Кровавый лидер гуннов. Народ гунны. Период подъема гуннов

Великая Отечественная война принесла много горя и страдания в каждый дом России. Хуже смерти был только плен. Ведь погибший мог быть достойно погребен в земле. Пленный навсегда становился «чужим среди своих», даже если ему удавалось вырваться из лап неприятеля. Самая незавидная участь ждала пленных генералов. Причем не так немецких, как советских. О судьбах некоторых из них и пойдет речь.

Военные историки не раз пытались подсчитать, сколько же именно советских генералов пленили фашисты за период Великой Отечественной. По результатам исследований, проведенных в архивах ФРГ, было установлено, что из 35 миллионов пленных граждан Союза офицеры составляли всего 3% от общего числа. Генералов же среди пленных было немного. Но именно они ценились фрицами больше всего. Оно и понятно: ценные сведения можно было получить только от этой высшей касты военных людей. На них пробовали самые современные способы морального и физического давления. В общей сложности за четыре года войны в плену оказалось 83 генерала вооруженных сил Советского Союза. На родину не вернулись 26 из них. Кого-то насмерть замучили в лагерях СС, несговорчивых и дерзких расстреляли на месте при попытке побега, еще несколько человек умерли от различных болезней. Остальных союзники депортировали на Родину, где их ждала незавидная участь. Кому-то дали тюремные срок за "неправильное поведение" в плену, кого-то долго проверяли, потом восстановили в звании и спешно уволили в запас. 32 человека были расстреляны. Большинство из тех, кого Сталин жестоко покарал, были сторонниками генерала Власова, и проходили по делу об измене Родине. То дело было очень громким и вошло во все учебники истории. Генерал Андрей Андреевич Власов, командовавший 2-й ударной армией, не выполнил приказ самого Сталина, в результате многотысячная группировка попала в окружение. Немцы планомерно и педантично подавляли все очаги сопротивления. Генерал Самсонов, который отвечал за армию наравне с Власовым, застрелился, не вынеся позора. А вот Андрей Андреевич посчитал, что умирать во имя Сталина не стоит. И без раздумий сдался в плен. Более того, находясь в плену, он решил сотрудничать с нацистами. И предложил им создать "Русскую освободительную армию", которая должна была состоять из пленных русских солдат и выступать примером для "глупых советских вояк". Власова допускали до агитации, но оружия в руки не давали. Лишь в 1944 году, когда Вермахт исчерпал последние запасы резервистов, в дело вступила РОА, которую тут же смяли на всех фронтах русские армады, надвигавшиеся на Берлин. Власов был пленен в Чехословакии. Над ним провели показательный процесс, а в середине 1946 года повесили во дворе Бутырской тюрьмы. Следом за ним отправился и генерал Буняченко. Который изначально поддерживал идеи Власова, но когда понял, что песенка Рейха спета, решил выторговать себе свободу, прикинувшись сторонником британцев и подняв в Праге бунт против немецких солдат. Однако предателей не любили и в вооруженных силах Его Величества. Поэтому, по окончании боевых действий, его тоже отправили в Москву. Большинство генералов попали в немецкие плен в те суровые времена, когда Красная Армия терпела одно поражение за другим, в окружение попадали целые полки. За два года немцы смогли пленить более 70 генералов. Из них лишь 8 человек согласились сотрудничать с Вермахтом, в то время как остальных ждала незавидная участь. В большинстве своем генералы попадали в руки немцев с тяжелыми ранениями, либо в бессознательном состоянии. Многие предпочитали застрелиться, нежели отдать себя в руки врага. Но оставшиеся в живых в плену вели себя более чем достойно. Многие из них сгинули за колючей проволокой лагерей. Среди них - генерал-майор Богданов, командир 48-й стрелковой дивизии; генерал-майор Доброзердов, который возглавлял 7-й стрелковый корпус. Неизвестна судьба генерал-лейтенанта Ершакова, в сентябре 1941 г. принявшего командование 20-й армией, которая была вскоре разгромлена в битве под Смоленском. В Смоленске трое советских генералов попали в плен. Генералы Понеделин и Кириллов были насмерть замучены фашистами, категорически отказавшись выдавать им важные военные сведения. Однако к званиям Героев Советского Союза их представили лишь в 1980 году. Но не все генералы попадали в опалу. Так, генерал-майор танковых войск Потапов был одним из таких редких случаев. После освобождения из плена его Родине не просто встретили с распростертыми объятиями, но еще и наградили орденом Ленина, повысили в должности, а потом поставили командующим военным округом. На его похоронах побывали представители генштаба и даже несколько маршалов. Последним пленным генералом оказался генерал-майор авиации Полбин, которого немцы сбили под Берлином в феврале 1945. Раненного, его доставили к другим пленным. Никто не стал разбираться в чинах и званиях. Всех расстреляли, как это было принято в последние месяцы войны. Фашисты ощущали близость конца и старались продать свои жизни как можно дороже.

Случаются в истории события, которые кажутся невероятными не только их современникам, но и нам, людям взирающим на них с высоты многих столетий. Представьте, что всё человечество, поколение за поколением, упорно воздвигает один дворец, назовите его Цивилизацией, если вам так будет угодно. Усердно и старательно, кирпичик за кирпичиком, изобретение за изобретением, новинка к новинке, закон к закону - и вот уже общий дом принимает вид огромного сверкающего небоскрёба, жить в котором становится удобно и комфортно, здесь существуют правила и приличия, а на дверях стоит строгая охрана, которая пускает лишь тех джентльменов и дам, в чьей пристойности нет сомнений. И вдруг к этому тысячелетнему чертогу подходит никому неизвестное племя-оборванец, вытаскивает всего один блок из основания стены и вся великолепная постройка рушится почти до основания, погребая под своими обломками сотни культурных народов.

В середине IV века всем казалось, что период дикости, хаоса, войн и разрушений остался в далёком прошлом. Спокойствие и процветание царили на континенте. Миллионы людей жили в благоустроенных городах и привольных деревнях, пользовались достижениями прогресса, читали умные книги в тиши библиотек, пахали землю, пекли хлеб, ковали серпы и косы, и были уверены в незыблемости окружающего их мира. Когда в начале 376 года офицеры римских гарнизонов, несущих службу на дунайской границе, увидели толпы людей: множество стариков, женщин и детей, пешком или на телегах с пожитками, добравшихся сюда и умоляющих пустить их на южную, охраняемую сторону, они не сразу оценили степень опасности, грозящей империи. Подумаешь, очередные варварские междоусобицы! Но беженцев становилось всё больше, их рассказы леденили кровь в жилах даже бывалых воинов. Лишь когда на рубежах скопились уже сотни тысяч людей, в том числе мужчин с оружием, которые, стоя на коленях, умоляли пустить их на имперские земли, клялись в вечной преданности Августу и обещали принять веру в Христа, римляне поняли, что случилось действительно нечто ужасное, выходящее за рамки привычных событий.

Гроза вызрела где-то там, в далёких азиатских степях за Танаисом. Дикий народ, о котором мало кто слышал, сумел покорить потомков тех кочевников, что были некогда изгнаны из Северного Причерноморья, и во главе их полчищ в 375 году от Рождества Христова обрушился на жителей Восточногерманской империи. "Взъярилось на готов племя гуннов" - скажет об этом Иордан. События развивались стремительно. Престарелый конунг Германарих, ему к этому времени шёл сто десятый год, покончил с собой, толи от внезапно свалившегося на его седую голову позора, толи пытаясь принести, таким образом, себя в жертву разгневавшимся богам. Царём был избран юный Витимир, внучатый племянник покойного правителя. Он пытался организовать оборону, переманивал звонким готским золотом на свою сторону часть этих самых непостижимых гуннов. Но всё было тщетно, и вскоре новый царь сам гибнет в бою.

