначают признак предмета по отношению между предметами (стеклянный стол –"> Относительные прилагательные Обозначают признак предмета по отношению между предметами (стеклянный стол – стекло и стол) *** Обозначают материал (стеклянный, железный)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-11.jpg" alt=">Относительные прилагательные Пространственные и временные признаки (городской, вчерашний, русский) *** "> Относительные прилагательные Пространственные и временные признаки (городской, вчерашний, русский) *** Предназначение предмета (рыболовный, праздничный, карманный)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-12.jpg" alt=">Относительные прилагательные НЕ образуют степени сравнения НЕ имеют краткой формы НЕ образуют"> Относительные прилагательные НЕ образуют степени сравнения НЕ имеют краткой формы НЕ образуют сложных слов НЕ сочетаются с ОЧЕНЬ

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-13.jpg" alt="> Продолжите строчку: Материал: каменный, соломенный… Место: подземный, полевой… Время: весенний, вчерашний…"> Продолжите строчку: Материал: каменный, соломенный… Место: подземный, полевой… Время: весенний, вчерашний… По действию: отрывной, стиральная. . .

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-14.jpg" alt="> Притяжательные прилагательные Обозначают принадлежность чего-либо к лицу "> Притяжательные прилагательные Обозначают принадлежность чего-либо к лицу или животному (лисий хвост, дедушкин огород) *** Отвечают на вопрос чей? (чей? – папин, медвежий)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-15.jpg" alt=">Суффиксы притяжательных прилагательных: ов - (- ев -): слоновый, песцовый; "> Суффиксы притяжательных прилагательных: ов - (- ев -): слоновый, песцовый; - ин - (- ын-): сестрицын, птицын; - ий - (-й): лисий, медвежий, заячий

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-16.jpg" alt=">Вставить орфограммы, обозначить разряды имён прилагательных Пр_хладный, д_кабрьский, ш_хтёрский, з_лотой, тёмн_я, вор_бьиный,"> Вставить орфограммы, обозначить разряды имён прилагательных Пр_хладный, д_кабрьский, ш_хтёрский, з_лотой, тёмн_я, вор_бьиный, кр_сивый, сл_новая.

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-17.jpg" alt="> Четвёртое лишнее: 1. счастливый, осторожный, кирпичный, волшебный 2. природный,"> Четвёртое лишнее: 1. счастливый, осторожный, кирпичный, волшебный 2. природный, ночной, задумчивый, стеклянный 3. торжественный, беличий, туманный, багровый

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-18.jpg" alt=">Проверь себя: 1. Кирпичный 2. Задумчивый 3. Беличий ">

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-19.jpg" alt=">Самуил Маршак - «Вьюга» В. . юга, снежная пурга Напр. . ди"> Самуил Маршак - «Вьюга» В. . юга, снежная пурга Напр. . ди нам пряжи, Взбей пуш. . стые снега, Словно пух л. . бяжий. Вы проворные ткачи Вихри и метели Дайте радужной парчи Для к. . сматых елей.

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-20.jpg" alt=">Молодцы!!! . ">

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-21.jpg" alt="> Различия качественных и относительных прилагательных: Качественные Относительные"> Различия качественных и относительных прилагательных: Качественные Относительные прилагательные Имеют степень сравнения: добрее, самый добрый Не обладают ни одним из Имеют краткую форму: признаков качественных добр, молод, хорош прилагательных Могут сочетаться с наречиями «очень» , (то есть не имеют степень «необыкновенно» , «чрезвычайно» , «недостаточно» , «слишком»: сравнения, краткую форму, очень добрый – необыкновенно синонимов, антонимов и добрый – чрезвычайно добрый – т. д) слишком добрый

