Изображение гражданской войны эпизод расправы над черниковым. Изображение гражданской войны в романе-эпопее м. а. шолохова «тихий дон»

Шолохов властно вошел в XX век со своими идеями, образами и населил литературу живыми человеческими характерами. Они пришли словно из самой жизни, ещё дымящейся пожарищами войн, развороченной бурными переменами революции. Истоки, жизненная основа творчества, развороченное революцией время определили и эстетические принципы художника, которому удалось с такой мощной художественной силой выразить самый дух революции. Делая самые первые шаги в литературе, Шолохов ступал по горячим, опаленным дыханием времени следам событий. Его «Донские рассказы» тематически связаны с годами Гражданской войны, но большинство из них – об исходе этой войны, о трудном становлении новой жизни на Дону. По изображаемому времени эти рассказы близки к роману-эпопее «Тихий Дон», широкому эпическому повествованию о судьбе казачества в эпоху величайших революционных потрясений.

В «Тихом Доне» революционная борьба за социализм представлена в эпическом размахе, сама эпоха выражена в психологической и драматической глубине сложных человеческих отношений и противоречий. Начиная с развала империалистической войны, с бурного разворота революционных событий в России нет ни одного сколько-нибудь заметного события тех лет, которое не нашло бы какого-либо отклика в романе. Развал фронта и июльские события в столице, московское государственное совещание и контрреволюция, корниловский мятеж и бунт казачьих полков, революция в Петрограде и бегство корниловцев на Дон, вступление «перекипавшей в боях России» в Гражданскую войну и ход сражений на Дону, резкое столкновение мира революции и контрреволюции – отображение этих и других событий в романе обусловило своеобразие «Тихого Дона» как исторического повествования. Писатель резко переносит описание событий с одного участка фронта на другой, из ставки – в столицу, из донских хуторов и станиц – в Ростов и Новочеркасск… В повествование вовлекаются десятки эпизодических героев, прежде всего революционеров. В конкретных лицах предстает и мир контрреволюции, и не только в своей генеральской верхушке, но и в рядовых живых персонажах.

Два мира, две силы, упорные в достижении своих целей – победить во что бы то ни стало, – действуют в эпопее, сталкиваясь лицом к лицу. Каждая из этих сил несет свою правду, и противостояние этих сил достигает наивысшей силы в сценах расправы над врагами. Страшное впечатление производит сцена убийства Подтелковым белогвардейского офицера Чернецова. Столкнув разъяренных боем противников лицом к лицу, Шолохов показывает, до какой степени доходит ненависть классовых врагов. Потерявший самообладание от брошенных ему Чернецовым слов: «Изменник казачества! Под-лец! Предатель!» – Подтелков устраивает самосуд над Чернецовым и его карательным отрядом. Зарубив Чернецова, он кричит выдохшимся лающим голосом: «– Руби-и-и-и их… такую мать!! Всех!.. Нету пленных… в кровину, в сердце!!» Все увиденное надолго врежется в память Григорию, вызывет в нем неприятие происходящего вокруг: «…не мог ни простить, ни забыть Григорий гибель Чернецова и бессудный расстрел пленных офицеров». Григорий действительно не забывает увиденное. «В самый разгар борьбы за власть на Дону» он покидает Подтелкова и встречается с ним уже у виселицы, в бешенстве напоминает бой под Глубокой и расстрел офицеро: «По твоему приказу стреляли? А? Теперича тебе отрыгивается! Ну, не тужи!.. Ты, поганка, казаков жидам продал! Понятно? Ишо сказать?» Расправа контрреволюции над подтелковцами предстает в романе в открытой авторской характеристике как «отвратительнейшая картина уничтожения», как «безмерно жуткое, потрясающее зрелище». В изображении с криками в голос разбегающихся от такого зрелища людей и казачек, закрывающих детям глаза, выражение народной оценки происходящей жестокой расправы.

