Когда был написан роман бесы. Фёдор Михайлович Достоевский. Бесы. Историческая основа создания романа

Степан Трофимович Верховецкий – герой романа Достоевского «Бесы» – очень своеобразная личность. Всю жизнь оставаясь наивным, как ребенок, он, однако, любит играть роль важной персоны в обществе, возвышая самого себя в своем собственном мнении в течение многих лет.

Овдовев два раза, этот человек решается, наконец, на предложение Варвары Петровны Ставрогиной стать для её единственного сына Николая и педагогом, и другом в одном лице. Переехав к ней, Степан Трофимович проявляет свой характер «пятидесятилетнего младенца», и властная мать Николая практически приручает его. Он «стал, наконец, для нее сыном, ее созданием, – пишет автор романа, – даже, можно сказать, ее изобретением, стал плотью от плоти ее».

Не менее удивительна привязанность к маленькому Николаю. Они сошлись так естественно, что не осталось «ни малейшего расстояния». Даже ночью мог пробудить Степан Трофимович Николая, чтобы излить ему душу.

Затем Николай Всеволодович Ставрогин поступает в лицей, а после поползли неприятные слухи, что он уехал в Петербург и стал вести непристойный образ жизни: посещает грязные семейства пьяниц, проводит время в темных трущобах.

Когда же, наконец, молодой человек снова появляется в городе, жители его немало удивлены, увидев чрезвычайно хорошо одетого изящного джентльмена. Однако, позже очевидцы его диких выходок (однажды Николай даже укусил за ухо Ивана Осиповича, губернатора) подозревают у парня расстройство психики, белую горячку, и сына Варвары Петровны отправляют на лечение. Затем, выздоровев, он уезжает за границу. Колесит по всей Европе, побывав даже в Египте и Иерусалиме, а затем – в Исландии.

Вдруг нежданно-негаданно Варвара Петровна получает письмо от Прасковьи Ивановны Дроздовой, генеральши, с которой они были подругами детства, в котором сообщалось, что Николай Всеволодович подружился с их единственной дочерью Лизой. Мать Николая тут же уезжает со своей воспитанницей Дашей в Париж, а затем в Швейцарию.

Побыв там некоторое время, мать Николая возвращается домой. Дроздовы обещают вернуться в конце лета. Когда Прасковья Ивановна, наконец, тоже возвращается на родину вместе с Дашей, становится ясно, что между Лизой и Николаем явно произошла какая-то размолвка. Но какая – неизвестно. И состояние уныния Даши тоже настораживает Варвару Петровну (уж не было ли с ней у Николая отношений).

Поговорив с Дашей и убедившись в её невиновности, она неожиданно предлагает той выйти замуж. Девушка воспринимает её пламенную речь удивленно, смотрит вопросительным взглядом. Степан Трофимович тоже обескуражен столь неожиданным предложением со стороны Варвары Петровны, ведь разница в возрасте немаленькая, но все же соглашается на этот неравный брак. В воскресный день, в соборе на обедне, к ней подходит Мария Тимофеевна Лебядкина и вдруг целует руку.

Заинтригованная этим неожиданным жестом дама приглашает её к себе. С ней просится и Лиза Тушина. Итак, они неожиданно оказываются вместе Степан Петрович (в этот день было назначено его сватовство с Дарьей), Лиза, ее брат Шатов, Мария Тимофеевна Лебядкина, брат её капитан Лебядкин, прибывший вслед за сестрой. Вскоре, обеспокоенная за дочь, подходит и мать Лизы – Прасковья Ивановна. Вдруг как гром среди ясного неба из уст слуги -известие о приезде Николая Всеволодовича. В комнату влетает Петр, сын Степана Петровича, а через некоторое время появляется и сам Николай. Вдруг Варвара Петровна задает неожиданный вопрос сыну: правда ли, что Мария Тимофеевна – его законная жена. И здесь решающим становится признание Петра, который рассказывает о том, как покровительствовал и помогал материально несчастной Марии Николай, заботясь о бедной девушке, и как издевался над ней её собственный брат.

Капитан Лебядкин все подтверждает. Варвара Петровна переживает сначала шок, потом, восторгаясь поступком сына, просит у него прощения. Но неожиданное появление Шатова, который ни с того ни с сего дает Николаю пощечину, снова приводит её в смятение. Разгневанный Ставрогин хватает Шатова за плечи, но тут же подавляет эмоции и прячет руки за спину. Опустив голову, Шатов выходит из комнаты. Лизавета падает в обморок и ударяется о ковер. Спустя восемь дней между Петром Верховецким и Николаем происходит диалог. Петр сообщает о каком-то тайном обществе, которое отрицает Бога настоящего и предлагает идею человекобога. Если вы читали роман Достоевского – , то вы можете увидеть параллели между этими персонажами, потому что они схожи своей простотой и искренностью. Подход к вере у них тоже похожий, разве что Шатов уж несколько разочаровался в своей вере.

Затем Николай, поднявшись к Шатову, признается, что действительно официально женат на Марии Лебядкиной и предупреждает о готовящемся покушении на него. Шатов говорит о том, что русский может добиться Бога лишь мужицким трудом, бросив богатство. Ночью Николай едет к Лебядкину и по дороге встречает Федьку Каторжного, который готов исполнить все, что ни скажет барин, если он ему, конечно, даст денег. Но Ставрогин прогоняет его, пообещав, что если еще раз увидит, свяжет.

Визит к Марии Тимофеевне заканчивается очень странно. Сумасшедшая женщина рассказывает Николаю о каком-то зловещем сне, начинает бесноваться, кричать, что у Николая в кармане нож, и он вовсе не её князь, визжит, безумно хохочет. Видя это, Ставрогин ретируется, а по пути обратно снова встречает Федьку и кидает ему пачку денег На следующий день дворянин, Артемий Гаганов, вызывает Ставрогина на дуэль за то, что тот оскорбил его отца. Три раза стреляет в Николая, но промахивается. Ставрогин же отказывается от дуэли, объясняя это тем, что больше не желает убивать.

Упадок общественной морали

Тем временем в городе царят кощунство, люди издеваются друг над другом, оскверняют иконы. В губернии то там, то здесь возникают пожары, в разных местах замечают листовки с призывом к бунту, начинается эпидемия холеры. Идет подготовка к празднику по подписке в пользу гувернанток. Его хочет организовать Юлия Михайловна, жена губернатора.

