Ярослав Владимирович Мудрый: биография. Борьба за киевский престол

Начало борьбы между Ярославичами. В 1073 ᴦ. покой, мирное сосуществование Ярославичей завершилось. Было положено начало веренице межкняжеских усобиц, приведших, в конечном счете, к окончательному распаду единого русского государства. В случае если до этого в усобицах всœе князья гибли, а государство объединялось под властью одного князя, то теперь княжеский род начал разрастаться. Каждый князь претендовал на определœенный удел. А это совпало и с процессом обособления пригородов от главного города. Эти пригороды и получали своих князей. Русское государство начало дробиться.

Изгнание Изяслава из Киева. Как сообщает ПВЛ в 1073ᴦ. въздвиже дьявол котору в братьи сеи Ярославичих. Бывши распри межи ими, быста с собе Святослав со Всеволодом на Изяслава. Изиде Изяслав ис Кыева, Святослав же и Всеволодъ внидоста в Кыев, месяца марта 22, и седоста на столе на Берестовом, преступивша заповедь отню .

Причиной всœему летописец называет Святослава, который Всеволода бо прелсти, глаголя, яко ʼʼИзяслав сватится со Всеславом, мысля на наю; да аще его не вариве, имат нас прогнатиʼʼ. И тако взостри Всеволода на Изяслава. Вполне возможно обвинœения были небеспочвенными.

Начало правления Святослава в Киеве. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, 22 марта 1073 ᴦ. князем Киева стал Святослав. Происходит новый раздел городов: в Чернигов переходит Всеволод, оставив за собой Переяславль, его сын Владимир из Ростова переходит в Смоленск, сын Святослава – Владимир-Волынский. Ничего не получили сын Вячеслава Смоленского Борис и не нашлось княжеств для сыновей Ростислава Владимировича, которые, очевидно, находились в Тмутаракани. Сыновья Изяслава бежали вместе с ним. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, передел княжеств произошел в пользу сыновей Всеволода и Святослава.

Поиски Изяславом помощи в Европе. Изяслав из Киева вместе с именьем бежал в Польшу. При этом Болеслав II отомстил за вероломство 1069 ᴦ. отобрал всœе деньги: всœе взяша ляхове у него, показавше ему путь от себе . Также сыграло роль и то, что Святослав, утвердившись в Киеве, заключил с Польшей союз.

Дальнейший путь Изяслава летописцу неизвестен. Из Польши Изяслав прибыл в Германию к императору Генриху IV, который потребовал от Святослава возвратить престол Изяславу. Упоминание о приходе немцев к Святославу видим в ПВЛ под 1075 ᴦ. При этом, германское посольство оказалось безрезультатным, не мог Генрих влиять на Польшу, с которой у него были напряженные отношения – Болеслав вел войну с Чехией, союзницей Германии.

Участие русских в польско-чешкой войне. Святослав, в рамках союзных обязательств перед Болеславом II отправил ему в помощь против Чехии войско во главе с Владимиром Всеволодичем и Олегом Святославичем. Чешский князь Вартислав, узнав о приближении русских, заключил мир с Болеславом, Владимир и Олег, несмотря на это, в течение 4 месяцев разоряли Чехию, чем вызвали недовольство Болеслава. К тому же Изяслав, не найдя помощи у Генриха IV, обратился за помощью к римскому папе Григорию VIII, Гильдебранду, пообещав принять католичество. Гильдебранд вмешался в борьбу и заставил Болеслава вернуть отобранные сокровища и помочь Изяславу, Болеслав тем охотнее согласился после неповиновения союзного русского войска. Условием предоставления помощи, как будет видно по косвенным данным, снова стали Червенские города.

Смерть Святослава. Возвращение Изяслава в Киев . В это время в Киеве 27 декабря 1076 ᴦ. умер Святослав, и киевский престол получил его брат Всеволод. Он вошел в Киев 1 января 1077 ᴦ.

Его правление в Киеве продолжалось до лета 1077 ᴦ., когда пришел Изяслав с ляхы . Рассказ ПВЛ очень краткий: Всеволод иде противу брату, Изяславу на Волынь, и створиста мир, и пришед Изяслав седе Кыеве, месяца иуля 15 день . Летопись не говорит о том, что получили поляки за помощь. Длугош пишет о военных столкновениях с поляками, но главное говорит о захвате Червенских городов.

Поход на Полоцк. Возвратившись на престол летом 1077 ᴦ., Изяслав помирился с Всеволодом, и летом же состоялся поход Всеволода и Владимира на Полоцк, по Поучению Мономаха подобный поход был и ранее – зимой 1076/1077 ᴦ., когда в Новгороде еще правил Глеб Святославич. Очевидно, Всеслав Полоцкий решил воспользоваться нестабильностью. Летом 1077 ᴦ. Полоцк был сожжен, и волость Всеслава была разорена до Одрска.

Новый передел уделов. Появление новых изгоев. В 1077 ᴦ. триумвират Ярославичей превратился в дуумвират. Теперь старшими князьями были Изяслав и Всеволод, а вместе с ними их сыновья. Изяслав отказался давать уделы сыновьям Святослава, которые превратились в изгоев. Глеб Святославич был изгнан из Новгорода, где стал княжить Святополк Изяславич, Олег лишился Владимира-Волынского.

Уделы были распределœены следующим образом: Киев – Изяслав, Всеволод – Чернигов и, очевидно, Переяславль. Сыновья Изяслава получили: Святополк – Новгород, Ярополк позже станет князем Владимира Волынского, сын Всеволода Владимир остался в Смоленске, Ростислав по некоторым данным – Переяславль. Сыновья Святослава Олег, Роман, Давыд и Ярослав остались не у дел. Роман находился в Тмутаракани, Ярослав был молод, Давыд, вероятно находился в Переяславле и он проявлял лояльность по отношению к дядьям, Олег жил в Чернигове у Всеволода, а в апрелœе 1078 ᴦ. бежал в Тмутаракань, которая превратилась в пристанище князей-изгоев. Здесь уже находились Борис Вячеславич, Роман и Олег Святославичи, позднее там появится и Давыд Игоревич и сыновья Ростислава Владимировича.

Начало новых усобиц. Все это не могло не вызвать междоусобиц. Первой ласточкой была попытка захватить Чернигов Бориса, сына смоленского князя Вячеслава. Для этого Борис выбрал подходящее время – Всеволод отправился на Волынь для борьбы с Изяславом и поляками, действие происходило весной 1077 ᴦ. Борис, как сообщает летопись, захватил Чернигов месяца мая 4 день, и бысть княженья его 8 днии, и бежа Тмутороканю к Романови . И весной 1078 ᴦ. к ним бежал Олеᴦ. Олег пообещал отвоевать Чернигов – вотчину своего отца.

Началась новая усобица уже между внуками Ярослава Мудрого – князьями-изгоями и ʼʼЯрославичамиʼʼ - князьями, которые владели уделами.

