Левша николай. Глава девятнадцатая: безуспешные попытки помочь. Глава одиннадцатая: Платов предстает перед царем

Тема патриотизма часто поднималась в произведениях русской литературы конца XIX века. Но только в рассказе «Левша» она связана с мыслью о необходимости бережного отношения к талантам, облагораживающим лицо России в глазах других стран.

История создания

Рассказ «Левша» впервые начал публиковаться в журнале «Русь» №№ 49, 50 и 51 с октября 1881 года под названием «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Идеей для создания Лесковым произведения послужила известная в народе прибаутка о том, что англичане блоху сделали, а русские ее «подковали, да назад отослали». По свидетельствам сына писателя, его отец проводил лето 1878 года в Сестрорецке, в гостях у оружейного мастера. Там он в разговоре с полковником Н. Е. Болониным, одним из служащих местного оружейного завода, выяснял происхождение прибаутки.

В предисловии автор написал, что он только пересказывает известную среди оружейников легенду. Этот известный прием, использованный когда-то Гоголем и Пушкиным для придания особой достоверности повествованию, в данном случае сослужил Лескову плохую службу. Критики и читающая публика буквально приняли слова писателя, и впоследствии ему пришлось особо объяснять, что он все-таки является автором, а не пересказчиком произведения.

Описание произведения

Рассказ Лескова жанрово наиболее точно было бы назвать повестью: в нем представлен большой временной пласт повествования, есть развитие сюжета, его завязка и завершение. Рассказом писатель назвал свое произведение видимо для того, чтобы подчеркнуть особую «сказительную» форму повествования, использованную в нем.

(Император с трудом и интересом рассматривает подкованную блоху )

Действие рассказа начинается в 1815 году с поездки императора Александра I с генералом Платовым в Англию. Там русскому царю вручают подарок от местных мастеров - миниатюрной работы стальную блоху, которая умеет «усиками водить» и «ножками перебирать». Подарок предназначен был показать превосходство английских мастеров над русскими. После смерти Александра I подарком заинтересовался его преемник Николай I и потребовал найти мастеров, которые бы были «никого не хуже», Так в Туле Платовым были призваны три мастера, среди них Левша, которые сумели подковать блоху и на каждой подкове имя мастера выставить. Левша же свое имя не оставил, потому что гвоздики выковывал, а «там уже никакой мелкоскоп взять не может».

(А вот ружья при дворе чистили всё по-старинке )

Левша был отправлен в Англию с «подкованной нимфозорией», чтобы там поняли, что «нам это не удивительно». Англичане были поражены ювелирной работой и пригласили мастера остаться, показали ему все, чему научены. Все Левша и сам умел делать. Поразило его только состояние ружейных стволов - их не чистили толченым кирпичем, поэтому точность стрельбы из таких ружей была высокой. Левша стал собираться домой, ему надо было срочно рассказать о ружьях Государю, а то «храни бог войны, они стрелять не годятся». От тоски Левша всю дорогу пил с английским другом «полшкипером», заболел и по приезде в Россию оказался при смерти. Но до последней минуты жизни пытался донести до генералов секрет чистки ружей. А если бы довели слова Левши до Государя, то, как пишет

Главные герои

Среди героев рассказа есть вымышленные и есть реально существовавшие в истории личности, среди которых: два российских императора, Александр I и Николай I, атаман Войска Донского М. И. Платов, князь, агент русской разведки А.И. Чернышев, доктор медицины М. Д. Сольский (в рассказе - Мартын-Сольский), граф К. В. Нессельроде (в рассказе - Кисельвроде).

(Левша "безымянный" мастер за работой )

Главный герой - оружейных дел мастер, левша. Имени у него нет, только мастеровая особенность - работал он левой рукой. У лесковского Левши был прототип - Алексей Михайлович Сурнин, работавший оружейником, бывший на учебе в Англии и передавший после возвращения секреты дела русским мастерам. Не случайно автор не дал герою собственное имя, оставив нарицательное- Левша один из изображенных в разных произведениях тип праведника, с их самоотреченностью и жертвенностью. Личность героя имеет ярко выраженные национальные черты, но типаж выведен общечеловеческим, интернациональным.

Недаром единственный друг героя, о котором рассказано - представитель другой национальности. Это моряк с английского судна Полшкипер, сослуживший своему «камраду» Левше плохую службу. Чтобы рассеять тоску русского друга по родине Полшкипер заключил с ним пари, что перепьет Левшу. Большое количество выпитой водки и стало причиной болезни, а затем и смерти тоскующего героя.

