Объект предмет и структура географии. Физическая география и её структура. История развития географии

Опр. ДНФ называется совершенной отн-но дан.мн-ва переем-х, если каждая переем-я входит в каждую элементарную конъюнкцию (с отрицанием или без отрицания), причем ровно один раз.Элементарные конъюнкции, вход.в СДНФ д.б.различными.Н-р:

1) xyz xyz– СДНФ от x, y, z.

2) xy– СДНФ от x, y, но не является СДНФ от x, y, z.

Замечания 1. const.º0 – СДНФ;

2. ДНФ, найденная табличным способом, является СДНФ.

3. F= – СДНФ от переменной x, но не является СДНФ от x, y, z, которая может быть из нее получена: F= = = – СДНФ от x, y, z.

Теорема. Всякая ф-ла ал-ры выс-й имеет равносильную ей СДНФ, кот.опр-ся с точ-ю до порядка записи элемент-х конъюнкций.

2. Понятие булевой функции. Таблица истинности формулы Подставляя в ф-лу вместо пропозициональных пер-x, y, z,… значения 0,1, и выполняя действия, мы б.пол-ть знач-я ф-лы.Опр. Булевой ф-цией наз-ся ф-ция, зад. на мн-ве {0,1} и приним.знач-я из этого же мн-ва.Каждой ф-ле алгебры в-й соответствует булева ф-ция и притом единственная. Таблица знач-й этой ф-ции наз-ся таблицей истинности.Лемма. Сущ. 2 n наборов, элементами кот-х явл-ся нули и единицы, длины n. (Длина набора – число символов, входящих в набор).Док-во методом математической индукции:

1. Пусть n=1: Имеем 2 набора {0},{1}.

2. Предположим, что утверждение леммы справедливо для n=k. Существует 2 k наборов длины k, элементами кот-х явл-ся нули и единицы.

Применим к набору (1) след. преобразование: сначала допишем в конце набора 0, а затем 1. В рез-те, из одного набора длины k получим два набора длины (k+1).

Таким же образом поступим с каждым из 2 k наборов. Всего наборов получится:2×2 k =2 k +1 .По принципу мат.индукции утверждение леммы справ-во для люб.нат.числа n.Теорема. Существует 2 2 n булевых функций от n переменных.Р!булевы ф-ции от 2 пер-х:

f 0 º0 – константа, f 1 =x&y – конъюнкция

f 2 = , f 3 =x – повторение аргумента x, f 4 = ,f 5 =y – повторение аргумента y, f 6 = , f 7 =xÚy – дизъюнкция. f 8 = – стрелка Пирса, f 9 =x«y – эквивалентность, f 10 = – инверсия y, f 11 =y®x – импликация,f 12 = – инверсия x, f 13 =x®y – импликация,f 14 = – штрих Шеффера,f 15 º1 – константа. Среди перечисленных 16-ти ф-ций две ф-ции – константы, 4 ф-ции зависят от одной пер-й и 10 – от 2-х.Особую роль играют булевы ф-ции тождественно рав.1 при люб.наборах знач-й пер-х.

Опр. Формула (АВ) наз-ся тождественно истинной (тавтологией), если она принимает значение «истина» при люб.знач-х переем-х, входящих в ф-лу.

Пример: F(x,y)=(x®y) Ú (y®x)

1.ВЫСКАЗЫВАНИЯ.Алгебра высказываний.Высказывания и операции над ними Выс-е–основное,неопределяемое понятие.Любые утверждения,об ист-ти или лож-ти кот-х имеет смысл говорить, мы б.наз-ть высказываниями , при этом мы можем не знать, истинно ли данное выс-е или нет. Выс-ми, например, б.след. утверждения:- «Кама является одной из крупнейших рек России»;- «8 – есть простое число»;- «9000 –я цифра в десятичной записи числа π есть 7». Первое из этих утвержд-й истинно,второе–ложно; ист-ть или лож-ть третьего утверж-я нам неизвестна.Выс-я б.обоз-ть лат.буквами (прописными и строчными, с индексами и без них): A, B, C, ..., A1, A2, C3, …,p, q, r, …, q2, q3 … .Итак, пусть p, q, r –выс-я или пропозициональные (высказывательные) переменные, кот.м.принимать два значения истинности: Л (0; F – false) и И (1; Т – true). Разл. образом сочетая выс.-я м\д собой, мы м.пол-ть новые выс-я. Н-р, из двух выс-й: «Пермь – столица Пермского края» и «8 – есть простое число» м.пол-ть след.выс-я:-«Пермь–столица Перм. края и 8 – есть пр. число»,- «Пермь – столица Пермского края или 8 – есть простое число»,- «Если Пермь – столица Пермского края, то 8 – есть простое число»,- «Пермь – столица Пермского края тогда и только тогда, когда 8 – есть простое число».Из перв.выс-я м. получить новое выс-е - «неверно, что Пермь является столицей Пермского края», т.е. выс-я, явл.отрицанием первого.Приведенные сочетания выс-й образуются при помощи слов «И»; «ИЛИ», «ЕСЛИ…, ТО», «ТОГДА И ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА…», «НЕ». В математической логике для обозначения этих основных типов сочетаний, имеющих название, используются спец.символы:p q(p&q, pq,p∙q)– читается «пэ и ку») – обозначает сложное выс-е, истинное только в том случае, когда p и q оба истинны. Такое выс-е называют конъюнкцией (от лат. conjunctio – союз, связь) высказываний p и q. p q(читается «пэ или ку») обозначает сложное выс-е, истинное тогда лишь, когда по крайней мере одно из выс-й истинно (м.быть истинными оба выс-я). Такое выс-е наз-т дизъюнкцией (от лат. disjunctio – различение, разобщение) высказываний p и q.p q(p q, p q)– читается «если пэ, то ку», «пэ достаточно для ку», «ку необходимо для пэ», «ку с необходимостью следует из пэ», «из пэ следует ку», «пэ влечет ку») обозначает сложное выс-е, кот.ложно только в том случае, когда p истинно, а q ложно и истинно во всех остальных случаях. Такое выс-е называют импликацией (от лат. implico – тесно связываю) выс-й p и q. В импликативном высказывании p q различают антецедент (основание) – высказывание p и консеквент (следствие)–выс-е q.p q(p q, p q, p q)– читается «пэ тогда и только тогда, когда ку», «пэ если и только если ку», «пэ в том и только том случае, когда ку») обоз-т сложное выс-е, истинное, когда выс-я p и q одновременно оба истинны или оба ложны. Такое выс-е наз-т эквивалентностью выс-p и q. – читается «не пэ», «неверно, что пэ») – есть противоположность p. Обозначает выс-е, истинное, если p ложно и ложное, если p истинно. Такое выс-е наз-т отрицанием высказывания p.Замечание 1. Символы &, , соответствуют бинарным операциям: новое высказывание сопоставляют двум высказываниям p и q, а символ выражает определенную на том же мн-ве унарную операцию: сопоставляет новое высказывание одному высказыванию p.Замечание 2. Слова «и»; «или», «если…, то», «тогда и только тогда, когда…», являющиеся связками в нашем обычном языке, в мат.логике получают несколько иной смысл.В обычном языке союз «и» исп-ся, как правило, для объединения двух предложений, соответствующих друг другу по смыслу в некот.связном повествовании как это бывает при описании последовательности событий (Елена хорошо подготовилась к экзамену Однако в логике «И» м.соединять люб.предл-я, совершенно незав-мо от наличия смыслового соответствия м\д ними.Аналог.союз ИЛИ в обычном языке употребляется в двух смыслах – в смысле исключающем от лат. aut («p или q, но не оба») и в смысле неисключающем от лат. vel («p или q, или оба). Именно в последнем смысле мы б.исп-ть союз ИЛИ чаще. И здесь опять несущественна смысл.зав-ть соединяемых выс-й.Не сущ-на смысловая связь в логике между выс-ми и при построении импликации, хотя в обычном языке сложное предл-е «если p, то q» предп-т м\д p и q отн-е посылки и следствия, или же причины и обусловленного ею дей-я.(Если б. дождь, то мы не пойдем на прогулку).В логике для ис-ти импликации дост-но, чтобы p было ложно или q – истинно.Т.о.,выс-я типа:– Если 7 – простое число, то 2´2=4;– Если 8 – простое число, то 2´2=4;-Если 8 – простое число, то 2´2=5 д.считаться истинным. Утверждение «p тогда и только тогда, когда q» не означает в логике, что составляющие предл-я p и q имеют одно и то же знач-е или один и тот же смысл, оно означает лишь выск-е, кот.истинно, когда оба выс-я истинны или ложны.Все, что говорилось о лог.смысле конъюнкции, дизъюнкции,импликации, эквивалентности и отрицания м.просто и наглядно проиллюстрировать с пом-ю Т.Н.таб-ц истинности.В таблицах выпис-ся всевозможные комбинации ист-х и лож-х зн-й составл.выс-й, а в результирующей колонке указ-ся ист-ть или лож-ть сложного выс-я для кажд.такой комбинации. Б.сопоставлять ист-му выс-ю символ 1, а ложному – символ 0.Вот как выглядят т-цы истинности для &, , и :

