Какие безударные гласные надо проверять. VI. Самостоятельная работа. Корни, написание которых зависит от наличия в слове суффикса -а

24.07.2013 9229 0

Цели : учащиеся должны усвоить особенности проверяемых и проверочных слов; познакомиться со способами проверки слов с безударными гласными в корне.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Назовите слова, в которых согласные буквы требуют проверки.

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова : енот, ёлка, пьёт, лёд, заяц .

– Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает гласный звук, обеспечивающий мягкость согласного. Какая это буква и в каком слове она находится? (Сегодня мы будем писать букву ё , в слове лёд она обозначает гласный звук, обеспечивающий мягкость согласного [л’] .)

– Какое слово здесь лишнее и почему? (Лишнее словопьёт – это глагол, все остальные слова – имена существительные .)

пё тё ппё ттё …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Строчная ё сочетается с согласными буквами лишнего слова, количество строчных в каждой цепочке увеличивается на одну .)

IV. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

– Сегодня мы начинаем изучать новую тему. Прочитайте ее название.

– Какой вопрос подготовил Почемучка?

– Как вы ему ответите?

2. Работа над упражнением 230.

– Какие гласные буквы в безударных слогах нужно проверять? (В безударных слогах нужно проверять гласные буквы а, о, и, е, я .)

– Где могут быть безударные гласные в слове?

Дети читают первую часть правила.

На доске записаны слова : п..бег, ваз..чка, з..ма, ..сенний, п..ро, м..рской, п..белка, м..стовая, син..нький .

– Спишите слова. Разберите их по составу. Обозначьте ударение и узнайте, в какой части находится гласная, которую нужно проверять.

Учащиеся читают вторую часть правила.

– Внимательно посмотрите на слова, записанные на доске. Если я покажу на слово, в котором безударная гласная о , вы присядете. Если увидите слово с любой другой безударной гласной, вы хлопаете в ладоши.

На доске записаны слова : садовый, малыш, чистота, пятак, дворы, торгуют, молчит, шагает, горюет, читает, звонил, речной, земля, слоны, трава .

3. Наблюдение над особенностями проверочных слов.

На доске записана группа слов :

Дворы, дворник, дворовой.

Диво, удивление, удивленный.

Светлый, светлячок, светить.

Садовник, сад, садовые.

– Прочитайте слова. Можно ли назвать слова каждой группы однокоренными? Обоснуйте свой ответ.

– Спишите группы однокоренных слов. Выделите корень, поставьте знак ударения.

– Сравните произношение и написание корня в однокоренных словах. Какое из них является проверочным? Почему?

4. Чтение правила.

V. Закрепление изученного.

На доске записаны слова :

гр..за

мал..нький

дяд..нька

н..ходка

х..дьба

труб..чка

мам..чка

п..чтовый

пр..бег

д..леко

п..лезный

н..сильщик

– Прочитайте слова. Определите, в какой части слова пропущена безударная гласная.

– Спишите слова, в которых безударная гласная пропущена в корне, вставьте пропущенные буквы.

VI. Итог урока.

– Какие гласные буквы в безударных слогах нужно проверять?

– Где могут находиться в слове безударные гласные?

– Какое слово является проверочным?

Домашнее задание. Упражнение 232; правило на с. 99–100.

§ 1 Гласные, которые требуют и не требуют проверки

В этом уроке поговорим об орфограмме, с которой связано большинство ошибок в контрольных работах учеников. Конечно, это правописание безударных гласных в корнях слов.

О звуках принято говорить, что они стоят в сильной или слабой позиции.

В сильной позиции звук слышится ясно, чётко.

Гласные звуки находятся в сильной позиции, когда они стоят под ударением.

А вот безударные гласные стоят в слабой позиции, поэтому слышатся нечётко.

И поэтому на письме трудно понять, какую букву выбрать для обозначения гласного звука: А или О? Е, И или Я?

Буквы Ё, Э, Ю, У, Ы проверки не требуют. Буква Ё всегда находится в ударном слоге, а в выборе остальных гласных вы не ошибётесь, даже если их звуки находятся в безударной позиции: экран, пюре, кусты, рыбак.

А теперь прочитайте, как звучат безударные гласные в следующих словах:

гр_за, п_стух.

Здесь слышится один и тот же безударный гласный звук, а буквы пишутся разные:

гро́за, па́стух.

