Определение целей. Размер организации в менеджменте определяется. тест. Методы менеджмента - это

Выходные были богатыми на радостные встречи. Словно сговорившись в сроках, мои друзья сделали себе приятные подарки – один приобрел навороченный ноутбук, другой выгодно купил автомобиль. Замечательно когда получаем то, чего хотим, неправда ли? Предлагаю поговорить о таком важном моменте в достижении успеха как определение цели , точнее о правильном определении уровня цели. Дело в том, что неверное определение уровня цели может привести к попаданию в ловушку демотивации, достижение цели может быть затруднено.

Верно же выбранная цель, напротив, мобилизует имеющиеся ресурсы, цель достигается как бы играючи…

Цели — ловушки

Ловушка №1: «Выше крыши!» . Если выбранная цель слишком большая, или времени на ее достижение недостаточно то у мозга начинается паника, он кричит: «Ааааа! Не успею! Не получиться! Не смогу!». Эмоции вызывают поток мыслей направленный не на решение конкретных задач, а на переживания о задачах. Тревога, беспокойство, вот тот эмоциональный фон, который создают слишком высокие цели. В таких условиях происходит следующие — ум может просто отказаться от выполнения задачи, ведь она кажется ему нереальной, любо пытается решить задачу (надо), но эмоциональный шум мешает концентрации, заглушает мысли по делу, процесс достижения тормозиться.

В ловушку «Выше крыши!» часто попадают при определении целей организации или предприятия. Руководству нужны прибыли, объемы, грандиозные результаты и спускают «с верху» нереальные планы, которые персонал должен выполнить «кровь из носа». Чаше при таком стратегическом планировании только «кровь» и получают. Хотя и при определении личных жизненных целей, со слишком большими амбициями можно себя загнать в ступор.

Ловушка №2: «Скукотища!». Это вторая ловушка, в которую можно легко угодить при определении целей. В такой ситуации, мы вполне уверенны в том, что можем реализовать цель, но как-то лень за нее браться. Ее достижение протекает вяло, возникает состояние скуки, мелкие дела растягиваются во времени. Одним словом – скукотища!

Важно правильно настроить планку достижений

Мотивация – главное топливо в достижении высокой продуктивности. Энтузиазм один из важнейших факторов успеха практически в любом деле. Метод настройки оптимального уровня целей достаточно прост, «выставить высоту» можно с помощью сроков, дробления или напротив укрупнения задач. Если чувствуете что цель слишком большая, то ее можно раздробить на более мелкие задачи, или вовсе снизить планку до более комфортного уровня, можно пересмотреть сроки в сторону увеличения. Если задача слишком простая или мелких много, то с помощью сокращения сроков выполнения, или объединения в один проект (например, под кодовым названием «Операция — Ы»), поднять уровень мотивация и сделать все быстро и весело.

Правильно ли определен уровень ваших целей?

Чувство комфорта и легкого возбуждения, наиболее верные ориентиры при определении уровня целей. Не в коем случае не угнетать и не вызывать скуку, цели должны приятно волновать и захватывать! Кому нужны неинтересные цели?

Спросите себя, правильно ли определен уровень ваших целей? Вы мотивированны, для их достижения? Где можно снизить, а где повысить платку достижений?

Ставьте перед собой реальные цели

Помните, в 90-ых по ТВ, был цикл социальных роликов с названием «Русский проект»? Ролик с Евгением Стычкиным и белым мышонком Склифосовским сохранился в памяти? Там еще такая фраза была: «Лопай, лопай, Склифосовский. Заслужил» . Нашел в сети этот ролик. Одним словом, смотрите и ставьте перед собой реальные цели.)))

Итак, проверьте — правильно ли определен уровень ваших целей? Если с определением жизненных целей возникает много вопросов, то четко определить их, вы сможете, пройдя программу дистанционного тренинга . Если есть вопросы, смело спрашивайте.

С уважением,
Дмитрий Пославский.

Не залететь в ловушку поможет верное определение цели

Выходные были богатыми на радостные встречи. Словно сговорившись в сроках, мои друзья сделали себе приятные подарки – один приобрел навороченный ноутбук, другой выгодно купил автомобиль. Замечательно когда получаем то, чего хотим, неправда ли? Предлагаю поговорить о таком важном моменте в достижении успеха как определение цели, точнее о правильном определении уровня цели. Дело в том, что неверное определение уровня цели может привести к попаданию в ловушку демотивации, достижение цели может быть затруднено. Верно же выбранная цель, напротив, мобилизует имеющиеся ресурсы, цель достигается как бы играючи…

Цели - ловушки

Ловушка №1: «Выше крыши!». Если выбранная цель слишком большая, или времени на ее достижение недостаточно то у мозга начинается паника, он кричит: «Ааааа! Не успею! Не получиться! Не смогу!». Эмоции вызывают поток мыслей направленный не на решение конкретных задач, а на переживания о задачах. Тревога, беспокойство, вот тот эмоциональный фон, который создают слишком высокие цели. В таких условиях происходит следующие - ум может просто отказаться от выполнения задачи, ведь она кажется ему нереальной, любо пытается решить задачу (надо), но эмоциональный шум мешает концентрации, заглушает мысли по делу, процесс достижения тормозиться.