Вождь визиготов Атанарих пробует отстоять хотя бы земли за Днестром. К нему присоединяются остатки остготского войска во главе с полководцами Алатеем и Сафраком. Однако, неудержимые гунны прорываются к ним в тыл, и в пух и прах громят хвалёные германские армии. Паника овладевает готами, они более не слушают своих предводителей, но в ужасе бегут к Дунаю. Осенью 376 года римляне дозволяют готским беженцам пересечь границу. Однако, о запасах продовольствия для переселенцев никто вовремя не побеспокоился. "Военачальники, побуждаемые алчностью" наживались на несчастье соседей-изгнанников, продавая несчастным германцам втридорога даже тухлятину и мясо собак и кошек. Когда дело дошло до того, что гордые готы стали от голода отдавать в рабство своих детей, вспыхнул бунт.

Император Валент двинул против мятежников регулярную армию. 9 августа 378 года у города Адрианополя, на территории нынешней европейской Турции, в кровопролитном сражении римляне были наголову разбиты теми, кто, оставив родину, в панике бежал от гуннов. Это было одно из самых тяжких поражений за всю историю Рима, и, несомненно, самое роковое по своим последствиям. Погибло более сорока тысяч легионеров, многие попали в плен. Из восьмидесятитысячного войска едва ли шестая часть воинов смогла спастись бегством. Бедолага Валент, раненый, пытался укрыться в какой-то хижине, но её подожгли и он сгорел там заживо. Империя погрузилась в хаос. Визиготы, остготы, аланы, лишённые гуннами своих мест жительства, рвали её на части, как зимние голодные волки, делящие откормленную овцу, попавшую в их пасти. По следам этих варваров на Балканы, а также в ближневосточные провинции, хлынули страшные гуннские всадники. Запылали города. Забросили плуги пахари. Тщетно они хватались за мечи, пытаясь уберечь таким трудом нажитое добро, честь жён и дочерей, или хотя бы жизни, свои и близких. Всё вокруг наполнилось резнёй, криками, плачем, пожарами и грабежами. Гунны внезапно возникали то здесь, то там, каждый раз обгоняя вести о своём вторжении, и убираясь восвояси ранее, чем кто-то успевал приготовиться к отпору. Послушайте, как страдает блаженный Иероним в Вифлееме, сердце которого буквально разрывалось от жалости к соотечественникам: "Пусть Иисус в будущем избавит Римскую империю от этих зверей! Они появляются всюду раньше чем их ожидали, опережая скорость распространения слухов. Они не испытывают жалости ни к монахам, ни к старикам, ни к плачущим детям. Те, кто только начал жить, были вынуждены умереть и, не ведая, в каком они оказались положении, улыбались в окружении обнажённых вражеских мечей" .

Началось Великое переселение народов, стёршее с лица Земли многие страны и племена, разрушившее сотни городов, истребившее миллионы людей, уничтожившее тысячи рукописей, погрузившее наш континент в пучину варварства и невежества, отбросившее его назад по дороге развития, как минимум, на десяток столетий. И всё "благодаря" гуннам. Ни один другой народ планеты не имеет так много прав на роль главного Злодея в спектакле, разыгрываемом музой Клио на подмостках мировой сцены, где актёрами выступает всё человечество. Но даже у самого отрицательного персонажа исторической постановки должна быть своя биография. Кто они, названные современниками "ужасом народов", откуда пришли и почему так легко обратили Цивилизацию в Хаос? Мы никогда не сможем до конца понять родословную славян, как и других обитателей континента, если не разберёмся с теми, кто был властелином на Востоке Европы в пору их младенчества и кто так много сделал для того, чтобы дитя смогло покинуть свою колыбель. Меж тем, на вопрос: "кто же такие гунны" вот уже полторы тысячи лет историки дают самые разноречивые ответы и большинство из них выглядит весьма неубедительно.

Иордан полагал, что обидчики его предков происходят от неких ведьм ("несколько женщин-колдуний" ), обнаруженных одним из предшественников Германариха конунгом Филимером у готов ("среди своего племени" ). "Сочтя подозрительными, он прогнал их далеко" , вынудив бродить в пустыне. Там их и подобрали "нечистые духи" , и "в их объятиях соитием смешались с ними и произвели то свирепейшее племя" , которое мы знаем под именем гуннов. Но то, что казалось вполне правдоподобным историку раннего Средневековья, уже не кажется таковым в наши дни. Аммиан Марцеллин, политик, боевой офицер и разведчик, вообще отказывается гадать на тему, кто такие гунны, и откуда именно они пожаловали, заявляя лишь по-военному кратко: "Племя гуннов, о которых древние писатели осведомлены очень мало, обитает за Меотийским болотом в сторону Ледовитого океана и превосходит в своей дикости всякую меру" . Церковный историк Зосима колеблется, отнести ли гуннов к "царским скифам" или к потомкам того курносого или слабого народа ("агрипеев"), что был описан Геродотом. От Геродотовых оборотней-невров производит свирепых кочевников писатель Евнаний. А хорошо нам знакомый Прокопий Кесарийский вообще полагал их потомками киммерийцев. Подводя итоги потугам своих собратьев раздобыть хоть какие-то сведения о прошлом этого племени, христианский мыслитель и богослов конца IV века Евагрий Понтийский флегматично заметит: "Где находились гунны, откуда они вышли, как пробежали всю Европу и оттеснили скифский народ, о том никто не сказал ничего ясного" .

Впрочем, надо заметить, что хотя мнения античных мыслителей по данному вопросу и разделились, все они, однако, искали корни агрессоров среди аборигенов Восточной Европы. Историки XIX - начала XX веков, напротив, заподозрили в "потрясателях Вселенной" пришлых монголоидов, предков тюрков или даже монголов, и принялись искать их прародину у границ Китая.

Так родилась версия о том, что подозрительное племя явилось из Монголии и предки его были известны китайцам под именем хунну (в других вариантах произношения: хюнну или сюнну). Российский учёный Константин Иностранцев в 1926 году предложил считать европейских гуннов - западной, а северокитайских хунну - восточной ветвями одного и того же народа. С тех пор в отечественной науке это стало непререкаемым догматом. Хотя по мере изучения восточных кочевников, а равно древностей, оставленных гуннами в Европе, сомнений по этому поводу становилось всё больше - слишком велика была разница между ними.

Да и народы с монголоидными чертами по эту сторону Уральского хребта известны были ещё Геродоту. Проявляются подобные антропологические признаки в той или иной степени и у современных угорцев, к которым, кроме европейских венгров, живущих именно там, где некогда располагалась ставка Аттилы, относят также хантов и манси из Западной Сибири. Венгры, кстати, считают гуннов своими предками. Возможно, именно поэтому у российских исследователей всегда была не менее популярна угорская версия происхождения необычных агрессоров. Как писал историк Дмитрий Иловайский ещё в далёком 1874 году: «Гунны, по мнению многих учёных, будто бы составляли одно из племён Восточнофинской или Чудской группы и принадлежали к её Угорской ветви. Гунны издревле обитали в степях между Уралом и Волгой, по соседству со Скифскими народами Арийской семьи, и вовсе не были каким-то новым народом, прямо пришедшим в Европу из глубины Средней Азии от границ Китая во второй половине IV века» .

Сторонников идеи о "северокитайской прародине" гуннов и их "угрофильских" оппонентов попытался примирить выдающийся отечественный востоковед Лев Гумилёв. В своей книге "История народа хунну" он, по мере сил, попытался соединить в одну две основные концепции отечественной исторической науки. Вот, как это выглядит со слов автора "объединённой" версии: "Приуральские угры были тем народом, который приютил беглецов (с территории Северного Китая) и дал им возможность вновь собраться с силами. Именно с угорских территорий начали хунну свой новый поход на запад, причём угорский элемент составлял их основную боевую силу, и нет оснований сомневаться в том, что оба народа смешались и слились в один новый народ - гуннов" .

