Iii. световые явления

Реферат

На тему: Световые явления

Выполнил: Храпатов Д. А.

Проверил(а):

1. Свет. Источники света

2. Распространение света

3. Отражение света

4. Плоское зеркало

5. Зеркальное и рассеянное изображение

6. Преломление света

8. Изображения, даваемые линзой


Свет. Источники света

Свет… его значение в нашей жизни очень велико. Трудно представить себе жизнь без света. Ведь все живое зарождается и развивается под влиянием света и тепла.

Деятельность человека в начальные периоды его существования – добывание пищи, защита от врагов, охота – была зависима от дневного света. Потом человек научился добывать и поддерживать огонь, стал освещать свое жилище, охотиться с факелами. Но во всех случаях его деятельность не могла протекать без освещения.

Свет, посылаемый небесными телами, позволил определить расположение и движение Солнца, звезд, планет, Луны и других спутников. Исследования световых явлений помогло создать приборы, при помощи которых узнали о строении и даже составе небесных тел, находящихся от Земли на расстоянии многих миллиардов километров. По наблюдениям в телескоп и фотографиям планет изучили их облачный покров, особенности поверхностей, скорости вращения. Можно сказать, что наука астрономия возникла и развивалась благодаря свету и зрению.

На изучении света основано создание искусственного освещения, так необходимого человеку. Свет нужен везде: безопасность движения транспорта связана с применением фар, освещением дорог; в военной технике применяются осветительные ракеты, прожекторы; нормальное освещение рабочего места способствует повышению производительности труда; солнечный свет повышает сопротивляемость организма болезням, улучшает настроение человека.

Что же такое свет? Почему и как мы его воспринимаем?

Раздел науки, посвященный изучению света, называют также оптикой (от греческого optos – видимый, зримый).

Световое (оптическое) излучение создается источниками света.

Существуют естественные и искусственные источники света. К естественным источникам света относятся такие, как Солнце, звезды, полярное сияние, молнии; к искусственным – лампы, свечи, телевизор и другие.

Источник света мы видим потому, что создаваемое имя излучение попадает к нам в глаза. Но мы видим также и тела, не являющиеся источниками света, - деревья, дома, стены комнаты, Луну, планеты и т.п. Однако мы их видим только тогда, когда они освещены источниками света. Излучение, идущее от источников света, упав на поверхность предметов, меняет свое направление и попадает в глаза.

2. Распространение света

Оптика – одна из древнейших наук.

Еще задолго до того, как узнали, что представляет собой свет, некоторые его свойства были обнаружены и использованы в практике.

На основе наблюдений и опытов были установлены законы распространения света, при этом использовалось понятие луча света.

ЛУЧ – эта линия, вдоль которой распространяется свет.

Закон прямолинейного распространения света.

Свет в прозрачной однородной среде распространяется по прямым линиям.

Для данного закона можно рассмотреть пример – образования тени:

Если мы хотим, чтобы свет от лампы не попадал нам в глаза, мы можем загородиться от него рукой или надеть на лампу абажур. Если бы свет распространялся не по прямым линиям, то он бы мог обогнуть края препятствия и попасть нам в глаза. Например, от звука нельзя «загородиться» рукой, он обогнет это препятствие и мы будем его слышать.

Рассмотрим это явление на опыте.

Возьмем лампочку от карманного фонаря. Расположим на некотором расстоянии от нее экран. Лампа освещает экран полностью. Поместим между лампочкой и экраном непрозрачное тело (например металлический шар). Теперь на экране появится темный круг, так как за шаром образовалась тень – пространство, в которое не попадает свет от источника.

Но четко описанную тень, которая получена в описанном опыте, мы видим в жизни не всегда. Если размеры источника света будут гораздо больше, то вокруг тени образуется полутень. Если бы наш глаз находился в области тени, то мы не увидели бы источник света, а из области полутени – видели бы один из его краев. Закон распространения света использовали еще древние египтяне для того, чтобы установить по прямой линии колоны, столбы, стены. Они располагали колоны таким образом, чтобы из-за ближайшей к глазу колоны не были видны все остальные.

3. Отражение света

Направим от источника света на экран пучок света. Экран будет освещен, но между источником и экраном мы ничего не увидим. Если же между источником и экраном поместить листок бумаги, то он будет виден. Происходит это потому, что излучение, достигнув поверхности листка, отражается, изменяет свое направление и попадает в наши глаза. Весь пучок света становится видимым, если запылить воздух между экраном и источником света. В этом случае пылинки отражают свет и направляют его в глаза наблюдателя.