Яростное столкновение полярных миров – самоубийство Каледина, трагическая гибель Подтелкова и судьба «заблудившегося» в борьбе Григория – исполнено глубокого историзма и воплощает всю остроту и непримиримость, историческую конкретность и размах Гражданской войны. Трагизм Гражданской войны на Дону показан Шолоховым и в среде казачества, где отношение к власти определяло выбор жизненной позиции. Третью книгу романа Шолохов начинает сообщением о том, что в апреле 1918 года «на Дону завершился великий раздел». Значительная часть «верховских» казаков, особенно фронтовиков, ушла с отступающими красногвардейскими отрядами, «низовские» же казаки преследовали их, оказавшись и на этот раз, как неоднократно в прошлом, на стороне старого мира. Гражданская война, вступая в казачьи курени и развертываясь уже на казачьих землях, еще более усиливает этот «великий раздел», размежевывает казаков по разным лагерям, несет перемены в их сознание. Страшное впечатление производит сцена расправы с пленными красноармейцами на хуторе Татарском. Оказавшись в толпе родных хуторян, Иван Алексеевич Котляров не видит ни в одном лице сочувствия и жалости. Чувствуя негласную поддержку односельчан, Дарья берет ружье и стреляет в Ивана Алексеевича. Его добивают свои же односельчане.

Драматизм Гражданской войны раскрывают и бытовые картины, массовые сцены, связанные с хутором Татарским и судьбой Григория Мелехова. Разительные изменения происходят в быту, меняется характер бытовых сцен в романе. Это в основном похоронные сцены, изображение гибели тех, кто защищает старый мир, запустения казачьих куреней. Когда Кошевой приезжает в Татарский, его поражает «не свойственное хутору великое безмолвие»: «У куреней были наглухо закрыты ставни, на дверях кое-где висели замки, но большинство дверей было распахнуто настежь. Словно мор прошел черными стопами по хутору, обезлюдев базы, пустотой и нежилью наполнив жилые постройки».

В годы Гражданской войны рушились семейные связи. Мишка Кошевой, женившись на Дуняшке, сестре Григория Мелехова, видит в нем прежде всего своего классового врага. Он не может и не хочет верить вернувшемуся домой Григорию, так истосковавшемуся по дому и земле, по детям, что тот навсегда порвал со своим прошлым. Не испытывая ни малейшего чувства сострадания, он говорит Дуняшке, что Григория ждет трибунал и готов сам арестовать его. В полном отчаянии, окруженный недоверием, Григорий делает очередной неверный шаг в своей жизни и в пору нового глухого брожения на Верхнем Дону оказывается в банде Фомина.

Трагична и судьба главного героя Григория Мелехова. Противоречивая и запутанная дорога жизни Григория – путь подъемов и падений, надежд и разочарований, завершающийся трагическим финалом. С черной, выжженной пожарами степью сравнивает автор жизнь Григория в конце его пути. Гибнут все близкие и дорогие его сердцу люди, и последняя сила, удерживающая его в этом мире – это подрастающий сын Мишатка.

В своем романе «Тихий Дон» Шолохов изображает жизнь в борьбе разных начал, в кипении чувств, в радости и страданиях, в надежде и горестях. Жизнь неостановима, и все свершающееся в ней – лишь звено в цепи вечного движения бытия. Устойчива красота, и неколебимо величие природного мира. Но для художника-гуманиста высшей красотой обладают ценности, которые в жестоких испытаниях выстрадали люди: человеческое достоинство и великодушие, свобода и патриотизм, доброта и нежность, любовь и доверчивая привязанность ребенка. Что бы ни происходило в мире, эти ценности надо беречь, за них надо бороться. Иначе жизнь лишится смысла, а человек духовно оскудеет. И в этом великий гуманизм Шолохова.

