Необразованность необразованный. Образованный негодяй – бич нашего времени


Теодор Рузвельт, 26-й президент США, сказал однажды, что обычный вор может украсть мешок угля, зато вор с высшим образованием - железную дорогу. И обычный человек тоже хочет приобщиться к этой алхимии воровства.

В XVIII веке сказано было, что наступит время, когда разбойники перестанут прятаться в горах, а будут жить и воровать в городах. Это сказал святой Косма, слова которого достойны того, чтобы в золоте отлить их и поместить на всем видное место.

Он говорил слова, непонятные современникам. Зато мы - поздние рода - привычно живем в атмосфере сбывшихся пророчеств Космы. Он сказал, что будут бегать по дорогам быстрее зайца телеги без лошади. И тогдашние слушатели улыбались и перемигивались. Мол, вот заливает! А мы привычно садимся за руль автомобиля или в его салон и обгоняем зайцев.

Косма говорил: «Мир будет опутан тонкой ниткой, и если чихнешь в Константинополе, то в Москве будет слышно». Не знаю, что думали непосредственные слушатели, но наши чихи действительно слышны во всем мире благодаря телефону, компьютеру и проч.

Косма говорил про железных птиц, то мирно летающих по небу, а то и изрыгающих огонь, про несколько деревень, помещающихся в одном доме, про дьявола, залезшего в ящик и оттуда кричащего. И мы сегодня действительно живем в многоэтажных домах, вмещающих несколько деревень разом; над нами привычно летают серебристые железные птицы. Только телевизор из «ящика» успел превратиться в плоскую плазму, но из него по-прежнему частенько кричит дьявол.

Я о том, что странные для XVIII века слова равноапостольного Космы стали повседневным фактом в XX и XXI веках. И значит, верить святому можно. Его слова верны. Верны в том числе и в отношении разбойников, которые когда-то носили шкуры и жили в горах (у нас - в лесах), а теперь одеты в дорогие костюмы и живут в городах.

У воровства вполне конкретная психология. Не думаю, что скажу об этом все до дна и все правильно, но думаю следующее. Вор придумывает для себя право на воровство, некую оправдательную теорию. «Я могу красть у государства, потому что оно крадет у меня и всех остальных».

Или: «Я представитель высшей расы и могу взять все, что понравится, у представителей расы низшей». Вот примеры двух оправдательных тезисов для существования воровства при социализме и при колониализме соответственно. И такие оправдательные тезисы есть для всякой модели воровства: от запускания руки в чужой карман в толпе до преступной приватизации.

Вор не хочет трудиться и презирает созидательный, кропотливый ежедневный труд. Либо ему по-воровски «западло», либо он аристократически отучен от элементарного трудолюбия, либо что-то еще. Но трудиться, по его мнению, должны другие, а он имеет им же выдуманное право отбирать или тайно присваивать плоды чужого труда. Причем в размерах, далеко превышающих потребности отдельного человека.

Если присвоенные плоды чужих трудов достигают огромных размеров, вору нужно легализовываться. Дон Корлеоне всегда хочет, чтобы кто-то из его сыновей стал сенатором или губернатором одного из штатов. На известных этапах и в известных объемах богатство рождает власть. Богатство становится властью само либо тесно связывается с существующей властью. Мелких воров будут ловить и далее, но гений воровства станет-таки сенатором, или парламентарием, или кем-то в этом роде.

Очевидно, ему не помешает для этого образование или его формальное наличие, ему понадобится статусное жилье и атрибуты нового быта. Он реально словно выйдет из леса, и сменит шкуру на костюм, и станет жить в особняке, а не в пещере среди награбленных сокровищ.

Прозорливым оком святой Косма видел из века XVIII эту метаморфозу преступности, имевшую произойти в поздних веках. Об этом еще одно из его пророчеств: «Беда к вам придет от образованных». В широком смысле слова именно «образованные» научили многих людей верить в то, что Бога нет, а человек - сын обезьяны.

Это они сделали так, что (по слову Космы) «тарелки ваши будут полны, но есть пищу будет нельзя», а «реки станут грязными». Но в узком смысле, в смысле воровства они - образованные - тоже преуспеют.

Тут мы выслушаем голос иного хора, но поющий о том же. Теодор Рузвельт, 26-й президент США, сказал однажды, что обычный вор может украсть мешок угля, зато вор с высшим образованием - железную дорогу. С составами угля, разумеется.

Образованный негодяй - бич нашего времени. Вор в шерстяном костюме и в рубашке с золотыми запонками. Вор на трибуне, вор в судейской мантии или кресле большого начальника. Вор, лезущий в бизнес ради присвоения чужого, а в политику - за юридическим иммунитетом.

Он горд и уверен, что «право имеет». Он презрителен к прочему человечеству и в иные времена с удовольствием бы купил себе дворянство. Его достоинства - изворотливость змея, неутомимость в лукавстве, подозрительность, патологическая жадность.

Он ненасытен, как ад, и развратен, как персонаж римской истории времен упадка. Святого ничего нет для него, хотя с экрана ящика или плазмы он словоохотлив в рассуждениях о святыне.

Простому человеку совершенно некуда деться от этой всеразъедающей ржавчины. И если он добр, этот простой человек, то закрывает глаза и уши, говоря: «Господи! Сохрани!» Но если он гнил, этот простой человек, то его мучает зависть при виде успеха нечестивых.

Он тоже хочет приобщиться к алхимии бумажного воровства, к манипуляциям с цифрами и законами. Он хочет славы, праздности и роскоши. Хочет безнаказанности и вседозволенности. А когда придет беда, этот простой человек с гнилью зависти внутри будет наказан так же, как тот, кому он завидовал. По законам духовного родства они одинаковы.

