От кого произошли казанские татары. Казанские татары. V. «Археологическая» теория происхождения казанских татар



План:

    Введение
  • 1 История
    • 1.1 Ранняя история
    • 1.2 Формирование
  • 2 Культура
    • 2.1 Свадебные обряды
    • 2.2 Погребальный обряд
    • 2.3 Национальная одежда
  • 3 Антропологические типы казанских татар
  • 4 Теория этногенеза казанских татар
  • 5 Районы расселения
  • Литература
    Примечания

Введение

Казанские татары. Фото 1885 года

Казанские татары - одна из основных групп, составляющих татарский народ. Говорят на среднем диалекте татарского языка кипчакской группы тюркских языков. Этническую основу казанских татар составили волжские булгары и другие тюркские, а также отчасти финно-угорские племена волго-уральского региона.


1. История

1.1. Ранняя история

После завоевания в 1236 году Волжской Булгарии монголами и ряда булгарских восстаний 1237 и 1240 годов Волжская Болгария входит в состав Золотой Орды. Позже после распада Золотой Орды и возникновения на ее месте ряда независимых ханств, на булгарских землях образуется Казанское ханство. В результате консолидации булгар с другим кыпчакским, а также отчасти финно-угорским населением края формируется народ казанских татар.


1.2. Формирование

В XV-XVI веках происходит формирование казанских татар. Казанские татары, как наиболее многочисленные и имевшие более развитую экономику и культуру, к концу XIX века сложились в буржуазную нацию. Основная масса казанских татар занималась земледелием, сильно развито среди казанских татар было ювелирное искусство, происходившее от булгарского, а также кожевенное, деревообрабатывающее ремесла и многие другие. Значительная часть татар была занята в различных кустарно-ремесленных производствах. Материальная культура татар, складывавшаяся в течение длительного времени из элементов культуры булгар и местных племён, испытала также влияние культур народов Средней Азии и других регионов, а с конца XVI века - русской культуры.

[Казанские и оренбургские татары]

С того времени, как Казанское царство российскою силою побеждено и к российскому государству присовокуплено, рассеялись многие татара в продолжение сей войны, а остальные переселились от части толпами в непобежденные тогда ещё татарские области: вот по чему и сделано было в казанском царстве гораздо больше перемен, нежели в прочих завоеванных местах...

При сем [российском] правлении многие казанские татара, с дозволения оного, перешли с прежних своих мест на жилище в другие страны, которые показались им привольнее: вот по чему и умножилось число рассеянных станиц и селений сих татар в пограничных с Казанскою губерниях, а именно в Оренбургской, Тобольской, а от части также в Воронежской, и в некоторых других... однако они в житейских своих обрядах вере сообразны казанским татарам: почему и не примену, говоря об оных, и на сих ссылаться.

Оренбургских казанских татар отнюдь не должно смешивать с перекочевавшими в сию [Оренбургскую] губернию ордами, как то с киргизцами, а от части и уфскими татарами. Прямые оренбургские татара живут в Оренбурге т по крепостям оренбургской линии по реке Урале частию рассеяно, а частию в особливых слободах, в собственных слободах и городке Каргале на реке Сакмаре, в 18 верстах от Оренбурга... Уфские городские и деревенские татара суть древние древние беглецы казанские, и они многолюдны. В Оренбургской исешской провинции ведется уже с лишком сто лет селение, состоящее из некоторых деревень, и прозывается по Ичкинскому ручью...

Все оренбургские казанские татара числом превосходят настоящих казанских, да и прочих, в рассеянии живущих, наберется не меньше, как и казанских. Казанские татары получили свое название от главного города Казани... В прочем, по собственным преданиям, не особливого колена, но произошли от оставшихся тут [в Казани] на поселении разных поколений ратоборцов и от привлеченных в Казань иностранцов, а особливо ногайских татар, которые все чрез соединение свое в единое общество составили особый народ.

Миллер Карл Вильгельм. «Описание всех в Российском государстве обитающих народов,..» Часть вторая. О народах татарского племени. С-П, 1776 г. Пер. с немецкого.


2. Культура

2.1. Свадебные обряды

У казанских татар были своеобразные способы приобретения невесты, как остаток глубокой старины в Поволжье. Как способы приобретения невесты, так и свадебные обычаи казанских татар представляют резкие отличия от обычаев и обрядов прочих их соплеменников и имеют большое сходство с обрядами соседних инородцев (чуваш, черемис, мордвы и вотяков), что указывает на близкое их соседство с древнейших времен и взаимное влияние. У казанских татар существовали три способа приобретения невесты: 1) Похищение путем насильственным, то есть против воли как самой девушки, так и ее родных; 2) Добровольный уход девушки из родительского дома к жениху - по обоюдному с ним согласию, но без ведома и согласия родителей сторон; 3) В порядке обыкновенного сватовства, по воле и предварительному соглашению родителей сторон. Все эти способы практикуются и у прочих народов Поволжья .


2.2. Погребальный обряд

Множество фактов похоронных обрядов казанских татар показывают полную преемственность от булгар, на сегодня большинство обрядов казанских татар связаны с их мусульманской религией.

Местоположение . Городские некрополи Золотой Орды располагались в черте города, как и могильники периода Казанского ханства. Кладбища казанских татар XVIII-ХIХ вв. располагались вне деревень, недалеко от селений, по возможности - за речкой.

Надмогильные сооружения . Из описаний этнографов следует,что казанские татары имели обычай сажать на могиле одно или несколько деревьев. Могилы почти всегда обносились изгородью, иногда на могилу ставили камень, делали небольшие срубы без крыши, в которые сажали березки и ставили камни, иногда ставили памятники в виде столбов.

Способ захоронения . Для булгар всех периодов характерен обряд ингумации (трупоположения). Булгар-язычников хоронили головой на запад, на спине, с руками, расположенными вдоль тела. Отличительной особенностью могильников Х-ХI вв. является период становления нового обряда в Волжской Булгарии, отсюда отсутствие строгого единообразия в отдельных деталях ритуала, в частности, в положении тела, рук и лица погребенных. Наряду с соблюдением кыблы, в абсолютном большинстве случаев встречаются отдельные захоронения лицом вверх или даже на север. Встречаются захоронения умерших на правом боку. Особенно разнообразно в этот период положение рук. Для некрополей XII-XIII вв. характерна унификация деталей обряда: строгое соблюдение кыблы, ориентация лица к Мекке, единообразное положение покойника с легким поворотом на правый бок, с правой рукой, вытянутой вдоль корпуса, и левой, слегка согнутой и положенной на таз. В среднем, 90 % погребений дают это устойчивое сочетание признаков против 40-50 % в ранних могильниках. В золотоордынский период все захоронения совершены по обряду ингумации, тело вытянуто на спине, иногда с поворотом на правый бок, головой на запад, лицом к югу. В период Казанского ханства погребальный обряд не меняется. По описаниям этнографов, покойника опускали в могилу, затем укладывали в боковой подбой, лицом к Мекке. Отверстие закладывалось кирпичами или досками. Распространение ислама среди волжских булгар уже в домонгольское время очень четко проявилось в обряде булгар ХII–XIII вв., в период Золотой Орды, а позднее и в погребальном обряде казанских татар .


2.3. Национальная одежда

Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол. Верхней одеждой служили казакин, а зимой - стёганый бешмет или шуба. Головной убор мужчин - тюбетейка, а поверх неё - полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин - вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь - кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши. Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений.


3. Антропологические типы казанских татар

Наиболее значительными в области антропологии казанских татар являются исследования Т. А. Трофимовой, проведенные в 1929-1932 годах. В частности, в 1932 году совместно с Г. Ф. Дебецом она проводит широкие исследования в Татарстане. В Арском районе обследованы 160 татар, в Елабужском районе - 146 татар, в Чистопольском районе - 109 татар. Антропологические исследования выявлили у казанских татар наличие четырех основных антропологических типов: понтийского, светлого европеоидного, сублапоноидного, монголоидного .