Патриотизм Левши противопоставлен ложной приверженности интересам Отечества других героев рассказа. Император Александр I конфузится перед англичанами, когда Платов указывает ему, что и русские мастера могут делать вещи не хуже. У Николая I чувство патриотизма замешано на личном тщеславии. Да и самый яркий «патриот» в рассказе Платов таковым является только за границей, а приехав на родину, становится жестоким и грубым крепостником. Русским мастерам он не доверяет и боится, как бы они работу английскую не испортили и бриллиант не подменили.

Анализ произведения

(Блоха, подкованная Левшой )

Произведение отличается жанровым и повествовательным своеобразием. Оно напоминает по жанру русский сказ, основанный на легенде. В нем много фантазии и сказочности. К сюжетам русских сказкок есть и прямые отсылки. Так, император прячет подарок сначала в орешек, который кладет затем в золотую табакерку, а последнюю, в свою очередь, прячет в дорожную шкатулку, почти так же, как прячет сказочный Кащей иглу. В русских сказках цари традиционно описаны с иронией, как и в рассказе Лескова представлены оба императора.

Идеей рассказа становится судьба и место в государстве талантливого мастера. Все произведение пронизано мыслью, что талант в России беззащитен и не востребован. В интересах государства поддерживать его, оно же грубо губит талант, как будто это никому не нужный, повсеместно распространенный сорняк.

Другой идейной темой произведения стало противопоставление настоящего патриотизма народного героя тщеславию персонажей из высших слоев общества и самих правителей страны. Левша любит свое отечество самоотверженно и горячо. Представители знати ищут повод гордиться, но не дают себе труда сделать жизнь страны лучше. Это потребительское отношение и приводит к тому, что в конце произведения государство теряет еще один талант, который был брошен в жертву тщеславию сначала генерала, потом императора.

Рассказ «Левша» дал литературе образ еще одного праведника, теперь уже на мученическом пути служения русскому государству. Своеобразие языка произведения, его афористичность, яркость и точность формулировок позволили разобрать рассказ на цитаты, которые разошлись в народе.

Произведения русской литературы конца XIX столетия нередко поднимали тему патриотизма. Необходимость бережно относиться к талантам, которые облагораживают лицо России в лице других государств, показал в своей повести "Левша" Н. С. Лесков. Свое творение писатель нарек "сказом". Полное название произведения звучит:"Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе". Никто из русских писателей не смог так точно описать мастерство отечественных ремесленников.

Как создавалось произведение

Лескова называют самым народным писателем страны. Николай Сергеевич - яркая и незаурядная фигура в русской литературе. Он обладал необыкновенной чуткостью и неподдельным интересом к природе и миру всего национального. Образам Лескова присуща четко выраженная национальная характерность. Во многих произведениях автора, в том числе и "Левше", чувствуется повышенный интерес к проблеме национального характера.

Первая публикация рассказа Н. С. Лескова "Левша" состоялась в октябре 1881 года в журнале "Русь". За основу своего сказа автор взял народную прибаутку о том, что англичане сделали блоху, а русские смогли ее подковать и отослать обратно. Из воспоминаний сына Лескова известно, что отец однажды гостил летом у оружейного мастера в Сестрорецке. Именно там писателю объяснили значение прибаутки о блохе. А рассказал ему о ней один служащий местного оружейного завода.

Предисловие к рассказу начинается с информации о том, что Лесков взял эту легенду у оружейников. Некоторые писатели использовали такой прием в своих творениях, чтобы придать повествованию особую достоверность. Но это всего лишь прием. На самом деле Лесков является подлинным автором, а не пересказчиком истории.

Главные герои "Левши" Лескова

Сюжет произведения включает в себя реальные и вымышленные события. Так и главные герои "Левши" делятся на реально существовавших в истории личностей и придуманных писателем. Среди подлинных героев - Александр I и Николай I (российские императоры). Очень ярким образом является генерал кавалерии, атаман Донского казачьего войска - Матвей Иванович Платов. Среди реальных персонажей - граф и военный министр А. И. Чернышев, тайный советник и доктор медицины М. Д. Сольский (Мартын-Сольский), государственный канцлер, граф К. В. Несельроде (Кисельвроде).