И нам нужно видеть беду. Нужно точно ее идентифицировать и понять, можем ли мы влиять на ситуацию. Если не можем, то лучше устраниться, словно выйти из дома, готового обрушиться. Кроме того, страдание от образованных воров - не единственная беда современного человечества. Вот, например, что еще видел вдали святой Косма - и что мы видим перед носом.

В школах появятся такие вещи, что ум ваш не вместит.

Мы увидим, как земля наша превратится в Содом и Гоморру.

Люди будут бедными, так как не будут иметь любви к деревьям и растениям.

Много еще иного на пользу сказал и сделал святой Косма, названный Этолийским, бедному грешнику на утешение, ищущим разума - на вразумление. А нечестивому - на прохлаждение распаленной страстями души. Авось вздрогнет от страха или всплакнет от умиления. Ведь пока грешники каются, а нечестивые вздрагивают от уколов совести, жизнь продолжается.

Протоиерей Андрей Ткачев

Я не согласен с данным высказыванием, потому что сейчас, в наше время, все чаще сталкиваешься с хамством даже со стороны образованных людей. Это не очень приятно, когда видишь высокого молодого человека опрятно одетого и обутого с высшим образованием, который в душе полный негодяй и ведет себя неподобающе. Как не вертись, деньги решают все, а если и не все, то многое. Также и образование, нет гарантии что тот или иной человек, получивший диплом об окончании высшего учебного заведения, действительно является образованным, не вольно засомневаешься, не по блату ли он прошел?
Бывает, что малоимущий, без высшего, даже без среднего образования, куда образованней других людей, но окончивших высшее учебное заведение.
И яркий тому пример мой знакомый. Он живет на улице, точнее в подвале, даже не имея собственного дома, питаясь через день, он находит в себе силы жить. Нет, он не оканчивал никаких институтов, он отучился всего 8 классов, но по тем меркам, когда образование было очень хорошим и тщательно отслеживалось, это много значит. Он не стал попрошайкой или вором, он куда честнее многих из нас. Мне нравилось с ним беседовать по вечерам, как оказалось он был очень начитанным.
Внешность бывает обманчивой, важно смотреть не на оценки "корочки", а на то, каков человек сам по себе, как он ведет себя на людях, чем он живет.

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Укажите его тему и основную мысль.Определите стиль речи текста(докажите своё мнение).Определите,в каких предложениях для связи придаточного с главными

употреблены союзы,в каких союзные слова. Юноши и девушки, задумайтесь над тем, что придет время, когда вы, отцы и матери своих сыновей и дочерей, станете слабыми, бессильными, дряхлыми. И вам самим, и детям вашим будет ясно, что вы доживаете свой век. Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, - это искренняя, преданная, верная любовь детей. Все другие радости бледнеют перед этой высшей, истинно человеческой радостью. По-настоящему счастлив и мудр тот, кто всю свою жизнь умеет по крупице накапливать это богатство. Хранилище этого богатства - души ваших детей. Имя ему - ваша ответственность перед детьми. Заботьтесь об этом богатстве, оно возвратится к вам. Знайте, что придет время, когда дети ваши станут сильнее и мудрее вас, отцов, - это неизбежная и очень мудрая закономерность жизни. И единственным источником вашего счастья будет сознание того, что сами вы в духовной жизни своих детей стали огромной, ни с чем не сравнимой ценностью, потому что в вашем разуме, в вашем сердце, в каждом вашем побуждении и устремлении дети будут видеть прежде всего ваш долг и вашу ответственность. Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно.

Читайте также

напишите пожалуйста сочинение-рассуждение по тексту Вещи и книги Л. Лиходеев Вещи и книги, книги и вещи...

Мы живём среди овеществлённых человеческих мыслей, вступивших некогда в спор с забвением и одержавших победу.

Самыми ценными памятниками являются те, которые создавались не из тщеславия или чванства, не с целью возвыситься или унизить, - а просто так, в рабочем порядке, без заботы преодолеть забвение. Они-то, собственно говоря, и стали основой наших знаний, нашей культуры и, может быть, даже нашего существования.

Почти все имена людей, создавших эти памятники, исчезли. Но овеществлённая мысль их осталась навсегда. Мы знаем, кто придумал паровоз, но не знаем, кто придумал колесо, без которого этот паровоз не поехал бы.

Овеществлённые мысли ждут нас, когда мы ещё не появились на свет, и сопровождают нас всю жизнь. Но всех нетерпеливее нас ждут книги.

Вещи не требуют собеседника. В вещах есть что-то безразличное, может быть, даже высокомерное. Они созданы для того, чтобы служить, и они служат – не бойко, не лениво, а в пределах своего назначения. Они появляются на свет без радости и исчезают без печали. Они живы, пока живут, и живут, пока служат. Книги без собеседника мертвы. Они могут молчать многие годы. Но когда приходит собеседник – они оживают. У них особая судьба. В отличие от вещей они умеют печалиться и радоваться, потому что кроме ума и догадливости в них ещё вложены страсти.

Ещё нас не было на свете, а в книгах уже жили страсти, те самые, которые охватили нас, когда мы появились на свет. Мы размышляли о своём бытии, а в книгах уже давно были проложены тропы наших размышлений. Мы изобретали велосипеды, а в книгах томилось указание на то, что велосипед в данной области уже изобретён.

Книги ждут собеседника. И в отличие от вещей им вовсе не всё равно, кто к ним явится в этом качестве. Потому что они бывают скрытны и болтливы, лукавы и простодушны, застенчивы и велеречивы. Люди одинаково пользуются вещами. Для того чтобы напиться, каждый открывает кран в одну и ту же сторону. Но каждый обращается с книгой по-своему. Один читает в ней то, что написано, другой не, что написано, а то, что хочет прочесть, третий не видит написанного потом, что не желает видеть. Вещи живут во времени. Время живёт в книгах.

