Место и способ образования звука ц. По способу образования шума или способу образования преграды

Классификация согласных по способу образования предполагает учёт характера преграды, способа её преодоления и времени артикуляции. В зависимости от этого согласные делятся на четыре группы:

1) смычные, взрывные, мгновенные, при образовании которых в ротовой полости появляется преграда в виде смычки (смычные), которая взрывается воздушной струей (взрывные), что происходит мгновенно (мгновенные) - [б], [б’], [п], [п’], [д], [д’], [т], [т’], [г], [к], [(г’)] [(к’)];

2) щелевые, фрикативные, длительные, при образовании которых в ротовой полости возникает преграда в виде щели (щелевые), при прохождении через которую воздушная струя образует трение, фрикацию (фрикативные), что происходит в течение более длительного, по сравнению со смычными, времени (длительные) - [в], [в’], [ф], [ф’], [з], [з’], [с], [с’], [ж], [ш], [ж’], [ш’], [х], [(х’)] ,[(γ)], [ј], [(i)];

3) смычно-щелевые, аффрикаты, при образовании которых в ротовой полости возникает преграда в виде смычки, которая не взрывается воздушной струей, как у смычных, а переходит в щель, образуя сложную, слитную, но единую артикуляцию - [ц], [(дз)], [ч’], [(дж’)];

4) смычно-проходные, при образовании которых в ротовой полости возникает смычка, которая не взрывается воздушной струей, как у смычных, не переходит в щель, как у смычно-шелевых, аффрикат; воздушная струя обходит смычку через нос, образуя носовые - [н], [н’], [м], [м’], но боковым сторонам языка, образуя боковые, ротовые - [л], [л’], или производит дрожание, вибрацию, кончика языка, образуя дрожащие, вибранты - [р], [р’].

По месту образования согласные классифицируются в зависимости от активных органов (нижняя губа и язык) и пассивных органов (верхняя губа, зубы и нёбо). Некоторое расхождение в классификациях в учебной литературе связано с тем, активным или пас-сивным органам отдается предпочтение. Так, например, переднеязычные называются пе-редненёбными зубными или нёбно-зубными, среднеязычные-средненёбными, заднея-зычные-задненёбными.

По-разному решается вопрос о принадлежности [г’], [к’], [х’] к заднеязычным, как и [г], [к], [х], или к среднеязычным, в отличие от последних. Наилучшей из существующих классификаций можно считать классификацию Р.И. Авансесова, согласно которой по активному органу согласные делятся на губные и язычные, при этом в зависимости от того, какая часть языка артикулирует, язычные подразделяются на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные; по пассивному органу губные делятся на губно-губные и губно-зубные, а переднеязычные - на зубные и нёбно-зубные.

Примечание. В данной таблице не учтены сонорные с частичной утратой голоса, которые произносятся в конце слова после глухого согласного, например [п’о’тр], в начале слова перед глухим согласным, например [рта’], и в некоторых других позициях.

По наличию-отсутствию голоса согласные делятся на звонкие и глухие. Такое деление, но классификации Р.И. Аванесова, касается как шумных, так и сонорных согласных, которые в конце слова после глухих могут утрачивать голос, например, [д] - шумный, звонкий, [т] -шумный, глухой; [л] - сонорный, звонкий, [л] - сонорный, глухой.

В позициях озвончения вместо [ц], [ч’], [х] произносятся [дз], [дж’], [γ]. Кроме указанных позиций, [γ] может употребляться вместо [г] в отдельных церковнославянских но происхождению словах (Бог, Господь и др.); при оглушении в них произносится [х]. Но и в этих словах [г] и [к] взрывные вытесняют [γ] и [х] фрикативные.


