Что за государство было. Как жили шумеры. Теологическая теория возникновения государства

П ервые государства стали появляться в Месопотамии, в Иране и в IV тыс. до н.э. , который царил до освоения , серебра и золота, подходил к концу на этих территориях, но в других частях планеты продолжать развиваться. Впрочем, даже сегодня в удаленных уголках нашего мира можно встретить небольшие поселения, живущие общинами первобытного строя.

Чем обусловлено появление государства? В первую очередь, главным фактором являлся именно климат. Если человек занимается земледелием и скотоводством в относительно благоприятных условиях, при теплом климате и с достаточным количеством воды, то продукты пропитания постепенно накапливались, что позволяло заниматься другой деятельностью, имея в достатке пищу.


При достаточных запасах еды уже можно было посвящать себя ремеслу, изучая каменные и металлические вещи, а также посуду, украшения. Своими изделиями уже можно было делиться с соседями, которые взамен отдавали что-то свое – продукты питания, например.

Чем больше селение, тем важнее самоорганизация, поэтому практически везде были своего рода руководители. Как правило, это были люди преклонного возраста с накопленным опытом и знанием обрядов. Если возникали какие-то конфликты, распри или ссоры, то шли как раз к старейшине, который, на первых порах, имел только авторитет, но никакой выгоды от своего положения.


Но с увеличением численности нужно было не просто руководить людьми, но и планировать. Например, требовались общественные работы на реках, в лесах. Людей нужно было настроить, объяснить перспективу и выгоды от совместных усилий. И если все получалось, то излишки того же зерна уже были общественным достоянием в виде запаса на случай неурожая или для обмена с общинами поблизости.

Старейшины не могли совмещать такую многоплановую и трудоемкую работу по организации коллективного труда с личным хозяйством, поэтому со временем руководители стали трудиться для общего блага, получая часть совместно произведенных продуктов из запаса.

Учитывая крепкую родственную связь между жителями соседних селений, часть вопросов должна была решаться совместно. Сообщества для решения таких вопросов и выбирали своих представителей вождей-жрецов.

Постепенно, сначала скрепленные родственными узами, а позже соседскими, поселения объединяются в городские образования, которые и станут первыми городами-государствами.

Знать, которая возглавляла первые прототипы государств, развивалась как класс постепенно. Сначала появлялись другие жилища, особые формы быта и предметы роскоши. Со временем пропасть между вождями и соплеменниками увеличивалась, но не была существенной и принципиальной.

О прочности первых государственных образований говорило наличие монументальных сооружений. Такое могло появиться только при усилиях большого количества людей, организованных по работе. Например, таковыми являются храмы, мегалиты и пирамиды в Древнем Египте.

По мнению ученых, первые государственные образования, которые возглавляли вожди, просуществовали с III тыс. до н.э. и вплоть до раннего Средневековья.

Где и когда возникли

Древнейшие в мире государства возникли в двух южных странах в долинах полноводных рек приблизительно в одно время (5 тыс. лет назад или несколько раньше):

1. Египет - страна, расположенная по обоим берегам Нила от первого порога на юге до Средиземного моря на севере; на запад и на восток от Египта простираются пустыни. Древние египтяне называли свою страну Кемет (Черная). Этим они отличали черную плодородную землю в долине Нила от "красной", непригодной для обитания в пустыне. Название Египет дано греками. Предположительно оно происходит от одного из имен древнейшей столицы страны - Хикупта (дословно "Крепость духа Пта" - бога-покровителя этого города).

2. Шумер - древняя страна, расположенная в Южном Двуречье, т. е. по берегам Евфрата и Тигра вих нижнем течении (юг современного Ирака). Название страны происходит от имени древнейшего ее населения - шумеров, известного ученым.

Особенности природных условий

Благоприятные для занятияземледелием:

1) множество жарких солнечных дней в году;

2) обилие влаги (реки Нил, Евфрат. Тигр никогда не пересыхают);

3) земли, обладающие двумя ценными свойствами: плодородием; мягкостью, позволяющей вести обработку почв орудиями из дерева, камня, рога, меди (способ добычи и обработки железа еще не был открыт).

Неблагоприятные для жизни людей:

1) обилие болот и непроходимых топей, в которых тонули люди и скот; тучи насекомых - разносчиков опасных болезней;

2) отсутствие строевого леса (постоянная нужда в поделочной древесине);

3) нехватка металлов: в Египте незначительные запасы золота и меди содержались в Восточной пустыне; в Шумере металлы (как и строительный камень) полностью отсутствовали;

4) неравномерное выпадение осадков в период созревания хлебов (Шумер); в Египте только в дельте Нила регулярно шли дожди, в остальной части страны их не бывало иногда по нескольку лет.