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-22.jpg" alt="> Качественные прилагательные Относительные прилагательные Образуют"> Качественные прилагательные Относительные прилагательные Образуют путем повтора сложные прилагательные: добрый-добрый, белый-белый Указывают на отношение одного предмета к другому: отношение медный таз – таз из меди одного Могут образовывать прилагательные с приставкой НЕ: предмета к недобрый (взгляд), недорогой (товар) другому: К ним можно подобрать антонимы: добрый – злой, хороший – плохой медный таз – таз из меди К ним можно подобрать синонимы: смутный – неясный - расплывчатый Образуют прилагательные с уменьшительно- ласкательными суффиксами: белый – беленький – беловатый Образуют наречия на -о, -е: активный – активно, искренний – искренне

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-23.jpg" alt="> Переход прилагательных из одного разряда в другой Относительные Стеклянная посуда"> Переход прилагательных из одного разряда в другой Относительные Стеклянная посуда – прилагательные могут стеклянное чувство (хрупкое переходить в качественные чувство) Притяжательные Лисий хвост – лисья натура прилагательные могут (хитрый) переходить в качественные Притяжательные Заячья нора – заячья шуба прилагательные могут (шуба из зайца) переходить в разряд относительных

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-24.jpg" alt="> Дополните предложения прилагательными Однажды зимой мы отправились в лес. В(…)"> Дополните предложения прилагательными Однажды зимой мы отправились в лес. В(…) бору было тихо. Все покрыто (…)снегом. В (…)воздухе носились (…) пушинки. Ветви украсились (…)инеем. В этом (…) наряде каждая ветка казалась (…). Великолепен вид (…) леса. Все покрыто (…) снегом. (…) воздух тонок и жгуч. Снег опушил (…) деревья и кусты. По ним скользят (…) лучи и обсыпают их (…) блеском. Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость (…) неба. (…) туча заволокла горизонт.

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-25.jpg" alt="> Определите разряд прилагательного Заячий характер; голубой абажур; деревянный карниз;"> Определите разряд прилагательного Заячий характер; голубой абажур; деревянный карниз; каменный предмет; великолепный характер; вчерашняя газета; медвежья берлога; волчий аппетит; грустный взгляд; опасное состязание; гусиная кормушка; золотое кольцо; прекрасный вечер; ненастная погода; чистое небо; любимый герой; талантливый художник; звонкий голос; зимнее утро; свежий снег.

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-26.jpg" alt="> Выпишите из текста словосочетания "> Выпишите из текста словосочетания "Существительное + прилагательное". Определите разряд прилагательных. выполните морфологический разбор трех прилагательных. Ты родной владеешь речью, Скажем, к странам зарубежным бойко говоришь. держишь морем путь, Русский же язык неважно Перед спутниками хочешь знаешь, мой малыш! знаньями блеснуть – Слушай потому поэта, В разговорах или спорах будь прилежен впредь, с другом иль врагом Чтоб могучей русской речью Ты воспользуешься смело хорошо владеть. русским языком! Эта речь полна величья, Потому ты, школьник резвый, гордой простоты, будь прилежней впредь! В ней прекрасных слов богатство, Ты обязан русской речью сила красоты. хорошо владеть.

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-27.jpg" alt="> Прочитайте текст и выполните задания Величайшее богатство народа - его язык! "> Прочитайте текст и выполните задания Величайшее богатство народа - его язык! Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна 3 та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость. . .

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-28.jpg" alt="> Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих3 отношений, которые запечатлелись"> Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих3 отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков. Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной 3 культуры, великого и могучего языка нашего.

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-29.jpg" alt="> Задание к тексту: 1. Найдите в тексте прилагательные, относящиеся к"> Задание к тексту: 1. Найдите в тексте прилагательные, относящиеся к разным разрядам. 2. Из первого абзаца выпишите словосочетания «прилаг. + сущ. » , укажите род, число и падеж прилагательного. 3. Найдите случаи использования прилагательного в роли определения и в роли сказуемого (определите тип сказуемого). 4. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-30.jpg" alt=">Тест по теме «Имя прилагательное» . ">

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-31.jpg" alt=">1. Общее грамматическое значение прилагательного это: А) действие Б)"> 1. Общее грамматическое значение прилагательного это: А) действие Б) признак предмета В) признака Г) признак действия