Время умещается в них на бесконечно малых пространствах, размеренное, исчисленное, предопределённое. Время мудрее вещей. Книги мудрее времени. Потому что, время, попавшее в книгу, застывает в ней таким, каким оно было на самом деле.

Книги мудрее времени. Они оставляют в себе время, которое ушло. В них мы находим опавшие листья, которые никогда не истлеют, и свежие цветы, которые никогда не увянут.

Время покорно книгам. Потому что в них встречаются те, кто не совпал во времени. В них встретится тот, кто ещё не родился, с тем, кто ушёл навсегда. Встретятся, чтобы найти друг друга для беседы…

Годы наплывают на нас, и мы уходим в них, оставляя за собой дела и книги. Истины и заблуждения остаются на страницах ждать собеседника, который придёт отделить плевелы от зёрен.

I. Будь щедрым и бескорыстным. Скупость обедняет человека, превращает его в эгоиста и приобретателя. Вещи существуют для того, чтобы служить человеку, а не порабощать его. Вещи и блага – воплощение труда, поэтому по отношению к вещам судят о твоём отношении к человеку. Скупость – эгоистическая боязнь отдать частицу своей души другому человеку, ‹…› ему было лучше. Скупость постепенно вырождается в жадность, уродующую личность, её духовный мир, потребности, интересы. Жадность порождает бесчеловечность, человеконенавистничество. Противоядие, профилактика от скупости и жадности – щедрость души в годы детства, отрочества, ранней юности. Трудись так, чтобы созданное тобой для людей становилось частицей твоей души, но, отдавая творение своей души людям, ты не должен чувствовать, что отрываешь что – то от сердца с болью. Щедрость души – дитя того соучастия, без которого немыслимо человеческое благородство. По-настоящему щедрым может быть лишь тот, кто умеет любить людей и жалеть их. Но и любовь к людям немыслима без первичной искры щедрости. II. Умей видеть вокруг себя щедрость и скупость, подлинное богатство души и безобразную убогость и наготу. Скупость и жадность – пусть эти пороки всегда вызывают у тебя гнев, осуждение, презрение.

ПОЖАЛУЙСТА, НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ)) Убыстрѐнный темп современного мира, материальные богатства, накопленные в нѐм, машины, сумасшедшие

скорости, перенаселѐнные города с их новой архитектурой, непрерывное движение, наконец, власть телевизора и кинематографа – всѐ это порой создаѐт ощущение подмены истинной красоты, замены сущности прекрасного и в реальном мире, и в человеке. (2) Порой нам кажется, что мы познали всѐ, что нас ничем не удивишь. (3) Закат в пролѐте улицы едва ли заставит нас остановиться на мгновение. (4) Звѐздное небо уже не кажется нам тайной тайн. (5) В буднях повседневных забот, в учащѐнном жизненном ритме, в шуме, суете мы скользим мимо прекрасного. (6) Мы уверены: истины на нашей ладони, они вроде бы так отчѐтливо видны, так привычны, что мы устали от них. (7) И в итоге обманываем самих себя. (8) Как бы ни господствовала на земле точная наука, мир и человек в нѐм ещѐ тайна, к которой мы только прикоснулись. (9) Но если бы некто всезнающий появился на земле и раскрыл вдруг все загадки Вселенной, это бы людям мало что дало. (10) Ибо каждому суждено пройти долгий путь познания, и роль человеческой памяти на этом пути огромна. (11) Ведь человеческая память, как известно, связана с комплексом ассоциаций. (12) Маленький толчок извне – и в нашем возбуждѐнном сознании возникают целые исторические картины, характеры, явления. (13) Память может что-то объяснить, она может быть даже орудием исследования. (14) Одним людям память дана как наказание, другим – как ответственность. (15) Человек не может заставить себя не думать, не вспоминать, не обобщать. (16) Процесс познания начинается с прошлого, он не может быть отъединѐн от настоящего и локализован. (17) И я думаю, что такой памятью- ответственностью и памятью познания были наделены и Шолохов, и Леонов, и Алексей Толстой, и Николай Островский, когда в тридцатых годах писали свои знаменитейшие романы. (18) Это было глубочайшее проникновение в прошлое, а следовательно, никогда не терявшее своей новизны открытие. (19) Двадцатые, а также тридцатые годы, таким образом, всеобъѐмно исследовались советской литературой. (20) Думаю, сейчас в нашем искусстве наступила пора тщательного исследования сороковых и пятидесятых годов. (21) Накоплен колоссальный жизненный и душевный опыт, связанный с этой эпохой. (22) Это исследование героического и трагического, исследование мужества народа и его характера. (23) Всѐ, что касается морали, - предмет искусства, а всѐ, что связано с моралью, лежит в социальной сфере. (24) Литература не может быть не социальной! (По Ю.Бондарѐву)

Умоляю помогите!!!напишите пожалуйста сочинение-рассуждение(№1 проблема,№2 коментарий к проблеме 2-3,№3 позиция автора,№4 аргументы..напишите понятное и

хорошее сочинение умоляю)
Роль памяти в духовном становлении человека огромна. Доказательство тому
народный опыт. Почему издревле на Руси придается такое большое значение
памяти Беспамятный человек

Неуважаемый. Человек же, способный хранить долгую память,

Нравственный образец. Есть в народе такая поговорка: Иван не помнящий
родства. Так называют самого последнего человека, того, кто не помнит
своего прошлого, своего рода, дел предшественников. Он самый
презираемый человек на Руси.

Порой меня поражает странное невежество молодых людей. Это плохое
знание истории, отсутствие той большой, высокой памяти, которая должна
присутствовать в человеке. Ведь он не летучий стручок в мире, у него
есть корни, а они в земле его предков, которые создавали наше
государство, обороняли его, которые создавали нашу культуру, строили,
обрабатывали землю.