Петр Верховенский вместе с Николаем посещает тайное собрание, где Шигалевым оглашается программа «конечного разрешения вопроса». Весь смысл её в том, чтобы человечество разделить на две части, где меньшая половина властвует над большей, превращая её в стадо. Верховенский добивается того, чтобы обескуражить и смутить народ. События развиваются быстро. К Степану Трофимовичу являются чиновники и конфискуют бумаги. Ставрогин объявляет, что Лебядкина является его законной женой. В день праздника происходят события, печальные по своей сути: горит Заречье, затем становится известным, что капитана Лебядкина, его сестру и служанку убили. На губернатора, приехавшего на пожар, падает бревно. Петр Верховецкий убивает Шатова из револьвера. Тело бросают в пруд, вину за преступление берет на себя Кириллов, после этого убивает себя. Петр уезжает за границу.

English: Wikipedia is making the site more secure. You are using an old web browser that will not be able to connect to Wikipedia in the future. Please update your device or contact your IT administrator.

中文: 维基百科正在使网站更加安全。您正在使用旧的浏览器,这在将来无法连接维基百科。请更新您的设备或联络您的IT管理员。以下提供更长,更具技术性的更新(仅英语)。

Español: Wikipedia está haciendo el sitio más seguro. Usted está utilizando un navegador web viejo que no será capaz de conectarse a Wikipedia en el futuro. Actualice su dispositivo o contacte a su administrador informático. Más abajo hay una actualización más larga y más técnica en inglés.

ﺎﻠﻋﺮﺒﻳﺓ: ويكيبيديا تسعى لتأمين الموقع أكثر من ذي قبل. أنت تستخدم متصفح وب قديم لن يتمكن من الاتصال بموقع ويكيبيديا في المستقبل. يرجى تحديث جهازك أو الاتصال بغداري تقنية المعلومات الخاص بك. يوجد تحديث فني أطول ومغرق في التقنية باللغة الإنجليزية تاليا.

Français: Wikipédia va bientôt augmenter la sécurité de son site. Vous utilisez actuellement un navigateur web ancien, qui ne pourra plus se connecter à Wikipédia lorsque ce sera fait. Merci de mettre à jour votre appareil ou de contacter votre administrateur informatique à cette fin. Des informations supplémentaires plus techniques et en anglais sont disponibles ci-dessous.

日本語: ウィキペディアではサイトのセキュリティを高めています。ご利用のブラウザはバージョンが古く、今後、ウィキペディアに接続できなくなる可能性があります。デバイスを更新するか、IT管理者にご相談ください。技術面の詳しい更新情報は以下に英語で提供しています。

Deutsch: Wikipedia erhöht die Sicherheit der Webseite. Du benutzt einen alten Webbrowser, der in Zukunft nicht mehr auf Wikipedia zugreifen können wird. Bitte aktualisiere dein Gerät oder sprich deinen IT-Administrator an. Ausführlichere (und technisch detailliertere) Hinweise findest Du unten in englischer Sprache.

Italiano: Wikipedia sta rendendo il sito più sicuro. Stai usando un browser web che non sarà in grado di connettersi a Wikipedia in futuro. Per favore, aggiorna il tuo dispositivo o contatta il tuo amministratore informatico. Più in basso è disponibile un aggiornamento più dettagliato e tecnico in inglese.

Magyar: Biztonságosabb lesz a Wikipédia. A böngésző, amit használsz, nem lesz képes kapcsolódni a jövőben. Használj modernebb szoftvert vagy jelezd a problémát a rendszergazdádnak. Alább olvashatod a részletesebb magyarázatot (angolul).

Svenska: Wikipedia gör sidan mer säker. Du använder en äldre webbläsare som inte kommer att kunna läsa Wikipedia i framtiden. Uppdatera din enhet eller kontakta din IT-administratör. Det finns en längre och mer teknisk förklaring på engelska längre ned.

हिन्दी: विकिपीडिया साइट को और अधिक सुरक्षित बना रहा है। आप एक पुराने वेब ब्राउज़र का उपयोग कर रहे हैं जो भविष्य में विकिपीडिया से कनेक्ट नहीं हो पाएगा। कृपया अपना डिवाइस अपडेट करें या अपने आईटी व्यवस्थापक से संपर्क करें। नीचे अंग्रेजी में एक लंबा और अधिक तकनीकी अद्यतन है।

We are removing support for insecure TLS protocol versions, specifically TLSv1.0 and TLSv1.1, which your browser software relies on to connect to our sites. This is usually caused by outdated browsers, or older Android smartphones. Or it could be interference from corporate or personal "Web Security" software, which actually downgrades connection security.

You must upgrade your web browser or otherwise fix this issue to access our sites. This message will remain until Jan 1, 2020. After that date, your browser will not be able to establish a connection to our servers.

Степан Трофимович – необычный человек, ведь находясь в своем достаточно в среднем возрасте, он все равно ведет себя часто как капризный ребенок. Он два раза успел овдоветь, а потому соглашается с Варварой Петровной Ставригиной стать для ее сына, Николая, и другом и просто педагогом, чтобы учить мальчика. Они живут вместе, и вскоре Степан Трофимович становиться для него – и другом, и хорошим педагогом. Мать Николая почти приручила наивного Степана Трофимовича, и он стал для нее собственным изобретением, так как она умело им руководила.

Вскоре Николая едет учиться в лицей, а по возращению оттуда становиться весьма необычным в своем поведении. И о нем даже ходят слухи, как о пьянице, легкомысленном молодом человеке. Но потом начинаю подозревать, что он психически болен. И его отправляют на лечение. Когда же он выздоровел, он ездит по разным странам. Вскоре одна генеральша, подруга матери Николая, сообщает, что он близко начал общаться с одной девушкой по имени Лиза, что весьма обеспокоило мать, которая едет тотчас же туда.

Когда они возвращаются, мать Николая предлагает неравный брак Даше, своей воспитаннице, со Степаном Трофимовичем, хотя разница в возрасте большая. В конце-концов, выясняется, что Николая на самом деле уже давно женат на женщине, Марии. И она оказывается немного сумасшедшей.

Читать подробнее краткое содержание рассказа Достоевского Бесы

Спустя полвека после выхода произведения Ф. М. Достоевского «Бесы» его признали пророческим, романом, который предвидел все, что потом случилось в России. Весь мир, и российский, и азиатский, и американский, все, кто столкнулись с событиями, происходящими в «Бесах», говорили одну и ту же фразу: «Все сбылось по Достоевскому». Такой была поразительная участь романа.