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-32.jpg" alt=">2. Морфологические признаки прилагательного это: А) род, число Б) род, число, падеж В)"> 2. Морфологические признаки прилагательного это: А) род, число Б) род, число, падеж В) род, число, лицо Г) лицо, число

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-33.jpg" alt=">3. Синтаксические признаки прилагательного это: А) определение, сказуемое Б) определение, обстоятельство В) определение,"> 3. Синтаксические признаки прилагательного это: А) определение, сказуемое Б) определение, обстоятельство В) определение, дополнение Г) дополнение, обстоятельство

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-34.jpg" alt=">4. В каком ряду все слова являются именами прилагательными? А)"> 4. В каком ряду все слова являются именами прилагательными? А) могуч, первый, сильное, лисий Б) беспощаден, выдуман, цветной, бела В) нетерпеливый, должен, хаки, сытый Г) одетый, несчастный, злой, высказан

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-35.jpg" alt="> 5. Качественные прилагательные – это прилагательные, обозначающие. . . А) материал,"> 5. Качественные прилагательные – это прилагательные, обозначающие. . . А) материал, из которого сделан предмет Б) признак по его принадлежности В) признаки, указывающие на различные качества предмета

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-36.jpg" alt="> 6. Укажите относительные прилагательные А) молодой (человек), красивый (рисунок), "> 6. Укажите относительные прилагательные А) молодой (человек), красивый (рисунок), белый (снег) Б) деревянный (дом), лисий (хвост), мамин (шарф) В) весеннее (утро), железный (гвоздь), спортивная (одежда)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-37.jpg" alt="> 7. Укажите притяжательные прилагательные А) весенняя (песня), зимнее (утро),"> 7. Укажите притяжательные прилагательные А) весенняя (песня), зимнее (утро), добрый (мальчик) Б) колючий (ёж), свежий (воздух), бежевый (цвет) В) ослиные (уши), волчий (след), отцов (шарф)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-38.jpg" alt="> 8. В каком ряду все прилагательные качественные? А) приморский поселок,"> 8. В каком ряду все прилагательные качественные? А) приморский поселок, зеленый шар, спортивная площадка Б) изумрудная зелень, правильный ответ, сложный вопрос В) плавательный бассейн, чистые руки, звонкий голос

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-39.jpg" alt="> 9. В каком ряду все прилагательные относительные? А) летняя ночь, березовый"> 9. В каком ряду все прилагательные относительные? А) летняя ночь, березовый сок, оловянное кольцо Б) утренняя почта, серебряный голос, папин шарф В) малиновое варенье, малиновый берет, каменное лицо

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-40.jpg" alt="> 10. В каком ряду все прилагательные притяжательные А) волчий вой,"> 10. В каком ряду все прилагательные притяжательные А) волчий вой, заячий тулуп, лисья речь Б) оленьи рога, рыбачий улов, бабушкин пирог В) стиральная машина, мясной бульон, лисья нора

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-41.jpg" alt=">11. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный "> 11. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный ответ: «Я снова здесь, в семье родной! Мой край задумчивый и нежный!» А) родной (ж. р.), задумчивый (м. р.), нежный (м. р.) Б) родной (ср. р.), задумчивый (м. р.), нежный (м. р.) В) родной (м. р.), нежный (м. р.)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-42.jpg" alt=">12. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный ответ: «Ранним"> 12. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный ответ: «Ранним утром я подошёл к величественной реке. От весенней воды тянуло свежестью. » А) ранним (м. р.), величественной (ж. р.), весенней (ж. р.) Б) ранним (ср. р.), величественной (ж. р.), весенней (ж. р.), свежестью (ж. р.) В) ранним (ср. р.), величественной (ж. р.), весенней (ж. р.)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-43.jpg" alt=">13. Найдите прилагательное в простой сравнительной степени А) самый быстрый Б)"> 13. Найдите прилагательное в простой сравнительной степени А) самый быстрый Б) красивейший В) ярче Г) более лёгкий

