Краткие сведения по истории древнегреческого языка. древнегреческие диалекты. Дорический древнегреческий язык

  • ДОРИЙСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДОР́ИЙСКИЙ ЛАД, см. Натуральные лады, Древнегреческие лады …
  • ДОРИЙСКИЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1) Относящийся к дорийцам, связанный с ними. 2) Свойственный дорийцам, характерный для них. 3) Принадлежащий …
  • ДОРИЙСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
  • ДОРИЙСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    дорийский (к дорийцы; дорийский лад, …
  • ДОРИЙСКИЙ в Орфографическом словаре:
    дор`ийский (к дор`ийцы; дор`ийский л`ад, …
  • ДОРИЙСКИЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    дорийский прил. 1) Относящийся к дорийцам, связанный с ними. 2) Свойственный дорийцам, характерный для них. 3) Принадлежащий …
  • ДОРИЙСКИЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ДОРИЙСКИЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    прил. 1. Относящийся к дорийцам, связанный с ними. 2. Свойственный дорийцам, характерный для них. 3. Принадлежащий …
  • ДОРИЙСКИЙ ЛАД
    см. Натуральные лады, Древнегреческие …
  • ДОРИЙСКИЙ ЛАД
    лад (музыкальный), наименование одного из древнегреческих ладов, а также иного по структуре средневекового лада и соответствующего натурального лада. Натуральный Д. …
  • ШЛЕМ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    ДОРИЙСКИЙ — замкнутый греческий шлем, который мог носится как виотийский (в этом случае он сдвигался на …
  • АКРАГАНТ
    Agrigentum АКРАГАНТн. Girgenti, город на южном берегу Сицилии, в нескольких стадиях от моря, между двумя реками, Акрагантом (н. S. Biagio) …
  • DORIUS в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    дорийский Epod. ix. 6. (источник - …
  • DORIUS в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    дорийский Epod. ix. 6. (лат, из …
  • COLUMNA в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    КОЛОННА, sthlh или stulos, также kiwn, столб, колонна. Первоначально столбы служили только для удобства, как подпора крыши; сначала они состояли, …
  • AKRAGAS в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    АКРАГАНТ (греч. Akragas), см. Агригент. АГРИГЕНТ (лат. Agrigentum, до 1927 Girgenti), город на южном берегу Сицилии. Агригент был основан жителями …
  • ДУМЫ в Большом энциклопедическом словаре:
    лирико-эпический жанр украинского словесно-музыкального фольклора. Возникли у казаков в 15-17 вв. Воспевали борьбу против турецких, татарских и польских захватчиков, выражали …
  • УКРАИНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая Республика, УССР (Украiнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украiна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием …
  • НАТУРАЛЬНЫЕ ЛАДЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    лады в музыке, группа семиступенных строго диатонических ладов, не включающих видоизменений основных ступеней - хроматизмов, альтераций (см. Диатоника). Н. …
  • НАКЛОНЕНИЕ (В МУЗЫКЕ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в музыке, качество лада, определяющееся тем, какая терция образуется между I и III ступенями - большая или малая. Отсюда …
  • ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    языки, одна из наиболее крупных лингвистических семей Евразии. Общие черты И. я., противопоставляющие их языкам других семей, сводятся к …
  • ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛАДЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    лады, система мелодических ладов в музыке античной Греции, не знавшей многоголосия в нашем смысле. Основу ладовой системы составляли тетрахорды (первоначально …
  • АРМЯНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ЦЕРКОВНЫЕ ЛАДЫ
    позаимствованы у древних греков; те гаммы, на которых построено старинное церковное пения католической церкви. Ц. лады состоят из постепенного чередования …
  • ХОРОВАЯ ПОЭЗИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    у древних греков. — Хоровое начало в развитии поэзии является одним из существенных элементов так наз. первобытного поэтического синкретизма, т. …
развился в среднегреческий язык к Классификация () : Палеобалканская ветвь Греческая группа : Языковые коды : нет : grc : grc См. также:

Древнегре́ческий язы́к - (др.-греч. (атт.) ἡ Ἑλληνικὴ γλῶττα ) язык , предок , распространённый на территории греческой в эпоху с конца по начало нашей эры.

Выделяют различные периоды развития языка: архаический (XI-VI века до н. э.), классический (V-IV века до н. э.), эллинистический (III век до н. э. - IV век н. э.); на каждом этапе развития языка существовали различающиеся местные варианты.

