О ком напоминают сфинксы на египетском мосту. Кризисная сенсация: во всем виноваты… сфинксы. Сфинксы на парадной набережной

Санкт-Петербург Египетский.

Египетский стиль в архитектуре Санкт-Петербурга.

Сфинксы В Санкт-ПетербургЕ Пирамиды Санкт-Петербурга. Египетские Ворота. Египетский Дом. Обелиски Санкт-Петербурга.

В архитектуре Санкт-Петербурга "египетский стиль" является одним из определяющих и самых загадочных атрибутов города на Неве, сфинксы с университетской набережной давно стали одним из основных символов города наравне с Петропавловской крепостью и Адмиралтейством. В XVIII-XIX вв. в Петербурге и пригородах "египетски" стилизованные элементы активно использовались в оформлении зданий, мостов, интерьеров дворцов (например в г. Павловске, пригороде Петербурга), набережных - так что название "северные Фивы" или "северный Мемфис", подходит Петербургу не меньше, чем "северная Пальмира" или "северная Венеция". Отразившаяся в петербургской архитектуре мода на египетскую тематику возникла в Европе после похода в Египет Наполеона в нач. XIXв. Традиция "Египетского Петербурга" косвенно продолжала существовать и в Советское время - возведение четырехгранных обелисков (прообразы широко использовались в Египте времен Среднего и Нового царства) и жива до сих пор, пример тому - сфинксы поставленные на набережной Робеспьера в 1995г, а также стилизованные "под египет" скульптуры у клуба "Пирамида" и некоторых других заведений в центре города... Архитектура – искусство не столько изобразительное, сколько выразительное. И если хотя бы бегло взглянуть на историю архитектуры, то можно убедиться, что нет, и не может быть произведения подлинного зодчего, которое не несло бы в себе определенной идеи.

Сфинксы в Санкт-Петербурге.

Сфинкс - чудовище с головой человека и туловищем спокойно лежащего льва, сочетание ума и силы. Его история начинается за несколько тысячелетий до нашей эры и восходит к истокам культуры и искусства Древнего Египта. Древнейшие обитатели Нильской долины верили, что рожденный их фантазией и изваянный ими каменный сфинкс не только наделен умом и силой, но что в него может вселяться могущественный дух, которого боятся злые демоны. Поэтому нередко у входа в храм или дворец фараона устанавливали, попарно каменные изваяния, считая их надежными стражами от злых духов. С течением времени сфинксам стали приписывать силу и могущество богов. Затем, когда фараоны обрели невиданную власть и могущество, сфинксов начали изображать с головой фараонов, с атрибутами царской власти: короной, головным платком, уреем - священной коброй, ожерельем. Изваяния стали не только изображением царствующего фараона, но и символом его безграничной власти, олицетворением нечеловеческой мощи. Египтяне называли изваяние человекоподобного царственного зверя "господином", "владыкой". Употребляемое же нами теперь слово "сфинкс" греческого происхождения и в переводе на русский язык означает "душительница". В представлении древних греков сфинкс был существом женского пола, а его диковинный вид мифы объясняют так: от змееподобного чудовища Тифона и Ехидны, имеющей три головы (льва, козы и дракона) произошла не менее фантастическая Химера - демон с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом дракона. Химера и двуглавый пес Ортр породили дочь Сфингу (сфинкса) - злого демона в женском образе. Вот почему в античном искусстве сфинкс изображался с головой и грудью женщины и туловищем льва, крылатым львом с годовой женщины и змеиным хвостом или же львом с туловищем женщины, орлиными крыльями и когтями. Мифы рассказывают, что Сфинкс обитал на скале вблизи Фив и, подстерегая путников, задавал им хитроумные загадки. Никто не мог отгадать их, и кровожадное страшилище душило и пожирало беззащитные жертвы, наводя ужас на фиванцев и окрестные земли. В наше время слово "сфинкс" иносказательно означает "загадка", "загадочный человек".

Среди разнообразной монументально-декоративной скульптуры Санкт-Петербурга есть разные сфинксы; из них наибольшую художественную и историческую ценность представляют два гранитных изваяния из древних Фив. В 20-х годах прошлого века в районе древних Фив французами под руководством ученого Ж.-Б. Шампольона производились археологические раскопки, и первой интересной находкой, извлеченной из-под многовекового слоя песка, была пара прекрасно сохранившихся гранитных сфинксов.



Фото tazman17


С этого момента, по сути дела, и начинается история петербургских сфинксов, и поныне украшающих пристань на Неве перед зданием Академии художеств. История эта сводится к следующему. Один из откопанных сфинксов был отправлен в Александрию, где его увидел А. Н. Муравьев, молодой русский офицер и путешественник; увидел и загорелся желанием приобрести древние египетские изваяния для России. Но статуи были оценены в 100 000 франков, и для их покупки нужно было получить разрешение Николая I. Пока письмо Муравьева, сообщавшего о редкой находке, дошло до Петербурга, пока о нем доложили царю, а тот передал его на рассмотрение в Академию художеств, пока совет Академии одобрил прошение Муравьева, пока нужная бумага догнала путешествовавшего царя и он наложил окончательную резолюцию, каменные изваяния чуть было не купила Франция. И не стоять бы сфинксам на невской пристани, если бы не июльская революция. Французскому правительству стало не до покупок исторических ценностей, и тут, уже не мешкая, Россия купила сфинксов за 64 000 рублей ассигнациями. На парусном корабле "Буэна сперанца" ("Добрая надежда") их доставили в Петербург и в конце мая 1832 года поместили на Круглом дворе Академии художеств.

Два гранитных сфинкса, найденные при раскопках древней столицы Египта - Фив, были установлены в 1834 году на набережной Невы у здания Академии художеств. На пьедесталах высечена надпись: Сфинкс из древних Фив в Египте привезен в град Святого Петра в 1832 году.




Почти 35 веков назад они стерегли гробницу фараона Аменхотепа III, царя Верхнего и Нижнего Египта. Об этом свидетельствуют сдвоенные короны на их головах. Мудрые, как люди, сильные, как львы, эти сфинксы имели лик фараона, вечный сон которого они охраняли. На лбах украшение в виде кобры - покровительницы и защитницы фараонов. Сфинксы эти свидетельствуют о высоком мастерстве и огромном труде безвестных египетских каменотесов. Обе статуи испещрены иероглифами. Они высечены и на картушах, и на груди сфинксов, сплошной лентой тянутся по боковым краям гранитных плит, служащих основаниями статуй. Каждый сфинкс имеет по две надписи, представляющие собой варианты титулов Аменхотепа III. Впервые полный перевод всех надписей сделал в 1913 году молодой русский египтолог, впоследствии академик В. В. Струве. Надпись на груди и между лапами на обоих сфинксах почти одинакова: "Царь Верхнего и Нижнего Египта, "Небмара". Сын Ра, "Аменхотеп, властитель Фив", любимец Амона Ра". Надпись перед лапами: "Да живет благой бог, "Небмара, отпрыск Ра". Сын Ра, "Аменхотеп властитель Фив", любимец Амона Ра".



