Древнеегипетские гробницы. Усыпальницы египетских вельмож древнего царства. Сохранившиеся мумии фараонов

Когда Говард Картер, проводивший раскопки в Долине Царей в Луксоре, телеграфировал главе экспедиции английскому лорду Карнаворну, его охватывало сильное волнение:

«Мы сделали сенсационное открытие. В Долине царей мы нашли запечатанную гробницу фараона Древнего Египта. Ожидаем Вас для дальнейших распоряжений о продолжении работ. Говард Картер».

Более семи лет безуспешно шли раскопки. Говард Картер и лорд Карнарвон, обеспечивающий финансовую сторону мероприятия, были убеждены, что где-то в песках таит свои сокровища великолепная гробница фараона Тутанхамона.

Примерно через две недели лорд отправился на место проведения раскопок. Сразу по прибытию он отправился осмотреть находку. Царские печати на ней были нетронуты, это означало, что захоронение не было найдено расхитителями гробниц. Несколько камер были плотно набиты, как морские тюки, золотыми сокровищами. Последний зал гробницы фараона, Карнарвон шагает в темноту:

— Видите ли вы что-нибудь Картер? – спрашивает он впереди идущего археолога.

Пламя свечи колыхалось, освещая путь Говарду:

— Да, несметные сокровища.

проклятье тутанхамона

Золото, оставленное в гробнице для фараона Тутанхамона, ослепило ученых и они не обратили внимания на каменную табличку, надпись на которой гласила на древних египетских иероглифах: «Погибнет тот, кто нарушил покой фараона». Поверили ли они предупреждению? Скорей всего, приняли к сведению. Но… постарались скрыть эти слова от рабочих, которые проводили работы в гробнице. Табличка с надписью не была включена в реестр найденных ценностей. И до сих пор никто не знает, где она находится. Все меры предусмотрели организаторы раскопок, кроме одной… В коллекции сокровищ египетского фараона находился амулет. Надпись на нем гласила:

«Я обращаю в бегство осквернителей могил. Я охраняю покой гробницы Тутанхамона».

Зов хранителя гробницы Тутанхамона

Всего в составе экспедиции было 17 человек, в том числе Картер и лорд Карнарвон. 13 февраля 1923 был осуществлен вход погребальную камеру фараона Древнего Египта Тутанхамона.

После археолог в своих заметках описал первое впечатление, последовавшее за открытием царских печатей:

«Только мы открыли двери, как все участники команды ощутили себя непрошенными гостями в этом месте».

Всего через несколько дней после обнаружения сокровищ английский меценат Карнарвон покинул место раскопок и Луксор, отправившись поспешно в Каир. Что послужило причиной такого быстрого отъезда человека, полностью профинансировавшего ведение раскопок в течение всех семи лет, оставалось для всех загадкой. Неужели ему было так невыносимо соседство гробницы Тутанхамона, двери которой были открыты по его распоряжению, несмотря на предначертанное предупреждение?

Месяц спустя, в начале апреля от лорда пришли дурные вести: он оставался прикованным к постели тяжким недугом. Врачи не могли определить причину резкого ухудшения его здоровья.

Сын Карнарвона, только вернувшийся из поездки из Индии в Великобританию, обедая на террасе с отцом заметил, что он плохо себя чувствует. Состояние ухудшалось с каждым часом. Его бил озноб, поднялась температура. В таком состоянии нашел его коллега Говард Картер.

Младший Карнарвон рассказал о событиях, предшествовавших кончине лорда:

«Незадолго до последнего вздоха отца, у него начались галлюцинации и бред. Он выкрикивал имя Тутанхамона и разговаривал о нем. Никто так и не смог понять сути разговора. Но в последние несколько минут его жизни он находился в сознательном состоянии. Он обратился к жене со словами: «Закончилось. Зов зовет меня, и я следую за ним». Это были его последние слова на смертном одре».

Едва лорд Карнарвон закрыл глаза, во всем Каире неожиданно потух свет. Отказала главная электростанция, по какой причине, инженеры так и не смогли выяснить.


Новые жертвы проклятия фараона

Английский лорд Карнарвон скончался в Каире в возрасте 57 лет. Он обладал крепким здоровьем, и ничто не предвещало столь быстрой кончины. Тем временем в стенах ждала своего часа мумия фараона Тутанхамона. Под бинтами оскверненного тела молодого царя был спрятан амулет. На его тыльной стороне были начертаны слова проклятия расхитителям могил на древнеегипетском наречье.

