Упражнения на тему отрицательные местоимения. Упражнения «Местоимение

Упражнение 1.

Прочитайте текст. Впишите в скобки, какими частями речи являются выделенные слова. У местоимений укажите разряды.

С тех (……….) пор уже лет, может быть, двести ( …………. ) эти ( ……………. ) ель и сосна вместе растут. Их ( …………….. ) корни с малолетства сплелись, их ( ……………….. ) стволы тянулись (……….) вверх рядом к свету. Злой ( …………… ) ветер, устроив деревьям такую ( .............. ) несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их (…………….).

(М.М.Пришвин)

Упражнение 2.

Впишите пропущенные местоимения, определите разряды, расставьте недостающие знаки препинания. При затруднении обращайтесь к материалу для справок.

Антипыч как-то особенно поглядел на ………. и собака сразу поняла человека: ……… звал ………. по приятельству, по дружбе, ни для ………, а просто так, пошутить, поиграть. Травка замахала хвостом стала снижаться на ногах все ниже и ниже и, когда подползла так к коленям старика, легла на спину и повернула вверх светлый живот. Антипыч только руку протянул было, чтобы погладить ………. , …….. как вдруг вскочит и лапами на плечи – и чмок, чмок ………….. : и в нос и в щеки и в ………..губы.

Слова для справок: чего, её, его, самые, она, неё, он

Упражнение 3.

Прочитайте стихотворение М. Цветаевой и выполните послетекстовые задания.

Я тебя 3 отвоюю у всех земель, у всех небес,
Потому что лес - моя колыбель, и могила - лес,
Оттого, что я на земле стою - лишь одной ногой,
Оттого, что я о тебе спою - как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех других - у той, одной,
Ты будешь ничей жених, я - ничьей женой,
И в последнем споре возьму тебя - замолчи!

У того, с которым 3 Иаков стоял в ночи.

1. Найдите в тексте местоимения. Определите их разряд.

2. Выясните их синтаксическую функцию.

3. Произведите морфологический разбор указанных слов.

Тест по теме "Местоимение как часть речи"

1. Местоимение – часть речи, которая указывает:

А) на действие;

Б) на предметы, признаки и количества.

2. Какое местоимение относится к личным?

А) Они

Б) Кто.

В) Какой?

3. Для чего служат относительные местоимения?

А) для связи простых предложений в составе сложных;

Б) для выражения вопроса;

В) указывает на того, о ком говорят.

4. "Иван – царевич лег спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с СЕБЯ лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь". Определите падеж возвратного местоимения:

А) Винительный;

Б) Творительный;

В) Родительный.

5. Найдите лишнее слово, учитывая разряды местоимений.

А) свой Б) собой В) мой Г) наш

6. Укажите ошибку в определении разряда местоимений.

А) сколько-нибудь – неопределённое

Б) ваш – личное

В) такой – указательное

Г ) всякий – определительное

7. В каком слове НЕТ грамматической ошибки?

А) тоскуешь по ним

Б) об том доме

В) у ей

Г) в скольки домах

8. В каком ряду правильно указаны морфологические признаки выделенного слова?

Мне интересно наблюдать за играющими животными.

А) местоим.-прилаг., личное, 2-го лица, ед. числа, в твор. падеже;

Б) местоим.-сущ., личное, 1-го лица, ед. числа, в дат. падеже.

9. В каком ряду все слова являются местоимениями?

А ) ничего, разнообразный, чей, крайний

Б) свой, собственный, чужой, никаких

В) кто-то, любой, никакой, который

Г) их, другой, по-своему, схожий

10. С колько местоимений в предложении В характере каждого человека есть нечто такое, что составляет его основу ?

А ) 3 Б) 4 В) 5 Г) 6

11. В каком варианте грамматические признаки местоимения определены неправильно?

А ) эта - указательное местоимение в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа

Б) меня - личное местоимение 1-го лица единственного числа в форме родительного падежа

В) никем - отрицательное местоимение в форме мужского рода творительного падежа

Г) любая - определительное местоимение в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа

12. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов в предложении « Каждый раз, когда я ее видел, я вспоминал, какой она была красавицей, когда я с ней познакомился»?