Роман «Бесы» – не только одно из самых политизированных произведений Федора Михайловича Достоевского, но и настоящая религиозная драма. Бесовство – высшая степень социальной и нравственной невменяемости: демагогии, провокаторства, исторической и сценической безответственности. Это понятие вне временное и повторяющееся.

Все события происходят в губернском городе, прототипом которого является Тверь. Сюда съезжаются все герои, и разыгрывается действие. Оно заканчивается множеством смертей. Происходят убийства и самоубийства. И в самом конце наступает местный апокалипсис – самоубийство главного героя.

Бесовство проецируется на современную жизнь, так как в ней много сходных моментов. Роман «Бесы» – это художественный ответ Достоевского на нигилизм, на стремление радикальной молодежи изменить мир только насилием. Достоевский мыслит иначе: для него корень зла не в социуме, а в душе личности. И пока человек в самом себе не преодолеет эгоизм и своеволие, пока не обретет ту веру, которая дает ему силы творить и жить в мире, никакая социальная гармония невозможна. Именно в безверии главная трагедия главного героя романа Николая Ставрогина.

История ведется то от имени автора, то от рассказчика, который является другом Степана Трофимыча. Степана Трофимыч Верховенский – бывший писатель и путешественник. Он по просьбе вдовы Варвары Петровны Ставрогиной становится гувернером ее сына. В губернском городе все ждут приезда Николая.

Несмотря на то, что главный герой романа был очень погруженным в себя мальчиком, он был склонен к философическим рассуждениям и сентиментальности. Степан Трофимыч часто плакал вместе с ним. Николай был военным, но он так закутил, что его разжаловали в солдаты.

Приезжая ранее в этот город, Ставрогин провел за нос в буквальном смысле этого слова Гаганова, укусил за мочку уха губернатора и поцеловал чужую жену. Но вскоре у него случилась горячка, поэтому все списали на болезнь, и Николай уехал за границу.

За пять лет до этого Ставрогин жил в Петербурге, где и женился на Марии Тимофеевне на спор за бутылку вина. Об этом знали Лебядкин – поэт-графоман, брат Марии, инженер Кириллов и Петр Верховенский. Николай снимал три квартиры. В одной из них он однажды изнасиловал 11-летнюю девочку, которая в результате подобного надругательства повесилась. Эта нехорошая история его постоянно мучила. И даже жизнь и учеба за границей не помогли. Эта достаточно пошлая сцена была вырезана из романа цензурой, и позднее вышла отдельной главой.

В ожидание своего сына, в воскресенье Варвара Петровна едет к обедне в церковь. Там встречает Лизу Тушину, влюбленную поклонницу Николая. А далее большая компания из родственников и почитателей Николая Стоврыгина отправляется в «скворечники» – место жительства Варвары Петровны.

Желая для своего сына лучшей жизненной доли, Стоврыгина мечтала женить его на Лизе. А для этого надо было как-то устранить свою воспитанницу, бывшую крепостную Дарью, которой Николай был очень увлечен. Варвара Петровна планировала выдать ее замуж за Степана Трофимыча, совершенно не учитывая 25-летнию разницу в возрасте.

По приезду главный герой получает пощечину от Ивана Шатова, который обвиняет его в обмане. Ставрогин, взяв его за плечи, вдруг резко отпускает руки и отходит назад. Лиза падает в обморок, а, очнувшись, уходит со своим женихом.

Проходит 8 дней. Николай Ставрогин, никого не принимая, сидит один. Но приходит Верховенский и сообщает о том, кого ему нужно посетить. Под дождем Николай отправляется в дом, где живут Кириллов и Шатов. Поговорив с первым он узнал идею о том, что убивая себя, можно стать Богом.

На следующий день происходит дуэль между Ставрогиным и сыном Гаганова. Ставрогин стреляет в воздух, совершенно не планируя убийство. После этого события многие стали уважать Николая.

В это время в городе происходят какие-то странности. Федька-каторжник украл с иконы драгоценные камни, а Петр Верховенский подкинул туда мышь. Во время службы перед этой иконой начинаются массовые пожертвования. Кроме этого, бушуют рабочие на фабрике, а 25-летняя дружба Варвары Петровны и Степана Трофимыча заканчивается из-за отказа последнего от женитьбы на Дарье.

Все события предсказывают о надвигающейся беде. Ставрогин примыкает к революционному кружку, в котором выдвигается идея о разделении общества на 90 и 10 %. Наименьшему количеству отводится роль управленцев большинством. В этом кружке замечен и Шатов, которого Ставрогин предостерегает об убийстве и советует оберегаться.

Происходит опись квартиры Степана Трофимыча, который, недоумевая, приходит к губернаторше. Но она не дает объяснение происходящему, так как в городе во время губернаторского бала зарезают Лебядкиных и вспыхивает пожар. Во время давки погибает Лиза Тушина. А вскоре умирает и Степан Трофимыч, который покинул город и ушел, совершенно не ведая своего пути.

Череда бессмысленных смертей продолжается. Зарезан Федька-каторжник, убит Иван Шатов, а труп его сброшен в озеро. Почувствовав недоброе, умирает жена Ивана, накануне родившая сына.

Николай Ставрогин после пожара уехал и жил в домике станционного смотрителя. Он пишет письмо Дарье, предлагая ей жить вместе. Приезжая вместе с его матерью на адрес Николая, они находят его повешенным.

Жизненный роман, который учит преодолению жизненных тягот и боли, нравственному переосмыслению и очищению. Читать «Бесов» Достоевского стоит внимательно и осознанно.

  • Краткое содержание Трудный хлеб Носов

    В начале рассказа Е. Носова Трудный хлеб представлено удивительное преображение природы, связанное с наступлением осени: листья поменяли цвет на золотой, птицы покинули родной край.

  • Краткое содержание Никишкины тайны Казакова

    Никишка живет на берегу моря с матерью. Избы все на деревни похожи одна на другую. Сам Никишка спокойный, тихий мальчик. Светловолосый, с вихром на голове. Много думает и любит бывать в одиночестве.

