"гордое имя". Мальчик сказал мне: «Как это больно

Литературное чтение

Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «__»

(3 четверть)

Урок 2

Тема урока: «Хороший язык и плохой язык». Притча А. Кешоков «Мне больно, мальчики»

Цели урока:

  • создание эмоционального настроя на восприятие тематиче­ского материала нового раздела, формирование представлений о прит­че, совершенствование навыков чтения и литературного анализа разно­жанровых произведений со сходной тематикой;
  • развитие мышления, речи;
  • воспитание чувства ответственности за свои слова и поступки.

Тип урока урок усвоения навыков и умений;

Методы преподавания : информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___________________________

Методы учения : исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; ___________________________________________________

Оборудование, наглядность, ТСО: учебник по литературе, тетрадь, портрет

Ход урока.

  1. Введение в раздел.

Прочитайте название темы, рассмотрите иллюстрацию к разде­лу. Как вы думаете, в каком из этих значений употреблено слово «урок» в названии темы?

Учебная работа, заданная ученику.

Учебный час.

Нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Учащиеся выбирают последнее значение и обосновывают свой

Произведения, помещенные в этом разделе заставят задуматься о себе и других, позволят увидеть последствия своих поступков, научат делать выводы и принимать решения. Название темы - строчка из сказ­ки. В разделе много сказок. Ведь сказка обязательно учит чему-то, и вы­думанный сказочный мир всегда несет с собой мудрую мысль. Читайте, извлекайте уроки.

  1. Подготовка к восприятию произведения. Фаза вызова интереса. Целевая установка.

Учитель предлагает учащимся разделить лист тетради на две ча­сти и коротко ответить на вопросы:

Что делает человека счастливым? Что делает человека несчастным?

Через несколько минут учащиеся зачитывают ответы.

Вы хорошо потрудились. А сейчас я прочту вам притчу. Прит­ча - это рассказ с нравоучением. Обратите внимание, какие интересные ответы на эти же вопросы дал королю один мудрый скульптор.

Словарная работа: скульптор, скульптура.

  1. Работа над произведением «Хороший язык и плохой язык».

1) Чтение текста учителем.

2) Проверка первичного восприятия.

Почему притча так называется?

Что оказалось для вас неожиданным, интересным?

  1. Выборочное чтение по вопросам 1-4 учебника. Работа с иллюстрациями.

Подпишите иллюстрации словами из текста.

  1. Выполнение задания, обозначенного ключиком. Определе­ние основной мысли притчи.
  1. Работа над стихотворением А. Кешокова «Мне больно, маль­чики» проводится в соответствии с вопросами и заданиями учебника.
  1. Беседа. Сопоставление произведений.
  1. Итог урока.

Какие произведения читали на уроке?

Что такое притча?

О чем вас заставили задуматься прочитанные произведения?

  1. Домашнее задание. Подготовить пересказ притчи. Объяснить смысл пословиц.

В стихотворении «Мальчик сказал мне: «Как это больно» Анна Ахматова в очередной раз поднимает тему первой любви на фоне охлаждения отношений со своим мужем, Николаем Гумилёвым.

Предыстория строк

После венчания Анны и Николая прошло всего три года, а былой эйфории нет. Гумилёв хочет, чтобы Ахматова была в первую очередь женой, Анна Андреевна не может разделить себя между творчеством и семьёй. Более того, поэтесса больше желает писать, нежели сидеть у окошка в ожидании мужа. Эта ситуация и наталкивает автора на написание строк. Возможно, частично они относятся и к Гумилёву, хотя основная тема строк – это рассказ лирической героини о любви к ней мальчика.

Разбор стихотворения

В начале стихотворения поэтесса в образе лирической героини пишет, что мальчик жалуется на боль от любви к ней, от этого героине его очень жаль, так как с её стороны любви либо нет и не было, либо она погасла. Недавно ещё мальчик верил во взаимность и был счастлив, теперь он печален, так как не видит ответа любви в глазах девушки.


