Сфинкс египетский описание. Мистические тайны сфинксов. Бог наоборот или что символизирует гигант

Сфинкс – греческое слово, египетского происхождения. Греки называли так мифическое чудовище с женской головой, львиным телом и птичьими крыльями. Это было порождение стоглавого великана Пифона и его жены-полузмеи Ехидны; от них же произошли и другие знаменитые мифические чудовища: Цербер, Гидра и Химера. Жило это чудовище на скале близ Фив и задавало людям загадку; кто не мог ее разгадать, того Сфинкс убивал. Так губил Сфинкс людей, пока его загадку не разгадал Эдип ; тогда Сфинкс бросился в море, поскольку судьба предопределила, что верного ответа он не переживет. (Между прочим, загадка была довольно проста: «Кто ходит утром на четырех ногах, в полдень на двух, а вечером на трех?» – «Человек! – ответил Эдип. – Во младенчестве он ползает на четвереньках, в зрелом возрасте ходит на двух ногах, а в старости опирается на клюку».)

В египетском понимании Сфинкс не был ни чудовищем, ни женщиной, как у греков, и не загадывал загадок; это была статуя правителя или бога, чью силу символизировало львиное тело. Называлась такая статуя шесеп-анх, т. е. «живой образ» (правителя). От искажения этих слов и возникло греческое «сфинкс».

Хотя египетский Сфинкс загадок не задавал, сама огромная статуя под пирамидами в Гизе – воплощенная загадка. Многие пытались объяснить его таинственную и несколько презрительную улыбку. Ученые задавались вопросами: кого статуя изображает, когда она создана, как была вытесана?

После ста лет изучения, в процессе которого не обошлось без буровых машин и пороха, египтологи раскрыли настоящее имя Сфинкса. Окрестные арабы называли статую Абу"ль Ход – «Отец ужаса», филологи выяснили, что это народная этимология древнего «Хорун». За этим названием скрывалось несколько еще более древних, и в конце цепочки стояло древнеегипетское Харемахет (по-гречески Хармахис), что означало «Хор на небосклоне». Хором назывался обожествляемый правитель, а небосклоном – место, где после смерти этот правитель сливается с богом Солнца. Полное название означало: «Живой образ Хафра». Итак, Сфинкс изображал фараона Хафра (Хефрена) с телом царя пустыни, льва, и с символами царской власти, т. е. Хафра – бога и льва, стерегущего свою пирамиду .

Загадки Сфинкса. Видеофильм

Нет и не было в мире статуи, превышающей размерами Большого сфинкса. Он вытесан из единой глыбы, оставшейся в карьере, где добывался камень для строительства пирамиды Хуфу , а затем Хафра. В нем соединены замечательное творение техники с прекрасным художественным вымыслом; внешность Хафры, известная нам по другим скульптурным портретам, несмотря на стилизованность изображения, передана верно, с индивидуальными чертами (широкие скулы и большие отстающие уши). Как можно судить по надписи у ног статуи, она была создана еще при жизни Хафра; следовательно, этот Сфинкс не только самая большая, но и самая древняя монументальная статуя на свете. От ее передней лапы до хвоста – 57,3 метра, высота статуи – 20 метров, ширина лица – 4,1 метра, высота – 5 метров, от верхушки до мочки уха – 1,37 метра, длина носа – 1,71 метра. Большому Сфинксу более 4500 лет.

