Отговорила роща золотая история создания. Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» Есенина. Анализ стихотворения "Отговорила роща золотая" Есенина С.А

Данное лирическое произведение было написано в 1924 году, то есть незадолго до трагической гибели поэта. Сергей Есенин является яркой фигурой русской литературы. Его стихи самобытны, наполнены любовью к живой природе, затрагивают некоторые исторические события. К моменту создания стихотворения поэт уже испытывает колоссальную тоску, разочарование в жизни. Он не строит новых планов, а подводит итоги прожитой жизни. Пусть она и не была длинной, но зато запоминающейся (как мы помним, Есенин прожил всего 30 лет). Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» будет полезен студентам филологических факультетов и интересен ценителям настоящей поэзии. Тем, кто неравнодушен к искусству, посвящается.

Немного предыстории

Как странно и удивительно, что человек, находясь в достаточно молодом возрасте, мог написать это письмо прощания в стихах, адресованное самому себе. Сергей Есенин словно предчувствует свою скорую смерть: он мысленно заранее анализирует совершенные поступки, ищет смысл происходящему, подводит итоги. Подобные настроения, чаще всего, свойственны тем, кто находится на завершении своего Расставшись с Айсейдорой Дункан, поэт, вероятно, остался совершенно без поддержки, и даже последний брак с Софьей Толстой не смог сделать его счастливым. Этот человек не находил удовлетворения в себе самом, не был доволен своей настоящей жизнью, перестал замечать ее ценность и значимость.

Письменный Есенина «Отговорила роща золотая» поможет понять состояние лирического героя, отследить его душевные переживания. Чувства имеют колоссальное значение. Данное лирическое произведение очень сильно по смыслу связано с другим стихотворением - «Не жалею, не зову, не плачу», написанным на несколько лет раньше.

Композиция стихотворения

Данное лирическое произведение состоит из шести отдельных строф. Общий тон стихотворения наводит на печальные мысли, заставляет задуматься о многих серьезных вещах: смысл бытия, возможна ли подлинная радость, в чем заключается предназначение человека? Сюжет развивается на фоне всепоглощающей тоски: лирический герой живет воспоминаниями об утраченной юности. Быть может, он просто жалеет о том, что не сумел сохранить свою почти детскую непосредственность и чересчур увлекся чарующим обманом жизни? Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» по плану сделать невозможно. У каждого из нас имеется собственное понимание сути и смысла этого произведения, здесь следует опираться на свою индивидуальность.

Состояние лирического героя

То, что происходит с ним, не может не пугать и не вводить в заблуждение. Лирический герой говорит о себе в словно ему в скором времени предстоит покинуть этот мир, как будто его уже не существует. Он одновременно уверен в себе и сбит с толку. Лирический герой находится в завершении своего пути, не знает, к чему стремиться в дальнейшем. Это страшное состояние, когда ты молод, но нет сил и желаний что-либо делать, воплощать в жизнь заветные стремления. Лирический герой Сергея Есенина лишился мечты. Общее настроение стихотворения - спокойное равнодушие и безучастность. Не жаль прошлого, настоящего, растраченных напрасно лет, но это только потому, что не к чему больше стремиться. Некогда широкая дорога сделалась вдруг узенькой тропинкой и постепенно зашла в тупик.

Можно понять состояние лирического героя и как прощание с юностью. Он переосмысляет прожитые года, осознает свои ошибки, мысленно отмечает победы и поражения. Анализ стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая» можно отнести к разряду самых загадочных и таинственных произведений поэта. Мы вновь и вновь обращаемся к давно знакомым строкам, чтобы почувствовать свою сопричастность к творчеству великого поэта.

Символы и их значения

В данном стихотворении особое внимание следует уделить образам, за ними скрываются важные детали, необходимые для целостного понимания и выстраивания общей картины.

«Березовый веселый язык» обозначает легкую жизнь, какую прежде вел лирический герой. То есть не приходилось задумываться над смыслом бытия, над тем, что когда-нибудь все подойдет к логическому завершению и придется расплачиваться за собственные ошибки.