Особенности земледельческого хозяйства

Основой хозяйства в древнейших государствах являлось земледелие. Обязательные работы по ирригации (искусственное орошение земель) проводились ежегодно и требовали согласованных действий десятков и сотен людей по строительству и ремонту ирригационных сооружений; общее руководство ирригацией осуществлялось государственной властью. Основные ирригационные сооружения:

каналы, подводившие воду к местам, удаленным от рек;

заградительные насыпи (дамбы), защищавшие посевы от излишней влаги во время половодья;

искусственные водохранилища;

шадуфы - водоподъемные устройства, известны начиная с середины 2 тыс. до н. э. (Египет).

Работы земледельцев. В каждой древней стране они имели свои особенности. Вот что представляли собой эти работы в Египте.

Пахота. Соху тащили чаще коровы, чем быки: более спокойными коровами было легче управлять, а для вспахивания мягкой почвы от тягловых животных не требовалось большой силы. После сева следовал прогон скота по засеянному полю. Коровы и овцы втаптывали зерно в землю и уплотняли почву (если этого не сделать, зерно засохнет под палящими лучами солнца).

Жатва. Созревший хлеб жали деревянными серпами, состоявшими из короткого серповища и изогнутой режущей части, в которой в качестве лезвия использовались острые кремниевые вкладыши. Со 2 тыс. до н. э. стали также использовать серпы с бронзовыми лезвиями.

Молотьба проводилась на току - круглой утрамбованной площадке. Снопы молотил твердокопытный скот (ослы, быки).

Веянье. Обмолоченное скотом зерно было полно мякины и всякого мусора. Продолговатыми лопатками зерно подбрасывали вверх - пока оно падало вниз, ветер уносил мякину и мусор.

Какими были древнейшие государства

По своей территории древнейшие государства были небольшими (так, в долине Нила во второй половине 4 тыс. до н. э. их образовалось более сорока). Центром каждого государства был укрепленный город, где находился храм местного бога-покровителя и резиденция правителя. Последний являлся военным предводителем, а также руководил оросительными работами. Известно, что в Шумере правители были одновременно главными жрецами.

Между государствами шли непрерывные кровопролитные войны за обладание плодородными землями. Воины в Шумере имели примитивный лук, копье с медным наконечником, короткий кинжал и шапку из меди (примитивным было вооружение и египтян); коней не было. При таком несовершенном оружии содержать в рабстве мужчин было опасно, поэтому пленников убивали, жизнь сохраняли только пленницам и подросткам.

Древнерусское государство, Русь, образовалось согласно "Повести временных лет" и многим другим источникам во 2-й половине IX века. Но первые государства на территории нынешней России появились раньше, не позже сер. VI в. Это было время великого переселения народов, в ходе которого многие народы покинули свои родные места и, пройдя огромные расстояния, поселились в других регионах. Особое место в великом переселении народов занимает IV век, в котором гунны , народ, пришедший из отдаленных регионов Азии в Европу, разгромили государство готов на Днепре. Готы, один из германских народов, в свою очередь двинулись на запад и вторглись в пределы Римской империи, положив начало тому крушению Рима, которое побудило Августина Аврелия написать книгу "О граде Божием".

Начиная с IV века, множество народов пришло в движение, некоторые из этих народов меняли свое местопребывание не один раз. Некоторые народы исчезли, растворились в этом историческом процессе: были покорены, или ассимилировались в других народах. Некоторые племена, напротив, объединились в народы и народности и создали свои государства. Принято считать, что последним крупным событием эпохи великого переселения народов было переселение венгерских племен с территории Южного Урала на территорию вокруг Дуная, где в X веке возникло государство Венгрия.

Примерно с VI века территорию от Чудского озера на севере, и до нижнего течения Днепра на юге заселяли славянские племена. Территорию от верхней и средней Волги до Урала занимали финно-угорские племена. На территории современной Сибири жили народы, говорящие на тунгуских и других северных явыках. На территории от Алтая на востоке и до нижнего течения Днепра на западе жили народы, говорившие на тюркских языках. Один из этих народов - древние тюрки (тюркюты) - и создал в VI в. первое государство на территории современной России - Великий Тюркский каганат.

