Краткое содержание рассказа шукшина упорный. Срезал

К старухе Агафье Журавлёвой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочкой. Прове-дать, отдох-нуть. Подкатил на такси, и они всей семьёй долго вытас-ки-вали чемо-даны из багаж-ника. К вечеру в деревне узнали подроб-ности: сам он — кандидат, жена тоже кандидат, дочь — школь-ница.

Вечером же у Глеба Капу-стина на крыльце собра-лись мужики. Как-то так полу-чи-лось, что из их деревни много вышло знатных людей — полковник, два лётчика, врач, корре-спон-дент. И так пове-лось, что, когда знатные приез-жали в деревню и в избе наби-вался вечером народ, приходил Глеб Капу-стин и срезал знат-ного гостя. И вот теперь приехал кандидат Журавлев...

Глеб вышел к мужикам на крыльцо, спросил: «Гости к бабке Агафье прие-хали?» «Канди-даты!» — «Канди-даты? — удивился Глеб. — Ну пошли прове-даем канди-датов». Полу-ча-лось, что мужики ведут Глеба, как опыт-ного кулач-ного бойца.

Кандидат Константин Иванович встретил гостей радостно, захло-потал вокруг стола. Рассе-лись. Разговор пошёл дружнее, стали уж забы-вать про Глеба Капу-стина... И тут он попер на канди-дата.

— В какой области выяв-ляете себя? Фило-софия?

— Можно и так сказать

— И как сейчас фило-софия опре-де-ляет понятие неве-со-мости?

— Почему — сейчас?

— Но ведь явление открыто недавно. Натур-фи-ло-софия опре-делит это так, стра-те-ги-че-ская фило-софия — совер-шенно иначе...

— Да нет такой фило-софии — стра-те-ги-че-ской, — завол-но-вался кандидат. — Вы о чем вообще-то?

— Да, но есть диалек-тика природы, — спокойно, при общем внимании продолжал Глеб. — А природу опре-де-ляет фило-софия. Поэтому я и спра-шиваю, нет ли расте-рян-ности среди фило-софов?

Кандидат искренне засме-ялся. Но засме-ялся один и почув-ствовал нелов-кость. Позвал жену: «Валя, тут у нас какой-то странный разговор!»

— Хорошо, — продолжал Глеб, — а как вы отно-си-тесь к проблеме шама-низма?

— Да нет такой проблемы! — опять сплеча рубанул кандидат.

Теперь засме-ялся Глеб.

— Ну на нет и суда нет. Проблемы нет, а эти... танцуют, звенят бубен-чи-ками. Да? Но при же-ла-нии их как бы и нет. Верно... Ещё один вопрос: как вы отно-си-тесь к тому, что Луна тоже дело рук разума. Что на ней есть разумные суще-ства.

— Ну и что? — спросил кандидат.

— А где ваши расчеты есте-ственных траек-торий? Как вообще ваша косми-че-ская наука сюда может быть прило-жена?

— Вы кого спра-ши-ваете?

— Вас, мысли-телей. Мы-то ведь не мысли-тели, у нас зарплата не та. Но если вам инте-ресно, могу поде-литься. Я пред-ложил бы начер-тить на песке схему нашей Солнечной системы, пока-зать, где мы. А потом пока-зать, по каким законам, скажем, я разви-вался.

— Инте-ресно, по каким же? — с иронией спросил кандидат и значи-тельно посмотрел на жену. Вот это он сделал зря, потому что значи-тельный взгляд был пере-хвачен. Глеб взмыл ввысь и оттуда ударил по канди-дату:

— Пригла-шаете жену посме-яться. Только, может быть, мы сперва научимся хотя бы газеты читать. Канди-датам это тоже бывает полезно...

— Послу-шайте!

— Да нет уж, послу-шали. Имели, так сказать, удоволь-ствие. Поэтому позвольте вам заме-тить, господин кандидат, что канди-дат-ство — это не костюм, который купил — и раз и навсегда. И даже костюм время от времени надо чистить. А уж канди-дат-ство-то тем более... поддер-жи-вать надо.

На канди-дата было неловко смот-реть, он явно расте-рялся. Мужики отво-дили глаза.

— Нас, конечно, можно удивить, подка-тить к дому на такси, выта-щить из багаж-ника пять чемо-данов... Но... если приез-жаете в этот народ, то подго-тов-ленней надо быть. Собранней. Скромнее.

— Да в чем же наша нескром-ность? — не выдер-жала жена канди-дата.

— А вот когда одни оста-не-тесь, поду-майте хоро-шенько. До свидания. Приятно провести отпуск... среди народа!

