Каким предстает тушин во время боя. Подлинный герой романа “Война и мир”

Воссоздавая на страницах «Войны и мира» грандиозные картины сравнительно недавнего прошлого, Толстой показывал, на какие чудеса героизма ради спасения родины, во исполнение присяги и долга способны тысячи разных, порою незнакомых друг другу людей. Читать этот роман – как листать семейный альбом или гулять в галерее, где на стенах развешаны портреты десятков и сотен персонажей. Лица возвышенные и одухотворенные, лица простые, лица прекрасные и некрасивые, величавые и не очень. Есть портреты парадные, есть бытовые, и среди них удивительная, сделанная рукой мастера миниатюра – новелла о капитане Тушине.

Портрет Тушина совсем негероический: «Маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог, в одних чулках». За что, собственно, и получает нагоняй от штаб-офицера. Толстой показывает его нам глазами князя Андрея, который «еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что-то особенное, совершенно невоенное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное».

Толстой описывает истинную, народную, героическую, богатырскую действительность. Именно отсюда этот былинный жест и веселое, карнавальное отношение к врагам и смерти. Толстой с наслаждением рисует особый мифический мир, установившийся в голове Тушина. Неприятельские пушки – это не пушки, а трубки, которые курит огромный невидимый курильщик: «Вишь, пыхнул опять… теперь мячик жди». Видимо, и сам Тушин представляется себе в истинном своем образе – таким же огромным и сильным, швыряющим за горизонт чугунные мячики.

И вот уже французы думают, что здесь в центре сосредоточены основные силы союзной. армии. Им и в страшном сне не могло присниться комическое видение о четырех пушечках без прикрытия и о маленьком капитане с трубочкой-носогрейкой, который сжег Шенграбен.

Только князь Андрей способен понять и увидеть то героическое и сильное, что есть в капитане. Вступаясь за него, Болконский на военном совете не убеждает князя Багратиона, что успехом дня «обязаны мы более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина», но заслуживает смущенную благодарность самого капитана: «Вот спасибо, выручил, голубчик».

Однако тактические решения, принятые Тушиным на военном совете с фельдфебелем Захарченко, «к которому он имел большое уважение», заслуживают решительного «Хорошо!» князя Багратиона. Труднее помыслить награду выше этой.

  • «Маленький человек, со слабыми, неловкими движениями, требовал себе беспрестанно у денщика еще трубочку… выбегал вперед и из-под маленькой ручки смотрел на французов. – Круши, ребята! – приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчивал винты».
  • Второй раз на страницах романа капитан появляется во время Шенграбенского сражения, в эпизоде, названном литературоведами «Забытая батарея».

    Тушин робеет перед всеми: перед начальством, перед старшими офицерами. Его повадки и поведение напоминают нам о земских врачах или сельских священниках. В нем так много чеховского, доброго и печального и так мало громкого и героического.

    При начале Шенграбенского сражения князь Андрей снова видит капитана: «Маленький Тушин, с закушенной набок трубочкой». Доброе и умное лицо его несколько бледно. И далее Толстой уже сам, без помощи своих героев, откровенно любуется этой удивительной фигуркой. Фигурку эту со всех сторон окружают, автор подчеркивает, огромные, широкоплечие богатыри. Сам Багратион, объезжая позиции, находится рядом. Однако Тушин, не замечая генерала, выбегает вперед батареи, под самый огонь и, «выглядывая из-под маленькой ручки», командует. «- Еще две линии прибавь, как раз будет, – закричал он тоненьким голоском».

    В эпилоге романа Толстой меланхолически обмолвился: «Жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей». Вполне возможно, что подобное замечание справедливо по отношению к персонам историческим и государственным. Но трогательный и задушевный маленький капитан Тушин шире, больше и выше своего портрета. В нем особым образом сошлись фольклорные мотивы и реальность, былинная, песенная глубина и душевная простота мудрости. Несомненно, это один из самых ярких героев книги.

    Конспект занятия в средней группе по физической культуре «Забавные зайчата»... Конспект занятия в средней группе по физической культуре «Забавные зайчата» Конспект занятия в средней группе «Забавные зайчата» Совершенствовать умен...

    Теоретико-концептуальные основания дошкольной педагогики – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБ... К основным концептуальным подходам и направлениям в области дошкольной педагогики относятся социогеиетические, биогенетические концепции педологов, те...

