В каком году был первый субботник. Ленинские коммунистические субботники. Как проходит организация проведения субботника за рубежом

В последние годы участились случаи осеннего исчезновения пчел. При этом в улье остаются нетронутыми зимние запасы корма.

В печати появились статьи, где сделаны попытки объяснить это явление. Приводятся данные, согласно которым слет пчел происходит с пасек вблизи леса, но и вдали от леса также отмечен их слет. Странно то, что никто не видел, когда и куда они улетают. При осеннем кормлении все было нормально, и вдруг, в октябре - корма, остались, а пчел нет... Так в чем же дело?

На основе своей многолетней практики и наблюдений могу сказать, что такого явления, как слет пчел из ульев осенью, вообще не существует. Есть вымирание этих насекомых от болезней в течение короткого времени. Чаще всего это происходит вследствие вспышки септоцемии - заражения крови, и особенно часто - после жаркого лета, когда много очагов инфекции наблюдается в самой природе.

Инфицированным может оказаться и мед, в который попадают палочки септоцемии и который также становится источником заражения для пчел.

Сложность борьбы с септоцемией на пасеке заключается в том, что она труднораспознаваема. Она может проходить внешне бессимптомно, особенно летом. В старой литературе эта болезнь называлась паратиф. Считалось, что болезнь проявляется иногда как кишечное заболевание - через понос, в других случаях происходит заболевание крови.

Почти каждый пчеловод знает, что пчелы от природы награждены замечательным инстинктом - они чувствуют свою смерть. Чтобы не загружать семью работой по очистке улья, пчела перед смертью покидает гнездо. Так они действуют всегда, когда есть возможность это сделать, то есть в теплый период года. Зимой они тоже оставляют клуб, но быстро застывают в связи с низкой температурой вне клуба, не успевая вылезти из улья. Поэтому зимой в улье накапливается подмор.

Точно так же пчелы действуют во время вспышки септоцемии осенью, когда все они собираются в улье, и по причине скученности болезнь быстро распространяется и передается от одной пчелы к другой.

Помню, я все ждал теплого дня, чтобы обработать пчел от клеща, но так и не дождался потепления и провел обработку в последний день октября при +6°С. Открыв улей, обнаружил сильное ослабление семей и большое количество погибших пчел за диафрагмами. Все трупики превратились в труху черного цвета, то есть распались на сегменты: брюшко, крылышки, головка, грудки - все отдельно.

Распадение тел на сегменты и приобретение ими черного цвета является основным признаком того, что ваши пчелы заболели септоцемией.

Если бы погода была теплее, больные пчелы выползли бы из улья и погибли бы вне его, затерявшись в пожухлой траве, и вы не поня¬ли бы, куда они девались. И сказали бы: «Мои пчелы слетели с улья».

После того, как я обнаружил болезнь, на следующий же день обработал всех пчел из пульверизатора раствором антибиотиков. Хотя семьи уже были ослаблены, но, благодаря профилактической обработке, они сохранились. В тот же сезон, но уже весной в пчелопитомнике погибло 1400 семей из 1700. Была отмечена также массовая гибель пчел в других районах.

Субботники, то есть сознательный организованный бесплатный труд на благо общества в свободное от работы время были весьма распространены в СССР и всячески поощрялись советской властью.

Первый субботник в Советской России был проведён 12 апреля 1919 г., когда в депо Москва-Сортировочная группа рабочих из 15 человек после рабочего дня вернулась в цех ремонтировать паровозы. Это мероприятие было организовано председателем деповской партячейки И.Е. Бураковым. В протоколе он записал следующее:


Работали беспрерывно до 6 часов утра (десять часов) и отремонтировали три паровоза текущего ремонта за № 358, 4 и 7024. Работа шла дружно и спорилась так, как никогда прежде. В 6 часов утра мы собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили нашу ночную работу - с субботы на воскресенье, продолжать еженедельно - «до полной победы над Колчаком». Затем пропели «Интернационал» и стали расходиться…

Из 15 участвовавших в этом субботнике 13 человек были коммунистами и ещё 2 были сочувствующими.

Первый массовый субботник, в котором приняло участие 205 человек, состоялся 10 мая 1919 года на Московско-Казанской железной дороге. Он стал поводом для статьи В. И. Ленина «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу „коммунистических субботников“)», которая позже была опубликована отдельной брошюрой в июле 1919 года.

