Портреты французских фавориток. Самые известные фаворитки французских королей. Жозефина. Не родись красивой, а стань таковой

Ни одна из современных линеек моющих средств не может обойтись без стиральных порошков с биодобавками. Такие препараты часто называют биопорошками. Они позволяют отстирывать специфические загрязнения, с которыми другим средствам справиться не под силу. Основным действующим веществом биопорошков являются энзимы. О них и пойдет речь в очередной статье Виктора Касиловича, химика-технолога, директора компании «Аквасан».

Энзимы (ферменты) - это органические вещества белковой природы, которые синтезируются в клетках и во много раз ускоряют протекающие в них реакции. Вещества, оказывающие подобное действие, существуют и в неживой природе и называются катализаторами. Энзимы, от греческого - en, - внутри, zyme - закваска, иногда называют ферментами - от латинского - fermentum - брожение, закваска. Впервые энзимы были выделены из живых клеток в 1926 году. С тех пор они применяются в медицине, пищевой и легкой промышленности. В настоящее время энзимы активно используются при производстве синтетических моющих средств. Для того, что бы понять какую роль играют энзимы в синтетических моющих средствах необходимо принимать во внимание специфику существующих загрязнений.

Все загрязнения по способу удаления можно разделить на пигментно-масляные, окрашенные небелковые, белковые и водорастворимые (подробнее о характеристике загрязнений см. № 6’ 2009).

Пигментно-масляные загрязнения удаляются с помощью ПАВ, окрашенные небелковые - с помощью окислителей, водорастворимые - могут смываться водой. Для эффективного удаления белковых загрязнений порошок в своем составе обязательно должен содержать биодобавки - энзимы. Это белки, состоящие более чем из 20 основных аминокислот. Все энзимы имеют уникальный состав, что обеспечивает удаление трудновыводимых биозагрязнений.

В моющих средствах, как правило, используют следующие классы энзимов:
. Протеазы (щелочные энзимы) - способствуют удалению загрязнений содержащих белок.
. Амилазы - облегчают удаление крахмалсодержащих пятен.
. Липазы - облегчают удаление загрязнений на основе жиров и масел.
. .Кератиназы - удаляют остатки верхнего слоя кожи.
. Целлюлазы - освежают цвет ткани, удаляют инкрустированные частицы загрязнений, уменьшают тенденцию к пиллингу, сохраняют белизну ткани, обладают смягчающим действием.

Энзимы производятся непатогенными микроорганизмами с соблюдением всех санитарно-гигиенических правил и классифицируются как нетоксичные вещества. Энзимы существуют в виде порошка, гранул и жидкости с различной активностью. При производстве стиральных порошков широко используются гранулированная форма отдельных ферментов либо смеси двух-трех энзимов. Такая форма позволяет повысить срок годности продукта, обеспечивает простоту и точность дозировки, снижает риск загрязнения окружающей среды.

При разработке рецептуры моющего средства выбор того или иного энзима, обусловлен, прежде всего, предполагаемой направленностью действия моющего средства, его ионной силой, температурой применения, рН моющего раствора, содержанием окислителя, видом используемых наполнителей и ПАВ. Следует отметить, что энзимы применяются как в универсальных порошках, так и в порошках с отбеливателями. Однако наибольшее количество разнообразных ферментов содержится в биопорошках.

В применении биопорошков есть свои тонкости. Энзимы хорошо работают в достаточно мягких условиях, поэтому при разработке технологических норм нужно тщательно прорабатывать температурный режим и возможность применения того или иного химического компонента вместе с биопорошком. Профессионалам хорошо известно, что стирка при высоких температурах эффективна только для удаления жирных пятен, а при удалении пятен белкового происхождения с использованием биопорошка высокая температура неприемлема. Дело в том, что белок при повышении температуры «сворачивается», пятно «закрепляется» на ткани и отстирать его становиться проблематично. Для оптимизации процесса профессиональной стирки в рецептуру стиральных порошков вводятся энзимы, которые могут работать и при температурах 60-70°С.

Для улучшения качества стирки ткани, содержащей биозагрязнения, рекомендуется проводить стирку в два этапа. При первой стирке используется биопорошок и удаляются биозагрязнения (температура моющего раствора не превышает 60-70°С). При второй стирке используется базовое моющее средство для удаления жиромасляных загрязнений и отбеливания. Очень эффективно и замачивание с использованием биопорошка. В случае стирки в одну стадию, технологу придется всегда выбирать между качественным отстирыванием биозагрязнений или удалением масляных загрязнений и отбеливанием. Объясняется это тем, что активные вещества, необходимые для удаления этих разных загрязнений с трудом «уживаются» вместе. Дело в том, что биоспособность порошка обуславливается содержанием энзимов, а отбеливающая способность зависит от количества химического отбеливателя. Химический же отбеливатель замедляет действие энзимов, вплоть до их полного разрушения. Наибольшая инактивация энзимов отбеливателем происходит в зоне перекрытия: температурном диапазоне, при котором наблюдается одновременная активная работа и энзимов и химического отбеливателя Например, при использовании активатора отбеливателя ТАЭД, кислородсодержащие отбеливатели уверенно работают при 400С - идеальной температуре для энзимов.

Компания «Аквасан» разрабатывает и производит целый ряд моющих средств с содержанием энзимов. Это такие стиральных порошки, как «Белль» и «Виксан». Особой популярностью у потребителей пользуется специальный биопорошок «Вискан-Эктра Био». Благодаря уникальной рецептуре препарат позволяет добиться отличных результатов стирки при минимальном расходе электроэнергии, воды и времени.

Фосфатные стиральные порошки и их вредное влияние на здоровье человека и окружающую среду.

Влияние синтетических моющих средств (СМС) на окружающую среду и здоровье человека изучалось еще в 60-е годы прошлого столетия

Учеными в СССР проводились проводились научные исследования в этой сфере, и их результаты были практически идентичными с результатами исследований зарубежных ученых.

Тревожные факты которые были выявлены в результате исследований, были скрыты скрыты не только от потребителя, но и от профессионалов: врачей, химиков, экологов.

Основные действующие вещества всех стиральных порошков - это так называемые поверхностно - активные вещества (ПАВ), которые представляют собой чрезвычайно активные химические соединения.

Во время экспериментов над животными ученые установили, что (ПАВ) однозначно меняют окислительно - восстановительные реакции, так же (ПАВ) влияют на активность ряда очень важных ферментов, в том числе нарушается белковый, углеводный и жировой обмен. Особенно агрессивные в своих действиях анионы (ПАВ) в пастах.

Они могут причинить серьезные нарушения в иммунной системе, способствуют развитию аллергии, поражению мозга, печени, почек, легких.

Это основная причина по которой в странах Западной Европы наложены серьезные ограничения на использование а-ПАВ(анионных ПАВ), в составе стиральных порошков. В лучшем случае их содержание не должно превышать 2-7%.

Кроме (ПАВ) в стиральных порошках содержится большое количество фосфатов, точнее их производных - триполифосфат натрия (ТПФ).

