Иранская языковая группа. Государственные языки ирана. Современная Иранская языковая семья

Странах Европы , Пакистане и на Кавказе среди иранских народов , численность которых в настоящее время оценивается приблизительно в 200 миллионов человек. Справочник Ethnologue насчитывает в общей сложности 87 иранских языков . На самом деле точное их количество не может быть подсчитано ввиду неопределённости статуса язык/диалект многих идиомов . Наибольшим числом носителей обладают персидский язык (около 90 млн, включая таджикский и дари), пашто (около 43 млн), курдский язык (около 30 млн) и белуджский язык (10 млн). Большинство «малых» иранских языков насчитывают по нескольку тысяч носителей.

Термин «иранские языки» возник в западной науке в сер. XIX в. для обозначения группы языков, генетически связанных с Ираном как с этнокультурным регионом и родственных, близко или весьма отдалённо, господствующему на протяжении последнего тысячелетия языку Ирана - персидскому.

В обывательском сознании до сих пор нередка путаница «персидского» и «иранского». Следует помнить, что под «иранским языком» понимают не господствующий язык Ирана (персидский), а один из многочисленных языков иранской группы (к которым в том числе относится и персидский). Кроме того, не следует думать, что каждый иранский язык должен быть ощутимо похож на персидский. В силу весьма ранней дифференциации группы для большинства иранских языков родство с персидским (или каким-либо другим иранским) может быть показано только средствами сравнительно-исторического языкознания и на поверхностный взгляд не очевидно.

Иранские языки являются потомками незафиксированного документально древнеиранского (протоиранского) языка, существовавшего в пределах II тыс. до н. э., выделившегося в свою очередь из праарийского (общеарийского), общего предка с индоарийскими ориентировочно в конце III - начале II тыс. до н. э. на территории Средней Азии . Предположительно протоиранцы населяли ареал культур бронзового века на юге Средней Азии: позднего БМАКа и Яза .

Дифференциация древнеиранского из общеарийского характеризуется прежде всего изменениями на фонетическом уровне, основными из которых являются:

Зафиксированная история иранских языков насчитывает около 3-х тысячелетий. Традиционно иранские языки хронологически разделяют на три периода: древний, средний и новый. Чёткие критерии существуют только для древних иранских языков: это языки «древнего типа», в значительной степени сохраняющие арийский и глубже - индоевропейский флективный синтетический строй. Среднеиранские языки демонстрируют в разной степени разрушение флективности и движение в сторону аналитизма и агглютинации. Новоиранскими языками называют живые иранские языки, а также языки, вымершие в недавнее время.

Относительно чёткая преемственность на всех трёх стадиях демонстрирует только цепочка древнеперсидский - среднеперсидский - новоперсидский (фарси). Многие вымершие языки не имеют потомков, а у большинства новоиранских языков нет зафиксированных в письменных источниках предков. Всё это сильно затрудняет изучение истории иранских языков и их генетических связей, а следовательно, и их классификацию. Последняя традиционно строится на дихотомии западноиранской и восточноиранской подгрупп, каждая из которых разделяется в свою очередь на северную и южную зону.

В древнеиранскую эпоху, определяемую приблизительно как период до IV-III в. до н. э. (на основании персидских данных), носители древнеиранского языка расселяются на огромных территориях от Загроса на юго-западе до западного Китая и, вероятно Алтая на северо-востоке, и от Северного Причерноморья на северо-западе до Гиндукуша на юго-востоке. Эта экспансия вызвала распад древнеиранского единства и положила начало формированию отдельных иранских языков.

Мы располагаем двумя надёжно зафиксированными древнеиранскими языками:

Существуют также данные о двух других древнеиранских языках, дошедшие до нас в иноязычной передаче имён и древних заимствованиях в неиранские языки:

На основании данных иранских языков, зафиксированных позднее, следует предполагать существование иных древнеиранских языков/диалектных ареалов, восстанавливаемых методами сравнительно-исторического языкознания. В древнюю эпоху иранские языки были ещё весьма близки друг другу и представляли собой взаимопонимаемые диалекты. Изоглоссы, разделившие группу на западные и восточные языки, только формировались. В частности, не до конца ясна позиция авестийского языка. Традиционно он трактуется как восточный, прежде всего на основании описываемого в Авесте ареала (восток Ирана, Афганистан, юг Средней Азии), хотя демонстрирует довольно мало дифференцирующих признаков, характерных для позднейших восточноиранских языков. Поэтому некоторыми исследователями он определяется как «центральный» .

«Центральный ареал» в противопоставление маргинальным (периферийным) может быть прослежен на основании ряда признаков. Это проявляется прежде всего в том, что смежные с предполагаемым исконным авестийским ареалом западные и восточные языки демонстрируют единство в фонетическом развитии, противопоставленное «отклонениями» на периферии западной и восточной подгрупп. В частности, по развитию рефлексов *ś и *ź выделяются следующие зоны:

1. Центральная (*ś > s, *ź > z, *śuV > spV, *źuV > zbV, где V - гласная): авестийский, северо-западные, северо-восточные и большинство юго-восточных 2. Юго-западная / персидская (*ś > ϑ, *ź > δ (> d), *śuV > sV, *źuV > zV) 3. Скифская (также *ś > ϑ, *ź > δ) - очевидно, параллельное персидскому независимое развитие. 4. Сакская (*ś > s, *ź > z, но *śuV > šV, *źuV > žV): сакские и ваханский (см. ниже).