    Подлинным героем романа “Война и мир” является русский народ. Защищая родную землю от наполеоновского нашествия, русские проявили исключительный героизм, мужество, стойкость и выдержку. Л. Н. Толстой глубоко верил в это и считал, что основная сила - это народная сила, источником которой был народный патриотизм. Народ в романе появляется всегда, когда речь идет о судьбе всей армии. Толстой описал все этапы войны, начиная с того момента, когда народ начинает собирать силы, до той минуты, когда “дубина народной войны” обрушилась на голову врага. В каждом витке войны автор показывает новый этап развития народного сознания. Толстой показал, как зарождается чувство оскорбления, как зреет месть, как к концу войны ненависть сменяется на презрение и жалость.

    Рассказать правду о войне очень сложно. Новаторство автора связано не только с тем, что он изобразил человека на войне, а главное, что он открыл героику войны, представив ее как будничное дело и одновременно испытание душевных качеств, сил человека.

    И законно то, что носителями настоящего, подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие как капитан Тушин или Тимохин, забытые историей.

    Тушин - это простой и скромный человек, маленького роста, щуплый, теряющийся в присутствии начальников, не умеющий правильно отдавать честь. Его трудно отличить от солдат. Тушин живет с солдатами одной жизнью, ест и пьет с ними, поет их песни, участвует в их разговорах. Во время сражений он не знает страха: с горсткой солдат, таких же героев, как и их командир, Тушин с удивительным мужеством и героизмом исполняет свой долг, несмотря на то, что прикрытие ушло по чьему-то приказанию в середине дела.

    На своей батарее Тушин преобразился до неузнаваемости: несмотря на свое худощавое телосложение, он напоминал богатыря. Капитан был поглощен боем, видел только свои орудия и неприятеля, составлял единое целое со всей батареей: пушками, людьми, лошадьми. Тушин называет орудия по именам, ласково говорит с ними, ему мерещится даже, что это он бросает ядра в неприятеля. В этот момент все его счастье и горе, любовь и ненависть, радость и печаль неразрывно связаны с битвой, орудиями, дымом, товарищами и неприятелем.

    Иногда даже создается впечатление, что батарея, потерявшая орудия, большую часть людей, держится на своей позиции под натиском неприятеля и без всякого прикрытия только благодаря железной воле и непоколебимой самоотверженности своего капитана. Дух батареи, который воплощен в Тушине, заставляет солдат весело сражаться и весело умирать, смеяться над адъютантом, приказывающим уходить с позиции и трусливо прячущимся от ядер. Все они знают, что спасают отступающую армию, но не сознают своего собственного героизма. Именно эта изнуренная и чуть живая от постоянных атак врага батарея сыграла одну из ключевых ролей в сражении.

    И что же получил капитан Тушин взамен погибших товарищей и разбитых орудий? Увы, лишь недовольство начальства стало наградой героям. Когда Тушин входит в штаб, мы по его неловкости и пренебрежению высоких чинов понимаем, что он здесь чужой, что группа генералов и адъютантов существует отдельно от того, что было на поле боя. Подвиг его батареи не замечен; к награде будут представлены люди, чье геройство подтверждено адъютантами и офицерами, не бывшими в тот день под пулями. Но капитан не пытается оправдаться - иначе будет наказан командир его прикрытия. И только Андрей Болконский, выводивший орудия вместе с Тушиным, спасает воинскую честь батареи.

    Этот случай поразил князя Андрея. Происходящее в армии было так странно, так непохоже на то, на что он надеялся. Князь Андрей увидел карьеризм, измену союзников, мелочность, трусость, ложь - словом, все то, от чего он бежал на войну. И, конечно, особое значение в этом прозрении, соприкосновении с реальной жизнью имеет встреча с капитаном Тушиным. Этот маленький и скромный офицер, поджегший Шенграбен, но вовсе не думающий, что он герой, а наоборот, боящийся начальства, произвел на князя огромное впечатление. От этого невзрачного капитана Андрей получает подлинный урок героизма. Болконский понял, что героический вид часто бывает обманчив. Его представление о жизненных ценностях, об истинном начинает изменяться.