  • Краткое содержание сказки О молодильных яблоках и живой воде

    В далёком царстве жил царь с тремя сыновьями: Фёдором, Василием и Иваном. Состарился царь, стал плохо видеть. Но слышал он ещё хорошо. Дошла до него молва о дивном саде с яблоками, которые возвращают человеку молодость

  • » она вырабатывается и развивается, в «Бесах» – достигает своего совершенства. «Бесы» одно из величайших художественных произведений в мировой литературе. В черновой тетради номер 3 писатель сам определяет созданный им жанр. «Я не описываю города, заявляет хроникер, обстановки, быта, людей, должностей, отношений и любопытных колебаний в этих отношениях собственно частной губернской жизни нашего города... Заниматься собственно картиной нашего уголка мне и некогда. Я считаю себя хроникером одного частного любопытного события, происшедшего у нас вдруг, неожиданно, в последнее время, и обдавшего всех нас удивлением. Само собой, так как дело происходило не на небе, а все-таки у нас, то нельзя же, чтобы я не коснулся иногда, чисто картинно, бытовой стороны нашей губернской жизни, но предупреждаю, что сделаю это лишь ровно настолько, насколько понадобится самою неотлагательною необходимостью. Специально же описательной частью нашего современного быта заниматься не стану». Роман Достоевского – не описание города, не изображение быта: «описательная часть», бытовая обстановка его не занимают. Он – хроникер событий, неожиданных, внезапных, удивительных. Его искусство противоположно поэтике Толстого , Тургенева , Гончарова : против статики описаний и бытописаний он выдвигает динамику «событий» – движение, действие, борьбу. Ему «некогда» живописать словами и эпически повествовать о нравах; он сам схвачен вихрем и несется вместе со стремительным потоком происшествий. В одном письме его к Майкову мы находим замечательную фразу: «Будучи больше поэтом, чем художником, я вечно брал темы не по силам себе». Писатель искренне был убежден, что его романам не хватает художественности, оправдывался тяжкими условиями работы и смиренно признавал себя ниже таких художников, как Тургенев и Лев Толстой. Эта невысокая оценка своих произведений объясняется ограниченностью его поэтики. Для Достоевского художественность была равнозначна изобразительности ,«живописности», и он понимал, что в этой области ему не сравняться с мастерами «картинности». Но он не догадывался, что художественность его была совсем иная, несравнимая с прежней и, быть может, выше ее. Принципу изобразительности он противопоставлял принцип выразительности (то, что он называл поэзией); эпосу – драму, созерцанию – вдохновение. Изобразительное искусство воспроизводит природную данность: оно обращено к чувству меры и гармонии, к аполлиническому началу в человеке: вершина его – бесстрастное эстетическое созерцание; выразительное искусство отрывается от природы и создает миф о человеке: оно взывает к нашей воле и вопрошает нашу свободу; оно дионисийно и вершина его – трагическое вдохновение. Первое – пассивно и натурально, второе – активно и персонально; одним мы любуемся, в другом – участвуем. Одно славит необходимость, другое – утверждает свободу; одно – статично, другое – динамично.

    Достоевский. Бесы. 1-я часть телесериала

    Принципом художественной выразительности объясняются все особенности построения и техники романов Достоевского. Он знает только человека, его мир и его судьбу. Личность героя является осью композиции: вокруг нее распределяются действующие лица, и строится интрига. В центре «Преступления и Наказания» стоит Раскольников ; в центре «Идиота» – князь Мышкин . Эта централизация достигает своего предела в «Бесах». В черновой тетради мы уже встречали запись: «Князь (Ставрогин) – все». И действительно, весь роман – судьба одного Ставрогина , все о нем и все для него. Экспозиция посвящена истории Степана Трофимовича Верховенского – воспитателя и идейного отца героя: духовные корни атеиста 60-х годов погружены в «мечтательство» 1840-х годов. Поэтому Верховенский входит в биографию Ставрогина. Рядом с отцом по духу поставлена мать по плоти – Варвара Петровна, интимно-связанная двадцатилетней дружбой со своим «приживальщиком».

    Вокруг героя группируются четыре женщины – Лиза Тушина, Даша, Марья Тимофеевна и жена Шатова: все они, как зеркала, отражают различные лики обворожительного демона. Женщины – часть трагической судьбы русского Дон Жуана; в них его возможность спасения и угроза гибели. Против «вечно женственного» совершает он величайшее свое преступление (Матреша) и высочайший свой подвиг (женитьба на хромоножке): от женской любви (Лиза) ждет он воскресения и к женскому материнскому состраданию прибегает перед смертью (Даша). Этапы жизненного пути скитальца Ставрогина отмечены женскими именами; идейные мытарства символизируются любовными изменами. Гибель его становится неизбежной, когда любовь окончательно погасает в его сердце (прощание с Лизой в Скворешниках).

    За первым концентрическим кругом – четыре женщины – идет второй – четыре мужчины: – Шатов , Кириллов , Петр Верховенский и Шигалев . Образ Дон Жуана сменяется образом Фауста – искателя, вечно неудовлетворенного и мятежного. Ставрогин – их учитель, их вождь и господин. Все они живут его жизнью; это – его идеи, получившие самостоятельное существование. Сложная и противоречивая личность героя порождает из себя и православного националиста Шатова, и человекобога Кириллова и революционера Петра Верховенского, и фанатика Шигалева. И любовницы и влюбленные в учителя ученики – все это один Ставрогин, одно его сознание, распадающееся на непреодолимые противоречия, борющееся с искушениями демона.

    Достоевский. Бесы. 2-я часть телесериала

    Третий концентрический круг составляют второстепенные персонажи из «общества» Петра Верховенского: мелкие бесы, пущенные по свету «великим и страшным духом отрицания»: Виргинские, Липутин, Лебядкин, Эркель, Лямшин и несколько «обывателей» губернского города. Наконец, губернатор фон Лембке и великий писатель Кармазинов связываются с главным героем через семейство Дроздовых: Лиза Тушина – дочь генеральши Дроздовой, Кармазинов – ее родственник.

    При такой централизованной композиции достигается необыкновенное единство действия и пропорциональность частей. От всех кругов радиусы ведут к центру; токи энергии пробегают по всему организму романа, приводя в движение все его части. Толчки и взрывы, происходящие в глубине сознания героя, передают сотрясение от одного круга к другому: волны расширяются и растут, напряжение захватывает сначала несколько людей, потом кружки, и, наконец, весь город. Душевная борьба Ставрогина становится общественным движением, воплощается в заговорах, бунтам, пожарах, убийствах и самоубийствах. Так идеи превращаются в страсти, страсти в людей, люди выражают себя в событиях. Внутреннее и внешнее неразделимы. Распад личности, смута в губернском городе, духовный кризис, переживаемый Россией, вступление мира в катастрофический период его истории, – таковы все расширяющиеся круги символики «Бесов». Личность Ставрогина всемирна и всечеловечна.

