Толкования на Мф. Между властителем и приятелем

Батюшка, скажите, пожалуйста, как правильно понимать «почитай отца и мать твою»? Какой в это вложен Божий смысл? Спасибо за ответ.

Отвечает Архимандрит Тихон (Шевкунов) :

Десять заповедей, данных Господом Богом Моисею на горе Синай, в которые входит и та, о которой Вы спрашиваете, можно разделить на две части. Первые четыре говорят об отношениях человека к Богу. Шесть других - об отношениях человека к человеку. Так вот, отвечая на Ваш вопрос, хочу обратить внимание, что непосредственно сразу после заповедей о любви к Богу в Десятословии следует заповедь о почитании родителей. Потом уже идут: "Не убий", "Не укради" и все остальные. Уже из этого можно заключить какое значение придает Сам Господь Бог исполнению Его воли о почитании родителей. Раньше слова этой заповеди знали с самых младых ногтей: "Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле".

Кроме того, эта заповедь уникальна и еще по одной причине: она единственная, в которой Господь нечто обещает человеку, а именно великую награду за исполнение этой заповеди уже в нынешней жизни. Вдумайтесь: "да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле". Время нашей земной жизни и благополучие человека непосредственно связаны с исполнением заповеди о почитании родителей.

Как же правильно почитать отца и мать? Конечно же, в первую очередь любить их, быть им искренне благодарными, слушаться их во всем, что не противоречит воле Божией, не судить их поступки, быть терпеливыми к их немощам, заботиться о них до самой их смерти, а по отшествии их из этого мира, усердно молиться об их упокоении. Все это - наш святой долг перед Богом, перед самими родителями, перед нашими детьми, которые воспитываются, в первую очередь, не на словах, а на наших поступках. И, несомненно, долг перед самими собой, если мы хотим себе благо в жизни, как и сказано в заповеди.

Не случайно в мудрости народов в ряду самых мерзкий грехов - грех Хама, а в ряду самых отвратительных пороков - неблагодарность родителям.

Заповеди Божии непреложны, и их силу и действие никто не может отменить. Когда сегодня говорят о крайне низкой продолжительности жизни в нашей стране, о невысоком благосостоянии, почему-то забывают вспомнить о миллионах брошенных стариков, о страшном порой отношении к старшим, которое смертельно поражает наше общество уже из поколения в поколение.

А стоило бы ведь только обратить внимание на стариков, воздать им должное и в духовно-нравственном и в материальном смысле - как многое бы переменилось! Христианину нельзя ждать, когда государство или общество изменят свое отношение к заповеди Божией. Господь ждет от нас сейчас, в обстоятельствах, в которые мы поставлены Промыслом Божиим, исполнения этой заповеди без самооправданий и лукавства.

Свт. Василий Великий

Не паче Господа люби близких тебе. Ибо сказано: «Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин» . Что же значит Господня заповедь? Сказано: «аще кто не возьмет крест свой и последует Ми, не может Мой быти ученик» (ср.: Лк. 14, 27). Если ты со Христом умер для сродников своих по плоти, то для чего хочешь опять жить с ними? А если для сродников своих опять созидаешь то, что разорил для Христа, то сам себя делаешь преступником. Поэтому для сродников своих не оставляй места своего, ибо, оставляя место, оставляешь, может быть, и нравы свои.

Письма.

Свт. Иоанн Златоуст

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня

Так как Я пришел даровать великие блага, то и требую великого послушания и усердия. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня . И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10:38) . Видишь ли достоинство Учителя? Видишь ли, как Он, повелевая все оставить долу и любовь к Нему предпочесть всему, показывает тем, что Он есть единородный Сын Отца? И что говорить, сказал Он, о друзьях и сродниках? Если даже душу свою будешь предпочитать любви ко Мне, ты еще далек от того, чтобы быть Моим учеником.

Что же? Не противно ли это древнему закону? Нет, – напротив, весьма с ним согласно. И там Бог повелевает не только ненавидеть идолослужителей, но и побивать их камнями; а во Второзаконии, похваляя таковых ревнителей, говорит: Который говорит об отце своем и матери своей: я на них не смотрю, и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает; ибо они, [левиты], слова Твои хранят (Втор. 33:9) . Если же Павел многое заповедует о родителях, и велит во всем им повиноваться, не дивись. Он велит повиноваться им только в том, что не противно благочестию.

Святое дело – воздавать им всякое иное почтение. Когда же они потребуют более надлежащего, не должно им повиноваться. Потому и у евангелиста Луки говорится: Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14:26) . Повелевает не просто возненавидеть, потому что это совершенно противозаконно; но если кто из них захочет, чтобы ты любил его более, нежели Меня, в таком случае возненавидь его за это. Такая любовь и любимого, и любящего губит.

Так говорил Он для того, чтобы и детей сделать мужественнее, и родителей, которые бы стали препятствовать благочестию, уступчивее. Действительно, родители, видя, что Христос имеет могущество и силу отторгать от них даже детей, должны были отступиться от своих требований, как невозможных. Вот почему, миновав родителей, Он обращает речь к детям, научая чрез то первых не употреблять бесполезных усилий. Потом, чтобы они на это не досадовали и не скорбели, смотри, до чего простирает речь. Сказавши: Кто … не возненавидит отца своего и матери , присовокупил: и самой жизни своей (Лк. 14:26) . И что, говорит, думаешь ты о родителях, о братьях, о сестрах и жене?

Для всякого ничего нет ближе души своей; но если не возненавидишь и ее, то поступишь совсем не так, как любящий. Притом повелел не просто возненавидеть душу, но даже подвергаться и войне и битвам, не страшиться смерти и кровопролития. И кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником (Лк. 14:27) . Не просто сказал, что должно быть готовым на смерть; но готовым на смерть насильственную, и не только насильственную, но и поносную.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Кирилл Иерусалимский

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня

Господь не сказал просто: «иже любит отца, или матерь, несть Мене достоин» , чтобы ты по неразумию своему сказанного правильно, не понял в превратном смысле, но присовокупил: «паче Мене» . Тогда должно следовать этой заповеди, когда земные отцы мудрствуют противное Отцу Небесному, а когда они нимало не препятствуют нам в деле благочестия, мы же, напротив, увлекаясь развратом и забывая благодеяния их, оказанные нам, презираем их, то в сем случае падает на нас следующее изречение: «иже злословит отца или матерь, смертью да умрет» (Мф. 15, 4) .

Поучения огласительные. Поучение 7.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня

«Кто предпочитает Моей воле волю родителей или каких бы то ни было сродников по плоти, кто предпочитает их образ мыслей и их умствование Моему учению, кто предпочитает угождение им угождению Мне, тот недостоин Меня».

Аскетическая проповедь.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня

Если недостойны Господа те, которые более, чем Бога, любят кровных своих, любовию чистою и святою, внушаемою от самой природы, то как недостойны Его те, которые страстно привязываются сердцем к лицам неродственным, которые любят не по чистым побуждениям!

Дневник. Том I. 1856.