По сути «периферийны» также некоторые другие фонетические признаки, на которых традиционно выстраивается дихотомия Запад-Восток. Например, характерное восточноиранское развитие *č > с (ч > ц) не охватило помимо авестийского также согдийский ареал.

Собственно восточноиранскими признаками является инновационное развитие смычных:

Другие дифференцирующие признаки западной и восточной подгрупп в фонетике (например, *h > зап. h, вост. ø (ноль), *ϑ > зап. h, вост. ϑ, t, s) развились заведомо позже древней эпохи и так же носят статистический характер, не охватывают все языки своих ареалов и сильно разнятся по позициям. Аналогично специфические «западные» или «восточные» морфемы и лексемы часто не ограничиваются своим ареалом и могут встречаться и в языке другой подгруппы.

Среднеиранская эпоха определяется в диапазоне IV в. до н. э. - IX в. н. э. Данная хронология условна и базируется прежде всего на персидских данных, в то время как такой «среднеиранский» язык как хорезмийский существовал до XIV в., но не оставил новоиранского потомка, дожившего до наших дней.

Средняя эпоха развития иранских языков характеризуется разрушением древнеиранской флективности и усилением аналитизма . Наиболее быстро и полно флективная система разрушалась в западноиранских языках (хотя глагольное спряжение сохранилось), восточные языки долго сохраняли и часто сохраняют по сию пору значительные остатки флективной системы.

В эту эпоху иранские языки продолжили дивергировать, и при сохранении относительной близости свободное взаимопонимание между ними по сути утратилось. Ареал иранских языков уже более чётко стал делиться на западную и восточную зоны (по линии, разделяющей Парфию и Бактрию), можно также уже проследить дифференциацию каждой зоны на «юг» и «север». Сохранились памятники 6 среднеиранских языков. Имеются также глоссы, скудные записи или ономастические данные по другим среднеиранским диалектам.

Данных для классификации диалектов юэчжи , ираноязычность которых реконструируется на основании глосс в китайских хрониках , недостаточно.

Условно новоиранский период датируется временем после арабского завоевания Ирана и по сию пору. В исследовательском плане этот период отличается тем, что благодаря прежде всего активным исследованиям европейских учёных были буквально открыты и исследованы многочисленные бесписьменные новоиранские языки и диалекты, либо вообще неизвестные истории, либо слабо освещённые какими-либо внешними источниками. Обстоятельства сложения и развития множества новоиранских языков зачастую остаются невыясненными со всей определённостью, а иногда попросту неизвестны. Многие языковые общности, лишённые собственной литературной или наддиалектной формы, представляют собой языковой континуум языков/диалектов с неопределённым статусом.

В новоиранскую эпоху на первый план выходит новоперсидский язык, распространившийся на огромные территории (от Хузестана до Ферганской долины), вытеснявший и продолжающий вытеснять как крупные иранские языки, так и локальные диалекты и оказывающий значительное адстратное влияние на сохраняющиеся иранские и неиранские языки региона (от Османской империи до Бенгалии). При этом колоссальное, прежде всего лексическое влияние на все новоиранские (кроме осетинского) оказал арабский язык (в большинстве языков опять же через посредство новоперсидского) - язык ислама .

Не-персидские иранские языки/диалекты сохранились преимущественно в периферийных районах Большого Ирана , прежде всего это горы (Памир , Гиндукуш , Загрос , Сулеймановы горы), или отделённые горами территории (Прикаспийский регион, Азербайджан), или же пустынные и примыкающие к пустыням местности. Некоторые из этих языковых общностей в новоиранское время также пережили экспансию (курдские языки , пашто , белуджский язык), хотя и подвергались влиянию новоперсидского.

Вместе с тем наблюдалось и наблюдается также вытеснение иранских языков, в том числе и новоперсидского, прежде всего со стороны тюркских языков . Особенно резкие перемены происходили в степной части иранского мира, где последний его остаток, аланы окончательно оказались дезинтегрированы в нач. II тыс. н. э. Потомок аланского языка - осетинский язык - сохранился в горах Кавказа . Значительно потеснёнными (из ряда районов - полностью) иранские языки оказались в Средней Азии и Азербайджане .

Иранские языки на юго-западе граничат с арабским языком , влияние которого в виде языка мусульманской культуры оказалось особенно велико.

На северо-западе, севере и северо-востоке к иранским языкам плотно примыкают тюркские языки (огузской и карлукской подгрупп). Во многих районах ираноязычные ареалы представляют собой вкрапления в тюркоязычных массивах, также наблюдаются вкрапления тюркских языков в преимущественно ираноязычных районах. Персидский язык оказал огромное влияние на тюркские языки региона (лексическое и иногда фонетическое), в иранских языках также наблюдается множество тюркизмов.

С востока иранские языки граничат с нуристанскими , дардскими , индоарийскими языками, а также с изолированным языком бурушаски . В гиндукушско -индском регионе перечисленные языки вместе с присутствующими здесь иранскими (пашто, памирские, парачи, ормури, в некоторой степени восточные говоры белуджского) образуют центральноазиатский языковой союз, возникший на основе местного неиндоевропейского субстрата. Характерными чертами этого языкового союза являются возникновение ретрофлексных согласных , двадцатеричный счёт и некоторые другие.