В VI веке особую роль в мировой истории играли два государства - Византия на Западе и Китай на Востоке. За этими государствами стояла и долгая государственная традиция, и уважение со стороны самых различных народов. Правда, Китай переживал в это время не лучшие времена, наполненные и внутренними усобицами, и давлением северных кочевых племен. Между Византией и Китаем и возникло в 552г. тюркское государство, политический центр которого находился на Алтае, восточная граница которого простиралась до Великой Китайской стены, а западная от низовьев Дона до побережья Азовского моря.

Древних тюрков, создавших свое государство, тюркский каганат , не следует отождествлять с современными тюрками, как иногда называют представителей народов говорящих на тюркских языках. Но само название этих языков, и соответственно народов, говорящих на этих языках, восходит к древним тюркам. Почему именно им удалось создать такое огромное государство? По мнению Л.Н. Гумилева, специалиста по истории древних тюрков, одной из причин возникновения тюркского государства, было появление среди тюрок большого коллектива активных, страстных людей - пассионариев (от латинского слова пассио-страсть). По Гумилеву, в основе каждого значительного исторического события лежит пассионарный толчек, действия пассионариев, побуждающие целый народ, этнос, к активным действиям - изменению условий и места проживания, созданию государств. Активный народ может сплотить вокруг себя другие народы или же просто подчинить их. Теория пассионарности Л.Гумилева достаточно убедительна, плохо лишь то, что пассионарность не может быть определена сколь-нибудь научным методом. Наличие пассионарности во многих представителях какого-то народа в определенное время можно только предполагать. Но документально это установить невозможно. Остается довериться интуиции исследователя.


На основе документов и археологических исследований установлено, что к VI веку древние тюрки достигли значительного мастерства в производстве железа и различных изделий из него. Свидетельство этому - сохранившиеся на Алтае следы металлургического производства тюрок, которые могли создавать качественное и усовершенствованное оружие. Поскольку преобладающим хозяйственным укладом тюрок было кочевое скотоводство, то это позволило тюркам, имевшим хорошее оружие, создать эффективную боевую конницу и стать значительной военной силой. Настолько значительной, что в государство тюрок вошли многие народы и с этим государством вынуждены были считаться Китай и Византия.

Верховный правитель тюркского государства назывался каган . Первым правителем Великого тюркского каганата был Булым - каган. Но каганат скоро распался на Западный и Восточный каганаты, которые прекратили свое существование в начале VIII в., не выдержав борьбы с Китаем. Государство, которое поддерживает, объединяет только военная сила, редко бывает долговечным. Долгое время существуют государства, народы которого объединяет общая культура. В прошлом наиболее сильным интегрирующим фактором была общая религия. Но народы редко перенимают религию других народов. Народные, родоплеменные религии тесно связаны с обычаями, даже с особенностями климата, природными условиями отдельных регионов.

Принципиально иное явление - мировые религии. Это религии, которые исходят из представлений о едином человечестве, о равенствое людей перед Богом, независимо от их этнической принадлежности. Главное в этих религиях - нравственная основа, требования нравственного поведения человека. В историческом прошлом человечества возникли 4 мировые религии: зороастризм, буддизм, христианство, ислам (в порядке их возникновения).

Древние тюрки не исповедовали ни одну из этих религий, они придерживались своих родоплеменных религиозных представлений, которые не могли стать интегрирующим культурным фактором в государстве тюрок. Но это государство не исчезло бесследно. Следы его влияния можно обнаружить даже в истории Русского государства. Монархи Русского государства князья Владимир и Ярослав Мудрый иногда именовали себя каганами. Даже митрополит Иларион в своем "Слове о законе и благодати", обращаясь к Ярославу Мудрому, использует титул каган. Почему Иларион и киевские князья так поступали? Этим титулом подчеркивалось, что князья русские - правители не рядового, а крупного, даже великого государства. На Руси титул каган стали использовать, имея ввиду не тюркский каганат, а другое государство - Хазарский каганат, возникший в сер. VII века на территории Приазовья и Прикаспия. С этим государством как со значительной силой считались и Византия, и Арабский халифат. Название же государства и титул его правителя были взяты по аналогии с тюркским каганатом.

История Хазарского государства, особенно в последние десятилетия его существования, оказалось тесным образом связанной с историей Русского государства - и не только наименованием верховного правителя. История Хазарии чрезвычайно интересна. В некоторых отношениях это было уникальное в мировой истории государственное и культурное образование. Это государство было создано хазарами, одним из тюркских народов, объединивших различные народы, жившие в районе Азовского и Каспийского морей. Хазары первоначально были кочевниками, но постепенно сменили свой хозяйственный уклад и стали заниматься земледелием и рыболовством, чему способствовали благоприятные природные условия. Но территория, занимаемая хазарами, имела значительную ценность не только в силу своего плодородия, но из-за того, что это была область, через которую проходили торговые пути мирного значения.

