Дом музей осиповых вульф. Пушкинские горы. Усадьба Тригорское и городище Воронич. Место для вдохновения

(Псковская область), который расположен в 112 км к юго-востоку от Пскова, в 57 км к юго-востоку от железнодорожной станции Остров (на линии Псков — Резекне).

В период ссылки в в Тригорском проживала семья Осиповых-Вульф, с которыми поэт дружил. С начала 1820-х годов семейство Осиповых-Вульф перебирается из старого усадебного дома в здание бывшей полотняной фабрики. Сейчас это здание восстановлено и имеет характерный вид производственного здания. Чтобы украсить его, хозяйка распорядилась возвести коллонады с торцов здания.

Есть предположение, что усадьба "Тригорское" стала прототипом «дома Лариных».

Усадьба расположена у живописной реки Сороти. Здесь очень красивые места. Это излюбленное место художников.

Дом-музей Осиповых-Вульф

Этот дом - здание бывшей полотняной фабрики, которое хозяева приспособили под жилье в начале 1820 годов.

В экспозиции представлены: картина художника В.Мешкова 1916 года "Дом Лариных" в Тригорском, интерьер в доме Осиповых-Вульф художника В. Максимова 1899 года, копия плана дома, выполненная известным географом, внуком А.П. Керн Ю.М. Шокальским в 1924 году, старинные фотографии внешнего вида и интерьеров Тригорского дома конца XIX - начала XX веков.

В столовой представлены мемориальные вещи из Тригорского: медный самовар, Две вазочки (итальянский фарфор с росписью) - считается, что их подарил одной из дочерей П.А. Осиповой, посеребренные подносы, столик резной (дуб, орех), холодильницы для шампанского из с. Голубово.

В кабинете Алексея Николаевича Вульфа представлены мемориальные вещи: кресло Вульфа, столик ломберный; умывальный прибор из с. Голубово (кувшин и тазик); книга Фихте "Назначение человека" с владельческой надписью: Вульф Берлин, 1800; шахматный столик (ампир, Россия, первая четверть 19 века).

В комнате Евпраксии Николаевны Вульф представлены мемориальные вещи: силуэт юной Е.Н. Вульф (неизвестный художник); подарки Пушкина - чернильница, шкатулка, ковшичек для жженки; часы из Тригорского.

В гостиной представлены мемориальные вещи: каминные часы из Тригорского, картины из Тригорской коллекции - "Сельский пейзаж с белой лошадью" (неизв. худ. 18 в., фран. подражание гол. живописи, холст, масло); "Кормление лошадей" (грав. Дж. Смита с ориг. Морланда, кон. 18 - нач. 19 вв.); "Кормление свиней" (грав. Смита с ориг. Морланда, кон. 18 - нач. 19 вв.).

Банька

Восстановлена в 1978 году. Здание могло служить и домом для гостей, и местом отдыха в летнюю жару, и в то же время было баней.

Банька была излюбленным местом отдыха Пушкина и его приятелей А.И. Вульфа и Н.М. Языкова, которые гостили здесь летом 1826 года.

Тригорский парк

Тригорский парк расположен вдоль живописной реки Сороти.

Напротив фундаментов старого дома расположена «скамья Онегина». По преданию семьи Осиповых-Вульф это место связано со сценой свидания и объяснения Татьяны Лариной и Евгения Онегина.

От «скамьи Онегина» можно пройти к баньке. Рядом с банькой - зеленая беседка, которую окружают старые липы 18 века. Спуск вниз по лестнице ведет к купальне. Здесь находится восстановленный каскад из 3-х прудов.

Дорожка от баньки ведет к «зеленому залу» (месту для танцев тригорской молодежи).

Далее маршрут через мостик, отделяющий средний пруд от нижнего, ведет к большой липовой аллее ("аллея-просека"). С нее видна мелькающая внизу реки Сороть, с одной стороны, и облагороженные, окультуренные хозяевами усадьбы участки парка - с другой.

