Кто ввел понятие цивилизация. Начало эпохи цивилизаций. Материальное выражение цивилизаций

Частный преподаватель Стаж 20 лет

от 1 000 руб / час

свободен Связаться

У репетитора

Репетитор с 1999 года.В 1999 году окончила ассистентуру в Академии художеств.Провожу занятия с детьми от 7 лет. Обучаю взрослых.Готовлю Развернуть к экзаменам школьников и студентов.Занятия проходят в моей мастерской, для постановок и натюрмортов собран большой натюрмортный фонд.На занятиях по необходимости позируют натурщики для портретов и обнаженныхПровожу мастер-классы по витражу, фьюзингу, мозаике, гобелену и пр.

Со слов клиента: "Занимались мы в группе. Обстановка хорошая, был перерыв, мы пили чай. Мария каждому уделяла внимание, рисовали, к каждому подходила. Развернуть У каждого были разные постановки, показывала на примерах, на книжках, на наших рисунка. Я хотела поступить, но не стала, были свои проблемы. Я хорошо научилась рисовать, прогресс у меня большой". Все отзывы (5)

Академический рисунок Акварель Витраж Графика Живопись Композиция (художественная) +13 Конструктивный рисунок Майолика Мозаика Натюрморт Общая подготовка Пейзаж Пластическая анатомия Портрет Рисунок Роспись по стеклу Ручное ткачество Художественные материалы Цветоведение

Дети 6-7 лет Школьники 1-11 классов Студенты Взрослые

м. Дубровка

подготовка к поступлению в худ. вузы Академический рисунок Живопись Композиция (художественная) Рисунок

Дети 1-3 года Дети 4-5 лет Дети 6-7 лет Школьники 1-11 классов Студенты Взрослые

м. Академическая

Светлана Михайловна

Частный преподаватель Стаж 10 лет

от 1 000 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по изобразительному искусству

У репетитора, у ученика

Член творческого союза художников России, член профессионального союза художников. Золотая медаль Российской Академии Художеств за успехи в учёбе, Развернуть бронзовая медаль И.Е. Репина за дипломный проект. Участник международных выставок.

Очень нравится. Разнообразные стили рисования, интересные рассказы о живописи, об истории живописи. Все отзывы (6)

подготовка к поступлению в худ. вузы Живопись Каллиграфия Композиция (художественная) Общая подготовка Рисунок

Дети 6-7 лет Школьники 1-11 классов Студенты Взрослые

м. Нахимовский проспект

Ольга Валерьевна

Частный преподаватель Стаж 7 лет

от 1 000 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по подготовке к школе

У репетитора, у ученика

Автор ряда опубликованных и действующих пособий по литературному чтению и развитию речи. Большой опыт работы с детьми в школе и подготовки педагогов Развернуть начальной школы и предшколы. Готовит к школе по современному комплекту "Предшкола нового поколения". Педагогический стаж - 15 лет.

Хочу поделить своими впечатлениями о нашем педагоге - Ольге Валерьевне. Удивительной души человек, умеющий расположить к себе ребенка буквально с первых Развернуть минут общения. Высокопрофессиональный специалист. Мой сын каждый раз с нетерпением ждет очередного занятия и с радостью делиться своими впечатлениями. Огромное спасибо Ольге Валерьевне за умение заинтересовать ребенка и развить в нем потребность учиться и познавать. Все отзывы (5)

Анна Александровна

Частный преподаватель Стаж 11 лет

от 800 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по изобразительному искусству

Образование:2005-2008 год - НГПУ, «философия, социальное управление»2009- 2015 год - художник-график (искусство книги), мастерская Развернуть Пахомова А.А., СПб ГАИЖСА им. И. Е. Репина.2014 год - стажировка в Saimaa University, Финляндия2015-2016 год - программа «Школа молодого художника» фонда «Про Арте», СПб2016 год - программа Молодежного Центра Эрмитажа «Форма и Текст», СПб2017 год - институт «БАЗА», Москва.

