История изучения африки таблица. Физическая карта Африки. Спасибо за внимание

Деятельность учителя

Сейчас я хочу показать небольшой фокус, который поможет лучше сосредоточиться. Закройте глаза и сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха. Представьте себе, что мысли в вашей голове - это лучи света. А теперь пусть все лучи соберутся и светят как в прожекторе в одном и том же направлении. Пусть свет твоих мыслей объединится в один большой красивый и мощный Луч. Теперь вы в состоянии сосредоточится на любом предмете. Ну, что начнём….

Подводящий диалог

Вспомните, как называется курс географии, который вы изучаете? А какую часть курса вы уже изучили? (океаны)

Значит сегодня мы начинаем изучать особенности каждого материка.

А что же такое материк ? Сколько всего материков? Назовите и покажите их на карте.

На какие 2 группы можно разделить все материки? (южные и северные) (слайд)

А по каким признакам?

1 группа: Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида.

2 группа: Евразия, Северная Америка

- Почему Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду мы относим к южным материкам?

Наше путешествие начнётся со знакомства с одним из интереснейших материков Земли, а каким - отгадайте сами.

На экране демонстрируются слайды с видами Африки и идёт сопроводительный текст

«Этот материк считают прародиной человека. Это родина многих народов, больших и малых. Они любят свою землю и гордятся ею, считая её необыкновенной. Здесь есть всё. И прекрасные пальмовые рощи, и дикие непроходимые джунгли, искрящиеся водопады, раскалённые солнцем пустыни и бескрайние саванны. Этот материк славится своими пирамидами и пигмеями, баобабами и жирафами»

За морем-океаном в тени Килиманджаро
Купается огромный и добрый бегемот,
Там зебры и жирафы, там небо дышит жаром,

Кокосовые пальмы, бананы круглый год.

В саванне бродят львы и прячутся гориллы,
Шипят в пустыне змеи, качая головой.
И щелкают зубами большие крокодилы,
Когда проходят мимо них слоны на водопой.

На каком материке мы можем встретить таких животных и растений?

Как вы думаете, какой материк будет предметом нашего изучения на уроке? Как определили?

А что вы сами знаете об Африке?

Подумайте, какова тема нашего сегодняшнего урока? (запись темы в тетрадь) (слайд)

Используя свой багаж знаний дополните предложения:

Я уже знаю об Африке…..

Я хочу узнать об Африке…..

Дети, Африка это материк или часть света? Чему равна площадь материка?(давайте найдём в учебнике)

(Слайд) Африка, это материк, который уступает по величине только Евразии: её площадь составляет 29,2 млн. км2.(с островами- 30, 3 млн. км кв.)

Максимальная =5895 м. - влк. Килиманджаро

Население: 720 млн. чел.

Как вы думаете, с чего начинается изучение каждого материка?

Так что же нам нужно определить? (ГП)

Почему именно с географического положения мы начинаем знакомство с материком?

Мы в Африку с вами отправимся ныне ,(слайд)

Но кто объяснит это странное имя?

Откуда название “Африка” взято?

Найдите ответ в своих книгах, ребята.

Работа с учебником

Ответ найдите на стр.110 в своих учебниках.

Африка- это континент. А что означает слово «Африка»?

Но знать одного имя мало, давайте выясним ФАМИЛИЮ. (слайд)

Вспомните историю происхождения материка, т.е. родословную материка.

Южный материк Гондвана распался на 4 материка, одним из них является Африка. Значит, фамилия - Гондвана, имя-Африка.

Есть другое объяснение. Еще есть перевод довольно серьезный.(слайд)

С латинского “Африка” - безморозный.

Как нам добраться до поставленной цели?

Готовы ли вы? Правильно сели?

Короток путь до нее, иль велик

Нас ждет замечательный материк.

А на пути возникают проблемы,

Ну почему такова наша тема?

Мы же в Евразии братцы живем,

А Африку раньше других познаем.

А эту проблему мы с вами решим в конце урока.

Слайды

1. Используя опорные слова, попробуйте составить характеристику ГП материка: экватор, северный тропик, южный тропик, нулевой меридиан, крайние точки, омывающие моря и океаны, близко расположенные материки.

Откройте стр. 225 и сверьте свой план с планом в учебнике.