А ) каждый - местоимение, определительное, местоимение-прилагательное, в форме мужского рода, единственного числа, винительного падежа, в предложении входит в состав обстоятельства

Б) ее - местоимение, притяжательное, местоимение-существительное, в форме женского рода, единственного числа, родительного падежа, в предложении является дополнением

В) какой - местоимение, относительное, местоимение-прилагательное, в форме женского рода, единственного числа, творительного падежа, в предложении является определением

Г) я - местоимение, личное, местоимение-существительное, 1-го лица единственного числа, употреблено в форме именительного падежа, в предложении является подлежащим.

Правописание личных местоимений

  • В том случае личные местоимения 3-го лица (он, она, оно, они) употребляются в форме косвенных падежей (т.е. все падежи, не считая именительного) и стоят после предлогов , то к местоимению обычно прибавляется буква н : с н им, с н ими, с н ей, вокруг н его, меж н ими, среди н их.
  • Присоединения н не бывает
  • после производных предлогов, управляющих дательным падежом (благодаря, наперекор, вопреки, согласно, навстречу): благодаря ему , наперекор им , навстречу ей , подобно ему ;
  • после сравнительной степени прилагательных и наречий: отец старше ее ; она приехала ранее его .
  • Правописание неопределенных местоимений

  • Внеопределенных местоимениях (и в наречиях) приставка кое- (кой-) и постфиксы -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис: кое-что, кое-кто, чем-то, какой-никакой, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, некий, какой-нибудь, какой-либо .
  • В том случае меж приставкой кое- (кой-) и местоимением стоит предлог , то всё сочетание пишется раздельно (в три слова): кое с кем, кое у кого, кое с каким .
  • Правописание отрицательных местоимений

  • В отрицательных местоимениях под ударением пишется приставка не- , а в отсутствие ударения - приставка ни- : не кого спросить - ни кого не повстречать, не чего страшиться - ни чего не выяснить.
  • В том случае в косвенных падежах имеются предлоги , то тогда не и ни являются частичками, а всё сочетание пишется раздельно (в три слова): некоторого - не от кого, никого - ни от кого, некоторому - не к кому, никому - ни к кому.
  • Примечания:

    1. Нужно уяснить словосочетание, состоящее из 6 слов с частичкой ни : как ни в чем же не бывало ;

    2. Нужно отличать сочетания не кто другой, как ; не что другое, как от сочетаний никто другой ; ничто другое . К примеру: Барометр является не чем другим, как прибором для измерения атмосферного давления. - Ничем другим , не считая плавания, он заниматься не желал.

  • В сочетаниях вероятна перестановка слов: не другой кто, как; не другое что, как . К примеру: Это был не другой кто, как ваш доктор. - Это был не кто другой, как ваш доктор; Слова брата были не что другое, как - Слова брата были не другое что, как обычная, несуразная болтовня. Сочетания никто другой, ничто другое не допускают схожей перестановки.
  • Сочетания не кто другой, как; не что другое, как есть возможность поменять частичками конкретно, как раз : Это был не другой кто, как ваш доктор. - Это был конкретно ваш доктор.
  • Сочетания не кто другой, как и не что другое, как выражают противопоставление, а не в этом случае является отрицательной частичкой и пишется с местоимением раздельно, альянс как синонимичен союзу а , выражающему противительные дела: Притча в фольклоре - это не что другое, как рассказ о придуманном событии; Передо мной стоял не кто другой, как сам владелец дачи ; Передо мной стоял не кто другой, а сам владелец дачи . Сочетания никто другой и ничто другое не выражают противопоставления и употребляются в предложениях, где есть отрицание при сказуемом, ни в данном случае играет роль приставки и пишется слитно: Это задание не имел возможность выполнить никто иной ; Ничем другим , как безответственностью, нельзя разъяснить таковой поступок (есть 2-ое отрицание).
  • Сочетания не кто другой, как и не что другое, как употребляются в утвердительном предложении, т.е. в их нереально в отсутствие конфигурации смысла поставить 2-ое отрицание, к примеру, перед сказуемым. Сочетания никто другой, ничто другое употребляются в отрицательных предложениях, в каких перед сказуемым стоит частичка не : Никто другой не имел возможность этого сделать; Ничто другое , не считая арифметики, его не заинтересовывало.
  • Сочетания не кто другой, как и не что другое, как употребляются с союзом как ; сочетания никто другой, ничто другое употребляются в отсутствие как : Это был не кто другой, как мой школьный товарищ. - Никто другой этого сделать не имел возможность; Это было не чем другим, как обычным фокусом. - Ничем другим он не занимался . Однако: Ничем другим , как безответственностью, нельзя разъяснить таковой поступок (сравнительный оборот как безответственностью , его есть возможность опустить).
  • 3. Нужно отличать местоимения с предлогами от омонимичных им союзов и наречий : за чем - для чего, за то - зато, при чем - при этом, при том - притом, не для чего - незачем и т. д.