    Мы запоминаем имена великих полководцев, а вот имя капитана, поджегшего Шенграбен, вряд ли кто вспомнит. Сколько тушиных, тимохиных лежит на полях битвы. Сотни, тысячи неизвестных героев покоятся на этих полях. История не называет их имена. Не во имя крестов, чинов, славы сражались и умирали русские солдаты, в минуты подвига меньше всего думали они о славе. В своем романе-эпопее Толстой доказал, что народ совершил подвиг, что народ - герой.

    На батарее Тушина. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», т. I. ч. 2, гл. XX.)

    Роман – эпопея «Война и мир» - вершинное произведение Л.Н. Толстого, великого русского прозаика. Оно потрясает
    читателя реалистичностью, мастерским раскрытием образов главных героев, их характеров, точностью описания исторических
    событий.
    Все это достигнуто благодаря нескольким эпизодам, являющимися ключевыми в романе. Отрывок, в котором повествуется о
    событиях на батарее Тушина во время Шенугабенского сражения, является одним из них. Эта глава отличается глубиной
    переживаний героев и поставленных автором проблем.
    Центральное место в эпизоде занимает описание боя, настроения и действий солдат и офицеров. Писатель, на протяжении
    всего романа выражает мысль о том, что ничто так не влияет на результат сражения, как настроения солдат –
    непосредственных участников боя. Если их охватывает страх и они не верят в победу, то поражение неминуемо. Таково мнение
    Толстого.
    Убедиться в данной теории помогает читателю этот эпизод. В начале отрывка мы видим солдат, спасающихся бегством, и
    понимаем, что сражение будет проиграно.
    Великолепно раскрыто настроение солдат, которых поглотил ужас. Они бегут с поля боя, не замечая своего командира, чей
    голос им еще недавно казался грозным. Теперь же он не производил никакого действия, и офицер уже не мог вернуть войско
    обратно.
    Нельзя не отметить и поведение полкового командира в этом сражении. Когда он узнал, что его полк был застигнут
    врасплох, он был поражен мыслью, что после его смогут обвинить в поражении. С этим офицер никак не мог смириться, ведь
    он верой и правдой более двадцати лет служил на благо Родины. Генерал совершает выдающийся поступок: под градом пуль
    скачет к полку, чтобы исправить допущенные ошибки. Руководит им не желание победить и даже не жажда славы, которая была
    у всех офицеров, а страх за себя и за свою карьеру. И я думаю, что именно поэтому у него не получается убедить солдат
    вернуться и отражать атаки французов.
    Но не все были такими. Это подтверждает рота Тимохина, удержавшаяся в лесу, которая с «безумною и пьяную
    решительностью» бросились на врага. Этот отряд автор противопоставляет отступающему полку и показывает, что многое в
    битве зависит от настроения солдат, ведь рота смогла сделать то, что не удалось целому полку.
    Толстой уделяет внимание и некоторым отдельным личностям. Так, в этом эпизоде мы видим Долохова, участвующего в бою.
    Если в личной жизни он некто иной, как бретер и повеса, ведущий праздный образ жизни, то в сражении Долохов показывает
    себя храбрым солдатом, полным отваги и мужества.
    Но автор указывает и на слабые стороны персонажа, одной из которых является карьеризм. Долохов сражается не ради
    победы и защиты родины, а ради славы. Его цель – продвинутся по службе, поэтому, захватив трофеи, он спешит показать их
    начальству и просит об этом запомнить.
    Совсем другим предстает перед нами отряд Тушина. Солдаты на батарее не думают о почестях, они лишь выполняют свой
    долг, не замечая всеобщего отступления. И настоящий героизм во время сражения виден именно здесь. Артиллеристы не видят
    даже того, что у батареи нет прикрытия и их могут захватить в любой момент. Солдаты обходятся без командования, потому
    что знают, что и как им делать, а Тушин сам всегда находится у пушек и участвует в бою наравне с остальными.
    Если сравнить полк, бежавший с поля боя, и батарею, то мы увидим, что Тушина и других бойцов не брал страх, они
    сражались отчаянно, сумели поджечь Шенугабен и отбить нападающих на батарею французов. Через это писатель раскрывает
    образы солдат, показывая не столько их портреты, сколько качество и недюжинные способности, а именно отвагу, доблесть,
    решительность и умение выстоять в трудной ситуации. Это и помогло им оказывать сопротивление французскому войску.
    Но Толстой не обходит стороной и душевные качества героев, подробно описывая их на примере Тушина. Автор указывает,
    что командир батареи делает все то, что должен был делать лучший офицер, но в то же время «он находился в состоянии,
    похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека».
    Тушин видел все не так, как происходило на самом деле, перед его глазами стоял «фантастический мир», которым он
    наслаждался. Все в его воображении было по другому: неприятельские пушки он представлял себе трубками, из которых кто-то
    выпускал дым. Сам себя он видел сильным, высоким мужчиной, кидавшим французам ядра. Вообще говоря, Тушин во всем
    старался увидеть что-то хорошее, не поддавался страху, который должно было вызвать все происходящее вокруг. Раскрывая
    натуру командира батареи, мы отмечаем в нем глубину мысли, потрясающую выдержку и мужество. Поэтому Толстой сравнивает
    Тушина с другим героем эпизода – штаб-офицером, которого я бы назвал трусом, он передает указание об отступлении и
    ничего не делает для того, чтобы помочь переместить батарею в безопасное место. Когда же над ним пролетает два ядра, он
    повторяет приказ и скачет прочь.
    По-моему, с помощью этой сцены автор хотел выразить мысль, что во время сражения вся ответственность лежит на плечах
    простых солдат, только от них зависит исход боя, а планы военоначальников редко осуществляются, ведь все может изменить
    одно только настроение в первых рядах армии. В эпизоде о Шенугабенском сражении писатель доказал это.
    После отъезда штаб-капитана приезжает адъютант с тем же приказанием – отступить. Это был князь Андрей, которого
    удивляет положение на батарее. Первое, что он заметил, была лошадь, из ноги которой лилась кровь; увидел он и убитых
    людей. Я уверен, что все это вызвало у него чувство жалости и скорби по погибшим. Болконского охватывает страх. Но мысль
    об этом поднимает его: «Я не могу бояться», - говорит он себе.
    Князь Андрей передал приказание, но остался у пушек, чтобы самому проследить за его исполнением. Он помог снять
    орудия и перевезти их. В этом показана ответственность Болконского, его готовность помочь, а также сила духа, ведь он
    сумел побороть в себе чувство страха. Эпизод заканчивается прощанием князя Андрея с Тушиным. Командир батареи не может
    сдержать своих чувств, на глазах его слезы. Он понимает, что сражение проиграно, но, по моему мнению, в то же время он
    рад встречи с Болконским, понимая, насколько он отличается от остальных штабных офицеров.
    Таким образом, в эпизоде «На батарее Тушина» раскрыты образы нескольких персонажей, в том числе Андрея Болконского,
    одного из главных героев романа. Показаны их чувства и переживания, черты характера. Толстой мастерски описывает
    сражение, которое испытывает героев произведения и заставляет их проявлять все необходимые в бою качества. Именно
    поэтому этот отрывок является одним из ключевых в романе, и он действительно заслуживает внимания читателя.