Фото ";qwert11


В этом же месте, ближе к воде, установлены две скульптуры крылатых львов, которых многие ошибочно называют грифонами. Львы были отлиты из бронзы на Колпинском заводе. В конце 19-го столетия они бесследно исчезли. В 1958 году советские архитекторы И. Н. Бенуа и А. Е, Поляков на основании сохранившихся архивных документов и старых иллюстраций составили проект восстановления утраченных скульптур; модели выполнил мастер специальных научно-реставрационных производственных мастерских Г. Ф. Цыганков, а отливку их в металле произвели в литейной мастерской Академии художеств.



Фото ave-fima


Египетский мост через Фонтанку, через который проходит Лермонтовский проспект, охраняют четыре чугунных сфинкса. Существующий ныне мост мало напоминает прежний Египетский, который был однопролётным, цепным. Эти цепи проходили через высокие чугунные ворота со множеством украшений и орнаментов, сделанных в египетском стиле. В 1826 году после окончания строительства моста по обеим его сторонам на постаментах установили четырех сфинксов работы скульптора П. П. Соколова. В январе 1905 года мост обрушился под тяжестью проходившего по нему эскадрона конногвардейского полка. Спустя 50 лет на месте старого моста был построен новый. Хоть мост и называется Египетским, сфинксов, которые его охраняют, трудно именовать египетскими. Чистокровные египетские сфинксы изображались с мужскими, а не женскими ликами. Стилизованный облик сфинксов у Египетского моста с высоким золоченым гребнем головного убора и гибким сильным телом скорее напоминает греческие скульптуры.

Фото Татьяны Николаевой

Изначально эти скульптуры оказались ненужными, лишними. Они были отлиты первыми – представляли собой пробные экземпляры. По каким-то причинам они не устроили экспертов и после этих сфинксов появились ещё четверо. Они то и сторожат Египетский мост. Для скульптурной группы изначально требовалось четыре изваяния, и третья пара оказалась не у дел. Она была извлечена буквально со свалки, по некоторым данным, одна скульптура долгое время стояла во дворе жилого дома на улице Можайской. В декабре 1971 года сфинксы легли на парапеты пристани набережной Малой Невки у Каменноостровского моста. Они неплохо вписались в пейзаж, однако, не обрели покоя. Статуи заняли низкие гранитные тумбы практически на уровне воды, под ногами. По сути, они стояли в реке и однажды, можно сказать, даже плыли по ней во время наводнения, когда постаменты скрылись под волнами Малой Невки. Случилось это наводнение в ночь с 28 на 29 декабря 1975 года, и было оно не последним.



Фото Татьяны Николаевой


Надругались над ними и вандалы. Доморощенных варваров не пугали легенды о том, что изначально сфинксы выполняли охранную функцию - стерегли гробницы фараонов именно от посягательств. Состояние памятников повергало в ужас. Сфинксы неопределённого цвета стояли, исписанные маркерами и краской, разбитые, изуродованные, у одного из них была отпилена диадема. На их спинах распивал спиртные напитки люд, гуляющий на Каменном острове – известном месте городских увеселений.Потом сфинксов сняли для реставрации, после которой установили уже в другом месте.



Фото pengwinka


Строгановский дворец - замечательное произведение выдающегося зодчего середины XVIII века В. В. Растрелли и один из лучших архитектурных памятников периода расцвета русского барокко. Строился он с 1752 по 1754 год для богатейшего елизаветинского вельможи С. Г. Строганова 1. Роскошный дворец своим внешним видом, отделкой и убранством внутренних помещений подчеркивал богатство его владельцев. У дверей бывшего парадного входа на невысоких постаментах лежат два сфинкса из серого гранита величиной более метра. Облик сфинксов женский. И снова - невозмутимо спокойная поза, холодное равнодушие безжизненного лица и отчужденный взгляд. Головной платок, ниспадающий концами на грудь, обрамляет лицо. Ровную гладкую поверхность платка оживляют узкие, продольно идущие бороздки. Плечи и спину покрывает ткань. Форма львиного туловища обобщена, слабо обозначены ребра и когти. История сфинксов берет начало в конце XVIII века и связана с постройкой А. Н. Воронихиным для графа А. С. Строганова роскошной загородной дачи на берегу Большой Невки. От причала широкая лестница вела на пристань, которую и украшали статуи двух гранитных сфинксов. Это были первые по времени сфинксы, появившиеся на набережных Петербурга. Вслед за ними еще две пары таких же гранитных изваяний украсили пристань перед загородной дачей А. А. Безбородко. Можно предположить, что все они были изваяны одним и тем же скульптором, имя которого осталось неизвестным. В 1908 году дача Строганова была перестроена, а сфинксы после некоторого "блуждания" попали на их нынешнее место.



Фото Б. Н. Стукалова


Совершенно оригинальные сфинксы находятся во дворе ленинградского Горного института. Середину двора занимает небольшой старинный сад с газонами, густо разросшимися кустами и деревьями. От калитки идет прямая аллея, по сторонам которой стоят массивные чугунные вазы в виде античных жертвенников - курильниц на мощных львиных лапах, с рельефными украшениями в виде бараньих и козлиных голов, а в глубине аллеи - два сфинкса и каменная чаша с цветами между ними. Статуи невелики, установлены без постаментов, но благодаря черной окраске резко выделяются на фоне зелени; совершенно одинаковые, они хорошо сохранились. Выразительны и благородны их лица. Само здание Горного института было перестроено из ранее стоявших на его месте небольших домов по проекту А. Н. Воронихина. Монументальное здание с мощным двенадцатиколонным дорическим портиком возведено в 1806- 1811 годах. Модель, по которой сфинксы отливались в металле, вылепил скульптор, имя которого пока также документально не установлено, хотя известно, что в оформлении здания принимали участие В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов. Сфинксы же не раз меняли свое местонахождение; летом 1966 года их поставили в сквере.