Таблица 1. Антропологические признаки у различных групп казанских татар.
Признаки Татары Арского района Татары Елабужского района Татары Чистопольского района
Число случаев 160 146 109
Рост 165,5 163,0 164,1
Продольн. диам. 189,5 190,3 191,8
Попереч. диам. 155,8 154,4 153,3
Высотн. диам. 128,0 125,7 126,0
Головной указ. 82,3 81,1 80,2
Высотно-продольн. 67,0 67,3 65,7
Морфологическ. высота лица 125,8 124,6 127,0
Скуловой диам. 142,6 140,9 141,5
Морфологическ. лицев. указатель 88,2 88,5 90,0
Носовой указатель 65,2 63,3 64,5
Цвет волос (% черных-27, 4-5) 70,9 58,9 73,2
Цвет глаз (% темных и смеш. 1-8 по Бунаку) 83,7 87,7 74,2
Горизонтальный профиль % плоских 8,4 2,8 3,7
Средний балл (1-3) 2,05 2,25 2,20
Эпикантус(% наличия) 3,8 5,5 0,9
Складка века 71,7 62,8 51,9
Борода (по Бунаку) % очень слабого и слабого роста (1-2) 67,6 45,5 42,1
Средний балл (1-5) 2,24 2,44 2,59
Высота переносья Средний балл(1-3) 2,04 2,31 2,33
Общий профиль спинки носа % вогнутых 6,4 9,0 11,9
% выпуклых 5,8 20,1 24,8
Положение кончика носа % приподнятых 22,5 15,7 18,4
% опущенных 14,4 17,1 33,0

Указанные типы имеют следующие характеристики:

Понтийский тип - характеризуется мезокефалией, темной или смешанной пигментацией волос и глаз, высоким переносьем, выпуклой спинкой носа, с опущенным кончиком и основанием, значительным ростом бороды. Рост средний с тенденцией к повышению.
Светлый европеоидный тип - характеризуется суббрахикефалией, светлой пигментацией волос и глаз, средним или высоким переносьем с прямой спинкой носа, среднеразвитой бородой, средним ростом. Целый ряд морфологических особенностей - строение носа, размеры лица, пигментация и ряд других - сближает этот тип с понтийским.
Сублапоноидный тип (волго-камский) - характеризуется мезо-суббрахикефалией, смешанной пигментацией волос и глаз, широким и низким переносьем, слабым ростом бороды и невысоким, среднешироким лицом с тенденцией к уплощенности. Довольно часто встречается складка века при слабом развитии эпикантуса.
Монголоидный тип (южно-сибирский) - характеризуется брахикефалией, темными оттенками волос и глаз, широким и уплощенным лицом и низким переносьем, часто встречающимся эпикантусом и слабым развитием бороды. Рост, в европеоидном масштабе, средний.


4. Теория этногенеза казанских татар

См. раздел «Теории этногенеза» в статье Татары .

Существуют несколько теорий этногенеза татар. В научной литературе наиболее подробно описаны три из них :

  • булгаро-татарская теория
  • татаро-монгольская теория
  • тюрко-татарская теория.

5. Районы расселения

Казанские татары (казанлы), являются основной частью татарского этноса в Татарстане, уступая лишь в нескольких районах мишарам (в Дрожжановском, Нурлатском, Чистопольском, Буинском и Черемшанском районах). Основной ареал расселения казанских татар - так называемое Заказанье и Вятка (Арский, Балтасинский, Атнинский, Высокогорский, Сабинский, Тюлячинский, Кукморский, Зеленодольский, Пестреченский, Лаишевский районы), а также Закамье, восток и юго-восток республики, где они известны в том числе под названием тептяри (Заинский, Актанышский, Мензелинский, Агрызский, Сармановский, Азнакаевский, Муслюмовский, Тукаевский, Бавлинский, Ютазинский, Бугульминский районы) и Горная сторона (Зеленодольский, Верхнеуслонский, Камскоустьинский, Апастовский, Кайбицкий, районы). Также доминируют в Мамадышском, Камско-Устьинском, Тетюшском, Рыбно-Слободском, Елабужском, Менделеевском, Нижнекамском, Спасском районах. В ряде районов соотношение казанских татар и мишар равное, либо они относительно преобладают. В основном на юге республики (Аксубаевский, Алькеевский, Спасский, Алексеевский, Ново-Шешминский, Лениногорский, Альметьевский районы).

Татары, проживающие в Самарской, Кировской, Оренбургской, Челябинской и Свердловской областях, Пермском крае и Республиках Башкортостан и Марий Эл в массе своей также являются казанскими татарами и доля мишар среди них мала, но следует также рассматривать и татарскую ассимиляцию марийцев. Что касается Башкортостана, то в некоторых районах (Кармаскалинский, Аургазинский, Кушнаренковский, Чекмагушевский, Балтачевский, Бураевский, Кигинский, Чишминский, Благоварский и Буздякский) татары в большинстве своем имеют мишарские корни. Казанскотатарские/тептярские корни имеют татары проживающие в Илишевском, Янаульском, Дюртилинском, Татышлинском, Аскиновском, Шаранском, Бакалинском, Ермекеевском, Миякинском, Нуримановском, Иглинском, Салаватском и др. районах северо-запада Башкортостана.


Литература

  • Петр Знаменский. Казанские татары.
  • Гайнутдин Ахмаров. Свадебные обряды казанских татар.
  • Косач Г.Г. Татарстан: религия и национальность в массовом сознании // Каариайнен К., Фурман Д.Е. (отв. редакторы). Новые церкви, старые верующие – старые церкви, новые верующие. Религия в постсоветской России. М., Институт Европы РАН, Институт Евангелической Лютеранской церкви Финляндии, 2007.

Примечания

  1. Гайнутдин Ахмаров- Свадебные обряды казанских татар - nevesta-kazan.narod.ru/text/tatar-ahmerev.htm
  2. «Современные остатки языческих обрядов чуваш». Казань. 1879. С.16
  3. Дроздова Галина Ивановна ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД НАРОДОВ ВОЛГО-КАМЬЯ XVI-ХIХ ВЕКОВ (ПО АРХЕОЛОГИЧЕСКИМ И ЭТНОГРАФИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ) - www.tataroved.ru/publicat/Drozdova.doc
  4. Трофимова Т. А. Этногенез татар Среднего Поволжья в свете данных антропологии. // Происхождение казанских татар. Казань, 1948 C.30-34.
  5. , Татары , Буджакские татары , Заболотные татары .

Существует несколько версий происхождения татар: булгаро-татарская, тюрко-татарская и татаро-монгольская теория. Сторонники того, что поволжские и сибирские татары – это два разных народа, придерживаются в основном булгаро-татарской теории. Согласно ей казанские татары – это потомки булгар, тюркоязычных племен, живших на территории Булгарского государства.

Этноним «татар» пришел на эту территорию с монголо-татарами. В XIII веке под натиском монголо-татар Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды. После ее распада начали образовываться независимые ханства, самым крупным из которых стало Казанское.

В начале XX века историк Гайнетдин Ахметов писал: «Хотя традиционно счи­­тается, что Булгары и Казань - суть два государства, сме­нившие одно другое, но при тщательном историческом сравнении и изучении легко выяснить их прямую наследственность и в какой-то степени даже тождественность: в Ка­занском ханстве жил тот же тюрко-булгарский народ».

Сибирских же татар определяют как этнос, сформировавшийся из сложного сочетания монгольских, самодийскийх, тюркских, угорских компонентов. Сначала на территорию Сибири пришли предки ханты и манси, за ними начали проникать тюрки, среди которых были и кыпчаки. Именно из среды кыпчаков сформировалось ядро сибирских татар. По мнению некоторых исследователей, некоторая часть кыпчаков мигрировала дальше на территорию Поволжья и смешалась также с булгарами.

В XIII веке в Западную Сибирь пришли монголо-татары. В XIV веке возникло первое государственное образование сибирских татар – Тюменское ханство. В начале XVI века оно вошло в состав Сибирского ханства. На протяжении нескольких веков происходило также смешение с народами, жившими в Средней Азии.

Формирование казанских и сибирских татар как этносов происходило примерно в одно и то же время – около XV века.

Академия Наук СССР

Отделение истории и философии

Институт языка, литературы и истории Казанского филиала

Редакционная группа:

Председатель академик Б. Д. Греков .