Если человек хочет прожить жизнь ответственно, серьезно, прошлое должно быть частью его души, существа, естества человеческого.(Ю.Нагибин)

Вы находитесь на странице вопроса "Образованный человек не может быть негодяем, напишите, пожалуйста, сочинение-рассуждение!! или сделайте какие-нибудь набро ", категории "русский язык ". Данный вопрос относится к разделу "10-11 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "русский язык ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.

(М. В. Ломоносов )

Образованный человек - это не просто личность, имеющая диплом о законченном образовании. Данное понятие многолико и многогранно, складывается из множества критериев, формирующихся на протяжении всей жизни индивидуума.

Страницы истории

Что значит образованный человек? Наверняка многие из нас рано или поздно задавались этим вопросом. Чтобы ответить на него, необходимо обратиться к истории. А именно к тем дням, когда человечество начало делать успехи в развитии цивилизации.

Все создавалось и делалось постепенно. Ничего не появляется сразу, по взмаху могущественной руки Творца. «Сначало было Слово, и Слово было Бог». Зарождалось общение, жесты, знаки, звуки. Именно с этих времен следует рассматривать понятие образованности. У людей появился общий язык, первоначальная база знаний, которые они передавали детям из поколения в поколение. Человек приложил усилия к развитию письменности и речи. Беря свое начало из этих истоков, река времени принесла нас в настоящее. Было много извилин в русле этой реки, вложен немыслимый труд и проделана колоссальная работа. Но все же эта река принесла нас в ту жизнь, какой мы видим ее сейчас. Книги сохранили и донесли до нас все то, что создавал человек на протяжении столетий. Мы черпаем знания из этих источников и становимся образованными людьми.

Образованный человек: понятие, критерии, аспекты

Трактовка данного термина неоднозначна, исследователи предлагают множество определений, вариаций. Одни считают, что образованный человек - это индивидуум, закончивший учебное заведение и прошедший комплексное обучение в определенной сфере знаний. Например, таковыми являются врачи, педагоги, профессора, повара, строители, археологи, менеджеры и прочие специалисты. Другие утверждают, что, помимо государственно-коммерческого образования, личность должна иметь и социальный, жизненный опыт, полученный в путешествиях, поездках, в общении с людьми разных этносов, классов и уровней. Однако такое толкование является неполным, поскольку образованный человек - это личность определенных моральных устоев, сумевшая чего-то добиться в своей жизни благодаря своим знаниям, начитанности, культуре и целеустремленности. Из всего этого мы делаем вывод, что образованный - не только самый умный человек, но и личность с большой буквы. Поэтому большинство исследователей дают более точную характеристику данному термину. Они считают, что образованный человек - это индивидуум, получивший знания, которые предложены самой цивилизацией. Он обладает культурно-жизненным опытом, исторически накопленным в процессе развития и становления культуры, индустрии, промышленности и проч.

Образ образованного человека складывается из множества критериев и качеств личности:

  • Наличие образования.
  • Владение языками.
  • Культура поведения.
  • Расширенный кругозор.
  • Начитанность.
  • Широкий словарный запас.
  • Эрудированность.
  • Коммуникабельность.
  • Тяга к знаниям.
  • Красноречие.
  • Гибкость ума.
  • Умение анализировать.
  • Стремление к самосовершенствованию.
  • Целеустремленность.
  • Грамотность.
  • Воспитанность.
  • Толерантность.

Роль образования в жизни человека

Образованный человек стремится к познанию для ориентации в мире. Ему не столь важно знать, сколько элементов в таблице Менделеева, однако нужно иметь общее представление о химии. В каждой сфере знания такая личность ориентируется легко и непринужденно, понимая, что единичная точность абсолютно во всем невозможна. Это позволяет видеть мир под другим углом, ориентироваться в пространстве, делает жизнь яркой, насыщенной и интересной. С другой стороны, образование выступает, как просвещение каждого, наделение знаниями для возможности отличать действительность от навязываемого мнения. Образованный человек не поддается влиянию сектантов, рекламным уловкам, так как постоянно анализирует увиденное и услышанное, формируя единственно верное решение о реальности происходящего. При помощи образования индивидуум достигает поставленных целей, самосовершенствуется и самовыражается. Благодаря чтению эрудированный человек прислушивается к своему внутреннему миру, находит важные ответы, тонко чувствует мир, становится мудрым, эрудированным.

Значение школьного образования

Первым этапом становления каждой личности как "образованного человека" является начальное образовательное учреждение, а именно школа. Там мы получаем азы знаний: учимся читать, писать, рисовать, развернуто мыслить. И от того, насколько мы усвоим эту начальную информацию, во многом зависит наше будущее развитие, как полноценного представителя общества. С рождения родители развивают в ребенке тягу к знаниям, объясняя важность образования в жизни. Благодаря школе выявляются способности каждого ученика, прививается любовь к чтению, закладываются основы в обществе.

Школа является фундаментом становления каждого образованного человека. Она решает ряд важных задач.

  1. Начальное образование человека, передача социального, жизненного, научного опыта в значимых областях, исторически накопленного цивилизацией.
  2. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности (патриотизм, религиозные убеждения, семейные ценности, культура поведения, понимание искусства и проч.).
  3. Сохранение и укрепление здоровья как физического, так и психического, без которого человек не сможет самореализоваться.

Самообразования и социального, жизненного опыта недостаточно для того, чтобы стать образованным, поэтому роль школы в жизни современного индивидуума неоценима, незаменима.

Роль книг в образовании

В настоящее время педагоги воспринимают образ интеллигента как идеал образованного человека, к которому должен стремиться каждый учащийся, студент, взрослый. Однако данное качество не является приоритетным или обязательным.