Фото Б. Н. Стукалова


В 1807 году по проекту А. Н. Воронихина сооружается фонтан-грот на северном склоне Пулковской горы, а в 1809 году - три фонтана архитектора Тома де Томона, сохранившиеся до настоящего времени. Один из фонтанов Томона представляет собой довольно большое сооружение в виде открытого павильона из блоков серого гранита. На высоком цоколе стоят четыре дорические колонны, поддерживающие фронтоны и купол; между колоннами помещена изящная чаша из полированного камня. Все сооружение ограждено парапетом высотой около метра. На парапете покоятся две пары гранитных сфинксов, изваянных по одной модели; с шоссе отчетливо видны профили двух статуй, обращенных в противоположные стороны. У сфинксов женский облик, они напоминают статуи сфинксов, находящиеся во дворе Строгановского дворца, и созданы приблизительно в это же время. Первоначально фонтан служил украшением дороги; если именитые путники останавливались у воронихинского грота, чтобы утолить жажду родниковой водой, то у фонтана Томона кучера поили лошадей.



Фото spb.old.kp.ru


Самого маленького сфинкса (он с 1832 года живет у пересечения Невского проспекта и Садовой улицы, на здании Российской национальной библиотеки) наверняка не видело подавляющее большинство горожан, не говоря уже о гостях Петербурга. Он сидит на шлеме богини мудрости Минервы, которая находится на главном фасаде здания. Скульптор - Василий Демут-Малиновский.



ФотоPavel Borisovich


Это самые молодые сфинксы в Санкт-Петербурге, их установили на набережной Робеспьера 28 апреля 1995 года, как памятник жертвам политтеррора и репрессий. У сфинксов работы Михаила Шемякина по два разных профиля. Смотришь с одной стороны и видишь традиционный женский, который обращен к домам на набережной. А с другой - вместо лица видишь оголенные кости черепа. На пьедесталах монументов нанесены цитаты из Высоцкого. Солженицына, Заболоцкого и других авторов 20века, соприкасающиеся с темой политических репрессий. Особых легенд об этих «зверях» пока нет. Но кое-кто утверждает, что они якобы помогают неправедно попавшим за решетку сидельцам вернуться домой.

В начало.

Пирамиды Санкт-Петербурга.



Фото Svetlana Ivanets


Самой известной является четырехгранная гранитная пирамида, находящаяся близ Палладиева моста в Царском Селе. Пирамида достаточно характерное для своей эпохи парковое сооружение. Она построена в 1770-1771 архитектором В. И. Нееловым. Изначально пирамида предназначалась для захоронения любимых собачек императрицы Екатерины II. В 1773 году по углам пирамиды были установлены четыре колонны, вытесанные из мрамора. Пирамида была возведена из кирпича и облицована тесаным гранитом. В 1782г. она была разобрана и отстроена заново в 1783 году архитектором Ч. Камероном. В начале XIX века пирамиду называли Египетской. Вход, расположенный в её лицевой грани, ведет во внутреннее помещение, перекрытое сферическим куполом. Здесь в стенных нишах была размещена коллекция античных урн и ваз.



Фото Pitkin_friend


Пожалуй, самый своеобразный храм Петербурга - это Троицкая церковь недалеко от м. "Пролетарская", в народе - "Кулич и Пасха", т.к. своими формами напоминает круглый пасхальный кулич и пирамидальную творожную пасху. Этим своеобразием храм обязан своему заказчику генерал-прокурору князю Александру Алексеевичу Вяземскому, владельцу села Александровское, что находилось на левом берегу Невы, в 10 верстах от Петербурга. Здесь он начал сооружение обширного усадебного дома и разбил парк, в центре которого князь решил возвести храм. Воплощение идеи он поручил архитекторуН.А. Львову . Постройка церкви велась в 1785-1787 на средства Екатерины II.

Название церкви - "Кулич и Пасха" объясняется её внешним видом. На самом деле зодчий вкладывал в своё творение более утончённый смысл. Заказчик церкви, князь Вяземский, служил генерал-прокурором, т.е. по ведомству юстиции. По замыслу архитектора ротонда символизирует храм правосудия, а "твёрдая призматическая пирамида" - "неколебимую купность... трёх добродетелей": Истины, Человеколюбия и Совести.

Сама церковь представляет собой круглое сооружение в виде ротонды, охваченное со всех сторон колоннадой из 16 колонн ионического ордера и увенчанное плоским куполом. Отдельные детали архитектурного оформления фасада (овальные окна 2-го яруса, капители, украшенные гирляндами) характерны для раннего русского классицизма.

Звонница храма имеет форму 4-хгранной пирамиды, прорезанной с 4-х сторон арками для колоколов. На первом ярусе колокольни расположена крещальня (сама колокольня почему-то обита железными листами). Внутри круглый зал храма, высота которого равна диаметру, декорирован коринфскими пилястрами, поддерживающими широкий пояс антаблемента; над проёмом алтарной апсиды - фигуры парящих ангелов.

Однако одобный тип церкви, довольно эффектный снаружи, оказался неудобным для православного богослужения, поскольку почти не осталось места для алтаря. Поэтому в 1858 к ротонде пришлось пристроить ризницу и каменный притвор, внеся существенную поправку в замысел зодчего.

С марта 1938 храм, находящийся под охраной "как памятник всесоюзного значения", стоял закрытым, используясь под клуб, но весной 1946 был приведен в порядок и с 17 апреля открыт для богослужения.



Фото lavraspb.ru


Архитектурно-скульптурное надгробие над могилой оперного певца, главного режиссера Мариинского театра, профессора Петроградской консерватории Тартакова Иоакима Викторовича (1860-1923). Архитектор И.А. Фомин. Надгробие выполнено в виде шестиступенчатой пирамиды, на прямоугольном постаменте, поддерживаемом четырьмя бронзовыми акротериями в виде театральных масок, на профилированном массивном цоколе. На северной стороне пирамиды - квадратный картуш с барельефным профилем Тартакова, на южной - в фигурном картуше вырублена надпись: ЗАСЛУЖЕННЫЙ/АРТИСТ/И.В. ТАРТАКОВ. Материалом для пирамиды послужил розовый песчаник, взятый из цоколя разбиравшейся в это время ограды Зимнего дворца.



Фото lavraspb.ru


Пирамида на стене усыпальницы Белосельских-Белозерских. Скульптурное надгробие (1810), скульптор Ж. Камберлен, архитектор Ж.-Ф. Тома де Томон. Князь Александр Михайлович, действительный тайный советник (с 1801), камергер, сенатор (с 1796), дипломат и литератор, коллекционер изобразительного искусства (к концу его жизни коллекция считалась лучшей в России). Награжден орденом Св. Александра Невского. Почетный член Петербургской Академии наук (1800). Был одним из образованнейших людей своего времени, меценатом среди художников и литераторов. Переводил на французский язык произведения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, И.С. Баркова, имел труды по музыке и искусству.