Тема «журавлей» заслуживает особенного внимания. Их печальный полет звучит как надрывная песня, под которую Они одновременно являются частью настоящего и прошлого, которое неминуемо отступает. Журавли тесно связаны с юностью поэта, его прекрасными порывами и надеждами.

Анализ стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая» показывает, насколько глубока и значительна была художника, который потерял самого себя.

«Роща золотая»

Символизирует душевное богатство лирического героя, его стремление к познанию мира. Каждое дерево имеет свои корни, так и всякий человек - индивидуальную историю. Возможно, сравнивая себя с рощей, поэт говорит о приверженности к русскому народу, связи с национальным сознанием, традициями и обычаями. Почему Есенин выбирает именно эту метафору? Возможно, ему оказался близок этот образ по причине того, что его мало кто понимал при жизни. Кроме того, отмечается схожесть со светлыми волосами поэта («золотой» цвет). Он сам являлся целой Вселенной, которая жила по своим собственным законам. Не умея подстраиваться под обстоятельства, он очень скоро нажил себе серьезных врагов в лице чекистов. Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» кратко можно представить как откровение, которому нет конца.

«Рябиновый костер»

Олицетворяет собой возвышенные мечты и стремления лирического героя. В стихотворении упоминается о том, что этот костер горит, но уже никого не может согреть. Почему так произошло? Неужели душа медленно умирает? Скорее всего, здесь Есенин говорит о наступающем равнодушии и медленном забвении сердца.

Пламя свободы постепенно угасает в нем, он становится спокойнее, рассудительнее, теряет желание и возможность безрассудно действовать, как прежде. Человек может существовать, пока в нем живы мечты и стремления. А лирический герой ничего не хочет, кроме покоя. Анализ стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая» раскрывает глубочайшую трагедию поэта, утратившего вкус к жизни.

Вечный странник

В числе прочего упоминается, что каждый из нас приходит в этот мир одиноким странником и должен покинуть его в свой час. Путник Сергея Есенина неразрывно связан с его собственной жизнью. Поэт как будто предчувствует неизбежность и близость смерти. Странник символизирует тему поиска смысла жизни.

Сергей Есенин особенно остро искал ответа на этот вопрос в последние годы. Нет ничего хуже для поэта, чем чувствовать свою ненужность, бесполезность и отверженность обществом. Анализ стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая» кратко подчеркивает общий драматизм ситуации.

Смысл бытия

Многие искали, но не находили собственное предназначение, свой уникальный путь. Дело в том, что не у всех хватало сил и настойчивости пройти по нему до конца. Сергей Есенин «перегорел» значительно раньше. Он оставил след в истории - свои прекрасные поэтические творения, однако жизнь его оборвалась внезапно.

Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» показывает, насколько короткой может быть жизнь человека, если она не подкреплена высокими стремлениями, если так безрассудно растратить себя впустую. Утрата собственной личности была связана с разочарованиями и одиночеством, которые, точно снежный ком, постепенно нарастали и поглотили душу.

О чем пишет Есенин?

Безусловно, о самом себе. О пережитых мгновениях радости и горького разочарования, о собственных победах и поражениях. Кто знает, почему он в конце жизни остался один, отчего страдал от глубокой депрессии? Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» наводит читателя на глубокие раздумья, которые могут оказаться полезными. Каждый из нас хочет прожить свою жизнь как можно более полно и осмысленно. А для этого необходимо научиться ценить каждое мгновение, любые ее проявления.

Поэт пишет о своей погубленной жизни, о невозможности вернуться к прошлому и исправить былые ошибки. Анализ стихотворения Сергея Есенина «Отговорила роща золотая» содержит мудрые мысли, которые могут оказаться полезными подлинным интеллектуалам. Творчество поэта и сам он живы в его бессмертных строках.