    Чтоб различить омонимичные части речи, следует проанализировать их морфологические признаки: на какие вопросы они отвечают, к каким словам в предложении относятся, какими членами предложения являются, как меняются и т.д.

    За чем пойдешь, то и отыщешь (местоимение чем с предлогом). - Для чего вы посетили нас (наречие)?

    Ты в ответе за то происшествие (местоимение то с предлогом, относящимся к существительному происшествие ). - Зато отдохнем (альянс).

    При чем был, при том и остался (местоимение чем с предлогом). - Задание выполнено, при этом досрочно (альянс).

    При чем был, при том и остался (местоимение то с предлогом). - Путь тяжкий, притом страшный (альянс).

    Не за чем спрятаться (местоимение чем с предлогом). - Незачем скрываться (наречие).

    См. дополнительно: Как пишутся союзы и омонимичные части речи в российском языке?

    4. Просторечное слово нипочём - это наречие, пишется слитно, служит синонимом наречия никак и наречия недорого : Н ипочём не слушает бабушку; Продают нипочём .

    Упражнения к теме «Правописание местоимений»

    Упражнение 1. Сформулируйте условия потребления местоимений 3-го лица в косвенных падежах с вставкой н и в отсутствие нее.

    В отсутствие, в, для, до, за, из, к, на, при, про, около, впереди, мимо, снутри, вне (его, него, ее, нее);

    вопреки, наперекор, согласно, вослед, навстречу, подобно, соответственно, благодаря (ему, нему);

    за исключением, насчет, по поводу (его, него).

    Упражнение 2. Растолкуйте написание местоимений.

    Кое-что, нечто, никакой, не на что, никем, ни с кем, не с кем, какой-либо, чей-либо, ни к чему, некоторого, кое с кем, ни с чем.

    Упражнение 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Устно растолкуйте написание местоимений.

    1. (Н...)чья судьба, не считая собственной своей, вас более не интересует.

    2. Пилат оборотился и пошел к помосту, вспять к ступеням, не смотря (н...)(на) что, не считая разноцветных шашек настила под ногами, чтоб не оступиться.

    3. Однако (н...)какого Коровьева так и не отыскали, и (н...)какого Коровьева (н...)кто в доме не знал и не видел.

    4. Стало совершен...ясно, что Никанор Иванович (н...)(к)каким дискуссиям не подходящ.

    5. Больше (н...)что не беспокоило друзей.

    6. Пастух клялся позже, что зверек шел через лес, (н...)(на)кого не обращая внимания.

    7. Реальную нежность не спутаешь (н...)(с)чем, и она тиха.

    8. Скучен день до вечера, если делать (н...)чего.

    9. (Н...)(с)кем мне побеседовать и (н...)кого слушать.

    10. Однако (н...)кому мне шапкой поклониться, (н...)(в)чьих глазах не нахожу приют.

    11. Все были убеждены, что он [Дубровский], а (н...)кто другой, предводительствовал отважными злодеями.

    12. Ей казалось, что (н...)кто, не считая него, не имел возможность снять с (она) неисправимой вины, нестерпимой тяжести.

    13. Скованный (н...)чем неодолимой вялостью, я уже не слышал, (н...)кто пререкался с владельцем, (н...)что явилось предпосылкой спора.

    14. (Н...)что не нарушало тишины.

    15. В Мещёрском крае нет (н...)каких особых красот и богатств, не считая лесов, лугов и прозрачного воздуха.

    16. Нездоровому имел возможность посодействовать только хирург и (н...)кто иной.

    17. Этот цветок (н...)что другое, как нарцисс.

    18. Дверь захлопнуло порывом ветра, а (н...)чем другим.