Древнегреческий язык - язык поэм и , философии и литературы времени Золотого Века , Библии. На нём говорили в полисах классической эпохи, империи и царствах , древнегреческий язык был вторым официальным языком и основным на ранних этапах существования (постепенно перерождаясь в средневековый византийский греческий).

Диалекты древнегреческого языка

Происхождение, ранние формы и начальное развитие языка не достаточно ясно. Существуют различные взгляды на то, какие группы диалектов выделились в промежутке времени от выделения протогреческого наречия из общеиндоевропейского языка (не позднее XX в. до н. э.) и примерно XIII веком до н. э. Единственный документально зафиксированный язык той эпохи - микенский.

Основные группы диалектов древенегреческого языка сформировались, предположительно, не позднее 1100 года до н. э., то есть ко времени мифического дорийского завоевания, и начинают отражаются в документах с VIII века до н. э.

Древние греки считали, что их народ делится на три племени: , эолийцев и (включая афинян); каждая из групп имела определённое и отличное от других наречие. Если опустить факт отсутствия в этой классификации малоизвестных и диалектов, практически неизвестных в культурных центрах Античной Греции, в целом это деление верно и совпадает с результатами современных археологических и лингвистических исследований.

Стандартная классификация диалектов:

  • Северо-западные диалекты
    • Северо-западный
    • Дорический
  • Эолийские диалекты
    • Эгейский/Азиатский эолийский
    • Фессалийский
    • Беотийский
  • Ионические диалекты
    • Восточный ионический
    • Центральный ионический
    • Западный ионический
    • Аттический
  • Аркадо-кипрские диалекты
    • Аркадский
    • Кипрский

Существуют различные варианты группировки диалектов по оппозиции и близости друг к другу.

Аракадо-кипрская группа напрямую происходит от микенского языка бронзового века.

Беотийский диалект подвергался сильному влиянию северо-западной группы, и в некотором отношении можно рассматривать его как переходный (между эолийским и северо-западным). Фессалийский диалект также не избежал влияния этой группы, хотя и в меньшей степени.

Существовала особая разновидность греческого языка в , небольшой области на юго-западном побережье Малой Азии, весьма скудно зафиксированная письменно; она может быть выделенна в пятую большую группу диалектов или считаться микенского языка с наложившимися дорическим и местным негреческим влиянием.

Факт отношения древнемакедонского языка к греческому достаточно спорен: он мог быть как негреческим индоевропейским языком, так и связанным отдалённым родством с ветвью северо-западных диалектов.

Дорический диалект имел несколько заметно отличавшихся вариантов: островной (включавший и дорический ), дорический юга (тут и наречие - ) и дорический севера полуострова, на котором говорили, например, в . Известный лесбосский диалект входил в эгейско-азиатскую подгруппу эолийского наречия. В колониях за пределами Греции происходило «смешение» выходцев из различных районов Эллады, и как следствие смешение диалектных форм.

Практически деление можно довести вплоть до «языков» городов-государств и прилегающих территориях или одного острова.

Диалекты, не относящиеся к ионийской группе известны по сохранившимся записям фрагментов произведений лесбосской поэтессы и спартанского поэта .

Лингвистическая характеристика

Письменность

Древние греки использовали греческий алфавит, произошедший, как считается, от финикийского письма. В классическом виде греческий алфавит, состоявший из 24 букв, сложился к концу V в. до н. э. В древнейших надписях направление письма шло справа налево, затем в течение некоорого времени использовался прием под названием (буквально «поворот быка») - направление письма чередовалось от строки к строке. В IV в. до н. э. окончательно утвердилось современное направление - слева направо. В эллинистическую эпоху в надписях стали применяться надстрочные знаки, обозначавшие три типа ударения и два типа придыхания.