Все эти теории, конечно, красивы и романтичны, ещё бы - беглецы с края Света сокрушают величайшие империи Европы - но вот фактов в их основании нет практически никаких, исключая, разумеется совпадение нескольких звуков в названиях обитателей монгольских степей и свирепых кочевников, обрушившихся на Готию и Рим. Именно поэтому западные учёные всерьёз их не воспринимают. Хотя и сами оказываются не в состоянии предложить собственные ответы на почти неразрешимые вопросы: "кто же они такие?" и "откуда пришли?" Авторитетный британский историк Эдвард Томпсон вынужден признать очевидное: "Не только происхождение гуннов, но и их перемещения и деятельность до последней четверти IV столетия остаётся для нас такой же тайной, какой они были для Аммиана Марцеллина" .

Стоп! А почему учёные посчитали, что для последнего это было какой-то там "тайной"? Давайте внимательней вчитаемся в смысл сказанного этим автором, одним из самых образованных людей своего времени. Ведь он не говорит о том, что его предшественники "древние писатели" ничего о гуннах не ведали. Он употребляет принципиально иную формулировку "осведомлены очень мало" , то есть о них знали, но не слишком многое. По мнению Аммиана, перед нами просто народ, в прошлом не слишком прославившийся. Не знаю, был ли знаком Марцеллин с трудами александрийского географа Клавдия Птолемея, но тот в трактате "География" без обиняков помещает народ "хуни" между бастарнами и роксаланами. Мы, конечно, помним, что Птолемей был тот ещё путаник, вполне мог ошибиться с координатами объекта или с чистой душой использовать давно устаревшие данные, но трудно обвинять учёного в том, что он ещё и экстрасенс. Мог ли он предвидеть, какую роль гунны сыграют в истории Европы за два с лишним века до того? Если нет, отчего он располагает их на карте там, где будут кочевать их потомки после сокрушения Готской державы?

Ещё более удивительно, что Птолемей оказался не единственным, кто увидел это племя до периода его громкой славы. Другой географ из Александрии, Дионисий Периегет, творивший примерно в ту же эпоху, оставил нам свой труд "Описание населённой земли". Полистаем его, имея в виду, что Каспий тогда считался заливом, соединённым с Северным океаном "устьем" в том месте, где на самом деле в него впадает Волга: "Фигура всего великого Каспийского моря представляет собой закругляющуюся окружность; его, пожалуй, не переплывёшь на корабле в три лунных круга: столь велик этот трудный путь... Я расскажу вам (теперь) всё о том, какие племена живут вокруг него, начав с северо-западной стороны. Первые - скифы, которые населяют побережье возле Кронийского моря (Северного Океана), по устью Каспийского моря, потом унны, за ними каспийцы, за этими - воинственные албаны и кадусии, живущие в горной стране..."

Итак, по крайней мере, два географа предыдущих столетий слышали о племени со схожим названием. Хотя, их сведения и выглядят полной разноголосицей. Один помещает своих хуни в Причерноморье, между Днепром и Днестром, второй отводит уннам место на берегах Каспия, вероятно, где-то в районе нынешней Калмыкии. Меж тем, на Кавказе гуннов замечают и иные авторы. Армянский историк Агафангел, двоюродный брат святого Григория Просветителя, живший в конце III - начале IV веков, сообщает об участии гуннов вместе с армянами и другими кавказскими народами в войне с персами 227 года от Рождества Христова. При этом никого они тут тогда не пугают, смотрятся вполне заурядным провинциальным племенем. Точно также они продолжают выглядеть и на страницах сочинения другого армянского историка Фавстоса Бузанда, который повествует о нашествии кочевников на его страну в правление царя Хосрова II Короткого (330-339 годы). Вот что об этом говорится: "В то время маскутский царь Санесан, сильно разгневавшись, проникся враждой к сородичу своему, армянскому царю Хосрову и собрал все войска, - гуннов, похов, таваспаров, хетчемаков, ижмахов, гатов и глуаров, гугаров, шичбов и чилмов, и баласичев и егерсванов, и несметное множество других разношерстных кочевых племён..."

Маскуты - это другое название массагетов или аланов. Их предводитель, вместе с подвластными ему народами, среди которых упомянуты гунны, форсировал Куру и вторгся на территорию Армении ориентировочно в 336 году. Местный царь бросил страну на растерзание врагов и заперся в отдалённой крепости вместе с престарелым патриархом. Не встречая сопротивления, агрессоры грабили окрестности и разрушали всё, что попадалось им на пути. Через год спарапет (полководец) Ваче Мамиконян сумел собрать войско и разгромил захватчиков. Его витязи "набросились, били, громили войска аланов и маскутов, и гуннов, и других племён и всё каменистое поле устлали трупами убитых, так что кровь обильно текла, как река, и не было числа перебитому воинству. Немногочисленные же остатки они гнали перед собой до страны баласичев" . Вдумайтесь - какая странная ирония Судьбы! За какие-то несчастные сорок лет - время жизни немногим более одного поколения - до начала вселенского переполоха устроенного этим племенем, предки тех, кто стал "ужасом народов" безропотно служат провинциальным аланским царькам, упоминаются в одном ряду с некими "похами" и "хетчемаками", и складывают головы под мечами армянской армии, которая, в свою очередь, многократно бита и римлянами и персами.

Но, как бы то не было, мы видим, что кое-какими сведениями о гуннах до их нашествия в Европу древние писатели всё же располагали. О первоначальном местожительстве этого племени, если не считать противоречивых указаний александрийских географов, остальные авторы упоминают довольно смутно. Большинство из них, однако, связывает этих кочевников с Танаисом (Доном) и Меотидой (Азовским морем). В сочинении Иордана приводится легенда, объясняющая, почему об этом народе долгое время ничего не было слышно: "Вот эти-то гунны, созданные от такого корня, и подступили к границам готов. Этот свирепый род, как сообщает историк Приск, рассевшись на дальнем берегу Меотийского озера, не знал никакого другого дела, кроме охоты, если не считать того, что он, увеличившись до размера племени, стал тревожить покой соседних племён коварством и грабежами. Охотники этого племени, выискивая однажды, как обычно, дичь на берегу внутренней Меотиды, заметили, что вдруг перед ними появился олень, вошёл в озеро и, то ступая вперёд, то приостанавливаясь, представлялся указующим путь. Последовав за ним, охотники пешим ходом перешли Меотийское озеро, которое (до тех пор) считали непереходимым, как море. Лишь только перед ними, ничего не ведающими, показалась скифская земля, олень исчез. Я полагаю, что сделали это из ненависти к скифам, те самые духи, от которых гунны ведут своё происхождение. Вовсе не зная, что, кроме Меотиды, существует ещё другой мир, и приведённые в восхищение скифской землёй, они, будучи догадливыми, решили, что путь этот никогда ранее неведомый, показан им божественным (провидением). Они возвращаются к своим, сообщают им о случившемся, расхваливают Скифию и убеждают всё племя отправиться туда по пути, который они узнали, следуя указанию оленя" .