    Дополнительно:

  • Что такое местоимение?
  • Как отличить притяжательные местоимения его, её, их от личных местоимений его, её, их?
  • Какие есть разряды местоимений?
  • Какова синтаксическая роль местоимений?
  • Каковой план морфологического разбора местоимения?
  • Каковы нормы потребления местоимения собственный?
  • Каковы нормы потребления местоимения себя?
  • Каковы нормы потребления местоимения сама?
  • Каковы нормы потребления местоимений его, её, их?
  • Каковы нормы потребления местоимения он (она, оно, они) в купе с предлогом?
  • Где отыскать упражнение к теме «Употребление местоимений»?
  • Источники:

  • Глава «Правописание местоимений» в пособии А. Зубковой «Русский язык и культура речи»
  • Раздел «Правописание местоимений» в пособии Н. Валгиной, В. Светлышевой «Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения»
  • Упражнения по теме «Местоимение как часть речи»

    Упражнение 1.

    Прочитайте текст. Впишите в скобки, какими частями речи являются выделенные слова. У местоимений укажите разряды.

    С тех (……….) пор уже лет, может быть, двести (………….) эти (…………….) ель и сосна вместе растут. Их (……………..) корни с малолетства сплелись, их (………………..) стволы тянулись (……….) вверх рядом к свету. Злой (……………) ветер, устроив деревьям такую (…………..) несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их (…………….).

    (М.М.Пришвин)

    Упражнение 2.

    Впишите пропущенные местоимения, определите разряды, расставьте недостающие знаки препинания. При затруднении обращайтесь к материалу для справок.

    Антипыч как-то особенно поглядел на ………. и собака сразу поняла человека: ……… звал ………. по приятельству, по дружбе, ни для ………, а просто так, пошутить, поиграть. Травка замахала хвостом стала снижаться на ногах все ниже и ниже и, когда подползла так к коленям старика, легла на спину и повернула вверх светлый живот. Антипыч только руку протянул было, чтобы погладить ………., …….. как вдруг вскочит и лапами на плечи – и чмок, чмок ………….. : и в нос и в щеки и в ………..губы.

    Слова для справок: чего, её, его, самые, она, неё, он

    Упражнение 3.

    Прочитайте стихотворение М. Цветаевой и выполните послетекстовые задания.

    Я тебя 3 отвоюю у всех земель, у всех небес,

    Потому что лес - моя колыбель, и могила - лес,

    Оттого, что я на земле стою - лишь одной ногой,

    Оттого, что я о тебе спою - как никто другой.

    Я тебя отвоюю у всех других - у той, одной,

    Ты будешь ничей жених, я - ничьей женой,

    И в последнем споре возьму тебя - замолчи!

    У того, с которым 3 Иаков стоял в ночи.

    1. Найдите в тексте местоимения. Определите их разряд.

    2. Выясните их синтаксическую функцию.

    3. Произведите морфологический разбор указанных слов.

    Тест по теме «Местоимение как часть речи»

    1. Местоимение – часть речи, которая указывает:

    А) на действие;

    Б) на предметы, признаки и количества.

    2. Какое местоимение относится к личным?

    А) Они

    Б) Кто.

    В) Какой?

    3. Для чего служат относительные местоимения?

    А) для связи простых предложений в составе сложных;

    Б) для выражения вопроса;

    В) указывает на того, о ком говорят.

    4. «Иван – царевич лег спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с СЕБЯ лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь». Определите падеж возвратного местоимения:

    А) Винительный;

    Б) Творительный;

    В) Родительный.

    5. Найдите лишнее слово, учитывая разряды местоимений.

    А) свой Б) собой В) мой Г) наш

    6. Укажите ошибку в определении разряда местоимений.

    А) сколько-нибудь – неопределённое

    Б) ваш – личное

    В) такой – указательное

    Г) всякий – определительное

    7. В каком слове НЕТ грамматической ошибки?

    А) тоскуешь по ним

    Б) об том доме

    В) у ей

    Г) в скольки домах

    8. В каком ряду правильно указаны морфологические признаки выделенного слова?

    Мне интересно наблюдать за играющими животными.

    А) местоим.-прилаг., личное, 2-го лица, ед. числа, в твор. падеже;

    Б) местоим.-сущ., личное, 1-го лица, ед. числа, в дат. падеже.

    9. В каком ряду все слова являются местоимениями?

    А) ничего, разнообразный, чей, крайний

    Б) свой, собственный, чужой, никаких

    В) кто-то, любой, никакой, который

    Г) их, другой, по-своему, схожий

    10. Сколько местоимений в предложении:

    В характере каждого человека есть нечто такое, что составляет его основу?