    На батарее Тушина. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», т. I. ч. 2, гл. XX.)

    «Война и мир» - это роман-эпопея. Одно из значений слова эпопея - изображение жизни народа в национально-исторических
    масштабах. Основным событием 1805- 1807 годов была война, начатая императорами, но участвовали в ней простые люди.
    Эпизод, в котором изображен подвиг капитана Тушина, имеет важное значение в романе. В нем находит свое отражение «мысль
    народная», возможно, в наиболее ярком аспекте, а также он чрезвычайно важен и потому, что все сюжетные линии героев
    сходятся в нем. Мы видим князя Андрея, начинающего понимать, кто есть истинные герои. Это не Долохов, который столько
    рассказывал о своем ранении, и не Ростов, изображенный в бою испуганным, а после рассказывающим о своем «подвиге».
    Настоящие герои не те, что спешат доложить начальству о победе, но такие личности, как Тушин. Даже когда его ругают за
    оставленные на поле битвы пушки, он думает о командире отряда прикрытия, боясь, что того будут ругать больше. Истинный
    герой - народ.
    Эпизод помещен в середине первого тома, и многие герои проходят в нем свое боевое крещение. Читатель, еще мало знающий
    о них, открывает для себя довольно интересные черты персонажей. Впервые выходит на поле боя князь Андрей, грезящий о
    своем «Тулоне», и Николай Ростов, просто юнкер, и капитан Тушин. Капитан не показан в отрыве от всех. Наоборот», с
    самого начала он в постоянном общении с кем-нибудь: будь это простой солдат, или князь Багратион. Князь Андрей все время
    то слышит, то видит капитана. Создается впечатление, что Тушиных много. И действительно, каждый настоящий воин в душе
    немного Тушин. С другой стороны, можно подумать, что он просто такой деятельный, суетливый.
    Капитан сливается со своими солдатами в одно целое, он не отделяет себя от других. На его батарее царит атмосфера
    семейственности: все солдаты, их командир - братья друг другу. Но семья - мирное начало, а идет война. Каждый стоит за
    всех, и все за одного. Подобная же ситуация будет на батарее Раевского во время Бородинского сражения, только свидетелем
    будет не Болконский, а Пьер в своей знаменитой белой шляпе. Чувствуется «скрытая теплота патриотизма».
    До начала сражения Тушин рассуждает о смерти и единственный признается, что умереть страшно. Он честен и добр,
    отзывчив. Князь Андрей слышит все, и, очевидно, что ему, в душе философу, интересно знать, что думает представитель
    народа.
    Но вот началось сражение. «Земля как будто ахнула от страшного удара». После разговора, услышанного князем Андреем,
    кажется, что это «оживление» земли происходит под влиянием Тушина, более того, сказано его словами, ведь он даже пушку
    называл по имени («Матвеевна»), любя. Сразу же казавшиеся разрозненными люди сплачиваются, у всех есть одна общая цель -
    победить. У всех лица говорят: «Началось! Вот оно! Страшно и весело». Так думают и Тушин, и Болконский, так будет думать
    и Пьер в Бородинском сражении, человек невоенный, но приехавший поддержать армию, чувствующий, что случится что-то
    важное (русские будут драться за свою землю, за Родину).
    Тушин и Багратион в чем-то противопоставлены друг ДРУГУ - Особенно это заметно при появлении князя Багратиона на месте
    сражения тушинской роты: Тушин оживлен, «пищит» (подчеркивается его в какой-то степени ненужность: эти великаны,
    окружающие его, знают, что и как надо делать), старается «придать молодцеватость своей фигуре», а глаза полководца
    тусклы, безжизненны.
    Также Тушин напоминает Кутузова, когда «робким и неловким движением... как благословляют священники» прикладывает «три
    пальца к козырьку». Таким образом, Толстой подчеркивает «невоенность» капитана батареи, его робость, но здесь есть и
