День распространения грамотности в школе. Международный день грамотности

Библиотечный урок для учащихся 3,4 классов.

Международный день распространения грамотности.

Цель: ознакомить детей с праздником «Международный день распространения грамотности».
Задачи:
- ознакомить детей с праздником «День грамотности»;
- способствовать развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы;
-способствовать формированию потребности и стремления к знаниям.
-развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба.

Ход урока.

Международный день распространения грамотности отмечается по решению ЮНЕСКО с 1966 года 8 сентября. Отмечается он не только в России, но и во многих странах мира.
Общество прилагает все усилия по распространению грамотности в мире..Сегодня мы проводим урок, посвященный этой дате.
Угадайте загадку:
Пером сеют,
Глазами жнут.
Головой едят.
Памятью переваривают.
(Грамота)
А что для вас значит быть грамотным?
(Ответы детей)

В письме электронном, или в обычном
Делать ошибки отнюдь неприлично!
Чтоб каждый запомнил правила эти
День грамоты есть на нашей планете!
С праздником этим я всех поздравляю
Писать без ошибок всем вам желаю!

Задание .Есть в русском языке слова, которые пишутся одинаково, но в зависимости от того, куда мы поставим ударение они имеют различное значение. Поставьте ударение и расскажите что это слово означает.

Итак, пишу на доске: замок-замок, дорога-дорога, искра-Искра, черти-черти, село-село, мука-мука, хлопок-хлопок, стоит-стоит, жила-жила, пропасть-пропасть, трусы-трусы, духи-духи и т.д.( офонимы).

А есть слова, в которых одно и тоже слово имеет различные значения: очки, коса, ключ, бабочка, ручка, лук и др.( омонимы).

В языке хороших слов
Очень даже много.
Портить их - большое зло.
" ДорогА дорОга ".
Одинаково слова
Пишутся порою.
А изменишь звук едва -
Слышится иное.

зАмок есть, а есть замОк .
Есть
искрА и Искра .
Если варит котелок -
Разберёшься быстро.
Запятые ставить враз
Научиться сложно.
Но без них значенье фраз
Потерять возможно!
Говорят: "
Казнить нельзя
Миловать
"... Решитесь.
С пунктуацией в друзьях -
Пригодится в жизни.

Задание. Продолжите пословицы о грамотности.

Выбирай книгу, как выбираешь…(друга.)
Грамоте учиться - всегда… (пригодится.)
Золото добывают из земли, а знания …(из книг.)

Мир освещается солнцем, а мир …(знаньем.)
Неграмотный как слепой, а книга глаза …(открывает.)
Хорошая книга - лучший…(друг.)

А без чего невозможно стать грамотным? Что поможет нам в преодолении неграмотности? Ответы детей.

Задание. Отгадайте загадки .

Прилетели галки в поле
И уселись на снегу…
Стану я учиться в школе -
Разобраться в них смогу.
(Буквы.)

Какая водица для грамотных годится?
(Чернила.)

На странице букваря -
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит.)

У стены большой и важный
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже.
(Книжный шкаф.)

Поселились мудрецы
В застеклённые дворцы, в тишине наедине
Открывают тайны мне.
(Книга.)

Сама молчит,
А сто друзей научить может.
(Книга.)

Большая проблема стоит перед миром. Это борьба с неграмотностью. Во многих странах неграмотными остаются 860 миллионов взрослых и более 100 миллионов детей.
Итак, что же такое грамотность?

Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке.

Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».

Почему важно быть грамотным? Ответы детей.
А множество детей и взрослых и посещают школу, но их грамотными назвать нельзя. Так как в современном мире не менее важным, чем письмо и чтение, стала и компьютерная грамотность.
День грамотности стал одним из главных в школах, и высших заведениях России. Для учащихся устраивают викторины, олимпиады, КВН по разным предметам, ведь грамотность — не только умение правильно писать, считать и читать. Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным. . К такой личности будут тянуться люди. И сейчас у вас есть выбор: приложить все усилия, чтобы достичь этой высоты или остаться тем, над чьими словами будут смеяться.

Предлагаю вам показать свой уровень грамотности.
1.Конкурс. .