Основным вымышленным персонажем выступает сам Левша. Он был мастером оружейных дел и имел одну особенность - работал левой рукой. Так его и прозвали Левшой. Профессия оружейника ему была по душе. Имя Левша является нарицательным, так в некоторых произведениях именовались праведники, отрекшиеся от всего и многим пожертвовавшие.

Краткий пересказ "Левши"

По жанру произведение является повестью, потому что повествование занимает довольно большой пласт времени. Автор сам назвал его сказом, то есть рассказом, для выделения особой "сказительной" манеры повествования. Предоставляем краткий пересказ "Левши" Лескова.

События в повести начинаются в период правления Александра I. В 1815 году император путешествовал по Европе. Заглянул он и в Англию. Сопровождал царя генерал Платов. Англичане продемонстрировали императору одну диковинку - миниатюрную блоху из стали, которая танцевала. Рассмотреть движения блохи можно было только в микроскоп. Английские мастера подарили миниатюру Александру I, и он привез ее в Петербург. Царь воспринял этот подарок, как демонстрацию превосходства европейских мастеров над русскими.

Содержание "Левши" повествует, что после смерти Александра I на престол взошел Николай I. Неожиданно в его апартаментах обнаружилась танцующая блоха. Генерал Платов объяснил царю, в чем смысл "нимфозории". Искусство английских механиков восхитило всех во дворце, но Платов заверил, что местные мастера могут еще не то. Государь дал указ Платову посетить Тулу, которая славилась оружейными заводами. Среди тульских мастеров нужно было отыскать того, кто смог бы превзойти в умении англичан.

В Туле Платову предоставили трех самых мастеровитых оружейников, среди которых был и Левша. По профессии Левша был мастером-оружейником. Генерал показал ремесленникам "нимфозорию", и попросил сделать что-то такое, что бы превзошло по мастерству англичан. Через некоторое время Левшу с его работой забрали в Петербург. Государь под микроскопом увидел, что тульские умельцы смогли подковать ту же крохотную английскую блоху. Левшу наградили за его умение.

Чтобы продемонстрировать англичанам талант тульских мастеров, государь отослал Левшу с блохой в Англию. Там очень удивились работе туляков, которые изготовили крохотные подковки. Левшу поводили по местным оружейным заводам и предложили остаться там в качестве мастера. Левша не принял предложение и отправился домой.

На английских заводах мастер увидел, каким образом англичане чистят оружейные стволы. Ему стало досадно, что в России еще до такого не додумались. Левша затосковал и всю дорогу пил. С одним из своих английских друзей, "полшкипером", он поспорил, кто кого перепьет. Это привело к неожиданной смерти героя сразу после приезда в Россию. Перед смертью он доносит генералам секрет чистки ружей, что было очень важно для России в те нелегкие годы. Но его подсказкой так никто и не воспользовался.

Анализ повести

Произведение Н. С. Лескова "Левша" имеет повествовательные и жанровые особенности. Читатель воспринимает его рассказом, основанным на легенде. Он содержит элементы сказочности и фантазийности. С русскими народными сказками его роднит использование магического числа "три". Государь сначала спрятал блоху в орешек, затем - в табакерку, и только в конце - дорожную шкатулку. Сразу вспоминаются сказки о Кощее, который прятал свою смерть в виде иглы, или о героях, которым нужно было выполнить три задания.

Стоит затронуть идейную тему рассказа - сравнение настоящего патриотизма героя из народа с тщеславными персонажами из высшего общества, в том числе и царей. Левша относится к своему отечеству со всей самоотверженностью. Правители только гордятся достижениями других, но сами ничего не делают для улучшения страны. Такое иждивенческое отношение и привело к тому, что в конце повести страна потеряла талантливейшего ремесленника.

Образ Левши

Образ Левши поставлен в ряд с другими праведниками, созданными Лесковым. Из отзывов о "Левше" понятно, что он пожертвовал собой во имя общего дела, ради своей страны. Этот персонаж является истинным патриотом, одаренным от рождения, очень нравственным и религиозным. Даже перед смертью он заботится об интересах отечества и передает военную тайну англичан, чтобы повысить военную боеспособность русской армии.