Следом за меценатом скончались два сотрудника, участвовавшие при открытии гробницы: Джорджа Джей-Гола и Артура К.Мейса.

Археолог Мейс помогал Говарду Картеру сдвигать с места последний камень, закрывавший вход в погребальную камеру фараона. Внезапно он начал жаловаться на слабость и апатию. В итоге он полностью потерял рассудок. Дни его закончились в отеле «Континенталь» в Каире, как и лорда Карнарвона. Доктора так и не решились назвать причину его скоропостижной смерти.

Джордж Джей-Голд, американец по происхождению, крупный бизнесмен, состояние которого измерялось миллионами долларов, тщательно следил за новостями археологии. После получения от своего друга, лорда Карнарвона, сообщения об открытии гробницы фараона Древнего Египта Тутанхамона, он отправился в Луксор. Он осмотрел все предметы, найденные в месте захоронения царя до подробностей в сопровождении самого Картера. Вечером этого же дня Джей-Голд скончался не приходя в сознание. В прессе врачами был озвучен диагноз: бубонная чума…

Видео о фараоне Древнего Египта Тутанхамоне. Проклятье Долины Царей.

Древние египтяне полагали, что человека после смерти ждет загробная жизнь. Для того чтобы она была благополучной, следовало неукоснительно соблюдать ряд условий. Древние египтяне верили, что душа человека (ка) после смерти продолжает жить только в том случае, если тело (ба) останется в сохранности. Поэтому так важно было обязательно сохранить мумию. Для простых людей строят простые гробницы, для знати -- мастабы, а для фараонов даже еще при их жизни -- огромные пирамиды с маленькими труднодоступными камерами, куда помещался саркофаг с мумией и все, что нужно для «вечной» жизни.

Для «ба» необходимо жилище -- гробница. Она неприкосновенна: каждого, кто причинит ей вред, ждет проклятие умершего и кара богов. Чтобы умерший ни в чем не нуждался в загробной жизни, стены гробницы покрывались многочисленными рельефами и росписями. Их задача -- заменить для «ка» то, что окружало человека на земле.

Иногда сооружались вырубленные в скале гробницы с фасадом в виде рельефа на поверхности скалы, напоминающие своим внутренним убранством жилые помещения, в других случаях -- мастабы и пирамиды, которые возводились в виде каменной гробницы над подземными глубиной до 30 м погребальными помещениями.

Мастаба (по-арабски -- скамья) имела, как правило, форму усеченной пирамиды. Мастабы, возводимые чаще всего недалеко от пирамид, располагались правильными рядами и были ориентированы, подобно самим пирамидам, по странам света, образуя «города мертвых».

Первоначально пирамиды, возникали в результате ступенчатой подстройки мастабы. Так возникло около 2800 г. до н. э. одно из древнейших на свете монументальных сооружений из камня-- ступенчатая пирамида Джосера в Саккара высотой 60 м. В плане это прямоугольник со сторонами 107 и 116 м. Позднее пирамиды имели в основании квадрат.

Пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина -- жилища, предназначенные для посмертной жизни владык. К наиболее известным из нескольких десятков сохранившихся до настоящего времени пирамид, расположенных между Каиром и Фаюмом в полосе длиной около 60 км, относятся пирамиды, построенные в третьем тысячелетии до н. э. в Гизе.

Самая большая (площадью 52900 кв. м) и наиболее старая из них пирамида Хеопса в 1,5 раза выше, чем, например, собор св. Вита в Праге. Она возведена из множества каменных блоков весом до 2,5 т. Всего для ее строительства потребовалось более 2,5 млн. куб. м камня. Снаружи пирамиды облицовывали тщательно обработанными каменными плитами, которые в незначительном количестве сохранились на вершине пирамиды Хефрена. Гробницу Хеопса построил архитектор Хемиун в XXVII в. до н. э. близ Мемфиса, первой столицы Древнего Египта. Стремясь выразить идею исключительности фараона, незыблемости его власти, принадлежности к рангу богов, безусловных и абсолютных повелителей человека, Хемиун выбрал такое место для постройки, чтобы она была заметна отовсюду. Сто тысяч человек строили ее в течение 20 лет: выламывали каменные глыбы, обтесывали их, с помощью канатов тащили к месту строительства.