В ловушку «Выше крыши!» часто попадают при определении целей организации или предприятия. Руководству нужны прибыли, объемы, грандиозные результаты и спускают «с верху» нереальные планы, которые персонал должен выполнить «кровь из носа». Чаше при таком стратегическом планировании только «кровь» и получают. Хотя и при определении личных жизненных целей, со слишком большими амбициями можно себя загнать в ступор.

Ловушка №2: «Скукотища!». Это вторая ловушка, в которую можно легко угодить при определении целей. В такой ситуации, мы вполне уверенны в том, что можем реализовать цель, но как-то лень за нее браться. Ее достижение протекает вяло, возникает состояние скуки, мелкие дела растягиваются во времени. Одним словом – скукотища!

Важно правильно настроить планку достижений

Мотивация – главное топливо в достижении высокой продуктивности. Энтузиазм один из важнейших факторов успеха практически в любом деле. Метод настройки оптимального уровня целей достаточно прост, «выставить высоту» можно с помощью сроков, дробления или напротив укрупнения задач. Если чувствуете что цель слишком большая, то ее можно раздробить на более мелкие задачи, или вовсе снизить планку до более комфортного уровня, можно пересмотреть сроки в сторону увеличения. Если задача слишком простая или мелких много, то с помощью сокращения сроков выполнения, или объединения в один проект (например, под кодовым названием «Операция - Ы», поднять уровень мотивация и сделать все быстро и весело.

Правильно ли определен уровень ваших целей?

Чувство комфорта и легкого возбуждения, наиболее верные ориентиры при определении уровня целей. Не в коем случае не угнетать и не вызывать скуку, цели должны приятно волновать и захватывать! Кому нужны неинтересные цели? Спросите себя, правильно ли определен уровень ваших целей? Вы мотивированны, для их достижения? Где можно снизить, а где повысить платку достижений?
Ставьте перед собой реальные цели
Помните, 90-ых по ТВ, был цикл социальных роликов с названием «Русский проект»? Ролик с Евгением Стычкиным и белым мышонком Склифосовским сохранился в памяти? Там еще фраза была: «Лопай, лопай, Склифосовский. Заслужил». Вот этот супер ролик, одним словом, ставьте перед собой реальные цели…

Использован материал Дмитрия Пославского

Цель и критерии

4.1. О понятии цель

Обсуждая проблему, мы видели, что она образуется в результате несовпадения реального состояния и желаемого. У субъекта возникает стремление к достижению желаемого состояния, т.е. возникает цель .

Цель – субъективный образ желаемого состояния.

Правда в этом определении существует некоторая неточность. Под данное определение подходит и мечтание. Вышеприведенная цель - цель-желание . Поскольку мы не мечтатели то давайте уточним, что такое цель :

Цель – желаемый результат деятельности субъекта, достижимый в пределах некоторого интервала времени.

В данном случае мы имеем цель-намерение , т.е. цель, к которой субъект активно стремится и на достижение которой направлена его деятельность. В этом случае его деятельность будет целенаправленной .

В обычной деятельности человека целью может быть все, что угодно: от приготовления завтрака до полетов к другим планетам. Какие бы цели мы не имели в виду, не следует забывать, что им присуща субъективность , т.е. цели обусловлены потребностями и интересами субъекта.

Выбор целей в значительной мере определяется интересами субъекта, его шкалой ценностей. В связи с этим, следует рассмотреть основные подходы к выявлению ценностей человека.

Можно отметить следующие ценности:

- экономические, психологические,- казуистические.

Экономические ценности или рыночные ценности обусловлены ценностями для человека материальных благ и возможностями обмена одних благ на другие.

Психологические ценности обусловлены множеством внутренних психологических потребностей человека. Здесь можно выделить духовные, познавательные, этические, эстетические, социальные и политические ценности.

Казуистические ценности определяются ценностями прошлых примеров удачных решений. Эти ценности ссылаются на гражданские законы, обычаи, этикет, принятые приемы работы.

Ценности субъекта определяют его предпочтения в принятии решений.

Когда мы говорим о системном анализе, цель определяется возникшей проблемой. И поскольку в сложных ситуациях проблема плохо определена, то и цели являются плохо определимыми, Поэтому необходимый этап системной методологии - определение целей .

Прежде всего, необходимо выделить главную, генеральную цель , которая решает проблему.