Сейчас он сильно поврежден. Лицо изуродовано, как будто по нему били долотом или стреляли ядрами. Царский урей, символ власти в виде приподнявшейся на лбу кобры, безвозвратно исчез; царский немес (праздничный платок, спускающийся с затылка на плечи) частично обломан; от «божественной» бороды, символа царского достоинства, остались лишь обломки, найденные у ног статуи. Несколько раз Сфинкса засыпал песок пустыни, так что торчала одна голова, да и та не всегда целиком. Насколько нам известно, первым повелел ее раскопать фараон в конце XV века до н. э. По легенде, Сфинкс явился ему во сне, попросил об этом и в награду пообещал двойную корону Египта, что, как свидетельствует надпись на стене между его лап, впоследствии и исполнил. Затем его освободили из плена песков саисские правители в VII веке до н. э., после них – римский император Септимий Север в начале III века н. э. В новые времена Сфинкса первым откопал в 1818 году Кавилья, сделав это за счет тогдашнего повелителя Египта Мухаммеда Али , который заплатил ему 450 фунтов стерлингов – весьма крупную по тем временам сумму. В 1886 году его работу пришлось повторить знаменитому египтологу Масперо. Затем раскопки Сфинкса производились египетской Службой древностей в 1925 – 1926 годах; руководил работами французский архитектор Э. Барез, который частично отреставрировал статую и возвел ограду, защищающую ее от новых заносов. Сфинкс за это щедро его вознаградил: между передними лапами оказались остатки храма, о котором до тех пор никто из исследователей поля пирамид в Гизе и не подозревал.

Однако время и пустыня нанесли Сфинксу не такой значительный ущерб, как человеческая глупость. Раны на лице Сфинкса, напоминающие следы от ударов долотом, действительно нанесены долотом: в XIV веке так изуродовал его некий набожный мусульманский шейх, дабы выполнить завет пророка Мухаммеда , запрещающий изображать человеческое лицо. Раны, похожие на следы от ядер, тоже таковыми и являются. Это египетские солдаты – мамелюки – использовали голову Сфинкса как мишень для своих пушек.

Здравствуйте, уважаемые дамы и господа. Сегодня у нас воскресенье 15 июля 2018 года, на Первом канале идет телеигра "Кто хочет стать миллионером?". В студии находятся игроки и ведущий Дмитрий Дибров.

В статье мы рассмотрим один из интересных вопросов игры, а чуть позже выйдет и общая статья со всеми вопросами и ответами в сегодняшней телеигре.

Из какого материала сделан Большой Сфинкс в Египте?

Большой сфинкс на западном берегу Нила в Гизе - древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Высечена из монолитной известковой скалы в форме колоссального сфинкса - лежащего на песке льва, лицу которого, как издавна принято считать, придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575-2465 гг. до н. э.), погребальная пирамида которого находится поблизости.

Религия древнего египетского царства была основана на поклонении Солнцу. Местные жители поклонялись истукану как воплощению Бога Солнца, называя его Хор-Эм-Акхет. Сопоставив эти факты, Марк определяет первоначальное назначение Сфинкса и его личность: лицо Хафра смотрит с фигуры бога, который защищает путешествие фараона в загробный мир, делая его безопасным.

Большой Сфинкс - это самая грандиозная сохранившаяся скульптура древности. Длина туловища составляет 3 купейных вагона (73,5 метра), а высота - 6 этажный дом (20 метров). Автобус меньше, чем одна передняя лапа. А вес 50 реактивных авиалайнеров равен весу исполина.

В древности Сфинкс обладал накладной бородой, атрибутом фараонов, однако сейчас от неё остались лишь обломки.

В 2014 году после реставрации статуи к ней открыли доступ туристам, и сейчас можно подойти и рассмотреть вблизи легендарного гиганта, в истории которого гораздо больше вопросов, чем ответов.

По мнению многих исследований, египетский Сфинкс скрывает даже больше загадок чем Великие пирамиды. Никто достоверно не знает когда и для каких целей была построена эта гигантская скульптура.

Исчезающий Сфинкс

Принято считать, что Сфинкс был воздвигнут во время строительства пирамиды Хефрена. Однако в древних папирусах, относящихся к постройке Великих пирамид о нем нет никаких упоминаний. Более того, мы знаем, что древние египтяне дотошно записывали все расходы, связанные со строительством культовых сооружений, но хозяйственных документов, относящихся к сооружению Сфинкса так и не найдено.

В V веке до н. э. пирамиды Гизы посетил Геродот, который в подробностях описал все детали их строительства. Он записал «все что видел и слышал в Египте», но о Сфинксе не обмолвился ни словом.