Цель урока:

Оборудование урока:

Методические приёмы:

Ход урока

I . Слово преподавателя

Борис Васильев писал об этом так: «В гражданской войне нет правых в виноватых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные — мы все, весь народ, вся Россия».

Просмотр содержимого документа
«Урок 4. «В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении М.А. Шолохова»

Урок 4. «В мире, расколотом надвое».

Гражданская война в изображении Шолохова

Цель урока: показать гражданское и писательское мужество Шолохова, одним из первых сказавшим правду о гражданской войне как о трагедии народа.

Оборудование урока: репродукции картин, отображающих гражданскую войну; записи песен «Там, вдали, за рекой...», «Гренада», «На той далекой, на гражданской...».

Методические приёмы: проверка домашнего задания, анализ эпизодов, повторение изученного (произведения, посвященные гражданской войне), межпредметные связи с историей, рассказ преподавателя.

Ход урока

I . Слово преподавателя

Долгое время гражданская война была окутана ореолом подвига, романтики.

Вспомним «Гренаду» Светлова, «Там вдали, за рекой...», «комиссаров в пыльных шлемах» Окуджавы, кинофильмы про «неуловимых мстителей» и т. п. (Если есть записи песен, послушать выборочно).

Был, конечно, и Бабель, и Артем Веселый, но их правда широкий доступ к читателю получила много позже.

Борис Васильев писал об этом так: «В гражданской войне нет правых в виноватых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные - мы все, весь народ, вся Россия».

Шолохов - один из тех, кто заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжелые последствия. Высокий уровень правды о гражданской войне поддерживается большой работой автора с архивами, с мемуарами, личными впечатлениями и фактами. Шолохов рисует развращенный революцией мир, часто используя прием рассказа-предварения (конец 1 гл. 5 части). Сущность событий романа трагедийна, они захватывают судьбы огромных слоев населения (В «Тихом Доне» более 700 персонажей).

II. Анализ эпизодов книги второй

Находим и анализируем эпизоды:

Сцена расправы над чернецовцами (Т. 2, часть 5, глава 12)

    Как изображены в этой сцене Подтелков и Чернецов? (Поведение их наглядно воплощает ту силу ненависти и вражды, которая разделила Дон.)

    Какие детали с наибольшей наглядностью выражают их внутреннее состояние?

    Чем мотивированно поведение этих героев?

    Для чего включены в эпизод детали портретов казнимых офицеров? (Автор наделяет их портретами; «поручик с красивейшими женскими глазами», «высокий, бравый есаул», «курчавый юнкер». Шолохов стремится подчеркнуть, что перед нами не безликие, абстрактные «враги» - перед нами люди.)

    Как изображение «врагов» связано с поступком Мелехова? (Описание казнимых офицеров делает поступок Григория психологически оправданным: он вступается не за врага, а за человека.)

    Какой смысл вкладывает Минаев в свою фразу, завершающую эпизод? («...заглядывая в глаза померкшими глазами, задыхаясь спросил: - А ты думал - как?» В этой фразе Минаева - попытка оправдать насилие и жестокость высшими интересами, интересами революции, победившего класса - попытка утверждения так называемого революционного гуманизма».)

    Что переживает Григорий после этих трагических событий?

Расказачивание сопровождается массовым террором, который вызывает ответную жестокость. «Народ стравили», - думает Григорий о происходящем. (Эпизод «Казнь Подтелкова и его отряда» - книга вторая, ч. 5, гл. 30).

    Как воспринимает Григорий казнь Подтелкова? (Григорий воспринимает эту казнь как справедливое возмездие, о чем свидетельствует его страстный монолог, обращенный к Подтелкову: «Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли... По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отыгрывается! Ну, не тужи! Не одному тебе чужие шкуры дубить!»)

    Почему он уходит с площади? (Григорий уходит, не дождавшись казни, т.к. для него, воина и гуманиста, расправа над безоружными отвратительна, чем бы она ни была вызвана.)