По наличию-отсутствию дополнительной среднеязычной, йотовой артикуляции, палатализации согласные делятся на мягкие, имеющие, кроме основной, дополнительную, йотовую артикуляцию, и твердые, не имеющие этой артикуляции. Необходимо обратить внимание на то, что краткие шипящие [ж], [ш] и свистящий [ц] в русском языке являются твердыми, несмотря на существующие написания жи, ши, ци типа жираф, широкий, цифра, ставшие традиционными и обусловленные фонетикой древнерусского языка, в котором в определенный период они были мягкими.

Долгие шипящие [ж’], [ш’] в соответствии с современными орфоэпическими нормами являются мягкими. При этом звук [ж’] соответствует сочетанию букв зж не на стыке морфем (визжать - [в’иж’а’т’]); жж (вожжи - [во’ж’и]), но в последнее время он всё чаще произносится твердо.

На стыке морфем может быть только твердый [ж] (разжать - [р^жа’т’]). Звук [ш’] соответствует букве щ или сочетанию букв сч (счастье - [ш’а’с’т’iь]), зч (перевозчик - [п’ър’иэво’ш’ик]), жд (дождь - [до’ш’]), но такое произношение определяется московской орфоэпической нормой; ленинградский произносительный вариант - [ш’ч’], [ш’т’] ([ш’ч’а’сiiъ], [до’ш’т’], [п’ър’иэво’ш’ч’ик]); он иногда встречается у москвичей на стыке морфем, особенно корня и суффикса (перевозчик - п’ър’иэво’ш’ч’ик). Звук [ш] произносится в соответствии с сочетанием букв сш (бесшумный - [б’иэшу’мнъii]) и зш (без шапки - [б’иэша’пк’и]).

Шипящий согласный [ч’] является мягким, несмотря на традиционные написания ча, чу, т.е. необходимо, анализируя твердость-мягкость, как, впрочем, и глухость-звонкость, согласных, опираться на слух, звучащую речь, а не на её письменную форму, анализировать звук, а не букву. Согласный [ј(i)] мягкий уже по самому месту своего образования, так как его основная (и единственная) среднеязычная артикуляция является артикуляцией мягкости; в транскрипции эта мягкость не обозначается.

Описанная выше артикуляционная классификация согласных представлена в таблице (частично измененная таблица Р.И. Аванесова).

Кроме согласных, представленных в таблице, в потоке речи встречаются и другие согласные, некоторые особенности которых в артикуляции и звучании обусловлены влиянием звуков, находящихся рядом с ними. Например, согласные перед лабиализованными гласными приобретают оттенок лабиализованности, так как артикуляция согласного дополняется округлением губ; ср.: как [ка’к] и кот [к°о’т], медь [м’э’т’] и мёд [м’°о’т].

Андрейченко Л.Н. Русский язык. Фонетика и фонология. Орфоэпия. Графика и орфография. - М., 2003 г.

Другие статьи по теме:

Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается. Это то место во рту, где струя воздуха встречает препятствие.

Если активный орган — нижняя губа , то согласные могут быть губно-губными (пассивный орган — верхняя губа): [п], [б], [м] и губно-зубными (пассивный орган — верхние зубы): [в], [ф].

Если активный орган — язык , то характеристика согласного зависит от того, какая часть языка — передняя, средняя или задняя — участвует в создании преграды и с каким пассивным органом — зубами, передней, средней или задней частью нёба — язык сближается либо смыкается. Переднеязычные согласные бывают зубными, когда передняя часть языка направляется к зубам: [т], [д], [с], [з], [н], [л], [ц], и нёбно-зубными (передненёбными), когда она направлена к передней части нёба: [р], [ш], [ж], [ч"]. Среднеязычные одновременно всегда и средненёбные: [j], [и]. Заднеязычные либо средненёбные: [к"], [г"], [х"], [γ"] либо задненёбные: [к], [г], [х], [γ].

1) согласные губные , подразделяемые на губно-губные : [б], [п], [м] и губно-зубные:

2) согласные язычные , подразделяемые на переднеязычные , к которым относятся зубные [д], [т], [з], [с], [н], [л], [ц] и нёбно-зубные [ш], [ш"], [ж], [ч"], [р];

3) среднеязычный (средненёбный) [j], [и];

4) согласные заднеязычные (задненёбные) [к], [к"], [г], [г"], [х], [х"], а также редкие

звуки [γ], [γ"], [н ].