Фонологические сведения

Ударение

В древнегреческом языке ударение было музыкальным, то есть характеризовалось изменением тона подударного гласного. Краткий (одноморный) ударный гласный мог иметь только восходящий тон, обозначающийся знаком острого ударения " ́ ", двухморный (долгий) гласный или дифтонг мог иметь как острое ударение (с тоном поднимающимся на второй море), так и облегченное " ~ " или " ˆ ", с преломленным тоном, восходящим на первой море и нисходящим на второй. Ударение в аттическом диалекте определялось законом трисиллабии (τρεîς συλλαβή - три слога), было свободным в рамках последних трёх слогов слова. Острое ударение на конце слова некоторым образом изменялось, что на письме отражалось постановкой тяжелого ударения " ̀ "

Слог

Древнегреческий, как большинство других древних обладает сильно развитой структурой, сохранившей черты архаических форм. Существительные имели пять ( , и

До III века до н. э. Греция не имела единого языка. Политически раздробленная страна не имела потребности в едином государственном языке, но близость наречий друг к другу не представляла затруднений в сношениях между отдельными полисами. Что касается литературного языка, то и он, как будет показано в следующем параграфе, не был единым: почти каждый литературный жанр обладал своим особым языком, развивавшимся на основе какого-либо одного или нескольких диалектов.
Сами греки ясно сознавали свою языковую общность. Термин "иноязычный" (βαρβαρόφωνος) мы встречаем в применении к жителям Карий уже у Гомера (Ил. II, 867). Слово βάρβαρος у него еще не встречается, равно как нет и единого этнического термина для всех греков, которые обозначаются то Ἀχαιοί ("ахейцы") или Παναχαιοί, то Δαναοί ("данайцы"), то Άργεῖοι ("аргивяне"). Это отмечается Фукидидом (I, 3). У Геродота (VIII, 20; IX, 43) слово βαρβαρόφωνος означает уже то же, что βάρβαρος, т. е. "не-грек", но несомненно, что одна только речь греческого типа не была для греков достаточным основанием к тому, чтобы племя не было отнесено к числу "варваров". Так, дикие племена Этолии, Акарнании и отчасти Эпира, называвшиеся иногда (даже у Страбона, ср. VII, 7, 1) "варварами", по языку безусловно были греками. Напротив, македоняне, которые, возможно, были носителями говора, не входившего в состав греческой "ветви" индоевропейских языков (см. выше, стр. 28), никогда не относились греками к числу "варваров". Следовательно, как уже указывалось выше (стр. 28), противопоставление "эллинов" и "варваров" делалось на основании всей совокупности признаков языка, религии, быта и т. д. Тот же Страбон (там же) говорит, ссылаясь на Гекатея, о "варварах, населявших Пелопоннес до греков", и добавляет от себя, что это можно распространить на всю Грецию; к этим "варварам" он относит дриопов, пеласгов, лелегов и другие "догреческие" племена, а также финикийских поселенцев и фракийцев. Вопрос о финикийцах, однако, является сейчас очень спорным. Некоторые ученые полагают, что под Φοίνικες (краснокожие) следует понимать для древнейшей эпохи не финикийцев, но колонистов с Крита и что Фукидид был введен в заблуждение этим словом и смешал более древнее и более позднее его значение. Несомненно, что отдельные фракийские поселения были в Греции и в историческую эпоху, но, очевидно, столкновения с ними и иллирийцами Эпира, как с двумя типами племен группы satǝm, породили сознание языковой противоположности их еще в эпоху тех древнейших племенных передвижений, в процессе которых и создалась этническая обособленность самих греческих племен. Это заключение приходится сделать потому, что с другими племенами группы satǝm этнические образования, из которых впоследствии развились греческие племена, потеряли связь значительно раньше.
По свидетельству самих греческих писателей, греки делились на три племени: ионийцев (Ἲωνες), дорийцев (Δωριεῖς), и эолинцев (Αιολεῖς) , но греческий язык они делили, на четыре диалекта: ионийский, аттический, дорийский и эолийский. Так как малоазиатские ионийцы считались происходящими из Аттики (по традиции, двенадцать ионийских колоний были выведены Нелеем, сыном афинского царя Кодра, в конце XI века до н. э.), то ионийский диалект считали древним аттическим, а аттический - более поздней его стадией. Пятым наречием считалось позже ἡ κοινὴ διάλεκτος - "общее" наречие, или просто κοινή, т. е. общегреческий литературный прозаический язык, образовавшийся в III-II веках до н. э.