Понятие формулы алгебры выс-й. Опр. Алфавитом наз-ся произв.мн-во символов. Введем алфавит, сост.из след. групп символов:x, y, z, p, …А, В,… – пропозициональные переем-е;&, , и :– лог.связки;(,) – 2 технических символа.Опр. (ф-лы алгебры выск-й):Каждая отдельно взятая пропозицион-я перем-я есть ф-ла алгебры выс-й. Ф-лы такого вида наз-ся простейшими (атомами).Если x – формула ал-ры выс-й (АВ), то (Øx) – ф-ла (АВ).Если x и y – ф-лы ал-ры выс-й, то (x&y), (xÚy), (x®y), (x«y) – тоже ф-лы (АВ).Никаких др.ф-л (АВ), кроме получающихся сог-сно п.п.1–3 нет.Опр-я такого типа наз-ся индуктивными. В них имеются прямые пункты (1,2,3), где задаются объекты, к.в дальнейшем именуются определяемым термином и косвенный пункт (4), в к.говорится,что такие объекты исчерпываются зад.в прямых пунктах. Среди прямых пунктов им-тся базисные (1), где указ-ся нек.конкретные объекты, именуемые в дал.определяемым термином, и индуктивные пункты (2,3), где даются правила получения определяемых объектов из уже имеющихся объектов, в частности из объектов, перечисл-х в базисных пунктах.Зам-е: «О силе связок».Для упрощения записи формул (уменьшения числа скобок в них) будем считать, что:порядок выполнения лог.операций над выс-ми д.б.след.:Ø, &, Ú, ®, «внешние скобки, заключающие внутри себя все остальные символы, составл.ф-лу, м.опускать.Учитывая это соглашение, а также опустив знак конъюнкции, ф-лу м.зап-ть в виде .При чтении ф-ла м.б.названа по «последней» операции. Запис.ф-ла П.С. импл-цию.

Предмет изучения географии

Определение понятия географии. Существует много определений предмета географии. Но одно остаётся очевидным, что география изучает поверхность земли, которая образует географическую среду для человеческого общества ". Можно так определить понятие географии: география есть наука, комплексно изучающая в целом и по частям поверхность земного шара в отношении к человеческому обществу. Каковы особенности предмета географии? Из самого понятия земной поверхности, как предмета изучения географии, вытекает необходимость локального 2 рассмотрения географических предметов и процессов. География изучает явления в связи с определённым местом на земном шаре. География понимает под поверхностью Земли место взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы 3 . Все эти сферы имеют отношение к месту обитания человечества, влияют на человеческое общество и сами подвергаются воздействию со стороны общества. Поверхность Земли есть географическая среда.

1 «Ведь как бы ни определять содержание географии,- писал проф.
В. П. Буданов,- бесспорно одно: объектом изучения в географии является
поверхность всего земного шара и его отдельных частей...» («Карта в преподавании географии», 1938, стр. 5).

2 Слово локальный происходит от латинского слова локус (locus), что
означает «место», «территория». Синонимом ему является греческое слово
«хорос» (прилагательное «хорологический»). В географической литературе
часто встречаются эти слова.

3 Литое - камень; атмос - воздух; гидор - вода; биос - жизнь.

Географическая среда и мыслится как территория на Земле со всеми наполняющими её вещами, находящимися во взаимозависимости и в развитии, а также в определённых исторически изменяющихся отношениях к человеческому обществу. География изучает географическую среду как со стороны её структуры, так и происходящих в ней процессов.

География изучает Землю в целом (землеведение) и её отдельные части (страноведение) с точки зрения сходства и различия явлений, процессов, происходящих на земной поверхности.

Нахождение на одной и той же территории множества разнообразных предметов и процессов порождает различные формы связей и взаимодействия между ними, обусловленные фактом смежного существования и генетическими отношениями.

Изучаемые географией географические связи обнимают собой явления неорганической и органической природы в их отношении к деятельности человеческого общества. На основе своеобразия географических явлений и различия форм их сочетания возникают особые географические комплексы, развивающиеся по своим законам. Изучаемая географией поверхность Земли, как место обитания человечества, представляет собой совокупность разнообразных географических комплексов. География устанавливает законы развития как целых комплексов (ландшафтов), так и составляющих их элементов.

Географический комплекс представляет собой такое сочетание элементов природы и общества, в котором отдельные элементы в процессе своего развития взаимодействуют между собой, влияют друг на друга, вследствие чего изменение в одном из них вызывает соответствующие изменения в других.

Так значительное изменение климата в какой-нибудь местности повлечёт за собой изменение режима вод и всей гидрографии, растительного и животного мира. В конце концов это скажется на рельефе и вызовет другие отношения человека к природе.

В состав географического комплекса входят структурные элементы различных типов: астрономические, геоморфологические, гидрологические, климатические, биологические и социальные. Но сущность географической среды нельзя сводить к сумме составляющих её отдельных видов элементов.

В географическом комплексе данные астрономии, геоморфологии, гидрологии, климата, биологии образуют единое целое. Комплексирование элементов живой и мёртвой природы на поверхности Земли даёт в результате качественно своеобразную географическую среду в отношении человеческого общества, подчинённую своей особой закономерности.

Локальность придаёт органическое единство комплексному географическому процессу. Поэтому предмет географии не есть какой-то конгломерат предметов других наук.

Вопрос о том, что включать в объект науки и каков ее предмет, относится к категории так называемых вечных проблем. Географическое исследование направлено на географический объект - естественное или созданное человеком целостное и относительно стабильное образование, характеризующееся определенным положением на поверхности Земли, участием в формировании и изменении геосистем, отображаемое на географических картах. Содержание этих понятий непрерывно меняется в процессе познания в зависимости от стоящих перед наукой задач на конкретном этапе, отражая различные стадии развития науки. Понятия объекта и предмета науки теснейшим образом связаны с ее структурой, опирающейся на классификации по ряду признаков - формам движения материи, методам исследования и т. д., а также с проблемой места и роли данной науки в системе наук, с основами присущего ей процесса познания и другими фундаментальными общенаучными положениями.