В ареальном плане от остальных иранских языков резко отличается осетинский язык, подвергшийся значительному субстратному и адстратному влиянию со стороны языков Кавказа , проявляющему в фонетике, морфологии и лексике.

Для языков среднего периода характерна система вокализма с противопоставлением по краткости/долготе: a - ā, i - ī, u - ū, (e -) ē, (o -) ō. Противопоставление по краткости/долготе сохранилось в белуджском, большинстве шугнано-рушанских, мунджанском, ягнобском и дигорском, остаточно в пашто и язгулямском. Уже в этих языках дополнительно развилось качественное противопоставление кратких и долгих гласных. В большинстве новоиранских языков количественная корреляция по краткости/долготе сменилась корреляцией по силе/слабости, неустойчивости/устойчивости, редуцируемости/нередуцируемости. Полностью утрачено количественное противопоставление в мазендеранском языке.

Качественное развитие гласных по сравнению с праиранским состоянием характеризуется развитием гласных среднего подъёма, включая во многих языках гласного среднего ряда (e - ə - о или e - ů - о). В нижнем подъёме во многих языках развилось противопоставление по переднему и заднему ряду (æ - å)

В некоторых западноиранских языках имеются позиционные аллофоны β и δ. Курдский язык отличается развитием придыхательных глухих смычных и противопоставлением r и раскатистого ř. Во многих диалектах неустойчивость и выпадение обнаруживает h.

В осетинском языке под влиянием кавказских языков развилось противопоставление трёх рядов смычных (глухие придыхательные - звонкие - абруптивные глухие)

Под влиянием арабского и тюркского в фонетическую систему большинства иранских языков вошёл увулярный смычный q.

Для всех иранских языков недревнего периода характерен распад флективно-синтетической системы, усиление аналитизма и развитие агглютинации. Тем не менее в разных языках эта тенденция проявилась в разной степени.

В языках среднего и нового периода присутствует противопоставление по двум числам, при этом в большинстве языков показатель множественного числа носит агглютинативный характер, восходя к бывшему генитиву мн.ч. (*-ānām > *-ān(a)) или к абстрактному суффиксу *-tāt > *-tā / *-t.

Система падежного склонения лучше всего сохранялась в согдийском и хотаносакском (6 падежей), но и здесь в памятниках позднего периода она сильно упрощается. В хорезмийском можно выделить 3 падежа, в бактрийском - 2. Из новых восточноиранских двухпадежную (плюс звательная форма) флективную систему сохранили пашто и мунджанский. Из западных - курдский, семнанский, талышский, диалекты тати. Сильно редуцирована двухпадежная система в шугнано-рушанских (в основном в местоимениях). Такие языки как персидский, луро-бахтиярский, диалекты Фарса, Лара, полосы Семнана, центральноиранские, ормури и парачи вслед за среднеперсидским и парфянским утратили склонение и выражают падежные отношения исключительно с помощью предлогов, послелогов и изафета . В некоторых языках на базе остатков флексии и послелогов возникла вторичная агглютинативная система склонения: белуджский - 4 падежа; гилянский и мазендеранский - 3 падежа, сангесари, ягнобский, южнопамирские, ваханский, язгулямский - 2 падежа. В осетинском под кавказским влиянием развилась богатая агглютинативная падежная система с 9-ю падежами.

Ряд иранских языков полностью утратил категорию рода: среднеперсидский, парфянский, все новые юго-западные, талышский, белуджский, гилянский, мазендеранский, парачи, диалекты полосы Семнана, (почти все) диалекты Центрального Ирана, сивенди, осетинский, ягнобский, ваханский, южнопамирские, сарыкольский. Дихотомия двух родов (мужского и женского) сохранялась в хотаносакском, согдийском, хорезмийском; из современных - пашто, мунджанский, диалекты южного тати, где она выражена в падежных окончаниях существительных, прилагательных, местоимений, иногда в именных глагольных формах, артикле. В ряде языков она проявляется только в склонениях существительных и изафетных показателях (курдский, сангесарский, семнанский). В других - формой имён, согласованием с именной глагольной формой и др. (шугнано-рушанские, язгулямский, ормури)

Для всех иранских языков характерно сохранение презенса с флективным спряжением по 3 лицам и двум числам. От основы презенса также в большинстве языков образуются формы сослагательного наклонения и императива. Прошедшее время, образуемое от этой же основы и противопоставленное настоящему времени с помощью личных окончаний (и аугмента) сохранились только в согдийском и хорезмийском, из новых - в ягнобском. Для остальных иранских языков характерна инновационная форма прошедшего времени (претерита), образованная аналитически из перфектного причастия на *-ta и связки в виде спрягаемой формы *asti «есть». На базе этой претериальной основы также образуются особенно многочисленные во многих языках аналитические формы перфекта, плюсквамперфекта, настоящего-определённого, пассива и др.