    А) 3 Б) 4 В) 5 Г) 6

    11. В каком варианте грамматические признаки местоимения определены неправильно?

    А) эта - указательное местоимение в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа

    Б) меня - личное местоимение 1-го лица единственного числа в форме родительного падежа

    В) никем - отрицательное местоимение в форме мужского рода творительного падежа

    Г) любая - определительное местоимение в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа

    12. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов в предложении «Каждый раз, когда я ее видел, я вспоминал, какой она была красавицей, когда я с ней познакомился»?

    А) каждый - местоимение, определительное, местоимение-прилагательное, в форме мужского рода, единственного числа, винительного падежа, в предложении входит в состав обстоятельства

    Б) ее - местоимение, притяжательное, местоимение-существительное, в форме женского рода, единственного числа, родительного падежа, в предложении является дополнением

    В) какой - местоимение, относительное, местоимение-прилагательное, в форме женского рода, единственного числа, творительного падежа, в предложении является определением

    Г) я - местоимение, личное, местоимение-существительное, 1-го лица единственного числа, употреблено в форме именительного падежа, в предложении является подлежащим.

    Ответы:

    1. — Б

    2. — А

    3. — А

    4. — В

    5. — Б

    6. — Б

    7. — А

    8. — Б

    9. — В

    10. — В

    11. — В

    12. — Б

    КАРТОЧКА 1

    У меня есть сестра папа

    _____

    2

    Просмотр содержимого документа
    «Упражнения и задания по русскому языку на тему: "Личные местоимения"»

    КАРТОЧКА 1

    1. Спишите. Выделенные имена существительные замените личными местоимениями.

    У меня есть сестра . Сестра учится в институте. Мой папа - геолог. Папа работает в Сибири.

    2. Прочитайте. Выпишите местоимения единственного числа с глаголами.

    Всё лето я жил в деревне. Мы с дедушкой ходили на рыбалку. Однажды я поймал щуку. Она сильно била хвостом.

    ______________________________________________________________________________________________________ ___________________________________

    КАРТОЧКА 2

    1. Спишите. Вставьте подходящие по смыслу личные местоимения.

    Катя сказала мне, что зимой _______ поедет в Москву. Завтра ______ пойдём в музей. В класс пришёл новый учитель, раньше ______ работал в другой школе.

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Прочитайте. Выпишите предложение с местоимениями 3-го лица.

    Ребята, когда вы пойдёте на экскурсию? Сегодня на уроках не было Сергея, он заболел.

    __________________________________________________________________

    КАРТОЧКА 3

    1. Спишите. Замените повторяющиеся существительные местоимениями 3-го лица.

    Летом на даче у меня появились новые друзья. Друзья теперь часто звонят мне по телефону. Перелётные птицы собираются в стаи. Птицы готовятся к отлёту.

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Прочитайте. Укажите лицо местоимений.

    Ты, рябинушка, раскудрявая,

    Ты когда взошла, когда выросла?

    Я весной взошла, летом выросла,

    По зорям цвела, солнцем вызрела. (Русская народная песня)

    3. Прочитайте. выпишите личные местоимения, укажите их лицо и число.

    Зимой я научился кататься на коньках. На костре мы жарили шашлык. Марина, ты пойдёшь в кино?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    КАРТОЧКА 4.

    1. Спишите. Укажите падеж личных местоимений.

    Летом я поеду на дачу. Там у меня много дел. Мне нужно поливать и ухаживать за цветами.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Просклоняйте личное местоимение 1-го лица в единственном числе.

    И.п.____________________________ В.п. ____________________________

    Р.п.____________________________ Т. п. _____________________________

    Д.п.____________________________ П.п._____________________________

    3. Укажите лицо, число и падеж личных местоимений .

    От меня - _________________________________________________________

    У тебя - __________________________________________________________

    К нам - ___________________________________________________________

    Вами - ____________________________________________________________

    О нём - ___________________________________________________________

    ЗНАЧЕНИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ МЕСТОИМЕНИЯ

    Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, их количества, но не называет их: он, её, тебе, кто-то, некоторый и др.

    Все местоимения изменяются по падежам.

    Начальная форма местоимений (кроме местоимения себя ) – именительный падеж единственного числа.