Блаж. Августин

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня

Пусть отец говорит: «Люби меня». Пусть мать говорит: «Люби меня». На эти слова я отвечу: «Умолкните». Но разве не справедливо то, о чем они просят? И не должен ли я вернуть им то, что получил? Отец говорит: «Я породил тебя». Мать говорит: «Я родила тебя». Отец говорит: «Я обучил тебя». Мать говорит: «Я вскормила тебя». Пожалуй, их слова справедливы, когда они говорят: «Движется сила в крыльях его, но не улетай должником, верни то, что мы прежде доставили [тебе]». Давайте ответим отцу и матери, справедливо говорящим: «Люби нас», давайте ответим: «Я люблю вас во Христе, но не вместо Христа. Будьте со мной в Нем, но я не буду с вами без Него». «Но нам не нужен Христос», - говорят они. «Но мне нужен Христос больше, чем вы. [Неужели] я позабочусь о родителях и забуду Создателя?»

Проповеди.

Блаж. Иероним Стридонский

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня

Тот, Кто прежде сказал: Я не пришел ниспослать на землю мир, но меч, и восстановить людей (Мф. 10:34) против отца и матери, и свекрови, - чтобы никто не ставил [свое] благочестие (pietatem) выше веры (religionis), ниже присоединил: Кто любит отца или мать более, нежели Меня. И в книге Песнь Песней мы читаем: Любовь ко Мне делайте правилом (ordinate) (Песн. 2:4) . Это правило, или порядок, необходимо в каждом движении души. После Бога люби отца, люби мать, люби детей (filios). А если явится необходимость, чтобы любовь к родителям и детям поставлена была в сравнение с любовью к Богу, и если человек не может сохранить той и другой любви вместе, то пусть будет в отношении к Богу любовь (pietas), а в отношении к своим - ненависть (odium). Итак, Он не запретил любить отца или мать, но многозначительно прибавил: Кто любит отца или мать более, нежели Меня .

Блаж. Феофилакт Болгарский

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня

Видишь, что возненавидеть родителей и детей только тогда нужно, если они хотят, чтобы их любили больше Христа. Но что говорю об отце и детях? Услышь и больше.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин

И здесь упомянул по одному только из восходящих и нисходящих, как более близких. Кто, – говорит, – любит их больше, нежели Меня; так как любить их, если они благочестивы – дело доброе; но всегда дело злое – любить их больше, нежели Бога.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня

(Лк. 14:26) . У Луки выражена та же мысль, но только гораздо сильнее. Вместо: “кто любит более” - если кто “не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей” и проч. Объясняли выражения обоих евангелистов в том смысле, что здесь говорится о большей любви к Спасителю и вообще, и когда того требуют обстоятельства; например, когда с заповедями Его не согласны ближайшие родственники, когда любовь к ним потребовала бы нарушения этих заповедей. Или: любовь ко Христу должна отличаться такой силой, что любовь к отцу, матери и другим должна казаться в сравнении с любовью ко Христу неприязнью. Нужно заметить, что слова эти напоминают Втор. 33:9 , где Левий “говорит об отце и матери своей: я на них не смотрю, и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает; ибо они, левиты, слова Твои хранят и завет Твой соблюдают;« и Исх. 32:26-29 , где говорится об избиении Израильтян после устройства золотого тельца, когда каждый убивал брата своего, друга, ближнего своего. Таким образом, и в Ветхом Завете нет недостатка в примерах, когда исполнение заповедей Господних требовало ненависти и даже убийств близких людей. Но нельзя, конечно, думать, что Христос внушает Своими словами какую бы то ни было ненависть к близким, и что эта заповедь Его отличается какой бы то было черствостью. В жизни совсем не безызвестны случаи, когда любовь, например, к друзьям превышает любовь к самым близким родственникам. Слова Спасителя указывают на божественное и возвышенное самосознание Сына Человеческого; и никто, по здравом рассуждении, не может сказать, что Он требовал здесь чего-либо превышающего человеческие силы, безнравственного или незакономерного.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Ст. 37-42 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей

«Если Бог, – говорит митрополит Филарет Московский, – законом любви супружеской повелевает человеку оставить отца своего и матерь свою, то может ли Божественный Жених душ наших, Христос Спаситель, предлагать меньшие требования желающим духовного с Ним обручения?» Вот почему Он с такой силой и властью говорит апостолам Своим, а в их лице и всем верующим: Кто любит отца своего или мать свою, которые дали вам временную жизнь, более, нежели Меня, вашего Искупителя, Который Своей Кровью дает вам вечную жизнь, не достоин Меня, такой не достоин называться Моим учеником. Почитай и люби своих родителей, заботься о них в старости, повинуйся им, но если они станут принуждать тебя к нарушению Моих заповедей, не слушайся их. и кто любит сына или дочь более, нежели Меня , так что ради них готов забыть Мои заповеди, таковой не достоин Меня ! Так мог сказать только Бог или Богочеловек. Такое требование не может высказать простой человек. Только Бог есть Отец Небесный, первее и превыше всех отцов и матерей земных. И отцы и матери наши сами должны любить Его паче всего, сами же должны требовать и от нас, детей своих, чтобы мы любили Бога более, нежели их самих. Если человек не любит Бога паче отца и матери, то у такого земные родители выше Бога и он уже не истинный христианин… Буквально исполнялись эти слова Христовы: вспомните, например, историю страданий святой великомученицы Варвары, от руки родного отца принявшей мученическую смерть, или того родителя, вельможу, который, когда его сын отрекся от Христа, не побоялся сказать в глаза богоотступнику Иулиану: «ты, царь, говоришь мне об этом беззаконнике-сыне, который ложь возлюбил паче истины?… Он больше не сын мне»…

Но что говорить о родителях и детях? Если даже и душу свою, говорит Христос, будешь предпочитать любви ко Мне, ты еще далек от того, чтобы быть Моим учеником: и кто не берет креста своего , кто, сделавшись Моим учеником, не будет готов на всякие страдания и испытания, тяжкие и позорные, какие только будет угодно Богу попустить, чтобы в человеке были умерщвлены плотские страсти и мирские похоти, – и следует за Мною , кто не понесет вслед за Мною своего креста, подобно тому, как Я Сам несу Мой крест, тот не достоин Меня ! «Кто не откажется от настоящей жизни и не предаст себя на позорную смерть (ибо так древние думали о кресте), тот недостоин Меня. Поелику же, – замечает блаженный Феофилакт, – распинают многих как разбойников и воров, то присовокупил: «и следует за Мною» , т.е. живет по законам Моим». Поэтому у святого евангелиста Луки Спаситель говорит еще сильнее: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26) . Повелевает не просто возненавидеть, ибо это совершенно противозаконно, но если кто из них потребует, чтобы ты любил его более, чем Меня, то в этом случае возненавидь его. Такая любовь и любимого, и любящего губит. «Кто же ходит во след Христа? Тот, кто живет по Его святым заповедям и во всем, насколько может, подражает Ему. А кто слишком заботится о телесной жизни, тот думает, что обретает душу свою, между тем как на самом деле он губит ее; сберегший душу свою (кто сбережет ее для временной жизни, отрекшись от Меня каким бы то ни было образом), тот потеряет ее , потеряет свою душу для вечной жизни, лишится вечной жизни, подвергнется вечной смерти за измену истинной вере. А, напротив, потерявший душу свою , кто не пощадит своей временной жизни, ради Меня , кто постраждет за Меня, как добрый воин в подвиге мученичества, тот сбережет ее , сбережет свою душу для жизни будущей. «Почему ты не хочешь возненавидеть душу свою? Потому ли, что любишь ее? Но по этому самому и возненавидь, и тогда более всего принесешь ей пользы и докажешь, что ты любишь ее. Велика была сила Говорящего, велика и любовь слушающих; поэтому-то они, слыша гораздо более прискорбное и тягостное, чем слышали великие мужи Моисей и Иеремия, пребывали послушными и не противоречили» (слова святителя Иоанна Златоуста). Впрочем, в столь великом подвиге Господь обещает ученикам поддержку со стороны верующих, которым за такую поддержку обещает великую награду, показывая, что Он в этом случае более печется о принимающих, нежели о принимаемых, и отдает им первую честь.

Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня . Кто чтит вас, тот чтит Меня, а через Меня и Моего Отца. Что может сравниться с честью принять Отца и Сына? Но вместе с тем обещает Он и другое еще воздаяние: кто принимает пророка – не ради какого-либо предстательства или заступничества перед царями, не из земных каких-либо расчетов, а во имя пророка , ради той Божественной истины, которую пророк, по Божественному вдохновению, изрекает, ради того святого дела, которому пророк служит, – а ваше апостольское служение не ниже пророческого, – таковой и получит награду пророка; и кто принимает праведника (не из мирского гостеприимства, не лицемерно, ради приличия, только бы люди не осудили за то, что не принял, не из тщеславия, что он близок праведнику), а во имя праведника , ради той праведности, которую праведник обнаруживает в жизни (а ваша жизнь наипаче должна сиять праведностью), – таковой за принятие вас в дом свой получит награду праведника , получит награду – или какую достоин получить принявший пророка или праведника, или какую получит сам пророк или праведник. Эта награда ждет гостеприимца в Царстве Небесном, в блаженной вечности. «Итак, почитай добро, – говорит преподобный Исидор Пелусиот, – не ради славы человеческой, не ради житейской выгоды, а ради самого добра», взирая на добро, как на плоды благодати Божией, обитающей во святых Божиих, и ты сам прославишься со святыми. А чтобы никто не стал отговариваться бедностью, Господь присовокупил: и кто , не имея ничего, что мог бы подать, напоит одного из малых сих , одного из вас, малых и незнатных в глазах мира и смиренных в собственном мнении о себе, кто напоит вас, утружденных в пути, только чашею холодной воды , что уже не будет стоить ничего для подающего, во имя ученика , только потому подаст, что жаждущий есть Мой ученик, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. , потому что он этим покажет свою любовь ко Мне, вашему общему Учителю и Господу. «Итак, Господь ценит не столько поданное, сколько усердие, произволение и любовь подающего; посему и две лепты вдовицы Он оценил дороже богатых вкладов, какие делались богатыми, но без усердия» (преподобный Исидор Пелусиот). Но кто оказывает добро ближнему не во имя любви к своему Спасителю, а по другим побуждениям, хотя бы и самым благородным, например, по чувству простого человеческого сострадания, или по своему мягкосердечию, или во имя так называемой ныне гуманности, тот еще не показывает истинной любви к своему Спасителю и потому не заслуживает от Него награды в блаженной вечности.

Вот разница между добром естественным, которое свойственно творить и язычнику, и добродетелью истинно христианской, совершаемой во имя Христовой заповеди, при помощи Его благодати, и потому имеющей силу животворить нашу душу и следовательно – спасительной. «Господь, – замечает святитель Златоуст, – здесь говорит о пророках и учениках, а в другое время повелевает принимать даже самых презренных, и тем, которые не принимают таковых, определяет наказание: «так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25:45) . Ибо хотя бы принимаемый тобой не был ни ученик, ни пророк, ни праведник, но он – человек, который с тобой живет в одном мире, одно и то же видит солнце, имеет такую же душу, одного и того же Владыку, приобщается одних и тех же Таинств, к тому же призывается Небу, и совершенно вправе требовать от тебя призрения будучи беден и нуждаясь в необходимом». «Чашу студеной воды подает и тот, кто вразумляет человека, пылающего огнем гнева и похотей, и соделывает его учеником Христовым: и сей, конечно, не погубит мзды своей».

Троицкие листки. №801-1050.

Слово «ПОЛ» (не тот пол, который моют, а тот, который мужской и женский) означает «ПОЛОВИНА», «половинка». То есть и мужчина, и женщина – это только половина чего-то. Две половинки. Одинаково нужные, но совсем не одинаковые. И только вместе они составляют Целое, называемое Семьей, без которой не может обойтись ни один ребенок.

Хотя мой пятилетний сосед Сашка живет на первом этаже, окна его квартиры расположены высоко: это скорее бельэтаж. Под их балконом самый высокий человек мог бы пройти, не сгибаясь. Мог бы! Если бы Сашкин папа не оборудовал там овощехранилище. Кроме того, он застеклил балкон, для чего сделал большую деревянную приставную лестницу. Когда она стала уже не нужна, папа все-таки оставил ее снаружи, прибив к деревянной обшивке балкона: для детей – чтобы было где лазить. И карабкаются на Сашкин балкон, кроме самого хозяина, и Дениска, и Таня, и даже Максим, хотя он толстый и неуклюжий.
Быстрее и ловчее всех получается у Дениса. Конечно, Сашка из кожи вон лезет, чтобы его перещеголять, но вот… Упал наш Сашка! Упал и заревел.
Из дома выскочила мама, обняла Сашку, гладит его и утешает. Вышел, не торопясь и заранее посмеиваясь, и папа.
Мама – ему:
- Ну, видишь: что я тебе говорила! Убери ты эту идиотскую лестницу: они тут себе шеи посворачивают!
Папа молчит, похмыкивает, весело смотрит на сына.
- Но пока не свернул? Ну, Шурка, давай: покажи, как ты умеешь лазить…
- Мало ему? – хочешь, чтоб он вообще убился?!
Но папа не поддается на провокацию, не отвечает маме.
- Ну, давай… Только учти: был дождь, понял? - лестница мокрая – следи за своими ногами, чтоб не скользили. Ну!..
Сашка проглотил слезы, подошел к лестнице, посмотрел на нее со злостью, как на врага.
- Не могу этого видеть! – сказала мама и ушла домой.
А Сашка полез, сначала осторожно, потом все увереннее. Залез на балкон, выглядывает оттуда веселый, как воробей весной, кричит:
- Урра! Залез!!! Ха-ха-ха! Я залез-залез-залез!!
А внизу стоит папа и улыбается гордо.
За Сашку можно быть спокойным: у него и папа такой, каким и должен быть Настоящий Отец, и мама такая, какой должна быть Настоящая Мать.