Это свойство в принципе хорошее, но этот маленький плюс продукта бытовой химии оборачивается катастрофическим минусом для конкретного потребителя, населения региона и страны в целом. Этот масштаб и есть - катастрофа. Это признали на западе, они нашли средство с аналогичными моющими качествами но без побочных эффектов.

Вред(ПАВ) находящихся в стиральном порошке

Учеными доказано, что 100гр,(ПАВ) убивают лошадь весом 300кг, за 24часа. Фосфатные добавки не только усиливают проникновения а-(ПАВ) через кожу, а еще и увеличивают накопления этого вещества в волокнах ткани, во время стирки.

Они способствуют такому крепкому соединению а-(ПАВ) с тканью, что даже десятикратное полоскание в горячей воде, не ведет до полного освобождения одежды от а-ПАВ.

Причем, чем сложнее структура волокна, тем больше количество молекул а-ПАВ могут к ней «прилипнуть».

Сильнее всего удерживают а-ПАВ, шерстяные, полушерстяные и хлопчатобумажные ткани. В среднем потенциально опасные концентрации а-ПАВ сохраняются на тканях до четырех дней.

Таким образом происходит интоксикация внутри организма человека. Крепко закрепившись на одежде, молекулы а-ПАВ при соприкосновении с кожей всасываются внутрь начиная свой разрушительный путь в теле человека.

Фосфаты представляют собой большую угрозу для окружающей среды, они попадая вместе со сточными водами в водоемы начинают действовать, как удобрение.

Урожай водорослей в водоемах начинают расти не по дням, а по часам. Водоросли разлагаясь выделяют в большом количестве , аммиак, сероводород, уничтожая все живое в воде.

Зарастание водоемов и загрязнение воды, ведет к прекращению циркуляции воды в водоемах. Это ведет к грубому нарушению экосистемы водоемов, ухудшению кислородного обмена в гидросфере, а так же это ведет к затруднению в обеспечении населения чистой питьевой водой.

Учитывая высокую угрозу для человека от фосфатов мировое сообщество установило очень жесткие требования по поводу наличия фосфатов в сточных водах, питьевой воде и продуктах питания. Так в западных странах содержание фосфатов в сточных водах должно быть не более 1мг/литр.

В цивилизованных странах уже 15 лет, как ввели жесткий контроль за содержанием фосфатов, или вообще отказаться от них. Порошки которые содержат фосфаты, хлор или другие вредные добавки, причиняющие вред организму человека, можно сравнить с мини Чернобылем.

Мировая наука сделала вывод, что наиболее безопасные стиральные порошки не должны содержать такие : фосфаты, хлор, сульфаты, силикаты, аммиак, бор. Количество анионных ПАВ должна быть ограничена - не более 2%, неионогенных ПАВ одного не более 3%, солей токсичных кислот - не более 1%, катионных ПАВ - не более 2%, синтетических ароматизаторов - не более 0,01% или идеально без запаха.

На сегодняшний день в Германии, Италии, Австрии, Норвегии и Нидерландах действует закон запрещающий использование фосфатов в стиральных порошках.

В этих странах даже шампунь для автомобилей производится без фосфатов. В Бельгии более 80% не содержат фосфатов, в Финляндии и Швеции - 40%, в Великобритании и Испании 25%, в Дании - 54%, Франции - 30%, Греции и Португалии - 15%. В Японии уже с 1966 года фосфаты в стиральных порошках не применяются.

Законы о запрете фосфатов в стиральных порошках и других моющих средствах действуют в Корее, на Тайване, в Гонконге, Таиланде, ЮАР. В США такие законы охватывают треть всех штатов.

Как снизить токсичность стиральных порошков

Сегодня существует три основных направления снижения токсичности стиральных порошков. Первое из них - это замена фосфатов которые смягчают воду - цеолитами. Известные производители Henkel (Германия) и P&G (США) разработали рецептуру на основе цеолитов.

На сегодня стиральные порошки без фосфатов на базе цеолитов, используются больше, чем в 50 - и странах мира. Второе направление по снижению токсичности в стиральных порошках - это введение законодательных ограничений и строительство новых заводов (Китай, Таиланд, Индия).

Третье направление - полная замена стиральных порошков содержащих фосфаты, на принципиально новые, с новой рецептурой,порошки третьего поколения, которые значительно превышали бы за своими гигиеническими и экологическими качествами порошки на основе цеолитов.

Как выясняется стиральные порошки на основе цеолитов, к сожалению тоже не панацея, они так же имеют свои недостатки:

  • Низкий коэффициент вымывания остатков порошка из ткани
  • Высокое содержание силикатов, что ведет к обезжириванию кожи рук
  • Содержание больше 7% а-ПАВ вместо гигиенической нормы - 2%
  • Моющая способность ниже нормативно требуемой
  • Повреждение структуры ткани и снижение ее цветности

Как переходной вариант, на время поиска новых безопасных стиральных порошков, цеолиты пока еще устраивают ученых и потребителей. Но это только на время.

Правила использования стиральных порошков на основе фосфатов

Если Вам пока приходиться пользоваться стиральными порошками на фосфатах, то Вам не повредит знание нескольких правил:

  1. Обязательно сократите срок замачивания белья
  2. Полностью исключить контакт не защищенных рук с порошком
  3. Тщательно, более восьми раз полоскать белье после стирки
  4. Использовать воду с температурой 50 - 60 градусов, в холодной воде фосфаты а-ПАВ практически полностью не растворяются при полоскании
  5. По возможности проводить большие стирки один - два раза в месяц
  6. Не находиться длительное время в помещении где стирается белье

Лучше все таки применять по возможности экологически «мягкие» и физиологично щадящие не имеющие фосфатов, с низким содержанием ПАВ.

Моющие способности этих порошков лучше, чем у порошков с высоким содержанием а-ПАВ и фосфатов, а негативное влияние на организм человека практически отсутствуют.

Кроме этого стиральные порошки без фосфатов упрощают сам процесс стирки. Загрязнение вымывается из ткани так называемой «молекулярной стиркой» даже без механического перемешивания и трения.

Замачивание в большинстве при применении стиральных порошков без фосфатов, практически достаточно для достижения оптимального эффекта.

Кроме этого, после стирки на ткани, как правило не остается частичек стирального порошка, что само по себе сокращает количество полосканий.Конечно мы с вами не откажемся сразу от привычки использовать фосфатные порошки, но в наших силах уменьшить вредное влияние этих порошков на наш организм и на окружающую среду в целом.