    христианское начало, когда, вопреки запрету убивать, берут оружие и идут защищать свою землю. Возможно, важно не
    присутствие Михаила Кутузова как главнокомандующего в штабе, но присутствие человека с истинно русской идеологией.
    Тушину, так же как и Кутузову, жалко людей, жалко смотреть на убитых и раненых, он морщится, видя их. Благодаря ему
    рота, да и войско выстояли, хотя по достоинству оценить его заслуги перед Отечеством смог только князь Андрей,
    сказавший: «Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой».
    Интересно, что первую часть сражения читатель видит Тушина глазами князя Андрея, и в его сознании это «маленький
    худенький артиллерийский офицер» с «большими, умными и добрыми глазами» (создается образ маленького человека). Есть
    ощущение, что его героический дух и незаметная внешность не складываются в одно целое, несовместимы. С одной стороны, он
    робкий и застенчивый, его постоянно окружают люди выше него ростом, но на войне в нем просыпается «детская радость» (он
    словно играет в какую-то игру, где французы - «муравьи», а он - герой), и кажется, что он шире, выше, больше, чем есть
    на самом деле. Но в нем нет той кровожадности, которая будет впоследствии в Тихоне Щербатом. Оба служат Родине, но Тушин
    по своей философии ближе к Каратаеву, хотя тот проповедует непротивление злу насилием. Капитан не убивает, а защищает, и
    в этом основное различие между ним и Щербатым.
    В этом эпизоде Л. Н. Толстой дает не только косвенную оценку народному движению, но и роли отдельной личности в
    истории. Мне кажется, что особенно ясно его мнение при встрече Багратиона и Тушина. Самое главное, что сам капитан,
    имеющий указание стрелять в одну конкретную цель, «посоветовался с фельдфебелем» и решил, что «хорошо было бы зажечь
    деревню», отряд прикрытия тоже уходит вместо того, чтобы защищать тушинскую роту - все показывает, что «это невозможно»
    (так сказал князь Андрей в разговоре с Пьером накануне Бородина), что распоряжения и сам командующий ничто. Народ,
    только народ с огромным, присущим только ему чувством патриотизма спасет Россию.
    «Скрытая теплота патриотизма» явно противопоставлена псевдопатриотизму, царящему в салоне Анны Павловны Шерер, а также
    патриотизму Долохова. Да, он смел и бесстрашен, но его храбрость проявляется лишь в том, что он «в упор убил одного
    француза и первый взял за воротник сдавшегося француза». Но после этого он тут же бежит доложить о своем героизме,
    показывая рану и говоря: «Попомните, ваше превосходительство...» Долохов старается ради себя, пытаясь вернуть себе
    офицерский чин.
    Истинное чувство патриотизма проявляется по-разному. Князь Андрей, вообще человек скрытный, выскажет Пьеру свои чувства
    только перед Бородинским сражением, т. е. намного позже. Багратион скажет: «С Богом, ребята!» - и сколько любви к сынам
    Отечества в этой фразе! Тушин проявляет свои чувства на поле битвы. Он не хочет отступать, на его глазах слезы.
    (Возможно, ему жалко тех двух пушек, которые описаны как люди, и отношение к ним у Тушина человеческое, оттого, когда
    солдаты отступают, они как будто бросают на поле битвы раненных в бою друзей, что не соответствует солдатской этике.)
    Для него нет тактики и всех военных наук. Он солдат, цель которого не допустить врага на территорию России, впрочем, и
    для Кутузова это самое главное. В конце романа Толстой напишет: «Представителю русского народа, после того, как враг
    уничтожен, Россия освобождена... делать больше нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти».
    Так сказано про Кутузова, но эти слова можно!
    в полной мере отнести к Тушину. Ведь в последний раз читатель видит его в госпитале для больных тифом. Ростов и Тушин
    встречаются в последний раз, но если для раненого Николая Тушин сделал все, что мог, то Ростов не очень волнуется за
    судьбу капитана.