Ч_инка, р_бина, леб_дь.

В этих словах безударный гласный звук тоже слышится одинаково, а буквы пишутся разные:

ча́инка, ря́бина, лебе́дь, ки́слота.

Итак, мы можем сделать вывод, что требуют проверки гласные А, О, И, Е, Я.

При проверке гласных нам на помощь приходит ударение, ведь оно ставит гласный звук в сильную позицию.

Чтобы проверить буквы безударных гласных в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы безударный звук стал ударным.

Изменить слово - это значит поменять форму слова: был один предмет - стало много, и наоборот.

Например, гр_за - гро́зы, д_ма - до́м.

§ 2 Способы проверки безударных гласных в корне слова

Теперь рассмотрим способы подбора однокоренных слов для проверки безударных гласных в корне.

Перед нами ряд однокоренных слов:

гриб, грибок, грибной, грибник.

Корень в однокоренных словах пишется одинаково, независимо от того, куда падает ударение. Подобрав несколько однокоренных слов, мы найдём слово, в котором в корне окажется ударная гласная.

Один из приёмов подбора проверочных слов - «назови слово ласково»:

тр_ва - тра́вка

лош_дь - лоша́дка

Второй приём - заменить слово одной части речи на слово другой части речи. Слова-действия или слова-признаки можно заменить на слова, обозначающие названия предметов, и наоборот:

б_гу - бе́г

б_лизна - бе́лый

дв_жение - дви́жется

К многосложным словам нужно стараться подобрать односложные слова:

д_машний - до́м

гр_бочек - гри́б

Нетрудно подобрать проверочное слово, вдумавшись в значение слова с безударной гласной:

стр_итель - тот, кто стро́ит

б_гун - тот, кто бе́гает

сп_ртсмен - тот, кто занимается спо́ртом

в м_слёнке - ма́сло

в с_лонке - со́ль

в х_лодильнике - хо́лод

В корне может быть две безударных гласных: з_л_той, б_р_да, м_л_ток, з_л_неть. Правило проверки для этих слов не меняется - нужно подобрать однокоренные слова, чтобы безударные гласные стали ударными. Только проверочных слов нужно два: для каждой гласной - своё:

з_л_той - зо́лото, позоло́та

б_р_да - бо́роды, боро́душка

м_л_ток - мо́лот, моло́тит

з_л_неть - зе́лень, зелё́ный

При подборе однокоренных слов надо учитывать их лексическое значение:

сп_шу́ (в школу) - проверочное слово спе́шка

сп_шу́ (текст) - проверочное слово пи́шет

пол_скать (бельё) - проверочное слово поло́щет

пол_скать (ребёнка) - проверочное слово ла́ска

К сожалению, не всегда безударную гласную можно проверить. Нам приходится запоминать большое количество слов с непроверяемыми безударными гласными. Эти слова мы называем словарными. Также проверить написание таких слов можно, заглянув в орфографический словарь.

§ 3 Краткие итоги урока

Подведём итоги урока:

1. Безударные гласные в корне слова нужно проверять.

2. Чтобы проверить буквы безударных гласных в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный звук стал ударным.

3. К словам с двумя безударными гласными в корне следует подбирать два проверочных слова.

4. При подборе однокоренных слов нужно учитывать их лексическое значение.

5. Слова с непроверяемыми безударными гласными можно проверить по орфографическому словарю.

Список использованной литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. - М.: Баласс, 2012.
  2. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 3 класс. - М.: Баласс, 2014. – 208с.
  3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1985. – 400с.
  4. Исаева Н.Е Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса.- М.: Баласс, 2012.-78с.

Русский язык является одним из богатейших в мире. В то же время он считается структурой со сложным грамматическим строем. Поэтому очень часто произношение слов не определяет их правильного написания. Примеров такого несовпадения можно привести массу: в слове "посолить" безударная гласная в корне слова "о" слышится и произносится как "а". Как же быть в этом случае? Как не ошибиться в таких написаниях? В статье рассмотрим эти вопросы подробнее.