Битва на Сожице. Летом 1078 ᴦ. во главе с тмутараканской ратью, а также с половцами на Русь вторглись Олег Святославич и Борис Вячеславич. 25 августа на Сожице их встретили Всеволод и его сын Владимир, в ожесточенной битве русские дружины были разбиты, погибли множество воинов, несколько воевод: Иван Жирославич, и Тукы, и Пореи. Всеволод и Владимир вынуждены были бежать в Киев к Изяславу, в то время как Борис и Олег захватили Чернигов.

Помощь Изяслава Всеволоду и Владимиру. В Киеве Всеволод стал просить помощи брата͵ Изяслав сказал ему: ʼʼБрате! Не тужи. Видиши ли, колико ся мне сключи: первое, не выгнаша ли мене и именье мое разграбиша? И пакы, кую вину вторую створил бех? Не изгнан ли бех от ваю, брату своею? Не блудил ли бех по чюжим землям, именья лишен, не створих зла ничто же? И ныне, брате, не туживе. Аще будеть нама причастъе в Русскеи земли, то обема; аще лишена будеве, то оба. Аз сложю главу свою за тя ʼʼ. Всеволод его сын Владимир в союзе с Изяславом и его сыном Ярополком двинулись на Чернигов. Олега и Бориса в это время в городе не было – они, очевидно, собирали войска в Тмутаракани. Черниговцы отказались открыть ворота͵ и князья захватили и сожгли внешний город. В это время стало известно о подходе Олега и Бориса.

Битва на Нежатиной Ниве. Когда Олег узнал, что против него ополчились четыре князя, он отказался вступать в бой и решил предостеречь Бориса: ʼʼНе ходиве противу, не можеве стати противу четырем князем, но посливе с молбою к стрыема своима ʼʼ. При этом, на что Борис ему гордо ответил: ʼʼТы готова зри, аз им противен всœем ʼʼ.

3 октября 1078 ᴦ. на Нежатинœе ниве произошло решающее сражение. И сступившимся обоим, бысть сеча зла. Первое убиша Бориса, сына Вячеславля, похвалившагося велми. Изяславу же стоящю в пешцих, и внезапу приехав един, удари и копьем за плече. Тако убьен бысть Изяслав, сын Ярославль. Продолжене бывъши сечи, побеже Олег в мале дружинœе, и одва утече, бежа Тмутороканю .

Устранение последних изгоев. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в ходе сражения погиб Борис Вячеславич и Изяслав, князь Киева, Олег бежал на юг в Тмутаракань. В 1079 ᴦ. первый акт трагедии завершился: Роман во главе половецкого войска пошел на Всеволода и стал у Воина, где заключил с Всеволодом мир, условия которого неизвестны. При этом, данный факт стал причиной недовольства половцев и 2 августа Роман был убит половцами. В этом же 1079 ᴦ. хазары емше Олга и поточиша и за море Цесарюграду . Греческий плен Олега продлится до 1083 ᴦ., а в Тмутаракани появились наместники Всеволода.

Итоги правления Изяслава. Летописец приводит слова похвалы Изяславу: бе же Изяслав муж взором красен и телом велик, незлобив нравом, криваго ненавиде, любя правду. Не бе бо в нем лсти, но прост муж умом, не воздая зла за зло .

Тенденции к раздробленности.

Любечский съезд князей.

После смерти Ярослава Мудрого (1054) в стране начинается одна из са­мых длительных и кровопролитных междоусобных войн.

Ярослав Мудрый, умирая, разделил страну между 6 наследниками (5 сыновей и 1 племянник) и установил порядок передачи власти не старшему сыну, а старшему в роде. Изяслав получил Киев, Великий Новгород, Туров-ское княжество. Погиб в 1078 г. Святослав (1073-1076) получил Чернигов, Земли вятичей, Рязань, Муром и Тмутаракань. Всеволод (1078-1093) полу­чил Переяславль-Киевский, Ростово-Суздальскую землю, Белоозеро, По­волжье. Игорь и Вячеслав получили Владимир на Волыни и Смоленск.

Очевидно, предполагалось, что наследники будут править страной со­обща (ни у одного из братьев не было какого-то одного княжества, земли были расположены чересполосно).

Братья совместно боролись против Ростислава Владимировича, захва­тившего Тмутаракань; Всеслава Полоцкого, который в 1065 г. пытался за­хватить Псков, а затем Новгород.

В 1068 г. на Русь вторгаются половцы, хан Шарукан дошел до Переяславля. В Киеве вспыхнуло восстание против Изяслава, из тюрьмы был освобожден полоц­кий князь Всеслав Брячеславич и избран великим князем «цесарем». Половцев удалось остановить, Шарукан погиб, но борьба за власть не прекращается.

В 1073 г. Святослав изгнал из Киева Изяслава, положив начало изгна­нию братьев. Поводом к этому стал слух, что Изяслав заключил союз про­тив братьев, решив стать самовластным правителем.

В борьбу за Киевский стол вступают и внуки Ярослава Мудрого. В 1078 г. в битве на Нежатиной ниве погиб Изяслав и великим князем стал Всеволод, а после его смерти - в 1093 г. на престол вступил Свято-полк Изяславич Туровский. Однако усобицы князей продолжались.

В это время на Русь вновь нападают половцы. В 1093 г. русские войска потерпели поражение на р. Стугне и при селе Желань. В 1095 г. Владимир Мономах нанес половцам поражение (были убиты ханы Итларь и Китан), и перенес военные действия в половецкие степи. В 1096 г. у Зарубинского брода на Днепре Мономах разгромил войско Тугоркана.

Борьба Ярославичей за власть ослабляла обороноспособность государ­ства. Стремясь урегулировать между собой отношения, в 1097 г. по инициа­тиве Мономаха князья собрались на съезд в Любече.

По мнению некоторых историков, этот съезд князей фактически закре­пил юридически разделение Руси на отдельные княжества. Некоторые ис­торики, напротив, полагают, что Любечский съезд должен был упорядочить наследование столов и сдержать княжеские междоусобицы. Не успели кня­зья разъехаться со съезда, как его постановления были нарушены (в 1097 г. князья Давид и Святополк заманили и ослепили Василька Теребовльского, а затем вступили в войну друг с другом).



Попытки князей урегулировать отношения во время других съездов также не увенчались успехом. Некоторого успеха достигли князья в 1100 г. - на Витичевском съезде был заключен мир между князьями Святополком, Изя-славом, Владимиром Мономахом, Олегом и Давыдом Святославичами. Одна из причин склонности князей к компромиссу - новая половецкая угроза.

На Долбском съезде в 1103 г. князья приняли решение об организации по­хода против половцев. Походы коалиции князей во главе со Святополком Изя-славичем и Владимиром Мономахом против половцев продолжались до 1120 г. Борьба длилась с переменным успехом. В 1103 г. в урочище Сутень русские войска нанесли половцам большое поражение. В 1107 г. одержана победа над половецкими ханами Боняком и Шаруканом на р. Сула. В 1111г. половцы бы­ли разгромлены на р. Дегей и р. Сальница. Был захвачен г. Шарукань, половцы были отброшены за Дон и Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.