Эта цель должна быть сформулирована на бумаге в виде декларации, т.е. в самом общем виде – можно даже в виде лозунга: «Достать к утру скатерть-самобранку!».

Когда мы говорим – «сформулирована на бумаге» имеется в виду не только бумага, но и компьютер. Другими словами, сформулировать «на бумаге» означает перевод мысленного образа в словесный, как-то зафиксированный и доступный для ознакомления как самому себе, так и другим стейкхолдерам. Вообще для системного аналитика это должно быть правилом – «Больше доверять бумаге!». (Не поймите это превратно – «верьте бумажке!»).

Твердая фиксация цели необходима для дальнейшей работы аналитика. Это первый шаг к достижению цели. Чтобы достигнуть цели надо пройти большой путь, в начале которого лежит поиск средств достижения целей. От декларации цели требуется перейти к целям более простым, для каждой из которых очевиден путь ее достижения.

Отметим следующие основные способы задания целей:

1.Цель может быть задана посредством перечня внешних требований к предполагаемому результату.

2. Цель может быть задана перечнем свойств и характеристик, которыми должен обладать результат. Свойства отличаются от требований тем, что свойства относятся к самому результату, а требования выступают как внешние условия, которым должны удовлетворять свойства.

3. Цель может быть задана в виде четко сформулированного результата, который должен быть достигнуть.

Способы задания целей от общих требований до задания конкретного результата обусловлены имеющейся у аналитика информацией.

Определение целей связано с вопросами: «Каким требованиям должен удовлетворять результат?», «Каким свойствам должен удовлетворять результат?», «Каков должен быть результат?», «Что должно быть сделано?».

Высокая степень неопределенности на ранних этапах системного анализа приводит к тому, что большинство целей носит качественный характер. Тем не менее, составление перечня всех целей является необходимым условием для построения дерева целей.

При построении дерева целей обычно проверяется выполнение определенных свойств локальных целей, к которым относятся:

Сопоставимость – на каждом уровне системы должны располагаться цели, сопоставимые по масштабу и значимости;

Соподчиненность – цели нижнего уровня должны быть подчинены целям более высокого уровня, представлять собой их элементы, обеспечивать их достижение;

Полнота – система целей должна включать всю совокупность целей, вытекающих из соответствующей главной цели вышестоящего уровня;

Взаимоувязанность – в системе целей не могут присутствовать изолированные, т.е. цели, не связанные ни с какими другими целями;

Реальность – цели должны быть достижимы с точки зрения реальных возможностей и ресурсов.

Для того чтобы перейти от целей к средствам их достижения необходимо детально уяснить характер взаимосвязей между целями. Можно отметить три вида взаимодействий между целями одного уровня:

1. Взаимодополнение целей . Цель А может быть достигнута только в случае достижения цели В и наоборот.

2. Безразличие целей . Цель А достигается независимо от цели В.

3. Конкурентность целей . Ограниченное количество ресурсов и может быть направлено на достижение либо цели А, либо цели В.

Классификация целей. Некоторую помощь при построении дереве целей может оказать рассмотрение возможной классификации целей.

В зависимости от типа рассматриваемой проблемы можно выделять такие цели как:

- Технические . К ним можно отнести цели: надежность, безопасность, пригодность, адаптируемость и др.

- Технико-экономические . Например, прибыльность, энергоемкость, производительность, мощность, окупаемость и др.

- Социальные. Например, жизненный уровень, государственная поддержка, отношения в коллективе.

- Психологические . Например, индивидуальное поведение, отношение к порученному делу, порядочность, способности к самостоятельной работе и др.

А также эстетические, эстетические, правовые, политические, экологические цели.

В зависимости от текущей проблемы обычно выбирают два-три вида целей, забывая при этом такие цели как: социальные, политические, эстетические, этические. Поэтому аналитик должен тщательно проанализировать, какие виды целей важны для решения проблемы.

Формулировка целей. Выбранная формулировка целей должна выделять главное и облегчать аналитику ориентацию в решаемой проблеме. Но на начальном этапе определения целей не стоит уделять слишком много времени оттачиванию формулировки цели. Сам процесс решения проблемы циклический и циклическая процедура построения дерева целей, поэтому в процессе работы будут происходить неоднократные возвращения к формулировкам целей и их уточнение.

Обратим внимание на правила, облегчающие создание формулировок целей:

1. формулировка начинается с глагола в неопределенной форме в повелительном наклонении, характеризующего выполняемые действия;

2. конкретизирует требуемый конечный результат;

3. конкретизирует заданный срок достижения цели;

4. дает количественную оценку требуемого результата, необходимую для подтверждения факта достижения цели;

5. оговаривает только «когда» и «что» должно быть сделано, не вдаваясь в детали – «почему» и «как» это должно быть сделано.

6. понятна всем, кто будет работать для ее достижения;

7. зафиксирована письменно.