Эта трехчленная классификация (ионийский, дорийский и эолийский диалекты) древнегреческих племен несомненно возникла не позже VIII-VII веков до н. э., так как этиологический миф о потомстве Эллина, сына Девкалиона, засвидетельствован уже одним из фрагментов Гесиода. По Гесиоду, у Эллина были сыновья Эол, Дор и Ксуф, а у последнего - Ахей и Ион. Таким образом, здесь видна попытка связать трехчленное деление с гомеровскими ахейцами, из чего некоторые исследователи делают вывод, что ионийцы вообще являются древнейшим слоем греческого населения, вытесненного в Пелопоннесе дорийцами, а в остальных частях Греции - другими племенами (смешение с которыми имело последствием образование эолийцев) и сохранившегося только в Аттике. Эта гипотеза, особенно отстаиваемая Кречмером, а в последнее время греческим ученым Милонасом, не может считаться окончательно обоснованной, ибо современное языковедение вообще не считает, что традиционное деление отражало действительную картину древнегреческой диалектологии. Однако несомненно, что группы, на которые делились древнегреческие диалекты в историческое время, были результатом последовательных скрещений новых волн переселенцев с осевшими ранее племенами. При этом, повторяем, исконная близость диалектов друг к другу сохранялась у греков в силу ограниченности территории их размещения. Их диалекты не могли потерять черты исключительного сходства друг с другом, как потеряли его диалекты славянских и германских племен, расселившихся по огромному пространству. Это положение особенно подчеркивает Энгельс в "Происхождении семьи, частной собственности и государства": "Различия в диалектах у греков, тесно расположившихся на сравнительно небольшой территории, развились гораздо меньше, чем в обширных американских лесах; однако и здесь мы видим, что в одно большое целое соединились лишь племена с одинаковым основным наречием, и даже в маленькой"Атгике встречаем особый диалект, который впоследствии! приобрел господство в качестве общего языка для всей греческой прозы".
Изучение древнегреческих диалектов, начатое в 30-х годах XIX века Г. Л. Аренсом и продолженное затем А. Кирхгофом, Густавом Мейером, Р. Мейстером, О. Гофманном, А. Тумбом, К. - Д. Бекон (С. D. Buck), А. Мейе, Ф. Бехтелем и многими другими лингвистами дает в настоящее время картину значительно более сложную, чем она представлялась самим грекам. Е-ли отвлечься от несущественных моментов, которыми классификации различных ученых отличаются одна от другой, то картина эта представляется в следующем виде.
1. Ионийско -аттическая группа , характеризуемая прежде всего переходов ā в ē окончанием - si вместо ti в 3-м лице множественного числа и некоторыми другими чертами. Сюда относятся говоры малоазиатской Ионии, Киклад и Эвбел и оропский говор в северо-восточной Аттике. Особое место в этой группе занимает наречие всей остальной Аттики, которое и называется "аттическим". Оно отличается, главным образом, сохранением старого ā после e, i, r, переходом ss и rs в tt и rr, контракцией гласных и сохранением двойственного числа. Переход ā в ē ни в каких других группах греческих диалектов не встречается.
2. Аркадско -кипрско -памфмийская группа , представляющая собою остатки того языкового единства, которое было обусловлено существованием больших племенных союзов так называемого "героического века", начало которого следует связывать с падением критской морской державы (около 1400 г. до н. э.). В истории материальной культуры это время обозначатся обычно как "позднемикенский период". Отзвуки пиратских набегов пелопоннесских греков этой эпохи мы находим как в египетских, так и в хеттских источниках. Так как эти источники дают нам этнические названия Aẖẖijawa (хеттские) и Aqaiwaša (египетские), то предполагают, что гомеровское Ἁχαιοί (ахейцы) было названием, означающим принадлежность к этому племенному союзу, который стал восточно-средиземноморской "талассократией" в XIV веке и удерживал свою власть до XI века, когда континентальная Греция оказалась захваченной новыми племенами (преимущественно дорийцами), а господами морей сделались воспользовавшиеся падением ахейского могущества финикийцы. Заняв прибрежные области Пелопоннеса, в первую очередь Арголиду и Лаконию, дорийцы оттеснили прежнее население в центральную горную местность Аркадию. Памфилия же и Кипр, колонизованные греками чрезвычайно рано (не позже XIII века до н. э.), сохранили "ахейский" диалект первоначального греческого населения Пелопоннеса. Целый ряд данных указывает нам, что греческими колонистами были когда-то заняты и Киликия и Ликия. О двух слоях населения в Ликии мы находим указания и в "Илиаде"-в рассказа Главка Диомеду о Беллерофонте (VI, 152-195). Геродот (VII, 92) возводит ликийцев к афинскому поселенцу Лику, дяде Тезея, а древнее население Ликии связывает с Критом и называет его "термилами" (Τερμίλαι), что совпадает с названием Trɱmili, встречающимся более 30 раз в ликийских надписях. Но эти греческие колонисты в Ликии с течением времени подверглись варваризации и забыли свои язык. О киликийцах Геродот (VII, 91) говорит, что они "полуахейцы" (ύπαχαιοί), ликийский же язык признается современными его исследователями, (Калинкой, Зундваллем, Даниэльсоном, Мериджи и др.) типичным смешанным языком, имеющим не только в словаре, но и в составе своей морфологии бесспорные индоевропейские элементы. Таким образом, аркадско-кипрское наречие, следов которого мы не можем найти в гомеровском эпосе, сложившемся позже в эолийской и ионийской среде, - есть язык тех воителей, слава о которых в народной памяти дожила до времени создания песен, лежащих в основе "Илиады", т. е. до времени, когда образы древних героев Аргоса, Микен, Пилоса и додорийского Лакедемона были приспособлены к новой тематике (эолийская колонизация северо-западного угла Малой Азии) и соединены с новыми героическими образами (фессалийскими вождями Ахиллесом, Патроклом, Филоктетом, с локрийскими Аяксами и др.). Это наречие характеризуется рядом новообразований, развившихся только у пелопоннесских племен вне связи с другими греческими наречиями (как, например, дифтонг αῦ в родительном падеже единственного числа; гомеровское ао, Ἀτρειδάο).