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-44.jpg" alt=">14. Укажите прилагательное в составной сравнительной степени А) менее сложный"> 14. Укажите прилагательное в составной сравнительной степени А) менее сложный Б) сложнее В) сложнее всех Г) наисложнейший

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-45.jpg" alt=">15. Найдите прилагательное в простой превосходной степени А) красивее "> 15. Найдите прилагательное в простой превосходной степени А) красивее Б) спокойнейший В) более громкий Г) менее тяжёлый

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-46.jpg" alt="> 16. Укажите прилагательное в составной превосходной степени А) глубже "> 16. Укажите прилагательное в составной превосходной степени А) глубже Б) самый глубокий В) более глубокий Г) глубочайший

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-47.jpg" alt="> 17. Укажите вариант без ошибки в образовании формы степени сравнения прилагательных "> 17. Укажите вариант без ошибки в образовании формы степени сравнения прилагательных А. острее, менее крутой, более выше Б. длиньше, самый красивый, сладчайший В. очень маленький, красивее, ниже всех Г. дольше, лучше, наивкуснейший

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-48.jpg" alt="> 18. Укажите вариант с ошибкой в образовании формы степени сравнения прилагательных"> 18. Укажите вариант с ошибкой в образовании формы степени сравнения прилагательных А) самый веселый, меньше всех, более высокий Б) моложе, более белее, твердейший В) жарче всех, самый умный, тишайший Г) чудеснейший, худший, громче всех

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-49.jpg" alt="> Ответы: 1. - Б 7. - В 13. - В"> Ответы: 1. - Б 7. - В 13. - В 2. - Б 8. - Б 14. - А 3. - А 9. - А 15. - А 4. - В 10. - Б 16. - Б 5. - В 11. - А 17. - Г 6. - В 12. - В 18. - Б

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-50.jpg" alt=">Молодцы!!! . ">

На этом уроке вы расширите свои знания об именах прилагательных, узнаете о разрядах имен прилагательных по значению.

Тема: Имя прилагательное

Урок: Разряды прилагательных по значению

1. Отличительные признаки имен прилагательных

Мы знаем, что каждое слово в языке относится к той или иной части речи. По каким же признакам можно отличить имя прилагательное от других частей речи?

1. Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? чей?

2. Имена прилагательные обозначают признак предмета

3. Имена прилагательные относятся к именам существительным и согласуются с ними в числе и падеже, а в единственном числе - и в роде

Сейчас мы назвали общие признаки имен прилагательных.

2. Разряды имен прилагательных

Есть у имен прилагательных такие свойства, которые позволяют нам разделить их на три большие группы. Или, как мы говорим, разряды.

Подберем прилагательные к слову карандаш.

Тонкий,

маленький,

красивый

деревянный,

пластмассовый.

Если карандаш мы попросили у сестры Маши, то мы можем сказать, что он Машин или сестрицын .

Посмотрите на последние прилагательные. Они отвечают на вопрос чей? Такие прилагательные называются притяжательными . Они обозначают принадлежность предмета кому-либо.

Прилагательные, которые мы назвали первыми (тонкий, маленький, красивый ), - качественные . Они обозначают качества предмета, то есть те признаки, которые могут проявляться в предмете в большей или меньшей степени. Это может быть цвет, размер, форма и так далее.

Прилагательные второй группы (деревянный, пластмассовый ) называются относительными . Они обозначают признак предмета, который не может быть выражен в большей или меньшей степени. Эти прилагательные обозначают материал, из которого сделан предмет, признак предмета по времени или месту его существования, признак предмета по назначению и другое. При употреблении таких прилагательных в словосочетаниях мы легко можем заменить их существительными.

Например:

Деревянный дом - дом из дерева

Зимний день - день зимы

3. Как определить разряд прилагательного?

Определить, к какому разряду относится имя прилагательное, достаточно просто. Для этого надо выполнить следующий алгоритм:

1. Задайте вопрос:

Если имя прилагательное отвечает на вопрос чей? , перед нами притяжательное прилагательное.