От поворота с большой аллеи на утреннюю прогулочную дорожку растет "ель-шатер", которая была украшением парка и под ней можно было спастись в самый сильный дождь. Новая ель высажена вместо погибшего дерева в 1965 году. Работники рассказали нам, что по ошибке, посадили ель другой породы. Поэтому она не образовала такого широкого навеса, который был во времена Пушкина.

В систему солнечных часов входил также и "дуб уединенный", к которому ведет полуденная дорожка. Дуб уединенный - самое старое дерево парка. Ему более 300 лет.

От солнечных часов можно пройти к «аллее Татьяны», своеобразному продолжению въездной однорядовой дубовой аллеи, которая, напротив "дуба уединенного" сменяется близко посаженными липами в "аллее Татьяны". Возраст этих деревьев 230-240 лет.

Дорожка от «дуба уединенного» ведет к автостоянке Тригорского.

Недалеко от выхода, справа, находится небольшой огород лекарственных растений.

Изображения

Главный дом Главный дом Вазочки, которые подарил Пушкин А.С. одной из дочерей П.А. Осиповой
Мемориальный столик Скамья Онегина Художники у реки Сороть Банька
Солнечные часы Дуб уединенный Огород лекарственных растений


Блог "Познай свой край родной" представляет собой виртуальное путешествие для детей по Псковскому краю и является воплощением в Интернет-пространстве основных материалов проекта Централизованной библиотечной системы г. Пскова «Познай свой край родной!».


Данный проект был разработан и реализован в библиотеках Централизованной библиотечной системы г. Пскова в 2012-2013 гг. - Библиотеке – Центре общения и информации, Детской экологической библиотеке «Радуга», Библиотеке «Родник» им. С.А. Золотцева и в инновационно – методическом отделе Центральной городской библиотеки.


Главная цель проекта - в основных чертах дать представление об историческом прошлом Псковского края, его настоящем, о людях (личностях), прославивших Псковский край, о богатстве и своеобразии природы Псковского края.

Проект объединил единой целью работников библиотек, участников образовательного процесса и родителей.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему» (Д. С. Лихачев).


Псков. Фот. Петра Косых.
Наш край внес заметный вклад в становление, развитие и защиту российской государственности, в духовную жизнь общества. Псковская область, как в прошлом, так и в настоящем, не раз являла пример понимания общероссийских интересов, рождала местный опыт, становившийся достоянием общества, выдвигала яркие героические личности, крупных ученых, писателей, художников.

Партнёры по реализации проекта:

Школы города:
· Средняя общеобразовательная школа № 24 им. Л.И. Малякова (учитель нач. классов Григорьева Валентина Ивановна)
· Средняя общеобразовательная школа №12 им. Героя России А. Ширяева (учитель нач. классов Овчинникова Татьяна Павловна)
· Погранично – таможенно – правовой лицей (учитель нач. классов Иванова Зинаида Михайловна)

Псковский областной институт повышения квалификации работников образования :
Пасман Татьяна Борисовна – методист по истории, обществознанию и праву ПОИПКРО

Псковский государственный университет
Бредихина Валентина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гуманитарного образования ПсковГУ.

Редактор блога:
Бурова Н.Г. - зав. отделом информационно-коммуникационных технологий ЦГБ г. Пскова

В настоящее время, несмотря на то, что проект, первоначально явившийся основанием для создания данного ресурса, завершён, наш краеведческий блог продолжает успешно существовать и развиваться. Являясь по своей сути информационно-познавательным ресурсом и хорошим подспорьем для тех, кто хочет познакомиться поближе с Псковом и удивительным Псковским краем (в особенности это касается ребят), - будь-то открытие памятника в г. Пскове или на территории Псковской области, впечатления от поездки в один из уголков Псковщины, создание новой краеведческой игротеки или фотогалереи и, конечно же, мы всегда сообщаем нашим читателям о выходе в свет новых книг о Пскове, рассчитанных на юных краеведов.

Материалы данного блога могут быть использованы и на школьных занятиях, и на библиотечных мероприятиях, а могут быть и прочитаны просто так - для самообразования!