    В чем сходство этой сцены с эпизодом расстрела пленных под Глубокой?

    В чем смысл такого «зеркального отражения»? (Герой не находит правды ни на одной из противоборствующих сторон. Везде - обман, жестокость, которой можно найти оправдание, но которую отвергает человеческая природа Григория.)

Переходим к анализу последнего эпизода второй книги.

    В чем символический смысл этого эпизода? (В этом эпизоде (старик, построивший часовню над могилой; самка стрепета, символизирующая жизнь и любовь) сталкиваются жизнь и смерть, высокое, вечное - и трагические реалии, ставшие «в годину смуты и разврата» привычными, обыденными. Шолохов противопоставляет братоубийственной войне, взаимной жестокости людей животворящую силу природы.)

    Финал какого произведения вы могли сопоставить с этим эпизодом? (Читая эти строки, мы невольно вспоминаем финал романа «Отцы и дети»: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной природы» они говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной…»)

III. Заключительное слово преподавателя

Борис Васильев увидел в «Тихом Доне» отражение главного в гражданской войне: «чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека. На одной судьбе показан весь излом общества. Пусть он казак, все равно он, в первую очередь, крестьянин, земледелец. Он кормилец. И вот ломка этого кормильца и есть вся гражданская война».

От эпизода к эпизоду нарастает трагическое несоответствие внутренних устремлений Григория Мелехова и окружающей его жизни.

В. Кожинов пишет о том, что «Тихий Дон» чаще всего пытались истолковать как воссоздание смертельной битвы красных и белых. Шолохов обвинялся в белогвардейщине. Ягода подписал указ о расстреле казака Харлампия Ермакова - главного реального прототипа Григория Мелехова. Третью книгу «Тихого Дона», посвященную Верхнедонскому восстанию казаков в 1919 году, отказывались публиковать: жалеть «реакционеров» как живую часть единого народа, жалеть их семьи, их детей не полагалось.

Шолохов встречался и беседовал со Сталиным, который требовал «ужесточить» образ Корнилова, обвинял Шолохова в сочувствии белогвардейцам. Правда, Сталин согласился с писателем в том, что «изображение хода событий в третьей книге «Тихого Дона» работает на нас» (изображение разгрома белогвардейцев на Дону и Кубани).

Шолохову пытались рекомендовать «перевоспитать», «перековать» Григория Мелехова в большевика, свести его с пролетариатом, как «перевоспитал» своего героя, белого офицера Вадима Рощина Алексей Толстой в «Хождении по мукам». Автор романа «Тихий Дон» проявил стойкость и мужество, отстояв художественную и жизненную правду. Роман был закончен в 1940 году и удостоен Государственной премии.

Роман обращен не к сегодняшнему, а к вечному противостоянию, считает В. Кожинов. Извечная «битва дьявола с Богом» обостряется во время революции, представляющей собой обнажение трагедийной основы человеческой жизни. В романе предстает жестокий, чудовищный лик Революции. Причем жестокость эта показана как естественная реальность человеческой жизни в революционную эпоху.

(Вспомним «Девяносто третий год» В. Гюго).

Но совершающие страшные деяния герои «Тихого Дона» в конечном счете остаются людьми в полном смысле этого слова, людьми, способными совершать бескорыстные, благородные поступки - дьявольское все-таки не побеждает божеское.

    Что противопоставляет автор жестокости классовой борьбы, трагедии раскола народа? (Отвергая насильственную смерть (казнь Подтелкова, Лахачева, убийство казаков - ч. 6, гл. 24), Шолохов противопоставляет ей гармонию вечного, бескрайнего мира (находим символы: березка с бурыми почками; орел, плывущий над степью; тихий Дон, ломающий льдины, разделяющий враждующих).

IV. Домашнее задание

Закончить сюжетный план «Судьба Григория Мелехова».

Гражданская война в Тихом Доне описана автором романа Шолоховым трагично.