от 500 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по английскому языку

У репетитора, у ученика, дистанционно

Сертификаты: Cертификат уровня английского языка в сравнении с носителем языка Cambridge Advanced English (CAE): grade A (C2 = proficiency, Развернуть высший уровень владения языком), overall score 205. (2017) Cертификат уровня владения английским языком как иностранным IELTS на уровне (С1 - advanced) (2017) Full-time couse (полный курс обучения) at EF International Language Centre, Cambridge (Advanced 3 level - C1) (2012). EF Cambridge English Level Test Certificate - B2. (2012) Работаю преподавателем детских групп в федеральной сети дополнительного образования Юниум: 5-11 класс (с 2015). Работала в Международной Студенческой Организации AIESEC: набор волонтёров для работы с иностранными студентами: тестирование уровня владения английским языком, подбор профессиональных международных стажировок (2014). В 2016 г. работала стажёром-преподавателем Английского языка для групп физико-математического, кибернетического и химического профиля в АГ СПбГУ (факультет среднего общего образования СПбГУ для одарённых детей) (группы 7-15 человек, возраст: 14-19 лет). В августе 2016 г. работала стажёром-исследователем в Лаборатории Нейролингвистики ВШЭ (подготовка экспериментов, проведение исследований и анализ экспериментальных данных, eye-tracker). Окончила факультет среднего полного общего образования СПбГУ (Академическая Гимназия) с серебряной медалью (физико-математическое направление) (2010-2013). Диплом 2 степени Олимпиады Школьников СПбГУ по Филологии (русский, английский языки, литература) (2013). Диплом 3 степени XLIII Московской Традиционной Олимпиады по Лингвистике (2013). Диплом 3 степени XLIII Традиционной Олимпиады по Лингвистике (2013). Призёр муниципального этапа Всероссийской Олимпиады Школьников по английскому языку (2013). Участник регионального этапа Всероссийской Олимпиады Школьников по английскому языку, отмеченный похвальным отзывом (2013). Призёр регионального этапа Всероссийской Олимпиады Школьников по литературе (2013). Изобразительное искусство: Санкт-Петербургская городская художественная школа №1, преподаватель Орлова Н.А., класс акварельной живописи, рисунка, скульптуры, истории искусств и декоративно-прикладной композиции, диплом с отличием (2010-2013). ДХШ №2 г.Самара, класс акварели, масляной живописи, рисунка, скульптуры, истории искусств и декоративно-прикладной композиции, диплом с отличием (2002-2010).

Факультет живописи. На факультете работают персональные мастерские: станковой живописи, монументальной и церковно-исторической, театрально-декорационной, реставрации. В мастерские театрально-декорационной, церковно-исторической живописи, реставрации приём осуществляется с первого курса. Переход в мастерские осуществляется после окончания второго курса.

Факультет графики. На факультете работают персональные мастерские: книжной, станковой графики. Переход в мастерские осуществляется после окончания второго курса.

Факультет скульптуры. На факультете работают персональные мастерские: мастерские станковой скульптуры, мастерская скульптуры и воссоздания-реставрации скульптуры. Переход в мастерские осуществляется после окончания второго курса.

Факультет архитектуры. На факультете работают персональные мастерские. Обучение в мастерских - после окончания второго курса.

Факультет теории и истории изобразительного искусства. На факультете имеются отделения очного (обучение - 4 года) и заочного обучения (обучение - 5 лет, на базе высшего образования на контрактной основе - 3 года).

Когда мы употребляем понятие «цивилизация», то речь идет о термине, который несет чрезвычайно большую семантическую и этимологическую нагрузку. Однозначной его трактовки нет ни в отечественной, ни в зарубежной науке.