План пересказ

1. Император Александр и донской казак генерал Платов осматривают английскую кунсткамеру (собрание редкостей, диковинных вещей).
2. Александр покупает металлическую блоху и везет ее в Россию.
3. После смерти Александра другой царь, Николай Павлович, велит показать эту блоху русским мастерам.
4. Платов оставляет блоху у мастеров.
5. Платов, не разобравшись, какую работу выполнили тульские умельцы, увозит левшу с собой.
6. Царь, его дочь, Платов видят подкованную блоху.
7. Левша едет в Лондон, осматривает фабрики, заводы.
8. Возвратившись на Родину, Левша заболевает.
9. Разное отношение к английскому полшкиперу и к Левше в России.
10. Предсмертные слова Левши и отношение к ним графа Чернышева и рассказчика.

Пересказ

Глава 1

Когда закончился венский совет, император Александр захотел «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Александр человек был общительный, со всеми разговаривал, всем интересовался. При нем состоял донской казак Платов, «который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил». И как царь заметит что-то диковинное, он говорит, что, мол, и на Руси не хуже есть. А англичане к приезду государя хитростей разных напридумывали, «чтобы его чужестранностью пленить», и договорились с Александром на следующий день ехать в оружейную кунсткамеру. Платову это не по душе пришлось, потому «велел он денщику подать из погребца фляжку кавказской водки-кислярки», а пререкаться с царем не стал, думал: «Утро ночи мудренее».

Глава 2

На следующий день приехали они в кунсткамеру - «пребольшое здание — подъезд неописанный, коридоры до бесконечности». Посмотрел император на Платова, а тот и глазом не повел. Англичане показывали все свое добро, а царь за них порадовался и спросил У Платова, почему тот такой бесчувственный. Казак ответил, что «мои донцы-молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали». А иноземцы сказали:

— Это пистоля неизвестного, неподражаемого мастерства...

Александр дивился вещи, а потом подал ее Платову, чтобы и он полюбовался. Тот поковырял замок и прочитал сделанную на сгибе русскую надпись: «Иван Москвин во граде Туле». Англичане так и ахнули, что промаху дали. А царю их жалко стало за такой «конфуз».

Глава 3

На следующий день поехали они опять кунсткамеры смотреть. Платов все царя домой зазывал и потешался над иностранцами, а Александр ему: «Пожалуйста, не порть мне политики». Привели их в последнюю кунсткамеру, где было все, «начиная с самой огромнейшей египетской керамиды до закожной блохи». Вроде ничему не удивляется государь, и Платову от этого спокойно и радостно.

Вдруг царю подносят подарок на пустом подносе. Александр в недоумении, а англичане просят его самую маленькую соринку на подносе взять себе на ладошку. Это, оказывается, металлическая блоха, для которой даже ключик есть, чтобы завести ее, и тогда она «пойдет дансе». Государь сразу за такое чудо миллион отстегнул. Платов сильно раздосадовался, ведь англичане «дар сделали», а он за него платить должен. А Александр только и повторял, чтобы тот политики ему не портил. Положил он блоху в бриллиантовый орешек, а потом в свою золотую табакерку. А англичан похвалил: «Вы есть первые мастера на всем свете...» А Платов взял тайком мелкоскоп и в карман себе положил. Ехали они в Россию, по дороге смотрели в разные стороны и не разговаривали.

Глава 4

В России после смерти Александра никто из придворных не понимал, что с этой блохой делать надо, даже выбросить хотели. Но царь запретил. Тут, кстати, Платов и сказал: «Это, ваше величество, точно, что работа очень тонкая и интересная, но нам этому удивляться с одним восторгом чувств не следует, а надо бы подвергнуть ее русским пересмотрам в Туле или Сестербеке, — тогда еще Сестрорецк Сестербеком звали, — не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались». Николай Павлович согласился, надеясь, что русские мастера не хуже будут.

Глава 5

Платов взял стальную блоху и поехал к тульским оружейникам. Мужики согласились, что вещь хитро сделана, и пообещали Платову, что к его приезду с Дона что-нибудь придумают: «Мы еще и сами не знаем, что учиним, а только будем на Бога надеяться, и авось слово царское ради нас в постыждении не будет». Платова этот ответ не устроил, но делать нечего. Он только предупредил, чтобы мастеровые тонкой работы не испортили.

Глава 6

Платов уехал, а три самых лучших мастера, один из них косой левша, у которого «на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны», попрощались с товарищами и пошли в лес в сторону Киева. Многие даже думали, что хотят они скрыться со всем этим добром (золотой табакеркой царя, бриллиантом), но «однако такое предположение было тоже совершенно неосновательно и недостойно искусных людей, на которых теперь почивала надежда нации».