24 марта 2012, 15:49

Аньес Сорель Официа́льная фавори́тка (фр. Maîtresse en titre) - статус, которым мог наделить король Франции одну из своих возлюбленных. Отличие официальной фаворитки от всех остальных заключалось в том, что она имела возможность влиять на ход политических событий, активно вмешиваться в жизнь королевского двора и даже во внутрисемейные взаимоотношения правящей фамилии. Средневековая Франция была страной с патриархальными устоями, в которой женщине отводилась скромная роль хранительницы очага. Вплоть до XV века окружение короля складывалось преимущественно из рыцарей, для удовлетворения сексуальных потребностей которых при дворе содержался бордель. Лишь при Анне Бретонской возник институт фрейлин, при последующих королевах дамский двор увеличивался в размерах и происходила всё большая феминизация королевского двора. Отныне король и его придворные довольствовались не продажными девицами из низших слоёв населения, но обществом утонченных дам. Не в последнюю очередь из санитарных соображений (в то время на территории Франции вспыхнула эпидемия сифилиса), придворные подбирали королю единственную возлюбленную из числа придворных дам В эпоху абсолютизма браки членов королевской семьи были делом сугубо государственным, призванным укрепить союз между двумя странами. Нередко договор о заключении брака заключался задолго до совершеннолетия наследника престола, ни о каких личных симпатиях речь обычно не шла. Главной функцией королевы было, помимо укрепления межгосударственных связей, продолжение королевской династии. За исключением нескольких блестящих правительниц, оставивших заметный след в истории Франции, супруга короля обычно оставалась в тени, не вмешиваясь в политические дела, и часто посвящала себя религии. Руководствуясь личными предпочтениями, король обычно выбирал себе в любовницы привлекательных и образованных дам из своего окружения, в том числе из числа фрейлин королевы. Помимо удовлетворения сексуальных потребностей государя, фаворитка нередко играла важную роль в управлении страной. Поскольку фаворитки обычно были дамами знатного происхождения, получившими прекрасное образование и воспитание, их отличали прогрессивные взгляды на многие вещи, которые они, заручившись поддержкой короля, стремились воплотить в обществе. Они не только являлись законодательницами моды и культурных традиций при дворе, но и активно занимались политикой, зачастую фактически перенимали бразды правления в свои руки. Подчас фаворитки были лишь изящным инструментом в руках могущественных людей Франции, с помощью которого они могли влиять на решения короля. Однако фаворитка могла столь же быстро впасть в немилость короля, сколь быстро она завоевала его расположение. Позиция её была нестабильна, так как король часто менял любовниц, поэтому самые тщеславные из них старались во что бы то ни стало укрепить свою власть при дворе и женить короля на себе. Хотя среди королевских любовниц встречались и порядочные женщины, практически все они имели плохую репутацию, а вместе с тем и множество врагов и соперниц. Прообразом официальной фаворитки называют любовницу Карла VII - Аньес Сорель, которую тот наградил официальным статусом королевской фаворитки. Статус давал Аньес ряд преимуществ: в частности, ей прислуживали, как принцессе, и она носила самый длинный после королевы шлейф (длина шлейфа в Средние века и в эпоху Ренессанса определялась статусом женщины). Король подарил Сорель сеньорию Боте-сюр-Марн с правом ношения этого имени, потом и другие владения, в частности за́мок Иссудён в Берри и владение Вернон в Нормандии. Помимо всего прочего, Аньес Сорель активно вмешивалась в политику и добилась для своих родственников титулов и должностей при королевском дворе. Ей приписывают введение таких новшеств, как ношение бриллиантов некоронованными особами, изобретение длинного шлейфа, ношение весьма вольных нарядов, открывающих одну грудь; её поведение и открытое признание связи с королем часто вызывало негодование, однако ей многое прощалось благодаря защите короля и её совершенной красоте, о которой даже Папа Римский говорил: «У неё самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете». По одной из версий Сорель была предумышленно отравлена ртутью. Однако моментом возникновения термина «официальная фаворитка» всё же считается период правления Франциска I. Отныне в должность официальной фаворитки посвящали в присутствии всего королевского двора - так король давал понять, что это не мимолётное увлечение, а акт высшего доверия к конкретной женщине. По мнению французского историка Ги Шоссинан-Ногаре, культ фаворитки при французском дворе - выродившаяся рыцарская традиция поклонения Прекрасной Даме. Франсуаза Первой официальной дамой сердца Франциска I стала Франсуаза де Шатобриан в 1517 году. Графиня отличалась красотой и скромностью, и использовала личные отношения с королём лишь для продвижения своих родственников на высокие должности. Эти назначения в дальнейшем оказались ошибочными, к примеру, брат Франсуазы был одним из виновников поражения при Павии. После освобождения Франциска из испанского плена в 1526 году, его мать, Луиза Савойская, решила сдвинуть с поста независимую фаворитку, заменив её на юную Анну де Пислё. Между фаворитками развернулась двухлетняя борьба за любовь короля, в которой проиграла графиня де Шатобриан, оскорблённая предложением короля стать его второй возлюбленной. В 1532 году Франциск на три недели возобновил отношения с Шатобриан, однако их связь на этом закончилась. Чтобы устроить Анну де Пислё лучшим образом, Франциск выдал девушку замуж за Жана де Бросса, которому дал титул герцога Этампа и Шеврёза. После смерти Луизы Савойской в 1531 году король полностью попал под влияние своей фаворитки. Она преуспела не только на артистическом поприще, но и в политических делах Франции, расставив преданных ей людей на важнейших постах. Герцогиня д’Этамп добилась даже отставки самого видного политика эпохи Франциска I - коннетабля Монморанси, сторонника Дианы де Пуатье, фаворитки будущего короля Франции Генриха II. После смерти Франциска в 1547 году и восхождения на трон его преемника, Анна д’Этамп была вынуждена покинуть двор и провела остаток своей жизни в одиночестве. Фаворитка Генриха II, вдова Диана де Пуатье, была старше своего возлюбленного на 20 лет, но обладала необычайной красотой, которая с годами не увядала, а всё более расцветала. Современники сравнивали её с богиней, сошедшей с Олимпа, чтобы очаровать принца. Сама Диана культивировала образ божества и всячески эксплуатировала этот образ для того, чтобы добиться почитания и любви могущественных особ и народа. Ещё при правлении Франциска I Диану сравнивали с Артемидой, символизирующей целомудрие, которой противопоставляли Венеру (герцогиню д’Этамп), олицетворяющую плотскую чувственность. Долгое время придворные считали, что Диану и Генриха связывают исключительно платонические отношения, а сама она является королю подобием матери и мудрой наставницы. Подробнее про Диану я писала . Период правления последних трёх представителей династии Валуа ознаменовался отсутствием влиятельных фавориток. На протяжении 20 лет страной правила королева-регентша Екатерина Медичи, которая любой ценой пыталась удержать монархию и династию Валуа на троне. Старший сын Франциск II, не доживший до 17-летия, души не чаял в своей жене Марии Стюарт. Второй сын, Карл IX, взошедший на престол в возрасте 10 лет, как и его старший брат, был не в состоянии управлять государством самостоятельно. Влюблённый во вдову брата Марию Стюарт, Карл до 16 лет оставался девственником. В 1566 году Карл встретил во время охоты в Орлеане фламандку Мари Туше, отношения с которой он сохранил до своей смерти. Мари была гугеноткой, и, по мнению Ги Бретона (автора исторических романов о любовных похождениях французских королей), именно она стала причиной Варфоломеевской ночи: благодаря её влиянию на короля, Карл установил дружеские отношения с одним из вождей гугенотов - адмиралом Колиньи, - что не понравилось Екатерине Медичи. Королева-мать распорядилась о покушении на Колиньи, однако попытка оказалась неудачной и переросла в массовую резню гугенотов. Однако существует другое мнение, что фаворитка обладала кротким нравом и ни в коей мере не вмешивалась в ход религиозных войн. Мари Туше Третий сын Екатерины Медичи, Генрих III, имел любовные связи с придворными дамами, однако был влюблён в Марию Клевскую, жениться на которой ему запретила мать. Из-за несчастной любви и скоропостижной смерти Марии, Генрих потерял интерес к женщинам. Также ему приписывают гомосексуальные связи. Именно при последнем из Валуа появился термин «миньоны», обозначавший королевских фаворитов мужского пола преимущественно нетрадиционной сексуальной ориентации. О любвеобилии первого короля из династии Бурбонов слагались легенды. Ему приписывают фразу «Иметь одну женщину - значит, ударяться в целомудрие», которая в полной мере даёт характеристику признанному ловеласу. Список любовниц Генриха IV насчитывает более 50 дам, однако статуса официальной фаворитки удостоились лишь две из них. Первой женщиной, сумевшей надолго привязать к себе Генриха, была Диана д’Андуан, прозванная «прекрасной Коризандой» в честь героини цикла рыцарских романов об Амадисе. Диана была для него не только любовницей, но и мудрой наставницей, которая оказывала ему как духовную, так и материальную поддержку. Их связь практически сошла на нет к моменту вступления Генриха на престол. Первой официальной королевской фавориткой Генриха IV стала Габриэль д’Эстре. Несмотря на наличие законной королевы, фаворитка всюду сопровождала короля, даже в военных кампаниях, будучи на сносях. От Генриха Габриэль родила четырёх детей, которые были признаны законными детьми короля. Королевская фаворитка была католичкой и, пытаясь уладить конфликт протестанта Генриха с Католической лигой, потихоньку сумела уговорить короля сменить веру. В 1593 году Генрих IV принял католицизм, а пятью годами позже подписал Нантский эдикт, даровавший гугенотам свободу вероисповедания