3. Эолийская группа , охватывающая говоры малоазиатской Эолии (с особым говором на острове Лесбосе) и говоры Фессалии и Беотии. Образование ее следует связывать с движением племен, предшествовавшим дорийскому, но не поддающиеся даже приблизительному хронологическому определению. Поскольку это движение не проникло до Пелопоннеса и не затронуло Аттики и, следовательно, не сказалось разрушительно на областях древнейшей культуры, у нас нет никаких данных для его датировки. Оно могло совершенно не отразиться в жизни "ахейского" племенного союза. Исходным его Пунктом были какие-то горные области (некоторые данные указывают на Эпир, другие противоречат этому), из которых волна нового населения проникла в плодородную долину Пенея в Фессалии, а затем в среднюю Грецию, именно в Беотию. Движение этих племен не должно было носить характера организованного похода (στόλος), как это было впоследствии у дорийцев; оно, вероятно, растянулось на очень долгий период. Сопротивления (по крайней мере, в Фессалии) это движение не встречало, и новые пришельцы относительно мирно ассимилировались с автохтонами. О таком проникновении в Беотию "фессалийцев из Арны", не повлекшем за собою какой-либо катастрофы, говорят и Фукидид (I, 12). Что касается минийцев, как более древнего населения юго-восточной Фессалии (Иолк) и Беотии (Орхомен), то об их отношении к другим племенным группам греков мы ничего сказать не можем, хотя некоторые исследователи, основываясь исключительно на археологическом материале, настойчиво сближают их с ионийцами. Это вероятно, но пока недоказуемо. Эолийское наречие обладает рядом характерных черт, из которых многие встречаются в языке гомеровского эпоса. Особенно выделяются не отдельные фонетические черты, а специфические морфологические образования.
Все эти три группы (ионийско-аттическая, аркадско-кипрская и золийская) имеют некоторые общие черты, показывающие, что они находились в известной связи друг а другом, после того как связь с другими племенами, оставшимися за пределами Греции, была потеряна. Одной из таких общих черт является переход окончания ti в 3-м лице мн. ч. в si . Кроме того, есть ряд черт, объединяющих каждое из этих трех наречий попарно.
4. Западная группа , противостоящая трем предыдущим группам, известная по диалектам дорийскому и отдельным говорам: этолийскому, локридскому, фокидскому, говору Ахайи и элейскому (в Элиде). Внутри дорического диалекта надписи показывают известные различия говоров лаконского, мессенского, арголидского (включая остров Эгину), коринфского, мегарского, островов Феры и Мелоса, родосского и критского. Для всей западной группы характерно распространение окончания дательного падежа мн. ч. - οις также и на согласные основы и переход ĕ в a перед плавными (r, l), слияние εο в ει, а не в ου (как в аттическом), и некоторые другие черты.
Дорийский диалект отличается от других говоров этой группы лишь очень немногими чертами, из которых наиболее интересны: архаическое окончание 1-го лица множ. числа - mes (вместо обычного - men во всех других диалектах), сохранение старого окончания - nti в 3-м лице мн. ч. (φέροντι), близкое к другим индоевропейским так называемое "дорическое будущее" (futurum doricum), являющееся старым индоевропейским образованием, сохранившимся только в литовском языке; сохранение t в личном местоимении 2-го лица и, наконец, долгое сохранение звука υ (дигамма)· Все эти черты указывают, что дорийский диалект, как язык племени, дольше других остававшихся вне непосредственного соприкосновения с другими этническими группами и на более низкой ступени культурного развития (соответствующей, по-видимому, средней ступени варварства, по Энгельсу), сохранил большее количество архаизмов и, несмотря на позднее появлений дорийцев в Греции, отражает более древнюю стадию в жизни племенных языков греческого типа. Тем не менее, и дорийские говоры в том виде, в каком они нам известны по памятникам письменности, носят до известной степени такой же смешанный характер, как и эолийские. Наибольшим своеобразием обладают эле некий говор, который раньше сближали даже с эолийским, а не с дорийским диалектом, и говор Ахайи.
Таковы четыре типа, к которым мы можем свести разнообразие живой речи отдельных племенных единиц древней Греции на заре классового общества и образования рабовладельческих полисов.
В современном языковедении в области диалектологии и лингвистической географии преобладает течение, отрицающее возможность проведения точных границ между говорами и группировки говоров в строго очерченные группы. В применении к древнегреческим диалектам вопрос осложняется еще и тем, что эти последние известны нам по отрывочным и иногда очень поздним показаниям эпиграфики. Изучать диалекты языка, давно ставшего мертвым, так, как мы изучаем все с большим и большим совершенством живые современные говоры, нельзя. Поэтому приведенная выше классификация должна рассматриваться как построение, в известном смысле условное и схематическое.