У Отца и Матери – разные функции, разные роли по отношению к ребенку.
Всякий малыш нуждается, во-первых, в поддержании, сохранении, защите своей жизни и, во-вторых, в развитии, человеческом росте. Это две сильнейшие потребности любого маленького человека – да и любого человека вообще.
Мама, в основном, обеспечивает защиту. Папа – развитие.
Связь матери с ребенком изначально – инстинктивно-биологическая. В чем, кстати, нет ничего обидного для женщин. Это их особенность – в отличие от мужчин. Можно даже сказать, что это их преимущество.
Слитность матери и ребенка не случайно стала символом полного и абсолютного слияния двух существ в одно. Ребенок сначала является частью своей матери в самом что ни на есть буквальном смысле. Он появляется внутри матери, в ее теле, живет там. Мать за него ест и за него дышит. Ее кровь – это буквально и его кровь. Задолго до его появления на свет женщина ощущает свое дитя как часть самой себя, как новую жизнь в себе самой.
Рождение ребенка не приводит к резкому и мгновенному изменению в ощущениях матери. Теперь ребенок вне ее тела, однако все еще ощущается как часть себя. Дитя по-прежнему беспомощно, не может обойтись без мамы ни дня. И женщину по-прежнему привязывает к ребенку мощный инстинкт.
Древние китайцы говорили: «Все, что есть в животных, есть и в человеке» (правда, они добавляли: «Но не все, что есть в человеке, есть в животных»). У животных тоже есть «родительский инстинкт». Есть он и у людей.
Инстинкт – это сложный психический автоматизм, который заложен изначально и изменить его невозможно.
Как действует материнский инстинкт, например, тогда, когда маленькое существо подвергается опасности?
Если малыш закричал, заплакал или как-то по-другому позвал на помощь, у матери возникает строго определенное эмоциональное состояние – беспокойства, тревоги. Возникает автоматически (независимо от нее самой). Чтобы избавиться от беспокойства, нужно сделать так, чтобы ребенку стало хорошо.
Точно так же этот инстинкт действует у всех животных, хотя, разумеется, сами действия человека – существа разумного – и животного могут сильно отличаться друг от друга.
Иногда материнский инстинкт связан с агрессией. Вот почему так опасно встретить в лесу медведицу с медвежонком. Стоит пушистому малышу испугаться, как медведица яростно бросается на защиту, не разбирая того, есть ли объективные причины для испуга ее «чада» или нет. Плохо будет тому, кто подвернется ей под лапу, потому что «защита нападением» также инстинктивна: писк малыша, который воспринимается матерью как результат агрессии с чьей-то стороны, вызывает у нее сильнейшую ярость - и эта ярость ищет выхода.
Известный этолог К. Лоренц однажды описал поведение медведицы в зоопарке, когда ее медвежонок вдруг испугался кого-то из посетителей. Добраться до «обидчика» мамаша не могла, тогда она бросилась на росшее в вольере дерево и исцарапала его когтями. Хотя дерево, строго говоря, ни в чем не было виновато.
Так действует инстинкт. То, что матери так приятно ласкать малыша, гладить его, чувствовать его, прикасаться к нему – это действие инстинкта. Повторяю, здесь ничего плохого нет, более того, это очень хорошо. Но в то же время не надо заблуждаться – это проявления скорее нашей биологической, чем собственно-человеческой природы.
Кстати, материнский инстинкт есть – и может внешне проявляться – и у маленьких девочек (все инстинкты врожденные, они есть в нас изначально, но могут до поры до времени как бы «спать», а потом «просыпаться»). Девочки обожают ласкать и тетешкать котят и других пушистых милых маленьких зверьков, а также кукол, пупсиков – а это в значительной мере проявление материнского инстинкта!
У мужчин же такого инстинкта нет. Просто нет, и все тут.
Вот почему всякая женщина, кроме отдельных редких «особей», которых правильнее всего было бы назвать «извращенками», любит свое дитя. А будет ли любить ребенка мужчина – это всегда вопрос. Потому что нет инстинкта. А значит, все зависит от самого человека: он сам выбирает свое отношение, свои чувства.
Мужчина в этом смысле (но – только в этом!) - по природе своей более свободное существо, чем женщина. Хотя это тоже не преимущество, просто такая особенность.
Основная роль мужчины – способствовать росту человеческих сил ребенка: росту уверенности, силы, смелости и пр. И тут не до сантиментов: да, малыш может и «упасть», ему может быть больно.
Но не надо думать, что все мужчины – такие безжалостные. Просто для них не это главное. Нормальному здоровому мужчине ребенок дорог как определенная потенция. Он никогда не забывает о том, кем БУДЕТ его ребенок, кем он СТАНЕТ. Важнее всего – чтобы малыш двигался, менялся, становился лучше, сильнее. А на этом пути не обойтись без отдельных «ушибов».
Вот почему мужское воспитание бывает довольно суровым, чтобы не сказать жестким. Если вы читали «Педагогическую поэму» А.С.Макаренко, я думаю, вы со мной согласитесь.
Хотя это не значит, что мужчина меньше любит своего ребенка. Он любит по-другому – но, как правило, не менее сильно, чем женщина.

Что такое для каждого из нас МАМА?
Это блаженное тепло и защищенность. Это то единственное в мире существо, которое принимает нас такими, какие мы есть, - какими бы мы ни были. Мать не только одинаково любит своего успешного ребенка и неудачника, красавца и калеку – она даже больше любит калеку и неудачника, потому что они больше нуждаются в ее любви. Гениальная формулировка В. Леви: «Любят ни за что и несмотря ни на что» - идеально подходит именно для материнской любви.
Мать – это как Солнце. Оно согревает нас не за какие-то наши заслуги, а просто так. И мы всегда вправе рассчитывать на это тепло, что бы с нами ни случилось.
Есть интересное наблюдение: люди, которым очень плохо (в лагерях, в больницах), часто спят ВО ВНУТРИУТРОБНОЙ ПОЗЕ! То есть подогнув колени к подбородку и обхватив их руками (поза, очень похожая на позу плода в утробе матери).
Когда человеку плохо, он, оказывается, жаждет вернуться не только К матери, но даже – В мать! Потому что это дает максимальное чувство защищенности и согретости.

Что такое для нас ОТЕЦ?
Это образец. Тот, на кого хочется быть похожим. Тот, перед кем стыдно: стыдно проявить слабость, трусость, показать себя неумелым, неудачником. Стыдно нарушить какие-то правила (например, нравственные законы). Даже ПАМЯТЬ о давно умершем отце – если это был Настоящий Отец – способна именно так влиять на уже вполне взрослых людей. Настоящий Отец – это всегда нравственный авторитет и дисциплинирующая, сдерживающая сила.
Отец любит ребенка за его достижения. За то, что ему удалось сделать самому. Это любовь-уважение: уважение и любовь здесь неразрывно слиты.
А уважение надо заслужить. Тут все зависит от самого ребенка.
А материнская любовь не зависит от ребенка и ее нельзя заслужить. Зато ничего и не нужно делать, чтобы она была. Ведь Солнце светит всем и греет всех – а не только тех, кто чего-то достиг.
Без этого света, без этого тепла нельзя жить. Но только потреблять чье-то тепло – еще не значит быть Человеком.

Мы знаем, что дети могут быть более и менее развитыми.
Могу авторитетно заявить, что и мы, взрослые, бываем более и менее развитыми. В частности, вполне можно говорить о РАЗВИТОЙ МАТЕРИ и РАЗВИТОМ ОТЦЕ.
Развитая мать – та, которая научилась господствовать над своими инстинктами. Не уничтожать их в себе – это невозможно, а если бы было возможно, то было бы похоже на самоубийство. Беспокойство за ребенка, страх за него останутся навсегда. И навсегда ваше дитя – сколько бы ему ни было лет – останется для вас ребенком, существом, которое нуждается в вашем тепле, в вашей защите.
Однако Развитая Мать – Настоящая Мать – умеет не давать воли своему беспокойству, своему страху. Она управляет своими инстинктивными эмоциями; с помощью других, специфически человеческих, чувств и мыслей овладевает ими.