Безударные гласные в корне слова

Практически все сомнительные случаи попадают под то или иное правило. Сложность зачастую создают безударные гласные буквы в корне слова. Существует несколько способов разрешения данной ситуации. В простейшем варианте следует написание проверять родственным или несколько измененным словом. В результате должна получиться конструкция, в которой сомнительный звук стоит в "сильном" (ударном) положении. Если такое слово существует, то говорят о том, что вызывающая вопрос буква - это проверяемая безударная гласная в корне слова. Например: города - город; вода - воды. Но не для всех случаев подходит такой способ проверки написания. Например, таким образом не устанавливается слова или написание букв о-ё после шипящих. Например: подгореть - угар, шёлк и крыжовник. Тем не менее основная часть корней в русских словах пишется в соответствии с морфемным принципом русской орфографии. Он гласит, что правописание конструктивных элементов слова находится вне зависимости от их произношения.

Как проверить безударные гласные в корне слова?

Существуют несложные действия, совершив которые, пишущий сможет проверить сомнительный случай. Чтобы установить, какую букву употреблять, нужно:

Найти корень в слове (например, болеет - корень "бол").

Подобрать родственное слово с ударением на проблемную гласную (болеет - больно).

Особый случай - буква "ё", которая всегда находится в "сильной" (ударной) позиции. Это означает, что в словах одного корня в слабом положении будем писать "е". Например: вёсны - весна, звёзды - звезда, налёт - налетать.

Определение ударением гласной в корне позволяет правильно писать все однокоренные слова: весна - весной - весенний, морской - море - заморский.

Словарные случаи

Когда безударная гласная в корне слова не поддаётся проверке указанным выше способом, следует обратиться к справочной литературе. Написание таких "трудных" случаев следует запомнить. Эти слова в русском языке не подчиняются общим правилам и поэтому называются словарными. А знание правильного написания одного такого речевого элемента позволяет правильно писать и все родственные конструкции. К примеру, возьмём слова вагон, диван, вазелин, винегрет, археолог, президент, экскаватор . В этих случаях проверочные основы не подобрать, но их написание можно запомнить. Что нам это дает? Мы будем знать написание всех их однокоренных слов и производных форм: вагон - вагонный, вагоновожатый; диван - диваны, диванный; вазелин - вазелиновый .

Двойные сомнительные

Мы выяснили, как проверяется одна безударная гласная в корне слова. А если таких букв две, то как быть? Например, в словах молотить, голосит . В таких случаях следует опять же поступать по правилам. Необходимо подобрать родственные конструкции: молотить - молот, молотит; голосит - голос, многоголосие. Таким образом, мы для себя можем сформулировать правило под названием "безударная гласная в корне слова, которую можно проверить путём подбора родственного речевого элемента". В этих случаях буква должна слышаться явно, так как она находится под ударением. В случае наличия двух сомнительных букв следует подобрать несколько родственных речевых элементов. В одном ударение будет падать на одну безударную гласную, а в другом, соответственно, на другую, как показано в примерах выше.

Буквы "о" и "а"

У многих вызывает затруднения чередующая безударная гласная в корне. Это связано с некоторыми расхождениями в правилах для тех или иных речевых элементов. Например:

КОС - КАС, где "а" пишется, при наличии за корнем суффикса "а" (коснуться - прикасаться).

ЛОЖ - ЛАГ, где перед согласной "ж" пишем букву "о", а перед согласной "г" пишем "а". Пример: положить - возлагать.

КЛОН - КЛАН, где в безударном положении пишем только "о". Пример: наклониться.

ТВОР - ТВАР, где в безударной позиции пишем "о". Пример: творец (исключение в данном случае - утварь).

ГОР - ГАР, где "а" бывает в слове только в "сильной" позиции. Буква "о" употребляется в безударном положении. Пример: загар, загорит.

ЗОР - ЗАР. Пишем, наоборот, под ударением букву "о". В слабой позиции используется буква "а". Пример: заря - зори. Исключения здесь: птица-зорянка, (решили) зоревать.

РАСТ - РОС, где в позиции перед буквосочетанием СТ и согласной Щ пишем "а". В случаях, когда употребляется "с", то перед ней используется "о". Пример: подрастать, выращивать. Но при этом: росли. В качестве исключений следует запомнить: росток, ростовщик, наименование города Ростов, мужское имя Ростислав, подростковый, отрасль.

РАВН - РОВН, где "а" употребляется в словах со значением "равный по каким-то параметрам", а "о" - в словах со значением на ровной поверхности. Пример: уровень, уравнение.