Звук [н ] - носовой заднеязычный - редок в русском языке. Он произносится на месте [н] перед [к], [г], обычно в тех случаях, когда дальше следует согласный: пу [н ] ктир, фра [н ]кский, ко [н ]гресс .

3. Классификация согласных по способу образования:

В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся на :

1) согласные взрывные (смычные): [б], [п], [д], [т], [г], [к];

2) согласные фрикативные (щелевые): [в], [ф], [з], [с], [ж], [ш], [ш"], , [х];

4) согласные смычно-проходные , к которым относятся носовые [м], [м"], [н], [н"] и боковой [л], [л"];

5) дрожащий [р], [р"].

4. Классификация согласных по наличию или отсутствию палатализации :

1) согласные твёрдые , образуемые без дополнительной средненёбной артикуляции (все согласные, кроме [ж"], [ш"], [ч"], [j]);

2) согласные мягкие , образуемые с дополнительной артикуляцией (все согласные, кроме [ж], [ш], [ц]).

По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).


При образовании мягких согласных язык концентрируется в передней части, а при образовании твердых — в задней части ротовой полости; ср.: [в"]ил — [в]ыл, [п"]ил — [п]ыл, [л"]ёг — [л]ог, [р"]яд — [р]ад.

Согласные звуки образуют пары по твердости/мягкости: [б] — [б"], [п] — [п"], [в] — [в"], [ф] — [ф"] , [з] — [з"], [с] — [с"], [д] — [д"], [т] — [т"], [м] — [м"] и др. Непарными твёрдыми являются звуки [ж], [ш], [ц]; непарными мягкими - [ж"], [ш"], [ч"], [j].

У [j] приподнятие к средней части нёба средней части спинки языка является не дополнительной, как у других согласных, а основной артикуляцией, поэтому [j] — палатальный , а не палатализованный согласный.

Таблица классификации согласных по твёрдости-мягкости

5. Классификация согласных по наличию или отсутствию назальности:

1) согласные назальные (носовые): [н], [н"], [м], [м"];

2) согласные неназальные (неносовые, ртовые): все остальные.

При образовании носовых согласных нёбная занавеска опускается и воздушная струя проходит в полость носа, вызывая носовой резонанс. Характерной особенностью носовых согласных является то, что наряду со смычкой открыт проход воздуха через нос. Поэтому эти звуки относят к особой группе смычно-проходных.

Таблица артикуляции согласных звуков

Голос и шум Способ образования Место образования
Губные Язычные
губно-губные губно-зубные Переднеязычные Средне-язычные Заднеязыч-ные
зубные нёбно-зубные
Шумные Взрывные б б’ п п’ д д’ т т’ г г’ к к’
Аффрикаты ц ч’
Фрикативные в в’ ф ф’ з з’ с с’ ж ж’ ш ш’ ј х х’
Сонорные
Смычно-проход-ные боковые л л’
носовые м м’ н н’
Дрожащие р р’

В таблице перечислены важнейшие признаки и основные звуки современного русского литературного языка. Однако далеко не все. Если, например, сравнить начальные звуки слов сад и суд, дам и дум, таз и туз , то можно заметить разницу в их артикуляции. Перед [а] согласные произносятся без напряжения губ, а перед [у] - с округленными и вытянутыми губами. Мы еще только приготовились произнести слова суд, дум, туз , а губы уже приняли это положение. Такая дополнительная артикуляция называется лабиализацией (от лат. labium - «губа»), а согласные звуки [с°], [д°], [т"] и т. п. - лабиализованными (или огубленными).