Княжеские усобицы. Владимир Мономах.

Распад Киевской Руси.

17 апреля 1113 г. в Киеве вспыхнуло городское восстание, и боярство, в обход княжеского старшинства, выбрало великим князем Владимира Все­володовича Мономаха (1113-1125 гг.).

Владимир Мономах - сын киевского князя Всеволода Ярославича и до­чери византийского императора Константина IX Мономаха. Княжил в Росто­ве (1066-1070), Смоленске (1070-1072, 1077-1078), Владимире-Волынском (1072-1076), Чернигове (1076-1077, 1078-1094), Переяславле (1094-1113).

После утверждения на киевском престоле, Владимир Мономах проводит ряд преобразований в пользу городских низов. В «Русскую Правду», после съезда «княжьих мужей» в Берестове, включается «Устав» («о резе» и заку­пах), ограничивающий ростовщические проценты и разрешающий отпус­кать закупов на заработки для возврата долга.



В 1116 г. Владимир вступает в борьбу с князем Глебом Всеславичем В 1119 г. Глеб был лишен минского княжения и отправлен в заточение Стремясь укрепить свою власть и прекратить княжеские усобицы, Мономах ставит своих сыновей наместниками: в Новгород - Мстислава, в Переяславль - Святопол-ка (а после его смерти - Ярополка), в Смоленск - Вячеслава, в Суздаль - Юрия, во Владимир-Волынский - Андрея.

Незадолго до своей смерти Мономах переводит Мстислава из Новгорода в Белгород, чтобы передать ему киевский стол.

В 1116-1120 гг. Мономах вместе с сыном Ярополком совершает поход против половцев.

Подобно Ярославу Мудрому, Владимир Мономах стремился укреплять внешнеполитические связи государства через династические браки Сам он был женат на дочери английского короля Гаральда - Гите, дочь Марию выдал замуж за греческого царевича Леона Диогеновича, а внучку - за ви­зантийского императора Иоанна Комнина. Мстислав был женат на дочери шведского короля Христине. Юрий был женат сначала на дочери половец­кого хана Аепы, а после ее смерти - на дочери Иоанна Комнина.

После его смерти единство государства сохранялось еще при его сыне Мстиславе Великом (1125-1132 гг.), но после смерти Мстислава Русь распа­лась на полтора десятка княжеств-государств. Некоторые историки склонны считать началом феодальной раздробленности именно смерть Мстислава.

ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ

III. ДЕЛЕНИЕ НА ВОЛОСТИ. ПОЛОВЦЫ И ВЛАДИМИР МОНОМАХ

(начало)

Разделение Руси на волости. – Сыновья Ярослава. – Ростислав Тмутараканский и Всеслав Полоцкий. – Торки и Куманы. – Двукратное изгнание Изяслава. – Святослав Черниговский и его сыновья. – Всеволод Переяславский.

Раздел Руси между сыновьями Ярослава Мудрого

Ярослав соединил в своем владении почти все русские земли. Но это единовластие было личное и временное. Подобно Владимиру Великому, он восстановил единство русских земель только для того, чтоб укрепить их за своим собственным семейством, а не для того, чтобы водворить на Руси единодержавие. Нравы и понятия восточных славян того времени были слишком далеки от подобной мысли; никакие распоряжения, никакие завещания в этом смысле не могли оказаться действительными. Понятие о Руси как о едином, нераздельном владении, о едином государстве еще не сложилось. Если бы Киевский князь вздумал всю Русскую землю отдать одному сыну, то остальные сыновья и родственники не признали бы такого распоряжения и общими силами подняли бы против него оружие. Государственное начало и единение Русских земель, повторяем, поддерживались только тем, что они находились во владении одного княжеского рода и что князь, сидевший в Киеве, считался старейшиной всем князьям русским.

Русь в XI веке

Ярослав, подобно отцу, деду и прадеду, еще при жизни своей раздавал сыновьям в управление или в наместничество свои земли. Старейший его сын Владимир, по установившемуся обычаю, был наместником в северном Новгороде. Он скончался за два года до смерти отца, и тогда в Новгород был переведен из Турова Изяслав, оставшийся теперь старшим. Летопись рассказывает, что Ярослав перед смертью распорядился областями таким образом: Изяславу он назначил Киев, Святославу – Чернигов, Всеволоду – Переяславль, Игорю – Владимир Волынский и Вячеславу – Смоленск. При этом он увещевал их жить в любви и согласии между собою и дружно действовать против врагов; в противном случае предрекал гибель Русской земле, которую их отцы и деды стяжали великими трудами. Он внушал им слушаться старшего брата, имея его "в отца место"; а старшему завещал не давать в обиду никого из братьев и помогать обиженному. Но подобные увещания составляют общее место; их, конечно, делал почти каждый попечительный отец своим детям. Летописец, впрочем, тут же сообщает, что во время кончины Ярослава Изяслав был в Новгороде, Святослав – во Владимире Волынском, а в Киеве оставался только Всеволод, которого отец любил и всегда держал при себе. Во всяком случае сыновья Ярослава долженствовали быть теснее связаны между собою, нежели сыновья Владимира: последние рождены в язычестве от разных жен и наложниц; тогда как Ярославичи были плодом брака, освященного церковию, были дети не только одного отца, но и одной матери.

Ярослав дожил до глубокой старости: смерть застигла его на 76 году от роду в ближнем Вышгороде, в феврале 1054 года. Всеволод распорядился погребением: тело покойного князя возложили на сани, с молитвами и церковными песнопениями привезли в Киев и опустили в мраморную гробницу, которая поставлена в одном из приделов воздвигнутого им Софийского собора.

Младшие его сыновья, Игорь и Вячеслав, скоро последовали за своим отцом, и волости их достались старшим, преимущественно Изяславу. Таким образом, последний, удержав за собою Новгород, владел землями Киевскою и Волынскою, т.е. почти всею страною на западе от Днепра. Святослав кроме Чернигова захватил себе всю область Северян, Вятичей, Рязань, Муром и Тмутаракань; следовательно, почти все земли на востоке от Днепра. Всеволод поместился в южном Переяславле на реке Трубеже; но к этому уделу он еще получил почти все Верхнее Поволжье, т.е. земли Ростовскую, Суздальскую и Белозерскую. Затем каждый из трех братьев в своих уделах раздавал города и волости в управление или наместничество членам собственного семейства. Еще был жив один из сыновей Владимира Великого, Судислав, заключенный Ярославом в поруб. По старшинству своему он теперь имел право занять великокняжеский Киевский стол; но, просидев более 20 лет в заключении, старик не думал уже о своих правах. Племянники освободили его, взяв с него присягу не искать княжения, и он вскоре умер чернецом.