Далее в вышеназванной работе оговаривается, что цель должна быть реальна и достижима. Но для системного аналитика на начальных этапах определения целей этот вопрос далеко не очевиден. И сам процесс системного анализа направлен на его решение.

Для выбора правильной цели нужна целеустремлённость – это важное качество. Однако часто случается так, что мы прилагаем свои усилия отнюдь не там, где это действительно требуется. Как определить те цели, которые приведут к достижению и успеху?

Древнегреческий философ Платон говорил: «Воля – это целеустремленность, которая соединена с верным суждением». Облик мира значительно изменился с платоновских времен; но его выводы не потеряли актуальности и сегодня. Крайне важно знать точку приложения своих усилий, поскольку в противном случае есть риск потерять драгоценное время, силы и возможности.

Залог успеха: верный выбор

Как часто мы видим людей, которые готовы продать родную мать, лишь бы сорвать с неба вожделенные звезды. Только никто не задается вопросом: а действительно ли эти звезды им нужны? Одни рвутся за престижем, в то время как в глубине души мечтают о мирной деревенской жизни. Другие бегут от своего призвания, пытаясь заглушить голос совести в вихре повседневных забот. – это не упорное достижение цели, выбранной «наобум»; скорее, это выполнение заранее спланированных действий, умение определять, какое именно из них принесет наибольшую пользу. Целеустремленность предполагает рациональную оценку препятствий, разработку способов их преодоления.

Что угодно, только не призвание

Творческий, целеустремленный человек ни в коей мере не представляет собой фанатика, который ради призрачной цели готов расшибиться в лепешку. Усилие ради усилия – это бессмысленная трата энергии. Она никогда не принесет ощущения удовлетворенности. Поэтому, если цель поставлена, но работа над ней приносит только усталость и раздражение, то в большинстве случаев здесь имеет место насилие над природой человека. Например, так часто бывает, когда человек работает не по призванию. Врач, который жарит котлеты; преподаватель, пытающийся писать книги – такое положение вещей приносит вред не только самому человеку, но и лишает общество ценного профессионала. Каждый хочет как можно скорее занять свое место под солнцем, но оплачен ли его билет?


Как же определить те цели, которые будут близки и понятны? Рассмотрим несколько критериев.

  1. Поставленная задача должна мотивировать. Если результат не несет особой ценности, или вы испытываете безразличие на этот счет – шансы реализовать это намерение весьма малы. Ставьте перед собой такие задачи, достижение которых сможет оказать серьезное влияние на вашу жизнь. Без такого типа целеполагания, скорее всего, у вас будет несколько разрозненных целей, и на достижение каждой из них будет уделяться мало времени.
    Небольшой совет: чтобы определить ценность задачи, попробуйте мысленно вообразить, что вам придется доказать друзьям или близким, почему именно она является для вас важной. Спросите себя: какие аргументы мне нужно привести в ее пользу? Как обосновать, что эта цель действительно решает многое в моей жизни?
  2. Еще один способ определить свои истинные цели – . Подумайте о тех целях, которые действительно вдохновляют вас. Для более расслабляющей обстановки включите любимую музыку. Позвольте себе мечтать, не ограничивая воображение. А также забудьте на время о здравом смысле. Представьте на некоторое время, что вы снова стали ребенком, свободным от ипотеки, пробок, разборок с родственниками. Не волнуйтесь – вскоре вы вернетесь в это привычное состояние. А пока что вспомните, какие именно вещи способны вызвать у вас улыбку на лице? Не думайте о способах достижения целей. Задавайте себе вопрос: «Что меня вдохновляет?». После того, как вы запишете несколько новых замыслов, через время можно будет выбрать самые подходящие из них.
  3. Успешному продвижению к результатам, даже при условии определения правильной цели, может препятствовать и такой фактор, как состояние человека. А оно нередко бывает депрессивным. Подобное состояние имеет отличительную особенность. Находясь в нем, человек не осознает этого, подобно тому, как рыба не осознает, что она в воде. Поэтому еще одним условием успеха является соответствующее состояние психики человека. Если с депрессией не удается справиться в одиночку, имеет смысл обратиться за помощью к психотерапевту.
  4. Нередко сама бывает не так важна, как процесс её достижения. В психологии существует понятие «сдвиг мотива на цель», когда мотивация человека меняется в процессе работы над задачей. Самый простой пример – Том Сойер, которому пришлось красить забор. Поначалу занятие показалось ему очень скучным. Однако со временем он так увлекся, что смог выменять у других ребят уйму полезных предметов за то, что давал им возможность покрасить этот забор.
    Если работа над результатом не приносит удовольствия, пересмотрите свои цели. Приближаясь к почтенному возрасту, многие начинают с нетерпением думать о пенсии. Это верный признак неправильного профессионального выбора. Пересмотрите еще раз свои желания: действительно ли вам нравится ваше дело? Билл Гейтс любит компьютеры, а Коко Шанель – моду. А какое дело будет по душе вам? Еще одна улика, при помощи которой можно выявить свою истинную цель – это надобность заниматься тем или иным видом деятельности. Иными словами, вы не можете не заниматься этим, а сама мысль о том, что сегодняшний день придется потратить на что-то другое, приводит вас в отчаяние.