В разных вариантах эта легенда пересказывается и другими древними писателями, правда, вместо охотников иногда её героем оказывается пастух, а оленя (лань) заменяет бык, ужаленный оводом. Тем не менее, тема "замкнутости" или даже "запертости" первоначальной гуннской прародины, проходит сквозной нитью через большинство сочинений о происхождении этого народа. У Павла Орозия читаем, что гунны "долгое время были отрезаны неприступными горами" . А блаженный Евсевий Иероним, творивший в середине IV - начале V столетий даже намекает, о каких именно горах идёт речь: "Весь Восток задрожал при внезапно разнёсшихся вестях, что от крайних пределов Меотиды, где запоры Александра сдерживают дикие племена Кавказа, вырвались орды гуннов, которые летая туда и сюда на быстрых конях, всё наполнили резнёй и ужасом" . Под "запорами Александра" здесь разумеется древняя система укреплений, типа Дербентской стены, которая сдерживала проход через Кавказские горы с Севера на Юг.

Итак, древние писатели не сомневались в том, что гунны были близкими соседями европейцев, византийцев и персов. Отчего же тогда в наши дни их коллеги устремили свой ясный взор в сторону Китая, пытаясь разыскать следы "потрясателей Вселенной" в столь отдалённых местах? Видимо, всему виной слишком уж необычный облик агрессоров, их странные нравы и образ жизни. Историкам наших дней, вероятно, показалось, что такого рода дикари не могли быть европейскими обитателями.

Впрочем, давайте полистаем старые летописи и внимательно посмотрим на гуннов глазами их более цивилизованных современников. Вот, что пишет римский придворный поэт Клавдий Клавдиан: "Север не питает ни одного племени более свирепого. У них безобразная внешность и постыдные на вид тела, но они никогда не отступают перед трудностями. Пищей им служит охотничья добыча, они избегают плодов Цереры (продуктов земледелия), их забава разрезать лицо, у них считается прекрасным клясться убитыми родителями (то есть, гордиться убийством отца и матери). Двойная природа не более их сочетала двуобразных тучерождённых с родными конями (как кентавры они срослись с лошадьми). Они отличаются необыкновенной подвижностью, но без всякого порядка и с неожиданными обратными набегами" . Может показаться, что с обвинениями в отцеубийстве поэт Клавдиан, что называется "перегнул палку". Впрочем, живший чуть позже церковный историк Феодорит вообще полагал, что гунны - людоеды, которые отказались от поедания тел своих стариков только в эпоху Аттилы, когда многие из них стали принимать христианство.

Иордан в подробностях описывает необычный облик захватчиков: "Они побеждали не столько войной, сколько внушая величайший ужас своим страшным видом… потому что их образ пугал своей чернотой, походя не на лицо, а, если можно так сказать, на безобразный комок с дырами вместо глаз. Их свирепая наружность выдаёт жестокость их духа, они зверствуют даже над потомством своим с первого дня рождения. Детям мужского пола они рассекают щёки железом, чтобы раньше, чем воспринять питание молоком, попробовали они испытание раной. Поэтому они стареют безбородыми, а в юношестве лишены красоты, так как лицо, изуродованное железом, из-за рубцов теряет своевременное украшение волосами» . Кроме того, готский историк обращает внимание и на необычное телосложение этих кочевников: "Свирепейшее племя, …малорослое, отвратительное и сухопарое, понятное как некий род людей только в том лишь смысле, что обнаруживало подобие человеческой речи… Ростом они невелики, но быстры проворством своих движений и чрезвычайно склонны к верховой езде; они широки в плечах, ловки в стрельбе из лука и всегда горделиво выпрямлены благодаря крепости шеи. При человеческом обличии живут в звериной дикости" . А вот как выглядит в глазах Иордана царь гуннов Аттила, великий предводитель этого племени: "По внешнему виду низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутой сединой, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом кожи, он являл все признаки своего происхождения" .

Но быть может, готский историк слишком эмоционален в описании врагов своего народа? Послушаем, что скажет Аммиан Марцеллин, боевой офицер, разведчик, уж он-то за свою жизнь насмотрелся на представителей самых разных народов, белых и чёрных, культурных и диких, красивых и не очень. Ему слово: "Так как при самом рождении на свет младенца ему глубоко изрезают щеки острым оружием, чтобы тем задержать своевременное появление волос на зарубцевавшихся нарезах, то они доживают свой век до старости без бороды, безобразные, похожие на скопцов. Члены тела у них мускулистые и крепкие, шеи толстые, чудовищный и страшный вид, так что их можно принять за двуногих зверей или уподобить тем грубо обтесанным наподобие человека чурбанам, какие ставятся на концах мостов. При столь диком безобразии в них человеческого образа они так закалены, что не нуждаются ни в огне, ни в приспособленной ко вкусу человека пище; они питаются кореньями диких трав и полусырым мясом всякого скота, которое они кладут на спины коней под свои бедра и дают ему немного попреть" .

Как видим, и здесь о красоте речь не идёт, всё больше о "чудовищном и страшном виде" и "дикости, превосходящей всякую меру" . Последнее проявляется, по мнению римского писателя не только в том, как они поступают со своей внешностью, но и в целом ряде привычек и нравов этого племени: "Никогда они не укрываются в какие бы то ни было здания; но, напротив, избегают их, как гробниц, отрешенных от обычного обихода людей. У них нельзя встретить даже покрытого камышом шалаша. Они кочуют по горам и лесам, с колыбели приучаются переносить холод, голод и жажду. И на чужбине входят они под кров только в случае крайней необходимости, так как не считают себя в безопасности под кровом... Тело они прикрывают льняной одеждой или же сшитой из шкурок лесных мышей. Нет у них различия между домашним платьем и выходной одеждой: но раз одетая на шею туника грязного цвета снимается или заменяется другой не раньше, чем она расползется в лохмотья от долговременного гниения. Голову покрывают они кривыми шапками, свои обросшие волосами ноги - козьими шкурами; обувь, которую они не выделывают ни на какой колодке, затрудняет их свободный шаг... Поэтому они не годятся для пешего сражения; зато они словно приросли к своим коням, выносливым, но безобразным на вид, и часто сидя на них на женский манер, исполняют свои обычные занятия. День и ночь проводят они на коне, занимаются куплей и продажей, едят и пьют и, склонившись на крутую шею коня, засыпают и спят так крепко, что даже видят сны. Когда приходится им совещаться о серьезных делах, то и совещание они ведут, сидя на конях" .

Дикость завоевателей, по мнению Марцеллина, проявлялась не только в их нравах, но и в уровне организованности (а точнее, дезорганизованности) гуннского сообщества. Для него, как и для многих его современников, гунны, это не страна, не царство, а бродячие орды грабителей, северный "ураган племён", по образному выражению одного из античных авторов, внезапно налетевший и никем не управляемый. Как пишет Аммиан: "Не знают они над собой строгой царской власти, но, довольствуясь случайным предводительством кого-нибудь из своих старейшин, сокрушают все, что ни попадется на пути. Иной раз, будучи чем-нибудь задеты, они вступают в битву; в бой они бросаются, построившись клином, и издают при этом грозный завывающий крик. Легкие и подвижные, они вдруг нарочно рассеиваются и, не выстраивая боевой линии, нападают то там, то здесь, производя страшные убийства. Вследствие их чрезвычайной быстроты никогда не случается видеть, чтобы они штурмовали укрепление или грабили вражеский лагерь. Они заслуживают того, чтобы признать их отменными воителями, потому что издали ведут бой стрелами, снабженными искусно сработанными остриями из кости, а сблизившись в рукопашную с неприятелем, бьются с беззаветной отвагой мечами и, уклоняясь сами от удара, набрасывают на врага аркан, чтобы лишить его возможности усидеть на коне или уйти пешком. Никто у них не пашет и никогда не коснулся сохи. Без определенного места жительства, без дома, без закона или устойчивого образа жизни кочуют они, словно вечные беглецы, с кибитками, в которых проводят жизнь; там жены ткут им их жалкие одежды, сближаются с мужьями, рожают, кормят детей до возмужалости. Никто у них не может ответить на вопрос, где он родился: зачат он в одном месте, рожден - далеко оттуда, вырос - еще дальше. Когда нет войны, они вероломны, непостоянны, легко поддаются всякому дуновению перепадающей новой надежды, во всем полагаются на дикую ярость. Подобно лишенным разума животным, они пребывают в совершенном неведении, что честно, что нечестно, ненадежные в слове и темные, не связаны уважением ни к какой религии или суеверию, пламенеют дикой страстью к золоту, до того изменчивы и скоры на гнев, что иной раз в тот же самый день отступаются от своих союзников без всякого подстрекательства и точно также без чьего бы то ни было посредства опять мирятся".