Роман-эпопея « » - одно из самых выдающихся произведений советской литературы.

Несмотря на то, что Шолохов был ревностным коммунистом, в 20-е годы участвовал в продразвёрстке и в 1965 году шумно осудил писателей Даниэля и Синявского на знаменитом процессе, его главный роман не вполне отвечает строгой идеологической линии.

Революционеры в «Тихом Доне» не идеализированы, они показаны жестокими и зачастую несправедливыми, а неуверенный и мятущийся Григорий Мелехов - подлинным искателем правды.

Семья Мелеховых

В центре внимания - благополучная семья Мелеховых, зажиточных донских казаков. Жили Мелеховы дружно, занимались хозяйством, рожали детей, однако вскоре двух сыновей Пантелея Прокофьевича забирают на фронт: идёт Первая мировая война. Затем она «плавно» перерастает в революцию и , и семейные устои рушатся.

Мелеховы оказались по разные стороны противостояния. Пётр и совсем разные. Первый - человек простой и бесхитростный, он мечтает стать офицером, чтобы побеждать врага и отнимать у него всякое добро. А Григорий - личность очень сложная; он постоянно ищет правды и справедливости, пытается сохранить духовную чистоту в мире, где это невозможно.

Так огромное событие - Гражданская война - отразилось в судьбе отдельного казачьего куреня. Григорий не может ужиться ни с белогвардейцами, ни с большевиками, потому что видит, что тех и других интересует только классовая борьба. Красные и белые, можно сказать, позабыли, ради чего они воюют, или вовсе не ставили себе какой-то благородной цели - желали лишь придумать себе врага, уничтожить его и захватить власть.

Несмотря на отличную военную карьеру, которая довела Григория едва ли не до генеральского звания, он желает мирной жизни, свободной от насилия и крови. Он способен по-настоящему любить, пылко и страстно, но война отнимает у него единственную любовь - получает вражескую пулю; после этого герой, опустошённый, окончательно теряет смысл жизни.

Безумная сущность гражданской войны видна, например, из эпизода с большевиком Бунчуком, устроившим самосуд над Калмыковым. Оба героя - казаки, члены когда-то единой общности, однако Калмыков - дворянин, а Бунчук - рабочий. Теперь, когда оба принадлежат к противоборствующим группировкам, ни о какой казачьей общности не может быть и речи - бывшие «соплеменники» убивают друг друга. Зачем - им самим непонятно, Бунчук объясняет свои действия так: «Если не мы их, то они нас, - серёдки нет!».

Красный командир Иван Малкин просто издевается над населением захваченной станицы. Малкин - реальное историческое лицо, известный деятель НКВД, пытавшийся свататься к будущей жене Шолохова. Наводя ужас на жителей советской страны и пользуясь расположением сталинского руководства, он тем не менее был расстрелян в 1939 году по приказу тех, кому «верой и правдой» служил.

Но Григорий мечется не только между политическими лагерями, сближаясь то с красными, то с белыми. Такой же непостоянный он и в личной жизни. Он любит двух женщин, одна из которых его законная жена () и мать его ребёнка. Но ни ту, ни другую он в конечном итоге не смог сохранить.

Так где же правда?

Мелехов, а вместе с ним и автор приходят к выводу, что правды не было в обоих лагерях. Правда не бывает «белой» или «красной», её нет там, где творятся бессмысленные убийства, беззаконие, исчезают воинская и человеческая честь. Он возвращается в свой хутор, чтобы пожить нормальной жизнью, однако полноценной такую жизнь уже не назовёшь: война как бы выжгла всю душу Мелехова, превратила его, молодого ещё человека, практически в старика.