    В предложении местоимения употребляются в функции подлежащего, определения, дополнения, реже – обстоятельства. Ср.: С каждым годом она становилась величественнее. Нисколько не заботилась об этом , это выходило у неёсамо собой . Замечательна в её характере и другая черта (К. Чуковский).

    Местоимение может употребляться и в роли сказуемого, но значительно реже. Ср.: Теперь он мой ! Я сам таков – и этим сверх того не хвастаюсь. Я знаю, кто вы были (М. Лермонтов).

    Разряды местоимений по соотносительности с другими частями речи


    Разряды местоимений по значению и синтаксической функции

    Отрицательные местоимения и местоименные наречия

    Отрицательные местоимения Местоименные наречия
    когоне у кого узнатьспросить – не чегоне для чего ехатьобижаться – не никого не былне встретил – ни у кого ничего не отказываетсяне боялся – ни от чего йникако й тетради не решайтетради не видел – ни в како ничьего поручения не отказыватьсяпоручения не забыл – ни от чьего когдане задерживаться кудане уложить эти вещи гдене поставить велосипед откудане ждать известий никогда не опаздывай никуда не уходи нигде не задерживайся даниотку не жди напоминаний кника не соберусь тьничу не сожалею лькониско не устал

    ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ

    Отрицательные местоимения


    Написание сочетаний

    не кто иной (другой), как и не что иное (другое), как;

    никто иной (другой) и ничто иное (другое)

    Местоименные сочетания Значение Примеры
    не кто иной (другой), как не что иное (другое), как Значение противопоставления выражается союзами как (стоящим после местоименного сочетания) и а (стоящим перед местоименным сочетанием). В предложениях с данными сочетаниями другого отрицания нет. Разрешение может дать не кто иной, как руководитель учреждения; Горение - это не что иное, как соединение данного вещества с кислородом воздуха; Разрешение может дать руководитель учреждения, а не кто другой.
    никто иной (другой) ничто иное (другое) Местоименные сочетания связаны не с противопоставлением, а с усилением и, как правило, употребляются в отрицательных предложениях. В предложениях без отрицания данные конструкции носят присоединительный характер, усиливая сказанное в первой части предложения. Никто иной не мог бы лучше этого сделать; Ничто другое нас бы не устроило. Разрешение может дать только руководитель учреждения, и никто иной.

    Упражнение 164.

    (Кое) о ком подумать, кто (нибудь) сделает, (кое) о чем поразмыслить, позвать кого (либо), к кому (то) уехать, что (либо) привезти, (кое) в чем не согласиться, (кое) кого расспросить, чего (то) не хватает, (кое) кем заменить, (кое) в чем противоречит, кому (нибудь) поручить.

    Упражнение 165. Спишите, раскрывая скобки.Прокомментируйте правописание местоимений.

    1. Так мне ещё удастся поживиться сырком, иль косточкой, иль чем (нибудь). 2. К кому (то) принесли от мастера Ларец. 3. В механике и я чего (нибудь) да стою. 4. Так это был твой брат и, словом, кто (нибудь) из вашего же роду. 5. Так видишь ли, мой друг, чего (то) нет на свете! 6. Уж я кой (что) посеял, посадил. 7. Какой (то) молодец купил огромный дом. 8. Идёт он [Медведь] в лес толкнуться у соседей, чтоб с кем (нибудь) знакомство свесть.

    (И.А. Крылов )

    Творческий диктант. Замените сложные предложения простыми, используя отрицательные местоимения.

    Образец: Не было человека, которому я мог бы довериться. – Мне некому было довериться.

    1. У меня нет ничего такого, во что можно было бы положить яблоки. 2. Тут нет ничего такого, чему можно было бы удивляться. 3. Нет человека, с которым я мог бы поиграть в шахматы. 4. Здесь нет ничего такого, над чем следовало бы ломать голову.

    Упражнение 166. Перепишите, вставляя пропущенные частицы (не или ни ).

    1. Этот провал _ что иное, как угасший кратер. 2. Вопрос может разрешить только директор, и _ кто иной. 3. Проект сделан _ кем иным, как известным специалистом. 4. Внесенное предложение является _ чем иным, как результатом недоразумения. 5. _ что иное не могло бы больному так помочь, как перемена климата. 6. _ кто другой, кроме маленького шалунишки, не мог этого сделать. 7. Работу доведет до конца помощник мастера, и _ кто иной лучше её не выполнит. 8. Документ должен быть подписан н_ кем иным, как самим заявителем. 9. Недостатки конструкции могут быть объяснены н_ чем иным, как ошибкой в расчёте.