А теперь послушайте, что пишет римский поэт V века Аполлинарий Сидоний в своём панегирике императору Антемию: "Там, где белый Танаис спадает с Рифейских гор, под северным сиянием Медведицы живёт племя грозное духом и телом, так что на самых лицах его детей уже отпечатан какой-то ужас. Круглой массой возвышается его сдавленная голова. Подо лбом, в двух впадинах, как бы лишённых глаз, виднеются взоры. Свет едва брошенный в полость мозга, проникает до наружных, крайних орбит, однако, не закрытых, так что через малое отверстие они видят обширные пространства, и недостаток красоты возмещают тем, что различают маленькие предметы на дне колодца. Чтобы нос не слишком выдавался между щёк и не мешал шлему, круглая повязка сдавливает нежные ноздри (младенца). Таким образом, материнская любовь обезображивает рождённых для битв, поскольку при отсутствии носа поверхность щёк делается ещё шире. Остальная часть тела у мужчин прекрасна: широкая грудь, большие плечи, подпоясанный ниже пупа живот. Пешие, они представляются среднего роста, но если видишь их на коне, то они кажутся высоки; такими же часто являются, когда сидят. Едва ребёнок покидает лоно матери, он уже на спине коня. Можно подумать, что это члены одного тела, ибо всадник как бы прикован к лошади; другие народы ездят на конском хребте, а этот живёт на нём".

Последние оказались вогнутыми или даже разорванными в некоторых местах.

Некоторые германцы были допущены в границы Римской империи мирно на условии, что они помогут охранять имперские границы от иных «варварских» племён, надвигавшихся с востока или севера. В других случаях германцы силой проложили себе дорогу в римские провинции. Как те, кто пришел в качестве союзника императора, так и те, кто пришел как его враг, одинаково провозгласили контроль над оккупированными ими провинциями. Некоторое время каждое германское племя казалось находящимся в постоянном движении, надвигаясь далее и далее на юг и запад.

Следуя по стопам германцев, гунны расположились в Паннонии на среднем Дунае. Кампании Аттилы ударили как по Риму, так и по германцам. В этом водовороте большинство западных провинций Римской империи было постепенно поглощено различными германскими племенами, и в конце концов герул Одоакр захватил и сам Рим .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ ДНК гуннов спорный вопрос. Ген гуннов живет среди тюрков, монголов и славян

    ✪ Времена и воины. Гунны.

    ✪ Великое переселение народов. Рассказывает историк Валдис Клишанс

    ✪ Ученые впервые обнаружили 12 аномальных газовых пузырей на острове Белый

    ✪ Пермские археологи исследуют захоронения времен вторжения гуннов

    Субтитры

Влияние на историю народов

Международное значение гуннского вторжения отчасти определялось далеко идущими изменениями в положении анто-славянских племён. Уничтожив могущество остготов, гунны предотвратили возможность германизации анто-славян в Южной Руси. Кроме того, остатки иранских племён в Южной Руси также были ослаблены. Значительная часть аланов двинулась на запад, следуя исходу готов. В результате роль иранского элемента в жизни ас или антских племён уменьшилась, в то время как славянское влияние возросло.

Эпоха гуннского вторжения является, таким образом, в определённом смысле периодом освобождения восточных славян не только от готского , но также и от иранского контроля. Гунны привлекали славянские подразделения в свою армию и использовали их как вспомогательные во время своих кампаний .

Имя в форме «Гунны» введено в научный оборот в 1926 году историком К. А. Иностранцевым , чтобы отличать европейских хунну от азиатских . В сочинениях Приска Панийского , византийского дипломата, историка и писателя V века, участвовавшего в посольстве Византии к вождю гуннов Аттиле в его ставке, гунны упомянуты под именем «Унны» . Предположительно текстами Приска пользовался Иордан .

Происхождение

Господствующая гипотеза связывает гуннов с хунну (сюнну) - народом, который обитал на севере Китая , в излучине реки Хуанхэ . Он упоминается в китайских источниках с III века до н. э. , и это был первый народ, создавший в Центральной Азии обширную кочевую империю. В 48 году н. э. хунну разделились на две ветви, северную и южную. Потерпев поражение от сянби и Китая, объединение северных хунну распалось и его остатки мигрировали в западном направлении. Помимо созвучия имён на генетическую связь между гуннами и хунну Центральной Азии указывает ряд категорий материальной культуры , в особенности в сфере военного дела, характерной чертой которого было использование сложносоставного лука .

Палеогенетика

Исследование ДНК скелета элитного гунна из Музея естественной истории (г. Будапешт, Венгрия), датированного средней третью V века, показало, что он имел Y-хромосомную гаплогруппу L . Другие исследования показали - Q-M242, N, C-M130, и R1a1. Захоронения в Китае показали - Q-M3 и митохондриальную гаплогруппу D4j12

История

В европейских источниках первые упоминания о гуннах датируются II веком н. э. и относятся к региону в восточной области Прикаспия . Однако среди исследователей нет уверенности, касаются ли данные известия собственно гуннов, либо являются простым созвучием.

В 70-х годах IV века гунны покорили аланов на Северном Кавказе , а затем разгромили остготское государство Германариха .

Аттила перешёл от тактики кавалерии к осаде городов и к 447 году взял 60 городов и укреплённых пунктов на Балканах , территории современной Греции и в других провинциях Римской империи. В 451 году в битве на Каталаунских полях в Галлии продвижение гуннов на запад было остановлено объединённой армией римлян под началом полководца Аэция и Тулузского королевства вестготов . В 452 году гунны вторглись в Италию, разграбив Аквилею, Милан и ряд других городов, но затем отступили назад.

После смерти Аттилы в 453 году возникшими внутри империи распрями воспользовались покорённые гепиды , возглавившие восстание германских племён против гуннов. В 454 году в битве при реке Недао в Паннонии гунны были разбиты и вытеснены в Причерноморье. Попытки гуннов прорваться на Балканский полуостров в 469 году были тщетными .

Гунны быстро растворились в среде других народов, которые продолжали непрерывно прибывать с востока. Однако их имя ещё долго использовалось средневековыми авторами в качестве общего наименования всех кочевников Причерноморья, безотносительно к реальным связям таковых с бывшим гуннским союзом. Следующей волной Великого переселения народов стало появление племён огуров в 460-х гг. и савиров в начале VI века.

С начала VI века и до 1-й пол. VIII века на территории Прикаспийского Дагестана существовало политическое объединение, называемое в закавказских источниках «царством гуннов» («хонов»). Большая часть исследователей полагает, что под этим именем скрывается одно из племён савиров . По другой точке зрения, это союз местного кавказского происхождения . Его столицей был город Варачан , но большая часть населения сохраняла кочевой быт. Во 2-й пол. VII века его правитель носил тюркский титул эльтебер и признавал себя вассалом хазар , хотя на деле обладал большой долей самостоятельности, совершая походы в Закавказье . В 682 году глава гуннов Алп Илитвер принял посольство из Кавказской Албании во главе с епископом Исраэлем и вместе со знатью перешёл в христианство . О судьбе кавказских гуннов после начала VIII века ясных сведений нет.