Сергей Есенин подарил любителям поэзии множество мелодичных, красивых стихотворений. Часть из них были положены на музыку и стали романсами. Одно из таких стихотворений - "Отговорила роща золотая". Анализу этого известного произведения и будет посвящена наша статья.

История создания

Есенину было всего 30 лет, когда он ушел из жизни. За год до собственной смерти, в 1924 году, у поэта родились грустные лиричные строки: "Отговорила роща золотая..." Анализ стихотворения по плану предполагает рассмотрение истории его создания.

Как ни странно, но произведение можно назвать духовным завещанием. Молодой и полный сил Есенин размышляет о неумолимости времени, окончании жизненного пути, подводит итоги.

В стихотворении имеются отсылки к лермонтовскому "Выхожу один я на дорогу...", которое было написано за несколько дней до печально известной дуэли. В обоих случаях перед нами изображен одинокий лирический герой на фоне живописной природы. И Лермонтов, и Есенин предвидят собственную смерть и отказываются жалеть о чем-либо в прошлом.

Композиция

Анализ стихотворения "Отговорила роща золотая" Есенина позволяет говорить о близости его народным песням. Согласно канону, оно начинается с описательной части. Ее смысловое единство подчеркнуто сквозной рифмой четных строк: "языком" - "ни о ком" - "дом" - "прудом". В этой части перед нами встают образы умирающей природы, опадающих листьев, улетающих журавлей, покинутого дома.

Затем, как и в необрядовой песне, следует монолог героя. В нем также присутствуют образы опадающих листьев, журавлей. В обоих частях мы видим повторяющиеся мотивы: "веселым - веселой", "не жалеют - не жаль". Последние слова в различных вариациях встречаются в стихотворении пять раз и являются ключевыми. Лирический герой больше не чувствует своей привязанности к окружающему миру.

Последняя, шестая строфа, - отхождение от принятого канона. Есенин использует прием кольца, повторяя в финале образы, фразы и сквозные рифмы из начальной строфы. Бросается в глаза обращение к предполагаемым слушателям: "скажите так", придающее стихотворению схожесть с завещанием. Также нельзя не заметить замену слова "веселый" на "милый". Последнее в контексте стихотворения звучит особенно тонко и пронзительно.

Лирический герой

Анализ стихотворения "Отговорила роща золотая" немыслим без описания субъекта высказывания. Лирический герой - человек, чья "веселая юность" позади. За прошедшие годы он потратил зря немало времени, но теперь, подводя итоги, не жалеет об этом. В философских размышлениях о жизни и смерти звучат нотки грусти, одиночества, невостребованности. Свои стихи поэт сравнивает с "ненужным комом", сметаемым ветром.

Большое значение для понимания внутреннего состояния персонажа играет цветовая гамма. Прошедшая молодость ассоциируется с "сиреневой цветью". Возникают ассоциации с весной, надеждой, свежестью, которые были утрачены. В настоящем царствуют красный и золотой - цвета увядающей осенней листвы.

Золотой - символ не только уходящих сил. В нем выражено также восхищение лирического героя окружающей природой. Но этот цвет "облетает", и остается яркий рябиновый костер. Как и в народных песнях, это символ душевной горечи, а также творческого горения, боли.

Образы

Продолжим анализ стихотворения "Отговорила роща золотая". Есенин кратко и емко рисует картины осеннего пейзажа. Он использует прием ступенчатого сужения, характерный для народного фольклора. В первой части произведения перед нами объемная картина, включающая в себя золотую рощу, улетающих журавлей, опустевший дом, конопляник над прудом, месяц в потемневшем небе.

Затем образы сужаются до символического "сада души". Прошедшая молодость связывается с цветущей сиренью, настоящее - с горькой рябиной. При этом смысловая нагрузка образов, эмоциональный накал возрастают.

Последний образ сужен до предела и ставит точку в стихотворении. Лирический герой отождествляет себя с деревом посреди голой равнины, с которого ветер срывает последнюю листву. Ветер является символом безжалостного времени, перед которым люди бессильны.