Закон отражения света:

Лучи падающий и отраженный лежат в одной плоскости с перпендикуляром к отражающей поверхности, восставленным в точке падения луча.

Пусть прямая MN – поверхность зеркала, АО – падающий и ОВ – отраженный лучи, ОС – перпендикуляр к поверхности зеркала в точке падения луча.

Угол, образованный падающим лучом АО и перпендикуляром ОС (тюею угол АОС), называют углом падения. Обозначают его буквой α(«альфа»). Угол, образованный отраженным лучом ОВ и те же перпендикуляром ОС (т.е. угол СОВ), называют углом отражения, его обозначают буквой β («бета»).

Передвигая источник света по краю диска, мы изменяем угол падения луча. Повторим опыт, но теперь будем каждый раз отмечать угол падения и соответствующий ему угол отражения.

Наблюдения и измерения показывают, что при всех значениях угла падения сохраняется равенство между ним и углом отражения.

Итак, второй закон отражения света гласит: угол отражения равен углу падения.

4. Плоское зеркало

Зеркало, поверхность которого представляет собой плоскость, называется плоским зеркалом.

Когда предмет находится перед зеркалом, то кажется, что за зеркалом находится такой же предмет, то что мы видим за зеркалом, называется изображением предмета.

Для начала, объясним, кК глаз воспринимает сам предмет, например, свечу. От каждой точки сечи во все стороны расходятся лучи света. Часть из них расходящимся пучком попадает в глаз. Глаз видит (воспринимает) точку в том месте, откуда исходят лучи, т.е. в месте их пересечения, где не самом деле находится точка.

Глядя в зеркало, мы видим мнимое изображение своего лица.

Расположим вертикально кусок плоского стекла – он будет служить зеркалом. Но так как стекло прозрачно, мы увидим и то, что находится за ним. Поставим перед стеклом зажженную свечу. В стекле мы увидим ее изображение. По другую сторону стекла (там, где мы видим изображение) поставим такую же, но незажженную свечу и будем передвигать ее до тех пор, пока она не покажется зажженной. Это будет означать, что изображение зажженной свечи находится там, где стоит незажженная свеча.

Измерим расстояние от свечи до стекла и от стекла до изображения свечи. Эти расстояния окажутся одинаковыми.

Опыт также показывает, что высота изображения свечи равна высоте самой свечи, т.е. размеры изображения в плоском зеркале равны размерам предмета.

Итак, опыт показывает, что изображение предмета в плоском зеркале имеет следующие особенности: это изображение мнимое, прямое, равное по размерам предмету, находится оно на таком же расстоянии за зеркалом, на каком предмет расположен перед зеркалом.

У изображения в плоском зеркале есть еще одна особенность. Посмотрите на изображение вашей правой руки в плоском зеркале, пальцы на изображении расположены так, как будто это левая рука.

5. Зеркальное и рассеянное изображение

В плоском зеркале мы видим изображение, мало отличающееся от самого предмета. Это объясняется тем, что поверхность зеркала плоская и гладкая, и тем, что зеркало отражает большую часть падающего на него света (от 70 до 90%).

Зеркальная поверхность отражает падающий на нее пучок света направленно. Пусть, например, на зеркало падает пучок параллельных лучей от Солнца. Лучи отражаются также параллельным пучком.

Всякая не зеркальная, т.е. шероховатая, негладкая поверхность рассеивает свет: отражает падающий на нее пучок параллельных лучей по всем направлениям. Объясняется это тем, что шероховатая поверхность состоит из большого числа очень маленьких плоских поверхностей, расположенных беспорядочно, под разными углами друг к другу. Каждая маленькая плоская поверхность отражает свет в определенном направлении. Но все вместе они направляют отраженные лучи в разные стороны, т.е. рассеивают свет по разным направлениям.

6. Преломление света

Ложка или карандаш, опущенная в стакан с водой, кажется переломленной на границе между водой и воздухом. Это можно объяснить только тем, что лучи света, идущие т ложки, имеют в воде другое направление, чем в воздухе.

Изменение направления распространения света при его прохождении через границу двух сред называется преломлением света.

При переходе луча из стекла (воды) в воздух угол преломления больше угла падения.