В Петербурге встречается множество изображений пирамиды, которые нанесены на архитектурные памятники, храмы, надгробия и даже над иконой Девы Марии в Исакиевском соборе. Вот несколько самых известных

Пирамида на фасаде Казанского собора, на противоположном фасаде точно такая же.



Фото Анатолий Газарян


Исаакиевский собор. Глаз в пирамиде, над православной иконой.



Фото Анатолий Газарян


Глаз в пирамиде. Большой Сампсониевский пр. 41.



Фото Анатолий Газарян


Пирамида на Смольном соборе.



Фото Анатолий Газарян


Глаз в пирамиде. Чесменская церковь. Ул. Ленсовета д.12



Фото Анатолий Газарян


Финская церковь. Большая Конюшенная улица, дом 6А.Пирамида в лучах на фасаде.



Фотоpetteri199


Пирамида в лучах на фасаде Знаменской церквив Царском Селе. Сейчас этой пирамиды уже не существует.




Фото из коллекции М.Ю.Мещанинова. 1900-е годы. Современное фото Igor Moisejev


Пирамида в лучах, и всевидящее око внутри наАлександрийской колонне.



Пьедестал колонны с четырех сторон украшен бронзовыми барельефами с орнаментами из воинских доспехов, а также аллегорическими изображениями побед русского оружия. Отдельные барельефы изображают древнерусские кольчуги, шишаки и щиты, хранящиеся в Оружейной палате в Москве, а также шлемы Александра Невского и Ермака. Гранитный монолит, послуживший основой для создания колонны, был добыт в одном из карьеров около Выборга и перевезен в 1832 г. на специально сконструированной для этой цели барже в Санкт-Петербург, где и подвергся дальнейшей обработке.

В начало.

Египетские ворота. Царское село.


Фото Куприянов Сергей




В 10 минутах ходьбы от католической церкви, на пересечении Кузьминской улицы и бульвара, составляющего границу города, стоят Кузьминские (Египетские) ворота. 3а ними начинается деревня Кузьмино, населенная потомками тех «переведенцовъ» из дворцовых сел, что были вызваны Петром Великим для колонизации возвращенного им России края. Руками предков нынешних кузьмичей строилось все Царское Село. Египетские ворота построены в 1827-1830гг. по проекту арх. А. Менеласа. Две каменные караулки ворот воспроизводят форму египетских пилонов, суживающихся кверху. Они увенчаны красиво изогнутыми массивными карнизами, отлитыми из чугуна. Выкружки карнизов украшены изображениями скарабея с солнечным диском и двумя змеиными головами. Плоскости стен караулок облицованы чугунными плитами с рельефными изображениями различных сцен из мифологии и быта древних египтян. Барельефы расположены в шесть рядов, причем высота каждого последующего ряда меньше, чем предыдущего. К стенам караулок примыкают монументальные чугунные гермы. Аналогичные гермы, но двусторонние, служили опорами ворот. Отливка всех элементов ворот производилась на С.-Петербургском чугунолитейном заводе. Рисунки рельефов в натуральную величину исполнил художник Василий Додонов. Он использовал в своей работе графические материалы многотомного издания, вышедшего в свет в начале XIX века в Париже и посвященного результатам изысканий французских ученых, сопровождавших Бонапарта в его египетском походе. Модели барельефов и герм лепил скульптор В. И. Демут-Малиновский. Все модели были выполнены в течение весны и лета 1827 года. В процессе строительства гранитный цоколь заменили цоколем из чугунных плит, поверх которого устанавливались плиты с иероглифическими изображениями. Внутреннее пространство пилонов разделено перекрытиями на три этажа. Помещения освещаются небольшими окнами, равными по высоте одному ряду барельефов. В 1941-1944 годах воротам были нанесены тяжелые повреждения. Часть чугунных плит была разбита осколками снарядов. При восстановлении ворот поврежденные части облицовки отлиты заново.


Элементы декора "Египетских ворот"



Фото из книг "Памятники архитектуры пригородов Ленинграда", "Памятники искусства Советского Союза. Ленинград и окрестности. справочник-путеводитель "(Н.С. Алешина).


Использованы материалы: http://www.geolines.ru

Наверное раза 4 был в Питере и так и не насмотрелся на этот город. Столько есть мест и возможностей увидеть что то знаковое и интересное, как ни в каком другом городе страны. Вот только вчера читали с вами захватывающую питерскую историю про то, . А ведь там готовый сценарий для фильма, причем с героическими и реальными главными героями. А вот вам еще одна история, которую наверное в школе рассказывали каждому, причем не на уроке истории, а на уроке физики.

В Санкт-Петербурге немало мест имеют мистическую историю существования. Египетский мост с момента его появления был окружен легендами и слухами. Их новый всплеск произошел в 1905 г., после неожиданного обрушения моста. Причины катастрофы были настолько загадочными, что порождали десятки версий - от рациональных до совсем невероятных и мистических, как, например, предупреждение сфинксов.


Египетский мост в Санкт-Петербурге | Фото: oldsp.ru

Все мосты Петербурга уникальны, но у Египетского - особенная история. Египетская тема была популярна в Петербурге 19 века, так под влиянием моды в 1826 году был построен оригинальный мост в египетском стиле.

9 августа 1825 года началось строительство цепного моста через реку Фонтанку в створе современного Лермонтовского проспекта. Он был спроектирован инженерами Треттером и Христиановичем. Береговые устои и каменные работы выполнялись подрядчиком Гавриилом Васильевым. Новая переправа стала вторым подобным сооружением через Фонтанку после Пантелеймоновского моста, спроектированного этими же инженерами.
Металлические конструкции и скульптуры были изготовлены на заводе К. Н. Берда. Изначально на заводе было изготовлено два пробных сфинкса. Эти фигуры долгое время были лишними, но сохранились. В 1971 году их отреставрировали и установили на пристани близ Каменноостровского моста. Гранитные устои были выполнены из камней, которые ранее использовались для облицовки канала вокруг Михайловского замка. По своей сути конструкция цепного Египетского моста являлась облегчённой копией конструкции Пантелеймоновского. Здесь было три поддерживающие цепи, а не пять.

Рядом с мостовыми устоями на чугунных пьедесталах были установлены чугунные сфинксы работы академика П. П. Соколова. На головах у сфинксов крепились шестигранные фонари. Чугунные порталы моста были украшены росписями в египетском стиле и иероглифами. Отдельные элементы орнамента были позолочены. Благодаря такому оформлению переправа приобрела соответствующее название - Египетский мост.