Эти звуки отличаются от [с], [д], [т] артикуляцией и на слух. (Эту разницу можно услышать, если начать произносить слово сад и остановиться после первого согласного, затем начать произносить слово суд , но произнести только первый согласный.) В русском языке лабиализация согласных всегда связана с их положением перед [у] или [о], а также перед лабиализованными согласными: [с°т°ул], [с°т°ол], но[стал]. Исключений нет, поэтому в транскрипции она обычно не отмечается.

В основание классификации согласных звуков положены четыре признака:

· место образования преграды;

· способ образования;

· твёрдость/мягкость.

При образовании гласных звуков воздушная струя, поступая в артикуляционный отдел, не встречает препятствий. Для образования же согласных звуков наличие преграды является необходимым условием. Во время преодоления воздушной струёй преграды в артикуляционном отделе возникает шум. Сонорные и звонкие согласные состоят из голоса и шума (в сонорных шума значительно меньше, чем голоса), глухие – только из шума. Кроме того, при образовании глухих согласных органы артикуляционного отдела больше напряжены, поэтому глухие называют также напряжёнными. Звонкие согласные – ненапряжённые.

Качество согласного зависит от того, какие органы артикуляционного отдела принимают участие в образовании преграды (место образования ), каков характер этой преграды и какими способами она преодолевается (способ образования ).

В классификации согласных звуков по месту образования важно учитывать работу активных и пассивных органов. По активному органу все согласные делятся на губные и язычные, последние подразделяются на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. С учётом работы пассивных органов губные подразделяются на губно-губные (преграда образуется смыканием губ) и губно-зубные (нижняя губа образует преграду с верхними зубами). Переднеязычные согласные делятся на зубные и передненёбные, все среднеязычные являются средненёбными, заднеязычные – средненёбными и задненёбными.

Согласные по месту образования

губные язычные

переднеязычные среднеязычные заднеязычные

↙ ↘ ↙ ↘ ↘ ↙ ↘

губно-губные губно-зубные зубные передненёбныесредненёбные задненёбные

[б][б’][п][п’] [в][в’][ф][ф’] [д][д’][т][т’] [ж][ж’:][ш][ш’:] [ j] [г’][к’] [г][к][х]

[м][м’] [з][з’][с][с’] [р][р’][ч’][дж’] [х’] [γ]

[н][н’][л][л’][ц][дз]

По способу образования согласные делятся на смычные, щелевые, аффрикаты, вибранты (дрожащие). Смычные, в свою очередь, могут быть взрывными, смычно-проходными (носовыми и боковыми):

1. Смычные:

1.1. взрывные;

1. 2. смычно-проходные;

1.2.1. носовые;

1.2.2. боковые.

2. Щелевые.

3. Слитные (аффрикаты).

4. Вибранты (дрожащие).

Для произнесения смычного согласного активный орган (язык или нижняя губа) должен соприкоснуться с пассивным – образуется смык. Если воздушная струя резко разрывает эту преграду и полностью освобождает проход для воздуха, то слышится характерный хлопок (взрыв). Так образуются взрывные согласные: [б], [б’], [п], [п’], [д], [д’], [т], [т’], [г], [г’], [к], [к’]. Воздушная струя может обойти смык – образуется смычно-проходной согласный. Например, губы образуют смык, но воздушная струя проходит через нос, что характерно для носовых согласных: [м], [м’], [н], [н’]. При образовании боковых [л], [л’] кончик языка упирается в верхние зубы, а воздушная струя проходит по бокам языка. При произнесении щелевых согласных органы артикуляции сближаются, образуется узкая щель. От трения воздуха о края щели возникает звук, похожий на шорох. К щелевым относятся согласные [в], [в’], [ф], [ф’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ш’:], [ж], [ж’:], [j], [х], [х’]. При образовании аффрикат (смычно-щелевых, слитных) [ц], [ч’], [дз], [дж’:] образуется смык, который потом переходит в щель. Наконец, когда мы произносим [р], [р’], кончик языка вибрирует: он несколько раз прикасается к альвеолам и отходит от них.