Мы ждем на страницах нашего блога всех неравнодушных к истории Пскова и Псковского края ребят, и, в свою очередь, обещаем радовать наших посетителей новыми материалами. Кстати, обновления блога можно проследить в разделе

Тригорское - «приют, сияньем муз одетый» - дом друзей А. С. Пушкина, место, ставшее для него вторым домом в годы михайловской ссылки. Обитателям Тригорского посвящены бесценные пушкинские стихи, здесь живо ощущаются тригорские реалии романа «Евгений Онегин».

Именным Указом Екатерины II в 1762 году земли Егорьевской губы, в состав которых вошло будущее Тригорское, были пожалованы лейб-гвардии Семеновского полка секунд-майору Максиму Дмитриевичу Вындомскому. Наивысший расцвет имения пришелся на вторую половину 18 века, когда владельцем и наследником с 1780 г становится его сын Александр. При нем происходит активное строительство на территории усадьбы хозяйственных и служебных построек. С любовью и знанием дела оформляется английский пейзажный парк. С 1813 по 1859 годы хозяйкой усадьбы становится его дочь - Прасковья Александровна, с семейством которой подружился А. С. Пушкин в годы михайловской ссылки, связав свою жизнь и творчество с этим местом. С начала 1820-х годов семейство Осиповых-Вульф перебирается из старого усадебного дома в здание бывшей полотняной фабрики. Старый усадебный дом сгорел в 1850-х годах, сохранились фундаменты дома и примыкавших к нему усадебных построек.

В сознании самих обитателей усадьбы, а позднее и первых паломников, дом в Тригорском воспринимался как «дом Лариных», а в чертах героев романа «Евгения Онегина» угадывались конкретные лица. Со временем отдельные уголки парка и некоторые деревья приобретают «статус» собственных имен: «аллея Татьяны», «ель-шатер», «дуб уединенный», «скамья Онегина», «береза-седло» и т д. Литературные названия уголков парка, мемориальные деревья воспринимаются, как воспетые поэтом. Они несут знак памяти о нем. С 1859 года наследником имения стал А. Н. Вульф. При нем активно велись строительные и ремонтные работы. После смерти А. Н. Вульфа в 1881 году была составлена «Опись недвижимого имения села Тригорского», где было названо 20 построек. После Вульфа, с 1884 года усадьба была сдана в аренду М. И. Пальмову, который заботился о сохранении пушкинских меморий.

В 1918 году тригорская усадьба была сожжена и разграблена.

Огромным культурным значением стало восстановление дома-музея тригорских друзей поэта Осиповых и Вульфов в 1962 году. Перед этим была проведена большая исследовательская работа. В 1978 году была восстановлена тригорская банька, в которой летом 1826 года А. С. Пушкин проводил время, общаясь с Н. М. Языковым и А. Н. Вульфом. В 1996 - 1998 годах были проведены работы по реставрации и реконструкции усадебных построек и парка Тригорского.

ДОМ-МУЗЕЙ ОСИПОВЫХ И ВУЛЬФОВ

Экскурсия по дому-музею начинается в буфетной, где рассказывается об истории дома друзей поэта. Этот дом - здание бывшей полотняной фабрики, которое хозяева приспособили под жилье в начале 1820 годов. Здесь представлены картина художника В. Мешкова 1916 года «Дом Лариных» в Тригорском, интерьер в доме Осиповых-Вульф художника В. Максимова 1899 года, копия плана дома, выполненная известным географом, внуком А. П. Керн Ю. М. Шокальским в 1924 году, старинные фотографии внешнего вида и интерьеров Тригорского дома конца XIX - начала XX веков.

В следующей затем столовой рассказывается о быте Тригорского, обитателях дома, их воспоминаниях об А. С. Пушкине. Представлены мемориальные вещи из Тригорского: медный самовар, две вазочки (итальянский фарфор с росписью), посеребренные подносы, столик резной (дуб, орех), холодильницы для шампанского из с. Голубово. Экспонируются копии рукописей романа «Евгений Онегин», стихотворных посланий, автопортреты и рисунки А. С. Пушкина, силуэты Анны и Евпраксии Вульф (неизвестный художник, копия); портрет А. И. Вульф (акварель неизвестного художника, копия); портрет Алексея Вульфа (акварель А. И. Григорьева, 1828 г., копия); копии писем А. С. Пушкина к П. А. Осиповой-Вульф.