Интересно, что автор сфинксов Павел Петрович Соколов является автором и других известных петербургских мостовых скульптур - грифонов Банковского моста и львов моста Львиного. Все эти переправы строились примерно в одни и те же годы.

Движение по Егопетскому мосту было открыто 25 августа 1826 года, в восемь часов пополудни. Египетский мост неофициально называли "поющим". "Петербургская газета" 18 января 1901 года писала:
«Поющий мост. Оказывается, что и такой есть в Петербурге. Это Египетский. Он, как известно, цепной системы, и, когда вы едете по нему, то его цепи издают самые разнообразные заунывные звуки. Не поет ли уже он себе погребальную песню? » [Цит. по: 1, с. 87]

Краеведы Петербурга искали ответ на вопрос о цели возведения такого красивого, парадного моста вдали от парадной части Санкт-Петербурга. Самая распространённая версия связывает мост с находящимися неподалёку армейскими казармами. Возможно, таким образом, правительство пыталось воспитать в армии имперский патриотизм и благоговение. Но явного ответа на этот вопрос история не даёт.

20 января 1905 г., когда по Египетскому мосту проходил кавалерийский эскадрон, пролеты неожиданно рухнули на лед Фонтанки. Вечерние газеты писали: «Сегодня в 12 ½ час. дня при следовании лейб-гвардии конно-гренадерского полка через Египетский Цепной мост через Фонтанку, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строю справа по три в ряд, вместе с лошадьми упали в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов… К 2 часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приемные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьезно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось».

Цепи разорвались, и весь мост оказался на дне реки. Только четыре сфинкса остались на своих местах по обе стороны моста. Тут же началось расследование причин обрушения. Первой версией была «непрочность конструкции». Однако инженеры возражали против нее, так как с момента своего создания мост ремонтировали уже несколько раз, в 1904 г. ремонтные работы проводились дважды, после чего вынесли вердикт о том, что конструкция находится в хорошем состоянии.

Следующей версией стала «раскачка моста кавалерией» - так называемый эффект резонанса, который мог возникнуть вследствие ритмичных колебаний от слаженного шага военных. Во всех учебниках обрушение Египетского моста упоминалось как пример эффекта резонанса. Якобы именно тогда и появилась команда «Идти не в ногу!», отдававшаяся любому строю перед входом на мост.

Однако очевидцы катастрофы единогласно утверждали, что солдаты шли не в ногу, некоторые ехали на лошадях. Навстречу ехали извозчики, по тротуару шли прохожие - слаженного хода не было, и эффект резонанса в этом случае не должен был возникнуть. После того как ученые произвели физико-математические расчеты, эта версия показалась еще более сомнительной. Современными специалистами авария объясняется недостаточной прочностью металла на холоде.

Газета "Новости дня" так описала это событие:
Сегодня в 12 ½ час. дня при следовании лейб-гвардии конного-гренадерского полка через Египетский цепной мост через Фонтанку, по направлению от Могилёвской улицы к Ново-Петергофскому проспекту, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строй справа по 3 в ряд, вместе с лошадьми (упали) в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов. Вся настилка моста вместе с перилами и скреплениями, разорвав цепи и сломав часть чугунной опоры, проломала лёд и оказалась на дне реки. <...> К 2-м часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приёмные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьёзно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось. Из лошадей одна затонула, две были искалечены и, вытащенные на берег, пристрелены. Причина несчастья, как предполагают, раскачка моста кавалерией при не вполне прочной конструкции. <...>

Когда с помощью научных методов объяснить обрушение моста не удалось, подключилась народная фантазия. Выдвигались версии от мистических до фантастических. Так, например, возникла легенда о том, что возле моста жила дочь почтмейстера Мария, обманутая и брошенная офицером. Однажды она увидела в окно, как мост переходит тот самый полк, в котором служил ее обидчик, и в сердцах выкрикнула: «Чтоб вам, военным, провалиться!». С тех пор Мария Ратнер получила прозвище - Мария Египетская.

Однако проклятия бедной Марии народной молве показалось недостаточно.

Вспомнили, что мост был облицован гранитными блоками, вынутыми из стенок рвов Михайловского замка. А тот пользовался в народе зловещей славой - говорили, что гранит на постройку брали с мест древних капищ, что вызвало гнев богов.

А многие во всем произошедшем обвиняли сфинксов. И хотя они не имели к Древнему Египту никакого отношения, им все равно в народе приписывали мистическую силу. Говорили, что они поют погребальные песни. Дело в том, что цепи, на которых держался мост, действительно издавали разные звуки. Ну а народная фантазия приписала эти песни сфинксам и наделила их пророческой силой.

После аварии на месте Египетского моста остались гранитные мостовые устои и сфинксы на пьедесталах. Рядом, в створе Усачёва переулка (ныне переулок Макаренко), в том же году был построен деревянный семипролётный мост. Многими этот мост отмечался как крайне неудобный, так как транспорту приходилось с Лермонтовского проспекта сворачивать на узкую набережную. Известно, что перед постройкой нового Египетского моста рассматривалось семнадцать различных его вариантов.

В 1954-1956 годах инженером В. В. Демченко, архитекторами В. С. Васильковским и П. А. Арешевым был построен новый Египетский мост. Его сдали в эксплуатацию 30 декабря 1955 года, а временную деревянную переправу в 1956 году разобрали. Чугунные сфинксы на мостовых устоях были сохранены, к ним добавили стилизованные торшеры-обелиски.

В 1989 году один из сфинксов был сбит в воду машиной. Фигуру отреставрировали и поставили на место. В 2004 году прошла реставрация одной и ремонт остальных скульптур. Выяснилось, что головы сфинксов ранее были вызолочены. В ходе реставрации позолота сфинксов была восстановлена. Торжественное открытие скульптур после реставрации произошло 27 мая 2004 года.

источники


В Санкт-Петербурге немало мест имеют мистическую историю существования. Египетский мост с момента его появления был окружен легендами и слухами. Их новый всплеск произошел в 1905 г., после неожиданного обрушения моста. Причины катастрофы были настолько загадочными, что порождали десятки версий – от рациональных до совсем невероятных и мистических, как, например, предупреждение сфинксов.


Все мосты Петербурга уникальны, но у Египетского – особенная история. Мост назывался цепным, так как висел на тройных нитях металлических цепей. Он был сооружен в 1825-1826 гг. инженерами В. фон Троттером и В. Христиановичем. Мост украшали фигуры четырех сфинксов и орнамент из иероглифов, из-за чего возникло название Египетский.