Глава 7

Описываются туляки. Туляк умен, сведущ в металлическом деле, очень религиозен. Вера туляков и мастерство помогают им строить великолепной красоты соборы.

Мастера направились не в Киев, а «к Мценску, к уездному городу Орловской губернии», где находится икона святого Николая, покровителя торгового и военного дела. «Отслужили они молебен у самой иконы, потом у каменного креста и, наконец, возвратились они домой нощию, и, ничего никому не рассказывая, принялись за дело в ужасном секрете». Сидели они все в домике у левши, ставни закрыли, двери заперли. Дня три сидели, не выходя, «ни с кем не видались и не разговаривали».

Глава 8

Приехал Платов в Тулу, послал людей за работой. Да и самому любопытно и не терпится посмотреть.

Глава 9

Тульские мастера уже почти доделали свою работу, осталось последний винтик вкрутить, а к ним в двери уже ломятся, кричат. Мастера обещают принести скоро. И вправду, вышли -у двоих в руках пусто, а левша царскую шкатулку несет.

Глава 10

Отдали шкатулку Платову. Сел в экипаж, а самому интересно, решил посмотреть, открывает, а блоха какая была, такая и осталась. Спросил он у усталых мастеров, в чем загвоздка. А те говорят: «Смотрите сами». Платов ничего не увидел, разозлился и накричал на них, мол, того, такую вещь испортили. Те обиделись на него и сказали, что не откроют секрет, в чем работа их была потому, что не доверяет он им. А Платов взял левшу к себе в коляску и увез без «тугамента».

Глава 11

Платов боялся, что царь вспомнит о блохе. И правда, как только он приехал, царь велел ее сразу подать. А Платов говорит: «Нимфозория все в том же пространстве». На что царь ответил: «Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано».

Глава 12

Вытащили блоху, царь позвал свою дочь Александру Николаевну, чтобы она своими тонкими пальчиками завела ключиком блоху. Но блоха не танцует. Тогда Платов схватил левшу и начал таскать его за волосы, а мастеровой говорит, что они ничего не испортили, и просит принести «самый сильный мелкоскоп».

Глава 13

Государь уверен, что русские люди его не подведут. Приносят микроскоп. Посмотрел царь и велит привести к нему левшу. Левша весь в рваной одежде, «без тугамента», пришел к царю. Николай говорит, что смотрел, но ничего не увидел. А левша отвечает: «Надо всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает». Все так и сделали. Царь как посмотрел, так и засиял, обнял грязного левшу и сказал, что был уверен, что его не подведут. Ведь они английскую блоху подковали!

Глава 14

Все посмотрели в микроскоп и тоже начали обнимать левшу. А Платов перед ним извинился, дал сто рублей и велел вымыть его в бане и сделать прическу в парикмахерской. Сделали из него приличного человека с приличным видом и повезли в Лондон.

Глава 15

Привез курьер левшу, посадил его в номер гостиницы, а шкатулку с блохой куда надо забрал. Левше есть захотелось. Отвели его в «пищеприемную комнату». Но есть их пищу он отказался и «ждет курьера в прохладе за баклажечкой». А англичане тем временем на блоху посмотрели и захотели сразу мастера увидеть. Курьер проводит их в номер к левше, «англичане хлоп-хлоп его по плечу...» и хвалят.

Четыре дня вместе вино пили, потом, отойдя, начали расспрашивать тульского мастера, где он учился. Левша отвечает: «Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арихметики мы нимало не знаем». Иностранцы удивляются и предлагают ему у них остаться, «образованности выучиться», жениться и их веру принять. Левша отказывается: «...наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы». Уговорили его только погостить остаться на короткий срок, а потом они его сами на своем корабле в Петербург отвезут.

Глава 16

Левша «смотрел все их производство: и металлические фабрики, и мыльно-пильные заводы, и все хозяйственные порядки их ему очень нравились, особенно насчет рабочего содержания. Всякий работник у них постоянно в сытости, одет не в обрывках, а на каждом способный тужурный жилет...» Все ему нравилось, и всех он чистосердечно хвалил. Но захотелось ему как-то домой — сил нет, и пришлось англичанам везти его в Россию. Одели его как надо, денег дали и отправили на корабле. А он все время в даль смотрел и спрашивал: «Где наша Россия?» А потом с полшкипером стали пить до самого «рижского Динаминде».