Исторические лица в романе

Подсчитано, что в «Тихом Доне» более 800 персонажей, из которых не менее 250 - реальные исторические лица. Вот некоторые из них:

  • Иван Малкин - упоминавшийся выше красный командир с тремя классами образования, виновный в массовых убийствах и издевательствах;
  • - главнокомандующий Добровольческой армией, командующий Русской Армии в 1917 году;
  • А. М. Каледин - атаман Войска Донского;
  • П. Н. - также донской атаман;
  • Х. В. Ермаков - командир повстанческой армии во время Вёшенского восстания на Дону.

Говоря о творчестве М.Шолохова, в первую очередь, следует сказать об эпохе, в которую жил и творил писатель, поскольку социальные, общественные потрясения являются чуть ли не основным фактором, влияющим на творчество. Без сомнения, революция, гражданская да и Великая Отечественная война оказали огромное влияние на Шолохова. Так, например, роман «Тихий Дон» является одним из лучших произведений, воссоздавших картины исторической действительности. Следует заметить, что в изображении войны Шолохов продолжает традиции русских писателей девятнадцатого и начала двадцатого веков. Хотя, конечно же, писатель в воспроизведение подобных социальных катаклизмов внес много нового.

«Тихий Дон» повествует о двух наиболее значимых войнах начала двадцатого века, которые потрясли всю страну, да и весь мир. Не успела закончиться Первая Мировая война, как началась другая, более жестокая и кровавая. Важно заметить, что для Шолохова свойственна правдивость, объективность в изображении тех событий.

Первая Мировая война показана в самых мрачных тонах. Таким образом автор передает отношение простых людей к ней: «По ночам на колокольне ревел сыч. Зыбкие и страшные висели над хутором крики, а сыч перелетел на кладбище, стонал над бурыми затравевшими могилами.

- Худому быть, - пророчили старики. – Война пристигнет».

На мой взгляд, масштабность нарисованных Шолоховым картин войны сравнима только со сражениями, созданными Л.Н.Толстым в романе «Война и мир».

Поражает читателя в «Тихом Доне», в первую очередь, точность и объективность. Складывается ощущение, что автор находится в самом центре описываемых им событий: «От Балтики смертельным жгутом растягивался франт. В штабах разрабатывались планы широкого наступления, над картами корпели генералы, мчались, развозя боевые припасы, ординарцы, сотни тысяч солдат шли на смерть».

Стоит сказать о том, что, чтобы охватить всю картину боевых действий, Шолохов прибегает к весьма оправданному приему. Он «распределяет» своих персонажей по различным участкам фронтов. Именно война, показанная глазами героев, позволяет читателю лучше понять те страшные годы и страдания людей. Вчитываясь в эпизоды, мы начинаем испытывать тревогу и страшное ожидание смерти: «Ложились родимые головами на все четыре стороны, лили казачью кровь и, мертвоглазые, беспробудные, истлевали под артиллерийскую панихиду в Австрии, Польше, в Пруссии… Цвет казачий покинул курени и гибнул там в смерти, во вшах, в ужасе».

Шолохов не может оставить без внимания то, что называется у людей подвигом: «А было так: столкнулись на поле смерти люди…, натыкались, сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя и лошадей и разбегались, вспугнутые выстрелом, убившем человека, разъехались нравственно искалеченными. Это назвали подвигом».

Гражданская война оказалась немного иной, более трагичной, бессмысленной. Ее ужасы оказали сильное влияние на героев, изменив их внутренне. Самым неприемлемым и чудовищным было то, что брат шел на брата, сын – на отца, отец – на сына. Многим людям было сложно определиться с тем, чью сторону им лучше всего принять. Достаточно вспомнить метания Григория Мелехова, попеременно бывавшего то в красной армии, то в белогвардейской.
В 1951 году Шолохов писал: «Люди типа Григория Мелехова к Советской власти шли очень извилистым путем. Некоторые из них пришли к окончательному разрыву с Советской властью. Большинство же сблизилось с Советской властью и принимало участие в строительстве и укреплении нашего государства».