Объект, предмет и содержание географической науки

Велика и поразительна область географии.

Н.В. Гоголь

Объект и предмет географии

Под методологией науки понимается система основных положений, раскрывающих принципы построения, формы и способы познавательной деятельности науки. Методология определяет сущность теоретических работ, роль методов

и практическую направленность науки. Вместе с тем обращено внимание на то, что знание - это основа формирования любой науки, в данном случае речь идет о географии.

Знание - это объективное отражение действительности, а наука, кроме знания, включает еще организацию добычи этого знания и его практическое использование. Превращение знания в науку происходит, когда достигается определенный уровень его развития и выполняются четыре основных требования:

  • самостоятельность предмета изучения;
  • относительное своеобразие основного метода исследования;
  • наличие специфического понятийного аппарата, свойственного этой науке, т. е. наличие теоретической основы;
  • выполнение конкретных социально-политических, хозяйственных, культурно-просветительских функций.

О таком многофункциональном явлении как наука, говорят, что это, во-первых, отрасль культуры; во-вторых, способ познания мира; в-третьих, специальный институт: учебные заведения, научные общества, академии, лаборатории, журналы и т. п. Наиболее развернутые определения понятия наука даны в философских работах. Наука - это сфера человеческой деятельности, цель которой - изучение предметов и процессов природы, общества и мышления, их свойств, отношений и закономерностей. В то же время наука является одной из форм общественного сознания. Таким образом, в настоящее время сложилось двойственное понимание термина наука. В одном значении это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний, а в другом - система идей и знаний, используемых человечеством. Из этого следует, что любая наука может рассматриваться как относительно самостоятельная дисциплина с собственным объектом и предметом исследования. Как система идей и знаний данная наука может использоваться в других отраслях знания в качестве метода для достижения собственных целей. Например, палеогеография, с одной стороны, - научная дисциплина, а с другой - один из исторических подходов (методов) в науках о Земле.

Длительный процесс постепенного становления и развития географии был буквально пронизан «сквозными» темами. Они продолжают обсуждаться и в наши дни. К таким темам относятся:

  • представления об объекте и предмете географической науки;
  • представления об основных способах научного географического познания;
  • положения о содержании и структуре географической науки, происходящих в ней процессах дифференциации и интеграции, анализа и синтеза;
  • идеи географического детерминизма и индетерминизма и др.

При изучении любой науки первостепенное внимание уделяется определению этой науки, которое включает в себя понятие ее объекта и предмета.

География - наука о законах развития пространственно- временных систем (геосистем ), формирующихся на земной поверхности в процессе взаимодействия природы и общества (в масштабе, позволяющем представить их на общегеографических и тематических картах), о методах прогнозирования этих систем и управления ими; наука о происхождении, строении, функционировании, динамике и развитии пространственно-временных природно-общественных геосистем; система естественных и общественных наук о природных, территориально-производственных и социально-территориальных комплексах Земли и их компонентах.

Объект географического исследования - любое материальное образование или явление (состояние, отношение, процесс) на земной поверхности, которое отвечает трем важнейшим методологическим принципам географии - пространственность, комплексность, конкретность, картируется (т. е. отвечает основному методическому признаку), влияет на развитие или состояние предельного объекта географии - географической оболочки (географической среды); его изучение предполагает получение нового знания (фатов, теории) об этой оболочке.

Географическая оболочка - 1) природная геосистема , в пределах которой соприкасаются, взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют нижние слои атмосферы, приповерхностные толщи литосферы, гидросфера и биосфера; 2) предельный объект исследования географии , сложная, многослойная оболочка, состоящая из трех основных «сфер» - литосферы (земной коры), гидросферы (водной оболочки), атмосферы (воздушной оболочки). В особую сферу выделена биосфера. Именно в этом пространстве развивается разумная жизнь - человек, человеческое общество. Этот пятый по счету слой получил название социосферы.

Объект географического наблюдения - объект географического исследования, доступный количественному измерению в соответствующих единицах географического наблюдения; в качестве которого могут фигурировать различные меры - единицы расстояния, площади, количества каких- либо явлений, признаков, позволяющих соизмерять объекты наблюдения в пространстве и во времени.

Такое понимание сущности географии, ее объекта находит поддержку у многих отечественных географов. Например,

Ю.Г. Саушкин более четверти века тому назад писал: «География - это наука о законах развития пространственных (территориальных) систем, формирующихся на земной поверхности в процессе взаимодействия природы и общества, и об управлении этими системами» .

Решая вопрос об объекте и предмете науки, следует постоянно обращаться к истории науки. Понятия объекта и предмета науки теснейшим образом связаны с ее структурой.

Основываясь на этих положениях, выясним, что же представляет объект географии, исходя из парадигмы ее целостности как единой географии, под которой понимается система географических наук. Многие авторы сходятся на том, что объектом географии служит поверхность Земли, которая представляет собой арену сложного взаимодействия и переплетения самых различных процессов живой и неживой природы, человеческого общества, в связи с чем объект географии отличается от объектов других наук своей сложностью, комплексностью, разнообразной системной организацией, пространственным распределением.

В соответствии с традициями, собственным опытом, знаниями, имеющимися возможностями, поставленными целями и руководящей идеей, географ выделяет интересующий его предмет, отбирая нужные ему явления и оставляя в стороне все прочее. В наше время даже в рамках исторически сложившихся отдельных, часто очень узких, обособленных географических дисциплин (отраслей науки) все труднее и труднее решать задачи вычленения «своего», монодисциплинарного предмета исследования. Становится необходимым установление тесных взаимосвязей между предметами различных дисциплин.

С древнейших времен развитие географии связано с познанием окружающей действительности, с изучением взаимоотношений природы и человечества. Общегеографические воззрения восходят к трудам Б. Варениуса, А. Гумбольдта, К. Риттера, Э. Реклю и др. О целостности географии высказывались П.П. Семенов-Тян-Шанский, В.В. Докучаев, Д.Н. Анучин, Ф. Рихтгофен, А.И. Воейков, К.К. Марков и др. Интегральное направление, объединяющее естественно-исторические и социально-экономические подходы к изучению географических аспектов взаимодействия природы и общества, разрабатывали И.П. Герасимов, Ю.Г. Саушкин, В.А. Анучин, В.С. Преображенский, С.Б. Лавров и др.

В современную эпоху, по мере возрастания техногенного воздействия цивилизации на природную среду, расширения и углубления глобального экологического кризиса, усиливается интерес к общегеографическим проблемам. Поэтому принципиальное значение приобретает поиск интегрирующего ядра общей географии, призванной служить теоретико-методологическим стержнем естественной и общественной ветвей географической науки.

Считается, что в теоретическое ядро общей географии входят: метагеография, история географии, общая физическая география, включая землеведение, ландшафтоведение, эволюционную географию (палеогеографию), а также общественная география, состоящая из экономической и социальной географии.