Через Хазарию проходила важная часть Великого Шелкового пути, всемирной торговой магистрали, связывающей со II в. до н.э. народа и государства от Китая до Рима. Со временем у этой магистрали появлялись новые направления, например, в Индию. Одним из таких направлений был торговый путь на Север, к Балтийскому морю, тот путь, который в "Повести временных лет" был назван путем "Из варяг в греки".

Международная торговля приносила большую выгоду Хазарии, поскольку гарантировала большие доходы в виде пошлин за провозимые товары. Хазария со временем превратилась в сильное государство, которое могло даже противостоять военной экспансии Арабского халифата. Во второй половине VII в. и в нач. VIII в. арабы смогли завоевать огромные территории и в Азии, и в Африке, и в Европе, где дошли до южной Франции, захватив перед этим Испанию. Продвижение арабских войск в Европе было остановлено правителем франков Карлом Мартеллом в 732г. Незадолго до этого хазары смогли остановить продвижение арабов в Закавказье, нанеся им военное поражение. Но затем военная удача изменила хазарам, которые даже были вынуждены перенести свою столицу с Кавказа на Нижнюю Волгу, в город Итиль (около современной Астрахани).

Хазарский каганат со столицей в Итиле просуществовал до конца X века, т.е. более 300 лет. Относительная устойчивость и культура Хазарии во многом определялась необычным и, наверное, единственным в мировой истории решении религиозного вопроса, точнее, выбором веры. В VIII веке глава государства, каган, принял исламскую веру, вероятно под давлением арабов. Но уже в конце VIII века правители Хазарского каганата отказываются от ислама, и вновь начинаются войны с арабами, в которых Хазарию поддерживала Византия. Правители Хазарии решил выбрать наилучшую религию. Выбор осуществлялся между христианством, исламом и иудаизмом- религией еврейского народа. И был выбран иудаизм - уникальный случай в истории. По преданию, каган поинтересовался у христианского священника, какая религия лучше: ислам или иудаизм? Ответ был: иудаизм. Затем у мусульманского священника спросил, что лучше: иудаизм или христианство? И вновь последовал тот же ответ, после чего предпочтение в пользу иудаизма выглядело логичным. Легенда ли это предание, или пересказ реального события установить очень трудно, но сама ситуация вполне объяснима.

Мусульманские богословы иногда используют понятие авраамические религии, имея ввиду три религии: иудаизм, христианство, ислам. Все они произошли из одного источника, и пророк Авраам одинаково почитаем во всех этих религиях. Неслучайно великий русский философ В.Соловьев говорил, что моральные системы иудаизма и христианства имеют общее основание. Неслучайно об общей моральной основе всех трех религий говорил Лев Толстой. Для мусульман, почитаемой в качестве Божественной книги, считается Тора - пятикнижие Моисея, первые пять книг священной книги евреев "Танаха" и христианской Библии.

Иудаизм в Хазарии исповедовала в основном хазарская знать - каган и его окружение. В каганате же в целом было много мусульман и христиан, а в столице было много мечетей, синагог, христианских храмов. И представители различных религий мирно сосуществовали друг с другом. Даже судопроизводство творили судьи, среди которых было равное представительство от трех религиозных общин. И это был необычный случай мирного сосуществования религий для эпохи средневековья. Характерно, что Хазарский каганат пал после военных нападений печенегов - кочевников - язычников и после похода в 865 г. против Хазарии киевского князя Святослава, тоже язычника, не захотевшего принимать христианство, как- то сделала его мать княгиня Ольга. После падения Хазарского каганата правители Руси и стали именовать себя каганами.