Ведь ребенок развивается, постепенно УХОДЯ ОТ МАТЕРИ (вернее, сначала ИЗ МАТЕРИ, а уже потом – от матери). Такова жизнь. По мере взросления растет уверенность ребенка, растут его возможности – он учится обходиться без матери, своими силами. Настоящая Мать не только понимает, что это хорошо, но и радуется за своего ребенка и не мешает ему УХОДИТЬ ОТ НЕЕ.
Если же инстинкт полностью господствует в душе женщины, то ее любовь может стать мощной тормозящей силой, может стать барьером в развитии ребенка. Особенно – если нет отца или это «ненастоящий отец» (равнодушный к ребенку или «баба в штанах»).
Я могу привести реальный пример Настоящей Матери – это Марина Филипповна Ходорковская. «Я горжусь своим сыном и каждый день умираю от страха за него», - как-то сказала эта замечательная женщина. «Ненастоящая мать» в такой ситуации, в какую попала Марина Филипповна, не испытывала бы гордости за своего сына. Вот почему эта женщина ведет себя с таким достоинством, так хорошо владеет собой, как бы ей ни было тяжело. Ее человеческая гордость за сына помогает ей держать в узде свой страх за него.
А Развитого Отца отличает такая же сильная любовь к ребенку, заинтересованность в его жизни, как и мать. Как я уже говорил, у мужчин такие чувства приобретаются, а не даются от природы. В то же время Настоящий Отец в своих чувствах НЕЗАВИСИМ от ребенка: отец стремится ребенка формировать, вести вперед – а не оберегать. Для него важнее, кем станет ребенок, а не хорошо ли ему в данный момент.
Настоящая Мать довольна и счастлива, когда ее дитя счастливо, когда ему хорошо. Настоящий Отец доволен своим ребенком, когда тот соответствует определенным требованиям, предъявляемым к нему.
Между прочим, Настоящий Отец не обязательно должен быть образцом мужественности в соответствии с обывательскими представлениями: не обязательно должен быть похож на Шварценегера. Один из Гениальных Отцов, изображенных в художественной литературе, - Аттикус Финч («Убить пересмешника» Харпер Ли) – это пожилой слабосильный человек, которого дети даже стесняются, потому что он никогда не играет в футбол, потому что он физически слабый.
Однако этот человек обладает огромным влиянием на своих детей, потому что его отличает большая ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СИЛА. Он прекрасно владеет собой: он «всегда одинаковый: дома, и на улице, и в офисе» - всегда изысканно вежлив и сдержан. Именно такое поведение мужчины воспринимается детьми как поведение сильного человека, которого надо уважать.
Женщина же может позволить себе яркие проявления эмоций, но важно, контролирует ли она их и – какие это эмоции.
Кстати, я думаю, что Настоящая Мать умеет быть в какой-то мере матерью и для… своего мужа! А он – в какой-то мере Отцом для своей жены. Особенно, если их родителей уже нет на Земле.

Мы все любим своих детей. Потому что мы все: и мужчины, и женщины - люди.
Но мы разные – и поэтому любим их по-разному.
Какая любовь лучше? Нельзя сказать. Лучше – когда у ребенка есть и та, и другая.

В Евангелии от Луки Христос произносит фразу, которая обычно не просто вызывает недоумение, но буквально шокирует: «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником» (глава 14, стих 26 ). Как же мог Богочеловек, Которого Церковь называет Спасителем мира, учить ненависти к самым близким людям - отцу, матери, жене, детям, сестрам и братьям?

Действительно, не мог же Спаситель забыть Божественные заповеди «почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» и «кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» (Исход, глава 20, стих 12 и глава 21, стих 17 )? Как слова Христа о ненависти к родным сочетаются с Его же словами о том, что надо любить даже врагов? Получается, врагов мы должны любить, а семью - ненавидеть?!

Сам Христос был далек от подобного понимания любви и ненависти. В том же Евангелии от Луки говорится, что до тридцати лет Господь жил с родителями и был в повиновении у них (см. глава 2, стих 51 ). Или, находясь уже на кресте, страдая от невыносимой боли, Спаситель думает о Своей Матери и просит апостола Иоанна Богослова взять Ее к себе в дом и заботиться о Ней (Евангелие от Иоанна, глава 19, стихи 25-27 ).

Наконец, в Евангелии можно найти прямой спор Христа с религиозными учителями Израиля по поводу именно пятой заповеди (о почитании отца и матери). Дело в том, что эти самые учителя разрешали детям отказывать в материальной поддержке своим родителям, если дети объявляли все свое имущество «корваном», то есть посвященным Богу. После этого чадо могло спокойно уйти из семьи, отдав часть денег в сокровищницу Иерусалимского Храма. Спаситель, обличая такой обычай, сказал фарисеям: «устранили слово Божье (то есть пятую заповедь. - Р.М. ) преданием вашим (то есть человеческим. - Р.М. )» (см. Евангелие от Марка, глава 7, стихи 1-13 ). То есть Христос прямо обличает современных Ему иудеев в непочитании родителей.

А Его слова о святости брака: «…Что Бог сочетал, того человек дa не разлучает»? Или благословение приходивших к Нему детей? В чем же дело? Если одни слова и дела Христа, казалось бы, противоречат другим, то как это все понимать?

Прежде всего, ученые до сих пор спорят, на каком диалекте арамейского языка говорил Спаситель. Для нас имеет значение то, что все языки семитской группы (языки Ближнего Востока, в том числе и почти утерянный в наши дни арамейский) чрезвычайно образны. Христос использовал это для Своей проповеди. Евангелие написано удивительным, образно-метафорическим языком, полно притч и аллегорий. Даже и в наши дни то, что звучит совершенно естественно для ближневосточного человека, в прямом переводе способно вызвать настоящий шок у европейца, привыкшего к точной и почти без-образной речи. Слово же «ненависть» в Евангелии (впрочем, как и вообще в Библии) в разных контекстах может обозначать различные понятия. В данном контексте, по мнению большинства толкователей Священного Писания, слова «кто не возненавидит …» следовало бы перевести иначе: «кто не предпочтет Бога отцу, матери…»

Кроме того, Спаситель говорит здесь о качествах, которые нужны Его настоящему ученику и последователю, а значит - любому христианину. Достаточно посмотреть на конец этого отрывка. Сказав о ненависти к родным, Христос как бы подводит итог: «…Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (стих 33 ). Таким образом, слово «возненавидеть» является здесь синонимом еще одной фразы - «отрешиться от всего». В контексте слово «все» - это не только родственники, но и вообще все земные привязанности, заботы, привычки и, конечно, страсти - то, что мешает общению человека с Богом. Именно так в Церкви и понимается выражение «ненависть к себе».

Суммируя контекст Евангелия и фразы Спасителя о ненависти к родственникам, можно сказать, что речь здесь идет о так называемой «системе приоритетов», которая есть у каждого человека. Кто-то (или что-то) у нас стоит на первом месте - и ради этого человек готов пожертвовать почти всем. А что-то - на последнем. И если человеку приходится выбирать, он жертвует «меньшим» ради «большего». Например, женщина, придерживающаяся строгой диеты, чтобы улучшить фигуру, должна пожертвовать этой диетой, если она носит в утробе ребенка. И подобный «жертвенный» выбор человек делает каждый день, каждый час…

Согласно Евангелию, Бог желает иметь не половинку, не две трети, а всего человека. Лучше даже сказать ждет. Ждет от человека любви. Полной до самоотречения. В этом смысле Евангелие - это самая максималистская книга на земле. Но Господь не просто «где-то там сидит на Небе и ждет» жертвы, а, согласно христианскоому вероучению, Сам выходит навстречу людям, отрекается, «ненавидит» Свое могущество и славу, как пишет апостол Павел, Бог «уничижил себя самого, приняв образ раба», то есть становится таким же, как мы, человеком. И ждет… Настоящая любовь не может поступать иначе.