Способность преломлять лучи у разных сред различна. Например, алмаз преломляет лучи света сильнее, чем вода или стекло.

Если на поверхность алмаза луч света падает под углом 60*, то угол преломления луча равен примерно 21*. При таком же угле падения луча на поверхность воды угол преломления составляет около 30*.

При переходе луча из одной среды в другую происходит преломление света по следующим положениям:

1. лучи падающий и преломленный лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведенным в точке падения луча к плоскости раздела двух сред.

ТЕМА: Источники света. Распространение света.

Цель: обеспечить в ходе урока изучение основных понятий источников света; разъяснить закон прямолинейного распространения света; объяснить природу лунных и солнечных затмений.

Образовательная: Систематизировать материал по теме, осуществить коррекцию знаний, частичное обобщение знаний материала, некоторое углубление; закрепить полученные знания на примерах решения задач.

Развивающая: Развитие устной речи учащихся; творческих навыков учащихся, логики, памяти; познавательных способностей; развитие самостоятельного мышления учащихся по применению имеющихся знаний в различных ситуациях.

Воспитательная: Формировать интерес учащихся к изучению физики; воспитывать аккуратность умения и навыки рационального использования, своего времени, планирования своей деятельности; воспитание бережного отношения к оборудованию, учебному материалу.

Тип урока: урок – лекция и коррекции знаний.

Методы: словесно-наглядный, практический, частично-поисковый.

Формы организации учебного процесса: фронтальная, интерактивное обучение.

Оборудование:

  • компьютер, проектор.
  • фотографии: в приложении 1
  • видео: в приложении 2

Литература:

  1. Учебник. Физика 8 класс. А.В. Пёрышкин. Москва. «Дрофа», 2008.
  2. Физика 8. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. Москва. «Илекса». 2005.
  3. Сборник задач по физике 7-9.В.И.Лукашик Москва «Просвещение», 2003.

Программное обеспечение:

  • Microsoft Office Power Point
  • Образовательные комплексы. Физика 7-11

Предполагаемые результаты:

  1. результаты самостоятельной работы
  2. определение уровня знаний по теме «Источники света. Распространение света»

Ход урока:

Изучение нового материала.

План изложения нового материала.

  1. Свет как видимое излучение.
  2. Естественные и искусственные источники света. Пучок и луч.
  3. Закон прямолинейного распространения света.
  4. Тень и полутень.

Учитель: значение света в познании человеком окружающего мира. Благодаря органу зрения человек видит окружающий мир, осуществляет связь с окружающей средой. Может работать и отдыхать. От того, как освещаются предметы, зависит продуктивность труда. Без достаточного освещения растения не могут нормально развиваться. Знание закономерностей световых явлений позволяет конструировать различные оптические приборы, которые находят широкое применение в практической деятельности человека.

Ребята, закройте на одну минуту глаза и представьте себе « жизнь во тьме»!

Что же такое свет? Все тела состоят из атомов (или молекул). Но как в гитарной струне нет звука, так в атоме нет света. Состояние атома, когда его энергия минимальна, называется нормальным. В таком состоянии атом не излучает энергии. Всякое другое состояние атома с энергией, отличной от минимальной, называют возбужденным. В возбужденном состоянии атом может находиться в течение 10-8 с. Переход атома из возбужденного состояния в нормальное сопровождается излучением электромагнитных волн (приложение 1)

Свет – это электромагнитное излучение, воспринимаемое глазом по зрительному ощущению.

Вопрос: Чем отличается излучение утюга от излучения электрической лампы накаливания?

Образованием тени и полутени объясняются солнечные и лунные затмения. При солнечном затмении полная тень от Луны падает на Землю. Из этого места Земли Солнца не видно. Когда Луна, вращаясь вокруг Земли, попадает в её тень, то наблюдается лунное затмение (приложение 2).

Практическое использование закона прямолинейного света: строительство, прокладка дорог, определение высоты предметов.

Закрепим изученный материал (приложение 1)

За непрозрачным предметом наблюдается одна тень с нечеткими границами. Выберете правильное утверждение.
А.Источник света один, но очень малых размеров.
Б. Источник света один, но больших размеров.
В. Свет идет от одного слабого источника любых размеров.

