Проблемы с голосом: устранение голосовых зажимов. Легче говорить: три упражнения, чтобы снять голосовые зажимы

Чистосердечное признание) Да, я смотрю проект «Голос»! Для заядлой радийшицы, апатичной к современным шоу, к тому же, без телевизора дома – это странный выбор, но разумное зерно я ухватила. Например, познакомилась с людьми, которые готовят к вокальным конкурсам. От них-то и узнала о резонансной теории пения, которую с успехом, оказываются, применяют и дикторы.

Резонанс и глухой голос

По сути, резонансная теория звукоизвлечения (РТЗ) при систематических занятиях может избавить от глухого и невыразительного голоса. В теории резонанс может усилить звук до бесконечности. Единственная хитрость - резонатор усиливает не любой звук, а только тот, который соответствует его резонансной частоте. Что это означает?

Когда вы находитесь в ванной, резонатором служит комната с тем объемом воздуха, который в ней находится. Когда вы начнете говорить, только один звук ванная усилит во много раз. Но как же сделать так, чтобы ВСЕ звуки были звонкими, а не глухими, чтобы тело вибрировало, когда вы говорит? Для этого резонатором нужно сделать свое тело.

Ищем резонатор внутри себя

*резонаторное отверстие гитары

Резонатор – пустотелый сосуд , наполненный воздухом и сообщающийся с окружающим пространством.

Ученые выяснили, что всего в теле человека 2 типа резонаторов :

  • Нижние : трахеи и бронхи
  • Верхние : глотка, носоглотка, ротовая полость, носовая полость, гайморовы пазухи и лобные пазухи

Основой для всех этих полостей - резонаторов является воздух. Чтобы понять, насколько объем находящегося в них кислорода влияет на звук, проведем небольшой эксперимент. Возьмем стеклянную банку, нальем небольшое количество воды и подуем у горлышка. Звук, который мы услышим, будет высокий. Значительно увеличив объем воды, сделаем тоже самое. Звук станет ниже. По такому же принципу работает и наш организм: чем меньше кислорода мы вдыхаем, тем выше мы говорим.

Главное : Для создания звукового эха необходимо правильно дышать - диафрагмой - и развивать систему резонаторов, добиваясь вибрации тела и одновременной работы верхних и нижних резонаторов. Только сообща, они будут давать отличный результат.

Важное НО . Во всем, что касается голоса, важны природные данные. Резонатор, как вы уже поняли, усиливает звуки, но не создает их . Нужен вибратор, и в теле человека это связки. У каждого из нас они имеют разную длину. У басов от природы до 2,5 см, у сопрано-1,5 см. И так же как гитара с резонатором в виде резонаторного отверстия зазвучит иначе, если все струны укоротить, так и человеческие голоса будут звучать по-разному. Это к тому, что резонатор может увести голос из глухого в звонкий, но заговорить, как Николай Мартон, например, получится вряд ли. Сурово, но это правда. Физиология многое решила за нас!

Заветная техника


Техника, кстати, очень действенная! Её мне рассказали вокалисты , и я действительно чувствую, что голос после занятий становится объёмнее и плотнее. Работая с динамическим микрофоном в студии, мне это, ох, как необходимо)

#1 Исходное положение : Стоя положите одну руку на живот, другую на грудь. Запрокиньте голову назад, откройте рот и немного вытянитесь вверх. Гортань должна принять положение, будто вы глотаете куриное яйцо. Берем глубокое дыхание через рот и …

  • Тянем ААААА на разных высотах, контролируя появление вибрации в груди
  • Говорим отрывисто Да-да-да, Дэ-дэ-дэ-дэ, Ди-ди-ди-ди, До-до-до-до, Ду-ду-ду-ду
  • Произносите протяжно слог ХААААААА. Задача – испытывая вибрацию в груди и опуститься максимально низко с этим слогом.
  • Из исходного положения руку с живота переносим на переносицу и произносим ХААААА-МММММ, поднимая голову в естественное положение. В процессе вибрация не должна уходить из груди в переносицу, она должна быть и там, и там.