Мягкие согласные отличаются от твёрдых наличием дополнительной артикуляции – средняя часть спинки языка прогибается к твёрдому (среднему) нёбу. По-латыни нёбо – palatum, поэтому все мягкие согласные называются палатализованными , а их дополнительная артикуляция – палатализацией . Для средненёбного [j] продвижение спинки языка к твёрдому нёбу является основной артикуляцией, поэтому [j] называют палатальным, а дополнительную артикуляцию мягких – «йотовой » артикуляцией.

Способ образования Место образования
Губные Язычные
Губно-губные Губно-зубные переднеязычные Средне Язычные Задне- язычные
Зубные Пере дне- нёбные Средне нёб ные Средне нёб ные Задненёб ные
Смы- чные Взрывные б б’ п п’ д д’ т т’ г’ к’ г к
Смы чно-проходные Носовые м м’ н н’ η
боковые л л’
Щелевые в в’ ф ф’ з з’ с с’ ж ж’: ш ш’: j й х’ х γ
Аффрикаты ц дз ч’ дж’
Вибранты р р’

1. Какие признаки положены в основу классификации согласных?

3. Почему глухие согласные называются напряжёнными, а звонкие – ненапряжёнными?

4. На какие подгруппы делятся согласные по месту образования?

5. Перечислите группы согласных по способу образования.

6. Чем отличаются в артикулировании твёрдые согласные от мягких? Почему мягкие называются палатализованными? Какой согласный называется палатальным?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

№1. Произнесите звуки [б] – [п], прикоснувшись рукой к горлу в области гортани. Объясните, что происходит с голосовыми связками при образовании этих звуков. Пользуясь таблицей, выпишите все пары звонких и глухих согласных. Какие согласные не имеют пар по звонкости – глухости?

№2. Произнесите попрано реквием – вихрь, лоно – вётл, молит – сонм, нежный – казнь . Сравните звучание сонорных в позиции перед гласным и на конце слова. Есть ли отличия в артикуляции между этими звуками? Одинаково ли тщательно мы их произносим? Существенно ли различие между ними для говорящих на русском языке?

№3. Произнесите звуки [б] – [б‘], [д] – [д‘]. Опишите отличия в их артикуляции. Выпишите из таблицы все пары твёрдых и мягких согласных, а также звуки, которые не имеют пар по данному признаку.

№4. Вооружившись зеркальцем, понаблюдайте за работой губ во время произнесения твёрдых и мягких согласных. Каким образом распознают твёрдые и мягкие согласные глухонемые?

№5. Произнесите звуки [м], [м’], [н], [н’]. Почему они называются носовыми? От работы какого органа зависит их качество?

№6 . Поднесите ладошку к губам и произнесите попарно [с] и [л]. Где проходит воздушная струя при образовании этих звуков? Объясните, почему [с] относится к срединным, а [л] – к боковым.

№7. Произнесите последовательно звуки [б], [в], [с], [ж], [х]. Укажите, какие органы образуют преграду в каждом случае. Проверьте себя по таблице классификации согласных.

№8. Произнесите сочетания [т]+[с], [т’] + [ш’]. Какие звуки при этом получаются? Как охарактеризовать способ их образования?

№9. Какие звуки слышатся на месте букв ц и ч , если бегло произносить отец бы, дочь бы ? В какой клетке артикуляционной классификации помещены эти звуки?

№10 . Произнесите мягкий [ш’] и потяните этот звук. Что получилось? Какими способами этот звук передаётся на письме? Прочитайте, соблюдая нормы русского литературного произношения, слова: выдумщик, носильщик, роща, ящик, тщетно, беспомощный, образчик. Какой звук соответствует данному в белорусском языке?

№11. В чём артикуляционная разница между русским [г] и белорусским [γ]? Отличаются ли они по месту образования? А по способу? Прочитайте, соблюдая нормы русского литературного произношения: город, огонь, могла, тогда, грохот, Бога. В какой из этих слов произносится [γ]? Вспомните, в каких белорусских словах, согласно литературной норме, произносится [г].