Солнечным летним днем небо было безоблачным. Выберете правильное утверждение.
А.Солнце – естественный источник света.
Б. Солнце – искусственный источник света.
В. Чем выше солнце над горизонтом, тем длиннее тени предметов.

За непрозрачным предметом наблюдается одна тень с четкими границами. Выберите правильное утверждение.
А.Свет идет от одного слабого источника любых размеров.
Б. Источник света один, но очень малых размеров.
В. Источник света один, но больших размеров.

В предлагаемую таблицу запишите, какие из перечисленных ниже источников света относятся к естественным, а какие - к искусственным.

Источники: солнце; пламя свечи; экран включенного телевизора; молния; глаза кошки, светящиеся в темноте; « бенгальские огни»; светлячки; пожар.

Домашнее задание: глава 5, §62, стр. 152, задание 12.

Обобщающий урок по теме «Световые явления»

(8 класс)

Ум заключается не только в знании,

но и в умении прилагать знание на деле.
Аристотель.

Тип урока: урок повторения и коррекции знаний

Цель урока: обобщить и углубить знания обучащихся по теме "Световые явления", развить умения применять их при объяснении опытов, физических явлений в школе, на улице, дома.

Задачи урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

направить деятельность обучащихся на

    обобщение и углубление знаний по теме "Световые явления";

    применение теоретических знаний для решения различных задач;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

    воспитание отношения к физике как к науке, необходимой для понимания процессов, происходящих в окружающем нас мире;

    воспитание сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

    развитие интереса к предмету и потребности к углублению и расширению знаний;

    развитие у обучающихся мышления, памяти, самостоятельности,трудолюбия; творческих способностей учащихся.

    развитие интеллектуальных и познавательных способностей обучающихся.

Оборудование:

    компьютер

    телевизор (мультимедийный проектор)

    картина И.Шишкина “Утро в сосновом лесу”, картина В.Поленова “Заросший пруд”, фотография заката солнца у водоема.

План урока.

Этапы урока

Деятельность

Время (мин.)

Организационный

Приветствие

мотивация

план урока

определение темы урока, постановка цели урока

Актуализация предыдущих знаний

(повт гл 4), 2 задачи

Выбери лишнее

Проверка домашнего задания (комментарий)

тест (самопроверка, самооценка)

Физминутка

Применение теоретических знаний на практике

Демонстрация

построения (взаимооценка)

работа в группах (4 команды)

Подведение итогов.

Физический диктант

Домашнее задание.

Рефлексия

Ход урока

    Организационный момент

Уважаемые коллеги, учащиеся я рада Вас приветствовать на уроке физики.

Слово «физика» произошло от греческого слова «фюзис», что означает…(природа) Слайд 1

Слово (физика) в первый раз появилось в сочинениях величайшего мыслителя древности (Аристотеля).Слайд 2

А благодаря какому ученому слово (физика) вошло в русский язык?

Слово (физика) в русский язык вошло благодаря русскому ученому. Кто этот великий ученый вы узнали дома, ответив на вопрос

Он первым сконструировал оптические приборы для астрономических наблюдений и открыл атмосферу Венеры. (Л О М О Н О С О В)Слайд 3 (докладчик с презентацией)

На предыдущем уроке мы закончили изучение последней главы в курсе физики 8 класса. Как называлась эта глава?

На следующий урок мы напишем контрольную работу. Что вам необходимо для ее успешного написания?

Постановка цели и задач. (Обучающиеся сами формулируют цели и задачи)

    Актуализация опорных знаний

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.
(Аристотель) Слайд 4

Вспомним основные понятия, явления и законы главы, просмотрим видео.

Проверка домашнего задания

1. На зеркало падает свет. Угол между падающим и отраженным лучами составляет 50 о. Под каким углом к зеркалу падает свет? Начертить в тетради.

А сейчас поработаем с задачами-рисунками. Вы должны выбрать правильный ответ и по моей команде показать сигнальную карточку.

В какую точку попадет луч света?

2. Укажите, в каком случае линза, скрытая в ящике, рассеивающая?

Из ряда слов нужно выбрать понятие из темы «Световые явления»

Физминутка

“Заросший пруд” Василия Дмитриевича Поленова.

Мне кажется, ребята, что в этом пруду водится много рыбы. Давайте попробуем поймать ее острогой (копьем).

Почему, находясь в лодке, трудно попасть острогой в рыбу, плавающую невдалеке?