А вот если прилагательное отвечает на вопрос какой? , перейдите к следующему шагу.

2. Образуйте от имени прилагательного краткую форму или любую степень сравнения.

Если у вас это получается, то перед нами качественное имя прилагательное.

А если нет, то относительное.

Попробуем определить разряды имен прилагательных из четверостишья:

От злого волка -

В земляную щелку.

По холодной росе -

К хитрой лисе.

Для удобства мы можем ставить прилагательные в именительный падеж единственного числа.

Злой (какой?). Пробуем образовать степени сравнения: злее, самый злой.

Значит, перед нами качественное прилагательное.

Земляная (какая? ). Пробуем образовать степени сравнения. Не может быть одна норка более земляной, чем другая. Да и краткую форму от этого прилагательного образовать не получится. Перед нами относительное прилагательное.

Прилагательные холодной и хитрой тоже качественные, потому что отвечают на вопрос какой? и от них можно образовать степени сравнения (самый холодный, самая хитрая ).

Можно ли определить разряд имен прилагательных по морфемному составу? Иногда можно. Дело в том, что суффиксы ан, ян, енн используются в том случае, когда мы образуем прилагательные от существительных, обозначающих материал, вещество. Это будут относительные прилагательные: кожан ый.

А вот если в прилагательном вообще нет суффиксов, то перед нами качественное прилагательное. Например, быстрый .

Прилагательные всех трех разрядов могут переходить из одного разряда в другой. Но только в том случае, когда они употребляются в переносном значении. Например:

Золотое кольцо. В данном случае прилагательное золотое относительное. А вот в словосочетании золотой характер прилагательное золотой будет качественным, так как обозначает качество человека.

Волчья пасть. В данном случае перед нами притяжательное прилагательное. А вот в словосочетании волчья шуба это прилагательное выступает в роли относительного, потому что указывает на материал, из которого сделан предмет.

Некоторые относительные прилагательные так часто употреблялись в речи в значении качественных, что постепенно окончательно утратили свое первоначальное значение и сейчас в современном русском языке воспринимаются нами только как качественные. Такой путь, например, прошли прилагательные бурный, возмутительный и многие другие.

4. Качественные имена прилагательные

Качественные имена прилагательные отличаются от относительных и притяжательных на всех языковых уровнях.

1. Обозначают признак, который может проявляться в предмете в большей или в меньшей степени

2. Могут иметь антонимы: злой/добрый

3. Всегда непроизводны

А вот притяжательные и относительные всегда производны, т. е. образованы от существительных, прилагательных, глаголов.

4. От качественных прилагательных можно образовать существительные абстрактного значения: строгость

И наречия на -о : строго .

Прилагательные с суффиксами субъективной оценки: синенький, злющий .

5. Только они могут иметь степени сравнения и краткую форму

6. Только они могут сочетаться с наречиями меры и степени: очень большой, очень строгий

5. Образование относительных и притяжательных прилагательных

Относительные прилагательные образуются от существительных, глаголов и наречий. Самыми распространенными суффиксами для их образования являются суффиксы -л -, например, беглый ; -ск -, например, людской ; -ин - - тополиный ; -ов - - ежовый ; -н- - лесной .

Притяжательные прилагательные образуются только от существительных. С помощью суффиксов -ий - - лисий , -ов - - отцов , -ин - - мамин .

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
  1. О разрядах прилагательных ().
  2. Дополнительные задания ().

Домашнее задание

Распределите имена прилагательные по разрядам (качественные, относительные, притяжательные).

Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечная мышца, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет, Машина работа, синицыно гнездо, гусиная лапка, собачья конура, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, Катюшин велосипед, точильный станок, змеиный яд, змеиная улыбка, постное масло, постное лицо, мышиный хвостик, соседкин сад, грандиозные планы, наблюдательный человек, трагическая судьба, деревянный голос, куриная лапка, куриный суп, беличий воротник, железная воля, дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Серёжин портфель, Баренцево море, Берингов пролив.