Определение ГП материка

1. -- Положение по отношению к экватору, 0 меридиану, тропикам

(уч-ся работают по карте, делают вывод)

Африка по отношению к экватору расположена как в Южном, так и в Северном полушарии, так как экватор практически посередине пересекает материк.

2. По отношению к нулевому меридиану Африка расположена в Западном и в Восточном полушарии.

Вывод: Африка расположена в 4 полушариях, большая часть материка лежит между северным и южным тропиками (в жарком тепловом поясе)

3. Крайние точки

Какие точки называются крайними?

Назвать крайние точки материка и нанести на контурную карту. Продолжаем работать по карте

Самостоятельная работа по вариантам: Определить географические координаты крайних точек (4 варианта)

Крайние точки

название

Географические координаты

Северная

Южная

Западная

Восточная

мыс Бен Секка

мыс Игольный

мыс Альмади

мыс рас - Хафун

37 с.ш, 10в.д

35 ю.ш, 20 в.д.

14 с.ш, 18 з.д.

10 с.ш, 52 в.д.

(когда один ученик показывает крайнюю точку, остальные наносят на контурную карту)

4.Сегодня мы с вами научимся определять протяженность материка в градусах и километрах с запада на восток и с севера на юг.

Чему равна протяженность с севера на юг по 20 меридиану 71 градус=111 км, 71 умножаем на 111 км= ?

(чтобы определить длину 1 градуса в километрах, нужно вспомнить, что:

Окружность Земли равна 360 градусов;

Длина окружности равна 40 000 км.;

Половина окружности равна 180 гр.;

Половина длины окружности равна 20 000 тыс.км.

Если мы разделим 20000 на 180 получим 111 км. Значит длина 1 градуса по меридиану равна 111 км.)

Чему равна протяженность с запада на восток по 5параллели-- в градусах 52 (110)= ?

(Параллель. Длина окружности уменьшается от экватора к полюсам. Если меридианы одинаковые по длине, то параллели разные. Длину 1 градуса параллели в километрах можно увидеть на карте)

5.Приготовились, сели поудобнее, отправляемся в плавание вокруг материка.

Средиземное море

Гибралтарский пролив

Атлантический океан

Гвинейский залив

Индийский океан

Мозамбикский пролив

Аденский залив

Баб-эль-Мандебский пролив

Красное море

Суэцкий канал.

Показать географические объекты. Сделать вывод об изрезанности береговой линии

Вывод: А теперь давайте поговорим об особенностях береговой линии материка. Есть ли заливы, проливы, полуострова. Много ли островов у берегов материка. Сильно или слабо изрезана береговая линия по сравнению с Евразией. Береговая линия изрезана слабо.

ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД ).

1.повороты влево-вправо (5 раз)

2. упражнение «Мельница» (5 раз)

3. Круговые движения головы (5 раз)

4. упражнение для глаз (5 раз)

5. глубокий вдох - выдох.

Начальный этап исследования Африки (2-е тыс. до н.э. - до 6 в.).

Начало изучения Африки относится к глубокой древности. Древние египтяне осваивали северную часть континента, продвигаясь вдоль побережья от устья Нила до залива Сидра, проникали в Аравийскую, Ливийскую и Нубийскую пустыни. Около 6 в. до н. э. финикийцы совершали длительные морские походы вокруг Африки. В 6 в. до н.э. карфагенянин Ганнон мореплаватель предпринял плавание вдоль западного побережья континента. Согласно записи на плите, оставленной им в одном из храмов Карфагена, он достиг внутренней части Гвинейского залива, куда европейцы проникли спустя почти две тысячи лет. В период римского владычества и позднее рыбацкие суда достигали Канарских островов, римские путешественники проникали глубоко в Ливийскую пустыню (Л. К. Бальб, С. Флакк). В 525 византийский купец, мореплаватель и географ Козьма Индикоплов поднялся вверх по реке Нил, пересек Красное море и объездил побережье восточной Африки. Он оставил 12-томное сочинение, служившее единственным для своего времени источником сведений о реке Нил и сопредельных территориях.

Второй этап исследования Африки - арабские походы (7-14 вв.).