1.Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят?
а) коня;
б) бегуна;
в) сапожника;
г) волка .

2. Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло?
а) соловей-разбойник;
б) президент;
в) рак ;
г) милиционер.

3. Кто гладок оттого, что поел и на бок?
а) клоп;
б) волк;
в) медведь;
г) кот .

4. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь?
а) земляника;
б) малина ;
в) вишня;
г) крыжовник.

4. Какое растение существует?
а) Петька-и-Василий Иванович;
б) Том-и-Джерри;
в) Саша-и-Маша;
г) Иван-да-Марья .

5. Какие берега обычно бывают у молочных рек?
а) творожные;
б) сметанные;
в) кисельные ;
г) масляные.

6. Какой зайка скакал под елочкой?
а) беленький;
б) маленький;
в) серенький ;
г) шоколадный.

4. Какой породы овчарок не существует?
а) шотландская;
б) немецкая;
в) кавказская;
г) антарктическая .

2.Игра-хоровое проговаривание.

Есть в русском языке слова, в которых если отнять по одной букве с начала или конца, то остаток слова также имеет смысл.

Например, слово- ПОБЕДА.

В какой гостинице вы жили?

ПОБЕДА».

Чего вы ждали?

- ОБЕДА.

Что случилось?

- БЕДА.

Что пропало?

- ЕДА.

Вы кричали?

- ДА.

Что кричали?

- А!

3.Игра «Собери слово»

След + опыт= следопыт

Зал + ежи= залежи

Газ +ель= газель

Фа +соль=фасоль

Град+ус=градус

Банк + рот=банкрот

Буй +вол=буйвол

4.Игра «Буквы заблудились».

Сейчас я прочитаю стихотворение, в котором заблудились буквы. Вы должны исправить ошибку, назвать правильное слово и сказать, какая же буква заблудилась.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И - хозяйничает в нем!

Но едва туда вошла

Буква - озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

Закричал охотник:- Ой!

Двери гонятся за мной! (звери)

На виду у детворы

Крысу красят маляры. (крышу)

Посмотрите-ка, ребятки:

Раки выросли на грядке. (маки)

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук ( жук)

С длинными усами!

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом. (сом)

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей. (грачей)

Мы собрали васильки,

На головах у нас - щенки. (венки)

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом. (коне)

Жучка будку не доела: (булку)

Неохота. Надоело.

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву. (лес)

Мама с бочками пошла (дочками)

По дороге вдоль села.

Миша дров не напилил,

Печку кепками топил. (щепками)

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами. (чайки)

А.Шибаев

4.Задание.

Называю слово в единственном числе, а вы должны сказать его во множественном.

Кот- коты

Плот- плоты

Беда- беды

Мука-

Крот- кроты

Грот- гроты

Дуга- дуги

Рука- руки

Еда-

Слива-сливы

Грива- гривы

Диво-

Итог: не всякое слово имеет множественное число.

И в завершить наш урок хотелось бы следующим стихотворением:

Пусть грамота ошибки исправляет,
И ты не прекращай её учить,
Кто учится, тот многое познает,
И проще будет нам в России жить.
Работай с пунктуацией и чаще
За книгу вечерком садись, читай,
Пусть будет жизнь твоя разнообразней,
Лишь знания, не бойся - поглощай.

Приложение .

Чтение по ролям. Лингвистическая шутка «Несуразные вещи».

Лингвистическая шутка «Несуразные вещи».

Здравствуй!
- Привет!
- Что ты несешь?
- Несу разные вещи.
- Несуразные? Почему они несуразные-то?
- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел...

- Что не сумел?
- Отстань.
- Да ведь ты говоришь: «Не сумел!» Что не сумел-то?

- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
- Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник! Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
- Вот оно что...
- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

- Тамарка?
- Ага.
- И ничего, симпатичная?

- Красивая! Зеленая такая.
- То есть как?
- Зеленого цвета.
- Постой, постой... Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?

- У кого волосы?
- Да у Тамарки-то.
- Что-о?!
- Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».
- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована.
- Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил!
- Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Пока, некогда мне.
- Пока! Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
- А ну тебя...
- Да! Стой, стой!
- Ну, что еще?
- Привет передавай.
- Кому?
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

Используемый материал:

2. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/553050/

3.Календарные, фольклорные, тематические праздники 1-4 классы, Москва. «ВАКО»,2006г.Серия «Мозаика детского отдыха».