2. Упражнение 2.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните прилагательные, определите их разряд.

Белизна снега заст_вляла ещё ярос_ней зеленеть с_сновые лапы. Пар непростывших низин поднялся на ур_вень древес_ных вершин и ра_сыпался на берёзовых ветках. Несч_тные ро_сыпи м_льчайших бисер_нок засверкали на со_нце. Мороз начал неспешно сер_брить всё, что имело хоть малую долю влаги. Лесная реч_нка, ещё вчера б_жавшая навстречу метел_, начала (с, з)давливаться серебр_ными зубцами. Прозрачный лёд уверенно нап_лзал на середину струи, с_ужал в_дяной ток нес_крушимым панц_рем. И всё вокруг бе(с, з)шумно сияло, сверкало, искрилось. Но, едва успев разогреться, великое наше св_тило начало краснеть и падать на дальние л_сные верха. Лиловые крылья, перех_дящие в глубь т_мнеющего простора, спускались всё ниже. В созвезди_ Близн_цов блес_нул красн_ватым глазом пробудившийся Марс - бог римских языч_ников, покр_витель войн и пожарищ_. Но этот блеск тотчас и(с, з)чез, затер_нный в мерцани_ бе_счисленных звёзд. И вот уже повисли над миром близ_кие и дальние звёз_ные гроздья. Только месяц, г_рящий ярко-ж_лтым, но всё же не(с, з)дешним светом, к_зался совсем близ_ким м_розной лесной земле . (По В.Белову)

Известный языковед Ю.С. Степанов считал, что различие качественных и относительных значений прилагательных является одним из самых сложных. Такое разделение проводится даже не во всех языках. В русском уже ученики средней школы учатся различать эти разряды прилагательных.

Как Вы, наверное, помните, имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

Какой ? – маленький двор, школьный учитель, медвежий коготь.

Какая ? – замечательная погода, деревянная скамейка, лисья мордочка.

Какое ? – превосходное настроение, жемчужное ожерелье, лошадиное копыто.

Какие ? – вежливые ученики, районные соревнования, заячьи ушки.

В каждом ряду приведены примеры качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Как же их различать? Как уже стало понятно, просто задать вопрос к прилагательному – не даст результата, разряд таким способом не определишь.

На помощь придут грамматика и семантика (значение слова). Рассмотрим каждый разряд имен прилагательных по значению.

Качественные имена прилагательные

Уже по названию понятно, что эти прилагательные обозначают качество предмета . Что же это может быть за качество? Цвет (лиловый, бордовый, гнедой, вороной ), форма (прямоугольный, квадратный ), физические характеристики живых существ (толстый, здоровый, активный ), временные и пространственные признаки (медленный, глубокий ), общие качества, присущие одушевленному предмету (злой, забавный, счастливый ) и др.

Также большинство (но не все!) качественных имен прилагательных имеют целый ряд грамматических признаков , по которым их довольно легко отличить от остальных прилагательных. Эти признаки не обязательно могут быть целым набором у каждого качественного прилагательного, но если Вы обнаружили, что хотя бы какой-то признак к данному прилагательному подходит, – перед Вами качественное имя прилагательное. Итак:

1) Качественные прилагательные обозначают такой признак, который может проявляться в большей или меньшей степени . Отсюда – возможность образовывать степени сравнения.

Тонкий – тоньше – тончайший. Интересный – менее интересный – самый интересный.

2) Образуют краткие формы . Долгий – долог, мелкий – мелок.

3) Сочетаются с наречиями меры и степени . Очень красивый, чрезвычайно занимательный, совершенно непонятный.

4) От качественных прилагательных можно образовать наречия на -о (-е) и существительные с отвлеченными суффиксами -ость (-есть), -изн-, -ев-, -ин-, -от- : великолепный – великолепно, ясный – ясность, голубой – голубизна, синий – синева, толстый – толщина, красивый – красота.