Разработку теории и методологии общей географии в последние десятилетия XX в. предлагалось основывать на представлениях: о географической среде (В.А. Анучин, Н.К. Мукитанов); геоверсуме (Э.Б. Алаев, В.А. Шальнев); географическом мире (У.И. Мересте, С.Я. Ныммик); пространственных отношениях и связях между обществом и географической средой (А.Ю. Ретеюм, Л.Р. Серебрянный); ландшафтной сфере (Ю.К. Ефремов); морфологическом, динамическом и субстанциальном содержании естественной и антропогенной составляющих единого общего геокомплекса (А.Н. Ласточкин); географических механизмах взаимодействия между человечеством и природной средой (А.Г. Исаченко); географической оболочке (В.М. Котляков).

Различны взгляды на общий объект географии и у зарубежных ученых. Например, под объектом исследования целостной географической науки понимается пространственная организация человеческого общества и его взаимоотношения с окружающей средой (П. Хаггет), зона взаимного проникновения литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы и антропосферы (П. Джеймс, Дж. Мартин). Не случайно отмечается необходимость «поиска фокуса», связующего содержательного ядра географии (Р.Дж. Джонстон).

Предмет географии - исследование пространственно-временных особенностей процесса возникновения, функционирования, динамики и развития пространственно-временных природно-общественных геосистем (географической оболочки, географической среды).

Оценивая роль географии в познании пространственно-временных особенностей процесса возникновения, функционирования, динамики и развития системы «общество - природа», мы исходим из парадигмы целостности географии. Под парадигмой понимается исходная концептуальная схема, модель постановки проблем, их решения и методов изучения, господствующих в течение конкретного исторического периода в научном сообществе.

В развитии представлений о единой географии прослеживаются три основных этапа, задачи каждого последующего из которых накладываются на предшествующие и каждому из которых соответствует определенная парадигма (схема 1), которые в совокупности составляют парадигму целостности (единства) географии.

На первом этапе в рамках хорологической парадигмы решалась задача пространственного анализа геосистем на основе сравнительно-описательного метода. География должна была ответить на вопросы: где, чего, сколько . С середины XIX в. начинается новый этап развития географии, когда в рамках хронологической парадигмы решается задача временного анализа геосистем естественно-историческим методом, их объяснение. География стала пытаться ответить еще и на вопросы: когда, как и почему. Вместе эти две парадигмы образуют в первой половине XX в. единую парадигму - пространственно-временную. И, наконец, в рамках антропоэкологической парадигмы с середины XX в. решается задача анализа взаимодействия общества и природы на разных исторических этапах и его прогноза. Ко всем предыдущим добавились еще впросы: где будет, что будет и т. д. Кроме того, на пересечении трех названных направлений формируется ряд географических дисциплин, да и сама география, в частности пространственно-временной анализ геосистем, изучение их строения, функционирования и динамики, хозяйственного освоения природной среды, развития природно-социально-экономических геосистем.

Эта концепция поддерживается и К.К. Марковым’, который пишет, что географическая среда, или в еще более широком понимании географическая оболочка в целом, есть общий объект всех географических наук, объект общей географии (территориальная природно-социальноэкономическая или природно-общественная система - ТерПСЭС, по В.П. Нарежному, 1991), ее предмет - изучение пространственно-временных особенностей взаимодействия общества и природы. В дальнейшем идеи единства географии были развиты в ряде работ отечественных и зарубежных ученых.

Для надежды на успешное решение интеграционной проблемы географии имеются все основания. Первое из них

Схема 1

Представление о целостности географии

заключается в общности ее подхода к изучению самых разных объектов и процессов. Про нее Ю.Г. Саушкин говорил, что как природные, так и социально-экономические явления исследуются одинаково «географически». По мнению А.Н. Ласточкина, эта одинаковость, специфичность и относится к морфологическому познанию географией своих объектов, на которое нацеливаются геотопология, структурная география и общая теория геосистем. Морфологический подход является исход: ным, объединяющим предметы исследования частных географических наук.

Феномен современной географии заключается в том, что она объединяет науки, изучающие как природные (физическая география), так и общественные (социально-экономическая и политическая география) закономерности, акцентируя свое внимание на территориальных (пространственных) аспек - max. Физическая география, в свою очередь, распадается на науки, изучающие природные компоненты и их свойства (рельеф, воды, климат, атмосферу и др.) и природные комплексы (географическая оболочка, ландшафты). Не менее объемными являются и отрасли общественной географии: география хозяйства, политическая география, география населения и др.

Жизнь сформулировала социальный заказ ученым: исследовать с возможной полнотой механизм взаимодействия природы и общества, объективно и всесторонне оценить экологическую обстановку в мире, наметить пути улучшения использования природных ресурсов, запасы которых стали катастрофически истощаться. Для решения этой задачи во второй половине XX в. формируется общая (единая) география (схема 2). Отмечаются процессы гуманизации, социологизации, экологизации, экономизации географии и глобализации мышления.

Гуманизация связана с поворотом к человеку как главному объекту, ко всем сферам и циклам его жизнедеятельности с рассмотрением в первую очередь жизни людей. Социологизация тесно связана с гуманизацией и заключается в повышении внимания к социальным аспектам развития, к географическим аспектам общественной жизни. Экологизация предполагает рассмотрение человека в неразрывной связи со средой его обитания и условиями воспроизводства жизни. Экономизация означает более широкое внедрение в практику географических исследований подходов и методов экономических наук, конкретных расчетов, экономических оценок. Глобализация мышления обусловлена тем, что конфликты между потребностями людей и их хозяйственной деятельностью, с одной стороны, и состоянием

Система географического знания (по Н.К. Мукитанову)

Схема 2


природных комплексов - с другой, приобрели глобальные масштабы, а человечество также представляет собой глобальную систему.

Главной задачей географии уже давно стало не простое землеописание, а изучение пространственно-временных взаимосвязей, природных и антропогенных факторов и особенностей развития различных территориальных систем. Именно в этом качестве географы активно участвуют в решении многих проблем политического, экономического, социального и экологического характера, возникающих на разных уровнях - от мирового до локального. Поэтому география занимает уникальное место в системе наук, играя роль своего рода связующего звена между естественными и общественными науками.

Все это позволяет отнести географию к числу тех классических предметов, на которые ложится особая ответственность не только за формирование гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, но и умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире.

Общая география - это совокупность уже сформированных, создающихся и образующихся в будущем дисциплин, представляющих, во-первых , знание об общих, интегративных, объектах - геооболочках и геокомплексах и, во-вторых, об общих предметах или сторонах самых разных по своей сущности частных объектов - геокомпонентов и геосфер.

Общая география направлена на аккумуляцию в себе интегрирующих составляющих географической науки:

  • единого знания об интегративных объектах;
  • предметного знания об одних и тех же аспектах различающихся друг от друга географических объектов.

Общая география включает отрасли, изучающие каждая не какой-либо частный объект в целом, а одни и те же общие аспекты самых разных географических объектов: пространство, динамику, развитие и субстанцию.

Общая география призвана решить пакет взаимосвязанных проблем: об общем объекте географических исследований; об общем предмете географических исследований; о единой практической (экологической) цели; о едином методическом аппарате и универсальном языке, которые позволяют одинаково анализировать исходный эмпирический материал и получать общее решение аналогичных задач (дискретизация, элемента- ризация, систематика, формализация, картографирование, структурный анализ и др.) в разных отраслевых науках; об общих принципах динамического истолкования (использования) этого морфологического или геометрического материала при решении проблем функционирования и взаимодействия элементов и состоящих из них конкретных геосистем.