Вот что писал Ленин в этой статье:


«Коммунистические субботники» потому так важны, что начали их рабочие вовсе не поставленные в исключительно хорошие условия, а рабочие разных специальностей, в том числе и рабочие без специальности, чернорабочие, поставленные в обычные, т. е. самые тяжелые условия. Мы все хорошо знаем основное условие падения производительности труда, которое наблюдается не в одной России, а во всем свете: разорение и обнищание, озлобление и усталость, вызванные империалистской войной, болезни и недоедание. Последнее по важности занимает первое место. Голод - вот причина. А чтобы устранить голод, нужно повышение производительности труда и в земледелии, и в транспорте, и в промышленности. Получается, следовательно, какой-то порочный круг: чтобы поднять производительность труда, надо спастись от голода, а чтобы спастись от голода, надо поднять производительность труда.

Известно, что подобные противоречия разрешаются на практике прорывом этого порочного круга, переломом настроения масс, геройской инициативой отдельных групп, которая на фоне такого перелома играет нередко решающую роль. Московские чернорабочие и московские железнодорожники (конечно, имея в виду большинство, а не горстки спекулянтов, управленцев и т. п. белогвардейщины), это - трудящиеся, которые живут в условиях, отчаянно трудных. Недоедание постоянное, а теперь, перед новым урожаем, при общем ухудшении продовольственного положения, прямо голод. И вот эти голодные рабочие, окруженные злостной контрреволюционной агитацией буржуазии, меньшевиков и эсеров, устраивают «коммунистические субботники», работают сверхурочно без всякой платы и достигают громадного повышения производительности труда, несмотря на то, что они устали, измучены, истощены недоеданием. Разве это не величайший героизм? Разве это не начало поворота, имеющего всемирно-историческое значение?

В январе 1920 года, во время «Недели фронта», тысячи рабочих трудились на субботниках в помощь фронту. По решению 9-го съезда РКП(б) 1 мая 1920 был проведён Всероссийский субботник. Только в Москве в нём приняли участие 425 тысяч человек. В Кремле в работе на этом субботнике принимал участие руководитель Советского государства В. И. Ленин. Впоследствии этот факт активно использовался в коммунистической пропаганде.


В. И. Ленин в Кремле на первом Всероссийском субботнике. 1 мая 1920 г.


Субботники восславил в своей поэме "Хорошо" (1927 г.) Владимир Маяковский.


Холод большой.
Зима здорова. Но блузы
прилипли к потненьким. Под блузой коммунисты.
Грузят дрова. На трудовом субботнике. Мы не уйдем,
хотя
уйти имеем
все права. В наши вагоны,
на нашем пути, наши
грузим
дрова. Можно
уйти
часа в два,но мы
уйдем поздно. Нашим товарищам
наши дрова нужны:
товарищи мерзнут. Работа трудна,
работа
томит. За нее
никаких копеек. Но мы
работаем,
будто мы делаем
величайшую эпопею. Мы будем работать,
все стерпя, чтоб жизнь,
колёса дней торопя, бежала
в железном марше в наших вагонах,
по нашим степям, в города
промерзшие
наши . "Дяденька,
что вы делаете тут? столько
больших дядей?" - Что?
Социализм:
свободный труд свободно
собравшихся людей.

С 1931 по 1940-й год в СССР была введена 6-дневная рабочая неделя с фиксированным днём отдыха, приходящимся на 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца. Т.к. суббота была рабочим днём, то субботники в этот период переименовали в воскресники.

Субботники рассматривались как одно из средств коммунистического воспитания масс. В комсомольских и партийных организациях участие в субботниках становилось мерилом общественной активности человека, а к немногочисленным уклонившимся могли применяться меры общественного порицания или даже административного воздействия.

Частота проведения субботников была непостоянной - обычно несколько раз в год. Большой всесоюзный ежегодный субботник в СССР проводился в апреле, и был приурочен ко дню рождения Ленина (22 апреля).

Чаще всего субботники проводились по месту работы, реже по месту жительства. Благодаря субботникам улучшалось благоустройство Москвы и других городов. На этих мероприятиях люди занимались уборкой мусора, покраской заборов, ремонтом и отделкой помещений, вскапыванием газонов, благоустройством детских площадок и т.д.





Слово «субботник» вошло в русский язык 95 лет назад после того, как коммунисты одного из московских депо добровольно и бесплатно вышли на работу в субботу.

Субботники не могли изменить тяжелую экономическую ситуацию в России 1919 года, но стали частью активной пропагандистской кампании. Впрочем, уже в 1930-е годы они перестали быть добровольными, превратившись в позднем социализме в объект раздражения и насмешек.