Святые - канонизированные Церковью подвижники, как раз поступили в полном соответствии с евангельской максимой - ответили Христу всецело, всеми силами своей души. Помня, что Он сделал для людей, они тоже не могли поступать иначе, чем отдавать Ему жизнь. Причем сделать это можно по-разному. Кто-то, подобно Спасителю, взошел на крест, кто-то всю жизнь провел в пустыне, молясь Богу. А кто-то жил в кругу семьи, верующей или неверующей. Но все эти люди на своем месте слушали и служили только Богу, «ненавидя» мир и вместе с тем до самоотречения любя его. Как такое возможно? Этот классической парадокс выражен в формуле христианства: «Ненавидь грех, но люби грешника».

Казалось бы, почти невозможно быть настоящим христианином, таким, каким желает тебя видеть Христос. Однако в Евангелии со всей его категоричностью есть, на первый взгляд, «странные» слова Спасителя: «Иго Мое благо и бремя Мое легко». Явное противоречие с максимализмом Евангелия, разрешаемое просто - надо попробовать быть христианином. Ведь христианство - это не только герои-аскеты, святые и красивые здания с крестами на куполах. Христианство - это сообщество верующих во Христа людей. То есть Церковь. И каждый человек в этом сообществе по мере сил пытается «ненавидеть отца и мать», то есть ставить родственные связи в системе своих ценностей ниже, чем связь со Христом, хотя, конечно, это дается очень трудно. Но выбор у христианина стоит не между Богом и родными людьми, а между тем возможным злом, которое может исходить от родственников, и вечным, абсолютным добром, которое всегда исходит только от Бога.

Такая ненависть оказывается в итоге парадоксальной. Именно про нее Христос сказал: «Всякий, кто оставит дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Евангелие от Матфея, глава 19, стих 29). В чем здесь парадоксальность? Господь говорит не только о воздаянии в будущей жизни, но и о жизни земной. И получается, что та «ненависть», о которой сказал Спаситель, не разделяет людей, а, напротив, соединяет и помогает обрести истинную любовь, бескомпромиссно отсекая все злое и ложное в их отношениях.

КОММЕНТАРИЙ СВЯЩЕННИКА

Протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ,

ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета,

Настоятель храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецах:

К сожалению, нередко получается так, что именно те люди, которые теснейшим образом связаны с христианами земной жизнью, не солидарны с христианством в вопросах Жизни Вечной. Господь специально обратил на это внимание, сказав что «враги человеку - домашние его» (Евангелие от Матфея, глава 10, стих 36). В каком смысле «враги»? Не всегда, конечно, но нередко именно самые близкие по «крови и плоти» люди становятся самыми настоящими врагами христианину в вопросах веры и духовной жизни. Конечно, это не те враги, «которых уничтожают», однако надо четко понимать, что они могут стать серьезным препятствием к самому важному для христиан - спасению. Поэтому, любя их как людей, ни в коем случае нельзя следовать их антихристианским требованиям.

История Церкви подтверждает эти слова Спасителя. Достаточно вспомнить великомученицу Варвару, которую предал на казнь родной отец-язычник (начало IV века). И в наши дни есть много случаев, когда родители, в прямом смысле этого слова, мучают своих детей. Например, я знаю девушку, которую родители выгнали из дома за то, что она крестилась и стала настоящей христианкой.

Или представьте - отец и мать были воспитаны еще при Советской атеистической власти, а дети стали верующими людьми. Родители не дают им вести духовную жизнь, сами являясь ярыми противниками Церкви. И в этом смысле отец и мать - это духовные враги своих детей. Конечно, родители будут всегда оставаться родителями. Более того, несмотря ни на что, их нужно любить и почитать. То же можно сказать и о супругах, и о детях, и о братьях с сестрами.

Также я знаю случай, когда неверующая мать заставляла идти на аборт дочь-христианку. Или, например, когда мать говорила дочери примерно следующее: «Ты выйди за него замуж, роди ребенка, а потом разводись. И мы с тобой будем ребеночка воспитывать». Бывают случаи, когда родители советуют своим детям не жениться, а просто вступать в блудные отношения, которые сейчас принято именовать «гражданским браком». В общем, учат своих чад, мягко говоря, плохому. Что делать в этом случае? Конечно, исполнять как раз ту самую заповедь Христа о ненависти к родным… Но ненависть христианина должна проявляться в том, что ему надо ненавидеть не человека (например, мать), а то плохое, греховное, чему она учит.

Конечно, те случаи конфликтов, которые я привел как пример, можно назвать крайними. Чаще бывают менее болезненные ситуации. Но все же слова Христа о ненависти к родным очень нелицеприятны. Они означают, что если неверующая семья мешает продвижению к Богу, а в итоге спасению, то христиане должны предпочесть Бога даже родственникам - самым близким людям на земле. Христианам иногда даже буквально приходится исполнять эту заповедь Спасителя, то есть на какое-то время уходить от родных. Каждый раз разные ситуации, и общего правила для всех верующих нет и быть не может.

Почему Господь употребил слово «возненавидеть»? За время Своего земного служения Христос не стремился сформулировать какую-либо научную доктрину, не говорил выверенные формулировки и тезисы. Его цель была совершенно другая - спасти, восстановить падшего человека в первоначальном достоинстве. Христос говорил и открывал людям величайшие тайны Царства Небесного. Для этого он использовал образную, часто метафорическую речь, потому что образ более понятен и дольше остается в уме, тем более у простого человека. Однако при переводе с одного языка на другой какие-то оттенки могут меняться. И, конечно, под словом «возненавидеть» Христос имел в виду совсем не то, что многочисленные и разные «совопросники века сего».

Священник Игорь ФОМИН

Клирик храма Казанской иконы Божьей Матери на Красной площади:

Начну со случая, который, возможно, поможет понять эту фразу Спасителя. Одна женщина, ходившая в наш храм, к сожалению, ходить к нам перестала, попав к неким лже-старцам, а по сути, просто сектантам и заодно мошенникам. Бедная женщина (как это обычно и бывает у сектантов) получила сильный прессинг цитат из Священного Писания, в том числе и цитату о ненависти к родным, растолкованную буквально. Она взяла малолетнюю дочку и ушла из семьи и Церкви «спасаться» к «старцам», то есть попросту исчезла. Когда муж нашел ее, перед ним предстало жалкое зрелище. Жена и еще несколько таких же охмуренных женщин, ушедших с маленькими детьми из семей, жили в избушке рядом со «старческим монастырем». Дети были грязными, голодными, полураздетыми…

Христос говорил, конечно, не об этом. Он говорил не о том, что надо так возненавидеть семью, что не надо заботиться о ее членах, тем более, если речь идет о совсем еще малышах. Спаситель говорил совершенно о другом - что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Евангелие от Иоанна, глава 15, стих 13). Вообще, все Евангелие проникнуто тем духом, что любовь к Богу человек может проявить через любовь, внимательное и чуткое отношение к своим ближним. Но прилепиться надо только к Богу. Кроме того, толковать слово «возненавидеть» нужно, учитывая образную восточную речь. Оно сказано для того, чтобы контрастно и ярко подчеркнуть мысль Христа. Христианин, конечно, должен любить ближних и заботиться о них, но «во главе угла» должны стоять не родственные связи, а Бог. Именно таков смысл «заповеди о ненависти».