В попытке определения интегрирующего географическую науку общего аспекта ее многообразных объектов И.П. Герасимов (1976) назвал пять «принципов», обеспечивающих, по его мнению, сохранение единства географии: историзм, регионализм, экологизм, социологизм и антропогенизм. Позже У.И. Мересте и С.Я. Ныммик к ним добавили «принципы» экономизма, демографизма и технологизма. Однако, по мнению А.Н. Ласточкина, провозглашение всех их не способствует интеграции и единству географической науки. Наоборот, указывая на ее разные и многочисленные грани, они больше отражают разобщенность входящих в нее отраслей. Многочисленные принципы показывают разнообразие возможных подходов исследований в зависимости от выбранной из этой совокупности сторон природных и антропогенных объектов и поставленных практических задач.

Мы можем утверждать вслед за А.Н. Ласточкиным, что связующими здесь могут быть только взаимосвязанные принципы:

  • Принцип регионализма , так как он имеет отношение ко всем объектам и отражает общее явление естественной и антропогенной делимости географического пространства на его составляющие.
  • Принцип экологизма , отражающий взаимоотношения этих естественных и антропогенных частей, единую цель и прикладное значение географических наук, которые исследуют данное пространство, и включающий все остальные названные выше «принципы». Без их реализации многие отраслевые, прежде всего физико-географические, исследования обычно обходятся или могут обойтись. Обойти же выполнение принципов регионализма и экологизма ни одной из отраслей и ни одному виду современных географических исследований не удается или уже не удастся. Однако пока они в самых разных науках реализуются не в качестве «всеобщих и одинаковых явлений» (по Геттнеру), а автономно, основываясь на собственном эмпирическом опыте каждой дисциплины и на необходимости решения частных экологических задач, сведение которых в общее русло требует создания отсутствующей до сих пор общей географии.

Перед общей географией стоит сложная задача: свести все знание о человеке и окружающей его среде в единую научную отрасль, которая должна представлять собой целостную познавательную систему со своим объектом и предметом, единым понятийно-терминологическим и методическим аппаратом.

В 60-е годы XX в. активно обсуждалась проблема становления единой или общей географии, говорилось о целесообразности объединения двух основных ее частей (физической или социально-экономической) для развития прежде всего ее теоретических основ. В настоящее время в связи с резким обострением экологических отношений человека с окружающей средой эта проблема приобрела острое и в первую очередь практическое звучание с осознанием необходимости ее скорейшего решения.

Учитывая, что современная техногенная цивилизация оказывает грандиозное воздействие на окружающую среду, Л.Л. Розанов (2003) предлагает обозначить термином «географическое технопространство» или «геотехнопространство» целостное естественно-искусственное материальное образование, представленное веществом в твердом, жидком, газообразном, плазменном состояниях, находящееся под воздействием природных и техногенных факторов. Такую трактовку термина можно назвать пространственно-субстратной, общегеографической. По существу она совпадает с принятой ныне трактовкой географической оболочки (или географической) среды как предельного объекта общей географии, развивая и дополняя эти понятия явлениями и процессами техногенеза.

Например, нижняя граница географического"технопространства определяется пределами влияния техногенной деятельности человека, которая распространяется на приповерхностную часть литосферы от первых метров до нескольких километров, а также на освоенное морское дно. Известно, что максимальная глубина карьеров уже достигла 1 км, шахт - 4 км, скважин - 12 км. Повсеместная добыча подземных вод осуществляется до глубины 2 км, закачка промышленных отходов - на глубину 3 км. Считается, что воздействие города на литосферу может простираться до глубины 1,5-2 км. Исходя из этого, допустимо предположить, что нижний предел географического технопространства в литосфере располагается в среднем на глубине 2 км. За верхнюю границу географического технопространства предлагается принять расположение орбит пилотируемой международной космической станции и многочисленных спутников (в том числе с ядерны- ми энергетическими установками), а также осколков, образовавшихся в результате взрывов вторых ступеней ракет и спутников, находящихся на высотах 400-800 км над поверхностью Земли. Теперь вокруг Земли летают приблизительно 70-150 тыс. искусственных тел размером 1-10 см и более 10 тыс. тел размером более 10 см каждое, значительная часть которых занесена в официальные каталоги.

Понятие географическое технопространство взаимосвязано с понятием географическое пространство, но содержательно отличается от понятий геопространство и географическая оболочка. Понятие геотехнопространство не заменяет собой географическую оболочку (объект физической географии по Л.Л. Розанову), природную среду - основополагающие объекты изучения географии.

В качестве интегрирующего ядра общей географии Л.Л. Розанов предлагает рассматривать реальное геотехнопространство - материальный объект, состоящий из разнокачественных (природных, природнотехногенных, техногенных) вещественных образований, тел, взаимосвязанных процессов и явлений в пространстве-времени. Актуальность изучения геотехнопространства определяется тем, что современная техногенная цивилизация, непреднамеренно ухудшая сферу жизнедеятельности человечества, может привести окружающую среду в непригодное для обитания людей состояние.

Цель современной географии - изучение законов развития природно-общественных пространственно-временных геосистем, формирующихся на земной поверхности в процессе взаимодействия общества и природы, разработка методов прогнозирования этих систем и управления ими. География призвана в целом решать задачу пространственной организации жизни общества.

В основе названных подходов всегда лежало исследование классической триады: природы, населения и хозяйства, а суть географии сводится к пространственно-временному анализу процессов, обстановок и структур (как природных, так и социально-экономических).

Рассмотрим логическую структуру троичности географии (схема 3). Логика триединства показана академиком Е.В. Рау- шенбахом (1990), правда, совсем в иных целях, но ход рассуждений вполне применим к нашей проблеме. Логическая структура троичности сводится к сочетанию триединства, еди- носущности, неслиянности и нераздельности. Математическим объектом с тем же набором свойств является построенная в трехмерном пространстве декартова система координат с произвольным конечным вектором в ее начале - географией. Этому вектору соответствуют три составляющие, расположенные на осях: физическая география, исследующая пространственно-временные особенности природы земной поверхности; социальная география, исследующая пространственно-временные особенности населения; экономическая география, исследующая пространственно-временные особенности хозяйства. Рассмотрение свойств такого объекта показывает очевидность его троичности. Сумма перечисленных свойств вектора является

Схема 3

Логическая структура троичности единой географии


необходимой, т. е. без любого из них само его существование в прежнем виде становится невозможным. На трех плоскостях мы можем выделить важнейшие междисциплинарные внут- ригеографические направления: социально-экономическая география - анализ взаимодействия населения и хозяйства; география природных условий и ресурсов - анализ взаимодействия хозяйства и природной среды; геоэкология - анализ взаимодействия населения и окружающей природной среды. Это формально-логическая модель, которая отражает лишь общие особенности объекта и предмета географии.

Отличительная черта географического подхода к изучаемым явлениям - анализ взаимовлияния и взаимообусловленности природной среды и общественной жизни, их развития

в пространстве и времени, познание законов пространственной организации человеческого общества. Следовательно, можно сделать вывод, что к географии относятся исследования, так или иначе связанные с территориальными, или пространственными, объектами.

Понятие географичности исследований довольно основательно рассмотрено В.П. Нарежным (1991). По его мнению, сущность географического исследования определяется наличием совокупности признаков, необходимых для познания окружающей действительности, таких как территориальность (акваториальность) изучаемых процессов; их развитие; вещественно-энергетический и организационно-функциональный (системный) характер; полная комплексность территориальных образований; описание предметов (анализ в натуральных и основных стоимостных показателях). Перечисленные признаки, взятые по отдельности, не являются только географическими и лишь в совокупности формируют географичность предмета исследований.