Члены: Чл. корреспондент Акад. Наук СССР

проф. Н. К. Дмитриев ,

проф. С. П. Толстов ,

проф. Н. И. Воробьёв ,

и ст. научн. сотрудник Х. Г. Гимади .

Происхождение казанских татар : Материалы сессии отделения истории и философии АН СССР, организованной совместно с институтом языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР, 25-26 апреля 1946 г. в г. Москве (по стенограмме). - Казань: Татгосиздат, 1948. - 160 с.

См. также

  • Галиуллина Д. Обсуждение некоторых аспектов истории татарского народа на кафедре истории СССР КГУ во второй половине 1940-х гг. // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2004. - № 2.
  • Каримуллин А. Г. Татары: этнос и этноним . - Татарское книжное издательство, 1989. - 128 с.
  • Сафаргалиев М. Г. Один из спорных вопросов истории Татарии // Вопросы истории - 1951. - №7. - С. 74-80.

От редакции

Доклады:

1. А. П. Смирнов . К вопросу о происхождении татар Поволжья

2. Т. А. Трофимова . Этногенез татар Среднего Поволжья в свете данных антропологии

3. Н. И. Воробьев . Происхождение казанских татар по данным этнографии

4. Л. 3. 3аляй . К вопросу о происходении татар Поволжья. (По материалам языка)

Содоклады:

H. Ф. Калинин . К вопросу о происхождении казанских татар

X. Г. Гимади . Монгольское иго и вопрос о происхождении казанских татар

Выступления:

С. Е. Малова

М. Н. Тихомирова

Н. К. Дмитриева

A. Ю. Якубовского

С. П. Толстова

B. В. Богданова

А. Б. Булатова

Р. М. Раимова

Ш. И. Типеева

Заключительное слово:

А. П. Смирнова

Т. А. Трофимовой

Н. И. Воробьёва

Л. 3. 3аляя

Акад. Б. Д. Греков - подведение итогов сессии

От редакции

В постановлении ЦК ВКП (б) от 9/VIII-1944 г «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации» были вскрыты серьёзные ошибки, допущенные некоторыми историками и литераторами при освещении отдельных вопросов истории Татарии. (Идеализация Золотой Орды и ханско-феодального эпоса об Идегее). Историкам было поручено организовать научную разработку истории Татарии и устранить допущенные ошибки. Согласно этого постановления Институт языка, литературы и истории Казанского филиала Академии Наук СССР разрабатывает историю Татарской АССР. При написании этой работы коллектив авторов натолкнулся на ряд проблем, без разрешения которых невозможна была разработка истории Татарии. Одним из актуальнейших моментов истории Татарской АССР являлся вопрос об этногенезе казанских татар. По данному вопросу, как известно, вплоть до последнего времени среди историков не было единого мнения. Часть историков отождествляла казанских татар с теми монголо-татарами, которые в XIII веке покорили Русь и другие страны Восточной Европы. Другие историки утверждали, что нынешние татары - это конгломерат тюрко-финских племен Среднего Поволжья и завоевателей монгол. И, наконец, существовала теория, согласно которой казанские татары являются прямыми потомками камских булгар, получившие от монгол лишь их название «татары».

Учитывая важность проблемы, ИЯЛИ КФАН СССР обратился в отделение истории и философии АН СССР с просьбой созвать специальную сессию по вопросу этногенеза казанских татар. Сессия состоялась в Москве 25-26 апреля 1946 года. На сессии участвовали учёные Москвы, Ленинграда и Казани. С докладами и сообщениями выступали историки, археологи, антропологи, этнографы и лингвисты. Сессия открылась вступительными словами акад. Б. Д. Грекова, отметившего важность обсуждаемой проблемы в деле изучения истории ТАССР.

С докладами на сессии выступили А. П. Смирнов - «К вопросу о происхождении казанских татар», Т. А. Трофимова «Этногенез казанских татар среднего Поволжья в свете данных антропологии», Н. И. Воробьев «Происхождение казанских татар по данным этнографии» и Л. 3. Заляй «Происхождение татар Поволжья по материалам языка». С содокладами на сессии выступили X. Г. Гимади и Н. Ф. Калинин. В премиях, которые развернулись после докладов, выступили члены-корреспонденты АН СССР профессора: М. И. Тихомиров, Н. К. Дмитриев, С. Е. Малов, А. Ю. Якубовский, а также проф. С. П. Толстов, проф. В. В. Богданов, Р. М. Раимов, Ш. И. Типеев, А. Б. Булатов.

Сессия подвела итог многолетней дискуссии по вопросу этногенеза казанских татар. На основе данных лингвистики, археологии, этнографии, антропологии и других смежных дисциплин сессия смогла сделать определённые выводы. Основной вывод состоит в том, что казанские татары, как и всякая народность есть результат длительного общения и взаимосвязей с другими этническими группами и народами. На формирование их решающее вляние оказали местные племена и тюркоязычные народности (булгары и другие), которые до прихода в край монгольских завоевателей создали государство камских булгар. По сравнению с кочевниками-монголами булгары стояли на более высоком уровне экономического и культурного развития.

Огромное влияние на развитие и формирование татарской народности оказывал русский народ, с которым уже в X-XII веках булгары поддержали обширные экономические и дипломатические связи. В докладах были приведены многочисленные факты проникновения в быт татар более прогрессивных форм быта и хозяйства русского народа.

В докладах и выступлениях основательно была доказана полная несостоятельность взглядов, отождествляющих казанских татар с монголо-татарами.

В окладе Т. А. Трофимовой на основе антропологических данных доказано, что современные казанские татары сложились «на базе древних пластов местного населения, включившего в свой состав некоторые более поздние антропологические наслоения».

Население, проживавшее на территории камской Булгарии в составе Золотой Орды, оказалось на положении порабощенного народа. Оно было обложено данью и подвергалось жестокому военно-феодальному угнетению. Подобно русскому народу, взявшему на себя главную тяжесть борьбы, булгары и другие народы Среднего Поволжья, также вели борьбу с монгольскими завоевателями. Эта борьба народа с завоевателями запечатлена в исторических документах и народном эпосе.

Итог был подведен акад. Б. Д. Грековым, отметившим плодотворность работы сессии. Значение данной научной сессии велико. Материалы её являются ценным вкладом не только в литературу по истории Татарии, но и по истории других народов Среднего Поволжья, в частности чуваш . Вместе с тем сессия дала конкретную программу дальнейшей научной работы над вопросами, требующими углубленного изучения. Теперь историки Татарии будут смелее и увереннее разрабатывать историю своей республики, ибо в значительной степени устранены те трудности, которые стояли на пути разрешения этой ответственной задачи.

В виде гипотезы позволю высказать следующие соображения. Богато оформленные каменные плиты с каллиграфическим шрифтом, с текстами на арабском языке и со словами, родственными казанско-татарскому языку, принадлежали, по моему мнению, верхушке булгарского феодального общества, преимущественно даже столичного, в значительной степени арабизированного и пользовавшегося литературным языком того времени, каковым для нижнего и среднего Поволжья XIII-XIV века может считаться тюрко-кипчакский язык с сильными элементами арабизма.

Среди остального населения булгарского государства был слой, стоящий ниже на социальной лестнице - купцы, ремесленники, менее знатные феодалы. Язык их был другой, менее затронутый влиянием литературы и арабской образованности. Памятниками письменности этого населения и являются широко распространенные в Татарии эпитафии «второго стиля» с «чувашизмами» и с упрощённой куфической традиционной графикой. Возможно, что здесь мы имеем также проявление особой этнической группы, исконно жившей в Булгарии, которую можно назвать тюрко-чувашской или суварской, имевшей в более ранние века свой политический центр (г. Сувар), свою феодальную знать. С утратой Суваром прежнего положения, с возвышением г. Булгара, а затем с монгольским завоеванием и сильной перетасовкой населения, в частности потомки Суварской знати, утратившие политическое влияние, оказались на положении былой аристократии, державшейся старых традиций в языке, обычаях. Возможно, что проявлением этих традиций «суварской знати» служат памятники «переходного стиля», выше нами охарактеризованные. Таким образом, в здесь представленных булгарских лингвистических памятниках мы можем различать по крайней мере два диалекта и установить генетическую связь булгар с казанскими татарами, что особенно ярко проявляется из сравнения памятников 1 стиля с казанскими памятниками того же характера, относящимися к XV-XVI вв. Эту преемственную линию можно провести и далее-в XVII, XVIII вв. Не имея возможности детально представить здесь эти материалы, ограничусь лишь ссылкой на наши альбомы, указанные в примечании 3. Даже внешнее сходство обнаруживает преемственные связи. Они более заметы в языке текстов.