О противопоставлении по религии ср. у Аристофана (Птицы, ст. 1520 сл.), где говорится о „богах варваров“, отличных от „олимпийских“ богов, хотя обычно у греков считалось, что „варвары“ находятся во власти тех же богов.
Ср. анонимный трактат Περι διαλέκτων („Античные теории языка и стиля“, под ред. О. Фрейденберг, стр. 142 сл., Л, 1936). Античные грамматики обращали внимание, главным образом, на новообразования аттического наречия, как, например, слитные формы, переход σσ в ττ, ρσ - в ρρ, но не замечали его архаизмов.
P. Kretschmer, Zur Geschichte der grieîhisch:n Dialekte (Glotta, 1909, I стр. 9-34); Μιλύνας в журн, Ἁρχαιολογικὴ έφημερίς, 1930, стр. 8 сл., 15 сл.
К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XVI, ч. 1, стр. 83,
Ср. G. Meyer, Griechische Grammatik, 3–е изд., 1896, стр. 18-19.
Ср. Gaurhet, Giebt es Mundartgrenze? (Archiv für das Studium der neueren Sprachen, 1903, т. III, стр. 365 сл.), а также все работы французской диалектологической школы, возглавляемой Жильероном.

Дорический древнегреческий язык – это древняя ветвь греческого языка. В классические времена на его диалектах говорили в южном и восточном Пелопоннесе, Острове Крит, Родос, некоторых островах в южном Эгейском море, некоторых городах на побережьях Малой Азии, Южной Италии, Сицилии, Эпира и Македонии.

Широко признано, что дорический диалект произошел в горах Эпира, в северо-западной Греции, места происхождения Дорических греков. Затем язык был распространен ко всем другим областям во время Дорического вторжения (приблизительно 1150 года до н.э.) и колонизации, которая последовала за завоеванием земель. Присутствие дорического государства (Дорис) в центральной Греции, к северу от Коринфского залива, привело к теории, что дорический диалект произошел в северо-западной Греции или, возможно, вне Греции, на Балканах. Однако, точно не известно, где была доисторическая граница и включала ли она древних Македонцев.

Дорические диалекты

На сколько, дорическая группа диалектов соответствует в полной классификации древних греческих диалектов, и зависит до некоторой степени от классификации. Несколько представлений о диалектах представляются греческими диалектами. Распространенная тема большинства представлений - то, что дорический диалект – это подгруппа Западного греческого языка. Некоторые используют другие термины - Северный греческий или Северо-западный греческий язык. Географическое различие является только устным и предположительно на дорическом диалекте говорили к югу от "Южного греческого" или "Юго-восточного греческого языка".