4.Развитие памяти детей.Л.В.Черемошкина.Популярное пособие для родителей и педагогов.,Ярославль: «Академия развития»,1997г.Серия «Вместе учимся, играем».

В России праздник еще не получил широкого распространения, но уже сейчас можно сказать о некоторых появившихся традициях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочное мероприятие:

Международный день грамотности –


Пояснительная записка.

Как хорошо уметь читать!
Международный день грамотности (International Literacy Day) отмечается 8 сентября.
В 2002 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2003-2012 гг. Десятилетием грамотности.

Этот день призван привлечь внимание общественности к проблемам грамотности человечества, ведь до сих пор очень многие взрослые остаются неграмотными, и многие дети также не посещают школы в силу отсутствия таковых, или по другим причинам социальным, финансовым. Более того, даже те, кто окончил школу или иные образовательные учреждения не могут считаться грамотными, т.к. не соответствуют уровню современного мира и образованного человека.
В общемировом масштабе борьба с неграмотностью до сих пор является важнейшей задачей.
В системе ООН констатируют: грамотность имеет важнейшее значение. Ведь это важнейший шаг в базовом обучении, которое является необходимым инструментом эффективного участия в жизни обществ и экономической деятельности в XXI веке.

В России праздник еще не получил широкого распространения, но уже сейчас можно сказать о некоторых появившихся традициях.
Приуроченные к этому дню школьные викторины и олимпиады по русскому языку привлекают внимание школьников к этой проблеме. Активисты распространяют листовки с правилами русского языка, в библиотеках проводят уроки грамотности.

ВИКТОРИНА "РАЗНОРОДНЫЕ СИНОНИМЫ"

Подберите к предложенному слову синоним (или близкое по значению слово) другого грамматического рода.

«Удача» мужского рода.

(Успех.)

«Фотография» мужского рода.

(Снимок, кадр.)

«Окно» мужского рода.

(Иллюминатор.)

«Болезнь» мужского рода.

(Недуг.)

«Картина» мужского рода.

(Рисунок.)

«Обоняние» мужского рода.

(Нюх.)

«Кокетство» мужского рода.

(Флирт.)

«Туловище» мужского рода.

(Корпус, торс.)

«Ткань» мужского рода.

(Материал.)

«Успех» женского рода.

(Слава.)

«Дом» женского рода.

(Изба.)

«Лес» женского рода.

(Роща, чаща, пуща, тайга.)

«Стол» женского рода.

(Парта.)

«Веник» женского рода.

(Метла.)

«Автомобиль» женского рода.

(Машина.)

«Затор» (дорожный) женского рода.

(Пробка.)

Конкурс - «Диалекты»
В.И.Даль, составляя «Толковый словарь живого великорусского языка», раскрашивал карту России в разные цвета не по рельефу местности, а по особенностям языка. Слова, которые я буду называть, употребляются в определенной местности. Как они называются?
Задание: определить лексическое значение диалектизма. Ответ дает первый, кто знает, подсчет баллов ведет жюри или счетная команда.
Ноговицы – носки
Юница - девочка-подросток
Издёвленок – шутник, острослов
Хлопанцы – шлёпанцы
Шмыгало – подвижный человек
Седмица – неделя
Подлокотник – помощник (ср. подручный)

Конкурс – «Устаревшие слова»
Недаром Даль отмечал, что язык- явление живое. Это на самом деле развивающийся организм. Почему так говорят?
Задание: назвать современные названия частей тела.