Калинин H. Ф. К вопросу о происхождении казанских татар.] // Происхождение казанских татар: Материалы сессии отделения истории и философии АН СССР, организованной совместно с институтом языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР, 25-26 апреля 1946 г. в г. Москве (по стенограмме). - Казань: Татгосиздат, 1948. - С. 104.

Чуваши связываются с местными оседлыми племенами, вероятней всего с эсегель и сувар (их город Ошел в 1220 году взят был русскими), входившими в состав Булгарского царства. На это, в частности, указывал Марр, который связывал сувар с чувашами. Мне кажется, что они входили в Булгарское царство как одно из племён.

Смирнов А. П. Заключительные слова // Происхождение казанских татар: Материалы сессии отделения истории и философии АН СССР, организованной совместно с институтом языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР, 25-26 апреля 1946 г. в г. Москве (по стенограмме). - Казань: Татгосиздат, 1948. - С. 148.

I. Введение.
О происхождении наших казанских татар существует ряд противоречивых теорий, из которых пока ни одна не может претендовать на достоверность. По одной из них, причем самой видимо старой, казанские татары являются потомками татаро-монгол, по другой - их предками являются Волжско-Камские булгары, по третьей - они потомки кипчаков из Золотой Орды, перекочевавших на Поволжие, а по четвертой, пока самой последней кажется, - казанские татары суть потомки тюрко-язычных племен, появившихся в Поволжии и Приуральи в VII-VIII веках и образовавших в пределах Волжско-Камской Булгарии народность казанских татар. Автор этой последней гипотезы, зав. археологическим отд. Казанского института им. Г.Ибрагимова А.Халиков, хотя обосновано и отклоняет первые три теории, но и про свою работу все же пишет, что она является лишь попыт¬кой суммировать новые данные о происхождении татар Поволжья и положить начало дальнейшему исследованию в этой области. Нам кажется, что причиной таких затруднений при решении вопроса, о про¬исхождении казанских татар является то, что ищут их предков не там, где сейчас обитают их потомки, т.е. не в Татарской республике, а кроме того относят возникновение казанских татар не к той эпохе, когда это имело место, а во всех случаях к более древним временам.

II. Теория татаро-монгольского происхождения казанских татар
По этой теории казанские татары являются потомками татаро-монгол, покоривших в первой половине ХIII века многие страны и оставивших у русского народа печальную память о “татарском иге”. В этом же русские люди были уверены, когда московское войско шло в поход, закончившийся присоединением Казани к Москве в 1552 г. Вот что читаем в “Cказании князя Курбского о покорении Казани”:
“И абие, за помощию Божьей, сопротив сопостатав возмогоша воинство христианское. И против яких супостатов, как великого и грозного Измаильтетского языка, от негож некогда и вселенная трепетала, и не только трепетала, но и опустошена была”, т.е. воинство христианское выступило против народа, перед которым трепетала вселенная и не только трепетала, но которым была и опустошена.
Эта теория, основанная лишь на одинаковости названия древ¬него народа и современного имела своих сторонников, но ее ошибочность полностью доказывают результаты разносторонних научных исследований, которые абсолютно не подтверждают какую либо связь казанских татар с татаро-монголами.

Эта гипотеза возможно кое-где еще сохраняется, как обывательская точка зрения лиц, кое что знающих из литературы о “татарах” старо-давних времен и которым также известно, что и теперь существуют, например, казанские татары.

III. Теория кипчако-половецкого происхождения казанских татар
Имеется группа советских ученых (М.Н.Тихомиров, М.Сафоргалеев, Ш.Ф.Мухамедьяров), которые, исходя из того, что татаский язык входит в, так называемую, кипчакскую группу тюркских языков, считают казанских татар потомками кипчако-половецких племен, которые в ХIII и ХIV веках составляли основную массу населения Золотой Орды. По мнению этих ученых, кипчакские племена, после монгольского нашествия, особенно после распада Золотой Орды, переселялись на берега Камы и Волги, где с остатками Волжской Булгарии, составили основу казанских татар.
Эта теория, исходя только из общности языка, опровергается археологическими и антропологическими материалами, которые не подтверждают каких либо значительных изменений ни в культуре, ни в этническом составе населения Казанского ханства по сравне¬нию с населением и культурой местного края Золотоордынского периода.

IV. Теория происхождения казанских татар от волжско-камских булгар
Довольно продолжительное время шла полемика между сторонниками происхождения от волжско-камских булгар казанских татар или чуваш. Спор окончательно разрешился в пользу последних и в отношении казанских татар этот вопрос теперь окончательно отпал. При решении этого вопроса основную роль сыграло то обстоя¬тельство, что татарский язык настолько отличается от древнебулгарского, что трудно отожествлять предков татар с волжско-камскими булгарами. В то же время: “Если сравнить язык булгарских надгробий с нынешним чувашским наречием, то разница между обоими оказывается весьма несущественной”.1)
Или же: “Памятники языка булгар ХIII века ближе всего объясняются из современного чувашского языка.”2)

V. “Археологическая” теория происхождения казанских татар
В весьма солидном труде по истории казанских татар читаем:3)
“Основными предками татар Среднего Поволжья и Приуралья явились многочисленные кочевые и полукочевые, в большинстве тюркоязычные племена, которые приблизительно с IV в. н.э. стали проникать с юго-востока в лесостепную часть от Урала до верховь¬ев реки Оки”.
Согласно уточняющей приведенное положение теории, предло¬женной завед. сектором археологии Казанского института языка, литературы и истории АН СССР, А.Халиковьм, предками современных казанских татар, а также башкир надо считать тюркоязычные племена, вторгшие¬ся в VI-VIII веках в Поволжие и Приуралие, говоривших на языке огузо-кипчакского типа.4)
По мнению автора и основное население Волжеской Булгарии еще в домонгольский период говорило вероятно на языке близком к кипчако-огузской группе тюркских языков, родственном языку татар Поволжья и башкир. По мнению автора, есть основание полагать, что в Волжской Булгарии, еще в домонгольский период, на основе слияния тюрко-язычных племен, ассимиляции ими части мест¬ного финско-угорского населения, шел процесс сложения этнокультурных поволжских татар. Автор заключает, что не будет большой ошибкой считать, что в этот период оформились основы языка, культуры и антропологического облика казанских татар, включая приня¬тие ими в Х-ХI веках мусульманской религии.
Спасаясь от монгольского нашествия и набегов из Золотой Орды эти предки казанских татар будто бы перебрались из Закамья и осели на берегах р.Казанки и р.Меши. В период Казанского ханства окон¬чательно оформляется из них основные группы поволжских татар - казанские татары и мишари, а после присоединения края к Русскому государству, в результате будто бы насильственной христианизации, часть татар выделяется в группу кряшен.
Рассмотрим слабые места этой теории.
Есть точка зрения, что в Поволжье обитали тюркоязычные племена с “татарским” и “чувашским” языком с незапамятных времен.