#2 Исходное положение : Лежа на спине, берем активное глубокое дыхание носом, руки на рёбрах контролируют диафрагмальный вдох

  • Укладываемся на диван и свешиваем голову. Произносим ХАААААМММММ также, как и в прошлом упражнении, приподнимая голову. Делать больше трех раз и при головокружении не рекомендуется.
  • Укладываемся на ковер, произносим звук МММММ, чувствуя, как он заполняет всё ваше тело. Постарайтесь заставить завибрировать весь организм.
  • Укладываемся на ковер и отрывисто произносим Да-да-да, Дэ-дэ-дэ-дэ, Ди-ди-ди-ди, До-до-до-до, Ду-ду-ду-ду.

# 3 Исходное положение : Стоя сделайте глубокий вдох ртом и на выдохе протяните:

  • ММММММ, в процессе опустите голову и почувствуйте, как вибрация появляется в головном резонаторе, можно прикоснуться ладонью ко лбу, носу и макушке, проделайте тоже самое с буквами Н, З и В.
  • ММММА, НННННА, ЗЗЗЗЗЗА, ВВВВВВА
  • МА-МА-МА, НА - НА-НА, ЗА-ЗА-ЗА, ВА-ВА-ВА
  • Наклоняясь вперед, на выдохе произносите гласные «у» и «о» длительно, протяжно и максимально низко.

Юлиана Романова

P.S. Еще больше полезных упражнений вы можете найти по тегу

– различные расстройства голосовой функции, обусловленные патологическим состоянием органов голосообразования. Нарушения голоса проявляются его недостаточной силой, высотой, искажением тембра, голосовым утомлением, першением, болью, «комком» в горле. При нарушениях голоса пациент должен быть проконсультирован отоларингологом и фониатром с исследованием голосовой функции, а также обследован логопедом. Преодоление нарушений голоса включает медицинские мероприятия (медикаментозное или хирургическое лечение, ФТЛ, психотерапию) и логопедическое воздействие (голосовой режим, дыхательную и артикуляционную гимнастику, фонопедические упражнения и др.).

Причинами периферических органических нарушений голоса выступают различные воспалительные заболевания или анатомические изменения голосового аппарата. В их числе – хронические ларингиты , ожоги и травмы гортани , периферические парезы и параличи (при поражении возвратного нерва), «певческие узелки », опухоли (папилломатоз) гортани, послеоперационные рубцы и стенозы гортани , состояние после резекции гортани или ларингэктомии.

При функциональных нарушениях голоса деятельность голосового аппарата нарушается при отсутствии органических повреждений. Центральные функциональные нарушения голоса (психогенная афония) является следствием острой психотравмирующей ситуации. Чаще возникает у женщин, склонных к невротическим реакциям.

Периферические функциональные нарушения голоса по типу фонастении могут быть вызваны чрезмерными голосовыми нагрузками, несоблюдением голосового режима при респираторных заболеваниях. Патологическая мутация голоса у подростков может быть обусловлена эндокринными нарушениями, ранним курением, перегрузкой голосового аппарата в этот период. К гипотонусной дисфонии и афонии чаще всего приводит двусторонний миопатический парез (парез внутренних мышц гортани), вызванный ОРВИ , дифтерией , гриппом , сильным напряжением голоса. Развитие гипертонусной (спастической) дисфонии и афонии, как правило, связано с чрезмерным форсирование голоса.

Симптомы органических нарушений голоса

Нарушения голоса при хронических ларингитах обусловлены поражением нервно-мышечного аппарата гортани и несмыканием голосовых складок. Дефект голоса выражается утратой нормального звучания, сильной утомляемостью, иногда - невозможностью выполнения голосовой нагрузки. Характерны неприятные субъективные ощущения в горле – царапанье, першение , саднение, ощущение «комка», боль, давление.

В случае периферических параличей и парезов гортани голос может отсутствовать совсем или иметь хриплое звучание. Нарушение голоса сопровождается сильным речевым утомлением, рефлекторным кашлем, поперхиванием, расстройством дыхания. Дискоординация фонации и дыхания значительно утяжеляет дефект.