Великий князь Изяслав Ярославич

После Ярослава недолго продолжался внутренний мир на Руси, хотя три его сына жили пока в согласии между собою. Но у них нашлись родственники, которые не хотели помириться с их львиными частями при разделе земель, и вот мало-помалу открылся долгий, непрерывный ряд княжеских междоусобий из-за уделов, или волостей.

Первый пример междоусобия на этот раз подал родной племянник Ярославичей, Ростислав, сын их старшего брата Владимира Новгородского. Был ли он совершенно обделен дядями или получил от них слишком незначительную волость, в точности неизвестно. Мы видим только, что этот предприимчивый князь обратился в Новгород, где еще живы были воспоминания об его отце, который, по-видимому, пользовался народною любовью. Здесь Ростислав набрал себе вольную дружину. В числе его товарищей упоминаются и знатные новгородские люди, Порей и Вышата. Последний был сын Изяславова посадника Остромира, который за несколько лет перед тем погиб в одном походе на Чуде. Ростислав удалился в Тмутараканский край, манивший к себе своим отдельным положением, торговыми связями с промышленным Корсунем и соседством с воинственными кавказскими народами, где легко было набирать вспомогательные наемные отряды. Этим краем в то время управлял Глеб, старший сын Святослава Ярославича. Ростислав вытеснил из Тмутаракани своего двоюродного брата. Отец последнего Святослав явился на помощь сыну и воротил ему удел. Но едва Святослав отправился назад в свой Чернигов, как Ростислав снова изгнал Глеба и снова занял Тмутаракань (1064 г.), где и княжил до своей смерти. Но княжение это было кратковременно: оно продолжалось только два года. Ростислав скоро сделался грозен для своих соседей, т.е. для корсунских греков и кавказских касогов. Последние принуждены были платить ему дань; а греки, тяготясь соседством такого воинственного князя, решились его извести. Летопись наша рассказывает, что какой-то греческий начальник, или катапан, приехал к русскому князю, подольстился к нему и потом отравил его во время пира, когда князь пил здоровье своего гостя. Он погребен в том каменном храме Богородицы, который был построен Мстиславом Чермным. После смерти Ростислава граждане Тмутаракани послали в Чернигов просить Святослава, чтобы он снова отпустил к ним на княжение своего сына Глеба: очевидно последний пользовался их любовью. Святослав исполнил их просьбу. Памятником Глебова управления на этом конце древней Руси служит известный Тмутараканский камень, представляющий плиту, на боковой стороне которой высечена надпись. Эта надпись свидетельствует, что князь Глеб в 1068 году мерил по льду пролив между городами Корчевом и Тмутараканью и насчитал 14 000 сажен.

Почти в одно время с Ростиславом против Ярославичей поднялся другой племянник, впрочем, двоюродный. Это был полоцкий князь Всеслав, сын Брячислава (умершего в 1044 году). Своим предприимчивым и беспокойным характером он не уступал Ростиславу. Летопись изображает его князем хитрым и жестоким. У него от природы была на голове какая-то язвина, вследствие чего он носил повязку, и суеверные люди приписывали этой повязке особое волшебное значение. Всеслав, по всей вероятности, питал неудовольствие за то, что его ограничивали одною Полоцкою областью и не давали ему части в других русских землях. Подобно отцу своему он обнаружил притязания на Новгородский край или по крайней мере на ближние новгородские волости. Сначала он пытался осаждать Псков, но без успеха; затем явился с войском под самым Новгородом, ворвался в него и сжег часть города; причем ограбил храм св. Софии, сняв самые колокола и паникадила. Тогда Ярославичи соединенными силами отправились воевать Полоцкую землю. Они взяли город Минск и с свойственною тому времени жестокостию избили мужеское население, а жен и детей роздали в рабство своим дружинникам. Всеслав встретил дядей недалеко от этого города на берегах речки Немизы. Дело происходило в марте месяце, и земля была еще покрыта глубоким снегом. После упорной битвы Ярославичи победили; но, очевидно, борьба с таким противником оказалась нелегкою; так как они предпочли прибегнуть к вероломству. Князья съехались для переговоров где-то около Смоленска и расположились лагерем на противоположных берегах Днепра. Ярославичи пригласили Всеслава переехать на их сторону и поцеловали крест, т.е. присягнули в его безопасности. Но едва Изяслав ввел его в свой шатер, как полоцкого князя схватили, отвезли в Киев и засадили в поруб вместе с двумя его сыновьями .

Начало борьбы Руси с половцами

Такое вероломство, по словам летописца, не замедлило вызвать Божье наказание на князей-клятвопреступников. Русскую землю посетили новые враги иноплеменники. То были Половцы, народ одного корня с Печенегами, но еще более дикий и многочисленный.

После известного поражения Печенегов под самым Киевом в 1036 году наша летопись уже не упоминает об их нашествиях на Русскую землю. Упорная, победоносная борьба с ними Владимира и Ярослава, очевидно, ослабила их силу; окончательно их сломили собственные междоусобия и другие кочевники, надвигавшие с востока. В IX веке, как известно, Печенегов оттеснили из-за Дона их единоплеменники Узы в союзе с хазарскими каганами. Когда Печенеги рассеялись в Черноморских степях по обеим сторонам Днепра, Узы заняли их кочевья в степях Задонских. Не все Печенеги ушли из прежних своих степей; часть их осталась между Узами, от которых, по словам Константина Багрянородного, они отличались более коротким платьем, достигавшим только до колен и не имевшим рукавов. В первой половине X века по известию того же Константина пустынное пространство в пять дней езды отделяло Печенегов от Узов. Но последние недолго оставались в покое на новых местах. В свою очередь теснимые другими кочевниками, они перешли на западную сторону Дона и стали подвигать свои кочевья к степям Днепровским, где снова столкнулись с Печенегами. Подобно Печенегам, Узы были турко-татарский народ, делившийся на разные орды под управлением своих родовых старейшин, или ханов. Русские князья в борьбе с Печенегами пользовались иногда их враждою с Узами. Из последних, так же как из первых, они при случае нанимали вспомогательную конницу для войны с соседями. Мы видели, что уже Владимир Великий в походе против Камских Болгар имел у себя конных Торков. Этим именем русская летопись называет Узов.

Печенеги еще храбро держались против Узов. Но в последние годы Ярославова княжения между печенежскими ордами возникли жестокие междоусобия. Поводом к ним послужила вражда самого сильного из печенежских ханов Тураха против Кегена, который из простых людей возвысился в число главных старейшин, благодаря своим подвигам в войнах с Узами. Теснимый соперником, Кеген убежал с частью Печенегов за Дунай и отдался под покровительство императора Константина Мономаха с обязанностью защищать греческие пределы от набегов собственных соплеменников. Тогда Узы окончательно взяли верх над Печенегами, которые оставались в степях между Днепром и Дунаем, что побудило последних к новым переходам за Дунай, где они получали от византийского правительства земли для поселения преимущественно в тех местах Болгарии, которые запустели после истребительных войн Василия II Болгаробойцы.