и положивший конец затяжным Религиозным войнам. Габриэль После аннулирования брака с Маргаритой, Генрих IV собирался жениться на д’Эстре, когда та неожиданно скончалась. По одной из версий фаворитка была отравлена придворными, которые были заинтересованы в заключении брака короля с Марией Медичи. Носивший траур по д’Эстре король спустя некоторое время нашёл утешение в лице Генриетты д’Антраг, чьей матерью была Мари Туше - бывшая любовница короля Карла IX. Семья будущей фаворитки умело спекулировала невинностью Генриетты. В конечном счёте девственность девушки была продана за сто тысяч экю, титул маркизы и письменное обещание короля жениться. Страстно влюблённый Генрих согласился на все условия, с оговоркой, что женится на Генриетте лишь в том случае, если она подарит ему наследника престола (на тот момент у почти пятидесятилетнего короля не было официальных наследников). У фаворитки случился выкидыш, благодаря которому Генрих IV смог беспрепятственно жениться на Марии Медичи, рассчитывая тем самым избавить Францию от долгов. Отношения д’Антраг и королевы никогда не отличались дружелюбием, в скором времени ухудшились и отношения фаворитки с королём. Семья д’Антраг утверждала, что брак короля с Маргаритой де Валуа не был аннулирован, следовательно, Мария Медичи не могла считаться законной женой, а дети, ею рождённые, являлись бастардами. Брат (герцог Ангулемский) и отец фаворитки вступили в новый заговор, который был раскрыт. В 1605 году был оглашён приговор, согласно которому герцог Ангулемский и д’Антраг осуждались на смертную казнь, Генриетта - на заключение в монастыре. Благодаря расположению короля все трое были помилованы, а Генриетте было позволено вернуться в Париж. Предшественник Людовика XIV, его отец Людовик XIII, как предполагают некоторые историки, был гомосексуалистом, проводившим время в компании своих миньонов. С приходом к власти Людовика XIV, наступила самая блистательная часть Великого века - так называемый Галантный век. «Король-солнце» стал олицетворением периода культурного и политического расцвета Франции, в годы его правления страна стала одной из самых могущественных держав в мире. Одним из основных принципов эпохи роскоши и развлечений было галантное обращение к даме, чем в совершенстве владел король. Луиза де Лавальер Официальной фавориткой была признана Луиза де Лавальер. Первоначально она была фрейлиной принцессы Генриетты Стюарт. Наружность Луизы была, скорее, заурядной, нежели привлекательной, впрочем, оставляли желать лучшего и её скромные таланты. Однако это была добрая, совестливая женщина, рядом с которой король находил отдохновение. Своего высокого положения фаворитка стыдилась и старалась нечасто бывать на светских мероприятиях. Благодаря Луизе (вернее - в честь их любви) король начал перестраивать Версальский дворец, который до этого был лишь небольшим охотничьим замком его отца. У Лавальер было от короля четверо детей, из которых осталось в живых двое: Мария-Анна Бурбон, мадемуазель де Блуа и граф Вермандуа. Оба ребёнка считались законными детьми короля - де Блуа впоследствии вышла замуж за принца де Конти, а Вермандуа стал адмиралом Франции. Когда Людовик XIV приблизил к себе мадам де Монтеспан, Лавальер удалилась от двора и приняла постриг в монастыре кармелиток, в Париже. Скромную Лавальер вытеснила Атенаис де Рошешуар, маркиза де Монтеспан, женщина, которую с уверенностью можно называть «человеком эпохи барокко». Монтеспан была полной противоположностью Лавальер. Это была статная, крупная, невероятно красивая и остроумная женщина. Её дорогие и вычурные наряды часто подвергались сатире: «Золотое золото на золотом». Тщеславная, она полностью подчинила себе жизнь двора и даже занимала в Версале 20 комнат (королева - только 10). Позволяла она себе и другие отступления от этикета: носила самый длинный во Франции шлейф, принимала вместе с королём делегации дипломатов и, разумеется, раздавала придворные и государственные должности. Атенаис де Монтеспан Несмотря на то, что вся Европа воспринимала Монтеспан как «истинную королеву Франции», Людовик оставил её, увлекшись молодой и неумной красавицей - Анжеликой де Фонтанж. (Последняя вошла в историю лишь благодаря своему нечаянному изобретению - прическе Фонтанж). Недруги поговаривали, что Монтеспан в своём желании вернуть себе былую власть дошла до того, что принялась посещать «чёрные мессы», что, впрочем, ей не помогло. (Впоследствии маркиза проходила по делу знаменитой ведьмы Монвуазен). После этого проступка, несовместимого с высоким званием официальной (хотя и отставной) фаворитки, Монтеспан потеряла расположение короля, со временем она удалилась в свое имение, где и скончалась в почтенном возрасте. Монтеспан тоже родила королю несколько детей, и все они были официально признаны королём. Кстати, воспитанием королевских детей занималась скромная вдова поэта Скаррона - Франсуаза д´Обинье. Ей удалось сделать то, что не удалось даже маркизе Монтеспан - она вышла замуж за короля. Франсуаза де Ментенон Эту женщину Людовик заметил в доме Монтеспан - Франсуаза д´Обинье работала в качестве воспитательницы королевских детей. Став официальной фавориткой под именем мадам де Ментенон, Франсуаза принялась воспитывать и самого короля. Эпоха балов и чувственных удовольствий при дворе закончилась: король постоянно постился, читал духовную литературу и проводил вечера в душеспасительных беседах. Ментенон не ограничивалась двором - в Париже была создана так называемая «полиция нравов», штрафовавшая дам за глубокие декольте. Ментенон фактически была доверенным лицом короля. Она была в курсе многих дел и событий, правда, король, как и прежде, не допускал участие фаворитки в государственных делах. В Версальском дворце маркиза сидела в кресле в присутствии Людовика, его сына - наследника престола, его брата, английских коронованных особ. При этом Ментенон избегала дорогих нарядов и не носила драгоценностей, но одевалась со вкусом и довольно скромно, не по возрасту. Попасть на прием к маркизе было не легче, пожалуй, чем к самому королю. Борьба с «ересью» (одна из главных задач этой фаворитки) требовала воспитания дворянства в католическом духе. С этой целью Ментенон создала в 1686 году учебное заведение для девушек из небогатых дворянских семей. Находилось оно в Сен-Сире, неподалеку от Версаля. Король до такой степени доверял Франсуазе, что она стала его супругой. Они обвенчались с Людовиком XIV (1683), но фаворитка так и не была официально признана королевой. Эпоху Людовика XV и весь XVIII век часто называют «веком женщин» из-за сильного влияния представительниц прекрасного пола на политику, науку, искусство. В отличие от своего прадеда Людовика XIV, король-солнце был весьма далёк от насущных проблем современности и к государственным делам относился с равнодушием. маркиза де Помпадур Прусский король Фридрих II в шутку назвал царствование своего соседа «правлением трёх юбок». Термин стал расхожим определением целой эпохи. Вопрос о том, кем же были эти «три юбки», не имеет однозначного ответа. Дело в том, что мнение авторов статей по этому поводу постоянно расходится: две «юбки» - это и её предшественница Мари-Анн де Шатору, а в качестве третьей называют то Луизу де Майи-Нель, то её сестру - Полину-Фелицию де Вентимиль, то скандально известную графиню Дюбарри. Однако Дюбарри появилась у короля уже после того, как Фридрих отпустил свою остроту по этому поводу. Стало быть, под «первой юбкой» Фридрих подразумевал де Мальи или Вентимиль (сёстры до замужества носили фамилию де Нейль). Известно, однако, что де Мальи не интересовалась политикой, тогда как маркиза Полина де Вентимиль умело подчиняла себе волю короля и активно вмешивалась в политику. Она не просто пыталась быть доверенным лицом Людовика, но и боролась с всесильным кардиналом Флёри - первым министром, другом и воспитателем короля. Однако завершить начатое ей помешала смерть от родильной горячки (есть предположение, что фаворитка была отравлена).
Мадам Дюбарри Мари Жанна Бекю была незнатного происхождения и до знакомства с королём Франции успела побывать проституткой, модисткой, а затем содержанкой графа Дюбарри. Людовик XV, приблизив Жанну к себе, устроил её брак с братом графа Дюбарри и в 1769 году представил ко двору. Министр Шуазёль тщетно старался её низвергнуть и вызвал этим только своё собственное падение. Хотя она мало вмешивалась в правительственные дела, но способствовала возвышению герцога д’Эгильона. Её неряшливость и небрежность, хотя и смущали весь двор, но на некоторое время её «личный небрежный стиль» вошёл в большую моду. Возвышению Дюбарри противились также дочери Людовика XV и юная дофина Мария-Антуанетта. Примечателен тот факт, что даже императрица Мария Терезия, глубокий ум и государственную деятельность которой высоко оценивает Стефан Цвейг в своем известном историко-художественном романе «Мария-Антуанетта», велела своей дочери изменить своё отношение «…к женщине, к которой склонен король». Это ещё раз доказывает ту политическую и социальную важность, которую имела официальная фаворитка во Франции. После смерти Людовика XV Дюбарри была арестована и заключена в монастырь, но скоро возвратилась в свой замок Марли, где продолжала жить с подобающей пышностью. Для графини Дюбарри ювелир Бёмер изготовил ценное ожерелье, после смерти Людовика XV доставшееся новой королеве Марии-Антуанетте и ставшее причиной скандального дела. Дюбарри вызывала почти всеобщую народную ненависть и считалась одним из символов преступлений «старого режима», хотя в действительности, - как и большинство других людей, близких к королевскому дому и ставших жертвами буржуазной революции - ни к каким одиозным политическим акциям причастна не была. В период революции Дюбарри была предана суду и гильотинирована по обвинению в том, что якобы помогала эмигрантам и вступила в сношения с жирондистами - приверженцами Бриссо. Вот такая краткая статья. Если вам интересно о ком-то из этих женщин или еще о какой любовнице короля услышать подробнее - пишите в комментариях. Спасибо за внимание!