Нарушения голоса, связанные с доброкачественными и злокачественными опухолями гортани развиваются постепенно, по мере роста образований. После любого, даже щадящего оперативного вмешательства на гортани возникают преходящие голосовые нарушения. При удалении гортани человек полностью лишается голоса; при этом резко нарушается функция дыхания, поскольку происходит разобщение трахеи и глотки.

При центральных парезах и параличах гортани, наблюдаемых при дизартрии и анартрии, голос становится слабым, тихим, прерывистым, глухим, монотонным, нередко – с назальным оттенком.

Органические нарушения голоса, возникшие у ребенка раннего возраста, сопровождаются отставанием в речевом развитии, задержкой накопления словаря и развития грамматических структур, нарушением звукопроизношения, трудностями коммуникации и ограничением социальных контактов. Нарушения голоса, развившиеся во взрослом возрасте, могут обусловливать профессиональную непригодность.

Симптомы функциональных нарушений голоса

Будучи периферическим функциональным нарушением голоса, фонастения является профессиональным «заболеванием» лиц голосоречевых профессий. К проявлениям фонастении относятся невозможность произвольно регулировать звучание голоса, (усиливать или ослаблять), прерывание (осечки) и быстрая утомляемость голоса, охриплость. В остром периоде фонастении голос может пропадать совсем. В большинстве случаев фонастения не требует лечения; голос восстанавливается самостоятельно после периода отдыха.

При гипотонусной дисфонии вследствие пареза внутренних мышц гортани развивается несмыкание голосовых складок, что проявляется осиплостью голоса, голосовым утомлением, болями в мышцах шеи и затылка; в тяжелых случаях возможна только шепотная речь. При гипертонусной дисфонии, обусловленной тоническим спазмом гортанных мышц, голос искажается, становится глухим, грубым; при афонии – не возникает совсем.

Патологическая мутация может выражаться в сохранении высокого звучания голоса после истечения пубертатного периода, неустойчивости голоса (чередовании низких и высоких тонов), дисфоничном звучании и т. д.

Функциональное нарушение голоса центрального характера (истерический мутизм, психогенная афония) характеризуется полной одномоментной потерей голоса, невозможностью шепотной речи, но при этом сохранным звучным смехом и кашлем. Важным дифференциальным признаком является изменчивость формы несмыкания голосовых складок. Течение психогенного нарушения голоса длительное, возможны неоднократные рецидивы после восстановления голоса.

Диагностика

Установление причин нарушений голоса проводится отоларингологом , фониатром , неврологом ; исследование основных характеристик голоса – логопедом . Для выявления анатомических или воспалительных изменений голосового аппарата выполняется ларингоскопия ; с целью оценки функции голосовых складок - стробоскопия . В диагностике опухолевых поражений незаменимы рентгенография и МСКТ гортани . Для получения сведений о функции мышц гортани проводится электромиография . С помощью лекарственных препаратов, ингаляции), по показаниям – хирургическое лечение ЛОР-патологии (удалении избыточной ткани голосовых складок, резекция гортани, ларингэктомия и др.).

Логопедическую работу по восстановлению нарушений голоса следует начинать как можно раньше, чтобы предупредить фиксацию патологической голосоподачи, добиться лучших результатов, предотвратить развитие невротических реакций на дефект. Основные направления коррекционной работы включают психотерапию, коррекцию дыхания, развитие координации фонации и артикуляции, автоматизацию достигнутых навыков и введение голоса в свободное речевое общение. На логопедических занятиях по коррекции дисфонии используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения. У больных после экстирпации гортани проводится работа над формированием пищеводного голоса.

Прогноз и профилактика

Эффективность коррекции нарушений голоса во многом зависит от их причины, сроков начала лечения и логопедических занятий. При грубых анатомических изменениях голосового аппарата и центральных параличах обычно удается достичь лишь той или иной степени улучшения. Нарушения голоса функционального характера, как правило, устраняются полностью, однако при несоблюдении рекомендаций логопеда возможны рецидивы. Важное значение в успехе коррекции нарушений голоса принадлежит организованности и настойчивости пациента.