В кабинете Алексея Николаевича Вульфа говорится об отношениях А. С. Пушкина и А. Н. Вульфа. Здесь представлены мемориальные вещи: кресло Вульфа, столик ломберный; умывальный прибор из с. Голубово (кувшин и тазик); книга Фихте «Назначение человека» с владельческой надписью: Вульф Берлин, 1800; шахматный столик (ампир, Россия, первая четверть 19 века). Экспонируются портрет А. Н. Вульфа (художник Н. Шаде, акварель, между 1829 и 1833 гг., копия); портрет А. Н. Вульфа (художник А. А. Багаев, 1841 г., копия); портрет Ф. Шиллера (гравюра Хопвуда, копия); портрет Байрона (художник Сандерс, гравюра Эдварда Финден, копия); портрет А. С. Пушкина (с гравюры Н. И. Уткина, вторая половина 19 века); портрет Н. М. Языкова (литография Мюнстера, 1860-е гг., по рис. А. Хрипкова, 1829).

В следующей затем комнате Евпраксии Николаевны Вульф рассказывается о взаимоотношениях Пушкина и Е. Н. Вульф, когда она была для Пушкина «полувоздушной девой», очень милой, непосредственной и шаловливой - «предмет стихов моих невинных, любви приманчивый фиал...». Здесь представлены мемориальные вещи: силуэт юной Е. Н. Вульф (неизвестный художник); подарки Пушкина - чернильница, шкатулка, ковшичек для жженки; часы из Тригорского.

В гостиной, где обитатели Тригорского музицировали, где А. С. Пушкин читал свои стихи, представлены мемории: каминные часы из Тригорского, картины из Тригорской коллекции - «Сельский пейзаж с белой лошадью» (неизв. худ. 18 в., фран. подражание гол. живописи, холст, масло); «Кормление лошадей» (грав. Дж. Смита с ориг. Морланда, кон. 18 - нач. 19 вв.); «Кормление свиней» (грав. Смита с ориг. Морланда, кон. 18 - нач. 19 вв.).

В комнате Прасковьи Александровны Осиповой-Вульф ведется рассказ о дружбе, связывающей ее с поэтом. Пушкин сам писал о Прасковье Александровне как о единственной соседке, которую он посещает, доверял ей свои тайны, почитался своим человеком в доме, оставив у хозяйки воспоминания о самом счастливом времени ее жизни. Здесь представлены портрет П. А. Осиповой (?) (рис. П. А. Вревского, копия); вещи П. А. Осиповой - кресло (из Тригорского), секретер (из Малинников), рабочий столик (из Тригорского), бювар с рисунком на крышке (дер., кожа, сафьян); чернильный прибор из Тригорского (бронза золоченая). Экспонируются портрет А. С. Пушкина (грав. Е. И. Гейтмана. 1822 г.); портрет А. С. Пушкина (рисунок Ж. Вивьена, 1826 г., копия); копии рисунков могилы Пушкина и двух сосен, сделанных П. А. Осиповой-Вульф; посмертная маска Пушкина (копия со слепка 1837 года, присланного П. А. Осиповой А. И. Тургеневым); портрет А. И. Тургенева (литогр. Энгельмана 30-е годы 19 в. по рис. Виньерона, копия); месяцеслов П. А. Осиповой на 1837 год (с записью о смерти Пушкина).

Библиотека Тригорского занимает две комнаты. Первая - «пушкинская комната» - показывается из следующей за ней комнаты, которая на плане Ю. М. Шокальского означена как собственно библиотека. Посетитель знакомится с теми книгами, которыми пользовался поэт, занимаясь в библиотеке Тригорского. Здесь экспонируются мемориальные вещи: часы «со знаменами» А. М. Вындомского (бронза, 18 век); шкатулка «комодик»; подсвечник в виде мраморной колонны. Представлены бюст Платона (бронза, дер.); бюст Вергилия (бронза, мрамор); бюст Мольера (бронза); портрет Н. И. Новикова (лит. Шелковникова); портрет Е. А. Боратынского (гравюра Е. Скотникова по рис. К. Брюлова, 1835).