Пока сторонники и противники нашумевшего фильма «Матильда» отчаянно спорят, доходя в своей полемике до коктейлей «Молотова» , мы вспоминаем самых несносных и экстравагантных королевских любовниц. Некоторые из них превзошли по статусу монарших жен, а некоторые были настолько горячими, что вызывали зависть и желание у всей придворной знати.

Пять отчаянных любовниц, которые были одними из самых желанных женщин своего времени.

Агнесса Сорель

Когда король Франции Карл VII захватил Тулузу, его вышел встречать Рене Анжуйский в сопровождении благородной свиты. Среди мелкопоместных дворян государь сразу отметил девушку необычайной красоты. Ее голубые глаза, пышные волосы цвета молодой пшеницы и хрупкая, узенькая талия, опоясанная шелковой лентой, сразу покорили его. Едва они оказались наедине, он не выдержал и, упав на колени, рассказал ей о своих чувствах.

Долгое время любовники держали свою связь втайне, но красота, пленившая Карла, заставила его признаться перед знатью и всей Францией, что девушка по имени Агнесса - его официальная любовница. Это были не просто слова, а назначение на должность, которая предполагала месячное жалование и высокое влияние при дворе. Подобного статуса до 1443 года не добивалась ни одна женщина. Короля не остановило ни общественное порицание, ни беременность жены двенадцатым ребенком, ни внушительная прореха в казне.

Замок Лош, который подарил Карл

С того времени у Агнессы появился огромный замок, принадлежавший когда-то династии Валуа, неиссякаемый источник денег, бриллианты и роскошные одежды, расшитые золотом и серебром. Она ни в чем себе не отказывала и обращалась со всеми так, будто это она королева Франции, а не Мария Анжуйская. Ее поведение недалеко ушло от реального положения вещей. Мария, зная привязанность мужа к фаворитке, обращалась с ней учтиво, потому что догадывалась, что поставь она Карла перед выбором, результат будет не в ее пользу. Агнесса тоже это прекрасно понимала, а потому хоть и не жаловала жену возлюбленного, но уважала ее. Однако это не помешала ей возложить на Марию обязанности по содержанию ее состояния. В итоге королева прислуживала любовнице мужа и принимала это бремя с терпеливой обреченностью.