Хотя во время гражданской войны и белые, и красные одинаково чужды казакам. На чьей бы стороне они не воевали, им хочется лишь одного: вернуться в родные края, к родным и близким. Мучительно колеблясь между двумя лагерями, Григорий Мелехов пытается найти третий, несуществующий путь в революции. Думаю, в этом трагедия не только героя Шолохова, но и большинства тех людей, которые воевали ради какого-то призрачного идеала.

Таким образом, писатель создает картины двух войн, которые сильно отличаются друг от друга. Но при этом есть одно общее, что объединяет их и делает похожими, – бессмысленность и жестокость.


Войны были разные, ими полна история народов с древности. По-разному они отражены и в литературе. После 1914 года тема войны становится одной из главных у нас и в других странах. Опаляющим гневом полны воспоминания о том времени, страшном по степени одичания и бесчеловечности, особенно тех, кто побывал в окопах, вырвался еле живым из пламени и черного пепла. Так писали о войне А. Серафимович, Д. Фурманов, К. Федин, А. Толстой и др. Поле смерти… перевязочные пункты… Полумертвые в лазаретах… Заживо погребенные… Сошедшие с ума… Писатели как бы подвели страшные итоги войны: разрушенные города, спаленные деревни, вытоптанные поля… Безногие, слепые, осиротевшие… первая мировая война мелехов

Воспроизведение войны и мира в органическом единстве и взаимной обусловленности, точная реальность, историзм, батальная живопись и в центре всего судьба человека - вот те традиции, которые были унаследованы русскими писателями в изображении войны. Шолохов, унаследовав эту традицию, обогатил новыми достижениями. «Тихий Дон» создавался двумя войнами, самыми большими в истории народов. Не успели подернуться пеплом костры Первой мировой войны, как империалисты начали подготовку второй. Первая мировая война изображена как всенародное бедствие, поэтому ее картинам соответствует мрачная символика: «По ночам на колокольне ревел сыч. Зыбкие и страшные висели над хутором крики, а сыч перелетел на кладбище, стонал над бурыми затравевшими могилами.

Худому быть, - пророчили старики. - Война пристигнет».

Резкими, экспрессивными мазками рисует писатель наступление войны - народного бедствия. В массовых сценах он дает высказаться многим людям - и война предстает в народном восприятии, в стихии чувств, переживаний, оценки народа. История врывается в повествование широко и свободно, во всех ее реалиях. Эпически динамично развернутые картины вступления России в мировую войну завершаются эмоциональной оценкой, в которой тревожно звучит голос самого писателя.

Война требовала все новых и новых жертв: «От Балтики смертельным жгутом растягивался фронт. В штабах разрабатывались планы широкого наступления, над картами корпели генералы, мчались, развозя боевые приказы, ординарцы, сотни тысяч солдат шли на смерть».

Герои Шолохова оказываются в различных полках, разбросанных по разным участкам фронтов, что дает возможность писателю широко охватить начало боевых действий, сосредоточиться на изображении первых боев Юго-Западного и Северо-Западного фронтов, на событиях вторжения русских армий в Восточную Пруссию, на знаменитой Галицийской битве. Шолоховские страницы резко обличительны, их тон тревожен и не предвещает ничего, кроме страшного ожидания смерти: «Эшелоны… Эшелоны… Эшелоны несчетно! По артериям страны, по железным путям к западной границе гонит взбаламученная Россия серошинельную кровь». Передовая фронта изображается как сплошной ад. И всюду в произведениях Шолохова проступает боль за землю: «Вызревшие хлеба - топтала конница», «Там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды: ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна и стали». Но еще мучительнее была боль за людей. Война собирала свою страшную жатву: «Ложились родимые головами на все четыре стороны, лили рудую казачью кровь и, мертвоглазые, беспробудные, истлевали под артиллерийскую панихиду в Австрии, Польше, в Пруссии… Цвет казачий покинул курени и гибнул там в смерти, во вшах, в ужасе».