С целью предупреждения нарушений голоса необходимо воспитание правильных голосовых привычек (не форсировать голос), профилактика простудных заболеваний, отказ от курения и алкоголя, приема чрезмерно охлажденной и горячей пищи. Лица голосоречевых профессий должны владеть навыками диафрагмального дыхания и правильной голосоподачи. Любую, даже самую малую, простуду недопустимо переносить на ногах; в период болезни следует соблюдать щадящий голосовой режим.

, медицинская энциклопедия , справочник лекарственных препаратов, медицинский справочник болезней, энциклопедия лекарств , описание лекарственных средств онлайн и бесплатно, заболивания, таблетки и полезные диеты. Глухой голос

Медицинская энциклопедия / Медицинские статьи / ЛОР / Глухой голос

Глухой голос

Вдруг на ровном месте мы иногда начинаем хрипеть и сипеть, удивляясь странным переливам собственного голоса. Почему так происходит? Рассказывает отоларинголог-фониатр знаменитой поликлиники Большого театра Зоя Андреевна ИЗГАРЫШЕВА.

Охриплость - явление широко распространенное. При охриплости наш голос теряет нормальное, привычное звучание. Из целого букета причин можно выделить четыре основные.
Во-первых, охриплость вызывают вирусные инфекции, все виды респираторных заболеваний. Голосовые складки расположены между хрящами гортани и, естественно, воспалительные процессы верхних дыхательных путей непосредственно влияют на их состояние. Такая охриплость проходит и, как правило, бесследно одновременно с исчезновением основной первопричины - инфекции.

Вторая и самая, пожалуй, распространенная причина - курение и алкоголь. У курильщиков с солидным стажем звук голоса характерно изменен. Не все знают, что дым, вдыхаемый при курении, имеет очень высокую температуру. Во время вдоха (затяжки) обжигается слизистая оболочка гортани и дыхательных путей. От высокой температуры сосуды резко расширяются и впитывают канцерогенные вещества и смолы.
В результате стремительного всасывания всех вредных компонентов появляются отечность, кровоизлияния, утолщения, узлы и полипозы голосовых складок. Все эти патологические изменения приводят к появлению глухого хрипловатого звука, который и отличает голос курильщика.

Следующая стадия изменения речевого аппарата гораздо более опасна. Длительное злоупотребление курением и алкоголем вызывает одно из самых страшных заболеваний - рак горла и гортани.
Причина третья - крик. Она характерна для людей с неуравновешенным характером. Для тех, кто живет в состоянии острых конфликтов, разрешаемых на повышенных тонах. Такого рода охриплость встречается у военных командиров, руководителей и начальников разного ранга. Одни по долгу службы отдают громкие распоряжения, другие - голосом "утверждают" свое служебное положение. При крике голосовые связки сильно напрягаются и сближаются, повреждаясь при соприкосновении. Часто страдают голосовыми расстройствами дети-крикуны.

Переутомление голосового аппарата - четвертая причина. Она встречается у людей "голосового" труда: учителей и артистов, лекторов и воспитателей, операторов и дикторов. Их голос должен иметь богатый спектр оттенков, передавать звуковые нюансы, владеть разнообразием интонаций. Людей вышеперечисленных профессий голос кормит. Состояние их голосового аппарата зависит от грамотной постановки голоса, которая
непосредственно связана с правильным дыханием. Недаром сейчас в педагогических вузах и училищах, а не только в театральных, работают специалисты-фонопеды.

С неприятными последствиями сталкиваются курящие люди этих профессий. Мне приходилось помогать многим артистам и певцам. Самые
дисциплинированные среди них - обладатели чистого, хрупкого и нежного голоса - теноры. Драматические артисты, оперные басы и артисты хора курят часто. И несмотря на профессионально поставленные голоса, с годами они их постепенно теряют.