Гробница Агнессы Сорель

В это время Агнесса стала законодательницей французской моды. Она ввела длинный шлейф платьев, украшения из драгоценных камней и декольте, полностью обнажавшее одну грудь. Мужчины, понятное дело, были просто в восторге от этого, а вот женщин такие вольные наряды возмущали. Тем не менее, заговор против нее креп среди тех и других. Беременная четвертым ребенком Агнесс неожиданно для многих умерла. Свита объясняла все болезнью, так внезапно скосившей красавицу, но судебно-медицинская экспертиза, проведенная в 2005 году, показала , что причиной смерти стало отравление ртутью.

Гортензия Манчини

Гортензия Манчини была одной из семи дочерей барона Лоренцо Манчини, который своей неожиданной кончиной в 1650 году обрек детей на покровительство кардинала Мазарини. Так что девочек стали называть «мазаринетками», так как предприимчивый дядюшка выдавал их одну за другой только за самых влиятельных людей Европы. Когда к кардиналу явился свергнутый король Англии Карл II, чтобы просить руки тринадцатилетней Гортензии, старый духовник только рассмеялся, ведь у Карла не было ничего: ни государства, ни денег, ни армии. Но кардинал просчитался: через несколько месяцев бывший изгнанник обратился королем Англии, Ирландии и Шотландии. Теперь уже Мазарини, униженный, но столь же расчетливый, напомнил королю о былом желании, присовокупив к нему 5 миллионов ливров, но гордый король отплатил той же монетой, еще не зная, что через 16 лет эта девочка, едва не ставшая его женой, соблазнит и сведет его с ума, превратившись в самую необузданную любовницу.

Мужем Гортензии стал Арманд-Шарль де ла Порта, чьи повадки были куда менее изысканы, чем имя. Этот старый скряга обладал одним из самых больших богатств в Европе и, наверное, самым ханжеским и мерзким характером. При странной и причудливой фантазии, он видел в дойке коров похабные и сексуальные намеки, поэтому запретил дояркам притрагиваться к коровьему вымени. Каждой женщине, поступавшей к нему на службу, он выбивал передние зубы, чтобы мужчины не глазели на них почем зря. А однажды, поддавшись яростному порыву, он отрубил всем принадлежавшим ему статуям пенисы, прокричав, что ненавидит «срамные места».

Гортензия и сестра Мария

Свою жену Арманд, конечно же, подозревал в измене, поэтому иногда врывался в ее покои посреди ночи и обыскивал каждый шкаф, надеясь найти там любовника. Разочарованный, но все такой же злой, он удалялся. Когда эти ночные проверки ему надоели, он отослал Гортензию в Бретань, подальше от похотливых мужиков. Девушка не расстроилась, ей вполне хватало шестнадцатилетней Сидони де Курсель, с которой у нее закрутился бурный роман. Узнавший о об этом, Арманд вскипел от ярости. Он приказал отправить девушек в монастырь, но пострадали от этого больше монашки, нежели любовницы, которые устраивали в кельях потоп, смешивали чернила со святой водой и, в конце концов, сбежали через дымоход.

После этого Гортензия долгое время моталась по Италии и Франции, прячась от мужа и соблазняя богатых кавалеров, пока на ее пути не появился английский посол, который, ища новую фаворитку своему хозяину, предложил ей вакантное место. Ветренная и обворожительная Гортензия согласилась.

Карл, увлеченный ей еще 16 лет назад, был поражен. Он отдался красоте взбалмошной девушки, невзирая на ее лихие шалости. Он хлопотал за оставленное во Франции наследство, в которое мертвой хваткой вцепился муж, назначил ей пособие в размере 4 тысяч фунтов в месяц. Но Гортензия, довольная вниманием короля, не стеснялась ублажать и других мужчин (за что ее прозвали «итальянской шлюхой»). Карл II ревновал и сердился каждый раз, слыша об этом, и каждый раз прощал. Его терпение лопнуло, когда пассия закрутила роман с его собственной незаконнорожденной дочерью. Их застали за фехтованием в пеньюарах. Король разлучил возлюбленных и лишил Гортензию статуса.

После смерти Карла и последовавшим за ней государственным переворотом, Гортензия лишилась денег и замка. Она жила в скромном домике и налегала на вино, сожалея о безвременно уходящей красоте. К своему несчастью, она влюбилась в молодого и прекрасного герцога д’Альбмарля, который был увлечен ее дочерью. После смерти авантюристки, соседи говорили, что она покончила с собой, не выдержав тяжести приходящей старости. Ей было 53 года.

Одетта де Шамдивер

Еще до Агнессы Сорель в 1388 году король Франции Карл VI объявил, что снимает обязанности с регентского совета и берет в свои руки бразды правления страной. Тогда еще никто не знал, что ждет народ и в особенности жену монарха - Изабеллу Баварскую. В то время король еще любил ее, одаривая одной беременностью за другой, но дети не проживали и нескольких месяцев.

Спустя четыре года король начал вести себя странно: он то махал руками, то срывался на подданных, переходя на истерический крик. Однажды во время похода на Бретань Карл пребывал у себя в походном шатре и, когда слуга выронил копье на землю, параноидальный король без промедления вонзил кинжал в живот поданного, а затем перерезал глотки нескольким рыцарям, так и не осмелившимся поднять руку на господина. Еще через два года стало понятно, что король обезумел: он называл себя «стеклянным человеком» и пришивал к платью железные прутья, опасаясь упасть и разбиться.

Будучи помешанным, Карл избивал свою жену, и та, думая как бы избавиться от нападок супруга, не лишившись статуса, подобрала себе замену - юную дочь королевского конюха - Одетту де Шамдивер. Та была не прочь ухаживать за королем и с нежностью отнеслась к сумасшедшему. Она играла с ним в карты, мыла, стригла и укладывала спать, надевая ночью наряд королевы. Вместе с заботой пришла и любовь. Король стал замечать наступление приступов и предупреждал об этом Одетт, а та лишь одним поднятием брови заставляла его слушаться. По сути, она была настоящей королевой. Придворные так ее и называли: «маленькая королева». Об этом странном парадоксе писал Бальзак:

«Маленькая королева Одетта де Шамдивер утешает его, пока королева Изабелла танцует с Герцогом Орлеанским в том же дворце, где ее муж лежит, страдая».

Карл VI и Одетта, скульптура Виктора Хагенина

Спустя 15 лет таких необычных отношений Карл VI умер, и Одетта, не претендуя ни на что, уехала в Бургундию вместе с дочерью, где и умерла.

Жанна Мария Дюбарри

В каком-то смысле Жанна Мария была наследницей Агнессы Сорель: если та была первой официальной фавориткой государя, то Дюбарри оказалась последней, навечно окропив этот титул собственной кровью.

С ранних лет Жанну воспитывала обходительная куртизанка по имени Франческа, пока ее мать прислуживала той в доме казначея Биллара-Дюмонсо. Именно Франческа внушила девочке ощущение собственной красоты, научив ее наряжаться и танцевать так, чтобы ни один мужчина не устоял перед женским очарованием. Матери такие уроки не нравились, поэтому она отдала дочь в монастырь, где ту научили уже совсем другому: бухгалтерии и праву.