После завоевания Северной Африки (7 в.) арабы много раз пересекали Ливийскую пустыню и пустыню Сахару, начали изучать реки Сенегал и Нигер, озеро Чад. В одной из наиболее ранних географических сводок Ибн Хордадбеха в 9 в. содержатся сведения о Египте и торговых путях в эту страну. В начале 12 в. Идриси показал Северную Африку на карте мира, которая по точности значительно превосходила существовавшие тогда в Европе карты. Ибн Баттута в 1325-49, выйдя из Танжера, пересек северную и восточную Африку, посетил Египет. Позднее (1352-53) он прошел Западную Сахару, побывал в г. Тимбукту на реке Нигер и затем возвратился назад через Центральную Сахару. Оставленное им сочинение содержит ценные сведения о природе посещенных им стран и нравах населяющих их народов.

Третий этап исследования Африки - путешествия 15-17 вв.

В 1417-22 китайский флотоводец Чжэн Хэ в одном из своих многочисленных походов, пройдя Красным морем, обогнул полуостров Сомали и, двигаясь вдоль восточного побережья, достиг острова Занзибар. В 15-16 вв. изучение Африки было связано с поисками португальцами морского пути в Индию. В 1441 Н. Триштан достиг мыса Кап-Блан. Д. Диаш в 1445-46 гг. обогнул крайнюю западную точку Африки, которую назвал Зеленым мысом. В 1471 Фернандо По открыл остров, названный его именем. В 1488 Б. Диаш открыл крайнюю южную точку Африки, назвав ее мысом Бурь (впоследствии переименован в мыс Доброй Надежды); в 1500 неподалеку от этого мыса во время бури Б. Диаш погиб. На основании отчетов Б. Диаша маршрут в Индию разработал португальский мореплаватель Васко да Гама. В 1497-98 он, направляясь в Индию из Лиссабона, обогнул мыс Доброй Надежды и прошел вдоль восточного побережья до 3° 20" ю. ш. (город Малинди). В 1487-92 П. Ковильян совершил путешествие из Лиссабона через Средиземное море до устья Нила, а далее прошел вдоль юго-западного побережья Красного моря до г. Суакин. К концу 16 в. были установлены контуры континента. В 17 в. во внутренних районах Африки, к югу от экватора, португальскими путешественниками были открыты озера Тана (1613) и Ньяса (1616), исследованы истоки Голубого Нила и нижнее течение реки Конго. На западе континента французская экспедиция А. Брю в 17 в. исследовала реку Сенегал, английская - реку Гамбия.

Четвертый этап исследования Африки - экспедиции 18-20 вв.

С конца 18 в. стремление овладеть новыми богатыми источниками природных ресурсов стимулировало изучение Африки английскими, французскими и немецкими путешественниками. Экспедиции сосредотачиваются во внутренних областях континента. Англичане создают специальную «Ассоциацию для содействия открытия внутренних частей Африки», которая организовала ряд важных экспедиций. М. Парк в 1795-97 и 1805-06 изучал верховья реки Нигер, У. Аудни, Д. Денем и Х. Клаппертон в 1822-23 пересекли Сахару с севера на юг (от города Триполи до озера Чад) и доказали, что река Нигер не берет свое начало из этого озера. Переход через Сахару в 1827-28 совершил французский путешественник Р. Кайе. В 1830 английская экспедиция изучила низовья и устье реки Нигер (Р. Лендер и Д. Лендер).

В конце 18 - первой половине 19 в. начинается изучение Южной Африки, первым исследователем которой был английский путешественник Дж. Барроу. В 1835 Э. Смит обследовал реку Лимпопо, в 1868 С. Эрнскайн прошел по ее притоку Олифантс. Географическое и геологическое изучение бассейна Голубого Нила проводила в 1847-48 русская экспедиция Е. П. Ковалевского, первого из русских путешественников, описавших Абиссинию. В середине 19 в. в бассейне Белого Нила работали французские (А. Ленан де Бельфона и Д"Арно) и немецкая экспедиции (Ф. Верне). Высшую точку материка вулкан Килиманджаро открыли в 1848-49 немецкие миссионеры И. Крапф и И. Ребман. Английская экспедиция Дж. Спика и Р. Ф. Бертона в 1856-59 обнаружила озеро Танганьика. В 1858 озеро Виктория открыл Дж. Спик, позднее (1860-63) установивший совместно с Дж. Грантом, что из этого озера берет начало река Нил.