Все сказанное справедливо, но это лишь часть географических исследований. Для дальнейшего анализа этого вопроса рассмотрим расчленение научного знания по разновидности. Существуют разные подходы к его расчленению на виды. Выделяют интуитивное (доэмпи- рическое) и дискурсивное (выводное) знание, а также, по другим признакам, - содержательное и деятельное, опосредствованное и неопосредствованное, предметное и методическое, эмпирическое и теоретическое, фундаментальное и прикладное. Первый вариант наиболее логически обоснован (схема 4). Конечные подразделения:

  • интуитивное (доэмпирическое) знание;
  • эмпирическое знание (факты);
  • теоретическое (послеэмпирическое) знание;
  • методическое знание.

В доэмпирическое знание входят три компонента: 1) понятие о предмете исследования; 2) формулировки проблем и 3) эвристическое знание. Научные факты вместе с документацией, систематизацией и описанием образуют эмпирическое знание. Теоретическое знание состоит из гипотез, теорий, прогнозов, ретрогнозов, законов и принципов. Методическое знание включает целостную систему приемов практического и теоретического освоения мира.

Все, что ранее говорилось об объекте и предмете географии и географичности исследований, относится к области эмпирического знания. Что же касается теоретического и методического знания, то здесь мерки будут иными. Только для эмпирического знания характерны те атрибуты географичности, и, прежде всего территориальность и историчность, о которых говорилось ранее. Доэмпирическое знание, теоретическое и методическое знание имеют своим объектом саму

Схема 4

Расчленение знания по разновидности (по И.П. Шарапову, с дополнениями и изменениями)


географию. Иногда эту часть географии объединяют в метагеографию, которая рассматривает историю, теорию и методологию географии.

Метагеография - область теоретических исследований, изучающая место географии в системе наук, ее взаимодействие с другими науками и видами деятельности, специфические черты развития географии как целостной системы научного знания, причины и факторы, обуславливающие эту целостность, структуру географии. Метагеография изучает также особенности географического мышления, характер географических закономерностей и законов, гипотез и теорий и другие проблемы, связанные с профессиональной деятельностью географа.

  • 1 Саушкин Ю.Г. География в перспективе (вступительная лекция 1 курсу
  • сентября 1973 г.) // Вест. Моек, ун-та. Сер. 5. География. 1974. № 2. С. 5.
  • См.: Марков К.К. Два очерка о географии. М., 1978.

Ни одна наука не начинает свое развитие о полного представления об объекте и предмете исследования. Однако, с первых шагов развития таких званий как астрономия и география, ботаника и химия, они начинали двигаться каждая по собственному руслу. И никто не путает объект исследования ботаники и астрономии. Объективной основой разделения наук является, прежде всего, сама объективная реальность. Так как все многообразие предметов и явлений в своей основе имеет конкретные формы движения материи, которые их порождают и являются основой их существования и развития, эти форм движения материи и являются, прежде всего, объектами изучения основных естественных. наук. Но каждая из наук проходит многовековой путь, прежде, чем откроет эту истину.

Так как конкретная форма движения материи имеет материальный носитель, реальные саморазвивающиеся системы, то можно было бы предположить именно их в качестве первоначального объекта исследования наука. Однако, проходит достаточно большое время, пока наука придет к системному пониманию своего объекта.

Длительный путь познания от явления к сущности наука начинает с описания отдельных явлений природы, чтобы постигнув, их взаимосвязь, придти к выводу о том, что объект ее познания системно организован. И лишь после этого наука приходит к открытию форды движения, составляющей сущность этой системы. На этом не заканчивается развитие науки. С точки зрения сущности исследуемого класса явлений наука по-новому осознает всю систему связей своего объекта с объектами пограничных с нею наук.

Сказанное целиком и полностью относится к становлению и развитию географических знаний, превращению их в науку. Справедливо принято считать, что географические знания дают нам представления о природе, населении и хозяйстве. Вот круг интересов развития географической науки с древнейших времен. Постепенное выкристаллизовывание географии как науки приводило к тому, что в области природы для географии важнейшим оказывается изучение климата, стока и рельефа, именно это представление приводило к системному пониманию объекта географии. Именно с этими явлениями география все более и более связывала существование своих основных общегеографических законов. Этим законам подчиняются не только сами названные явления (климат, сток и скульптурные формы рельефа), но также в определенной мере население и хозяйство. География разделилась на физическую (природную) географию и экономическую географию, изучающую население и хозяйство. Наряду с последней выделялись и оформлялись в особые географические дисциплины биогеография и ландшафтоведение. Некоторые из них начали как бы конкурировать (ландшафтоведение) с физической географией. Изучение ландшафтов, например, давало представление о системном характере объекта исследования. На этой основе также формировался комплексный характер географического исследования.


Географическая наука ранее других наук в силу особенностей своего объекта исследования пришла к системному методу исследования. Идея географической формы движения материи вносит определенный порядок в создавшееся различное представление о сущности и характере географических систем и позволяет, на наш взгляд, систематизировать структуру географической науки, снять ненужное напряжение в силу конкуренции физической географии и ландшафтоведения, физической географии и экономической географии и т.д.

Первичным объектом географии является географическая форма движения материи и те материальные системы, которые являются ее носителем. Таким образом, взаимодействие гидросферы и тропосферы, изучение климата, стока и рельефа, а также систем-носителей географической формы движения материи составляет основу содержания географической науки. Однако, как мы уже отмечали, этим не исчерпывается содержание географии. Она изучает взаимодействие географической формы движения с геологической, биологической, социальной формами движения материи. Как отражение этих связей возникают и развиваются экономическая география, изучающая население и хозяйство, биогеография и география почв, геоморфология как наука о скульптурных формах рельефа. Вместе с тем складывается и такая наука, как ландшафтоведение, которое изучает вторичные географические системы, подчиняющиеся некоторым общегеографическим законам, и, которые существуют благодаря климату, стоку и рельефу как тем географическим явлениям, которые создают особую целостность системы.

Все это говорит о том, что географическая мысль постепенно приближается к все более глубокому и всестороннему отражению своего объекта и связей его с объектами других наук. Каждый новый уровень такого погружения, высвечивания новой стороны объекта географии означает раскрытие новых свойств, законов строения и функционирования. Это и составляет предмет исследования географии.

Объект географии есть особая географическая реальность. Предмет географии - это свойства различных элементов географической реальности, закономерности строения функционирования и развития отдельных ее сторон, закономерности ее соотношения с другими объектами.

География - это способ познания окружающего мира. Первобытный человек, чтобы выжить должен был хорошо ориентироваться в окружающем его мире: прежде всего хорошо знать его (например, где находятся охотничьи угодья, где съедобные растения и т.д.) и уметь пользоваться этими знаниями. Уже в каменном веке создаются предшественники современных карт - рисунки на стенах пещерных жилищ (см. статью « «), схематично показывающие территорию, окружающую жилище человека.

География как наука

Собственно, география как наука начинается с «литературы путешествий»: попадая в иные, незнакомые места, умный наблюдатель фиксировал все непривычное для себя: как выглядят люди этой страны, во что они одеваются, какой у них государственный строй, какие растения и животные в этой стране и многое другое. Это и были зачатки страноведения, когда описывается страна в целом, «от геологии до идеологии», причем упоминается именно то, что отличает данную страну от всех остальных.