Вследствие «пассивного» значения бывших перфектных причастий на *-ta от переходных глаголов в иранских языках развивается эргативное построение фразы в прошедшем времени при сохранении номинативного - в презенсе: среднеперсидский, парфянский, курдский, заза, белуджский, талышский, семнанский, сангесари, пашто, ормури, парачи. При таком типе глагол согласуется в лице, числе (и роде) с логическим объектом действия, а субъект, если имеется склонение, получает оформление в косвенном падеже.

Такие языки как персидский, татский, гилянский, мазендеранский, осетинский, диалекты полосы Семнана, луро-бахтиярский, памирские под влиянием номинативного строя фразы в презенсе утратили эргативность в прошедшем времени и перестроились на полностью номинативный тип. Остаточные явления эргативности наблюдаются в диалектах Центрального Ирана.

С точки зрения контенсивной типологии современные иранские языки делятся на номинативные и смешанные номинативно-эргативные (см. выше).

В древнеиранских языках был в значительной степени свободный порядок слов с общей тенденции к постановке сказуемого в конце фразы, а определения - перед определяемым. В большинстве современных иранских языков закрепился порядок слов SOV (субъект - объект - сказуемое). исключение составляет мунджанский с характерным для гиндукушско-гималайского ареала порядком SVO.

Постановка определения, даже выраженного существительным в форме косвенного падежа (в функции генетива), перед определяемым сохранилась, в частности, в пашто и осетинском. Во многих западноиранских языках (в частности в персидском, курдском и др.) из определительных конструкций с относительным местоимением (*ya-) развился «иранский» изафет , в котором определение следует за определяемым, оформляемым соединительным гласным: pesar-e šāh «сын царя» < *puϑrah yah xšāyaϑyahyā «сын, который царя»; kuh-e boland «высокая гора» < *kaufah yah br̥źa(nt) «гора, которая высокая».

Новоиранская эпоха характеризуется включением всех иранских языков (кроме осетинского) в общий ареал мусульманской культуры. В этот период в иранские языки массово проникают арабские заимствования, успешно охватившие в той или иной степени все лексические пласты, особенно культурную лексику. При этом происходит наметившееся уже в Сасанидскую эпоху резкое распространение и возвышение персидского языка, ставшего языком культуры, города и канцелярии и дворов правителей. Значительному лексическому влиянию близко или отдалённо родственного персидского, а также усвоенного им арабского лексикона подверглись все иранские языки региона. Большинство носителей малых иранских языков и сегодня остаются двуязычными, поэтому количество персизмов в таких языках практически не ограниченно.

Также в последнее тысячелетие наблюдается тесное лексическое взаимодействие иранских языков с тюркскими. В самом персидском количество тюркизмов довольно значительно. Они охватывают прежде всего армейскую и бытовую лексику. Особенно много тюркизмов проникает в речь ираноязычных жителей тюркских государств (в курдский, заза, татский, северные говоры таджикского).

С точки зрения преимущественных путей заимствования современной международной лексики иранские языки можно разделить на три зоны:

На протяжении истории ираноязычные народы приспосабливали для записи своего языка самые разные виды письменностей окружающих народов.

Впервые систематическую письменность получил древнеперсидский язык (VI, возм. VII в. до н. э.), для которого на базе аккадской клинописи было разработано слоговое письмо , принцип которого несколько напоминает устройство индийского слогового письма брахми .

Значительно большее распространение получила арамейская письменность, приспосабливаемая для записей иранских языков в средний период не целенаправленно, а спонтанно, путём насыщения арамейских текстов иранскими словами и последующего чтения арамейских слов в виде гетерограмм Александра Македонского.

С завоеванием Ирана арабами начались опыты по приспособлению к записи арабским письмом иранских языков. Помимо развившейся в X в. богатейшей новоперсидской литературы известны также записи арабским письмом на мазендеранском, азери, хорезмийском. В дальнейшем появились первые литературные памятники на курдском, пашто, гурани. В настоящее время арабское письмо применяется в следующих языках:

Латиница в специфической форме применяется для записи языков, находящихся под турецко-азербайджанским влиянием

Распространение кириллицы связано с советским национальным строительством, при этом все языки, использующие кириллицу, пережили в 1930-40-х годах «латинский» этап:

Известны непродолжительные или совсем спорадические опыты издания кириллицей книг на ягнобском, шугнанском, курдском, татском. Для татского в рамках общины горских евреев так же применялся еврейский квадратный шрифт . Все остальные иранские языки бесписьмены.

Разные иранские языки не равноценны по количеству носителей, развитости литературы, официальному статусу и степени престижности. Если на одном полюсе будет персидский, абсолютный гегемон на ираноязычном пространстве на протяжении последнего тысячелетия, государственный язык региональной державы с богатейшей литературой, то на другом - мунджанский, бесписьменный бытовой язык нескольких тысяч гиндукушских горцев, утративших даже фольклор на родном языке .

Ряд иранских языков имеет конфессиональное значение. Прежде всего это культовые языки или языки религиозной литературы, не употребляемые в быту и светской литературе.

Загадочные языки Востока до сих пор волнуют умы общественности, в особенности благозвучный персидский язык, на котором величайшие поэты древности писали свои стихи. Древнейшее персидское наречие включено в состав иранской группы языков, численность носителей которых достигает около 200 миллионов. Кто они, эти восточные люди, входящие в арийскую ветвь индоевропейской языковой семьи? Подробности в данной статье!