Каким мы представляем образованного человека

У каждого из нас имеется свое по данной теме. Для одних образованный человек - это тот, кто закончил школу. Для других это люди, получившие специальность в определенной области. Третьи считают образованными всех умных людей, ученых, исследователей, тех, кто много читает и самообразовывается. Но именно образование - в основе всех определений. Оно в корне изменило жизнь на Земле, дало шанс самореализоваться и доказать самим себе, что все зависит от человека. Образование дает шанс сделать шаг в другой мир.

На каждом этапе становления личности человек воспринимает понятие образованности по-разному. Дети и ученики уверены, что это просто самый умный человек, который много знает и читает. Студенты смотрят на данное понятие с точки зрения образования, считая, что, закончив учебное заведение, они станут образованными людьми. Старшее поколение воспринимает этот образ более широко и глубокомысленно, понимая, что, помимо обучения, такая личность должна иметь собственный багаж знаний, социальный опыт, быть эрудированной, начитанной. Как мы видим, у каждого свое представление о том, что должен знать образованный человек.

Самореализация

Когда человек заканчивает школу, то испытывает необыкновенную радость, позитивные эмоции, принимает поздравления и пожелания стать достойным человеком в будущем. Получив аттестат, каждый выпускник становится на новый жизненный путь к самореализации, самостоятельности. Теперь нужно сделать важный шаг - выбрать учебное заведение и будущую профессию. Многие выбирают сложный путь для достижения заветной мечты. Пожалуй, это самый важный момент в жизни человека - выбрать профессиональную деятельность по душе, интересам, своим способностям и талантам. От этого зависит самореализация индивидуума в обществе, его дальнейшая счастливая жизнь. Ведь образованный человек - это, помимо всего прочего, человек, достигший успеха в той или иной области.

Важность образования в наше время

Понятие "образование" включает в себя слова - "образовать", "образовывать", что означает формирование человека как личности. Образует его внутренне "Я". Как перед собой в первую очередь, так и перед обществом, в котором он живет, занимается своей сферой деятельности, трудится и просто приятно проводит свое свободное время. Несомненно, хорошее образование в наше время просто незаменимо. Именно достойное образование открывает перед индивидуумом все двери, дает возможность попасть в "высшее общество", устроиться на первоклассную работу с достойной заработной платой и добиться всеобщего признания и уважения. Ведь знаний никогда не бывает много. С каждым нашим прожитым днем мы узнаем что-то новое, получаем определенную порцию информации.

К сожалению, в наш двадцать первый век, век цифровых технологий, коммуникаций и интернета, такое понятие как "образованность" постепенно отходит на второй план. С одной стороны, казалось бы, должно быть наоборот. Интернет, бездонный источник полезной информации, где все доступно. Не нужно лишний раз бегать по библиотекам, по сокурсникам в поисках пропущенной лекции и т. д. Однако наряду с полезной в Интернете содержится огромное количество бесполезной, ненужной и даже вредной информации, которая засоряет человеческий мозг, убивает в нем возможность адекватно мыслить, сбивает человека с пути. Зачастую некачественные ресурсы, бесполезные социальные сети намного больше завлекают человечество, нежели полезная для саморазвития информация из библиотек.

К чему приводит необразованность

Необразованный человек пребывает в заблуждении о том, что он все знает и ему больше нечему учиться. В то время как образованный до конца жизни будет уверен в том, что его образование не закончено. Он всегда будет стремиться познать то, что сделает его жизнь еще лучше. Если личность не стремится к познанию мира и саморазвитию, то в итоге приходит к обыденности, рутине, где работа не приносит ни удовольствия, ни достаточного заработка. Конечно же, необразованность не означает полное отсутствие каких-либо знаний, аттестатов. Человек может иметь несколько образований, но быть неграмотным. И наоборот, есть вполне образованные, начитанные люди, которые не имеют диплома, но обладают высоким интеллектом, эрудированностью благодаря самостоятельному изучению окружающего мира, наук, общества.

Необразованным людям сложнее самореализоваться, достичь желаемого, найти занятие по душе. Конечно же, вспомнив наших бабушек и дедушек, которые в свое время больше работали, нежели учились, мы понимаем, что можно пройти жизненный путь без образования. Однако придется преодолеть сложную дорогу, много физически работать, испортив как психическое, так и физическое здоровье. Необразованность можно представить как изолированный куб, в котором живет личность, не желая выйти за его границы. Вокруг будет кипеть и нестись бушующая жизнь, с великолепными красками, наполненная яркими эмоциями, пониманием, осознанием действительности. И стоит ли выйти за грань куба, чтобы насладиться истинным, свежим воздухом познания, - предстоит решать только самому человеку.

Подведем итоги

Образованный человек - это не только тот, кто хорошо закончил школу, учебное заведение и имеет высокооплачиваемую работу по специальности. Этот образ необычайно многогранен, включает в себя культуру поведения, интеллигентность, воспитанность.

Основные качества образованного человека:

  • образование;
  • грамотность;
  • умение правильно общаться и выражать свои мысли;
  • вежливость;
  • целеустремленность;
  • культура;
  • умение держать себя в обществе;
  • эрудированность;
  • стремление к самореализации и самосовершенствованию;
  • умение тонко чувствовать мир;
  • благородство;
  • великодушие;
  • выдержка;
  • трудолюбие;
  • чувство юмора;
  • решительность;
  • остроумие;
  • наблюдательность;
  • изобретательность;
  • порядочность.

Понятие "образованный человек" трактуется по-разному, однако главное во всех определениях - наличие образования, полученного разными способами: при помощи школы, вуза, самообразования, книг, жизненного опыта. Благодаря знаниям каждый из нас может достичь любых высот, стать успешной, самореализованной личностью, полноценной ячейкой общества, воспринимающей этот мир особенно.