Акад. С.Е.Малов, например, говорит: “В настоящее время на терри¬тории Поволжья живут два тюркских народа: чуваши и татары. Языки у них различные, хотя и одной тюркской системы. Я думаю, что эти две языковые стихии были здесь очень давно, за несколько столе¬тий до новой эры и почти в таком виде как теперь. Если бы теперешние татары встретили предполагаемого “древнего татарина”, жителя V века до н.э., то они вполне бы с ним объяснились. Точно также и чуваши”.
Таким образом, не обязательно относить только к VI-VII вв. появление в Поволжье тюркских племен кипчакской (татарской) языковой группы.
Будем считать бесспорно установленным булгаро-чувашское тож¬дество и согласимся с мнением, что древние волжские булгары были известны под этим названием только у других народов, сами же называли себя чувашами. Таким образом, чувашский язык был языком булгар, языком не только разговорным, но и письменным, счетоводным.5)
В подтверждение имеется и такое высказывание:6)
“Чувашский язык есть чисто тюркское наречие, с примесью арабских, персидских и русских и почти без всякой примеси слов финских” ...“в языке видно влияние образованных наций”.
Итак, в древней Волжской Булгарии, просуществовавшей исторический отрезок времени, равный примерно пяти столетиям, госу¬дарственным языком был чувашский и основную часть населения сос¬тавляли скорее всего предки современных чуваш, а не тюркско-язычные племена кипчаковой языковой группы, как утверждает автор теории. Не было каких-либо объективных причин и к слиянию указанных племен в самобытную народность с признаками, характерными впоследствии для поволжских татар, т.е. к возникновению в те отдаленные времена будто бы их предков.
Благодаря многонациональности Булгарского государства и равенства всех племен перед властью, тюрко-язычные племена обеих языковых групп в этом случае должны были бы состоять в очень тесных взаимоотношениях друг с другом, учитывая очень большое сходство языков, а отсюда легкость общения. Скорее всего должно было происходить в тех условиях ассимиляция племен кипчаковской языковой группы в старо-чувашском народе, а не слияние их между собой и обособление, как отдельной народности со специфичными признаками, причем в языковом, культурном и антропологическом смысле, совпадающими с признаками современных поволжских татар.
Теперь несколько слов о принятии будто бы далекими предками казанских татар в Х-ХI веках мусульманской религии.
Ту или другую новую религию, как правило, принимали не народы, а их правители по политическим соображениям. Иногда требовалось очень много времени, чтобы отучить народ от старых обычаев и ве¬ровании и сделать его последователем новой веры. Так видимо было и в Волжской Булгарии с мусульманством, кото¬рый был религией правящей верхушки, а простой народ продолжал жить по своим старым верованиям возможно до того времени, когда стихия монгольского нашествия, а впоследствии набеги Золотоордынских татар, не вынудили оставшихся в живых бежать из Закамья на северный берег реки, не зависимо от племен и языка.
Автор теории только вскользь упоминает о таком важном для казанских татар историческом событии, как возникновение Казанско¬го ханства. Он пишет: “Здесь в ХIII-ХIV веках образуется Казанское княжество, переросшее в ХV веке в Казанское ханство”. Как будто второе есть только простое развитие первого, без всяких качест¬венных изменений. В действительности Казанское княжество было Булгарское с булгарскими же князьями, а Казанское ханство - татарское, с татарским ханом во главе.
Казанское ханство было создано бывшим ханом Золотой Орды Улу-Магометом, прибывшим на левобережье Волги в 1437-38 гг. во главе 3000 своих воинов татар и покорившим местные племена.
В русских летописях есть за 1412 г., например, такая запись:
“Даниил Борисович за год до того с дружиной князей Болгарских разбил в Лыскове брата Васильева, Петра Дмитриевича, а Всеволод Данилович с Казанским царевичем Талычем ограбил Владимир”.7)
С 1445 г. Казанским ханом стал сын Улу-Магомета Мамутяк, зло¬дейски убив отца и брата, что в те времена было обычным явлением при дворцовых переворотах.
Летописец пишет: “Тое же осени царь Мамутяк, Улу-Мухамедов сын, взял город Казань и вотчиче Казанского, князя Лебея, убил, а сам сел в Казани царствовать”.8)
Также: “В 1446 году 700 татар Мамутяковской дружины осаж¬дали Устюг и взяли откуп с города мехами, но возвращаясь потонули в Ветлуге”.9)
В первом случае булгарские, т.е. чувашские князья и булгарский, т.е. чувашский казанский царевич, а во втором - 700 татар Мамутяковской дружины. Было булгарское, т.е. чувашское Казанское княжество, стало татарское Казанское ханство.

Какое значение имело указанное событие для населения мест¬ного края, как шел исторический процесс после этого, какие изменения произошли в этническом и социальном составе края в период Казанского ханства, а также после присоединения Казани к Москве, - на все эти вопросы в предлагаемой теории нет ответа. Не ясно, также, как татары мишари оказались в местах своего обитания, при общем происхождении с казанскими татарами. Уж очень элементарно дано объяснение возникновению татар кряшенов “в результате на¬сильственной христианизации”, не приводя ни одного исторического примера. Почему же большинство казанских татар, несмотря на насилие, сумели сохранить себя мусульманами и сравнитель¬но небольшая часть поддалась насилию и приняла христианство. Причину сказанного в какой то мере надо искать может быть и в том, что, как указывает сам автор статьи, до 52% кряшен принад¬лежат по данным антропологии, к своему европеидному типу, а сре¬ди казанских татар таких только 25%. Может быть это объясняется какой-то разницей в происхождении между казанскими татарами и кряшенами, из чего вытекает также и различное поведение их при “насильственной” христианизации, если это действительно было в ХVI и ХVII веках, что очень сомнительно. Надо согласиться с автором этой теории А.Халиковым, что его статья является только попыткой суммировать новые данные, позволяющие вновь поднять вопрос проис¬хождения казанских татар, причем, надо сказать, попыткой не удач¬ной.

VI. “Чувашская” теория происхождения казанских татар
Большинство историков и этнографов так же, как и авторы рассмотренных выше четырех теорий, ищут предков казанских татар не там, где этот народ проживает в настоящее время, а в далеких оттуда местах. Точно также возникновение их и оформление, как сомобытной народности, относят не к той исторической эпохе, когда это имело место, а к более древним временам. Поэтому предлагаемые теории происхождения казанских татар оказываются или ошибочными, или мало убедительными. В действительности же есть полное основание считать, что колыбелью казанских татар является их настоящая родина, т.е. область Татарской Республики на левобережье Волги между р.Казанкой и р.Камой.