Попробуйте выбирать такие цели, которые могли бы превратить вашу жизнь в увлекательное путешествие.


Для этого задайте себе следующие вопросы:

  • чего именно я хочу;
  • какое занятие могло бы каждый день заставлять меня вскакивать из постели, чтобы немедленно к нему приступить;
  • что бы мне хотелось изучить;
  • с кем бы мне хотелось общаться? Делиться идеями? Сотрудничать.

У многих людей есть желания, но воплотить их под силам не каждому. Тому есть немало причин, и постановка неверных целей является одной из основных. Когда есть внутренняя уверенность в том, что цель является правильной, то достижение результата не заставит себя ждать.

Всем пока.
С уважением, Вячеслав.

ЦЕЛЬ

осознанный образ предвосхищаемого, желаемого результата, на достижение коего направлено действие человека; заранее мыслимый результат сознательной деятельности. Здесь имеется в виду сознательный образ результата: он удерживается в сознании все время, пока выполняется действие. Цель - всегда сознательна. В психологии понятие цели употребляется и в иных значениях:

1) формальное описание конечных ситуаций, к достижению коих стремится любая саморегулируемая функционирующая система;

2) предвосхищаемый полезный результат, определяющий целостность и направленность поведения организма. Представление о цели как предвосхищаемом полезном результате используется при анализе биологической предыстории появления осознаваемой цели и исследовании психофизиологических механизмов регуляции целенаправленных актов поведенческих. Понятие о цели как осознаваемом образе предвосхищаемого результата применяется при изучении произвольных преднамеренных действий, представляющих специфическую черту человеческой деятельности (=> целеобразование). Чем сложнее поставленная цель, тем более длительный путь нужно пройти для ее осуществления. Поэтому достижение больших целей предполагает прогнозирование и планирование деятельности. Планирование предполагает выдвижение как конечной, так и промежуточных целей. Разработанная система целей и средств предусматривает направленное изменение объектов и самой деятельности.

Цель задает действие, действие обеспечивает достижение цели. Характеризуя цель, можно охарактеризовать действие. Цели бывают весьма разнообразны, а главное - разномасштабны. Крупные цели членятся на более мелкие, те могут дробиться дальше. Соответственно крупное действие есть последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные уровни иерархической системы действий. Чтобы понять, что побуждает человека ставить цели и добиваться их осуществления, нужно обратиться к понятиям потребностей и мотивов.

ЦЕЛЬ

1. Внутренне представленная мысленная цель или задача, поставленная индивидом и руководящая его поведением и направляющая его. 2. Гипотетический детерминант поведения, о котором можно судить по поведению организма, которое является направленным, устойчивым и сосредоточенным на достижении некоторой цели. Значение 2 было введено Э.Ч. Толменом для того, чтобы бихевиористы могли рассуждать о цели в значении 1, не признавая его. См. целевая психология.

ЦЕЛЬ

1. Цель, на которую поведение ориентируется. Это использование предполагает наличие волевого усилия; целью может быть успешное завершение части работы, можно даже назвать целью получение крысой пищи в концелабиринта. Но непроизвольные, рефлексивные действия, даже если они ведут к достижению какой-то цели, не рассматриваются как воплощение целей. 2. Символическая мысль, образ или идея, которые представляют точку назначения направленного поведения. В этом значении цель – понятие, связанное с мышлением и, в отличие от значения 1, используется для описания внутреннего состояние организма, а не внешних условий. 3. В психоанализе – конечный результат поведения. В этом случае различаются внешняя цель: конкретный человек, объект, событие или поведение, которые являются "конечным результатом", находящимся во внешнем мире, к которому индивид стремится, и внутренняя цель: удовлетворенное психическое состояние организма, испытываемое тогда, когда достигнута внешняя цель.

ЦЕЛЬ

направленность мышления и поведения человека на достижение объекта его влечений, желаний, фантазий.

В классическом психоанализе цель соотносилась прежде всего с сексуальным влечением человека и рассматривалась в плане одной из его составляющих, наряду с источником, силой и объектом. В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) З. Фрейд ввел понятие «сексуальной цели», понимая под ней действие, на которое толкает половое влечение человека. Особое внимание он уделил раскрытию специфики сексуальной цели инвертированных, характеризующихся отклонениями в отношении нормальной сексуальной цели, и инфантильной сексуальности, обладающей своей спецификой. При этом сексуальная цель определялась им следующим образом: «Важно заменить проецированные ощущения на эрогенные зоны таким внешним раздражением, которое прекращает ощущение раздражения, вызывая ощущение удовлетворения».