В «голубовской комнате» (бывшей девичьей) ведется рассказ об усадьбе Голубово, за владельца которой, барона Бориса Александровича Вревского, вышла замуж Е. Н. Вульф. А. С. Пушкин навещал Голубово и был дружен с его обитателями. В усадьбе Вревских бережно сохранялась и передавалась из поколения в поколение традиция памяти о Пушкине в виде реликвий и домашних преданий. Переданные в музей Тригорского потомками Евпраксии Николаевны Вревской мемории составляют основу музейной экспозиции. Здесь представлены вид дома Вревских 1887 г. (неизв. худ.); кувшин, ложка и чашка с портретом Е. Н. Вревской из Голубово; подсвечники парные из Голубово; геометрический план Голубово; фотографии обитателей и интерьеров Голубово, сделанные Ю. М. Шокальским, внуком А. П. Керн, внучатым племянником С. Б. Вревской, историографом Тригорского.

Завершается экскурсия по дому-музею в бывшей классной комнате, где кратко рассказывается о жизни Тригорского в конце XIX - начале XX веков.




БАНЬКА

Невдалеке от дома-музея и фундамента первого дома Вындомских на высоком каменном фундаменте во времена Пушкина стояла баня, в которой неоднократно ночевал поэт и проводил замечательное время летом 1826 года в компании своих приятелей Н. М. Языкова и А. Н. Вульфа. Экспозиция посвящена пребыванию Пушкина с друзьями в Тригорском, их творчеству и литературным занятиям здесь. Банька восстановлена в 1978 и реконструирована в 1998 году. Восстановление 1998 г. полностью соответствует старинным изображениям баньки и ее архитектурным обмерам. Это довольно большое здание могло служить и домом для гостей, и местом отдыха в летнюю жару, и в то же время было баней.



ТРИГОРСКИЙ ПАРК

От автостоянки Тригорского на усадьбу ведет старая въездная дорога, которая проходит вдоль фруктового сада, затем по берегу «фабричного пруда» приводит к фундаментам старого усадебного дома Вындомских. Дорога направо ведет к дому-музею, налево - в парк.

Тригорский парк - памятник садово-паркового искусства второй половины 18 века. Закладку парка М.Д.Вындомский начал в романтическом стиле, не забывая при этом об экономически выгодном хозяйстве всей усадьбы (в восточной ее части располагалась полотняная фабрика, конюшни, амбары и проч.) Фруктовый сад разделял парадную и хозяйственную часть усадьбы. Планировка пейзажного («английского») Тригорского парка исключительно тщательно и продуманно увязана с холмистой местностью и двумя глубокими оврагами на территории усадьбы, с живописной долиной реки Сороти.

Отдельные уголки парка носят имена, связанные с написанием романа «Евгений Онегин». Напротив фундаментов старого дома расположена замечательная видовая точка - «скамья Онегина». Далее дорожка ведет к баньке. Рядом с банькой - зеленая беседка, которую окружают старые липы 18 века. Спуск вниз по лестнице ведет к купальне. По выходе из баньки, т.е. с западной ее стороны, хорошо просматривается восстановленный каскад из трёх прудов. Нижний пруд восстановлен по плану 1848 г. Из него брали воду для бани. От баньки хорошо видно прогулочное кольцо дорожек, которое было рассчитано на последовательную смену впечатлений и пейзажей при прогулках. Дорожка от баньки ведет к «зеленому залу» (месту для танцев тригорской молодежи). Далее маршрут через мостик, отделяющий средний пруд от нижнего, ведет к большой липовой аллее («аллея-просека»). С нее видна мелькающая внизу реки Сороть, с одной стороны, и облагороженные, окультуренные хозяевами усадьбы участки парка - с другой. От поворота с большой аллеи на утреннюю прогулочную дорожку растет «ель-шатер» (подсадка на месте утраченного мемориального дерева), которая была украшением парка и под ней можно было спастись в самый сильный дождь. Далее дорожка ведет к «солнечным часам», одной из самых интересных «затей» парка. Тень от гномона, установленного в центре дернового круга, падает на «часовые» дубы, высаженные по его периметру. В систему солнечных часов входил также и «дуб уединенный», к которому ведет полуденная дорожка. От солнечных часов можно пройти к «аллее Татьяны», своеобразному продолжению въездной однорядовой дубовой аллеи, которая, напротив «дуба уединенного» сменяется близко посаженными липами в «аллее Татьяны». Возраст этих деревьев 230-240 лет. Дорожка от «дуба уединенного» ведет к автостоянке Тригорского.