МОК - МАК, где МАК пишется при смысловом значении окунать в жидкость, а МОК - пропускать жидкость. Пример: обмакнуть, но намокать.

Употребление "е" и " и"

Для чередующихся корневых гласных Е-И правило написания одинаково для всех идентичных корней - пишем гласную И при наличии в закорневой позиции суффикса А, при его отсутствии ставим Е:

БИР - БЕР: уберём - убирать;

ДИР - ДЕР: сдерёт - сдирать;

МИР - МЕР: замереть - умирать;

ПИР - ПЕР: отпереть - запирать;

ТИР - ТЕР: оттереть - оттирать;

ЖИГ - ЖЕГ: поджигать - сжёг;

СТИЛ - СТЕЛ: расстилать - постелить;

БЛИСТ - БЛЕСТ: блестеть - блистать.

Правописание букв О-Ё после шипящих

В таких случаях в сильной позиции пишем корневую гласную букву Ё, если при изменении слова в корне появляется гласная Е. Например: дешёвый - дешевле; жёрдочка - жердь. Это же правило действует, если при изменении слова ударение переходит на соседний слог: чёлка - чело; бечёвка - бечева. Во всех остальных случаях в корне после шипящей следует писать букву "о".

Прочие сочетания

Сегодня в русском языке есть корни с неполногласными сочетаниями -ра-, -ре-, -ле-, -ла- и прочие, пришедшие из старославянского языка, которым соответствуют полногласные корневые буквосочетания -оро-, -оло-, -ере-, -ело-. Слова, содержащие такие буквосочетания, не требуют проверки ударением, их нужно просто узнавать. Примеры: город (русск.) - град (ст. слав.); здоровье (русск.) - здравие (ст. слав.); молодёжь (рус.) - младое (ст. слав.); золото (рус.) - злато (ст. слав.); берег (рус.) - брег (ст. слав.); дерево (рус.) - древо (ст. слав.); шлем (рус.) - шелом, ошеломлённый (ст. слав..); молоко (рус.) - млечный (ст. слав.). Чаще всего такие полногласные и неполногласные буквосочетания сразу определяемы и, как правило, не вызывают трудностей. Однако не все такие соответствия могут быть восстановлены в современном нам русском языке. Примеры: корова - крава; мороз - мраз. В некоторых словах второй вариант древнеславянского корня сохранился только в других славянских языках. Пример старославянского корня в русском языке сохранился в слове Бологое - наименовании населённого пункта. Исходным словом является "благо".

Слова современного русского языка, вошедшие в него из старославянского, зачастую бывают со стилистической окраской (град, брег, злато и прочие), так как они были неотъемлемой частью книжной, поэтической речи, торжественной и высокопарной. Это был литературно-книжный сакральный язык всех славянских народов, живших в 9-11 в, на который была переведена с древнегреческого языка и Библия, на нём велись богослужения. Есть слова старославянской эпохи, которые за долгое время пребывания в составе русского языка претерпели изменения в значении, утратив былую возвышенно-торжественную окрашенность, и стали обычными, вполне нейтральными по смыслу, то есть обрели новое значение. Примеры: омонимичные слова глава - руководитель города, делегации и прочего, и глава - часть издания, книги, статьи.

Цель: познакомить учащихся с правилом проверки безударных гласных в корне слова.

Задачи:

  • формировать умение видеть орфограмму в корне слова;
  • познакомить с особенностями проверяемых и проверочных слов и способами проверки безударных гласных в корне;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • воспитание познавательного интереса к родному языку.

Оборудование: учебник “Русский язык” для 2 класса, авт. Т. Г. Рамзаева, индивидуальные тетради для уч-ся для данного урока (приложение 1), презентация (приложение 2), сигнальные карточки с буквами, карточки для рефлексии.

Ход урока

I. Оргмомент

Эмоциональный настрой на работу.

С помощью игрушки, которая называется “Маска”Настроение” (выполнена игрушка в технике оригами) покажите, какое настроение у вас сейчас. У меня вот такое: я рада встрече с вами, рада поработать с вами.

II. Проблемная ситуация

Послушайте рассказ об одной ошибке. (1 слайд, приложение 2)

Дима написал своему другу Пете sms-сообщение: «Приходи вечером с мечом, сыграем».

Петя ответил: «Хорошо, приду в 6 часов».

В шестом часу Дима собрал ребят во дворе. «Мяч будет, - сказал он, - Петя обещал!»