Слово «цивилизация» появилось во французском языке в середине 18 в.; лавры его создания отдают Буланже и Гольбаху. Первоначально это понятие возникло в русле теории прогресса и употреблялось только в единственном числе как противоположная «варварству» стадия всемирно-исторического процесса и как его идеал в евроцентристской интерпретации. В частности, французские просветители называли цивилизацией общество, основанное на разуме и справедливости.

В начале XIX в« начался переход от монистической интерпретации истории человечества к плюралистической. Это было обусловлено двумя факторами.

Во-первых, последствиями Великой французской революции, установившей новый порядок на развалинах старого и тем самым обнаружившей несостоятельность эволюционистских воззрений на прогресс общества.

Во-вторых, тем огромным этно-историческим материалом, полученным в «эпоху путешествий», который обнаружил огромное разнообразие нравов и человеческих установлений вне Европы и то, что цивилизации, оказывается, могут умирать.

В связи с этим стала складываться «этнографическая» концепция цивилизации, основу которой составляло представление о том, что у каждого народа - своя цивилизация (Т. Жуффруа). В романтической историографии начала XIX в. с ее апологией почвы и крови, экзальтацией народного духа понятию цивилизации был придан локально исторический смысл.

В начале XIX в. Ф. Гизо, предпринимая попытку разрешить противоречие между идеей прогресса единого рода человеческого и многообразием обнаруженного историко-этнографического материала, заложил основы этно-исторической концепции цивилизации», предполагавшей, что, с одной стороны, существуют локальные цивилизации, а с другой, - есть еще и Цивилизация как прогресс человеческого общества в целом.

В марксизме термин «цивилизация» применялся для характеристики определенной стадии развития общества, следующей за дикостью и варварством.

Утвердившиеся во второй половине XVIII - начале XIX в. три подхода к пониманию слова «цивилизация» продолжают существовать и в настоящее время. Это:

  • а) унитарный подход (цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества, представляющего собой единое целое);
  • б) стадиальный подход (цивилизации, являющиеся этапом прогрессивного развития человечества как единого целого);
  • в) локально исторический подход (цивилизации как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования).

Цивилизация, считал Гизо состоит из двух элементов: социального, внешнего по отношению к человеку и всеобщего, и интеллектуального, внутреннего, определяющего его личную природу. Взаимное воздействие этих двух явлений. социальных и интеллектуальных, является основой развития цивилизации.

А. Тойнби рассматривал цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками, основу которого составляет религия и четко выраженные параметры технологического развития.

М. Вебер также считал религию основой цивилизации. Л. Уайт подвергает изучению цивилизацию с точки зрения внутренней организованности, обусловленности общества тремя основными компонентами: техникой, социальной организацией и философией, причем техника у него определяет остальные компоненты.

Ф. Копечпы была также предпринята попытка создать особую «науку о цивилизации» и разработать ее общую теорию. Последнюю надо отличать от истории цивилизации. поскольку теория есть единое учение о цивилизации вообще. Историй же столько, сколько цивилизаций, и нет единого цивилизационного процесса.

Главная проблема науки о цивилизации - происхождение и природа ее многообразия. Содержание всеобщей истории - изучение борьбы цивилизаций, их развития, а также история возникновения культур. Основные идеи Ф. Конечны сводятся к тому, что цивилизация.

во-первых, - это особое состояние групповой жизни, которое может быть охарактеризовано с разных сторон; «особая форма организации коллективности людей», «метод устройства коллективной жизни», т.е. цивилизация - это социальная целостность;

во-вторых, внутренняя жизнь цивилизации определяется двумя фундаментальными категориями - блага (морали) и истины; а внешняя, или телесная - категориями здоровья и благополучия. Кроме них, жизнь цивилизации основана на категории красоты. Эти пять категорий, или факторов устанавливают строй жизни и своеобразие цивилизаций, а неограниченности методов как способов связи факторов жизни соответствует неограниченное количество цивилизаций.