Иранская языковая группа

Само название «иранские языки» датировано серединой XIX века. Это группа языков связана с Ираном как со своим этносом настолько близко, как это возможно, либо напротив, сильно была удалена от него, сохраняя лишь некоторые родственные черты.

Данная ситуация относится в первую очередь к персидскому языку, считавшемуся долгие годы ведущим языком иранской группы.

Под самим же понятием «иранский» стоит понимать не только персидский, но и целый комплекс языковых наречий, в которые входит уже упомянутый язык персов.

Происхождение

Иранская группа языков образовалась еще в древности (II тыс. лет до н. э), когда на территории Средней Азии господствовал общий праарийский язык, именно тогда возник протоиранский говор - прародитель современного «иранского» наречия. Сегодня в том же новоперсидском от него остались лишь отголоски.

Выделившись в отдельный язык из общеарийского, протоиранский обрел следующие фонетические особенности:

  • Утрата звонких согласных, которые произносились с придыханием, например, «бх» перешло в простое «б», «гх» - «г», «дх» - «д» и т. д.
  • Фрикативизация глухих, например, «пф» перешло в долгое «ф».
  • Процессы палатализации, к примеру, переход «с» в «з», «ж» в «з» и т. д.
  • Развитие придыхания из «с» в «сш».
  • Процессы диссимиляции «тт» в «ст», «дт» в «зд».

Иранская группа индоевропейской языковой семьи стоит в одном ряду с албанским, армянским, балтийскими, германскими и арийскими языками. В ту же группу, что и иранские языки, входят также такие мертвые наречия, как анатолийский, иллирийский и тохарский. Первые два были языками греческих стран, а последний имеет балканские корни.

История и классификация

Исторически иранская группа языков существует уже около 3000 лет. Всего насчитывают три периода: древний, средний и новый. Больше всего известно о древнем языке, который сохранял все арийские традиции и флективный синтетический строй.

Средние и новые периоды иранской группы языков пошли по пути разрушения флективности. Это «правнуки» арийского, которые становятся больше аналитическими языковыми наречиями. Последний тип или новоиранские языки - это группа наречий, которая сейчас жива или недавно вымерла, так как покинули мир их последние носители.

Более четкую последовательность развития можно проследить по самой известной ветви иранской группы языков - персидскому. Он также делится на древнеперсидский-среднеперсидский и новоперсидский(фарси).

Другие иранские ветви либо вовсе не сохранили своих письменных источников, либо вымерли задолго до их возникновения. Именно поэтому изучать новоиранские языки сложно, так как налицо полное отсутствие генетических связей.

Однако ученые, изучающие иранские языки, не унывают, собирая все новые факты по раскопкам на местах бывших поселений. О каждом периоде стоит рассказать подробнее.

Древнеиранские языки

Данный период имеет приблизительную дату с IV-III в. до н.э. Территория охвата - носители древнеиранской группы языков жили на юго-западе от Загроса до Китая, Алтая и Северного-Причерноморья на северо-западе. Такое огромное пространство поспособствовало расколу внутри языковой группы и послужило формированию отдельных языков древнего Ирана.

Документально подтвержденными и зафиксированными по исследованиям ученых-востоковедов считаются:

  1. Древнеперсидский язык - наречие Ахеменидских царей, предок всей юго-западной иранской группы, а также язык официальных надписей на монументах и исторических памятниках.
  2. Авестийский язык - письменный или книжный язык Авесты, которая являлась священной книгой зороастрийцев. Это наречие ранее было только устным и связывалось у древних иранцев исключительно с религиозной составляющей их жизни. Это язык притч, молитв и зороастрийских песен.
  3. Мидийский язык - наречие Мидии, которое имеет в себе частицы праарийского языка. Предположительно мидийское наречие - предок западной группы иранских языков.
  4. Скифский язык - наречие скифов и частично сарматов, демонстрирующее сложные дифтонги с придыханием - визитную карточку всех иранских и сарматы жили в степях Кавказа и в Северном Причерноморье. Это наречие - одно из самых загадочных и таинственных в иранской группе, о скифских и сарматских племенах известно только благодаря греческим источникам. Славянская группа также встречалась со скифским языком, однако в то время на будущей территории Руси существовала только клинопись, которая представлялась собой черты и «резы» - насечки. Естественно, что такое примитивное на тот момент «письмо» не могло отразить никаких ярких фонетических особенностей.

Все перечисленные языки, и те, которые были утрачены, можно восстановить только методом сравнительно-исторического языкознания.

Для древнеиранских языков было характерно неполногласие, а также долгота и озвончение согласных.

Среднеиранские языки

Второй период, или среднеиранский, датирован IV - IX веками до н. э. Такая хронология немного условна, так как составить ее помогают только исторические документы древних персов. Ситуация изучения осложняется еще тем, что среднеиранский период не оставил никаких новоиранских "потомков". Именно поэтому данное время называется мертвым периодом в развитии иранской группы языков.

Флектические черты языка еще сильнее разрушаются, и слова образуются не при помощи окончаний, а аналитическим способом.

Это интересно! В языках западного Ирана флективная система разрушилась до конца, и осталось только глагольное спряжение.

Территория охвата и распространения

Ареал распространения языков Ирана начал иметь более четкое разделение на западную и восточную группы. Линия раздела проходила по границе Парфии и Бактрии.