Большой вклад в исследование Африки внес шотландский путешественник Д. Ливингстон, в 1849 открывший озеро Нгами, первым из европейцев пересекший Южную Африку с запада на восток (1853-56), попутно обследовав значительную часть бассейна реки Замбези и открыв крупнейший в мире водопад Виктория (1855). В 1867-71 он изучил южные и западные берега озера Танганьика, открыл озеро Бангвеулу. В Европе экспедицию Ливингстона считали пропавшей и на его поиски отправился журналист Г. М. Стэнли, встретившийся с Ливингстоном в 1871 на озере Танганьика. Далее они вместе обследовали северную часть этого озера и выяснили, что оно не связано с Нилом. Еще одну экспедицию на поиски Ливингстона в 1873 возглавил английский моряк и путешественник В. Л. Камерон. Однако его помощь запоздала, т. к. к тому времени Ливингстон умер от лихорадки. Камерон продолжил путешествие и 1874 достиг озера Танганьика и открыл его сток - реку Лукуга.

Исследования Сахары провели немецкие путешественники Г. Рольфс, в 1865-67 первым из европейцев пересекший Африку от берегов Средиземного моря (город Триполи) до Гвинейского залива (город Лагос), и Г. Нахтигаль, осуществивший в 1869-74 поход в район озера Чад. Он первым из европейцев достиг нагорья Вадаи и собрал обширный материал о природе и населении внутренних районов Центральной Африки. Позднее он опубликовал трехтомный труд «Сахара и Судан» (1879-89). Русский биолог, врач и путешественник А. В. Елисеев в 1881, будучи еще студентом, отправился в Египет, проехал вверх по Нилу до Сиута, а затем два месяца странствовал по Аравии. Три года спустя он вновь посетил Африку, из города Триполи он переехал в Алжир, прошел по Сахаре, побывал в Марокко; его перу принадлежит много географических сочинений, в т.ч. и об Африке.

Русский путешественник В. В. Юнкер в 1876-78 совершил большое путешествие по Центральной Африке, во время которого провел географические и этнографические наблюдения, уточнил гидрографию истоков реки Белый Нил. В следующей экспедиции в 1879-86 он исследовал водораздел рек Нил и Конго; результаты своих наблюдений обобщил в книге «Путешествия по Африке (1877-78 и 1879-86)» (1949). В 1896-1900 трижды побывал в Эфиопии русский путешественник А. К. Булатович, провел съемку слабоизученных юго-западных и западных областей страны, первым из европейцев пересек горную область Каффа. Территорию современной Анголы и Мозамбика изучали португальцы А. А. Серпа Пинту (1877-79), который открыл истоки рек Кунене и Кубанго, Э. Бриту Капелу и Р. Ивенш (1877-79), пересекшие континент с запада на восток.

В результате географических исследований к концу 19 в. были изучены четыре великие африканские реки: Нил, Нигер, Конго и Замбези. В начале 20 в. выявлены огромные природные ресурсы африканского континента.

Начальный этап:
История исследования Африки относится к глубокой древности. Древние египтяне осваивали северную часть континента, продвигаясь вдоль побережья от устья Нила до залива Сидра, проникали в Аравийскую, Ливийскую и Нубийскую пустыни. Около VI в. до н. э. финикийцы совершали длительные морские походы вокруг Африки. В VI в. до н. э. карфагенянин Ганнон мореплаватель предпринял плавание вдоль западного побережья континента. Согласно записи на плите, оставленной им в одном из храмов Карфагена, он достиг внутренней части Гвинейского залива, куда европейцы проникли спустя почти две тысячи лет. В период римского владычества и позднее рыбацкие суда достигали Канарских островов, римские путешественники проникали глубоко в Ливийскую пустыню (Л. К. Бальб, С. Флакк).

В 525 византийский купец, мореплаватель и географ Козьма Индикоплов поднялся вверх по реке Нил, пересек Красное море и объездил побережье восточной Африки. Он оставил 12-томное сочинение, служившее единственным для своего времени источником сведений о реке Нил и сопредельных территориях.

Второй этап:
После завоевания Северной Африки (VII в.) арабы много раз пересекали Ливийскую пустыню и пустыню Сахару, начали изучать реки Сенегал и Нигер, озеро Чад.