20 января 1905 г., когда по Египетскому мосту проходил кавалерийский эскадрон, пролеты неожиданно рухнули на лед Фонтанки. Вечерние газеты писали: «Сегодня в 12 ½ час. дня при следовании лейб-гвардии конно-гренадерского полка через Египетский Цепной мост через Фонтанку, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строю справа по три в ряд, вместе с лошадьми упали в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов… К 2 часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приемные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьезно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось».

Цепи разорвались, и весь мост оказался на дне реки. Только четыре сфинкса остались на своих местах по обе стороны моста. Тут же началось расследование причин обрушения. Первой версией была «непрочность конструкции». Однако инженеры возражали против нее, так как с момента своего создания мост ремонтировали уже несколько раз, в 1904 г. ремонтные работы проводились дважды, после чего вынесли вердикт о том, что конструкция находится в хорошем состоянии.

Катастрофа на Египетском мосту, 1905

Следующей версией стала «раскачка моста кавалерией» – так называемый эффект резонанса, который мог возникнуть вследствие ритмичных колебаний от слаженного шага военных. Во всех учебниках обрушение Египетского моста упоминалось как пример эффекта резонанса. Якобы именно тогда и появилась команда «Идти не в ногу!», отдававшаяся любому строю перед входом на мост.

Обрушение Египетского моста, 1905

Однако очевидцы катастрофы единогласно утверждали, что солдаты шли не в ногу, некоторые ехали на лошадях. Навстречу ехали извозчики, по тротуару шли прохожие – слаженного хода не было, и эффект резонанса в этом случае не должен был возникнуть. После того как ученые произвели физико-математические расчеты, эта версия показалась еще более сомнительной. Современными специалистами авария объясняется недостаточной прочностью металла на холоде.

Временный мост

Когда с помощью научных методов объяснить обрушение моста не удалось, подключилась народная фантазия. Выдвигались версии от мистических до фантастических. Так, например, возникла легенда о том, что возле моста жила дочь почтмейстера Мария, обманутая и брошенная офицером. Однажды она увидела в окно, как мост переходит тот самый полк, в котором служил ее обидчик, и в сердцах выкрикнула: «Чтоб вам, военным, провалиться!». Однако проклятия бедной Марии народной молве показалось недостаточно. Вспомнили, что мост был облицован гранитными блоками, вынутыми из стенок рвов Михайловского замка. А тот пользовался в народе зловещей славой – говорили, что гранит на постройку брали с мест древних капищ, что вызвало гнев богов.

Египетский мост в Санкт-Петербурге

А многие во всем произошедшем обвиняли сфинксов. И хотя они не имели к Древнему Египту никакого отношения, им все равно в народе приписывали мистическую силу. Говорили, что они поют погребальные песни. Дело в том, что цепи, на которых держался мост, действительно издавали разные звуки. Ну а народная фантазия приписала эти песни сфинксам и наделила их пророческой силой.

Сфинкс на Египетском мосту в Санкт-Петербурге

В 1954-1955 гг. отстроили новый Египетский мост и отреставрировали сфинксов. В 1989 г. на одного из них налетел автомобиль и сбил его в воду. В 2004 г. прошла еще одна реставрация, головы сфинксов украсили позолотой – возможно для того, чтобы вернуть им первоначальный вид, а может, в надежде на то, что в таком виде они больше не будут исполнять «погребальных песен».

В Санкт-Петербурге немало мест имеют мистическую историю существования. Египетский мост с момента его появления был окружен легендами и слухами. Их новый всплеск произошел в 1905 г., после неожиданного обрушения моста. Причины катастрофы были настолько загадочными, что порождали десятки версий – от рациональных до совсем невероятных и мистических, как, например, предупреждение сфинксов.


Все мосты Петербурга уникальны, но у Египетского – особенная история. Мост назывался цепным, так как висел на тройных нитях металлических цепей. Он был сооружен в 1825-1826 гг. инженерами В. фон Троттером и В. Христиановичем. Мост украшали фигуры четырех сфинксов и орнамент из иероглифов, из-за чего возникло название Египетский.



20 января 1905 г., когда по Египетскому мосту проходил кавалерийский эскадрон, пролеты неожиданно рухнули на лед Фонтанки. Вечерние газеты писали: «Сегодня в 12 ? час. дня при следовании лейб-гвардии конно-гренадерского полка через Египетский Цепной мост через Фонтанку, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строю справа по три в ряд, вместе с лошадьми упали в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов… К 2 часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приемные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьезно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось».



Цепи разорвались, и весь мост оказался на дне реки. Только четыре сфинкса остались на своих местах по обе стороны моста. Тут же началось расследование причин обрушения. Первой версией была «непрочность конструкции». Однако инженеры возражали против нее, так как с момента своего создания мост ремонтировали уже несколько раз, в 1904 г. ремонтные работы проводились дважды, после чего вынесли вердикт о том, что конструкция находится в хорошем состоянии.



Следующей версией стала «раскачка моста кавалерией» – так называемый эффект резонанса, который мог возникнуть вследствие ритмичных колебаний от слаженного шага военных. Во всех учебниках обрушение Египетского моста упоминалось как пример эффекта резонанса. Якобы именно тогда и появилась команда «Идти не в ногу!», отдававшаяся любому строю перед входом на мост.



Однако очевидцы катастрофы единогласно утверждали, что солдаты шли не в ногу, некоторые ехали на лошадях. Навстречу ехали извозчики, по тротуару шли прохожие – слаженного хода не было, и эффект резонанса в этом случае не должен был возникнуть. После того как ученые произвели физико-математические расчеты, эта версия показалась еще более сомнительной. Современными специалистами авария объясняется недостаточной прочностью металла на холоде.



Когда с помощью научных методов объяснить обрушение моста не удалось, подключилась народная фантазия. Выдвигались версии от мистических до фантастических. Так, например, возникла легенда о том, что возле моста жила дочь почтмейстера Мария, обманутая и брошенная офицером. Однажды она увидела в окно, как мост переходит тот самый полк, в котором служил ее обидчик, и в сердцах выкрикнула: «Чтоб вам, военным, провалиться!». Однако проклятия бедной Марии народной молве показалось недостаточно. Вспомнили, что мост был облицован гранитными блоками, вынутыми из стенок рвов Михайловского замка. А тот пользовался в народе зловещей славой – говорили, что гранит на постройку брали с мест древних капищ, что вызвало гнев богов.



А многие во всем произошедшем обвиняли сфинксов. И хотя они не имели к Древнему Египту никакого отношения, им все равно в народе приписывали мистическую силу. Говорили, что они поют погребальные песни. Дело в том, что цепи, на которых держался мост, действительно издавали разные звуки. Ну а народная фантазия приписала эти песни сфинксам и наделила их пророческой силой.