Глава 17

Так напились, что начали буянить. Подшкипер хотел даже левшу за борт кинуть, но матросы увидели, доложили капитану, а потом заперли порознь. До Петербурга их так везли, а потом «англичанина - в посланческий дом на Аглицкую набережную, а левшу - в квартал. Отсюда судьба их начала сильно разниться».

Глава 18

Англичанина как привезли в посольство, так сразу к нему врача, теплую ванну, «гуттаперчевую пилюлю». А левшу в квартале свалили и начали требовать документы, а он ослабел и ответить ничего не может. Много на холоде он в санях лежал, пока искали, в какую больницу его поместить. Ни в одной больнице без документов не принимают, так до утра его и возили. «Тогда один подлекарь сказал городовому везти его в простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают».

А англичанин выздоровел уже и побежал левшу искать.

Глава 19

Нашел подшкипер быстро своего русского товарища, когда тот уже почти умирал. Левша ему: «Мне бы два слова государю непременно надо сказать». Ко многим англичанин обращался, но все помочь отказывались, даже Платов сказал: «...не знаю, как ему в таком несчастном разе помочь; потому что я уже совсем отслужился и полную пуплекцию получил - теперь меня больше не уважают...» И только комендант Скобелев врача Мартын-Сольского позвал к левше. А тот, бедный, уже на последнем издыхании сказал ему: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть.чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся». Перекрестился и умер. Мартын-Сольский пошел к графу Чернышеву с этой новостью, а тот: «Знай свое рвотное да слабительное, а не в свое дело не мешайся: в России на это генералы есть.

А доведи они левшины слова в свое время до государя, — в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».

Глава 20

Все это были дела дней минувших. Имя левши утеряно, как и имена «многих величайших гениев», но эпоха отражена метко и верно. Таких мастеров больше в Туле не осталось. Работники, конечно, умеют ценить выгоды механической науки, но о прежней старине они вспоминают с гордостью и любовью.

После того, как были подведены итоги войны с Наполеоном, государь Александр Павлович решил отправиться в поездку по странам Европы. Иностранцы показывали ему различные необыкновенные вещи, которые удивляли и восхищали императора. Но сопровождавший его Платов, не разделял восторга Александра Павловича и доказывал, что русские мастера намного лучше заграничных.

Увидев технические достижения англичан, Александр пришел к выводу, что русским еще до них далеко. Англичане показали императору «пистолю», которую сделал неизвестный мастер. Платов же сумел ее открыть и показал всем надпись о том, что сделал ее тульский мастер. Англичане решили создать такое механическое чудо, против которого бы Платов ничего не смог возразить.

Александру продемонстрировали удивительную механическую блоху, которая могла танцевать и прыгать. Восхищенный император отдал англичанам 1 000 000 рублей, а они ему подарили это механическое чудо. Государь положил блоху в футляр и уехал в Россию.

Задание для русских мастеров

Александр бережно хранил этот подарок, и после его смерти он перешел к его жене, а затем владельцем табакерки стал новый император Николай Павлович. Донской казак Платов рассказал государю в чем особенность этой блохи. По совету казака, Николай взял «мелкоскоп» и увидел, как она прыгает. Император отправил Платова с поручением к русским мастерам: они должны были придумать вещь более удивительную, чем эта подаренная блоха.

Платов отправился в Тулу, где жили самые лучшие оружейные мастера. Оружейники согласились выполнить государеву волю, но попросили оставить им на несколько дней блоху. Несмотря на все попытки, казаку не удалось узнать, для чего им это понадобилось. После отъезда Платова, трое лучших мастеров, среди которых был Левша, ушли из города.

Работа тульских мастеров

Эти трое мастеров отправились в Мценск, чтобы попросить совета у иконы Николая Чудотворца. После молитвы, они вернулись обратно и заперлись в домике Левши. Всем очень хотелось посмотреть на работу мастеров, но те ни под каким предлогом не выходили из дома и не разговаривали с соседями.

После проведенных на Дону переговоров, Платов вернулся в Тулу. Он послал к мастерам курьеров. Как раз в это время оружейники завершали свою работу. Но курьеров они не пустили. Те, потеряв терпение, сняли крышу с дома. Только тогда Левша и его товарищи вышли и сказали, что готовы показать свои труды Платову.

Результат работы оружейников

Платов стал задавать вопросы об их работе, но мастера оскорбились и сказали, что только император может увидеть результат. Казак рассердился на них и увез с собою Левшу в Петербург. Он самолично пошел к Николаю, а мастеру связал руки и оставил внизу.