Глеб усмех-нулся и не торо-пясь вышел из избы. Он не слышал, как потом мужики, расхо-дясь от канди-дата, гово-рили: «Оттянул он его!.. Дошлый, собака. Откуда он про Луну-то знает?.. Срезал». В голосе мужиков даже как бы жалость к канди-датам, сочув-ствие. Глеб же Капу-стин по-преж-нему удивлял. Изумлял. Восхищал даже. Хоть любви тут не было. Глеб жесток, а жесто-кость никто, никогда, нигде не любил ещё.



Главного героя рассказа зовут Чудик. С ним всегда что-нибудь да случается. Собирается к брату, который живет на Урале и которого уже двенадцать лет не видел. Упаковал все необходимые вещи, а уже на следующий день у него были билеты на поезд.

До отъезда еще осталось достаточно времени, Чудик решает приобрести подарки для своих племянников. Накупил сладостей и вдруг видит, что на полу в магазине лежат пятьдесят рублей. Для того времени это были немалые деньги, почти половина заработной платы. Герой с шуткой покричал, что такими деньгами нельзя разбрасываться. Деньги положил на витрину, а то вдруг за ними придут. Чудик вышел из магазина, довольный собой.

Прошло некоторое время и Чудик обнаруживает, что деньги были его. Но в магазин он пойти за своей купюрой не решился. Подумал, что его не поймут там. Отправился домой, где, конечно же, его отругала жена.

Наконец подошло то время, когда главный герой сел в поезд, где поведал свою историю одному из пассажиров. Но ему не поверили.

Затем Чудику пришлось добираться до места на самолете. Сначала побаиваясь, он рассказал свою историю и в самолете, но и на этот раз никто серьезно к этому не отнесся. Сидящий рядом мужчина читал газету, а при посадке упал и выронил челюсть. Чудик пришел на помощь мужчине и нашел челюсть, но мужчина только поворчал насчет гигиены.

Наконец-то прилетели.

Чудик отправил жене телеграмму, где сообщил в стихотворной форме: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Васятка». Но телеграфистка исправила все, сократив сообщение до двух слов «Долетел» и «Василий».

Чудику было известно, что у брата трое детей. А вот про жену брата он позабыл, а она, в свою очередь, испортила Чудику весь отдых.

Сели два брата за стол и начали вспоминать, но получилось это у них слишком громко. Сноха начала ругаться на кричащих, они послушались и вышли на улицу. Брат Чудика пожаловался на свою жену, что та считает его деревенским. Сама же жена тоже родом из деревни, но мнения о себе слишком высокого. Она работает в буфете в каком-то здании управления.

Жена брата сразу же невзлюбила приехавшего гостя. Чудик решил сделать ей приятный сюрприз, разрисовав коляску. В своей деревне Чудик разрисовал печку, и это очень всем понравилось. Чудик предположил, что снохе тоже понравится такое творчество. Но все получилось не так, как предполагалось. Вернувшись с прогулки, Чудик услышал как сноха кричит на его брата. Она хотела, чтобы Чудик завтра же покинул их дом. Чудик обиделся на это, провел ночь в сарае, а на следующий день уехал домой.

Но домой он возвращался, подпрыгивая и что-то напевая.

В одном месте чуть не упал, поскользнувшись. Настоящее имя Чудика было Василий Егорыч Князев. Ему было тридцать лет. Он работал в селе киномехаником. Любил собак и сыщиков. В самом детстве была у него мечта стать шпионом.

О чем этот рассказ? В чем смысл и мораль?

Обновлено: 2013-09-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Некий шофер Сергей Духанин, который едет в город за запчастями собрался купить своей жене сапожки. Но стоят они дорого для деревенского жителя - 65 рублей без копеек. Но у шофера пробуждается желание подарить жене именно эти красивые сапожки.

Он представляет, как она будет радоваться такому подарку. Но в тоже время возможно будет и ругать его за дорогой подарок. Беда в том, что он не знает какой размер у Клавдии-его жены. Но, не смотря на это он все-таки берет сапожки наугад, ведь чувство порадовать жену перехлестывает Сергея. Забота о родных важнее всего, несмотря на высокую цену.

Приехав домой Сергей показывает подарок жене. Сам же Сергей очень переживает за свой поступок. Пока дочери и Клавдия рассматривают сапожки и охают от названной цены у Сергея трясутся руки ведь цена сапожек не по карману для его зарплаты. Сапожки оказались малы. В будущем может и дочь одеть эту красоту. Но, несмотря на это вечер в семье Сергея проходит просто замечательно. Особая атмосфера теплоты создается от поступка Сергея. На душе стало хорошо.

Рассказ Шукшина Сапожки учит взаимоотношению в семье весьма философская тема. Забота о родных-главное в семье. Даже несмотря на неудачный выбор Сергея в семье царит гармония теплоты и уюта. Но на всякий случай лучше бы знать размер ноги жены на будущее.