Художественные средства

Рассмотрим их кратко. Анализ стихотворения "Отговорила роща золотая" показывает, что написано оно ямбом. Это придает строкам особый ритм и очарование. Есенин использует эпитеты ("роща золотая", "широкий месяц", "грустные слова"), метафору ("костер рябины"), сравнение, инверсию. Также мы найдем очень много примеров олицетворения ("роща отговорила", "конопляник грезит", "журавли не жалеют").

Природа здесь живая, чувствующая. По сути, все стихотворение построено на параллелизме мира природы и внутренних переживаний человека. Мы можем наблюдать, как Есенин использует прием, обратный олицетворению. Человек уподобляется дереву, растворяется в окружающем пейзаже, теряет возможность говорить к концу произведения. И становится частью березовой рощи, теряющей свою листву. Говорить за него теперь могут только потомки, к которым он и обращается в финале.

Основная мысль

Проведенный анализ стихотворения "Отговорила роща золотая" позволяет понять его идею. Несмотря на горечь, оно наполнено любовью к родной природе. Поэт остро ощущает свое единство со Вселенной, зависимость от вечных законов, согласно которым все в этом мире когда-то умирает. Человек сопоставляется со странником, пришедшим в этот мир на время. И Есенин готов безропотно подчиниться этим законам.

Его преклонение перед жизнью и природой, безграничная любовь к ним особенно слышны в последних строках. Значимым является замена эпитета "веселый" на "милый". Это говорит о том, что лирический герой не является безразличным, разочаровавшимся в жизни человеком, в котором мертвы все чувства.

Анализ стихотворения "Отговорила роща золотая" заставляет нас задуматься о ценности жизни. Несмотря на то что темы смерти и грусти звучат в нем, оно наполнено светом, красками и особой мелодичностью.

Стихотворение «Отговорила роща золотая…».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Отговорила роща золотая» было написано С.А. Есениным в 1924 году. Основная тема произведения - про­щание поэта с юностью. Стихотворение относится к пейзажной и философской лирике, жанр - элегия. Жизнь человека здесь уподобляется жизни природы.

Лирический герой здесь осознает, что юность ушла безвозв­ратно, что впереди - «возраст осени». И он грустит о ней, о прошедшем «веселом лете»:

Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Эта грусть в душе лирического героя порождена его осозна­нием быстротечности времени, мыслью о том, что жизнь чело­веческая очень коротка, мгновенна. Здесь возникает мотив про­тивостояния вечной природы и человеческого бытия:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит коноплянник С широким месяцем над голубым прудом.

Наиболее остро в русской поэзии этот мотив звучит у Тют­чева:

За годом год, за веком век…

Что ж негодует человек,

Сей злак земной!..

Он быстро, быстро вянет - так,

Но с новым летом новый злак И лист иной!

(«Сижу задумчив и один»)

Тютчев не находил для себя разрешения этого конфликта, мироощущение его было пронизано извечным трагизмом брен­ности человеческого бытия. Равнодушная природа вселяла ужас, тоску, страх в сознание его лирического героя. У Есенина же мо­тив этот не получает дальнейшего развития. Внимание наше концентрируется на чувствах лирического героя. Он вспоминает о юности, и в интонациях его звучат тоскливые ноты. Это под­черкнуто многочисленными отрицаниями: «Но ничего в про­шедшем мне не жаль», «Не жаль мне лет, растраченных напрас­но», «Не жаль души сиреневую цветь», «Но никого не может он согреть», «Не обгорят рябиновые кисти», «От желтизны не про­падет трава». Эмоции лирического героя переданы в его мыслях, грустных словах, которые, по мнению его, никому не нужны:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И когда это чувство безысходности достигает в стихотворе­нии кульминации, поэт внезапно снимает его в последней строфе:

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Скажите так… что роща золотая Отговорила милым языком.

Интонации вопроса, ответа, воспоминаний сменяются у ге­роя интонацией обращения. Поэт признает разумность законов природы и человеческой жизни.