    / / / Капитан Тушин и его роль в романе Толстого «Война и мир»

    В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой неоднократно пытался поведать читателю правдивые истории о ходе войны, о ее течении. Конечно, автор никак не мог обойти стороной простой русский народ, который сыграл немаловажную роль в ходе исторических событий. Именно те люди, вышедшие на поле боя и защищая свою родину, справились с огромными армиями врага, которые просто заполонили Россию.

    Восхищаясь самоотверженностью и подвигами простых людей, Толстой не мог оставить этого в стороне. Наблюдая за развитием военных событий, автор подмечает, как меняется отношение людей к войне. Изначально народ был оскорблен и поражен той наглостью, которую позволили себе захватчики. Затем, в их душах нарастала месть, которая в конечном итоге, переросла в обычное сожаление к противнику.

    Хороших, скромных и ответственных людей встречалось не мало на страничках романа. Однако больше всего меня поразил капитан Тушин. Он был человеком войска. Его любили солдаты, он мог обедать и спать с ними на равнее, распевать боевые песни и сочинять бодрящие шутки. Капитан выполнял свой военный долг на все 100%. Он был предан своему делу и неуклонно следовал своим убеждениям.

    Наблюдая за Тушиным на фоне батареи, мы видим его весьма преобразившимся. Он словно возмужал, вырос и окреп. Хотя, на самом деле, был мал ростом и особо не выделялся из числа обычных солдат. Капитан поддерживает, поднимает боевой душ своего войска. Он шутит, он побуждает солдат к победе даже ценой собственной жизни. Благодаря таким качествам капитана, его батарея выполнила сложную миссию и повернула ход войны, изменила историю.

    Однако, подвиг Тушина, а также его солдат не был замечен. Наоборот, правление было весьма недовольно действиями капитана. Только лишь князь , наблюдая за ситуацией изнутри, смог восстановить справедливость и поведать о подвиге Тушина. Болконский был жутко разочарован. Ведь он убежал на войну от светской жизни и суеты, он хотел забыть о рутинном хаосе, который ежедневно обременял его. Однако, как оказалось, на войне действовали те же принципы – ложь, трусость, карьеризм и мелочность.

    Познакомившись с Тушиным, Андрей получил не один важный и полезный жизненный урок от хорошего, доброго и порядочного человека. Очень жаль, что его имя так и не вошло в историю. Такие порядочные и верные своей стране люди, сражались не за орден, не за похвалу свыше. Они исполняли свой долг. И таких народных героев было не мало в ходе страшнейших военных событий.