5) Можно также образовать слова с уменьшительно-ласкательными или увеличительными суффиксами : злой – злющий, грязный – грязненький, зеленый – зелененький, здоровый – здоровенный.

6) Могут иметь антонимы : большой – маленький, белый – черный, острый – тупой, черствый – свежий.

Как видите, признаков много, но совершенно необязательно пользоваться всеми. Помните, что у некоторых качественных прилагательных нет степеней сравнения, некоторые не образуют отвлеченные существительные, некоторые не могут сочетаться с наречиями меры и степени, но зато они подходят по другим признакам.

Например, прилагательное гнедой. Это прилагательное не подходит ни по одному грамматическому критерию, но обозначает цвет = качество предмета , – значит, оно качественное.

Или прилагательное прекрасный. Нельзя сказать очень прекрасный , зато можно образовать наречие прекрасно . Вывод: прилагательное качественное .

Относительные имена прилагательные

Обозначают признак через отношение к предмету. Какие это могут быть отношения – признаки? Материал , из которого изготовлен предмет (железный гвоздь – гвоздь из железа, каменный подвал – подвал из камня, бархатное платье – платье из бархата ); место, время, пространство (сегодняшний скандал – скандал, который произошел сегодня; междугородний автобус – автобус между городами; московская область – область Москвы ); назначение (родительский собрание – собрание для родителей, детский магазин – магазин для детей ) и др.

Признаки эти не временные, а постоянные , поэтому всех особенностей, присущих качественным именам прилагательным, относительные не имеют. Это значит, что они не образуют степеней сравнения (нельзя сказать, что этот дом деревянный, а тот более деревянный ), не сочетаются с наречиями меры и степени (нельзя сказать очень золотой браслет ) и т.д.

Зато словосочетания с относительными прилагательными можно преобразовать, заменив прилагательное. Например, сельский житель – житель села, молочная каша – каша на молоке, пластмассовый кубик – кубик из пластмассы.

Надеемся, что Вам стало понятнее, как различить качественные и относительные имена прилагательные. А о притяжательных прилагательных и о некоторых ловушках поговорим в следующей статье.

Удачи Вам в изучении русского языка!

Остались вопросы? Не знаете, чем отличаются качественные прилагательные от относительных?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

В русском языке - это часть речи, основная функция которой - обозначение непроцессуального признака предмета (в отличие от причастия, обозначающего признак предмета по действию). Прилагательные способны изменяться по падежам и числам, а в форме единственного числа - еще и по родам, а также классифицируются по особым лексико-грамматическим группам - разрядам. Таким образом, разряды прилагательных - это три большие группы, объединяющие слова, сходные по значению и способу обозначения признака предмета. Имена прилагательные, принадлежащие к каждому из разрядов, имеют свои особенности изменения и употребления. Поговорим об этом подробнее далее, а ниже представлена сводная таблица.

Разряды имен прилагательных

Разряд

Оттенок значения

Степень сравнения

Краткая форма

Сочетание с наречием «очень»

Примеры

Качественные

Признак предмета со стороны его качества, то есть признак может проявляться в той или иной мере

Хороший, добрый, легкий, красивый, бедный, старый

Относительные

Признак предмета, обозначающий отношение к месту, времени, материалу и т. д., то есть постоянный, неизменный

Вечерние (часы), железный (прут), молочный (суп), континентальный (климат)

Притяжательные

Признак предмета как обозначение принадлежности к чему-либо или кому-либо

Волчья (шкура), девичья (честь), дедов (пиджак)

особенности значения, изменения и употребления

Качественные прилагательные - это лексико-грамматический разряд, который объединяет слова, обозначающие качество предмета, то есть признак, который способен проявляться в той или иной степени, в большей или меньшей мере, например: дорогая кукла, красивая девочка, бедный художник, талантливый актер . Качественные прилагательные, помимо изменения по падежам, родам и числам, способны еще образовывать краткие формы, степени сравнения и сочетаться с наречием «очень». Другие разряды и притяжательные) этих характеристик не имеют.