    * * *

    Второй особенностью выразительного искусства Достоевского является его драматизм . «Бесы» – театр трагических и трагикомических масок. После экспозиции – краткого отчета о событиях прошлого времени и характеристики главных персонажей (Степан Трофимович Верховенский, Варвара Петровна Ставрогина, ее сын Николай Всеволодович, ее воспитанница Даша, семейства Дроздовых и фон Лембке), следует завязка: проект Ставрогиной женить Степана Трофимовича на Даше. Она состоит из двух драматических диалогов (Ставрогина – Даша и Ставрогина – Степан Трофимович). Вынужденное сватовство старика Верховенского связано с таинственными любовными отношениями, завязавшимися за границей между Ставрогиным, Лизой Тушиной и Дашей. В следующих главах намечается третья любовная интрига: Ставрогин – Марья Тимофеевна; о хромоножке рассказывает Липутин, ею страстно заинтересована Лиза, ей покровительствует Шатов: Кириллов защищает ее от побоев капитана Лебядкина. Наконец, упоминается вскользь о четвертой любовной интриге: Ставрогин – жена Шатова. Так, вокруг сватовства Степана Трофимовича усложняется и запутывается клубок интриги. Четыре женских образа появляются около Ставрогина; их сопровождают новые действующие лица: Даша связана со своим претендентом Степаном Трофимовичем и братом Шатовым, Лиза Тушина с женихом Маврикием Николаевичем, Марья Тимофеевна с братом Лебядкиным и покровителями Шатовым и Кирилловым. Мария Шатова с мужем. Человеческий мир Достоевского строится, как сложное взаимообщение и духовное всеединство.

    Завязка подводит нас к эффектной сцене ансамбля: наступает «знаменательный день» – воскресение. Все главные действующие лица «случайно» встречаются в гостиной Варвары Петровны. Такие роковые случайности – закон в мире Достоевского. Эту условность театральной техники он превращает в психологическую необходимость. Его люди влекутся друг к другу любовью-ненавистью, мы следим за их приближением и предчувствуем неизбежность конфликта. Орбиты этих планет заранее исчислены и. точки пересечения определены. С каждой минутой растет наше напряжение, мы ждем столкновения, боимся его и торопим своим нетерпением. Автор мучит нас замедлением темпа перед взрывом (ретардация), заставляет подниматься по всем ступеням нарастания (градация), обманывает ложными развязками (перипетия) и, наконец, потрясает катастрофой. Таков прием его динамической композиции . «Знаменательный день» начинается со встречи Варвары Петровны с хромоножкой в церкви: она приводит ее к себе и «тайна» Марьи Тимофеевны вызывает длинный ряд драматических объяснений, скандалов, взрывов. Генеральша Дроздова обвиняет Варвару Петровну, Даша оправдывается перед своей воспитательницей, Лебядкин намекает на обиду сестры. Неожиданно возвращаются из-за границы Ставрогин и Петр Верховенский: первый заявляет, что Марья Тимофеевна ему не жена и почтительно уводит ее; второй обличает клеветника Лебядкина и позорит отца. Варвара Петровна гонит из своего дома Степана Трофимовича, Шатов дает пощечину Ставрогину, Лиза бьется в истерике. Все эти драматичные, неожиданные и необычайные события сконцентрированы в одной сцене. Высшая точка напряжения – пощечина; она подготовлена предыдущими столкновеньями. Драматическая энергия разряжена, и поток действия разветвляется на ручьи.

    Достоевский. Бесы. 3-я часть телесериала

    После массовой сцены – ряд сцен диалогических, после «знаменательного дня» – «ночь» Ставрогина. Проходит восемь дней; хроникер возобновляет рассказ с понедельника вечером, «потому что, – заявляет он, – в сущности, с этого вечера началась «новая история». Первая катастрофа была «развязкой прежнего и завязкой нового». Тайна хромоножки не открылась и становится источником новых событий. Ставрогин беседует со своими «воплотившимися идеями»; каждая последующая беседа драматичнее предыдущей: после диалога с Петром Верховенским он посещает Кириллова, Шатова. Лебядкина и Марью Тимофеевну. Пощечина Шатова – первое бремя, которое он возлагает на себя; решение объявить публично о своем браке с хромоножкой – второе бремя. Сцена кончается трагически: Марья Тимофеевна кричит герою в лицо: «Гришка Отрепьев – анафема!» иСтаврогин в бешенстве швыряет деньги Федьке каторжному.

    Следующий драматический момент – дуэль Ставрогина с Гагановым. И третье бремя оказывается неудачей и ложью. Герой отходит на второй план и уступает место своему двойнику Петру Верховенскому. Тон повествования меняется – он становится спокойнее и медленнее; рамки расширяются: в роман вливается общественная жизнь, «настроение умов», политическая злоба дня. Петр Верховенский развивает неутомимую деятельность: он одурачивает губернатора, становится фаворитом губернаторши, подготовляет заседания тайного общества, сеет тревожные слухи, разбрасывает прокламации и агитирует среди рабочих.

    Следующая большая сцена ансамбля посвящена заседанию «наших». Это шедевр политической сатиры, построенной на резких трагикомических контрастах. Потрясающее по мрачной энергии выступление Шигалева предваряется карикатурными прениями между студенткой, гимназистом и майором. Массовая сцена «У наших» соответствует массовой сцене в салоне Варвары Петровны; первая – семейная трагедия, вторая – общественная сатира; обе концентрированы вокруг Ставрогина и в их противоположности отражается его раздвоение. Трагедия героя достигает своей кульминационной точки в сцене «У Тихона»: намерение опубликовать постыдную исповедь – четвертое и последнее бремя, которое он хочет понести. Неудача этого лживого покаяния наносит ему последний, смертельный удар. С этого момента действие переламывается: из восходящего становится нисходящим и все стремительнее несется к развязке.

    Третья часть романа посвящена катастрофе, или вернее, ряду катастроф, составляющих исключительную по силе развязку. На общественном празднике в пользу гувернанток выступают Лебядкин, Кармазинов, Степан Трофимович и какой-то маньяк; за этими громкими скандалами следует грандиозный скандал бала и «кадрили литературы». Все это завершается пожаром Заречья и смутой. После «политической» катастрофы идут личные: почти все герои романа погибают: Марью Тимофеевну и Лебядкина убивает Федька-каторжный; у их горящего дома погибает Лиза Тушина; Федьку убивает Фомка, Шатова убивает Петр Верховенский, Кириллов и Ставрогин кончают самоубийством, Степан Трофимович умирает на постоялом дворе, фон Лембке сходит с ума.