До Геродота в Египте побывал Гекатей Милетский, после него – Страбон. Их записи обстоятельны, но о Сфинксе и там нет никаких упоминаний. Могли ли греки не заметить скульптуру 20 метров высотой и 57 метров шириной?
Ответ на эту загадку можно найти в труде римского натуралиста Плиния Старшего «Естественная история», который упоминает, что в его время (I век н. э.) Сфинкса в очередной раз очистили от песков, нанесенных с западной части пустыни. И действительно, Сфинкса регулярно «высвобождали» от песчаных наносов вплоть до XX века.

Древнее пирамид

Реставрационные работы, которые начали проводиться в связи с аварийным состоянием Сфинкса, стали наводить ученых на мысль, что Сфинкс возможно древнее, чем считалось ранее. Чтобы проверить это, японские археологи во главе с профессором Сакуджи Иошимурой с помощью эхолокатора сначала просветили пирамиду Хеопса, а затем подобным образом исследовали скульптуру. Их вывод поразил – камни Сфинкса древнее, чем у пирамиды. Речь шла не о возрасте самой породы, а о времени ее обработки.

Позднее японцев сменила команда гидрологов – их выводы также стали сенсацией. На скульптуре они обнаружили следы эрозии, вызванной большими потоками воды. Первое предположение, которое появилось в прессе – русло Нила в древности проходило в другом месте и омывало скалу, из которой вытесали Сфинкса.
Догадки гидрологов еще смелее: «Эрозия это скорее следы не Нила, а потопа – могучего разлива воды». Ученые пришли к заключению, что поток воды шел с севера на юг, а приблизительная дата катастрофы – 8 тыс. лет до н. э.

Британские ученые, повторив гидрологические исследования породы, из которой сделан Сфинкс, отодвинули дату потопа до 12 тыс. лет до н. э. Это в целом согласуется с датировкой Всемирного потопа, который, по мнению большинства ученых, произошел около 8-10 тыс. до н. э.

Чем болен Сфинкс?

Арабские мудрецы, пораженные величественностью Сфинкса, сказали, что исполин неподвластен времени. Но за прошедшие тысячелетия памятнику изрядно досталось, и, в первую очередь, виноват в этом человек.
Сперва мамлюки упражнялись в меткости стрельбы по Сфинксу, их почин поддержали наполеоновские солдаты. Один из правителей Египта приказал отбить скульптуре нос, а англичане украли у исполина каменную бороду и отвезли в Британский музей.

В 1988 году от Сфинкса откололась и с грохотом упала огромная каменная глыба. Ее взвесили и ужаснулись – 350 кг. Этот факт вызвал самую серьезную обеспокоенность ЮНЕСКО. Решено было собрать консилиум представителей самых разных специальностей, чтобы выяснить причины, разрушающие древнее сооружение.
В результат комплексного обследования ученые обнаружили в голове Сфинкса скрытые и чрезвычайно опасные трещины, кроме этого установили, что также опасны заделанные некачественным цементом внешние трещины – это создает угрозу быстрой эрозии. Лапы Сфинкса оказались в не менее удручающем состоянии.

По мнению специалистов, Сфинксу, прежде всего, вредит человеческая жизнедеятельность: в поры статуи проникают выхлопные газы автомобильных двигателей и едкий дым каирских заводов, что постепенно разрушает ее. Ученые говорят, что Сфинкс серьезно болен.
Для реставрации древнего памятника нужны сотни миллионов долларов. Таких денег нет. А пока египетские власти восстанавливают скульптуру своими силами.