И только слыхал про печаль.

На фоне безответной любви мальчик набирает мудрости, но глаза его тускнеют из-за отсутствия взаимности и влюблённый отрок постепенно превращается в мужчину.

Героиня жалеет мальчика, она понимает, как ему больно, но не может предложить себя ради него. Мальчик гладит её руки, героиня не против, но руки её холодны, что доставляет только лишние страдания влюблённому.


Холодные руки мои.

Обращение к Гумилёву?

Последний абзац можно воспринимать как частичное обращение к Гумилёву. Хорошо известно, что именно Николай долго добивался любви Анны и продолжал её любить, даже когда они расстались. Ахматова «холодными руками» показывает, что огонь страсти затухает в её сердце, а фраза «жадно и жарко гладит» говорит, что Гумилёв её всё-таки любит. Это версия, что реально думала поэтесса при написании последних строк вопрос.

Ещё одно простое, но красивое стихотворение великой русской поэтессы. Оно не может остаться незамеченным теми, кто пережил первую разлуку и помнит вкус её боли.

Мальчик сказал мне: «Как это больно!»
И мальчика очень жаль...
Еще так недавно он был довольным
И только слыхал про печаль.

А теперь он знает все не хуже
Мудрых и старых вас.
Потускнели и, кажется, стали уже
Зрачки ослепительных глаз.

Я знаю: он с болью своей не сладит,
С горькой болью первой любви.
Как беспомощно, жадно и жарко гладит
Холодные руки мои.

Октябрь 1913

«Писатель Хемингуэй» - Зарубежная литература 20 века. Примеры. Выдающийся американский писатель. Принцип гуманизма. Э.Хемингуэй – лауреат Нобелевской премии в области литературы за 1954 год. В 1952 году писатель создает новеллу-притчу «Старик и море». Э. Хемингуэй. Эрнест Миллер Хемингуэй. Ведущий художественный принцип - психологизм.

«Рассказы Носова для 2 класса» - Как называется рыба. Какой рассказ можно соотнести с пословицей «У страха глаза велики». Герой одного из рассказов. Обрадовалась ли мама, когда Котька принёс домой огурцы. Что вручали в награду лучшему огороднику. Что сказали ребята Бобке. «Фантазёры». Чем швырял Володя в шляпу. Рассказ Н. Носова. Какой рассказ можно соотнести с пословицей «Терпенье даёт уменье».

«Николай Рубцов» - «Я так люблю осенний лес…». Загадочной выглядит взаимосвязь поэзии Рубцова его жизни. 26 июня 1942 года внезапно умерла Александра Михайловна Рубцова. Рубцов не выбирал своей судьбы, он только предугадывал ее. Рубцов поступил в Литературный институт, когда ему исполнилось 26 с половиной лет. В 1962 году было написано стихотворение « Жалоба алкоголика».

««Пётр Первый» Алексея Толстого» - Образ Василия Голицына. Деятельность Петра. Образ Петра. Образ Петра в романе. Жалкая морщинка. Заседание боярской думы. Поведение Голицына. Представление о методе писателя. Бояре. Преобразования Петра. Становление личности в эпохе. Академик. Петр во время военных походов. Художественная деталь. Самодеятельность.

«Поэзия Мандельштама» - II вариант: Какова композиция стихотворения? Главная поэтическая мысль - жизнь невозможна без свободы. Что объединяет разнородные элементы в единую гармоническую конструкцию? Можно ли объединить строфы - двустишия? Цель: Изучить особенности поэзии О.Мандельштама. Стихотворение «Notre Dame» 1912. Самостоятельная работа по вариантам.

«Александр Вампилов» - Открыт первый памятник Александру Вампилову. Советская молодежь. О жизни замечательных людей. Стечение обстоятельств. Вампилов трагически погиб. Александру Вампилову посвящается. Теплоход «Александр Вампилов». Произведения Вампилова. Памятник Александру Вампилову. Свидание. Кутулик. Иркутский госуниверситет.