Стихотворение написано пятистопным ямбом. Есенин ис­пользует различные средства художественной выразительности: эпитет («роща золотая», «березовым, веселым языком»), вопрос­но-ответную форму стиха («Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник..»), анафору и синтаксический параллелизм («Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь»), развернутое сравнение («Как дерево роняет тихо лис­тья, Так я роняю грустные слова»).

Произведение характерно для лирики Есенина. Печаль по уходящей юности пронизывает многие его стихи - «Не жалею, не зову, не плачу..», «Письмо матери», «Эта улица мне знако­ма…», «Этой грусти теперь не рассыпать…». Однако здесь мы видим примирение героя и с природой, и с жизнью.

«Отговорила роща золотая» поражает прекрасными пейзажными зарисовками и откровенными раздумьями автора. Изучают стихотворение в 6 классе. Предлагаем узнать о нем больше из краткого анализа «Отговорила роща золотая» по плану.

Краткий анализ

История создания – вышло из-под пера поэта в 1924, было опубликовано в периодических изданиях «Бакинский рабочий» и «Красная нива».

Тема стихотворения осенняя пора, раздумья о прожитых днях, о сущности жизни.

Композиция – Произведение по смыслу делится на 2 части: пейзажные зарисовки и философские размышления, вызванные воспоминаниями о прожитых днях. Формально стихотворение состоит из шести катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.

Жанр пейзажная лирика.

Стихотворный размер – пятистопным ямбом, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «равнина голая», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь».

Эпитеты «широкий месяц», «голубой пруд», «юность веселая», «рябина красная», «милый язык».

Сравнения - «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».

История создания

Анализированный стих был написан поэтом в 1924 г. за год до смерти, поэтому относится к позднему периоду его творчества. Есенин создал его в Константинове. В этот период он очень много работал, хоть условия для писательского труда были не самые лучшие. А. Есенина вспоминала, что Сергей Александрович, писал по нескольку часов, не разгибая спину. Трудился он тогда над «Поэмой о 36». Параллельно на бумаге появилось анализированное стихотворение. Опубликовали его в «Бакинском рабочем» и «Красной ниве».

Критики высоко оценивали произведение, считая, что им ознаменовался новый период в творчестве поэта.

Тема

Раздумья над человеческой жизнью традиционны для мировой литературы. С. Есенин в анализированном стихотворении переплетает их с пейзажными мотивами. Таким образом, в нем развивается сразу несколько тем: красота осенней природы, быстротечность и сущность человеческой жизни.

В стихе два ключевых образа - лирический герой и осенняя роща. Они похожи по настроению. В первой строфе автор изображает рощу, которая сбросила свое золотое одеяние. Теперь она уже не может говорить «березовым, веселым языком» . Журавли вынуждены покинуть дорогие земли, от того летят они печально, но жалости не испытывают.

Третий, четвертый и пятый катрены написаны от первого лица. В них лирический герой раздумывает о своей жизни. Он одиноко стоит на равнине, поэтому никто не тревожит его мысли. Только журавли навеивают воспоминания о прошлом. Лирический герой считает, что его юность была веселой, но лета он растратил напрасно. Теперь же « души сиреневая цветь » увяла. Тем не менее, герой ни о чем не жалеет, об этом он твердит несколько раз.

Автор проводит параллель между лирическим «Я», роняющим невеселые слова и деревом, роняющим листья. Лирический герой знает, что время не имеет жалости к чьей-то грусти. Он готов к тому, что его слова будут сметены «в один ненужный ком», поэтому просит потомков рассказать о золотой роще, что «отговорила милым языком» .

Композиция

Композиция анализируемого произведения по смыслу разделяется на две части: описания осенней природы и раздумья лирического героя о жизни. Некоторые размышления касаются прошлого лирического героя, другие же носят общий характер, поэтому в нескольких куплетах на первый план выступает лирическое «Я». Пейзажные и философские мотивы тесно переплетаются в куплетах стихотворения. Формальная организация его несложная: шесть катренов с относительно завершенным смыслом.