(Изображение рыбы в воде мнимое, приподнятое к поверхности, потому что вода - среда оптически более плотная чем воздух. Поэтому целиться острогой следует так, чтобы между рыбой и острием был просвет.)

На берегу сидим вдвоем,
Глядим в прозрачный водоем.
Песчинка дна - и та видна.
Скажи: какая глубина?
«Здесь мне по шею», - ты сказал.
Прыг вниз, а дна-то не достал.
Вот вынырнул из-под воды…
Но почему ошибся ты?

Как вы думаете, почему это произошло?

    Обобщение материала по теме

Демонстрация: шарик, густо покрытый сажей, опущен в стакан с водой. Шарик кажется блестящим. При вынимании шарика из воды видим, что он покрыт копотью. Почему шарик в воде казался блестящим?

(Частички копоти плохо смачиваются водой. Поэтому вокруг закопченного шарика образуется воздушная пленка. Вследствие полного отражения света от слоя воздуха, образующегося между сажей и водой, шарик кажется блестящим.)

Построения

Выполняя эти задания, мы повторим с вами законы распространения, отражения и преломления света, построение изображений в плоском зеркале и изображений, даваемых линзами.

Поразмышляем над интересными фактами

Работа в группах (командах). В команде у каждого есть свои обязанности, которые он стремится выполнить добросовестно, чтобы не подвести своих товарищей. Но в случае затруднения каждый член группы может рассчитывать на помощь своих друзей. Сейчас каждой команде (класс разбивается на группы по четыре человека) будет предложено несколько заданий. Ваша задача выполнить их качественно и с наименьшими затратами времени. Каждый член команды выполняет одно из заданий. В случае затруднения разрешается обратиться за помощью к своим товарищам.

1. Как образуется радуга?

Радуга

Все мы восхищаемся радугой – одним из красивейших явлений природы. Радуга поэтизировалась многими народами. Славяне считали, что во время грозы бог-громовержец поражает молниями злых духов. Радуга, возникающая после дождя с грозой, означала, по их мнению, торжество добрых сил, победивших зло.

И. Ньютон, изучавший спектры, выделил в радуге семь цветов, хотя, конечно, это довольно условно.

Чтобы объяснить возникновение радуги, воспользуемся видеозаписью

2. “Утро в сосновом лесу” Ивана Ивановича Шишкина.

Глухой сосновый бор пробуждается. Солнце только-только взошло и залило все вокруг своими щедрыми лучами. Взгляните на солнечные лучи.

А что мы в оптике называем лучом света? А какие природные явления помогают нам разглядеть солнечные лучи на картине? Как это происходит?

В опытах для изучения световых явлений мы используем узкие пучки света, получаемые с помощью различных отверстий. Можно ли путем уменьшения диаметра отверстия получить световой луч?

(В тумане происходит рассеяние (отражение) света мелкими капельками воды.)

3.Ребята, многие из вас, наверное, читали Таинственный остров” Ж.Верна . Помните?

“- Но кто же зажег огонь? - спросил моряк.

Солнце, - ответил Спилетт...

Действительно, Солнце доставило огонь, которым так восторгался моряк. Он не верил своим глазам и был до того изумлен, что даже не мог расспрашивать инженера.

Значит, у вас было зажигательное стекло? - спросил инженера Герберт.

Нет, я его изготовил.

И он показал. Это были просто два стекла, снятые инженером со своих часов и часов Спилетта. Он соединил их края глиной, предварительно наполнив водой, и таким образом получилась настоящая зажигательная чечевица, с помощью которой, сосредоточив лучи на сухом мхе, инженер добыл огонь”.

Из какого произведения этот отрывок?

Какой физический прибор сделал инженер?

Почему инженер смог зажечь огонь?

4. Ребята, а на поверхности вот этого озера (показ фотографии заката солнца у водоема ) против солнца видна сверкающая дорожка. Как она образуется? Почему дорожка всегда ориентирована на наблюдателя?

(Дорожка на поверхности воды возникает вследствие отражения света от мелких волн, которые ориентированы в различных направлениях. Поэтому при самых различных положениях наблюдателя отраженные лучи попадают к нему в глаз. Каждый наблюдатель видит “свою” дорожку.)

5.Объясните с точки зрения физики наблюдаемое явление, описанное Буниным в четверостишии.

А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.
И.А. Бунин.