Око – глаз
Чело – лоб
Выя – шея
Чрево – живот
Перст – палец
Перси – грудь
Вежды – веки
Ланиты – щеки
Уста – губы
Рамо – плечо
Длань – ладонь
Шуйца – левая рука
Десница – правая рука
Чресла - поясница, бедра
Челюсть – лицо (обр. от чело+ уста)
Рыло – нос
Пясть – ладонь с пальцами

Конкурс - «Старое – новое»
Л.В.Успенский писал: «Каждое слово может в языке получать два, три и еще многие значения; но некоторые значения лишь временно и случайно связываются со словами, другие же навсегда соединяются с ними и придают им совершенно новый смысл; они делают их новыми словами». О таких старых – новых словах и пойдет речь далее.
Задание: определить лексическое значение. Игра идет по кругу, если первая команда не ответила, отвечает вторая и т.д.
Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, сейчас – работник, поддерживающий порядок во дворе и на улице (дворник)
Раньше - купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый, которого принимаете в своем доме (гость)
Раньше - человек, за плату получавший помещение и питание в чужой семье; сейчас - тот, кто живет на чужие средства (нахлебник)
Раньше – художник, который расписывал здания или стены, потолки в помещении; сейчас – тот, кто выписал какое-либо печатное издание (подписчик)
Раньше - неродовитый, принадлежащий к низшему сословию; сейчас – бесчестный, низкий, коварный (подлый)
Раньше – меха, пушной товар; сейчас – пришедшие в негодность вещи, старье (рухлядь)
Раньше – богатое женское платье для бала; сейчас – грубая рабочая одежда (роба)
Раньше – лишиться лошади; сейчас – прийти в замешательство от неожиданности, удивления, испуга (опешить)

Конкурс – «Иноязычные слова»
Развиваясь по своим законам, язык иногда отвергает исконные слова и заменяет их иностранными. В свое время А.С.Шишков предлагал заменить немецкие «калоши» русскими «мокроступами». Однако это слово и многие подобные ему в русском языке не прижились, их заменили иноязычные, а мы привыкли к ним и уже не задумываемся об их происхождении.
Задание: я называю слово – русское название чего-либо, вам нужно по звучанию или по корню догадаться о его значении. Если команда отвечает правильно с первой попытки- 2 балла, со второй – 1 балл.

Мыльня – баня
Любомудр – философ
Позорище – зрелище
Говядо – скот
Топталище – тротуар
Лечезнание – медицина
Силоделие – механика
Ветродуй – вентилятор

Конкурс. .

Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят?

а) коня;
б) бегуна;
в) сапожника;
г) волка .

2. Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло?

а) соловей-разбойник;
б) президент;
в) рак ;
г) милиционер.

3. Кто гладок оттого, что поел и на бок?

а) клоп;
б) волк;
в) медведь;
г) кот .

4. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь?

а) земляника;
б) малина ;
в) вишня;
г) крыжовник.

4. Какое растение существует?

а) Петька-и-Василий Иванович;
б) Том-и-Джерри;
в) Саша-и-Маша;
г) Иван-да-Марья .

5. Какие берега обычно бывают у молочных рек?

а) творожные;
б) сметанные;
в) кисельные ;
г) масляные.

6. Какой зайка скакал под елочкой?

а) беленький;
б) маленький;
в) серенький ;
г) шоколадный.

4. Какой породы овчарок не существует?

а) шотландская;
б) немецкая;
в) кавказская;
г) антарктическая .


Цель. Познакомить учащихся с историей праздника.

Прививать желание быть грамотным.

Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Ход классного часа .

Учитель: Каждый день жизни даёт нам знания. А как мы их приобретаем?

(Через книги, телевизор, компьютер).

Учитель: Да, верно. Но есть ещё один способ приобретения знаний – это путешествия. Я приглашаю вас совершить необычное путешествие - виртуальное.

В течение первых столетий своего существования язычники-славяне не знали письменности. Правда, есть свидетельства, что они пытались создать ее и даже пользовались «чертами и резами», то есть какими-то значками. Но факт остается фактом: славянская письменность была создана и стала распространяться только после принятия христианства.

Почему возникла славянская письменность (беседа)
- Как вы думаете, какая связь существовала между возникновением письменности у славян и принятием ими христианства?
- Как изготавливались в России книги до середины XVI века? (Книгопечатание в нашей стране появилось в 1564 году. Первопечатником был Иван Федоров.)
- Как вы понимаете выражение «прочитал книгу от доски до доски»?
- Как выглядели старинные книги?
- Мог ли на Руси позволить себе купить книгу небогатый человек? Почему?
- Каковы были правила обращения с книгой в Древней Руси?