Эту особенность науки знаменитый русский географ Николай Баранский сформулировал так: «То, что есть везде (как ), в географии не должно быть нигде». Другими словами, не надо писать, что в данной стране есть воздух, почвы, растительность - это есть везде; надо обращать внимание на то, чем воздух этой страны (например, ее климат) своеобразен, чем он отличается от соседних стран.

Начавшись со страноведения, география развивалась далее по линии углубленного изучения отдельных компонентов природы, точнее, земных оболочек: (ее стали изучать такие науки как климатология и метеорология), гидросферы (гидрология суши и океанология), (геоморфология - наука о рельефе), биосферы (биогеография), педосферы (география почв). А в целом взаимодействие различных компонентов природы в каждой конкретной местности изучает ландшафтоведение. Аналогично шло углубленное изучение отдельных сторон жизни общества: хозяйство в целом изучала экономическая география, его отдельные отрасли - соответствующие науки: география промышленности, сельского хозяйства, торговли и так далее; жизнь людей - география населения; политическую жизнь - политическая география.

Но это изучение территории «по разделам» не давало сводного представления о каждой стране или районе. По поводу ситуации, когда территория описывается только «по отраслям», Баранский говорил: представьте, что писатель решил изобразить персонажей своего романа следующим образом: вначале описал, во что каждый из них одет, затем во что они все обуты, далее - какого телосложения, какой цвет волос у каждого, затем - черты характера и так далее. В итоге вроде бы вое описано, но целостного представления о каждом человеке нет. Поэтому необходимо после «покомпонентной» характеристики территории давать и характеристики «порайонные».

«География» - в дословном переводе - «землеописание», что остается до сих пор ее основной задачей. Но естественный ход развития каждой науки - следующий: описание - объяснение -предсказание - управление. Быстрее всего эти этапы прошли науки, изучающие неживую природу. Открытые закономерности механики, например, позволяют успешно управлять движением ; знание законов физики позволяет создавать новые материалы и так далее. В , имеющей дело с более сложными объектами, задачи управления биологическими процессами начали решаться лишь недавно.

Объект изучения географии

Объект изучения географии - земная поверхность со всем ее природным и общественным наполнением - еще более сложен и главное - разнороден: здесь происходят процессы физические (например, круговорот в природе), химические (миграция различных в земной коре), биологические (развитие растительных сообществ), экономические (функционирование народного хозяйства), демографические (), социальные (взаимодействие различных социальных групп и другие), политические (борьба за власть между различными партиями и движениями), социально-психологические (формирование общественного мнения, различного отношения людей к происходящим в обществе процессам) и многие другие (в том числе и те, которые мы пока не знаем).

На любом участке территории - в каждом селе, городе, районе - все эти процессы переплетаются, взаимодействуют (часто самым неожиданным образом) и в совокупности создают свою неповторимую картину «жизни территории» - точнее, жизни общества в конкретных условиях данной территории.

Задача географии

Задача географии - выявить специфику взаимодействия всех этих разнородных процессов на каждой территории, обобщить имеющиеся материалы и создать яркий, запоминающийся образ места - то есть решить вначале задачу описания территории (и частично - объяснения происходящих на ней процессов).

Гораздо сложнее задача географического прогноза: какое будущее (или какие варианты будущего) возможно для этой территории. Часто приходится ограничиваться выявлением ограничений для развития: например, в таком-то районе нельзя строить предприятия даже с небольшими выбросами вредных веществ, поскольку их рассеивание в атмосфере происходит крайне замедленно; или же: не стоит создавать здесь зону рекреации (от латинского «recreatio» - буквально «восстановление» сил и здоровья человека), поскольку она далека от места жительства потенциальных отдыхающих.

Еще более сложна задача управления географическими объектами. Можно ли, например, сдержать рост крупных городов? Или - заселить опустевшие сельские территории? Общество (в том числе и российское) очень часто преувеличивало свои возможности воздействовать на подобные процессы. Как выяснялось впоследствии (после того, как были уже затрачены большие усилия и средства), существуют внутренние закономерности развития процессов (правда, еще плохо изученные), и внешними усилиями далеко не всегда можно что-либо изменить (а порой эти усилия дают результат, обратный ожидаемому). О некоторых таких закономерностях будет рассказано в этой книге.

Итак, география в идеале должна помогать обществу решать те или иные конкретные проблемы - то есть выполнять прикладные задачи. Но есть и задачи другого рода - связанные с формированием у всех членов общества, у всего населения - «образа страны».

География России

Любой человек должен иметь в своей голове правильное представление о том, в какой стране, каком районе, городе, селе он живет. Без этого невозможен и истинный патриотизм - любовь к своему Отечеству.

«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю» - эти слова географ Юрий Константинович Ефремов использовал как эпиграф к своей прекрасной книге «Природа моей страны».

Знание географии имеет особое значение для России - страны, история которой неотделима от ее географии. По словам историка Василия Ключевского, «история России - это история страны, которая колонизируется ». Еще одну сторону значения географии в России хорошо показал Пушкин в своей пьесе «Борис Годунов». В ней есть сцена, в которой царь Борис заходит к своему сыну Федору и застает его рисующим географическую карту:

Царь: А ты, мой сын, чем занят? Это что?

Федор: Чертеж московской; наше царство

Из края в край. Вот видишь: тут Москва,

Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,

Вот пермские дремучие леса,

А вот Сибирь.

Царь: А это что такое

Узором здесь виется?

Федор: Это Волга.

Царь: Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!

Как с облаков ты можешь обозреть

Все царство вдруг: границы, грады, реки.

Учись, мой сын: наука сокращает

Нам опыты быстротекущей жизни -

Когда-нибудь, и скоро, может быть,

Все области, которые ты ныне

Изобразил так хитро на бумаге,

Все под руку достанутся твою.

Учись, мой сын, и легче и яснее

Державный труд ты будешь постигать.

Пушкин устами царя Бориса здесь очень точно выразил, чем география может помочь государственному мужу: «обозреть все царство вдруг» (то есть - одновременно), чтобы лучше понять его.

Михаил Васильевич Ломоносов (который, кроме всего прочего, руководил Географическим департаментом Российской Академии наук) похоже сказал о географии, что она «всея вселенная обширность единому взгляду повергает».

Традиционно обслуживала нужды российского государства, которое, начиная по крайней мере с XIV века, непрерывно «колонизовалось», расширяя свою территорию. В конце XIX - начале XX века некоторые географы даже критиковали Русское географическое общество за то, что оно увлекалось изучением зарубежных территорий (в ущерб изучению собственно России - прежде всего тех, на которые Россия могла «иметь виды», если не с целью присоединения, то для усиления своего влияния в них). Сейчас, когда шестивековая эпоха расширения территории России уже позади, меняются и задачи географии: мы все лучше должны знать внутреннюю, «глубинную» Россию, на которую будут направлены основные усилия государства и от которой в итоге будет зависеть наше будущее.

География как наука зародилась в глубокой древности. Александрийский ученый Эратосфен 22 столетия назад выпустил книгу под названием «География», т.е. «Землеописание».

Если ранее объектом изучения географии называлась Земля («Ге», отсюда «география»), то постепенно откристаллизовался вывод, что объектом изучения географии является географическая оболочка , сделавшаяся почти полностью средой обитания человека.