Ровно в 6 часов появился Петя, но вместо мяча у него в руках был длинный деревянный меч»

Почему друг не понял Диму?

Какой закон письма не знает Дима?

(Дима не знает правила написания безударных гласных в корне слова)

А вы хотите, чтобы вас понимали?

Положите перед собой тетрадь. Почему она в виде варежки?

(Потому что на дворе зима)

Посмотрите, какой красивой может быть зима. Сегодня на уроке мы будем работать со словами, связанными с зимой.

Снимите наклейку и прочтите тему урока.

III. Определение темы урока и учебной задачи

Как вы думаете, чему вы должны сегодня научиться?

(Отличать проверяемые слова от проверочных)

А чему я вас сегодня должна научить?

(Я должна вас научить понимать особенности проверяемых и проверочных слов)

IV. Работа по открытию новых знаний

1) – Давайте понаблюдаем, какие безударные гласные в корне слова требуют проверки. Работаем устно с сигнальными карточками. (2 слайд, приложение 2)

м … чи
п…ля
ш…ги
сл…ды
л…сты

Найдите в тетради задание под номером 1.

Впишите в предложение безударные гласные, требующие проверки.

Прочтите, что у вас получилось.

1. Безударные гласные я, о, а, е, и, надо проверять.

2) - В какой части слова могут быть безударные гласные?

Почитаем об этом в справке под значком, на котором изображена снежинка.

Безударные гласные могут быть в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании. Прежде, чем обозначить буквой гласный звук в безударном слоге, нужно узнать, в какой части слова он находится.

Прочитайте слова, написанные на доске, найдите их у себя в тетради.

Первое слово разберем с объяснением у доски.

2. Подснежники, снега, (замело) снегом

Второй человек у доски разбирает два остальных слова.

Обозначим ударение.

В какой части слова находятся безударные гласные?

3) Читаем вторую справку.

Если безударный гласный звук – в приставке или суффиксе вспомни, как пишется эта приставка или суффикс: по-, под-, пере-, про-; -очк, -ечк, -еньк, -оньк.

Если безударный гласный звук – в корне, нужно подобрать проверочное слово.

- Назовите среди этих слов слово с безударным гласным в корне.

Это – проверяемые слова.

А есть ли среди записанных слов проверочное? Запишите его в задании №3.

3. сн…га –

сн...га -

Прочтите, какое проверочное слово записали?

Объясните, почему это слово проверочное? ()

Что используется для проверки? (форма слова )

А кто по-другому проверил? (подснежники )

Почему это слово проверочное? (потому что гласный в корне под ударением )

А как здесь проверяли? (с помощью однокоренного слова ) (3 слайд, приложение 2)

4) Читаем третью справку.

Проверочными могут быть форма слова или однокоренное слово с ударным гласным в корне.

У слова снег много родственников.

Как по-другому называются родственные слова? (однокоренные )

Почему они так называются? (потому что имеют одинаковый корень и что-то общее по смыслу )

Физкультминутка (слайд 4, приложение 2)

V. Закрепление изученного

Прочитайте стихотворение «Снежная сказка».

Читаем вслух.

«Снежная сказка»

Проплясали по сн…гам
Сн…жные метели.
Сн…гири сн…говикам
Песню просвистели.

У засн…женной реки
В белом переулке
Звонки носятся сн…жки,
Режут лед сн…гурки.

Кто знает, что такое снегурки? (коньки, которые привязываются к обуви )

Если вам интересно узнать, когда появились первые коньки, и с какого материала они были сделаны, как выглядели – можете узнать об этом в Интернете или в «Энциклопедическом словаре», а потом расскажите об этом в классе и обменяетесь впечатлениями.

А сейчас вернемся к стихотворению. Найдите в нем и назовите однокоренные слова.

Прочтите какое задание надо выполнить в этом номере. (Вставьте пропущенные буквы. ыделите корень. Обозначьте ударение. Подчеркните проверочные слова.)

Дети выполняют задание.

Назовите проверочные слова. Почему они проверочные?

Смотрим следующее задание.

5. Запишите проверочные слова к слову зима.

З…ма, - зимы, зимний, зимушка, озимые, озимь, зимовье, зимовать, зазимовать, перезимовать, зимовка.

Дети называют по одному слову, записываем по одному слову.