В 1954-1955 гг. отстроили новый Египетский мост и отреставрировали сфинксов. В 1989 г. на одного из них налетел автомобиль и сбил его в воду. В 2004 г. прошла еще одна реставрация, головы сфинксов украсили позолотой – возможно для того, чтобы вернуть им первоначальный вид, а может, в надежде на то, что в таком виде они больше не будут исполнять «погребальных песен».

Официальное время белых ночей в Петербурге — с 11 июня по 2 июля. На самом деле этот период, конечно, длиннее: раньше до 16 июля даже не включали уличное освещение, оставляя петербуржцев наедине с естественным сумеречным светом. Белые ночи — время, когда вечерняя заря сходится с утренней и всю ночь длятся сумерки. Это не поэзия, а определение из энциклопедии и реальность короткого петербургского лета. Красиво, конечно, но не только.

Белые ночи — время беспокойное; отсутствие темноты и возбуждает, и изматывает. В сумерки, говорят мистики, открывается щель между мирами, так что это время химер. С химерами в Петербурге все в порядке: сфинксы, порождения то ли самой древнегреческой Химеры, то ли матери ее Ехидны — такой же городской символ, как кораблик на шпиле Адмиралтейства . В разных точках мира стоит множество разных сфинксов, но парные изваяния на набережной, охраняющие спуск к воде, можно считать чисто петербургской композицией.

Происхождение сфинксов теряется в туманах времени. Греки адаптировали египетский «живой образ» силы и мудрости, превратив его в чудовище из первобытного хаоса — как теперь выражаются, «хтонь». Сфинкс у греков был, то есть была, женского пола. Хтонь охраняла дорогу в город Фивы, сбрасывая в пропасть всех, кто не мог разгадать ее загадку. Пока не бросилась туда сама, побежденная Эдипом. После Эдипа загадку сфинкса разгадывали и оккультисты, и масоны, и поэты, и психоаналитики. Лев с человеческим ликом символизирует силу и власть, темную природу и тайное знание, сознание над бездной бессознательного и все в таком духе. Сфинксы охраняли гробницы, то есть переход от жизни к смерти, от света к тьме. Сумеречные создания — как раз для города, который теплеет и оживает в белые ночи.

Сфинксы на Университетской набережной

Мы говорим «петербургские сфинксы» — подразумеваем египетские изваяния у Благовещенского моста . Они на первом месте по старшинству, по художественной ценности и просто по красоте. Они идеально вписались в ландшафт, и никому не кажется странным, что одной из эмблем северного русского города стало лицо фараона Аменхотепа III, умершего три с половиной тысячи лет назад. Сфинксы в двойных коронах Верхнего и Нижнего Египта стерегли его святилище в Фивах, постепенно погружаясь в песок, откуда их раскопал в начале XIX века греческий археолог Атанасис.

Британский консул перевез статуи в Александрию, где почти продал их французскому египтологу Шампольону, однако сделка не состоялась, и сфинксов перекупил для российской казны Андрей Николаевич Муравьев — офицер, дипломат и духовный писатель, «благочестивый юноша», совершавший паломничество по святым местам. Потом сфинксы, помещенные в специальные клетки, целый год плыли из Александрии в Петербург на корабле «Добрая надежда», потом еще два года стояли в саду Академии художеств. Наконец, в 1832-м, они заняли место, на котором и остаются неполных двести лет. Недолго, если учесть, что они пережили пророка Моисея. Большую часть своей русской жизни сфинксы охраняли вполне рабочий грузовой спуск к воде.

Неудивительно, что древние полузвери с бесстрастными лицами окружены множеством легенд и мистических спекуляций. Традиционный титул фараона «властелин обоих царств» из памятной надписи на пьедестале называют пророчеством о переезде в новую империю. Отбитые еще на родине фараоновы бородки объясняют и роковым падением при транспортировке, и вредительством обезумевших сторожей. Взгляду сфинкса вообще приписывают способность сводить людей с ума, в том числе на политической почве: в 1938 году комсомолец из Ленгорстройтреста гонял членов своей бригады по набережной пескоструем и ругал товарища Сталина, а в НКВД объяснил эту феерию внушением египетского идола.

Еще говорят, что сфинксы, издревле связанные с Нилом, смягчили характер Невы. Самая правдоподобная из легенд — о том, что рядом со сфинксами всплывают утопленники — скорей всего, имеет рациональное гидрологическое объяснение. Зловещие сказки развеивает неопровержимый факт: этот отрезок набережной — исключительно приятное и умиротворяющее место в любую погоду и любое время.

Удобнее всего дойти до сфинксов от метро «Василеостровская» по пешеходной 6-й линии. Если встать лицом к Неве, позади будет фасад Академии художеств, за ним уютный Румянцевский сад с «турецкой» оградой, дальше — парадная линия дворцов и музеев вплоть до Стрелки. Справа, за Благовещенским мостом — памятник Крузенштерну, корабли и выход к открытому пространству залива. Единственное почти неизбежное огорчение — наедине со сфинксами побыть вряд ли удастся, хотя очень хочется. Спуск к воде обычно заполнен расположившимися на ступеньках людьми, которых не пугает даже высоко поднявшаяся вода. В последние годы прямо у скамейки с лже-грифонами (на самом деле это крылатые львы) ставят сувенирный лоток, без которого уж точно все бы обошлись.

Сфинксы во дворе Строгановского дворца

В парадном дворе огромного дворца Строгановых стоит пара сфинксов, которых называют самыми первыми из появившихся в Санкт-Петербурге. Их считают женскими изваяниями, хотя облик у них вполне унисекс. Они выглядят более наивно и архаично, чем египетские патриархи, что неудивительно — это произведения неизвестного русского скульптора конца XVIII века, осваивавшего новую традицию.

В 1796 году сфинксы были установлены на пристани строгановской загородной усадьбы на Большой Невке. В то же время появились четыре сфинкса, или сфинксы, на даче канцлера Безбородко в Полюстрово (современная Свердловская набережная), утраченные, но воссозданные по образцу строгановских в 1950-х. От загородной усадьбы Строгановых сегодня остался только маленький садик с круглым прудом около Военно-Морской Академии, а сфинксов в начале XX века перенесли к бывшему парадному входу во дворец.