Апрель 1919 года для советской России был не лучшим временем. В разгаре была Гражданская война: на севере на красный Петроград наступала армия генерала Юденича, на юге были крепки позиции Добровольческой армии Деникина. Главным в эти дни, впрочем, был Восточный фронт — в марте 1919 года войска адмирала Колчака перешли в наступление и прорвались к Волге.

Годы войны (сначала Первой мировой, а затем и Гражданской) разрушили экономику страны. Производственные связи были нарушены, рабочие покидали заводы — кто-то отправлялся в армии, кто-то бежал от голода и городской разрухи в деревню, кто-то делал карьеру в партии (если речь шла о советской России). В этих условиях выживать новому государству было чрезвычайно сложно.

В апреле 1919 года в Москве член рабочей семьи получал в день в среднем 214 граммов хлеба, то есть всего на 80 граммов больше ленинградской блокадной пайки.

В условиях хозяйственного коллапса начинаются забастовки и рабочие выступления. Стачка в Туле, например, случилась в начале апреля, и вопрос о ней задали Ленину на пленуме Всероссийского центрального союза профсоюзов (ВЦСПС), который проходил 11 апреля.

Но, несмотря на то что быт эпохи революции вполне может быть описан как «жизнь в катастрофе» (это название монографии историка И.В. Нарского, посвященной повседневной жизни Урала в 1917-1921 годы),

многие рабочие искренне верили в торжество нового мира и нового порядка.

Поэтому группа железнодорожников, работавших в московском депо Москва-Сортировочная (Казанская железная дорога), вечером субботнего дня 12 апреля вышла ремонтировать паровозы. Согласно протоколу ячейки,

«работу начали в 8 вечера и закончили в 6 утра.

Работали на холодных паровозах, которые подлежали промывке <...>. Когда ремонт был исполнен и паровозы затопили, то все члены партии, работавшие добровольно, перешли в вагон, где пили чай, обсуждали текущий момент на Восточном фронте, спели «Интернационал» и стали расходиться по квартирам». Впоследствии этот документ был передан в райком партии.

После депо Сортировочная субботники стали проходить во многих других городах России.

Первый массовый субботник прошел на той же Московско-Казанской железной дороге 10 мая, на него вышли 205 человек.

Таким образом, движение стало массовым и распространилось по всей стране. Однако почти сразу его пытались зарегулировать — 15 мая Железнодорожный райком Российской коммунистической партии (большевиков) (РКП(б)) обязал коммунистов отрабатывать по субботам не менее 6 часов — под угрозой исключения из партии.

Однако вряд ли только этими мерами можно объяснить то, что в мае-июне 1919 года только в Москве прошло 30 субботников, в которых приняли участие более 1500 коммунистов.

«Если принуждение и встречалось, то оно было на совести отдельных начальников. Подъема масс в депрессивные 1919-1921 годы не было, речь шла об инициативе коммунистов снизу, которая была подхвачена в целях политической мобилизации и пропаганды в общероссийских масштабах», — рассказывает научный сотрудник Центра сравнительных историко-политологических исследований (ЦСИПИ) Пермского государственного национально-исследовательского университета (ПГНИУ) Александр Резник.

Власть отреагировала на эту инициативу с большим воодушевлением. В июле 1919 года Владимир Ленин пишет статью «Великий почин», которая затем издается отдельной брошюрой.

В ней лидер Советского государства писал, что коммунистические субботники — это «победа над собственной косностью, распущенностью, мелкобуржуазным эгоизмом, над всеми привычками, которые проклятый капитализм оставил в наследство рабочему и крестьянину».

В этой статье вождь мирового пролетариата высказывал мысль, что дополнительный неоплачиваемый труд стал частью новой трудовой дисциплины, отличной от «дисциплины палки» или «дисциплины голода» при капитализме.

В 1920 году в субботнике, приуроченном к 1 мая, принял участие и сам Ленин. Тогда он вышел на уборку Кремля и якобы участвовал в переноске бревна. Этот эпизод активно использовался в пропаганде. Если верить воспоминаниям, то поднятое Ильичом бревно должно было быть длиной едва ли не километр — столько народу утверждало, что именно они несли его вместе с лидером партии и правительства. Этот эпизод обыгрывался и в неофициальной культуре, в том числе и в анекдотах.

О субботниках восторженно писал и главный пролетарский поэт В.В. Маяковский. Описанию субботника посвящена часть 8 поэмы «Хорошо!»:

Работа трудна,
Работа
томит,
За нее
Никаких копеек,
Но мы
Работаем,
Будто мы
Делаем
Величайшую эпопею.