Тригорское - музей-усадьба друзей А. С. Пушкина помещиков Осиповых-Вульф. Название усадьбы происходит от особенности местности - на трех соседних холмах (горах) находятся сама усадьба, городище и деревня Воронич.
Не сильно усадебная форма дома объясняется тем, что изначально это было здание полотняной фабрики. Владелица Тригорского, П. А. Осипова, в 1820-х гг. перебралась сюда на время ремонта старого дома, да так и осталась здесь жить насовсем.
1.

В доме были передняя, гостиная, столовая, библиотека, комнаты П. А. Осиповой, Алексея Вульфа, старших дочерей, детская, классная комната, запасная комната для гостей, кухня, буфетная, кладовая. Обстановка комнат была намного богаче, чем в Михайловском.
2.

Тригорское известно с XVIII века, как часть Егорьевской губы, пожалованной в 1762 году Екатериной II шлиссельбургскому коменданту М. Д. Вындомскому. В 1813 году хозяйкой Тригорского становится его дочь, статская советница Прасковья Александровна Осипова-Вульф. Здесь она жила вместе с мужем И. С. Осиповым и с 8 детьми. У Прасковьи Александровны бывали ее племянницы Анна Ивановна Вульф и Анна Петровна Керн, неоднократно посещал А. С. Пушкин.
3. Схема усадьбы

В 1918 году господский дом на радостях был сожжен местными крестьянами. Нынешнее здание было восстановлено в 1962 году на старом фундаменте. Использовались сохранившиеся изображения, описания и планы. Внутреннее наполнение также не оригинальное, но это вещи, характерные для усадебного дома начала XIX века.
4. Схема всего музея-заповедника

5. Сам виновник музея

Парк Тригорского был разбит М. Д. Вындомским, первым владельцем имения, и является образцом русского садово-паркового искусства XVIII века.
6.


7.

8. Флора прудов

9.

10. И их фауна

11. Вид на реку Сороть

12. Т.н. “Скамья Онегина”

13. Банька (восстановлена в 1978г)

14. Интерьер баньки

15. «Дуб уединенный»

16. Ель пушкинских времен

17. Солнечные часы

18. Папоротник

19. Цветочки

20.

21. Грибочки

23.

24.

25. Яблоневый сад

Рядом с усадьбой, на соседнем холме, находится городище Воронич .
Город Воронич, остатком укреплений которого является городище, был псковским пригородом XIV-XVI вв. Являлся частью цепи приграничных укреплений, защищавшей г. Псков с юго-запада. В XV столетии насчитывал более четырёх сотен домов. Город достиг расцвета к XVI веку.

В 1581 году город был полностью разрушен во время Ливонской войны войсками польского короля Стефана Батория и после уже не восстанавливался.
К XXI веку городище представляет собой холм с крутыми склонами и подковообразной вершиной, на которой находятся остатки крепостного вала, и восстановленная в 2007 году церковь Св. Георгия. Рядом с церковью похоронен основатель музея-усадьбы и ее директор Семен Гейченко.
26.

На городище Воронич находится родовое кладбище хозяев Тригорского, где у восточной алтарной стены церкви св. Георгия погребены А. М. Вындомский, А. Н. Вульф. Рядом под мраморной могильной плитой покоится прах мужа П. А. Осиповой И. С. Осипова. Около него под такою же плитой похоронена сама хозяйка Тригорского Прасковья Александровна Осипова.
27. Старое кладбище

Последнее место, где мы побывали – это Святогорский Свято-Успенский монастырь в Пушкинских горах (бывших Святых).
Основан в 1569 году по приказу царя Ивана Грозного, как один из приграничных форпостов Московского царства.
28. Вход в монастырь.