Загадочное лицо

Среди большинства египтологов существует твердое убеждение, что во внешности Сфинкса запечатлено лицо фараона IV династии Хефрена. Эту уверенность ничем нельзя поколебать – ни отсутствием каких-либо свидетельств о связи скульптуры и фараона, ни тем, что голову Сфинкса неоднократно переделывали.
В том, что в лице Сфинкса проглядывает сам фараон Хефрен убежден известный специалист по монументам Гизы доктор И. Эдвардс. «Хотя лицо Сфинкса несколько изувечено, оно все еще дает нам портрет самого Хефрена», – заключает ученый.
Интересно, что тело самого Хефрена так и не было обнаружено, а поэтому для сравнения Сфинкса и фараона используют статуи. В первую очередь речь идет о скульптуре высеченной из черного диорита, которая хранится в Каирском музее – именно по ней сверяют облик Сфинкса.

Чтобы подтвердить или опровергнуть идентификацию Сфинкса с Хефреном группа независимых исследователей подключила к делу известного нью-йоркского полицейского Франка Доминго, который создавал портреты для опознавания подозреваемых. Через несколько месяцев работы Доминго заключил: «Эти два произведения искусства изображают двух разных лиц. Фронтальные пропорции – и в особенности углы и лицевые выступы при боковом обзоре – убеждают меня в том, что Сфинкс – это не Хефрен».

Мать страха

Египетский археолог Рудван Аш-Шамаа полагает, что у Сфинкса существует пара женского пола и скрывается она под толщей песка. Большого Сфинкса часто называют «Отцом страха». По мнению археолога, если есть «Отец страха», то должна быть и «Мать страха».
В своих рассуждениях Аш-Шамаа опирается на образ мышления древних египтян, которые твердо следовали принципу симметрии. На его взгляд, одинокая фигура Сфинкса выглядит очень странно.

Поверхность того места, где по предположению ученого должна находиться вторая скульптура, возвышается над Сфинксом на несколько метров. «Логично предположить, что статуя просто скрыта от наших глаз под толщей песка», – убежден Аш-Шамаа.
В поддержку своей теории археолог приводит несколько аргументов. Аш-Шамаа напоминает, что между передними лапами Сфинкса расположена гранитная стела, на которой изображены две статуи; есть также известняковая табличка, в которой говорится что в одну из статуй ударила молния и разрушила ее.

Тайная комната

В одном из древнеегипетских трактатов от имени богини Исиды сообщается, что бог Тот поместил в тайное место «священные книги», которые содержат в себе «секреты Осириса», а затем навел на это место чары, чтобы знания оставались «неоткрытыми до тех пор, пока Небо не родит существ, которые будут достойны этого дара».
Некоторые исследователи и сегодня уверены в существовании «тайной комнаты». Они вспоминают, как Эдгар Кейси предсказал, что однажды в Египте под правой лапой Сфинкса будет найдена комната, названная «Залом Свидетельств» или «Залом Летописей». Информация, сохраненная в «тайной комнате» поведает человечеству о высокоразвитой цивилизации, существовавшей миллионы лет назад.
В 1989 году группа японских ученых радиолокационным методом обнаружила под левой лапой Сфинкса узкий тоннель, уходящий в сторону пирамиды Хефрена, а северо-западнее Камеры Царицы была найдена внушительных размеров полость. Однако более детальное изучение подземных помещений египетские власти провести японцам не позволили.

Исследования американского геофизика Томаса Добецки показали, что под лапами Сфинкса находится большая прямоугольная камера. Но в 1993 году его работу внезапно приостановили местные власти. С этого времени египетское правительство официально запрещает проводить геологические или сейсмологические исследования вокруг Сфинкса.

Большой Сфинкс, стоящий на плато Гизе — самая древняя и грандиозная скульптура, созданная когда-либо человеком. Ее размеры впечатляют: длина составляет 72 м, высота — порядка 20 м, нос был ростом с человека, а лицо - 5 м в высоту.

По мнению многих исследований, египетский Сфинкс скрывает даже больше загадок чем Великие пирамиды. Никто достоверно не знает когда и для каких целей была построена эта гигантская скульптура.

Сфинкс расположен на западном берегу Нила лицом к восходу солнца. Его взгляд устремлен в ту точку горизонта, где в дни весеннего и осеннего равноденствия встает солнце. Громадная статуя, сделанная из монолитного известняка, фрагмента основания плато Гиза, представляет собой туловище льва с головой человека.