При охриплости или внезапной потере голоса необходимо выяснить причину. Если она заключается в перенапряжении голосового аппарата - пощадите его. После нескольких часов голосовой нагрузки дайте голосу покой и отдых. Это поможет снять напряжение с голосовых складок. Постарайтесь помолчать и исключить даже телефонные разговоры. Старайтесь меньше говорить на морозе. Зимой, попадая из теплого помещения на улицу (и наоборот), хотя бы в течение нескольких минут дайте вашему голосу адаптироваться. При любой резкой смене температуры не начинайте громкого разговора.

Охриплость, тем более повторяющаяся, требует незамедлительного обращения к врачу для выявления главной причины, для исключения патологии и назначения лечения. Самолечение в данном случае малоэффективно. Из всех методов самолечения помогут, несомненно, только два: отказ от курения как одного из самых опасных факторов риска и режим голосового покоя. У других методов лечения свои плюсы и минусы.
Традиционные полоскания проникают лишь в область горла, не достигая гортани и голосовых складок. Паровые домашние ингаляции "поборют" только простуду. Физиопроцедуры, специальные впрыскивания, инъекции и другое лечение может назначить врач-специалист. Своими силами здесь трудно обойтись.

Тамара ГРИГОРЬЕВА

Почему бывает так, что иногда ни с того ни сего мы начинаем сипеть и хрипеть, с удивлением слушая странные переливы собственного голоса? Комментирует Зоя Андреевна ИЗГАРЫШЕВА, отоларинголог-фониатр знаменитой поликлиники Большого театра.

Охриплость - это явление не редкое. Охриплость ведет к потере голосом нормального звучания. Причин возникновения этого явления множество. Рассмотрим четыре основные причины.

В первую очередь причиной охриплости могут быть вирусные инфекции, а также все виды респираторных заболеваний. Голосовые складки находятся непосредственно между хрящами гортани, поэтому, если верхние дыхательные пути воспалены, это непосредственно влияет на их состояние. В таком случае, при исчезновении первопричины - инфекции - охриплость проходит и, как правило, бесследно.

Вторая причина возникновения охриплости, пожалуй, самая распространенная - алкоголь и курение. Звук голоса курильщика с большим стажем характерно изменен. Немногие знают, что температура дыма, вдыхаемого при курении, очень высока. Из-за этого слизистая оболочка дыхательных путей и гортани обжигается при каждой затяжке. От ожога кровеносные сосуды резко расширяются и очень быстро впитывают смолы и канцерогенные вещества. Из-за этого появляются кровоизлияния, отеки, узлы, утолщения и полипозы голосовых складок. Такие патологические изменения способствуют появлению хрипловатого глухого звука, характерного для голоса курящего человека.

Однако это еще не все - следующая стадия гораздо опасней. Большой стаж курения и злоупотребления алкоголем может привести к возникновению одного из самых ужасных заболеваний - рака горла и гортани.

Еще одна причина охриплости - крик. От этого чаще всего страдают неуравновешенные, быстро «взрывающиеся», люди. То есть те, кто практически постоянно находится в состоянии конфликтов, разрешаемых на повышенных тонах. Такая охриплость часто встречается у руководителей, военных и начальников разного уровня. Для одних громкий голос - служебная необходимость, для других средство "утверждения" своего служебного положения. Во время крика голосовые связки повреждаются из-за того, что сильно напрягаются, сближаются и соприкасаются. Также охриплостью страдают дети-крикуны.

Четвертая причина - обычное переутомление голосовых связок. Это профессиональная болезнь людей "голосового" труда: артистов и учителей, воспитателей и лекторов, дикторов и телефонных операторов. Для людей этих профессий голос - инструмент труда, он их кормит. Поэтому он должен обладать богатым спектром оттенков, передавать разнообразие интонаций и нюансов звука. Для обеспечения нормальной работы голосового аппарата необходима грамотная постановка голоса, которая невозможна без правильного дыхания. Этой проблемой занимаются специалисты-фонопеды, которые работают сейчас не только в театральных, но и в педагогических училищах и ВУЗах.

Особенно много проблем возникает у курящих людей этих профессий. Многим артистам и певцам была необходима моя помощь. Теноры - самые дисциплинированные среди певцов, так как у них очень нежный и хрупкий голос. Чаще всего курят оперные басы, драматические артисты и хористы. Из-за курения с годами они постепенно теряют свои голоса, несмотря на то, что в свое время они были профессионально поставлены.