Какие из этих правил дошли до наших дней?

Просмотр фильма «Письменность и книги на Руси»

Учитель: Личная свобода, взаимопонимание с окружающим миром, независимость, развитие собственного потенциала, решение конфликтов. Всё это дает грамотность. Она имеет даже собственный день в календаре.

Гра́мотность - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».

Учитель: Празднование Международного дня грамотности – это возможность привлечь внимание к тому, что, несмотря на роль грамотности в расширении возможностей человека и ее значение для развития, в мире все еще насчитывается 776 миллионов неграмотных взрослых, а 75 миллионов детей не посещают школу.

История возникновения праздника

Ученик 1. В мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Наиболее распространена проблема неграмотности в странах, в которых ведутся войны, гражданские беспорядки, и в странах «третьего мира». Это стало предпосылками к появлению Международного дня грамотности, призванного обратить внимание общественности к данной проблеме.

Мировая конференция министров образования, тема которой была «Ликвидация неграмотности», открылась и состоялась 8 сентября 1965 года в столице Ирана, крупнейшем городе Тегеране. По предложению этой конференции ЮНЕСКО в следующем, 1966 году, провозгласила Международным днем грамотности (International Literacy Day) – 8 сентября.

Ученик 2. Организация Объединенных Наций признала 2003-2013 гг «Десятилетием грамотности», а ЮНЕСКО была назначена координатором всех мероприятий.

Главными задачами Десятилетия были объявлены: значительное повышение показателей грамотности, обеспечение доступного и всеобщего начального образования и поощрение равенства женщин и мужчин в сфере образования.

Каждый год в этот день проводят международные конференции на разнообразные темы («Грамотность обеспечивает развитие» (2006 год), «Грамотность и здоровье» (2007 год) и т.д.).

Ученик 3. И День грамотности начинает приобретать собственные обычаи.

Традиции Дня грамотности

8 сентября в школах России, Украины, Казахстана проводятся олимпиады, открытые уроки, викторины, конкурсы по русскому языку, цель которых выделить старательных и прилежных учеников.

Декламируются лекции, посвященные проблеме неграмотности людей. Устраиваются конференции и собрания учителей, награждают выдающихся педагогов.

В библиотеках в этот день устраивают уроки грамотности, отбираются специальные книги, предназначенные для усовершенствования качества грамотности.

В России активисты распространяют листовки, в которых описываются элементарные правила русского языка.

Библиотекари устраивают акции прямо на улицах, раздают книги и журналы людям на остановках и просто прохожим. Перед входом в библиотеку проводятся занимательные уроки грамматики.

Интересные факты о грамотности

1. В мире только в 19 странах степень грамотности у женщин выше по сравнению с мужчинами. А из 143 государств в 41 стране вероятность быть безграмотной у женщины в два раза больше, чем у мужчины.

2. Неграмотность процветает не только в бедных, но и, как указывает организация ЮНЕСКО, в более богатых странах, таких как Египет, Бразилия, Китай.

3. В 15 государствах мира более 50% детей не имеют даже основного общего образования.

4. Всероссийская перепись населения, показала, что в России на 2010 год 91% россиян имеет среднее школьное и высшее образование.

Никогда не стоит забывать о собственной грамотности, всегда необходимо ее повышать.

Грамотность – это своего рода «лицо» человека. В обществе всегда ценятся грамотные люди. Быть грамотным – быть престижным.

Решение учредить 8 сентября Международным днем грамотности было принято в 1966 году на 14-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Начиная с 1 января 2003 года ЮНЕСКО взяла на себя роль координатора по реализации на международном уровне мероприятий, проводимых в рамках инициативы "Десятилетие грамотности Организации Объединенных Наций". В этом году завершается многолетняя программа по содействию развития образования в мире, в ходе которой около 90 млн. человек стали грамотными благодаря помощи разных стран, общин и международных организаций.

Давайте стараться не делать ошибок!
Давайте себя и других уважать,
Чтоб не были правила нами забыты,
Учитесь на совесть и только на "5"!
С ошибкой писать - тратить время другого!
Себя вы насмешкой не дайте травить.
Писать без ошибок - основа основы!
Давайте же будем язык свой любить


В школе нас обучают грамотному правописанию и чтению. Со временем большинство понимает, что грамотность играет одну из первых ролей в формировании человека как личности. Образованным людям легче шагать по жизни, перед ними открываются двери, они могут реализовать свой потенциал и развить задатки, таланты и способности. Грамотность - не только право, но и обязанность каждого. Именно с целью ее распространения среди населения Земли был утвержден всемирный праздник.

Когда отмечают

Международный день грамотности отмечается ежегодно 8 сентября. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году. В 2019 году эту дату справляют 54-й раз.

Кто празднует

Международный день грамотности отмечают те, кто только начинает познавать ее азы или уже давно «грызет» этот гранит науки, а также те, кто делится знаниями с детьми и студентами. В некоторых городах, селах и поселках России проводят олимпиады и викторины по русскому языку, распространяют листовки, преподают уроки грамотности в библиотеках, раздают книги.

История праздника

В этот день, 8 сентября 1965 года, была открыта Всемирная конференция министров образования по ликвидации неграмотности, которая проходила в столице Ирана. Именно по предложению ее участников был утвержден данный праздник.

7 декабря 1987 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в своей резолюции № A/RES/42/104 провозгласила 1990-й «Международным годом грамотности». 18 января 2002 года в аналогичном документе под № A/RES/56/116 она утвердила «Десятилетие грамотности ООН» с 1 января 2003 г. Через год резолюцией № A/RES/57/166 был одобрен и утвержден «План действий ООН для Десятилетия грамотности», в котором ЮНЕСКО назначено координирующим органом.

Во время Всемирного форума по образованию ООН, который прошел в г. Дакаре (Сенегал) в апреле 2000 г. были взяты обязанности по повышению качества образования и уровня грамотности к 2015 году. Одним из направлений деятельности является проведение мероприятий по развитию степени образованности у девочек и женщин, которые по разным причинам не посещают (не посещали) школу. Каждый год этот международный праздник посвящен разной тематике, но цель остается одна - повышение показателей грамотности населения.

В 1989 году в Республике Корея была учреждена награда короля Сечжона за работу в этой области. Лауреатам вручается премия в размере 20 тысяч долларов США.

Мировая статистика показала, что больший процент неграмотных (37% взрослых) проживает в Индии.

Перепись населения 2010 г. показала, что в России основное общее и высшее образование имеют 91% жителей страны, из них 60% с профессиональным образованием. Таким образом, количество неграмотных уменьшилось почти в 2 раза в сравнении с 2002 годом.

Казенное общеобразовательное учреждение

Ханты – Мансийского автономного округа - Югры

«Кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Безноскова Ивана Захаровича»

Классный час

«Международный день

грамотности»

Провела: Колмакова Е.Ю.

с. Нялинское

Классный час «8 сентября - Международный день грамотности»

Цель. Познакомить учащихся с историей праздника.

Прививать желание быть грамотным.

Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Ход классного часа .

Воспитатель. Каждый день жизни даёт нам знания. А как мы их приобретаем?

( Через книги, телевизор, компьютер).

Воспитатель. Да, верно. Но есть ещё один способ приобретения знаний – это путешествия. Я приглашаю вас совершить необычное путешествие - виртуальное.

В течение первых столетий своего существования язычники-славяне не знали письменности. Правда, есть свидетельства, что они пытались создать ее и даже пользовались «чертами и резами», то есть какими-то значками. Но факт остается фактом: славянская письменность была создана и стала распространяться только после принятия христианства.

Почему возникла славянская письменность (беседа)
- Как вы думаете, какая связь существовала между возникновением письменности у славян и принятием ими христианства?

Как изготавливались в России книги до середины XVI века? (Книгопечатание в нашей стране появилось в 1564 году.Первопечатником был Иван Федоров.)
- Как вы понимаете выражение «прочитал книгу от доски до доски»?
- Как выглядели старинные книги?
- Мог ли на Руси позволить себе купить книгу небогатый человек? Почему?
- Каковы были правила обращения с книгой в Древней Руси?

Какие из этих правил дошли до наших дней?

Просмотр фильма «Письменность и книги на Руси»

Воспитатель . Личная свобода, взаимопонимание с окружающим миром, независимость, развитие собственного потенциала, решение конфликтов. Всё это дает грамотность. Она имеет даже собственный день в календаре.

8 сентября весь мир празднует День грамотности .

Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает Международный день грамотности.

Гра́мотность - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».

Воспитатель.

Празднование Международного дня грамотности – это возможность привлечь внимание к тому, что, несмотря на роль грамотности в расширении возможностей человека и ее значение для развития, в мире все еще насчитывается 776 миллионов неграмотных взрослых, а 75 миллионов детей не посещают школу.

История возникновения праздника

Ученик 1. В мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Наиболее распространена проблема неграмотности в странах, в которых ведутся войны, гражданские беспорядки, и в странах «третьего мира». Это стало предпосылками к появлению Международного дня грамотности, призванного обратить внимание общественности к данной проблеме.

Мировая конференция министров образования, тема которой была «Ликвидация неграмотности», открылась и состоялась 8 сентября 1965 года в столице Ирана, крупнейшем городе Тегеране. По предложению этой конференции ЮНЕСКО в следующем, 1966 году, провозгласила Международным днем грамотности (International Literacy Day) – 8 сентября .

Ученик 2. Организация Объединенных Наций признала 2003-2013 гг «Десятилетием грамотности», а ЮНЕСКО была назначена координатором всех мероприятий.

Главными задачами Десятилетия были объявлены: значительное повышение показателей грамотности, обеспечение доступного и всеобщего начального образования и поощрение равенства женщин и мужчин в сфере образования.

Каждый год в этот день проводят международные конференции на разнообразные темы («Грамотность обеспечивает развитие» (2006 год), «Грамотность и здоровье» (2007 год) и т.д.).

И День грамотности начинает приобретать собственные обычаи.

3 ученик

Традиции Дня грамотности

8 сентября в школах России, Украины, Казахстана проводятся олимпиады, открытые уроки, викторины, конкурсы по русскому языку, цель которых выделить старательных и прилежных учеников.

Декламируются лекции, посвященные проблеме неграмотности людей. Устраиваются конференции и собрания учителей, награждают выдающихся педагогов.

В библиотеках в этот день устраивают уроки грамотности, отбираются специальные книги, предназначенные для усовершенствования качества грамотности.

В России активисты распространяют листовки, в которых описываются элементарные правила русского языка.

Библиотекари устраивают акции прямо на улицах, раздают книги и журналы людям на остановках и просто прохожим. Перед входом в библиотеку проводятся занимательные уроки грамматики.

Интересные факты о грамотности

1. В мире только в 19 странах степень грамотности у женщин выше по сравнению с мужчинами. А из 143 государств в 41 стране вероятность быть безграмотной у женщины в два раза больше, чем у мужчины.

2. Неграмотность процветает не только в бедных, но и, как указывает организация ЮНЕСКО, в более богатых странах, таких как Египет, Бразилия, Китай.

3. В 15 государствах мира более 50% детей не имеют даже основного общего образования.

4. Всероссийская перепись населения, показала, что в России на 2010 год 91% россиян имеет среднее школьное и высшее образование.

Никогда не стоит забывать о собственной грамотности, всегда необходимо ее повышать.

Грамотность – это своего рода «лицо» человека. В обществе всегда ценятся грамотные люди. Быть грамотным – быть престижным.

Решение учредить 8 сентября Международным днем грамотности было принято в 1966 году на 14-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Начиная с 1 января 2003 года ЮНЕСКО взяла на себя роль координатора по реализации на международном уровне мероприятий, проводимых в рамках инициативы "Десятилетие грамотности Организации Объединенных Наций". В этом году завершается многолетняя программа по содействию развития образования в мире, в ходе которой около 90 млн. человек стали грамотными благодаря помощи разных стран, общин и международных организаций.

Давайте стараться не делать ошибок!
Давайте себя и других уважать,
Чтоб не были правила нами забыты,
Учитесь на совесть и только на "5"!
С ошибкой писать - тратить время другого!
Себя вы насмешкой не дайте травить.
Писать без ошибок - основа основы!
Давайте же будем язык свой любить