Сосредоточив внимание на раскрытии специфики сексуальной цели инвертированных и детей, основатель психоанализа исходил из того, что первоначальной целью человека является получение удовольствия. По его мнению, «грудной младенец выполняет действия, не имеющие другой цели, кроме получения удовольствия». Сначала ребенок переживает удовольствие при приеме пищи, но скоро научается получать его от возбуждения эрогенных зон рта и губ, то есть получает сексуальное удовольствие при сосании груди матери. Сексуальные цели детей от трех до восьми лет находятся в тесной связи с сексуальным исследованием самого ребенка, а извращенный характер некоторых из этих целей зависит от конституциональной незрелости ребенка, который «еще не открыл цели акта совокупления».

В дальнейшем понятие цели использовалось З. Фрейдом как в плане уточнения направленности инфантильной сексуальности на различные эрогенные зоны, так и с точки зрения рассмотрения задач, стоящих перед воспитанием детей, культуры в целом, а также цели жизни. В частности, в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) он замечал, что цель традиционного воспитания – сделать сексуальную волю нового поколения послушной, а его идеальная цель – «сделать жизнь ребенка асексуальной». В работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) им была высказана мысль, согласно которой, если принять как не допускающий исключения факт, что вследствие внутренних причин все живущее умирает, возвращается к неорганическому состоянию, то отсюда напрашивается вывод: «целью всякой жизни является смерть». В работе «Недовольство культурой» (1930) основатель психоанализа писал о том, что для установления сильных идентификаций между членами сообщества, для укрепления социальных связей культура пользуется всеми средствами, всячески ограничивает и подавляет сексуальную жизнь человека и мобилизует все силы «заторможенного по цели либидо».

С точки зрения З. Фрейда, программа принципа удовольствия в индивидуальном развитии придерживается главной цели – достижения счастья. Процесс культурного развития осуществляется по мере достижения иной цели – создания единства из множества индивидов. Хотя при культурном развитии цель «осчастливить» индивида еще сохраняется, тем не менее «она оттесняется на задний план». В конечном счете целью культуры является обуздание сексуальных и агрессивных влечений человека. Другое дело, что, несмотря на все усилия со стороны современной культуры, достижение этой цели оборачивается, по мнению основателя психоанализа, невротизацией человека. Отсюда – актуальность психоаналитической терапии, целью которой является смягчение заповедей и запретов индивидуального Сверх-Я, отражающего соответствующие суровые заповеди и запреты Сверх-Я культуры. Как индивидуальное Сверх-Я, так и культурное Сверх-Я мало считаются с фактической душевной конституцией человека. Исходя из этого, З. Фрейд подчеркивал, что «в терапевтических целях нам приходится поэтому бороться со Сверх-Я, понижать уровень его притязаний».

Цель

осознанное представление о том результате, который должен быть достигнут путем направленных усилий личности в ходе ее взаимодействия и общения. «В психологии понятие «цель» также употребляется в следующих значениях: формальное описание конечных ситуаций, к достижению которых стремится любая саморегулирующаяся функционирующая система; предвосхищаемый полезный результат (образ «потребного» будущего по Н. А. Бернштейну), определяющий целостность и направленность поведения организма» (А. Г. Асмолов). В логике именно человеческой активности понятие «цель», выступая в качестве желаемой модели осознаваемых действий, своего рода предвосхищающего образа намеренных усилий субъекта, предполагает предварительное выстраивание плана специфических поведенческих актов и последовательный их анализ и соотнесение с поставленной целью. В рамках социальной психологии развития личности и психологии управления (прежде всего тогда, когда речь идет об организации) цель нередко раскрывается в качестве своеобразного временно отдаленного образа, своего рода социального «маяка», на который ориентируются, планируя какое-то целенаправленное действие, и с которым сверяют правильность и адекватность выбранного курса, вектора развития. Как правило, подобный «горизонтный» образ обозначают с помощью специального термина - «vision». Так, выдвинув, обосновав и прияв определенный «vision», например, если дело касается какой-то конкретной фирмы, ее собственники, менеджерский состав совместно с организационными консультантами, планируя и анализируя как принимаемые ими и реализуемые стратегические решения развития компании, так и повседневные совершенно обыденные решения, должны достаточно жестко соотносить их последствия с тем образом, который выстроен ими как определенная, привязанная к совершенно конкретному времени по исполнению цель. Кстати, личностный «vision» требует от субъекта столь же неукоснительных сопоставлений конкретных поведенческих действий и конечной цели. Если оказывается, что принимаемые решения и осуществляемые поступки не «работают» на «vision», то необходимо либо перестраивать образ будущего, либо кардинально менять содержание и направленность актуальной поведенческой активности. Практически та же ситуация складывается, когда речь идет конкретно о сфере образования. Так, если теоретическая педагогика, отвечая на вопрос «как должно быть?», практически выстраивает модель желаемого (свое рода «vision»), психология, отвечая на вопрос «что есть на самом деле?», позволяет судить о том, адекватны ли данной модели конкретные усилия. И если выявлено несоответствие, решение вопроса опять же лежит в логике: либо должна меняться целевая модель, либо должны быть подобраны иные, соответствующие ей способы ее достижения.