Всего ученые-востоковеды, судя по найденным памятникам письменности, выделяют следующие среднеиранские языки:

  1. Среднеперсидский язык - наречие Сасанидского Ирана или «пехлеви». Это известный зороастрийский язык, обладающий богатой письменностью - множество литературных памятников той эпохи написано на данным языке, который использовался даже на монетах царей Фарса.
  2. Парфянский язык - наречие Парфии, представляющее собой последователя мидийского. Это язык государства Аршакидов. Данное наречие было утрачено примерно в V веке, когда повсеместно распространился древнеперсидский.
  3. Бактрийский язык - наречие Кушанов и эфталитов с применением греческой письменности. Это наречие было вытеснено в IX-X в. в. новоперсидским.
  4. Сакский язык - одно из самых загадочных наречий Иранской группы языков. Сакский относится к языковой группе хотанских наречий, связанных с буддийской культурой и, соответственно, с ее языковым особенностями. Поэтому на данном наречии найдено очень много памятников именно буддийской литературы. Сакский был вытеснен тюркским уйгурским языком.
  5. Согдийский - наречие согдийских колонистов из Центральной части Азии. Литературных памятников согдийское наречие оставило множество. В X веке он был вытеснен новоперсидским и тюркским. Однако, по мнению ученых, у него остался потомок - это ягнобский язык.
  6. Хорезмийский язык - наречие Хорезма, существовавшее недолго и вытесненное тюрским языком.
  7. Сарматский язык - наречие сарматов, которое полностью пришло на смену скифскому языку по всей территории Северного Причерноморья. Это степное наречие восточных племен, которые дольше всего были носителями данного языка среднеиранского периода, почти до XIII века. Позднее сарматский язык стал прародителем аланского.

Новоиранские языки

Группы индоевропейской языковой семьи на сегодняшний день имеют множество разновидностей древних иранских наречий. Новоиранский период начался после завоевания Ирана арабами и продолжает свою традицию в настоящее время.

Новоиранские языки имеют большую диалектную практику, которая чаще всего характеризуется отсутствием письменности. Многие диалекты возникают и пропадают так быстро, что ученые-востоковеды не успевают досконально зафиксировать даже источник. Из-за такой стихийности многие языковые общности лишены своей собственной литературы, да и вообще являются наддиалектной формой языка с неопределенным статусом.

Большое влияние на новоиранский язык, естественно, оказало арабское наречие. На первый план сегодня выходит новоперсидский - государственный язык Ирана. На переферии, в горных районах Большого Ирана, можно встретить и неперсидские диалекты, например, курдский и белуджский. Самый известный среди неперсидских диалектов - это наречие осетинов, которые являются потомками древних аланов.

Современная Иранская языковая семья

К иранской языковой группе относятся:

  1. Новоперсидский, поделенный на дочерние литературные формы: фарси, дари и таджикский.
  2. Татский.
  3. Луро-бахтиярский.
  4. Диалекты Фарса и Лара.
  5. Курдшули.
  6. Кумзари.
  7. Курдский, со своими диалектными формами: курманджи, сорани, фейли и лаки.
  8. Дейлемитский.
  9. Прикаспийский.
  10. Тюркский.
  11. Семнанский.
  12. Белуджский.
  13. Пушуту и ванеци - наречия Афганистана.
  14. Памирская группа диалектов.
  15. Ягнобский язык.
  16. Осетинский.

Таким образом, народы иранской языковой группы наследуют интересные диалектные особенности. Основным языком Ирана на сегодня является новоперсидский, однако на территории этого обширного государства - Большого Ирана - можно найти множество загадочных диалектов и дочерних литературных форм, начиная от языка фарси и заканчивая осетинским.

– многонациональное государство, на территории которого проживает почти 80 млн. человек. Среди них на государственном языке Ирана – персидском общается более 60%. Иначе персидский язык называют фарси относят его к иранской группе индоевропейской языковой семьи.

Немного статистики и фактов

  • Конституция страны закрепляет персидский язык и персидский алфавит в качестве средств официальной переписки и производства документов, издания учебников и преподавания в школах. Но и языки меньшинств в Иране свободно используются и в прессе, и в учебных заведениях.
  • Второе место по распространенности занимает азербайджанский язык. На нем общается не менее 15 млн. жителей республики.
  • Два языка меньшинств в Иране находятся под угрозой исчезновения. Это новоарамейский и брауи.
  • Кроме государственного языка Ирана и азербайджанского в стране можно услышать курдский и туркменский, арабский и пушту, армянский и гилянский.
  • Современный фарси имеет три близкородственных варианта, на которых говорят в Иране, и .

Фарси: история и современность

На протяжении многих столетий, начиная с Х века, персидский был языком международного общения на огромном пространстве восточной части исламского мира. Он оказывал немалое влияние на формирование и развитие языков различных народов и его влияние простиралось от до . Слова из фарси заимствовали многие тюркские и новоиндийские языки.
Персидская письменность создана на основе арабской, но в алфавит фарси привнесены некоторые знаки для звуков, отсутствующих в арабском.
Кроме Ирана фарси имеет широкое распространение в странах Персидского залива и его можно услышать в , и . На своем варианте персидского общаются в Афганистане, Таджикистане и прилегающих районах .
В современном фарси существуют стандартный или книжно-письменный, общенациональный разговорный и непринужденный ненормированный варианты, каждый из которых можно встретить, общаясь с жителями Ирана.