IV. Итоги урока:

Сегодня на уроке мы:

    повторили основные понятия по теме "Оптика"

    вспомнили

    закон отражения

    закон преломления света

    построение изображения в линзах и зеркале

    объяснили некоторые природные явления

    применили наши знания по "Оптике" при ответах на вопросы

На следующем уроке контрольная работа по этой теме. Желаю вам только хороших и отличных оценок.

Контрольная работа по физике Световые явления для учащихся 8 класса с ответами. Тест включает в себя 4 варианта, в каждом по 8 заданий.

1 вариант

1. Примером явления, доказывающего прямолинейное распространение света, может быть

1) образование следа в небе от реактивного самолёта
2) существование тени от дерева
3) мираж над пустыней
4) неизменное положение Полярной звезды на небе

2. Луч света падает на плоское зеркало. Угол отражения равен 24°. Угол между падающим лучом и зеркалом

1) 12°
2) 102°
3) 24°
4) 66°

3. Человек, находившийся на расстоянии 4 м от плоского зеркала, переместился и оказался от зеркала на рас­стоянии 3 м. На сколько изменилось расстояние между человеком и его изображением?

1) 6 м
2) 4 м
3) 2 м
4) 1 м

4. Если предмет находится от собирающей линзы на рас­стоянии больше двойного фокусного расстояния, то его изображение является




5. Человек носит очки, фокусное расстояние которых рав­но 50 см. Оптическая сила линз этих очков равна

1) D = 2 дптр
2) D = -2 дптр
3) D = 0,02 дптр
4) D = -0,02 дптр

6. Для получения чёткого изображения на сетчатке глаза при переводе взгляда с удалённых предметов на близкие изменяется

1) форма хрусталика
2) размер зрачка
3) форма глазного яблока
4) форма глазного дна

7.

Источник света

А) Молния
Б) Светлячки
В) Комета

Их природа

1) Тепловые
2) Отражающие свет
3) Газоразрядные
4) Люминесцентные

8.

2 вариант

1. Тень на экране от предмета, освещённого точечным ис­точником света, имеет размеры в 3 раза больше, чем сам предмет. Расстояние от источника света до предмета равно 1 м. Определите расстояние от источника света до экрана.

1) 1 м
2) 2 м
3) 3 м
4) 4 м

2. Луч света падает на плоское зеркало. Угол падения уменьшили на 5°. Угол между плоским зеркалом и отражённым лучом

1) увеличился на 10°
2) увеличился на 5°
3) уменьшился на 10°
4) уменьшился на 5°

3. Человек удаляется от плоского зеркала. Его изображение в зеркале

1) остаётся на месте
2) приближается к зеркалу
3) удаляется от зеркала
4) становится нерезким

4. Каким будет изображение предмета в собирающей лин­зе, если предмет находится между фокусом и двойным фокусом линзы?

1) Действительным, перевёрнутым и увеличенным
2) Действительным, прямым и увеличенным
3) Мнимым, перевёрнутым и уменьшенным
4) Действительным, перевёрнутым и уменьшенным

5. Чему равна оптическая сила рассеивающей линзы, если её фокусное расстояние равно (-10 см)?

1) -0,1 дптр
2) +0,1 дптр
3) -10 дптр
4) +10 дптр

6. Мальчик носит очки с рассевающими линзами. Какой у него дефект зрения?

1) Дальнозоркость
2) Дальтонизм
3) Близорукость
4) Астигматизм

7. У становите соответствие между оптическими приборами и основными физическими явлениями, лежащими в ос­нове принципа их действия. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго.

А) Перископ
Б) Проектор
В) Фотоаппарат

Физическое явление


2) Отражение света
3) Преломление света
4)Рассеяние света

8. Постройте изображение светящейся точки после прохождения системы линз.

3 вариант

1. Предмет, освещённый маленькой лампочкой, отбрасы­вает тень на стену. Высота предмета 0,07 м, высота его тени 0,7 м. Расстояние от лампочки до предмета мень­ше, чем от лампочки до стены, в

1) 7 раз
2) 9 раз
3) 10 раз
4) 11 раз

2. Луч света падает на плоское зеркало. Угол отражения равен 35°. Угол между падающим и отражённым лучами равен

1) 40°
2) 50°
3) 70°
4) 115°

3. Человек подошёл к зеркалу на расстояние 1,2 м. На ка­ком расстоянии от человека находится его изображение?