В одной из наиболее ранних географических сводок Ибн Хордадбеха в IX в. содержатся сведения о Египте и торговых путях в эту страну.

В начале XII в. Идриси показал Северную Африку на карте мира, которая по точности значительно превосходила существовавшие тогда в Европе карты. Ибн Баттута в 1325-1349, выйдя из Танжера, пересек северную и восточную Африку, посетил Египет. Позднее (1352-1353) он прошел Западную Сахару, побывал в г. Тимбукту на реке Нигер и затем возвратился назад через Центральную Сахару. Оставленное им сочинение содержит ценные сведения о природе посещенных им стран и нравах населяющих их народов.

В 1417-1422 китайский флотоводец Чжэн Хэ в одном из своих многочисленных походов, пройдя Красным морем, обогнул полуостров Сомали и, двигаясь вдоль восточного побережья, достиг острова Занзибар. В XV-XVI вв. изучение Африки было связано с поисками португальцами морского пути в Индию. В 1441 Н. Триштан достиг мыса Кап-Блан. Д. Диаш в 1445-1446 гг. обогнул крайнюю западную точку Африки, которую назвал Зеленым мысом. В 1471 Фернандо По открыл остров, названный его именем. В 1488 Б. Диаш открыл крайнюю южную точку Африки, назвав ее мысом Бурь (впоследствии переименован в мыс Доброй Надежды); в 1500 неподалеку от этого мыса во время бури Б. Диаш погиб. На основании отчетов Б. Диаша маршрут в Индию разработал португальский мореплаватель Васко да Гама. В 1497-1498 он, направляясь в Индию из Лиссабона, обогнул мыс Доброй Надежды и прошел вдоль восточного побережья до 3° 20′ ю. ш. (город Малинди). В 1487-1492 П. Ковильян совершил путешествие из Лиссабона через Средиземное море до устья Нила, а далее прошел вдоль юго-западного побережья Красного моря до г. Суакин.

К концу XVI в. были установлены контуры континента.
В XVII в. во внутренних районах Африки, к югу от экватора, португальскими путешественниками были открыты озера Тана (1613) и Ньяса (1616), исследованы истоки Голубого Нила и нижнее течение реки Конго. На западе континента французская экспедиция А. Брю в XVII в. исследовала реку Сенегал, английская - реку Гамбия.

Четвертый этап:

С конца XVIII в. стремление овладеть новыми богатыми источниками природных ресурсов стимулировало изучение Африки английскими, французскими и немецкими путешественниками. Экспедиции сосредотачиваются во внутренних областях континента. Англичане создают специальную «Ассоциацию для содействия открытия внутренних частей Африки», которая организовала ряд важных экспедиций. М. Парк в 1795-1797 и 1805-1806 изучал верховья реки Нигер, У. Аудни, Д. Денем и Х. Клаппертон в 1822-1823 пересекли Сахару с севера на юг (от города Триполи до озера Чад) и доказали, что река Нигер не берет свое начало из этого озера. Переход через Сахару в 1827-1828 совершил французский путешественник Р. Кайе. В 1830 английская экспедиция изучила низовья и устье реки Нигер (Р. Лендер и Д. Лендер).
В конце XVIII- первой половине XIX в. начинается изучение Южной Африки, первым исследователем которой был английский путешественник Дж. Барроу. В 1835 Э. Смит обследовал реку Лимпопо, в 1868 С. Эрнскайн прошел по ее притоку Олифантс.

Географическое и геологическое изучение бассейна Голубого Нила проводила в 1847-1848 русская экспедиция Е. П. Ковалевского, первого из русских путешественников, описавших Абиссинию. В середине XIX в. в бассейне Белого Нила работали французские (А. Ленан де Бельфона и Д’Арно) и немецкая экспедиции (Ф. Верне). Высшую точку материка вулкан Килиманджаро открыли в 1848-1849 немецкие миссионеры И. Крапф и И. Ребман. Английская экспедиция Дж. Спика и Р. Ф. Бертона в 1856-1859 обнаружила озеро Танганьика. В 1858 озеро Виктория открыл Дж. Спик, позднее (1860-1863) установивший совместно с Дж. Грантом, что из этого озера берет начало река Нил.