Выделяем корень. Обозначаем ударение.

Когда записали слово зимы, как здесь проверили? (формой слова )

Когда записали слово зимний, как здесь проверили? (однокоренным словом )

Как можно было бы назвать эту группу слов, если исключить из нее слово зимы ? (однокоренные слова )

А почему исключаем слово зимы ? (это другая форма слова зима )

Продолжим это ряд однокоренных слов.

Как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково )

В чем особенность проверочных слов? (в проверочном слове гласный в корне ударный )

Озимые – высеваемые и прорастающие осенью, зимующие под снегом.

Озимые культуры. Озимые хлеба.

Озимь – 1) Всходы, посевы озимых культур. 2) Поле, занятое посевами озимых культур.

Чем в русской народной сказке Морозко укрывал озимые хлеба? (снежным одеялом )

Продолжите поговорку «Много снега - …» (много хлеба )

VI. Самостоятельная работа

Помните, в начале урока я рассказывала про Диму, который пока еще не усвоил правило проверки безударных гласных в корне. Предлагаю вам попробовать себя в роли учителя и проверить сочинение Димы. Прочтите его.

Зимой.

Пушистым кавром лежит снег на палях и халмах. Побилели лисные палянки. В лису замило все трапинки. Дует лидяной ветер. На окнах поивились удевительные узоры.

Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

Проверьте, все ли ошибки исправили. (6 слайд, приложение 2)

Какие ошибки не увидели? Как можно проверить эти слова.

VII. Итог.

Какие слова называем проверяемыми? (У которых безударный гласный в корне )

Какие слова называем проверочными? (В которых гласный в корне под ударением )

VIII. Рефлексия .

Подведем итог нашей работы. Украсим елочку. Для этого выберем шарик соответствующего цвета.

Причитаем, что обозначает шарик красного цвета, желтого, синего, стального.

  • Красный – Работой своей доволен. Все получилось.
  • Желтый – Работал хорошо. Были небольшие затруднения.
  • Синий – Работал не очень активно. Было трудно.
  • Стальной – Работой своей не доволен. Осталось много вопросов.

Когда ударение падает на звук, то этот звук проверять не нужно, и такая позиция звука в ударном слоге называется сильной. Безударные же гласные звуки при произношении слышно неотчетливо. Такие звуки нужно либо проверять, либо запомнить. В нашем случае нужно записать такие слова, к которым можно подобрать проверочные.

  1. Побежали;
  2. Бродяга;
  3. Способы;
  4. Дождливый;
  5. Молоко;
  6. Безболезненный;
  7. Золотой;
  8. Блестит;
  9. Деревья;
  10. Медовый.

Подберем проверочные слова к словам с безударными гласными

Безударные гласные корня проверяются чаще всего ударением. Если слово нельзя проверить ударением, то скорее всего оно является словарным. То есть нам нужно подобрать такие однокоренные слова, в которых безударная гласная из первого слова будет ударной.

  1. Побежали. Безударный гласный "е" в корне. Нужно подобрать такое слово, где "е" будет под ударением. Например, бег или бегать.
  2. Бродяга. Безударный "о" в корне. В слове бродит эта буква под ударением. Тем самым, бродит - проверочное слово.
  3. Способы. Безударный гласный "о" в корне. Проверочное слово - способный. В слове способный "о" ударный звук.
  4. Дождливый. Безударный "о" в корне слова. В слове дождь "о" под ударением. Следовательно, дождь - проверочное слово.
  5. Молоко. Здесь оба звука в корне безударные. Первый звук проверить нельзя, а второй можно. Проверочное слово - молочный.
  6. Безболезненный. Безударный гласный в корне "о". Проверочное слово - боль. Звук "о" под ударением.
  7. Золотой. Оба звука безударные. Второй звук нужно запомнить, а к первому можно подобрать проверочное слово. Золото - звук "о" под ударением.
  8. Блестит. Безударный "е" в корне слова. Нужно подобрать слово, в котором "е" стоит под ударением. Таким словом является слово - блеск.
  9. Деревья. Безударный гласный "е" в корне. Проверочное слово - дерево. В слове дерево "е" стоит в ударной позиции.
  10. Медовый. Безударный "е" в корне слова. Подберем проверочное слово. Это слово - мед. Несмотря на то, что в слове мед стоит буква "ё", это слово является проверочным к слову медовый.