1) 0,6 м
2) 1,2 м
3) 2,4 м
4) 4,8 м

4. Каким будет изображение предмета в собирающей лин­зе, если предмет находится между фокусом и оптиче­ским центром линзы?

1) Действительным, перевёрнутым и увеличенным
2) Мнимым, прямым и увеличенным
3) Мнимым, перевёрнутым и уменьшенным
4) Действительным, перевёрнутым и уменьшенным

5. Человек носит очки, оптическая сила которых D = -4 дптр. Фокусное расстояние линз этих очков равно

1) F = 4 м
2) F = -4 м
3) F = 0,25 м
4) F = -0,25 м

6. Человек с нормальным зрением рассматривает предмет невооружённым глазом. На сетчатке глаза изображение предметов получается

1) увеличенным прямым
2) увеличенным перевёрнутым
3) уменьшенным прямым
4) уменьшенным перевёрнутым

7. Установите соответствие между источниками света и их природой. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго.

Источник света

А) Солнце
Б) Лампы дневного света
В) Планета

Их природа

1) Тепловые
2) Отражающие свет
3) Газоразрядные
4) Люминесцентные

8. Постройте изображение светящейся точки после прохождения системы линз.

4 вариант

1. Непрозрачный круг освещается точечным источником света и отбрасывает круглую тень на экран. Определите диаметр тени, если диаметр круга 0,1 м. Расстояние от источника света до круга в 3 раза меньше, чем расстоя­ние до экрана.

1) 0,03 м
2) 0,1 м
3) 0,03 м
4) 3 м

2. Луч света падает на плоское зеркало. Угол между па­дающим лучом и зеркалом равен 20°. Угол между па­дающим и отражённым лучами

1) 50°
2) 100°
3) 40°
4) 140°

3. Если расстояние от плоского зеркала до предмета равно 10 см, то расстояние от этого предмета до его изображе­ния в зеркале равно

1) 5 см
2) 10 см
3) 20 см
4) 30 см

4. Каким будет изображение предмета в собирающей линзе, если предмет находится в фокусе собирающей линзы?

1) Действительным, перевёрнутым и увеличенным
2) Действительным, прямым и увеличенным
3) Изображения не будет
4) Действительным, перевёрнутым и уменьшенным

5. При проведении эксперимента ученик использовал две линзы. Фокусное расстояние первой линзы 50 см, фо­кусное расстояние второй линзы 100 см. Оптическая сила первой линзы

1) равна оптической силе второй линзы
2) в 2 раза меньше оптической силы второй линзы
3) в 2 раза больше оптической силы второй линзы
4) нельзя дать точный ответ, так как неизвестна форма линз

6. Окулист обнаружил у мальчика близорукость. Какие очки пропишет доктор?

1) С рассеивающими линзами
2) С собирающими линзами
3) Нельзя дать однозначного ответа
4) С тёмными стеклами

7. Установите соответствие между оптическими приборами и основными физическими явлениями, лежащими в ос­нове принципа их действия. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго.

А) Очки
В) Микроскоп
В) Перископ

Физическое явление

1) Прямолинейное распространение света
2) Отражение света
3) Преломление света
4) Рассеяние света

8. Постройте изображение светящейся точки после прохождения системы линз.

Ответы на контрольную работу по физике Электромагнитные явления
1 вариант
1-2
2-4
3-3
4-4
5-1
6-1
7-342
2 вариант
1-3
2-2
3-3
4-1
5-3
6-3
7-233
3 вариант
1-3
2-3
3-3
4-2
5-4
6-4
7-132
4 вариант
1-3
2-4
3-3
4-3
5-3
6-1
7-332

Вариант 1

1. Доказательством какого закона является образование тени?

А. Только закона преломления света.

Б. Только закона отражения света.

В. Только закона прямолинейного закона распространения света.

Г. Всех трёх законов.

2. Известно, что мы видим тела, не являющиеся источниками света. Какое явление приводит к этому?

А. Отражение света.

Б. Преломление света.

В. Поглощение света.

Г. Все три явления

3. Определите оптическую силу собирающей линзы, фокусное расстояние которой равно 40 см.

А. 0,25 дптр. Б. 2,5 дптр. В. 0,4 дптр. Г. 0,05 дптр.

4. Какое изображение получается на сетчатке глаза?