1. Исчезающий Сфинкс

Принято считать, что Сфинкс был воздвигнут во время строительства пирамиды Хефрена. Однако в древних папирусах, относящихся к постройке Великих пирамид о нем нет никаких упоминаний. Более того, мы знаем, что древние египтяне дотошно записывали все расходы, связанные со строительством культовых сооружений, но хозяйственных документов, относящихся к сооружению Сфинкса так и не найдено.

В V веке до н. э. пирамиды Гизы посетил Геродот, который в подробностях описал все детали их строительства. Он записал «все что видел и слышал в Египте», но о Сфинксе не обмолвился ни словом.
До Геродота в Египте побывал Гекатей Милетский, после него - Страбон. Их записи обстоятельны, но о Сфинксе и там нет никаких упоминаний. Могли ли греки не заметить скульптуру 20 метров высотой и 57 метров шириной?
Ответ на эту загадку можно найти в труде римского натуралиста Плиния Старшего «Естественная история», который упоминает, что в его время (I век н. э.) Сфинкса в очередной раз очистили от песков, нанесенных с западной части пустыни. И действительно, Сфинкса регулярно «высвобождали» от песчаных наносов вплоть до XX века.

Доподлинно неизвестна и цель создания Большого Сфинкса. Современная наука полагает, что он имел религиозное значение и хранил покой умерших фараонов. Возможно, что колосс исполнял еще какую-либо не выясненную до сих пор функцию. На это указывает и его точная восточная ориентация, и зашифрованные в пропорциях параметры.

2. Древнее пирамид

Реставрационные работы, которые начали проводиться в связи с аварийным состоянием Сфинкса, стали наводить ученых на мысль, что Сфинкс возможно древнее, чем считалось ранее. Чтобы проверить это, японские археологи во главе с профессором Сакуджи Иошимурой с помощью эхолокатора сначала просветили пирамиду Хеопса, а затем подобным образом исследовали скульптуру. Их вывод поразил - камни Сфинкса древнее, чем у пирамиды. Речь шла не о возрасте самой породы, а о времени ее обработки.
Позднее японцев сменила команда гидрологов - их выводы также стали сенсацией. На скульптуре они обнаружили следы эрозии, вызванной большими потоками воды. Первое предположение, которое появилось в прессе - русло Нила в древности проходило в другом месте и омывало скалу, из которой вытесали Сфинкса.
Догадки гидрологов еще смелее: «Эрозия это скорее следы не Нила, а потопа - могучего разлива воды». Ученые пришли к заключению, что поток воды шел с севера на юг, а приблизительная дата катастрофы - 8 тыс. лет до н. э.

Британские ученые, повторив гидрологические исследования породы, из которой сделан Сфинкс, отодвинули дату потопа до 12 тыс. лет до н. э. Это в целом согласуется с датировкой Всемирного потопа, который, по мнению большинства ученых, произошел около 8-10 тыс. до н. э.

Enter text image

3. Чем болен Сфинкс?

Арабские мудрецы, пораженные величественностью Сфинкса, сказали, что исполин неподвластен времени. Но за прошедшие тысячелетия памятнику изрядно досталось, и, в первую очередь, виноват в этом человек.
Сперва мамлюки упражнялись в меткости стрельбы по Сфинксу, их почин поддержали наполеоновские солдаты. Один из правителей Египта приказал отбить скульптуре нос, а англичане украли у исполина каменную бороду и отвезли в Британский музей.
В 1988 году от Сфинкса откололась и с грохотом упала огромная каменная глыба. Ее взвесили и ужаснулись - 350 кг. Этот факт вызвал самую серьезную обеспокоенность ЮНЕСКО. Решено было собрать консилиум представителей самых разных специальностей, чтобы выяснить причины, разрушающие древнее сооружение.