Хемиун, прекрасно знавший математику, астрономию и другие точные науки, нашел единственно верные пропорции пирамиды. Представьте себе ее более узкой у основания -- она станет казаться выше, но потеряет устойчивость; при более широком основании пропадет ощущение величия, устремленности вверх. Таким образом, геометрия оказалась совсем не чуждой искусству.

Наиболее поздней из комплекса пирамид в Гизе и самой маленькой является пирамида Микерина, когда-то облицованная полированным гранитом. Огромные пирамидальные сооружения -- не здания, а монументы с погребальными склепами и давно разграбленными сокровищницами внутри.

Удивительный факт, но в древнеегипетских пирамидах нет ни одной усыпальницы древних правителей. Если в огромных постройках и были найдены мумии и останки человеческих скелетов, то все они относятся к более поздним периодам, не имеющим ничего общего с эрой фараонов.

Пустые пирамиды

В сентябре 2002 года на плато Гиза, расположенном в пригороде Каира, произошло грандиозное событие - вскрытие пирамиды Хеопса. Ранее считалось, что в ней находится саркофаг с мумией второго царя IV династии. Проникновение транслировалось на весь мир.

Результаты шокировали: ни в одном из трех залов не обнаружено ни признаков погребения, ни сокровищ, ни амулетов, ни сосудов. Саркофаг был открыт и пуст. Позже исследования показали, что внутри его нет признаков нахождения мумии.

Это не единственное разочарование служителей науки, ранее считавших пирамиды местом захоронения царей Египта. В 2015 году ученые из Института инноваций Парижа и Каирского университета приступили к изучению Ломаной пирамиды, построенной в XXVI в. до н. э при фараоне Снорфу. Его имя было начертано на стенах сооружения, поэтому целью экспедиции стало обнаружение мумии правителя.

Для исследований применялся метод сканирования космическими лучами, позволяющий обнаружить скрытые помещения. Изучение пирамиды заняло четыре месяца, по истечении которых ученые обнародовали информацию: ни тайных комнат, ни фараона в Ломаной пирамиде нет.

Долина египетских царей

На западном побережье реки Нил, напротив города Фивы (территория современного Луксора), простирается Долина царей - место, где находятся настоящие усыпальницы великих фараонов. Гигантский некрополь скрывается в скалистом ущелье.

Первым захоронением долины стала усыпальница Тутмоса I. Незадолго до смерти фараон, опасавшийся, что его последнее пристанище разграбят, отдал приказ найти в пустыне место, скрытое от людей. Могила была высечена в скалах, вход в нее вырубили на высоте 30 м над поверхностью ущелья. Позже Долина царей стала приютом для фараонов XVIII-XX династий.

Все гробницы построены одинаково: нисходящий коридор протяженностью около 200 м вел в комнаты, чьи потолки и стены украшены росписями, повествующими о загробной жизни, и религиозными текстами. Далее открывался вход в погребальную камеру.

В Долине царей находятся 64 гробницы правителей древнего Египта, погребенных с XVI по XI вв. до н. э. В 1881 году здесь была обнаружена усыпальница Рамсеса Великого, а в 1922 году - захоронение Тутанхамона.

— Многие считают Древний Египет просто исчезнувшим государством, но, вообще-то, это цивилизация, просуществовавшая тысячи лет. Мы знаем, что было Древнее царство, Среднее царство, Новое царство, а насколько они друг от друга отличались? В частности, в плане языка и религии?

— Древний Египет — это несколько тысячелетий истории. От начала III тысячелетия до новой эры, когда на основе многовекового развития культур и городов сложилось единое египетское государство, и вплоть до IV века новой эры, когда была сделана последняя надпись египетским иероглифическим письмом. С одной стороны, Египет за это время, конечно же, менялся: у каждой эпохи был свой стиль, свои достижения, свои особенности.

С другой стороны, на протяжении всех тысячелетий тщательно оберегалась египетская национальная, и прежде всего религиозная, культура, которая, несмотря на все изменения, строилась по тем же принципам, опиралась на те же осевые моменты.

Это божественная природа царской власти, чрезвычайный интерес к сущности, судьбе и предназначению человека, комплекс представлений об избранности египетской культуры, которая в своей основе была достаточно сильно закрыта от иноземцев, размышления о времени, вселенной, роли человеческой культурной памяти, которые во многих аспектах значительно превзошли аналогичные поиски других древних цивилизаций.