№12. Произнесите [j]. Почему дополнительную артикуляцию, присущую мягким согласным, называют «йотовой» артикуляцией? Объясните, почему иностранцы, говоря по-русски, могут путать твёрдые и мягкие согласные?

№13. Объясните артикуляционную разницу между русским [ч’] и белорусским [ч], между [т’] и [ц’]. Прочитайте, соблюдая нормы произношения: часто, чёлка, чаща, цифра, целый, тепло, театр, термин, тема.

№14 . Опишите работу речевого аппарата при образовании звуков [в], [п’], [д], [ч’], [с], [л], [j], [р], [г], [ш’:].

Образец. При образовании звука [б’] голосовые связки сомкнуты, напряжены, вибрируют под напором воздушной струи – звучит голос; мягкое нёбо с увулой приподняты и закрывают ход в носовую полость – воздушная струя идёт через рот; губы образуют смык, преграда преодолевается резко; средняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу.

№15. Назовите звук по описанию работы речевого аппарата:

· голосовые связки сомкнуты, вибрируют под напором воздушной струи – звучит голос; мягкое нёбо с увулой опущены, ход в носовую полость открыт – часть воздушной струи идёт через нос; передняя часть спинки языка смыкается с зубами; дополнительная артикуляция отсутствует;

· голосовые связки сомкнуты, вибрируют под напором воздушной струи – звучит голос; мягкое нёбо с увулой приподняты, закрывают ход в носовую полость – вся воздушная струя идёт через нос; кончик языка приподнимается к передней части нёба и вибрирует; дополнительная артикуляция отсутствует;

· голосовые связки разомкнуты, не вибрируют – воздушная струя проходит свободно, голоса нет; мягкое нёбо с увулой приподняты и закрывают ход в носовую полость – воздушная струя идёт черед рот; задняя часть спинки языка приподнимается к задней части нёба, образуя с ним щель; воздушная струя проходит постепенно;

· голосовые связки сомкнуты, напряжены, вибрируют под напором воздушной струи – звучит голос; мягкое нёбо с увулой приподняты, закрывают ход в носовую полость, вся воздушная струя идёт через рот; передняя часть спинки языка образует смык с зубами, по бокам языка проходит воздушная струя; дополнительная артикуляция отсутствует;

· голосовые связки разомкнуты, не напряжены, не вибрируют – воздушная струя проходит свободно, голоса нет; мягкое нёбо с увулой приподнято, закрывает ход в носовую полость – вся воздушная струя идёт через рот; передняя часть спинки языка образует смык с передней частью нёба, смык переходит в щель, средняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу;

· голосовые связки разомкнуты, не напряжены, не вибрируют – воздушная струя проходит свободно, голоса нет; передняя часть спинки языка образует щель с передней частью нёба, средняя часть спинки языка приподнимается к средней части нёба; звук долгий.

№ 16.* Возьмите в руки зеркальце и произнесите [с] и [ш]. Что можно сказать об участии губ в образовании этих звуков? Как вы думаете, почему данное артикуляционное отличие не отражено в классификации?

Образуя преграду на пути воздуха, органы взаимодействуют, причем в каждой паре один орган является активным (напр., язык), а другой пассивным (зубы, небо) Классификация строится с учетом, в первую очередь, активного органа, однако пассивный орган тоже принимается во внимание. По участию активного органа согласные делятся на губные, язычные,заязычные. 1.Губные согласные с учетом пассивного органа делятся на губно-губные (билабиальные): [п], [б] губно-зубные (лабио-дентальные): [в], [ф]. 2.Язычные согласные делятся на переднеязычные,среднеязычные,заднеязычные. переднеязычные: межзубные,зубные]; гингивальные; альвеолярные нёбные. Классификация переднеязычных согласных дорсальные– в артикуляции принимает участие весь передний край языка вместе с кончиком; по пассивному органу они зубные;апикальные - артикулируются с помощью кончика языка; по пассивному органу – альвеолярные;ретрофлексные – кончик языка загнут назад;по пассивному органу – передненёбные.Среднеязычные согласные образуются сближением средней части языка со средней частью твердого неба, т.е. по пассивному органу они средненебные, или палатальныеЗаднеязычные согласные по пассивному органу могут быть: средненебные. 3. Заязычные согласные 1) Язычковые 2) Глоточные -бывают щелевые и смычные3) Гортанные, 4)смычный гортанный.По отсутствию воздушной струи всем остальным согласным противопоставлены щелкающие.