Существует опасность истолковать эту заповедь в угоду себе.

Поэтому я думаю, поведение христианина в семье, пусть даже и во враждебной ему обстановке, должно быть таким, чтобы в итоге семья сказала: «Да, мы тоже хотим быть христианами».

Конечно, в семье бывает всякое, вплоть до того, что христиане всю жизнь проводят в неверующем окружении. Но я хочу все же рассказать о счастливом случае. У меня есть знакомая женщина, которая ходит в наш храм и давно ведет церковную жизнь, а ее муж - профессор, один из лидеров левой политической партии. Он никогда не препятствовал ей быть христианкой. Однако с перестройкой у него усугубились атеистические взгляды, вплоть до того, что если она шла в церковь, то обычно он попросту бил ее. Она прибегала в храм тайком, буквально на полчаса, не имея даже возможности присутствовать полностью на богослужении. Ее «мытарства» продолжались довольно долго, примерно лет десять, и закончились так.

У них в семье была традиция. Каждое воскресенье после обеда они садились на любом вокзале в любую электричку, выходили где-нибудь за городом и гуляли. Однажды по обыкновению они поехали за город. Сев на электричку и доехав до Сергиева Посада, они вышли и направились к Троице-Сергиевой Лавре. Женщина была ни жива, ни мертва, думая о том, что сейчас может начаться с мужем, когда он увидит церкви. Они пришли в один из лаврских храмов, а она все равно волновалась: вдруг муж прямо сейчас, во время службы начнет богохульствовать и кричать или ударит ее… Однако он все время молчал.

Абсолютно молча они дошли обратно до станции, и тут он повернулся к ней и сказал примерно следующее: «Слушай, мы с тобой давно мечтали купить домик. Давай приобретем его здесь. Мне так понравилось это место!» В течение месяца они нашли и купили-таки домик в Сергиевом Посаде, а он стал ходить в храм.

Почему произошло это чудо? Вообще-то, по всем человеческим законам и логике, как только муж стал богохульствовать и бить жену за то, что она ходит в церковь, она должна была расстаться с ним. Однако она вспомнила заповедь Христа и «ненавидела» такие поступки мужа, при этом положив себя на алтарь семьи. И через десять лет ее «ненависть» к мужу привела его к Богу. Почему? Да потому, что эта не та ненависть, которая все вокруг разрушает и приносит страдание другим, а та, о которой говорил Господь - «ненависть» к антихристианским делам мужа, соединенная с самоотверженной любовью к нему и постоянным чувством присутствия Бога в семье.

Рисунки Веры Маханьковой

Пожалуй, нас больше не удивляет, что мужчины присутствуют при родах, встают по ночам к плачущему младенцу, меняют ему памперсы, кормят из бутылочки, купают, а когда ребенок подрастает, рассказывают ему сказки на ночь, проверяют уроки и ходят с ним по врачам. Современная семья непохожа на ту, в которой росли мы сами, не говоря уж о наших родителях, бабушках и дедушках. Распределение ролей стало более гибким. Женщины погружены в работу не меньше, а порой и больше мужчин, но это не единственная причина, почему их мужья стали активней заниматься детьми. Многим современным отцам хочется не просто продолжить свой род, но и быть ближе к детям, построить с ними доверительные, эмоциональные отношения.

Такое впечатление, что пора пересматривать функции матери и отца, особенно их роль в психическом развитии ребенка. Да, столетие назад, когда модель патриархальной семьи была еще незыблемой, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд имел все основания четко разделить материнские и отцовские функции. И сегодня в психоанализе мать отождествляется с объединением, именно она «ответственна» за душевное равновесие ребенка. Отец же воплощает закон. Благодаря ему ребенок отделяется от матери и учится правилам жизни в обществе, среди других людей. Но теперь, когда многие отцы включаются в уход с первых дней жизни ребенка, а многие матери растят детей одни (а значит, берут на себя и отцовские функции), – справедливо ли предложенное Фрейдом разделение ролей? Занимает ли отец по-прежнему особенное место?

Между властителем и приятелем

Разумеется, и сейчас отнюдь не все отцы готовы сойти с пьедестала. Авторитарный отец, как и в прежние времена, отдает приказы, диктует домочадцам свои правила, запрещает и разрешает, никогда не объясняя своих мотивов. Однако таким отцам сейчас нелегко – они вступают в противоречие с нашим временем. Хотя бы потому, что в обществе утвердилась новая концепция воспитания: она обязывает родителей считаться с желаниями ребенка и уважать его индивидуальность. «Существуют общественные организации, которые пытаются отстаивать традиционные роли в семье: отец – хозяин и добытчик, мать – хранительница очага, – комментирует семейный психотерапевт Варвара Сидорова. – Но их воинственная риторика говорит о том, что на самом деле они пытаются отрицать реальность».

Другая крайность: отцы – приятели своих детей, которые общаются с ними на равных, как бы игнорируя разницу поколений. Они всегда готовы отвлечь ребенка от уроков или мытья посуды, чтобы поразвлечься. А вот воспитание – не их забота.

Если для отцов-традиционалистов иерархия в семье – главное, то для отцов-приятелей ее не существует вовсе. «Такое отсутствие дистанции не идет ребенку на пользу ребенку, – подчеркивает психоаналитический психотерапевт Светлана Федорова. –Взрослые и дети принципиально неравны, и для ребенка очень важно принять связанные с этим ограничения». Разница поколений и принятие ограничений – эти понятия фундаментальные для воспитания. «На них строится способность уважать других людей, признавать различия между ними и стремиться к чему-то большему, – продолжает Светлана Федорова. – Но если отец сам не знает личных границ, он не может дать представление о них ребенку».

У авторитарных отцов и отцов-приятелей есть одна общая черта – «они воспринимают отцовскую роль однобоко, – считает психоаналитик Патрик Авран (Patrick Avrane). – Они не умеют быть гибкими, проявлять себя по-разному, сочетать разные качества – твердость, нежность, юмор, умение воспитывать, передавать ценности, играть». Когда отец не чувствует себя «на своем месте», это сказывается на отношениях в паре. Если мужчина ведет себя как начальник, женщина чувствует, что он отрицает ее роль в семье, а ей еще и приходится защищать ребенка от произвола. Если же муж не напоминает о правилах, то женщина живет с ощущением, что в ее семье – одни дети, которые плохо себя ведут. «А ребенок тем временем не знает, на кого из родителей опереться, кого слушаться, чью сторону занять в конфликтах», – заключает Патрик Авран.

«Я слишком хорошо знаю, как важна семья для человека»

«Когда родилась Маша, мне было уже 42. Честно говоря, эйфории я не испытал. Скорее растерялся – надо было что-то делать с этим маленьким существом, которому в первые дни больше нужна мама, чем папа… У меня было непростое детство. Рано умерла мама, отец (Леонид Леонидов – артист Ленинградского театра комедии. – Прим. ред.) остался со мной один. Потом в нашем доме появилась женщина, отношения с которой у меня не сложились совсем. Какое-то время я жил в интернате, потом с отцом. Он то брал меня с собой в театр, то какие-то тетушки за мной ухаживали, то я был сам по себе. Дикорастущий ребенок. И только когда мне исполнилось одиннадцать, отец женился на женщине, которая смогла заменить мне мать. Поэтому я слишком хорошо знаю, насколько важна семья для человека. Сейчас Маше десять, Лене шесть. Я стараюсь дать им как можно больше тепла. С удовольствием наблюдаю, как они играют. Охотно отвлекусь от дел, если у них есть ко мне что-то важное. Сейчас учу Леньку плавать… А вообще живем без капризов и истерик. Не могу сказать, что мы как-то особенно занимаемся воспитанием, все происходит само собой. Гармония и любовь в семье – это и есть лучшее воспитание».