Дата ……………………………..

Учитель МБОУ сош №8 с.Аур: Мухамадеева Л.Н.

Тип урока: Изучение новой темы.

Тема: А.Кешоков «Мне больно, мальчики».

Цель: формирование нравственных убеждений.

Научить объяснять поведение персонажа, определять его внутреннее состояние, характер героя;Развивать умение высказывать своё личное отношение и позицию к прочитанному, опираясь на текст, делать выводы;Расширять словарный запас детей, развивать грамотную устную речь;Воспитывать уважительное отношение к людям, сотрудничать с товарищами – выслушивать и высказывать мнение в работе.Оборудование: учебник «литературное чтение» Э.Э.Кац 3 кл., рабочая тетрадь №3, мультимедийное оборудование, словарь Ожегова, толковый словарь, карточки для групповой и индивидуальной работы.

Ход урока.

Организационный момент.

Прозвенел уже звонок нам пора начать урок.

Работа с пословицами:

Добро на два века: на тот и на этот.

Главная мысль пословицы?

Где дружба прочна – там хорошо идут дела.

Объясните смысл данной пословицы.

Главная мысль пословицы?

«Сабля ранит голову, а слово душу.»

Объясните смысл данной пословицы.

Главная мысль пословицы?

Работа в группе.

с разрезанным словом)

Что объединяет эти слова?

Используя свой жизненный опыт, объясните значение этого слова. Обсудите, как будете отвечать

соберите слово, которое поможет вам объединить эти слова.

отношения

Работа со словарями

Прочтите, как объясняет значение этого слова словарь.

Работа в группе.

Считаете ли вы, что эти пословицы связаны с новым произведением?

Постановка цели и задач урока.

Работа по учебникус.16

Определите тему нашего урока.

Пшемахович

«Мне больно, мальчики»

Какими будут задачи урока

разобраться какие взаимоотношения должны быть между людьми;

Потренируемся произносить И.О.Ф.,

Позовите, как бы позвали своего учителя.

Назовите, соблюдая норму произношения, как уважаемого поэта.

Алим Пшемахович

Алим Пш[ы]мах[а]вич

К[и]шок[а]в

Игра «Микрофон»

Прочитайте биографию поэта.

Родился Алим Пшемахович Кешоков 22 июля 1914 года в селе Шалушка. Отец мечтал, что из сына вырастет настоящий "алим", что означает "ученый". Алима отправили на 5 лет в школу-интернат недалеко от Шалушки. Здесь произошла его встреча с человеком, которая определила его литературную судьбу. Этим человеком был преподаватель кабардинского языка. Первое стихотворение Алима Кешокова все прочитали в год его семнадцатилетия. Первый сборник стихов "У подножья гор" вышел в самом начале войны. Автор успел захватить с собой на фронт два экземпляра этой книги. С самого начала Великой Отечественной войны А. Кешоков принимает участие в охране побережья от немецкого десанта в городе Хосте. В одном из боёв Кешоков получил ранение. За участие в обороне Сталинграда он был награжден медалью "За оборону Сталинграда". Алим Пшемахович - автор многих десятков поэтических сборников, пьес, поэм, стихов для детей и взрослых. Умер Алим Пшемахович Кешоков 29.01.2001 года в городе Москве.

Расскажите, что узнали из прочитанного текста.

Работа над новым материалом.

Побуждение.

Не читая произведение можно сказать, что слова, записанные на доске, связаны с темой нашего урока? Докажите.

На рисунке к стихотворению мы видим обиженных мальчиков

Прочтите еще раз название произведения. На что оно похоже? Когда жалуются, будут ли это отношения?

Название похоже на жалобу.

Можно ли определить каким будет произведение?

Работа над стихотворением.1-е чтение

«Мудрецы»

Прочитайте стихотворение шёпотом, только для себя.

Карандашом пометьте слова, значение которых вам не понятны.

Чтение «про себя»

Работа в тетради с.8 №2

К какому жанру относится произведение? Докажите.