Есть убедительные доводы в пользу также того, что казанские татары возникли, оформились как самобытная народность и размно¬жились за исторический период, продолжительность которого охва¬тывает эпоху от основания Казанского татарского царства бывш. ханом Золотой Орды Улу-Магометом в 1437 г. и плоть до Революции 1917 года, причем предками их были не пришлые “татары”, а местные народности: чуваши (они же волжские булгары), удмурты, марийцы, и возможно также не сохранившиеся до настоящего времени, но обитавшие в тех краях, представители и других племен, включая гово¬ривших на языке, близком к языку казанских татар.
Все эти народности и племена видимо обитали в тех лесистых краях с незапамятных исторических времен, а частично возможно также переселились из Закамья, после нашествия татаро-монгол и разгрома Волжской Булгарии. По характеру и уровню культуры, а также образу жизни, эта разноплеменная народная масса, до возникновения Казанского ханства во всяком случае, мало отличалась друг от друга. Точно также и религии у них были схожие и состояли в почитании различных духов и священных рощь -киреметий - мест молений с жертвоприношениями. В этом убеждает нас то обстоятельство, что вплоть до революции 1917 г. сохранились в той же Татарской Республике, например, около с.Кукмор, селение удмуртов и марийцев, которых не коснулось ни христианство ни мусульман¬ство, где до последнего времени люди жили по древним обычаям своего племени. Кроме того, в Апастовском же районе Татарской Республики, на стыке с Чувашской АССР есть девять кряшенских селений и в их числе д.Суринское и д.Стар. Тябердино, где часть жителей еще до Революции 1917 г. была “некрещенными” кряшенами, дожив таким образом до Революции вне как христианской, так и мусульманской религий. Да и принявшие христианство чуваши, марийцы, удмурты и кряшены числились в ней только формально, а продолжали жить по древней старине до последнего времени.
Попутно отметим, что существование почти в наше время “некре¬щеных” кряшенов ставит под сомнение очень распространенную точку зрения, что кряшены возникли в результате насильственной христиа¬низации татар мусульман.
Приведенные выше соображения позволяют сделать предположение, что в Булгарском государстве, Золотой Орде и в значительной сте¬пени Казанском ханстве мусульманство было религией правящих классов и привилегированных сословий, а простой народ, или большая часть его: чуваши, марийцы, удмурты и пр. жила по старинным дедовским обычаям.
Теперь посмотрим как при тех исторических условиях могла возникнуть и размножиться народность казанских татар, какими мы их знаем в конце XIX и начале XX веков.
В середине ХV в., как уже упоминалось, на левом берегу Волги появился свергнутый с трона и сбежавший из Золотой Орды, хан Улу-Магомет с сравнительно небольшим отрядом своих татар. Он по¬корил и подчинил себе местное чувашское племя и создал феодально-крепостническое Казанское ханство, в котором привилегированным сословием были победители, мусульмане-татары, а крепостным простонародием - покоренные чуваши.
В одной дореволюционной, исторической работе по данному же вопросу читаем вот что:10)
“Образовалось аристократическое Казан¬ское царство, в котором военное сословие состояло из татар, торговое - из булгар, земледельческое же из чуваш-сувар. Власть царева распространилась на инородцев края, которые начали переходить в магометанство”, иными словами, отатариваться. Очень это прав¬доподобно и конкретно.
В последнем издании Больш. Сов. Энциклопедии более подробно о внутреннем устройстве государства в окончательно оформившемся периоде его читаем следующее:11)
“Казанское ханство, феодальное государство в Ср.Поволжии (1438-1552 г.), образовавшееся в результате распада Золотой Орды на территории Волжско-Камской Булгарии. Основателем династии Ка¬занских ханов был Улу-Мухаммед (правил с 1438-45 г.)
Высшая государственная власть принадлежала хану, но направля¬лась советом крупных феодалов (диваном). Верхушку феодальной знати составляли карачи, представители четырех знатнейших родов. Далее шли султаны, эмиры, ниже их - мурзы, уланы и воины. Большую роль играло мусульманское духовенство, владевшее обширными вакуфными землями. Основная масса, населения состояла из “черных людей”: свободных крестьян, плативших ясак и др. подати государству, феодально-зависимых крестьян, крепостных из военнопленных и рабов”.
Татарские дворяне (эмиры, беки, мурзы и пр.) едва ли были очень милостивы к своему крепостному люду, к тому же иноплемен¬ному и иноверному. Добровольно или же преследуя цели, связанные с какой-то выго¬дой, но со временем простой народ начал перенимать от привилегиро¬ванного сословия его религию, что было связано с отказом от своей национальной самобытности и с полным изменением быта и образа жизни, согласно требования новой “татарской” веры - ислама. Этот переход, чуваш в магометанство было началом формирования народности казанских татар.
Возникшее на Волге новое государство просуществовало всего только около ста лет, в течение которых почти не прекращались набеги на окраины Московского государства. Во внутренней государ¬ственной жизни происходили частые дворцовые перевороты и на ханском троне оказывались ставленники: то Турции (Крым), то Москвы, то Ногайской Орды и т.п.
Процесс формирования казанских татар упомянутым выше путем из чувашского, а отчасти и из других, народностей Поволжья происходил в течение всего периода существования Казанского ханства, не прекратился после присоединения Казани к Московскому государству и продолжался до начала ХХ в., т.е. почти до нашего времени. Казанские татары росли в числе не столько в результате естественного прироста, сколько в результате отатаривания других на¬родностей края.
Отатаривание темных масс Поволжских народностей было резуль¬татом энергичной и планомерной деятельности среди них мусульман¬ского духовенства, получавшего часто богословскую, а заодно и политическую подготовку преимущественно в Султанистской Турции. Вместе с проповедью “истинной” веры эти “богословы” татарскому народу, который оставался в темноте и невежестве, прививали неприязнь и враждебность к русскому народу.
В конечном счете татарский народ до XX в. продолжал оставаться вдали от Европейской кулътуры, в отчуждении от русского наро¬да и пребывал в полном невежестве и темноте.
С другой стороны все Поволжеские народности (чуваши, мордва, мари, удмурты и кряшены) к середине XIX в. оказались на краю полного исчезновения с исторической сцены в результате отатаривания и поглощения их той самой, застывшей на уровне средневе¬ковья, арабско-мусульманской культурой.
Таким образом, формирование народности казанских татар нача¬лось после возникновения Казанского ханства и продолжалось несколько столетий, именно, путем отатаривания в основном чуваш, они же булгары, которых и надо считать в первую очередь пред¬ками казанских татар. Сказанное подтверждается исследованиями и последнего времени.
В материалах по истории чувашского народа читаем:12)
Огромное количество левобережных суваров (чувашей) в ХIII-ХIV вв. и начале ХV ст. переселилось в северные районы левобережья Волги в Приказанье.
Несмотря на отатаривание значительной части этих чуваш, много их было в Казанском уезде, даже в ХVI-ХVIII веках.
В актах ХVI начале ХVII в.в. в Казанском уезде мне удалось зафиксировать до 100 чувашских селении”.
“Левобережные чуваши постепенно отатаривались. Архивные документы свидетельствуют о том, что в первой половине ХVII в. в Казанском уезде многие чуваши принимали ислам и начинали именовать себя татарами”.13) “Быстрый, рост численности казанских татар был обусловлен, прежде всего, отатариванием, главным обра¬зом чуваш, а также марийцев, удмуртов и др”.
Далее в тех же материалах находим такие высказывания:14)
“В ХVI в. татар численно было меньше чуваш. Число татар в дальнейшем росло, в значительной мере за счет мусульманизации, главным образом, чуваш, а также марийцев, удмуртов и др.
Многочисленное чувашское население Казанского уезда было поглощено татарами”.
Академик С.Е.Малов говорит:15)
“...в некоторых уездах быв.Казанской губернии, по антрополо¬гическим измерениям население состояло из марийцев. Но эти ант¬ропологические марийцы были в тоже время по языку и быту совер¬шенно татарами: в данном случае мы имеем отатаривание марийцев”.
Приведем еще один довольно интересный довод в пользу чуваш¬ского происхождения казанских татар.
Оказывается луговые мари и теперь называют татар “суас” (С У А С).
Луговые мари испокон веков близко соседствовали с той частью чувашского народа, которая обитала на левом берегу Волги и отатарилась в первую очередь, так что в тех местах уже давно не осталось ни одного чувашского селения, хотя по историческим сведениям и писцовым записям Московского государства их там было много. Марийцы не замечали, особенно в начале, каких либо изме¬нений у соседей в результате появления у них еще одного бога - Аллаха и навсегда сохранили в своем языке для них былое название. А вот для далеких соседей - русских с самого начала образования Казанского царства не было никакого сомнения в том, что казанские татары это те же оставившие о себе у русских печальную память, татаро-монголы.
В течение всей сравнительно короткой истории этого “ханства” продолжались непрерывные набеги “татар” на окраины Московского государства, причем первый хан Улу-Магомет в этих набегах провел весь остаток жизни.
Эти набеги сопровождались опустошением края, грабежами мир¬ного населения и угоном его “в полон”, т.е. происходило все в стиле татаро-монголов.
Итак, современные казанские татары произошли, главным обра¬зом, из чувашского народа, причем татаризация чуваш происходила в течение продолжительного исторического периода. Прежде всего предками татар следует считать ту часть чувашского народа, которая обитала на левом берегу Волги и первыми подпала под власть татар из Золотой Орды, которых с собой привел хан Улу-Магомет. Тогда находит себе оправдание также и точка зрения некоторых татарских историков о происхождении казанских татар от Волжско-Камских булгар, так как именно чуваши являются потомками этого древнего народа.
При попытках установить предков казанских татар, исследователи вопроса основательно ошибались всегда по следующим причинам:
1. Искали в далеком прошлом предков с характерными националь¬ными особенностями современных казанских татар.
2. Не интересовались более глубже ходом мусульманизации народ¬ностей Поволжья в течение нескольких предыдущих столетий.
3. Не видели разницы между ассимиляцией, когда какая либо народ¬ность или этническая группа постепенно, иногда в течение ряда поколений, перенимает полностью характерные особенности другого народа и татаризацией Поволжских народностей, когда отдельные представители или группы последних сразу вместе с исламом перенимали полностью татарские образ жизни, язык, обычаи и пр., отказавшись от своей национальности.
4. Не пытались заинтересоваться архивными документами и литературой, подтверждающими превращение большими массами Поволжеских народностей в казанских татар в еще сравнительно недавнее, с исторической точки зрения, время.