Образ жизни и военное дело

Гунны внушали цивилизованному миру наибольший из всех варваров страх. Германцы были знакомы с земледелием, тогда как гунны являлись кочевниками. В этих всадниках с непривычной монголоидностью римляне видели не столько людей, сколько порождения демонов .

Приск отмечал, что скифский закон разрешает многожёнство. По-видимому, основу социальной организации составляла большая патриархальная семья. Социальный строй гуннов Европы охарактеризован Энгельсом как военная демократия. Аммиан писал: «Если случится рассуждать о серьёзных делах, они все сообща советуются ».

Гунны применяли дальнобойный лук . Лук гуннов был коротким так как стрельба велась с лошади. Лук имел обратный изгиб, благодаря чему при меньшем размере достигалась большая убойная сила лука. Лук делался составным, а для большей прочности и упругости его укрепляли накладками из костей или рогов животных. Стрелы употреблялись как с костяными, так и с железными или бронзовыми наконечниками. Иногда к стрелам прикреплялись костяные шарики, с просверленными в них отверстиями, издававшие в полёте устрашающий свист. Лук вкладывался в особый футляр и прикреплялся к поясу слева, а стрелы находились в колчане за спиной воина справа. «Гуннский лук», или «скифский лук» (scytycus arcus ) - по свидетельствам римлян, самое современное и эффективное оружие античности, - считался очень ценным трофеем у римлян. Флавий Аэций , римский полководец, проживший 20 лет заложником среди гуннов, поставил скифский лук на вооружение в римской армии.

Религия

Подробное описание верований кавказских гуннов VII века сохранилось в сочинении Мовсеса Каланкатваци . Для них было характерно обожествление солнца, луны, огня, воды; почитание «богов дорог». Священным деревьям и почитаемым богам жертвовали лошадей, кровь которых проливалась вокруг дерева, а голову и шкуру жертвенного животного вешали на сучья. Во время религиозных церемоний и похорон проходили состязания в борьбе и сражения на мечах, скачки на конях, игры и пляски. Существовал обычай нанесения себе ран и увечий в знак скорби по умершему.

См. также

Примечания

  1. Тенишев Э. Р. Гуннов язык // Языки мира: Тюркские языки. - М., 1997. - С. 52-53
  2. Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи древней Евразии. СПб: 2005. 346 с.
  3. Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов. Л.: ЛГУ. 1951. 256 с.
  4. Гунны в БСЭ
  5. Гавритухин И. О. Гунны // БРЭ. Т. 8. М., 2007. - С. 160.
  6. База данных JPL НАСА по малым телам Солнечной системы (1452) (англ.)
  7. Г. В. Вернадский. Древняя Русь. Глава IV. Гунно-Антский период (370-558 гг.), 1943 г.
  8. Иностранцев К. А. Хунну и Гунны, (разбор теорий о происхождении народа Хунну китайских летописей, о происхождении европейских Гуннов и о взаимных отношениях этих двух народов). - Л. : Издания Ленинградского ин-та живых восточных языков им. А. С. Енукидзе, 1926. - 152+4 с.
  9. Сказания Приска Панийского (пер. С. Дестуниса) . // Ученые записки второго отделения императорской академии наук, Книга VIII. Вып. 1. СПб. 1861
  10. Иордан. О происхождении и деяниях гетов . / Вступ. статья, пер., коммент. Е. Ч. Скржинской - СПб. : Алетейя, 1997, - с. 67.
  11. Юй Тайшан . Исследование проблем истории и этнической идентичности гуннов в китайской историографии. // Китайский институт общественных наук. Научно-исследовательский институт истории.
  12. Засецкая И. П. Культура кочевников южнорусских степей в гуннскую эпоху (конец IV-V в.). СПб., 1994.С. 151-156; её же. Гунны на Западе// История татар с древнейших времен: В 7 т, Т. I: Народы степной Евразии в древности. Казань, 2002. С. 148-152
  13. Никоноров В. П., Худяков Ю. С. «Свистящие стрелы» Маодуня и «Марсов меч» Атгилы: Военное дело азиатских хунну и европейских гуннов, - СПб /Петербургское Востоковедение, 2004; М/. Филоматис, 2004.- 320 с. (Серия «Militaria Antiqua», VI). ISBN 5-85803-278-6 («Петербургское Востоковедение»)
  14. «Sir H. H. Howorth, History of the Mongols (1876-1880); 6th Congress of Orientalists, Leiden, 1883 (Actes, part iv. pp. 177-195); de Guignes, Histoire generale des Huns, des Turcs, des Mongoles, et des autres Tartares occidentaux (1756-1758)»
  15. Peter Heather, «The Huns and the End of Roman Empire in Western Europe», The English Historical Review , Vol. 110, No. 435, February 1995, p. 5.
  16. «Europe: The Origins of the Huns» , on The History Files, based on conversations with Kemal Cemal, Turkey, 2002
  17. Кызласов И. Л. Археологический взгляд на алтайскую проблему // Тунгусо-маньчжурская проблема сегодня (Первые Шавкуновские чтения). - Владивосток, 2008. - С. 71-86.
  18. Казахстанский ДНК-проект
  19. http://dienekes.blogspot.ru/2013/09/ashg-2013-abstracts.html
  20. Томпсон Э. А . Гунны. Грозные воины степей. - М., 2008. - С. 77.
  21. Гунны в Энциклопедическом словаре
  22. Артамонов М. И. История хазар. М., 2001. -С.256; Гмыря Л. Б. «Царство гуннов» (савир) в Дагестане (IV-VII вв.) М., 1980. - С. 8-12.
  23. Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV-Х вв. Л., 1979. - С.152. Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании: IV в. до н. э. - VII в. н. э. М.-Л., 1959. - С.193.
  24. Гуревич А. Я. , Харитонович Д. Э. История Средних веков: Учебник для средней школы. - М.: Интерпракс, 1994. - 336 с. - ISBN 5-85235-204-7 . (2-е изд. 1995)
  25. Г. С. Дестунисъ. Сказанія Приска Панийскаго. Учёныя записки второго отд. Императорской Академии Наук кн. VII , вып. I СПб 1861 отр. 11 стр. 76
  26. Боковенко Н. А., Засецкая И. П. Происхождение котлов «гуннского типа» Восточной Европы в свете проблемы хунно-гуннских связей // Петербургский Археологический Вестник. СПб. Вып. 3. 1993
  27. Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов // Л.: ЛГУ. 1951. 256 с. https://archive.is/20130407011054/kronk.narod.ru/library/bernshtam-an-1951-11.htm
  28. Гумилёв Л. Н.  Гунны // Советская историческая энциклопедия
  29. Артамонов М. И. История хазар. М.,2001. - С. 259-264.
  30. Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. / Отв. ред. Р. Ф. Итс. - Л.: Наука, 1991. - 320 с.

Источники

  • Аммиан Марцеллин . Римская история / Пер. Ю. А. Кулаковского , А. И. Сонни. - СПб.: Алетейя, 1996. - 576 с. - Серия «Античная библиотека. Античная история». - ISBN 5-89329-008-9
  • Дестунис Г. С. Сказания Приска Панийского. // Учёные записки 2-го отд. Императорской Академии Наук. - Кн. VII, вып. I. - СПб., 1861.

С далёкой древности по Евразии прокатывались волны миграции. Иногда народы приходили туда, где местное население обитало в другом биоценозе, как лес – берега рек. Или же на одной территории селились народы, имеющие разную специализацию: рыбаки и скотоводы. Поэтому у всех крупных народов как минимум два этнических компонента. У русских этих компонентов было много: славяне, скандинавы, финны, угры, балты, народы иранской группы, тюрки.