Жанр

Жанр произведения - пейзажная лирика, хотя в стихотворении автор размышляет и над вечными философскими проблемами. Его мысли с ноткой грусти. Стихотворный размер - пятистопный ямб. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Стихотворение С. Есенина очень богато средствами выразительности. Они помогают отобразить красоту осенней природы, провести параллель между человеческой жизнью и природой. В тексте преобладают метафоры : «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «равнина голая», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь». Дополняются пейзажи эпитетами : «широкий месяц», «голубой пруд», «юность веселая», «рябина красная», «милый язык». Сравнение в тексте всего одно: «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».

Настроение лирического героя подчеркивается интонацией. Чтобы передать задумчивость, автор использует риторический вопрос и оборванные риторические конструкции.

«Отговорила роща золотая...» - одно из самых «певких» (напевных) стихотворений Есенина, давным-давно положенное на «голос», оно стало народной песней.

Н. В. Гоголь в знаменитой статье «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность?» так определил особенность фольклорного лиризма: «В наших песнях... мало привязанности к жизни и ее предметам, но много привязанности... к стремлению унестись куда-то вместе с звуками».

Соотнеся гоголевское определение с текстом есенинского стихотворения, мы замечаем, что и в этом произведении все, как и в народной песне, проникнуто стремлением «унестись куда-то вместе с звуками». Под «курлыканье» «отлетающих журавлей», под «рыдающую дрожь» их прощального «оклика»... Закавыченных слов нет в разбираемом тексте, но они сказаны в других, более ранних вещах, и Есенин уверен, что его читатель их помнит наизусть. За тридевять земель улетают подгоняемые ветром журавли, уносятся куда-то сброшенные березовой рощей пожухлые листья. Куда-то ушли и не вернулись хозяева брошенного дома. А ведь собирались в нем жить, жить-поживать да добра наживать, для того и вскопали в хорошем месте, над голубым прудом, конопляный клин. Вспахали, засеяли, да не сжали. Забытый конопляник отсылает нас к стихотворению Некрасова «Несжатая полоса». Шепот и ропот некрасовских колосьев: «Где же наш пахарь? Чего еще ждет?» - тихо вторит и журавлиному рыданью, и горьким грезам конопляника («О всех ушедших грезит конопляник...»).

Не обнаруживает привязанности к жизни и ее предметам и лирический герой стихотворения; ему ничего не жаль в прошедшем.

Пять раз, слегка варьируя, употребляет Есенин выражения «не жалеют», «кого жалеть?», «уж никого не жаль», «не жаль». Последнее словосочетание употреблено дважды, причем в первой, второй и четвертой строфах оно, как и в народных лирических песнях, помещено в начале строки, т. е. на самом приметном месте. Сравните:

Есенин:

1-я строфа: Уж не жалеют...
2-я строфа: Кого жалеть?
4-я строфа: Не жаль мне лет...
Не жаль души...

Народная песня:

Нету милого дружка,
Нету друга, нет подружки,
Нету матушки моей...

Почти в точном соответствии фольклорному канону - особенностям построения лирической необрядовой песни - решена и композиция стихотворения.

Описательная часть (первые две строфы), как и в фольклорных образцах, рисует общую картину:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.


Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Описательная, двустрофная часть, помимо того, что объединена общим художественным заданием, связывается в некое целое (и тем самым отделяется от последующей части) еще и сквозной рифмой в четных строках: языком - ни о ком - дом - прудом.

За описательной частью, как и предписано традицией, следует монолог лирического героя (три последующие строфы):

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль.
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.

Так я роняю грустные слова.

Композиционный канон будет нарушен только пристройкой к идеально выверенному веками построению - добавлением шестой, не предусмотренной традиционным планом строфы. Об этой «самовольно» пристроенной строфе поговорим позже, а пока рассмотрим вторую, «законную» часть - монолог лирического героя.