За многие тысячелетия Сфинкс неоднократно был погребен под песком. Где-то в 1400 году до н. э. фараон Тутмос IV после чудесного сна велел откопать Сфинкса, установив в честь этого события стелу между передними лапами льва. Однако тогда от песка удалось очистить только лапы и переднюю часть статуи. Позднее гигантская скульптура очищалась при римлянах, арабах.

В результат комплексного обследования ученые обнаружили в голове Сфинкса скрытые и чрезвычайно опасные трещины, кроме этого установили, что также опасны заделанные некачественным цементом внешние трещины - это создает угрозу быстрой эрозии. Лапы Сфинкса оказались в не менее удручающем состоянии.
По мнению специалистов, Сфинксу, прежде всего, вредит человеческая жизнедеятельность: в поры статуи проникают выхлопные газы автомобильных двигателей и едкий дым каирских заводов, что постепенно разрушает ее. Ученые говорят, что Сфинкс серьезно болен.
Для реставрации древнего памятника нужны сотни миллионов долларов. Таких денег нет. А пока египетские власти восстанавливают скульптуру своими силами.

4. Загадочное лицо
Среди большинства египтологов существует твердое убеждение, что во внешности Сфинкса запечатлено лицо фараона IV династии Хефрена. Эту уверенность ничем нельзя поколебать - ни отсутствием каких-либо свидетельств о связи скульптуры и фараона, ни тем, что голову Сфинкса неоднократно переделывали.
В том, что в лице Сфинкса проглядывает сам фараон Хефрен убежден известный специалист по монументам Гизы доктор И. Эдвардс. «Хотя лицо Сфинкса несколько изувечено, оно все еще дает нам портрет самого Хефрена», - заключает ученый.
Интересно, что тело самого Хефрена так и не было обнаружено, а поэтому для сравнения Сфинкса и фараона используют статуи. В первую очередь речь идет о скульптуре высеченной из черного диорита, которая хранится в Каирском музее - именно по ней сверяют облик Сфинкса.
Чтобы подтвердить или опровергнуть идентификацию Сфинкса с Хефреном группа независимых исследователей подключила к делу известного нью-йоркского полицейского Франка Доминго, который создавал портреты для опознавания подозреваемых. Через несколько месяцев работы Доминго заключил: «Эти два произведения искусства изображают двух разных лиц. Фронтальные пропорции - и в особенности углы и лицевые выступы при боковом обзоре - убеждают меня в том, что Сфинкс - это не Хефрен».

Древнеегипетского названия статуи не сохранилось, слово «Сфинкс» — греческое и связано с глаголом «душить». Арабы называли Сфинкса «Абу эль-Хоя» — «отец ужаса». Есть предположение, что древние египтяне называли сфинксов «сешеп-анх» — «образ Сущего (Живого)», то есть Сфинкс был воплощением бога на земле.

5. Мать страха

Египетский археолог Рудван Аш-Шамаа полагает, что у Сфинкса существует пара женского пола и скрывается она под толщей песка. Большого Сфинкса часто называют «Отцом страха». По мнению археолога, если есть «Отец страха», то должна быть и «Мать страха».
В своих рассуждениях Аш-Шамаа опирается на образ мышления древних египтян, которые твердо следовали принципу симметрии. На его взгляд, одинокая фигура Сфинкса выглядит очень странно.
Поверхность того места, где по предположению ученого должна находиться вторая скульптура, возвышается над Сфинксом на несколько метров. «Логично предположить, что статуя просто скрыта от наших глаз под толщей песка», - убежден Аш-Шамаа.
В поддержку своей теории археолог приводит несколько аргументов. Аш-Шамаа напоминает, что между передними лапами Сфинкса расположена гранитная стела, на которой изображены две статуи; есть также известняковая табличка, в которой говорится что в одну из статуй ударила молния и разрушила ее.

Сейчас Большой Сфинкс сильно поврежден — его лицо изуродовано, исчез царский урей в виде приподнявшейся на лбу кобры, частично обломан праздничный плат, опускавшийся с головы на плечи.