Впрочем, преувеличивать непропагандистское значение субботников для экономики и общественной жизни не стоит.

«Субботники не могли изменить ситуацию радикально уже лишь потому, что изначально считались проявлением «героизма» рабочих, а героизм в тылу не мог быть массовым», — отмечает Резник.

По его словам, коммунистов-рабочих, которые все инициировали, было мало, а многие из тех, кто возвращался с фронта, либо уходили наверх по карьерной лестнице, либо деморализовывались и пополняли массу беспартийных.

К тому же уже в 1921 году в Советском Союзе начался переход к новой экономической политике (НЭП), в рамках которой в определенных секторах народного хозяйства вновь разрешалось частное предпринимательство.

«В это время противоречия между общественно-политическими кампаниями коммунистов и реальной практикой трудовых отношений еще более обострились», — замечает Резник.

Уже в 1930-е годы участие в субботниках стало обязательным не только для коммунистов.

В позднесоветское время субботники, как правило, сводились к весенним работам по благоустройству дворов и подъездов, которые зачастую становились прелюдией к выпивке на свежем воздухе. Эффективность таких акций была невелика, а раздражение у людей они вызывали.

Пришло слово «субботник» и в жаргон — так стали называть облавы на проституток, производимые милицией, и в дальнейшем бесплатное пользование их услугами.

Однако идея о бесплатном труде граждан на общее благо осталась жить и после второго пришествия капитализма в Россию. Так, в апреле традиционно проходит общегородской субботник в Москве. В конце 2000-х годов звучали даже идеи о возвращении обязательного участия в этом мероприятии, но они так и остались разговорами.

При подготовке материала использовались следующие публикации:

Коммунистические субботники в Москве и Московской губернии в 1919-1920 годы. М.: Московский рабочий, 1950.
Кукушкин Ю., Шелестов Д. Первые коммунистические субботники. М.: Московский рабочий, 1959.
Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 38, 39. М.: ИМЭЛ, 1974.

Добровольное и бесплатное коллективное выполнение в сверхурочное время общественно-полезного трудового задания, происходившее первоначально по субботам (откуда и происходит название).

Официально считается, что субботники возникли весной 1919 года, в период Гражданской войны и военной интервенции, в ответ на призыв Владимира Ильича Ленина улучшить работу железных дорог. Инициатором первого субботника выступила партийная ячейка депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги. В ночь на субботу 12 апреля 1919 года 15 коммунистов депо, проработав безвозмездно 10 часов, отремонтировали 3 паровоза.

10 мая 1919 года состоялся первый массовый (205 человек) коммунистический субботник на Московско-Казанской железной дороге. В этот день рабочие выпустили из ремонта 4 паровоза и 16 вагонов, произвели большую работу по погрузке и разгрузке вагонов. Производительность труда была выше обычной на 270%. В мае субботники прошли на Александровской, Николаевской, Рязано-Уральской, Московско-Виндавской, Курской железных дорогах. Вслед за железнодорожниками субботники провели рабочие фабрик и заводов Москвы и других городов.

1 мая 1920 года был проведен всероссийский субботник-маевка, в котором только в Москве приняли участие 425 тысяч человек. В Кремле в субботнике принял участие Ленин. С тех пор субботник стал традицией.

Коммунистические субботники и воскресники проводились в годы восстановления народного хозяйства, индустриализации СССР, в период Великой Отечественной войны 1941‑1945 годов. После войны субботники проводились до 1990‑х годов. Субботник проводили либо по месту работы, и тогда во время субботника люди выполняли свою обычную, повседневную работу, либо для ускорения строительства хозяйственных объектов, клубов, школ, озеленения городов и т.п. Субботники также проводились по месту жительства, по инициативе местных органов самоуправления, и тогда люди трудились над облагораживанием родной местности, выполняя различные строительные работы: строительство и покраска заборов, высаживание газонов, создание и обустройство клумб, парков, детских площадок.

Частота проведения субботников была непостоянной. Иногда субботники могли проводиться каждую неделю, иногда - только несколько раз в год. Всесоюзные Ленинские коммунистические субботники, приуроченные к дню рождения В.И. Ленина (22 апреля), проводились ежегодно. Они как бы знаменовали собой окончательный приход весны и использовались для подготовки к празднованию Первомая.

Вначале субботники были добровольными, и участвовали в них в основном коммунисты, комсомольцы и так называемые "сочувствующие".