А. Действительное, мнимое. Б. Мнимое, прямое. В. Действительное, перевёрнутое. Г. Мнимое, перевёрнутое.

5. На каком расстоянии обычно находится предмет при фотографировании по отношению к линзе- объективу с фокусным расстоянием F ?

А . l > F Б . F < l < 2F В . l > F Г . l < F

6. Как изменится угол между падающим и отражённым лучами света, если угол падения уменьшится на 10 °?

А. Уменьшится на 5°.

Б. Уменьшится на 10°.

В. Уменьшится на 20°.

Г. Не изменится.

7. Перед вертикально поставленным плоским зеркалом на расстоянии 1 м от его плоскости стоит человек. Чему равно расстояние между изображением человека и зеркалом?

А. 0,5 м. Б. 1 м. В. 2 м. Г. 4 м.

8. Перед вертикально поставленным плоским зеркалом стоит человек. Как изменится расстояние между человеком и его изображением, если человек приблизится к плоскости зеркала на 1 м.

А. Уменьшится на 2 м. Б. Уменьшится на 1 м. В. Уменьшится на 0,5 м. Г. Не изменится.

9. Что такое фокус собирающей линзы?

А. Точка, в которой пересекаются преломленные линзой лучи.

Б. Место, в которое линза собирает все лучи.

В. Точка на оптической оси линзы, в которой пересекаются преломленные ею лучи света, падающие на линзу параллельно оптической оси.

Г. Точка, в которой собираются продолжения лучей.

10. Фокусное расстояние одной линзы короче, чем другой. У какой из них кривизна поверхности больше?

А. У короткофокусной.

Б. Одинаковые.

В. У длиннофокусной.

Г. Кривизна поверхности не зависит от фокусного расстояния.

Вариант 2.

1. Каким должен быть источник света, чтобы за освещенным им предметом были тень и полутень?

А. Точечным. Б. Протяжённым. В. Любым. Г. Ярким

2.Известно, что тела, не являющиеся источниками света, могут быть видимы. Какое явление приводит к этому?

А. Поглощение света.

Б. Отражение света.

В. Преломление света.

Г. Ни одно из явлений

3. Определите оптическую силу собирающей линзы, фокусное расстояние которой равно 50 см.

А. 0,2 дптр. Б. 2 дптр. В. 20 дптр. Г. 0,02 дптр.

4. Какое изображение предмета дает плоское зеркало?

А. Мнимое, за зеркалом, на том же расстоянии от него, что и предмет, и такого же, как он, размера.

Б. Действительное, перед зеркалом дальше, чем предмет, и меньшего, чем он, размера.

В. Мнимое, на разном за зеркалом расстоянии от него и разного размера в зависимости от того, где находится предмет перед зеркалом.

Г. Действительное, за зеркалом, на том же расстоянии от него, что и предмет, и такого же, как он, размера.

5.Оптическая сила одних очков (1) равна - 2 дптр, других(2) + 2 дптр. Для каких глаз предназначены эти очки?

А. 1- для близоруких, 2- для дальнозорких.

Б. 1- для дальнозорких, 2- для близоруких.

В. И 1, и 2 - для близоруких.

Г. И 1, и 2 - для дальнозорких.

6. Как изменится угол между падающим и отражённым лучами света, если угол падения увеличить на 20 °?

А. Увеличится на 40°.

Б. Увеличится на 20°.

В. Увеличится на 10°.

Г. Не изменится.

7. Перед вертикально поставленным плоским зеркалом на расстоянии 2 м от его плоскости стоит человек. Чему равно расстояние между изображением человека и зеркалом?

А. 8 м. Б. 4 м. В. 2 м. Г. 1 м.

8. Перед вертикально поставленным плоским зеркалом стоит человек. Как изменится расстояние между человеком и его изображением, если человек удалится от плоскости зеркала на 2 м?

А. Не изменится. Б. Увеличится на 1 м. В. Увеличится на 2 м. Г. Увеличится на 4 м.

9. Какая линза - вогнутая или выпуклая - представляет собой собирающую линзу?

А. Вогнутая. Б. Выпуклая. В. Вогнуто-выпуклая. Г. Все виды линз собирают свет.

10. При каком расстоянии d предмета от собирающей линзы его изображение будет действительным, перевернутым и увеличенным?

А. При d < F

Б. При F < d < 2 F

В. При d > 2 F

Г. При d = F

Ответы

вариант

Номер вопроса