Выпишите рифмованные слова последней части в тетрадь.

1у. читает: Столкнулись-улыбнулись; как-то раз – из глаз; друг – вдруг; когда –то – ребята.

2-е чтение

1 ученик читает

Работа по вопросам к тексту.

О ком это произведение?

Как догадались?

О мальчике: нарисован, лазил по деревьям, работал в мастерской пилой.

Почему именно слово «помню» стоит на отдельной строке?

Как бы задумался вспоминая, то что с ним происходило раньше.

Он уже вырос.

Кого вспоминает мальчик?

Мальчик вспоминает себя, брата, друга.

Какова главная мысль произведения?

Словом можно обидеть человека

Работа в тетради с.8 №3

Можно ли согласиться с поэтом, что именно словом наносят самую сильную рану?

Объясните, о какой ране говорит поэт в стихах.

Докажите, словами из текста.

1. Записывают в тетради ответы.

Но обидным словом друг

Рану мне нанес когда-то.

Стало очень больно вдруг!

Больно и сейчас, ребята.

Работа по вопросам к тексту.

пословицы

Почему же мальчик не обиделся на брата?

Какими отношениями можно их назвать?

Мы часто, ударяемся, полечим рану и забываем о ней.

Выразите главную мысль стихотворения одной из пословиц, поясните свой выбор.

«Руку, ногу переломишь, сживется; а душу переломишь, не сживется.»

«Сабля ранит голову, а слово душу»

А в вашей жизни случались ситуации, когда вас обижали словом? Что вы чувствовали?

Ответы детей.

Кто же этот мальчик, у которого на душе такая глубокая рана осталась?

Поясните свое мнение.

Как вы думаете каким человеком был Алим Пшемахович?

Добрым, с ранимым сердцем, обидчивым…

Почему же эта рана осталась на всю жизнь?

Эта рана осталась на всю жизнь, потому что он был другом, они вместе играли, делились секретами…, а он его предал, обидел словом.

Мужская дружба должна быть навеки, крепкой, а его предали.

Скажите, а разве дружба бывает, только у мальчиков?

Между людьми, животными, природой….

Какими должны быть между людьми, чтобы дружба осталась на веки?

Рефлексия учебной деятельности

Как вы думаете, зачем Алим Пшемахович рассказал нам эту историю?

Какие задачи ставили в начале урока?

Какие выводы для себя сделали?

А правильно ли это не прощать?

Какими должны быть отношения между людьми, чтобы не было на душе так больно?

Чтобы мы задумались и не обижали друг друга.

Добро, которое мы делаем другим, добром же возвращается к нам.

Представьте, что вы друг Алима Пшемаховича.

Какой пословицей вы бы успокоили его раненную душу? Поясните свой ответ.

«Дружбу помни, а зло забывай.»

«С другом дружи, а недругу не вреди».

9 баллов и выше - 5.

7-8 баллов – 4.

Дети называют свою оценку.

Как вы думаете произведение К.Паустовского «Теплый хлеб», тоже будет учить нас правильным взаимоотношениям?

Послушайте отрывок из стихотворения А.Фета

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Оценочный лист.

Имя …………………………………………….

1. работа с пословицами.

2. Работа со словарем.

3. работа в группе.

7. определил главную мысль.

8. итоговая оценка.

Оценочный лист.

Имя …………………………………………….

1. работа с пословицами.

2. Работа со словарем.

3. работа в группе.

4. определение темы и задач урока.

6. выразительно прочитал стихотворение.

7. определил главную мысль.

8. итоговая оценка.

Оценочный лист.

Имя …………………………………………….

1. работа с пословицами.

2. Работа со словарем.

3. работа в группе.

4. определение темы и задач урока.

6. выразительно прочитал стихотворение.

7. определил главную мысль.

8. итоговая оценка.

Оценочный лист.

Имя …………………………………………….

1. работа с пословицами.

2. Работа со словарем.

3. работа в группе.