Но и Узы, или Торки, недолго господствовали в степях Приднестровских и грабили русские пределы. Вскоре с севера их потеснили русские князья; а с востока, по их собственным следам, надвинулись на них орды Куманов, которые известны в наших летописях под именем Половцев. Первое упоминание о Половцах встречается вскоре по смерти Ярослава. Именно в 1055 году князь переяславский Всеволод победоносно воевал с Торками, и в том же году заключил мир с Половцами, которые приходили с своим ханом Болушем. Очень вероятно, что русский князь заключил союз с более отдаленными варварами, или с Половцами, против соседних врагов, или Торков. Спустя пять лет после того мы видим, что русские князья решили общими силами ударить на последних. Не только собрались вместе Ярославичи, то есть Изяслав, Святослав и Всеволод; но с ними соединился и Всеслав Полоцкий. Многочисленная русская рать, конная и судовая, пошла на Торков и произвела между ними такой погром, что те бежали далее на юг. Там, по-видимому, их доконали Куманы. Угнетенные ими Узы, или Торки, вслед за Печенегами целыми ордами начали переходить за Дунай в пределы Византийской империи. Кроме того, большие толпы их, захваченные в плен русскими князьями, были поселены на южных пределах Киевской и Переяславской области для защиты этих пределов от других степняков. В последующей истории того края играли немаловажную роль полукочевые потомки этих Торков, или так называемые Черные Клобуки.

Русь ничего не выиграла с падением Печенегов и Узов. Их место в степях заняли ближайшие их соплеменники, еще более свирепые и многочисленные Куманы, или Половцы, которые не замедлили начать свои опустошительные вторжения и сильно потеснили южно-русские области.

Первое изгнание князя Изяслава из Киева

Уже в следующем году после погрома Торков Половцы пришли грабить Переяславскую область и разбили Всеволода. В 1068 году они явились снова. Братья Ярославичи соединили свои дружины и дали им битву на берегах речки Альты, следовательно, почти под самым Переяславлем; но были разбиты и побежали, Святослав – в Чернигов, а Изяслав со Всеволодом – в Киев. После того Половцы во все стороны распустили свои загоны для грабежа. Киевляне были сильно недовольны поведением своего князя и его дружинников. Они своевольно собрались на вече на торговой площади в нижнем городе, то есть на Подоле, и оттуда послали сказать великому князю: "Дай нам оружие и коней; хотим еще биться с Половцами". Великий князь отказался уступить этому шумному требованию. Тогда граждане подняли мятеж. Они бросились в верхний город, сначала к дому киевского тысяцкого, то есть главного воеводы, Коснячка; но тот успел скрыться. Отсюда одна часть мятежников направилась к тюрьме, чтобы выпустить колодников и Всеслава Полоцкого; а другая – ко двору княжескому. Изяслав в это время сидел с дружиною на сенях своего терема. Некоторые бояре советовали ему убить поскорее Всеслава. Но великий князь ни на что не решался; наконец потерял голову, покинул Киев вместе с братом Всеволодом и бежал в Польшу к своему родственнику королю Болеславу. Киевляне между тем освободили Всеслава и поставили его своим князем. Двор и имущество Изяслава были при. этом разграблены мятежною чернью.

То, чего тщетно требовали киевляне от Изяслава, то есть новые битвы с Половцами, рассеявшимися для грабежа, исполнил мужественный Святослав Черниговский. Он вышел с трехтысячной дружиной против варваров, которые свирепствовали около Чернигова, и столкнулся с их главным (будто бы двенадцатитысячным) отрядом на берегах реки Сновы. "Уже нам некуда деваться. Потягнем !" – закричал князь своей дружине; ударил на половцев, разбил их и взял в плен самого предводителя.

Целые семь месяцев Всеслав занимал стол великокняжеский. Король польский Болеслав II, по прозванию Смелый , находился в двойном родстве с Изяславом; так как он был двоюродным братом киевскому князю по своей матери и в то же время деверем по своей сестре, супруге Изяслава. Воинственный Болеслав радушно принял беглеца и охотно выступил в поход для возвращения ему Киевского стола. Киевляне пошли ему навстречу под начальством Всеслава. Но последний в Белгороде ночью тайком покинул киевскую рать и убежал в свой Полоцк.

Возвращение Изяслава в Киев (1069) и вторичное изгнание его оттуда (1073)

Киевляне воротились домой и на вече решили послать к братьям великого князя с просьбою прийти и защитить Киев от поляков и от мести Изяслава. "Если не поможете нам, – говорили они, – то зажжем город и уйдем в Греческую землю". Святослав и Всеволод действительно вступились за них и велели сказать старшему брату: "Не води Ляхов на Киев; если же хочешь погубить город, то знай, что нам жаль отцовского стола". Изяслав послушался, но не вполне. Сын его (Мстислав), вошедший в город с передовою дружиною, многих граждан избил, а других ослепил, мстя за освобождение Всеслава Полоцкого. Болеслав и Ляхи, плененные привольною жизнию в Киеве и красотою его женщин, прогостили в Киеве целую зиму (1069). Польский король, конечно, не даром помог Изяславу: кроме богатых подарков, по известию некоторых польских летописцев, на обратном пути он занял часть Червонной Руси с крепким городом Перемышлем, который, впрочем, был взят им после мужественной обороны.

С возвращением Изяслава в Киев, казалось, ничто не нарушило согласия между тремя братьями. Согласие это продолжалось около 18 лет после смерти их отца. Благодаря их единодушию, Всеслав Полоцкий некоторое время был лишен своего удела; а его новое нападение на Новгород отбито новгородцами под предводительством Глеба Святославича. В 1072 году происходило перенесение мощей Бориса и Глеба в Вышгород из старой деревянной церкви в новую каменную, построенную Изяславом. Братья съехались на торжество с своими боярами, и после литургии пировали все вместе "с любовью великою", как выражается летописец. А в следующем году между ними уже идет котора, т.е. распря. Летописец не говорит ясно о ее причинах; нетрудно догадаться, что возник спор о волостях. Поводом к нему, по-видимому, послужил все тот же неугомонный Всеслав Полоцкий, который успел снова воротить себе наследственный удел и вступил в какие-то переговоры с великим князем, возбудившие неудовольствие Святослава Черниговского. Последний подговорил Всеволода, и они вместе изгнали Изяслава из Киева. По всей вероятности, граждане киевские питали неудовольствие на Изяслава и за его мщение, совершенное с помощью ляхов, и за его небрежение о защите Руси от хищных половцев; тогда как мужественный Святослав имел за собою славу победителя на берегах Сновы.