Египет очень узнаваем отчасти и потому, что его система изобразительности выработала схемы, жившие много веков: царя, побивающего в классической позе врагов булавой, вы встретите и на заре египетской истории, и на стенах последних египетских храмов. Менялся контекст, усиливалось инокультурное влияние, разрабатывались технологии. А то, что условно можно назвать кодом культуры, обогащалось, не теряя при этом узнаваемости, собственной идентичности. Именно в Египте учились почти все выдающиеся античные философы. Сюда, на берега Нила, потом шли паломники, путешественники, ученые и коллекционеры. С одной стороны, Египет потрясал их всех, с другой — часто заставлял задуматься о том, насколько актуально до сих пор наследие прародины человеческой цивилизации, истоки которой лежат в Египте и Шумере.

— Археологи часто сообщают об обнаружении новых «потайных камер» в гробнице Тутанхамона, об открытии древних папирусов, рассказывающих о подробностях строительства пирамид. Каких открытий нам ждать в ближайшее время?

— История о том, что в гробнице Тутанхамона, возможно, есть дополнительные помещения, скрытые под росписями стен погребальной камеры, всколыхнули всю мировую общественность еще в начале года. Эксперт с мировым именем Хирокацу Ватанабэ завершил георадарные исследования стен гробницы и грунта вокруг с нее с отличным результатом: были уточнены те места, где, скорее всего, есть эти помещения. Высказывалось также обоснованное предположение, что радар указывает на скопления металла в этих «камерах». Однако затем новое сканирование, проведенное американскими специалистами, не подтвердило первые данные, новый министр по делам древностей стал двигаться вперед в деле изучения гробницы чрезвычайно медленно, чтобы ни в коем случае не допустить повреждения уникального памятника.

Осенью гробницу ждет новое сканирование, и на основании него будет принято решение о возможном сверлении одной из ее расписанных стен.

За ней может оказаться дополнительное помещение, гипотезу о существовании которого выдвинул выдающийся британский египтолог Николас Ривз, со статьи которого и началась вся суета в Долине Царей. Сейчас же нужно дождаться следующего этапа работ.

Находка папирусов в Вади эль-Джарфе, близ Красного моря, не менее интересна. Тексты XXVI века до новой эры сохранили не только имена царя Хуфу, но и подробный отчет чиновника Мерера о том, как он и его команда три месяца участвовали в поставке блоков на строительство царской пирамиды, причем описания показывают, насколько продуманными с административной точки зрения были все рабочие процессы. Сейчас папирусы демонстрируются на специальной выставке в Египетском музее в Каире. Напомню: это древнейшие египетские папирусы с текстами, которые найдены, однако, конечно, были и более древние свитки, мы знаем их из упоминаний. Кроме того, чистые листы папируса для письма были найдены в гробнице Хемака, придворного царя Дена, который жил на заре египетской государственности в XXIX веке до новой эры. Всему этому предшествовали сложный путь Египта к формированию государства и медленное становление его культуры на протяжении всего IV тысячелетия до новой эры.

— В России действительно существует огромное количество легенд и предрассудков, связанных с Древним Египтом. Тут причина в отсутствии нормальной популяризации или в массе лжеученых, громогласно заявляющих о том, что пирамиды не могли построить обычные люди?

— Да, ситуация с египтологией в России очень тяжелая. К сожалению, большая часть важнейших исследований, связанных с Египтом, делается за рубежом и публикуется там же.

Из-за жадности издателей русскоязычный читатель должен ограничиваться в основном низкоквалифицированными переводами книг, которые увидели свет в начале XX века, часто издатели просто не указывают год первого издания книги, а магазины ставят на этот сомнительный продукт табличку «бестселлер».

Порой косноязычное и алогичное выступление ученого способно нанести представлениям о египтологии даже больший вред, чем устаревшие книги. Однако энтузиасты своего дела есть везде, поэтому прорываемся, как можем. Мы с моими коллегами не только выпустили первую российскую энциклопедию «Древний Египет», но и много лет читаем в России публичные лекции, поскольку это самый быстрый способ донести до людей новые данные науки, ответить на насущные вопросы. В прошлом году мы открыли новую, юбилейную экспозицию старейшей в нашей стране коллекции древнеегипетского искусства в ВОХМ им. И.Н. Крамского в Воронеже, организовали там полноценный научно-просветительский фестиваль, потому что, по моему мнению, наука в России должна активно идти в регионы.