6.Тайная комната

В одном из древнеегипетских трактатов от имени богини Исиды сообщается, что бог Тот поместил в тайное место «священные книги», которые содержат в себе «секреты Осириса», а затем навел на это место чары, чтобы знания оставались «неоткрытыми до тех пор, пока Небо не родит существ, которые будут достойны этого дара».
Некоторые исследователи и сегодня уверены в существовании «тайной комнаты». Они вспоминают, как Эдгар Кейси предсказал, что однажды в Египте под правой лапой Сфинкса будет найдена комната, названная «Залом Свидетельств» или «Залом Летописей». Информация, сохраненная в «тайной комнате» поведает человечеству о высокоразвитой цивилизации, существовавшей миллионы лет назад.
В 1989 году группа японских ученых радиолокационным методом обнаружила под левой лапой Сфинкса узкий тоннель, уходящий в сторону пирамиды Хефрена, а северо-западнее Камеры Царицы была найдена внушительных размеров полость. Однако более детальное изучение подземных помещений египетские власти провести японцам не позволили.
Исследования американского геофизика Томаса Добецки показали, что под лапами Сфинкса находится большая прямоугольная камера. Но в 1993 году его работу внезапно приостановили местные власти. С этого времени египетское правительство официально запрещает проводить геологические или сейсмологические исследования вокруг Сфинкса.

Люди не пощадили лицо и нос статуи. Ранее отсутствие носа связывали с действиями наполеоновских войск в Египте. Сейчас его утрату связывают с вандализмом мусульманского шейха, пытавшегося по религиозным мотивам разрушить статую, или мамлюками, использовавшими голову статуи в качестве мишени для своих пушек. Борода была утеряна в XIX веке. Часть ее фрагментов хранится в Каире, часть - в Британском музее. К XIX веку, по описаниям, были видны только голова и лапы Сфинкса.

Когда говорят о местах, где существовали развитые древние цивилизации, первым на ум приходит Древний Египет. Эта страна, как цилиндр фокусника, хранит множество тайн и секретов. Комплекс пирамид, расположенный в долине неподалеку от Каира, относится к их числу. Но не только захоронения древних правителей Египта ежегодно привлекают миллионы туристов в эту долину. Наибольший интерес у них и среди ученых вызывает загадочная фигура Большого Сфинкса, являющегося символом Египта и мировым культурно-историческим достоянием.

На западном берегу великой реки Нил, в городе Гиза, расположенном в юго-западном пригороде Каира, неподалеку от Пирамиды фараона Хафре находится скульптура Сфинкса, самое древнее из всех сохранившихся монументальных изваяний. Вытесанный руками древних мастеров из громадной известняковой скалы, он представляет собой фигуру с телом льва и головой человека. Глаза этой мифической сущности направлены на то место горизонта, над которым в дни сезонных равноденствий появляется солнце, почитавшееся древними египтянами как высшее божество. Размеры Большого Сфинкса поражают воображение: высота превышает 20 метров, а длина могучего тела составляет более 72 метров.


Тайна происхождения Сфинкса.

Многие века тайна происхождения статуи Сфинкса в Египте не дает покоя авантюристам, ученым, туристам, поэтам и писателям. Несмотря на то, что историки уже не одно столетие пытаются выяснить, когда и кем, а главное для чего было воздвигнуто это грандиозное сооружение, приблизиться к разгадке пока не удалось. В древних папирусах есть подробные свидетельства о строительстве многих пирамид, упоминаются имена тех, кто участвовал в их создании. Однако о Сфинксе таких данных не обнаружено, что дало толчок к разногласиям в трактовке возраста и цели возведения этого монумента.

Первым отмеченным историческим упоминанием о нем считаются записи Плиния Старшего, датируемые началом первого столетия нашей эры. В них древнеримский писатель и историк отмечал, что были проведены очередные работы по расчистке статуи Сфинкса в Египте от песка. Примечательно, что не сохранилось даже настоящее имя монумента. А то, под которым он известен сейчас, греческого происхождения и означает «душитель». Хотя многие египтологи склонны считать, что его имя означает «образ Сущего» или «образ Бога».