Выводы
1. Все рассмотренные здесь четыре теории о происхождении казанских татар от татаро-монголов, или от Волжско-Камских булгар, или от кипчакских племен, или, наконец, от народности, возникшей еще в домонгольский период в пределах Волжско-Камской Булгарии, в результате будто бы слияния разных тюркских племен кипчакской языковой группы, является несостоятельными и не выдерживают критики.
2. Казанские татары произошли от общих предков с другими Поволжскими народностями, в основном, с чувашами, а частично с марийцами, удмуртами и др., в результате мусульманизации этих народностей. Не исключается и участие русских “полонянников” в этногенезе казанских татар.
3. Распространение ислама с татаризацией упомянутых народ¬ностей происходило в сравнительно недавний исторический отрезок времени, начиная с создания Казанского ханства в 1438 г. татарами мусульманами, прибывшими из Золотой Орды и покорившими местные племена левобережья Волги, вплоть до ХХ века. Конечный период этого процесса могли наблюдать отцы и деды современников.
4. Пюволжские народности, а главным образом, чуваши являются по происхождению кровными братьями наших казанских татар, которые в этом смысле с другими тюркско-язычными народностями, например, Средней Азии, Кавказа, Сибири и пр. ничего общего не имеют.
5. Местные тюркские племена с “татарским” или схожим языком могут считаться предками казанских татар наравне с прочими лишь в той мере, в какой они принимали мусульманство, отказавшись в то же время от всего того, что до этого составляло их национальную особенность.
Горсточка сохранившихся до XX века “некрещеных” кряшен, о которых шла речь по другому случаю, видимо могут дать представление о том, какими указанные племена были до превращения в казан¬ских татар, в результате мусульманизации.
6. Казанские татары являются одним из самых молодых народов. Возникновение и оформление их как самобытной народности есть результат распространения мусульманства среди различных местных Поволжеких народностей в сравнительно недавнюю историческую эпоху.

Использованная литература:
1) Н.И.Ашмарин “Булгары и чуваши”, Казань, 1902 г.
2) С.Е.Малов “Материалы сессии по истории и философии Акад. Наук СССР”
3) “Татары Среднего Поволжия и Приуралья”, изд. “Наука”, 1967г.
4) Газета “Советская Татария” 1966 г., 30 июля №155.
5) “Происхождение казанских татар” А.Д.Кузнецов “Сборник статей”, Чебоксары, 1957 г.
6) В.А.Сбоев “Исследование об инородцах Казанской губ.” Казань, 1975 г.
7) Н.М.Карамзин, т.IV, стр. 118
8) Тоже т.V, стр. 172
9) Тоже т.V, стр. 199
10) А.Сперанский “Казанские татары”, Казань, 1914 г.
11) Б.С.Э., 3 изд. Т.11, стр. 140.
12) В.Д.Дмитриев, “Сборник статей”. Чебоксары, 1957 г.
13) Ученые записки Казанского педаг. ин-та, вып. VIII сб. 1., Я.И.Ханбиков “Общественно педаг. деятельность и педагогические взгляды Галимджана Ибрагимова” стр. 76,91 и 92.
14) см. И.Д.Кузнецов “Сборник статей”, Чебоксары, 1957 г.
15) см. “Материалы сессии Института истории и философии АН СССР о происхождении казанских татар”.
16) Н.И.Ашмарин. “Болгары и чуваши”, Казань, 1902 г
/И.Максимов/ 10.V.75 г.

Зам. редактора журнала “ВОПРОСЫ ИСТОРИИ”
тов. Кузьмину А.Г.

Глубокоуважаемый Аполлон Григорьевич.

Посылаю на Ваше рассмотрение и опубликование, в случае одобрения, в В. журнале небольшую свою работу: “Казанские татары и их предки”, в надежде, что она:
1) Поможет восстановлению исторической правды в вопросе о происхождении казанских татар;
2) будет способствовать дальнейшему укреплению дружбы между казанскими татарами и другими народами Поволжия;
3) будет препятствовать возникновению ложного национализма у отсталой части татар;
4) поможет направить по правильному пути исследования в этой области.
195271, г.Ленинград
просп.Мечникова 5
кор. 2, кв. 272
Максимов Иван Георгиевич
дом.тел. 40-64-19.

О статье И. Г. Максимова
“Казанские татары и их предки”.


Считаю статью интересной по существу и достойной опубликования - конечно, после редактирования. В ней много стилистически неудачных мест, она требует шлифовки и с точки зрения смягчения некоторых выводов, но постановка вопроса представляется справедливой и трезвой: формирование казанских татар - сложный процесс, во многом связанный с конкретной политико-государственной ситуацией.

Заслуживает внимания и признание И. Г. Максимовым большой роли ислама среди причин, способствовавших образованию татарского народа. Статью /или, вернее, черновик ее/ надо показатъ специалистам, знакомым с историей и этнографией татар. Они, в частности, должны сказать, действительно ли вопрос о происхождении татар до сих пор освещался недостаточно полно, действительно ли есть необходимость поднимать вопрос о более углубленном изучении этногенеза татар. Если специалисты признают попытку И. Г. Максимова своевременной и нужной, я готов исправить автору статьи частные замечания для дороботки текста.
Достоинством статьи И. Г. Максимова мне кажется ее направленность против национализма. Об этом в статье прямо не говорится ни слова, но все содержание рукописи достаточно ясно отражает позицию автора.

В. Басилов. (Ученый секретарь института этнографии им. Н. И. Миклухо-Маклая Академии наук СССР).
5.V.75 г.

Члену-корреспонденту АН СССР
Бромлей Ю.В.

Глубокоуважаемый Юлиан Владимирович.

Посылаю при этом на Ваше рассмотрение свою записку о распространении мусульманства в Поволжии: “Казанские татары и их предки”.
Она вносит ясность в простой по существу вопрос, но запутанный, по недоразумению изучавшими его не под тем углом зрения, под которым бы это следовало делать.
С глубоким уважением /И.Максимов/
195271 г.Ленинград просп.Мечникова 5 корп. 2, кв. 272
Максимов Иван Георгиевич

АКАДЕМИЯ НАУК СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК ИНСТИТУТ ЭТНОГРАФИИ имени Н.Н.Миклухо-Маклая
Москва, В-36, ул. Дмитрия Ульянова, 19
тел. В 6-94-85 В 6-05-80
№14110/040-62 31 января 1974 г.

Глубокоуважаемый Иван Георгиевич!

Заключение о Ваших рукописях, написанной доктором исторических наук В.Н.Козловым, передано Институтом этнографии в Отдел науки ЦК КПСС, откуда и поступили к нам Ваши работы. Поскольку дополнительно присланные Вами лично мне рукописи имелись в материалах, которые были направлены в Институт этнографии из ЦК КПСС, я не буду посвящать это письмо разбору Ваших работ.

Однако, некоторые частные замечания, не включенные в справку, предназначенную для ЦК КПСС, хотелось бы Вам сообщить. В настоящем их виде Ваши рукописи не готовы для печати - они написаны слишком бегло, без привлечения должной суммы доступных источников. В то же время некоторые вопросы, поднятые Вами, интересны. В частности, весь¬ма достойно внимания и заслуживает более детальной разработки Ваше замечание о соотношении процессов христианизации и мусульманизации в Поволжье. Из Вашей записки можно было бы сделать полезную статью. Конечно, следует убрать излишне полемические места. Быть может, в текст этой статьи Вам удастся включить и заметку об истинной роли Ильминского, о правильной оценке его деятельности.
Вопрос о том, в какой мере сможет институт этнографии способствовать опубликованию этой Вашей статьи, разумеется, можно будет решить после ознакомления с ее текстом.
Желаю успехов в работе.
С уважением
Директор института этнографии АН СССР, член-корреспондент АН СССР
Ю.В.Бромлей.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ АССР
г.Чебоксары, Московский проспект, 29 кор.1 тел.
30 октября 1973 г.

Глубокоуважаемый Иван Георгиевич!