Картинка или рисунок Сапожки

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Старшая Эдда

    Сборник состоит из более чем 35 песен, в поэтической форме раскрывающих представления древних скандинавов о сотворении и устройстве мира, и структурно разделенных на три части:

  • Краткое содержание Маршак Багаж

    Действие происходит на неизвестной железнодорожной станции. Женщина сдает в багаж крупные вещи: диван, чемодан, саквояж, корзину, картину, картонку. Также в открытом багажном вагоне поедет маленькая собачонка.

  • Краткое содержание Оперы Римского-Корсакова Царская невеста

    Григорий уже давно влюблен в Марфу, которая является дочерью новгородского купца. Вот только сказать ей об этом никак не решается. А когда вдруг решился, то получил отказ, ведь она уже была выдана замуж за богатого боярина Лыкова

  • Краткое содержание Бёрджесс Заводной апельсин

    Если бы я составлял список литературы, обязательной для изучения в школах, в него бы, без всяких мнений, попал роман Энтони Берджесса Заводной апельсин. Произведение очень жесткое

  • Краткое содержание Ефремов Час быка

    Будущее часто кажется нам далеким и просто иногда нереальным. Все представляют свое будущее и будущее детей своих – по-разному. Но никто точно не может знать, как и что будет в самом будущем. Современные технологии

Из небольшой деревни Новой вышло много «знатных» людей: один полковник, два лётчика, корреспондент… Односельчане гордятся именитыми земляками, но испытывают и некоторую деревенскую ревность к вышедшим в видные фигуры горожанам. Пусть они не слишком задаются, пусть знают, что и те, кто остался в родной деревне, тоже не лыком шиты!

Приезжая погостить на родину, знатные люди обычно собирают односельчан на застолье по случаю приезда. Жители Новой любят, чтобы во время таких встреч кто-нибудь из деревенских «срезал» городского: поставил его в тупик замысловатыми речами и каверзными вопросами, показав превосходство простых селян над образованными горожанами. Мастером красиво «срезать» городских грамотеев считается в селе Глеб Капустин – белобрысый мужик, любитель читать газеты и смотреть телевизор.

После приезда очередного знатного земляка мужики из Новой собираются на крыльце у Капустина и ведут его на посиделки к приезжему как опытного кулачного бойца, предвкушая удовольствие послушать, как Глеб срежет горожанина.

На сей раз к старухе Агафье Журавлёвой приезжает на отдых сын Константин Иванович, кандидат наук, с женой Валентиной, тоже кандидаткой. Вечером того же дня Агафья накрывает для односельчан стол. Во главе деревенских мужиков к Агафье приходит и Глеб Капустин. Сев за угощение, он сразу начинает «подбираться к прыжку».

Написанный с искрометным юмором диалог между «дошлым» Капустиным и кандидатом наук Константином Ивановичем составляет центр рассказа Шукшина «Срезал». Капустин, черпающий свои «познания» из обрывков услышанных из радио- и телепередач новостей, с успехом противопоставляет городской эрудиции деревенскую смекалку.

Заводя разговор с «кандидатом», Глеб вначале интересуется, что думают современные мыслители о «первичности духа и материи» – не «наблюдается ли по этому поводу растерянности среди философов»? Константин Иванович начинает смеяться. Чувствуя, что попал пальцем в небо, Глеб ловко переводит беседу на «проблему шаманизма в отдельных районах Сибири». Замявшийся кандидат наук не сразу находится с ответом. Все больше переходя в наступление, Капустин спрашивает, соответствует ли истине «предположение, что Луна лежит на искусственной орбите и внутри её живут разумные существа»? Ведь люди стали летать на Луну, и может получиться, что «в один прекрасный момент разумные существа не выдержат и вылезут к нам навстречу». Капустин осведомляется у кандидата: знает ли он способ, чтобы земляне и лунатики смогли при встрече понять друг друга. Опешивший Константин Иванович вновь не находит, что сказать. Глеб тогда предлагает оригинальное и простое решение:

– Я предлагаю: начертить на песке схему нашей солнечной системы и показать ему, что я с Земли, мол. Что, несмотря на то что я в скафандре, у меня тоже есть голова и я тоже разумное существо. В подтверждение этого можно показать ему на схеме, откуда он: показать на Луну, потом на него. Логично? Мы, таким образом, выяснили, что мы соседи…

Торжествуя полную победу над образованными горожанами, Капустин ставит им на вид: «надо хотя бы газеты читать – кандидатам это тоже не мешает. Деревенских сейчас не удивишь, если прикатишь на такси и вытащишь из багажника пять чемоданов. Мы тут видели и кандидатов, и профессоров, и полковников. Так что почаще спускайтесь на землю. Ей-богу в этом есть разумное начало».