    Роман-трагедия разбивается на три акта: завязка дана в драматической форме «ложной катастрофы» (собрание у Варвары Петровны) (1-я часть), кульминация («У Тихона») подготовлена второй сценой ансамбля («У наших»), (2-я часть), развязка вводится третьей массовой сценой («Праздник») и распадается на ряд отдельных катастроф (3-я часть). Огромный мир романа, населенный множеством людей и перегруженный массой событий, организован с гениальным искусством. Каждый эпизод оправдан, каждая деталь рассчитана: расположение и последовательность сцен обусловлены единством замысла. Мир этот охвачен одним порывом, одушевлен одной идеей: он – целестремителен и динамичен .

    Третья особенность выразительного искусства Достоевского – занимательность. Действие романа должно увлекать читателя, возбуждать его любопытство. Автор вовлекает нас в мир своего вымысла, требует нашего соучастья и сотворчества. Активность читателя поддерживается приемами загадочности, странности, необыкновенности и неожиданности происшествий. Хроникер предваряет и укрепляет впечатление своими личными оценками, догадками и намеками.

    Завязка романа (сватовство Степана Трофимовича) вводится следующей ремаркой рассказчика: «Предчувствовал ли он в этот вечер, какое колоссальное испытание готовилось ему в таком близком будущем?» События, происходящие за границей между Ставрогиным, Дашей и Лизой, окружены таинственностью. Варвара Петровна старается разгадать их смысл, но, прибавляет хроникер: «Оставалось тут для нее нечто неясное и неизвестное». Эта неясность так и не выясняется: хроникер строит предположения и теряется в догадках, наш интерес возбужден. История Марьи Тимофеевны дается в искаженных отражениях: о ней рассказывает злобный сплетник Липутин и пьяный пройдоха Лебядкин; выяснение этой тайны приводит к новой путанице; отношения между Ставрогиным и хромоножкой объясняет Петр Верховенский; недавняя ложь накладывается на прежние обманы. Хроникер недоумевает, почему Лиза так интересуется Шатовым. «Во всем этом, – признается он, – было чрезвычайно много неясного. Тут что-то подразумевалось». Загадки нагромождаются на загадки. Хроникер знакомится с мадемуазель Лебядкиной; таинственность обстановки поражает его. «Послушайте, Шатов, – говорит он, – что же мне теперь заключить из всего этого?» – «Э, заключайте что хотите», – отвечает тот. И рассказчик загадочно сообщает: «Одна невероятная мысль все более и более укреплялась в моем воображении». Мы подготовлены к невероятности последующих разоблачений. «Знаменательный день», заканчивающийся пощечиной Шатова Ставрогину, вводится такой ремаркой: «Это был день неожиданностей; день развязки прежнего и завязки нового, резких разъяснений и еще пущей путаницы ». Непонятно почтительно-рыцарское обращение Ставрогина с хромоножкой, таинственно истерическое возбуждение Лизы, загадочна пощечина Шатова. Хроникер подчеркивает этот эффект ремаркой: «...Но тут разразилось вдруг такое приключение, которого уж никто не мог ожидать ».

    Во второй части все поведение Петра Верховенского смущает своей двусмысленностью и странностью. Он смертельно ненавидит Ставрогина и в то же время влюблен в него и целует у него руку. От этого темного существа распространяется тень сначала на его ближайшее окружение, потом на его тайное общество и наконец на весь город. Конспирация ширится, действие романа медленно погружается в зловещий мрак. На фоне его вспыхивает зарево пожара в Заречьи, сверкает нож Федьки-каторжного, убивающего Лебядкина, раздается выстрел Петра Верховенского, поражающий Шатова.

    Загадочность – любимый прием Достоевского; разъяснение одной тайны «влечет за собой возникновение другой: беспрерывные объяснения ведут к «еще пущей путанице». Мы запутываемся в сложную сеть происшествий и невольно становимся следователями и сыщиками. В черновой тетради Достоевский пишет об особом тоне рассказа». «Тон в том, – отмечает он на полях, – что Нечаева (Петра Верховенского) и князя (Ставрогина) не разъяснять... Скрывать его (Нечаева) и открывать лишь постепенно сильными художественными чертами». Князь характеризуется, как лицо «загадочное и романическое». На этом сознательном приеме строится эффект контрастного освещения: среди отчетливо очерченных и ярко освещенных персонажей – главные герои окружены таинственной тенью; черты их расплываются, контуры неразличимы. И это придает двум «демонам» романа особую, жуткую выразительность; пустота небытия просвечивает сквозь их фантастические черты... Духи отрицания и разрушения – они не могут быть до конца объяснены и изображены. Мастерство Достоевского – в градации теней, в световых контрастах и в двойном освещении.

    * * *

    Концентрация действия вокруг личности главного героя, драматизм построения и загадочность тона – таковы три особенности «выразительного искусства». Роман-трагедия «Бесы» пресыщен драматической энергией, заключает в себе неисчислимые потенции борьбы и столкновений. Трагично не только целое, но и каждая клетка его. Действующие лица, участвуя в общей трагедии, переживают каждый одновременно и свою личную трагедию. Фабулы одного романа Достоевского хватило бы на десять обычных «описательных романов».

    Год издания книги: 1872

    Роман Федора Михайловича Достоевского «Бесы» по достоинству был оценен современниками писателя и более поздними поколениями. Чего стоит только пять экранизаций этого произведения. Причем по достоинству он был оценен не только в нашей стране, но и за рубежом. Так нобелевский лауреат по литературе Альберт Камю на основе книги Достоевского «Бесы» создал пьесу «Одержимые», которую не раз ставили в театрах по всему миру. Именно благодаря таким произведениям Федор Михайлович до сих пор входит в топ 100 самых читаемых писателей в нашей стране.

    Романа «Бесы» краткое содержание

    В романе Достоевского «Бесы» кратком содержании вы узнаете о событиях, произошедших в одном губернском городе. Рассказывает их некий Антон Лаврентьевич Г-ва, который сам принимал в них непосредственное участие. Начинается рассказ с судьбы Степана Трофимовича Верховенского и его непростых отношений с Варварой Николаевной Ставрогиной. Степан Трофимыч был дважды женат. От первого брака у него есть сын Петр. В свое время он пробовал писать, но так нечего и не вышло. Порой мучается от бесполезности своего проживания, как главный герой , но затем утешается шампанским и игрой в карты.