В отечественной литературе также существует различное понимание того, что лежит в основе цивилизации. Так, представители географического детерминизма считают, что решающее воздействие на характер цивилизации оказывает географическая среда существования того или иного народа, которая влияет прежде всего на формы кооперации людей, постепенно изменяющих природу (Л.Л. Мечников).

Л.Н. Гумилев связывает это понятие с особенностями этнической истории.

Однако в целом у нас преобладает культурологический подход к определению понятия «цивилизация». В большинстве словарей это слово интерпретируется как синоним понятия культура. В широком смысле под ним подразумевают совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, в узком -только материальную культуру.

Поэтому большинство ученых склонны определять цивилизацию «как социокультурную общность, обладающую качественной спецификой», как «целостное конкретно-историческое образование, отличающееся характером своего отношения к миру природы и внутренними особенностями самобытной культуры».

Культурологический путь к пониманию цивилизации представляет собой форму гносеологического редукционизма, когда весь мир людей сводится к его культурным характеристикам. Тем самым цивилизационный подход отождествляется с культурологическим. В связи с этим надо отметить, что еще в XIX - начале XX в., особенно в странах германского языка, культуру противопоставляли понятию «цивилизация».

Так, уже у Канта намечается различие между понятиями цивилизации и культуры. Шпенглер, представляя цивилизацию совокупностью технико-механических элементов, противопоставляет ее культуре, как царству органически-жизненного. Поэтому он утверждает, что цивилизация - это заключительный этап развития какой-либо культуры или какого-либо периода общественного развития, для которых характерны высокий уровень научных и технических достижений и упадок искусства и литературы.

Кроме того, некоторые ученые независимо от их представлений о том, что лежит в основе цивилизации, рассматривают ее как внешний по отношению к человеку мир, культура же ими трактуется как символ его внутреннего достояния, как духовный код жизнедеятельности.

В связи с этим термин «цивилизация» употребляется в нормативно-ценностном значении, позволяющем фиксировать то, что получило название матрицы или «доминантной формы интеграции» (П. Сорокин).

Такое понимание отличается и от представления о ней как о «конгломерате разнообразных явлений» и не сводит цивилизацию к специфике культуры.

Таким образом, с этой точки зрения цивилизационный и культурологический подходы представляют собой различные способы научной интерпретации истории. Цивилизационный подход ориентирован прежде всего на поиск «единой матрицы», доминантной формы социальной интеграции. Культурологический - на изучение культуры как доминанты социальной жизни. В качестве матрицы той или иной цивилизации могут выступать разные основания.

Происхождение понятия «цивилизация»

Если начать с самого начала происхождения понятия «цивилизация», то следует обратиться к франко- и англоязычной литературе эпохи Просвещения, когда возникло и стало входить в употребление само слово цивилизация.

Его этимологические истоки, видимо, следует искать в распространенных тогда концепциях общественного договора, согласно которым этот договор явился исходной базой формирования гражданского общества и государства. Но в содержательном плане понятие цивилизации, раз появившись, стало обретать самостоятельность и собственный теоретический статус.

Особый интерес в этом отношении представляет основательный «Очерк истории гражданского общества» шотландского просветителя А. Фергюсона, опубликованный в 1767 г. Он смотрел на историю как эволюционный процесс, полагая, что происходящие изменения определяются обстоятельствами, от которых зависит направленность человеческих действий.

Что очень важно, он считал, что общественное развитие есть изменение «способа существования» людей. Это изменение, по Фергюсону, состояло в переходе от дикости и варварства (времена «грубости») к цивилизации.

Переход этот был необходим, поскольку общинная собственность периода дикости отступает в период варварства перед возникающей частной собственностью, которая порождает конфликты между собственниками и теми, кто ее не имеет, конфликты, грозящие обществу распадом и гибелью. Чтобы этого избежать, люди создают государство с его законами, институтами, переходят в гражданское состояние".