Платов доложил императору, что туляки ничего не смогли сделать. Николай усомнился. Когда ему принесли блоху, то они увидели, что она перестала прыгать. Платов был в ярости: он решил, что оружейники сломали механизм. Левша сказал, что результат можно увидеть в «мелкоскоп». Послушав оружейника, все увидели, что тульские искусники сумели набить на ножки блохи подковы. Довольный Николай решил отправить Левшу в Англию со своей работой.

Приезд в Англию и возвращение на Родину

Англичане были поражены мастерством тульского оружейника. Они стали показывать ему различные технические новшества и пытались уговорить его остаться у них. Но Левша сильно тосковал по Родине. На прощание англичане дали мастеру денег и подарили золотые часы.

Во время плавания Левша поспорил с полшкипером, что сможет его перепить. Они пили до самого прибытия, но никто не смог одержать вверх. Мастер вернулся в плохом состоянии, но его без документов не брали ни в одну больницу. Когда стало ясно, что он долго не проживет, его доставили в Обухвинскую больницу для простонародья.

Полшкипер беспокоился о нем и, когда разыскал его, отправил к нему доктора. Левша попросил Мартын-Сокольского исполнить его последнюю просьбу: передать императору, что англичане не чистят ружья кирпичом. Доктор пытается передать эти слова Чернышеву, но тот его не слушает, и ружья чистят этим способом до самой войны. В последней главе автор размышляет о том, что талантливых мастеров, таких как Левша, с развитием прогресса, практически не осталось. Но потомки продолжают помнить о них.

Тест по повести Левша

В рассказе Лескова «Левша» просматривается очень увлекательная и довольно сложная проблематика. Интересно, что стремление автора максимально просто, доступно и немного иронично написать о серьёзных вещах, вызывающих немало разногласий, не было в должной мере оценено современниками Лескова. Критики категорично не признавали литературную ценность произведения и намекали на сомнительность творческих способностей писателя. Всё дело в том, что первоначальные публикации «Левши», датированные 1881 (в журнале) и 1882 (отдельное издание) годом, выходили с авторской аннотацией. Лесков сам указывал, что названная история - это записанная им цеховая легенда, пересказанная старым оружейником. Данная информация многими воспринималась буквально, поэтому в последующих переизданиях предисловие было исключено из текста. На самом деле всё развитие событий, поведение и характеры героев - реализация исключительно авторского видения темы противостояния русских и заграничных мастеров. За основу сюжета Николаем Лесковым была взята всего лишь краткая пословица о подкованной туляками английской стальной блохе, популярная среди оружейных мастеров того времени.

«Левшу» принято считать рассказом. Хотя довольно солидный объём, разделение на 20 глав, последовательность изложения, чётко выделяющаяся сюжетная линия, охватывающая большой временной промежуток, более характерны для повести. Но выбор жанрового определения легко объяснить. Рассказ значительно ближе к фольклорному творчеству, а Лесков выбрал именно такой вид художественного повествования, подчеркнув в первоначальном заглавии, что созданная история - это сказ. Кроме того, автор считал все события, в которых главный герой не принимал участия, только подготовительным этапом, сосредотачивая внимание читателей на судьбе Левши. Именно выбор названной формы изложения позволил писателю наиболее ярко воссоздать картину жизни гениального мастера из народа. Автор использовал образ рассказчика явно близкого к изображённой социальной среде, который свободно употребляет просторечные выражения, заменяет иностранные понятия выдуманными или искажёнными словами. Так своеобразно писатель вносит в рассказ «Левша» элемент сатиры и открыто выражает своё отношение к описываемым событиям, героям. Это довольно смелый поступок, ведь повествование затрагивает не только вымышленных персонажей, но и реальных исторических деятелей (оба императора, Платов). Лесков не стесняется давать негативную оценку действиям правящей верхушки, отдающей предпочтение иностранным изобретениям и пренебрегающей талантами русских мастеров. Кроме того автор поднимает вопрос моральных качеств - бездушное отношение представителей власти к простым людям. А в противовес этому – патриотизм Левши, который, даже умирая, думает о благе Родины.

Чтобы самостоятельно убедиться в актуальности проблематики и художественном качестве текста, стоит рассказ «Левша» читать полностью онлайн на нашем сайте. Также его можно скачать бесплатно.