Туристу на заметку

Иран – государство, не слишком адаптированное к путешествиям, если вы не говорите на его государственном языке. Англоязычные иранцы – большая редкость и встретить их можно лишь в . Именно поэтому для поездки в Иран лучше воспользоваться услугами агентств, предлагающих туры с лицензированными гидами, владеющими, как минимум, английским.

Иранские народы распространились с территории Кавказа в Среднюю Азию; 3/4 их составляют таджики, имеющие близкие родственные народы в Северном Иране. Вторым по численности иранским народом являются осетины, находящиеся под более сильным влиянием русских, чем другие горские народы. Тюрки-азербайджанцы по своей культуре ближе к иранцам.

Осетины (402 тыс. чел.) - основное население Северной Осетии (около 335 тыс. чел.), живут также в Кабардино-Балкарии, Ставропольском - крае, Карачаево- Черкесии. Делятся на две субэтнические группы: ирон- цев и дигорцев (последние сосредоточены главным образом на северо-западе Осетии). Иронский диалект был положен в основу осетинского литературного языка.

Курды (4,7 тыс. чел.) живут преимущественно в Краснодарском крае. В бывшем СССР численность курдского населения достигала 152,7 тыс. чел. (Кавказ и Средняя Азия). Курды являются автономным населением Курдистана- части Ирана (5,5 млн. чел.), Турции (6,5 млн. чел.), Ирака (4 млн. чел.), Сирии (720 тыс. чел.). Общая численность курдов превышает 17 млн. чел. Верующие курды - мусульмане-сунниты, хотя среди них есть мусульмане-шииты и христиане.

Таты (19,4 тыс. чел.) живут в южных районах Дагестана (12 тыс. чел.) и небольшими группами в других республиках Северного Кавказа. В Азербайджане проживает около 10 тыс. татского населения. Все таты делятся по религиозному признаку на три группы: таты- мусульмане (шииты), таты-иудаисты (горские евреи) и таты-христиане (монофиситы).

Горские евреи (самоназвание джухур)- этнолингвистическая группа в составе евреев, а также этнокон- фессиональная группа в составе татов (11,3 ты,с. чел. в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Чечне, Ингушетии). Говорят на татском языке, имеющем махачкалинско- нальчикский, дербентский, кубанский говоры.

К числу проживающих в РФ народов, говорящих на языках иранской группы индоевропейской языковой семьи, относятся также таджики (38,2 тыс. чел.), среднеазиатские (бухарские) евреи (этнолингвистическая группа евреев, 1,4 тыс. чел., говорят на северотаджикском диалекте), талыши (0,2 тыс. чел.), белуджи (0,3 тыс. чел.), ирани (персы) (2,6 тыс. чел.), афганцы (пуштуны) (0,9 тыс. чел.).

Еще по теме Иранская группа:

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Текст фокус-группы. Обсуждается принадлежность зачитанных групповых характеристик к той или иной этнической группе

В СССР — в Таджикской ССР, Северо-Осетинской АССР и Юго-Осетинской АО, некоторых других районах Кавказа и Средней Азии. Прежде существовали в виде отдельных очагов также в Северном Причерноморье, Туркмении, Восточном Туркестане, на Восточном Памире. Общее число говорящих 81 млн. чел.

Историко-генетическая классификация делит иранские языки на 2 основные группы: западную и восточную, с членением каждой из них на северную и южную подгруппы (для восточной группы членение не вполне четкое). К северным западно-иранским языкам относятся: а) мертвые — мидийский, парфянский, б) живые — курдский, белуджский, талышский, гилянский, мазандеранский, ряд малых бесписьменных языков Ирана, Ирака, Турции и языки парачи и ормури; к южным: а) мертвые — древнеперсидский, среднеперсидский, б) живые — персидский, таджикский, дари (фарси-кабули), хазара, кумзари, ряд малых языков и диалектов Ирана. К северным восточно-иранским языкам относятся: а) мертвые — скифский, аланский, согдийский, хорезмийский, б) живые — осетинский, ягнобский; к южным: а) мертвые: бактрийский, сакские языки (или диалекты): хотанский, тумшукский и др., б) живые: афганский (пашто) и ряд языков, составляющих ареальную группу, известную как памирские языки: шугнанско-рушанская языковая группа, язгулямский, ваханский, ишкашимский (по некоторым признакам к ним примыкают мунджанский и йидга). Мертвый авестийский имеет ряд западных и восточных признаков.