Василий Шукшин. Срезал. Читает П. Шкалов

Застолье у Агафьи едва не переходит в скандал. Ошеломлённый Константин Иванович называет Капустина «типичным демагогом-кляузником». Глеб парирует это утверждением, что в жизни не написал ни одной анонимки, и советует супругам кандидатам впредь быть «немного собраннее и подготовленнее перед выездом в народ – а то легко можно в дураках очутиться».

Капустин с горделивым достоинством выходит из избы, а восхищённые односельчане потом долго вспоминают, как он «оттянул» и «срезал» городского кандидата.

Сёмка Рысь – забулдыга, непревзойдённый столяр Чебровки – настоящий мастер своего дела. Вся сила его в руках, люди называли их золотыми. Изготовленные им шкафы пользовались спросом. А одному писателю в областном центре он оборудовал кабинет, подогнав под деревенскую избу, потому что писатель скучал по родной деревне.

Писатель показывал Сёмке старинные иконы, прялки, книги о старине. В то же лето Сёмка заинтересовался церковкой в деревне Талице, находящейся в трёх верстах от Чебровки. Талица состояла из 8 дворов (раньше было 20). Церковь была закрыта и стояла сразу за поворотом, у откоса, не на горе, как принято, а внизу. В Чебровке тоже была церковь, закрытая и даже треснувшая, большая, на возвышении. Но выигрывала маленькая талицкая: была лёгкая, белая и открывалась вся внезапно.

Однажды в выходной день Сёмка пришёл к талицкой церкви и стал думать о её мастере-строителе, дело которого до сих пор радует людей. Сёмка заметил, что четыре камня под карнизом блестят, и понял, что у мастера была идея отшлифовать всю восточную сторону, чтобы церковь при восходе солнца вся загоралась. Сёмка через подвал проник в церковь и понял её секрет: мастер убрал прямые углы внутри, разрушил квадрат, как бы раздвинул стены, причём положил снизу тёмные камни, выше - светлее, а купол выложен из светлого шлифованного камня.

На следующий день Сёмка поехал в райгородок в действующую церковь. Отец Герасим рассказал, что церковь построена во второй половине 17 в., но не знал имени мастера. Сёмка стал просить, чтобы церковь, у которой есть деньги, отремонтировала такую красоту. Он брался сам отремонтировать до холодов, если ему дадут двух – трёх помощников. Поп велел Сёмке идти с этим вопросом к митрополиту, потому что церкви восстанавливает государство в своих целях. На вопрос, верует ли он, Сёмка отвечал, что не в этом дело, что он как все, да ещё и пьёт. А только жалко, что такая красота пропадает.

Священник дал Семёну денег на дорогу в область и обещал позвонить митрополиту, а на обратном пути просил заехать к нему.

Митрополит принял Сёмку радушно, рассказал, что ему тоже неизвестно имя мастера, но тот знал владимирские и московские храмы. Митрополит объяснил, что им не разрешают ремонтировать церковь, потому что какая же это будет борьба с религией, если новый приход открывать.

Митрополит посоветовал написать бумагу в облисполком, что церковь представляется народу ценной. А если откажут в области – писать в Москву, оттуда могут прислать комиссию. Сёмка понял, что такой бумаги написать не сможет, и решил обратиться к писателю. Его неприятно поразило, что у митрополита дом из 8 комнат и «Волга» во дворе. Сёмка решил иметь дело с родной советской властью.

Сначала Сёмка пошёл к писателю, но того не было дома. Тогда мастер пошёл к председателю облисполкома и сразу попал к нему, потому что секретарша перепутала его с кем-то. Председателю Сёмка объяснил, что он берётся отремонтировать талицкую церковь, потому что «это гордость русского народа, а на неё все махнули рукой». А церковь может «стоять ещё 300 лет и радовать глаза и душу». Председатель передал Сёмку Завадскому, который в облисполкоме был «по этой части».

Завадский выслушал Семёна, нашёл нужную папку и рассказал всё, что известно о талицкой церкви. Это церковь «на крови», на месте убийства кого-то из князей Борятинских. Архитектор её неизвестен, как памятник архитектуры она ценности не представляет, потому что копирует владимирские храмы, а её небольшие размеры связаны со скромными материальными возможностями.

Завадский сказал, что посылал запрос в Москву, что привозил специалистов обследовать церковь, а необычной формы прикладок внизу – это укрепление фундамента, разрушенного захоронениями. Он показал фотографию владимирского храма 12 века, который повторяла талицкая церковь, и посочувствовал Семёну, обманувшемуся, как и Завадский.

По дороге домой Сёмка заехал к отцу Герасиму, который был на службе, отдал его домашним остаток денег, оставив себе на дорогу домой и на бутылку красного, долг обещал выслать по почте. С тех пор он не говорил о талицкой церкви, никогда на неё не смотрел, и никто не спрашивал у него, куда и зачем он ездил.

  • «Мастер», анализ рассказа Шукшина
  • «Солнце, старик и девушка», анализ рассказа Шукшина