Многие ученые предполагают, что "Северный греческий язык" основан на предположении, что дорийцы прибыли с севера и на этом факте основано предположение, что дорический диалект близко связан с Северо-западным греческим языком. Тот момент, когда различие началось, не известно. Все "жители севера", возможно, говорили на одном диалекте во время Дорического вторжения; конечно, дорический диалект, возможно, только далее дифференцировался в классические диалекты, когда дорийцы пришли на юг. Таким образом, Западный греческий язык – это самое точное название для классических диалектов.

Цаконийский греческий язык, выживший язык из дорической ветви, является потомком дорического лаконического (спартанского) диалекта, на котором все еще говорят некоторые жители на южном побережье Пелопоннеса в современной префектуре Аркадии. Сегодня это - источник значительного интереса для лингвистов, и подвергаемый опасности исчезновения язык.

Ученые различают следующие диалекты дорической группы:

Лаконический диалект

На лаконическом диалекте говорило население Лаконии в южном Пелопоннесе, а также в колониях Тарентум и Ираклия, в южной Италии. Спарта также была городом в древней Лаконии. Лаконический диалект засвидетельствован в надписях на глиняной посуде и камне с 7-ого столетия до н.э. Тарентум был основан в 706 году до н.э. Основатели, должно быть, уже говорили на лаконичном диалекте. Много государственных документов Спарты выжили до нашего времени, чьи граждане назвали себя Лакедонянами в честь названия долины, в которой они жили. В 7-ом столетии до н.э., Спартанский поэт, Алькман, использовал этот диалект для написания своих произведений.

Диалект Арго

На диалекте Арго говорили в северо-восточном Пелопоннесе, например, в Аргосе, Микенах, Эрмионе, Трозене, Эпидарусе. Поскольку на Микенском греческом языке говорили в этой области в Бронзовом веке, то ясно, что дорийцы завоевали этот регион, но были неспособны взять Аттику. Дорийцы стали жить от Аргоса до Острова Крит и Родоса. Существует достаточный материал юридического, политического и религиозного содержания на этом диалекте с, по крайней мере, 6-ого столетия до н.э.

Коринфский диалект

На Коринфском диалекте говорили сначала в области перешейка между Пелопоннесом и материковой Грецией; то есть, на Коринфском перешейке. Городами и государствами области распространения коринфского диалекта были Коринф, Сицион, Клеан, Флиус, колонии Коринфа в западной Греции: Корцира, Леукас, Анакториум, Амбрасия и другие. Самые ранние надписи на Коринфском диалекте датируются с начала 6-ого столетия до н.э. Они используют коринфский эпихорический алфавит. Коринфский диалект противоречит предубеждению, что дорийцы были простоватыми завоевателями, поскольку некоторые полагают, что они говорили на лаконическом диалекте. Философская школа Коринфа утверждала, что македонский язык был греческим диалектом.

Северо-западные греческие диалекты

Северо-западная греческая группа близко связана с дорической группой, в то время как иногда нет различий между дорическим и северо-западным греческим языком. Северо-западные греческие диалекты отличаются от дорических диалектов по двум особенностям: дательное множественное число третьего наклонения в - ??? (-oi) (вместо - ??)) и?? (в) + винительный падеж (вместо??? (eis)).

Диалекты следующие:

  • Фокийский
    • Делфи
  • Локрианский
    • Озолинский Локрис, вдоль северо-западного побережья коринфского Залива, вокруг Амфиссы
    • Опунтианский Локрис, на побережье греческого материка, вокруг Опуса
  • Элианский
    • Олимпия, в северо-западном Пелопоннесе
  • Северо-западный греческий Коине
    • гибридный диалект аттических и определенных северо-западных греческих и дорических областей.

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ДИАЛЕКТЫ

Греческий язык принадлежит к индоевропейской семье языков. Отделение совокупности греческих диалектов от остальных индоевропейских языков относится приблизительно ко II тысячелетию до н.э.