Лирический герой подхватывает и ведет, слегка изменив тональность лирического чувствования, взяв как бы на полтона выше, главные образные темы описательной части: образ роняющего листья дерева, образ отлетающих журавлей, а также ключевые, опорные слова и выражения: веселым - веселой; не жалеют - не жаль мне. Но не для того чтобы переписать по-своему изображенную в описательной части картину поздней осени, а чтобы почти теми же словами и красками, но не теми же средствами передать свое душевное состояние.

В описательной части словосочетание с глаголом жалеть внетекстовых ассоциаций не вызывает. Перенесенное в лирический монолог, оно сразу же выдает свое высокое литературное происхождение: казавшаяся стопроцентно есенинской строка оказывается почти прямой цитатой из стихотворения «Выхожу один я на дорогу...».

Есенин: «И ничего в прошедшем мне не жаль ...»
Лермонтов: «И не жаль мне прошлого ничуть...»

Весьма достойное родословие, если внимательно вслушаться, обнаруживается и у первой строки монолога: «Стою один среди равнины голой...» Она внятно перекликается с первым куплетом знаменитой песни учителя юного Лермонтова А. Ф. Мерзлякова:

Среди долины ровныя,
На гладкой высоте
Стоял-шумел высокий дуб
В могучей красоте...

Разумеется, Есенин не перелистывал стихотворные тома в поисках подходящих цитат. Интуиция и художественный инстинкт случайно, но безошибочно, по мгновенному озарению, выхватили их из запасника памяти и уложили в строку. Однако то, что среди авторов как бы цитат и ассоциативных связей оказались Некрасов, Лермонтов и Мерзляков, а не другие поэты, уже не случайно. Ведь именно они, а не другие создали те таинственные авторские песни, что стали народными и даже потеряли-позабыли имена своих творцов. Иной судьбы в 1925 г. Есенин своим стихам уже не желал... Оттого и вглядывался в шедевры фольклорной безымянной лирики, но не как старательный стилизатор, а как конгениальный мастер - с почтительнопрофессиональным уважением к традиции, но и совершенно свободно.

Взять хотя бы такой устойчиво-традиционный композиционный фольклорный прием, как ступенчатое сужение образа. Он типичен для русской необрядовой песни, но крайне труден для использования в лирическом стихотворении современного типа. Есенин в стихотворении «Отговорила роща золотая...» преодолел эту трудность.

Ступенчатым сужением образа фольклористы называют такое сцепление образов, когда они следуют друг за другом цепочкой - от образа с наиболее широким объемом к образу с наиболее узким содержанием, но и с наиболее важным художественным заданием.

Образ поздней осени в описательной части разбираемого стихотворения и впрямь так широк, что в нем Есенин разместил все, что любил в среднерусском пейзаже: березовую золотую рощу, дом, холм, на холме - конопляник, голубой пруд, рано потемневшее небо, а в нем - широкий месяц и невидимый, но еще слышный клин отлетающих журавлей. А может быть (по контрасту с березовым, ситцевым ландшафтом), и воспоминание о пушкинской медно-бронзовой осени, о его великолепно-царственных рощах, которые отряхают «последние листы с нагих своих ветвей» так, как будто и их «здоровью» «полезен русский холод», так, словно и они «рады проказам матушки-зимы»!..

Спускаемся с этой высокой, двустрофной ступени - и попадаем во владения образа уже не столь широкого, серединного, и все же достаточно объемного, чтобы в нем мог раскинуть ветви символический «сад души», веселый и сиреневый по весне, горько-рябиновый осенью (иному, реальному, саду неоткуда взяться на «голой равнине»). Заметим кстати: красная рябина здесь, как и в народной песне, означает муку-горе-печаль. Но это не единственное и в данном контексте не самое важное ее значение, так как костер в системе есенинских иносказаний - символ творческого горения. Сдвоив («обвенчав!») две близкие фигуральности - красную рябину и костер, поэт получил нужный ему образ - рябинового неугасимого огня. Поэтому «не обгорят рябиновые кисти», сгорая, не сгорают. Видимо, поэтому цикл «Рябиновый костер» заключает последний прижизненный сборник Есенина («Персидские мотивы», изд. 1925 г.).