Большой вклад в исследование Африки внес шотландский путешественник Д. Ливингстон, в 1849 открывший озеро Нгами, первым из европейцев пересекший Южную Африку с запада на восток (1853-1856), попутно обследовав значительную часть бассейна реки Замбези и открыв крупнейший в мире водопад Виктория (1855). В 1867-1871 он изучил южные и западные берега озера Танганьика, открыл озеро Бангвеулу.

В Европе экспедицию Ливингстона считали пропавшей и на его поиски отправился журналист Г. М. Стэнли, встретившийся с Ливингстоном в 1871 на озере Танганьика. Далее они вместе обследовали северную часть этого озера и выяснили, что оно не связано с Нилом. Еще одну экспедицию на поиски Ливингстона в 1873 возглавил английский моряк и путешественник В. Л. Камерон. Однако его помощь запоздала, т. к. к тому времени Ливингстон умер от лихорадки. Камерон продолжил путешествие и 1874 достиг озера Танганьика и открыл его сток - реку Лукуга.

Исследования Сахары провели немецкие путешественники Г. Рольфс, в 1865-1867 первым из европейцев пересекший Африку от берегов Средиземного моря (город Триполи) до Гвинейского залива (город Лагос), и Г. Нахтигаль, осуществивший в 1869-1874 поход в район озера Чад. Он первым из европейцев достиг нагорья Вадаи и собрал обширный материал о природе и населении внутренних районов Центральной Африки.

Позднее он опубликовал трехтомный труд «Сахара и Судан» (1879-1889). Русский биолог, врач и путешественник А. В. Елисеев в 1881, будучи еще студентом, отправился в Египет, проехал вверх по Нилу до Сиута, а затем два месяца странствовал по Аравии. Три года спустя он вновь посетил Африку, из города Триполи он переехал в Алжир, прошел по Сахаре, побывал в Марокко; его перу принадлежит много географических сочинений, в т. ч. и об Африке.

Русский путешественник В. В. Юнкер в 1876-1878 совершил большое путешествие по Центральной Африке, во время которого провел географические и этнографические наблюдения, уточнил гидрографию истоков реки Белый Нил. В следующей экспедиции в 1879-1886 он исследовал водораздел рек Нил и Конго; результаты своих наблюдений обобщил в книге «Путешествия по Африке (1877-1878 и 1879-1886)» (1949).

В 1896-1900 трижды побывал в Эфиопии русский путешественник А. К. Булатович, провел съемку слабоизученных юго-западных и западных областей страны, первым из европейцев пересек горную область Каффа. Территорию современной Анголы и Мозамбика изучали португальцы А. А. Серпа Пинту (1877-1879), который открыл истоки рек Кунене и Кубанго, Э. Бриту Капелу и Р. Ивенш (1877-1879), пересекшие континент с запада на восток.

В результате географических исследований к концу XIX в. были изучены четыре великие африканские реки: Нил, Нигер, Конго и Замбези.

В начале XX в. выявлены огромные природные ресурсы африканского континента.


Тема урока

Географическое положение и история исследования Африки

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

В результате педагогического взаимодействия обучающиеся определят ФГП Африки, крайние точки материка, протяженность материка; оценят влияние ФГП на природу Африки; назовут имена исследователей и результаты их работы.

Познавательные: смогут находить в учебнике достоверную информацию, анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки

Коммуникативные: излагать свое мнение аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде; различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого

В результате взаимодействия с учителем и учениками обучающиеся будут ориентироваться в межличностных отношениях.

Решаемые учебные проблемы

Как влияет ГП Африки на особенности природы материка?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Географическое положение, крайние точки

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Мультимедийная презентация «Географическое положение и история исследования Африки», компьютер, проектор, экран

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

    1. ЭТАП Актуализация знаний

Деятельность учителя

Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.

Подводящий диалог

1) Вспомните, пожалуйста, какой географический объект называется материком?

2) Какие вы знаете материки? Покажите их на карте, классифицируя по величине.

3) Перед вами 2 группы материков (слайд 2)

1 группа: Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида.

2 группа: Евразия, Северная Америка

Определите, по какому признаку произведено их деление? 4) Почему Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду мы относим к южным материкам?

На свете немного найдется людей, которые не любят путешествовать. Разве не заманчиво отправиться в неведомую страну и посмотреть, как живут в ней люди? А как увлекательно поездить по странам и континентам, увидеть разнообразный климат, природу, разные обычаи у разных народов, услышать незнакомую речь. Одному путешествовать скучно. Поэтому мы отправляемся в путешествие все вместе. Нам предстоит увлекательное путешествие по Африке.