Гунны и русские

Гунны и русские

Можно сказать, русские были полноправным племенным союзом, где каждый народ вносил вклад в соответствии со своей специализацией. И отсюда терминологическая путаница, ибо каждый учёный, желающий придумать точное определение, находил ему обоснование. Русские – скифы? Вот доказательства. Русские – славяне? Разумеется! Русские – скандинавы? Пожалуйста: источники.

И если по территории, населённой русскими, прокатились гунны, то находились основания и для обобщения под этим этнонимом. Иногда доводится встречать параллели между русскими и гуннами.

Европейцы знали, что гунны пришли откуда-то с востока, были храбры, воинственны и отличались от них в быту. Те же признаки, которые в их глазах отличали русских. Для поверхностного суждения этого было достаточно, чтобы счесть эти два народа родственными.

Если покопаться, то родственниками гуннов могут быть чуваши. Чувашский язык самый древний из сохранившихся тюркских, а известно, что языком гуннов был тюркский. Поскольку чуваши входят в русский суперэтнос, то можно обобщить, что русские и гунны были родственными народами.

О внешности гуннов

Есть версии, что гунны были ярко выраженными монголоидами. Сторонники этой теории приводят слова Аммиана Марцеллина о том, что ранее в Восточную Европу пришли хиониты – вот они были белокурыми высокими красавцами. Повоевали немного с местными и без труда ассимилировались. А гунны напугали Европу своей непривычной внешностью. Значит, точно были монголоидами, которых в Европе ещё не видали.

Попробуем разобраться. Народ гуннов состоял из двух основных компонентов: европеоидные коренастые угры и хунны, которые были одними из предков тюрок. Хунны, в свою очередь, были гибридным народом: в их составе древние монголы и палеосибирский белокурый народ динлинов. Но и монголы две тысячи лет назад имели иной облик, нежели сейчас. Гумилёв пишет, что хунны походили на североамериканских индейцев: длинноголовый антропологический тип и тонкий нос горбинкой.

Образ жизни гуннов

Аммиан Марцеллин был больше поражён образом жизни гуннов, нежели их внешностью. По его мнению, они жили без закона, как лишённые разума животные, даже совещания вождей проводились верхом, вся жизнь у них проходила в кибитке, и не было у них нормальной еды и одежды. Сам правитель ел из деревянной посуды и одевается в скромные ткани.

По внешности гуннов римский историк тоже прошёлся: тела мускулистые, шеи толстые, похожи на колоды, и ходят без бороды, как скопцы, и кони у них безобразные. Правда, воины отменные, отлично владеют арканом, и стрелы у них качественные.

Марцеллин был римским центурионом. Он чувствовал себя уязвлённым: какие-то кочевники угрожают лучшей в мире Римской армии. Аттила же не пошёл на Рим только под влиянием своего окружения.

Готские историки Прииск Панийский и Иордан сообщают, что Аттила был хитрым, властным, и при этом скромным в быту.

Скандинавы и гунны

Германские и скандинавские народы восприняли гуннов положительно. На их вкус бытовая непритязательность Аттилы только увеличивала достоинства великого вождя и стратега. Гунны упоминаются без указания на чуждость, а Атли, конунг гуннов – один из самых ярких персонажей.

Кроме того, возможно что действительно народ гуннов был для скандинавов ближе, чем принято думать. Тюркская «енисейская письменность» очень похожа на скандинавские руны, но появилась раньше и встречается на древних могилах, например, на могиле богатыря Кюль-Тегина. Известно, что гунны использовали руническую письменность. А в Старшей Эдде прямо говорится, что Асы – скандинавские боги - пришли из Азии.

В то же время родственность русских и скандинавов трудно оспаривать. И это ещё один повод назвать гуннов родственниками гуннов.

Аттила в скандинавских сагах

Об Атли существовало несколько песен того периода, позднее их сюжеты были перенесены в саги. И это целые мелодрамы, где Атли конфликтует со своей скандинавской женой Гудрун, причём она упрекает его в «мягкотелости».

Интересно упоминание гуннского вождя в «Песне о Хлёде» V века:

1 Хумли, как слышно,
гуннами правил,
а гаутами Гицур,
Ангантюр - готами,
данами - Вальдар,
а валами - Кьяр
и Альрек Храбрый -
англов народом.
2 Хлёд родился
в гуннской земле
[...]

Имени Хумли среди гуннских правителей нет, но это могло быть прозвище: «скромный», «мягкий».

Видимо, определённая нежность в характере Аттилы действительно присутствовала. И был он любителем женщин, что его и погубило. После того, как он разбил бургундов, взял в жёны бургундку Ильдико, и умер в брачную ночь.

Гунны - народ, внезапно явившийся из глубин Азии, прокатившийся волной по Европе и оставивший о себе множество легенд. Самым известным гуннским вождём стал Аттила, великий конунг Атли скандинавских саг.
Из Азии в разные времена мигрировало много различных народов, но именно гунны оставили столь яркий след в истории, словно растворившись после загадочной гибели своего самого великого вождя.

Вопросом культуры и происхождения гуннов занимались такие видные учёные, как И.П.Засецкая, Б.В.Лунин, В.А.Кореняко, С.С.Миняев, П.Н.Савицкий, О. Менхен-Хелфен, Т. Хайяши, Т.Барфилд, Н.Н. Крадин, П.Б.Коновалов, Л.Н.Гумилёв.
Что говорят их исследования?

Происхождение из глубин Сибири

В монгольских степях обитал пра-тюркский народ хуннов, теснимый со всех сторон врагами. Власть у хуннов наследовалась по такому же принципу, как впоследствии у русских князей: от брата к брату, и лишь потом к сыновьям. В третьем столетии до нашей эры шаньюем (правителем) стал Тумань. Он мечтал избавиться от своего старшего сына Модэ, чтобы передать престол младшему сыну от любимой наложницы. Для реализации этого плана Тумань отправил Модэ заложником к согдам и напал на них в расчёте, что те убьют его сына и избавят от дальнейших хлопот. Но Модэ оперативно оценил ситуацию, убил свою охрану, украл коня и бежал к своим. Под давлением общественного мнения Тумань выделил старшему сыну 10000 воинов, которых Модэ принялся обучать по новой схеме. Для начала он ввёл в обиход необычные стрелы с прорезью, которые свистели при полёте. Если воины слышали свист стрелы своего принца, они обязаны были немедленно стрелять в ту же цель. И вот Модэ устроил проверку: выстрелил в своего великолепного аргамака. Тем, кто опустил луки, он отрубил головы. Затем он выстрелил в свою молодую жену. Уклонившиеся также были казнены. Следующей целью стал аргамак его отца Туманя, и выстрелили все до единого. После чего Модэ убил самого Туманя, его наложницу, сводного брата, и сам стал шаньюем.
Модэ правил державой хуннов 40 лет и возвысил её над всеми окружающими народами.

Несколько поколений спустя ситуация в степи переменилась. Хунны были разбиты и раздроблены. Часть их бежала на запад и примкнула к зауральским уграм. Двести лет два народа жили бок о бок, а затем последовала волна их совместной экспансии. Именно этот смешанный народ стал впоследствии известен под названием «гунны».

Гунны – возможные родственники германских народов

Гунны и норманны - два этноса, которые пользовались почти аналогичной рунической письменностью. Речь идёт о тех самых рунах, которые, как говорит Старшая Эдда, бог Один принёс из Азии. Азиатские руны на несколько столетий древнее: они найдены на могилах тюркских богатырей, например, Кюль-Тегина. Возможно, эти древние родственные связи послужили причиной того, что на территории Европы союзниками гуннов стал ряд германских народов. Конунг Атли – один из излюбленных романтических персонажей скандинавских саг, например, «Песни о Хлёде», где конунг показан в некотором роде подкаблучником. Действительно, Аттила был в кругу семьи весьма мягким человеком, любящим своих детей и многочисленных жён.