Они лежат на невысоких постаментах, ниже человеческого роста, в полной доступности. Можно близко рассмотреть их головные платки и лица со следами разрушений — у правой нет носа. Эти сфинксы вообще производят впечатление жертв исторического прогресса. Посреди двора, где при Строгановых давали пиры для всех желающих, красуется нелепый павильон азиатского кафе. Остальное пространство залито асфальтом, по углам стоят машины, проходят молодые люди в деловых костюмах. В окнах нижнего этажа дворца торчат восковые головы персонажей русской истории. В арке — вход в , где продают шоколадную корюшку и шоколадного Медного Всадника , а лестницу охраняют три полуметровых шоколадных льва. Громко играет отчаянная музыка. Бедные сфинксы терпят.

Сфинксы на Египетском мосту через Фонтанку

Эффектная история про Египетский мост , рухнувший из-за возникшего резонанса после прохождения по нему полка солдат, вошла в школьные учебники. Правда, резонанс как причина разрушения сомнителен (полк был кавалерийский, а лошади в ногу не ходят), однако мост действительно рухнул зимой 1905 года, а при восстановлении в новой конструкции утратил прежнее причудливое убранство. Ни высоких порталов с колоннами и орлом в центре, ни стилизованных орнаментов и иероглифов; остались лишь четыре чугунных сфинкса в позолоченных венцах, созданные скульптором Павлом Соколовым.

Эти сфинксы не египетского, а классического греческого типа, женского пола и реалистического вида: большое звериное тело контрастирует с правильными бесстрастными лицами. До крушения моста к венцам сфинксов крепились фонари. Сегодня сфинксы тихо сторожат довольно скромный мост с декоративными обелисками по краям.

У них тоже есть родственники: пробные экземпляры, почему-то забракованные при строительстве, установлены на набережной Малой Невки у Каменноостровского моста (метро «Черная речка»). Эти сфинксы воистину многострадальные: к началу нашего века они были так истерзаны вандалами, что одна даже утратила венец. Сейчас они отреставрированы.

«Пробные» сфинксы на набережной Малой Невки. Фото: Евгений Птушка / сайт

Девы-львы на Фонтанке выглядят особенно экзотично, учитывая их местоположение. Это край Коломны , постепенно переходящий в угрюмые промзоны ближе к Обводному каналу. Традиционная красота набережных сочетается с окраинной простотой: людей поменьше, хотя машин много, жизнь деловая и рабочая, туристы бродят одиноко, экскурсионные катера с громкоговорителями сюда не доплывают, сворачивая на Крюков канал, у воды сидят дядьки с удочками или с пивом. Сфинксы, несмотря на сияющие издалека короны, не вызывают у окрестных жителей никакого трепета, что доказывают следы от свежезакрашенных граффити на львиных спинах, зеленых, как вода в Фонтанке. Лица дев обращены не к воде, а к Лермонтовскому проспекту: на одной стороне — магазин сантехники, на другой — неуклюжее здание отеля «Азимут», бывшей гостиницы «Советская».

Прогулку к Египетскому мосту лучше начать от Сенной площади — выйти из метро «Садовая» на Московский проспект, пройти по нему налево до Фонтанки и брести вперед вдоль реки, через три моста, наблюдая, как фасады на набережной теряют величественную пышность, не утрачивая ветхой красоты. От Египетского моста легко дойти до мавританского здания синагоги на Лермонтовском проспекте или, на другом берегу, до прекрасного Троицкого собора с синими куполами.

Ши-цза на Петровской набережной

Короткая дорога от метро до китайских диковин на Петровской набережной — показательный тур по петербургской эклектике. Станция метро «Горьковская» напоминает приземлившуюся летающую тарелку. Петропавловская крепость не нуждается в представлениях. От Соборной мечети трудно оторвать взгляд, а за ней красуется чудесный особняк Матильды Кшесинской, доставшийся мировой революции. У Троицкого моста пришвартован плавучий ресторан с уместным названием «Благодать» — копия одноименного петровского фрегата. Дальше, как раз напротив ши-цза, находится главная историческая достопримечательность квартала — деревянный домик Петра, прикрытый футляром и окруженный садом, так что его можно и не заметить, если не обратить внимания на бронзовый бюст за оградой. Когда-то домик стоял у первой пристани новой столицы. С тех пор Нева и пристань отодвинулись, за домиком выросла советская «элитная» высотка. А у спуска к воде в 1907 году установили китайских сфинксов.

Правда, это условные сфинксы. Слово «ши-цза» в переводе означает «львы», однако с многочисленными петербургскими львами загадочные маньчжурские идолы имеют очень мало общего. Ши-цза называют львами-лягушками и львами-собаками. На реальных животных они не похожи — химеры со странными лицами, по многозначности, экзотичности и художественному совершенству не уступающие древнеегипетским. К тому же, ши-цза занимают традиционную позицию стражей у реки.

Историческое предназначение у них то же, что у классических сфинксов: охраняют дворцы и царские гробницы, олицетворяют божественную власть. Лица ши-цза (мордами их называть как-то непочтительно), если смотреть бестрепетно, напоминают китайских болонок-пекинесов. Это не совпадение: пекинесов выводили специально, чтобы у ног императора сидел маленький лев.

Ши-цза установили на реконструированной Петровской набережной в 1907 году. Их подарил Петербургу приамурский генерал-губернатор Гродеков, получивший маньчжурских львов в дар от китайцев в городе Гирине (Цзилинь). В отличие от большинства парных изваяний, ши-цза разнополые: левая женская — у нее под лапой детеныш, правый мужского пола — у него жемчужина, символ божественного света и исполнения желаний. Трехметровые изваяния на высоких постаментах выглядят монументально и аутентично, так что в и лаконичном голландском стиле домика Петра вдруг проступает «китайщина».

С этого места открывается, возможно, лучший вид на Летний сад и линию набережных на другом берегу Невы.

Памятник жертвам репрессий на набережной Робеспьера

Сфинксы Михаила Шемякина на набережной Робеспьера — самые молодые из петербургских химер. Ими можно пугать детей, то есть дети действительно пугаются этих лиц, разделенных на живую половину и оскалившийся череп. Но на взрослых зрителей жуткие символы не производят сильного впечатления, хотя задерживаться рядом с ними не хочется. Возможно, дело в перегруженности информацией: художник наглядно изобразил тоталитарный ужас, выбрал зловещее место между тюрьмой и Большим Домом, добавил надписей и цитат… Яркие детали, имена, стихотворные строчки, а воображению нечего делать. В отличие от шемякинского Петра во дворе Петропавловской крепости, уже ставшего великим новым памятником, «метафизические сфинксы» не порождают споров. Тем не менее, эти мастерские, хоть и мультяшные монстры вполне представляют стражей смерти прошедшего века — полумертвые сфинксы, лишенные загадки.