В настоящее время трудно обойтись без образования, ведь любая область деятельности требует определенных навыков, умений. А жить в мире, ничего о нем не зная, подобно первобытному человеку, абсолютно бессмысленно.

В заключение

В статье мы рассмотрели основные критерии, определения образованной личности, ответили на вопрос, что значит быть культурным человеком. Каждый из нас расценивает и смотрит на вещи согласно своему социальному статусу и способности восприятия окружающего мира. Некоторые даже не догадываются, что для интеллигентного человека дурно говорить оскорбительные вещи в адрес собеседника. Некоторые же усвоили эту истину с малых лет. Ведь на мировоззрение человека в первую очередь влияет образованность людей, которые закладывали в него определенную информацию, были проводниками в эту жизнь.

Также мы выяснили, что начитанный человек - это индивидуум, читающий не только специальную, обучающую литературу, но и произведения классиков. Многое в этом мире взаимосвязано, но именно образование играет главную и решающую роль. Поэтому стоит отнестись к нему со всей серьезностью, желанием и пониманием. Мы сами хозяева нашей жизни. Мы сами творцы своей судьбы. И то, как мы проживем эту жизнь, целиком и полностью зависит только от нас. Несмотря на трудности, политические или военные, наши предки создали великолепные условия для нашей жизни. И в наших руках сделать эти условия еще лучше для наших потомков. Образование нужно нам для того, чтобы устроить свою жизнь по собственному желанию и стать счастливым человеком.

Повысить уровень своего образования через Интернет затруднительно. Для того чтобы стать эрудированной личностью, нужно не забывать посещать библиотеку и читать книги образованного человека. Предлагаем вашему вниманию популярные издания, которые непременно должен прочесть каждый образованный человек, это сделает вас интересным, начитанным, культурным собеседником.

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.
  2. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление.
  3. Браунер Дж. Психология познания.

Необразованность как качество личности – склонность, не имея достаточного образования и желания развивать силу разума, считать своё миропонимание законченным; проявлять дикость в знании человеческой природы.

Однажды лягушка, жившая у океана, отправилась в путешествие и прыгнула в колодец. Там её встретила лягушка, всю свою жизнь, жившая в этом колодце. Она спросила: - Интересно, а откуда ты пришла? - Я пришла от океана. Колодезная лягушка спросила: - А он больше, чем этот колодец? Конечно, в её глазах было недоверие, в её уме - сомнение: как что-то может быть больше, чем этот колодец, где я живу? Океанская лягушка рассмеялась и ответила: - Очень трудно сказать что-нибудь, так как там нет меры. Колодезная лягушка сказала: - Тогда я дам тебе меру, чтобы ты смогла это сделать. Она нырнула на четверть глубины колодца, одну четвёртую пути, и спросила: - Этого хватает? Океанская лягушка засмеялась и сказала: - Нет. Тогда та нырнула на половину глубины колодца и спросила: - Этого хватает? Океанская лягушка снова сказала: - Нет! Тогда та нырнула до самого дна колодца и торжествующе сказала: - Теперь ты не можешь сказать «нет». Океанская лягушка сказала: - Ты можешь обидеться, а я не хочу быть невежливой, но ответ по-прежнему тот же: нет!!! Тогда колодезная лягушка сказала: - Убирайся отсюда, ты, лгунья! Ничто не может быть больше этого колодца!

Необразованность – это полная уверенность в том, что твое образование закончено. Поэт Константин Симонов писал: «Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать своё образование незаконченным». Когда человек заявляет: «Мне не нужны чужие знания, я все секреты мироздания уже постиг», считай, что он покатился вниз по накатанной дороге деградации. Необразованный человек уподобляется коту – хвастуну, который собственными лапами «прошел все семь классов общеобразовательной школы», не пропуская ни одного. Семь. А почему же не десять? Да очень просто! Не мог он попасть на второй этаж школы, где как раз и расположены эти классы, потому что там… все форточки были закрыты. Но это его не расстроило, и он припевает: «Мне науки нипочём. Захочу, так сразу Стану лётчиком, врачом, Даже водолазом. Захочу, построю дом, с крышей и балконом. Вот каким я стал котом – умным и ученым. Спросите у папы, спросите у мамы, Я сам доказать вам на деле готов: Я самый великий, я самый, я самый, Я самый ученый из всех котов!»

Жизнь всегда пишется набело, в ней нет черновиков и множества дорог. Дорога всегда одна: либо вверх, либо вниз. Оставаться на одном месте – значит, регрессировать. Если человек не развивает свой разум, думая отсидеться на багаже прошлого, он регрессирует. Все его дипломы и научные степени со временем девальвируются, морально устаревают и, в конечном итоге, аннулируются в контексте оценки его образованности. Человек может иметь десять дипломов, но если его разум блокирован эгоизмом, он становится глух к новому знанию, он превращается в косную субстанцию, не желающую никого слушать, анализировать и сопоставлять другие точки зрения. Косный, пропитанный ядом эгоизма разум, — верный признак необразованности. То, чему его учили двадцать лет тому назад в институте, скорее всего, уже устарело, но он продолжает фонтанировать ложными тезисами, извергать устаревшие взгляды на тот или иной объект или ситуацию.

Иными словами, образованность – это движение вперед, это постоянная забота о развитии разума, а необразованность – это застой и деградация разума, это косность и ретроградство, это агрессивная настроенность к мудрым словам: «Век живи – век учись!» Образованность – это не напечатанная банкнота, которую с чувством самодовольства можно положить в карман, чтобы при первой надобности оттуда доставать и предъявлять миру, как гарантию своей платежеспособности. В отличие от необразованности, она ежедневно должна быть готова пройти переаттестацию, проводимую жизнью.