Много споров возникает в ученом мире по поводу возраста Сфинкса. Часть исследователей считает, что сходство материалов, из которых высечены монумент и каменные блоки, используемые при постройке пирамиды Хефрена, является неоспоримым свидетельством их одного возраста, т.е. они относятся к 2500 году до нашей эры. Однако в начале 90-х годов XX столетия группа японских археологов при исследовании Сфинкса пришли к ошеломляющему выводу: следы обработки, оставленные на камне, свидетельствуют о более раннем происхождении памятника. Этот факт подтверждается геологическими исследованиями, основанными на влиянии эрозии на поверхность Сфинкса, что позволило 70 столетие до нашей эры считать моментом возникновения монумента. А изыскания гидрологов, изучивших влияние дождевых потоков на известняк, из которого создан памятник, отодвинули его возраст еще на 3-4 тысячелетия.


До сих пор нет единого мнения, чья голова находится на теле египетского Сфинкса. По некоторым предположениям, ранее это была статуя льва, а человеческий лик был высечен гораздо позже. Одни исследователи приписывают его фараону Хефрену, мотивируя это сходством статуи со скульптурными изображениями фараонов VI династии. Другие предполагают, что это образ Хеопса, а третьи – великой Клеопатры. Существует и фантастическое предположение, что это один из правителей мифической Атлантиды.

Тысячелетия время властвовало над обликом Большого Сфинкса. За долгие годы разрушилась и исчезла кобра – символ божественной власти, размещавшийся на лбу статуи, и частично разрушился праздничный головной убор, покрывающий голову. К сожалению, человек тоже приложил к этому руки. Желая исполнить заветы, оставленные мусульманам пророком Мухаммедом, один из правителей в XIV столетии приказал отбить скульптуре нос. Выстрелы из пушек в XVIII столетии сильно повредили лицо, а солдаты Наполеоновской армии в начале XIX века использовали Сфинкса как мишень во время тренировочных стрельб. Позже, когда проводились исследования в Долине Пирамид, от лица статуи Сфинкса в Египте отбили накладную бороду, фрагменты которой хранятся в Каирском и Британском музеях. Сегодня на состояние древнего памятника влияют выхлопные газы автомобилей и расположенные неподалеку фабрики по изготовлению извести. Согласно проведенным исследованиям за прошедший XX век, состоянию памятника нанесен больший ущерб, чем за все минувшие тысячелетия.


Реставрационные работы.

За многие века существования Сфинкса пески неоднократно засыпали его. Первые расчистки, во время которых были освобождены лишь передние лапы, предпринимались еще при фараоне Тутмосе IV. В ознаменование этого между ними поставили памятный знак. Помимо раскопок проводились примитивные восстановительные работы по укреплению нижней части изваяния.

В 1817 году итальянским ученым удалось расчистить от песка грудь Сфинкса, однако до полного его освобождения прошло больше ста лет. Это произошло в 1925 году. В конце 80-х годов XX столетия произошло обрушение части правого плеча изваяния. Во время проведенных реставрационных работ было заменено около 12000 известняковых блоков.

Проведенные в 1988 году японскими учеными геолокационные работы позволили обнаружить узкий тоннель, начинающийся под левой лапой. Он тянется в направлении пирамиды Хефрена и уходит вглубь. Спустя год, при осуществлении сейсморазведочных работ была выявлена камера прямоугольной формы, находящаяся под передними конечностями Сфинкса. Все это свидетельствует о том, что Великий Сфинкс не торопится открывать все свои секреты.


После выполненных в конце 2014 года восстановительных работ древнее изваяние вновь стало доступным для туристов. В вечерние часы Сфинкс приветствует посетителей на нескольких языках, что вместе с подсветкой создает невероятный эффект.

Для сохранения этого величественного сооружения для будущих потомков правительство Египта планирует сооружение над ним стеклянного саркофага, чтобы защитить памятник истории и культуры от неблагоприятных условий.