Великий князь Святослав Ярославич (1073–1076)

Святослав Ярославич с семьей. Миниатюра из Изборника Святослава, 1073

Изяслав, успевший увести с собою много ценного имущества, вторично обратился к своему родственнику Болеславу Смелому за помощью. Но польский король на этот раз не изъявлял охоты вооружиться за его права, хотя и присвоил себе большую часть привезенного им имущества. Изгнанник поехал в Германию, где у русских князей того времени были также родственные связи с владетельными лицами. Он обратился к императору Генриху IV, признавая его судьею в своем деле с братьями и подкрепляя свои просьбы подарками. Но Генрих был слишком занят собственными делами и борьбою с мятежными вассалами, чтобы предпринять вооруженное вмешательство в дела отдаленной России. Он ограничился отправлением посольства в Киев с требованием, чтобы этот город был возвращен старшему брату. Святослав почтительно принял посольство и отпустил его с такими богатыми дарами, которые возбудили удивление между немцами. По крайней мере один из их летописцев говорит, что "никогда мы не видали столько золота, серебра и драгоценных тканей". Не добившись ничего от Генриха IV, Изяслав обратился к его знаменитому противнику, к папе Григорию VII. Он отправил в Рим своего сына, чтобы просить папу о заступлении и принести жалобу на вероломство короля польского. Изгнанник даже готов был, по-видимому, признать папскую власть над Русскою церковью, лишь бы добиться своего личного удовлетворения. Хотя и отвлекаемый в то время важнейшими делами, Григорий VII не упустил удобного случая показать свое верховенство над земными владыками. Он прислал две грамоты, одну, милостивую, Изяславу, а другую, укорительную, Болеславу, которого упрекал за неправедно присвоенное имущество русского князя. В это именно время мы находим польского короля в союзе с братьями Изяслава, так в следующем 1076 году юные сыновья их, Олег Святославич и Владимир Всеволодович (Мономах), ходили с русскою дружиною на помощь Болеславу против чехов. Но в том же году великий князь Святослав скончался, и обстоятельства вновь изменились в пользу Изяслава. Польский король внял наконец его просьбам и дал ему вспомогательное войско, с которым тот пошел на Всеволода, занявшего Киев. Всеволод не упорствовал и поспешил помириться с старшим братом. Изяслав снова сел на Киевском столе (1077), а младшему брату отдал Черниговскую область. Но эта передача в свою очередь послужила источником больших междоусобий, потому что дети Святослава считали Чернигов своим наследственным уделом, своею отчиною.

Святослав оставил пять сыновей: Глеба, Олега, Давида, Романа и Ярослава. Одна любопытная рукопись сохранила нам изображение этих князей вместе с их родителями. Святослав, подобно отцу своему Ярославу, был книголюбец и заставлял переписывать для себя славяноболгарские рукописи. До нас дошел в подлиннике переписанный для него в 1073 году сборник разных статей, преимущественно религиозного содержания. К этому Святославову Сборнику [Изборнику ] приложен рисунок, который изображает князя и его семейство, состоящее из супруги и пяти упомянутых сыновей. Все они представлены в цветных кафтанах, спускающихся ниже колен и подпоясанных золотым кушаком. У кафтанов золотные воротники и узкие рукава с золотными поручами. На головах сыновей шапки, или клобуки, с меховой опушкой и синим закругленным верхом. Клобук самого Святослава имеет верх более низкий и, по-видимому, золотной. Кроме того, на нем наброшен верхний плащ (епанча, или корзно), зеленый с золотою каймою, застегнутый на правом плече пряжкою с дорогим камнем. Сапоги у всех из цветного сафьяна. Сыновья все безбородые; а отец, обладающий круглым красивым лицом, имеет густые усы и подстриженную бороду. У княгини вокруг головы обвернут платок, или фата, спускающаяся одним концом на правую сторону. На ней надето длинное верхнее платье с широким, отложным воротником, золотым поясом и широкими рукавами, под которыми заметны золотные поручи нижнего кафтана.

Старший из Святославичей Глеб, как мы видели, снискал себе известность своим управлением в Тмутаракани. Затем встречаем его князем Новгородским, победителем Всеслава Полоцкого и усмирителем народного мятежа. Уже 80 лет минуло с той поры, когда Добрыня с Путятой огнем и мечом сокрушили идолослужение в Новгороде Великом; но Северная Русь все еще помнила о своей старой религии, и здесь все еще была сильна языческая партия. В 1071 году, по словам летописи, там явился какой-то волхв, который начал смущать народ мнимыми чудесами и хулою на христианскую веру. Новгородская чернь подняла мятеж и хотела убить епископа. Епископ облекся в ризы, взял крест, вышел к народу и сказал: "Кто верует волхву, пусть идет за ним; а кто почитает крест – следует за мною". Князь Глеб Святославич с дружиною стал подле епископа; но около волхва собралась большая народная толпа. Глеб спрятал топор под скутом (т.е. под плащом), подошел к волхву и спросил: "Знаешь ли, что будет завтра"? – "Знаю", – отвечал он. – "А знаешь ли, что будет сегодня? " – "Я сотворю великие чудеса". Тогда Глеб ударил волхва топором, и тот упал мертвый. Мятеж после того утих, и толпа разошлась по домам.

Олег Святославич и другие князья-изгои

После смерти отца Глеб вскоре погиб в каком-то походе на Заволочье, т.е. в стране северной Чуди. Братья его Олег и Роман были посажены отцом, первый во Владимире Волынском, а второй в Тмутаракани. Но дядья вывели Олега из Владимира и, по-видимому, решили оставить за детьми Святослава только отдаленные Муромо-Рязанские земли и Тмутаракань. С таким решением не могли помириться предприимчивые Святославичи и особенно самый беспокойный из них, Олег. Он не поехал в свой Муромский удел, а отправился к Роману в Тмутаракань и там соединился еще с одним обделенным племянником Ярославичей, с Борисом Вячеславичем. Средства для борьбы с старшими князьями оказались под рукою; это были половецкие дружины, всегда готовые за плату или за добычу помогать кому угодно. Олег и Борис наняли половцев и пошли к Чернигову на Всеволода. Последний был разбит на реке Сожице; причем пали многие знатные бояре русские, между прочим, Иван Жирославич, Тукы, брат Чудинов, и Порей.

Изгнанный из Чернигова Всеволод обратился за помощью в Киев к старшему брату. Изяслав старался утешить его, напоминал о собственном двукратном изгнании из Киева и выражал готовность положить свою голову за обиду братнюю. Он собрал большое войско и двинулся со Всеволодом против мятежных племянников. Сын Всеволода Владимир Мономах, княживший в Смоленске, также поспешил на помощь отцу. Ярославичи осадили Чернигов, граждане которого, кажется, были преданы Святославову семейству: они мужественно оборонялись, хотя их молодые князья находились в отсутствии. Но Олег и Борис скоро явились с новыми наемными толпами половцев. Тогда Ярославичи оставили осаду города и пошли навстречу племянникам. В виду неравных сил Олег желал уклониться от битвы, но пылкий Борис хвалился выйти на бой с одною собственною дружиною. Где-то недалеко от Чернигова на месте, которое в летописи названо Нежатиной нивой, произошла жаркая битва. Борис пал в этой сече. Изяслав стоял посреди своих пеших полков, когда какой-то неприятельский всадник наскакал на него и поразил его копьем. Великий князь упал мертвым. Нежатинская битва окончилась победою Всеволода. Разбитый Олег опять ушел в Тмутаракань. Тело Изяслава отвезли в Киев и положили в мраморной гробнице в Десятинной церкви (1078 г.). Смерть за младшего брата в глазах народа искупила отчасти воспоминание о слабых сторонах Изяславова княжения. Это мы видим из тех теплых слов, которыми летописец сопровождает рассказ о его погребении: он особенно ставит современным князьям в пример братнюю любовь Изяслава.