    Главные события в книге «Бесы» Достоевского начинают развиваться в связи с приездом сына Варвары Николаевны – Николая Всеволодовича. Некогда он был воспитанником Степана Трофимовича. Потом поступил на воинскую службу и неожиданно превратился в кутилу. За это был разжалован в рядовые, но затем выслужился. Во время последнего посещения города он сначала произвел на всех благоприятное впечатление, но затем «зверь выпустил когти». Наговорил дерзостей почтенным членам клуба, а его старейшину – Гаганова вообще протянул по залу за нос, поцеловал прилюдно чужую жену, а затем и вовсе укусил за ухо тогдашнего губернатора. Исправить все удалось лишь, пролечившись два с половиной месяца от белой горячки. После чего Nikolas отправился за границу.

    В связи с приездом главного героя романа «Бесы» Достоевского его мать обеспокоилась судьбой своей воспитанницы Даши Шаховой. Ведь Николай проявлял к ней повышенное внимание. В связи с этим она предложила жениться на девушке Степану Трофимычу, который был более чем на тридцать лет старше. И Верховенский, хоть и был недоволен этим предложением и жаловался нашему рассказчику на необходимость брать «чужие грехи» на себя, согласился. Кстати неожиданно появившийся инженер Липути считал этот брак попыткой замазать дворянские грехи Nikolasa.

    Далее в романе Достоевского «Бесы» читать можно о событиях, происходящих в воскресенье. Именно на этот день намечено сватовство Степана Трофимыча. Он сильно волнуется, но прибыл в дом Ставрогиной. Сама же Варвара Николаевна в это время возвращается из церкви. По дороге у нее просит милостыню Марья Тимофеевна Лебядкина по прозвищу Хромоножка. Варвара Николаевна заинтригована, ведь совсем недавно она получила анонимное письмо, в котором говорится, что, хромая женщина сыграет в ее жизни важную роль. Поэтому она приглашает Хромоножку и Лизавету Николаевну Тушину – подругу детства Николая Ставрогина и воспитанницу Степана Трофимовича, к себе домой.

    Далее в кратком содержании книги «Бесы» Достоевского читать можно о событиях, развивающихся в доме Ставрогиной. Хромоножка ведет себя вызывающе – Варвару Николаевну называет «тетенькой», а Дашу Шатову обвиняет и вовсе в том, что она не передала 300 рублей ее брату – капитану Лебядкину. Эти деньги якобы передал ее брату Николай Ставрогин. Степан Трофимович приводит брата Хромоножки и тот уверяет, что девушка не в себе. При этом запутано начинает намекать, что он имеет в этом доме права. Тем временем на месяц раньше намеченного приезжает «принц Гарри» — Николай Ставрогин, который заходит сразу после Петра Степановича Верховенского. На прямой вопрос матери кем ему приходится Хромоножка он отмалчивается и уводит ее к карете. А Петр Степанович объясняет, что Николай помогал Лебядкиным в Швейцарии да так, что Хромоножка вообразила себя женой Николая. Капитан Лебядников подтверждает этот рассказ. Тем не менее Лиза Тушина закатывает истерику. А когда Иван Павлович Шатов дал Николаю Ставрогину пощечину, вообще упала в обморок.

    Во второй части романа Достоевского «Бесы» читать можно о событиях, разворачивающихся через восемь дней после описанных событий. Николай Ставрогин жил затворником, а по городу поползли слухи о нем и Лизе Тушиной. Тем временем к Николаю приходит Петр Верховенский. Он сообщает Николаю, что пришли его вещи и предлагает пойти вместе на тайное собрание. Николай отправляется к инженеру Кириллову. Он предлагает ему стать его секундантом. Кириллов показывает Николаю два пистолета из которых он хотел застрелиться. Ведь совершив самоубийство по мнению Кириллова можно стать «человекобогом». Получив согласие, Николай подымается к Шатову, который живет в этом же доме, и признается ему в своей женитьбе на Хромоножке. По рассказу Ставрогина дело было «по пьянке» и на спор. Шатов же делится с Николаем своей идеей о народе богоборце. Предлагает бросить все и мужицкой жизнью приближаться к богу. На вопрос же Николая верит ли сам Шатов в бога, тот может ответить только то, что будет верить. Николай предупреждает Шатова, что за такие идеи его могут убить.

    Далее главный герой романа «Бесы» Ф. М. Достоевского отправился к капитану Лебядкину. Но по пути ему встретился Федька Каторжный. Его подослал Петр Верховенский. Федька предложил исполнить любую волю «барина», но Николай прогнал его. В доме Лебядкиных Николай сказал, что скоро объявит о его женитьбе. Ведь платить капитану за молчание он не намерен. Он входит в комнату к Хромоножке, которая спит. Но та спросонок не признает его и кричит что он Гришка Отрепьев, а также заявляет, что у него нож в кармане. На обратном пути Николая вновь встречает Федька Каторжный. Он предлагает решить проблему с Лебядкиными. На это Николай лишь смеется и бросает все наличные деньги в грязь.

    Далее в кратком содержании книги Достоевского «Бесы» читать можно о дуэли, которая произошла на следующий день. Артемий Гаганов считает, что Николай оскорбил его отца и предлагает стреляться трижды. Все три раза он промахивается, лишь первый раз зацепив мизинец Николая. Ставрогин же со словами, что он больше некого не убьет, специально стреляет мимо, еще больше оскорбляя оппонента. Это сильно поднимает его в глазах общественности. Ну а сам Николай объясняется с Дашой Шатовой, предлагая не приближаться к нему. Но Даша уверена, что именно она вскоре останется с ним. Тем временем Петр Верховенский сообщает отцу, что Варвара Николаевна возмущена его словами о «чужих грехах». Поэтому она объявила о разрыве и назначила ему пенсион. Сын и отец сильно ругаются на этой почве, и Петр заявляет, что больше не придёт.

    Тем временем Петр Верховенский начинает оказывать все большее влияние на жену губернатора Юлию Михайловну и самого Андрея Антоновича фон Лембке. С его помощью Юлия Михайловна надеялась разоблачить государственный заговор. Тем более что недовольство в губернии и городе росло. Закрылась фабрика Шпигулиных, свирепствует холера, в городе стали появляться прокламации, призывающие к бунту. Но все это не помешало Юлии Михайловне готовить праздник в пользу гувернанток. Тем временем Вера Николаевна и Степан Трофимович объясняются. И Степан Трофимович признается, что двадцать лет жил только в мечтах. А Петр Верховенский выдает Юлии Михайловне Шатова и Кириллова, как заговорщиков. А затем отправляется к ним и напоминает о необходимости собраться. К Николаю Ставрогину приходит жених Лизы Тушиной – Маврикий Николаевич. Он предлагает Николаю жениться на Лизе, ведь она любит его. Но Николай признается ему что уже женат и уходит вместе с Петром на собрание.