Записала Елена Губайдуллина

Смешение ролей

Как же отцу занять свое законное место в доме, не превращаясь ни в тирана, ни в кидалта? Ведь отцам в любом случае предъявляют претензии: они слишком навязчивы или слишком дистантны, слишком властные или слишком слабые, незрелые или косные. От них все время требуют соответствовать высокому идеалу отца – героя, защитника и спасителя. Каждый мужчина вынужден сравнивать себя с этим недостижимым идеалом и неизбежно испытывать разочарование. Несмотря на это, сегодня мы видим «новых отцов», которые пытаются если не быть идеальными, то по крайней мере избежать крайностей. СМИ и киноиндустрия одновременно пропагандируют «новое отцовство» и посмеиваются над ним, и это естественно: всякая новая тенденция в культуре воспринимается общественным мнением неоднозначно, пока не утвердится окончательно. В западных странах уже никого не удивляет, когда отцы берут отпуск по уходу за новорожденным. Один из лидеров в этом смысле Швеция, где таких отцов 90%*. В России «декретный отпуск» для мужчин еще редкость, но это, может быть, единственный показатель, по которому наши «новые отцы» сильно отстают от западных. Что же отличает «новых отцов»? Дело не только в том, что теперь они включаются в заботы о ребенке, едва он появился на свет. «Отцы сегодня не боятся проявлять теплые чувства, быть более мягкими, нежными, ласковыми, – говорит Светлана Федорова. – Ведь в каждом мужчине есть не только мужская, но и женская часть личности, в каждом живет внутренний ребенок. А с кем, как не с детьми, можно расслабиться и позволить себе быть собой?»

Кроме того, все чаще главным инструментом отцовского воспитания становится не приказ, а договор. Но это приводит к тому, что в определенном смысле роли отца и матери размываются. «Все чаще родители делят между собой авторитет и эмоции, – констатирует семейный психотерапевт. – Не только отец ухаживает за ребенком, но и мама устанавливает правила и границы. Если раньше вопросы жизни детей вне дома решал главным образом отец, то сейчас точно так же их может решать и мать».

Равные, но разные

Получается, мы перешли от резкого разграничения ролей к их полному смешению? Так что же, в наши дни отец может целиком заменить мать (как и мать отца)? Не слишком ли далеко завела нас идея равенства?

«Не стоит путать социальные роли матери и отца и их символические функции», – предостерегает Светлана Федорова. Мужчина и женщина действительно равны, когда речь идет об их месте в обществе, они одинаково способны выполнять одну и ту же работу, в том числе ухаживать за ребенком, заботиться и воспитывать его. Другое дело – символическое значение «мужского» и «женского» в бессознательном ребенка. Здесь различение необходимо – от этого зависит формирование идентичности ребенка и его психическое здоровье.

В этом смысле отец столь же незаменим, как и прежде. «В первые месяцы жизни ребенок неразрывно связан с матерью. И часто мать испытывает соблазн сохранить этот симбиоз, – рассказывает Светлана Федорова. – Но младенец растет, и ему необходимо иметь свободное, не симбиотическое психическое пространство для развития. Поэтому так важна фигура третьего – отца. Он встает между матерью и ребенком и тем самым создает для ребенка это пространство развития».

Разбивая диаду мать–дитя, отец устанавливает запрет на инцест – фундаментальный для человечества закон, который навсегда запечатлевается в бессознательном ребенка. Он усваивает, что не все его желания могут быть удовлетворены, в частности – желание вернуться в материнское лоно. Таким образом отец становится для ребенка символом запрета. Отец вообще, согласно психоаналитической концепции, помогает ребенку принять ограничения, которые необходимо усвоить на пути взросления: отказ от материнской груди в пользу разнообразного питания, отказ от материнских рук в пользу самостоятельной ходьбы, отказ от семейного очага в пользу детского сада, школы и, шире, – жизни в обществе. Другими словами, помогает ребенку стать самостоятельным человеком, который может жить среди других людей.

Оставаться мужчиной

Как же «новым отцам» не превратиться во вторую мать, сохранить свою отцовскую роль, столь важную для воспитания? Совместима ли она с мягкостью, добротой, нежностью, заботливостью?

Наши эксперты уверены: вопрос не в том, что мы делаем, а в том, как мы воспринимаем себя и своего партнера. «Главное, чтобы путаницы ролей не было в голове у родителей, – предупреждает Варвара Сидорова. – Ведь ребенок перенимает их взгляд на вещи». Ребенку необходимо расти в атмосфере взаимного уважения родителей, когда они поддерживают друг друга. «Ведь если папа считает, что справляется с ребенком лучше матери и даже может заменить ее, он тем самым обесценивает мать, – подчеркивает Светлана Федорова. – И наоборот, если мать говорит: «Отец ни на что не годен, я могу вырастить ребенка и без него», она обесценивает отца».

В общем, путь к отцовству – это путь к зрелости. И он всегда уникален. «Каждому отцу придется искать свой, органичный только для него путь, чтобы проявить себя таким, какой он есть, – говорит Светлана Федорова. – Искать, преодолевая внутренние преграды, конфликты и страхи». Отцам предстоит принять, что их роль постоянно меняется. Что они всегда будут несовершенны, но именно это поможет им искать свою дорогу. Что традиционная модель семьи больше не работает, а преуспеть на всех фронтах – в воспитании, в работе, в обществе – в любом случае непростая задача. Что у них впереди возрастные кризисы и чувство вины, которое может осложнить их отношения с детьми. Но что дети готовы многое им простить и со многим примириться, лишь бы отец оставался отцом».

Почему важны отцы?

Отец – глава семьи, ролевая модель, источник запретов... Но это не все: 6 научных открытий меняют привычный взгляд на родительство*.

  • Отцовские и материнские гены по-разному проявляют себя в эмбрионе. Материнские ограничивают питание ребенка в утробе, защищая мать. Отцовские же, наоборот, требуют извлекать максимум питательных веществ и энергии из организма матери, даже в ущерб ее здоровью.
  • Когда во время беременности рядом с женщиной есть мужчина, дети реже рождаются недоношенными.
  • Дети отцов, страдавших тяжелой формой послеродовой депрессии, в 8 раз чаще, чем другие дети, имеют проблемы с поведением и почти в 40 раз – в общении.
  • Если отцы уделяют мало внимания детям, в будущем те чаще обнаруживают агрессивное поведение.
  • В развитии речи отцы играют более важную роль, чем матери. Проводя с детьми меньше времени, чем матери, отцы используют больше разных слов и тем самым обогащают лексический запас ребенка.
  • Девочки, выросшие без отца, раньше достигают половой зрелости и чаще беременеют в подростковом возрасте. Одна из гипотез утверждает, что бессознательное дочери воспринимает отсутствие отца как сигнал: мужчины не остаются с женщинами надолго, поэтому ей нужно быстро находить партнеров. Г. Ч.

* Подробнее об этих исследованиях в книге П. Реберна «Отцы имеют значение?» (P. Raeburn «Do Fathers Matter?», Scientific American / Farrar, Straus and Giroux, 2014).