4. определение темы и задач урока.

6. выразительно прочитал стихотворение.

7. определил главную мысль.

8. итоговая оценка.

Оценочный лист.

Имя …………………………………………….

1. работа с пословицами.

2. Работа со словарем.

3. работа в группе.

4. определение темы и задач урока.

6. выразительно прочитал стихотворение.

7. определил главную мысль.

8. итоговая оценка.

Оценочный лист.

Имя …………………………………………….

1. работа с пословицами.

2. Работа со словарем.

3. работа в группе.

4. определение темы и задач урока.

6. выразительно прочитал стихотворение.

7. определил главную мысль.

8. итоговая оценка.

Оценочный лист.

Имя ……………………………………………...

«Твори добро!» Презентация к уроку внеклассного чтения по повести Альберта Лиханова «Мальчик, которому не больно»

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ Спицынская СОШ п. Ленинская Искра Котельничского района Кировской области

Зыкова Любовь Александровна.


  • Писатель, журналист, председатель Российского детского фонда, президент Международной ассоциации детских фондов, директор научно-исследовательского института детства, академик нескольких академий, почетный гражданин г. Кирова и Кировской области. Признан Человеком 2010г.за достижения в области литературы и гуманизма и по номинации «Охрана детства».

  • Писатель родился 13 сентября 1935 г. в городе Кирове. Отец его был слесарем, мама работала мед. лаборантом в больнице.
  • В 1953 г. поступил в Уральский государственный университет в г. Свердловске на отделении журналистики.
  • В 1958 г. после окончания университета Альберт Лиханов возвращается в Киров, где работает литературным сотрудником газеты «Кировская правда», а с 1961 г. возглавляет редакцию газеты «Комсомольское племя».

С 1975 г. он главный редактор журнала «Смена» (20 лет проработал в этом журнале, из них 13 лет в качестве главного редактора).

Обратившись однажды к теме детства, Лиханов остается верен ей до сегодняшнего дня.

Его книги решают важную задачу: как человеку остаться человеком в сложных жизненных ситуациях, как сохранить в душе свет детства и веру в добро.





В 1987 г. Альберт Лиханов организовал Детский фонд с отделениями во всех республиках, краях и областях, и все они работают в настоящее время. Вот лишь некоторые из проектов: «Теплый дом», «Детская библиотека», «Дар жизни», «Детский диабет», «Детский церебральный паралич», «Глухие дети». Ему же принадлежит идея создания семейных детских домов.

Он занимает активную гражданскую позицию защитника нравственных ценностей и традиций своего Отечества, поэтому борется словом писателя и делами Детского фонда за сохранение счастья в жизни каждого ребенка, за понимание взрослыми проблем молодого поколения.







«Не сказка для не взрослых» – подзаголовок книги.

На долю мальчика, кроме неизлечимой болезни, выпадают тяжкие, истинно взрослые испытания.

Русская литература ещё не знала такого пронзительного повествования о силе духа, обращённого к детям.




Братья Лебеди


Папа верит: сын будет ходить

Папа верит: сын будет ходить


«Всё будет в порядке»


«Философская» Бабушка:

«Всем надо сражаться»


Жизнь рушится в один миг

Я плакал. Слёзы лились и лились… Выходит, меня мама тоже смахнула


Конец всему. Я оказался во тьме.. Жить – невозможно. Умереть – невозможно.

Мама! Где ты? Что ты наделала?


Я поправлюсь? Скажите!

Это бывает?

Верь и терпи!


Молодчик:

Воюй, парень!

Быть лучше,

чем не быть!

Ты не слабый.

Ты сильный.

Нам другое нельзя.


преодолён.

Нестерпимая боль в ногах становится чудом.

Мне больно!


Вспомните слова мои, выросшие дети, Не жалейте ласки старым и больным. Вы с годами сами будете мудрее, Доброта вам будет счастьем дорогим.

А. Ильина


Спасибо за внимание. При создании презентации использованы образовательные ресурсы Интернета