Великий князь Всеволод Ярославич (1078–1093)

Великий князь Всеволод, сын Ярослава Мудрого. Портрет из Царского титулярника, 1672

Старшим князем на Руси оставался теперь последний из Ярославичей, Всеволод. Он занял Киевский стол, а Чернигов передал своему сыну Владимиру Мономаху. Сыновей своего старшего брата Изяслава он щедро наградил уделами: Ярополку Изяславичу отдал область Волынскую, а Святополка Изяславича посадил в Новгороде. Но Святославичи, Роман и Олег, а также Давид Игоревич и три сына умершего Ростислава Тмутараканского, Рюрик, Василько и Володарь, считали себя обделенными и продолжали оружием добиваться волостей; средства к тому доставляли Половцы, хазаро-черкесы и вольные русские дружины. Роман и Олег, из своей Тмутаракани, снова ходили с половецкою и черкесскою конницею добывать Чернигов; во время этого похода Роман был убит самими Половцами; а Олег, схваченный тмутараканскими хазарами, выдан грекам, которые заточили его на остров Родос.

Ростиславичи, такие же воинственные, беспокойные князья, как их отец, получили в удел Червенские города, которые хотя и были захвачены Болеславом Смелым, но вновь возвращены Русью, благодаря смутам, наступившим в Польше. Не довольствуясь этими городами, Ростиславичи старались отнять у Ярополка часть Волынской земли. Давид Игоревич добился некоторых волостей в той же земле. Между тем и неугомонный Всеслав Полоцкий также продолжал свои неприязненные действия. Тщетно Всеволод пытался смирять непокорных родственников и посылал на них своего сына Владимира Мономаха: междоусобия, потушенные в одном месте, с новою силою возникали в другом. Русь страдала при нем и от частых половецких набегов; а киевское население терпело еще обиды от княжеских тиунов. Удрученный старостию и болезнями, Всеволод сам мало занимался главными обязанностями князя, то есть судом и расправою, и предоставлял дела своим тиунам: народные жалобы на их грабительства и неправды проникли и в самую летопись, обыкновенно столь благосклонную к роду Мономаха. Сверх того княжение Всеволода ознаменовалось и другими бедствиями, каковы чрезвычайный мор, истребивший много народу, и страшная засуха, сопровождаемая лесными пожарами .

В 1093 году Всеволод умер и был погребен в великом Софийском храме, там же, где и отец его Ярослав, любивший его более других детей. Он оставил после себя двух сыновей, Владимира Мономаха и Ростислава, и нескольких дочерей. Из последних Анна, или Янка, как называет ее летописть, отличавшаяся приверженностью к церкви, девицей постриглась в монастырь и основала женский монастырь при храме св. Андрея. По смерти митрополита Иоанна, известного своею ученостию и своими сочинениями, Янка предпринимала путешествие в Царьград и оттуда привезла в Киев нового митрополита, именем также Иоанна, мужа неученого, притом еще скопца. Последний не понравился народу, который, смотря на его бледное лицо, называл его мертвецом (навье); впрочем, он и действительно скоро умер. Другая дочь Всеволода, Евпраксия, имела замечательную судьбу. Сначала она была выдана замуж за одного немецкого маркграфа. Оставшись вдовою, в 1089 году она вступила в новый брак с императором Генрихом IV, успевшим также овдоветь. Но этот брак был самый несчастный. Много пришлось ей вытерпеть насилий и всякого рода оскорблений от жестокого и развратного супруга. Она даже была лишена свободы, но успела бежать и нашла убежище у знаменитой Тосканской маркграфини Матильды, с помощью которой хлопотала о разводе перед папою Урбаном II. Потом она воротилась на родину, в Киев; здесь постриглась, скончалась в 1109 году и погребена в Печерском монастыре. Янка пережила ее четырьмя годами.

Борьба за киевский престол меж отпрысками Ярослава Мудрейшего

Наследников было шестеро: 5 отпрыской Ярослава и один внук Ростислав от старшего отпрыска Владимира, погибшего еще при жизни отца. Старший Ярославич, Изяслав, сел в Киеве, присоединив к нему и Новгородскую волость: в его руках сосредоточились оба конца речного пути «из Варяг в Греки». Второму отпрыску Ярослава, Святославу, досталась область днепровского притока Десны, Черниговская земля с примыкавшей к ней по Оке Муромо-Рязанской окраиной и с отдаленной азовской колонией Руси Тмутороканью (Тамань). 3-ий Ярославич, Всеволод, сел в Переяславле Российском и получил в прибавок к этой сравнимо маленький и окружной волости оторванный от неё географически край Суздальский и Белозёрский по Верхнему Поволжью. 4-ый, Вячеслав, сел в Смоленске, 5-ый, Игорь, - на Волыни, где центром стал построенный при Владимире Святом город Владимир (на реке Луге, притоке Западного Буга). Сирота-племянник получил от дядей отдалённый Ростовский край посреди владений Всеволода переяславского, хотя его отец княжил в Новгороде. Явно, меж братьями распределялись городовые области, старенькые и новые. Чем старше был князь, тем лучше и богаче волость ему доставалась.

Практически 20-летнее совместное управление 3-х братьев закончилось весной 1073 г., когда Святослав с Всеволодом изгнали Изяслава из Киева. Святослав стал княжить в Киеве, а Всеволод - в Чернигове. В декабре 1076 г. Святослав погиб. После его погибели опять разгорелась кровавая борьба за киевский престол. Изяслав возвратился на Русь и совместно с Всеволодом боролся против Олега Святославича. В битве под Черниговом в 1078 г. войска Изяслава и Всеволода одолели, однако для Изяслава эта битва закончилась катастрофически - он умер. Всеволод стал киевским князем, а собственного старшего отпрыска Владимира Мономаха посадил княжить в Чернигове. В 1093 г. Всеволод погиб, и три года шла жестокая борьба за киевский престол. Только в 1096 г. отпрыску Всеволода Владимиру Мономаху удалось силой орудия успокоить Святославичей.

В 1097 г. в городе Любече (на Днепре) состоялся съезд российских князей, имевший целью условиться о прекращении междукняжеских распрей и объединиться против разорявших Русь половцев. На Любечском съезде (по «Повести временных лет») присутствовало 6 князей.