Бюст работы Огюстена Пажу

В 16 лет девушка попала в ателье мсье Лабилля, где не уставала получать подарки от состоятельных клиентов. Это еще больше укрепило ее веру в исключительность собственной красоты. Там же ее встретил Жан Дюбарри, о котором в полицейских отчетах говорилось, как о «лжеце без чести и достоинства». Жандармы неустанно следили за ним, зная, что он находил прелестных девушек, обучал их изыскам любви и «предлагал знатным друзьям», взимая за это деньги. Он был великосветским сутенером.

Конечно, Жанна об этом не знала, но она и без того отказывала всем ухажерам. Однако Дюбарри поступил иначе: он пошел к матери девушки и представился состоятельным и приличным дворянином. Он восхищался красотой молодой особы и предлагал поселить ее у себя, оплатив все расходы. Обманутая мать согласилась. Так Жанна попала в публичный дом высшего света.

Маркиза де Помпадур

Через два года умерла маркиза де Помпадур - затейливая и прекрасная фаворитка Людовика XV. За ее смертью следовали другие: жена и сын короля тоже находились при смерти. Монархом овладела черная и бесконечная меланхолия. Его верный камердинер Лебель скитался по всему Парижу в поисках достойной женщины, потому что знал, что только прекрасная дама способна отвлечь мужчину от тягостных мыслей.

Маршал Ришелье, знавший одновременно Дюбарри и Лебеля, свел их вместе, решив тем самым судьбу девушки.

Маршал Ришелье

Все это время Жанна была словно тряпичная кукла в руках своих покровителей, сперва матери, затем Дюбарри, а после и Ришелье с Лебелем, но, едва оказавшись в королевских покоях, она взяла судьбу в свои руки. После ночи с ней король поделился с Ришелье:

«Это единственная женщина во Франции, которой удалось заставить меня забыть свой возраст и свои несчастья. Она научила меня таким вещам, о которых я и не подозревал».

Бюст работы Каффиери

Только спустя несколько дней Людовик узнал, где она научилась этим «вещам», но даже тогда не захотел расставаться с ней. Подобно Карлу VII он подарил возлюбленной замок, отсчитывал ей сотни тысяч ливров и поселил в комнату над собственной спальней, в которую вела потайная лестница. Жанна была благодарна ему и всячески его ублажала, несмотря на то, что король старел и чах. Ему было за пятьдесят и с каждым днем здоровье все больше подводило его.

Людовик XV

Версальская знать и народная толпа открыто называла Жанну шлюхой, но фаворитке, как и ее покровителю, было все равно. Она не думала о причинах ненависти, и лишь хотела доставить монарху последние радости, видя, что тот совсем скоро отойдет в мир иной. После смерти Людовика враги Жанны обратили все ее поступки против нее же самой, заявляя, что она отняла у короля последние силы, убив его своими глупыми развлечениями. Но даже дворяне не заставили ее так страдать, как это сделала революция.

8 декабря 1793 года ее осудило новое правительство. После вынесения вердикта в камеру к 47-летней женщине, все еще сохранившей остатки былой красоты, зашел тюремщик и выбрил ей волосы на затылке. На грязный пол упали пепельные кудри, как последние листья уходящей осени. Ее жизнь должна была закончиться этим же вечером. На площадь Революции, где стояла гильотина, палач вел уже не бывшую фаворитку короля Франции, а грязную изможденную женщину, которая извивалась в его руках. Со словами «Да здравствует Революция!» он опустил топор, и обритая голова упала на дно окровавленной корзины.

Анна Козель

Датский полковник Иоахим фон Брокдорф воспитал дочь Анну в строгих традициях: он научил девочку метать копье и стрелять из ружья, но вместе с тем не позабыл о целомудрии и верности. Благодаря этим добродетелям Анна не развелась со своим мужем и не изменяла ему, несмотря на постоянные любовные похождения супруга. Но встреча с польским королем Августом II изменила ее решение и жизнь.

Курфюрст был деспотичным и избалованным человеком, поэтому, увидев Анну, он немедленно захотел ее, как если бы приметил красивую, крепкую лошадь, но баронесса ответила твердым отказом. Ее категоричность еще больше разожгла желание короля. В течение двух лет он неустанно ухаживал за ней, давая понять, что не отступит. Какова же была его радость, когда она наконец выдвинула условия. Первое, что ему нужно было сделать - это расстаться с предыдущей фавориткой, княгиней Любомирской. Второе - дать письменное обязательство о том, что он женится на Анне после ее развода. Опьяневший от любви король выполнил оба условия.

Август II Сильный

Анна развелась, переехала в королевский дворец и заняла все внимание государя. Она была смышленой, воспитанной и немного мужеподобной в своих резких высказываниях и повадках, но именно это и пленяло Августа. Все свободное время он проводил подле нее, либо в спальне, либо на увеселительных прогулках.

Но, как ни пыталась Анна стать для возлюбленного единственной женщиной, у нее никак не получалось. Август постоянно изменял ей, хоть и вымаливал потом прощение, стоя на коленях. У них появилось двое детей, а он так и не женился на ней, продолжая развлекаться с другими женщинами. В какой-то момент Анна не выдержала и пригрозила королю застрелить сначала его, а потом и себя, если он продолжит ее обманывать. Август знал, что она не шутила, как и то, насколько виртуозно управлялась эта женщина с мушкетом, поэтому приказал вернуть данную им расписку. Анна, естественно, отказалась.

Стражники обыскали покои, но документ как будто испарился. Король приказал схватить Анну и заточить в темницу. Девушка попыталась сбежать в Шпандау, но прусские войска схватили ее и доставили курфюрсту. Тот посадил бывшую любовницу в неприступную крепость Штольпен, где она провела оставшиеся 49 лет своей жизни.

Крепость Штольпен

В своей мрачной юдоли Анна пережила Августа II. Она много читала и изучала религию с ворожбой. Пенсию в три тысячи талеров она тратила на редкие монеты, на которых был выбит герб ее семьи. Она часто смотрела на них, сидя на полу, и вспоминала прошлое.

Говорят, французы лучше всех разбираются в любви. Взглянем же на тех, с кем короли Франции изменяли своим женам, - портреты этих прекрасных дам создавали лучшие художники Европы.

Самая красивая грудь, самый загадочный жест, самые изящные стихи, самый выигрышный ракурс, самые интеллектуальные занятия -- кто победительницы в этих номинациях?




Самая красивая грудь

Жан Фуке. «Богоматерь с младенцем», «Меленский диптих». 1450 г. Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Агнесса Сорель была современницей Жанны д’Арк и любовницей Карла VII - того самого монарха, за которого орлеанская дева так храбро сражалась. Король был от Агнессы без ума - восхищался не только совершенными чертами ее лица (красоту этой дамы ценил даже папа римский), но и умением подавать себя. Например, Агнесса осмеливалась носить платье с вырезом, обнажающим одну грудь, - крайне вызывающе для Средневековья. Она родила королю трех дочерей, а во время четвертой беременности 28-летняя красавица скончалась - подозревали, что ее убили враги. Какое-то время Карл был безутешен, а потом взял в любовницы ее кузину.