Образование кратких форм

Краткая форма образуется от полной и имеет с ней тесную семантическую связь: тесный - тесен, тесна, тесны; красивый - красив, красива, красивы; вредный - вреден, вредна, вредны . Существует ряд прилагательных, которые когда-то в русском языке имели и полную, и краткую формы, но сегодня употребляются только в краткой, например: рад, люб, горазд, должен и другие.

Примечательно, что исторически именно считается базовой, исходной, и на начальных этапах развития языка полная форма образовывалась от краткой. Сегодня при образовании краткой формы может наблюдаться чередование или выпадение гласных: зелёный - зелен, зелена, зелены; резкий - резок, резка, резки . Имена прилагательные в краткой форме изменяются по числам и по родам (в единственном числе), но не склоняются. В предложении, как правило, они выполняют функцию сказуемого: В этом платье графиня была необыкновенно красива.

Образование степеней сравнения

Сравнительная и сравнения - это иллюстрация того, насколько ярко и полно выражено данное качество в предмете: папа хороший - лучше - лучший; артист талантливый - талантливее другого - талантливейший . Напомним, что другие разряды прилагательных обозначают признак предмета как постоянный, не способный к градации.

Степени сравнения могут образовываться как синтетически - суффиксально (дорогой - дороже, красивый - красивейший ), так и аналитически - при помощи специальных слов:

  • сравнительная - более, менее + начальная форма прилагательного (более сложный, менее интересный );
  • превосходная - наиболее, наименее, самый + начальная форма прилагательного (наиболее привлекательный, самый веселый ) либо всего, всех + простая сравнительная степень прилагательного (поет лучше всех, ценится дороже всего ).

Слова данной части речи в синтетической сравнительной форме не изменяются по падежам, числам и родам и не согласуются с существительным, признак которого они обозначают. Их синтаксическая функция в предложении - именная часть составного именного сказуемого (Старый друг - лучше новых двух ).

Для большинства качественных прилагательных простые и составные формы степеней сравнения могут существовать параллельно, но встречаются слова, которые в современном языке не образуют простую сравнительную степень: массовый, ранний, робкий и другие.

Другой нюанс, на который нужно обратить внимание, - это образование от разных основ, например: хороший - лучше, плохой - хуже, малый - меньше .

От прилагательных в сравнительной и превосходной степени следует отличать слова-проявления субъективной оценки, которые обозначают не степень проявления данного признака в конкретной ситуации, а оценку этого признака говорящим: малюсенькая ручка, хорошенькое личико, большущие лапы . Не следует включать в эту группу прилагательные с суффиксами -оват -/-еват -: такие слова обозначают не субъективную оценку признака, а объективную неполноту его проявления, например: беловатая дымка, зеленоватый оттенок .

Относительные прилагательные

Если сравнивать разряды имен существительных и прилагательных, то можно провести следующую параллель: вещественные существительные обозначают вещество, материал, а относительные прилагательные - признак по отношению к этому веществу, материалу: дерево - деревянный, рис - рисовый, лед - ледяной . Однако признак, обозначаемый прилагательными данной группы, может относиться не только к материалу, но и месту, времени и т. д., например: вечерний, летний, зарубежный, отечественный, прибрежный . Этот признак проявляется постоянно и не может быть выражен в большей или меньшей мере, поэтому относительные прилагательные неспособны формировать степени сравнения.

Притяжательные прилагательные

Этот разряд объединяет прилагательные, отвечающие на вопрос чей? и обозначающие принадлежность предмета к кому-либо или чему-либо: папин друг, волчий клык, овечья шерсть, дедова фуражка .

Разряды прилагательных: употребление слов в переносном значении

Чтобы повысить в некоторых случаях прилагательные из одного разряда могут использоваться в значении слов из другого разряда, например: железная кружка - железные нервы, волчий след - волчий взгляд, золотая цепочка - золотые руки . В связи с этим разряд прилагательного определяется не только с учетом общих формальных показателей, но и с пристальным вниманием к контексту.