  • Святополку Изяславичу, как старшему, был оставлен Киев с Туровом и Пинском и титул величавого князя;
  • Владимиру Мономаху - Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро;
  • Олегу и Давиду Святославичам - Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань;
  • Давиду Игоревичу - Владимир-Волынский с Луцком;
  • Васильку Ростиславичу (с братом) - Теребовль, Червень, Перемышль.
  • Любечский съезд назначил принцип наследования князьями земель собственных отцов. Это решение свидетельствовало о формировании нового политического строя на Руси, основой которого было сложившееся большое феодальное землевладение. Но Любечские решения не имели возможность целиком предупредить междоусобные столкновения. Сразу после съезда Давид Игоревич с согласия Святополка ослепил Василька Ростиславича, что повлекло за собой новые войны меж князьями. Для урегулирования конфликта потребовался новый съезд, состоявшийся в 1100 году в Уветичах.

    Первоисточники:

  • hrono.ru - В.О. Ключевский. Курс российской истории;
  • hrono.ru - Любечский съезд князей 1097 г.
  • aleksandr-roo.esoo.ru - план-конспект урока по теме «Преемники Ярослава Мудрейшего и борьба за киевский престол».
  • Дополнительно на сайт:

  • Какова биография Ярослава Мудрейшего?
  • Где отыскать литературу по истории Рф?
  • Где в Интернете есть возможность отыскать книжки и статьи по истории и философии в свободном доступе?
  • Где в Интернете есть возможность почитать электрические журнальчики по истории?
  • Где в Интернете отыскать исторические энциклопедии и словари?
  • Где отыскать веб-сайты военно-исторической темы?
  • Какие достойные внимания факты есть возможность прочесть в «Словаре исторических терминов»?
  • Со смертью князя новгородского и киевского Мстислава в 1132 году начинается постепенное разделение Руси на самостоятельные уделы. Киев еще остается могучим и сильным княжеством, но вскоре Древнерусское государство делится на вольный Новгород, Владимиро - Суздальское, Галицко - Волынское, Смоленское, Черниговское, Московское княжества. Это были основные крупные удельные княжества Руси в то время.
    Чем же было связан распад самой Руси на отдельные княжества?
    Войны внутри древней Руси, постоянная борьба, которую вели князья за чужие уделы, за право называться великим киевским князем. Часто они привлекали на свою сторону поляков, печенегов, но хуже, когда брат шел на брата, в гордыне и жажде очередного князя захватить удел другого и править там.
    После смерти Владимира Великого трон достался Ярославу, взявшего его силой. В истории он известен как "Мудрый". Князь принял свод законов, направленных на укрепление государственности Руси, называвшийся "Русская правда". Он отменял многие языческие обычаи, преступников теперь наказывали по другим законам, отменялась кровная месть. Также закон определял неравенство людей. Так, за убийство знатного человека полагался штраф в 80 гривен, тогда как за холопа-всего пять.
    Князь хотел не допустить войн между своими сыновьями, и разделил перед смертью свои владения поровну. Начало их правления было спокойным, они вместе воевали против внешних врагов, но постепенно начались боевые столкновения за владение киевским престолом. Бывало, что выбирали в союзники тех же печенегов или половцев, только разорявших русские земли.
    Борьба князей часто обусловливалась не только желанием владеть Киевом. Кроме этого, они стремились к развитию земель Руси, торговли. Появлялось всё больше городов, поселений, рост богатств в городах, увеличение влияния родовой знати, складывалась торговая конкуренция, возростались местные интересы - все эти факторы заставляли князя укреплять власть. Большие налоги, всяческие поборы, самоволие бояр вызывало недовольство населения часто возникали восстания. Удельные князья в таких случаях были как меж двух огней. Они назначались из Киева и должны были защищать интересы киевского князя, но с другой стороны и обязаны были понимать причины недовольства как и населения, так и бояр, считаться с их мнением.
    Междоусобица была им тоже выгодна. Центральная власть слабела, это позволяло им чувствовать себя более самостоятельными хозяевами в своих уделах, еще и выпрашивать у великого князя новые участки земли или финансовую помощь за оказанную поддержку.
    Разногласия князей продолжались долго, пока Владимир Мономах не организовал съезд всех правителей Руси в Любече, дабы попытаться навести прядок в удельных княжествах. Там и было решено, что киевский монарх остается главным. Остальные правили в своих уделах по старшинству в городах, в порядке их доходности. После смерти было решено, что трон киевский переходит к старшему в роду и каждый князь правит самостоятельно на своей земле.
    С тем же, нужно было прекратить раздоры и потому что все еще была угроза от диких кочевников, всем князьям нужно было объединиться в борьбе с ними. Это поддерживала и церковь, митрополит был противником влияния европейских королей в дела Руси и закликал прекратить распри и всеми силами защищать русские земли от набегов.
    Мономах умер и очередной съезд князей решает, что управлять киевским княжеством могут только потомки самого Мономаха. Сам титул "Великий князь всея Руси" был ликвидирован. Отныне любой киевский правитель, сидевший на троне, хоть и именовался "великим", но это старшинство было только формальным. С этого момента удельные княжества Руси и становятся, по сути, государством в государстве. Со временем в них образуются и отдельные княжеские династии.
    Новгород - отец русской государственности, скоро становится большим и самым крупным торговым пунктом на Руси. Фактически, отдельной республикой. По традиции, правителя в город назначал Киев, а теперь, когда глава Киева больше не назывался "Великим князем Руси", новгородские бояре посчитали позорным и недостойным подчиняться ему, и князя, правящего тогда у них, попросту выгнали. Главным органом власти отныне было вече - собрание граждан города, где решались все жизненно важные вопросы. Конечно, тон задавали знатные и богатые граждане. Выбирали и князя, но власть его была сильно ограничена во многом. Он мог только собирать дань с выделенной ему земли, возглавлять дружину. Ему запрещалось вторгаться в дела управления городом, покупать землю в пределах Новгорода и жить там. В противном случае его выгоняли.
    Упразднение титула "Великий князь всея Руси", потеря авторитета киевского князя привело только к усилению внутренней борьбы за власть. Владимирский князь Юрий Долгорукий предъявил свои права на киевский трон. В эту войну были вовлечены чехи, поляки, венгры, половцы и другие племена. В 1169 году Андрей Боголюбский, сын Долгорукого, в ходе борьбы выбивает из Киева Мстислава. Город упорно сопротивлялся противнику и в наказание Киев отдали на ограбление войскам. Набег половцев еще больше разрушил древний город.
    Древняя Русь распалась, но борьба князей за власть не закончилась. Теперь их местом стали большие удельные княжества. Боролись не только с собой, а и с боярами. Сам Боголюбский пал жертвой боярского заговора. Русь была слаба, ее терзали поляки, венгры, еще не успокоились и половцы. Раздоры среди русичей, их нежелание действовать сообща привело только к катастрофе с появлением монголов.