Субботники рассматривались как одно из средств коммунистического воспитания масс. В комсомольских и партийных организациях участием в субботниках измеряли общественную активность человека, а к немногочисленным уклонившимся могли применяться меры общественного порицания или даже административного воздействия. Впоследствии субботники превратились из добровольных в добровольно-принудительные.

Само понятие "субботник" было распространено только в Советском Союзе и ныне известно только в странах, возникших после его распада.

В современной России и других странах СНГ субботником называют любую работу по благоустройству территории, если она проводится не специализированными организациями. Так, многие частные и государственные предприятия проводят уборку силами своих сотрудников, а руководство учебных заведений к субботникам привлекает учащихся и студентов. Эти мероприятия уже далеко не всегда приурочены к субботе или тем более к неделе около дня рождения Ленина.

Первый в этом году общегородской субботник, на котором москвичи будут приводить в порядок столицу после зимы, пройдет в субботу, сообщил РИА Новости источник в городской администрации.

Субботник – добровольное и бесплатное коллективное выполнение в сверхурочное время общественно-полезного трудового задания, происходившее первоначально по субботам (откуда и происходит название).

Официально считается, что субботники возникли весной 1919 года, в период Гражданской войны и военной интервенции, в ответ на призыв Владимира Ильича Ленина улучшить работу железных дорог. Инициатором первого субботника выступила партийная ячейка депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги. В ночь на субботу 12 апреля 1919 года 15 коммунистов депо, проработав безвозмездно 10 часов, отремонтировали 3 паровоза.

10 мая 1919 года состоялся первый массовый (205 человек) коммунистический субботник на Московско-Казанской железной дороге. В этот день рабочие выпустили из ремонта 4 паровоза и 16 вагонов, произвели большую работу по погрузке и разгрузке вагонов. Производительность труда была выше обычной на 270%. В мае субботники прошли на Александровской, Николаевской, Рязано-Уральской, Московско-Виндавской, Курской железных дорогах. Вслед за железнодорожниками субботники провели рабочие фабрик и заводов Москвы и других городов.

1 мая 1920 года был проведен всероссийский субботник-маевка, в котором только в Москве приняли участие 425 тысяч человек. В Кремле в субботнике принял участие Ленин. С тех пор субботник стал традицией.

Коммунистические субботники и воскресники проводились в годы восстановления народного хозяйства, индустриализации СССР, в период Великой Отечественной войны 1941?1945 годов. После войны субботники проводились до 1990?х годов. Субботник проводили либо по месту работы, и тогда во время субботника люди выполняли свою обычную, повседневную работу, либо для ускорения строительства хозяйственных объектов, клубов, школ, озеленения городов и т.п. Субботники также проводились по месту жительства, по инициативе местных органов самоуправления, и тогда люди трудились над облагораживанием родной местности, выполняя различные строительные работы: строительство и покраска заборов, высаживание газонов, создание и обустройство клумб, парков, детских площадок.

Частота проведения субботников была непостоянной. Иногда субботники могли проводиться каждую неделю, иногда – только несколько раз в год. Всесоюзные Ленинские коммунистические субботники, приуроченные к дню рождения В.И. Ленина (22 апреля), проводились ежегодно. Они как бы знаменовали собой окончательный приход весны и использовались для подготовки к празднованию Первомая.

Вначале субботники были добровольными, и участвовали в них в основном коммунисты, комсомольцы и так называемые «сочувствующие».

Субботники рассматривались как одно из средств коммунистического воспитания масс. В комсомольских и партийных организациях участием в субботниках измеряли общественную активность человека, а к немногочисленным уклонившимся могли применяться меры общественного порицания или даже административного воздействия. Впоследствии субботники превратились из добровольных в добровольно-принудительные.

Само понятие «субботник» было распространено только в Советском Союзе и ныне известно только в странах, возникших после его распада.

В современной России и других странах СНГ субботником называют любую работу по благоустройству территории, если она проводится не специализированными организациями. Так, многие частные и государственные предприятия проводят уборку силами своих сотрудников, а руководство учебных заведений к субботникам привлекает учащихся и студентов. Эти мероприятия уже далеко не всегда приурочены к субботе или тем более к неделе около дня рождения Ленина.

Уровнем предприятий, организаций и вузов дело не ограничивается, в некоторых городах объявляются общегородские, а в некоторых странах общегосударственные субботники.

Иногда — особенно весной — субботники по высадке деревьев и уборке территории проводятся жителями вокруг своих домов.