Практически все современные специалисты в области психологии менеджмента и организационного развития сходятся на том, что формирование качественного видения желаемого результата желаемого результата является одним из абсолютно необходимых условий успешности организации и важнейшей лидерской функцией. При этом видение результата в современных условиях все чаще рассматривается как сложный феномен, включающий когнитивные, поведенческие и эмоциональные аспекты как на индивидуальном, так и на групповом уровнях. Так, например, по мнению П. Вейла, «...видение - не просто описание того, ради чего существует организация и какие товары и услуги она намерена выводить на рынок. Видение - это отображение действий, которые организация намерена предпринять, и свойств, которые она стремится приобрести. Последние отражают смысл всех этих действий для сотрудников». При этом «в формулировке видения мотивационные аспекты выражены не менее сильно, чем описательные. Оно выражает чувство, которое испытывают обладатели видения по отношению к организации и ее функционированию». В организационном контексте «видение выступает цементирующей основой, связывающей людей, которые прилагают совместные усилия и разделяют общие ценности»1.

Справедливости ради стоит отметить, что, с точки зрения П. Вейла, в собственно социально-психологическом смысле «понятия видения и общей цели тесно связаны между собой и в то же время различаются. Оба этих выражения подразумевают, что группа приписывает чему-либо позитивный смысл, который способен активизировать эту группу и ее членов. В понятии “видения” подчеркнуто наличие ясного представления о том, что именно проникнуто этим позитивным смыслом, - это нечто осязаемое, вроде здания или нового товара, или события, наступления которого ожидают. ... Цель, или назначение, представляют собой причину, по которой это “нечто” кажется нам желаемым и наполненным смыслом. ... Видение и цель “соединенными усилиями” привносят ясность и согласие членам организации и укрепляют их преданность делу»1.

И все же, с практической точки зрения, в большинстве случаев представляется совершенно оправданным рассматривать цель и видение в качестве не просто взаимосвязанных, но во многом синонимичных понятий. В этой связи наибольший интерес представляют достаточно подробно разработанные на сегодняшний день схемы формирования общего видения в группах, функционирующих в рамках различных организаций, тем более, что данный процесс является одним из базовых компонентов целенаправленной деятельности по формированию команд.

П. Вейл и его коллеги на основании результатов лонгитюдных исследований в данной области выявили восемь факторов, наиболее значимых для формирования эффективного группового видения: создание продуктивного межличностного взаимодействия в группе; развитие чувства команды; рассмотрение ключевых проблем организации с «внешней» позиции; открытость и доступность официального лидера; работа по разрешению конфликтов и интеграции альтернативных точек зрения; работа над раскрытием чувств; работа над схемой трансляции видения персоналу организации; систематизация дальнейшей работы по реализации видения, а при необходимости и его трансформации.

Создание продуктивного межличностного взаимодействия в группе предполагает обеспечение условий максимальной открытости и социальной безопасности, не только позволяющих, но и в известном смысле провоцирующих членов группы к содержательному обсуждению проблем, полностью или частично табуированных в условиях повседневной профессиональной деятельности, причем в максимально неформальной, доверительной манере. Как считает П. Вейл, «сюда включаются разговоры, происходящие между сотрудниками организации, которые в обычных условиях не имеют поводов для общения. Разговоры на темы, которые в обычных условиях, как правило, не затрагиваются. Разговоры на более личностном уровне, чем обычно... такие, которые участники вряд ли могут вести при обычных обстоятельствах»2.

Развитие чувства команды в данном контексте подразумевает прежде всего повышение групповой сплоченности и осознание членами группы важности межличностной кооперации и вклада каждого участника для реализации как групповых, так и индивидуальных целей. По справедливому замечанию П. Вейла, «слишком часто члены организации нуждаются в укреплении чувства команды еще до того, как можно начать говорить о выработке общего видения. Чувство команды укрепляется путем выполнения различных задач, порой в конкурентных условиях, которые порождают более тесные взаимоотношения между людьми»3. Заметим, что в этих целях могут использоваться и иные приемы и техники, направленные на усиление действия факторов, повышающих групповую сплоченность.