6.Классификация согласных звуков по способу образования.

В образовании согласных играет роль вид преграды, которую встречает воздушная струя. Выделяют два основных вида преграды:смычка,щель.

Щелевые – согласные, при образовании которых воздушная струя проходит через щель в речевом аппарате (В,Ф)

Смычные – согласные, при образовании которых в том или ином месте речевого аппарата возникает смычка(Б,П)

Выделяются типы согласных,отличающиеся по способу преодоления смычки, либо представляющие собой промежуточные классы между смычными и щелевыми (смычно-щелевые, ≈ смычно-проходные согласные).

Взрывные– согласные, образующиеся в результате резкого раскрытия смычки:[б]П
Взрывные согласные – это разновидность смычных.

Аффрикаты – согласные сложного образования: в начале артикуляции образуется смычка, которая потом переходит в щель: [тˆс] Носовые -согласные, при артикуляции которых в ротовой полости образуется смычка, а воздух проходит через полость носа за счет опускания мягкого нёба:[м], [н], Боковые – согласные, приобразовании которых передняя часть языка образует смычку с зубами, альвеолами и т.д., а воздушной струя проходит между опущенными краями языка и боковыми зубами: [л], Дрожащие– согласные, при образовании которых вибрирует либо передняя часть спинки языка, либо маленький язычок [р].

Взрывные и аффрикаты – мгновенные звуки. Щелевые, носовые, боковые, дрожащие (и гласные) – длительные звуки. Звуки [л], [l], [р], [r], [R] называются плавными. Носовые ([м], [н] и т.д.), боковые ([л] и др.), дрожащие ([р], [R]), а также щелевые [j] и[w] являются сонантами.

7 .Классификация согласных звуков по уровню шума, глухости/звонкости, твердости/мягкости.

При образовании согласных существенную роль играет также сила артикуляции, т.е. степень мускульного напряжения. Акустический эффект – различная сила звука и, как следствие, громкость (перцептивная характеристика звуков). Различают два типа согласных:слабые исильные.

7. Классификация согласных звуков по уровню шума, глухости/звонкости, твердости/мягкости.

При образовании согласных существенную роль играет также сила артикуляции, т.е. степень мускульного напряжения. Акустический эффект – различная сила звука и, как следствие, громкость (перцептивная характеристика звуков). Различают два типа согласных: слабые и сильные.

По уровню шума:

а) сонорные: [р], [л], [м], [н], [j]; Сонорными являются такие согласные, в образовании которых участвуют голос и незначительный шум. При образовании этих согласных голосовая щель сужена, голосовые связки напряжены и колеблются под воздействием выдыхаемого воздуха.

б) шумные: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш] и др.; ш умными являются такие согласные, в образовании которых шум преобладает над голосом. С этой точки зрения, они делятся на звонкие шумные, образование которых характеризуется шумом в сопровождении голоса, и глухие шумные, которые образуются только шумом (произнесение глухих шумных определяется тем, что голосовая щель открыта, а голосовые связки не напряжены и не колеблются).

а) звонкие согласные: [р], [л], [м], [н], [j], [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и др.;

б) глухие согласные: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч’] и др

По глухости/звонкости они могут образовывать пары: [д] и [т], [б] и [п] и др. У сонорных согласных тоже естьпары по звонкости/глухости: [р] – , [л] – . Глухие сонорные появляются на конце слов после глухихсогласных;

По твердости/мягкости выделяются твердые и мягкие согласные: [б] – [б’], [в] – [в’] и т.д. Приобразовании мягких согласных наблюдается палатализация, при образовании твердых – веляризация.