В 2012 году мы открыли в Москве первую библиотеку по египтологии. Несколько тысяч книг на шести языках ждут всех желающих в библиотеке им. М.А. Волошина ЦБС ЦАО.

Конечно, основная часть раритетов доступна только в стенах библиотеки. Это и огромные фолианты XVIII века с изображениями древностей из коллекций монарших семей Европы из личной библиотеки выдающегося русского египтолога О.Д. Берлева, и новейшие научные издания, которые мы привозим из Европы и Египта благодаря нашим меценатам и друзьям. Здесь же с осени и до конца весны проходят лекции, работают курсы древнеегипетского языка.

Сергей Куприянов Долина Царей. Интерьеры гробницы Рамсеса VI. XII век до н.э.

— Вы наверняка постоянно сталкиваетесь с различными заблуждениями на тему Древнего Египта. Какое из них вы назовете самым нелепым?

— Заблуждений очень много. Вспомню хотя бы пару фактов о Великом сфинксе Гизы . Памятник поразительный, он был объектом культа еще при фараонах, а начиная с XV века до новой эры в святилище «Сетепет» («Избранное») меж его лап проводились эпизоды царских коронаций.

Первая глупость — это невероятные фантазии о его изначальном внешнем облике в среде эзотериков, которые не знают или не хотят знать, что подробные изображения сфинкса, каким он был в древности, сохранились на массе стел, которые ему посвящали сами древние египтяне, считая его могучим защитником.

Второе заблуждение — это эрозия, которой повреждено его тело. Она ветряная, а вовсе не водная. Следы такой же ветряной эрозии есть не только на сфинксе, но и на окружающих его гробницах некрополя. Специальные исследования на этот счет в конце XX века проводили геологи из «Шелл Интернэйшнл», однако кое-кто как оглашенный продолжает кричать про Атлантиду и подземелья под сфинксом, набитые тайными знаниями. Нет, и эта гипотеза ложная, под ним нет подземелий: он стоит на очень низком участке плато, на глубине 2 м под ним вода, которую специально откачивают, чтобы растворенная в ней соль не погубила колосс, подробнейшие исследования японских специалистов показали, что никаких камер под сфинксом нет. Впрочем, кому-то важнее вера, нежели реальные данные науки.

Печально, что у нас подобную безграмотную веру подпитывают и государственные каналы, которым рейтинг подчас важнее качества предоставленной информации. Скажу по своему опыту как эксперт-египтолог, многие годы работающий с СМИ: практика, когда из записанного интервью вырезаются фрагменты и монтируются вперемешку с голосом «от автора», рассказывающего очередную псевдонаучную блажь, отвращает от сотрудничества с журналистами даже самых терпеливых экспертов. Нужна продуманная и продуктивная политика государства, направленная на распространение и популяризацию качественной научной информации через ведущие государственные СМИ.

У нас же «про Атлантиду», «бетонные пирамиды» и «фрезу в древности» стал вещать даже канал «Культура», что я считаю невероятным падением и позором.

Следы этого невежества мы будем выкорчевывать еще не одно десятилетие.

— Если молодой человек или девушка интересуются Древним Египтом и хотят заниматься этой темой серьезно, с чего начать? И от каких ошибок вы бы предостерегли юных любителей сфинксов и пирамид?

— Сразу скажу: египтология — специальность очень сложная, она требует чрезвычайного трудолюбия, усидчивости и постоянства в усилиях. Кроме того, надо понимать, что зарабатывать на жизнь, будучи египтологом, вы сможете, только если сначала неустанным трудом наработаете яркое профессиональное имя. С самого начала надо сделать упор на изучение европейских языков — это откроет вам огромный мир знаний. Параллельно надо читать как можно больше хороших книг — поверьте, в интернете есть совсем не все, а скорее — малая толика.

По мере изучения темы вы быстро научитесь отделять зерна от плевел, науку от псевдонауки, реальное исследование от блажи, даже если эту блажь и пишет человек с ученой степенью, что у нас не редкость.

Чем больше вы будете ориентироваться на новейшие зарубежные исследования, тем лучше. Уже имея эту базу, нужно начать изучение древнеегипетского языка, хотя пока в России это возможно только в Москве и Санкт-Петербурге.

Наработав знания, нужно задуматься о поездке в Египет, причем забыв о морских курортах и туристских резервациях. Лучше всего организовать поездку в страну в небольшой группе единомышленников, приготовившись к тому, что путешествие будет ориентировано на памятники археологии и довольно большие средства вы потратите только на входные билеты в гробницы, храмы и музеи.