На вопрос Когда появились первые государства? заданный автором Илья Антюхов лучший ответ это Древнейшие в мире государства возникли в двух южных странах в долинах полноводных рек приблизительно в одно время (5 тыс. лет назад или несколько раньше) :
1. Египет - страна, расположенная по обоим берегам Нила от первого порога на юге до Средиземного моря на севере; на запад и на восток от Египта простираются пустыни. Древние египтяне называли свою страну Кемет (Черная). Этим они отличали черную плодородную землю в долине Нила от “красной”, непригодной для обитания в пустыне. Название Египет дано греками. Предположительно оно происходит от одного из имен древнейшей столицы страны - Хикупта (дословно “Крепость духа Пта” - бога-покровителя этого города) .
2. Шумер - древняя страна, расположенная в Южном Двуречье, т. е. по берегам Евфрата и Тигра в их нижнем течении (юг современного Ирака). Название страны происходит от имени древнейшего ее населения - шумеров, известного ученым.
Особенности природных условий
Благоприятные для занятия земледелием:
1) множество жарких солнечных дней в году;
2) обилие влаги (реки Нил, Евфрат. Тигр никогда не пересыхают) ;
3) земли, обладающие двумя ценными свойствами: плодородием; мягкостью, позволяющей вести обработку почв орудиями из дерева, камня, рога, меди (способ добычи и обработки железа еще не был открыт) .
Неблагоприятные для жизни людей:
1) обилие болот и непроходимых топей, в которых тонули люди и скот; тучи насекомых - разносчиков опасных болезней;
2) отсутствие строевого леса (постоянная нужда в поделочной древесине) ;
3) нехватка металлов: в Египте незначительные запасы золота и меди содержались в Восточной пустыне; в Шумере металлы (как и строительный камень) полностью отсутствовали;
4) неравномерное выпадение осадков в период созревания хлебов (Шумер) ; в Египте только в дельте Нила регулярно шли дожди, в остальной части страны их не бывало иногда по нескольку лет.
Особенности земледельческого хозяйства
Основой хозяйства в древнейших государствах являлось земледелие. Обязательные работы по ирригации (искусственное орошение земель) проводились ежегодно и требовали согласованных действий десятков и сотен людей по строительству и ремонту ирригационных сооружений; общее руководство ирригацией осуществлялось государственной властью. Основные ирригационные сооружения:
каналы, подводившие воду к местам, удаленным от рек;
заградительные насыпи (дамбы) , защищавшие посевы от излишней влаги во время половодья;
искусственные водохранилища;
шадуфы - водоподъемные устройства, известны начиная с середины 2 тыс. до н. э. (Египет) .
Работы земледельцев. В каждой древней стране они имели свои особенности. Вот что представляли собой эти работы в Египте.
Пахота. Соху тащили чаще коровы, чем быки: более спокойными коровами было легче управлять, а для вспахивания мягкой почвы от тягловых животных не требовалось большой силы. После сева следовал прогон скота по засеянному полю. Коровы и овцы втаптывали зерно в землю и уплотняли почву (если этого не сделать, зерно засохнет под палящими лучами солнца) .
Жатва. Созревший хлеб жали деревянными серпами, состоявшими из короткого серповища и изогнутой режущей части, в которой в качестве лезвия использовались острые кремниевые вкладыши. Со 2 тыс. до н. э. стали также использовать серпы с бронзовыми лезвиями.
Молотьба проводилась на току - круглой утрамбованной площадке. Снопы молотил твердокопытный скот (ослы, быки) .
Веянье. Обмолоченное скотом зерно было полно мякины и всякого мусора. Продолговатыми лопатками зерно подбрасывали вверх - пока оно падало вниз, ветер уносил мякину и мусор.
Какими были древнейшие государства
По своей территории древнейшие государства были небольшими (так, в долине Нила во второй половине 4 тыс. до н. э. их образовалось более сорока). Центром каждого государства был укрепленный город, где находился храм местного бога-покровителя и резиденция правителя. Последний являлся военным предводителем, а также руководил оросительными работами. Известно, что в Шумер

Ответ от Илья мокшанов [новичек]
ну где-то 890120 лет назад


Ответ от Иванова Кристина [мастер]
С разложением родо-племенных отношений в первобытном обществе: во время неолетической революции и экологического кризиса, когда человечество перешло от присваивающей экономики к производящей, что послужило причиной демографичиского взрыва, разделением труда на земледелие, ремеслинечество и отделением верхушки управленцев. Есть разные теории происхождения государств: марксистско-ленинская (материалистическая) , теологическая, психологическая, ирригациональная, договорная, теория насилия, патриархальная и т. д.


Ответ от Ўрий Кайгородцев [новичек]
Первые государства возникли в Месопотамии, Древнем Египте и Древней Индии в конце 4 - начале 3 тысячелетия до н. э.


Ответ от Ole [активный]
когда появились излишки, появилась возможность перераспределят их внутри общины. Выделилась так называемая знать, тоесть те, кто решал кому что. Дальше нужна была охрана - всегда ведь найдутся недовольные решением знати 🙂 И появилась необходимость справедливых или не очень законок- как общепринятых правил жизни в общине.
В краце так зарождались государства.
Везде по разному по времени. Ведь племена жили себе, а вот государства уже после создавались.

Как известно, государство и право существовали не всегда, а появ­ляются лишь на определенной ступени развития общества.