Было бы банальным и недалеким подразумевать под необразованностью исключительно отсутствие аттестатов, дипломов, знания языков. К примеру, в Нигерии 529 языков, из них 522 живых и 7 вымерших. Из всех языков 22 используются в образовании, 80 развивающихся, 358 энергичных, 20 проблемных и 42 вымирающих. Чтобы попросить щепотку соли у соседей в другой деревне, приходится учить новый язык. Большинство нигерийцев свободно владеют, как минимум, четырьмя языками. При этом местные языки серьезно отличаются друг от друга. Схожесть между ними примерно такая же, как у английского языка с итальянским. Разве знание четырех языков делает нигерийцев эталоном образованности?

Еще один пример. Все согласятся, что профессия хирурга требует соответствующей подготовленности. Один из пионеров сосудистой хирургии – австриец Роберт Патон изобрёл новую технику сшивания артерий. Он научился этой технике у французских белошвеек, способных сделать сотни крошечных стежков на одном квадратном сантиметре ткани. Они могут «прихватывать» нужный участок специальным узлом за считанные секунды. Именно эта техника, применённая доктором Робертом Патоном, позволила достаточно быстро останавливать кровотечение и сшивать вены и сосуды таким образом, что прежде безнадёжные пациенты, оказывались излеченными. Можем ли мы лишь на этом основании причислять белошвеек к образованным людям?

Образованность как качество личности – это способность проявлять на практике гармоничное единство хороших качеств личности с обязательным минимумом жизненного опыта, специального образования, культуры и эрудиции, это желание постоянно взращивать в себе разум, самостоятельно решать проблемы, опираясь на знания, ставшие частью жизненного опыта.

Необразованность – невежда в науке – как жить. Зачастую не ее вина, а ее беда то, что она не смогла получить должное образование. Формальная необразованность — не повод глумиться над ней с высоты своих знаний. Безусловно, у образованности есть одно несомненное преимущество перед необразованностью – она опирается на преемственность знания, она отталкивается от знаний уже выработанных человечеством. Великий Ньютон как-то сказал: ««Я видел дальше других только потому, что стоял на плечах гигантов». «Гигантами», на плечах которых стоял Ньютон, были ученые-предшественники, а также полученное образование и самообразование. Необразованности, если есть к тому желание, нужно до всего доходить самой, в том числе и в науке – как правильно жить.

Кто освоил разумные истины, как правильно жить, не только образован, но и мудр. Необразован человек, не осознающий, что согласно законам мироздания за каждый свой непотребный поступок придется отвечать. Полностью необразован человек, убивающий себе подобного, ибо не понимает, что сколько раз он убил, столько раз будет убит. Для вечности и тысяча жизней – мгновение. Убил тысячу человек – за каждого расплатишься своей жизнью. Безразлично сколько у него ученых степеней, высших образований, сколько он знает языков. Если человек не понимает, что он будет нести ответственность за свои поступки — это признак необразованности.

Взять, к примеру, семейные отношения. Женщину, не умеющую строить отношения с мужем, образованной не назовешь. Пусть у нее в ящике столика пылится охапка дипломов, но если она не понимает природу мужчины и свою собственную природу – счастья не видать и виной тому необразованность в отношениях. Образование должно развивать природу человека. Кроме специальных наук, оно должно научить женщину правильно выстраивать отношения.

Необразованность – когда женщина не знает, как проявить свою природу, свои лучшие качества личности – заботливость, нежность, покладистость, верность, гибкость, словом, весь богатейший арсенал женственности. Вместо этого ее пичкают в школе математикой, физикой, химией. Спросите любую женщину, помогла ли ей в отношениях с мужем таблица Менделеева? Лаской и радушием она пользуется в отношениях с мужем или тангенсом с котангенсом? Безусловно, благоразумная женщина не должна пребывать за бортом культуры, эрудиции и образования, иначе с ней будет просто-напросто не интересно. Но она должна осознавать, что наряду с этим истинная женская образованность предполагает знание, как оптимально выстраивать отношения с близкими людьми. Женщина испытывает истинный вкус счастья не на работе, а в личных отношениях, поэтому образованность в этой сфере разумно считать приоритетной. Когда знание, как правильно жить, становится частью жизненного опыта женщины, ее справедливо можно считать образованной.

Анекдот в тему. Умер муж. Осталась вдова. Родственники посовещались и решили, что надо бы вдову выдать замуж, а то и до греха недалеко. Нашли подходящего жениха, тоже вдовца. Одна беда, мясник он, человек простой, необразованный. Однако вдова решилась и вышла за него замуж. В первый же вечер муж говорит: — Еще моя тетя говорила, что хороший муж ни за что не сядет за стол, не переспав с женой. Переспали. После ужина опять: — А мой дедушка говорил, что умный муж ни за что не ляжет спать, не переспав с женой. Утром: «А моя покойная бабушка…», перед обедом: «А мой дядя…» Через пару недель вдову спросили, как ей живется с таким необразованным мужем. Она ответила: — Конечно, мой новый муж не такой интеллигентный и образованный, как старый, но зато он из такой хорошей семьи!!!

Петр Ковалев

Теодор Рузвельт, 26-й президент США, сказал однажды, что обычный вор может украсть мешок угля, зато вор с высшим образованием – железную дорогу. И обычный человек тоже хочет приобщиться к этой алхимии воровства.

В XVIII веке сказано было, что наступит время, когда разбойники перестанут прятаться в горах, а будут жить и воровать в городах. Это сказал святой Косма, слова которого достойны того, чтобы в золоте отлить их и поместить на всем видное место.

Он говорил слова, непонятные современникам. Зато мы – поздние рода – привычно живем в атмосфере сбывшихся пророчеств Космы. Он сказал, что будут бегать по дорогам быстрее зайца телеги без лошади. И тогдашние слушатели улыбались и перемигивались. Мол, вот заливает! А мы привычно садимся за руль автомобиля или в его салон и обгоняем зайцев.