Деятельность учащихся

Вспоминают изученный ранее материал и отвечают на вопросы:

1) Ответ - Материки – большие участки суши, со всех сторон окруженные океаном.

2) Ответ: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.

3) Ответ: Северные и южные материки.

4) Ответ: Все четыре материка имеют общую историю развития природных условий – все они были частью единого материка Гондваны

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Почему именно с географического положения мы начинаем знакомство с материком?

Африка- это континент. А что означает слово «Африка»?

Но знать одного имя мало, давайте выясним ФАМИЛИЮ.

Вспомните историю происхождения материка, т.е. родословную материка (таблица на слайде 5).

Южный материк Гондвана распался на 4 материка, одним из них является Африка. Значит, фамилия - Гондвана, имя-Африка.

Деятельность учащихся

Вступая в диалог с учителем, определяют, что географическое положение-это «адрес» географического объекта, по которому его можно найти на Земле.

Из дополнительных источников информации (дополнительное домашнее задание) выясняют, что Африка – это имя материка, названа в честь берберского племени «афригини», проживающего на континенте.

Анализируют родословную материка

    3. ЭТАП целеполагания

Деятельность учителя

Еще каждый путешественник, отправляясь в дорогу, должен знать цель своей экспедиции.

Как вы думаете, что мы сегодня узнаем во время нашего путешествия? Ваши предположения? А теперь давайте проверим ваши версии

Деятельность учащихся

Формулирование цели урока

Цель : определение географического положения материка Африка, изучение истории исследования континента.

4. ЭТАП планирования.

Деятельность учителя

Предлагает учащимся самим составить план изучения темы.

Каким источником информации необходимо пользоваться для того, чтобы достичь цели?

Деятельность учащихся

Отвечают, что главным источником информации будет текст учебника, рисунки, карты атласа, читая пункты текста, выделенные жирным шрифтом, намечают план изучения новой темы. План урока:

1. ГП Африки

2. История исследования Африки

5. ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания .

Деятельность учителя

Нам с вами необходимо выяснить каковы особенности физико-географического положения материка Африка?

Для решения этого вопроса предлагаю вам принять участие в работе научно-исследовательских групп:

Направление работы 1 группа: рассмотрение размеров, крайних точек и широтного положения Африки;

2 группа – расположение материка относительно нулевого меридиана, положение Африки относительно материков и океанов;

3 группа – рассмотреть влияние ФГП на климат материка, сделать вывод о влиянии ФГП на природу Африки.

Давайте подведём итог всему сказанному. Ответьте на вопрос – выгодное ли у Африки физико-географическое положение?

Используя текст учебника, заполните таблицу «Исследователи Африки»

Имя исследователя

Время

(дата)

Результаты

исследования

Деятельность учащихся

    1. Работа в группах: обсуждают варианты составления рассказа, намечают план ответа.

    2. Читают текст, анализируют карты атласа и отвечают на вопросы

    3. Выступают с подготовленным рассказом

    4. Анализирую информацию, и отвечают на вопрос.

5. Читают текст и заполняют таблицу

6. ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Деятельность учителя

Прочитайте письмо Незнайки (слайд), найдите ошибки в письме

Здравствуйте дорогие семиклассники! Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам изучить Африку. Африка – самый большой материк на Земле, экватор не пересекает Африку, но нулевой меридиан делит ее на северное и южное полушария. Африка омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Но, пока, все. Читайте, мои письма и будете знать, об Африке все!”.

Итак, сегодня на уроке мы лишь немного приоткрыли завесу в уникальнейший мир Африки. Африка - континент контрастов. Но у каждого из вас представление о ней разное. Предлагаю каждому написать «синквейн» к слову «Африка».

Деятельность учащихся

Исправляют ошибки в письме

Составляют «синквейн» к слову «Африка».

Пример: 1. Африка.

2. Большая, жаркая.

3. Развивается, добывает, поражает.

4. Прельщает туристов своей неизвестностью.

5. Пустыня.

7. ЭТАП Домашнее задание

пр. 20, рабочая тетрадь с. 54-58

Фиксирование домашнего задания.