Основой общественной организации первобытнообщинного строя был род, который представлял собой объединение людей, на­ходящихся в кровнородственных отношениях между собой. Род воз­главлял совет - собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладавших равным правом голоса, - кото­рый выбирал своего старейшину.

По мере развития первоначально род разрастался и распадался на несколько дочерних родов, по отношению к которым первона­чальный род выступает как фратрия. Объединения родов образовы­вали племена.

Отношения между членами первобытного общества регулировались особыми правилами поведения - обычаями. Обычаи выражали инте­ресы всех членов общества и закрепляли их равенство между собой.

Причинами возникновения государства и права можно считать: три крупных общественных разделения труда (отделение скотоводства от земледелия; выделение ремесел; появление купцов), появление частной собственности и раскол общества на антагонис­тические классы.

Специфические формы возникновения государства

Переход к государству совершался в различных исторических фор­мах. Первые известные человечеству государства возникли от 6 до 2 тысяч лет назад в различных геогра­фических регионах независимо друг от друга (как правило, в долинах крупных рек) и стали центрами самостоятель­ных культурных цивилизаций.

На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай и т.п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры ро­дового строя - земельная община, коллективная собственность и др.

Афины - классическая форма возникновения государства вслед­ствие развития и обострения противоречий внутри родового строя.

Римское государство, напротив, возникло не из внутренних про­тиворечий, а в результате борьбы между патрициями - членами пат­рицианского рода и пришельцами - плебеями.

Германская форма возникновения государства также не являлась классической, т.к. связана с завоеванием чужих территорий, для гос­подства над которыми родовая организация не была приспособлена.

Большинство ученых отмечают наиболее характерными первыми государствами:

~ Древний Египет;

~ государства древней Месопотамии (Междуречье Тигра и Евфрата);

~ Шумер и Аккад;

~ Ассирия;

~ Вавилон;

~ государства долин Инда и Ганга (территория Индии);

~ Древний Китай;

~ древнегреческие полисы;

~ Древний Рим;

~ государства коренных народов Америки (майя, инки, ацтеки).

В настоящее время среди теоретиков государства и права нет единства по вопросу о происхождении государ­ства, среди ученых продолжаются дискуссии по теории образования государства. Сохраняется мнение отдельных ученых в отношении государства как орудия подавления, машины насилия над народом. Часто можно столкнуться с позицией рассмотрения государства как собственности политических сил или отдельных лиц, владеющих властью на данном историческом этапе. Другие придерживаются мнения, что государство является инструментом способным принести человеку добро и является структурой благоденствия. Подходы к возникновению государства формировались на протяжении веков, на различных исторических этапах оценка государства была различная. Это закономерно, поскольку существует много теорий возникновения государства.

Различие теорий возникнове­ния государства связано с тем, что:

Возникновение государства само по себе сложный и длительный процесс, который нельзя объяснить, опираясь лишь на какую-либо одну точку зрения;

Данный процесс (первоначально возникновение госу­дарства) происходил тысячелетия тому назад, и его трудно детально изучить в силу его исторической удаленности;

Влияние эпохи на авторов теорий (каждая эпоха (цер­ковное господство в средние века (теологическая), заро­ждение капитализма, современная и др.) откладывала от­печаток как на всеобщее мировоззрения, так и на авторов теорий о происхождении государства, т. к. они жили в кон­кретное историческое время и в конкретном обществе);

Нельзя игнорировать субъективный фактор - личные убеждения авторов теорий, особенности их профессио­нального и личностного мировоззрения.

К основным теориям возникновения государ­ства принято относить:

♦теологическую (религиозная, божественная);

♦патриархальную (отеческая);

♦ договорную (естественно-правовая);

♦ органическую;

♦ психологическую;

♦ ирригационную;

♦ насилия (внутреннего и внешнего);

♦ экономическую (классовую).

Теологическая теория возникновения государства

Теологическая (религиозная) теориягоспод­ствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау­довская Аравия и др.) носит официальный характер.

У истоков данной теории стояли: Аврелий Августин (Бла­женный) (354 - 430 н. э.), Фома Аквинский (1225 - 1274) - христианские философы и богословы.

В новое время ее развили идеологи католической церкви Маристен, Мерсье и др.

Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например, в послании апо­стола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, су­ществующие власти от Бога установлены".

Теократическая теория имела под собой реальные фак­ты: первые государства имели религиозные формы, по­скольку представляли собой правление жрецов. Божест­венное право придавало государственной власти автори­тет, а решениям государства - обязательность. Так, в За­конах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поста­вили Хаммурапи править "черноголовыми".