Не знаю как сейчас, а в 2005 году на территории монастыря разрешалось фотографировать лишь разбитый колокол и могилу Пушкина. Поэтому фотографий немного.
29.

Главнейшая святыня монастыря - икона Богородицы Одигитрия, по преданию была найдена около 1566 года пастухом Тимофеем на одном из холмов в окрестностях города Воронич.
30.

31. Секулярная святыня монастыря - место погребения А. С. Пушкина.

Также рядом погребены и многочисленные родственники поэта.
32.

На этом наша экскурсия закончилась.

Добраться из гостиницы в музей-усадьбу "Тригорское" можно на автомобиле (10 км, автомобиль можно оставить на платной стоянке усадьбы Тригорское) или пешком (5 км) по пешеходному маршруту на Михайловское и далее в Тригорское.

Дойдя до Михайловского, путь в усадьбу Тригорское паломник продолжит по пушкинской дороге, которой поэт часто хаживал к своим тригорским друзьям. Дорога идет вдоль живописного озера Маленец и далее, по указателю на "Дорогу изрытую дождями" мимо "Трех сосен", воспетых поэтом в элегии "Вновь я посетил тот уголок земли..", через деревню Воронич в Тригорское. Не менее интересен маршрут через д. Савкино, которую в свое время хотел купить Пушкин и рядом с которой находится древнее городище Савкина Горка с часовней и поклонным крестом, надпись на котором гласит: "Лета 7021 постави крест Савва поп" (7021-1513 год от Рождества Христова). В часовне экспонируется походная карта литовского короля Стефана Батория (оригинал хранится в Ватикане), совершившего поход на Псков в 1580-1581 годах и разрушивший псковский пригород Воронич (место, вблизи которого позднее, в XVIII веке, появилась усадьба Тригорское). С Савкиной Горки - места, где любил бывать Пушкин - открывается один из самых живописнейших видов Пушкинского Заповедника.

Тригорское - "приют, сияньем муз одетый" - имение Прасковьи Александровны Осиповой-Вульф, с семейством которой у Пушкина в годы михайловской ссылки сложились самые дружеские и доверительные отношения. Тригорская усадьба была обустроена отцом хозяйки Александром Максимовичем Вындомским в конце XVIII - начале XIX веков. Господский дом Тригорского расположен на холме над рекой Соротью. Экскурсия по дому-музею посвящена рассказу о жизни его обитателей, их дружеских связях с поэтом. Тригорским барышням (дочерям хозяйки Анне, Александрине, Евпраксии) посвящены одни из самых теплых лирических (иногда шутливо-ироничных) стихотворений поэта. Тригорские обитатели почитали себя (не без оснований) прототипами героев романа "Евгений Онегин". Так, сын хозяйки Тригорского и приятель Пушкина Алексей Николаевич Вульф писал о романе "Евгений Онегин", что "он не только почти весь написан в моих глазах, но я даже был действующим лицом в описании деревенской жизни Онегина, ибо она вся взята из пребывания Пушкина у нас… Так я, дерптский студент, явился в виде геттингенского под названием Ленского; любезные мои сестрицы суть образцы его деревенских барышень, и чуть не Татьяна ли одна из них.."

Во время экскурсии стоит обратить внимание на мемориальные вещи тригорских обитателей: медный самовар, две вазочки, посеребренные подносы, резной столик, холодильницы для шампанского - в столовой; кресло А.Н. Вульфа, ломберный столик, умывальный прибор (кувшин и тазик), книга Фихте "Назначение человека" с владельческой надписью, ломберный столик - в кабинете А.Н. Вульфа; подарки А.С. Пушкина Евпраксии Николаевне Вульф - чернильница, шкатулка, ковшичек для разливания жженки ("слиянья рома и вина без примеси воды негодной") - в комнате Е.Н. Вульф; каминные часы из Тригорского, картины из Тригорской коллекции "Сельский пейзаж с белой лошадью", "Кормление лошадей", "Кормление свиней" - в гостиной; кресло, рабочий столик, секретер, чернильный прибор, бювар, в котором хранились пушкинские письма и на внутренней стороне крышки которого рукой хозяйки начертано "Вот што осталось от щастливого времени моей жизни" - в комнате П.А. Осиповой-Вульф.