    Упражнение 167. Спишите, раскрывая скобки. Прокомментируйте написание местоимений.

    (Ни) кто не увидел, (ни) у кого не спрашивал, (не) кто в черном плаще с капюшоном, (не) у кого узнать, (ни) с кем не встретился, (не) чем заняться, (не) к кому обратиться с просьбой, (ни) о ком не думал, (ни) с кем не сравнивал, (не) кому помочь, (ни) в каком другом месте, (кому) то весело, (кто) то приехал, (кое) кто удивлялся, (что) нибудь придумаем, ответить на (кое) какие вопросы, (что) либо предпринять, (кое) с кем обсудить проблему, поинтересоваться у (кого) либо, (кое) что случится, сделать (что) то полезное, (какие) то неуверенные шаги.

    Упражнение 168. Спишите, раскрывая скобки.

    Кто (то), (кое) у кого, что (то), кому (то), чему (то), что (либо), (кое) с кого, (кое) кого, кто (нибудь), кого (либо), чего (либо), (кое) в чём, (кое) чем, кому (либо), (кое) о ком, (кое) кем, кем (либо), кем (нибудь), чем (либо), чем (нибудь), кем (то), чем (то).

    Упражнение 169. Сгруппируйте словосочетания с местоимениями, в которых (1) не и ни пишутся слитно и (2) не и ни пишутся раздельно.

    (Н_) из-за чего обижаться; (н_) чего сердиться; (н_) к кому обратиться; (н_) кому возвращаться; (н_) к кому не поедем; (н_) кому не расскажем; (н_) перед чем не остановимся; (н_) чем не похвастаемся; останемся (н_) с чем; (н_) чем не располагаем; (н_) с чем идти; (н_) чем заменить; (н_) о чем доложить; (н_) чем прибить.

    Упражнение 170. не и ни в местоимениях.

    1. (Н_) чего я не боюсь, но (н_) с кем и не бранюсь. 2. Тому (н_) чего бояться, кто не страшится. 3. И то бывает, что (н_) чего не бывает. 4. Тот не ошибается, кто (н_) чего не делает. 5. Когда густо, когда пусто, когда нет (н_) чего. 6. Родиться – родился, а (н_) к чему не пригодился. 7. За всё браться – (н_) чего не сделать. 8. Не стыдно молчать, коли (н_) чего сказать. 9. (Н_) кому в науку пути не закрыты.

    (Пословицы )

    Упражнение 171. Спишите, раскрывая скобки. Объясните правописание не и ни в местоимениях.

    1. Дома сидит (н_) на кого не глядит. 2. В одной руке пусто, а в другой нет (н_) чего. 3. Люблю того, кто не обидит (н_) кого. 4. Обидеть-то каждый может, а пожалеть-то (н_) кому. 5. Кто дважды оглянется, тот (н_) чего не потеряет. 6. Поехали с орехами, приедут (н_) с чем. 7. Воин с оружием – всё, воин без оружия – (н_) что. 8. Остёр меч, да (н_) кого сечь. 9. (Н_) чего на зеркало пенять, коли рожа крива. 10. Плохого человека (н_) чем не уважишь. (Пословицы )

    Выборочный диктант. Выпишите местоимения, определите их разряд и укажите начальную форму.

    Когда я был юношей, то по воскресеньям я собирал детей нашей улицы и уводил их куда-нибудь в поле, в лес. Мне нравилось жить в дружбе с маленькими людьми, веселыми, как птицы.

    Дети были рады покинуть пыльные тесные улицы города. Матери снабжали их кусками хлеба, я покупал им что-нибудь вкусное. Мы почти всегда выходили из города утром. Нас сопровождали звон колоколов и облака поднятой быстрыми ногами детворы пыли.

    В жаркий полдень мои товарищи собирались на опушке леса. Малыши ложились спать, а десятилетние молодцы теснились вокруг меня и просили рассказать им что-нибудь. И я рассказывал им что-то, болтал так же охотно, как они сами болтали со мной.

    (По М. Горькому )


    Тестовое задание

    Определите, какие из высказываний являются ошибочными.