Типологически иранские языки неоднородны. В вокализме древнеиранские языки — авестийский и древнеперсидский — сохраняют корреляцию длительности, которая в языках последующих периодов утрачивает позиции, удерживаясь лишь в части фонемных пар (в белуджском, ягнобском, шугнано-рушанской группе), переходя в корреляцию устойчивости (основная часть языков) или исчезая полностью (мазандеранский). В консонантизме — 4 типа систем: 1-й тип — близкий к прасистеме (древние языки, а также персидский, таджикский, татский, гилянский, мазандеранский, часть курдских диалектов); остальные типы — с позднейшими корреляциями: 2-й — аспирации (северные курдские диалекты, восточно-белуджские диалекты, парачи); 3-й — церебральности (афганский, мунджанский и йидга, ваханский, ишкашимский, парачи, ормури, белуджский, хазара; условно также язгулямский и шугнано-рушанская группа); 4-й — абруптивности (осетинский). В морфологии древнеиранские языки сохраняют флективное формообразование и аблаут корня и аффикса; склонение и спряжение многотипные. Троичные системы числа (единственное, двойственное, множественное), рода (мужской, женский, средний). В имени — многопадежная флективная парадигма. В глаголе лицо и число выражены флексией, оппозиция актив — медиалис (версия) тоже флексией, актив — пассив (собственное залог) суффиксально. Видовые характеристики (длительность; однократность, завершенность; результативность, состояние) выражены типами основ (соответственно презентной, аористной, перфектной), категория времени — типом флексии и аугментом. Наклонения связаны с типами основ и флексии. Зачатки аналитических конструкций.

В более поздних языках — унификация типов формообразования в имени и глаголе, отмирание аблаута. Двоичные системы числа (во всех языках), рода (реликты среднего рода только в сакских и согдийском); в ряде языков род отмирает (персидский, таджикский и др.). Упрощение падежной системы с перестройкой во многих языках по агглютинативному принципу(в осетинском — под кавказским влиянием; гилянский, мазандеранский, талышский, белуджский и др.). Отмирание падежей (персидский, таджикский, татский и др.) с агглютинацией аффикса числа. Постпозитивный (в персидском, таджикском, сангисари, гилянском, белуджском, парачи, курдском и др.) и препозитивный (в нескольких языках) неопределенный артикль. В глаголе — новые аналитические и вторичные флективные формы на базе причастий. Лицо и число выражены флексией (новой и старой), энклитиками, отделяемыми показателями, связками, вспомогательными глаголами; залог — наличием вторичных форм пассива, видовые характеристики — аналитическими формами, превербами, сложновербальными глаголами; категория времени — типами основ, окончаний, построением формы в целом, реже аугментом (ягнобский язык).

Для синтаксиса ряда языков характерна изафетная конструкция с препозицией определяемого, оформленного особым показателем (персидский, таджикский, курдский, авромани и др.). Во многих языках — эргативное (или эргативнообразное) построение предложения с переходными глаголами в прошедших временах с объектным (афганский, мунджанский, курдский и др.) или субъектным (язгулямский, рушанский и др.) согласованием глагола.

Периодизация иранских языков на древний, средний и новый периоды базируется на экстралингвистических признаках (культурно-историческом и др.). По лингвистическим признакам вычленяется 2 периода: древний (древнеперсидский, авестийский, мидийский, скифский языки) и последующий (все остальные языки).

Первые памятники древнеперсидской письменности — клинописные надписи (начиная с 6 в. до н.э.). Авестийские гимны, передававшиеся многие века изустно, записаны около 4 в. н.э. специальным алфавитом на основе среднеперсидского. Памятники среднеперсидского (со 2-3 вв. н.э.), парфянского (с 1 в. до н.э.), согдийского (с 4 в. н.э.) и частично хорезмийского (с 3 в. до н.э.) языков написаны разновидностями арамейского письма (часть хорезмийских текстов дошла в арабоязычных сочинениях 12-13 вв. на арабском алфавите). Хотаносакский язык (с 7 в. н.э.) использовал разновидность брахми, бактрийский (около 2 в. н.э.) — греческого алфавита. Персидский, дари, афганский, белуджский используют разновидности арабского алфавита.; таджикский, осетинский, татский — алфавиты на основе русской графики. Курды СССР используют русскую графику, часть курдов Сирии и Ирака — латинскую, остальные — арабскую. Прочие языки практически бесписьменны.

Изучение живых языков начато с конца 17 в., древних — с 18 в. На рубеже 19-20 вв. сводным трудом «Grundriss der iranischen Philologie» подведен итог предшествующим исследованиям. В 20 в. открыты новые памятники мертвых языков (в т.ч. неизвестных ранее), изучались (и открывались) живые языки. Обобщение материала с историко-генетических позиций — в трудах И.М. Оранского; с историко-типологических — в «Опыте историко-типологического исследования иранских языков» (т. 1-2, 1975).

Литература

Оранский И.М. Введение в иранскую филологию. М., 1960; 2 изд., М., 1988.
Оранский И.М. Иранские языки. М., 1963.
Оранский И.М. Иранские языки в историческом освещении. М., 1979.
Очерки по истории изучения иранских языков. М., 1962.
Иранские языки, в кн.: Языки Азии и Африки, т. 2. М., 1978.
Основы иранского языкознания, кн. 1. Древнеиранские языки, кн. 2. Среднеиранские языки, кн. 3. Новоиранские языки: западная группа, прикаспийские языки, кн. 4. Новоиранские языки: восточная группа. М., 1979-1987.
Grundriss der iranischen Philologie. Bd. 1. Abt. 1-2. Strassburg, 1895-1904.
Handbuch der Orientalistik. Abt. 1. Bd. 4. Abschn. 1. Leiden — Köln, 1958.

Д. И. Эдельман

ИРАНСКИЕ ЯЗЫКИ

(Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990. — С. 200-201)