Первым делом при внезапной потере голоса или охриплости нужно выяснить причину этого явления. Если это произошло из-за перенапряжения голосового аппарата - дайте ему отдохнуть. Обеспечьте голосу покой и отдых, чтобы снять с голосовых связок напряжение. Помолчите. Избегайте разговоров на морозе. Дайте вашему голосу хотя бы несколько минут на адаптацию, когда зимой из теплого помещения Вы выходите на улицу (и наоборот). И ни в коем случае не повышайте тон при любой резкой смене температуры.

В любом случае при появлении охриплости, тем более, если она неоднократно повторяется, нужно обратиться к врачу, чтобы определить причину ее возникновения, исключить возможность патологии и определить необходимый курс лечения. Не увлекайтесь самолечением, так как оно малоэффективно. Единственное, что можно сделать без обращения к врачу - бросить курить и обеспечить голосовому аппарату полный покой. У всех других методов самолечения есть свои плюсы, но много минусов и могут быть противопоказания.

Например, при обычном полоскании, лекарственное средство проникает только в область горла, и не доходит до голосовых складок и гортани. Ингаляции способны бороться только с простудой. Все остальные методы лечения должны назначаться только врачом-специалистом.

ФОТО Getty Images

Эта тема возникла неожиданно. Как-то однажды на тренинге мы получили задание: прочесть одну и ту же фразу с разными интонациями. Ведь богатым считается именно голос со щедрой мелодикой, позволяющий себе легко взлетать и падать, играть оттенками. Интонации были написаны для каждого на листочках, фраза на доске гласила: «Какой сегодня день. Не то слово». Интрига была в том, чтобы угадать интонацию. И вот одна из нас начинает: «Какой сегодня день», а остальные догадываются – ирония? ехидство? Не угадали. Это звучала интонация радости в исполнении автора. Другая девушка читает: «Какой сегодня день. Не то слово» – и мы спрашиваем у нее: грусть? тревога? Снова не угадали – фраза читалась с интонацией удивления.

Обнаружилась странная вещь: в голосе у каждой из нас прозвучала та базовая жизненная интонация, тот голос души, который мы сами даже не осознаем. У кого-то в речи всегда есть нотки жалобы, чей-то голос звучит вопросительно, а кто-то, наоборот, одним звуком своего голоса может успокоить и вернуть надежду.

Вот так. Мы произносим слова, чтобы что-то сообщить, а оказывается, сама мелодика нашей речи уже все сказала за нас. Музыка, скрывающаяся за словами. И если словами мы говорим одно, а интонацией – другое, поверят не словам, а ей.

Почему нас не слушают?

И осознаем ли мы, как наш голос звучит со стороны? Судя по всему, иногда он живет какой-то своей активной жизнью. Не слушается. У каждой из нас оказались к нему (и к себе самим) вопросы: «Как снять зажимы, когда ведешь тренинг по логистике, а голос садится?»; «Не умею его контролировать – как только вижу мужчину, начинаю тараторить». «Что делать с плоским и монотонным голосом переводчику?» «Меня не слушают, да мне и самой не нравится, что я говорю»...

Я спросила об этом психолога Валерию Агинскую. Она решила ответить вопросом на вопрос: «А знаете ли вы, какой процент в общении приходится на то, что мы рассказываем о себе словами?» По статистике – всего 7%. Иными словами, нас понимают только на 7% из той информации, которую мы предоставляем с помощью слов. Намного больше – на 35% – за нас говорит наша интонация, ритм речи, сбивчивость дыхания. Именно то, что мы, тщательно подбирая слова, практически не контролируем и что выдает наши эмоции и вообще отношение к жизни.

Это значит, что само звучание нашего голоса решает очень многое. Оттого-то и есть люди, которых «не слышат», «не слушают». Тон их голоса сообщил о том, что человек не уверен, боится – или ему в глубине души давно неинтересно то, о чем говорят. Даже в простом «здравствуйте» можно расслышать скрытую агрессию или обещание скандала или искреннюю радость и оптимизм.