Косма говорил: «Мир будет опутан тонкой ниткой, и если чихнешь в Константинополе, то в Москве будет слышно». Не знаю, что думали непосредственные слушатели, но наши чихи действительно слышны во всем мире благодаря телефону, компьютеру и проч.

Косма говорил про железных птиц, то мирно летающих по небу, а то и изрыгающих огонь, про несколько деревень, помещающихся в одном доме, про дьявола, залезшего в ящик и оттуда кричащего. И мы сегодня действительно живем в многоэтажных домах, вмещающих несколько деревень разом; над нами привычно летают серебристые железные птицы. Только телевизор из «ящика» успел превратиться в плоскую плазму, но из него по-прежнему частенько кричит дьявол.

Я о том, что странные для XVIII века слова равноапостольного Космы стали повседневным фактом в XX и XXI веках. И значит, верить святому можно. Его слова верны. Верны в том числе и в отношении разбойников, которые когда-то носили шкуры и жили в горах (у нас – в лесах), а теперь одеты в дорогие костюмы и живут в городах.

У воровства вполне конкретная психология. Не думаю, что скажу об этом все до дна и все правильно, но думаю следующее. Вор придумывает для себя право на воровство, некую оправдательную теорию. «Я могу красть у государства, потому что оно крадет у меня и всех остальных».

Или: «Я представитель высшей расы и могу взять все, что понравится, у представителей расы низшей». Вот примеры двух оправдательных тезисов для существования воровства при социализме и при колониализме соответственно. И такие оправдательные тезисы есть для всякой модели воровства: от запускания руки в чужой карман в толпе до преступной приватизации.

Вор не хочет трудиться и презирает созидательный, кропотливый ежедневный труд. Либо ему по-воровски «западло», либо он аристократически отучен от элементарного трудолюбия, либо что-то еще. Но трудиться, по его мнению, должны другие, а он имеет им же выдуманное право отбирать или тайно присваивать плоды чужого труда. Причем в размерах, далеко превышающих потребности отдельного человека.

Если присвоенные плоды чужих трудов достигают огромных размеров, вору нужно легализовываться. Дон Корлеоне всегда хочет, чтобы кто-то из его сыновей стал сенатором или губернатором одного из штатов. На известных этапах и в известных объемах богатство рождает власть. Богатство становится властью само либо тесно связывается с существующей властью. Мелких воров будут ловить и далее, но гений воровства станет-таки сенатором, или парламентарием, или кем-то в этом роде.

Очевидно, ему не помешает для этого образование или его формальное наличие, ему понадобится статусное жилье и атрибуты нового быта. Он реально словно выйдет из леса, и сменит шкуру на костюм, и станет жить в особняке, а не в пещере среди награбленных сокровищ.

Прозорливым оком святой Косма видел из века XVIII эту метаморфозу преступности, имевшую произойти в поздних веках. Об этом еще одно из его пророчеств: «Беда к вам придет от образованных». В широком смысле слова именно «образованные» научили многих людей верить в то, что Бога нет, а человек – сын обезьяны.

Это они сделали так, что (по слову Космы) «тарелки ваши будут полны, но есть пищу будет нельзя», а «реки станут грязными». Но в узком смысле, в смысле воровства они – образованные – тоже преуспеют.

Тут мы выслушаем голос иного хора, но поющий о том же. Теодор Рузвельт, 26-й президент США, сказал однажды, что обычный вор может украсть мешок угля, зато вор с высшим образованием – железную дорогу. С составами угля, разумеется.

Образованный негодяй – бич нашего времени. Вор в шерстяном костюме и в рубашке с золотыми запонками. Вор на трибуне, вор в судейской мантии или кресле большого начальника. Вор, лезущий в бизнес ради присвоения чужого, а в политику – за юридическим иммунитетом.

Он горд и уверен, что «право имеет». Он презрителен к прочему человечеству и в иные времена с удовольствием бы купил себе дворянство. Его достоинства – изворотливость змея, неутомимость в лукавстве, подозрительность, патологическая жадность.

Он ненасытен, как ад, и развратен, как персонаж римской истории времен упадка. Святого ничего нет для него, хотя с экрана ящика или плазмы он словоохотлив в рассуждениях о святыне.

Простому человеку совершенно некуда деться от этой всеразъедающей ржавчины. И если он добр, этот простой человек, то закрывает глаза и уши, говоря: «Господи! Сохрани!» Но если он гнил, этот простой человек, то его мучает зависть при виде успеха нечестивых.

Он тоже хочет приобщиться к алхимии бумажного воровства, к манипуляциям с цифрами и законами. Он хочет славы, праздности и роскоши. Хочет безнаказанности и вседозволенности. А когда придет беда, этот простой человек с гнилью зависти внутри будет наказан так же, как тот, кому он завидовал. По законам духовного родства они одинаковы.

И нам нужно видеть беду. Нужно точно ее идентифицировать и понять, можем ли мы влиять на ситуацию. Если не можем, то лучше устраниться, словно выйти из дома, готового обрушиться. Кроме того, страдание от образованных воров – не единственная беда современного человечества. Вот, например, что еще видел вдали святой Косма – и что мы видим перед носом.

– В школах появятся такие вещи, что ум ваш не вместит.

– Мы увидим, как земля наша превратится в Содом и Гоморру.

– Люди будут бедными, так как не будут иметь любви к деревьям и растениям.

Много еще иного на пользу сказал и сделал святой Косма, названный Этолийским, бедному грешнику на утешение, ищущим разума – на вразумление. А нечестивому – на прохлаждение распаленной страстями души. Авось вздрогнет от страха или всплакнет от умиления. Ведь пока грешники каются, а нечестивые вздрагивают от уколов совести, жизнь продолжается.

Протоиерей Андрей Ткачев