    Далее в книге «Бесы» Достоевского читать можно о собрании, которое проходит под видом празднования именин. Мрачный Шпигалев предлагает разделить общество на две неравные части. Одна десятая часть будет управлять девятью десятыми частями общества. После этого доклада Петр Верховенский задает вопрос: «Донес ли кто-то из собравшихся если бы знал о готовящемся убийстве?». Один за другим начинают раздаваться голоса, что некто бы не донес. Но Шатов называет Петра шпионом и подлецом и покидает собрание. В след за ним покидает собрание Ставрогин, который сказал, что не будет себя компрометировать, отвечая на такие вопросы. Вместе с ним идет Кириллов. За ними же отправляется и Петр Верховенский. Он догоняет Кириллова и Ставрогина. Но Ставрогин говорит, что не желает участвовать в этой «пятерке» ведь Петр хочет скрепить ее преступлением. И действительно Петр уже даже наметил жертву – это Шатов. Пытаясь убедить Ставрогина Петр рассказал о своих планах. Он хочет так раскачать Россию, чтоб сама земля плакала по старым богам. И вот тогда придёт Ставрогин – Иван-Царевич, который сейчас и нужен стране. А за это Петр бесплатно убьет Хромоножку и привезет ему Лизу.

    Тем временем нашему рассказчику романа «Бесы» Достоевского приносят весть, что Степана Трофимовича описали. Сам Верховенский старший говорит, что у него изъяли две прокламации и все бумаги. И дабы решить этот вопрос он отправится прямиком в «львиную пасть» к губернатору Лембке. Но у губернатора ему не повезло. Как раз перед ним пришли рабочие с фабрики Шпигулина, что Лембке воспринял как бунт. А под горячую руку попал Верховенский старший и градоначальник. Тем временем жена губернатора, дабы позлить мужа, начала флиртовать со Степаном Трофимовичем. Это вывело его из себя, и он заявил, что меры к «флибустьерам» приняты. Ну а Лиза намеренно громким голосом попросила Ставрогина защитить ее от капитана Лебядкина, который является братом его жены. В связи с этим Николай Всеволодович прилюдно признал Хромоножку своей женой и пообещал поговорить с Лебядкиным. После этого он уехал в свое имение Скворешники.

    В третьей части нашего краткого содержания романа «Бесы» Достоевского читать можно о событиях, разворачивающихся во время праздника. Лиза на нем произвела фурор и заслужила множество восхищенных взглядов. В первой части праздника известный местный писатель Кармазинов читал свое произведение «Merci». Оно было посвящено идеям нигилизма, которые начал отстаивать Степан Трофимович, но был освистан. После этого он заперся и написал прощальное письмо Даше в котором просил простить его за все плохое связанное с его именем. Тем временем наш рассказчик узнает, что Верховенский младший отвез Лизу к Ставрогину. «Литературная кадриль» которую представили уже под утро вызвала у всех негодование. А тут еще, как в , начинают разворачиваться главные события. Присутствующим сообщили о убийстве капитана Лебядкина и его сестры, а также о пожаре в Заречье. Губернатор лично поехал на пожар и хотел спасать, но упавшая доска лишила его чувств.

    Тем временем над Скворешниками занялось утро. Ставрогин и Лиза провели ночь вместе и теперь пытаются объясниться. Ставрогин предлагает девушке уехать с ним в Швейцарию, но Лиза язвит и говорит, что сегодняшняя ночь была всего лишь фантазией. Тем временем приходит Петр Верховенский и сообщает подробности смерти Лебядкина. Ставрогин говорит, что не имеет к данному происшествию никакого отношения, но знал о готовящемся. Лиза бросается в Заречье. Около Скворешников ее ждал жених Маврикий Николаевич. Он просит не прогонять его и идет с ней. По пути они встречают Степана Трофимовича, который отправляется «искать Россию». Лиза просит молиться за нее. Сама же отправляется к пожарищу. Здесь собрался народ и ее признают, как «ставрогинскую». Некто не сомневается, что именно он и Лиза стоят за убийством. Потому девушка получает удар из толпы. Он становится для Лизы роковым.

    Тем временем Петр Верховенский в книге Достоевского «Бесы» собирает «пятерку». На собрании он объявляет, что Шатов готовит донос. После недолгих прений все решают, что общее дело важнее жизни Шатова. Петр вместе с Липутиным отправляется к Кириллову, который должен взять убийство на себя. Тут они встречают Федьку, который выпивает. Петр возмущен, ведь Каторжный должен был исчезнуть из города. Он достает револьвер, но Федьке удается сбежать. Верховенский младший заявляет, что Федька сегодня последний раз пил водку. И действительно утром его находят с проломленной головой. Липутин, который собирался бежать из группы, теперь убеждается в могуществе Петра и остается.

    Тем временем к Шатову спустя три года вернулась жена. Уже в его доме она рожает ребенка. И Шатов решает усыновить его и начать жить новой жизнью. Для этого он вместе с офицером Эркелем, из «наших», отправляется в парк. Здесь собрались все. На Шатова нападают, и Петр стреляет ему в лоб. Затем тело выкидывают в реку. А Кириллов хоть и возмущаясь пишет под диктовку Петра предсмертную записку. Затем он стреляет в себя. Верховенский собирает вещи и уезжает в Питер, а затем за границу.

    Далее в романе Федора Достоевского «Бесы» читать можно о судьбах главных героев. Степан Трофимович умер в доме книгоношей на руках у Варвары Петровны. Когда он занемог он вызвал ее к себе. Лямшин выдал всех участников пятерки и всех их кроме Верховенского арестовали. Дарья Шатова получила письмо от Ставрогина с предложением приехать к нему в Швейцарию, где он купил домик в кантоне Ури. Дарья дает письмо прочитать Варваре Петровне. Но как раз в этот момент они узнают, что Ставрогин в Скворешниках. Они отправляются туда и находят гражданина Ури повешенным в мезонине.

    Роман «Бесы» на сайте Топ книг

    С годами рома Ф. М. Достоевского «Бесы» читать не становится менее популярно. Книга уже не первый раз попадает в наш . Кроме того, практически каждый раз роман попадает в наш рейтинг . И скорее всего и в дальнейшем будет занимать высокие места в рейтингах нашего сайта.