Таблица № 3

Характеристика согласных по месту и способу образования

Участие шума

образования

Место образования

Губно-губные

Губно-зубные

Передне-язычные

Среднеязычные

Задне-язычные

небно-зубные

средне-небные

задне-небные

Смычные (взрывные)

Аффрикаты

(дз) (д’з’)

(дж) (д’ж’)

Щелевые (фрикативные)

j’ (сонор)

Сонорные

Смычно-проходные

Дрожащие

В артикуляции выделяют место и способ образования шума.

По месту образования шума согласные разделяются в зависимости от активного (нижняя губа или язык) и пассивного (верхняя губа, зубы и небо) органа речи на следующие группы:

губно-губные ([б], [б"], [п], [п"], [м], [м"]), при их произнесении нижняя губа артикулирует в сторону верхней;

губно-зубные ([в], [в"], [ф], [ф"]), в которых нижняя губа артикулирует в сторону верхнего ряда зубов;

передне-язычные зубные ([д], [д"], [т], [т"], [з], [з"], [с], [с"], [ц], [ц"], [дз], [д’з’], [н], [н"], [л], [л"]), при образовании которых передняя часть языка взаимодействует с верхними зубами;

небно-зубные ([ч], [ч"], [дж], [д’ж’], [ж], [ж’], [ш], [ш"], [р], [р"]) образуются при участии верхнего ряда зубов и неба, в отличие от зубных, язык больше загнут кверху и назад и образует преграду в области твердого неба;

среднеязычный средненёбный (), в образовании которого участвует средняя часть спинки языка;

заднеязычные задненёбные, в образовании которых участвует задняя часть спинки языка([г], [г"], [к], [к"], [х], [х"], [γ], [γ"]).

По способу образования шума согласные делятся на:

– взрывные (смычные) – [б], [б"], [п], [п"], [д], [д"], [т], [т"], [г], [г"], [к], [к"]. При их произношении возникает смыкание органов речи, которое с силой преодолевается воздушной струей;

– аффрикаты [ч"], [ч] [ц"], [ц]. При произношении этих согласных органы речи смыкаются, образуя преграду, которая затем разрывается воздухом, в результате чего образуется щель. При этом смыкание и разрыв мгновенные. При произношении аффрикат необходимо строгое сохранение двух моментов артикуляции: смычки и щели. Сначала происходит смыкание кончика языка с зубами (при звуке [ц]) или с передней частью неба (при звуке [ч"]), затем воздух размыкает органы речи, через щель воздух с шумом выходит наружу, поэтому звук [ц] состоит как бы из слитых вместе звуков [т] и [с], а звук [ч"] – из слитых вместе мягких звуков [т"] и [ш̅"];

– щелевые (фрикативные, спиранты) – [в], [в"], [ф], [ф"], [з], [з"], [с], [с"], [ж], [ж̅"], [ш], [ш̅"], [х], [х"] . При их произношении органы речи смыкаются не полностью, в результате чего образуется щель, через которую проходит воздух;

– дрожащие (вибрирующие) – [р] и [р"] – образуются при вибрации активных органов речи;

– смычно-проходные согласные, при произношении которых органы речи полностью смыкаются, воздух проходит через нос или рот. Это звуки [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"]. Так, при образовании звуков [л] и [л"] передняя часть языка смыкается с верхними зубами, но между боковыми краями языка и боковыми зубами образуются щели, через которые выходит воздух. Поэтому звуки [л] и [л"] называют боковыми. При образовании звуков [м] и [м"] плотно смыкаются губы, а при образовании звуков [н] и [н"] язык плотно примыкает к верхним зубам; но воздух, не разрывая сомкнутых органов речи, выходит через нос. Поэтому звуки [м], [м"], [н], [н"] называются носовыми.