Рассмотрение ключевых проблем организации с «внешней» позиции предполагает отказ как от когнитивных, так и эмоциональных стереотипов, связанных с профессиональной деятельностью членов группы, и возможность оценить силу, слабость и перспективы организации в широком контексте, связанным с изменениями, происходящими в отрасли и обществе в целом. Как считает П. Вейл, «формулирование видения предполагает необходимость занять более “отдаленную” точку наблюдения. Используя специальные упражнения, члены организации могут лучше оценить, в каком направлении развиваются мировые процессы и какие конкретно роли должна сыграть организация в создавшихся условиях. ... Часто члены организации узнают о ней и среде, в которой она существует, много интересного, то, о чем раньше им никогда не приходилось слышать: например, о имеющихся у организации возможностях или о существовании угроз. Такой опыт поясняет многое и может послужить мощным толчком к формированию более ясного видения»1.

Работа по разрешению конфликтов и интеграции альтернативных точек зрения прежде всего, подразумевает решительный отказ от попыток «заморозить» и «затушевать» конфликты, возникающие в процессе работы по формированию видения, а также от игнорирования любых, даже самых абсурдных, на первый взгляд, точек зрения. Это тем более важно, поскольку «любое обсуждение столь важных вопросов, как организационное видение, может выявить (и, более того, практически всегда выявляет - В. И., М. К.) существование различных мнений и точек зрения на вопрос, а часто и вполне обозначившиеся конфликты. Если эти разногласия не признавать и не разрешать, они будут проявляться в интерпретации видения сотрудниками, за счет чего не удастся достичь необходимой приверженности общему делу»3.

Работа над раскрытием чувств необходима, поскольку полноценное видение, как уже отмечалось выше, обязательно содержит отчетливо выраженный эмоциональный компонент - «...видение - не просто абстрактное представление об организации. Это прочувствованное лично представление об организации, какой она может стать, о ее человеческих ценностях, и о роли, которую каждый может сыграть в реализации видения». Кроме того, возможность открыто выражать не только содержание перспективных целей, но и связанные с ним эмоции существенно повышают эффективность групповой работы по формированию видения. Более того, по мнению П. Вейла и его коллег, без этого работа обречена на неуспех: «Энтузиазм, страсть, приверженность, оптимизм, ощущение настоятельной необходимости - вот самые важные чувства. Если они не возникают на семинаре, посвященном формированию видения, это значит, что обсуждаемое не вызвало интереса у участников»1.

Работа над схемой трансляции видения персоналу организации, в отличие от предшествующих факторов, носит отчетливо выраженный конвергентный характер. Она предполагает создание надежно функционирующих каналов доведения сформулированного видения в доступной и эмоционально привлекательной форме до всех сотрудников организации. Это тем более важно, что «в возбуждении, сопутствующем формированию видения, легко забыть, что успех зависит от того, что участники совещания смогут донести до рабочих мест, что они скажут сотрудникам, которые не были на совещании, какие шаги предпримут, чтобы начать внедрять видение и т. д. Если не будут подняты эти вопросы на семинаре, практический успех менее вероятен. Если видение не оказывает большого влияния на организацию, то, скорее всего, слишком мало внимания было уделено повседневной работе, что будет проводится по его окончании»2.

Систематизация дальнейшей работы по реализации видения, а при необходимости и его трансформации наиболее тесно связана с предыдущим фактором. Ее необходимость обусловлена необходимостью постоянной проверки траектории движения организации к намеченной цели, оценки промежуточных результатов, а также при необходимости внесения корректив как в само видение, так и в схему его трансляции персоналу организации. Как отмечают на основе анализа результатов научно-исследовательской и практической работы П. Вейл и его коллеги, часто участники семинаров и других форм групповой работы по формированию видения совершенно самостоятельно приходят к выводу о необходимости продолжения работы в подобном формате вплоть до полной реализации видения.

Легко заметить, что все перечисленные факторы тесно взаимосвязаны друг с другом. Поэтому П. Вейл приходит к совершенно обоснованному выводу о том, что «на эффективных семинарах по формированию видения обязательно обращают внимание на все восемь факторов. На менее успешных - обязательно проигнорируют какие-то»3. Как показывает практика, привлечение социального психолога для организации и оптимизации работы по формированию видения является наиболее эффективным средством избежать этих и иных упущений. Вполне понятно, что в таком случае обеспечение условий для формирования качественного группового видения в организационном контексте, отслеживание этого процесса и управление им являются непосредственной предметной задачей социального психолога-практика, на решение которой направлены его усилия. Однако и при решении прикладных социально-психологических задач, не имеющих непосредственного отношения к формированию видения, вопрос о реальных целях и путях их достижения как группы в целом, так и отдельных ее членов, как правило, является высоко значимым. Поэтому практический социальный психолог, работая с конкретной общностью, должен иметь исчерпывающую информацию о целевых намерениях ее членов и ее в целом как коллективного субъекта, так как в противном случае он оказывается неспособным соотнести свои профессиональные цели с индивидуальными и групповыми целями в вверенной его попечению общности.