Далее. Египтология — комплексная дисциплина, а значит, вам придется не только хорошо знать памятники материальной культуры Египта, но и переводить надписи и интересоваться антропологией, религиоведением, смежными научными дисциплинами. Научному руководителю проще направить вас в узкое русло профессиональной темы, «забыв напомнить», что, помимо нее, без широкой панорамы профессиональных знаний вы как египтолог никому не нужны и не интересны.

Если вы лихо переводите египетские тексты, но не разбираетесь в египетском погребальном ритуале или теологии, грош вам цена.

У нас до сих пор нет в вузах специальности «египтология». Поэтому вас ждут история Древнего мира, филология или история искусства Древнего мира. Нужно не бояться отстаивать свое мнение, не соглашаться работать в условиях «цеховой стабильности», часто идти против ветра и понимать, что старшие коллеги отнюдь не всегда правы. Трудностей, как вы видите, много, однако все это вторично: если вы действительно хотите добиться цели и заниматься в жизни тем, что вам дорого, у вас обязательно получится.

Гробницы правителей архаичного периода

В конце доисторических времен не было специальных мест для захоронений, мертвых хоронили обычно рядом с поселениями и деревнями. Их закапывали в землю недалеко от хижин.

С появлением медных инструментов и орудий груда обряду похорон и местам захоронений стали уделять больше внимания.

В Бадари (Верхний Египет) стенки могил стали выкладывать циновками, в отдельных могилах над телом умершего сооружали навес. Могилы, выложенные кирпичом и состоящие из нескольких помещений, появились впервые в культуре Негада.

После объединения северных и южных земель фараоны I и II династий стали специально подчеркивать свое богатство и власть. Они строили огромные гробницы, устраивали пышные похороны. Примеру фараонов следовали высокопоставленные вельможи. Археологи нашли и раскопали царские захоронения архаичного периода в Саккаре – «городе мертвых» первой столицы объединенного Египта – Мемфиса. Такие же могилы были найдены в Абидосе, в районе верхнеегипетского города Тхис. Согласно предположениям в Абидосе находились символические могилы и гробницы древних правителей. Обе части государства несмотря на то, что правил ими один фараон, были еще достаточно самостоятельными, поэтому фараона нужно было хоронить в двух местах – естественно, одно из захоронений было символическим.

«Город мертвых», как и город живых, располагался на границе пустыни и плодородной земли, даже гробницы напоминали своей формой жилые дома. Гробницы в Абидосе и Саккаре представляют два основных типа погребальных построек. Разница между ними хорошо видна на примере подлинной гробницы царицы Мернетх в Саккаре и ее символическим захоронением в Абидосе.

Постройки были массивными, имели глыбообраз ную форму, стены были гладкими, как это и принят на юге. Стояли они во дворе, который был обнесен стеной. Внутри гробницы находилось центрально погребальное помещение, вокруг которого могло располагаться несколько камер. В гробнице северного типа постройка была украшена плоскими лопатка ми с фигурными зубцами. Внутри гробницы усыпальницу фараона окружала сложная система камер и помещений. Примером такого типа погребальных построек может служить гробница в Саккаре, которая, как предполагают, принадлежит фараону Аха. Ее подземная часть была разделена на пять отдельных камер, в средней камере, вероятно, находилось тело фараона в деревянном саркофаге. В остальных помещениях могли находиться его личные вещи. Над погребальной камерой возвышалось кирпичное строение с 27 комнатами. В этих комнатах было сложено охотничье снаряжение, стояли сосуды с вином и блюда с едой, здесь же лежала прочая утварь, которая могла понадобиться фараону в загробной жизни. Внешнюю часть гробницы, ее надземное здание разделяли глубокие ниши. Оно было обнесено двумя низкими стенами. Возможно, что между внутренне стеной и восточной стеной гробницы находило место для жертвоприношений. Сюда родственники приносили подарки и продукты для обитателя могилы. Снаружи стены и само здание гробницы были украшены лепным орнаментом

Разумеется, четкой границы между этими двумя основными типами погребальных построек не существует. Гробница фараона Мени, объединившего страну, в Негаде тоже разделена столбами.

Планировка захоронений архаичного периода во многих случаях предопределяет планировку ансамблей гробниц и захоронений Древнего царства: Дорога восхождения вела к зданию гробницы, рядом с которым во дворе стоял жертвенный алтарь. Начиная с комплекса гробницы фараона Ка, последнего царя I династии, к этим элементам добавился еще один – молельня культа усопшего фараона.