Ваши взгляды на происхождение казанских татар нам представляются правильными. Однако институт не имеет возможности опубликовать Вашу статью. В случае опубликования ее казанские товарищи мо¬гут сказать: почему статья опубликована в Чебоксарах, а не в Казани. Надо постараться опубликовать ее либо в Казани, либо в московских исторических журналах (“Советская этнография”, “История СССР”, “Вопросы истории”).
С состоянием вопроса о кряшенах мы не знакомы, поэтому судить об этом вопросе не можем.
Тексты Ваших статей “Достоверная гипотеза о происхождении казанских татар”, “Кряшены”, “Происхождение кряшенов (старокрещенных татар)”, “Об одной консультации относительно “воссоединения” кряшенов с татарами” (вместе с копией консультативного письма) возвращаем.
С наилучшими пожеланиями директор института (В.Димитриев).

Позже после распада Золотой Орды и возникновения на её месте ряда независимых ханств, на булгарских землях образуется Казанское ханство . В результате консолидации части булгар с другим кыпчакским, а также отчасти финно-угорским населением края формируется народ казанских татар.

Формирование

Погребальный обряд

Множество фактов похоронных обрядов казанских татар показывают полную преемственность от булгар , на сегодня большинство обрядов казанских татар связаны с их мусульманской религией.

Местоположение . Городские некрополи Золотой Орды располагались в черте города, как и могильники периода Казанского ханства. Кладбища казанских татар XVIII-ХIХ вв. располагались вне деревень, недалеко от селений, по возможности - за речкой.

Надмогильные сооружения . Из описаний этнографов следует, что казанские татары имели обычай сажать на могиле одно или несколько деревьев. Могилы почти всегда обносились изгородью, иногда на могилу ставили камень, делали небольшие срубы без крыши, в которые сажали березки и ставили камни, иногда ставили памятники в виде столбов.

Способ захоронения . Для булгар всех периодов характерен обряд ингумации (трупоположения). Булгар-язычников хоронили головой на запад, на спине, с руками, расположенными вдоль тела. Отличительной особенностью могильников Х-ХI вв. является период становления нового обряда в Волжской Булгарии, отсюда отсутствие строгого единообразия в отдельных деталях ритуала, в частности, в положении тела, рук и лица погребенных. Наряду с соблюдением кыблы, в абсолютном большинстве случаев встречаются отдельные захоронения лицом вверх или даже на север. Встречаются захоронения умерших на правом боку. Особенно разнообразно в этот период положение рук. Для некрополей XII-XIII вв. характерна унификация деталей обряда: строгое соблюдение кыблы, ориентация лица к Мекке, единообразное положение покойника с легким поворотом на правый бок, с правой рукой, вытянутой вдоль корпуса, и левой, слегка согнутой и положенной на таз. В среднем, 90 % погребений дают это устойчивое сочетание признаков против 40-50 % в ранних могильниках. В золотоордынский период все захоронения совершены по обряду ингумации, тело вытянуто на спине, иногда с поворотом на правый бок, головой на запад, лицом к югу. В период Казанского ханства погребальный обряд не меняется. По описаниям этнографов, покойника опускали в могилу, затем укладывали в боковой подбой, лицом к Мекке. Отверстие закладывалось кирпичами или досками. Распространение ислама среди волжских булгар уже в домонгольское время очень четко проявилось в обряде булгар ХII-XIII вв., в период Золотой Орды, а позднее и в погребальном обряде казанских татар .

Национальная одежда

Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол . Верхней одеждой служили казакин , а зимой - стёганый бешмет или шуба . Головной убор мужчин - тюбетейка , а поверх неё - полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин - вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь - кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши . Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений.

Антропологические типы казанских татар

Наиболее значительными в области антропологии казанских татар являются исследования Т. А. Трофимовой, проведенные в 1929-1932 годах. В частности, в 1932 году совместно с Г. Ф. Дебецом она проводит широкие исследования в Татарстане. В Арском районе обследованы 160 татар, в Елабужском районе - 146 татар, в Чистопольском районе - 109 татар. Антропологические исследования выявлили у казанских татар наличие четырёх основных антропологических типов: понтийского, светлого европеоидного, сублапоноидного, монголоидного .

Таблица 1. Антропологические признаки у различных групп казанских татар.
Признаки Татары Арского района Татары Елабужского района Татары Чистопольского района
Число случаев 160 146 109
Рост 165,5 163,0 164,1
Продольн. диам. 189,5 190,3 191,8
Попереч. диам. 155,8 154,4 153,3
Высотн. диам. 128,0 125,7 126,0
Головной указ. 82,3 81,1 80,2
Высотно-продольн. 67,0 67,3 65,7
Морфологическ. высота лица 125,8 124,6 127,0
Скуловой диам. 142,6 140,9 141,5
Морфологическ. лицев. указатель 88,2 88,5 90,0
Носовой указатель 65,2 63,3 64,5
Цвет волос (% черных-27, 4-5) 70,9 58,9 73,2
Цвет глаз (% темных и смеш. 1-8 по Бунаку) 83,7 87,7 74,2
Горизонтальный профиль % плоских 8,4 2,8 3,7
Средний балл (1-3) 2,05 2,25 2,20
Эпикантус(% наличия) 3,8 5,5 0,9
Складка века 71,7 62,8 51,9
Борода (по Бунаку) % очень слабого и слабого роста (1-2) 67,6 45,5 42,1
Средний балл (1-5) 2,24 2,44 2,59
Высота переносья Средний балл(1-3) 2,04 2,31 2,33
Общий профиль спинки носа % вогнутых 6,4 9,0 11,9
% выпуклых 5,8 20,1 24,8
Положение кончика носа % приподнятых 22,5 15,7 18,4
% опущенных 14,4 17,1 33,0
Таблица 2. Антропологические типы казанских татар, по Т. А. Трофимовой
Группы населения Светлые европеоидные Понтийские Сублапоноидные Монголоидные
N % N % N % N %
Татары Арского района Татарии 12 25,5 % 14 29,8 % 11 23,4 % 10 21,3 %
Татары Елабужского района Татарии 10 16,4 % 25 41,0 % 17 27,9 % 9 14,8 %
Татары Чистопольского района Татарии 6 16,7 % 16 44,4 % 5 13,9 % 9 25,0 %
Все 28 19,4 % 55 38,2 % 33 22,9 % 28 19,4 %

Указанные типы имеют следующие характеристики:

Понтийский тип - характеризуется мезокефалией, темной или смешанной пигментацией волос и глаз, высоким переносьем, выпуклой спинкой носа, с опущенным кончиком и основанием, значительным ростом бороды. Рост средний с тенденцией к повышению.
Светлый европеоидный тип - характеризуется суббрахикефалией, светлой пигментацией волос и глаз, средним или высоким переносьем с прямой спинкой носа, среднеразвитой бородой, средним ростом. Целый ряд морфологических особенностей - строение носа, размеры лица, пигментация и ряд других - сближает этот тип с понтийским.
Сублапоноидный тип (волго-камский) - характеризуется мезо-суббрахикефалией, смешанной пигментацией волос и глаз, широким и низким переносьем, слабым ростом бороды и невысоким, среднешироким лицом с тенденцией к уплощенности. Довольно часто встречается складка века при слабом развитии эпикантуса.
Монголоидный тип (южно-сибирский) - характеризуется брахикефалией, темными оттенками волос и глаз, широким и уплощенным лицом и низким переносьем, часто встречающимся эпикантусом и слабым развитием бороды. Рост, в европеоидном масштабе, средний.

Теория этногенеза казанских татар

Существуют несколько теорий этногенеза татар. В научной литературе наиболее подробно описаны три из них :

  • булгаро-татарская теория
  • татаро-монгольская теория
  • тюрко-татарская теория.

См. также

Примечания

Литература

  • Ахатов Г. Х. . Татарская диалектология. Средний диалект (учебник для студентов высших учебных заведений). Уфа, 1979.
  • Косач Г. Г. Татарстан: религия и национальность в массовом сознании // Каариайнен К., Фурман Д. Е. (отв. редакторы). Новые церкви, старые верующие - старые церкви, новые верующие. Религия в постсоветской России. М., Институт Европы РАН, Институт Евангелической Лютеранской церкви Финляндии, 2007.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Казанские татары" в других словарях:

    Историю этнонима «татары» можно проследить примерно с VIII века. Этноним впервые упоминается в рунической надписи на памятнике тюркютскому полководцу Кюль Тегину (732). Эта надпись упоминает племенные союзы «отуз татар» и «токуз татар».… … Википедия