Всего лишь месяц войны, а как изменились люди: Егорка Жарков грязно ругался, все проклинал, Григорий Мелехов «весь как-то обуглился, почернел». Война калечит души, опустошает до самого дна: «Перемены вершились на каждом лице, каждый по-своему вынашивал в себе и растил семена посеянного войной».

На Владимиров-Волынском и Ковельском направлениях в сентябре 1916 года применили французский способ наступления - волнами. «Шестнадцать волн выплеснули русские окопы. Колыхаясь, редея, закипая у безобразных комьев смявшейся колючей проволоки, накатывались серые волны людского прибоя… Из шестнадцати волн докатились три…»

Такова была страшная правда войны. И каким кощунством над моралью, разумом, сущностью человечности казалось прославление подвига. Шолохов развенчивает такое представление о подвиге: «А было так: столкнулись на поле смерти люди… натыкались, сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя и лошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившим человека, разъехались нравственно искалеченными. Это назвали подвигом».Народное восприятие империалистической войны как кровавой, навязанной народу бойни обусловило реализм Шолохова, открытую правду ее изображения. Полуфеодальный режим, существовавший в стране, за время войны еще больше усилился, особенно в армии. Дикое обращение с солдатами, зуботычины, слежка… Фронтовиков кормят чем придется. Грязь, вши… Бессилие генералов поправить дело. Стремление союзников выиграть кампанию за счет людских резервов России, на что охотно шло царское правительство. И за всем этим - бесчисленные человеческие жертвы.

С исключительной выразительностью нарисованы картины народного бедствия в «Тихом Доне». Осенью 1917 года казаки стали возвращаться с фронтов империалистической войны. Радостно встречали их в семьях. Но это ещё безжалостнее подчеркивало горе тех, кто потерял родных и близких. Надо было очень близко к сердцу принимать боль, муку всей русской земли, чтобы так торжественно-скорбно сказать об этом, как сказал Шолохов: «Многих недосчитывались казаков, - растеряли их на полях Галиции, Буковины, Восточной Пруссии, Прикарпатья, Румынии, трупами легли они и истлели под орудийную панихиду, и теперь позаросли бурьяном высокие холмы братских могил, придавило их дождями, позамело зыбучим снегом… Травой зарастают могилы - давностью зарастает боль. Ветер зализал следи ушедших, - время залижет и кровяную боль и память тех, кто не дождался, потому что коротка человеческая жизнь и не много всем нам суждено истоптать травы…»

Гуманизм Шолохова с особой силой звучит на тех страницах, где войне противопоставлены красота человеческих чувств, счастье земного бытия, победное шествие нарождающейся жизни. Когда Мелеховы получили известие о гибели Григория на войне, они были сражены горем. Но вот на двенадцатый день Дуняшка из письма Петра узнает, что Григорий жив. С радостной вестью бежит она домой: «Живой Гришка!.. Живой наш родненький! - рыдающим голосом вопила она еще издали. - Петр пишет!.. Раненый Гриша, а не убитый!.. Живой, живой!..» А как радуется Пантелей Прокофьевич рождению двух внуков: «Ишо не зараз переведется мелеховская порода! Казака с девкой подарила сноха. Вот сноха - так сноха!..» Так картины простого человеческого счастья оттеняют весь ужас кровопролитной бойни войны, несущей ужас, смерть, разорение. Такое видение войны сближает Шолохова с толстовской традицией изображения войны. Могучее дыхание толстовской традиции в «Тихом Доне» сказалось в изображении безумия войны, ее враждебности человеческому естеству, в срывании с нее героических «масок».

Первая мировая война, за которой последовали бурные революционные события, стала, как известно, предметом пристального внимания мировой литературы. Но впервые изобразить эту войну с подлинной эпической мощью и глубоким историзмом и с истинно народных позиций удалось Шолохову в «Тихом Доне».