Патриархальная теория возникновения государства

Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384 -322 до н. э.).

Аристотель считал, что люди как коллективные суще­ства стремятся к общению и образованию семей, а разви­тие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государст­венная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с пат­риархальной властью главы семьи.

В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Власть импера­тора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зави­сят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.

В более современную эпоху ее развили Филмер и Ми­хайловский.

Р. Филмер (ХVII в.) в работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Ада­ма, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть.

Договорная теория возникновения государства

Суть договорной (естественно-правовой) теориив том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор". Договорная теория возникновения государст­ваполучила распространение в XVII - XVIII вв. Ее авто­рами в разное время являлись:

Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;

Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;

Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские фило­софы- п росветител и;

А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писа­тель-революционер.

Смысл идеи "общественного договора" в следующем:

Первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии;

Каждый преследовал только свои интересы и не счи­тался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех";

В результате "войны всех против всех" неорганизован­ное общество могло уничтожить само себя;

Чтобы этого не случилось, люди заключили "общест­венный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

В результате был создан институт согласования инте­ресов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.

Теория общественного договора имела прогрессивное значение:

~ сделан шаг к созданию гражданского общества;

~ фактически выдвинут принцип народного суверенитета - власть производна от народа и принадлежит народу;

~ государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;

~ согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает пре­ступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

~ в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выра­жать интересы народа.

Органическая теория возникновения государства

Органическая теория возникновения государ­ствабыла выдвинута во второй половине XIX века анг­лийским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом.

Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

Люди образуют государство, как клетки - живой организм;

Государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, тран­спорт) и финансы - кровеносной системе, которая обес­печивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) - рукам и т. д.;

Между государствами, как в живой среде, идет конку­ренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно органи­зованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская им­перия, в XVIII в. ~ Великобритания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенству­ется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, ото­рвавшаяся от народа церковь и т.д.).

Психологическая теория

Основоположником этой теории считается российско-польский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г. Тард.

Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психи­ки человека:

Желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;

Желание сильных повелевать другими людьми, подчинить их своей воле;

Желание отдельных членов общества не подчиняться об­ществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совер­шать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания.

Авторы теории считают, что предшественницей госу­дарственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основыва­лась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.

Теория насилия

Насилие как главный фактор возник­новения государствавыдвигалось различными автора­ми на протяжении столетий. Одним из первых ее выдви­нул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик.

В современную эпоху данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и со­циолог; Карл Каутский (1854 - 1938). По их мнению, го­сударство возникло путем насилия:

*одних членов общества над другими членами общества внутри одного государства;

*одних государств над другими (завоевания, порабоще­ния, колониальная политика).

Насилие выражалось, как правило, в присвоении мате­риальных благ и средств производства сильным (воору­женным) меньшинством:

Сбор дани дружинниками;

Расширение подвластных королю (феодалу) территорий;

Огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);

Иные формы насилия.

Для поддержания установленного порядка также тре­бовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" за­воеванных благ.

Многие государства были созданы путем насилия (при­мер - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью - Бисмарк), во Франции, собира­ние русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).

Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; государство франков, татаро-монгольское государство; Великая Британия; США и др.

Ирригационная теории возникновения государства

Ирригационная (водная) теория возникнове­ния государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в процессе ведения земледелия с использованием рек для орошения земель (ирригация).

Для строительства оросительных каналов необходи­мы были усилия многих людей. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.

В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янц­зы) и имели в своем появлении ирригационную основу.

Экономическая (классовая) теория возникновения государства

Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:

Произошло разделение труда (земледелие, скотоводст­во, ремесло и торговля);

Возник прибавочный продукт;

В результате присвоения чужого труда общество рас­слоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;

Появились частная собственность и публичная власть;

Для поддержания господства эксплуататоров был соз­дан специальный аппарат принуждения - государство.

Рассмотренные теории позволяют выделить два варианта возникновения государства: первоначальный и производный.

Первоначальный – это постепенное создание в родоплеменных сообществах людей особого института, составляющего неотъемлемую его часть и одновременно выделяющуюся из общества благодаря особому влиянию на общество.

К данной группе теорий образования государства относится господствовавший в средние века взгляд о богоустановлении государства и рассматривалось как дарованное людям богом (А.Августин, Ф.Аквинский).