В том узле проблем, который предстоит решить всему человечеству и потому названных глобальными, по крайней мере, 2 географических: а) рациональное использование природных богатств и б) сохранение среды обитания человека. Главной целью науки географии следует считать познание связей человека (общества, цивилизации) с внешним миром. Задачи: изучение общих закономерностей структуры и развития географической оболочки, в т.ч. под влиянием деятельности человека, разработка конструктивных подходов в вопросах взаимодействия общества со средой обитания, научное прогнозирования результатов этого взаимодействия.

2. Системная классификация географических наук

Вместе с географией вцикл наук о Земле входят биология, геология, геофизика, геохимия. У всех этих наук один объект изучения – Земля, но каждая из них имеет свой предмет изучения (биология – органическая жизнь, геохимия – химический состав Земли, геология – недра, география – земная поверхность как неразрывный комплекс естественного и социального происхождения). На уровне цикла мы видим предметную сущность единства географии. В цикле наук о Земле географию обособляет не один предмет изучения, но и основной метод – описательный. Старейший и общий для всех географических наук описательный метод продолжает усложняться и совершенствоваться вместе с развитием науки. В самом названии география (от греческого ge – Земля и grapho – пишу), заключен предмет и основной метод исследования.

География на уровне цикла – это нерасчлененная география, родоначальница всех других географических наук. Она изучает наиболее общие закономерности и нерасчлененной называется потому, что ее выводы одинаково распространяются на все последующие подразделения географической науки.

Семейство географических наук образуют физическая и экономическая география, страноведение, картография, история и методология географической науки.

Род физико-географических наук представлен общим землеведением, ландшафтоведением, палеогеографией и частными отраслевыми науками. Эти разные науки объединяет один объект изучения – географическая оболочка; предмет же изучения каждой из наук специфичен, индивидуален – это какая-либо одна из структурных частей или сторон географической оболочки (геоморфология – наука о рельефе земной поверхности, климатология и метеорология – науки, изучающие воздушную оболочку, формирование климатов и их географическое распространение, почвоведение – закономерности образования почв, их развитие, состав и закономерности размещения, гидрология – наука, изучающая водную оболочку Земли, биогеография изучает состав живых организмов, их распространение и формирование биоценозов). Предметом изучения общего землеведения (ОЗ) являются структура, внутренние и внешние взаимосвязи, динамика функционирования ГО как целостной системы.

Савцова Т.М. Общее землеведение, М.,2003, стр. 5-9

Мильков Ф.Н. «Общее землеведение», М., 1990, стр. 5-9

ЛЗ 3-4. Космические факторы формирования ГО.

1. Вселенная. Галактики.

2. Солнечная Система. Солнце

Вселенная. Галактики.

1. З емля - одно из бесчисленных тел Вселенной или Космоса. Процессы, которые на ней происходят, во многом определяются космическими причинами. Формы материи Вселенной разнообразны: электромагнитная радиация, твердое, сверхтвердое, жидкое, газообразное, плазменное вещество. Наибольшая часть материи Вселенной (98%) сосредоточена в массивных телах - звездах, планетах, их спутниках, кометах.

Эти космические тела группируются в различные системы, в которых они связаны силами взаимного тяготения и отталкивания.

Каждая система входит в систему более высокого порядка. Так, планеты бывают окружены спутниками (планетные системы ); вращающиеся вокруг звезды Солнца планеты и планетные системы образуют Солнечную систему . Совокупность звезд образует звездные системы . Наше Солнце является частью звездной системы Галактики , которая состоит из звезд различных типов, звездных скоплений, туманностей, а также заполняющих межзвездное пространство частиц и атомов. Звезды , в т.ч. и Солнце, - гигантские раскаленные самосветящиеся шары с температурой ядер в среднем от 10 до 30 млн. градусов. Звездное вещество - ионизированный газ - плазма. По современным представлениям, основным источником звездной энергии являются ядерные реакции, протекающие в недрах звезд и сопровождающиеся выделением огромного количества энергии. Главную роль здесь играет превращение самого распространенного элемента Вселенной водорода в гелий (H 2 - 80% He - 18% вещества Метагалактики . Метагалактикой называется доступная изучению часть Вселенной). В Метагалактику, кроме Галактики, входит множество других галактик, удаленных от нас на сотни тысяч и миллиарды световых лет.

Расстояние от Солнечной системы до центра Галактики составляет 23-28 тыс. св. лет. Солнце находится на периферии Галактики. Для Земли это обстоятельство очень благоприятно: она расположена в относительно спокойной части Галактики и в течение миллиардов лет не испытывает влияния космических катаклизмов.

Солнечная система вращается вокруг центра Галактики со скоростью 200-220 км/с, совершая один оборот за 180-200 млн. лет. За все время существования Земля облетела вокруг центра Галактики не больше 20 раз. На Земле 200 млн. лет – продолжительность тектонического цикла. Это очень важный этап в жизни Земли, характеризующийся определенной последовательностью тектонических событий. Цикл начинается погружением земной коры. Накоплением мощных толщ осадков, подводным вулканизмом. Далее усиливается тектоническая деятельность, возникают горы, меняются очертания материков, что, в свою очередь, вызывает изменение климата.

2. Солнечная система имеет сложное строение. В ее состав входят 9 планет со спутниками, десятки тысяч астероидов, комет, метеорное вещество и единственная звезда - Солнце. Все планеты обращаются вокруг Солнца в одном направлении. В том же направлении происходит вращение вокруг оси всех планет, кроме Урана и Венеры. Путь каждой планеты - примерно окружность, по которой планета обходит Солнце. Чем ближе планета к Солнцу, тем меньше ее орбита, тем короче путь, который ей приходится пробегать.

Массы планет малы, но достаточны для удержания некоторых газов (атмосфер).

Солнце- раскаленный плазменный шар, который совершает оборот вокруг своей оси за 27 земных суток в экваториальной части и за 32 – у полюсов. Оно относится к звездам небольших размеров, типичный карлик, которые характеризуются невысокой светимостью. На нем обнаружено около 70 химических элементов, но преобладают водород (90%) и гелий (10%). Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли, средняя плотность - 1,41 г/см 3 . Во внутренних частях его плотность достигает 100 г/см 3 .

В Солнце сосредоточено 99,86 % массы, температура на его поверхности достигает 6000 К, в центре - около 15млн. К В ядре Солнца в результате термоядерных реакций происходит превращение водорода в гелий, сопровождающегося выделением огромного количества энергии, которая излучается в окружающее пространство. Излучение равно 3,8 10 26 Вт, что соответствует расходу массы в 4 млн.т /сек..

Излучающим внешним слоем Солнца является фотосфера - слой мощностью около 300 км. В фотосфере часто наблюдаются темные пятна и яркие образования - факелы . Фотосфера переходит в атмосферу, нижний слой которой носит название хромосферы , простирающейся на расстояние 15 тыс. км. В хромосфере наблюдаются сильные внезапные кратковременные хромосферные вспышки . Над хромосферой простирается солнечная корона , состоящая из очень разреженного газа. На фоне разреженного газа короны бывают, видны громадные “фонтаны” звездной материи - протуберанцы . Совокупность названных физических изменений, происходящих на Солнце, называют солнечной активностью .

Савцова Т.М. Общее землеведение, М.,2003, стр. 12-30

Мильков Ф.Н. «Общее землеведение», М., 1990, стр. 45-48

Любушкина С.Г Общее землеведение, М.,2004, стр. 5-7

ЛЗ 5-6. Планетарные факторы формирования географической оболочки

1. Форма и размеры Земли

2. Годовое вращение Земли