Мастабы

В результате развития формы могил и усыпальниц правителей архаичных времен появились мастабы. Это самый ранний тип гробниц фараонов периода Древнего царства. Мастаба имеет форму усечённой пирамиды с несколькими помещениями внутри и подземной погребальной камерой.

Строили мастабы из необожженного кирпича.

Долина, расположенная за гробницей фараона Ментухотепа I, превратилась в постоянное место погребения фараонов. Расположенная рядом с ней другая долина стала местом захоронения членов царских семей и знати.

Страбон посетил Фивы и место захоронения фараонов, которое сегодня именуют Долиной царей.

Он писал, что в этой долине находятся скальные гробницы сорока египетских фараонов (на сегодняшний день нам известны 60 скальных гробниц египетских фараонов). Эти гробницы очень интересны, их стоит посмотреть. Как видно, уже во времена Римской империи эти памятники египетской архитектуры считались местами, привлекающими внимание и интерес путешественников. Естественно, уже тогда гробницы были давно ограблены, лишь немногие избежали этой участи. Напрасно вход в гробницу тщательно маскировали.

Тутмос I был первым египетским фараоном, которого похоронили в Долине царей. Гробницы первых фараонов XVIII династии относительно невелики; погребальная камера, в которой стоит саркофаг фараона, украшена столбами и имеет овальную форму. Как правило, путь через помещения делает хотя бы одно колено, а в некоторых случаях он строится по неправильной кривой. В более поздние времена гробницы стали более протяженными, и в конце XIX династии их планировка вновь стала линейной. Некоторые захоронения простирались под землей на сотни метров. Например, гробница царицы Хатшепсут имела длину 213 м и уходила на глубину 97 м. В конце гробницы находится погребальная камера с саркофагом.

Свод царских гробниц имел обычно цилиндрическую форму. Стены были украшены цветными барельефами и картинами. На них изображалась жизнь в загробном мире, путь усопшего, жизнь богов. Эти настенные росписи и барельефы являются прекрасными памятниками древнеегипетского изобразительного искусства. Гробница символизировала загробный мир, по которому каждую ночь путешествует Солнце. В силу этого каждое помещение, коридор гробницы имели свое собственное имя. В гробнице Рамсеса IX спуск назывался «первым коридором бога». Найденные в других усыпальницах глубокие шахты, вероятно, тоже имели отношение к этой системе символов. Согласно результатам новейших исследований эти шахты отождествлялись с той глубокой пещерой, над которой должна была проследовать ладья бога Солнца. Саркофаг фараона был сделан из чистого золота, из золота были сделаны и культовые предметы в погребальной комнате. Поэтому ее называли «золотым домом». Впрочем, такое название заслуживала вся царская гробница. В ней были собраны огромные сокровища. Если судить об этом по тем драгоценностям, которые были найдены в гробнице фараона Тутанхамона, маленькой в сравнении с другими гробницами, можно представить, какие сокровища хранили гробницы великих фараонов.

Спрямление внутренней планировки гробниц связано с усилением культа бога Солнца, первые такие гробницы были сооружены в Ахетатоне, столице фараона Эхнатона. Линейная планировка внутренних помещений служила для того, чтобы лучи Солнца могли проникнуть как можно дальше, достичь самых отдаленных уголков гробницы, погребальной камеры и саркофага фараона. Так как вход в гробницу был замурован, это имело чисто символическое значение.

Итак, фараоны Нового царства старались скрыть место своей гробницы. Но они не утратили веру в божественную силу пирамиды, просто ее роль была отведена горе, возвышавшейся над долиной. Продолжает жить и символика Солнца. Свои заупокойные храмы фараоны Нового царства строили вдали от своих гробниц, на границе пустыни и плодородной земли.

После того, как распалось Новое царство, правители Египта прекратили строить скальные гробницы в Фиванских горах. Фараоны, как ни старались замаскировать вход в свои могилы, грабители отыскивали его. Поэтому египетские цари, начиная с фараонов XXI династии, начали строить подземные погребальные камеры на территории храма Амона в новой столице Танисе. Эта территория считалась священной и была огорожена стеной. В Фивах одновременно возводили так называемые «дома Ка», по примеру древних символических гробниц фараонов в Абидосе.