В господском доме также расположена библиотека, которой часто пользовался (и в которой часто оставался на ночлег) Пушкин; "голубовская" комната (в которой экспонируются вещи и фотографии из с. Голубово, владения барона Бориса Александровича Вревского, за которого - сразу после женитьбы Пушкина! - вышла замуж Е.Н. Вульф) и классная комната, в которой велись занятия с детьми, получавшими, как правило, домашнее воспитание.

Тригорский дом всегда наполнен светом и бережно хранит ауру "любви и дружества", которая так влекла сюда Пушкина!

Тригорский парк - памятник садово-паркового искусства XVIII-XIX веков - организован как английский (пейзажный) парк. Двигаясь от господского дома вглубь парка слева увидим пруд и сад (там же находились оранжереи), справа - живописный уголок, за которым закрепилось название "Скамья Онегина", замечательная видовая точка, с которой открывается вид на долину реки Сороть и дорогу, ведущую в Михайловкое.

Далее дорожка ведет к Баньке, в которой летом 1826 года собирались Пушкин, Вульф и приехавший погостить в Тригорское тогда дерптский студент Николай Михайлович Языков. По воспоминаниям А.Н. Вульфа "сестра моя Euphrosine, бывало, заварит всем нам после обеда жженку … Пушкин, ее всегдашний и пламенный обожатель, любил, чтобы она заваривала жженку … и вот мы … сидим, беседуем да распиваем пунш … и что за дивные стихи то того, то другого поэта сопровождали нашу дружескую пирушку!…" Рядом с Банькой "зеленая беседка", окруженная 200-летними липами, вниз от нее идет деревянная лестница, ведущая к купальне. От Баньки дорожка ведет к "зеленому залу", огороженной липами площадке - месту развлечения тригорской молодежи. Далее через мостик, отделяющий средний пруд от банного, начинается "большая аллея", ведущая мимо верхнего пруда к "алее Татьяны" (наиболее удаленной и романтической части парка). Дорожка, уводящая от "большой аллеи" влево, приведет к удивительной парковой "затее" - "солнечным часам". Тень от гномона, расположенного в центре дернового круга, указывает точное время, падая на "часовые" дубы, высаженные по окружности. Во времена Пушкина система "солнечных часов" содержала образованные посадками геометрические фигуры масонской символики (устроитель парка А.М. Вындомский был масоном), следы которых знатоки находят и поныне… От солнечных часов расходятся "утренняя", "полуденная" и "вечерняя" дорожки. "Полуденная" дорожка ведет к самому старому дереву парка - "дубу уединенному", посаженному на могильном кургане защитников средневекового города Воронича. Здесь невольно вспоминается пушкинское "…я мыслю, патриарх лесов переживет мой век забвенный, как пережил он век отцов…"

Тригорский холм отделен руслом протекавшей здесь в средние века реки Воронец (ныне "ушедшей под землю" по старинным преданиям) от древнего городища Воронич - неприступной крепости старинного псковского пригорода Воронич, существовавшего в XIV-XVI веках и пережившего здесь, на западном рубеже России, не одно нашествие врагов. Места крепостных укреплений города-крепости "читаются" до сих пор. Сейчас на городище Воронич завершается восстановление на подлинном фундаменте утраченного мемориального пушкинского храма Великомученика Георгия Победоносца, небесного покровителя вороничан. У алтаря храма находится некрополь друзей Пушкина и ктиторов храма Осиповых-Вульф. Здесь по завещанию похоронен Семен Степанович Гейченко - легендарный хранитель и директор Пушкинского Заповедника.

Городище Воронич, немой свидетель трагических событий времен Иоанна Грозного, несомненно влиял на поэта при написании им драмы "Борис Годунов" - на титульном листе рукописи рукою поэта начертано: "…писано Алексашкой Пушкиным на городище Воронич".