Таким образом, цивилизация возникает как новый высший этап истории человечества, возникает из необходимости обуздать опасные для целостности общества противоречия и создать тот «способ существования», который позволит человечеству жить и развиваться дальше. Из этого видно, что понятие цивилизации у Фергюсона отделено от умозрительной концепции общественного договора и поставлено на реальную историческую почву.

Показательно, что 100 лет спустя этой же схеме (дикость, варварство, цивилизация) последовал Л. Г. Морган в своей знаменитой книге «Древнее общество», которой послужила Ф. Энгельсу одним из основных источников его собственных взглядов на происхождение семьи, частной собственности и государства. Переход от варварства к цивилизации означал для него выход человечества из первобытного состояния.

Возникновение цивилизации он связывает с разделением труда, появлением обмена, товарного производства, городских поселений, классов, государства. При этом он акцентирует внимание на противоречиях цивилизации, вызванных появлением частной собственности, экономического неравенства, эксплуатации.

В этом Ф. Энгельс не так оригинален, ибо социализм как идейное течение изначально возник и развивался как критика цивилизации, претендуя на то, что именно он открывает перед человечеством перспективу преодоления ее пороков. Энгельс и сам ссылался на эту острую критику цивилизации, которой она подвергалась предшествующими социалистами, например, Ш.Фурье.

В последующей же марксистской литературе термин «цивилизация» постепенно терял свое концептуальное наполнение. Понятие цивилизации растворилось в формационном подходе к истории, который как бы давал исторически более конкретное видение тех социальных явлений, которые Ф. Энгельс включил в число отличительных признаков цивилизации.

Существующая полисемантичность понятия цивилизации есть следствие его использования в рамках различных концептуальных схем, каждая из которых вносила свое в его толкование. Их систематическое обозрение не входит в задачу настоящей работы.

В данном контексте существенно то, что полисемантичность, безусловно, свидетельствует о многообразии проблем, выявляемых именно цивилизационным подходом к историческому процессу. В этом состоит позитивная сторона разнообразных трактовок цивилизации, которые надо учитывать, а не отбрасывать с порога. Только таким путем можно понять, какие реальные проблемы скрываются за ними.

Одним из самых принципиальных вопросов в трактовке цивилизации является ее соотношение с культурой, с материальной и духовной сторонами общественной жизни. Здесь крайними точками зрения являются признание единства цивилизации и культуры и их противопоставление, когда цивилизацию сводят к материально-технологической стороне общественной жизни, противостоящей духовной культуре. Такое понимание цивилизации достаточно широко распространено в настоящее время.

Но современному подходу к понятию «цивилизация» более соответствует ее понимание как социокультурной системы, включающей в себя и материальную и духовную стороны общественной жизни. Действительно, «способ существования» человечества невозможно представить себе без какой-либо из этих сторон.

Для методологии формационного подхода характерен акцент на экономической основе общественной жизни и построение вертикали, выделяющей лишь объективную зависимость надстроечных сфер от базисных.

Конечно, хотя без человека общества быть не может, но абстрагироваться от индивидуально-личностного аспекта истории возможно, и эта возможность реализуется, когда последняя рассматривается под углом зрения развития и смены общественно-экономических формаций.

Итак, характерной особенностью цивилизации является соединение в органическое единство социального и культурного начал общественной жизни.

Цивилизация -- соииокультурное образование. Здесь проходит разграничительная линия методологии формационного и цивилизаиионного подходов. Если первый ориентирует на анализ развития формаций как процесса естественно-исторического, т. е. объективного и закономерного, то второй обязывает исследовать и специфику культуры данной цивилизации, т. е. ее субъективно-личностную сторону. Если системообразуюшим началом формации являются производственные отношения, то формирующим началом цивилизации выступает культура. Однако, чтобы сыграть эту роль, она сама должна быть достаточно мошной.

цивилизация культура общественный духовный