Позднее появляется теория личностного характера. Одни представители этого подхода считали человека по своей природе злым, постоянно стремящимся отвоевать себе жизненное пространство за счет других и чтобы ограничить подробное поведение необходимо было государство как сдерживающая сила (Т.Гоббс). Другие философы (Ж.Ж.Руссо) считали наоборот человека добрым, стремящимся к всеобщему равенству, в связи с чем они заключили между собой договор для общей пользы.

Среди отдельных современных теоретиков получило распространение олигархическая теория образования государства (власть немногих). В основе ее лежит неодинаковость людей, их различные личные качества и способности и т.п., что приводит к образованию элиты общества, которая поднимается над обществом и присваивает власть себе. С позиций олигархической теории возникновение государство идет тремя способами:

Военный – в ходе постоянных захватнических набегов и защиты от других племен, сообществ, захватом большой добычи в ходе военных действия, как у монголов или франков;

Аристократический – власть знати как в Древнем Риме;

Плутократический – в обществе выделяется небольшая группа, слой богатых людей, которые присваивают власть себе (плутократия – власть богатства).

Производный – к возникновению государства приводят события, коренным образом изменяющие прежнее общественное устройство и государственность.

К подобному варианту образования государства относится:

» революционные преобразования, в результате которых происходит полный разрыв с прежней государственностью (Франция – 1789, Россия - 1917, Китай - 1947).

» организационные изменения : 1922 г. – СССР и его распад, объединение Танганьика и Занзибара в Танзанию – 1964, объединение Западной и Восточной Германии и др.).

» распад колоний: после Второй мировой войны возникло таким образом более 100 новых государств. При этом образование государства шло или мирным путем – в результате референдума, или в результате вооруженной борьбы населения колоний за свою независимость (Зимбабве, Ангола, Вьетнам и др.), или присутствовало и то и другое.

Пути возникновения государства

Кроме теорий происхождения государства существу­ет еще такое понятие как пути их возникновения: азиатский и европейский.

Для азиатского пути характерно:

› возникновение из родоплеменной знати (трансформа­ция знати). Вождь, старейшины становятся непосредст­венно государством, когда появляются силовые структу­ры, естественные пути возникновения;

› экономическая основа - общественная и государственная собственность;

› политическое господство основывается не на богатст­ве, а на занимаемой должности;

› чиновничий аппарат складывается до появления част­ной собственности, резервные фонды с продуктами тре­бовали следящих за ними чиновников;

Для европейского пути характерно следующее:

» государство возникло до появления классов.

» насильственный путь перехода власти от родовой зна­ти к богатой аристократии;

» основой государства является частная собственность;

» классовая дифференциации по занимаемому отноше­нию к собственности;

» определение политическое господство через богатство;

» административная структура складывается после появ­ления частной собственности;

» государство отделяется от общества, возвышается над ним, возникает противоречивая политическая структура;

В европейском пути выделяют несколько форм возник­новения государства:

a) Афинская - естественный, ненасильственный путь, разде­ленный на три этапа (учреждение центрального управле­ния, приход к власти богатых, разделение на классы)

b) Римская - отделение родовой знати через насилие, деление общества на шесть классов;

c) Германская - внешнее насилие.

В качестве вывода можно сказать, что в обеих моделях государства - "азиатской" и "европейской" имеет место различное сочетание двух важнейших факторов, выражающих коренную природу человечества: власти и собственности (причем собственность имеется в виду как частная, так и коллективная). От содержания субъектов и особенностей сочетания этих двух факторов в различных условиях и зависят конкретные черты процесса образования государства.

Для "азиатской" модели характерно то, что такое сочетание выливается в феномен "власти - собственности" (т.е. власть становится собственностью того, кто ею обладает). Здесь уместно образно говорить о такой "формуле" генезиса государственности: "Я обладаю властью, значит, я обладаю и собственностью (коллективной, прежде всего, и частной"). В "европейской" модели формула несколько иная: "Я владею собственностью (прежде всего частной собственностью), значит, я обладаю (могу или должен обладать) властью".

Исходя из сказанного можно перечислить общие основные причины появления государства как социального института.

Основными причинами появления государства были следую­щие:

1. необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Старый аппарат управления родом-племенем не мог обеспечить успешного руководства этими процессами; 2. необходимость организации крупных общественных работ (поливное земледелие, строительство, дорог оборонительных сооружений), объединения в этих целях больших масс людей. 3. необходимость подавления сопротивления эксплуатируе­мых, в связи с разделением общества на богатых и бедных, рабов и свободных; 4. необходимость поддержания в обществе порядка для его стабильности и функционирования общественного производства; 5. необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных бо­гатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их.

В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демо­графических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин.