Былины богатыри защитники земли русской. Конспект нод "богатыри - защитники земли русской". Аника воин. Богатырь на словах

Франковская Зоя Александровна
НОД «Богатыри земли русской» с презентацией

НОД «Богатыри земли русской »

Программное содержание : обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями , как они защищали Родину.

Оборудование и материалы : репродукция картины В. Васнецова «Три богатыря » , иллюстрации с изображением современных видов оружия и оружия русских богатырей , деталей одежды русских богатырей .

Предварительная работа : чтение былин «Илья Муромец и Соловей – разбойник» , «Добрыня и змей» , «Никита Кожемяка» .

Ход НОД.

Воспитатель. Славилась русская земля мужественными и сильными людьмибогатырями . Народ слагал о них легенды и передавал их друг другу, из уст в уста. Так богатыри стали героями русских былин , которые дошли до наших времен.

Богатырское наше правило :

Надо другу в беде помочь,

Отстоять в борьбе дело правое,

Силой силушку превозмочь.

Н. Добронравов.

Какие былины о русских богатырях вы знаете ? (ответы детей)

Посмотрите, как русский художник В . Васнецов изобразил трех могучих русских богатырей . Это Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец. Они настоящие воины, защитники земли русской , стерегут ее границы и покой.

Давайте повторим их имена.

Посмотрите, как они одеты? (ответы детей : у каждого кольчуга, шлем)

Какое у них оружие? (Лук, стрелы, копье, меч)

В самом центре картины – богатырь Илья Муромец . Он зорко всматривается в даль : не видно ли врагов земли русской ? По преданию, родился Илья недалеко от древнего города Мурома, поэтому и прозвали его Муромец. Просидел он ровно тридцать лет и три года на печи : ни ногой, ни рукой шевельнуть не мог. И такая великая в нем сила накопилась! Предсказали ему странники, что станет он могучим богатырем , которого никто не сможет победить. Так и стал Илья Муромец защитником древнего Киева. О его подвигах русский народ сложил много песен и былин. Не зря в народе говорили :

Как одно на небе красно - солнышко,

Так один на Руси Илья - Муромец.

Справа от него на белом коне Добрыня Никитич. В 12 лет Добрыня оседлал коня и поскакал в чистое поле сражаться с врагами. Добрыня Никитич совершил много славных подвигов : защищал землю русскую от врагов и даже одолел страшное чудище – Змея Горыныча. Добрыня Никитич лучше всех стрелял из лука, умел играть на гуслях и петь.

А самый юный богатырь – Алеша Попович . Он слева от Ильи Муромца. Алеша Попович был самым веселым богатырем . Врагов поражал не только силой, но умом и отвагой. По преданию, Алеша Попович защищал Киев от врагов, поборол огромного Змея.

Во все времена защищать родную землю считалось делом почетным и героическим. Древние богатыри защищали Древнюю Русь. Когда вы, будете учиться, в школе вы узнаете, сколько раз приходилось русским воинам вставать на защиту нашей Родины. Чтобы овладеть такой могучей силой, как русские богатыри , надо уже сейчас заниматься спортом, делать зарядку, закаляться.

Сейчас мы устроим нашим будущим богатырям небольшую проверку .

Мальчики делятся на две команды, девочки – болельщики.

1. Эстафета «Кто быстрее»

Сооружается импровизированная полоса препятствий. Надо перепрыгнуть через скамейку, проползти под дугой, попасть мячом в мишень или в корзину, пройти по узкому мостику – доске.

2. Из предложенных картинок с изображением оружия нужно выбрать и назвать только те, на которых оружие русских богатырей : палица, копье, булава, меч, лук, стрелы.

3. Из предложенных картинок с изображением одежды надо выбрать и назвать те, на которых предметы одежды русских богатырей : латы, кольчуга,с сапоги, шлем.

Итог занятия.

Воспитатель. Назовите русских богатырей .

Что вы о них знаете?

Публикации по теме:

Все роли в спектакле играют дети. ДЕЙСТВИЕ 1 (Под музыку «Былина. Русские гусли» Сказительница начинает свой рассказ): Сказительница:.

Физкультурный досуг «Богатыри земли русской» Цель: 1. Создать атмосферу радости и эмоционального благополучия. 2. Способствовать развитию у детей интереса к различным видам двигательной.

Конспект культурно-досуговой деятельности «Богатыри земли Русской» Цель: Создание атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского состязания и удовольствия; Физическое.

Тема:" Богатыри земли русской" Цель: расширить знания детей о героическом прошлом русского народа,о богатырях- защитниках Земли Русской.

Конспект НОД в старшей группе

Цели:

  1. Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.
  2. Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.
  3. Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; использовать в речи синонимы и сравнения.

Материалы:

Репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; большие иллюстрации с изображением лесов, полей, лугов, рек, гор; карта России, книги о богатырях, слайды; звукозапись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова, звукозапись «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского из оперы «Хованщина», звукозапись «На родной почве» в исполнении Савинова.

Словарная работа:

Русь, предки, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, латы, бармица); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава-палица).

Ход занятия

Звучит музыка «На родной почве» в исполнении Савинова. Дети входят в зал и осматриваются.

Педагог. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец.
Подойдите к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Родина.

Дети. Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире.

Педагог. А всегда ли наша Родина была такой?

Дети. Она была меньше. Не такой красивой. Здесь проживало не так много людей.

Педагог. Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков - славян это была Родина.
Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки?

Дети. Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

Педагог. Правильно! Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже?

Дети. «Славяне» похоже на слово «слава».

Педагог. А это значит, что славяне – это славный народ. Что же вы знаете про славян? Какие были древние русичи?

Дети. Славяне были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю и отчий дом.

Педагог. Хорошо вы сказали. Молодцы!
Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. В какой книге написано обо всем этом?

Дети. В «Слове о полку Игореве».

Педагог. Дети, народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли.
Вспомните, пожалуйста, как назывались наши предки – защитники земли Русской?

Дети. Богатыри.

Педагог. Кто такие богатыри?

Дети. Силачи, воины, борцы.

Педагог. А какие они были?

Дети. Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные.

Педагог. А откуда вы знаете о богатырях?

Дети. Из былин, русских народных сказок, поэм.

Педагог. А что такое былина? От какого слова оно происходит?

Дети. Быль, правда – то, что происходило на самом деле. Это песни, сказы о подвигах богатырей.

Педагог. Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской?

Дети. Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине.

Педагог. А какие вы знаете пословицы о доблести и любви к Родине?

Дети.

Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли – умри, не сходи!
За край свой насмерть стой!
За правое дело стой смело!
Жить – Родине служить.
Счастье Родины – дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждет – а тот герой, кто за народ идет!

Педагог. Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи.

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга )
Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем )
Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч )
Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит )

Педагог. Молодцы, ребята, много вы знаете о древних защитниках земли Русской. Сегодня мы с вами поговорим о трех богатырях, познакомимся с очень интересной картиной.

На доску выставляется репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».

Педагог. Может, кто-то знает, как она называется?

Ответы детей.

Педагог. Кто-нибудь из вас знает имя художника, который написал эту картину?

Ответы детей.

Педагог. Да, это картина художника В. Васнецова «Богатыри».

Звучит вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке». Дети в течение нескольких минут рассматривают картину.

Педагог. Посмотрите на картину. Кто здесь изображен?

Дети. Русские богатыри.

Педагог. Кто назовет их имена?

Дети. Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец.

Педагог. Как изображены богатыри?

Дети. Художник изобразил богатырей в виде сказочных героев.

Педагог. Расскажите о каждом из них отдельно. Какие у них лица, одежда, оружие? Какие кони под ними и чем украшены?

Ответы детей.

Педагог. Какой пейзаж окружает богатырей?

Дети. Здесь все красиво нарисовано – и облака, и небо, и даже елочки под ногами коней. Здесь все, как настоящее.

Педагог. Правильно, все красиво, но обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Откуда это спокойствие?

Дети. Природа спокойна, когда у нее есть такие защитники.

Педагог. Что делают в поле богатыри?

Дети. На заставе охраняют Русь от врагов.

Педагог. Кто из богатырей вам больше нравится?

Дети.

Мне нравится Илья Муромец – сил у него больше всех.
А мне нравится Алеша Попович – он молодой, но смелый и товарищ хороший. Врага побеждает не богатырской силой, а хитростью да ловкостью.
Мне нравится Добрыня Никитич. Он бесстрашный воин, даже Змея Горыныча победил. Он красивый, у него русые кудри, зоркие глаза.
А мне все богатыри нравятся. Они отважные и справедливые, в обиду никого не дадут.

Педагог. Чем схожи и чем отличаются богатыри?

Дети.

Все защищают Родину от врага. Все сидят на конях, все имеют оружие и доспехи.
Они разные по возрасту, имеют разных коней, разное оружие.
У них разные лица и характеры. Они разные по происхождению.

Педагог. Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он кряжист и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.

По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.

Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Лукава усмешка на его губах, вот сейчас запоет песню на всю степь. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки яровчатые. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами. За холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником Виктором Михайловичем Васнецовым.
Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы:

Стать за честь Родины против недруга,
За Отчизну в нужде сложить голову.

На картине изображены былинные богатыри, но мы воспринимаем их как живых людей. Художник прославляет защитников Родины. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились. Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство – чувство гордости за Родину.
А теперь давайте послушаем песню А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».

Звучит песня.

Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

Дети. Гордость, решительность.

Педагог. Ну вот, сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданиям, и пошла сила русских воинов, защищавших нашу землю от врагов в разные времена.

Литература

  1. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт.-сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
  3. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М.: АРКТИ, 2003.
  4. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  5. Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №6 «Алёнушка» г.Строитель

Яковлевского района Белгородской области»

Конспект музыкально-тематического занятия с детьми подготовительной группы

по образовательной области «Музыка»

музыкальный руководитель Галкина Л.Н.

Тема: Богатыри - защитники земли Русской.

Цель: Развитие музыкальных способностей дошкольников через знакомство с историей русской народной культуры.

Задачи:

· Формировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

· Воспитывать любовь к Родине и чувство гордости за подвиги русских воинов, желание им подражать и служить Отечеству.

· Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.

Предварительная работа: знакомство детей с репродукцией В.Васнецова «Три богатыря», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем;

разучивание танцевальной композиции с группой мальчиков «Богатырская наша сила» муз. ;

разучивание песни «У моей России» сл. Н.Соловьёва, муз. Г.Струве;

разучивание народных пословиц и стихотворения В.Берестова «Богатыри», "Богатырь - он вот каков".

Активизация словаря: богатырь, былина, сказитель, кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава. Чтение отрывков о былинных богатырях.

Приёмы руководства деятельностью детей: беседа, игра.

Виды детской музыкальной деятельности на занятии:

Пение.

Музыкально-ритмическое движение.

Игра в оркестре.

Ожидаемые результаты:

Проявление эмоциональной отзывчивости;

Развитие свободного общения с взрослым и со сверстниками.

Критерии оценки:

Активность.

Эмоциональность.

Настойчивость в нахождении выхода из проблемной ситуации.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие».

Ход занятия:

Дети под музыку входят в зал.

Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина - значит родная. Как мать и отец.

Дети исполняют песню «У моей России» сл. Н.Соловьёва, муз. Г.Струве.

Музыкальный руководитель: Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков-славян это была Родина.

Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки?

Дети. Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

Музыкальный руководитель: Правильно! Вспомните, пожалуйста, как назывались наши предки - защитники земли Русской?

Дети: Богатыри.

Музыкальный руководитель: Кто такие богатыри?

Дети: Силачи, воины, борцы.

Музыкальный руководитель: А какие они были?

Дети: Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные

Ребёнок: Богатырь, он вот каков:

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал!

Русь-матушку защищал.

Музыкальный руководитель: А каких самых главных русских богатырей вы знаете?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Музыкальный руководитель: Правильно. Вот они, посмотрите(обращает внимание детей на репродукцию "Три богатыря" В.Васнецова и читает стихотворение)

Гремели славой в сказках и былинах

Три друга, три товарища старинных.

Плечом к плечу с врагами бились три богатыря:

Алеша, и Добрыня, и Илья.

Прошло веков немало. Но доныне

Мы знаем эти лица по картине…

И память вечную хранит о вас родимая земля:

Алеша, и Добрыня, и Илья.

Художник картины "Три богатыря" В.Васнецов утверждает, что богатыри земли Русской всегда готовы "стать за честь Родины против недруга, за Отчизну в нужде сложить голову".

Музыкальный руководитель: А откуда вы знаете о богатырях?

Дети: Из былин, русских народных сказок.

Музыкальный руководитель: Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской?

Дети: Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине.

Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поможем богатырям собраться в дорогу на подвиг героический.

Игра «Собери богатыря в дорогу»

На столе из предложенных картинок с изображением оружия и одежды, дети выбирают и называют только те, на которых предметы, относящиеся к русским богатырям (фон- вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке»)

Мальчики читают стихотворение В.Берестова «Богатыри»

На лбу бывали шишки,
Под глазом - фонари.
Уж если мы - мальчишки,
То мы - богатыри.
Царапины. Занозы,
Нам страшен только йод.
Тут, не стесняясь, слезы
Сам полководец льет.
Пусть голова в зеленке
М в пластырях нога.
Но есть еще силенки,
Чтоб разгромить врага.
Упрямые, с утра мы
Опять на бой, в дозор...
От тех сражений шрамы
Остались до сих пор.

Музыкальный руководитель: Мальчики, покажите свою силу богатырскую.

Танец «Богатырская наша сила» муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова

Музыкальный руководитель: Ребята, какие вы знаете пословицы о доблести и любви к Родине?

Дети: Сам погибай, а товарища выручай.

С родной земли - умри, не сходи!

За правое дело стой смело!

Жить - Родине служить.

Не тот герой, кто награду ждет - а тот герой, кто за народ идет!

Один в поле не воин.

Тяжело в учении - легко в бою.
Где смелость, там и победа.

Военному делу учиться, всегда пригодится.
Умелый боец везде молодец.
Победа в воздухе не вьется, а руками достается.
Крепка рука у нашего богатыря.
Воюют не числом, а уменьем.

Музыкальный руководитель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи.

Рубашку такую не вяжут, не шьют,

Её из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Оружие это не просто поднять,

Не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч…

Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит

Тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Музыкальный руководитель : Молодцы, ребята,правильно отгадали все загадки. После всех ратных дел любили богатыри русские отдохнуть душой, поиграть на музыкальных инструментах. И мы сейчас поиграем.

Обр. Г.Короткова "Русская плясовая"в исполнении детского оркестра.

Музыкальный руководитель: Берегите Россию - нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию - нет России другой!

КУ «СРЦН «Гармония»

«Богатыри – защитники земли русской»

Воспитаель: Чебаненко. О. А.

Цель: Приобщение детей к духовным и нравственно- патриотическим ценностям общества.

Ход мероприятия.

Организованная деятельность детей проводится в музыкальном зале, окна - занавешены, зал украшен в духе Древней Руси, стены - «деревянные», иконы в Красном углу, прялка, вышитые рушники, и т. д… На стенах развешены изображения - символы богатырской эпохи - меч, щит, лук и стрелы в колчане, булава, палица, элементы одежды и снаряжения богатырей.

В группу входит воспитатель в русском национальном костюме.

Воспитатель: Здравствуйте, добрые молодцы и красные девицы!

Дети здороваются.

Воспитатель: Сейчас вы послушаете песню и попробуете сформулировать тему нашего занятия.

Воспитатель исполняет песню на мотив Три белых коня «Богатыри»

На мотив три белых коня

Стоят машины и сигналят громко,

И не добраться никуда

это в городе сегодня пробка

в каждом городе сегодня пробка

ой беда, беда, беда, беда, беда.

Но подпругой звеня

И по встречке гоня

Домчатся в любые края 2 раза

Три сильных коня,

нет три стрильных коня

Добрыня, Алеша, Илья.

А что за транспорт наша птица тройка

Всем светофорам вопреки

Мчится тройка ты попробуй тронька

Мчится весело и ей несколько

Не дороги нестрашны не дураки

И средь ночи и дня горячее огня

Летят над огромной страной

Три резвых коня, 2 раза

Эх три стрильных коня

Гнедой, вороной, племенной.

И нам любой конец большого света

Добраться братцы не вопрос

Конкурентов нам на рынке нету

Не зависимы от цен на нефть мы

А лишь только на овес, овес, овес.

И уносит тебя, и уносит тебя,

Развеет тоску и печаль,

Такая судьба, эх такая судьба,

Копыта отбрасывать вдаль

И звеня и коня сказки верность храня

Несутся голопом друзья

Три славных коня, 2 раза

три самых главных коня

Добрыня, Алеша, Илья.

Сейчас мы совершим путешествие в прошлое, когда на русские земли нападали захватчики иноземные, а защитниками становились наши смелые, отважные богатыри.

Хорошо живется на Руси-матушке, велика и могуча наша страна, широко раскинулась по полям да по лесам. Много здесь богатств, много рыбы красной, да меха ценного, много ягод да грибов…. Только неспокойно стало в царстве - государстве нашем. Повадились налетать на нас силы тёмные да нечисть всякая…

Тухнет свет, раздаются звуки воя, Свиста, топота коней, крики появляются Баба Яга, Соловей-разбойник, Змей –Горыныч и татаро-монгольские всадники.

Воспитатель:

Ой, ребята! Беда - то какая! Нечисть на нас напала, будут наших молодцев рубить да данью нас обкладывать. Ребята, а Вы узнали кто это? А давайте я вам помогу:

Свист соловьиный

Взор орлиный

Не зверь, не охотник

А (соловей разбойник )

Из-за сопок и полей

Показался некий зверь

В ноздри он дышал огнем

Ночью стало словно днем

Он украл забаву

Потащил в дубраву

(Змей Горыныч )

Воспитатель:

Что же нам делать? Кто же нам теперь поможет?

Раздается звон колокола (музыкальное сопровождение) .

Позвоним сейчас в набат, будем богатырей мы звать. Издавна колокол людям помогает, как беда случится - сразу звонит, на помощь всех зовет…

В зале появляются богатыри, нечистая сила уходит, а богатыри вместе с детьми исполняют песню «Богатырская наша сила»

«Богатырская наша сила»

То не грозное небо хмурится,

Не сверкают в степи клинки, -

Это батюшки Ильи Муромца

Вышли биться ученики!

За победу их ветры молятся,

Ждут их тернии и венцы.

Разгулялися добры молодцы,

Распотешились молодцы!..

Припев:

Эх, да надобно жить красиво,

Эх, да надо нам жить раздольно!

Богатырская наша сила -

Сила духа и сила воли.

Богатырское наше правило -

Надо другу в беде помочь,

Отстоять в борьбе дело правое,

Силой силушку превозмочь.

Припев.

Расцвела душа от безбрежности

И полей моих, и любви…

Силой мужества, силой нежности

Воспоём красоту земли!

Припев.

Воспитатель:

А вот и наши защитники! Ребята, вы узнали кто это?

Дети: богатыри…

Воспитатель:

А кто такие богатыри?

Дети:

Это люди, которые защищают нашу Родину от врагов.

Выходят трое богатырей (три ребенка в костюмах, низко кланяются, представляются:

Илья Муромец: – Я – Илья, русский богатырь из города Мурома. Потому и зовут меня Илья Муромец. Тридцать лет я сидел на печи, жил не тужил. Как услышал, что на нашу землю пришли басурмане поганые – поспешил Вам на помощь

Добрыня Никитич: - А я – Добрыня Никитич – умен, коренаст да силен. Мы-то Вас в обиду не дадим, уж мы то им покажем… .

Алеша Попович: - Я – Алеша Попович, поповский сын, готов верой и правдой защищать и оберегать от захватчиков иноземных…

Воспитатель:

Правильно, ребята. Богатыри – это люди огромной силы, стойкости, отваги, совершающие подвиги. Богатыри всегда охраняли нашу Родину от врагов, мимо них даже птица не пролетит, зверь не проскочит… а врагу и подавно не пройти… Ребята, в детском саду мы прочитали много сказок и былин о ратниках и защитниках земли русской. Давайте вспомним, как называются эти произведения?

Дети:

- «Тугарин Змей», «Никита Кожемяка», «Соловей-разбойник»…

Воспитатель:

А каких еще богатырей Вы знаете?

Дети:

Михайло Потык, Ставр Годинович, Пересвет, Микула Селянович, Вольга Всеславович….

Воспитатель:

А давайте вместе с богатырями сделаем разминку. (Дети повторяют движения за богатырями) Звучит музыка «Богатырская » (приложение 3)

Богатырь он вот каков…

Он силен, он здоров…

Он из лука стрелял…

Метко палицу бросал…

На границе стоял …

Зорко – зорко наблюдал …

Подрастем мы и смотри

Станем как богатыри!

Воспитатель:

Ну, что же пора испытать богатырскую нашу силушку! Давайте поиграем в игру «Кто быстрее докатит машину»

Подвижная игра «Кто быстрее докатит машину»: дети делятся на две команды и по сигналу воспитателя начинают соревноваться в быстроте и ловкости.

Воспитатель:

Ох, ребята, какие же вы сильные, да смелые… Спасибо всем, садитесь на места.

Воспитатель:

Илюша, богатырь, а расскажи-ка нам, что за одежда на тебе такая необычная.

Богатырь Илья - Муромец описывает свою одежду и объясняет ее назначение

Это рубаха - она приятна к телу, в мороз греет, в жару – холодит.

Это кольчуга железная – она защищает грудь и спину от вражеских стрел

Это латы – они берегут тело от вражеского меча и топора

Это шлем – он бережет наши головы

Воспитатель:

Алёша Попович, а что за оружие у тебя в руках?

(Богатырь рассказывает о видах оружия и его назначении.)

Алеша Попович:

Это меч – рубить врагов земли русской.

Это щит – отражать удары неприятелей

Это палица колючая – сносить головы басурманам

Это кистень беспощадный – не уйти врагу невредимым…

А это лук да стрелы. Берегись басурманин! Не укрыться тебе ни в лесу, ни под горой!

Воспитатель:

Как вы хорошо рассказываете! Ребятам очень интересно!

А поведай нам, Добрынюшка – богатырь, как Вы коней себе выбираете?

Добрыня Никитич:

А коней мы выбираем себе под стать… сильных да норовистых, выносливых да смелых. А если б кони были тощие да слабые, как бы они нас выдерживали бы?

Воспитатель:

Спасибо вам за рассказ! Ребята, а давайте поможем собраться в путь-дорогу богатырю.

Дидактическая игра «Собери богатыря в путь» Раздаются карточки с изображениями: шлем богатырский, шапка-ушанка, шлем римский, каска немецкая, кольчуга, пиджак, галстук, рубаха-косоворотка, латы железные и оружие: сабля, меч, булава, кистень, ножницы, пистолет, автомат, кинжал и т. д. И детям предлагается выбрать правильный вариант.

Воспитатель:

Вот спасибо Вам ребята! С таким снаряжением нас врагу ни за что не одолеть!

Богатыри читают стихи:

Три защитника, три брата, три богатыря

Русь на воинов богата говорят не зря!

С поля боя нет возврата, за спиною Русь

Мать – земля, родные хаты

Эй, смелее в бой ребята!

Меч и лук, копье, булава,

Щит и верный конь,

Враг, не тронь родной державы!

Охраняет Русь по праву

Богатырской русской славы

Боевой огонь!

Тухнет свет, раздаются звуки воя, Свиста, топота коней, крики (музыкальное сопровождение – приложение 1, появляются Баба Яга, Соловей-разбойник, Змей –Горыныч и татаро-монгольские всадники.

Воспитатель:

Снова на землю Русскую напала нечисть разная. Выручайте, нас богатыри!

Разыгрывается сцена боя между богатырями и нечистой силы. В итоге богатыри прогоняют нечисть за пределы русской земли (нечисть уходит из зала) .

Воспитатель:

Ой вы, гой-еси, Святорусичи –богатыри, оседлали вы коней верных, да стояли вы за веру и Отечество. Низкий Вам поклон от всей Руси!

Богатыри кланяются и уходят.

Воспитатель:

Скажите ребята, а какие известные художники известные художники прославили подвиги русских богатырей в своих картинах?

Дети:

Виктор Михайлович Васнецов картине «Богатыри».

Николай Константинович Рерих в картине: «Бой со змеем»

и другие ответы… (воспитатель сопровождает ответы детей показом репродукций картин)

Воспитатель:

А теперь я приглашаю вас поиграть.

Проводится игра «Скажи и объясни». Дети делятся на две команды: одна команда выбирает пословицу богатырскую и объясняет ее смысл, затем вторая команда объясняет ее смысл.

Головою думай, а силой борись.

Жизнь дана на добрые дела.

Сам погибай – а товарища выручай

Жить - Родине служить.

Не тот герой, кто награду ждет, а то, кто за народ идет!

Если дружба велика, будет Родина крепка!

Своя земля и в горсти мила.

Не доспехи красят богатыря, а подвиги.

Воспитатель:

Какие молодцы! Все они знают, все могут объяснить … Присаживайтесь за столы, вас ждет очень увлекательное задание.

Вам нужно из пластилина слепить оружие богатырей, то которое вам больше нравится.

Воспитатель:

Ну вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в прошлое. Мы сегодня много узнали о жизни наших предков – славян, поиграли - сумели преодолеть все трудности и препятствия и даже помогли богатырям справиться с нечистой силою. Все были молодцами, хорошо выполняли все задания, были внимательными, сообразительными, ловкими и смелыми.

А в конце нашего занятия наши богатыри исполнят еще одну песню «Четыре богатыря»

Текст песни «Четыре богатыря»

Слова и музыка Сергея Ярушина

Книжки по истории просто обожаю я -

Времена далекие, Киевская Русь…

На машине времени иногда летаю я,

Там за землю русскую смело бьюсь.

Печенеги, половцы вдоль границы рыскают,

Жадные охотники за чужим добром,

Но стоит на рубежах сила богатырская,

Мы легко справляемся вчетвером:

Припев. Добрыня Никитич, Муромец Илья

Алеша Попович, а четвертый – я.

Вслед за печенегами и хазары грозные

Осаждают тучами наши города.

Ах, ты, Русь былинная, времена серьезные,

Не жила спокойно ты никогда.

Кони бьют копытами, чуя битву лютую.

Басурмане, где вы там? Ну, давай смелей!

Живота не пощадим да за землю русскую

Берегись, незваный гость, богатырей!

Припев.

Навсегда кочевникам этот бой запомнится,

Как гуляла палица по худым телам.

И встречал нас Киев-град звоном - перезвонницей,

И сияли золотом купола.

Соловьи-разбойники, пепел от пожарища…

Мы на силу злобную добрую найдем,

Ну, а будет лихо нам, кликнем сотоварища,

Зарубина Саш ку позовем.

Припев.

Добрыня, Алеша, Муромец Илья

И Зарубин Сашка. А Сашка – это я.

Припев.

И в заключении за хорошую работу я хочу сделать вам подарки –фотографии, где вы облачены в костюмы богатыря. Я надеюсь, что сегодняшнее занятие вам запомнится надолго. И я надеюсь, что вы в будущем будете поступать, как наши защитники - богатыри. Спасибо за внимание.


Людям нужны герои, точнее, не столько они сами, сколько легенды о них. Ведь когда жизнь реального человека обрастает мифами, его так легко любить и восхищаться им. А еще лучше - ставить в пример. Такие люди не по-человечески идеальные - они честны и бескорыстны, а умирают не по глупости в пьяной драке, а только совершая великий подвиг, во имя всеобщего блага. И хотя все это сказки, они помогают верящим в них становиться лучше и работать над собой в надежде достичь уровня своего героя. Давайте узнаем об одной из разновидностей подобных идеалов - о богатырях и витязях русской земли. Ведь хотя за минувшие века вряд ли можно установить правду об их жизни, но это были великие люди, раз память о них сохранилась и по сей день.

Кто такие богатыри, и откуда произошло это слово?

Данным существительным испокон веков именовали воинов, обладающих сверхчеловеческими способностями, как правило, физической силой и выносливостью. Чаще всего эти доблестные витязи были героями народных средневековых славянских былин и сказаний. Основное занятие богатырей земли русской было защищать ее от недругов, а также меряться силой и демонстрировать удаль, совершая подвиги.

Большинство лингвистов сходятся на тюркском происхождении термина "богатырь" ("смелый", "герой-храбрец"). Вероятно, особо отличившихся воинов стали так именовать с началом набегов на земли Руси степных кочевых. А у них слово Bahādor означало наследственный титул, который доставался особо отличившимся бойцам, аналог европейского рыцарского титула. В таком значении впервые это существительное было упомянуто в китайской летописи VIII в.

О монгольских рыцарях-богатырях есть упоминания и в итальянских хрониках XIII в., а также в знаменитом славянском документе XIII-XIV вв. - Ипатьевской летописи.

Неизвестно, когда именно и почему чужеземным словом стали называть славянских витязей, которые как раз и специализировались на защите от степных "богатырей". Но уже в летописях XV- XVI вв. данный термин используется именно в значении славянский герой-защитник.

Есть мнение, что, сталкиваясь с доблестными русичами, монголы называли их рыцарями, то есть "богатырями". Это название понравилось славянам из-за схожести со словом "Бог", и они сами стали именовать так собственных героев, как бы намекая на богоподобность. Тем более, что некоторых богатырей земли русской отождествляли с древними божествами, например Святогора. И хотя на период возникновения этого понятия Русь уже была крещена, сам процесс полноценной христианизации занял несколько веков, и православие прижилось только потому, что впитало в себя добрую половину языческих ритуалов и верований.

Вопрос о культурной принадлежности былинных витязей

Практически все легенды, сказания и былины о богатырях земли русской касаются периода Киевской Руси, а именно времен Владимира Великого. Из-за этого не утихают споры о национальной принадлежности витязей. Ведь на них претендуют одновременно белорусы, россияне и украинцы.

Чтобы понять, почему так вышло, стоит вспомнить, где же располагалось Древнерусское государство. При князе Владимире к нему относились земли современной Украины (кроме ее степной части), Белоруссии и по небольшому кусочку Польши и РФ. Обратите внимание, согласно летописям, во времена Киевской Руси земли Новгорода, Смоленска, Владимира, Рязани, Ростова и Галича не считались русскими.

Распространение христианства плотно переплелось с понятием "Русь". К XIV в. в летописях русскими стали именовать именно земли, где было распространено православие. И все вышеперечисленные города также стали именоваться таковыми. Об этом свидетельствует летописный документ "Список русских городов дальних и ближних", в котором перечислены и эти великие славянские торговые города, помимо них, там есть болгарские и литовские. Именно это, по мнению историков, указывает на то, что понятие "русский" являлось синонимом "православный" в представлении людей того времени.

Таким способом это название распространилось на обитателей других славянских территорий, которые изначально не считались таковыми. А после окончательного распада Киевской Руси именно Новгород, Смоленск, Владимир, Рязань и Ростов смогли усилить влияние в данном регионе и взяли на себя ответственность за его охрану от степняков. Они стали тем ядром, на основе которого в будущем возникло и окрепло Московское княжество, превратившееся спустя годы в Россию. А коренные ее жители, по традиции, и стали именовать себя русскими. Это название закрепилось за ними по сей день.

В пользу этой версии свидетельствует то, что основным занятием классических богатырей земли русской, согласно былин и легенд, была не просто оборона границ от монголов и прочих степняков, но и защита веры христианской. Эта их особенность не раз подчеркивается в сказаниях.

Поэтому, когда говорится о богатырях земли русской периода существования Киевского государства, то украинцы и белорусы имеют полное право причислять их к собственной культуре. Ведь в те века именно эти народы оставляли Русь.

С другой стороны, популяризация большинства былинных героев произошла в более позднюю эпоху именно стараниями обитателей будущей России, которые не только воспели подвиги легендарных витязей Руси, но и прибавили к их пантеону многих собственных. Так что и ее народ обладает правами на славянских защитников от степняков. Более того, именно эта литература подарила миру многочисленные прекрасные стихи о богатырях земли русской.

Споры о культурной принадлежности легендарных витязей между тремя народами вряд ли когда-либо прекратятся. Но некоторую пользу они приносят. Дело в том, у белорусов, россиян и украинцев собственный взгляд на трактовку биографии и самого образа богатыря. Защитники земли русской в эпосе каждой этой нации наделяются особыми чертами, характерными именно для ее менталитета. Это дает много интересного материала для исследований историкам и лингвистам. И кто сказал, что в спорах не рождается истина?

На какие категории делятся былинные богатыри и витязи земли русской

Также спорят ученые и о том, как классифицировать героев сказаний и легенд. Наиболее известны 3 теории:

  • Витязей делят на старшее и младшее поколение.
  • Существует 3 богатырских эпохи: дотатарская, татарская и послетатарская.
  • Богатыри земли русской делятся на живших в дохристианский и христианский период. Стоит отметить, что дохристианские витязи малочисленны. Их образы чаще близки к древним языческим божествам.

В то время как раз герои эпохи после крещения Руси зачастую более человечны. Большинство из них совершали свои подвиги в период правления Владимира Великого. Вероятно, это потому, что данный период считался самым успешным в истории Киевского государства. И хотя высшей точкой развития были годы царствования Ярослава, практически все события из жизни классических христианских богатырей связывают с эпохой Красна Солнышка. Возможно, чтобы более успешно распространять новую религию среди славян, подвиги всех уважаемых ими героев начали связывать с эпохой ее внедрителя. Кстати, его самого объявили святым, а меж тем он был насильником и убийцей, о чем упоминается в летописях.

Некоторые историки полагают, что на самом деле самих витязей было меньше. Просто существовали бродячие сюжеты о безымянных героях. В каждой местности этим безымянным богатырям земли русской имена и биографии придумывались особые, чтобы привязать их к собственной истории. Именно поэтому их подвиги часто похожи: высватать невесту, убить змея, сразиться с ордой, пострадать от хвастовства.

Языческие богатыри

Наиболее известный герой этого периода - Святогор. Его описывают как витязя исполинских размеров, который, кстати, обитал за пределами Руси - в Святых горах.

Этот персонаж вряд ли имел одного прототипа и является сборным, а кроме того, заимствованным. Сказания о нем описывают, как правило, 3 фрагмента из жизни:

  • Гибель из-за хвастовства собственной силой.
  • Нахождение предсказанной супруги.
  • Измена жены и знакомство с Ильей Муромцем, которому Святогор перед смертью и передал свой меч и часть силы.

Святогор, которого отождествляют с неким языческих божеством, существует вне киевского или новгородского былинных циклов. В то время как Микула Селянинович и Илья Муромец - одни из ярчайших их представителей. Поэтому, вероятно, легенды об их встречах с Святогором - более поздние (особенно если судить по именам) и были придуманы для того, что показать преемственность данных персонажей.

Богатырь-пахарь Микула Селянинович также относится к языческих героям из новгородского цикла. Судя по структуре имени, к которому прибавлялось прозвище, свидетельствующее о происхождении, это образ более поздний, чем Святогор.

Все сказания о Микуле подчеркивают связь его с землей и трудом на ней. Она была источником силы его. Впоследствии этот сюжетный элемент был заимствован былинами о других героях.

Примечательно, что о супруге Микулы нет информации, зато известно о двух славных дочерях.

Кстати, при появлении христианства характер Николая Чудотворца, как и праздники, связанные с ним, были "позаимствованы" у Микулы.

Третьим культовым супергероем, то есть легендарным богатырем языческой эпохи, является Вольга Святославич (Волх Всеславьевич).

Он был не только был силен, но и умел понимать язык зверей, птиц и рыб, а также превращаться в некоторых из них.

Считается, что он был сыном княжны Марфы Всеславьевны и змея. Отсюда и оборотнические способности. Если Святогор считается божеством, то Вольга - полубог. В былинах о нем говорится как о герое благородного происхождения, возглавляющем дружину по праву рождения. В то же время простолюдина Микулу Селяниновича он берет к себе в помощники за его доблесть и смелость.

Что касается благородства души, то тут Вольгу вряд ли стоит ставить в пример. История о знакомстве с Микулой описывает богатыря как посредственного правителя, душащего налогами народ.

Былины о походе Святославича на индийское царство описывают героя не как доблестного воина, а как хитрого и дальновидного полководца, который, обращаясь в разных зверей, благополучно провел своих воинов через все трудности и привел к победе. На завоеванной земле он изнасиловал супругу поверженного правителя и, взяв ее в жены, воцарился там. Своим же воинам отдал на растерзание местных девушек. Так что Вольга - скорее антигерой, особенно в сравнение с благородным пахарем Микулой.

Некоторые отождествляют этого персонажа с Вещим Олегом. Есть и сравнивающие его с князем Владимиром. Согласитесь, между их судьбами много общего. Помимо одинакового отчества, в жизни Владимира был эпизод с изнасилованием дочери полоцкого князя, ставшей матерью Ярослава Мудрого. Правда, мать будущего крестителя Руси была рабыней, а не княжной, как у Вольги.

Золотая троица

Большинство остальных былинных витязей относятся к христианскому периоду.

Прежде всего стоит обратить внимание на трио с картины Васнецова. Каждый без труда сможет сказать, как звали богатырей земли русской. Это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

О биографии первого повествуют немало былин, часто противоречащих друг другу. Сходятся они лишь в нескольких аспектах. Так, Илья не мог ходить вплоть до 33 лет (возможно, эта дата приведена как аналогия с Христом), но потом бродячие волхвы исцеляют его и наказывают идти в дружину Владимира, где Муромец и совершает большинство подвигов. При этом к самому правителю отношения у богатыря было не лучшее.

Также известно, что герой был женат, что не мешало ему нередко развлекаться на стороне.

По преданию, на старости лет, Илья Муромец принял постриг в Киево-Печерской лавре, где и провел последние годы жизни. После смерти он был канонизирован. Объявление Ильи святым способствовало сохранению его останков до наших времен. Благодаря этому в 80-х они были исследованы. Ученые подтвердили, что их обладатель в юности страдал от паралича ног, а умер в 40-55 лет из-за раны в районе сердца.

Добрыня Никитич - второй по популярность персонаж. Принято считать, что существовал он в тот же исторический промежуток, что и Илья. В отличие от него, был близок к Владимиру. Богатыря отождествляют с его дядей по материнской линии.

В отличие от Муромца, Никитич известен не только силой, но и умом. Он отлично образован и даже играет на нескольких музыкальных инструментах.

Стоит сказать, что богатырям эпохи Владимира в будущие века были приписаны некоторые черты языческих и христианских божеств. Илью Муромца отождествляют с библейский пророком Ильей и языческим богом грома. Добрыню молва приравнивает к Георгию Победоносцу, сразившему Змея. Это отражено в легендах о победе над змеем, похитившим красавицу Забаву.

В отличие от Ильи Муромца, этот богатырь был верным мужем. В более поздние века, чтобы увязать образ Добрыни и Алеши Поповича, была распространена история о попытке последнего обманом жениться на супруге витязя.

О последних годах жизни его мало что известно. По преданию, он погиб в сражении под Калкой. На месте его могилы был насыпан курган, до сих пор носящий имя "Добрынин".

Позиционирование Алеши Поповича как младшего возникло не из-за возраста или физических данных, а из-за более позднего периода его появления. Благодаря шедевру Васнецова, а также современным мультфильмам у нас складывается впечатление, что эти богатыри земли русской действовали вместе. Но они жили в разное время, и разница между Добрыней с Ильей и Алешей Поповичем составляет 200 лет. Несмотря на это, образ последнего плотно проник в большинство былин о богатырях. В них он часто играет совсем негативную роль и отличается хвастовством и хитростью, а не удалью. Этим он близок к Вольге и, возможно, "позаимствовал" у него несколько сюжетов.

Что мы знаем о его жизни из былин? Он был сыном священника и с детства отличался умом и силой, хотя иногда упоминается об его хромоте. Как и Добрыня, он был хорошим музыкантом.

Самостоятельных подвигов ему приписывают крайне мало. Самым ярким считается бой с Тугариным по дороге в Киев.

Что касается его сердечных предпочтений, то, помимо попытки обманом жениться на супруге Никитича, известно немало историй о его отношениях с сестрой Збродовичей Аленой. По одной из версий, из-за того, что Попович опозорил девушку, ее братья отсекли ему голову. В других вариантах этой истории богатырю удается избежать смерти.

Реальным прототипом Алеши считается ростовский боярин Олеша Попович.

Семь популярных витязей с необычными историями

Не только героями картины Васнецова живы народные былины. В них нередко фигурируют и другие персонажи. Давайте рассмотрим самых известных из них и узнаем, как звали богатырей земли русской, прославившихся в более поздние периоды.

Дунай Иванович. Этот витязь известен не подвигами, а печальной историей любви. Вместе с Добрыней он ездил к литовскому князю высватать его дочь за Владимира Великого. На чужбине он встречает ее сестру Настасью, и между ними возникает любовь. Девушка помогает Дунаю спастись от смерти, выкупив его у палачей и отпустив в Киев.

Во время следующего визита в Литву богатырь уже не обращает внимания на свою спасительницу. Обидевшись, девушка переоделась в мужское платье и, догнав Дуная в поле, затеяла с ним битву. Богатырь не узнал ее и, победив, едва не убил. Однако былые чувства взяли верх, и витязь взял ее в жены.

На свадьбе Дунай хвалился удалью, а его супруга - меткостью. Новоиспеченный муж решил пристыдить жену и требовал показать свое умение. Настасья являет меткость, от которой даже Вильгельм Телль и Робин Гуд бы плакали в углу от зависти - она трижды попадает в тонкое серебряное кольцо на голове Дунай-богатыря. Посрамленный муж решает повторить ее подвиг, но оказывается не так хорош и случайно убивает стрелой супругу. Перед смертью ее он понимает, что она была беременной, так что он погубил еще и свое дитя. В отчаянии витязь кончает с собою.

Сухман Одихмантьевич. Столь непривычное для жителей Руси имя принадлежит богатырю, прославившемуся борьбой с татарами. Возможно, он сам был родом из степняков, но потом перешел на службу к князю Владимиру, который в этой истории опять сыграл нехорошую роль. Он приказал витязю доставить ему белую лебедь то ли для зоопарка, то ли это иносказательное название для невесты.

Сухман не смог выполнить поручение, потому что был сильно ранен в бою с татарами. Превозмогая боль, он вернулся в Киев с пустыми руками, но рассказал о своих победах. Князь не поверил ему и отправил в тюрьму.

Добрыня отправляется в чужие земли, дабы выяснить правду, и находит подтверждение словам богатыря. Владимир собирается наградить того, но гордый герой выбирает смерть.

Кстати, недоверие князя и обида витязя свидетельствуют в пользу версии, что Сухман был чужаком.