Религия из глубины веков

Религией этого кочевого народа было тенгрианство – поклонение Вечному Голубому Небу. Местом обитания верховного божества считалась гора Хан-Тенгри в Тянь-Шане, также существовало много капищ с идолами, литыми из серебра. В качестве защитного символа гунны носили амулеты из драгоценных металлов с изображением драконов. Среди правящей верхушки гуннов имелся верховный шаман, который испрашивал у божества советы для принятия важных решений. Священными считались стихии: огонь, вода, земля.
Имелся также культ священных деревьев, им в жертву приносились лошади, шкуры которых снимались и распяливались между ветвями, а кровь разливалась вокруг.
Призывая помощь бога войны, хунны применяли очень древний обычай «туом»: расстрел знатного пленника «тысячью стрел». Логично предположить, что и гунны совершали такой же обряд.

Армия, не умеющая штурмовать крепости

Гунны подчинили такие мощные державы той эпохи, как империя остготов и аланский каганат. Решить загадку успехов «варварского народа» пытались ещё современники: римский центурион Аммиан Марцеллин, византийский философ Евнапий, готские хронисты Иордан и Приск Панийский. Все они относились к гуннам враждебно и постарались очернить их перед потомками, красочно описывая их некрасивую внешность и варварские обычаи. Однако как могли варвары справиться с сильнейшими государствами той эпохи?

Авторы объясняли успехи гуннов их специфической воинской тактикой: «Аланов, хоть и равных им в бою… подчинили себе, обессилив частыми стычками». Такую тактику использовали массагеты в войне против Александра Македонского: партизанская война лёгкой конницы против тяжёлой пехоты действительно была успешной. Однако основную воинскую силу аланов составляла не пехота, а мощная, прекрасно обученная тяжёлая конница. Они применяли проверенную сарматскую тактику ближнего боя. У аланов были крепости, которые гунны брать не умели, и оставили непобеждёнными у себя в тылу, хотя инфраструктура каганата была ими разрушена. Многие аланы бежали на запад и поселились на Луаре.

Как гунны победили крымских готов: вброд через море

После подчинения Аланского каганата гунны под предводительством Баламбера вышли на прямое столкновение с остготами короля Германариха. Готы занимали Крым и Северное Причерноморье. Взять полуостров со стороны поймы Дона гунны не могли: они не были способны сражаться в болотистой местности, которую к тому же оборонял воинственный народ герулов. Никаких средств для переправки армии по морю у гуннов не было. Таким образом, готы на территории Крымского полуострова ощущали себя в безопасности. Это их и погубило.

Древние славяне – анты, были насильственно подчинены готам и относились к этой ситуации безо всякого энтузиазма. Как только на политическом горизонте возникли гунны, анты примкнули к ним. Готский летописец Иордан называет антов «вероломными» и считает основной причиной падения готской державы. Возможно, именно анты снабдили гуннов информацией, которая позволила последним захватить Крымский полуостров вброд со стороны Керченского пролива.

Согласно сообщению Иордана, в 371 году гуннские всадники во время охоты на Таманском полуострове преследовали олениху и загнали её на самый мыс. Олениха вошла в море и, осторожно ступая и нащупывая дно, перешла на землю Крыма, указав тем самым брод: по этому пути гуннская армия прошла в тыл своим противникам и захватила Крымский полуостров. Король Германарих, которому на тот момент было более 110 лет, в отчаянии пронзил себя мечом.

Гунны не уничтожили и не изгнали готов, а лишь подчинили своей власти. Преемником Германариха стал Винитарий. У него осталась достаточно мощная армия и структура власти. Он попытался лишить гуннов их важнейшего союзника и атаковал антов, взял в плен и распял короля Божа с сыновьями и 70 старейшинами. Гунны, в свою очередь, напали на Винитария и убили его в бою на реке Эрак (Днепр). Часть уцелевших остготов переместилась во владения римлян, остальные подчинились гуннскому вождю.

Гунны – народ с высоким уровнем дипломатической культуры

Если рассматривать гуннов как полудиких варваров, как это делали Иордан и Аммиан Марцеллин, понять секрет их успехов невозможно. Главная причина – талант их вождей, а также уровень дипломатии, который не уступал ведущим европейским государствам.

Гунны отлично знали всю «кухню» отношений окрестных народов, умели получать необходимую информацию и мастерски действовали не только в бою, но и путём переговоров. Империя короля Германариха держалась исключительно на подчинении грубой силе. Вождь гуннов Баламбер привлёк на свою сторону все народы, обиженные и угнетённые готами, а их было немало.
Другие гуннские вожди придерживались аналогичной схемы и не стремились воевать там, где имелся шанс договориться по-хорошему. Ругила в 430 году налаживал дипломатические контакты с Римской империей и даже помогал войсками для подавления восстания багаудов в Галлии. Рим к этому моменту уже находился в состоянии распада, но многие его граждане примкнули к гуннам, предпочитая их упорядоченную власть произволу собственных чиновников.
В 447 году Аттила со своей армией дошёл до стен Константинополя. Взять мощные укрепления у него шансов не было, но он сумел заключить с императором Феодосием унизительный для того мир с выплатой дани и передачей гуннам части территории.

Причина нового похода на запад: ищите женщину!

Спустя 3 года византийский император Маркиан расторг мирный договор с гуннами, но Аттила счёл более заманчивым поход в Галлию: туда ушла часть аланов, которых Аттила желал победить, кроме того, имелась ещё одна причина.

Принцесса Юста Грата Гонория была сестрой императора Западной Римской империи Валентиниана III, её муж мог бы претендовать на императорскую власть. Чтобы избежать возможной конкуренции, Валентиниан собирался выдать сестру замуж за престарелого и благонадёжного сенатора Геркулана, чего ей совершенно не хотелось. Гонория отправила Аттиле своё кольцо и призыв о вступлении в брак. И в результате гуннская орда прошла весь север Италии, разграбила долину реки По, попутно разгромила королевство бургундов, и добралась до Орлеана, но взять его гунны не смогли. Валентиниан не допустил брака Аттилы с Гонорией, сама принцесса избежала пыток, а может быть и казни, только благодаря заступничеству матери.
Причиной ухода гуннов из Италии востоковед Отто Менхен-Хелфен считает начавшуюся эпидемию чумы.

Смерть вождя и распад державы

Покинув Италию, Аттила решил взять в жёны красавицу Ильдико (Хильду), дочь короля Бургундии, но умер в брачную ночь от носового кровотечения. Иордан повествует, что вождь гуннов умер от невоздержанности и пьянства. Но в произведениях германской мифологии «Старшая Эдда» и других конунг Атли убит своей женой Гудрун, которая отомстила за смерть своих братьев.

В следующем, 454 году держава гуннов прекратила своё существование. Наиболее выдающиеся сыновья Аттилы – Эллак и Денгизих, вскоре погибли в боях. Но гунны и их знаменитый вождь стали частью истории и мифологии многих народов.

Что европейские народы позаимствовали у гуннов

В римской армии военачальник Фабий Аэций ввёл гуннские составные короткие луки с обратным изгибом, хорошо приспособленные для стрельбы с коня.
Предки гуннов – хунны, являются изобретателями стремян: именно от них эта часть сбруи распространилась у остальных народов.
Имена гуннских вождей вошли в моду в Европе и стали привычными: Балтазар, Донат, и конечно Аттила: имя это особо популярно в Венгрии.