Считается, что именно Сорель изображена в образе Богородицы в «Меленском диптихе» кисти придворного живописца Жана Фуке. Обнаженная грудь дамы на картине действительно отличается совершенством. А вот прическа покажется современному зрителю странной - однако в XV веке именно высоко выбритый лоб и виски считались идеалом красоты.

Самый загадочный жест

Неизвестный художник школы Фонтенбло. «Портрет Габриэль д’Эстре с сестрой». Ок. 1594 г. Лувр, Париж

Веселый король Генрих IV Наваррский любил многих женщин. Но больше всего - прекрасную и остроумную аристократку Габриэль д’Эстре. Она родила ему троих детей, причем двоих мальчиков, что было особенно важно для Генриха, чей брак с королевой Марго оставался бездетным. Король развелся с женой и собирался обвенчаться с Габриэль - но невесту отравили. В итоге Генрих женился на Марии Медичи, которая позже родила Людовика XIII. Фаворитка отличалась необыкновенной красотой - ее кожа была такой светлой, что в сравнении с ней белый атлас платья казался серым. Современники воспевали и блеск ее глаз, и чувственные губы.

Сохранилось несколько портретов Габриэль - на самом знаменитом она изображена сидящей в ванне с другой женщиной, которая щиплет ее за сосок. Согласно наиболее популярной версии это ее сестра Жюли, а жест, скорее всего, намекает на беременность Габриэль. Кстати, фаворитка держит в руках кольцо - возможно, знак обещанной свадьбы с Генрихом.

Самые изящные стихи

Тинторетто (?). «Портрет Вероники Франко». Ок. 1575 г.
Вустерский музей искусств, Массачусетс

Последний из династии Валуа - Генрих III, как известно, предпочитал фаворитов, а не прекрасных дам. Но все-таки одно женское имя из его списка любовных связей известно точно. Возвращаясь в родную Францию из Польши, где ему довелось поцарствовать, Генрих (тогда еще герцог Анри Анжуйский) заехал в Венецию. Ему показали все достопримечательности - в том числе познакомили с одной из самых знаменитых куртизанок Венеции - Вероникой Франко, которая была прославлена не только красотой, но и поэтическим даром. Будущий король провел с поэтессой ночь и уехал, забрав в качестве туристического сувенира ее миниатюрный портрет. Она же посвятила ему пару сонетов.

Миниатюра, подаренная Генриху, не сохранилась. Но облик Вероники Франко сохранил портрет, приписываемый кисти Тинторетто. На женщине - дорогое платье и ценные украшения. Розоватый сосок, чуть выглядывающий из декольте платья, намекает на вольный нрав натурщицы.

Самая красивая из сестер

Якоб Фердинанд Фут. «Портрет Гортензии Манчини» (?). 1670-е гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

У кардинала Мазарини, который вместе с Анной Австрийской растил юного короля Людовика XIV, было семь племянниц - и все они отличались красотой и изяществом. Их называли «мазаринетки». Король-Солнце поочередно влюблялся в нескольких из сестер. Самой красивой считалась Гортензия - любимица дяди-кардинала, унаследовавшая от него герцогский титул. Одно время она была любовницей Людовика. А затем, скрываясь от деспота-мужа, сбежала в Англию, где ее приютил король Карл II, когда-то безуспешно просивший ее руки. Мазарини ему отказал, потому что английский принц был изгнанником без короны. Ныне же герцогине Гортензии де Мазарэн пришлось побороться за то, чтобы стать официальной фавориткой Карла. Впоследствии английский владыка ее оставил, недовольный чересчур "нежными" отношениями Гортензии с подругами.

Сохранилось несколько ее изображений кисти Якоба Фердинанда Фута - обосновавшегося в Италии фламандца, одного из самых модных портретистов той эпохи. По ним видно, что главную красоту девушки составляли большие живые глаза, пышные волосы и нежная улыбка.

Самые ангельские дети

Питер Лели. «Портрет Луизы де Лавальер с детьми». 2-я пол. XVII в. Музей изящных искусств, Рен

У Людовика XIV было еще множество самых разных любовниц - и благонамеренных ханжей, и участниц сатанинских месс… Среди них была и хромоножка Луиза де Лавальер. Она отличалась кротким, стеснительным характером, долго сопротивлялась ухаживаниям короля, а когда он спустя несколько лет к ней охладел, ушла в монастырь. Лавальер родила пятерых детей, из которых до взрослого возраста дожили двое.

Их семейный портрет за пением и музицированием оставил Питер Лели - знаменитый английский художник того времени. Эта картина, предположительно, была заказана для обители Валь-де-Грас бабушкой бастардов - королевой Анной Австрийской. Аллегорический портрет изображает детей в виде крылатых ангелов, подчеркивая, насколько прекрасны их внешность и голоса. Однако неясно, с кого написан старший ангел, играющий на органе, - для детей Лавальер он (или она) слишком взрослый.

Самый выигрышный ракурс

Франсуа Буше. «Отдыхающая девушка». 1752 г. Старая Пинакотека, Мюнхен

Король-Солнце жил так долго, что его преемником на престоле стал не сын и не внук, а правнук, прославившийся как Людовик XV Возлюбленный. Как и предок, он имел множество фавориток. Любопытна история Луизы О’Мерфи - дочь ирландского солдата и проститутки, в юности она оказалась в Париже и стала натурщицей. 15-летнюю девушку заметил Франсуа Буше, один из творцов стиля рококо, и написал с нее свою «Отдыхающую девушку».

Картина шокировала современников не только позой обнаженной натурщицы, но и тем, что не имела никаких мифологических аллюзий, оправдывающих игривый сюжет. «Сладострастное» полотно было куплено одним из придворных и понравилось королю, который захотел познакомиться с моделью. Так Луиза оказалась любовницей Людовика XV - правда достаточно скоро получила отставку. Умерла она в 1814 году в Париже в возрасте 77 лет, несколько раз побывав замужем и благополучно пережив революционный террор. Ну а полотно с ее изображением стало одним из символов галантной эпохи.

Самые интеллектуальные занятия

Морис Кантен де Латур. «Портрет мадам Помпадур». 1748-1755 гг. Лувр, Париж

Официальной фавориткой Людовика XV была маркиза де Помпадур. Два десятилетия она диктовала Парижу моду, а Франции - государственную политику. Умная, образованная и властолюбивая, маркиза обладала отличным вкусом и умела разбираться и в людях, и в искусстве. Королем вертела, как хотела, долгие годы сохраняя свое влияние, несмотря на то, что врачи запретили ей разделять с ним ложе. Помпадур писали многие художники, в том числе и игривый Франсуа Буше, запечатлевший ее соперницу Луизу О’Мерфи.

Но на всех этих портретах, как и на этом полотне де Латура, маркиза написана так, как никогда бы не написали О’Мерфи. Подобно министрам и государственным деятелям она изображена в кабинете, за рабочим столом, в окружении книг Монтескье и Вольтера, карт, глобуса. Музыкальные инструменты, ноты и папка с рисунками подчеркивают ее изысканный вкус. Характерно, что с обнаженной грудью мадам Помпадур не изображали никогда - она слишком уважала себя.