Еще один богатырь периода Владимира Великого - Никита (Кирилла) Кожемяка, упоминаемый в "Повести временных лет". Согласно ей, этот витязь победил в поединке печенежского богатыря, а после народная молва приписала ему победу над змеем.

Возможно, легенды о нем частично заимствованы из Библии. Так, поединок с врагом - явная отсылка к истории Давида и Голиафа. А победа над змеем делает его подобным Георгию Победоносцу. Хотя, может, змей - это и есть метафорическое описание печенега.

Дюк Степанович. Это еще один герой времен князя Владимира. Однако богатырем земли русской его можно назвать лишь скрепя сердцем. Так как родом он был из Галича, который, как мы помним, к Руси Владимира не относился. Сложно понять, почему этого персонажа именуют богатырем, ведь кроме богатства и хвастовства, других особых "подвигов" за ним не числится. По легендам, он приезжает в Киев и начинает активно критиковать его и всех его обитателей. Чтобы доказать свою правоту, ему приходится поучаствовать в марафоне хвастовства, в котором он побеждает, и гордый своим "достижением", покидает княжий город.

Хотен Блудович - богатырь, чье имя носит неприкрытый сексуальный контекст, прославился своим желанием жениться. Былины повествуют, что, несмотря на его силу и славу, он был весьма беден. Из-за этого мать его возлюбленной Чайны Часовой (еще одно "славянское" имя в этой истории) отказала благородному витязю. Это не остановило бравого героя, который планомерно разделался со всеми родственниками любимой, а заодно и положил войско местного князя. В финале он сочетался узами брака со своей прелестницей, а заодно и забрал богатство, оставшееся после убитых.

Однако не все богатыри связывались молвой с периодом царствования Владимира. После распада Киевской Руси стали появляться другие герои народных былин. К примеру, защитник Рязани - Евпатий Коловрат. В отличие от классических богатырей, он не был сборным образом, а являлся реальной исторической личностью, рискнувшей дать неравным бой монголо-татарскому войску в отместку за разрушение города. К сожалению, он погиб, но его мужество вызвало уважение даже у врагов.

Также к богатырям относится монах-воин Александр Пересвет, который участвовал в Куликовской битве. Хотя его больше позиционируют как монаха, а потом воина. Однако боевые умения не возникают из воздуха, и, значит, до принятия пострига Пересвет имел свою богатырскую историю. Он тоже был причислен к лику святых.

Белорусские асилки

Особняком от прочих богатырей стоят такие былинные герои, как велеты или асилки. Наиболее распространены истории о них в белорусском фольклоре.

Асилками именуют дохристианских богатырей-исполинов. Они не просто воевали со змеями и прочими врагами, но создавали реки и горы. Считается, что за гордыню были прокляты Богом и обратились в камень или живыми ушли в землю. На месте их могил возникли курганы.

Отдельные исследователи относят Святогора к этой категории. Другие ученые соотносят велетов с древнегреческими титанами или библейскими исполинами (дети восставших против Бога ангелов).

Женщины-витязи

Во все времена была славна богатырями земля русская. Но не всегда это были мужчины. Народная память сохранила упоминание и о нескольких богатырках, которых принято было называть "поленицами".

Эти женщины были способны противостоять не только врагам, но и составить серьезную конкуренцию былинным богатырям, а иногда и превосходить их.

Наиболее известные поленицы - это две дочери Микулы Селяниновича, Василиса и Настасья.

Первая стала женой черниговского боярина Ставра Годиновича, которого спасла от тюрьмы, переодевшись в мужской наряд и победив в соревновании.

Вторая вышла за Добрыню, предварительно победив витязя в поединке.

К поленицам относится и вышеупомянутая супруга Дунай-богатыря Настасья.

Немало историй о богатырках связано с Ильей Муромцем. Видимо, до того, как принять постриг, он любил немало сильных женщин. Поленицей считается его супруга Савишна (спасла Киев от Тугарина), а также временная возлюбленная Златыгорка, родившая от него могучего сына Сокольника. Также богатыркой была безымянная дочь Муромца - еще один случайный плод любви, стремящийся отомстить за мать.

Особняком от прочих стоит Марья Моревна. Она считается одним из самых популярных женских персонажей и является прототипом Василисы Премудрой и Марьи-царевны. По легенде, эта степная воительница победила Кощея Бессмертного. Так что современным феминисткам есть на кого равняться из отечественных героинь.

Дети-богатыри

Воспевание героев и их подвигов делалось не только для того, чтобы сохранить память о них, а еще для того, чтобы ставить их в пример для других. Именно поэтому былинные витязи и их подвиги приукрашивались и преумножались. Особенно активно это делалось, когда нужно было рассказать детям о богатырях земли русской. Тогда этих персонажей превращали в нравственные идеалы, на которые нужно равняться.

Часто взрослые герои с их проблемами были слишком сложны для понимания. Поэтому специально для них рассказывались истории о подвигах детей. Таких персонажей именовали богатыри-семилетки.

Былины и сказания о них чаще были характеры именно для украинской литературы, но встречались и у других народов.

Герои могли быть как мальчиками, так и девочками, а также близнецами.

Одна из первых историй об отроке-витязе касается периода отца Владимира - князя Святослава. В те времена безымянный мальчик выбрался из обложенного печенегами Киева и сумел привести подмогу в родной город.

Так что традиция ставить в пример богатырей земли русской для дошкольников и школьников имеет весьма глубокие корни.

Занимательные факты

Стоит обратить внимание:

  • В стихотворении Михаила Лермонтова "Бородино" его герой-рассказчик сравнивает поколение классика с былинными витязями, не в пользу первых ("Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы!"). Но если говорить о физических данных, то средний рост легендарных богатырей-защитников земли русской составлял 160-165 см (кроме Ильи Муромца, который был настоящим великаном на тот период и был ростом 180 см), в то время как при Михаиле Юрьевиче такой рост уже был явно не богатырским.
  • Согласно легендам, отцом Святогора считается некое сверхъестественное существо, убивающее взглядом. Многие отождествляют его с гоголевским Вием.
  • Шапка-буденовка, которая долгое время была частью обязательной формы бойца Красной армии, внешне немного напоминала шлем-ерихонку, в котором часто художники изображали витязей. Поэтому среди солдат она часто именовалась "богатыркой".