Следующий, последний образ, как и предписывает фольклорный канон, предельно сужен, да и ведет к нему, замыкающему цепочку, уже не ступень, а низкая, высотой в две строки приступочка:

Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова...

Узловая завязь природы с сущностью человека (так перевел Есенин на свой образный язык тот прием, который фольклористы называют психологическим параллелизмом) стянута в этом узком месте образной цепочки в такой тугой узел, что образ почти перестает быть образом, превращаясь в некий иероглиф: человек-дерево. Однако именно в силу своей узкости он-то и доводит до четкости формулы вопрос, который лирический герой пытается, но не может разрешить. Что случилось, что сталось и по чьей вине, своей или чужой, он оказался в абсолютном одиночестве: безлиственным деревом на голой, пустыня из пустынь, равнине?

Попытка разрешить этот роковой вопрос - в шестой, последней строфе:

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком,
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.

Шестая строфа - третья часть стихотворения, или кольцо.

Кольцо - композиционно-стилистический прием, заключающийся в повторении в конце произведения нескольких смысловых или формальных элементов, использованных в его начале.

В кольце разбираемого текста повторены все сквозные рифмы описательной части и начальное двустишие в слегка измененном варианте. («Отговорила роща золотая березовым веселым языком» -описательная часть; «Скажите так... что роща золотая отговорила милым языком» - кольцо.)

Содержательный повтор выделяет как доминирующий образ золотой рощи и ее березового милого-веселого языка. Рифменный повтор акцентирует, как особо значные, слова, оказавшиеся под двойным рифменным нажимом: разметая - ненужный ком. Это во-первых. Во-вторых, повтор повышает мелодичность кольцевой части. А это, в свою очередь, как бы отторгает и тем самым тоже подчеркивает те элементы, которые мелодику строфы подавляют. Подчеркнуты слова время и ветром: на них падает сильное ритмическое ударение, не свойственное напевному стиху; а также словосочетание «скажите так...». На этом месте напев словно спотыкается, преодолевая песенному стилю «чужое», слишком уж разговорное выражение: слова «скажите так...» нельзя спеть, их можно только произнести речитативом.

Кроме того, обращение «скажите так...» вводит в подтекст еще один содержательный элемент - образ дальнего собеседника, незримо присутствующего. Больше всего на эту роль подходит «читатель в потомстве», если воспользоваться известным выражением Е. Баратынского («И как нашел я друга в поколенье, / Читателя найду в потомстве я»).

Помня, что ключ к этому шифру (образ-иероглиф: человек-дерево ) спрятан в последнем двустишии лирического монолога («Как дерево роняет тихо листья, / Так я роняю грустные слова»), мы уже можем попробовать прочитать зашифрованное послание, то, о чем поэт не решается сказать вслух, о чем мыслит «тенями мыслей». Вот как примерно выглядит после расшифровки послание Есенина в будущее:

Моим согражданам, «ловцам вселенной», мнится: стихи, на березовом языке сложенные, не созвучны Великой Эпохе. По их планетарной логике, это мусор истории, ненужный суровому времени ком. На то лишь и годный, чтобы сгрести да разметать ветром. Но это ложный рев-приговор - истина откроется. И первыми, кому откроется... будете вы, читатели в потомстве. А когда придет пора открыть ее всем россиянам, скажите так... Скажите им так... что роща золотая, «в могучей своей красоте», стоит, где стояла - «среди долины ровныя, на гладкой высоте ». По весени распуская, по осени сбрасывая лист...

И так скажите... что березовая сия опада, сия золотая словесная груда - не ушедшая в кабак контрреволюция и не застрявший в пути избяной обоз, а золотой запас поэтической России - «все, что зовем мы родиной».