Почему мне не нравится мой голос?

Есть множество людей, которым не нравится собственный голос, особенно в записи. А знаете почему? Мы не слышим себя так, как мы звучим для других. Мы слышим себя «изнутри собственного тела» со всеми его резонаторами. И еще потому что мы не принимаем самого себя. Нам не нравится в собственном голосе его скованность, зажатость, и правильно не нравится! Потому что это значит, что мы не хотим быть зажатыми и скованными. Но сам наш голос как пленник – если дать ему свободно лететь, если услышать его без зажимов, он у каждого прекрасен. Глубокий как виолончель, нежный как кларнет, летящий как скрипка.

Многие хотят что-то в своем голосе изменить: сделать более высоким, тонким, женственным. Но работать надо в первую очередь над тем, чтобы ваш природный голос, такой как есть, звучал свободно и наполненно, свободно поднимался вверх и спускался, если надо, вниз до каких-то своих бархатных ноток. Голос может казаться вам глухим, плоским, невыразительным и при этом объективно по тону он высокий, выше первой октавы. Но голос настолько уникален, что в течение жизни он остается таким, каким он нам дан природой. Как в «12 стульях» Ильфа и Петрова: «Когда женщина стареет, с ней могут произойти многие неприятности: могут выпасть зубы, поседеть и поредеть волосы, развиться одышка, может нагрянуть тучность, может одолеть крайняя худоба, но голос у нее не изменится. Он останется таким же, каким был у нее гимназисткой, невестой или любовницей молодого повесы».

«Если подойти к роялю, можно найти свою ноту – именно ту, на которой звучите вы. Вот такая у каждого своя музыка, – говорит Валерия Агинская. – Она ваша, и ее надо принять и полюбить. А дальше будем работать над «спасением», освобождением своего голоса. Тембр голоса ваш, и он останется с вами, он дан вам так же, как и ваше уникальное тело, а вот подарить голосу полетность, звонкость, глубину, певучесть вполне возможно».

Что сообщает о нас голос? Как легче говорить?

  • Интонация

Здесь нужно сознательно себя контролировать. Если вам предстоит говорить на публике – обязательно продумайте, с какой интонацией вы будете произносить свои слова. Даже прекрасно написанный текст потеряется, станет скучным, если читать его неуверенно или монотонно. Иногда совершенно разумные идеи и предложения могут отклонить и начать с вами спорить, потому что вы подали их с интонацией всезнайки, приказным и требовательным тоном.

Как изменить присущую вам базовую интонацию, которая выдает ваши эмоции? Станьте немного актером, попробуйте сначала произносить какие-то фразы как ваша любимая актриса или тот, кем вы восхищаетесь. Сначала это будет непривычно, а потом, если это действительно «ваше», станет частью вашего образа. Это не произойдет сразу, на это потребуется тренировка.

  • Темп и ритм

Кто-то делает долгие паузы; речь может быть торопливой и сбивчивой, а может звучать размеренно и монотонно.

Что такое, если вдуматься, темп речи? Это отражение нашего отношения к жизни, того, как мы торопимся жить. А ритм – ну что ж, если он сбивчивый, получается, мы и сами живем не по плану, нас несет ее поток. Такую информацию о нас может считать любой, кто услышит нашу торопливую и сбивчивую скороговорку. Наверное, этого достаточно для того, чтобы вы захотели звучать немного иначе.

Для начала попробуйте прочесть какой-нибудь текст по слогам и нараспев, чтобы замедлить свой бег, приучить себя говорить спокойно. А потом – подумайте, ритм ведь есть у всего живого! Наша речь ритмична, как ритмична музыка. Ритм передает энергию, биение жизни. Он может немного замедляться, он может ускоряться, но он должен быть живым.

  • Дикция и артикуляция

Очень многие из нас проглатывают звуки и не считают, что это важно. Кто бы подумал, что наша дикция может оказаться важнее того, что мы знаем и говорим? Отчетливая речь характеризует уверенного в себе человека – вспомните, как говорила Гермиона Грейнджер в «Гарри Поттере». Такого человека всегда слушают, даже если он будет говорить шепотом.