Греческая письменность начала формироваться около IX века до н.э. Ей предшествовало (с XIV в. до н.э.) крито-микенское линейное письмо. Дошедшие до нас древнейшие письменные памятники греческого языка относятся к VIII – VII вв. до н.э. Это надписи на предметах из камня, керамики, металла, найденных в основном на островах Эгейского моря. Египетские папирусы с греческими текстами относятся к IV – III вв. до н.э., пергаменные рукописи – к первым векам нашей эры. Древнегреческие литературные памятники дошли до нас в основном в средневековых рукописях.

История греческого языка не представляет собой последовательной смены одного состояния другим. Специфика развития всей греческой культуры, а также созданная особая система образования способствовали сохранению архаических форм языка. Поэтому весьма сложно говорить о точном вычленении периодов развития греческого языка. Обычно историю греческого языка условно разделяют в соответствии с социально-политической историей Эллады и выделяют следующие периоды:

1) микенский и послемикенский периоды (XV – IX вв. до н.э.);

2) язык античной Греции(VIII в. до н.э. - IV в. н.э.);

3) среднегреческий язык Византии (IV – XV вв. н.э.);

4) новогреческий язык (XVI в. – до нашего времени).

Древнегреческий язык (Ó {Ellhnik\ gl^tta ) – это язык греческих племён, которые жили на Балканском полуострове, на островах Эгейского моря, западном побережье Малой Азии, а также в многочисленных колониях Северного Причерноморья. Древние племена греков говорили на различных диалектах. Основными являются следующие:

1) эолийский (Ó A>olj~ или Ó A>olik\ di=lekto~ );

2) дорийский (Ó Lwrj~ или Ó Dwrik\ di=lekto~ );

3) ионийский (Ó `I=~ или Ó`Iwnik\ di=lekto~ ).

1. На эолийском диалекте говорило эолийское племя, заселяющее северо-западное побережье Малой Азии, остров Лесбос, Беотию, Фессалию. На этом диалекте писали известный древнегреческий поэт Алкей (первая половина VI в. до н.э.) и лесбосская поэтесса Сапфо (VI в. до н.э.), сочинения которых сохранились лишь частично.

2. Дорийский диалект – это язык дорического племени, которое жило на юго-западном побережье Малой Азии, занимало почти весь Пелопоннес, остров Крит, Родос, а также другие острова Эгейского моря, а также основало свои колонии в Южной Италии и Сицилии. Дорийским диалектом написаны, главным образом, лирические сочинения Пиндара (522 – 442 гг. до н.э.), идиллии Феокрита (III в. до н.э.), а также дорийские формы встречаются в хоровых партиях греческих трагедий.

3. Ионийский диалект – это язык ионийского племени западного побережья Малой Азии, Аттики, некоторых островов Эгейского моря и ионийских колоний. Этот диалект стал первым языком древнегреческой поэзии и прозы. Со временем образовались три его вида:

а) староионический диалект или эпический, известный из поэм Гомера «Илиады» и «Одиссеи», а также сочинений Гесиода (VIII – VII вв. до н.э.);

б) новоионический диалект сохранился в первую очередь в «Истории» Геродота;

в) аттический диалект (Ó `Atqj~ или Ó `Attik\ di=lekto~ ). Этот диалект развился из ионического и дорийского диалектов (VI – V вв. до н.э.) и являлся основным греческим диалектом, на котором разговаривали жители Аттики и ее главного города Афин. Этот диалект положен в основу греческой грамматики. На аттическом диалекте написано большинство дошедших до нас литературных произведений, а именно: трагедии Эсхила (525 – 456 гг. до н.э.), Софокла (496 – 406 гг. до н.э.), Эврипида (484 – 406 гг. до н.э.), комедии Аристофана (умер в 388 г. до н.э.), философские диалоги Платона (427 – 347 гг. до н.э.), речи Демосфена (383 – 322 гг. до н.э.), Исократа (436 – 338 гг. до н.э.) и др.

4. Общегреческий диалект (Ó koin\ di=lekto~ ), возник из аттического диалекта после падения могущества Афинского государства. После завоеваний Александра Македонского аттический диалект потерял свою чистоту и перешел в койне (III в. до н.э.) Творчество известного греческого философа Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.) относится к переходному периоду от аттического к общегреческому диалекту. На койне писали свои произведения Полибий (II в. н.э.), Плутарх (46 – 120 гг. н.э.), Страбон (I в. н.э.) и др.

Особенности языка последних столетий существования греческой античной культуры отразил язык Нового Завета.