  • Громкость и высота

Некоторые люди боятся говорить громко или искусственно завышают свой голос.

Здесь один совет: позвольте себе быть заметным! Позвольте своему голосу «дотянуться» до самого дальнего угла комнаты, переговаривайтесь с домашними, находясь в разных комнатах. Поверьте в то, что вы произносите важные вещи и все хотят их услышать.

Позвольте себе быть заметным!

Но прежде надо понять, что говорим мы не голосовыми связками. Представьте тот поток воздуха, который несет к голосовым связкам наше «мышиное дыхание», если мы дышим быстро и часто, как мышка. Или если мы сжимаемся и делаем паузу на выдохе.

Говорит все наше тело, свободное, прочно стоящее на земле обеими ногами. Его легкость передается с потоком воздуха нашим легким, а они несут этот поток к гортани, и он так же свободно и плавно течет, облекаясь в звуки вашей речи. Легкий вдох – и снова слова, те, которые вы вольны произнести, с полной свободой и уверенностью. Тогда и речь звучит как музыка, которую хочется слушать.

Громкий и звучный голос – это признак нашей животной силы, здоровья, он убеждает. Глухой, сдавленный, прерывистый голос скован мышечными зажимами, о которых мы и поговорим. Они же являются и психологическими. Что сдерживает нас от того, чтобы проявить себя?

КАК СНЯТЬ ГОЛОСОВЫЕ ЗАЖИМЫ

  • Зажим № 1. Сжатые челюсти
    Он возникает от стремления не закричать от гнева, скрыть эмоцию. Хранить свои проблемы в себе. Чтобы сдержать гнев или боль, мы стискиваем челюсти. Чтобы снять такой зажим, нужно расслабить мышцы челюсти. Можно двигать ее своей рукой вверх-вниз, можно открывать, а закрывая, оказывать сопротивление рукой, – чтобы она преодолевала это сопротивление с усилием. Потом попробуйте опустить свою челюсть рукой вниз и произносить в таком положении звуки «а-о-у». Послушайте, как свободно они теперь звучат.
  • Зажим № 2. Сдавленная гортань
    Когда мы хотим подавить плач, у нас сжимает горло. Что нужно с этим делать? Разжать гортань, расправить даже мысленно этот мышечный ком.
    Лучшее упражнение для этого – просто зевать, громко, долго и протяжно, не стесняясь. Тогда уйдет сдавленность, покашливание и першение в горле.
    И кстати, те из нас, кто говорит в нос, делают это тоже по причине сжатости гортани. У них напряжен корень языка, сжата гортань, и потому звук выходит через нос.
    Еще одно упражнение для того, чтобы расслабить гортань, – смех. Но не простой. Однажды на занятии кундалини-йогой нам дали такое задание: смеяться ровно 10 минут. Как засмеяться по заказу в поздний час, ни над чем, и при этом не выглядеть глупо перед другими «йогами»? Мы скромно и слегка фальшиво захихикали. Это оказалось заразительным, и мало-помалу смех стал общим, к хору добавлялись все новые солисты. Особенный эффект произвел У многих уже текли слезы и не хотелось останавливаться… Вот такой «смех по заказу» снимает зажимы гортани.
  • Зажим № 3. Губы
    Зажим возникает от нашей привычки «улыбаться из вежливости». От такой притворной улыбки голос приобретает натянутость, кукольную сладость и кажется сдавленным и плоским.
    А слушать его неприятно по той причине, что мы незаметно для себя «проговариваем» вместе с говорящим его слова, повторяя его артикуляцию, так же, как он напрягая гортань или сжимая губы.

Не зря Фридрих Ницше сказал: «Наиболее понятным в языке бывает не самое слово, а тон, ударение, модуляция, темп, с которыми произносится ряд слов, – короче сказать: музыка, скрывающаяся за словами; страстность, скрывающаяся за музыкой; личность, скрывающаяся за страстностью: то есть все то, что не может быть написано…»